Социально-экономические итоги 2013 года

Инвестиции
Событие: Завершился 2013 год. Он отличался обилием неоптимистичных прогнозов регулярно звучащих из уст глав финансово-экономического блока органов государственной власти, большая часть из которых подтвердилась.

Комментирует: эксперт Центра, Кравченко Л.И.

Уходящий 2013 год можно назвать и годом упущенных возможностей, и годом плохой стабильности. В учебники по истории он войдет как период стагнации, невыполненных майских указов Президента, постоянных снижений прогнозов экономического развития, признания внутренних проблем в экономике, форсирования кредитования физических лиц, санации банковского сектора, но вместе с тем и годом преодоления естественной убыли населения. В уходящем году были заданы основные векторы развития предстоящих лет: деофшоризация российской экономики, инвестирование в крупные инфраструктурные проекты из средств Фонда национального благосостояния и очередное освоение Сибири и Дальнего Востока.

Год стагнации

Россия замедлила темпы экономического роста: в 2013 году он стал самым низким с момента финансово-экономического кризиса 2009 и 1998 г., достигнув уровня 1997 г. – 1,4%.


Рис. 1. Темпы роста ВВП, в %

Впервые Президент признал, что причины кризиса - внутренние проблемы, а именно диспропорции в развитии отдельных отраслей экономики, ориентация на добывающую промышленность, низкая производительность труда, недостаток инвестиций.

По темпу роста ВВП Россия существенно уступает своим партнерам по БРИКС: так в Китае, Бразилии и Индии он составил за третий квартал 7,8%, 3,3% и 2,7% соответственно (в России – 1,2%). Из государств данной группы Россия не только хуже всех перенесла кризис 2009 г., но и не демонстрирует в перспективе тенденций к улучшению.


Рис.2. Темпы роста ВВП стран-членов БРИКС, в %

Экономика России пока еще не в кризисе, она пребывает в состоянии стагнации, от которой при отсутствии необходимых стране структурных перемен и до кризиса недалеко.

Индекс промышленного производства в этом году упал с 102, 6 (показатель 2012 г.) до 99,9 %, таким образом, объем промышленного производства в 2013 году сократился на 0,1% от предыдущего. Однако промышленное производство - это интегрированный показатель, включающий в себя индекс добывающей промышленности, обрабатывающей промышленности и производство электроэнергии. Единственным направлением, по которому Россия в текущем году улучшила свои показатели, стала добыча полезных ископаемых. Она выросла на 1,2%, в то время как оставшиеся два показателя упали на 0,6% и 0,7%. Видимо, рост добычи должен был компенсировать снижение стоимости нефти.


В обрабатывающей промышленности пик падения выпал на долю отраслей, занимающихся производством машин и оборудования (тракторы для сельского и лесного хозяйства, генераторы переменного тока, радиаторы центрального отопления, турбины газовые).

В целом снижение объема промышленной продукции связано со снижением инвестиций в основной капитал как за счет внутренних источников, так и за счет внешних инвестиций.

Инвестиции в основной капитал за 11 месяцев составили 99,3% от уровня аналогичного показателя предыдущего года, при этом за 11 месяцев 2012 года прирост инвестиций был равен 108,2%.


Рис.4. Темп прироста инвестиций в основной капитал, в %

За последние 13 лет снижение уровня инвестиций в основной капитал ниже предыдущего произошло дважды: в 2009 г. до 86,5% в связи с экономическим кризисом и в текущем году. Хотя снижение не столь существенное, обращает на себя внимание тот факт, что подобные явления – это единичные случаи, и отрицать вероятность ухудшения экономической ситуации в будущем не стоит. 2013 год может быть предвестником кризисных явлений.

Еще большее разочарование этот год принес тем, кто ожидал активного влияния иностранных инвестиций на экономику России. Хотя по данным за январе-сентябре 2013г. в экономику России поступило $ 132,4млрд. иностранных инвестиций, что на 15,7% больше, чем в январе-сентябре 2012 года, объем вывезенных инвестиций за этот же период времени достиг $ 163,3 млрд., что на 49,2% больше, чем в январе-сентябре 2012 года. Жесткая политика Центрального Банка в отношении банковского сектора привела к резкому оттоку иностранных инвестиций. За первые 9 месяцев 2013 г. из России было вывезено инвестиций больше, чем в нее поступило. Общий объем отрицательного сальдо составил $30 873 млн. При сохранении тенденции этот показатель достигнет $ 41 164 млн.


Рис.5. Поток иностранных инвестиций из и в Россию, $ млн.

В структуре иностранных инвестиций, накопленных в России, 66,3% - это прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты), 32,3% - прямые инвестиции и 1,4% - портфельные. В накопленных за рубежом из России инвестиций более 70% занимают прямые инвестиции.


Рис.6. Структура накопленных иностранных инвестиций



Рис.7. Структура вывезенных из России инвестиций в зарубежные предприятия

По сравнению с 2012 г. доля инвестиций, полученных в виде кредита, увеличилась, доля остальных инвестиций – снизилась. Для экономики страны важны именно прямые инвестиции. Но, несмотря на многочисленные призывы власти создать благоприятный инвестиционный климат, привлечь прямые инвестиции так и не удалось, в результате отечественные компании вынуждены прибегать в займам на внешнем рынке, от этого растет корпоративный долг в общем долге страны. Главными кредиторами России являются Люксембург, Нидерланды, КНР, Кипр, Великобритания, Ирландия.


Рис.8. Доля кредитов по странам, предоставившим кредит, в общем объеме полученных кредитов (прочие инвестиции в структуре инвестиций), в %


Рис. 9. Накопленные инвестиции в России по странам (в % к общим объемам инвестиций каждой страны)

Иностранные инвестиции в российскую экономику выступают индикатором доверия бизнеса к власти, но инвестиции инвестициям рознь: в виде кредитов они не оказывают однозначно положительного влияния на экономику, а в некоторой степени создают угрозы национальному суверенитету и стимулирую создание серых схем отмывания денег.

В майских указах Путин поставил задачу улучшения рейтинга России в Doing Business (отражает легкость ведения бизнеса в странах мира). Задача была выполнена – страна поднялась с 112-й на 92-ю строчку. Все это было сделано с целью привлечения иностранных инвестиций. Однако 2013 год превзошел даже худшие показатели 2008г., когда бегство иностранных инвестиций было сопряжено с мировым кризисом. За 9 месяцев текущего года из России ушло $ 30 млрд. Ключевыми получателями денег стали офшоры – Виргинские острова, Кипр, Нидерланды, Люксембург. Иными словами, к проблеме привлечения иностранных инвестиций подошли не с той стороны, существуют более значимые факторы, нежели простое улучшение рейтинга страны.

Успешным в целом данный год стал только для такой отрасли, как сельское хозяйство. Президент на пресс-конференции 19 декабря высоко оценил успехи в сельском хозяйстве: «индекс производства сельского хозяйства – 6,8%. Надо отметить, что сельское хозяйство, труженики села, конечно, серьёзно помогли в целом экономике, потому что в прошлом году, как вы знаете, был минус, почти 5%, в этом году – плюс 6,8. На фоне известных сложностей в промышленном секторе сельское хозяйство, конечно, общий ВВП вытаскивает». Действительно в текущем году сельское хозяйство значительно улучшило общий показатель ВВП, подобных результатов, по мнению министра экономического развития, в следующем году страна ожидать не сможет.

В 2013 г. также снизился уровень инфляции (6,3%), не изменился показатель безработицы (5,5%). В прошлом году инфляция снизилась до 6,6%, в текущем году по первоначальным прогнозам она должна была составить 6%, однако в целом, как и по остальным сферам, этот результат оказался хуже ожидаемого. Уровень безработицы ожидается на уровне прошлого года - 5,5% (на ноябрь 2013 г. - 5,4%), однако министр экономического развития А.Улюкаев на Совместном заседании Госсовета и Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей развития страны 23 декабря заявил, что в будущем могут быть тенденции к увеличению безработицы.


Внешнеторговая деятельность России также демонстрирует признаки стагнации: в текущем году оборот сократился при снижении объема экспорта и увеличении объема импорта. В январе-октябре 2013г. внешнеторговый оборот России составил, по данным Банка России, $706,7 млрд. (99,9% к январю-октябрю 2012г.), в том числе экспорт - $ 426,7 млрд. (98,2%), импорт - $ 280,0 млрд. (102,5%). Иными словами, рост потребительского спроса в текущем году, во многом достигнутый за счет кредитного раздувания, простимулировал не внутреннее производство, а импорт.

В целом в 2013 году очередной год подряд возросла доля топливно-энергетических ресурсов в экспорте (с 70,3% до 70,7%), на 0,1% выросла доля машин и оборудования, но при этом сократились доли таких групп, как химическая промышленность, металлы и изделия из них, продовольствие и сельское хозяйство.


Рис.11. Структура российского экспорта, 1995 г. и 2013 г., в %

В импорте увеличилась доля таких статей расходов, как закупка продовольствия и продукции химической промышленности, доля машин и оборудования снизилась. Данные тенденции для российского внешнеторгового оборота закономерны, они в очередной раз свидетельствуют об активной эксплуатации сырьевой модели и нежелании на практике отходить от нее в сторону более эффективной экономики.


Рис.12. Структура российского импорта, 1995 г. и 2013 г., в %

Этот год, как и предыдущий, поразил страну ростом оплаты центрального аппарата министерств. Казалось бы, ничего удивительно, зарплата повышаться должна, но почему же заработная плата по стране растет на 11% (в реальная понижена с 6% до 5,6%), а у чиновников на 67,7%. До президентских выборов зарплата в Администрации Президента превышала среднюю по стране в 3,9 раз, то в этом году в 5,6 раз. В октябре 2013 г. средняя зарплата без надбавок в Администрации Президента равнялась 190 097 р. (167% от предыдущего года), в Аппарате Правительства – 184 783р. (172% от предыдущего года), в Совете Федерации – 96 481р. (136,2 % от предыдущего года), в Государственной Думе – 84 330р. (136,1% от предыдущего года).


Рис.13. Динамика роста заработной платы по органам власти и в среднем по стране, 2008-2013 г. (по данным Росстата, данные за 3 квартал 2013 г.), в руб.

Заработная плата высшего руководства растет вне зависимости от эффективности государственного управления, как будто за то, что происходит в стране, ответственны не конкретные лица, а случайные обстоятельства.

Естественный прирост населения

По итогам 9 месяцев Россия смогла впервые с 1992 г. выйти на естественный прирост населения. В первом полугодии сохранялась убыль, за 9 месяцев прирост населения составил 5109 человек.

Естественный прирост по-прежнему наблюдается только в четырех федеральных округах, из них абсолютным лидером остается Северо-Кавказский федеральный округ.


Рис.14. Естественный прирост населения по округам, за 9 месяцев 2013 г., в чел.

В десятку регионов с самым высоким естественным приростом населения входят: исламские республики, при этом лучшие показатели у республик Северного-Кавказа (Дагестан, Чечня, Ингушетия), национальные республики с буддистскими и шаманисткими верованиями (Якутия, Бурятия, Тыва), нефтяные регионы с высоким уровнем жизни (Тюменская область, включая Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономный округ) и центр притяжения рабочей силы - Москва. Несмотря на то, что в этом году естественный прирост уже в 43 субъектах, в 32 показатели ухудшились: либо замедлился прирост, либо усилилась убыль населения. Постепенно начинают сказываться последствия демографического кризиса 90-ых. Государствообразующий русский народ за 9 месяцев текущего года сократился на 57 670 человек, что значительно меньше показателей предыдущих лет (в 2012 г. – 92 259 , в 2011 г. – 186 616). Сокращение численности русских за год может достигнуть 76 000 человек.

По показателю рождаемости Россия улучшила свое положение по сравнению с 2012 г., однако в силу начинают вступать негативные тенденции 90-ых, то есть в ближайшие годы ожидается замедление прироста населения. Убыль русских сокращается, но по-прежнему остается очень высокой.

В текущем году произошли следующие важные события в экономике:

Сокращение официальных прогнозов развития

Прогнозы на 2013 год менялись несколько раз: в декабре 2012 г. ожидаемый темп роста ВВП был снижен с 3,7% до 3,6% , при втором понижении в апреле с 3,6% до 2,4%, в августе новый прогноз был на уровне 1,8%, в декабре – 1,4%. Страна стала развиваться по консервативному сценарию, вступила в «паузу роста». Прогнозы на последующие годы также ухудшены: на 2014 г. - до 2,5% с 3,0%, на 2015 г. - до 2,8% с 3,1%. В минэкономразвитии стагнацию в экономике ожидают и в 2014 году. Заместитель главы МЭР Андрей Клепач назвал уходящий год годом упущенных возможностей. Для выхода на рост экономике нужны кардинальные и волевые решения, однако, по всей видимости, власть предпочтет спокойную стабильность, продолжая ориентироваться на сырьевую модель.

Признание внутренних проблем в экономике

Еще в послании 2012 года Президент заявил, что «резервы сырьевой модели исчерпаны, тогда как интересы развития России требуют ежегодного роста не менее 5–6 процентов ВВП в ближайшее десятилетие». В послании этого года впервые официально было признано, что проблемы в экономике исходят не от кризисных явлений в мировой экономике, а «носят не внешний, а внутренний характер», в первую очередь связаны с производительностью труда, которая отстает от ведущих стран в два-три раза. Напомню, что повышение производительности труда в 1,5 раза по сравнению с уровнем 2011 г. к 2018 г. заложено в майском указе Президента «О долгосрочной государственной экономической политике». Факторами развития производительности труда, по мнению власти, должны быть высокое качество профессионального образования и гибкий рынок труда, благоприятный инвестиционный климат и современные технологии. Переход на систему бакалавриата, выпускающую людей без специальности, засилье некоммерческих вузов, выдающих дипломы о высшем образовании за маржу, явно не смогут обеспечить высокое качество образования; ужесточение политики Центрального банка при полной непредсказуемости не создает благоприятный инвестиционный климат. В итоге вновь провозглашаются одни цель, а инструменты реализации явно соответствуют другим.

Невыполненные майские указы Президента

При вступлении в должность Президента Путин подписал ряд указов, исполнение которых стало приоритетным в государственном управлении. За полтора года их реализации существенных достижений не было, более того, Медведев признал, что выполнение майских указов президента невозможно. На Совместном заседании Госсовета и Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей развития единственным результатом реализации были названы повышение заработных плат в сфере образования. Но даже озвученные цифры по средней заработной плате работников образовательной сферы мало похожи на реальные. От исполнения указов отказываться не стали, Президент пожурил чиновников за ненадлежащую работу и пригрозил в случае неисполнения его указов принятием решительных мер.

Реализация курса на форсирование кредитования

В Послании Президента 2012 года указано на необходимость создания условий для доступного кредитования. Итогом данной политики стало ускоренное наращивание сектора потребительского кредитования. Выступая на форуме Общероссийского народного фронта (ОНФ), Президент России назвал уровень закредитованности россиян высоким, однако, по словам Путина, он не является критическим для российской финансовой системы. На тот момент объем потребительских кредитов достиг 9трлн.р., то есть 14% ВВП. Удивительным остается другое: если уровень высокий, но не критичный, то что нужно делать – предпринимать шаги для урегулирования ситуации или доводить уровень до критичного? В конце декабря Президент подписал закон «О потребительском кредите (займе)»: он ограничивает стоимость потребительского кредита и предоставляет возможность полностью или частично от него отказаться. В итоге кредит станет еще дешевле, что с одной стороны хорошо с учетом неумеренных процентных ставок, но с другой стороны, удешевление кредита приведет к росту кредитования физических лиц, а значит в ближайшее время уровень закредитованности точно достигнет своего критического уровня, и только тогда правительство осмелится решать данную проблему.

Ужесточение банковского регулирования

Центральный Банк предпринял точечные меры с целью санации банковского рынка. С одной стороны, они нужны, так как направлены на избавление сектора от недобросовестных игроков, но как и любые непопулярные меры уже не замедлили негативно сказаться на инвестиционном климате в стране и уровне доверия к власти.

2013 год задал вектор развития и следующему году:

Деофшоризация экономики

Проблема вывоза капитала через офшоры для России уже давно стала одной из центральных. Огромные доходы от экспорта энергоресурсов планомерно вывозятся частным сектором, страна обслуживает потребности внешнего мира, ограничивая себя в потреблении.По данным Центрального банка общий объем вывоза капитала за 20 лет составил $ 436,3 млрд. В текущем году $48,1 млрд., ожидается $48,8 млрд.

Главными экспортерами капитала стал прочий сектор (частные лица и корпорации). За 20 лет только 2006 и 2007 годы были отмечены положительным сальдо движения капитала. Резкий отток произошел в 2008 году, и на данный момент годовые объемы вывоза капитала превышают аналогичный показатель 90-ых годов. В новом Послании Президент вновь говорил о деофшоризации экономики, предложив определенные шаги в борьбе с этим. Без ответа остается вопрос: а почему ранее этой проблемой никто не был озабочен? Почему у нас объемы вывезенного капитала за 20 лет (по оценке ЦБ, а по оценке иностранных источников из России за 10 лет вывезли в два раза больше, чем ЦБ приводит за 20 лет) практически равны объемам накопленных золотовалютных резервов?

Распечатывание ФНБ

С 2008 года, когда был образован Фонд, призванный стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан, денежные средства фонда не инвестировались. В текущем году после окончания масштабных олимпийских строек власть приняла решение распечатать фонд для инвестирования в крупные инфраструктурные проекты. Вскоре Президент пообещал предоставить кредит Украине именно из ФНБ. В результате решение распечатать фонд принято, решение инвестировать - в планах, деньги еще не выделили, а вот Украине, которая изначально вообще не должна была получать эти средства из фонда (ее ценные бумаги относятся к странам с высоким уровнем риска, в такие ценные бумаги Фонд не инвестировал до того момента, как политическое решение не вошло в диссонанс с нормативным закреплением) кредит уже пообещали.

Провозглашение национальным приоритетом XXI века Сибирь и Дальний Восток

Амбициозным замыслом Президента можно считать «подъём Сибири и Дальнего Востока», именно эта цель провозглашена «национальным приоритетом на весь XXI век». Развитие Дальнего Востока соответствует внешнеполитическому вектору страны – ориентации на активное участи в АТЭС, интегративное взаимодействие со странами Восточной и Юго-Восточной Азии. Иными словами, если Калининград – это наша «витрина» в Европе, то Дальний Восток призван исполнить эту миссию в Азии. Однако существуют серьезные сомнения в том, что такой сырьевой регион как Дальний Восток сможет эффективно развивать несырьевое производство, также вызывает опасения и то, что экономика страны вряд ли способна вынести данные проекты.

Подводя итоги года, отмечу, что в целом год был неудачным: подтвердились худшие прогнозы аналитиков, экономика пребывает в стагнации и ожидает реформ, но хуже всего то, что власть не видит пути этих реформ, отстраняется от проблем пространными речами с общими формулировками, и в целом олицетворяет собой скорее усталость, а не готовность к действительному настоящему экономическому чуду. В лексиконе руководства преобладают слова инновации, модернизация, технологии и эффективность, на практике реализуется стратегия укрепление позиций посредством нефтяной и газовой дипломатии, и у них еще теплится надежда на то, что пока можно обойтись без реформ, что сырьевая модель позволит держаться стране на плаву несколько лет. Но не стоит заблуждаться «крайним заблуждением».