Исходя из п. 1 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете совокупность способов ведения учреждением бухгалтерского учета составляет его учетную политику. На основании п. 6 Инструкции № 157н принятая бюджетным учреждением учетная политика утверждается приказом или распоряжением руководителя государственного (муниципального) учреждения. Учетная политика на 2017 год уже составлена и применяется начиная с 1 января 2017 года. По причине вступления в силу в декабре 2016 года Приказа Минфина РФ от 16.11.2016 № 209н , внесшего изменения в инструкции № 157н, 174н , положения учетной политики, применяющейся в 2016 году, несколько отличаются от тех, которых должны быть отражены в учетной политике этого года. В статье автор говорит о том, как должна быть скорректирована учетная политика, применяющаяся учреждением в 2017 году. Согласно п. 5 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете учетная политика должна применяться последовательно из года в год. С опорой на вышеизложенное отметим, что учетная политика должна быть сформирована при создании учреждения, при необходимости должна осуществляться ее корректировка. Ежегодное утверждение новой учетной политики противоречит требованиям Закона о бухгалтерском учете. При этом следует учитывать, что вносить изменения в учетную политику государственного (муниципального) учреждения можно исключительно в строго определенных случаях, установленных Законом о бухгалтерском учете. К таким случаям относятся (п. 6 ст. 8 названного закона): |
Отметим, что любое изменение учетной политики должно быть оформлено распоряжением или приказом руководителя учреждения. В преамбуле к статье мы напомнили о Приказе Минфина РФ № 209н, который вступил в силу 30 декабря 2016 года.
Пунктом 8 данного приказа установлено, что он применяется при формировании показателей бухгалтерского (бюджетного) учета и бухгалтерской (бюджетной) отчетности за 2016 год за исключением отдельных положений, дата начала применения которых – 1 января 2017 года. Таким образом, учетная политика учреждения должна отражать изменения, которые были внесены в нее 30 (31) декабря 2016 года, применялись в 2016 году (при составлении отчетных форм) и применяются в 2017 году.
При этом, как отметил Минфин в Письме от 17.08.2016 № 02-07-10/48198, государственное (муниципальное) учреждение может сформировать свою учетную политику путем издания как одного, так и совокупности отдельных нормативных актов.
Для справки:
На сайте Минфина размещен проект приказа « Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (далее – Стандарт «Учетная политика»). Предлагается, что данный документ начнет применяться с 1 января 2018 года. Вместе с тем, по нашему мнению, уже сейчас нужно обратить внимание на его положения и, возможно, некоторые из его норм отразить в своей учетной политике.
В соответствии с требованиями Инструкции № 157н рабочий план счетов, а также требования к структуре аналитического учета, утвержденные в рамках формирования учетной политики, применяются непрерывно и изменяются при условии обеспечения сопоставимости показателей бухгалтерского учета и отчетности за отчетный, текущий и очередной финансовый годы (очередной финансовый год и плановый период). Рабочий план счетов должен включать в себя применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета.
Изменения, вносимые Приказом Минфина РФ № 209н, затрагивают План счетов бухгалтерского учета, применяемый бюджетными учреждениями. Следовательно, Рабочий план счетов, утвержденный учетной политикой учреждения, должен быть скорректирован и приведен в соответствие с действующим законодательством РФ. Так корректировке подлежат следующие счета:
Номер счета |
Название счета в старых редакциях инструкций № 157н, 174н |
Название счета в действующих редакциях инструкций № 157н, 174н |
---|---|---|
Расчеты по приобретению акций и по иным формам участия в капитале |
Расчеты по приобретению акций и иных форм участия в капитале |
|
Увеличение кредиторской задолженности по приобретению акций и по иным формам участия в капитале |
Увеличение кредиторской задолженности по приобретению акций и иных форм участия в капитале |
|
Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению акций и по иным формам участия в капитале |
Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению акций и иных форм участия в капитале |
|
Сметные (плановые) назначения |
Сметные (плановые, прогнозные) назначения |
|
Поступления денежных средств на счета учреждения |
Поступления денежных средств |
|
Выбытия денежных средств со счетов учреждения |
Выбытия денежных средств |
Кроме того, в инструкции № 157н, 174н введены следующие новые счета, которые при необходимости должны быть вписаны в рабочий план счетов бюджетного учреждения:
Номер счета |
Название счета |
---|---|
Балансовые счета |
|
Расчеты по НДС по авансам уплаченным |
|
Увеличение дебиторской задолженности по НДС по авансам уплаченным |
|
Уменьшение дебиторской задолженности по НДС по авансам уплаченным |
|
Выпадающие доходы |
|
Принятые авансовые денежные обязательства |
|
Авансовые денежные обязательства к исполнению |
|
Исполненные денежные обязательства |
|
Забалансовый счет |
|
Активы в управляющих компаниях |
В соответствии с нормами Инструкции № 157н учреждение вправе при утверждении рабочего плана счетов вводить дополнительные аналитические коды счетов, обеспечивающих формирование в бухгалтерском учете дополнительной информации, необходимой внутренним, внешним пользователям бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений, а также дополнительные забалансовые счета для сбора информации в целях обеспечения управленческого учета, для обеспечения внутреннего контроля за сохранностью имущества, выданного в пользование.
С опорой на вышеизложенное учреждению необходимо скорректировать используемый им рабочий план счетов с учетом указанных изменений.
Кроме того, необходимо обратить внимание на изменения в порядке отражения информации в разрядах номеров аналитических счетов, внесенные в п. 2.1 Инструкции № 174н.
Номер счета |
Разряд номера счета |
Информация, отражаемая в разрядах счета |
---|---|---|
Все счета |
Коды классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) |
|
Счет 0 100 00 000 «Нефинансовые активы» (за исключением счетов аналитического учета счетов 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы», 0 107 00 000 «Нефинансовые активы в пути», 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг»), а также счет 0 201 35 000 «Денежные документы» и корреспондирующие с ними счета 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта» (0 401 20 241, 0 401 20 242, 0 401 20 270) |
Отражаются нули (если иное не предусмотрено требованиями целевого назначения выделенных средств) |
|
Счет 0 201 00 000 «Денежные средства учреждения» |
Отражаются нули |
|
Счет 0 204 00 000 «Финансовые вложения» |
Отражаются нули, если иное не предусмотрено требованиями целевого назначения выделенных средств |
|
Счет 0 207 00 000 «Расчеты по кредитам, займам (ссудам)», отражающий сумму основного долга по кредитам, займам (ссудам) |
Отражается аналитический код поступления |
|
Счет 0 301 00 000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам», отражающий сумму основного долга по кредитам, займам (ссудам) |
Отражается аналитический код выбытия |
|
Счет 0 304 01 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение» |
Отражаются нули |
Для получения дополнительной информации, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности, а также согласно требованиям учредителя и в целях управленческого учета бюджетное учреждение в 1 – 17-м разрядах номера счета, в котором Инструкцией № 174н предусмотрены нули, отражает в порядке, установленном его учетной политикой, соответствующие аналитические коды поступления (выбытия).
Приказом Минфина РФ № 209н из перечня регистров бухучета, которые должно вести учреждение, исключен журнал по санкционированию. Заметим, что теперь учет операций с бюджетными ассигнованиями, лимитами бюджетных обязательств, утвержденными сметными (плановыми, прогнозными) назначениями и принятыми учреждением обязательствами (денежными обязательствами), будет осуществляться в журнале по прочим операциям на основании первичных документов (учетных документов), установленных финансовым органом соответствующего бюджета.
Кроме того, изменено наименование журнала операций расчетов по оплате труда. Теперь он будет называться «журнал операций расчетов по оплате труда, денежному довольствию и стипендиям».
Если в учетной политике вашего учреждения поименованы журналы операций, наименования которых Приказом Минфина РФ № 209н изменены, следует скорректировать их наименования и привести их в соответствие с действующим законодательством.
Правила внесения исправлений ошибок, обнаруженных в регистрах бухгалтерского учета, производится в порядке, установленном п. 18 Инструкции № 157н. Порядок внесения изменений в отчетные формы определен в п. 8.1 Инструкции № 33н .
Приказом Минфина РФ № 209н уточнено, что по решению органа, осуществляющего в отношении государственного (муниципального) бюджетного учреждения функции и полномочия учредителя, ошибка, обнаруженная до утверждения представленной этому органу бухгалтерской (финансовой) отчетности и требующая внесения изменений в регистры бухучета (журналы операций), в зависимости от ее характера отражается субъектом учета последним днем отчетного периода:
Информация об указанных записях и об изменении показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности подлежит раскрытию в пояснительной записке (ф. 0503760), представляемой в составе уточненной отчетности.
Следует отметить, что Стандарт «Учетная политика» содержит в том числе подробный порядок исправления в бухгалтерском учете и отчетности ошибок отчетного периода, выявленных:
В учетной политике учреждения может быть прописан порядок внесения исправлений в бухгалтерский учет с опорой на положения данного стандарта.
В соответствии с п. 20 Инструкции № 157н инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств должна проводиться бюджетным учреждением в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми Минфином в соответствии с законодательством РФ. То есть порядок и сроки инвентаризации имущества и обязательств устанавливаются в рамках сформированной с учетом положений законодательства РФ учетной политики учреждения. Приказом Минфина РФ № 209н указанный пункт дополнен перечнем случаев, в которых проведение инвентаризации обязательно:
В учетной политике учреждения может быть предусмотрено больше случаев, когда проведение инвентаризации обязательно, чем это указано в п. 20 Инструкции № 157н, но меньше – не может. На это стоит обратить внимание и внести соответствующие коррективы.
Как мы уже отметили выше, единый план счетов бухгалтерского учета дополнен следующими счетами:
Также п. 308 Инструкции № 157н дополнен следующими новыми понятиями:
Уточнено, что принимаемые обязательства – это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом обязанности учреждений предоставить с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсов, аукционов, запроса котировок, запроса предложений) в соответствующем финансовом году денежные средства. Суммы принимаемых обязательств определяются в размере начальной (максимальной) цены контракта (договора) на основании размещаемых в единой информационной системе в сфере закупок извещений об осуществлении закупок (направленных приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя)) с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом, поскольку положения Инструкции № 174н не содержат бухгалтерских записей по отражению операций по счетам 0 502 03 000, 0 502 04 000 и 0 502 05 000, в учетной политике бюджетного учреждения следует прописать, как при отражении операций по санкционированию расходов бухгалтерам бюджетных учреждений применять данные счета. При разработке таких бухгалтерских записей, нужно руководствоваться методологией бухгалтерского учета, установленной инструкциями № 157н и 174н.
Положения Инструкции № 174н дополнены новым счетом 0 401 10 174 «Выпадающие доходы». Кроме того, п. 152 Инструкции № 174н дополнен положением, в силу которого уменьшение суммы начисленных доходов, в том числе денежных взысканий (штрафов, пеней, неустоек), при принятии решения об их уменьшении в соответствии с законодательством РФ отражается по дебету счета 0 401 10 174 «Выпадающие доходы» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счетов 0 205 00 000 «Расчеты по доходам», 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам».
Поскольку нормы инструкций № 157н и 174н не расшифровывают термин «выпадающие доходы», перечень таких доходов следует закрепить в учетной политике учреждения.
Пункт 3 Инструкции № 157н дополнен новым абзацем, в силу которого в случае, если для соблюдения сроков представления бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) в связи с поздним поступлением первичных учетных документов информация о событии после отчетной даты не используется при формировании показателей этой отчетности, информация об указанном событии и его оценке в денежном выражении раскрывается в отчетности (текстовой части пояснительной записки).
Напомним, что порядок признания в бухучете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты должен быть установлен бюджетным учреждением при формировании учетной политики.
Следует отметить, что на сайте Минина также размещен проект приказа «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «События после отчетной даты. Принимая во внимание положения данного стандарта, в учетной политике учреждения рекомендуем установить:
Так, в силу п. 3 указанного проекта приказа к событиям после отчетной даты относятся:
1. События, подтверждающие условия хозяйственной деятельности, существовавшие на отчетную дату:
2. События, свидетельствующие об условиях хозяйственной деятельности, возникших после отчетной даты:
В заключение еще раз отметим, что в учетной политике должны быть отражены особенности ведения бухгалтерского учета конкретного учреждения. Изменение учетной политики допускается в строго определенных случаях, к которым относятся:
Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.
Приказ Минфина РФ от 16.11.2016 № 209н «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов Российской Федерации в целях совершенствования бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности».
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.
Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н.
А. Гусев, к. п. н.,
эксперт журнала «Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение» № 3, март, 2017 года.
Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение, №3, 2017 год
Л. Морозова , эксперт журнала
В соответствии с п. 6 Инструкции № 157н государственные (муниципальные) учреждения культуры и искусства обязаны в целях организации и ведения бухгалтерского учета разработать и утвердить учетную политику. В данной статье приведем шаблон примерной учетной политики на 2012 год, который учреждение культуры при формировании своей учетной политики может взять за основу, выбрать по некоторым пунктам необходимый вариант из предлагаемых автором, если нужно доработать ее с учетом особенностей структуры и ведения деятельности конкретного учреждения.
В соответствии с п. 4 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете принятая учреждением учетная политика применяется последовательно из года в год. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года. Случаи изменения учетной политики перечислены в этом же пункте. К ним относятся:
Напомним, что 2012 год для многих государственных (муниципальных) учреждений стал переходным (изменился статус учреждения). С изменением правового статуса меняются не только права и ответственность учреждений, но и нормативная база, в соответствии с которой учреждение обязано вести . Поэтому в данном случае учреждение вправе вносить изменения в учетную политику и распространять их не с начала финансового года, а с даты изменения типа учреждения.
Структура учетной политики разрабатывается учреждением самостоятельно и в большинстве случаев включает в себя:
Разработанная и принятая учреждением учетная политика утверждается руководителем учреждения, который несет непосредственную ответственность за организацию бухгалтерского учета (п. 1 , 3 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете ).
Ответственность за формирование учетной политики, ее соблюдение, а также ведение бухгалтерского и налогового учета возлагается на главного бухгалтера.
Приказ о введении учетной политики
№ от «» 2012 года
Руководствуясь Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Бюджетным кодексом, Налоговым кодексом, Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), а также:
приказываю начиная с «» 2012 года применять следующую учетную политику учреждения:
1. Организационный раздел.
1.1. Бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности учреждения вести:
Функции по организации учетной работы и распределению ее объема выполняет главный бухгалтер.
1.2. Обработку первичных учетных документов, формирование регистров бухгалтерского учета, а также отражение хозяйственных операций по соответствующим счетам рабочего плана счетов осуществлять в учреждении:
1.3. Бухгалтерский учет вести в валюте Российской Федерации – в рублях (п. 13 Инструкции № 157н ).
1.4. Утвердить Рабочий план счетов (приложение 1 ), сформированный в соответствии с Единым планом счетов, а также:
1.5. Определить перечень используемых забалансовых счетов (приложение 2 ). Ввести дополнительные забалансовые счета:
Для учета движения бланков строгой отчетности между структурными подразделениями ввести к забалансовому счету следующие аналитические счета:
1.6. Осуществлять бухгалтерский учет раздельно по видам финансового обеспечения:
1.7. Принимать к учету первичные учетные документы, составленные по унифицированным формам, утвержденным Приказом Минфина РФ от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению» (далее – Приказ № 173н). В отношении тех документов, форма которых не унифицирована, разработать и утвердить такую форму самостоятельно, с учетом наличия в них всех обязательных реквизитов, установленных п. 7 Инструкции № 157н : наименование документа; дата составления документа; наименование участника хозяйственной операции, от имени которого составлен документ, а также его идентификационные коды; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц и их расшифровка.
Утвердить перечень всех первичных документов, применяемых учреждением (приложение 3 ).
1.8. Утвердить перечень лиц, имеющих право подписывать первичные документы (приложение 4 ). Денежные и расчетные первичные документы не принимать к бухгалтерскому учету без подписи руководителя и главного бухгалтера учреждения.
1.9. В соответствии с п. 11 Инструкции № 157н данные проверенных и принятых к учету первичных (сводных) учетных документов отражать в следующих регистрах бухгалтерского учета:
Эти и остальные регистры бухгалтерского учета составлять по формам, утвержденным Приказом № 173н.
1.10. При комплексной автоматизации бухгалтерского учета формировать регистры бухгалтерского учета на бумажных носителях:
1.11. Установить сроки хранения документов в соответствии с Приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 № 558 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения» :
1.12. Утвердить перечень лиц, имеющих право на получение наличных денежных средств под отчет (приложение 5 ). Денежные средства под отчет выдавать указанным в нем сотрудникам учреждения, не имеющим задолженности по ранее выданным суммам.
1.13. Установить срок для сдачи подотчетными лицами авансовых отчетов об израсходованных сумма, равный трем дням со дня:
1.14. Сумма денежных средств, выдаваемых под отчет на хозяйственные расходы, не может превышать 50 000 руб. при каждой выдаче.
1.15. Осуществлять наличные денежные расчеты с населением, юридическими и физическими лицами с применением:
1.16. Командировочные расходы осуществлять в размере и на условиях, определенных в Положение о служебных командировках (приложение 7 ).
1.17. Утвердить перечень лиц, работа которых носит разъездной характер (приложение 8 ).
1.18. Утвердить Перечень лиц, имеющих право получения доверенностей (приложение 9 ).
1.19. Установить предельный срок использования доверенностей, равный:
1.20. В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности проводить инвентаризацию:
1.21. В обязательном порядке инвентаризацию проводить в случаях, установленных п. 2 ст. 12 Закона о бухгалтерском учете :
1.22. Для проведения инвентаризации имущества, определения рыночной стоимости нефинансовых активов, установления сроков их полезного использования, а также списания таких активов создать постоянно действующую комиссию по поступлению и выбытию активов в следующем составе:
1.23. Для проведения инвентаризации кассы создать комиссию в составе
(должность, фамилия).
1.24. Утвердить график документооборота с указанием сроков получения, оформления, визирования и списания документов, а также ответственности должностных лиц учреждения (приложение 10 ).
2. Методика бухгалтерского учета.
2.1. Бухгалтерский учет осуществлять методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций (п. 3 Инструкции № 157н ).
2.2. Устанавливать на объекты основных средств в соответствии с п. 44 Инструкции № 157н :
а) ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
б) ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
в) нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта;
г) гарантийного срока использования объекта;
д) сроков фактической эксплуатации и ранее начисленной суммы амортизации – для объектов, безвозмездно полученных от учреждений, государственных (муниципальных) организаций;
по приобретенным объектам основных средств, бывшим в употреблении, срок полезного использования устанавливается с учетом срока эксплуатации объекта предыдущим собственником.
2.3. На объекты библиотечного фонда установить срок полезного использования, равный 15 годам.
2.4. Утвердить перечень предметов хозяйственного инвентаря, которые следует относить к материальным запасам (приложение 11 ).
2.5. Срок полезного использования нематериального актива устанавливать исходя из (п. 60 Инструкции № 157н ):
По нематериальным активам, по которым невозможно надежно установить срок полезного использования, в целях определения амортизационных отчислений срок полезного использования необходимо устанавливать из расчета 10 лет.
2.6. Каждому инвентарному объекту, кроме объектов стоимостью до 3 000 руб. включительно и объектов библиотечного фонда независимо от их стоимости, присваивать уникальный восьмизначный инвентарный порядковый номер, при формировании которого участвуют следующие информационные показатели:
Присвоенный инвентарный номер не наносить на следующие объекты:
Инвентарный номер, присвоенный этим объектам, отражается в соответствующих регистрах бухгалтерского учета.
2.7. Отражать основные средства в бухгалтерском учете по соответствующим аналитическим кодам вида синтетического счета объекта учета согласно требованиям к группировке объектов основных средств, предусмотренным Общероссийским Классификаторов основных фондов (ОКОФ) , утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359 .
Для отражения сценическо-постановочных средств, относящихся к основным средствам и материальным запасам, необходимо применять аналитический код вида синтетического счета объекта учета 8 «Прочие основные средства», «Прочие материальные запасы».
2.8. Принимать к учету объекты нефинансовых активов в следующем порядке:
2.9. Начисление амортизации объектов основных средств для бухгалтерского учета производить линейным способом в соответствии с п. 84 – 87 Инструкции № 157н .
2.10. Учет находящихся в эксплуатации учреждения объектов основных средств стоимостью до 3 000 руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда и объектов недвижимого имущества, осуществлять на забалансовом счете 21 «Основные средства стоимостью до 3 000 рублей включительно в эксплуатации».
2.11. Учет бланков строгой отчетности (билеты, абонементы) осуществлять на забалансовом счете «Бланки строгой отчетности» с учетом Методических указаний о порядке применения, учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности организациями и учреждениями, находящимися в ведении Минкультуры РФ , направленных Письмом Минкультуры РФ от 15.07.2009 № 29-01-39/04 .
2.12. За единицу бухгалтерского учета материальных запасов в соответствии с п. 101 Инструкции № 157н принять:
2.13. Списание материальных запасов производить:
2.14. Списание канцелярских и хозяйственных товаров производить на основании Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210).
2.15. Списание на затраты расходов по горюче-смазочным материалам осуществлять по фактическому расходу, но не свыше норм, утвержденных приказом по учреждению. Нормы расходов по ГСМ разрабатываются с учетом Норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте , утвержденных Распоряжением Минтранса России № АМ-23Р от 14.03.2008 .
2.16. В целях формирования себестоимости услуги:
а) к прямым затратам относить:
б) к накладным затратам относить:
в) к общехозяйственным затратам относить:
2.17. При изготовлении одного (единственного) вида услуг все затраты, непосредственно связанные с оказанием услуг, относить к прямым затратам.
2.18. При изготовлении нескольких видов услуг распределение накладных и общехозяйственных расходов производит пропорционально:
Аналогичным способом производить распределение затрат между несколькими видами деятельности, осуществляемыми учреждением культуры.
2.19. Калькулирование себестоимости единицы продукции (услуги) производить:
2.20.Общехозяйственные расходы учреждения, произведенные за отчетный период (месяц), распределять на себестоимость реализованной готовой продукции, выполненных работ, оказанных услуг, а в части нераспределяемых расходов – на увеличение расходов текущего финансового года.
О составлении раздела 3 «Методика налогового учета» учетной политики читайте в следующем номере журнала.
Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.
Это основной документ, который устанавливает:
В нем подробно раскройте все особенности ведения бухучета и налогообложения.
Документ утверждают на год или на несколько лет. Но в 2020 году всем учреждениям без исключения придется закрепить в нем большое количество изменений, установленных обновившимся законодательством.
При формировании следует опираться на действующее законодательство:
Упрощенная учетная политика краткая и по смыслу подойдет для малого предприятия, которое ведет бухучет в упрощенном порядке. Исключениями являются: адвокатские конторы, кредитные и микрофинансовые фирмы, жилищные и кредитные кооперативы и те компании, чья отчетность подлежит обязательному аудиту. Ведение упрощенной бухгалтерии пропишите в положениях учетной политики, иначе наказание контролирующих органов неизбежно.
Ежегодно утверждать новый документ не нужно. УП должна применяться в учреждении из года в год. Корректируются только те положения, которые изменились в силу вступления новых нормативно-правовых актов либо в связи с изменениями деятельности предприятия и иными случаями.
Законодатели определили предельные сроки, в которые субъект обязан утвердить УП. Речь идет о вновь созданных госкомпаниях. УП для бухучета необходимо утвердить не позднее отчетного периода, в котором было создано данное госучреждение. Для УП в части налогообложения следует разработать и утвердить документ не позднее окончания первого налогового периода, в котором было создано предприятие или компания (п. 12 ст. 167, ст. 313 НК РФ).
Утверждает учетную политику руководитель предприятия либо иное лицо, наделенное соответствующими полномочиями. Обычно для этого издается отдельный приказ или соответствующее распоряжение либо постановление.
Допустимо оба документа утвердить одним приказом, например, в декабре. То есть объединить УП для БУ и УП для НУ в одном распорядительном документе. Текст самой учетной политики оформите как приложение к приказу. Дополнительно оформите приложениями формы, бланки и иные регистры, которые будут применяться в хозяйственной жизни компании.
Обратите внимание, что специальной формы для приказа или распоряжения утверждения УП не предусмотрено. Чиновники не утвердили унифицированной формы для этой ситуации. Следовательно, составьте приказ в произвольной форме. В нем укажите все необходимые реквизиты для бумаги такой категории. Обязательно пропишите:
С 2019 года положения УП стали общедоступными и открытыми. Это касается не только учредителей в отношении своих подведомственных учреждений, но и всех юридических лиц. Напомним, что индивидуальные предприниматели не обязаны вести бухучет, а следовательно, и составлять УП.
Все представители бюджетной сферы в 2020 году обязаны опубликовать положения учетной политики на своих официальных сайтах. В некоторых случаях копию приказа об утверждении учетной политики вместе с текстом и приложениями придется предоставить учредителю.
Подход позволяет проконтролировать актуальность положений, введенных соответствующим распоряжением. Простыми словами, учредитель уполномочен проконтролировать:
При выявлении несоответствий дать распоряжение устранить нарушения в кратчайшие сроки.
Рассмотрим порядок составления учетной политики в виде таблицы.
Наименование пункта |
|
---|---|
Ответственные лица за формирование и утверждение |
Разрабатывает главный бухгалтер или другое лицо, ответственное за ведение бюджетного учета. Утверждает только руководитель. Обратите внимание, что если в штате госучреждения отсутствует должность главный бухгалтер (бухгалтер), а ведение бухучета передано стороннему лицу, компании, централизованной бухгалтерии по договору на осуществление бухобслуживания, то составлением учетной политики в таком случае занимается тот субъект, на которого возложена обязанность по ведению бухучета. То есть на стороннего бухгалтера или компанию, централизованную бухгалтерию, аутсорсинговую организацию и т. д. |
Информация об учреждении |
Необходимо подробно указать не только полные регистрационные сведения об организации, ее видах и целях деятельности, но и данные об учредителе, обособленных подразделениях и прочую информацию. |
Нормативная база |
Определяется с учетом специфики учреждения. Указывается в виде перечня НПА, на основании которого осуществляется бухгалтерский и налоговый учет. Обратите внимание, что в 2020 году бюджетники обязаны в состав нормативной базы включать не только положения новых федеральных стандартов, но и УП учредителя. Положения УП учредителя доступны для ознакомления на официальном сайте органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, либо запросите информацию напрямую. |
Порядок внесения изменений |
Законодательством установлено, что изменения следует вносить 31 декабря года, предшествующего году вступления изменений. Исключительные случаи: значительное изменение законодательства в течение финансового года. Пропишите нормы отдельным пунктом. Обратите внимание, что новый ФСБУ № 274н определил исчерпывающий порядок внесения изменений, дополнений и корректировок в документ. |
Организационно-техническая часть |
|
Порядок ведения бухучета |
Определяется круг ответственных лиц (бухгалтер в единственном лице, отдел бухгалтерии или сторонняя организация). Необходимо указать, каким способом ведется учет (вручную, с помощью программных продуктов или через интернет-ресурсы). |
Формы первичных документов и регистров |
На основании 402-ФЗ и ФСБУ, бюджетная организация вправе самостоятельно разработать и утвердить бланки первички и регистров учета. Либо предусмотреть использование унифицированных форм. Это решение необходимо закрепить в учетной политике (либо указать номера и коды ОКУД унифицированных форм, либо приложить собственные бланки). |
Право и порядок подписи документации |
Отдельно пропишите, кто имеет право первой подписи, а кто — второй на всех финансовых документах. Обычно это директор и главбух. Но предусмотрите ответственных лиц на периоды отсутствия начальника и главного бухгалтера. Также определите ответственных за подпись первичной документации, например, бухгалтер или другой специалист. |
Рабочий план счетов |
На основании Единого плана счетов разработайте свой. Указывайте только те счета, которые используются для учета. Пропишите корреспонденцию, если этого требует специфика учреждения. |
Документооборот |
Распишите порядок движения документации (первичка, регистры, отчетность, прочее) между структурными подразделениями бюджетной организации. Определите ответственных лиц в каждом отделе. Ознакомьте под подпись с готовым алгоритмом всех заинтересованных лиц. |
Учет и инвентаризация активов и обязательств |
Подробно распишите порядок учета и инвентаризации ОС и МЗ, обязательств. Учитывайте положения федерального стандарта «Основные средства». Напомним, что он введен еще в 2018 году. |
Порядок выдачи денежных средств подотчет |
Установите предельный лимит выдачи подотчет, определите максимальный срок, на который выдаются средства. Если расчеты ведутся через банковские карты (счета) сотрудников, укажите и это обстоятельство. Размеры суточных и командировочных расходов выделите в отдельное положение о командировании. |
Исправление ошибок |
Пропишите порядок исправления ошибок. Отдельно установите алгоритм для существенных ошибок в текущем и прошлом финансовых периодах. Пропишите последовательность исправления несущественных помарок, описок. Обратите внимание, что для составления этого раздела учетной политики необходимо руководствоваться новым ФСБУ № 274н. |
Формы отчетности |
Определите перечень обязательных форм бухгалтерской отчетности и собственные отчеты, необходимые для организации. Собственные бланки разместите в виде приложений к учетной политике. |
Внутренний финансовый контроль |
Отдельно опишите порядок организации и ведения внутреннего финансового контроля в учреждении (по каждому этапу). Определите формы отчетности и периодичность ее предоставления руководителю. |
Методологическая часть в части бухучета |
|
Учет доходов |
Определите способы учета доходов в разрезе видов предпринимательской деятельности и форм доходов. Пропишите особенности отражения поступлений по рабочим счетам плана. |
Учет расходов |
Установите алгоритм отнесения расходов на финансовый результат. Пропишите промежуточные счета бухучета. При необходимости распишите, что относится к основным, внереализационным и прочим расходам. Особое внимание уделите счетам, пропишите корреспонденцию отражения расходов. |
Учет основных средств и материальных запасов |
Обозначьте особые условия отражения амортизации и новой оценки основных фондов. Порядок применения нового классификатора для ОС. Определите нормы расхода ГСМ на списание на каждый вид транспорта (при необходимости). |
Учетная политика для целей налогообложения |
|
Вид системы налогообложения |
Закрепите выбранную систему налогообложения. Отдельно по каждому виду обязательств пропишите ставки, периоды, льготы и порядок их применения, порядок определения налоговой базы. Не забудьте дополнить положением об исчислении и уплате страховых взносов, НДС и налога на прибыль. |
Налоговые регистры |
Утвердите налоговые регистры в разрезе обязательств по налогам либо укажите унифицированные формы. |
Внесение изменений и дополнений в основополагающий документ требует соблюдения определенного алгоритма. В Приказе Минфина № 274н чиновники строго закрепили основания для проведения этой процедуры.
Изменения в учетную политику вносите только в трех случаях:
Во всех остальных случаях изменения и дополнения вносят в действующий документ с начала года.
При внесении изменений в течение финансового года учреждению необходимо согласовать все действия с учредителем и с финансовым органом. В противном случае нововведения расценят как нарушение действующего законодательства.
Новый стандарт определил ситуации, которые не рассматривают как изменение положений учетной политики. К таковым относят случаи, когда для отражения фактов хозяйственной деятельности, возникших впервые, определяются:
Новые положения ФСБУ не отличаются от положений Федерального закона № 402-ФЗ.
Следует учитывать, что некоторые корректировки потребуют ретроспективного анализа. К ним следует относить те изменения, которые повлияют или способны существенно повлиять на финансовый результат, финансовое положение, движение денежных средств субъекта.
Бухгалтер либо иное ответственное лицо обязано внести соответствующие корректировки:
Менять показатели прошлогодней отчетности не нужно. Но при формировании финотчетов за текущий период придется подать соответствующие данные о скорректированных сравнительных показателях.
Если учреждение применяет УСН «Доходы», то составление учетной политики для целей налогообложения не обязательно. Она необходима, когда предусмотрено несколько вариантов ведения налогового учета либо порядок не установлен законом. Это обусловлено тем, что для учреждения налоговой базой признаются все доходы, расходы не имеют значения.
Если организация применяет ЕВНД при УСН, то составлять учетную политику придется. Здесь необходимо прописать порядок раздельного учета имущества, принимаемых обязательств, финансово-хозяйственных операций.
При совмещении УСН и ЕВНД дополнительно предусмотрите раздельные налоговые регистры и формы учета, чтобы обеспечить полное и прозрачное разделение. Организацию, которая не осуществила такое разделение, оштрафуют налоговики.
При составлении и изменение учетной политики на 2017 год учтите рад изменений, которые предусмотрены приказом Минфина №209н. Пример учетной политики на 2017 год смотрите ниже.
Вне зависимости от того, для каких целей разработана учетная политика основаниями для корректировки ее положений всегда служат произошедшие изменения, как внутри учреждения, так и по объективным обстоятельствам.
Например, изменения законодательства, а для целей бухгалтерского учета дополнительно к законодательству – изменения федеральных (отраслевых) стандартов. Указанные основания, а также изменения видов деятельности бюджетного учреждения не имеют привязки к началу:
В 2016 году произошло единственное изменение федерального законодательства, которое повлияло на учетную политику бюджетных учреждений.
Возможно, вас заинтересует: план счетов бухгалтерского учета бюджетных организаций .
Изменение затрагивает проблему , которая время от времени возникает у каждого бюджетного учреждения. Соответственно всем учреждениям необходимо отразить изменение документа, служащего основанием для постановки недвижимости на баланс.
С забаланса на баланс недвижимость уже с 15 июля 2016 года переводят по-прежнему на основании бухгалтерской справки.
А вот основание для формирования справки для подтверждения факта хозяйственной жизни необходимо требовать выписку из Единого государственного реестра прав вместо правоудостоверяющего документа. Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 360-ФЗ.
Отметим, что большинство НПА разрабатывают не на федеральном, а на региональном и местных уровнях. К таким НПА можно отнести различные порядки согласования сделок и списания имущества.
В учетной политике каждого учреждения перечислены все законодательные акты и подзаконные, которые учреждение применяет в бухгалтерском учете. Но прежде необходимо указанных актов, так как изменения на региональном или местном уровне вполне могли пройти мимо внимания бухгалтера. При необходимости необходимо откорректировать учетную политику.
Бесконечные реформы бухгалтерского законодательства частично компенсированы тем, что Налоговый кодекс РФ изменения не затронули. Такой вывод следует из опубликованного Минфином России 5 октября 2016 года проекта Основных направлений налоговой политики на 2017-2019 годы.
Учетная политика может быть составлена в виде единого документа, который может включать в себя несколько больших разделов для разных целей. При необходимости может быть включен и управленческий учет .
Обычно учреждения составляют учетную политику в виде пакета организационно-распорядительных документов (ОРД), которые зависят, в том числе от необходимости реализации управленческих задач.
ОРД представляют собой положения, распоряжения, перечни. Помимо особенностей учета на балансовых и забалансовых счетах в отдельных ОРД могут быть закреплены правила (порядок):
Приказом № 209н внесен ряд изменений в Инструкцию № 157н, которые необходимо отразить в учетной политике. Проверьте рабочий план счетов в учетной политике
Ранее данные по учету зарплаты отражали в Журнале операций расчетов по оплате труда. с 2017 года название регистра по зарплате изменили: Журнал операций расчетов по оплате труда, денежному довольствию и стипендиям. Операции по учету обязательств отражали в Журнале по санкционированию, теперь журнал по санкционированию из перечня регистров учета исключили.
Порядок, как исправить обнаруженную ошибку, когда отчетность сдали, но учредитель ее еще не утвердил, до 2017 года в Инструкции № 157н не был прописан. Теперь ошибки в учете после сдачи отчетности, но до ее утверждения, исправляйте так. Последним днем отчетного периода сделайте необходимые проводки: дополнительные или методом «красное сторно». Информацию о них и о том, какие показатели в отчетности изменили, раскройте в Пояснительной записке. О исправлении ошибок
Инвентаризацию проводили в порядке, который установлен учетной политикой и приказом Минфина России от 13 июня 1995 № 49. Приказом № 209н прописали случаи обязательной инвентаризации. Кроме случаев по приказу Минфина № 49, добавили обязательную инвентаризацию при передаче имущества в управление, безвозмездное пользование, а также выкуп, продажа комплекса объектов учета (имущественного комплекса). Уточнили, что результаты инвентаризации отражают: в учете и отчетности того месяца, когда ее закончили; в годовой отчетности – для инвентаризации по итогам года; в учете на дату ликвидации или реорганизации – для учреждений, которые ликвидируют или реорганизуют.
Изменение стоимости земельных участков: четко прописали, что по итогам переоценки кадастровой стоимости, стоимость участка в учете скорректируйте и отразите в отчетности.
Теперь одежду и обувь для воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не маркируется.
Также следует уточнить применение забалансового счета 17 и 18, 40 и 42.
Следует так же проанализировать все вышедшие в 2016 году письма Минфина и внести дополнения в свою учетную политику. К наиболее интересным разъяснениям, выпущенным в 2016 году можно отнести письма Минфина России:
В письме № 02-06-10/38856 отражены вопросы бухгалтерского учета операций с НДС:
Также необходимо обратить внимание и на другие письма Минфина России:
Учитывая отсутствие проектов, можно не опасаться изменений Налогового кодекса РФ, вступающих в силу с 1 января 2017 года. Бухгалтерам имеет смысл изучить разъяснения Минфина России обнародованные в 2016 году и, при необходимости внести дополнения в учетную политику в отношении федеральных налогов на:
Учетная политика – 2017: как прописать глобальные изменения
Наиболее полезными для дополнения учетной политики могут быть письма Минфина России:
УТВЕРЖДЕНО
Приказом от ________N_____
Учетная политика для целей бюджетного учета
Бюджетный учет в
учреждении ведется в соответствии с Законом от 6 декабря 2011 года N 402- ФЗ ,
Бюджетным
кодексом РФ , приказами
Минфина России от 1 декабря 2010 года N 157н "Об утверждении Единого
плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной
власти (государственных органов),
органов местного самоуправления, органов управления государственными
внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных
(муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(далее - Инструкции
к Единому плану счетов N 157н), от 16
декабря 2010 года N 174н "Об утверждении Плана счетов
бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его
применению" (далее - Инструкция
N 174н), от 1
июля 2013 года N 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения
бюджетной классификации
Российской Федерации" (далее - приказ N
65н), от 30
марта 2015 года N 52н "Об утверждении форм первичных учетных
документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами
государственной власти (государственными органами), органами
местного самоуправления, органами управления государственными
внебюджетными фондами, государственными (муниципальными)
учреждениями, и Методических указаний по их применению" (далее
- приказ N
52н), иными нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы
бухгалтерского (бюджетного) учета.
1. Общие
положения
1.1. Ответственным за
организацию бюджетного учета в учреждении и соблюдение
законодательства при выполнении хозяйственных операций является
руководитель учреждения (основание: часть 1
статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ).
1.2. Бюджетный учет
ведется структурным подразделением - бухгалтерией, возглавляемой
главным бухгалтером. Сотрудники бухгалтерии руководствуются в своей
деятельности Положением о бухгалтерии, должностными инструкциями
(основание: часть 3
статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ).
1.3. Бюджетный учет в
обособленных подразделениях учреждения, имеющих лицевые счета в
территориальных органах Казначейства, ведут бухгалтерии этих
подразделений.
1.4. Главный бухгалтер
подчиняется непосредственно руководителю учреждения и несет
ответственность за формирование учетной политики, ведение
бюджетного учета, своевременное представление полной и достоверной
бюджетной, налоговой и статистической отчетности.
Требования главного
бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и
представлению в бухгалтерские службы необходимых документов и
сведений являются обязательными для всех сотрудников учреждения,
включая сотрудников обособленных подразделений учреждения
(основание: пункт 8
Инструкции к Единому плану счетов N 157н).
1.5. В учреждении
утвержден состав постоянно действующих комиссий:
-
комиссии по поступлению и выбытию активов;
-
инвентаризационной комиссии;
-
комиссии по проверке показаний одометров автотранспорта;
-
комиссии для проведения внезапной ревизии кассы.
1.6. Перечень должностей
сотрудников, с которыми учреждение заключает договоры о полной
материальной ответственности, приведен в приложении 1.
1.7. Лимит остатка
наличных денег в кассе устанавливается отдельным приказом
руководителя.
Допускается накопление
наличных денег в кассе сверх установленного лимита в дни выплаты
зарплаты, стипендий, социальных выплат. Продолжительность срока
выдачи указанных выплат составляет пять рабочих дней (включая день
получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты)
(основание.