Исковая давность по взносам в пфр. Существует ли срок давности по задолженности в пенсионный фонд? Отец взял кредит в банке, потом умер

Бренды

В случае, если по страховым взносам в Пенсионный фонд образовалась переплата, плательщик взносов может ее зачесть в счет предстоящих платежей или недоимки по страховым взносам, а также вернуть. А есть ли срок давности по страховым взносам? Ограничен ли срок взыскания страховых взносов для Пенсионного фонда? Расскажем об этом в нашей консультации.

Срок давности: общие правила

Говоря о сроке давности, мы, как правило, имеем в виду исковую давность, т. е. предельный срок для защиты нарушенного права в судебном порядке (ст. 195 ГК РФ). Общий срок исковой давности составляет 3 года (п. 1 ст. 196 ГК РФ). Его пропуск будет являться основанием для вынесения судом решения об отказе в иске, если о факте пропуска срока было заявлено стороной рассматриваемого спора (п. 2 ст. 199 ГК РФ).

По общему правилу течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).

Течение срока исковой давности прерывается, если должник совершает действия, свидетельствующие о признании долга. После перерыва срок давности начинает течь заново (ст. 203 ГК РФ). К действиям, прерывающим срок исковой давности, относится, например, подписание сторонами акта сверки.

Срок давности для возврата или зачета страховых взносов

Заявление о зачете или возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов должно быть подано в отделение ПФР в течение трех лет со дня уплаты этих взносов ( п. 13 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Но ведь факт переплаты может быть выявлен и позднее, например, после , когда переплата будет подтверждаться Справкой о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам или даже Актом совместной сверки расчетов, подписанным обеими сторонами. Прерывают ли эти документы течение срока для подачи заявления на зачет или возврат переплаты? По аналогии с налоговыми отношениями наличие справок и актов срок давности не прерывает, потому что выдача этих документов страхователю - обязанность ПФР, которая вовсе .

Таким образом, в течение 3 лет с момента уплаты страхователь может подать заявление о возврате или зачете страховых взносов в ПФР, а по истечении этого срока - обратиться в суд, ссылаясь на тот факт, что срок исковой давности еще не истек. Например, объясняя это тем, что со дня, когда страхователь узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а вовсе не с даты уплаты взносов, прошло менее 3 лет. Как мы уже сказали, Акт совместной сверки расчетов, в котором указана переплата, является доказательством того, что страхователь узнал об излишне уплаченной сумме. Соответственно, и срок исковой давности может исчисляться с этой даты (Постановление ФАС МО от 20.07.2009 № КА-А40/6223-09).

Срок давности для взыскания страховых взносов

Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ установлен следующий порядок взыскания страховых взносов отделением ПФР:

  • в случае неуплаты страховых взносов в установленный срок, отделение ПФР направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. Сделать это необходимо в общем случае в течение 3 месяцев со дня выявления недоимки (п. 3 ст. 19 , п. 2 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ);
  • в течение 10 календарных дней со дня получения требования (если в нем не указан более длительный период) страхователь должен исполнить требование (п. 5 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ);
  • 2 месяца после окончания срока уплаты, указанного в требовании, дается ПФР, чтобы постараться взыскать денежные средства со счетов страхователя в досудебном порядке на основании решения о взыскании (п. 5 ст. 19 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ);
  • не позднее 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов отделение ПФР может обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов (п. 5.5 ст. 19 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Как ПФР взыскивает несущественные суммы

Если задолженность перед ПФР не превышает 1500 рублей, то срок, который дается отделению ПФР на досудебный порядок на основании решения о взыскании, составляет не 2 месяца, а 1 год и 2 месяцев после истечения срока уплаты, указанного в самом раннем требовании (п. 5.2 ст. 19 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Соответственно, и шестимесячный срок для подачи отделением ПФР заявления в суд по несущественной задолженности начинает течь только после окончания указанных выше 14 месяцев.

Срок давности по штрафам ПФР. Штрафы СЗВ-М в 2017 году: за несвоевременную сдачу и ошибки. Штраф за несвоевременную сдачу СЗВ-М. Как отменить штраф за несвоевременную сдачу СЗВ-М?

Вопрос: Какой срок исковой давности у ПФР, чтобы оштрафовать организацию, которая с опозданием в 10 дней сдала сведения о сотрудниках по форме СЗВ-М за октябрь 2016 года? Требование от ПФР о штрафе получили в ноябре 2017 года.

Ответ: Срок давности составляет три года.

Обоснование

Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ

«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»

«Статья 17. Ответственность органов и должностных лиц Пенсионного фонда Российской Федерации, страхователей и застрахованных лиц, списание безнадежных долгов по штрафам

Руководители, а также должностные лица органов Пенсионного фонда Российской Федерации, участвующие в соответствии с настоящим Федеральным законом в сборе, хранении, передаче и использовании сведений, содержащихся в индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, обязаны обеспечить исполнение законодательства Российской Федерации по вопросам защиты информации, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности (персональных данных). Виновные в незаконном ограничении доступа к указанным сведениям или нарушении режима защиты информации несут ответственность в соответствии с уголовным, гражданским законодательством и законодательством об административных правонарушениях.
Страхователи, уклоняющиеся от представления предусмотренных настоящим Федеральным законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 -2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона , к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
За несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 1000 рублей.
При обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
При выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом и лицом, совершившим такое правонарушение. Об отказе лица, совершившего правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в акте.
Акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
Лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации извещает лицо, совершившее правонарушение, о времени и месте рассмотрения акта. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации рассмотреть акт в отсутствие этого лица.
По результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации выносит решение:
о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;
об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления решения по почте заказным письмом датой вручения этого решения считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю).
Лицо, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, вправе в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, обжаловать это решение в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций. Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.
В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Формы документов, которые используются при реализации полномочий в отношениях, регулируемых настоящей статьей, а также требования к их составлению устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Форматы, порядок и условия направления страхователю указанных документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.
Страхователь не может быть привлечен к ответственности за совершение правонарушения, если со дня, когда территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации узнал или должен был узнать о правонарушении, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года (срок давности).

Финансовые санкции, числящиеся за отдельными страхователями, взыскание которых оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признаются безнадежными и списываются в порядке, установленном Пенсионным фондом Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования».

Из статьи журнала

Штрафы СЗВ-М в 2017 году: за несвоевременную сдачу и ошибки

«Фонд может оштрафовать за ошибки в СЗВ-М, если подать неполные или недостоверные сведения. Еще возможен штраф за несвоевременную сдачу СЗВ-М в 2017 году и неверный формат. Все о штрафах и как их платить - в этой статье.

Штраф СЗВ-М возможен в нескольких случаях: сведения сданы в фонд несвоевременно, данные в отчете неверные или неполные, отчет сдан на бумажном носителе вместо электронного. А с 1 января 2017 года за ошибки и опоздание СЗВ-М штрафуют по новым правилам.

Штраф за несвоевременную сдачу СЗВ-М

C 1 января 2017 года сдавать СЗВ-М надо не позднее 15-го числа каждого месяца, следующего за отчетным. Если отчет сдать позже, фонд может оштрафовать:

директора или главбуха - на 300-500 рублей (ст. 15.33.2 КоАП РФ);

компанию - на 500 рублей за каждого сотрудника (ст. 17

Сумма, как и раньше, не зависит от того, на сколько компания опоздала: на одну минуту, пару часов или месяц. Например, страхователю со штатом 1 тыс. человек грозит штраф в 500 тыс. рублей, если сдать отчетность не в срок.

В некоторых регионах фонд выписывает штрафы компаниям, которые уточняли расчет после крайнего срока сдачи. Если вы обнаружили ошибку в одном из прошлых отчетов СЗВ-М, безопаснее уточнить в своем отделении ПФР, примут ли уточненку без штрафа.

Совсем отменить штраф за несдачу СЗВ-М в 2017 году не получится. Но снизить сумму наказания можно значительно. Например, организация из Санкт-Петербурга опоздала с отчетом на 4185 сотрудников. Фонд оштрафовал ее на 2,1 млн рублей. Судьи снизили штраф в 70 раз до 30 тыс. рублей (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2017 № А56-68844/2016).

Когда фонд оштрафовал, подайте возражение. Если ПФР не примет доводы, обратитесь в суд. Ссылайтесь на смягчающие обстоятельства. Например, что незначительно пропустили сроки, нарушили впервые. Судьи вас поддержат (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2017 № А56-92305/2016).

Сдавайте отчет заранее. Если сдадите отчет в крайний день, он может не пройти из-за сбоя у провайдера. Даже если компания докажет, что ее вины в нарушении нет, суд все равно оставит штраф. Ведь у организации было достаточно времени, чтобы подготовить и сдать СЗВ-М в срок (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2017 № А56-70942/2016).

Другие штрафы за несдачу СЗВ-М в 2017 году

Штраф за несдачу СЗВ-М в электронном виде. Если компания сдает сведения на 25 и более лиц, то отчет должен быть в электронном виде (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ). C 2017 года фонд вправе оштрафовать страхователя на 1000 рублей, если сдать СЗВ-М на бумажном носителе вместо электронного отчета (ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).

Если же в отчете меньше 25 человек, то представить форму СЗВ-М разрешается на бумаге либо электронно. При этом расчет на бумаге можно сдать лично, через уполномоченного представителя либо по почте (лучше заказным или ценным письмом с описью вложения).

Штрафы за ошибки в СЗВ-М. С 2017 года штраф за ошибки в отчете такой же, как и за сдачу отчета позже установленного срока, - 500 рублей (ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ). Но за ошибки могут оштрафовать также директора или главбуха на 300-500 рублей (ст. 15.33.2 КоАП РФ).

Штрафа за ошибки можно избежать, если компания сама обнаружит недочеты в расчете и уточнит сведения до того, как ошибки найдут налоговики (ст. 126.1 НК РФ).

Куда платить штраф по СЗВ-М в 2017 году: образец платежного поручения

У компаний возникает вопрос по уплате штрафа за СЗВ-М: не ясно, куда платить штраф, который прислал фонд, например, за несвоевременную сдачу СЗВ-М, - на КБК фонда или налоговой.

Основной реквизиты для уплаты штрафа СЗВ-М - это КБК - 392 1 16 20010 06 6000 140, где 392 - код администратора платежа, которым является Пенсионный фонд. Данный код должны применять все категории плательщиков при уплате штрафов за нарушение законодательства о внебюджетных фондах.

Как отменить штраф за несвоевременную сдачу СЗВ-М

У компаний есть шанс отбиться от огромных штрафов СЗВ-М. Это показывает судебная практика.

В прошлом году сайт arbitr.ru опубликовал 11 первых дел об опоздании с ежемесячным расчетом. Компании выиграли все споры. Суды снижают штрафы, причем значительно: в десять, восемнадцать и даже сто раз (например, решение Арбитражного суда Свердловской области от 12.09.2016 № А60-33366/2016).

Если фонд оштрафовал, сначала надо подать возражения. На это есть 15 рабочих дней с момента, когда вы получили акт. Решение можно в течение трех месяцев обжаловать в региональном отделении (ч. 5 ст. 38 , ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Если фонд не примет доводов, не упускайте возможности обратиться в суд.

Конечное решение о сумме штрафа принимает суд. Но компания может повлиять на исход. Для этого в заявлении просите отменить штраф полностью. Тогда можно надеяться на максимальное смягчение. Бывает, компания просит лишь уменьшить штраф. Суд идет навстречу, но снижает сумму незначительно. Например, в одном случае суд снизил штраф вдвое, потому что так просила компания (решение Арбитражного суда Оренбургской области от 09.09.2016 № А47-6249/2016). Это меньше, чем по остальным делам.

Одной организации удалось отменить штраф полностью, потому что фонд нарушил процедуру. Он пригласил компанию для рассмотрения материалов на 22 июля, а принял решение 19 июля без ее участия (решение Арбитражного суда Красноярского края от 08.09.2016 № А33-17962/2016).

Если фонд ничего не нарушил, штраф полностью не отменят. Но его можно снизить во много раз. Четкая позиция и ее обоснование помогут вернуть больше денег. Приводите как можно больше доводов и по возможности представьте доказательства: подтверждение сбоя от провайдера, больничный лист и др. Аргументы, которые помогли компаниям в суде, смотрите ниже.

Три аргумента, чтобы отменить штрафы СЗВ-М

Фонд должен выслать протоколы в течение четырех рабочих дней (распоряжение Правления ПФР от 11.10.2007 № 190р). Если протокол пришел с опозданием, компании по вине самих фондов не смогли сдать исправленные сведения в срок, установленный для сдачи расчетов.

Ошибки можно исправить в течение двух недель с момента, когда получен протокол (п. 41 Инструкции, утв. приказом Минздравсоцразвития от 14.12.2009 № 987н). Если компания получила протокол после установленного срока сдачи сведений, у нее есть 14 дней, чтобы дополнить сведения без штрафа. Такие же разъяснения разослал ПФР во все регионы.

3. Закон не уточняет, что такое недостоверные сведения. Фонды чаще всего находят технические ошибки - лишние пробелы, дефисы, точки. Из-за этого сведения нельзя считать ошибочными. Ведь компания верно записала Ф. И. О., ИНН и СНИЛС.

Какие аргументы компании используют в суде

Компания нарушила впервые. На этот аргумент можно ссылаться, если страхователь в первый раз задержал именно отчет СЗВ-М. Так считают специалисты фонда, которых мы опросили.

Бюджет не пострадал. Он может пострадать, только если в организации работают пенсионеры и отчет задержался на 15 дней и больше. Об этом сообщили в фонде.

Просрочка незначительная. В большинстве дел компании опаздывали на один - три дня. Иногда суды признают незначительной просрочку даже на восемь рабочих дней (решение Арбитражного суда Приморского края от 15.09.2016 № А51-15102/2016).

Деятельность компании - социально значимая (печет хлеб, управляет жилым домом).

Фонд нарушил порядок взыскания штрафа, неверно составил документы, не пригласил компанию на рассмотрение материалов камералки и др.

Сломался компьютер или не было выхода в интернет».

Решение № 2-15/2016 2-15/2016(2-629/2015;)~М-604/2015 2-629/2015 М-604/2015 от 14 января 2016 г. по делу № 2-15/2016

Дело №2-15/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Нижнеломовский районный суд Пензенской области

в составе председательствующего судьи Суховой Т.А.,

при секретаре Фоминой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бабочкина В.В. к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по Нижнеломовскому району Пензенской области о признании незаконным решения об отказе в перерасчете трудовой пенсии, возложении обязанности по перерасчету трудовой пенсии и её выплате с учетом индексации,

УСТАНОВИЛ:

Бабочкин В.В. обратился в суд с иском к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по Нижнеломовскому району Пензенской области о признании незаконным решения об отказе в перерасчете трудовой пенсии, возложении обязанности по перерасчету трудовой пенсии и её выплате с индексацией, указав, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Государственное Учреждение-Управление Пенсионного фонда РФ по Нижнеломовскому району Пензенской области с заявлением о включении в стаж работы, дающий право на назначение пенсии на льготных условиях, периода обучения в ГПТУ и службы в рядах Советской Армии и перерасчете страховой пенсии с момента возникновения права на пенсию, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ указанные периоды были включены в специальный стаж работы (при назначении пенсии указанные периоды в нарушение законодательства не были включены в специальный стаж), дающий право на досрочное назначение досрочной пенсии, но только с момента обращения в Управление Пенсионного фонда, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. В перерасчете пенсии с ДД.ММ.ГГГГ было отказано. Истец считает, что указанное решение нарушает его права, поскольку льготная пенсия назначалась ему за работу в особых условиях труда на подземных работах (Список №1) в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года №590 «Об утверждении Положения о порядке выплаты государственных пенсий». На момент назначения пенсии, согласно письму Пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ № его страховой стаж составлял, в том числе льготный - . Стаж работы в районах Крайнего Севера - . В период с ДД.ММ.ГГГГ он (Бабочкин В.В.) неоднократно обращался в ГУ УПФ РФ по Нижнеломовскому району с письменными заявлениями о включении в подземный стаж работы периода обучения в ГПТУ и службы в рядах Советской Армии и перерасчете страховой пенсии с момента возникновения права на пенсию, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Однако, только в ноябре, согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ № он добился положительного решения, на основании которого льготный стаж был увеличен до, но перерасчет пенсии был произведен только с ДД.ММ.ГГГГ. При этом с заявлением о назначении пенсии по старости с учетом специального стажа он (Бабочкин В.В.) обратился к ответчику ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с заявлением была предъявлена трудовая книжка, которая в соответствии со ст. Трудового кодекса РФ и постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 №555 «Об утверждении правил подсчета и подтверждении страхового стажа для установления трудовых пенсий» является основным документом, подтверждающим периоды трудовой деятельности. Таким образом, ответчик располагал сведениями о том, что период службы по призыву и период обучения в профессионально-техническом училище предшествовали и следовали за периодом работы на подземных работах, что, по мнению истца, с учетом действующего на тот момент законодательства, а именно, Постановления Совмина СССР от 03.08.1972 года №590 «Об утверждении положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» давало ему право на включение спорных периодов в специальный стаж и с учетом этого определить размер пенсии.

Истец просил признать незаконным решение ГУ УПФ РФ по Нижнеломовскому району Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в перерасчете пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.; обязать ГУ УПФ РФ по Нижнеломовскому району Пензенской области произвести перерасчет пенсии с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ с учетом включения в льготный стаж службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и учебы в профессионально-техническом училище с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. и выплатить недополученную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с соответствующей индексацией.

В последующем истец Бабочкин В.В. уточнил исковые требования в части перерасчета пенсии, просил обязать ГУ УПФ РФ по Нижнеломовскому району Пензенской области произвести перерасчет трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ с учетом применения стажевого коэффициента, полученного в результате включения в льготный стаж периодов службы в армии и учебы в ПТУ, взыскать недополученную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с индексацией, исходя из индексов роста потребительских цен, ежегодно утверждаемых Правительством РФ.

В судебном заседании истец Бабочкин В.В. исковые требования, поддержал, сославшись на вышеизложенные доводы просил признать незаконным решение ГУ УПФ РФ по Нижнеломовскому району Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в перерасчете пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.; возложить на ГУ УПФ РФ по Нижнеломовскому району Пензенской области обязанность произвести перерасчет назначенной ему пенсии с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ с учетом применения стажевого коэффициента, полученного в результате включения в льготный стаж периодов службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и учебы в профессионально-техническом училище с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., и выплатить проиндексированную в установленном законом порядке недополученную пенсию за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ по Нижнеломовскому району Пензенской области Федунец Н.М., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, с иском Бабочкина В.В. не согласилась, в удовлетворении заявленных требований просила отказать, пояснив, что истец за перерасчетом пенсии обратился ДД.ММ.ГГГГ. Комиссией ГУ УПФ РФ по Нижнеломовскому району Пензенской области ДД.ММ.ГГГГ принято решение о включении в специальный стаж периода обучения в ГПТУ и службы в Советской армии. Перерасчет страховой пенсии Бабочкину В.В. произведен в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ., поскольку нормы по приравниванию иных периодов (периодов на военной службе, работы на выборных должностях, обучения) к специальному стажу работы введены Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» таких норм не содержал и не давал права на включение этих периодов в специальный стаж, в связи с чем считает обоснованным решение об отказе в перерасчете пенсии с ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, полагает, что истцом пропущен срок исковой давности, поскольку в суд он обратился с иском по истечении ДД.ММ.ГГГГ, тогда как в соответствии со ст. общий срок для защиты нарушенного права устанавливается в три года. В исковом заявлении Бабочкин В.В. не указывает уважительных причин пропуска этого срока, в связи с чем, его требования удовлетворению не подлежат. Полагает, что вина пенсионного органа в том, что спорные периоды не были включены в специальный стаж при назначении истцу пенсии, отсутствует.

Выслушав объяснения истца Бабочкина В.В., представителя ответчика - ГУ УПФ РФ по Нижнеломовскому району Пензенской области Федунец Н.М., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

Согласно п. 1 ст. 28.1 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии в соответствии с пунктами 7 - 14 статьи 14 и трудовой пенсии по инвалидности в соответствии с пунктами 6 - 9 статьи 15 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 28.1 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Из материалов дела следует, что Бабочкин В.В. с ДД.ММ.ГГГГ является получателем трудовой пенсии по старости на основании пп. 1 п. 1ст. 27 с применением п. 1 и п. 2 ст. 28.1 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации». По подсчету пенсионного органа на дату назначения пенсии страховой стаж истца составил; стаж льготный - (пенсионное дело №).

При обращении в ГУ УПФ РФ по Нижнеломовскому району Пензенской области с заявлением о назначении досрочной пенсии Бабочкиным В.В. наряду с другими документами были представлены копии трудовой книжки и военного билета, при этом в специальный стаж истца ГУ УПФ РФ по Нижнеломовскому району Пензенской области не были зачтены - период прохождения военной службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и период обучения в государственном профессионально-техническом училище с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Бабочкин В.В. обратился в ГУ УПФ РФ по Нижнеломовскому району Пензенской области с заявлением о включении в специальный стаж периода прохождения военной службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и периода обучения в государственном профессионально-техническом училище с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; перерасчете пенсии с учетом включения в специальный стаж указанных периодов с ДД.ММ.ГГГГ; выплате недополученной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Комиссией ГУ УПФ РФ по Нижнеломовскому району Пензенской области принято решение о включении в специальный стаж периода обучения в ГПТУ и службы в Советской армии; проведении перерасчета страховой пенсии Бабочкину В.В. с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

При этом в перерасчете пенсии с ДД.ММ.ГГГГ отказано, со ссылкой на то, что нормы по приравниванию иных периодов (периодов на военной службы, работы на выборных должностях, обучения) к специальному стажу работы введены Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Между тем, положения статьи (части 2), статьи (части 4), статьи (части 1), статей , и статьи (части 1) Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 05 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В соответствии с подпунктом "к" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590 в общий стаж работы засчитывалась служба в составе Вооруженных сил СССР. При назначении на льготных условиях пенсий по старости рабочим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда, периоды указанные в п. п. "к", приравнивались по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Подпункт «з» предусматривает включение в общий стаж периодов обучения в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в технических, профессионально-технических училищах и т.д.).

В силу разъяснений, данных в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон РФ от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в РФ" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).

Учитывая то, что на период обучения истца в государственном профессионально-техническом училище и на период прохождения службы в рядах Советской Армии действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж работы, дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.

Поскольку Бабочкин В.В. по окончании обучения в ГПТУ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (уволен в связи с призывом в Советскую Армию) работал в должности, предусмотренной Списком N 1 "Производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", утв. Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в Советской Армии, а после прохождения службы вернулся на работу в ту же шахту, указанные периоды подлежали включению в специальный стаж работы Бабочкина В.В. при назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ.

Однако, несмотря на то, что пенсионный орган обладал сведениями о прохождении истцом военной службы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и периоде обучения в государственном профессионально-техническом училище с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, указанные периоды необоснованно не были включены в стаж работы истца при назначении ему досрочной пенсии по вине ответчика.

Представителем ответчика в судебном заседании заявлено о пропуске Бабочкиным В.В. срока исковой давности.

РЕШИЛ:

Исковые требования Бабочкина В.В. к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по Нижнеломовскому району Пензенской области о признании незаконным решения об отказе в перерасчете трудовой пенсии, возложении обязанности по перерасчету трудовой пенсии и её выплате с учетом индексации, удовлетворить.

Признать незаконным решение комиссии государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по Нижнеломовскому району Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в перерасчете Бабочкину В.В. пенсии с даты её назначения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижнеломовскому району Пензенской области произвести перерасчет назначенной Бабочкину В.В. пенсии с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ с применением стажевого коэффициента с учетом включения в льготный стаж периода обучения в государственном профессионально-техническом училище с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и периода службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и выплатить недополученную пенсию за указанный период с учетом индексации в порядке ст.17 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (с учетом уровня роста цен за соответствующий период, годового индекса роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации и индекса роста доходов бюджета Пенсионного фонда РФ в расчете на одного пенсионера, определяемых Правительством Российской Федерации).

Взыскать с государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижнеломовскому району Пензенской области () в пользу Бабочкина В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца, зарегистрированного по адресу: возврат государственной пошлины в размере рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Нижнеломовский районный суд Пензенской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Т.А. Сухова

Решение в окончательной форме принято 19.01.2016

Судья Т.А. Сухова

Суд:

Нижнеломовский районный суд (Пензенская область)

Истцы:

Бабочкин В.В.

Ответчики:

государственное учреждение -Управление пенсионного фонда РФ по Н-Ломовскому району Пензенской области

Судьи дела:

Сухова Татьяна Александровна (судья)

Судебная практика по:

Исковая давность, по срокам давности

Судебная практика по применению норм ст. 200, 202, 204, 205 ГК РФ

Дело № 2-1015/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Бунякиной Е.А.,

при секретаре судебного заседания Осиповой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Курашвили Э.Г. к ГУ – Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте Республики Коми об отмене постановления о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов, взыскании компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Истец обратился в суд с иском к ответчику об отмене постановления о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов, взыскании компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований истец указал, что из постановления судебного пристава-исполнителя он узнал, что в отношении него возбуждено исполнительное производство на основании постановления от 27.01.2015 ГУ УПФР в г.Воркуте о взыскании с него страховых взносов, пеней, штрафов. С указанным постановлением истец не согласен, считает, что оно вынесено ГУ- УПФР в г.Воркуте с нарушением поскольку не соблюдена процедура направления требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеням, штрафам, а также вынося постановление о взыскании на сумму... руб., ответчик вышел за пределы свой компетенции, так как законом предусмотрена сумма взыскания до... рублей. Просит суд отменить постановление от 27.01.2015 г. о взыскании с него страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов на сумму... руб.

25.03.2015 г. истец представил заявление об увеличении исковых требований, в котором указал, что своими неправомерными действиями ответчик причинил истцу физические и нравственные страдания, в связи с чем просил взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере... рублей.

Исковое заявление и заявление об увеличении исковых требований приняты к производству суда определением от 27 марта 2015 года. К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми, поскольку обжалуемое постановление находится на принудительном исполнении.

14.04.2015 г. истец представил ходатайство, в котором просил применить срок исковой давности к суммам задолженности и пени по страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемых в бюджет ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии по расчетным периодам, имевшим место до 01.01.2010 года.

Ответчик в отзыве на иск указал, что Курашвили Э.Г. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 16.07.2004 г.; перерегистрировался из УПФР Жуковского муниципального района Брянской области в УПФР в городе Воркуте 06.05.2013 г.; снят с налогового учета 04.08.2014 г. На момент снятия с учета за плательщиком числилась задолженность по страховым взносам. В связи с чем, истцу было направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафам № 84 от 01.04.2014 г. Требование истцом исполнено не было, поэтому было вынесено Постановление от 27.01.2015 о взыскании задолженности. Поскольку с даты, указанной в требовании № 84 от 01.04.2014 г. для добровольного погашения (18.04.2014г.) до даты вынесения Постановления № 71/1 от 27.01.2015 г. не истек установленный законом годичный срок для предъявления на взыскание, считают Постановление от 27.01.2015 г. законным и обоснованным, а в удовлетворении исковых требований просят отказать.

В судебном заседании стороны, которые просили рассмотреть дело в свое отсутствие, участия не принимали, извещёны надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, об отложении дела слушанием не заявляли. Согласно статье Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено без участия сторон.

Исследовав материалы дела, наблюдательное дело по ИП Курашвили Э.Г., материал № 13-77/2015 по заявлению Курашвили Э.Г. о приостановлении исполнительного производства, суд приходит к следующему выводу.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

В судебном заседании установлено, что Курашвили Э.Г. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 16.07.2004 г.; перерегистрировался из УПФР Жуковского муниципального района Брянской области в УПФР в городе Воркуте 06.05.2013 г.; снят с налогового учета 04.08.2014 г. На момент снятия с учета за плательщиком числилась задолженность по страховым взносам.

Курашвили Э.Г. заказным письмом было направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов № 84 от 01.04.2014 г. по адресу..., которое не исполнено. 27.01.2015 ГУ-УПФР в г.Воркуте было вынесено постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов с Курашвили Э.Г. на сумму... руб. Из указанного постановления следует, что вся взыскиваемая сумма состоит из пеней, начисленных на недоимку по страховым взносам в бюджет Пенсионного фонда РФ.

В силу п.3 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов, а в случае, если указанная в требовании неуплаченная сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превышает в части платежей, администрируемых Пенсионным фондом Российской Федерации, 1 500 рублей, а в части платежей, администрируемых Фондом социального страхования Российской Федерации, 500 рублей, постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается после истечения срока, установленного в одном или нескольких требованиях об уплате страховых взносов, но не позднее двух лет после истечения срока исполнения самого раннего требования.

Поскольку в обжалуемом постановлении сумма взыскания в бюджет Пенсионного фонда РФ составляет... руб., что превышает, сумму установленную законом (п.3 ст. 20, указанного выше закона), суд приходит к выводу о том, что ГУ-УПФР в г.Воркуте вышел за пределы своей компетенции, следовательно указанное постановление является незаконным.

В ходатайстве от 14.04.2015 г. истец просил применить срок исковой давности к суммам задолженности и пени по страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемых в бюджет ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии по расчетным периодам, имевшим место до 01.01.2010 года.

Из представленного ответчиком копии наблюдательного дела по Курашвили Э.Г. и приложению к требованию (л.д. 36) следует, что пени по страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой части трудовой пенсии начислены ответчиком по расчетным периодам, истекшим до 01 января 2010 года.

Разрешая ходатайство истца о применении последствий пропуска срока исковой давности к суммам задолженности и пени по страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемых в бюджет ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии по расчетным периодам, имевшим место до 01.01.2010 года, суд приходит к следующему.

Поскольку обжалуемое постановление вынесено ответчиком в порядке ст.20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", за периоды когда Курашвили Э.Г. был предпринимателем, суд приходит к выводу о том, что к спорным правоотношениям применяется общий срок исковой давности, так как положения пункта 2.3 ст.21, указанного закона, устанавливающие специальные сроки давности применятся к правоотношениям, которые регулируются статьей 21 закона, то есть при взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.

Судебная практика по:

Моральный вред и его компенсация, возмещение морального вреда

Судебная практика по применению норм ст. 151, 1100 ГК РФ


Исковая давность, по срокам давности

Судебная практика по применению норм ст. 200, 202, 204, 205 ГК РФ

На сколько правомерно?Мы отвезли запрос ПФР "о подтверждении отсутствия задолженности по страховым взносам" на текущую дату.Сегодня курьер привез от них "Требование о предоставлении документов".От нас требуют предоставления РСВ -1 за 3 кв.2010г и оплатить штраф в размере 5% суммы страх.взносов, начисленных к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня его установленного для его представления...Это был период перехода из одного ПФР в другое, т.к. у нас сменился юр. адрес.Все отчеты мы сдавали, страховые взносы платили.За 5 лет не поступало писем, требований, сообщений. Отчеты за все периоды включительно за 9 месяце 2015 года сданы.Если бы мы сами не попросили справки об отсутствии задолженности, то не узнали бы вообще об этом.5 лет прошло. И где искать отчет за 2010 год (с подтверждением о сдаче) возможности нет, т.к сменилось много бухгалтеров.Подскажите, как правильно поступить в данной ситуации.Ведь срок исковой давности 3 года. Имеет ли право Пенсионный Фонд РФ № 6 требовать и штрафовать после этого периода?Если нет, каким документом (положением) это можно им подтвердить.

В соответствии со ст.45 Федерального закона №212-ФЗ от 24.07.2009 г. лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение правонарушения, если с даты его совершения истекло три года. В связи с этим ПФР не может требовать у организации оплаты штрафа за 2010 год, т.к. срок исковой давности уже прошел. При этом расчеты по форме РСВ-1 организация обязана хранить в течение шести лет (п.6 ч.2 ст.28 Закона от 24.07.2009 №212-ФЗ).

Обоснование

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.07.2009 № 212-ФЗ

О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

<…>

Статья45. Срок давности привлечения к ответственности за совершение правонарушения

1. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после дня окончания периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года (срок давности).

2. Течение срока давности привлечения к ответственности за совершение правонарушения приостанавливается, если лицо, привлекаемое к указанной ответственности, активно противодействовало проведению выездной проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения органами контроля за уплатой страховых взносов сумм страховых взносов, подлежащих уплате в государственные внебюджетные фонды.

3. Течение срока давности привлечения к ответственности за совершение правонарушения считается приостановленным со дня составления акта, предусмотренного частью 2 статьи 36 настоящего Федерального закона . В этом случае течение срока давности привлечения к указанной ответственности возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной проверки, и вынесено решение о возобновлении выездной проверки.

Как составить и сдать расчет взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование (форма РСВ-1 ПФР)

<…>

Расчеты по форме РСВ-1 ПФР нужно хранить в течение шести лет. Кроме того, вместе с расчетами следует хранить все документы, которые подтверждают начисление и уплату страховых взносов. Например, это индивидуальные карточки, расчетные ведомости, платежные поручения и прочее. Такие правила предусмотрены пунктом 6 части 2 статьи 28 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.