Досудебный аудит. «Досудебное урегулирование станет основным цивилизованным способом разрешения налоговых споров

Заработок 

Специалисты правового отдела Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г.Саранска продолжают информировать налогоплательщиков о преимуществах досудебного урегулирования налоговых споров.

Так, на стенде Администрации рынка «Заречный» размещена информация о внесенных в Налоговый кодекс РФ изменениях, касающихся досудебного аудита. Здесь же можно ознакомиться и с образцами возражений на акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 121, 123), апелляционной жалобы, жалобы на действия (бездействие) должностных лиц инспекции.

Кроме того, налогоплательщикам вручены брошюры по досудебному урегулированию споров, в которых подробно описаны общий порядок обжалования актов налогового органа, действий (бездействия) их должностных лиц, а также процедура административного обжалования решений налоговой инспекции в вышестоящем налоговом органе.

УФНС России по Республике Мордовия напоминает, что изменения законодательства коснулись сроков предоставления письменных возражений по акту проверки - месячный срок со дня получения акта налоговой проверки для представления в налоговый орган лицом, в отношении которого проводилась проверка (его представителем), письменных возражений по указанному акту, ранее этот срок составлял 15 дней с даты получения акта;

Установлен двухдневный срок до дня рассмотрения материалов налоговой проверки для ознакомления лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя с материалами налоговой проверки и материалами дополнительных мероприятий налогового контроля, в случае подачи указанным лицом соответствующего заявления;

Кроме этого, поправками в Налоговый кодекс Российской Федерации с 1 января 2014 г, вводится обязательное досудебное обжалование всех ненормативных актов налоговых органов, а также действий или бездействия их должностных лиц.

Ранее обязательная досудебная процедура обжалования была предусмотрена только в отношении решений о привлечении к ответственности за налоговые правонарушения (отказе в этом), принятых по результатам налоговых проверок.

Согласно им жалоба подается в налоговый орган, издавший акт. Тот в течении 3 дней с даты получения направляет ее в вышестоящую инстанцию (в порядке подчинения). Обратиться с жалобой можно в течение года со дня вынесения решения (или с момента, когда лицо узнало о нарушении своих прав).

Срок рассмотрения жалобы ограничен 15 днями с момента получения (на решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и (или) решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - 1 месяц, как и ранее). При необходимости его могут продлить еще не более чем на столько же.

В ходе рассмотрения жалобы налогоплательщикам можно представлять дополнительные документы в подтверждение своих доводов.

Одновременно увеличен до 1 месяца срок апелляционного обжалования налогоплательщиками решений о привлечении к ответственности за налоговые правонарушения (отказе в этом), принятых по результатам налоговых проверок. Прежний срок (10 дней с момента вручения) недостаточен для подготовки мотивированной жалобы.

Пресс-релиз к семинару-совещанию с налогоплательщиками по вопросу «Альтернативные решения налоговых споров: досудебное урегулирование»

В последнее время арбитражные суды все чаще оставляют заявления налогоплательщиков без рассмотрения. Нередко причиной этого является несоблюдение заявителем обязательного досудебного порядка урегулирования спора с налоговым органом. Налоговым законодательством предусмотрена досудебная процедура обжалования возникших споров. Остается разобраться, как правильно ее выполнить.

Налоговый кодекс РФ устанавливает две процедуры обжалования решений:

  • общий порядок;
  • апелляционный порядок.
Они отличаются сроками подачи жалобы. В обоих случаях жалоба подается в письменном виде и подписанная заявителем или законным, уполномоченным представителем в вышестоящий налоговый орган.

Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. На решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения не вступившее в силу может быть подана апелляционная жалоба. То есть в течение десяти рабочих дней со дня получения копии решения. Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа, принятое по итогам налоговой проверки, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения.

Процедура досудебного аудита очень удобна обеим сторонам спора и имеет преимущество перед судебным процессом. Сохранение деловой репутации: решения не несут так называемого протокольного характера и не отразятся в базе данных судебной системы.

Бесплатный способ защиты прав: отсутствие значительных материальных трат, связанных не только с уплатой государственной пошлины, но и оплатой услуг квалифицированных юристов. Быстрое решение налогового спора - 30 дней: в судах рассмотрение налогового спора может продлиться от трех месяцев до года. Упрощенный порядок решения сора: свободная форма изложения жалобы, процесс оформления и подачи жалобы менее формализован по сравнению с судопроизводством. Полное и объективное рассмотрение спора: в ходе рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган по существу пересматривает все материалы дела. У налогоплательщика имеются дополнительные возможности представить документы и иные доказательства, которые не были предметом рассмотрения ранее.

4 декабря 2012 года в Управлении Федеральной налоговой службы Республики Марий Эл состоялся «круглый стол» с сотрудниками подразделений досудебного аудита налоговых органов Республики, на котором были подведены итоги работы подразделений досудебного аудита за 9 месяцев 2012 года.

В территориальных налоговых органах оспорено 589 актов налоговых проверок, что в два - четыре раза больше, чем в аналогичных периодах 2008 - 2012 годов.

Тенденция значительного увеличения количества оспоренных актов наблюдается во всех инспекциях.

Таким образом, все большее количество налогоплательщиков реализуют свои права на защиту путем оспаривания актов налоговых проверок, и это имеет высокую эффективность.

В отчетном периоде удовлетворены требования налогоплательщиков при вынесении 477 решений, что составляет 81% от общего количества оспоренных актов.

Кроме того, обсуждены вопросы исполнения плана мероприятий по повышению эффективности процедур досудебного урегулирования налоговых споров в налоговых органах Республики Марий Эл в 2012 году, утвержденных Управлением в марте 2012 года.

Наибольшее внимание уделялось исполнению плана мероприятий по проведению семинаров с налогоплательщиками на тему «Порядок обжалования действий и бездействия должностных лиц налоговых органов».

За последние три месяца проведено 18 семинаров. Проведение подобных мероприятий стало обычной практикой налоговых органов Республики.

Также были поставлены задачи по взаимодействию структурных подразделений инспекций с целью улучшения качества проведения налоговых проверок с целью сокращения количества жалоб налогоплательщиков и немедленного их разрешения.

Межрайонная ИФНС России №2 по Калужской области проводит «Неделю досудебного аудита». Сотрудники Межрайонной ИНФС России №2 по Калужской области знакомят налогоплательщиков с законодательством Российской Федерации, и проводят целый комплекс информационных мероприятий, в том числе тематические семинары.

Всем налогоплательщикам, посетившим в эти дни инспекцию, раздаются проспекты с информацией о порядке обжалования ненормативных актов налоговых органов. Ежедневно проводятся мини-семинары для всех желающих, где так же рассказывалось о новом интернет сервисе «Узнай о жалобе».

Надеемся что эта неделя поможет разобраться налогоплательщикам с возникающими проблемами в досудебном порядке, без лишних затрат и волнений.

Налогоплательщик в случае несогласия с выводами, изложенными в акте налоговой проверки на основании пункта 6 статьи 100 НК РФ есть право возразить и отстоять свою позицию по факту выявленных налоговым органом правонарушений. Чтобы это сделать, надо представить в налоговый орган соответствующие возражения на акт, - поясняют в отделе досудебного аудита УФНС России по Алтайскому краю.

Общие правила представления возражений прописаны в статьях 100 и 101.4 Налогового кодекса РФ. В данных статьях указаны сроки подачи возражений, а также порядок их рассмотрения.

Так, лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.

Утвержденной формы для составления возражений нет, но следует учесть рекомендации по оформлению. Необходимо указать, кому адресованы данные возражения: в верхнем правом углу отражается, на чье имя пишутся возражения, с указанием должности и фамилии, как правило, это начальник инспекции проводившей налоговую проверку. Также нужно указать, полное наименование и адрес налоговой инспекции. Далее указывается, от кого представлены возражения (полное и сокращенное наименование организации, ИНН, КПП и адрес). Если возражения представляются физическим лицом или индивидуальным предпринимателем, то указываются инициалы, фамилия, ИНН и адрес регистрации.

Налогоплательщик имеет право участвовать в рассмотрении материалов проверки лично или через представителя. В ходе рассмотрения у налогоплательщика имеется возможность дополнить свои возражения, иными аргументами в свою пользу, которые не были заявлены ранее, а также отказаться от возражений вовсе.

Межрайонная ИФНС России № 1 по Костромской области напоминает, что при возникновении возражений на не нормативные акты инспекции либо жалобы на действия (бездействие) сотрудников налогового органа можно обратиться в подразделение досудебного аудита.

Досудебный аудит - это независимое экспертное рассмотрение специально уполномоченным специалистом налогового органа заявленных в установленном действующим законодательством порядке возражений (разногласий) по акту налогового контроля, заявлений и жалоб физических и юридических лиц на действия или бездействие налоговых органов; заявлений и жалоб физических и юридических лиц на акты ненормативного характера налоговых органов, связанных с применением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, либо иных актов законодательства Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на налоговые органы.

Так, в структуре Федеральной налоговой службы функционирует Управление досудебного аудита, в Управлении ФНС России по Костромской области - отдел досудебного аудита, в Межрайонной инспекции № 1 по Костромской области создано подразделение досудебного аудита в составе правового отдела.

Номер телефона подразделения досудебного аудита в Межрайонной ИФНС России № 1 по Костромской области 494-35-37-122.

В налоговых органах Еврейской автономной области успешно функционирует процедура досудебного аудита. Досудебный аудит - это внутриведомственная система, призванная урегулировать споры с налогоплательщиками и устранять недостатки в работе налоговых органов.

Возражения и жалобы налогоплательщиков, поступающие в налоговые органы, рассматриваются подразделениями досудебного аудита. В рамках рассмотрения жалоб оценивается правомерность актов, действий (бездействия) налоговых органов и принимаются меры по восстановлению нарушенных прав налогоплательщиков или иных лиц.

По сравнению с судебным разбирательством досудебная процедура урегулирования споров имеет ряд преимуществ для налогоплательщика: прежде всего, это безвозмездность и оперативность урегулирования споров. Государственная пошлина за подачу жалобы не взимается, а срок рассмотрения жалобы, по общему правилу, составляет 1 месяц.

При этом система досудебного аудита, несмотря на ее внутриведомственный характер, является достаточно независимой и объективной, что обеспечивается ее особенностями:

Досудебный аудит курируют непосредственно руководители налоговых органов;

При рассмотрении жалоб учитывается сложившаяся судебная практика;

Действующие показатели оценки эффективности досудебного аудита не допускают формальное и поверхностное рассмотрение возражений и жалоб.

Таким образом, все обращения налогоплательщиков рассматриваются по существу, полностью, объективно и всесторонне. По каждому случаю нарушения прав налогоплательщика принимаются меры, направленные на исключение подобных случаев в дальнейшем. Тем самым досудебный аудит обеспечивает постоянное совершенствование в работе налоговых органов.

В налоговый орган жалоба подается в письменной форме и подписывается заявителем или его представителем (законным или уполномоченным). При не соблюдении требований на подтверждение полномочий представителя жалоба подлежит возврату для устранения выявленных недостатков.

1) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик основывает свои требования;

2) расчет оспариваемых сумм налогов, сбора, пени, штрафов, налогового вычета, на который претендует налогоплательщик и иные расчеты;

3) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего жалобу (в случае, если жалоба подписана не самим налогоплательщиком - заявителем).

Что необходимо указать в жалобе, подаваемой в налоговый орган:

1. Наименование налогового органа, в который подается жалоба (апелляционная жалоба), или должность, фамилию, имя и отчество должностного лица, которому направляется жалоба;

2. ФИО заявителя (полностью), почтовый индекс и адрес места жительства, адрес электронной почты и номер телефона (при наличии);

3. Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), при этом физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе указывать не ИНН, а свои персональные данные, предусмотренные п. 1 ст. 84 НК РФ;

4. Наименование налогового органа, решение которого обжалуется, или фамилию, имя и отчество должностного лица, действия (бездействие) которого обжалуются;

6. Обстоятельства, на которых основаны доводы налогоплательщика, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства;

7. Суммы оспариваемых требований в разрезе (налога, вычета, в котором отказано, пени, штрафа);

8. Расчет оспариваемой денежной суммы;

9. Перечень прилагаемых документов.

Обязательность участия налогоплательщика в рассмотрении налоговым органом его жалобы налоговым кодексом РФ и каким-либо иным документом не предусмотрена.

Досудебный аудит - это внутриведомственная система, призванная урегулировать споры с налогоплательщиками и устранять недостатки в работе налоговых органов.

Возражения и жалобы налогоплательщиков и иных лиц, поступающие в налоговые органы, рассматриваются подразделениями досудебного аудита. В рамках рассмотрения возражений и жалоб оценивается правомерность актов, действий (бездействия) налоговых органов и принимаются меры по восстановлению нарушенных прав налогоплательщиков и иных лиц.

По сравнению с судебным разбирательством досудебная процедура урегулирования споров имеет ряд преимуществ для налогоплательщика: прежде всего, это бесплатность и оперативность урегулирования спора.
Действует следующий порядок подачи жалоб в вышестоящий налоговый орган.
Апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается до момента вступления в силу обжалуемого решения. Апелляционная жалоба подается в налоговую инспекцию, которая проводила проверку налогоплательщика. Инспекция в течение трех рабочих дней со дня поступления указанной жалобы направляет ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа подается непосредственно в вышестоящий налоговый орган в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения.

Жалоба на действия (бездействия) налоговых органов также подается в вышестоящий налоговый орган в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Налогоплательщик к жалобе может представить документы, подтверждающие ее обоснованность.
Общий срок рассмотрения жалобы составляет 1 месяц. В случае получения документов, необходимых для рассмотрения жалобы, срок может быть продлен руководителем или заместителем руководителя вышестоящего налогового органа, но не более чем на 15 дней.

Все обращения налогоплательщиков рассматриваются по существу полностью, объективно и всесторонне. По каждому случаю нарушения прав налогоплательщика принимаются меры, направленные на исключение подобных случаев в дальнейшем.

Процедура обязательного досудебного урегулирования споров между налогоплательщиками и налоговыми органами по решениям налоговых органов существует уже более 2 лет и официальные данные свидетельствуют о высоких показателях результативности досудебной работы налоговых органов.

Согласно статистическим данным за 1 квартал 2011 года из общей суммы рассмотренных в судах исковых требований (67,5 млрд руб.) сумма удовлетворенных в пользу налоговых органов составила 36,8 млрд руб. (55%). По сравнению с 1 кварталом 2010 года этот показатель вырос более чем на 10%. При этом эффективность работы, в том числе досудебного аудита, позволила уменьшить количество судебных споров с участием юридических лиц по сравнению с 1 кварталом 2010 года с 17,3 тыс. дел до 14,5 тыс., более чем на 2,5 тыс. судебных дел.

«Система досудебного аудита направлена не только на снижение судебной нагрузки, но и выступает своего рода фильтром, позволяя оставлять в силе только решения, которые в дальнейшем устоят в суде», - отмечает заместитель руководителя ФНС России Сергей Аракелов.

В среднем по России около 40% жалоб при их рассмотрении вышестоящим налоговым органом удовлетворяются. В 1 квартале 2011 года соотношение количества рассмотренных и удовлетворенных жалоб составило 42%. По результатам рассмотрения жалоб в 1 квартале 2011 года удовлетворено требований налогоплательщиков на 16,6%. В рамках досудебного урегулирования споров снизилось количество жалоб, предъявляемых налогоплательщиками налоговым органам в 1-м квартале 2011 года по сравнению с 1-м кварталом 2010 года на 20%.

«Данные показатели свидетельствуют о переходе от формального к более качественному и профессиональному досудебному аудиту, эффективности администрирования, о снижении нагрузки судебной системы и о повышении уровня доверия со стороны налогоплательщиков к системе досудебного обжалования», комментирует Сергей Аракелов.

Институт досудебного аудита имеет ряд преимуществ перед судебным порядком обжалования решений. В частности, это сохранение деловой репутации и относительно недорогой способ урегулирования спора, так как судебное разбирательство потребует значительных финансовых вложений. В досудебном урегулировании отсутствует необходимость уплаты государственной пошлины. Кроме того, время, потраченное на досудебное урегулирование спора, будет гораздо меньше, чем на обращение в суд. У налогоплательщика имеется возможность оспорить решение налогового органа до обращения в суд, а при отрицательном результате обжалования налогоплательщик может учесть позицию налогового органа и при обращении в суд более тщательно подготовиться к защите своей позиции.

Сергей Аракелов считает, что необходимы изменения, которые могут повысить качество досудебного урегулирования споров и сократить судебные издержки:

  • совершенствование и законодательное оформление стандартных форм, сопровождающих процедуру рассмотрения досудебного урегулирования споров;
  • внедрение новых инструментов реализации и процедуры досудебного урегулирования споров, предоставление дополнительных прав сторонам спора, рассмотрение дополнительных доказательств;
  • активизация работы по внедрению электронного документооборота.

В соответствии с приказом ФНС России от 31.03.2009 № ММ-7-4/161 "О структуре Управления ФНС России по Ставропольскому краю" в УФНС России по Ставропольскому краю (далее - Управление) создан отдел досудебного аудита.

В соответствии с приказом Управления от 07.04.2008 № 04-08/69 "О переводе работника на другую работу" с 07.04.2009 г. исполнение обязанностей начальника отдела досудебного аудита Управления возложено на Елагина Александра Викторовича.

Сейчас и бизнес, и государство заинтересованы в формировании эффективного механизма разрешения споров. Заместитель руководителя Федеральной налоговой службы Сергей Аракелов считает, что один из таких механизмов - досудебное урегулирование налоговых споров, и готов рассказать читателям "РБГ", как налоговые органы совершенствуют эту процедуру.

- Сергей Ашотович, какие существуют способы досудебного урегулирования споров налогоплательщиков?

Говоря о принятой модели досудебного урегулирования налогового спора, необходимо отметить, что процедура представляет собой две стадии. Первая стадия - временной промежуток между актом и решением налоговой инспекции, в который может представить письменные возражения. Вторая - между решением и судом - это период, в течение которого налогоплательщик обжалует принятое налоговым органом решение в вышестоящий налоговый орган.

По существу, процедура рассмотрения возражений направлена на то, чтобы сделать наиболее результативной встречу налогоплательщика с налоговым органом, разобраться в сути возникших вопросов. По результатам рассмотрения возражений руководитель налогового органа имеет право назначить дополнительные мероприятия налогового контроля, целью которых является проверка доводов налогоплательщика.

Второй этап предоставляет налогоплательщику право до вступления решения в законную силу обратиться с апелляционной жалобой. И здесь следует понимать, что процедура обязательного досудебного обжалования решения налогового органа, с выводами которого не согласен налогоплательщик, направлена прежде всего на формирование правоприменительной практики, устранение противоречий норм действующего законодательства. На устранение внутриведомственных ошибок, уменьшение количества судебных споров с налогоплательщиками и, следовательно, в целом на устранение правовой неопределенности при ведении бизнеса в России, установление благоприятного инвестиционного климата.

- Какие преимущества имеет досудебный способ урегулирования налоговых споров?

Институт досудебного аудита имеет ряд преимуществ перед судебным порядком обжалования решений. В частности, это сохранение деловой репутации и относительно недорогой способ урегулирования спора, так как судебное разбирательство потребует значительных финансовых вложений. В досудебном урегулировании отсутствует необходимость уплаты государственной пошлины. Кроме того, время, потраченное на досудебное урегулирование спора, будет гораздо меньше, чем на обращение в суд. У налогоплательщика имеется возможность оспорить решение налогового органа до обращения в суд, а при отрицательном результате обжалования налогоплательщик может учесть позицию налогового органа и при обращении в суд более тщательно подготовиться к защите своей позиции.

- Как вы оцениваете эффективность института досудебного аудита?

В целях совершенствования административных процедур в системе налоговых органов созданы специальные подразделения, в компетенцию которых входит исключительно внутриведомственное досудебное разбирательство. Основными задачами, которые были поставлены Федеральной налоговой службой перед подразделениями досудебного аудита, являлись прежде всего организация надлежащего реагирования на допущенные ведомственные нарушения, выявленные в ходе урегулирования налоговых споров, и разгрузка судов вследствие урегулирования части налоговых споров в административном порядке.

Процедура обязательного досудебного урегулирования споров между налогоплательщиками и налоговыми органами по решениям налоговых органов существует уже более 2 лет, и высокие показатели результативности судебной работы налоговых органов подтверждают правильность выбранных направлений в этой работе.

Так, согласно статистическим данным за I квартал 2011 г., из общей суммы рассмотренных в судах исковых требований (67,5 млрд руб.) сумма удовлетворенных в пользу налоговых органов составила 36,8 млрд руб. (55%). По сравнению с I кварталом 2010 г. этот показатель вырос более чем на 10% и достиг рекордных размеров за последние три года. При этом эффективность работы, в том числе досудебного аудита, позволила уменьшить количество судебных споров с участием юридических лиц по сравнению с I кварталом 2010 г. с 17,3 тыс. дел до 14,5 тыс. более чем на 2,5 тыс. судебных дел.

В среднем по России около 40% жалоб при их рассмотрении вышестоящим налоговым органом удовлетворяются. В I квартале 2011 г. соотношение количества рассмотренных и удовлетворенных жалоб составило 42%. По результатам рассмотрения жалоб в I квартале 2011 г. удовлетворено требований налогоплательщиков на 16,6%. В рамках досудебного урегулирования споров снизилось количество жалоб, предъявляемых налогоплательщиками налоговым органам. Так, например, в I квартале 2011 г. по сравнению с I кварталом 2010 г. общее количество жалоб снизилось на 18%.

Уже сделанные шаги позволяют говорить о фундаментальной работе налоговых органов на пути создания функциональной, открытой, высокотехнологичной налоговой системы, повышения уровня доверия со стороны налогоплательщиков, правовой определенности в системе налогового администрирования. При этом досудебный аудит направлен не только на снижение судебной нагрузки, но и выступает своего рода фильтром, позволяя оставлять в силе только решения, имеющие судебную перспективу.

Как вы считаете, существует ли на сегодняшний день необходимость дальнейшего развития и совершенствования досудебного порядка обжалования?

Опыт практической работы со всей очевидностью показывает нам, что необходимо совершенствовать регламентацию досудебного обжалования. Нужно обеспечить однозначное толкование процессуальных норм путем внесения изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ, закрепить на уровне закона процессуальные права и обязанности налогоплательщика и налогового органа в ходе осуществления досудебного производства.

К числу процедурных вопросов, требующих дальнейшего совершенствования, можно отнести решение проблемы легитимности действий по рассмотрению документов, представленных налогоплательщиком с жалобой и ранее налоговым органом не рассмотренных.

В отличие от арбитражно-процессуального законодательства, регулирующего рассмотрение споров в судебном порядке, в соответствующих главах Налогового кодекса отсутствуют важные механизмы и инструменты по реализации процессуальных действий, обеспечивающих объективность и правильность рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке.

Какие, на ваш взгляд, необходимы изменения, которые могут повысить качество досудебного урегулирования споров и сократить судебные издержки?

Как наиболее актуальные, я бы выделил следующие:

Совершенствование и законодательное оформление стандартов процедуры рассмотрения досудебного урегулирования спора, введение возможности налогоплательщику представлять дополнительные документы и присутствовать при рассмотрении жалобы в определенных ситуациях;

Внедрение новых инструментов реализации и процедуры досудебного урегулирования споров, предоставление дополнительных прав сторонам спора, рассмотрение дополнительных доказательств;

Введение согласительной процедуры и возможности заключения административного договора;

Активизация работы по внедрению электронного документооборота, а также предоставление налогоплательщику возможности через сервис сайта Федеральной налоговой службы отследить этапы прохождения жалобы.

Налоговая политика и уровень развития налоговых правоотношений являются важнейшими факторами, влияющими как на инвестиционный климат, так и в целом на развитие экономики любого государства. За последние годы правовые основы российской налоговой системы прошли значительные преобразования, но и сейчас продолжается формирование эффективного механизма разрешения споров физических и юридических лиц и государства, в том числе и за счет совершенствования административных процедур. В этих условиях происходит и совершенствование работы налоговых органов по досудебному урегулированию налоговых споров. Сегодня на сайте Федеральной налоговой службы открыт форум, на котором мы ждем читателей вашей газеты с предложениями по совместному совершенствованию системы досудебного урегулирования налоговых споров.

В начале 2011 года подразделения налогового, или досудебного аудита отмечают свой первый юбилей – пять лет с момента их структурного образования в системе налоговых органов. О задачах, проблемах, особенностях работы и перспективах этих подразделений мы беседуем с начальником отдела досудебного аудита Управления ФНС России по Московской области Н.А. Золототрубовой .

Наталья Алексеевна, каковы результаты работы отдела досудебного аудита Управления ФНС России по Московской области за прошедшие пять лет? Снизилось ли количество обращений в суды со стороны налогоплательщиков региона?

Создание подразделений досудебного аудита было вызвано рядом причин. А именно: необходимостью улучшить качественную составляющую работы налоговых органов в целом, исключить внутриведомственные ошибки, снизить общее число споров с участием налоговых органов, а также перенести нагрузку с судебных органов на налоговые. Досудебное урегулирование налоговых споров является сегодня одним из важнейших направлений деятельности налоговых органов.

Досудебный аудит налоговой службы Подмосковья успешно решает изначально поставленные перед ним задачи. Мы можем засвидетельствовать снижение общего количества налоговых споров и смещение нагрузки с судебной системы в досудебную процедуру. Количество жалоб по налоговым спорам, рассмотренных налоговыми органами области в досудебном порядке в 2010 году, более чем в три раза превышает количество предъявленных к налоговым органам и рассмотренных судами заявлений налогоплательщиков.

Итоги работы за 9 месяцев 2010 года показывают, что количество налоговых споров, рассмотренных судами первой инстанции, снизилось по сравнению с аналогичным периодом 2009 года с 1215 до 901, то есть сократилось на 26%.

С какими проблемами сталкивается возглавляемый вами отдел? Какие задачи, помимо рассмотрения жалоб налогоплательщиков, он решает?

Несмотря на положительную динамику, число налоговых споров остается существенным. По количеству жалоб, поступающих на рассмотрение, Московская область занимает второе место среди субъектов РФ.

За 9 месяцев 2010 года налоговые органы нашего региона рассмотрели 3472 жалобы. Из них 2490 жалоб на решения, вынесенные налоговыми органами по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок (в порядке статьи 101 НК РФ) и при обнаружении фактов, свидетельствующих об иных налоговых правонарушениях (в порядке статьи 101.4 НК РФ). Кроме того, было рассмотрено 29 жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях и 953 жалобы на иные ненормативные акты налоговых органов, действия или бездействие должностных лиц налоговых органов.

Такой объем жалоб в первую очередь связан с большим количеством налогоплательщиков, зарегистрированных на территории Подмосковья, и как следствие, с большим количеством проводимых выездных и камеральных налоговых проверок. Налогоплательщики представили возражения на 3,6% актов, составленных по результатам налоговых проверок.

Вместе с тем реальную возможность выстроить конструктивные, основанные на строгом соблюдении норм налогового законодательства взаимоотношения между налогоплательщиками и налоговыми органами дает именно последовательное использование налогоплательщиками всех механизмов досудебного урегулирования налоговых споров.

Кроме подачи жалоб в вышестоящий налоговый орган, досудебное урегулирование налоговых споров предусматривает и такую процедуру, как рассмотрение возражений налогоплательщиков на акты налоговых проверок. Она является эффективным способом урегулирования возможных налоговых претензий еще на стадии рассмотрения акта проверки, то есть до момента вынесения соответствующего решения, на основании которого налоговый орган начинает процедуру взыскания доначисленных сумм, выставляя требования, инкассовые поручения и приостанавливая операции по счетам в банке.

Говоря о проблемах, возникающих в работе по досудебному урегулированию налоговых споров, необходимо отметить, что процедура административного обжалования в существенных моментах еще не определена законодательно. В настоящее время отсутствует четкий, исчерпывающий порядок осуществления производства по досудебному рассмотрению жалоб. Нормы глав и Налогового кодекса РФ не дают ответов на целый ряд практических вопросов, в том числе не регламентированы процессуальные права и обязанности заявителя и налоговых органов в ходе осуществления досудебного производства.

Отделы досудебного аудита функционируют не только в Управлениях ФНС России по субъектам РФ, но и в налоговых инспекциях. С какими жалобами налогоплательщики должны обращаться в Управление, а с какими – в инспекции на местах?

В инспекции ФНС России нужно направлять жалобы на действия (бездействие) должностных лиц территориальных налоговых органов (кроме начальника инспекции и его заместителя), а также апелляционные жалобы, связанные с оспариванием решений о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности, вынесенных инспекцией по результатам камеральных и выездных налоговых проверок. Последние инспекция должна перенаправить в вышестоящий налоговый орган.

В управления ФНС России по субъекту РФ направляются три вида жалоб:

– на действия (бездействие) начальника (заместителя начальника) инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций ФНС России межрайонного уровня;

– акты ненормативного характера указанных инспекций;

– действия (бездействие) должностных лиц Управления ФНС России по субъекту РФ (кроме руководителя налогового органа и его заместителя).

Когда досудебный порядок разрешения спора обязателен для налогоплательщиков, а когда нет? Есть ли риск, что при соблюдении обязательного досудебного порядка разрешения спора налогоплательщик пропустит срок для подачи искового заявления в суд?

Положения Налогового кодекса РФ предоставляют налогоплательщику и другим субъектам налоговых правоотношений возможность использовать административный (досудебный) порядок разрешения налогового спора в первую очередь.

С 1 января 2009 года введен в действие пункт 5 статьи 101.2 НК РФ, предусматривающий обязательное досудебное обжалование решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения. Все иные ненормативные акты налоговых органов могут быть напрямую обжалованы в суде.

Замечу, что само по себе использование административного порядка обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) должностных лиц при соблюдении норм Арбитражно-процессуального кодекса РФ не несет в себе угрозу утраты права на судебное обжалование.

- Какова процедура подачи жалобы и ее рассмотрения? Участвует ли налогоплательщик в данном рассмотрении?

Порядок и сроки подачи и рассмотрения жалоб в налоговых органах регламентированы главами 19-20 НК РФ. В соответствии со статьей 138 НК РФ акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается в письменной форме и в обязательном порядке подписывается налогоплательщиком либо его представителем. Учтите, что, согласно главе 4 НК РФ, право на представление интересов налогоплательщика без доверенности имеют только законные представители, то есть лица, уполномоченные представлять организацию на основании закона или ее учредительных документов.

Существенным элементом, без которого обращение налогоплательщика не может быть признано жалобой, является указание в жалобе предмета обжалования (действия, бездействие, ненормативный акт). В ней нужно не только указать на несогласие с фактами и выводами налоговиков, но и изложить свое требование.

Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу устанавливает НК РФ. Такая жалоба подается в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы. Жалоба подается непосредственно в вышестоящий налоговый орган.

Апелляционная жалоба может быть подана только на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в порядке статьи 101 НК РФ, то есть по результатам налоговой проверки. Данная жалоба подается до момента вступления в силу обжалуемого решения – в течение 10 дней со дня вручения решения лицу (его представителю), в отношении которого вынесено соответствующее решение (п. 2 ст. 101.2 НК РФ).

Апелляционная жалоба подается в вынесший это решение налоговый орган, который обязан направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган в течение трех дней со дня поступления. Решение по апелляционной жалобе выносится вышестоящим налоговым органом.

При подаче апелляционной жалобы процедура взыскания начисленных платежей приостанавливается до рассмотрения ее по существу вышестоящим налоговым органом.

Вступившее в силу решение налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган в общем порядке в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен. Для восстановления срока к жалобе необходимо приложить письменное мотивированное ходатайство о восстановлении срока подачи жалобы.

Возможна ли ситуация, при которой вышестоящий налоговый орган, рассмотрев жалобу налогоплательщика на решение нижестоящего налогового органа, вынесет решение, ухудшающее положение налогоплательщика?

Рассмотрение вышестоящим органом жалоб в порядке статьи 140 НК РФ не предполагает, что положение налогоплательщика может быть ухудшено. Иначе это препятствовало бы свободной реализации лицом своего права на обжалование принятого в отношении него решения.

Вышестоящий налоговый орган, установив в ходе рассмотрения жалобы обстоятельства, которые не нашли своего отражения в оспариваемом решении и материалах налоговой проверки, не вправе производить доначисление налогов по новым основаниям. В то же время вышестоящий налоговый орган вправе исправить технические (арифметические) ошибки, допущенные налоговым органом, которые были выявлены в ходе рассмотрения жалобы. Но они не меняют сути выявленных правонарушений.

Какими вы видите перспективы досудебного урегулирования налоговых споров? Нужны ли, на ваш взгляд, какие-либо еще изменения в законодательстве, регулирующем досудебный порядок разрешения налоговых споров?

Опыт практической работы со всей очевидностью показывает, что необходимо совершенствовать регламентацию досудебного обжалования. Нужно обеспечить однозначное толкование процессуальных норм путем внесения изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ, закрепить на уровне закона процессуальные права и обязанности налогоплательщика и налогового органа в ходе осуществления досудебного производства.

В отличие от арбитражно-процессуального законодательства, регулирующего рассмотрение споров в судебном порядке, в налоговом законодательстве отсутствуют очень важные механизмы. Речь идет о непосредственном участии сторон в рассмотрении налогового спора, возможности истребования дополнительных доказательств, проведения экспертиз, допросов свидетелей, а также возможности проведения ряда других важных процессуальных действий, обеспечивающих объективность и правильность рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке.

Будем надеяться, что в ближайшее время законодатель внесет необходимые поправки в налоговое законодательство. Уверена, что в перспективе досудебное урегулирование станет основным цивилизованным способом разрешения налоговых споров между налогоплательщиками и налоговыми органами, а их количество будет неуклонно снижаться как за счет повышения качества работы налоговых органов, так и за счет добросовестного выполнения налогоплательщиками своих обязанностей, установленных налоговым законодательством.

- Спасибо.

Беседовала Нина Иволгина

Как происходит досудебное урегулирование налоговых споров в 2019 году. Что такое налоговый спор и каким образом можно избежать судебного разбирательства в сфере налогообложения.

В сфере налогообложения всегда существовало огромное количество конфликтов. Споры между сторонами редко решались мирным путем, поэтому приходилось обращаться в суд.

Это привело к загруженности судов и постоянному затягиванию рассматриваемых дел.

Процедура досудебного регулирования, успешно применяемая во многих странах мира, принесла огромную пользу сторонам налоговых споров и в России.

Базовые сведения

Очень часто между сторонами возникают различные юридические споры. Особенно часто они случаются в области экономических и гражданских правоотношений.

Это вынуждает их обращаться в суд, но это не всегда устраивает стороны. Дело в том, что судебное разбирательство затягивается, что никому не выгодно.

Поэтому многие участники конфликта стараются не доводить дело до суда, а решить спор между собой. Эта процедура называется досудебным урегулированием.

Они привлекают к этому третью сторону и стараются все решить достаточно мирно. Процедура досудебного урегулирования также успешно используется и при разрешении налоговых споров.

Урегулирование до суда подразумевает:

  • анализ спора;
  • оценка причин, значимых для обжалования;
  • анализ норм законодательства;
  • оформление претензии.

Что это такое

Любой спор может решиться без участия судьи. Для этого сторонам достаточно заключить .

В некоторых случаях, предусмотренных законодательством, эта процедура происходит, несмотря на нежелание сторон. То есть урегулирование вне судебной системы делится на добровольное и обязательное.

При этом стороны могут быть даже категорически против досудебного урегулирования и настаивать на судебном разбирательстве. Это так называемый промежуточный этап, предшествующий суду.

В случае с налоговыми спорами обращение в вышестоящий налоговый орган, а не в суд, было делом добровольным.

Но с 2019 года досудебное урегулирование споров в сфере налогообложения является для налогоплательщиков обязательным. Часто налоговые споры возникают из-за непонимания отдельных норм налогового законодательства.

Из-за этого возникают различные нарушения, которые выясняются во время . И если налогоплательщик не согласен с решением проверяющих, он может обжаловать его.

К жалобе можно приложить и различные дополнительные документы, но налоговые органы могут их не учитывать ().

Тем не менее, в налоговой службе могут рассмотреть:

  • документы, которые являются подтверждением тех причин, на которых основываются все требования лица;
  • расчеты сумм;
  • доверенность, если прошение подается не самим налогоплательщиком.

Законодательство предусматривает и определенный срок подачи прошения. Он составляет 1 год со дня вручения лицу решения на основании налоговой проверки.

В случае если жалоба подается позже этого срока, то ее могут принять только вследствие серьезной причины для такого пропуска.

Участие самого налогоплательщика в рассмотрении его просьбы не предусмотрено. Но в некоторых случаях ему будет предложено присутствовать на разбирательстве.

Сроки обжалования жалоб зависят во многом от самого предмета спора. Если решение налоговой службы не вступило в силу, то для подачи прошения в проверяющее подразделение дается 10 дней.

Другие акты, а также действия налоговых служб можно оспорить в течение календарного года. Вышестоящий налоговый орган может проигнорировать жалобу лица.

И это будет абсолютно законно, но только в некоторых случаях. Основания для этого утверждены ст. 139.3 НК РФ:

  • в документе отсутствует личная подпись физического лица;
  • жалоба подана после того, как указанные сроки для этого прошли;
  • жалоба отозвана обратно;
  • уже одна или несколько жалоб были поданы на этих основаниях ранее.

Управление досудебного урегулирования налоговых споров зависит от специального подразделения, которые функционируют в налоговых органах.

Отдел, рассматривающий прошение плательщика, должен в течение 5 дней принять решение об отказе.

Еще 3 дня дается на то, чтобы об этом сообщили лицу. При этом налогоплательщику должны выслать письменное уведомление с указанием причины.

Важно знать, что в случае отказа рассмотреть жалобу, можно все исправить и отправить новую (). Раньше такого права у физических и юридических лиц не было.

Какая эффективность

О том, насколько удобна современная система решения спорных ситуациях без привлечения суда, говорят многие специалисты этой области. Особенно, когда эта процедура стала обязательной.

Эффективность досудебного урегулирования налоговых споров 2019 год заключается в первую очередь в том, что оно позволяет комфортно и без каких-либо трудностей выяснить налоговые отношения.

В то время как этап судебного разбирательства не только экономически не выгоден, но еще и является затратным по времени.

Видео: Верховный Суд — налоговые споры по земельному налогу

Досудебное урегулирование освобождает налогоплательщика от присутствия во время принятия решения. К тому же, эффективность этого способа давно доказана в других странах.

Это позволяет совершенствовать налоговый контроль, и к тому же, улучшить процедуру взаимодействия налоговых служб и налогоплательщиков.

С другой стороны, многие специалисты указывают на недостаточное консультирование граждан, что приводит к недоверию с их стороны.

Преимущества

Среди плюсов досудебного урегулирования можно отметить следующее:

  • рассмотрение жалобы редко превышает 1 месяц;
  • обращение в вышестоящий орган за помощью для лиц является бесплатной услугой, в то время как при судебном рассмотрении приходится нанимать адвоката и оплачивать пошлину;
  • при рассмотрении споров соблюдается конфиденциальность, что позволяет не волноваться за свою репутацию;
  • вышестоящий налоговый орган не может принять решение, которое способствует ухудшение положения налогоплательщика;
  • вся процедура досудебного урегулирования довольно проста и не требует от налогоплательщика каких-то особых требований;
  • узнать о том, на какой стадии рассмотрения находиться жалоба, можно не только письменно. Для этого на сайте ФНС работает специальный электронный сервис «Узнать о жалобе».

Недостатки

Минусом досудебного регулирования можно назвать то, что многие налогоплательщики недостаточно проинформированы в этом вопросе. Отсюда огромное количество .

В чем заключается административная ответственность граждан за нарушение налогового законодательства, .

Еще один недостаток системы заключается в уверенности населения о предвзятости налоговых органов. Некоторые считают, что процедура лишь забирает время, и поэтому стараются сразу решать вопрос через суд.

Теперь, когда досудебное регулирование налоговых споров стало обязательным, необходимо не дать этой процедуре затянуться.

Несмотря на то, что налогоплательщик вправе самостоятельно заниматься подачей жалобы, специалисты рекомендуют воспользоваться помощью юриста.

Он может не только проконсультировать, но и правильно составить прошение. Главное – это знать, что решение налоговой службы ошибочно, и уметь это доказать.