Эксперты назвали регионы в «красной зоне» госдолга. Госдолги регионов: в числе самых крупных должников Краснодар, Красноярск и Татарстан Госдолг рф

Переводы

Государственный долг российских регионов на 1 декабря 2016 года снизился по сравнению с началом года на 110,2 млрд рублей, или на 4,8%. Об этом «Известиям» сообщили в Счетной палате. При этом, по оценке СП, за последний месяц уходящего года этот показатель может несколько увеличиться, однако задолженность субъектов будет меньше, чем год назад.

Одна из причин - продолжающийся процесс замещения коммерческих кредитов бюджетными. Впрочем, положение с задолженностью регионов остается серьезным, отметил в ходе пресс-конференции в прошлую пятницу президент Владимир Путин. Более того, задолженность неоднородна - например, пять субъектов нарушают Бюджетный кодекс, акцентировал внимание глава государства и пообещал, что им будет оказана помощь. Но это скорее будет «первая помощь» - проблему необходимо решать за счет изменения взаимодействия Минфина и субъектов, имеющих высокую задолженность.

Государство помогло

Как отметил на пресс-конференции Владимир Путин, задолженность регионов является серьезным вопросом. Действительно, госдолг субъектов неуклонно приближался к 2,5 трлн рублей в начале этого года. Однако, как сообщили «Известиям» в Счетной палате, на 1 декабря 2016-го задолженность регионов снизилась на 110,2 млрд рублей и составила 2,208 трлн рублей, что почти на 5% меньше, чем в январе уходящего года. При этом, правда, рост объемов долговых обязательств за январь–ноябрь отмечается в 34 регионах.

В СП отмечают и продолжающийся процесс изменения структуры госдолга субъектов. Так, в этом году главным их кредитором за счет замещения коммерческих кредитов бюджетными под символический один процент снова стало государство. На эти цели в уходящем году было выделено 340 млрд рублей. Именно поэтому объем задолженности по бюджетным кредитам вырос по сравнению с началом года на 185,2 млрд рублей, или на 22,9%, и составил 993,9 млрд рублей (доля более 45%). Рост задолженности бюджету произошел в 56 регионах.

При этом снижалась доля коммерческих кредитов, которая в структуре госдолга составила на 1 декабря 30,8%. Задолженность перед кредитными организациями уменьшилась с начала года на 284,4 млрд рублей (или на 29,5%) и составила 681 млрд рублей. Однако, отмечает Счетная палата, «в ряде регионов практика осуществления заимствований не имеет должной системности и предсказуемости, что приводит к фактам нерационального привлечения банковских кредитов. Так, в 17 регионах отмечается рост задолженности по коммерческим кредитам».

По оценке Счетной палаты, по состоянию на 1 января 2017 года, то есть в декабре, госдолг регионов несколько возрастет, но, вероятно, будет меньше по сравнению с показателем начала 2016-го.

В качестве основной причины роста госдолга регионов в СП называют проблему несбалансированности бюджетов субъектов. Так, доходы большинства из них не покрывают расходы по ранее принятым расходным обязательствам, что приводит к увеличению количества регионов, формирующих свои бюджеты с дефицитом и наращивающих долговые обязательства.

Счетная палата приводит следующие данные, подкрепляющие это утверждение: по состоянию на 20 декабря 2016 года исполнение доходов консолидированных бюджетов составило 9,247 трлн рублей, или 97,1% предусмотренных объемов. Исполнение расходов за истекший период составило 8975,2 млрд рублей, или 85,4% предусмотренного объема.

Как указывают в СП, за январь–ноябрь 2016 года доля задолженности по бюджетным кредитам увеличилась на 10,1 процентного пункта и данный рост положительно отразился на качестве совокупного долгового портфеля субъектов, снизил нагрузку по обслуживанию долговых обязательств, но не решил проблемы обеспечения сбалансированности региональных бюджетов.

«Практика использования бюджетных кредитов как источников покрытия текущего дефицита и замещения коммерческих кредитов не устраняет возникающего дисбаланса объемов фактических доходов и принятых бюджетных обязательств и не обеспечивает стабилизации ситуации», - отмечают в Счетной палате.

Субъект субъекту рознь

По актуализированным рейтингам кредитоспособности Национального рейтингового агентства (НРА) из 83 регионов (Республике Крым и городу Севастополь рейтинги не присвоены из-за отсутствия необходимого объема статистической информации) понижены рейтинги 33 субъектов, повышены - 28 и подтверждены - еще 22.

Показатель долговой нагрузки рассчитан как отношение госдолга региона на 1 октября 2016 года к собственным доходам регионального бюджета (налоговым и неналоговым) за истекший год (октябрь 2015 - сентябрь 2016 года). В Бюджетном кодексе предельное значение этого показателя зафиксировано на уровне 100%, то есть объем госдолга региона не должен превышать общий годовой объем его собственных бюджетных доходов. Для высокодотационных регионов (таковыми признаются регионы, у которых доля дотаций в течение как минимум двух из трех последних лет составляет более 40% от собственных доходов бюджета) предельное значение данного показателя составляет 50%, - пояснил аналитик.

Он отметил, что «негативный» прогноз присвоен регионам, у которых присутствует сочетание трех условий: госдолг превышает 100% от собственных доходов, в течение девяти месяцев 2016 года этот долг увеличивается, а также имеются нарушения бюджетного законодательства и (или) условий соглашений по предоставлению бюджетных кредитов. В число таких регионов вошли Республики Мордовия, Хакасия, Марий Эл, Забайкальский край, а также Смоленская, Псковская и Кировская области. Как подчеркивают в агентстве, перечисленные регионы могут потерять доступ к новым бюджетным и коммерческим заимствованиям.

Минфин и в самом деле может перекрыть доступ нарушителям Бюджетного кодекса к недорогому рефинансированию. Однако, как полагает Александр Пахалов, государство будет поддерживать региональные власти в плане обслуживания их госдолга, а также оказывать помощь в обмен на стимулирование экономики.

Действительно, на пресс-конференции Владимир Путин отметил, что только пять регионов нарушили этот принцип (отношение долга к доходам в 50%. - «Известия») и им нужна особая поддержка, а также они требуют особого внимания. Он напомнил, что в нынешнем году более 300 млрд рублей было направлено на то, чтобы «перекредитовать эти регионы, забрать их долги из коммерческих банков и перекредитовать на правительственные кредиты, кредиты Минфина, которые выдаются на длительный срок под один процент, под символический процент годовых». Эта работа будет продолжена и дальше.

В следующем году мы тоже предусматриваем на эти цели необходимые ресурсы, - пообещал президент.

Известно, что в 2017 году правительство запланировало на эту помощь 200 млрд рублей.

Адресный подход

Кроме того, как отмечают в Счетной палате, в 2017 году для улучшения ситуации со сбалансированностью бюджетов регионов предусмотрены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов в объеме 615 млрд рублей (увеличение на 100 млрд рублей по сравнению с 2016 годом). Кроме того, установлен новый принцип предоставления дотаций на основании заключенных с Минфином России соглашений об условиях их предоставления.

Основная интрига - какие будут стимулы для губернаторов при подписании этих соглашений, - говорит ведущий аналитик НРА.

«При предоставлении бюджетных кредитов в 2017 году и заключении соответствующих соглашений целесообразно рассмотреть возможность использовать дифференцированный подход, учитывая сложившуюся ситуацию с долговой нагрузкой и их реальные возможности по выполнению условий соглашений», - полагают в Счетной палате.

И только после стабилизации ситуации можно разработать подходы к реструктуризации или рассрочке задолженности субъектов по ранее выданным бюджетным кредитам с продлением сроков их возврата, предусмотрев поэтапное равномерное погашение реструктурированного долга с сохранением размера платы за пользование бюджетными кредитами.

Главный аналитик ФГ БКС Владимир Тихомиров также полагает, что на данном этапе решение проблемы во многом зависит от помощи государства. По его мнению, если сейчас губернаторы начнут активно сокращать госслужащих для снижения расходов, то это приведет к увеличению безработицы.

Очевидно, что проблему с этими регионами принципиально быстро решить нельзя - ведь всё зависит не только от производства. Им сложно быть привлекательными для инвестиций или туризма в силу определенных причин - удаленности, неблагоприятного климата или экологии, - полагает аналитик.

Поэтому, подчеркивает он, Минфин может занять жесткую позицию, снизить финансирование, но проблем региона это не решит.

Старший директор, руководитель группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Андрей Пискунов считает, что при существующей экономической ситуации стандартизованные меры для всех субъектов будут неэффективны. Требуются адресные подходы к разрешению проблем каждого конкретного региона.

Одним из перспективных решений проблемы региональных долгов могло бы стать соглашение о частичном рефинансировании имеющихся обязательств региона по бюджетным кредитам с жестким закреплением доли регионального долга, обязательной к погашению за счет средств самого региона. Это будет стимулировать региональные власти изыскивать источники погашения долга и введет практику ответственного отношения к своим долгам и долговой политике, - резюмировал Андрей Пискунов.

Рейтинг российских регионов по долгам. Объем долга субъектов федерации в России пока сравнительно невелик, однако на начало текущего года уже треть регионов попадают в зону долговой неустойчивости, а десятая часть из них – нарушает нормативы долга, установленные законом.

Долг субъектов Федерации в России на 1 января 2017 года составил 2,35 трлн руб. Долг муниципалитетов – 0,36 трлн. Это совсем немного для большой российской экономики: в сумме около 3,2% ВВП страны. Для сравнения: федеральный государственный долг РФ на начало 2017-го составлял вчетверо больше – около 10,4 трлн руб. (внутренний и внешний).

Но если сравнивать с собственными доходами регионов, то нагрузка долга на регионы кажется существенной – она составляет около трети их собственных доходов. Это значительная, пусть и не критическая величина.

Однако 42% этого долга составляет нерыночный долг регионов перед Российской Федерацией (ставка процента по нему – 0,1% в год, сравните с коммерческими ставками – выше 10%). Понятно, что при таких процентах доля расходов на обслуживание долга в среднем в бюджетах субъектов занимает очень небольшие величины (2,3% в среднем на 1 января 2016 года).

Долг регионов заметно растет последние 10 лет. Во время предыдущего кризиса (2008–2009 годов) он скакнул с 15% к собственным доходам регионов до 25%. Нынешний увеличил его до 32,8% в 2016 году.

В последние годы проводится политика постепенного замещения коммерческих кредитов бюджетными. Доля коммерческих кредитов в госдолге субъектов сократилась с 66% в 2013‑м до 54% в 2016‑м. Но очевидно, что осуществляет это замещение Минфин РФ неохотно и медленно, совершенно не горя желанием брать на себя долги регионов. Хотя иногда это кажется Минфину предпочтительнее, чем предоставлять регионам дополнительные безвозвратные субсидии. Кроме того, есть и чисто политические выгоды такой стратегии – повышается зависимость регионов от правительства и Кремля, что важно в предвыборный период.

Финансовое ведомство всячески подчеркивает, что процесс замещения коммерческих кредитов бюджетными – это временная антикризисная мера. В 2016 году за первые 11 месяцев Минфин предоставил регионам межбюджетных кредитов на 305 млрд руб. (с учетом погашения – 185 млрд руб.). Это почти 8% долга регионов – в общем, немало. На 2017–2018 годы в законе о бюджете запланировано предоставление их в размере 200 млрд руб. (эта сумма была «выбита» в ходе торга в Совете Федерации, первоначально предполагались вдвое меньшие цифры), а в 2019-м – 50 млрд руб. Процесс замещения замедляется.

Доля ценных бумаг в долге регионов последние два года остается неизменной – 19% (2013 год – 26%). Руководство субъектов Федерации явно оказалось не в состоянии выполнить рекомендацию Владимира Путина о предпочтительности использования облигационных механизмов привлечения средств перед кредитами банков. На начало 2017 года 44 региона (более половины) не имели долга в ценных бумагах. По данным Минфина, в 2016 году привлечение банковских кредитов планировали 74 субъекта Федерации, а эмиссию облигаций – только 27 (фактически осуществили ее 22 региона). При этом основной инструмент размещения облигаций регионов на рынке – не аукционы, а «букбилдинг» (формирование книги заявок, фактически аукцион наоборот, с понижением ставки). В практике выпуска облигаций РФ на внутреннем рынке используется почти только аукцион. Это демонстрирует явный недостаток спроса на региональные облигации.

«За чертой»

8 регионов – почти каждый десятый – уже оказались штрафниками, нарушающими Бюджетный кодекс РФ. Он запрещает регионам заимствования выше уровня их собственных доходов (для высокодотационных регионов – 50% собственных доходов). Список этих 8 регионов приведен на карте).

Впрочем, ограничения Бюджетного кодекса на практике весьма «мягкие». До 1 января 2018 года сумма бюджетной задолженности не учитывается в предельном размере госдолга субъекта, как и сумма привлекаемых в текущем году бюджетных кредитов. С учетом этого в «штрафниках» из 8 оказывается только один регион – Республика Хакасия с ее большой долей коммерческих кредитов. А лидер – Мордовия – спускается с заоблачных 176% до приемлемых 77%. Да и наказания за нарушение установленных Кодексом пределов госдолга субъектов не предусмотрены. Впрочем, у Минфина, конечно, вполне достаточно рычагов, чтобы «призвать к порядку» особо выдающихся.

Но большого желания пользоваться ими нет. Например, финансовое ведомство ничего не смогло или не захотело противопоставить мощной программе заимствований Мордовии: за последние 3 года она нарастила свой долг более чем в 1,5 раза, в том числе и за счет бюджетных кредитов. Похоже, никто в стране особенно не озабочен ситуацией, включая саму Мордовию. А что ей беспокоиться? Несмотря на рекордный долг, расходы на его обслуживание в бюджете 2017 года занимают скромные 2,4% – практически на уровне среднерегиональных по России.

Беспокоится только международное рейтинговое агентство Fitch, которое в феврале 2016 года присвоило, а в августе подтвердило долгосрочный рейтинг Мордовии на уровне B+, прогноз стабильный. По его классификации это высокорискованный спекулятивный рейтинг: «на данный момент финансовые обязательства выполняются, однако способность продолжать платежи является уязвимой в случае ухудшения бизнес-среды или экономических условий». Для сравнения: рейтинг России, по версии Fitch, составляет BBB- (степень надежности ниже средней).

Fitch прокомментировало свое решение по Мордовии в августе так: «волатильные операционные показатели республики и высокий прямой риск, обусловленный значительными капитальными расходами, что сглаживается за счет получения долгосрочных кредитов из федерального бюджета под низкую процентную ставку». И пригрозило республике снижением рейтинга, если «прямой риск» (отношение долга к собственным доходам) превысит 140%. Как видим, превысило, и значительно. Пока Fitch никак не отреагировал на это.

Упоминавшаяся выше «проштрафившаяся» даже по нынешним мягким требованиям Бюджетного кодекса Республика Хакасия с высоким коммерческим долгом оценивается тем же Fitch более благосклонно: ее рейтинг выше, ВВ‑, прогноз стабильный. «Приемлемый операционный баланс Хакасии, который тем не менее остается недостаточным для покрытия возросших процентных платежей ввиду высокого прямого риска, накопленного в результате существенного дефицита бюджета», – пишут аналитики агентства.

А что Минфин? В недавно опубликованных «Основных направлениях долговой политики…» он признает нарушения у 8 регионов и то, что в 2017 году еще несколько регионов перейдут «черту». Но средний уровень долговой нагрузки субъектов оценивает как «приемлемый», так как он «не несет существенных рисков долгового кризиса».

«Красная зона»

Бюджетным кодексом РФ определены два критерия долговой устойчивости субъектов:

– долг к собственным доходам,

– расходы на обслуживание долга к общим расходам бюджета*.

По второму критерию у регионов все в порядке – из-за высокой доли межбюджетных кредитов в долге с почти нулевым процентом. Но вот по первому критерию есть очевидные проблемы.

Минфин считает имеющими «низкую долговую устойчивость» регионы, у которых отношение долга к собственным доходам свыше 85% (для высокодотационных субъектов – свыше 45%). В список попадают 24 региона по первому критерию (8 «за чертой» и 16 «у черты»). По второму критерию под него могут подойти 3–4 десятка регионов**, из которых не больше десятка имеют соотношение долга к своим доходам ниже 45%.

Таким образом, более трети российских регионов попадают в графу «низкая долговая устойчивость», а десятая часть – откровенно находятся за чертой долгового риска.

Сам список регионов «красной зоны» выглядит очень разнообразно: там и национальные республики, и среднерусские области. Во главе регионов стоят (стояли во время набора долга) как провластные «назначенцы», так и бывшие коммунисты или вполне либеральные губернаторы. Но вот кого там практически нет, так это ни регионов‑доноров (они достаточно зарабатывают, чтобы мало занимать), ни регионов‑дотационников (у них слишком малы собственные доходы, чтобы много занимать).


«Норма»

2 региона не имеют госдолга вообще – это «донорская» Сахалинская область, хорошо зарабатывающая последнее десятилетие на нефтяных проектах СРП, и «дотационник» г. Севастополь, который имеет больше поступлений из федерального бюджета, чем собственных доходов, и, видимо, не успел набрать за последние 3 года кредитов. А вот Республика Крым успела: ее долг составляет 5,4 млрд руб. (17,5% собственных доходов).

9 регионов страны имеют госдолг ниже 10% собственных доходов – в основном это богатые субъекты с высокими налоговыми доходами. Странно в этом списке выглядит Алтайский край с дотационностью 66%, он явно отстал от других регионов со своими заимствованиями. Но, согласно принятому им трехлетнему бюджету, край начинает активно занимать и уже в текущем году покинет эту группу (т. е. наберет долг).

Здесь же, в «норме», находятся почти все регионы-«доноры»**** – Москва, Санкт-Петербург, нефтегазовые ХМАО, ЯНАО, НАО, а также Татарстан и другие. Долг этих регионов имеет одну выраженную особенность – это в основном государственные ценные бумаги. Так, в ХМАО их доля составила 87% общего долга региона, в Москве – 78%, в Красноярском крае – 63%. Оставшаяся часть долга – межбюджетные кредиты, в банках эти регионы занимают мало (слишком дорого, облигации дешевле). Их кредитные рейтинги, как правило, находятся на уровне Российской Федерации или чуть ниже.

А вот регионы–лидеры по уровню дотационности вошли в «середнячки», выше минфиновской «нормы» (с долгом от 50% до 85% к собственным доходам). Это Ингушетия (поступления из федерального бюджета в 7,9 раза превышают собственные доходы), Чечня (5,4 раза), Тыва (4,3 раза) и др. При столь малых собственных доходах даже небольшой долг уже выводит эти регионы на высокий уровень.

Долговой «светофор»

Таким образом, в «зеленой» (внутри минфиновской «нормы») в «красной» (рискованной) зонах оказывается примерно по трети субъектов, а оставшаяся треть – в «желтой».

Средний уровень задолженности регионов не представляет опасности для страны. Даже долговые лидеры сегодня весьма далеки от возможности дефолта. Тем не менее Минфин принял меры к тому, чтобы сдержать дефициты региональных бюджетов, вызывающие их выход на рынок коммерческих займов. Пока для этого не понадобилось ничего особенного. Хватило «моральной» работы с должниками… и давления уровнем дотаций. В 2016 году рост регионального долга практически прекратился, а его структура для регионов улучшилась – увеличилась доля бюджетных кредитов с околонулевым процентом. Даже регионы–долговые лидеры с преддефолтными рейтингами (например, одна буковка «В» у Fitch) пока не сталкиваются с трудностями в осуществлении новых займов. И даже планируют выход на рынок государственных ценных бумаг. Сумма обслуживания долга регионов «красной» зоны некритична для федерального бюджета.

Но что может случиться, если цены на нефть вдруг пойдут вниз, а в федеральном бюджете начнет увеличиваться дефицит? Неустойчивость федеральной ситуации может немедленно перекинуться на региональный уровень. Кроме того, этот год станет последним для подсчета результатов исполнения майских (2012 года) указов президента, по которым основная доля финансирования возлагается именно на регионы. Чем они смогут отчитаться? Проблема региональных долгов пока еще невелика (хоть и растет), но, как говорят, не путь в гору раздражает, а камешек в ботинке…

* БК РФ устанавливает предельное значение этого показателя 15%. Минфин считает критическим рубеж доли расходов на обслуживание в общих собственных расходах св. 8%, но почти все российские регионы, насколько можно судить, пока вне зоны риска.
** Высокодотационными регионами считаются те, в которых безвозмездные поступления из федерального бюджета превышают 40% в объеме собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ в течение двух из трех последних лет. Точный собственный расчет весьма трудоемок, список высокодотационных регионов официально не публикуется.
*** См. «Рекомендации по проведению субъектами Российской Федерации ответственной заемной/долговой политики» на сайте Минфина.
**** См. список регионов‑«доноров» в «Рейтинге российских регионов», «Профиль» № 47 от 19 декабря 2016 г.

Число российских регионов с высоким уровнем долговой нагрузки сократилось до пяти, следует из доклада НРА. Рекорд по размеру долга в России установила Мордовия

Фото: Алексей Филиппов / РИА Новости

Число российских регионов, находящихся в так называемой красной зоне (превышение госдолга над собственными доходами регионального бюджета), за год сократилось с восьми до пяти, говорится в исследовании Национального рейтингового агентства (есть у РБК). По итогам 2017 года в этот список наиболее закредитованных регионов входят Мордовия, Хакасия, Костромская область, Карелия и Кабардино-Балкария.

Мордовия сохраняет статус крупнейшего должника. За прошлый год долговая проблема региона не только не приблизилась к решению, но и усложнилась, отмечается в исследовании НРА. Если по итогам 2016 года долг республики составлял 176% от налоговых и неналоговых доходов регионального бюджета, то на 1 января 2018 года он превысил 200%, что является абсолютным рекордом для регионов России.

В двух других проблемных регионах с высокой долговой нагрузкой — Костромская область (111,07%) и Хакасия (122,55%) — впервые в новейшей истории . Это значит, что из-за большого объема накопленных долгов они смогут тратить деньги лишь под контролем Федерального казначейства. «Фактически это означает внедрение внешнего управления региональным бюджетом и госдолгом. В наступившем году данная практика может быть распространена и на другие регионы с высоким госдолгом», — отмечает НРА.

О планах Минфина использовать особый инструмент для регионов, чей долг будет превышать заложенные параметры, стало известно в конце прошлого года. Выступая в декабре в Госдуме, что регионы, у которых общий объем долговых обязательств по предоставленным бюджетным кредитам с начала года составил свыше 80% доходов их собственных бюджетов, будут переводиться на казначейское сопровождение.

Также с 1 января была запущена программа реструктуризации бюджетных кредитов регионов. Продлится она семь лет, за этот срок из бюджета 55 млрд руб. В первые два года регионам нужно будет выплачивать каждый год только 5% своего долга, что, по оценке президента, позволит субъектам «вызволить» 438 млрд руб.

Вместе с тем за 2017 год число регионов, находящихся в «зеленой зоне» (госдолг в размере менее 10% от собственных доходов регионального бюджета), выросло с девяти до одиннадцати. Сейчас ним относятся Ханты-Мансийский автономный округ, Владимирская область, Республика Крым, Санкт-Петербург, Приморский край, Ленинградская область, Алтайский край, Москва, Тюменская область, а также Севастополь и Сахалинская область (в последних двух регионах государственной задолженности вообще нет).

Регионы отказываются от помощи банков

Совокупный объем госдолга регионов России в прошлом году незначительно снизился (на 1,6%) и составил 2,315 трлн руб., следует из данных Минфина. В структуре совокупного госдолга регионов по состоянию на 1 января 2018 года бюджетные кредиты составляли 43,64% от общего объема. Годом ранее данный показатель был 42,09%, следует из исследования НРА.

«Федеральный центр продолжает политику предоставления регионам дешевых бюджетных кредитов, однако объемы такого финансирования постепенно сокращаются и претендовать на него могут в основном слабые регионы, в то время как сильным приходится искать альтернативные источники долгового финансирования», — пишет агентство.

Что касается банковских кредитов (почти 667 млрд руб. на 1 января), их доля в структуре госдолга регионов продолжает снижаться (с 34,36 до 28,81% в 2017 году). Доля же государственных долговых ценных бумаг, наоборот, растет (с 19,44 до 23,69%). По мнению авторов исследования, данная тенденция свидетельствует о том, что для регионов более привлекательным вариантом становится выпуск облигаций, а не получение банковских кредитов.

«Долговые ценные бумаги регионов России пользуются спросом у инвесторов (большая часть облигаций субъектов РФ торгуются выше номинала), а текущие рыночные условия делают их размещение более выгодным по сравнению с привлечением кредитов от коммерческих банков», — говорится в отчете.

По итогам 2017 года 52 субъекта уменьшили свой государственный долг, следует из оперативного доклада Счетной палаты об исполнении бюджета . Наибольшее сокращение госдолга отмечено в Челябинской области и Москве — в 1,8 раза, Ленинградской области — в 1,6 раза, Приморье — на 29,8%, Ямало-Ненецком автономном округе — на 25%.

Рост госдолга, по данным Счетной палаты, был зафиксирован в 31 субъекте. Среди «отличившихся» регионов аудиторы называют Санкт-Петербург — в 2,5 раза, Камчатский край — на 37,9%, Мордовию — на 24,3%, Республику Адыгея — на 21,7%, Тульскую область — на 18,7%.

При этом, как отмечает ведомство, сохраняется зависимость регионов от финансовой помощи из федерального бюджета. «Доходы восьми су​бъектов на 1 января 2018 года более чем на 60% сформированы за счет безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ», — следует из доклада. Речь идет об Ингушетии, Чечне, Тыве, Дагестане, Республике Алтай, Крыме, Карачаево-Черкесии и Калининградской области.

Обзор ситуации с закредитованностью субъектов РФ

«Реальное время» изучило ситуацию с размером государственного долга регионов России и обнаружило, что Татарстан - один из самых закредитованных субъектов федерации. Максимальный долг, впрочем, у Краснодарского края, а вот столичные регионы стараются избавиться от задолженности. Санкт-Петербург, к примеру, за последний год отдал половину своего госдолга.

Госдолг начал медленно уменьшаться

Как показало исследование «Реального времени», государственный долг регионов России в среднем начинает уменьшаться - впервые за 10 лет. Правда, очень незначительными темпами. В частности, по данным на 1 июля 2017 года объем государственного внутреннего долга всех субъектов России составляет 2,23 трлн рублей, и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года эта сумма уменьшилась примерно на 2% или на 50 млрд рублей.

Основная масса долга приходится на бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы России. Таких долгов у регионов - 48%, или примерно 1,06 трлн рублей. Второй по величине вид долгов - кредиты от кредитных организаций и международных финансовых организаций, таковых чуть более четверти (28%), на сумму 619 млрд рублей. Еще 20% (453 млрд рублей) приходится на государственные ценные бумаги. Государственные гарантии составляют 4% долгов регионов, а прочие долги - примерно 0,3%.

Отметим, впрочем, что если сравнивать показатели не июля с аналогичным месяцем прошлого года, а января, то госдолг регионов растет. При этом самый значительный скачок был зафиксирован в 2013 году. К слову, указанные цифры включают долги только непосредственно регионов; долги муниципальных образований в них не входят.

Цена Олимпиады

Безоговорочным лидером среди регионов России по внутреннему государственному долгу является Краснодарский край. Здесь сумма составила 143,3 млрд рублей - это в полтора раза больше, чем у региона, находящегося на втором месте. Сумма эта примерно поровну распределена между бюджетными кредитами из других бюджетов (60,2 млрд рублей) и кредитами от кредитных организаций и международных финансовых организаций (55,2 млрд рублей). Еще 22,6 млрд рублей долга Кубани - государственные гарантии, а 5,3 млрд рублей - государственные ценные бумаги. Сумма долга действительно огромна - для сравнения, все регионы Уральского федерального округа задолжали «всего» 137,9 млрд рублей. При этом Краснодарский край старается уменьшать долг, но медленнее, чем многие другие регионы России, - за год он сократился лишь на 2,9%. Что тут скажешь, наследие Олимпиады дорогого стоит.

Второе место, с суммой чуть менее 100 млрд рублей, занимает Красноярский край. Интересно, что структура самого долга при этом значительно отличается от структуры у «лидера». Основная масса здесь накоплена не по кредитам от других бюджетов, а по государственным ценным бумагам - на них приходится 56 млрд рублей. Кредиты из других бюджетов составляют лишь 39,6 млрд рублей, а кредиты от организаций - незначительную сумму в 4,3 млрд рублей. Отметим, что Красноярский край - один из двух регионов в топ-5 по общей сумме госдолга, который, по сравнению с прошлым годом, не снизил, а увеличил этот показатель на 5,5%. Этот край, к слову, не избалован спортивными мероприятиями, но Красноярск готовится принять у себя зимнюю Универсиаду в 2019 году.

А вот замыкает тройку Татарстан, показатель которого равен 93,5 млрд рублей. У республики также довольно примечательная разбивка: здесь совсем нет долгов по государственным ценным бумагам и кредитам от организаций. Почти 85 млрд рублей приходится на бюджетные кредиты (здесь Татарстан вообще безоговорочный лидер), а 8,7 млрд рублей - на государственные гарантии. За год госдолг Татарстана снизился, но не очень значительно - на 2,9%. Напомним, недавно «Реальное время» писало , что РТ претендует на максимальный срок реструктуризации бюджетных долгов после того, как субъекты не смогут привлекать новые кредиты из федерального бюджета и уже сумел реструктуризировать частично долги по ЧМ-2015.

Краснодарский край старается уменьшать долг, но медленнее, чем многие другие регионы России - наследие Олимпиады дорогого стоит. Фото ru.wikipedia.org

Четвертое место и показатель, на 1,4 млрд рублей меньше, чем у Татарстана, - у Московской области. Здесь долги в основном приходятся на кредиты от организаций (47,8 млрд рублей), государственные ценные бумаги (25 млрд рублей), бюджетные кредиты (19,3 млрд рублей). За год Московская область сократила размер своего долга на 6,6%.

Замыкает пятерку еще один регион из Поволжья - Самарская область. Сумма государственного внутреннего долга региона составляет 75 млрд рублей. В основном она состоит из государственных ценных бумаг (41 млрд рублей), бюджетных кредитов (22,6 млрд рублей) и кредитов от организаций (11,4 млрд рублей). У области совсем нет долгов по государственным гарантиям. При этом она стала лидером топ-5 по увеличению суммы долга за год - здесь он вырос в целом на 10,7 млрд руб. (16,7%), в основном из-за долгов по государственным ценным бумагам (рост с 27,8 млрд до 41 млрд рублей).

Возможно, с показателем Самарской области по государственному долгу связан и один из мотивов недавней отставки губернатора области Николая Меркушкина. На 1 января 2012 года - года, когда он возглавил область, - госдолг составлял 33,4 млрд рублей. Через год показатель вырос до 36,8 млрд, к 2015-му достиг 53 млрд, к 2016-му – 62,6 млрд, а сейчас, напомним, составляет 75 млрд рублей. Таким образом, за время правления Меркушкина госдолг области вырос в 2,3 раза. Впрочем, напрямую связывать уход Меркушкина с увеличением госдолга, конечно, нельзя - в России очень много регионов, задолженность которых за прошедшие пять лет выросла выше (к примеру, в находящемся неподалеку Пермском крае - вообще, почти в 14 раз).

Среди регионов Поволжья лидерами по размеру государственного внутреннего долга также являются Нижегородская область (73 млрд рублей), Удмуртия и Саратовская область (51,5 млрд и 50,4 млрд рублей, соответственно), а также Мордовия с 44,6 млрд рублей. Для сравнения, у сравнимого с Татарстаном региона - республики Башкортостан - сумма внутреннего государственного долга составляет на июль 2017 года всего 23,6 млрд рублей - в три раза меньше, чем у Татарстана.

Отметим при этом еще три региона - Республику Крым, Севастополь и Сахалинскую область. У последних двух вообще нет государственного долга, а у Крыма он составляет всего 200 млн рублей, причем все они приходятся на бюджетные кредиты.

Субъект На 1 июля 2017 г. На 1 июля 2016 г. Изменение
государственные гарантии иные долговые обязательства Всего
Краснодарский край 5.280.000,00 55.210.581,90 60.245.637,25 22.605.009,39 0,00
Красноярский край 55.663.000,00 4.320.353,60 39.642.440,19 237.304,99 3.234,73
Республика Татарстан (Татарстан) 0,00 0,00 84.860.921,45 8.666.930,62 0,00
Московская область 25.000.000,00 47.800.000,00 19.262.495,22 43.466,86 0,00
Самарская область 40.940.000,00 11.363.270,00 22.631.657,52 0,00 0,00

Топ-5 по росту: депрессивные регионы увеличивают долговую нагрузку

За последний год (с 1 июля 2016 по 1 июля 2017 года) количество регионов, снизивших и увеличивших свой государственный долг, оказалось примерно равным. При этом пять субъектов РФ увеличили свой показатель более чем на четверть.

Безоговорочным лидером тут является Кабардино-Балкарская республика, сумма госдолга которой выросла в полтора раза - с 7,9 до 12,4 млрд рублей. В основном этот рост обусловлен увеличением кредитов от кредитных организаций - годом ранее показатель составлял 2,4 млрд, сейчас же он равен 9,7 млрд рублей. А вот основной прежде вид долга - бюджетные кредиты - здесь, напротив, снизились, с 5,1 до 2,3 млрд рублей.

Второе место по росту госдолга занимает Тюменская область - около 40%. Годом ранее госдолг составлял 1,34 млрд рублей, сейчас он вырос до 1,87 млрд рублей. Этот рост полностью обусловлен увеличением размера госгарантий - с 1,02 млрд до 1,55 млрд рублей.

Почти такой же рост госдолга - на 39% - и у Еврейской автономной области. За год он вырос с 3,86 до 5,37 млрд рублей. Тут примерно на одинаковую долю выросли оба основных видов долга региона - кредиты от организаций и бюджетные кредиты.

Четвертое место по росту - на 38% - у Курганской области. Тут сумма увеличилась с 11,7 млрд до 16,2 млрд рублей. Как и в случае с Еврейской автономной областью, увеличились кредиты и от организаций, и из других бюджетов России.

Замыкает пятерку Тамбовская область, где сумма долга выросла почти на 28% - с 12,2 млрд до 15,7 млрд рублей. При этом в регионе не изменилась сумма кредитов от организаций, но выросла сумма бюджетных кредитов (с 3,4 млрд до 5,5 млрд рублей), а также добавились государственные ценные бумаги на сумму 1,6 млрд рублей.

Объем государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, по видам долговых обязательств, тыс. руб. (рост)

Субъект На 1 июля 2017 г. На 1 июля 2016 г. Изменение
государственные ценные бумаги кредиты от кредитных организаций и международных финансовых организаций бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственные гарантии иные долговые обязательства Всего
Кабардино-Балкарская Республика 0,00 9.740.280,00 2.333.444,47 368.783,90 0,00
Тюменская область 0,00 0,00 321.322,42 1.551.392,59 0,00
Еврейская автономная область 0,00 2.651.882,21 2.718.146,00 0,00 0,00
Курганская область 0,00 10.909.162,60 5.289.559,84 0,00 0,00
Тамбовская область 1.600.000,00 8.552.234,50 5.510.622,77 0,00 0,00

Топ-5 по снижению долга: столицы избавляются от кредитов

Среди снизивших размер своих долгов регионов можно выделить также пять субъектов федерации - их показатели за год уменьшились более чем на треть. Почти все эти регионы - богатые и развитые.

Больше всего размер обязательств уменьшился в Санкт-Петербурге. Тут размер долга сократился почти в два раза - на 46%, с 14,7 млрд до 7,9 млрд рублей. Регион полностью погасил долги по государственным ценным бумагам (они составляли 5,9 млрд рублей), а также снизил сумму долга по кредитам бюджета - с 8,9 до 7,9 млрд рублей.

Похожая ситуация и с Ленинградской областью - сумма долга тут уменьшилась на 45%, с 9,5 млрд до 5,2 млрд рублей. За год область полностью погасила долги перед организациями на сумму в 4,1 млрд рублей, в два раза сократила обязательства по госгарантиям (с 1,5 млрд до 868 млн). Правда, немного увеличились бюджетные кредиты (с 3,7 млрд до 4,2 млрд).

Третье место по снижению долга - у Ямало-Ненецкого автономного округа. Здесь сумма снизилась на 39,5% - с 33,1 млрд до 20 млрд рублей. При этом любопытно, что регион полностью погасил госгарантии на 7,4 млрд рублей и кредиты организаций на 25,7 млрд рублей, но получил обязательства по государственным ценным бумагам на 20 млрд.

Объем государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, по видам долговых обязательств, тыс. руб. (снижение)

Субъект На 1 июля 2017 г. На 1 июля 2016 г. Изменение
государственные ценные бумаги кредиты от кредитных организаций и международных финансовых организаций бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственные гарантии иные долговые обязательства Всего
Камчатский край 0,00 0,00 3.317.332,94 0,00 0,00
г.Москва 34.347.558,00 0,00 13.449.074,58 0,00 0,00
Ямало-Ненецкий автономный округ 20.000.000,00 0,00 0,00 4.480,65 0,00
Ленинградская область 137.500,00 0,00 4.161.972,19 867.181,06 0,00
г.Санкт-Петербург 0,00 0,00 7.904.680,00 0,00 0,00

Четвертое место - у столицы России, Москвы. Ее государственный долг уменьшился на 39% - с 78,3 до 47,8 млрд рублей. Город-регион снизил долги по бюджетным кредитам с 21,5 млрд до 13,5 млрд рублей, по государственным ценным бумагам - с 56,9 млрд до 34,3 млрд рублей.

Замыкает пятерку Камчатский край, снизивший сумму долга на треть - с 5 млрд до 3,3 млрд рублей. Регион полностью погасил долги перед организациями (1,1 млрд рублей) и снизил сумму бюджетных долгов (с 3,9 млрд до 3,3 млрд рублей).

Объем государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, по видам долговых обязательств, тыс. руб.

Субъект На 1 июля 2017 г. На 1 июля 2016 г. Изменение
государственные ценные бумаги кредиты от кредитных организаций и международных финансовых организаций бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственные гарантии иные долговые обязательства Всего
Центральный федеральный округ 118.451.023,25 116.375.764,96 229.908.435,86 11.997.241,29 0,00
Белгородская область 17.925.000,00 4.662.500,00 10.654.014,09 10.988.845,28 0,00
Брянская область 0,00 2.241.092,76 8.686.004,79 0,00 0,00
Владимирская область 0,00 0,00 3.258.246,77 0,00 0,00
Воронежская область 7.028.465,00 1.400.000,00 19.388.266,24 0,00 0,00
Ивановская область 0,00 7.860.793,00 8.354.697,58 111.679,27 0,00
Калужская область 0,00 0,00 30.207.622,45 492.567,27 0,00
Костромская область 1.050.000,00 12.496.953,00 7.778.539,33 0,00 0,00

Максим Матвеев, аналитическая служба "Реального времени"