Самый большой государственный долг в мире. Кому должны страны мира? Отношение госдолга к ВВП отдельных стран в %

Истории успеха

МОСКВА, 13 окт — РИА Новости, Александр Лесных. В начале этого года глобальный долг превысил 233 триллиона долларов. По данным Всемирного банка (ВБ), это больше общемирового ВВП на 288 процентов. Весомый "вклад" в сложившуюся ситуацию внесли государства, продолжающие, несмотря на предостережения международных финансово-экономических организаций, набирать кредиты в погоне за лучшей жизнью. Какие страны возглавляют этот антирейтинг — в материале РИА Новости.

Запишите на мой счет

Номинально по объему государственного долга лидируют США. В этом году цифры на специальном счетчике, установленном на Манхэттене, показали новый рекорд: Вашингтон должен всему миру почти 21,5 триллиона долларов.

Однако с учетом валового внутреннего продукта ситуация иная. На пятом месте в антирейтинге — Португалия, чей госдолг превышает ВВП (217 миллиардов долларов) почти на четверть.

Корни нынешних экономических проблем этой страны уходят в 1990-е. Став частью Евросоюза и перейдя на расчеты в евро, Португалия утратила возможность за счет слабой валюты поддерживать текстильную промышленность — одну из ключевых отраслей экономики. В результате национальные производители проиграли конкуренцию китайцам с их дешевой рабочей силой.

Как итог — рост безработицы и массовая эмиграция: сейчас более 50 тысяч португальцев в год уезжают на заработки за границу.

К 2011-му страна уже находилась в шаге от дефолта и спасать экономику пришлось силами всего Евросоюза и МВФ. После согласования программы экономической консолидации Лиссабону выделили кредит в 76 миллиардов долларов.

Стоит отметить, что программу экономических реформ, предполагавшую рекапитализацию банковского сектора, сокращение дефицита бюджета и социальных расходов, приняли только спустя год, после того как в марте 2010-го действующее правительство отказалось вводить дополнительные меры экономии и в итоге было распущено.

К 2017 году экономическая ситуация в Португалии стабилизировалась: ВВП вырос на 2,7%, безработица снизилась до 8,8% — это меньше, чем в среднем по Европе.

Однако в прошлом году госдолг увеличился на 1,65 миллиарда евро, а эксперты МВФ прогнозируют, что в среднесрочной перспективе рост португальской экономики замедлится до 1,8%. В таких условиях надеяться на погашение долгов не приходится.

Ариведерчи

Четвертое место занимает еще одна страна еврозоны — Италия с госдолгом в 131% валового внутреннего продукта, который в 2017-м составил 1,9 триллиона долларов.

Аналитики отмечают, что в 2019-м, когда итальянец Марио Драги покинет пост главы Европейского центрального банка (ЕЦБ), Рим лишится источника дешевых кредитов. Как следствие, страна не сможет обслуживать свой госдолг и будет вынуждена объявить дефолт, который, в свою очередь, приведет к масштабному кризису всей мировой финансовой системы.

Главная проблема итальянской экономики в том, что она основана на маленьких семейных предприятиях, неспособных конкурировать с транснациональными корпорациями. Это основная причина низких темпов экономического роста страны: в 2014 году ВВП увеличился всего на 0,1%, в 2015-м — на 1%, в 2016-м — на 0,9%, в 2017-м — на 1,5%.

Сказались и европейские санкции против России: по словам бывшего итальянского сенатора Роберто Мура, из-за них бюджет ежедневно недополучает порядка семи миллионов евро.

Масла в огонь подливают драконовские налоги на бизнес, не позволяющие предпринимателям модернизировать производство: в крупных городах сборы доходят до 70%.

Эхо войны

На третьем месте — Ливан. До того как в 2011-м в Сирии началась гражданская война, Ливан процветал за счет экспорта товаров в Ирак, Иорданию, страны Персидского залива и высокого турпотока. По прогнозам МВФ, к 2015 году страна должна была выйти на показатель ВВП в 20 тысяч долларов на душу населения и стать одним из экономических тяжеловесов Ближневосточного региона.

Однако война в соседней Сирии все изменила. Резко вырос импорт товаров, увеличив дефицит торгового баланса. Кроме того, в Ливан хлынул поток беженцев — всего за три года в страну прибыло порядка 1,2 миллиона сирийцев.

Помимо того, что на их содержание приходится тратить огромные деньги, вынужденные переселенцы согласны на любую работу за сущие гроши. Как следствие, все больше ливанцев теряют работу и оказываются за чертой бедности.

Вдобавок ко всему в середине 2013 года экстремисты устроили в Ливане серию террористических актов с угрозами в адрес иностранцев. В результате поток туристов сократился на 80%.

Резкое снижение доходов вынудило правительство пойти на заимствования, и в прошлом году госдолг Ливана достиг 149% ВВП.

Из князей в грязи

До вступления в Евросоюз правительство Греции старалось не привлекать внешних займов из-за высокой ставки по их обслуживанию. Однако в 2001 году, войдя в ЕС, Афины смогли позволить себе более дешевые кредиты в евро.

В тот же период провели массовую приватизацию государственных предприятий, в том числе пяти главных банков страны. С присоединением к еврозоне в Греции выросла занятость в сфере услуг, а производство, в частности, на вполне успешных верфях, сократилось.

Такая экономическая политика вызвала разбалансировку бюджета, и уже к 2009 году госдолг Афин превысил 115% ВВП (порядка 300 миллиардов евро). Разумеется, Брюссель не мог допустить дефолта и масштабного кризиса в Греции, причем не только по финансовым причинам: это нанесло бы серьезный репутационный удар по ЕС.

В итоге страну вытаскивали из незавидного положения совместными усилиями Евросоюз и МВФ. В 2010-2011 годах были приняты решения о предоставлении Афинам двух программ финансовой помощи.

Население не поддержало меры жесткой экономии, предусматривавшие, среди прочего, сокращение социальных выплат, и правящая партия "Новая демократия" в 2015-м проиграла выборы. Спустя полгода произошел технический дефолт из-за невыплаты долга Международному валютному фонду.При этом экономика развивается очень медленно: 0,4% в 2014 году, 1,4% в 2015-м, 0,9% в 2016-м и 1,7% в 2017-м. Кроме того, растет число пенсионеров и требуется направлять все больше денег на социальные выплаты.

Единственное, что спасает Токио от дефолта, — большая часть долговых обязательств принадлежит внутренним частным и юридическим лицам, а не иностранным спекулянтам. К тому же государство располагает достаточно крупными резервами.

И все же госдолг, превышающий ВВП в 2,5 раза, висит дамокловым мечом над страной. Один из самых тревожных звонков для японской экспортоориентированной экономики — почти девять миллиардов долларов внешнеторгового дефицита. Такой показатель был зафиксирован в начале текущего года.

Учитывая прогнозы о замедлении роста мировой торговли, у Токио остается все меньше времени, чтобы разобраться с госдолгом. Что делать, пока никто не знает.

Ниже приведено соотношение государственного долга каждой из стран к ВВП

Топ-15 стран с самым большим внешним долгом. Фото: penge.dk

Начиная с 1979 года Всемирный экономический форум (World Economic Forum, WEF) ежегодно составляет рейтинг стран на основе 12 показателей конкурентоспособности. Один из показателей - это уровень государственного долга, который показывает насколько хорошо та или иная страна способна справиться с долгами без существенного вреда для финансовой системы. Чем ниже соотношение госдолга к ВВП, тем лучше.

Ниже приведены 15 стран мира с самым крупным внешним долгом.

15. Франция

Госдолг: 96,8%.

В связи с низкой производительностью труда и низкими зарплатами в этом году государственный долг Франции по отношению к ВВП существенно вырос.

14. Сингапур

Госдолг: 98,2%.

Несмотря на то, что Сингапур - одна из самых богатых стран мира, ее госдолг по отношению к ВВП составляет 98,2%. И это при том, что показатель удалось снизить с 103,8% в прошлом году.

13. Испания

Госдолг: 99%.

Испания уже несколько лет подряд пытается побороть безработицу, увеличить продуктивность и стимулировать рост экономики после того, как страна получила миллиардные кредиты от ЕС на поддержание экономики.

12. Барбадос

Госдолг: 103%.

Барбадос - самая богатая и развитая страна на востоке Карибского региона. Также она является налоговым убежищем. Тем не менее, страна все никак не может прийти в себя после кредитного кризиса 8-летней давности, а ее жители вынуждены жить в условиях жесткой экономии.

11. США

Госдолг: 105,8%.

США находятся в преддверии президентских выборов, которые состоятся 8 ноября, где американцы выберут нового главу государства, которым станет либо Хиллари Клинтон от демократической партии либо Дональд Трамп - кандидат от республиканцев. Также стоит отметить, что в стране ожидают повышения процентной ставки ФРС уже в конце 2016 года.

10. Бельгия

Госдолг: 106,3%.

Несмотря на статус столицы Европейского Союза, которым обладает столица Бельгии, Брюссель, в стране достаточно высокий государственный долг, а также существуют трудности с трудовым и налоговым законодательством, отмечают в ВЭФ.

9. Кипр

Госдолг: 108,7%.

Несмотря на то, что Кипру удалось сократить госдолг по отношению к ВВП с прошлогоднего значения в 112%, страна до сих пор находится в процессе восстановления от банковского кризиса.

8. Бутан

Госдолг: 115,7%.

Небольшая азиатская страна Бутан серьезно зависит от Индии в том, что касается финансовой помощи и специалистов в строительстве инфраструктуры.

7. Кабо-Верде

Госдолг: 119,3%.

Около 82% продуктов питания в Кабо-Верде - импортированные, что делает экономику страны зависимой от рыночных колебаний.

Госдолг: 124,3%.

Сектор услуг обеспечивает около 80% ВВП Ямайки. Среди самых серьезных проблем в стране можно назвать высокий уровень преступности, коррупции и безработицы.

5. Португалия

Госдолг: 128,8%.

Страна уже несколько раз получала миллиардные кредитные транши на поддержание экономики.

4. Италия

Госдолг: 132,6%.

Государственный долг по отношению к ВВП Италии второй по размеру в еврозоне. К томе же, скоро итальянцы будут решать на референдуме, принимать ли им пакет реформ, предложенный премьер-министром.

3. Ливан

Госдолг: 139,1%.

На стране крайне негативно отразилась война в Сирии. К этому прибавились и внутренние политические противоречия. Совокупность этих негативных факторов негативно отразилась на Ливане, как на туристическом направлении и, как результат, на экономике страны в целом.

2. Греция

Госдолг: 178,4%.

Греции продолжают выделять все новые пакеты помощи, а правительство страны продолжает вгонять население во все более жесткие рамки экономии. Тем не менее, международные кредиты не оказывают положительного эффекта на экономику страны.

1. Япония

Госдолг: 248,1%.

Экономика страны растет настолько медленными темпами, что недавно Центробанк ввел отрицательные процентные ставки.

Государственный долг Украины по отношению к ВВП уже достиг 80%. Эксперты прогнозируют рост показателя до 90%.

В настоящее время многих россиян интересуют сведения, касающиеся внешнего долга не только нашего государства, но и других стран мира. У кого из них внешний долг является наименьшим, а у кого – наибольшим? Наши эксперты помогут разобраться с этими вопросами.

Внешний долг

Прежде чем составлять рейтинг стран мира по величине и размеру внешнего долга, следует рассмотреть само это понятие. Оно устанавливается в первую очередь на законодательном уровне. Так, в нашей стране работает Бюджетный кодекс, согласно которому внешний долг любой страны перед другими государствами понимается как финансовая кредитная задолженность в иностранной валюте.

В словаре экономических терминов это понятие рассматривается в виде суммарных денежных обязательств, которые стране-заемщику необходимо вернуть в определенный срок государству-кредитору. В сумму такой кредитной задолженности будут входить и сам заем, и проценты за его использование, требующие выплат. Для страны эта сумма задолженности включает обязательства:

  • международным банкам;
  • правительствам других стран мира;
  • частным банкам, которые принадлежат иностранцам.

Внешний долг различают двух типов:

  1. Текущий (тот, который нужно вернуть иностранным кредиторам в текущем году, то есть в 2019).
  2. Общий государственный (накопленный за несколько лет вместе с невыплаченными процентами, его следует возместить в последующие годы).

Чтобы оценить величину внешнего долга отдельно взятого государства, специалисты, работающие в сфере экономики и финансов, пользуются соотношением между кредитной задолженностью перед иностранными кредиторами и валовым внутренним продуктом самой страны-должника. В этом случае ВВП (валовой внутренний продукт) выступает макроэкономическим показателем, представляющим суммарное количество всего, что страна заработала за год на производимых товарах и услугах.

Показатели внешнего долга

Специалисты утверждают, что внешний долг отражается не только на экономической сфере страны-заемщика, но и может привести к долгосрочной политической зависимости. Это определяется критическим уровнем общих показателей задолженности:

  1. Платежеспособностью страны (способность своевременно выполнить все взятые на себя обязательства за счет собственных ресурсов), в которую входят:
    • зависимость от экспортных товаров;
    • отношение к ВВП государства (то есть к основной базе домашних ресурсов);
    • погашение долговых обязательств за счет доходов госбюджета.
  2. Ликвидностью (способность действующих активов, например, ценных бумаг, к быстрой продаже по рыночным ценам), с учетом:
    • срока долга (краткосрочный или на длительный период времени);
    • достаточности международных резервов;
    • мониторинга рисков непогашения долговых обязательств.
  3. Показателями по госсектору, а именно:
    • влияния налоговых поступлений на государственный долг;
    • изменения курса иностранной валюты к домашней.

Благодаря этим показателям, затрагивающим практически все сферы экономики, можно просчитать, как быстро государство-должник вернет одолженные у других стран мира денежные средства. Так, например, о безопасном уровне долга свидетельствует отношение задолженности к доходам от экспорта, не превышающим 200% (если данный показатель будет выше 275%, то внешний долг может быть частично списан как невыплаченный).

В отношении к местному ВВП критический уровень задолженности будет считаться от 60% (по расчетам МВФ) и от 80-100% (по расчетам Всемирного банка). Превышение этой предельной цифры говорит о том, что погашение финансовой задолженности от других стран мира идет за счет перебрасывания ресурсов. Вместо производства товаров и услуг для внутренних нужд государства идет их производство для экспортной торговли.

Также для прогноза возврата долговых обязательств с процентами следует учитывать:

  • соотношение этих обязательств (они могут быть обусловлены рядом льготных условий);
  • степень открытости внешнего рынка капитала;
  • режим реального валютного курса;
  • вероятность возникновения экономического кризиса.

Если в стране ограничен доступ к собственным и международным резервам, то ни о какой платежеспособности не может быть и речи. Поэтому многие развивающиеся государства имеют трудности с возвратом денежных кредитов. У них на выплату внешней задолженности идет вся получаемая от внутреннего производства прибыль, а текущие затраты на собственную деятельность берутся из новых кредитных поступлений.

Позитивные аспекты внешнего долга государства от стран мира

Казалось бы, что кредитная финансовая задолженность перед другими странами для государства не несет в себе ничего хорошего – это неэффективное использование полученных в кредит денег, обслуживание кредитных обязательств, экономическая зависимость от страны-кредитора, ведущая к изменению политических отношений между государствами. Но эксперты экономики и финансов и во внешнем долге находят положительные стороны:

Но эти положительные аспекты начинают работать только в случае эффективного распределения заемных денежных средств.

Рейтинг стран мира по внешнему долгу

Эксперты, работающие в Мировой банковской системе, ежегодно просчитывают все возможные перспективы погашения внешнего долга для стран всего мира. Также в сферу их деятельности входит и составление рейтинговых таблиц по внешнему долгу с просчетом процентного соотношения задолженности этого типа к номинальному ВВП. На 2019 год составлен топ-10 стран мира, у которых наименьший внешний долг:

Название страны Внешний долг (млн. долларов) Внешний долг к ВВП (%)
США 16 893 000 101
Великобритания 9 836 000 396
Германия 5 624 000 159
Франция 5 633 000 188
Нидерланды 3 733 000 309
Япония 2 719 000 46
Испания 2 570 000 165
Италия 2 684 000 101
Ирландия 2 357 000 1060
Люксембург 2 146 000 3411

В результате анализа этих таблиц можно сделать вывод, что стран, не имеющих внешнего долга, удивительно малое количество – только три (Бруней, Макао и Республика Палау), в отличие от других государств, которые должны практически всему миру.

Есть страны, которые являются одновременно и заемщиками, и кредиторами в отношении друг друга. Так почему же они не произведут взаимозачет своих финансовых задолженностей? А вот это зависит не только от политических взаимоотношений между ними, но и от условий кредитного займа – сроков погашения, процентных выплат и т. д. Ведь взаимозачет таких долгов может не только обнулить задолженности, но и серьезно повлиять на оборотные средства государственных финансовых компаний. Такая ситуация в свою очередь может привести к кризису экономики обоих государств.

Принятый в 1992 закон Российской Федерации разделил государственный долг на внешний и внутренний.

Государственный долг России на 2018 делится на внешний и внутренний займы соответственно с валютой возникших обязательств. Займ в иностранной валюте относятся внешнему долгу РФ, а рублевые — к внутреннему.

Согласно 6-й статьи бюджетного кодекса Российской Федерации, внешний долг государства — это обязательство страны, возникающие в иностранных денежных единицах.

Государственным внешним долгом РФ являются обязательства:

  1. органов федеративной власти;
  2. федеративных субъектов.

ЦБ является официальным источником информации по структуре, истории, текущему состоянию и плану платежей.

Кредиторами обычно бывают:

  • другие государства;
  • частные фонды;

Исторические данные

Фактически Госдолг появился в 1991 году после распада Союза Светских Социалистических Республик, когда РФ, как преемница, взяла все долговые повинности на себя.

Из-за тяжелого экономического кризиса в 1990-е после распада СССР Россия практически не погашала займы и набрала новые. Объем внешнего долга РФ рос до 1998 г. и составлял 188 миллиардов $. После пика и окончания кризиса в 1998 г. и преодоления дефолта начали снижаться размеры должностных выплат (см. ).

В начале 2000-х гг. Российская Федерация стала укреплять экономические позиции благодаря росту цен на нефть.

Уже летом 2006 в следствии длительных переговоров был преждевременно погашен займ Парижского клуба – 22,5 млрд $.

К 2008 г., из-за доступных иностранных займов, задолженность опять выросла до 0,5 трон. $.

В 2013 г. были погашены кредиты СССР. Выплачено в сумме 3,65 миллиарда $, таким странам: Черногория, Чехия и Финляндия.

Следующий максимум был достигнут в 2014 г. – более 0,7 триллиона $. После чего стал достаточно быстро сокращается из-за санкций.

В конце 2014 – начале 2015 гг. были выплачены свыше 0,1 триллиона долларов за несколько месяцев. Что в итоге привело к валютному кризису и падению курса рубля.

Летом 2017 был погашен госдолг Советского Союза в сумме 125,2 млн $ Боснии и Герцеговине.

График внешнего долга России

Объем общего долга страны снижается

Согласно данным на начало этого года, сумма общего долга снизилась до 33% к Валовому Внутреннему Продукту с 40%, установленных ранее. Такой уровень является умеренным согласно годовому отчету ЦБ.

График платежей на этот год

Внешний долг России на 2018 год должен снизится на 50 миллиардов $:

  • В первом квартале уплачено 21,4 миллиард $.
  • В конце второго квартала оплата достигнет 30 млрд. $, однако пока окончательная цифра не озвучивается.

Из-за введения санкций, наложенных на Российскую Федерацию, в цифровом эквиваленте размер долга сокращается, однако в относительных показателях растет. Эксперты считают, что объяснить это можно снижением ВВП, падением курса рубля и сокращением экспорта энергоносителей из-за снижения мировых цен на них.

году: причины, контрсанкции, значение для экономики

Согласно мнениям экспертов, динамика роста внешнего долга России не является критичной в соотношении с задолженностью некоторых других мировых держав.

По прогнозам, внешний государственный долг России на 2018- 2019 гг будет продолжать расти. Несмотря на запланированные на этот период оплаты.

ВВП и внешний долг России: По относительным показаниям, госдолг составляет примерно 5-10% от всего ВВП, этот показатель ниже только у 4 мировых держав.

Структура внешнего долга России на 2018

Внешний долг России в 2018 состоит из следующих категорий:

  • Внешний госдолг;
  • Обязательств перед участниками Парижского клуба;
  • Долговые выплаты перед кредиторами, не являющимися участниками Парижского клуба;
  • Обязательства перед бывшими государствами Совета экономической взаимопомощи;
  • Коммерческие займы бывшего Союза Советских Социалистических Республик;
  • Обязательства перед финансовыми международными организациями;
  • Погашение по еврооблигационным кредитам;
  • Облигационные ссуды;
  • Выплаты по ОВГВЗ.

В структуру внешнего долга Советского Союза включены:

  • Договора с рассрочкой;
  • Среднесрочные или краткосрочные ссуды на коммерческой основе, которые подтверждаются векселями и траттами (ценные бумаги);
  • Векселя и тратты с платежами для предъявителей;
  • Инкассо – расчётная банковская операция, по передаче денег получателю от плательщика через банк. За выполнения этой операции взимается комиссия;
  • Обязательства безотзывные и отзывные, в том числе банковские аккредитивы с рассрочкой;
  • Прочие договоренности, относящиеся к разрешению по постановлению руководящих органов.

Практически всю задолженность составляют еврооблигационные кредиты. Ценные бумаги — еврооблигации, которые выпускаются в денежных единицах, отличающихся от государственной валюты.

Кому должна Россия? Внешний долг в 2018 году

перед Южной Кореей. Согласно договорам, она должна быть погашена до 2025 г.

8 августа 2017 г. Российская Федерация полостью рассчиталась с долгами СССР, выплатив свыше 125 млн. долларов Боснии и Герцеговине.

За 10 лет Россия простила 80 000 000 000 долларов государствам-должникам. Среди стран, которым были списаны задолженности:

  • Куба – 31,7 млрд$,
  • Ирак – 21,5 ,
  • Монголия – 11,1 ,
  • Афганистан – 11 ,
  • КНДР – 10,
  • Сирия – 0,9,
  • Вьетнам – 9,4,
  • Государствам Африки, среди которых: Ангола, Никарагуа, Эфиопия, Ливия, были прощены выплаты в размере боле 0,02 трлн долларов.

Российская Федерация имеет задолженность лишь перед одной державой – Южной Кореей в объеме 594 млн. $.

Совокупная задолженность в мире в первом квартале 2018 года выросла на $8 трлн - максимальный прирост за два года. Показатель обновил рекорд и достиг $247 трлн, или 318% глобального ВВП, сообщил Институт международных финансов

Фото: Stefan Wermuth / Reuters

Размер глобального долга в первом квартале 2018 года обновил исторический максимум и составил $247,2 трлн, следует из обзора Global Debt Monitor (есть у РБК), подготовленного Институтом международных финансов (Institute of International Finance, IIF). Данные IIF охватывают около 70 стран и территорий. Основная часть мирового долга ($178,3 трлн) приходится на развитые экономики, оставшиеся $68,9 трлн — на развивающиеся рынки.

Совокупный показатель увеличился на $8 трлн с конца 2017 года, что является самым быстрым приростом за два года, отмечает IIF. Долг $247 трлн эквивалентен 318% мирового ВВП — это соотношение увеличилось впервые за год. За период с четвертого квартала 2016 года мировой долг вырос на $30 трлн, отмечают аналитики.

Совокупный долг, который рассчитывается и ежеквартально обновляется экономистами IIF, включает долги правительств, банков, нефинансовых корпораций и домохозяйств.

Номинированный в иностранной валюте долг развивающихся стран (исключая обязательства банков) тоже достиг рекорда в первом квартале ($5,5 трлн). Большая часть (78%) в его структуре приходится на корпорации. Самые уязвимые страны в силу их зависимости от валютных долгов — Аргентина, Венгрия, Турция, Польша и Чили, утверждает IIF. Валютный долг банковского сектора развивающихся стран удвоился с 2010 года, достигнув $3 трлн. Наибольший прирост показал Китай, где банковский долг вырос с $110 млрд в первом квартале 2010 года до $785 млрд в первом квартале 2018 года. Данный тренд указывает на растущую уязвимость финансового сектора КНР перед колебаниями юаня, полагают аналитики.

Российские долги

Совокупный долг России IIF оценивает в 89,4% ВВП на конец первого квартала 2018 года (годом ранее было 92,6% ВВП). В том числе долг домохозяйств составляет 15,6% ВВП (увеличился с 15,2% годом ранее), долг корпораций — 47,5% ВВП (уменьшился с 49,8% годом ранее), финансового сектора — 10,5% ВВП и госдолг — 15,8% ВВП.

Российские власти и Росстат не рассчитывают совокупные долговые показатели, аналогичные данным IIF. По данным Sberbank CIB, общая долговая нагрузка экономики составляла около 100% ВВП на конец 2016 года, и , что ее можно безопасно нарастить до 150% ВВП в процессе стимулирования экономики. Расчет такого показателя может сильно зависеть от методологии: так, Международный валютный фонд в своей базе данных по глобальным долгам оценил (*.xlsx) совокупный «долг частного сектора» в России в 197% ВВП на конец 2015 года «по всем инструментам» (включая долг нефинансовых корпораций в 181% ВВП). Представитель IIF Дилан Риддл сказал РБК, что расхождение данных института с данными МВФ может быть обусловлено разницей в наборе долговых инструментов, которые учитываются.