Евросоюз перейдет на прикаспийский газ из «Южного газового коридора. Баку требует от запада денег на "южный газовый коридор"

Биографии

17 мая 2016 года в греческих Салониках дали старт строительству Трансадриатического газопровода (TAP). Он станет последней частью «Южного газового коридора», который в ЕС считают самой мощной альтернативой поставкам российского газа. Суть проекта амбициозна. В Каспийском море вводят в эксплуатацию вторую очередь гигантского месторождения «Шах-Дениз». Из него азербайджанский газ поступает в Южно-Кавказский газопровод и через Азербайджан и Грузию попадает в Турцию. Там по Трансанатолийскому газопроводу доставляется через всю страну к западной границе, а дальше по Трансадриатическому газопроводу — в Италию через Грецию и Албанию. Общая длина маршрута — более трех тысяч километров, а стоимость проекта превышает $ 45 млрд. Как планируется, в 2020 году проект заработает и по нему в страны ЕС смогут подавать ежегодно 10 млрд кубометров азербайджанского газа. Еще 6 млрд будет поступать на нужды Турции. Основными участниками проекта выступают госкомпании Азербайджана, Турции и британская BP. Сегодня из четырех частей «Южного газового коридора» можно говорить только о готовности Южно-Кавказского газопровода, который проходит по территории Азербайджана и Грузии. На месторождении «Шах-Дениз» работы выполнены на 70%, как заявляют в британской BP. Трансанатолийский (TANAP) и Трансадриатический (TAP) газопроводы только начинают строить. Первый обещают закончить в 2018 году, а TAP — в 2019-м. В экспертной среде проект «Южного газового коридора» вызывает противоречивые оценки как по целесообразности, так и вообще реальности его осуществления. Из-за высокой стоимости работа над проектом уже не раз задерживалась, а ее активизация началась в последнее время — после того, как испортились отношения между ЕС, Турцией и Россией. Вместе с экспертами мы попробовали ответить на основные вопросы по «Южному газовому коридору», который должен стать альтернативой поставкам российского газа.

1. Насколько реален 45-миллиардный проект?

Самой большой проблемой «Южного газового коридора», как и всех подобных проектов, является финансирование и окупаемость. «У всех на слуху был проект Nabucco. И где он сейчас? TANAP и TAP — это как раз очередные интерпретации «Южного газового коридора», по теме создания которого есть масса вопросов, — заявил «Центру энергетической экспертизы руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. — Насколько высок инвестиционный интерес к этому проекту, учитывая сегодняшнюю низкую конъюнктуру цен на газ, сроки окупаемости, коммерческий смысл? Даже в так называемые «жирные годы» (2010−2013 гг., когда газ был особенно дорогим) европейцы не были так уж щедры на инвестиции в сетевую энергетическую инфраструктуру. В трубы Европа активно не инвестировала ни при ценах на газ в 300, ни в 400 и даже в 500 долларов за тысячу кубометров. Ожидания Газпрома по 2016 году колеблются вокруг цифры в $ 180 за тысячу кубометров, кстати, это еще оптимистичный вариант. И не стоит забывать, что инфраструктура не стала кратно дешевле вместе с газом. Сметное удешевление проектов если и есть, то это не более чем 10−15%».

Больнее всего падение цен на нефть и газ ударило по Азербайджану, чья госкомпания SOCAR и является крупным пайщиком каждой из частей «Южного газового коридора». Например, в строительстве Трансанатолийского газопровода через Турцию Баку владеет долей в 58%, а в Трансадриатическом — 20%. Стоимость их строительства — больше 14 млрд. и SOCAR надо выложить из собственного кармана сейчас около половины. Таких денег у Баку нет. Поэтому все проекты будут почти полностью осуществляться на заемные деньги.

— Реализация проекта Трансанатолийского трубопровода (TANAP) не сталкивается с какими-либо финансовыми проблемами, — сказал, например, журналистам начальник департамента инвестиций SOCAR Вагиф Алиев.

Подтвердить его слова из других источников сложно, однако то, что проект не получил полного финансирования — факт. Например, только в июле Всемирный банк рассмотрит вопрос выделения миллиарда долларов Турции, которая через госкомпанию Botas имеет в TANAP 20%. Также еще не определена судьба займа в $ 1,12 млрд от Европейского инвестиционного банка. А есть ли уже остальные $ 8 млрд? Тоже неизвестно, а участники проекта утверждают пока, что 20% газопровода готово и треть необходимых тендеров проведена. И такая же ситуация по Трансадриатическому газопроводу. Накануне торжественного старта строительства управляющий директор проекта Ян Брэдшоу заявил, что в финансировании TAP ожидает содействия международных организаций, а также коммерческих банков. Сейчас известно, что полтора миллиарда долларов на пятимиллиардный проект выделит Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

Не все просто и с ресурсной базой месторождения Шах-Дениз. Например, в прошлом году SOCAR договорился о закупке 2 млрд. кубометров газа в год у «Газпрома». А в мае его глава заявил, что в Баку готовы закупать 3−5 млрд. То есть у Азербайджана может уже сейчас не хватать собственного газа на внутреннее потребление или обеспечение уже действующих контрактов с Грузией и Турцией по Южно-Кавказскому газопроводу. И взять как из России или собственных месторождений пока неоткуда. Иран не откликается на предложения по участию в проекте, а объемы добычи на второй очереди Ша-Дениз уже расписаны под экспорт. Кроме того, у азербайджанской госкомпании сейчас, очевидно, не хватает средств даже на свою долю в месторождении Шах-Дениза, и она обратилась за кредитом в $ 1,5 млрд в Азиатский банк развития (АБР). При этом Иран отказался от предложения Баку увеличить свою долю в проекте.

Чего у Южного газового коридора достаточно, так это политической поддержки. Например, Трансадриатический газопровод так же, как и «Южный поток», строится сбытовыми и добывающими компаниями и нарушает тем самым третий энергопакет, но ЕС в отличие от российского проекта сделало для TAP исключение. США же официально объявили «Южный газовый коридор» одним из приоритетов своей нацбезопасности. А госсекретарь США Джон Керри даже прислал поздравительное письмо в Салоники.

США по-прежнему привержены поддержке новых газовых маршрутов, которые способствуют диверсификации и энергетической безопасности Европы, в том числе «Южного газового коридора», говорится в письме, которое зачитал спецпосланник Госдепартамента США по международным энергетическим вопросам Амос Хохштайн на церемонии закладки трубопровода TAP.

Насколько это поможет финансированию и эффективности проекта, неизвестно. Однако, например, расходы на «Северный поток» были cоразмерны с затратами на TAP, но через него можно подавать не 10, а 59 млрд. кубометров газа. И построен он был, как и планировалось, за два года.

2. Как «Южный газовый коридор» повлияет на поставки российского газа?

Добыча газа в Европейском союзе снижается. К 2018 году, по прогнозам европейской ассоциации Eurogas, она упадет на 40 млрд. кубометров — до 200 млрд. Таким образом, дефицит газа в ЕС составит более 200 млрд. кубометров ежегодно. По данным Eurogas, потребление до 2035 года может варьироваться от 400 до 600 млрд. кубометров.

Поэтому 10 млрд. кубометров могут не сказаться на позициях «Газпрома». Такого же мнения придерживается генсекретарь Форума стран — экспортеров газа (GECF) Сайед Мухаммед Хусейн Адели. «Азербайджан может быть подключен к ЕС не раньше 2022−2025 годов, Иран еще позже. В общем, они смогут заместить всего несколько процентов нынешнего потребления Европы. Сейчас около трети потребляемого ЕС газа приходит из России (31% или 158 млрд. кубометров в 2015 году), с появлением TANAP и увеличением спотовых поставок СПГ доля снизится до 25−28%, не более. Это понимаем не только мы в GECF, но и в ЕС. Мы придерживаемся позиции, что Россия будет занимать доминантное место на рынке ЕС», — заявил он «Известиям».

Другое дело, что «Южный газовый коридор» может стать первым камнем в российский «огород». Сейчас и Баку, и ЕС, и США уговаривают Туркмению, Израиль и Иран присоединиться к проекту. Тогда, как утверждают в Баку, после некоторых технологических усовершенствований по «Южному газовому коридору» смогут подавать до 31 млрд. кубометров в год. Препятствием этому сейчас служит позиция самих стран. Ашхабад не готов строить газопровод через Каспийское море, Тегеран больше ориентируется на азиатские рынки, а Иерусалим планирует вначале обеспечить из гигантских месторождений в Средиземном море внутренний спрос, а потом уже обсуждать перспективы. В их реальности пока уверены лишь американские и отдельные европейские политики, а не компании, которые считают деньги. И касается это почти всех нынешних проектов по обеспечению газа Европы в обход России.

В своей статье в издании «Эксперт» генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов метко заметил: «Казалось бы, вопрос энергетики — история коммерческая, и Россию всю жизнь винили в политизации энергетической сферы. Точка зрения, что Россия является опасным поставщиком, надо ее убирать с рынка и любые альтернативы России — заведомо более правильные, продвигается постоянно. Фактически именно эту точку зрения много лет европейцам навязывают Соединенные Штаты. „Берите любой газ, кроме русского. Любой другой газ для вас более полезный“. И это не является какой-то там конспирологией».

«Южный газовый коридор», который будет альтернативой поставкам российского газа в Европу, частично запустят уже в следующем году. Европейские эксперты при этом сомневаются в целесообразности проекта как по объемам поставок газа, так и финансовым затратам, которые наполовину обеспечивают банки ЕС.

Транс-Анатолийский газопровод (TANAP), который является самым протяженным участком «Южного газового коридора», запустят в начале следующего года. Об этом заявил турецкой Daily Sabah генеральный менеджер проекта Салтук Дюзйол . По его словам, в июне 2018 года по магистрали газ из Азербайджана начнет получать Турция. Через год, в середине 2019 года, завершат строительство Транс-Адриатического газопровода (TAP) в Грецию и Италию и поставки газа в ЕС начнутся в марте 2020 года.

«Южный газовый коридор». Фото: tap-ag.com.

По словам Салтука Дюзйола, стоимость TANAP удалось снизить до $ 7,9 млрд и 1350-километровая магистраль по территории Турции уже построена на 93%.

«Сейчас ожидаем одобрения кредита в $ 1,3 млрд от Европейского инвестиционного банка», - сказал генеральный менеджер TANAP. Всего проект привлекает кредитов на $ 3,95 млрд. Основными кредиторами выступают европейские банки. Европейский инвестиционный банк при этом является государственным финансово-кредитным учреждением Европейского Союза. С 2020 года потребители ЕС должны получать ежегодно 10 млрд кубометров из Азербайджана и Брюссель активно поддерживает проект, считая «Южный газовый коридор» альтернативой поставкам российского газа. Сегодня 10 млрд кубометров - 2,5% потребления газа в ЕС, и европейские эксперты не уверены, что проект действительно сможет снизить зависимость Европы от «Газпрома» и стоит вложенных в него средств.

Ведущий аналитик Оксфордского института энергетических исследований Симон Пирани заявил изданию Climate Home News, что мечты о дополнительных объемах газа по газопроводу вряд ли сбудутся.

«У меня есть сомнения по поводу значительных объемов дополнительного газа, которые смогут подать в „Южный газовый коридор“, потому что непонятно из какого месторождения в Каспийском море они пойдут - сказал Симон Пирани. - Есть месторождение, разрабатываемое госкомпанией SOCAR вместе с Total, но на нем не смогут добывать существенных объемов газа и обе компании уже согласились поставлять добытый газ на внутренний рынок. А других месторождений для добычи газа на экспорт нет. Поэтому объем, который может дать Азербайджан Европе в реальности, достаточно маленький».

Европа надеется на диверсифицированные источники поставок по газопроводу, однако, как считает ведущий аналитик Оксфордского института, надежды едва ли оправдаются: «Туркмения больше заинтересована в экспорте в Китай, а на северо-западе Ирана нет достаточных объемов газа, чтобы поставлять в Европу».

Еще одной неприятной новостью для планируемого расширения «Южного газового коридора» могут быть сообщения о том, что один из крупнейших трейдеров СПГ Shell ведет переговоры о закупке ежегодно 5 млрд кубометров газа с израильского месторождения Левиафан для сжижения в Египте. Морские месторождения в Израиле, как известно, так же рассматриваются как дополнительный источник поставок газа в «Южный газовый коридор». Вместо израильского газа может быть газ из Иракского Курдистана. Однако мы писали, что у этого проекта с участием «Роснефти» сейчас слишком много политических рисков.

В Climate Home News заметили, что стоимость «Южного газового коридора» (его оценивали в $ 45 млрд) сравнима со всеми инвестициями ЕС в переход на экологически чистые виды энергии в 2014-2020 годах. Кроме того, в издании вспомнили скандал с отмыванием Азербайджаном средств и подкупом европейских политиков. Так, член правления Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) от Болгарии Калин Митрев получил от Баку $ 500 тыс., а ЕБРР является кредитором «Южного газового коридора». Сам Калин Митрев заявил, что получил деньги за консультационные услуги.

Ранее зампредседателя правления «Газпрома» Александр Медведев заявлял, что у Азербайджана не хватает газа, так как он вынужден закачивать его обратно в месторождения, чтобы поддержать добычу нефти. В том числе поэтому «Газпром» и госкомпания Socar вели переговоры по увеличению поставок российского газа в Азербайджан. Сейчас российский холдинг имеет контракт на поставку до 2 млрд кубометров газа в год. В Socar заинтересованы увеличить объем еще на 3−5 млрд.

Еще одним свидетельством того, что даже с запланированными с поставками по «Южному газовому коридору» не все так гладко, может быть заявление главы МИДа Турции. В прошлом году Мевлют Чавушоглу сказал, что по первой нитке газопровода «Турецкий поток» будет ежегодно поступать 16 млрд. кубометров, а излишки - то, что не востребовано Турцией, - пойдут в TANAP.

«Полагаю, что даже 10 млрд из Азербайджана Европе не гарантировано в обозримом будущем, - говорит заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач . - Глубоководная часть месторождения „Шах-Дениз-2“, которая планируется как ресурсная база для Южного коридора, очень непростой проект с точки зрения технологий, геологии и климатических условий. Поэтому Азербайджан может быть весьма заинтересован в подстраховке из России, чтобы не попасть на штрафы за неполное или несвоевременное выполнение обязательств».

В конце июня в ходе азербайджано-польского бизнес-форума в Варшаве Президент Азербайджана Ильхам Алиев европейских и американских партнёров о том, что так называемый «Южный газовый коридор» (ЮГК) будет сооружен максимум через три года. Напомним, старт добычи на месторождении «Шах-Дениз-2» (основная ресурсная база ЮГК) запланирован на конец 2018 года, а поставка топлива в Европу начнется предположительно в конце 2020 года. Первоначально планируется экспортировать 16 млрд. кубометров газа в год, 6 млрд. из которых в Турцию и 10 млрд. – в Европу. В нынешнем варианте максимальная пропускная мощность газопровода должна составить к 2026 году немногим более 30 млрд. кубометров газа в год .

Заметим, азербайджанский лидер предусмотрительно не уточнил, какой конкретно объем газа будет поставляться по этой артерии. И такая предусмотрительность вовсе небезосновательна, особенно если мы вспомним слова заместителя министра энергетики Натига Аббасова, прокомментировавшего в октябре 2015 гола возможность увеличения поставок азербайджанского газа (вместо российского) в Турцию следующим образом: «Запасы, которые мы будем добывать, уже проданы до 2040 года. Если бы был лишний газ, мы бы брали его себе». «Доказанные запасы природного газа в Азербайджане равны 2,6 триллиона кубометров, и эти запасы позволят обеспечить газом как страны региона, так и Европы в ближайшие десятилетия», – заявил президент Азербайджана несколько дней назад в ходе XXII Всемирного нефтяного конгресса в Стамбуле.

Источник: caspianbarrel.org

Недавно из ЮГК вышли французская Total и норвежская Statoil , что вряд ли свидетельствует о блестящих перспективах этого изначально политизированного проекта. Напомним, газопровод общей протяжённостью более 3 тыс. км (Азербайджан – Грузия – Турция – Балканы с выходом на Италию), поддерживаемый Евросоюзом, США и разработанный их компаниями на рубеже 1990-х 2000-х годов, по-прежнему сооружается со значительным отставанием от графика. По данным энергетических ведомств Турции, Грузии и Греции, в полной готовности – не более 15% всей этой трассы. Задержки в строительстве обусловлены, прежде всего, высокими политическими и смежными рисками в регионе прохождения газопровода (например, курдские повстанцы в Восточной Турции; албанско-греческие пограничные споры, в т.ч. по морской границе; сейсмологическая нестабильность на большей части трассы ЮГК). Изначально заложенная в проект политизированная установка на обход России и на включение (хотя и условное) Украины не способствует повышению безопасности и усиливает противоречия. Односторонний подход Еврокомиссии де-факто дискриминирует одних поставщиков в пользу других, искажая основные принципы общего европейского права .

При этих обстоятельствах рассчитывать на растущие зарубежные инвестиции в реализацию проекта трудно (не считая, конечно, чисто «политических»). Напомним, в этой связи, что доля «западного» инвестирования в общей сумме капвложений по созданию ЮГК составляет свыше 65 %. Общая же инвестиционная стоимость проекта была оценена И. Алиевым примерно в 40 млрд. долларов (по ранее публиковавшимся данным Минэнерго Азербайджана – около 23 млрд.). Таким образом, речь идёт о самом капиталоёмком газопроводном проекте в Евразии за последние 30 лет.

Далее, максимальный объем поставок по ЮГК, по оценкам «Бритиш петролеум», Европейской комиссии и Экономической Комиссии ООН для Западной Азии (2016-2017 гг.), не превысит 10 млрд. кубометров в год. В то же время, мощность ЮГК первоначально планировалась минимум в 14 млрд. кубометров в год. Иными словами, реальная конкуренция ЮГК, например, с «Турецким потоком» годовой мощностью более чем в 20 млрд. кубометров газа, более чем сомнительна. Это, кстати, признают и азербайджанские авторы, обращающие внимание на неравнозначность предполагаемых поставок газа по ЮГК в сравнении с «Турецким Потоком», вследствие чего « …сам по себе азербайджанский газ не составит сильную конкуренцию российскому. Поэтому Евросоюз заинтересован в привлечении других поставщиков из Каспийского региона, в частности Туркменистана и Ирана, в проект «Южный газовый коридор»» . О Туркменистане речь впереди, а здесь обратим внимание на то, что последовательно антииранская позиция американской администрации делает перспективы вовлечения Тегерана в проект ЮКГ более чем призрачными. Равно как и , объемы некоторых месторождений которого переоцениваются в сторону уменьшения.

Наконец, в целях восполнения собственного внутреннего дефицита уже не первый год Азербайджан закупает «голубое топливо»… у России. По данным международного агентства нефтегазовой информации RСС (17 мая 2016 г.), госкомпания SOCAR заявила о планах примерно двукратного увеличения не позже 2018 года поставок российского газа. Речь идет о закупках 3-5 млрд куб. метров газа в год, в то время как действующий договор (2015 года) предусматривает импорт в 2 млрд куб. метров в год. Многие эксперты считают, что высокие объемы поставок азербайджанского газа в Грузию, Турцию и с использованием будущего ЮГК способны затруднить обеспечение растущего внутреннего спроса. Поэтому азербайджанская сторона и вынуждена запасаться газом из России в хранилищах для внутренних нужд.

По оценкам Европейской комиссии и Экономической Комиссии ООН для Европы (2017 г.), в газовом балансе ЕС объемы Южного газового коридора составят не более 2 % против «российских» 40-45 % с учетом «Турецкого потока» (его строительство началось, и трубы уже уходят под воду) и трансбалтийского «Северного потока-2». Какая уж тут конкуренция?..

Напомним, в конце 90-х ходов на авансцену вышел наделавший много шума «прозападный» газопроводный проект НАБУККО, трасса которого почти на 90% совпадала с современным проектом ЮГК. Сегодня уже не все помнят, что по дну Черного моря (из грузинских терминалов Кулеви или Супса) планировалось ответвление в Украину, далее в Молдову и Румынию (с возможным продлением в Венгрию и Австрию) – так называемый «Белый поток». Однако, вследствие сверхвысокой капиталоёмкости проекта и проблем с газонаполнением через несколько лет от него фактически отказались.


Источник: bgnews.bulgar-rus.ru

Дело ещё и в том, что НАБУККО планировали наполнять также газом из Туркменистана, но Ашхабад в тот период (как и сегодня) оспаривал в Баку принадлежность ряда нефтегазоносных участков Каспия. Поэтому прокладка морского сегмента трубы через каспийскую азербайджано-туркменскую границу стала, по крайней мере, проблематичной.

Кроме того, уже в тот период КНР законтрактовала более чем на 10 лет свыше 25 млрд. кубометров туркменского газа в год, причём это сопровождалось строительством газопроводной системы Туркменистан – Узбекистан – Казахстан – КНР с более чем 90-процентным китайским (государственным и коммерческим) финансированием. Преобладающая часть этой системы создана к 2011 году, и она продолжает расширяться (за счет новых ниток через Таджикистан и Киргизию). Так что проблемы с НАБУККО, в том числе с привлечением в проект газа с восточного берега Каспия, не могут не перейти к ЮГК, что называется, «по наследству»…


Проекты в «Южном газовом коридоре» Источник: Трубопроводный транспорт: теория и практика. 2012. № 5. С. 49.

Тем временем, в Азербайджане растущий объем газодобычи закачивается в пласты для поддержания высокого уровня нефтедобычи, требуемого в первую очередь для заполнения нефтепроводов из Азербайджана к портам Грузии и Турции. То есть, и по этой причине ЮГК рискует оказаться недозагруженным, включая его конечный – трансбалканский (греческо-албанский) сектор. В начале июня об этом напомнил заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Медведев: «Это не шуточный вопрос, это не вопрос выбора - вопрос необходимости. Нефть является основным бюджетным источником для экономики Азербайджана… И если в этой ситуации мощности TAP окажутся пустыми, это опять же выбор участников TAP, держать их пустыми или попробовать найти какое-то взаимопонимание. Например, с нами. Теория теорией, а практика практикой. Мы открыты для любых вариантов развития бизнеса в Европе и считаем, что сотрудничество было бы идеальным. Но никого заставлять мы не собираемся».

Согласно прогнозу Минэнерго Азербайджана, в 2017 году добыча газа снизится до 28,39 млрд куб. м против 29,24 млрд куб. м годом ранее. При этом в 2016 году производство товарного газа в стране составило всего 18,71 млрд куб., поскольку увеличились объемы закачки газа в пласт для поддержания добычи на Азери-Чираг-Гюнешли. Эта группа месторождений на шельфе Каспийского моря дает более 75% всей азербайджанской нефти . По оценкам некоторых российских специалистов ещё 2015 года, пик общей добычи газа в Азербайджане достигнут в ещё 2013 году, а производства товарного газа – в 2014 году. Пик добычи SOCAR был достигнут в 2014 году. Производство товарного газа с Азери-Чираг-Гюнешли в целом снижается с 2009 года (с отдельными исключениями). Одновременно, как упоминалось выше, растёт потребление газа, при том, что составить достоверный баланс (товарный газ, потребление, экспорт) не представляется возможным. Новые, помимо «Шах-Дениза-2», проекты газодобычи в Азербайджане («Апшерон», «Умид», «Бабак», «Шафаг-Асиман», «Нахичевань» и др.) вряд ли способны изменить наметившуюся тенденцию её снижения. Неспособность выполнять многочисленные взятые на себя обязательства перед третьими игроками (в частности, перед Турцией) делают Азербайджан в газовой сфере не конкурентом, но скорее союзником России, заинтересованным в конструктивных партнерских с нею отношениях.

Похоже, упомянутые обстоятельства понимают и в администрации США, однако при этом они стараются делать политические реверансы Баку и, в целом, хорошую мину при плохой игре. А именно: пристально следят за ходом реализации «Южного газового коридора», и его поддержка Вашингтоном остается устойчивой и продолжительной. Во всяком случае, именно в этом заверил в апреле посол США в Азербайджане Роберт Секута министра энергетики Натига Алиева, который, в свою очередь, выразил обеспокоенность в связи с некоторыми трудностями с реализацией проекта TAP на территории Италии, способные повлиять на время запуска проекта.

В рамках упомянутого в начале статьи XX Всемирного нефтяного конгресса в Стамбуле 12 июля состоялась встреча азербайджанского лидера с госсекретарём США Рексом Тиллерсоном, в ходе которой американская сторона была проинформирована о ходе реализации проекта.

Ранее известный эксперт США по кавказской проблематике и энергетической политике, экс-посол в Азербайджане Мэтью Брайза бодро отрапортовал, что «проект ЮГК уже реализуется, всё идет по графику .Единственная проблема – будет ли ЮГК расширен. И сможет ли Азербайджан нарастить такой объем газа?» Тем не менее, «…в письме Трампа президенту Алиеву США выражают полную поддержку реализации Южного газового коридора». И это – отнюдь не единственное высказывание, призванное поддержать амбиции официального Баку на роль ключевого производителя и транзитёра природного газа в Турцию и далее в Европу . Впрочем, в другом месте господин Брайза заметно нервничает, обвиняя Россию в попытке «ослабить» ЮГК либо вовсе растащить проект на части.

Впрочем, все эти заявления, включая активный лоббистский пиар в отношении ЮГК – это не более чем политико-конъюнктурная «демонстрация» перед Россией во многом эфемерной способности некоторых соседей по СНГ потеснить её на энергетическом рынке Евросоюза. А заодно – попытка продвинуть очередной геополитический блеф, основанный не на коммерческой эффективности, а на искусственно раздуваемых фобиях по поводу мифического российского «энергетического империализма».

Алексей Балиев, Андрей Арешев

Европа выбрала новый приоритетный проект газопровода — «Южный газовый коридор» (ЮГК), по которому в должен пойти газ из Каспийского региона. Об этом заявил во вторник еврокомиссар по делам Энергетического союза Марош Шефчович в ходе заседания Совета Евросоюза, которое было посвящено проблеме « ».

«Первый газ по «Южному газовому коридору» должен поступить в Европу к 2019 году», — пообещал Шефчович.

При этом европейский чиновник отметил, что министры энергетики стран ЕС в ходе заседания рассмотрели возможности упрощения политических и бюрократических проблем при реализации этого европейского энергетического проекта, а также оказания содействия в решении этих проблем между его участниками за пределами Евросоюза.

Мера актуальная, при том что российскому «Южному потоку» Брюссель облегчить политические и бюрократические проблемы не захотел, из-за чего в итоге Москва отказалась от проекта.

«Южный поток» никогда не был реальным приоритетом , — комментирует завсектором экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Агибалов. — Брюссель всегда старался снизить зависимость от « » и искал альтернативных поставщиков, так что торпедирование «Южного потока» было чисто политическим решением».

«Я считаю, что вопрос «почему «Южному потоку» не была оказана поддержка, которую Европа собирается оказать «Южному газовому коридору», должны были задать Еврокомиссии европейские стейкхолдеры (заинтересованные лица. — «Газета.Ru»), — говорит замглавы Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. — Однако они этого явно не сделали».

ЮГК объединяет несколько проектов газопроводов, предназначенных для поставок из Каспийского региона в Европу в обход России. Ранее в ЮГК входил даже проект Nabucco, на сегодняшний день фактически провалившийся. Сейчас можно говорить о проекте расширения Южно-Кавказского газопровода (Баку — Тбилиси — Эрзурум), по которому азербайджанский газ дойдет до Турции, и его продолжении — Трансанатолийском и Трансадриатическом газопроводах (TANAP и TAP соответственно). TAP станет последним звеном в цепи, выходя через Грецию, Албанию и Адриатическое море на юг Италии и далее в Западную Европу.

По словам Шефчовича, ЕС уже получил заверения Азербайджана и Турции в приверженности реализации проектов по ЮГК.

Также в рамках ЮГК рассматривается вариант Транскапийского газопровода, по которому в Европу должен пойти газ из Туркменистана.

«Однако реально какие-то действия проводятся только по TAP и TANAP, — комментирует Гривач. — Причем речь идет о поставках 10 млрд кубометров, и, учитывая сложность разработки азербайджанского месторождения «Шах-Дениз-2», на полную мощность труба выйдет не ранее 2022-2024 годов». Впрочем, обсуждается возможность расширения этого газопровода до 30 млрд кубометров.

«Теперь у Европы осталась одна проблема — как этот газ получить, потому что в Греции на сегодняшний день нет необходимой инфраструктуры», — разъясняет замглавы ФНЭБ.

По словам Шефчовича, ЕС намерен активизировать строительство газопроводов местного значения в Южной Европе для ее соединения с энергосистемой остальных стран ЕС. «Мы также должны изучить возможности дополнительных инвестиций в эту инфраструктуру», — сказал европейский чиновник. Российский «Южный поток» предполагал поставку 63 млрд кубометров (из них 14 млрд кубов будет получать сама Турция). Такой же должна быть мощность альтернативного российского газопровода, который после отказа от «Южного потока» Россия решила проложить через Турцию, создав там хаб для поставок в Европу. Алексей Гривач отмечает, что при таком соотношении объемов российский газ будет доминировать в турецком хабе.

Однако проблема инфраструктуры касается и российского проекта. Дело в том, что и у самой Турции нет мощностей для приема, хранения и транзита запланированных Россией объемов газа. Учитывая, что новый российский газопровод и ЮГК в Турции пересекутся, может возникнуть инфраструктурная конкуренция.

Кроме того, перед Россией может вновь встать вопрос Третьего энергопакета, от которого она, казалось, избавилась, отказавшись от «Южного потока» (Еврокомиссия тормозила проект именно из-за несоответствия «Южного потока» нормам антимонопольного законодательства, которые запрещают одной и той же компании заниматься поставками и транспортировкой газа). Дело в том, что Турция ведет переговоры о вступлении в Евросоюз, и если оно состоится, турецкие власти будут гармонизировать свое законодательство с европейским.

10:15 — REGNUM Европейский союз за счет проекта «Южный газовый коридор» (ЮГК), по которому должны осуществляться поставки азербайджанского газа на европейский рынок, надеется обеспечить себе энергетическую стабильность, пока не подготовится к серьезному сокращению использования ископаемых видов топлива. Об этом сегодня, 21 июля, сообщает издание Trend со ссылкой на заявление официального представителя Еврокомиссии.

По словам источника, ЮГК должен помочь странам — членам ЕС сохранить устойчивость к энергетическим шокам. Таким образом, проект является ключевым для обеспечения энергобезопасности Европейского союза, уверен официальный представитель ЕК.

Он также обратил внимание на то, что стратегия Энергетического союза ЕС включает в себя цель по уменьшению зависимости от ископаемого топлива, в том числе от газа. ЕС добивается успехов в этой области. Также представитель ЕК напомнил, что ранее Комиссия приняла пакет «Чистая энергия», согласно условиям которого устанавливается нормативная база для долгосрочных целей в области энергетики и климата. Так, главная цель пакета — продвижение, дальнейший переход к более чистой экономике. Речь идет о периоде после 2020 года, то есть после быстрой ратификации Парижского соглашения по климату и вступления его в силу.

Однако голубое топлива, как и прежде, будет играть значительную роль как дополнительный источник топлива в рамках долгосрочного перехода к низкоуглеродной экономике. Официальный представитель ЕК отметил, что поскольку газ является относительно низкоуглеродистым ископаемым топливом, то его могут использовать для дополнения поставок возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

Что касается спроса на газ, то в ближайшие несколько десятков лет он снизится. Произойдет это в основном из-за влияния политики в области климата и энергетики до 2030 года. Ожидается, что объемы добычи собственного газа в странах ЕС тоже будут сокращаться. Поэтому до 2040 года импорт голубого топлива на европейском рынке останется стабильным, считает собеседник. В связи с этим ЕС настроен на повышение безопасности в энергетическом плане, поэтому, по словам представителя ЕК, Евросоюз остается приверженцем проекта «Южный газовый коридор» и ему подобных. ЕК утвердила список «Проектов общего интереса» и включила туда все компоненты ЮГК.

Напомним, что «Южный газовый коридор» — это проект расширения Южнокавказского газопровода от Баку через Тбилиси и да Эрзурума. Этот проект предполагает прокладку в Турции газопровода TANAP и его продления по Европе — газопровода TAP общей мощностью десять миллиардов кубометров газа в год. Протяженность газопровода должна составить около 1300 километров, примерная стоимость — $45 млрд.

Труба пойдет от азербайджанского месторождения «Шах-Дениз» через Грузию, Турцию, Грецию, Албанию на юг Италии. Первую поставку газа по ЮГК планируется осуществить в 2020 году. При этом «Южный газовый коридор» является альтернативой «Южному потоку», который начала строить Россия по дну Чёрного моря из Анапского района в Италию и Австрию. В 2014 году на встрече между министрами энергетики восьми стран сообщества, входивших в проект ЮГК, то есть Болгарии, Венгрии, Словении, Австрии, Хорватии, Италии, Греции и Румынии, было принято решение о строительстве терминалов сжиженного газа.

Согласно условиям Третьего энергопакета ЕС, «Газпром» может потребовать предоставления ему 50% емкости газопровода, поскольку соответствующий европейский закон запрещает собственнику трубопровода использовать более 50% емкости. В ЕС уже не раз заявляли о том, что «Южный газовый коридор» — один из приоритетных для сообщества проектов. его также США.

Ресурсной базой для ЮГК должно стать месторождение «Шах-Дениз» в рамках разработки второй фазы, а впоследствии к проекту могут подключить и другие сырьевые источники. Однако, как ранее писало ИА REGNUM , с месторождением «Шах-Дениз-2» существуют серьезные проблемы. Так, на полях Петербургского международного экономического форума зампредседателя правления «Газпрома» Александр Медведев говорил о том, что «Трансадриатический газопровод (TAP) может оказаться недозагруженным. Дело в том, что TAP, как и трубопроводные проекты Poseidon, могут быть только сухопутным продолжением «Турецкого потока».