Какие языковые семьи распространены в азии. Этнолингвистический состав населения зарубежной азии

Заработок

Видеоурок посвящен теме «Население Зарубежной Азии». Данный урок поможет вам сформировать знания о населении региона, выявить закономерности формирования населения Зарубежной Азии. Преподаватель расскажет вам об основных характеристиках населения Азии, приведет примеры крупнейших народов, городов, стран.

Тема: Зарубежная Азия

Урок: Население Зарубежной Азии

Численность населения Азии превышает 4 млрд чел. Многие страны региона находятся на стадии «демографического взрыва».

Все страны региона, за исключением Японии и некоторых стран, находящихся на переходном этапе, относятся к традиционному типу воспроизводства населения. При этом многие из них находятся в состоянии демографического взрыва. Некоторые страны борются с этим явлением, проводя демографическую политику (Индия, Китай), но большинство стран не проводит такой политики, быстрый рост населения и его омоложение продолжаются. При нынешних темпах роста населения страны зарубежной Азии испытывают продовольственные, социальные и другие затруднения. Среди субрегионов Азии Восточная Азия дальше других отошла от пика демографического взрыва. В настоящее время наибольшие темпы прироста населения характерны для стран Юго-Западной Азии. Например, в Йемене на одну женщину в среднем приходится почти 5 детей.

Этнический состав азиатского населения также исключительно сложный: здесь живет более 1 тыс. народов - от мелких этносов, насчитывающих несколько сотен человек, до крупнейших по численности народов мира.

Крупнейшие народы зарубежной Азии по численности населения (более 100 млн чел.):

1. Китайцы.

2. Хиндустанцы.

3. Бенгальцы.

4. Японцы.

Народы зарубежной Азии относятся примерно к 15 языковым семьям. Такого лингвистического разнообразия нет ни в одном другом крупном регионе планеты.

Крупнейшие языковые семьи зарубежной Азии по численности населения:

1. Сино-тибетская.

2. Индоевропейская.

3. Австронезийская.

4. Дравидийская.

5. Австроазиатская.

Наиболее сложные в этнолингвистическом отношении страны: Индия, Шри-Ланка, Индонезия. Индия и Индонезия считаются самыми многонациональными странами мира. В Восточной и Юго-Западной Азии, за исключением Ирана и Афганистана, характерен более однородный национальный состав. Сложный состав населения во многих частях региона приводит к острым межнациональным конфликтам.

Зарубежная Азия - родина всех крупнейших религий, здесь зародились все три мировые религии: христианство, буддизм, мусульманство.

Христианство: Филиппины, Грузия, Армения, значительная доля христиан в Казахстане, Японии, Ливане.

Буддизм: Таиланд, Лаос, Камбоджа, Вьетнам, Мьянма, Бутан, Монголия.

Ислам: Юго-Западная Азия, Индонезия, Малайзия, Бангладеш.

Среди других национальных религий необходимо отметить конфуцианство (Китай), даосизм, синтоизм. Во многих странах межэтнические противоречия основаны именно на религиозной почве.

Рис. 2. Храм Гроба Господня в Иерусалиме ()

Размещено население зарубежной Азии неравномерно: плотность населения колеблется от 1 до 1200 чел. на 1 кв. км. В Бангладеш средняя плотность населения - 1100 чел. на 1 кв. км. В некоторых городах зарубежной Азии (Манила, Мумбай, Дали) плотность населения превышает 10 000 чел. на 1 кв. км! При этом плотность населения в Монголии менее 2 чел. на 1 кв. км.

На плотность населения, национальный, религиозный состав стран региона оказывает влияние миграция. Главными центрами иммиграции стали страны Персидского залива, Сингапур, крупные города Китая, а эмиграции - Филиппины, Пакистан, Узбекистан.

Темпы роста городского населения региона очень велики. Но, несмотря на это, по уровню урбанизации (менее 45%) Зарубежная Азия стоит на предпоследнем (перед Африкой) месте среди регионов мира. Китай и Индия лидируют по общему количеству городских и сельских жителей, но в процентном отношении уровень урбанизации в этих странах низкий.

Крупнейшие города зарубежной Азии по численности населения:

2. Шанхай.

3. Мумбай.

4. Джакарта.

6. Манила.

9. Стамбул.

10. Манила.

Для сельского расселения наиболее характерна деревенская форма.

Домашнее задание

Тема 7, П. 1

1. Назовите крупнейшие народы зарубежной Азии.

2. Приведите примеры стран зарубежной Азии с демографическим кризисом.

Список литературы

Основная

1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 367 с.

2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. - 13-е изд. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. - 400 с.

3. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса. Экономическая и социальная география мира. - Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012. - 76 с.

Дополнительная

1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 656 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс / Э.М. Амбарцумова. - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 80 с.

2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: Астрель, 2010. - 221 с.

3. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География: Учебное пособие / Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. - М.: Интеллект-Центр, 2012. - 256 с.

4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 223 с.

5. География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. - М.: МЦНМО, 2011. - 72 с.

6. ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий / Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 272 с.

7. Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» / Е.В. Баранчиков. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 94 с.

8. Учебное пособие по географии. Тесты и практические задания по географии / И.А. Родионова. - М.: Московский Лицей, 1996. - 48 с.

9. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 250 с.

10. Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 240 с.

11. География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика / В.П. Бондарев. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 160 с.

12. ЕГЭ 2010. География: тематические тренировочные задания / О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 144 с.

13. ЕГЭ 2012. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2011. - 288 с.

14. ЕГЭ 2011. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2010. - 280 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ( ).

2. Федеральный портал Российское Образование ().

Монголия - страна степей. Кавасаки. Герб. Киото. Монголию населяют различные народы. По численности населения Япония входит в десятку. Крупные города Японии. Эрдэнет. Основные города Монголии. Страны Зарубежной Азии. Япония. Столица Китая. Гонконг. В Китае более чем 800 млн. человек. Территория. Столица Японии. Население и национальный состав в Пекине. Флаг. Восточная и Центральная Азия. Китай. Китайская Народная Республика.

««Зарубежная Азия» география» - Классификация стран Азии по социально-экономическим показателям. Тесты и задания для проверки. Внутренние воды. Лесные ресурсы Зарубежной Азии. Сельское хозяйство Азии. Экологическая ситуация Азии. Климатические условия Зарубежной Азии. Народы Азии. Учебно-воспитательные цели. В каких климатических поясах находятся страны Азии. Размещение населения. Практические задания. Дайте характеристику стран Азии по форме правления.

«Часть света Азия» - Население - 3,981 млрд чел. (2007). На сході межує з Ізраїлем, на півдні - з Суданом, на заході - з Лівією. держава на північному сході Африки і південному заході Азії. Этнический состав населения Азии очень разнообразен. Азия богата разнообразными полезными ископаемыми (в особенности же - топливно-энергетическим сырьём). Площадь (вместе с островами) - около 43,4 млн км?. На півночі омивається Середземним морем, на сході - Червоним морем.

«Государства зарубежной Азии» - Государственный строй. Развитое государство. Китай. Беднейшие страны Азии. Государства НИС. Колониальные владения. Государства с формальной самостоятельностью. Межнациональные конфликты. Государственное устройство. Проблемы политической жизни Азии. Арабские нефтедобывающие страны Персидского залива. Пограничные конфликты. Распад колониальной системы. Члены Содружества. Зарубежная Азия – один из очагов зарождения человечества.

«Общая характеристика Азии» - Роль Азии в мировом хозяйстве. Седая старина. Преимущества и проблемы. Экономическое развитие стран Азии. Мертвое море. Рисосеяние. Ресурсы Азии. Быстрые темпы роста населения. Тепловые пояса. Время. Гигантское поле. Колонии. Особенности ЭГП. Землетрясения. Азиатские страны. Субрегионы Азии. Население Азии. Общая характеристика Азии. ЭГП региона. Азия.

«Зимние азиатские игры» - Спортивный комплекс. Дворец спорта «Казахстан». Максимальная длина трассы. Азиатские игры. Церемония открытия Игр. Горнолыжный курорт “Шымбулак”. Значение выражения. Найти длину этих дорожек. Республика Казахстан. Где проходят игры по хоккею с шайбой. Ледовая арена. Медеу. Упростить выражение. Тождественные преобразования рациональных выражений. Лыжно-биатлонный стадион. Игры. Азиады. Зимние азиатские игры.

38. Этнолингвистический состав населения зарубежной Азии

В зарубежной Азии живет более тысячи народов – от мелких племенных этносов, насчитывающих несколько сотен человек, до крупнейших по численности народов мира. Четыре народа этого региона (китайцы, хиндустанцы, бенгальцы и японцы) насчитывают более 100 млн человек каждый. Еще восемь народов (панджабцы, бихарцы, яванцы, корейцы, телугу, маратхи, тамилы и вьеты) насчитывают от 50 млн до 100 млн человек. Всего же народов – «миллионеров» здесь 107, и на них приходится 98 % населения региона.

Народы зарубежной Азии относятся примерно к 15 языковым семьям; такого лингвистического разнообразия также нет ни в одном другом крупном регионе планеты. Самая большая из них по численности людей – сино-тибетская семья, резко преобладающая в Восточной Азии. На втором месте стоит индоевропейская семья, народы которой расселены главным образом в северной части Южной Азии, в Иране и Афганистане. Третье место принадлежит австронезийской семье, представленной прежде всего в островном мире Юго-Восточной Азии, четвертое – дравидийской семье, на языках которой говорят народы южной части Южной Азии, пятое – австроазиатской семье, представленной некоторыми народами Индокитая. Далее следует алтайская семья, народы которой как бы окаймляют северную границу региона от Черного моря до Тихого океана, тайская (паратайская) семья в Индокитае, афразийская (семито-хамитская) семья, представленная родственными арабскими народами Юго-Западной Азии.

В зависимости от национального состава и характера этнических взаимоотношений видный отечественный этнограф и этногеограф С. И. Брук подразделил страны зарубежной Азии на четыре группы. К первой из них он отнес однородные в национальном отношении, где основной народ составляет более 95 % всего населения. Во вторую группу были включены те, где основной народ составляет 70–95 % всего населения, в третью – страны, где основному народу принадлежит лишь около половины или несколько больше (но не свыше 70 %) всего населения. Наконец, четвертую группу образуют страны, населенные многими крупными народами, ни один из которых не составляет большинства населения. Все эти группы приведены в таблице 29.

В первую группу входят Япония, обе Кореи, Бангладеш, относящиеся к числу наиболее типичных однонациональных государств в мире, а также некоторые арабские страны Юго-Западной Азии.

Вторая группа, самая большая, включает в себя все остальные арабские страны Юго-Западной Азии – в общем также почти однонациональные, где инородные национальные меньшинства связаны главным образом с трудовыми миграциями населения. Некоторое исключение составляет только Ирак со значительной прослойкой курдов. Из неарабских стран Юго-Западной Азии во вторую группу входят также Турция, Израиль и Кипр. В Турции главное национальное меньшинство также образуют курды, в Израиле – арабы-палестинцы, доля которых из-за более высокого прироста населения возросла с 10 % в 1950 г. до 19 % в наши дни. Население Кипра состоит из двух основных этнических общин: греков-киприотов и турок-киприотов.

Страны Южной Азии представлены во второй группе Шри-Ланкой, государства Юго-Восточной Азии – Вьетнамом, Камбоджей, Мьянмой, Таиландом и Сингапуром, а Центральной и Восточной Азии – Монголией и Китаем. В большинстве своем эти страны относятся уже к многонациональным, но с резким преобладанием главной нации. Наиболее ярким примером такого рода может служить Китай, где национальные меньшинства составляют менее 9 % населения, но это соответствует 115 млн человек. Из 56 меньшинств 16 насчитывают более 1 млн человек. А районы их распространения (пять автономных районов Китая и провинции Гуаньсу, Цинхай, Гуйчжоу и Хайнань) занимают 6 млн км 2 , или 63 % территории страны. Таиланд – многонациональная страна, населенная более чем 30 народами, которые относятся к четырем языковым семьям.

Во Вьетнаме и в Мьянме вьеты и бирманцы также довольно резко преобладают, но они концентрируются соответственно в бассейнах Меконга и Иравади, тогда как обширные горные районы заселены многочисленными (от 30 до 50) более мелкими народами.

Таблица 29

ГРУППИРОВКА СТРАН ЗАРУБЕЖНОЙ АЗИИ ПО ХАРАКТЕРУ НАЦИОНАЛЬНОГО (ЭТНИЧЕСКОГО) СОСТАВА

В третью группу входят пять стран Юго-Восточной и Южной Азии. Наиболее типичен из них Пакистан – также многонациональное государство, но с более однородным составом, поскольку все четыре главных населяющих его народа принадлежат к индоевропейской семье.

В четвертую группу входят еще пять государств. Это две страны Юго-Восточной Азии – Индонезия и Филиппины, сходные тем, что при очень большом числе народов (в Индонезии от 100 до 350, на Филиппинах примерно 75) в большинстве своем они принадлежат к австронезийской семье и родственны друг другу. Что же касается Афганистана, то это, очевидно, одна из стран зарубежной Азии с наиболее сложным национальным (этническим) составом. Весь юг и северо-восток Афганистана заселен ираноязычными (афганцы-пуштуны, таджики, хазарейцы), а северо-запад – тюрко-язычными (узбеки, туркмены) народами. Общее же число народов превышает 30. Часть из них еще сохраняет родоплеменное деление. Это также Иран – сложное в этническом отношении государство Юго-Западной Азии, населенное более чем 40 народами. И это, наконец, Индия – самая многонациональная страна мира, которую населяют более 500 наций, народностей и племенных групп, говорящих на языках четырех языковых семей. 29 народов Индии насчитывают более 1 млн человек.

Обобщая все сказанное, можно, видимо, утверждать, что более однородный национальный состав населения характерен в первую очередь для Восточной и Юго-Западной Азии, за исключением Ирана и Афганистана. В Юго-Восточной Азии полиэтнический состав населения преобладает в странах-архипелагах (Индонезия, Филиппины), а также в горном Индокитае – одном из самых сложных в этническом отношении районов мира.

Для многих стран Юго-Восточной Азии характерно наличие сравнительно большой китайской диаспоры. Общее число таких этнических китайцев, или, как их здесь принято называть, хуацяо («китайские гости»), достигает 40–45 млн человек. Они переселились сюда из Южного Китая еще в колониальный период истории зарубежной Азии, образовав значительную прослойку преимущественно городских жителей – торговцев, ростовщиков, мелких служащих, ремесленников. Хуацяо до сих пор сохраняют свои язык, религию, особенности жизненного уклада, не теряя и связей с исторической родиной.

Естественно, что такой сложный состав населения стран зарубежной Азии не мог не привести к острым межнациональным конфликтам, которые обычно подогреваются также экономическими, политическими, религиозными противоречиями, давними территориальными спорами, о чем уже говорилось выше. Характерно, что резкое ухудшение экономической обстановки в Юго-Восточной Азии в 1997–1998 гг. в связи с финансовым кризисом сопровождалось, например в Индонезии, массовыми выступлениями против хуацяо.

В зарубежной Азии живет более тысячи народов – от мелких племенных этносов, насчитывающих несколько сотен человек, до крупнейших по численности народов мира. Четыре народа этого региона (китайцы, хиндустанцы, бенгальцы и японцы) насчитывают более 100 млн человек каждый. Еще восемь народов (панджабцы, бихарцы, яванцы, корейцы, телугу, маратхи, тамилы и вьеты) насчитывают от 50 млн до 100 млн человек. Всего же народов – «миллионеров» здесь 107, и на них приходится 98 % населения региона.

Народы зарубежной Азии относятся примерно к 15 языковым семьям; такого лингвистического разнообразия также нет ни в одном другом крупном регионе планеты. Самая большая из них по численности людей – сино-тибетская семья, резко преобладающая в Восточной Азии. На втором месте стоит индоевропейская семья, народы которой расселены главным образом в северной части Южной Азии, в Иране и Афганистане. Третье место принадлежит австронезийской семье, представленной прежде всего в островном мире Юго-Восточной Азии, четвертое – дравидийской семье, на языках которой говорят народы южной части Южной Азии, пятое – австроазиатской семье, представленной некоторыми народами Индокитая. Далее следует алтайская семья, народы которой как бы окаймляют северную границу региона от Черного моря до Тихого океана, тайская (паратайская) семья в Индокитае, афразийская (семито-хамитская) семья, представленная родственными арабскими народами Юго-Западной Азии.

В зависимости от национального состава и характера этнических взаимоотношений видный отечественный этнограф и этногеограф С. И. Брук подразделил страны зарубежной Азии на четыре группы. К первой из них он отнес однородные в национальном отношении, где основной народ составляет более 95 % всего населения. Во вторую группу были включены те, где основной народ составляет 70–95 % всего населения, в третью – страны, где основному народу принадлежит лишь около половины или несколько больше (но не свыше 70 %) всего населения. Наконец, четвертую группу образуют страны, населенные многими крупными народами, ни один из которых не составляет большинства населения. Все эти группы приведены в таблице 29.

В первую группу входят Япония, обе Кореи, Бангладеш, относящиеся к числу наиболее типичных однонациональных государств в мире, а также некоторые арабские страны Юго-Западной Азии.

Вторая группа, самая большая, включает в себя все остальные арабские страны Юго-Западной Азии – в общем также почти однонациональные, где инородные национальные меньшинства связаны главным образом с трудовыми миграциями населения. Некоторое исключение составляет только Ирак со значительной прослойкой курдов. Из неарабских стран Юго-Западной Азии во вторую группу входят также Турция, Израиль и Кипр. В Турции главное национальное меньшинство также образуют курды, в Израиле – арабы-палестинцы, доля которых из-за более высокого прироста населения возросла с 10 % в 1950 г. до 19 % в наши дни. Население Кипра состоит из двух основных этнических общин: греков-киприотов и турок-киприотов.

Страны Южной Азии представлены во второй группе Шри-Ланкой, государства Юго-Восточной Азии – Вьетнамом, Камбоджей, Мьянмой, Таиландом и Сингапуром, а Центральной и Восточной Азии – Монголией и Китаем. В большинстве своем эти страны относятся уже к многонациональным, но с резким преобладанием главной нации. Наиболее ярким примером такого рода может служить Китай, где национальные меньшинства составляют менее 9 % населения, но это соответствует 115 млн человек. Из 56 меньшинств 16 насчитывают более 1 млн человек. А районы их распространения (пять автономных районов Китая и провинции Гуаньсу, Цинхай, Гуйчжоу и Хайнань) занимают 6 млн км 2 , или 63 % территории страны. Таиланд – многонациональная страна, населенная более чем 30 народами, которые относятся к четырем языковым семьям.

Во Вьетнаме и в Мьянме вьеты и бирманцы также довольно резко преобладают, но они концентрируются соответственно в бассейнах Меконга и Иравади, тогда как обширные горные районы заселены многочисленными (от 30 до 50) более мелкими народами.

Таблица 29

ГРУППИРОВКА СТРАН ЗАРУБЕЖНОЙ АЗИИ ПО ХАРАКТЕРУ НАЦИОНАЛЬНОГО (ЭТНИЧЕСКОГО) СОСТАВА

В третью группу входят пять стран Юго-Восточной и Южной Азии. Наиболее типичен из них Пакистан – также многонациональное государство, но с более однородным составом, поскольку все четыре главных населяющих его народа принадлежат к индоевропейской семье.

В четвертую группу входят еще пять государств. Это две страны Юго-Восточной Азии – Индонезия и Филиппины, сходные тем, что при очень большом числе народов (в Индонезии от 100 до 350, на Филиппинах примерно 75) в большинстве своем они принадлежат к австронезийской семье и родственны друг другу. Что же касается Афганистана, то это, очевидно, одна из стран зарубежной Азии с наиболее сложным национальным (этническим) составом. Весь юг и северо-восток Афганистана заселен ираноязычными (афганцы-пуштуны, таджики, хазарейцы), а северо-запад – тюрко-язычными (узбеки, туркмены) народами. Общее же число народов превышает 30. Часть из них еще сохраняет родоплеменное деление. Это также Иран – сложное в этническом отношении государство Юго-Западной Азии, населенное более чем 40 народами. И это, наконец, Индия – самая многонациональная страна мира, которую населяют более 500 наций, народностей и племенных групп, говорящих на языках четырех языковых семей. 29 народов Индии насчитывают более 1 млн человек.

Обобщая все сказанное, можно, видимо, утверждать, что более однородный национальный состав населения характерен в первую очередь для Восточной и Юго-Западной Азии, за исключением Ирана и Афганистана. В Юго-Восточной Азии полиэтнический состав населения преобладает в странах-архипелагах (Индонезия, Филиппины), а также в горном Индокитае – одном из самых сложных в этническом отношении районов мира.

Для многих стран Юго-Восточной Азии характерно наличие сравнительно большой китайской диаспоры. Общее число таких этнических китайцев, или, как их здесь принято называть, хуацяо («китайские гости»), достигает 40–45 млн человек. Они переселились сюда из Южного Китая еще в колониальный период истории зарубежной Азии, образовав значительную прослойку преимущественно городских жителей – торговцев, ростовщиков, мелких служащих, ремесленников. Хуацяо до сих пор сохраняют свои язык, религию, особенности жизненного уклада, не теряя и связей с исторической родиной.

Естественно, что такой сложный состав населения стран зарубежной Азии не мог не привести к острым межнациональным конфликтам, которые обычно подогреваются также экономическими, политическими, религиозными противоречиями, давними территориальными спорами, о чем уже говорилось выше. Характерно, что резкое ухудшение экономической обстановки в Юго-Восточной Азии в 1997–1998 гг. в связи с финансовым кризисом сопровождалось, например в Индонезии, массовыми выступлениями против хуацяо.

Религии зарубежной Азии

Азия – это та часть света, где зародились все крупнейшие религии земного шара, включая три мировые. В дальнейшем некоторые из них распространились преимущественно в других частях света, но большинство осталось в основном азиатскими. В первую очередь это относится к таким мировым религиям, как мусульманство и буддизм.

Мусульманство в зарубежной Азии распространено очень широко: эту религию исповедуют свыше 800 млн человек, или более 55 % всех последователей ислама в мире и 20 % всех жителей этого региона. Во многих странах зарубежной Азии ислам – не только господствующая, но и государственная религия. Об этом свидетельствуют и официальные названия некоторых государств – такие, как Исламская Республика Иран, Исламская Республика Пакистан (со столицей Исламабад, т. е. город Ислама), Исламское Государство Афганистан. Об этом напоминают также изображение полумесяца и присутствие зеленого цвета на государственных флагах многих стран. Например, зеленый государственный флаг Саудовской Аравии – это монархический штандарт основателя династии саудитов, первого короля страны Ибн Сауда. Надпись на флаге представляет собой начальную фразу Корана: «Нет бога, кроме Аллаха, и Магомет – пророк его».

Судя по рисунку 81, ислам полностью (за исключением Кипра и Израиля) господствует в Юго-Западной Азии. Из стран Южной Азии мусульмане значительно преобладают в Пакистане, Бангладеш и на Мальдивах, но заметную прослойку (13 % населения) они образуют и в Индии. В Юго-Восточной Азии ислам представлен в Индонезии – первой по общей численности мусульман (210 млн) стране мира,

Рис. 81. Главные религии верующего населения зарубежной Азии

Малайзии и Брунее, а в Восточной Азии – в Синьцзян-Уйгурском автономном районе на северо-западе Китая. Как отражено на том же рисунке, мусульмане большинства азиатских стран исповедуют ислам суннитского толка, т. е. наряду со священным писанием ислама – Кораном – признают и его священное предание – Сунну. Главным оплотом ислама шиитского толка был и остается Иран. Но шииты преобладают также в Ираке, на Бахрейне и достаточно широко представлены в Ливане, Йемене, Афганистане.

Мусульманский культ исходит из того, что, согласно Корану, вся жизнь человека рассматривается как служба Богу и приготовление к загробной жизни путем прохождения испытаний, предпосланных Аллахом. К числу важнейших обрядов ислама относятся чтение Корана, который должен быть в каждой семье, намаз – молитва, которую полагается совершать пять раз в день – от зари до начала ночи, соблюдение поста во время месяца рамадан, суннат, или обрезание, подача милостыни, поклонение святым местам. Особое значение при этом имеет хадж (хаджж) – паломничество в Мекку и Медину, – который должен стремиться совершить хотя бы раз в жизни каждый совершеннолетний мусульманин, будь то мужчина или женщина.

К святыням ислама в Мекке – родине Мухаммеда – относится прежде всего главная мечеть мусульманского мира Аль-Харама. Во внутреннем дворе этой мечети, вмещающем до 300 тыс. человек, находится четырехугольное каменное здание Каабы («кааба» означает «куб»), в северную стену которого вделан вправленный в серебряный обруч круглый Черный камень, по-видимому, метеоритного происхождения, являющийся главным предметом поклонения мусульман, поскольку, согласно преданию, он был послан с неба Аллахом. В Медине главной святыней ислама считается мечеть, построенная на том месте, где, по преданию, умер Мухаммед. А всего на родине ислама насчитывается 35 тыс. мечетей, которые являются необходимой принадлежностью всех городских кварталов и деревень; они снабжены электричеством и водой, устланы коврами.

Свое летосчисление мусульмане начинают с того года, когда Мухаммед переселился из Мекки в Медину (в христианском летосчислении это соответствует 622 г. н. э.).

География хаджа охватывает весь мусульманский мир (рис. 82). Численность паломников во второй половине XX в. многократно возросла. Еще в начале 1950-х гг. она редко превышала 100 тыс. человек, в конце 1970-х достигла 1 млн, а в конце 1990-х гг. – 2 млн человек и более.

Паломники, которые в прежние времена должны были пересекать на верблюдах пустыню или переплывать на небольших суденышках Красное море, теперь прибывают в Джидду самолетами или морскими судами. Из Джидды они направляются в Мекку, в дальних окрестностях которой для них разбивают огромный палаточный лагерь. Хадж совершается в строго определенный срок – с 7 по 13-е число последнего, двенадцатого месяца лунного календаря (зуль-хидж-жа). Это связано с тем, что, по преданию, именно в эти дни в 632 г. Мухаммед совершил свой последний приезд в Мекку. Он же, по преданию, определил основную процедуру хаджа, которая как бы символизирует некоторые события, связанные с жизнью Ибра-хима – библейского Авраама, считающегося прародителем и арабов, и евреев. Процедура эта очень непростая. В первый день паломники, одетые в новые белые одежды, должны выслушать проповедь и семь раз обойти вокруг Каабы, затем еще семь раз пробежать между двумя холмами и на каждом из них помолиться, обратившись в сторону Мекки. На второй день армия паломников посещает расположенную в 20 км от Мекки гору Арафат. На третий день она остается в долине Арафат, выполняя разные религиозные обряды, на четвертый – возвращается в ближние окрестности Мекки. А в последние дни хаджа паломники – как и весь мусульманский мир – отмечают самый главный праздник, праздник жертвоприношения (по-арабски – ид аль-аджа, а по-тюркски – курбан-байрам). В качестве жертвенных животных используют овец или баранов, но иногда также быков, коров, верблюдов. Для того чтобы удовлетворить потребность в таких животных, Саудовской Аравии приходится дополнительно закупать сотни тысяч голов овец и баранов в Австралии и Новой Зеландии. Можно добавить, что по мере увеличения численности паломников во время хаджа все чаще стали случаться разного рода происшествия: от давки и возникающих пожаров погибают сотни, даже тысячи мусульман. Поэтому министерство по делам хаджа Саудовской Аравии в последнее время уделяет много внимания обеспечению его безопасности.

Рис. 82. Паломничество в Мекку

Вторая из мировых религий, представленных в зарубежной Азии, – буддизм. Буддистов здесь более 530 млн, следовательно, именно в этом регионе сосредоточены практически все буддисты мира. Они есть и в Восточной, и в Юго-Восточной, и в Южной Азии, но – подобно суннитам и шиитам в исламе – здесь также различают приверженцев двух основных направлений буддизма – хинаяны и махаяны (рис. 81).

Хинаяна, которую называют также южным буддизмом, преобладает в Шри-Ланке, Мьянме, Таиланде, но ее сторонники встречаются также в Лаосе, Камбодже, во Вьетнаме и в других странах. По примерным подсчетам, хинаяну исповедуют почти 2 / 5 всех буддистов зарубежной Азии. Махаяна, или северный буддизм, распространена среди буддистов Японии, Кореи, встречается в Китае, во Вьетнаме и в ряде других стран. Как и для хинаяны, для нее характерно деление на многочисленные секты (школы). В общей сложности махаяну исповедуют немногим более 1 / 2 всех буддистов. Остальная их часть приходится на третье направление буддизма – ламаизм, которое нередко считают одним из течений махаяны.

Ламаизм господствует среди верующих в Монголии, в двух районах Китая (Тибет, Внутренняя Монголия), в Непале, Бутане.

Административный центр Тибета – Лхаса – с начала XV в. служил местонахождением первосвященника ламаистской церкви далай-ламы. Огромный дворец Потала, бывший его резиденцией, должен был вызывать священный трепет у жителей горного Тибета, паломников, добиравшихся после долгих мытарств до цитадели ламаизма. Однако в 1959 г. 14-й далай-лама эмигрировал в Индию. В Монголии ламаизм стал официальной религией в конце XVI в. Тогда же был построен первый буддистский монастырь. Ко времени революции 1921 г. таких монастырей было уже 750, а доля монахов во всем мужском населении доходила до 40 %.

Третья мировая религия – христианство – представлена в зарубежной Азии довольно ограничено. Господствующей религией она является только на Филиппинах (католицизм, насажденный Испанией в этой бывшей ее колонии) и на Кипре (православие). В Ливане, куда христианство проникло сразу же после своего возникновения, христиане составляют 1 / 3 верующих.

Зато национальные и региональные религии распространены в этом регионе очень широко. Прежде всего к ним относятся индуизм, конфуцианство, синтоизм и иудаизм.

Индуизм по численности приверженцев (950 млн человек) намного уступает исламу, но значительно превосходит буддизм, причем 99 % всех индуистов мира – это жители Азии. Тем не менее к мировым религиям индуизм обычно не относят – по той простой причине, что (несмотря на наличие индуистов в Непале, Бангладеш) подавляющее их большинство (94 %) сосредоточено только в одной стране – Индии.

Конфуцианство – преобладающая религия на своей родине – в Китае. Однако определить численность ее приверженцев довольно трудно, поскольку в Китае, как отмечают специалисты, распространен феномен поликонфессиональности, когда один и тот же человек может отправлять культы двух, а то и трех религий – обычно конфуцианства, буддизма и даосизма.

Такая поликонфессиональность характерна и для Японии, но в ней наряду с буддизмом распространен синтоизм (слово «синто» в буквальном переводе – «путь богов»). После революции Мэйдзи в середине XIX в. синтоизм в этой стране был возведен в ранг государственной религии и оставался таковой до 1945 г.

Иудаизм – одна из древнейших восточных религий – ныне в зарубежной Азии представлена только в Израиле (где, кстати, концентрируется лишь 1 / 3 всех приверженцев иудаизма в мире). Иудаизм здесь – государственная религия. Как и всякая другая религия, он имеет много особенностей, специфических черт.

По субботам иудаистам запрещается не только работать, но даже зажигать и гасить огонь. Им нельзя носить одежду, сделанную из разных волокон, и при этом карманы должны быть выше пояса. Мужчины обязаны всегда ходить с покрытой головой. В пищу нельзя употреблять свинину, конину, зайчатину, некоторые другие виды мяса, причем мясная пища должна быть особым образом приготовлена. Запрещается смешивать мясные и молочные продукты. А летосчисление иудаисты ведут от сотворения мира, которое, по их верованиям, произошло более 5700 лет назад. Например, 2008 г. по этому летосчислению – 5769-й!

Наконец, в зарубежной Азии сохранились еще довольно крупные очаги распространения местных традиционных верований. Они находятся в населенных малыми народами горных районах Южного Китая, стран Индокитая, Индонезии. Здесь почти в каждой деревне есть специалисты по черной и белой магии, колдуны и шаманы. В индонезийской глубинке люди верят в то, что если несколько раз в жизни изменить свое имя, то тем самым можно ввести в заблуждение злых духов и обезопасить себя от болезней и разного рода житейских невзгод.

Выше уже говорилось, что во многих странах региона религиозные противоречия тесно смыкаются с этническими и другими. Остается добавить, что в некоторых случаях именно они выступают на первый план. Примером такого рода может служить Ливан– единственная арабская страна, где одна часть населения исповедует ислам, а другая – христианство. По межконфессиональному соглашению президентом Ливана должен быть христианин, председателем парламента – мусульманин-шиит, а премьер-министром – мусульманин-суннит. Такой сложный религиозный состав послужил причиной вражды, религиозного фанатизма, которые привели к 16-летней гражданской войне в этой стране (1975–1991 гг.).

  • III ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТОРМОЗНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА (ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ)
  • III УПРАВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКИМИ ТОРМОЗАМИ МОТОР‑ВАГОННОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

  • Министерство общего и профессионального образовании Ростовской области ГБОУ СПО РО «Каменский техникум строительства и автосервиса».

    Реферат.

    По дисциплине «География».

    на тему: «Этнолингвистический и религиозный состав субрегионов зарубежной Азии».

    Выполнила обучающаяся:

    группы 20 СПО

    Биденко М.А

    Проверил преподаватель:

    Зеленская Н.В.

    В зарубежной Азии живет более тысячи народов – от мелких племенных этносов, насчитывающих несколько сотен человек, до крупнейших по численности народов мира. Четыре народа этого региона (китайцы, хиндустанцы, бенгальцы и японцы) насчитывают более 100 млн человек каждый. Еще восемь народов (панджабцы, бихарцы, яванцы, корейцы, телугу, маратхи, тамилы и вьеты) насчитывают от 50 млн до 100 млн человек. Всего же народов – «миллионеров» здесь 107, и на них приходится 98 % населения региона.

    Народы зарубежной Азии относятся примерно к 15 языковым семьям; такого лингвистического разнообразия также нет ни в одном другом крупном регионе планеты. Самая большая из них по численности людей – сино-тибетская семья, резко преобладающая в Восточной Азии. На втором месте стоит индоевропейская семья, народы которой расселены главным образом в северной части Южной Азии, в Иране и Афганистане. Третье место принадлежит австронезийской семье, представленной прежде всего в островном мире Юго-Восточной Азии, четвертое – дравидийской семье, на языках которой говорят народы южной части Южной Азии, пятое – австроазиатской семье, представленной некоторыми народами Индокитая. Далее следует алтайская семья, народы которой как бы окаймляют северную границу региона от Черного моря до Тихого океана, тайская (паратайская) семья в Индокитае, афразийская (семито-хамитская) семья, представленная родственными арабскими народами Юго-Западной Азии.

    В зависимости от национального состава и характера этнических взаимоотношений видный отечественный этнограф и этногеограф С. И. Брук подразделил страны зарубежной Азии на четыре группы.К первой из них он отнес однородные в национальном отношении, где основной народ составляет более 95 % всего населения. Во вторую группу были включены те, где основной народ составляет 70–95 % всего населения, в третью – страны, где основному народу принадлежит лишь около половины или несколько больше (но не свыше 70 %) всего населения. Наконец, четвертую группу образуют страны, населенные многими крупными народами, ни один из которых не составляет большинства населения. Все эти группы приведены в таблице 29.

    В первую группу входят Япония, обе Кореи, Бангладеш, относящиеся к числу наиболее типичных однонациональных государств в мире, а также некоторые арабские страны Юго-Западной Азии.

    Вторая группа, самая большая, включает в себя все остальные арабские страны Юго-Западной Азии – в общем также почти однонациональные, где инородные национальные меньшинства связаны главным образом с трудовыми миграциями населения. Некоторое исключение составляет только Ирак со значительной прослойкой курдов. Из неарабских стран Юго-Западной Азии во вторую группу входят также Турция, Израиль и Кипр. В Турции главное национальное меньшинство также образуют курды, в Израиле – арабы-палестинцы, доля которых из-за более высокого прироста населения возросла с 10 % в 1950 г. до 19 % в наши дни. Население Кипра состоит из двух основных этнических общин: греков-киприотов и турок-киприотов.

    Страны Южной Азии представлены во второй группе Шри-Ланкой, государства Юго-Восточной Азии – Вьетнамом, Камбоджей, Мьянмой, Таиландом и Сингапуром, а Центральной и Восточной Азии – Монголией и Китаем. В большинстве своем эти страны относятся уже к многонациональным, но с резким преобладанием главной нации. Наиболее ярким примером такого рода может служить Китай, где национальные меньшинства составляют менее 9 % населения, но это соответствует 115 млн человек. Из 56 меньшинств 16 насчитывают более 1 млн человек. А районы их распространения (пять автономных районов Китая и провинции Гуаньсу, Цинхай, Гуйчжоу и Хайнань) занимают 6 млн км2, или 63 % территории страны. Таиланд – многонациональная страна, населенная более чем 30 народами, которые относятся к четырем языковым семьям.

    В третью группу входят пять стран Юго-Восточной и Южной Азии. Наиболее типичен из них Пакистан – также многонациональное государство, но с более однородным составом, поскольку все четыре главных населяющих его народа принадлежат к индоевропейской семье.

    В четвертую группу входят еще пять государств. Это две страны Юго-Восточной Азии – Индонезия и Филиппины, сходные тем, что при очень большом числе народов (в Индонезии от 100 до 350, на Филиппинах примерно 75) в большинстве своем они принадлежат к австронезийской семье и родственны друг другу. Что же касается Афганистана, то это, очевидно, одна из стран зарубежной Азии с наиболее сложным национальным (этническим) составом. Весь юг и северо-восток Афганистана заселен ираноязычными (афганцы-пуштуны, таджики, хазарейцы), а северо-запад – тюрко-язычными (узбеки, туркмены) народами. Общее же число народов превышает 30. Часть из них еще сохраняет родоплеменное деление. Это также Иран – сложное в этническом отношении государство Юго-Западной Азии, населенное более чем 40 народами. И это, наконец, Индия – самая многонациональная страна мира, которую населяют более 500 наций, народностей и племенных групп, говорящих на языках четырех языковых семей. 29 народов Индии насчитывают более 1 млн человек.

    Обобщая все сказанное, можно, видимо, утверждать, что более однородный национальный состав населения характерен в первую очередь для Восточной и Юго-Западной Азии, за исключением Ирана и Афганистана. В Юго-Восточной Азии полиэтнический состав населения преобладает в странах-архипелагах (Индонезия, Филиппины), а также в горном Индокитае – одном из самых сложных в этническом отношении районов мира.

    Для многих стран Юго-Восточной Азии характерно наличие сравнительно большой китайской диаспоры. Общее число таких этнических китайцев, или, как их здесь принято называть, хуацяо («китайские гости»), достигает 40–45 млн человек. Они переселились сюда из Южного Китая еще в колониальный период истории зарубежной Азии, образовав значительную прослойку преимущественно городских жителей – торговцев, ростовщиков, мелких служащих, ремесленников. Хуацяо до сих пор сохраняют свои язык, религию, особенности жизненного уклада, не теряя и связей с исторической родиной.

    Естественно, что такой сложный состав населения стран зарубежной Азии не мог не привести к острым межнациональным конфликтам, которые обычно подогреваются также экономическими, политическими, религиозными противоречиями, давними территориальными спорами, о чем уже говорилось выше. Характерно, что резкое ухудшение экономической обстановки в Юго-Восточной Азии в 1997–1998 гг. в связи с финансовым кризисом сопровождалось, например в Индонезии, массовыми выступлениями против хуацяо.

    Религии зарубежной Азии

    Азия – это та часть света, где зародились все крупнейшие религии земного шара, включая три мировые. В дальнейшем некоторые из них распространились преимущественно в других частях света, но большинство осталось в основном азиатскими. В первую очередь это относится к таким мировым религиям, как мусульманство и буддизм.

    Мусульманствов зарубежной Азии распространено очень широко: эту религию исповедуют свыше 800 млн человек, или более 55 % всех последователей ислама в мире и 20 % всех жителей этого региона. Во многих странах зарубежной Азии ислам – не только господствующая, но и государственная религия. Об этом свидетельствуют и официальные названия некоторых государств – такие, как Исламская Республика Иран, Исламская Республика Пакистан (со столицей Исламабад, т. е. город Ислама), Исламское Государство Афганистан. Об этом напоминают также изображение полумесяца и присутствие зеленого цвета на государственных флагах многих стран. Например, зеленый государственный флаг Саудовской Аравии – это монархический штандарт основателя династии саудитов, первого короля страны Ибн Сауда. Надпись на флаге представляет собой начальную фразу Корана: «Нет бога, кроме Аллаха, и Магомет – пророк его».

    Малайзии и Брунее, а в Восточной Азии – в Синьцзян-Уйгурском автономном районе на северо-западе Китая. Как отражено на том же рисунке, мусульмане большинства азиатских стран исповедуют ислам суннитского толка, т. е. наряду со священным писанием ислама – Кораном – признают и его священное предание – Сунну. Главным оплотом ислама шиитского толка был и остается Иран. Но шииты преобладают также в Ираке, на Бахрейне и достаточно широко представлены в Ливане, Йемене, Афганистане.

    Мусульманский культ исходит из того, что, согласно Корану, вся жизнь человека рассматривается как служба Богу и приготовление к загробной жизни путем прохождения испытаний, предпосланных Аллахом. К числу важнейших обрядов ислама относятся чтение Корана, который должен быть в каждой семье, намаз – молитва, которую полагается совершать пять раз в день – от зари до начала ночи, соблюдение поста во время месяца рамадан, суннат, или обрезание, подача милостыни, поклонение святым местам. Особое значение при этом имеет хадж (хаджж) – паломничество в Мекку и Медину, – который должен стремиться совершить хотя бы раз в жизни каждый совершеннолетний мусульманин, будь то мужчина или женщина.

    К святыням ислама в Мекке – родине Мухаммеда – относится прежде всего главная мечеть мусульманского мира Аль-Харама. Во внутреннем дворе этой мечети, вмещающем до 300 тыс. человек, находится четырехугольное каменное здание Каабы («кааба» означает «куб»), в северную стену которого вделан вправленный в серебряный обруч круглый Черный камень, по-видимому, метеоритного происхождения, являющийся главным предметом поклонения мусульман, поскольку, согласно преданию, он был послан с неба Аллахом. В Медине главной святыней ислама считается мечеть, построенная на том месте, где, по преданию, умер Мухаммед. А всего на родине ислама насчитывается 35 тыс. мечетей, которые являются необходимой принадлежностью всех городских кварталов и деревень; они снабжены электричеством и водой, устланы коврами.

    Свое летосчисление мусульмане начинают с того года, когда Мухаммед переселился из Мекки в Медину (в христианском летосчислении это соответствует 622 г. н. э.).

    География хаджа охватывает весь мусульманский мир (рис. 82). Численность паломников во второй половине XX в. многократно возросла. Еще в начале 1950-х гг. она редко превышала 100 тыс. человек, в конце 1970-х достигла 1 млн, а в конце 1990-х гг. – 2 млн человек и более.

    Паломники, которые в прежние времена должны были пересекать на верблюдах пустыню или переплывать на небольших суденышках Красное море, теперь прибывают в Джидду самолетами или морскими судами. Из Джидды они направляются в Мекку, в дальних окрестностях которой для них разбивают огромный палаточный лагерь. Хадж совершается в строго определенный срок – с 7 по 13-е число последнего, двенадцатого месяца лунного календаря (зуль-хидж-жа). Это связано с тем, что, по преданию, именно в эти дни в 632 г. Мухаммед совершил свой последний приезд в Мекку. Он же, по преданию, определил основную процедуру хаджа, которая как бы символизирует некоторые события, связанные с жизнью Ибра-хима – библейского Авраама, считающегося прародителем и арабов, и евреев. Процедура эта очень непростая. В первый день паломники, одетые в новые белые одежды, должны выслушать проповедь и семь раз обойти вокруг Каабы, затем еще семь раз пробежать между двумя холмами и на каждом из них помолиться, обратившись в сторону Мекки. На второй день армия паломников посещает расположенную в 20 км от Мекки гору Арафат. На третий день она остается в долине Арафат, выполняя разные религиозные обряды, на четвертый – возвращается в ближние окрестности Мекки. А в последние дни хаджа паломники – как и весь мусульманский мир – отмечают самый главный праздник, праздник жертвоприношения (по-арабски – ид аль-аджа, а по-тюркски – курбан-байрам). В качестве жертвенных животных используют овец или баранов, но иногда также быков, коров, верблюдов. Для того чтобы удовлетворить потребность в таких животных, Саудовской Аравии приходится дополнительно закупать сотни тысяч голов овец и баранов в Австралии и Новой Зеландии. Можно добавить, что по мере увеличения численности паломников во время хаджа все чаще стали случаться разного рода происшествия: от давки и возникающих пожаров погибают сотни, даже тысячи мусульман. Поэтому министерство по делам хаджа Саудовской Аравии в последнее время уделяет много внимания обеспечению его безопасности. Вторая из мировых религий, представленных в зарубежной Азии, – буддизм. Буддистов здесь более 530 млн, следовательно, именно в этом регионе сосредоточены практически все буддисты мира. Они есть и в Восточной, и в Юго-Восточной, и в Южной Азии, но – подобно суннитам и шиитам в исламе – здесь также различают приверженцев двух основных направлений буддизма – хинаяны и махаяны (рис. 81).

    Хинаяна, которую называют также южным буддизмом, преобладает в Шри-Ланке, Мьянме, Таиланде, но ее сторонники встречаются также в Лаосе, Камбодже, во Вьетнаме и в других странах. По примерным подсчетам, хинаяну исповедуют почти 2/5 всех буддистов зарубежной Азии. Махаяна, или северный буддизм, распространена среди буддистов Японии, Кореи, встречается в Китае, во Вьетнаме и в ряде других стран. Как и для хинаяны, для нее характерно деление на многочисленные секты (школы). В общей сложности махаяну исповедуют немногим более 1/2 всех буддистов. Остальная их часть приходится на третье направление буддизма – ламаизм, которое нередко считают одним из течений махаяны.

    Ламаизм господствует среди верующих в Монголии, в двух районах Китая (Тибет, Внутренняя Монголия), в Непале, Бутане.

    Административный центр Тибета – Лхаса – с начала XV в. служил местонахождением первосвященника ламаистской церкви далай-ламы. Огромный дворец Потала, бывший его резиденцией, должен был вызывать священный трепет у жителей горного Тибета, паломников, добиравшихся после долгих мытарств до цитадели ламаизма. Однако в 1959 г. 14-й далай-лама эмигрировал в Индию. В Монголии ламаизм стал официальной религией в конце XVI в. Тогда же был построен первый буддистский монастырь. Ко времени революции 1921 г. таких монастырей было уже 750, а доля монахов во всем мужском населении доходила до 40 %.

    Третья мировая религия – христианство –представлена в зарубежной Азии довольно ограничено. Господствующей религией она является только на Филиппинах (католицизм, насажденный Испанией в этой бывшей ее колонии) и на Кипре (православие). В Ливане, куда христианство проникло сразу же после своего возникновения, христиане составляют 1/3 верующих.

    Зато национальные и региональные религиираспространены в этом регионе очень широко. Прежде всего к ним относятся индуизм, конфуцианство, синтоизм и иудаизм.

    Индуизм по численности приверженцев (950 млн человек) намного уступает исламу, но значительно превосходит буддизм, причем 99 % всех индуистов мира – это жители Азии. Тем не менее к мировым религиям индуизм обычно не относят – по той простой причине, что (несмотря на наличие индуистов в Непале, Бангладеш) подавляющее их большинство (94 %) сосредоточено только в одной стране – Индии.

    Конфуцианство – преобладающая религия на своей родине – в Китае. Однако определить численность ее приверженцев довольно трудно, поскольку в Китае, как отмечают специалисты, распространен феномен поликонфессиональности, когда один и тот же человек может отправлять культы двух, а то и трех религий – обычно конфуцианства, буддизма и даосизма.

    Такая поликонфессиональность характерна и для Японии, но в ней наряду с буддизмом распространен синтоизм (слово «синто» в буквальном переводе – «путь богов»). После революции Мэйдзи в середине XIX в. синтоизм в этой стране был возведен в ранг государственной религии и оставался таковой до 1945 г.

    Иудаизм – одна из древнейших восточных религий – ныне в зарубежной Азии представлена только в Израиле (где, кстати, концентрируется лишь 1/3 всех приверженцев иудаизма в мире). Иудаизм здесь – государственная религия. Как и всякая другая религия, он имеет много особенностей, специфических черт.

    По субботам иудаистам запрещается не только работать, но даже зажигать и гасить огонь. Им нельзя носить одежду, сделанную из разных волокон, и при этом карманы должны быть выше пояса. Мужчины обязаны всегда ходить с покрытой головой. В пищу нельзя употреблять свинину, конину, зайчатину, некоторые другие виды мяса, причем мясная пища должна быть особым образом приготовлена. Запрещается смешивать мясные и молочные продукты. А летосчисление иудаисты ведут от сотворения мира, которое, по их верованиям, произошло более 5700 лет назад. Например, 2008 г. по этому летосчислению – 5769-й!

    Наконец, в зарубежной Азии сохранились еще довольно крупные очаги распространения местных традиционных верований. Они находятся в населенных малыми народами горных районах Южного Китая, стран Индокитая, Индонезии. Здесь почти в каждой деревне есть специалисты по черной и белой магии, колдуны и шаманы. В индонезийской глубинке люди верят в то, что если несколько раз в жизни изменить свое имя, то тем самым можно ввести в заблуждение злых духов и обезопасить себя от болезней и разного рода житейских невзгод.

    Выше уже говорилось, что во многих странах региона религиозные противоречия тесно смыкаются с этническими и другими. Остается добавить, что в некоторых случаях именно они выступают на первый план. Примером такого рода может служить Ливан– единственная арабская страна, где одна часть населения исповедует ислам, а другая – христианство. По межконфессиональному соглашению президентом Ливана должен быть христианин, председателем парламента – мусульманин-шиит, а премьер-министром – мусульманин-суннит. Такой сложный религиозный состав послужил причиной вражды, религиозного фанатизма, которые привели к 16-летней гражданской войне в этой стране (1975–1991 гг.).

    Различия между мусульманами и христианами привели к столкновениям на Южных Филиппинах, между иудаистами и мусульманами – в Израиле, между индуистами и мусульманами – в Индии, между индуистами и буддистами – в Шри-Ланке. Но в последнее время мировое сообщество более всего обеспокоено агрессивностью некоторых направлений ислама. Примером тому может служить деятельность последователей секты ваххабитов, особенно нетерпимой ко всем инакомыслящим.