Экономическая мысль средневековья находилась под определяющим влиянием. Экономическая мысль эпохи средневековья

Биографии

Важную роль на формирование экономической мысли в период Средневековья играли традиции, обычаи, религиозное мировоззрение. Основными источниками экономической мысли являются юридические кодексы и церковные достопримечательности.

Общая характеристика экономической мысли раннего и среднего Средневековья:

Мышление мало теологический (религиозный) характер, большое влияние на развитие экономической мысли в то время произвел ислам и христианство;

Экономическая мысль не выделилась в самостоятельную отрасль знаний;

Экономическая мысль была пропитана практицизмом (средневековые трактаты содержат многочисленные конкретные хозяйственные советы, разнообразные практические рекомендации, но слишком мало теоретических обобщений и попыток осмысления экономических процессов и явлений);

Экономические представления народных масс отразились в разных "ересях" и экономических требованиях крестьянских восстаний.

Основным источником экономической мысли раннего Средневековья были варварские правды - записи, в основном, обычного права германских племен конца V - начала VI в. Они были официальными или частными сборниками обычаев данного племени. Часто такие обычаи дополнялись королевскими актами.

Древнейшим сборником прав франков, которые основали в Галлии Франкское государство - салических франков - была Салическая правда. она была заключена во времена правления Хлодвига. Затем сборник неоднократно дополнялся и частично менялся при следующих королях.

Салическая правда регулировала внутренне общинные отношения. В Салической правде отражено процесс трансформации родовой, общинной собственности в индивидуально-семейную, феодальную частную собственность. Отражала процесс возникновения индивидуально-семейной собственности, преобразования владений на собственность, когда наследственный надел превратился в аллод, и фиксировала начало дифференциации общества на основе развития частного землевладения.

Еще одним источником экономической мысли были правовые акты королей - законы, назывались капитулярием. Так, "Капитулярий о виллы" (Закон о имения) Карла Великого начале IX в. дает представление об организации и управления феодальным поместьем: феодальное хозяйство утверждалось в пределах имения-сеньории, а земля принадлежала феодалу; земля делилась на домен, где хозяйничал сам хозяин, и крестьянские наделы; в имении ремесленники имели производить ремесленную продукцию, для удовлетворения потребностей хозяина; продавать продукцию, которая была в избытке и покупать то, что не производилось в вотчине; фиксировались все доходы и расходы; задачей феодального поместья было производство и поставку всего необходимого для королевского двора. Эти законы свидетельствуют о натуральный характер хозяйства, об утверждении феодальных отношений.

Развитие экономической мысли классического Средневековья в Западной Европе развивался под влиянием церкви. Самым известным представителем католической церкви был итальянский епископ Фома Аквинский (1225 - 1274), его уже 1323 был канонизирован, а в 1879 его учение было провозглашено единственной истинной философией католицизма.

Фома Аквинский изложил свою концепцию в произведениях "Сумма против язычников", "Сумма теологии", в которых обобщались канонические взгляды католической церкви. Ведущее место в этих канонах занимают экономические взгляды, опирающихся прежде всего на труды Аристотеля.

В своих исследованиях Фома Аквинский использует схоластический метод. Сначала автор выдвигает любое положение, приводит все известные аргументы против данного положения, а дальше приводит положительные аргументы, после чего дает свои выводы.

Фома Аквинский рассматривает вопрос собственности, труда, торговли, цены, прибыли, процента. Человек по мнению Аквинского, должна работать для удовлетворения своих потребностей. Но отдельный человек не может удовлетворить свои интересы, поэтому Бог совершил разделение труда и специальностей . Работа является неотъемлемой обязанностью верующего, но физическую, тяжелую работу должен выполнять раб, хотя по своей природе он тоже человек. Частную собственность он не осуждал, и указывал, что собственность - это стимул к труду и общество владельцев всегда хочет мира и порядка.

При исследовании торговли Фома Аквинский указывает о существовании двух типов обмена товаров: для собственных нужд с целью получения прибыли для обеспечения себя и своей семьи средствами существования и обогащения. Обмен предполагает равенство полезности вещей. Впервые использует понятие прибыли как вознаграждение за риск. Аквинский указывает, что бывает много разных случаев, когда не грех продать дороже, как купил: возможно улучшение товара, затраты на хранение, расходы на дорогу. Это плата за труд торговца.

Выдвигает идею о существовании справедливой цены. Так, как каждый человек относится к соответствующей социальной группы, она должна получать за свой продукт столько, сколько необходимо, чтобы она могла жить в соответствии с места, которое занимает в сословной иерархии. Итак, справедливая цена - это та, что предоставляет привычный для определенного положения в обществе доход после вычета всех издержек производства.

Выдающимся представителем средневековой экономической мысли был французский ученый-монах Никола Орем (Оресм) (1323 - 1382 pp.). Взгляды его были изложены в труде "Трактат о происхождении, природе, юридическое обоснование и изменение денег", в которой он исследовал экономическую категорию - деньги. Согласно его утверждению, деньги - это инструмент, созданный людьми для облегчения обмена товаров. Николе пашем принадлежит одна из первых попыток обоснования металлистической теории денег. Он указал, что золото и серебро стали деньгами благодаря своим природным свойствам.

Экономическая мысль Украины в период Средневековья. К письменных источников относят летописи, княжеские грамоты, соглашения, записи норм светского и церковного права. Самыми известными письменными источниками являются "Русская правда", которая складывалась на протяжении XI - XII вв., "Повесть временных лет" Нестора-летописца нач. XII в., "Поучение детям» Владимира Мономаха нач. XII в.

"Русская правда" является первым кодексом законов Руси, содержащий сведения об имущественных отношениях, о защите прав частной собственности феодалов на землю и зависимых крестьян, организацию большого княже-боярского владения, имущественный и социальный статус отдельных категорий населения, регламентирует торговые отношения, упорядочивает систему долговых обязательств, ограничивает ростовщические операции.

В произведении «Поучение детям» Владимира Мономаха отражены основные процессы экономической и общественной жизни России. Подано советы относительно государственного управления хозяйством на основе моральных принципов: заботиться о своем государстве, о согласии, сдерживать чрезмерное насилие и эксплуатацию угнетенных слоев населения, способствовать развитию земледелия, ремесла и торговли.

"Повесть временных лет" - монументальный литературный документ Киевской Руси. В летописи рассматриваются источники доходов Киевского государства: поступление из хозяйства, дань и сборы с населения, штрафы (судебная пошлина), торговая пошлина и военная добыча. Дань собиралась продуктами, мехом или деньгами. В летописи говорится о внешнеторговые связи, развитие общественного разделения труда в древнерусском государстве, развитие ремесла и земледелия. Летописец описывает товарно-денежные отношения.

Итак, под влиянием экономических, социальных и политических изменений, которые происходили в средневековой Европе формировалась, развивалась и менялась экономическая мысль.

Основные термины и понятия

Общество-марка. Аллод. Прекарий. Бенефиций. Вассал. Сеньор. Крепостное право. Инвеститура. Секуляризация. Иммунитет. Домен. Феод. Урбанизация. Десятина. Крестовые походы. Внутренняя колонизация. Баналитетных права.

Коммунальная революция. Цензива. Урбанизация. Рентный феод. Ограждения. "Ножницы цен". Поместья. Консулат. Ремесленный цех. Ганза. Левантийска торговля. Общество-вервь. "Жизнь". Дань. Варварские правды. Салическая правда. "Капитулярий о виллы". "Схоластика". "Русская правда". "Поучение детям". "Повесть временных лет".

Проблемы для творческого обсуждения

1. Проанализируйте пути формирования и формы крупного землевладения в Западной Европе в V - X вв.

2. Назовите основные производственные формы феодального хозяйства.

3. Определите закономерности и особенности развития феодального хозяйства во Франции, Англии и Германии в X - XV вв.

4. В чем состояло историческое значение появления и развития западноевропейских городов в генезисе хозяйства Средневековья?

5. Дайте сравнительную характеристику развития ремесла и торговли в странах Западной Европы X - XV вв.

6. Проанализируйте функции ремесленных цехов Средневековья.

7. Проанализируйте процесс развития феодальных отношений на территории украинских земель в период Средневековья.

8. Охарактеризуйте формы и характер торговли на территории Украины в период Средневековья.

9. Назовите особенности экономической мысли Средневековья.

10. Проанализируйте основные правовые документы Франкского государства.

11. Охарактеризуйте взгляды Ф. Аквинского.

12. Раскройте основные экономические идеи мыслителей Руси.

темы рефератов

1. Ремесленный цех средневековой Европы.

2. Влияние монголо-татарского нашествия на социально-экономическое развитие украинских земель.

Эпоха Средневековья характеризуется господством феодального уклада хозяйственной деятельности, предполагавшей личную зависимость крестьян от землевладельцев и преимущественно натуральное ведение хозяйства. Экономические взгляды данного периода охватывают широкий круг проблем, начиная с обоснования законности владения феодальной землей, вечности деления общества на классы и кончая усиленным вниманием к проблемам товарно-денежных отношений. Немаловажным фактором, оказавшим влияние на развитие экономической мысли, особенно раннего Средневековья, явился католицизм, который придал практически всем сферам интеллектуально- художественной деятельности религиозно-этическую форму. В лице католических богословов и церковных юристов (так называемых канонистов) класс феодалов обрел своих идеологов.

Экономические проблемы раннего Средневековья (VI-X вв.) наиболее полно отражены в источниках, относящихся к франкскому королевству. Таковой считается «Салическая Правда» (VI в.), для которой характерна сельскохозяйственная тематика. Выражая социальные чаяния крестьянства, «Салическая Правда» склонялась к идее социального равенства. В ней проводилась мысль о верховном праве общины на пахотную землю, леса, луга, болота, вводились серьезные ограничения на проникновение в общину чужеродных ей элементов. В то же время в «Салической Правде» нашел отражение процесс разложения общественного строя салических франков и постепенного формирования классов, характерных для феодального общества.

Одним из документов, характеризующих экономические воззрения феодалов раннего Средневековья, является «Капитулярий о виллах» (закон о поместьях), изданный в конце VIII в. и распространявшийся на королевские поместья. К этому периоду франкская деревня превратилась в феодальную и крестьянство потеряло свободу. На первый план выдвинулось феодальное имение и его проблемы, которые теперь пытался решить законодатель. В этом законе нет упоминаний об общине. Монопольным собственником земли (вотчины) является ее владелец, а население вотчины должно нести но отношению к нему установленные повинности. Ориентируясь на натуральное хозяйство, «Капитулярий» предписывал взимать оброки в натуральной форме, создавать запасы натурой, иметь в вотчине ремесленников разных специальностей. Хозяйство королевской вотчины было слабо связанно с рынком, и продавать предписывалось лишь излишки сельскохозяйственной продукции.

Монополия феодалов на землю получает все более четкое отображение в экономической литературе классического феодализма (XI- XV вв.). Возникли записи феодальных обычаев, в которых претензии баронов сконцентрировались в полной мере. Толкователь их, французский юрист XIII в. Ф. Бомануар, сформулировал знаменитый принцип: «Нет земли - нет сеньора». Формула Бомануара объявляла свободное земледелие крестьян вне закона и была далека от принципов, заложенных в свое время в «Салической Правде».

Наиболее полно и ярко экономическую доктрину средневекового католицизма выразил итальянский богослов Фома Аквинский (1225- 1274), который в 1879 г. был объявлен католической церковью святым. Его сочинения, в частности «Сумма теологии», стали энциклопедией католицизма.

Фома Аквинский обосновал правомерность существования рабства и крепостничества, ссылаясь при этом на Аристотеля и на тексты Священного Писания. Верховным собственников всех вещей он считал Бога, но в то же время защищал частную собственность, которая дает возможность жить человеку так, как подобает его сословию. Натуральное хозяйство Фома Аквинский признавал похвальным явлением и основой благополучия людей.

Он выступал за самообеспечение государства, делил богатство на естественное (предметы питания, жилье, животные, земля) и искусственное (золото, серебро), которое не может служить целью деятельности человека.

В трактате «Сумма теологии» нашли отражение специфические вопросы товарного производства. Центральным из них является проблема «справедливой цены». Основанием обмена считалось равенство пользы обмениваемых вещей. Выражая классовые интересы феодалов, Фома Аквинский признавал за ними право продавать товары дороже их естественной цены. Такой обмен он считал справедливым на том основании, что феодалы и представители других привилегированных сословий больше значат «для общественной жизни», чем крестьяне и ремесленники. Таким образом, цена товара у канонистов получила особое толкование.

Вместе с Аристотелем канонисты считали деньги результатом соглашения в интересах обмена. Поскольку чеканка монет стала привилегией королей и крупных феодалов, канонисты приходили к выводу, что деньги являются продуктом творчества власть имущих. Фома Аквинский допускал возможность незначительного отклонения от «номинальной ценности» денег, устанавливаемой государством, от их «внутренней ценности». Вслед за Аристотелем он утверждал, что «деньги не могут порождать деньги», поэтому, как и «отцы церкви», он осуждал ростовщичество. Вместе с тем в «Сумме теологии» сделана попытка обосновать благопристойность ростовщических операций, проводящихся в самых широких масштабах католической церковью.

Отношение Фомы Аквинского к торговой прибыли было таким же противоречивым. С одной стороны, он осуждал торговлю с целью получения выгоды. С другой - торговая прибыль признавалась правомерной, выступала как плата за труд торговца, предназначалась для использования в благоприятных целях и возмещала затраты купца на транспортировку товаров. Фома Аквинский обосновал справедливость взимания земельной ренты. Он доказывал, что в виде ренты земельные собственники получают часть продукта, производимого землей, а также вознаграждение за труд по управлению своим хозяйством.

Крупнейшим представителем экономической мысли арабского Средневековья, уделявшим много внимания экономическим проблемам был Ибн Хальдун (1332-1406), чья жизнь и деятельность связана с арабскими странами Магриба (Северная Африка). Ему принадлежит прогрессивная для того времени теория общественного прогресса («социальная физика»), в основе которой лежат экономические факторы.

Выделившись из животного мира, человеческое общество, по мнению Ибн Хальдуна, проходит две стадии развития: стадию «примитивности», когда люди занимаются земледелием и скотоводством, и стадию «цивилизации», когда к предыдущим занятиям добавляется ремесло, торговля, наука и искусство. Переход к цивилизации обусловлен тем, что люди начинают производить избыточный продукт.

Для экономической теории Ибн Хальдуна очень характерна тенденция к строгому разграничению трудовых и нетрудовых доходов. Согласно его определению, если приобретения человека не выходят за пределы того, что необходимо для поддержания жизни, их можно назвать «средствами существования» для их владельца. Если же они выходят за рамки удовлетворения первейших потребностей, они становятся «богатством». Эти доходы Ибн Хальдун сознательно противопоставляет трудовому заработку. Хотя он не определяет конкретно природу этого дохода, не приходится сомневаться в том, что в данном положении у него скрывается самая ранняя форма прибыли и процента.

Для анализа отношений господства и подчинения Ибн Хальдун вводит понятие «мульк» (власть, владение) - благородная доля, охватывающая все земные блага, удовлетворение телесных страстей и духовные наслаждения. Мульк принадлежит тому, кому удается подчинить подданных.

У Ибн Хальдуна можно найти и зачатки истории денег. Он считает, что изобилие драгоценных металлов в недрах страны не является источником богатства. Этот мыслитель указывает, что земли Судана очень богаты золотом, однако из-за этого страна богатой не стала. Причина благосостояния народа заключена в трудолюбивом населении.

Ибн Хальдун выдвигает определенную концепцию для объяснения того, что именно золото и серебро стали мерой стоимости всякого богатства. Он отмечает, что люди в огромном своем большинстве избирают именно драгоценные металлы в качестве «сокровищ и предметов хранения». В области экономической политики Ибн Хальдун защищал торговые интересы. Он высказывался за создание условий, обеспечивающих каждому сохранность имущества, за снижение и даже ликвидацию налогов с торговли, установление ограничений во внешней торговле, упразднение государственных монополий, соблюдение политики мира в отношениях с соседними государствами.

Идеологи класса феодалов отобразили особенности натурального хозяйства, старались оправдать феодально-крепостническую эксплуатацию. Они обосновывали свои положения, опираясь главным образом на религиозные авторитеты, и соответственно создали таким образом догматические учения. Экономическая мысль крестьянства характеризовалась идеализацией патриархальных отношений в противовес феодальному строю.

О средних веках и развитии экономических учений в то время известно намного больше, чем об экономической мысли в древние века. В качестве примера можно взять «Салическую правду».

Социально-экономические взгляды Ибн-Халдуна

Ибн-Халдун (1332 – 1406) – величайший мыслитель стран, где проповедуют ислам (арабских стран на севере Африки). По его мнению, человек ведет общественную жизнь лишь для удовлетворения своих естественных потребностей . Именно желание удовлетворить все свои потребности заставляет человека трудиться больше, чтобы суметь исполнить все свои мечты. Именно это развивает общество в целом посредством большего спроса на товары . Благодаря такому развитию рынок товаров и услуг постоянно увеличивается. Уже тогда Ибн-Халдун понимал, что рынок – это двигатель прогресса и перспективного развития общества. Частная собственность толковалась Ибн-Халдуном как дар свыше.

Ибн-Халдун подразделял товары на два вида: «предметы потребления » и «достояние». Достояние – это те предметы, которыми человек обладает благодаря своим способностям и труду , но которые не являются совершенно необходимыми для жизни. Предметы потребления – это те товары, которые служат для удовлетворения естественных нужд человека. Занимаясь этой проблемой, Ибн-Халдун делает следующие выводы.

  1. Когда начинает расти город, тогда начинают расти потребности человека как в предметах потребления, так и в предметах роскоши.
  2. Если начать понижать цены на то, что необходимо, и поднимать цены на роскошь, город в целом начнет процветать.
  3. Чем меньше город, тем дороже необходимые товары.
  4. Город будет процветать, даже если снизить налоги и пошлины . Это касается и общества в целом.

Учения Фомы Аквинского

Фома Аквинский (1225 – 1274) – философ, итальянский монах, экономический мыслитель. Он оказал огромное влияние на становление экономических взглядов своего времени, хотя и строил свои учения в большей степени на религиозной почве. Фома Аквинский полагал, что при рождении не все люди равны, поэтому не все люди равны в обладании собственностью. По словам Аквинского, все мы обладаем вещами лишь в этой жизни, поэтому бедным не стоит сильно печалиться, а богатым радоваться. Также Фома Аквинский порицал воровство и предлагал правителям очень жестоко за это наказывать. Идеальным он назвал государство, в котором все государи Европы строго подчинены Папе Римскому, а народ, в свою очередь, ни в чем не перечит государю, пока он стоит на стороне церкви. Поэтому Фома Аквинский допускал мысль о том, что народ способен поднять восстание, если государи перестанут всецело подчиняться римской церкви.

Также как и философы до него, Фома Аквинский анализировал торговлю. Он сделал предположение, что торговля может быть двух видов: дозволенной и недозволенной. Дозволенная торговля – это когда торговец стремится получить небольшую прибыль, которая позволит существовать его семье, а также стремится помочь людям приобрести те товары, которые им необходимы и которые производятся в другом городе или стране. Недозволенная торговля – это когда для торговцев извлечение прибыли становится самоцелью, и они начинают придерживать товар, чтобы выиграть после повышения цены на него. Такую торговлю Аквинский очень осуждал. Деньги, по словам Фомы Аквинского, были изобретены для измерения ценности товаров. Деньги – тот самый товар, который может быть эквивалентен любому товару, что очень упрощает обмен. Фома Аквинский выдвинул мысль о том, что прибыль с товара должна быть тем выше, чем выше человек по рангу. У каждого свои расходы , а прибыль существует для того, чтобы их покрывать.

Фома Аквинский считал, что невозможно давать деньги под проценты или сдавать дом в аренду. Но под давлением своего времени он соглашался, что в договоре о займе можно сделать правильную оговорку, тогда получение процента будет звучать не как получение прибыли, а как компенсация возможного ущерба для человека, одалживающего деньги.

Социальная утопия Томаса Мора

Томас Мор (1478 – 1535) – английский мыслитель, политический и экономический деятель. Известен как автор эпиграмм, политических стихотворений, автобиографического произведения «Апология», «Диалога об угнетении против невзгод», произведения «Утопия» (1515 – 1516). Его сочинение «Утопия» положило начало огромному количеству утопической литературы, авторы которой пытались нарисовать идеальное общество. Возможно, название «Утопия» образовано от двух греческих слов «нет» и «место», поэтому говорит само за себя. Томас Мор отрицал частную собственность вообще. Он считал, что все должно быть общественным и что все должны трудиться всего лишь по шесть часов в день. В идеальном государстве не должно быть денег . По этому поводу Т. Мор пишет: «Повсюду, где есть частная собственность, где все измеряется деньгами, там едва ли когда-нибудь будет возможно, чтобы государство управлялось справедливо или счастливо. Разве что ты сочтешь справедливым, когда все самое лучшее достается плохим людям, или посчитаешь удачным, когда все распределяется между совсем немногими, да и они живут отнюдь не благополучно, а прочие же вовсе несчастны». В свободное от работы время те, кто жил на острове Утопия, развивали свои таланты, занимаясь искусством и наукой. На одном виде производстве заняты родственники. Утописты стараются не воевать, а лишь защищаться, но они способны помочь другому народу справиться с царем-тираном.

Религия у этих островитян может быть любой. Лечатся все в одних и тех же больницах и кушают вместе в общественных столовых. На острове нет армии и милиции, а существуют лишь надсмотрщики, которые смотрят за соблюдением законов острова.

Томаса Мора можно назвать как практиком, так и теоретиком. Его стремительная политическая карьера и такой же провал говорят о его идеалистическом настрое. Пока правительство более или менее соответствовало его взглядам на жизнь, он был на высоте и в почете. Как только он не захотел подчиниться королю-тирану, был тут же «сброшен» вниз (вплоть до ареста и пребывания в Тауэре) посредством ложных обвинений и заговоров. Там он оказался за то, что осознал, как тяжело живется крестьянам и рабочим на фоне праздной жизни при дворе его величества. Он попытался изменить что-то в этом мире, и вот – расплата за его доброту и понимание остроты насущных проблем своего времени. Возможно, не все труды его изучены так досконально, как «Утопия», которая, можно сказать, является сердцем его произведений. Ничто так не помогает понять будущее, как скрупулезное изучение прошлого. Возможно, более полный анализ других его произведений позволит выдвинуть какие-то совершенно новые взгляды на понимание экономической теории или совершенно идеального государства.

«Русская Правда»

О развитии экономического учения у наших предков мы знаем не так много. Одним из наиболее известных примеров является «Русская Правда ».

«Русская Правда» – это сборник русских законов во времена феодального строя. Этот сборник основан на таких документах, как «Правда» Ярослава Мудрого, «Правда» Ярославичей, Устав Владимира Мономаха, некоторые нормы из «Закона Русского» и т. д. Этот документ отражает развитие экономической жизни в России того времени, раскрывает нам нормы взаимоотношений крестьян относительно получения наследства или использования собственности. Здесь также говорится о возращении долгов и компенсации за их использование. В «Русской Правде» описывается, как и за что могут быть наказаны крестьяне. Особенно страшными могут быть наказания за воровство, вплоть до убийства человека, который решился на кражу.

«Русская Правда» – это источник законов того времени, повествующий об экономическом развитии и юридическом праве в Древней Руси. В ней также описывается, как вели торговые дела с другими государствами наши дальние предки. В этом документе говорится, что деньги – это не только золото и серебро, а также меха. Мы можем многое узнать о ценах или о том, какие товары пользовались большим спросом, по тому, как часто их привозили заморские купцы. «Русская Правда» повествует нам о том, что должника могли продать вместе со всем его имуществом, погасив тем самым долг. «Русская Правда» дает нам понятие о том, как относились к взиманию процентов в те далекие времена.

Если бы «Русская Правда» не сохранилась, мы никогда бы не узнали столько о жизни наших соотечественников, нормах поведения, их обычаях и традициях, передававшихся ранее из уст в уста, об их экономическом развитии и юридическом наследии.

Министерство образования и науки

Республики Казахстан

Костанайский инженерно-экономический

Университет

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: История экономических учений

на тему: Экономическая мысль средневековья

выполнил: студент гр. Э-41

по специальности

Бухучет и аудит

Качеткова В.И.

проверил:________________

________________

________________

Костанай 2002

Введение 3

Экономическая мысль средневековья 4

Список используемой литературы 10

ВВЕДЕНИЕ

История экономической мысли начинается с тех незапамятных времен, когда люди впервые задумались над целями своей хозяйственной деятельности, способами и средствами их достижения, отношениями, складывающимися между людьми в процессе и в результате добывания и распределения благ, обмена произведенными продуктами и услугами.

Экономическая мысль – понятие чрезвычайно широкое. Это и представления, бытующие в массовом сознании, и религиозные оценки и предписания, касающиеся хозяйственных отношений, и теоретические конструкции ученых, и экономические программы политических партий… Многообразна сфера экономической мысли, поле приложения размышлений, выводов и практических решений: здесь и общие закономерности экономики, и особенности экономики отдельных отраслей, и проблемы размещения производства, и денежное обращение, и эффективность капиталовложений, и налоговая система, и методы ведения учета доходов и расходов, и история экономики, и хозяйственное законодательство – всего не перечислить.

Во всей этой сложной совокупности с многочисленными переплетениями ее отдельных элементов можно с определенной условностью выделить экономические учения – теоретические концепции, отражающие основные закономерности экономической жизни, описывающие отношения между ее субъектами, выявляющие движущие силы и значимые факторы создания, распределения и обмена благ.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира, базируются на материалах дошедших до нас литературных источников. Но существенной особенностью идеологии рассматриваемого периода, в том числе в области хозяйственной жизни, является ее сугубо богословский характер. По единой причине средневековым экономическим доктринам присуще многообразные хитросплетения схоластических и софистических суждений, причудливые нормы религиозно-этнического и авторитарного свойства, с помощью которых предполагалось не допускать грядущего утверждения рыночных экономических отношений демократических принципов общественного устройства.

Средневековый тип натурально-хозяйственных отношений, или феодализм, зародился, как известно, в 3-8 вв. В ряде государств Востока и 5-9 вв. – в странах Европы. И с самого начала вся полнота политической власти и экономического могущества была в них достоянием светских и церковных феодалов, которые как явно, так и не явно осуждали тенденции расширения масштабов товарности экономики и ростовщичества.

В экономической литературе в числе наиболее значимых представителей средневековой экономической мысли на Востоке, как правило, упоминается видный идеолог арабских государств Ибн-Хальдун, а в Европе – лидер так называемой поздней школы канонизма Фома Аквинский.

Ибн-Хальдун (1332-1406).

Его жизнь и творчество связаны с арабскими странами на севере Африки, где в духе азиатского способа производства государство сохраняло за собой права владения и распоряжения значительными земельными угодьями, сбора для нужд казны обременительных налогов с доходов населения. Причем с тех пор, как в начале 7 в. На землю снизошли «откровения Бога» и услышавший их мекканский купец Мухаммед – первый проповедник Корана – возвестил мусульманский мир о новой (исламской) религиозной идеологии, ослабить «всесилие» антирыночных постулатов, казалось, ничто более не смогло бы.

Веру в незыблемость сословной дифференциации общества, т.е. в то, что «Аллах дал преимущество одним людям перед другими», а также в богоугодность бартерной по существу торговли, на всех этапах эволюции общества от «примитивности» до «цивилизации» попытался укрепить в душах всех правоверных и Ибн-Хальдун, выдвинув с этой целью концепцию некой «социальной физики». Вместе с тем последняя не лишена отдельных поучительных идей и историко-экономических обобщений, таких, например, как необходимость возвышенного отношения к труду, порицание скупости, жадности и расточительства, понимание объективного характера прогрессивных структурных изменений в сферах экономики, благодаря которым к давним хозяйственным заботам людей в земледелии и скотоводстве прибавились сравнительно новые занятия в ремесленном производстве и торговле.

Переход к цивилизации и соответственно избыточному производству материальных благ, позволит, по мнению Ибн-Хальдуна, многократно приумножить национальное богатство, и со временем каждый человек сможет обрести больший достаток вплоть до предметов роскоши, но при этом никогда не наступит всеобщее социальное и имущественное равенство и не исчезнет деление общества на «слои» (сословия) по имущественному признаку и принципу «предводительства».

Развивая тезис о проблеме достатка и недостатка в обществе материальных благ, мыслитель указывает на ее обусловленность, прежде всего размерами городов, точнее, степенью их заселенности и делает следующие выводы:

С ростом города растет достаток в «необходимом» и «лишенном необходимости», приводя к снижению цен на первое и росту цен на второе и свидетельствуя одновременно о процветании города;

Малочисленность населения города является причиной дефицита и дороговизны всех необходимых его населению материальных благ;

Расцвет города (как и общества в целом) реален в условиях снижающихся размеров налогов, включая пошлины и поборы правителей на городских рынках.

Фома Аквинский (Аквинат) (1226-1274) .

Этот итальянский монах доминиканского происхождения считается наиболее авторитетной фигурой упоминавшейся выше школы канонистов на позднем этапе ее развития. Ее воззрения в области социально-экономического устройства общества существенно разнятся с положениями основателя канонизма, или, как еще говорят, ранней школы канонистов, Августина Блаженного (353-430). При этом на первый взгляд Аквинат, подобно Августину, опирается на те же принципы религиозно-этического свойства, на основе которых школа на протяжении ряда столетий трактовала «правила» хозяйственной жизни, установления «справедливых цен» и достижения эквивалентного и пропорционального обмена.

На самом же деле Ф. Аквинский, учитывая реалии своего времени, изыскивает сравнительно новые «объяснения» социального неравенства в условиях более дифференцированного, чем прежде, сословного деления общества. В частности, в работе «Сумма теологии» он оперирует уже не единичными, а массовыми проявлениями признаков утверждающих себя изо дня в день масштабных товарно-денежных отношений в возросших числом и своим могуществом городах. Иными словами, в отличие от ранних канонистов прогрессирующий рост городского ремесленного производства, первых торговых и ростовщических операций Ф. Аквинский не характеризует отныне как исключительно греховные явления и не требует их запрещения.

С точки зрения методологических позиций внешне у автора «Суммы теологии» почти нет расхождения с ранними канонистами. Однако если последние придерживались принципа неоспоримой авторитарности текстов священного писания и трудов церковных Аретиков, а также метода морально-этического обоснования сути экономических категорий и явлений, то Ф. Аквинский наряду с названными «инструментами» исследования активно использует и так называемый принцип двойственности оценок, позволяющий средствами софистики диаметрально изменить суть первоначальной трактовки хозяйственного явления или экономической категории.

Вот почему «Сумма теологии» изобилует двойственными характеристиками и схоластическими суждениями, к которым прибегает ее автор в поисках путей примирения и компромисса по многим, Азалось бы, взаимоисключающим теоретическим положениям. Сказанное очевидно из следующих трактовок, которые в современной экономической литературе относят к экономическим воззрениям раннего либо позднего канонизма:

Ранние канонисты

(святой Августин)

Поздние канонисты

(Аквинат)

Разделение труда

Умственный и физический виды труда равноценны и не должны влиять на положение человека в обществе. Деление людей по профессиям и сословиям обусловлено божественным провидением и склонностями людей.

Богатство

Труд людей создает богатство в виде материальных благ, включая золото и серебро. Нетрудовое накопление последних («искусственного богатство») является грехом Золото и серебро рассматриваются как источник приумножения частной собственности и «умеренного богатства».

Обмен

Обмен осуществляется по принципу пропорциональности и является актом свободного волеизъявления людей. Обмен как субъективный процесс не всегда обеспечивает равенство извлекаемой пользы, поскольку в результате этого акта случается, что вещь «поступает на пользу одному в ущерб другому».

Продолжение таблицы

Наиболее значительным памятником Вавилонского царства является кодекс царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Законы Хаммурапи давали представление о том, что деление общества на рабов и рабовладельцев признавалось естественным и вечным. Законы отразили заботу об укреплении и охране частной собственности.

В истории мысли древнего Китая большое место занимает конфуцианство — учение, созданное Конфуцием (551479 гг. до н.э.). Конфуций одним из первых создал учение о естественном праве, на котором базировалась его философская и социально-экономическая концепция. Он исходил из того, что в основе общественного устройства лежит божественное начало, которое определяет судьбу человека и общественный порядок. Деление общества на «благородных» и «простолюдинов» Конфуций считал естественным. Его учение нацелено на обеспечение стабильности формировавшегося рабовладельческого строя, укрепление авторитета государства, использование в этих целях традиционных форм и обрядов.

Другим значительным памятником истории экономических идей в Китае является трактат «Гуань-цзы» , принадлежащий перу неизвестных авторов (IV-III вв. до н.э.). Проявляя заботу о крестьянстве, авторы предлагали ограничить их обязательную трудовую повинность, оградить от спекулянтов и ростовщиков. В целях укрепления экономического положения крестьян предлагалось изменить систему налогов, повысить цены на хлеб. Заботу об улучшении благосостояния народа авторы трактата возлагали на государство, которому надлежало активно вмешиваться в экономические дела, устранять причины, мешающие благополучию народа, создавать запасы зерна для стабилизации цен, принимать меры по преодолению неблагоприятных природных условий.

Выдающимся памятником истории экономической мысли древней Индии является трактат «Артхашастра» , автором которого был советник царя Чандрагупты I брахман Каутилья (конец IV — начало III вв. до н.э.). Трактат создавался как наставление для царя, но по своему содержанию и значению далеко вышел за рамки свода советов. Это обширный экономический труд, охватывающий широкий круг вопросов и свидетельствующий о зрелости экономической мысли Индии того времени.

«Артхашастра» повествует о социальном неравенстве, оправдывает и закрепляет его, подтверждая правомерность рабовладения, деления общества на касты. Основу населения страны составляли арии, делившиеся на четыре касты: брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. Наибольшими привилегиями обладали брахманы и кшатрии. Для ариев не должно быть рабства. Если арии и становились рабами, то такое состояние для них рассматривалось как временное, предусматривались меры по их освобождению. Рекомендовались меры, ограничивающие развитие рабства, предупреждавшие обострение классовых конфликтов. Индийский раб мог обладать собственностью, имел право на получение наследства, право самовыкупа за счет своего имущества.

«Артхашастра» уделяла большое внимание толкованию экономической роли государства. Трактат возлагал на царскую власть заботы о выполнении многих хозяйственных дел, включая колонизацию окраин, поддержание ирригационных систем, строительство колодцев, создание новых деревень, организацию прядельно-ткацкого производства с привлечением специфического контингента работников (вдовы, сироты, нищие). Подробно описывались экономическая политика царской администрации, налоговая система, ведение царского хозяйства, основные источники доходов.

Экономические учения Древней Греции

Наибольшую роль в истории экономических учений Древней Греции сыграли произведения известных мыслителей Ксенофонта, Платона и Аристотеля.

Ксенофонт (430-355 гг. до н.э.) изложил свои экономические взгляды в работе «Домострой» , подготовленной как руководство для ведения рабовладельческого хозяйства. Определяя предмет домоводства, он охарактеризовал его как науку об обогащении хозяйства. Основной отраслью считал земледелие, основную цель хозяйственной деятельности он видел в обеспечении производства полезных вещей, т.е. потребительных стоимостей. Ремесло считал занятием, пригодным для рабов, так же как торговлю и любой физический труд.

Ксенофонт уделял внимание вопросам разделения труда, рассматривая его как естественное явление. Он считал полезным развитие торговли, денежного обращения. У Ксенофонта наметилось понимание двоякого назначения вещи: как потребительной стоимости и меновой стоимости. Ценность вещи ставилась в зависимость от полезности, а цена непосредственно объяснялась движением спроса и предложения.

Наиболее известна работа Платона (427-347 гг. до н.э.) «Политика или государство» . В идеальном государстве Платона свободные люди делились на три сословия: 1) философов, призванных управлять государством; 2) воинов; 3) землевладельцев, ремесленников и мелких торговцев. Рабы не включались ни в одно из этих сословий. Они приравнивались к инвентарю, рассматривались как говорящие орудия производства. Философы и воины составляли высший слой общества, о которой Платон проявлял особую заботу.

Наибольший вклад в развитие экономической мысли Древней Греции внес Аристотель (384-322 гг. до н.э.) . Заслугой Аристотеля является его попытка проникнуть в сущность экономических явлений, положив начало экономическому анализу.

Являясь сторонником натурального хозяйства, основанного на эксплуатации рабов, он рассматривал экономические явления с точки зрения наибольшей пользы: обмен должен происходить по «справедливой цене» в соответствии с разумным размером личных потребностей. Все, что соответствовало интересам укрепления хозяйства, принималось как естественное и справедливое. Все, что расшатывало хозяйство, относилось к разряду

явлений противоестественных. Естественные явления способствуют поддержанию умеренных размеров богатства, сторонником которых был Аристотель, отвергавший накопление денег, обогащение за счет спекулятивной торговли, ростовщичества. Противоестественные явления Аристотель связывал с чрезмерным развитием сферы обращения и включал в хрематистику , которая рассматривалась как искусство «делать деньги».

Экономическая мысль Древнего Рима

Обоснование древнеримской формы рабовладения изложены в сочинении «О землевладении» , автором которого был Катон Марк Порций (234-149 гг. до н.э.) крупный землевладелец. Автор относил рабов к орудиям производства, рекомендовал содержать их в строгости в зависимости от прилежания, рационально эксплуатировать их труд. Он считал целесообразным приобретать рабов в малолетнем возрасте, воспитывая их в повиновении. Предусматривая возможные выступления рабов, Катон советовал поддерживать в их среде рознь, разжигать конфликты, несогласие между ними.

Разработку проблем латифундийского хозяйства в I в. до н.э. продолжил Варрон в трактате «О сельском хозяйстве» . Автор ищет пути укрепления экономики в развитии не только земледелия, но и скотоводства, в применении агрономической науки, росте интенсивности производства, совершенствовании методов эксплуатации рабов, в использовании материальной заинтересованности. Его работы связаны не только с сохранением натурального характера рабовладельческих латифундий, но и с повышением их доходности, ростом эффективности производства.

Кризис рабовладения отразил в своем сочинении «О сельском хозяйстве» Колумелла . Он писал о низкой производительности рабского труда, о том, что рабы приносят полям величайший вред; плохо относятся к работе, к содержанию скота, инвентаря, воруют, обманывают землевладельцев. В поисках выхода из кризиса ученый отдает предпочтение более производительному труду свободных людей, ставит вопрос об отказе от рабского труда, использовании колонов.

Экономическая мысль в период средневековья

Экономические воззрения средневековья (феодального общества) носят ярко выраженный богословский характер. Научное наследие духовных идеологов этой эпохи, в том числе в области хозяйственной политики, переполняют схоластика, религиозно-этические нормы, с помощью которых ими оправдывается сословный характер и иерархическая структура общества, рост концентрации политической и экономической власти у светских и церковных феодалов.

Средневековая экономическая мысль в восточных странах

Автором одной из значительных концепций общественного прогресса на базе экономических факторов является мыслитель арабского Востока Ибн-Хальдун (1332-1406 гг.) . В концепции Ибн-Хальдуна («социальная физика») не отвергаются бого- угодность торговли и провозглашаемое исламом в Коране возвышенное отношение к труду, порицание скупости, жадности и расточительства. Ее основным достижением является характеристика эволюции общества от «примитивности» к «цивилизации». Успешное развитие всех отраслей экономики, полагает мыслитель, позволит преумножить богатство народа, сделать роскошь достоянием каждого человека.

Деньги Ибн-Хальдун считает важнейшим элементом хозяйственной жизни, настаивая на том, чтобы их роль выполняли полноценные монеты из созданных богом двух металлов — золота и серебра.

Экономические воззрения канонистов

Завершителем взглядов канонистов был итальянский богослов Фома Аквинский (1225-1275 гг.) . Общественное разделение труда он характеризовал как естественное природное явление и считал, что оно лежит в основе разделения общества на сословия.

Много внимания Аквинский уделял частной собственности. В ней он видел основу хозяйства и полагал, что человек от природы имеет право на присвоение богатства.

Идею «справедливой цены» каноническая теория унаследовала от античности. Цена, которая основывалась на трудовых затратах, т.е. на обмене эквивалентов, считалась справедливой ценой. С одной стороны, Аквинский считал «справедливой ценой» правильные цены, соответствующие трудовым затратам, а с другой, доказывал правомерность отступления от этой цены, если она не гарантирует каждому участнику обмена приличное его рангу существование.

С теорией «справедливой цены» связаны рассуждения Аквинского о прибыли и проценте. Прибыль, получаемая купцами, не противоречит, по его мнению, христианской добродетели, и ее следует рассматривать как плату за труд. Уровень прибыли является нормальным, если он обеспечивает семье купца возможность жить соответственно его месту в сословной иерархии общества. Процент Аквинский трактует как вознаграждение кредитору за риск неуплаты, за предоставление отсрочки должнику в платеже его долга или как получение от должника бескорыстных подарков, а также в случае использования должником ссуженных денег с целью извлечения прибыли.

Экономические идеи в средние века в России

Установление прав и норм хозяйственных отношений в Русской Правде

Большое значение для изучения экономической мысли Киевской Руси имеет Русская Правда — первый свод русских законов. Сохранилось несколько вариантов Русской Правды: «краткой» и «пространной» — первоначальный и более полный вариант, созданный позднее. Законы складывались при Ярославе (978-1054 гг.) и его приемниках, при Владимире Мономахе (1053-1123 гг.).

Русская Правда устанавливает нормы права в соответствии с канонами христианства. Большинство статей Пространной Правды посвящено нормам хозяйственных взаимоотношений: праву собственности, принципам наследования, наказания за нарушение пахотной межи, практике возмещения денежных и натуральных долгов.

Русская Правда упорядочивает систему имущественных отношений, долговых обязательств, нормы наказаний, степень ответственности представителей разных социальных групп.

Из Русской Правды мы узнаем о денежной системе, металлических деньгах и мехах, выполняющих роль денег; о торговых отношениях Руси с соседями, о ценах на товары. В ней есть такса на постройку и починку мостов; изложены принципы распределения мостовой повинности, нормы взимания процентов с денежных ссуд, представленных в заем.

Русская Правда позволяет обрисовать основы имущественного и сословного деления: «княжные люди» (дружина князя); «люди» (свободные, обязанные платить дань князю); «колоны», за которых отвечает их господин.

«Правительница» Ермолая-Еразма

Конец XV — начало XVI вв. — этап завершения процесса ликвидации раздробленности страны и образования Русского централизованного государства. Наряду с наследственной собственностью бояр начало расширяться поместье, дворянское землевладение как вознаграждение за службу.

Экономические интересы поместного дворянства выражал в XVI в. Ермолай — священник Московской дворцовой церкви. Позднее он постригся в монахи под именем Еразм. Значительным является его произведение под названием «Благохотящим царем правительница и землемерие», или, короче, «Правительница» . В поместном землевладении служилых людей Еразм видел экономическую основу Русского централизованного государства.

Предложенная им реформа в области землевладения — выдача земли крестьянам и служилым людям — отражала прежде всего интересы новой, прогрессивной для того времени части общества, служилого дворянства, и была направлена на укрепление государства.

Возникновение утопического социализма

В позднее средневековье (XVI-XVII вв.) в экономической мысли Западной Европы происходят значительные изменения, вызванные процессом развития мануфактурного производства. Великие географические открытия, ограбление колоний ускорили процесс накопления капитала.

В этот период возникают социальные утопии. Одним из основоположников утопического социализма был Томас Мор (1478-1532 гг.) . В 1516 г. им было опубликовано знаменитое сочинение «Утопия» , положившее начало утопическому социализму и давшее ему название. Мор подверг резкой критике господствовавшие в Англии социальные порядки, методы первоначального накопления капитала. Первопричину возникновения нищеты он видел в частной собственности, выступал ее противником.

К числу ранних представителей утопического социализма принадлежит итальянский мыслитель Томмазо Кампанелла (1568-1639 гг.) , вышедший из среды бедного крестьянства. В работе «Город Солнца» (1623 г.) он подверг критике социальный строй Италии того времени. Общество будущего рисовалось им как совокупность сельскохозяйственных общин, к работам в которых привлекаются все граждане. Кампанелла признавал индивидуальность жилья и семьи, всеобщность труда, отвергал тезис о том, что после отмены собственности никто не будет работать. Потребление в городе Солнца, считал он, будет общественным при изобилии материальных благ, исчезнет нищета.

Однако ни Т. Мор, ни Т. Кампанелла не знали реальных путей к новому обществу.