9 прочие работы и затраты. Что такое сводный сметный расчет? В нелимитированные работы и затраты входят

Бренды

В главу 9 (7) "Прочие работы и затраты" сводного сметного расчета на строительство (ремонт) рекомендуется включать средства на основные виды прочих работ и затрат в текущем уровне цен с использованием Приложения 8 к МДС 81-35.2004 (см. Приложение № 8 ).

В начале главы 9 учитываются относимые к лимитированным затра­там дополнительные затраты при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время.

Зимние удорожания определяются в процентах от сметной стоимо­сти строительно-монтажных работ по итогам глав 1-8 по нормативам Сборника сметных норм дополнительных затрат при производстве стро­ительно-монтажных работ в зимнее время (ГСН 81-05-02-2001) и показываются в графах 4, 5, 8 сводного сметного расчета.

Глава 10 "Содержание службы заказчика-застройщика (технического надзора) строящегося предприятия".

В данную главу включаются в графы 7 и 8 средства на содержание аппарата заказчика-застройщика (единого заказчика, дирекции строящегося предприятия) и технического надзора как для строительства, так и при выполнении ремонтных и реставрационных работ. В отдельных случаях, при соответствующих расчетных обоснованиях, допускается установление индивидуальных нормативов для конкретной стройки или службы заказчика-застройщика, согласованных в установленном порядке.

Глава 11 "Подготовка эксплуатационных кадров"

В главу включаются (в графы 7 и 8) средства на подготовку эксплуатационных кадров для вновь строящихся и реконструируемых предприятий, определяемые расчетами исходя из:

    количества и квалификационного состава рабочих, обучение которых намечается осуществить в учебных центрах, учебно-курсовых комбинатах, технических школах, учебных полигонах, непосредственно на предприятиях с аналогичными производствами и т.д.;

    сроков обучения;

    расходов на теоретическое и производственное обучение рабочих кадров;

    заработной платы (стипендии) обучающихся рабочих с начислениями к ней;

    стоимости проезда обучаемых до места обучения (стажировки) и обратно;

    прочих расходов, связанных с подготовкой указанных кадров.

В главу 12 "Проектные и изыскательские работы, авторский надзор" включаются (в графы 7 и 8) средства на:

    выполнение проектно-изыскательских работ (услуг) - раздельно на проектные и изыскательские;

    проведение экспертизы предпроектной и проектной документации;

    испытание свай, проводимое подрядной строительно-монтажной организацией в период разработки проектной документации по техническому заданию заказчика строительства;

    подготовку тендерной документации.

Стоимость проектных и изыскательских работ для строительства определяется на основе справочников базовых цен с использованием индексов изменения стоимости проектных и изыскательских работ (утвержденных в установленном порядке) и включается в графы 7 и 8 сводного сметного расчета.

Средства на проведение авторского надзора проектных организаций за строительством (ремонтом) рекомендуется определять расчетом в текущем (прогнозном) уровне цен, но не более 0,2 % от полной сметной стоимости, учтенной в главах 1 - 9 сводного сметного расчета, и включаются в графы 7 и 8 сводного сметного расчета.

Стоимость экспертизы предпроектной и проектной документации определяется в установленном порядке.

Средства, связанные с разработкой тендерной документации , определяются расчетом и учитываются в графах 7 и 8 сводного сметного расчета.

Документы, которые определяют сметный лимит средств - стоимость полного перечня работ (затрат), требуемых для завершения всех объектов строительства, предусмотренных проектом, - называются сводными сметными расчётами. Составляемый расчёт при этом содержит сметную стоимость не только строительных и монтажных работ, но и затрат на приобретение инструментов, инвентаря, оборудования, а также прочих сопутствующих затрат, включая авторский надзор, изыскательные работы, содержание службы заказчика и др.. Составить сводный сметный расчёт (сокращённо - ССР) легче всего с помощью специальных сметных программ, но нередко для этого используют MS Excel. В любом случае, за основу берут образец, представленный в методических рекомендациях Госстроя РФ.

Общие положения, определяющее содержание сводного сметного расчёта

Основным правовым документом, регламентирующим порядок составления документации, становится Методика Госстроя (МДС 81-35.2004), утверждённая и введённая в действие Постановлением № 15/1 Госстроя РФ в 2004 году в актуальной редакции, на которую и ориентируются сметчики (на данный момент, это – редакция 2014 года).

Общие положения Методики гласят, что к сводным стоимости строительства объектов (или их очередей) относятся документы, в которых определяется сметный лимит тех средств, которые нужны для полного завершения всех объектов по проекту.

Эти же утверждённые документы становятся основанием для начала финансирования строительного процесса и определения лимита капитальных вложений. В сведённом виде рекомендации по составлению сводных смет можно представить следующим перечнем:

  1. Сводный сметный расчет рекомендуется составлять и утверждать отдельно на производственные и непроизводственные строительные работы.
  2. Составление такого расчёта происходит в текущем уровне цен. Окончательное решение по определению уровня цен, который принимает при составлении ССР, остаётся за заказчиком и фиксируется в задании на проектирование. При этом в общем виде для оформления стоимости в текущем уровне цен предлагается, как вариант, использовать базисный уровень 2001 года, индексируемый по текущим таблицам индексов (в рамках существующих методик пересчёта).
  3. Сводный сметный расчет должен быть сформирован на строительство в целом (невзирая на число генеральных подрядчиков, выполняющих в проекте строительно-монтажных функции).
  4. Сметная стоимость работ (затрат), которые выполняются каждым генподрядчиком, вносится в отдельную ведомость. Такое оформление производится применительно к форме ССР.

Составление ССР по главам

Согласно рекомендациям Методики, в сводный сметный расчет входят главы, по которым распределяется средства на строительство (или капремонт), исходя из расчётов его стоимости. Всего таких глав насчитывается 12-ать – для производственного и гражданского строительства и 9-ять – для объектов капремонта коммунальных и социально-культурных зданий, а также жилых домов. Если какая-либо глава предусматривает включение того или иного объекта, работы (затраты), но фактически они отсутствуют, то такую главу следует пропускать, не меняя номера последующих глав.

Следующей, 10-ой главой, в перечне «строительного раздела» идёт смета содержания служб заказчика (технадзора), 11-ой главой – подготовка эксплуатации кадров. Предпоследняя глава в составе ССР для объектов капремонта касается калькуляции сметы служб технического надзора. Завершающая глава одинакова для обоих списков. Её содержанием становится авторский надзор и проектные и изыскательские работы.

Внутри перечисленных глав распределение по работам (затратам) и объектам происходит в соответствии со сложившейся отраслевой номенклатурой. В случае наличия нескольких видов законченных производств с несколькими объектами для каждого из них, внутри главы допускается производить перегруппировку работ (затрат) и объектов по разделам с наименованием, аналогичным наименованию производств. Для отдельных видов строительства и промышленных отраслей наименования и номенклатура глав ССР могут изменяться.

В составе проекта документально оформленный ССР предоставляется на утверждение вместе с пояснительной запиской. В содержании записки приводятся сведения:

  • о месторасположении строительства,
  • наименование подрядчика (если известно),
  • перечень принятых для составления смет каталогов нормативов,
  • нормы сметной прибыли и накладных расходов по видам строительства (либо для конкретного подрядчика),
  • специфика определения сметной стоимости работ для стройки, оборудования (включая его монтаж),
  • особенности распределения средств на строительство по главам 8-12 ССР и по направлениям капвложений для строительства жилищно-гражданского характера.

Кроме того, в записке перечисляются любые другие сведения, касающиеся определения стоимости специфических для данной стройки расходов, ссылки на решения госорганов, относящиеся к вопросам ценообразования и льгот для конкретного строительства.

Форма сводного сметного расчёта: образец и пример

Для формирования сводного сметного расчёта рекомендуют использовать образец №1, приведённый во втором приложении Методики, которую составил Госстрой РФ. Отдельными строками в него включены итоги по всем объектным сметам без приведения сумм, потраченных на покрытие лимитированных затрат, и итоги по расчётам на отдельные виды затрат.

В документе указывается ссылка на номера этих производных сметных документов. Стоимость каждого предусмотренного проектом объекта распределяется по соответствующим графам формы. В колонках 4-7 расписывается, сколько сметная стоимость составляет по строительным (ремонтно-строительным) работам (графа 4), монтажным работам (графа 5), затратам на оборудование (графа 6), и прочим затратам (графа 7). В 8-ой колонке – общая сметная стоимость. Сводный сметный расчет, пример которого представлен , составлен в MS Excel по указанному образцу.

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

О перечне прочих работ и затрат, включаемых в главу 9 сводных сметных расчетов стоимости строительства объектов городского заказа


Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Правительства Москвы от 22 октября 2014 года N 606-РП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 60, 28.10.2014);
распоряжением Правительства Москвы от 1 декабря 2015 года N 696-РП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 03.12.2015);
распоряжением Правительства Москвы от 29 мая 2018 года N 335-РП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 30.05.2018).
____________________________________________________________________


В целях упорядочения составления сметной документации при определении состава и стоимости прочих работ и затрат, учитываемых в главе 9 сводных сметных расчетов стоимости строительства объектов городского заказа:

1. Утвердить и ввести в действие с 1 сентября 2005 года для применения при составлении сметной документации по объектам городского заказа и расчетах за выполненные работы перечень прочих работ и затрат, включаемых в главу 9 "Прочие работы и затраты" сводного сметного расчета стоимости строительства (далее - Перечень) согласно приложению к настоящему распоряжению.

2. Заказчикам строительства и проектно-изыскательским организациям при разработке проектно-сметной документации состав работ и затрат, включаемых в главу 9 сводного сметного расчета стоимости строительства и расчеты за выполненные работы, определять с учетом конкретных условий строительства по каждому объекту в соответствии с приложением к настоящему распоряжению.

3. Установить, что в случае недостатка лимита средств по отдельным видам затрат, включаемых в главу 9 сводного сметного расчета стоимости строительства, возмещение затрат производится за счет части резерва средств на непредвиденные работы и затраты, остающейся в распоряжении заказчика строительства, или экономии по другим статьям сводного сметного расчета стоимости строительства.

4. По объектам, проектно-сметная документация на которые утверждена до выхода настоящего распоряжения, изменения в связи с утверждением Перечня в сводные сметные расчеты стоимости строительства не вносятся.

5. Признать утратившими силу:

5.1. Пункт 1 и приложение к распоряжению Правительства Москвы от 9 апреля 2003 года N 557-РП "Об учете прочих работ и затрат при составлении сметной документации на строительство объектов городского заказа" .

5.2. Пункты 12 , 13 распоряжения Правительства Москвы от 12 сентября 2002 года N 1356-РП "О снижении затрат при строительстве объектов городского заказа" .

6. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ресина В.И.

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

Приложение. Перечень прочих работ и затрат, включаемых в главу 9 "Прочие работы и затраты" сводного сметного расчета стоимости строительства

Наименование работ и затрат

Порядок определения и обосно-
вания стоимости прочих работ
и затрат

Дополнительные затраты при производстве строительно-монтажных (ремонтно-строительных) работ в зимнее время

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

В состав прочих работ и затрат входят:

1) Дополнительные затраты при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время . Они определяются согласно сборника сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время ГСН 81-05-02-2001.

Этими нормами учтены все дополнительные затраты, связанные с усложнением производства работ в зимнее время, в том числе:

Доплаты к заработной плате при работе на открытом воздухе и в неотапливаемых помещениях;

Устройство тепляков;

Затраты, связанные с изменением технологии производства отдельных работ;

Затраты, связанные с повышением расходов строительных материалов;

Дополнительные затраты на эксплуатацию машин в зимнее время.

Нормы дополнительных затрат определяются в процентах от сметной стоимости строительно-монтажных работ по итогу глав 1-8 ССР.

Нормы дифференцированы по температурным зонам, а так же по видам строительства для круглогодичного применения и по конструкциям, и по видам работ для применения в зимний период.

2) Затраты на содержание действующих постоянных автодорог и восстановление их после окончания строительства. Эти затраты определяются по локальному сметному расчету на основе ПОС (проекта организации строительства).

3) Затраты по перевозке автотранспортом работников строительных организаций. Учитываются в случае, когда место жительства работников находится на расстоянии более 3-х км, а пригородный транспорт не в состоянии обеспечить перевозки.

4) Затраты, связанные с осуществлением работ вахтовым методом (за исключением затрат, учитываемых в ФОТ). Они определяются расчетом на основе ПОС. Затраты включают в себя:

Затраты по содержанию и эксплуатации вахтовых поселков;

Затраты по доставке работников от пункта сбора до места работы и обратно.

5) Затраты, связанные с командировками рабочих для выполнения строительно-монтажных и спецработ. Включают в себя расходы:

По найму жилого помещения;

Проезд к месту командировке и обратно;

Суточные.

6) Затраты, связанные с перебазированием строительной организации с одной стройки на другую. Они определяются расчетом на основе ПОС.

7) Затраты, связанные с премированием за ввод в действие законченных строительных объектов (определяется сумма по договорным ценам).

8) Средства на покрытие затрат строительных организаций по добровольному страхованию строительных рисков и страхованию работников от несчастных случаев и болезней.



Дополнительная информация по данной теме ЗДЕСЬ.

Лимитированные затраты - широко распространенное среди сметчиков понятие, подразумевающее группу затрат, определяемых по установленным сметным нормативам в процентах от того или иного элемента сметной стоимости.

В строительстве к категории лимитированных относят: затраты, зимние удорожания, средства на возведение временных зданий и сооружений, резерв на непредвиденные работы и затраты, связанные с подвижным и разъездным характером работ, затраты, связанные с командированием работников строительно-монтажных организаций, затраты по возмещению затрат по перевозке работников строительно-монтажных организаций автомобильным транспортом и ряд других. Затраты, связанные с применением вахтового метода организации работ. Данные затраты в сводном сметном расчете отражаются в главе 9 «Прочие работы и затраты», а в актах сдачи-приемки выполненных работ КС-2 - в разделе «Прочие затраты». Правомерность включения этих затрат в стоимость работ по строительству объекта определяется заказчиком на основании проекта организации строительства, технико-экономических расчетов. Имеют место случаи, когда в проектно-сметной документации средства, связанные с доставкой работников к месту строительства, командировочные расходы, а также затраты по производству работ вахтовым методом не учтены. В то же время по результатам тендера право производства работ на объекте выигрывает иногородняя подрядная организация. В этом случае все дополнительные затраты должны быть оговорены в условиях тендера и обязательно учтены в расчетной стоимости работ, которую подрядная организация предоставляет заказчику для утверждения. В свою очередь, в договоре подряда вопрос о порядке включения в стоимость выполненных работ затрат подрядчика, связанных с подвижным и разъездным характером работ в строительстве, с командированием работников строительно-монтажных организаций, с возмещением затрат по перевозке работников строительно-монтажных организаций автомобильным транспортом, с применением вахтового метода также должен быть оговорен. В таких случаях эти расходы заказчиком погашаются за счет лимита средств на непредвиденные затраты заказчика, а также за счет экономии средств по объекту в целом.

Глава 8 . « Временные здания и сооружения »

Затраты на строительство временных зданий и сооружений определяются по федеральным нормативам в % от стоимости строительно-монтажных работ. К временным зданиям и сооружениям относятся специально возводимые производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства.

Временные здания и сооружения подразделяются на титульные и нетитульные.

  • Перечень титульных временных зданий и сооружений приведен в ГСН 81-05-01-2001 Приложении № 2 и ГСНр-81-05-01-2001 Приложении № 1 .
  • Перечень нетитульных временных зданий и сооружений, учтенных в составе норм накладных расходов приведен в ГСН 81-05-01-2001 Приложении № 3 и ГСНр-81-05-01-2001 Приложении № 2 .

Особенностью строительного производства является использование временных зданий и сооружений, возводимых на строительных пло­щадках на период строительства объектов. В зависимости от способа определения стоимости временные здания и сооружения можно разде­лить на четыре группы:

  1. Титульные временные здания и сооружения, возводимые на тер­ритории строительной площадки.
  2. Временные здания и сооружения, возводимые за пределами тер­ритории строительной площадки.
  3. Устройства временного характера, необходимые для выполнения отдельных видов работ на объектах.
  4. Нетитульные временные здания и сооружения.

1. Затраты на возведение временных зданий и сооружений на строительной площадке относятся к лимитированным, т.е. определяемым по установленным сметным нормативам в процентах от сметной стоимо­сти строительно-монтажных работ по итогу глав 1-7 сводного сметно­го расчета. В настоящее время действуют сметные нормативы:

  • сборники сметных норм затрат на строительство временных зда­ний и сооружений (ГСН 81-05-01-2001), разработанные для условий нового строительства.;
  • сборники сметных норм затрат на строительство временных зда­ний и сооружений при производстве ремонтно-строительных работ (ГСНр 81-05-01-2001). Применяются для объектов жилищно-коммунального назначения.

При составлении сметной документации на капитальный ремонт производственных зданий, реконструкцию и расширение действующих пред­приятий, зданий и сооружений, строительство последующих очередей на территории действующих предприятий или примыкающих к ней площадках к указанным нормам сборника ГСН 81-05-01-2001 применяется коэффициент 0,8.

По решению заказчика сметная стоимость строительства титульных временных зданий и сооружений может быть определена путем составления сметных расчетов (смет) на основании ПОС.

Затраты на приобретение оборудования и производственно-хозяй­ственного инвентаря для титульных зданий и сооружений так же рас­считываются на основе ПОС.

2. В сметных нормах не учитываются и должны дополнительно определяться на основании ПОС средства на возведение временных зда­ний и сооружений за пределами территории строительства:

  • временных зданий, необходимых для размещения и обслужива­ния военно-строительных частей и других категорий строителей;
  • временных подъездных дорог;
  • временных коммуникаций для обеспечения стройки электроэнер­гией, водой, теплом и т. п. от источника подключения до распределительных устройств на строительной площадке;
  • временной дороги вдоль трассы (притрассовой дороги) при стро­ительстве магистральных линейных сооружений и т.д.

З. В сметные нормы не включены и определяются непосредствен­но в объектных сметах в соответствии с ПОС затраты на возведение временных устройств, необходимых для выполнения отдельных видов строительных и монтажных работ только для конкретного объекта:

  • рельсовых путей под грузоподъемные краны (подкрановых путей) с устройством основания под них;
  • оснований для обеспечения устойчивой работы сваебойного обо­рудования при забивке свай, а также оборудования для произ­водства работ методом «стена в грунте», конвейерных линий для монтажа стальных конструкций крупными блоками;
  • временных ограждающих конструкций, отделяющих действую­щие помещения от вновь строящихся, пристраиваемых или ре­монтируемых, а также ограждающих конструкций, необходимых для обеспечения ввода в эксплуатацию отдельной части здания;
  • возведение сетей и сооружений, необходимость которых вызвана вводом объектов в эксплуатацию по временной схеме;
  • временных дорог внутри строящихся зданий для монтажа каркаса;
  • причалов для производства берегоукрепительных работ;
  • кружал;
  • промежуточных опор;
  • конструкций для защиты зданий и сооружений от повреждений при производстве буро-взрывных работ и др.

4. Затраты по возведению, сборке, разборке, амортизации, текуще­му ремонту и перемещению нетитульных временных зданий и сооруже­ний сметными нормами не учтены и предусматриваются в составе норм Накладных расходов на строительные и монтажные работы.

Порядок расчетов между заказчиком и подрядчиком за временные здания и сооружения устанавливается в договоре подряда на весь срок строительства. Расчеты могут проводиться по сметным нормам в про­центах от стоимости выполненных работ (без расшифровки выполненных работ и понесенных затрат при строительстве временных зданий и сооружений - если обратное не прописано в договоре подряда) или за фактически построен­ные временные здания и сооружения.

ГСН 81-05-01-2001 п. 3.2 Расчеты между заказчиками и подрядчиками за временные здания и сооружения производятся за фактически построенные временные здания и сооружения.

Построенные титульные временные здания и сооружения принима­ются в эксплуатацию, зачисляются в основные средства заказчика (кроме временных автомобильных дорог, подъездных путей и архитектурно оформленных заборов) и передаются в пользование подрядчику в порядке, установленном договором подряда (по согласованию сторон сдаются в аренду, арендная плата взимается в размере амортизационных отчислений).

Затраты на разборку временных зданий и сооружений оплачиваются подрядной организации при их ликвидации. При этом определяют­ся возвратные суммы, если получаемые при разборке материалы и из­делия могут быть реализованы.

Материалы и конструкции, получаемые от разборки временных зданий и сооружений, оприходуются бухгалтерией заказчика и реализу­ются подрядчику при его согласии.

Возвратные суммы определяются расчетами, учитывающими реализацию материалов и деталей, полученных от разборки временных зданий и сооружений, сносимых и переносимых зданий и сооружений, разбираемых конструкций и т.п. (графы 7 и 8)

Возвратные суммы, приводимые за итогом сводного сметного расчета, слагаются из итогов возвратных (сметах) МДС 81-35.2004, п. 4.99.1.

Новое строительство

ГСН 81-05-01-2001

Капитальный ремонт ­производственных зданий, р еконструкцию и расширение действующих пред­приятий, з даний и сооружений, реконструкцию объектов жилищно-граждпнского назначения, строительство последующих очередей на территории действующих предприятий или примыкающих к ней площадках

ГСН 81-05-01-2001 применяется коэффициент 0,8

Призводства ремонтно-строительных работ на объектах жилищно-гражданского назначения

ГСНр 81-05-01-2001

Текущий ремонт зданий и соружений

Затраты на возведение временных зданий и сорружений учитываются в составе норм накладных расходов

Обязательном учете возвратных сумм в размере 15% (было установлено в случае составления сметной документации в ценах 1984 года) от стоимости титульных временных зданий и сооружений, если он не установлен заказчиком в задании на проектирования или в исходных данных для составления сметной документации, является не уместным.

При использовании для строительства временных автомобильных дорог из сборных железобетонных плит возвратная стоимость полученных от разборки плит определяется на основании акта, подписанного заказчиком и подрядчиком.

Минрегион России сообщает, что фиксированный размер возвратных сумм в размере 15% от стоимости временных зданий и сооружений, и который раньше регламентировался в ранее действующем СП 81-01-94 является необоснованным.

Если при определении твердой договорной цены затраты на возведение титульных временных зданий и сооружений определены по установленной норме с возвратом 15% от процента временных зданий и сооружений и порядок взаиморасчетов, предусмотренный договором подряда, предусматривает их оплату по установленным нормам, то дополнительных расшифровок сумм, полученных подрядной организацией, не требуется.

При этом действующими нормативными документами МДС 81-35.2004 и ГСН 81-05-01-2001 не предусмотрен фиксированный размер возвратных сумм от реализации материалов за разборку титульных временных зданий и сооружений.

Учитывая изложенное, Минрегион России сообщает, что требование об удержании возвратных сумм в размере 15% от стоимости титульных временных зданий и сооружений, не предусмотренных договором подряда, является необоснованным.

Однако, несмотря на различные способы взаиморасчетов, построенные титульные временные здания и сооружения согласно п. 3.1.8 Положения по учету долгосрочных инвестиций, утвержденного письмом Минфина России от 30.12.1993 № 160, принимаются в эксплуатацию, зачисляются в основные средства заказчика (кроме временных автомобильных дорог, подъездных путей и архитектурно оформленных заборов) и передаются в пользование подрядчику в порядке, установленном в договоре подряда.

Кроме того, в соответствии с п. 17 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденному приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н (с изменениями от 18 мая 2002 г., 12 декабря 2005 г., 18 сентября 2006 г., 27 ноября 2006г.) стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации.

В связи с изложенным, построенные временные здания и сооружения, должны вводиться в эксплуатацию с оформлением актов ввода (с отражением стоимости строительства по каждому зданию и сооружению отдельно) в соответствии с порядком, установленным для основных средств, с зачислением на баланс заказчика и погашением их стоимости путем начисления амортизации или износа.

Глава 9 . «Прочие работы и затраты »

МДС 81-35.2004

4.85. В главу 9 (7) "Прочие работы и затраты" сводного сметного расчета на строительство (ремонт) рекомендуется включать средства на основные виды прочих работ и затрат в текущем уровне цен с использованием приложения № 8 к МДС 81-35.2004 .
Для специфических условий строительства в главе 9 (7) могут учитываться другие виды прочих затрат.

Затраты, связанные с неблагоприятными гидрогеологическими условиями территории строительства и необходимостью устройства объездов для городского транспорта определяются сметными расчетами на основании ПОС (графы 4, 5, 7 и 8).

4.86. В случае необходимости возможно подразделение отдельных затрат по главе 9 на «затраты подрядчика» и «затраты заказчика».

4.102. Затраты на проведение пусконаладочных работ «вхолостую» включаются в главу 9 «Прочие работы и затраты» (графы 7 и 8) сводного сметного расчета.
Лимит средств на выполнение пусконаладочных работ «вхолостую» в сводном сметном расчете стоимости строительства предусматривается проектной организацией в размере, согласованном с заказчиком (инвестором) на основании данных объектов-аналогов.

Зимние удорожания

Зимние удорожания определяются в процентах от сметной стоимо­сти строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ по итогам глав 1-8 по нормативам Сборника сметных норм дополнительных затрат при производстве стро­ительно-монтажных работ в зимнее время (ГСН 81-05-02-2001) и показываются в графах 4, 5, 8 сводного сметного расчета.

Все нормы дифференцированы по 8 температурным зонам в зависимости от среднемесячной отрицательной температуры зимнего периода (деление территории страны дано в приложении к сборнику)

По нормативам I раздела, усредненные и принимаемые круглогодично.

Нормы II раздела применяются при расчетах за выполненные работы между генподрядными и субподрядными организациями.

Зимние удорожания определяются в процентах от сметной стоимости строительных и монтажных работ по итогу глав 1-8 по нормативам ГСН 81-05-02-2001 или от стоимости ремонтно-строительных работ по итогу глав 1-6 на основе сметных норм: ГСН 81-05-02-2001 с К=0,8 на объектах промышленного строительства и ГСНр 81-05-02-2001 на объектах жилищно-гражданского назначения с отнесением в графы 4,5 и 8 сводного сметного расчета (прил. 20, п. 9.1)

Дополн ител ь ные затраты при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время обусловлены необходимостью производства ра­бот при отрицательных температурах, что вызывает: снижение произ­водительности труда рабочих (из-за стесненности движений, ухудше­ния видимости, необходимости перерывов для обогрева, очистки рабо­чего места, подмостей, лесов от снега и льда и др.); снижение производительности строительных машин и дополнительные расходы на их эксплуатацию (повышенный расход горюче-смазочных материа­лов, прогрев механизмов и т. п.); необходимости применения зимних технологий (рыхление мерзлых грунтов, применение быстротвердеющих бетонов и растворов, введение в бетон и растворы химических доба­вок, электропрогрев и др. методы прогрева бетонных конструкций, пред­варительный прогрев материалов и изделий и др.); необходимости уст­ройства утеплений (тепляков) для предохранения от промерзания грун­та, временных водопроводных сетей и баков, бетона и раствора при перевозке, бетонных конструкций и т. п.).

В местностях, подверженных воздействию ветров скоростью свыше 10м/с, к нормативам сборника в виде коэффициентов при количестве ветровых дней в зимний период:

  • св. 10% до 30% - 1,05;
  • св. 30% - 1,08.

Основанием для оплаты дополнительных затрат, связанных с воздействием ветров скоростью более 10 м/сек, в зимний период, являются данные действующего Справочника по климату или справки местных органов гидрометеорологической службы.

Глава 10 "Содержание службы заказчика-застройщика (технического надзора) строящегося предприятия"

В данную главу включаются в графы 7 и 8 средства на содержание аппарата заказчика-застройщика (единого заказчика, дирекции строящегося предприятия) и технического надзора как для строительства, так и при выполнении ремонтных и реставрационных работ. В отдельных случаях, при соответствующих расчетных обоснованиях, допускается установление индивидуальных нормативов для конкретной стройки или службы заказчика-застройщика, согласованных в установленном порядке.

Глава 11 "Подготовка эксплуатационных кадров"

В главу включаются (в графы 7 и 8) средства на подготовку эксплуатационных кадров для вновь строящихся и реконструируемых предприятий, определяемые расчетами исходя из:

  • количества и квалификационного состава рабочих, обучение которых намечается осуществить в учебных центрах, учебно-курсовых комбинатах, технических школах, учебных полигонах, непосредственно на предприятиях с аналогичными производствами и т.д.;
  • сроков обучения;
  • расходов на теоретическое и производственное обучение рабочих кадров;
  • заработной платы (стипендии) обучающихся рабочих с начислениями к ней;
  • стоимости проезда обучаемых до места обучения (стажировки) и обратно;
  • прочих расходов, связанных с подготовкой указанных кадров.

В главу 12 "Проектные и изыскательские работы, авторский надзор" включаются (в графы 7 и 8) средства на:

  • выполнение проектно-изыскательских работ (услуг) - раздельно на проектные и изыскательские;
  • проведение авторского надзора проектных организаций за строительством;
  • проведение экспертизы предпроектной и проектной документации;
  • испытание свай, проводимое подрядной строительно-монтажной организацией в период разработки проектной документации по техническому заданию заказчика строительства;
  • подготовку тендерной документации.

Стоимость проектных и изыскательских работ для строительства определяется на основе справочников базовых цен с использованием индексов изменения стоимости проектных и изыскательских работ (утвержденных в установленном порядке) и включается в графы 7 и 8 сводного сметного расчета.

Средства на проведение авторского надзора проектных организаций за строительством (ремонтом) рекомендуется определять расчетом в текущем (прогнозном) уровне цен, но не более 0,2 % от полной сметной стоимости, учтенной в главах 1 - 9 сводного сметного расчета, и включаются в графы 7 и 8 сводного сметного расчета.

Стоимость экспертизы предпроектной и проектной документации определяется в установленном порядке.

Средства, связанные с разработкой тендерной документации , определяются расчетом и учитываются в графах 7 и 8 сводного сметного расчета.

Резерв средств на непредвиденные работы и затраты начисляется процентной ставкой к стоимости строительства в целом с целью покрытия возможных затрат, возникающих в процессе осуществления строительства и неучтенных сметной документацией.

В сводный сметный расчет стоимости строительства включается резерв средств на непредвиденные работы и затраты, предназначенный для компенсации дополнительных затрат, связанных с:

    уточнением объемов работ по рабочим чертежам, разработанным после утверждения проекта (рабочего проекта);

  • ошибками в сметах, включая арифметические, выявленных после утверждения проектной документации;
  • изменениями проектных решений в рабочей документации и т. д.

Резерв средств на непредвиденные работы и затраты определяется от итога глав 1-12 (1-9 по объектам капитального ремонта) и показывается отдельной строкой с распределением по графам 4-8 в зависимости от стадии проектирования.

Резерв средств может определяться в размере не более 2% для объектов социальной сферы и не более 3% - для объектов производственного назначения.

По уникальным и особо сложным объектам строительства размер средств на непредвиденные работы и затраты может быть установлен в размере до 10% по согласованию с соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области строительства.

При составлении сметных расчетов по объектам-аналогам и другим укрупненным нормативам на предпроектной стадии резерв средств на непредвиденные работы и затраты возможно принимать в размере до 10%.

В расчётах между заказчиком и подрядчиком фактически выполненные объёмы работ в ряде случаев возникает вопрос по учёту резерва средств на непредвиденные работы и затраты, входящего в состав сводного сметного расчёта стоимости строительства. При этом часть резерва может входить в состав объектной сметы (МДС 81-35.2004, п. 4.33). Возможно ли в промежуточных расчётах включать часть рассматриваемого резерва? Ответ на данный вопрос должен вытекать из договора строительного подряда. Иначе, особенно при бюджетном финансировании, проверяющие органы, КРУ например, могут руководствоваться положением п. 4.33 МДС 81-35.2004: «При расчётах между заказчиком и подрядчиком за фактически выполненные объёмы работ этот часть резерва подрядчику не передаётся, а остаётся в распоряжении заказчика». Однако далее в п. 4.96 Методики сказано: «При расчётах за выполненные работы по договорам с установленной твёрдой договорной ценой резерв средств на непредвиденные работы и затраты в актах приёмки выполненных работ не расшифровывается и оплачивается заказчиком по норме, согласованной при формировании договорной цены».

  • 1% - для жилых и общественных зданий;
  • 1,5% - для прочих объектов и сооружений.

При составлении смет на дополнительные работы, выявленные в процессе строительства (ремонта), резерв средств на непредвиденные работы и затраты не учитывается.

Средства на возмещение затрат, возникающих в связи с введением в действие новых нормативных актов

Дополнительные средства на возмещение затрат, выявившихся после утверждения проектной документации в связи с введением в действие новых нормативных актов, рекомендуется включать в сводный сметный расчет отдельной строкой (в соответствующие главы) с последующим изменением итоговых показателей стоимости строительства.

При составлении смет на дополнительные работы, выявленные в процессе строительства (ремонта), резерв средств на непредвиденные работы и затраты не учитывается.

  • ГСНр 81-05-02-2001 (Сборник сметных норм дополнительных затрат при производстве ремонтно-строительных работ в зимнее время)
  • ГСН 81-05-01-2001 (Сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений)
  • ГСНр-81-05-01-2001 (Сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений при производстве ремонтно-строительных работ)
  • Письмо Минтруда России и Госстроя от 10.10.91 № 1336-ВК/1-Д «О размерах средств на премирование за ввод в действие производственных мощностей и объектов строительства».
  • Постановление Правительства РФ от 31.05.00 №420, письмо Госстроя РФ от 10.03.98 № ВБ-20-82/12 «Об оплате расходов по добровольному страхованию строительных рисков».

  • Письмо Госстроя РФ от 18.03.98 № ВБ-20-98/12 «Об учете лизинговых платежей в сметной документации».
  • Письмо Госстроя РФ от 27.10.03 №НК-6848/10 «О порядке отнесения затрат на выполнение пусконаладочных работ».

  • Постановление Госстроя РФ от 13.02.03 № 17 «О нормативных затратах на содержание службы заказчика-застройщика при строительстве объектов для государственных нужд за счет средств федерального бюджета на 2003-2004 гг.».
  • Постановление Госстроя России от 18.08.97 № 18-44 «Порядок определения стоимости работ по проведению экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений на территории Российской Федерации».

  • МДС 81-7.2000 Методическое пособие по расчету затрат на службу заказчика-застройщика
  • Практическое пособие под общей редакцией П.В. Горячкина «Составление смет в строительстве на основе сметно-нормативной базы 2001г.».