До реформирования в России существовала распределительная пенсионная система – взносы, которые отчисляли работодатели от зарплаты работника, направлялись в ПФ РФ, а оттуда – на покрытие страховых выплат других граждан. После реформы пенсионеру производят расчет размера страховых выплат и отдельно начисляется накопительная часть пенсии, которая напрямую зависит от суммы уплаченных из заработной платы взносов.
Рассчитывать на страховые пенсионные начисления по старости можно только при наличии полного трудового стажа, иначе граждане получают установленную государством социальную выплату. Что такое накопительная пенсия для застрахованного лица? С реформированием системы страхования пенсионеры приобрели право на получение прибавки к размеру начислений (социальных или по старости) благодаря направлению части уплаченных взносов на индивидуальные счета трудоустроенных лиц.
Аккумулированные средства принадлежат конкретному лицу, не перенаправляются на выплаты другим пенсионерам и гарантированно будут выплачены владельцу счета при достижении пенсионного возраста даже при отсутствии требуемого страхового стажа. Взносы работодателя, которые хранятся на личном счету гражданина, получили название – накопительная часть пенсии.
Нормативная регуляция осуществляется законами:
Начала формироваться накопительная часть трудовой пенсии после присвоения всем гражданам персонального номера лицевого счета. С 2002 по 2004 год часть уплаченных работодателем взносов направляется в Накопительный пенсионный фонд и оседает на личных счетах трудоустроенных лиц. С 2016 года право на дальнейшее формирование накоплений предоставляется только гражданам 1967 года рождения и моложе.
Определиться и заявить о решении выбора системы распределения страховых взносов они были обязаны до конца 2015 года. Для начавших трудовую деятельность время для выбора системы распределения страховых взносов составляет 5 лет или до исполнения работнику 23 лет. Для молчунов, которые не написали заявление, автоматически все 22 процента взносов будут направляться на страховые выплаты.
Минусом формирования накоплений является то, что для этих средств не предусмотрена индексация на уровень инфляции – страховая часть ежегодно индексируется. Существуют положительные отличия такого вида выплат:
Для формирования накопления предусмотрены законодательством следующие источники:
С января 2015 года изменяются подходы и порядок начисления пенсионных выплат:
С этого времени накопительная часть пенсии выделена в самостоятельный вид и рассчитывается отдельно. Перечисленные взносы учитываются в денежном выражении и полностью выплачиваются гражданам при достижении пенсионного возраста или при назначении социальных выплат получателям пособий. Размер ежемесячных выплат гражданам определяется путем деления общей суммы накопленных средств на количество ожидаемых месяцев получения начислений.
В 2019 году для расчета используется утвержденная величина – 240 (временем дожития после пенсии считается 20 лет). При выходе на заслуженный отдых в возрасте старшем, чем установлено законодательством, размер выплат увеличивается из-за уменьшения количества месяцев. После обращения при расчете учитываются все средства, сосредоточенные на личном счету:
При наличии договора с НПФ Сбербанка можно получить сведения о сумме накоплений на сайте организации онлайн. Для этого необходимо ввести паспортные данные и перейти в личный кабинет. Для получения информации о состоянии счета можно воспользоваться услугами банка – партнера НПФ. Для этого необходимо:
Информацию о сумме накоплений можно получить на сайте ПФР. Для этого в Личном кабинете портала государственных услуг необходимо:
Получить информацию о состоянии личного счета можно в ПФ по месту жительства или в негосударственном пенсионном фонде, с которым заключено соглашение на инвестирование взносов. Для этого необходимо:
Как узнать накопительную часть пенсии трудоустроенному гражданину? Доступом к данным застрахованного лица располагает работодатель, который совершает отчисление взносов. Обратиться за сведениями необходимо в бухгалтерию предприятия и:
После обращения за выплатой застрахованному лицу рассчитают ежемесячные начисления. Для получения средств предусмотрено несколько схем:
Право на получение накопленных средств предусмотрено законодательством для категорий граждан, у которых соблюдены одновременно условия:
Время обращения застрахованных граждан за оформлением начисления накоплений не регламентируется законодательством, а сроки получения (назначения) выплат установлены такие:
До достижения страхового возраста оформить досрочную пенсию можно по случаю установления инвалидности. Досрочное получение возможно при наступлении смерти застрахованного лица. Получить накопления умершего могут правопреемники – лица, указанные в заявлении в ПФ. При отсутствии такого документа право получения имеют наследники – близкие родственники в случае оформления заявления в течение 6 месяцев со дня смерти.
Кто может получить накопительную часть пенсии единовременно согласно законодательству? Такие выплаты предусмотрены:
Согласно законодательству застрахованное лицо имеет право самостоятельно распоряжаться накоплениями. Принявшим решение формировать накопления необходимо написать заявление в ПФР и выбрать один из вариантов:
За время трудовой деятельности размер пенсионного накопления застрахованного лица может превысить сумму перечисленных средств за счет предусмотренного законодательством инвестирования. Взносы используются компаниями для финансирования экономики – помещаются в государственные облигации или акции российских предприятий и приносят его владельцам прибыль.
При выборе одного из вариантов: УК или ГУК застрахованное лицо остается на учете в ПФ, а выбранная компания получает право распоряжаться накоплениями на фондовом рынке. Высокий процент прибыли можно получить при заключении договора с НПФ. При таком варианте вложений учет поступления взносов и доходов от инвестиций ведет управляющая компания НПФ. В пользу выбора компании могут свидетельствовать следующие факторы:
Застрахованному лицу предоставлена возможность перехода из одного фонда в другой. При решении перевестись в НПФ или УК необходимо посетить офис выбранной компании с паспортом и карточкой СНИЛС, заключить договор, а после написать в ПФ заявление о переводе накопительных средств. В случае перехода в ГУК нужно предоставить заявления в ПФ. Решение о переводе принимается в следующем году до 31 марта.
Застрахованные лица могут пользоваться возможностью перехода ежегодно. Без потерь затребовать перевод средств можно раз в пять лет. Управляющие компании оставляют за собой право не выплачивать доход, если такое правило нарушено. В случае, когда деньги переводятся в убыточном для компании периоде, можно получить накопления в размере меньше номинала.
Согласно законодательству застрахованному лицу предоставляются три варианта использования взносов:
С 1.01.14г. вступил в силу Закон, согласно которому вводятся изменения относительно пенсионных отчислений россиян. Документом регламентируется не только перераспределение сумм на различные страховую и накопительную части трудовой пенсии, но и пересмотр действующих тарифов страховых взносов. Рассмотрим детально изменения, чтобы понять, каким образом удастся обеспечить достойный размер пенсионных выплат в будущем.
Разберемся, чем страховая и накопительная часть пенсии отличаются друг от друга. Обе части отличны тем от базовой составляющей, что не являются фиксированными величинами, а зависят от зарплаты гражданина. Страховую часть и накопительную часть пенсии рассчитывают, ориентируясь на срок дожития (228 месяцев).
Страховая часть гарантируется государством каждому гражданину РФ. Это не зависит от того, какая компания будет управлять накопительной частью. Отчисляемые суммы расходуются на выплату сумм нынешним пенсионерам.
Накопительная часть предназначена для хранения на индивидуальном счету денежных средств, которые не могут тратиться на государственные нужды. Величина накоплений полностью зависит от выбора гражданина и его деловой активности.
Работники 1967 г.р. и моложе их должны определиться относительно способа формирования тарифа для накопительной части до 31.12.15г.:
Страховая часть трудовой пенсии будет рассчитываться по новой формуле лишь у граждан, которые впервые начнут работать в 2015г. Тем, кто имеет трудовой стаж, пенсионные права в 2014г. конвертируют в новый инструмент учета – индивидуальные пенсионные коэффициенты. Величину «годового пенсионного коэффициента» планируется рассчитывать как отношение величины уплаченных работодателем взносов на страховую часть, умноженной на 10% (16%), к величине взносов с максимальной заработной платы, умноженной на 16%. Полученную величину нужно умножить на 10. Таким коэффициентом будет оцениваться ежегодная трудовая деятельность человека.
16% отчислений работодателя будут направлены на страховую часть в случае отказа работником формировать накопительную часть, 10% – в случае подачи заявления в негосударственный пенсионный фонд (НПФ). Для граждан старше 1967 г.р. будет действовать лишь страховая часть пенсии.
Страховая часть будет исчисляться в баллах, исходя из трудового стажа, уровня зарплаты, даты выхода человека на пенсию. Получать социальную помощь смогут лишь те, кто набрал 30 баллов. Минимальный стаж, который предусматривает выплаты пенсии по старости, увеличится до 15 лет. С 2015г. необходимый стаж должен быть 6 лет, ежегодно увеличиваясь. Размер зарплаты, которая облагается страховыми взносами, также будет увеличен до 2,3 средних зарплат вместо нынешнего показателя 1,6.
Для большинства компаний тарифы страховых взносов остались на уровне 2013г.:
C 2015 г. в РФ будет введен новый принцип расчета трудовой пенсии, который позволит закрыть «пенсионные дыры». Предполагается, что новоиспеченные пенсионеры с 2015 г. смогут решить указанную проблему без повышения пенсионного возраста, уменьшения выплат или передачи дополнительной нагрузки налогоплательщикам.
Итак, новая система предполагает:
Выплаты базовой пенсии будут возложены на Федеральный бюджет. Изначально она привязывается к базовому размеру с ежегодной индексацией 1.04. Размер повышения зависит от роста цен на потребительскую корзину или от уровня инфляции.
Сохранить пенсионные выплаты без поднятия возрастной планки можно посредством индексации выплат. Это зависит от реального возраста при выходе на пенсию. К примеру, работнику, который не оформил пенсию в срок и продолжает работать свыше года, добавят к начисленной пенсии 5,6%, от двух лет – 12%, от трех – 19% и дальше. Легко подсчитать, что выйдя на пенсию позже на 10 лет, нежели положено по возрасту, человек будет получать сумму, большую 2,11 раза.
Почему важно успеть определиться с выбором НПФ до 2015г.? Люди, не обратившиеся в ПФ до 01.01.15г., лишатся 6%, подлежащих на сегодняшний момент отчислению на накопительную часть их трудовой пенсии из взносов работодателя. Они будут автоматически перенаправлены на страховую части пенсии. Тех граждан, кто уже перевел накопительную часть в НПФ или подал заявление о выборе управляющей компании, указанная процедура не коснется.
В условиях, когда средняя доходность инвестиций государственного агента Внешэкономбанка составляет до 9,9%, а уровень инфляции в свою очередь достигает 9,7%, представляется нецелесообразным оперативно переводить свои накопления в негосударственный фонд.
Важно знать:
Формирование пенсионных средств осуществляется за счет бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Для выяснения вопроса о порядке и источниках финансирования трудовых пенсий п. 1 ст. 6 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» отсылает нас к Федеральному закону «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 18 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании» средства бюджета Пенсионного фонда РФ имеют целевое назначение, одной из целей расходования средств бюджета ПФР является выплата трудовой пенсии.
Бюджет Пенсионного фонда РФ в свою очередь формируется в соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании» за счет:
1) страховых взносов, в основном к ним относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – часть этих взносов направляется в федеральный бюджет, часть – в бюджет ПФР;
2) средств федерального бюджета, к которым в первую очередь относится часть единого социального налога, перечисляемого из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда РФ;
3) сумм пеней и иных финансовых санкций;
4) доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
5) добровольных взносов физических и юридических лиц, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;
6) иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Структура трудовых пенсий, установленная Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ», предполагает три составные части трудовых пенсий: страховую, базовую и накопительную. Части трудовых пенсий в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании» формируются за счет разных источников финансирования. Финансирование базовой части трудовых пенсий осуществляется за счет средств единого социального налога, финансирование страховой и накопительной части трудовых пенсий осуществляется за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Единый социальный налог и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование имеют единый объект налогообложения и налоговую базу. Как единый социальный налог, так и страховые взносы уплачивают организации, предприятия и частные предприниматели с заработной платы своих работников, а также с иных положенных работникам вознаграждений за трудовую деятельность, в том числе за трудовую деятельность по договорам гражданско-правового характера. Различаются эти два вида обязательных выплат тем, что единый социальный налог уплачивается за счет средств работодателя, исходя из размеров выплаченной заработной платы, а страховые взносы на обязательное пенсионное страхование взимаются работодателем с доходов работников. Общий размер отчислений в Пенсионный фонд, по взимаемых с доходов работников на обязательное пенсионное страхование, установлен на уровне 14 %.
Статья 238 НК РФ устанавливает перечень средств, которые не подлежат налогообложению и с которых не взыскиваются не только единый социальный налог, но и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Не подлежат налогообложению:
1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;
2) все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с:
а) возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;
б) бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;
в) оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;
г) оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;
д) увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск;
е) возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;
ж) трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;
з) выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком:
а) физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ;
б) членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;
в) работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка, но не более 50 тыс. руб. на каждого ребенка;
4) суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу, налогоплательщикам – финансируемым из федерального бюджета государственными учреждениями или организациями – в пределах размеров, установленных законодательством РФ;
5) доходы глав крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации – в течение пяти лет начиная с года регистрации хозяйства;
6) доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;
7) суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством РФ; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица;
8) взносы работодателя, уплаченные налогоплательщиком в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», в сумме уплаченных взносов, но не более 12 000 руб. в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы работодателя;
9) стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая налогоплательщиком лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с действующим законодательством, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами;
10) суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, комиссиями референдума, а также из средств избирательных фондов кандидатов на должность Президента РФ, кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, кандидатов на должность в ином государственном органе субъекта РФ, предусмотренном конституцией, уставом субъекта РФ и избираемом непосредственно гражданами, кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, кандидатов на должность главы муниципального образования, на иную должность, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов, избирательных фондов избирательных объединений, избирательных фондов региональных отделений политических партий, не являющихся избирательными объединениями, из средств фондов референдума инициативной группы по проведению референдума РФ, референдума субъекта РФ, местного референдума, инициативной агитационной группы референдума РФ, иных групп участников референдума субъекта РФ, местного референдума за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний, кампаний референдума;
11) стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам, обучающимся, воспитанникам в соответствии с законодательством РФ, а также государственным служащим федеральных органов власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании;
12) стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством РФ отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников;
13) суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3 000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период;
14) суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников, включаемые в составе расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;
15) суммы, выплачиваемые организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Пункт 3 ст. 6 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» регламентирует, что накопительная часть трудовой пенсии устанавливается только при наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Основная функция накопительной части трудовых пенсий – защитить от инфляции и увеличивать размер трудовых пенсий. С этими целями устанавливается следующий порядок финансирования накопительной части трудовых пенсий: отчисления на накопительную часть трудовых пенсий поступают в Пенсионный фонд РФ и до поступления на индивидуальные лицевые счета граждан не являются персонифицированными. В период с момента поступления этих средств в Пенсионный Фонд и до момента их перечисления на индивидуальные лицевые счета граждан государство имеет право инвестировать данные накопительные отчисления в доходные активы. Таким способом обеспечиваются защита данных средств от инфляции и увеличение их размеров. После поступления страховых взносов из Пенсионного фонда РФ на индивидуальные лицевые счета граждан эти взносы уже не являются собственностью государства, и государство теряет право на распоряжение ими. С этого момента страховые взносы, перечисленные на финансирование накопительной части трудовых пенсий, являются собственностью гражданина.
Действует Редакция от 11.03.2002
ПИСЬМО ПФ РФ от 11.03.2002 N МЗ-09-25/2186
Часть IV. ТАРИФЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ
Тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации установлен статьями и Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ.
Данными статьями тариф страховых взносов установлен отдельно для финансирования страховой части трудовой пенсии и для финансирования накопительной части трудовой пенсии.
Для правильного применения тарифов страховых взносов необходимо разделить всех физических лиц, в пользу которых производятся выплаты, на три возрастные группы:
1) мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше;
2) мужчины с 1953 по 1966 годы рождения и женщины с 1957 и 1966 годы рождения;
3) мужчины и женщины 1967 года рождения и моложе.
Для первых двух групп применяется тариф страховых взносов, установленный статьей 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, для третьей группы - в 2002 - 2005 годах применяется тариф переходного периода, установленный статьей 33 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, а с 2006 года и дальше - тариф, установленный статьей 22 , как и для двух первых групп.
Следует также отметить, что в пункте 3 статьи 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, регулирующем порядок применения регрессивной шкалы тарифов страховых взносов, содержится ссылка на аналогичную норму статьи 241 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть доступ к регрессии по страховым взносам аналогичен доступу к регрессии по единому социальному налогу.
Вместе с тем пункт 2 статьи 241 Налогового кодекса Российской Федерации с 01.01.2002 претерпел значительные изменения. Начиная с указанной даты страхователь может применять регрессивную шкалу ставок единого социального налога (тарифов страховых взносов) независимо от размера выплат застрахованным лицам в предыдущем году. Таким образом, теперь осталось только одно условие для применения регрессивной шкалы, согласно которому налоговая база в среднем на одного работника, разделенная на количество месяцев, прошедших с начала года, должна составлять сумму не менее 2500 руб. (в 2001 году указанный норматив составлял 4200 руб.). Но если хотя бы в одном из месяцев данное условие будет нарушено, страхователь не сможет применять регрессивную шкалу до конца налогового периода (года).
Как и прежде, в данном расчете нельзя учитывать суммы, выданные 10 процентам (если численность работников превышает 30 человек) или 30 процентам (если работает менее 30 человек) наиболее высокооплачиваемых сотрудников.
С 2002 года применяются следующие тарифы страховых взносов:
1) для выступающих в качестве работодателей страхователей, за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств:
на финансирование страховой части трудовой пенсии | на финансирование накопительной части трудовой пенсии | |||
До 100 000 рублей | 14,0 процентов | 0,0 процента | 12,0 процентов | 2,0 процента |
14 000 рублей + 7,9 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей | 0,0 процента | 12 000 рублей + 6,8 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей | ||
29 800 рублей + 3,95 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей | 0,0 процента | 25 600 рублей + 3,39 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей | ||
Свыше 600 000 рублей | 41 650 рублей | 0,0 процента | 35 770 рублей | 5 880 рублей |
2) для выступающих в качестве работодателей - организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств:
База для начисления страховых взносов на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года | Для мужчин 1952 года рождения и старше и женщин 1956 года рождения и старше | Для мужчин с 1953 по 1967 год рождения и женщин с 1956 по 1967 год рождения | ||
на финансирование страховой части трудовой пенсии | на финансирование накопительной части трудовой пенсии | на финансирование страховой части трудовой пенсии | на финансирование накопительной части трудовой пенсии | |
До 100 000 рублей | 10,3 процента | 0,0 процента | 8,3 процента | 2,0 процента |
От 100 001 рубля до 300 000 рублей | 10 300 рублей + 7,9 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей | 0,0 процента | 8 300 рублей + 6,8 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей | 2 000 рублей + 1,1 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей |
От 300 001 рубля до 600 000 рублей | 26 100 рублей + 3,95 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей | 0,0 процента | 21 900 рублей + 3,39 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей | 4 200 рублей + 0,56 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей |
Свыше 600 000 рублей | 37 950 рублей | 0,0 процента | 32 070 рублей | 5 880 рублей |
Для лиц 1967 г.р. и моложе будут действовать следующие тарифы страховых взносов:
1) для выступающих в качестве работодателей страхователей, за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств составят:
База для начисления страховых взносов на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года | 2002 - 2003 годы | 2004 год | 2005 год | 2006 год и далее | ||||
на финансирование страховой части трудовой пенсии | на финансирование накопительной части трудовой пенсии | на финансирование страховой части трудовой пенсии | на финансирование накопительной части трудовой пенсии | на финансирование страховой части трудовой пенсии | на финансирование накопительной части трудовой пенсии | на финансирование страховой части трудовой пенсии | на финансирование накопительной части трудовой пенсии | |
До 100 000 рублей | 11,0 процентов | 3,0 процента | 10,0 процентов | 4,0 процента | 9,0 процентов | 5,0 процентов | 8,0 процентов | 6,0 процентов |
От 100 001 рубля до 300 000 рублей | 11 000 рублей + 6,21 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей | 3 000 рублей + 1,69 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей | 10 000 рублей + 5,64 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей | 4 000 рублей + 2,26 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей | 9 000 рублей + 5,08 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей | 5 000 рублей + 2,84 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей | 8 000 рублей + 4,5 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей | 6 000 рублей + 3,4 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей |
От 300 001 рубля до 600 000 рублей | 23 420 рублей + 3,1 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей | 6 380 рублей + 0,85 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей | 21 280 рублей + 2,82 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей | 8 520 рублей + 1,13 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей | 19 160 рублей + 2,54 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей | 10 640 рублей + 1,41 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей | 17 000 рублей + 2,26 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей | 12 800 рублей + + 1,69 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей |
Свыше 600 000 рублей | 32 720 рублей | 8 930 рублей | 29 740 рублей | 11 910 рублей | 26 780 рублей | 14 870 рублей | 23 780 рублей | 17 870 рублей |
2) для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств:
База для начисления страховых взносов на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года |
С 01.01.2014 страховые взносы на обязательное пенсионное страхование перечисляются в ПФР единым платежом без разбивки на страховую и накопительную части (ст. 22.2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ). О накопительных взносах в Пенсионный фонд в 2016 год расскажем в нашей консультации.
В 2014 — 2018 годах для организаций и ИП, производящих выплаты физическим лицам и не имеющих право на пониженные тарифы, применяются следующие тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование:
Предельная величина базы для начисления страховых взносов в ПФР в 2016 году установлена в размере 796 000 рублей (Постановление Правительства от 26.11.2015 № 1265).
Перечисленную единым платежным документом сумму страховых взносов ПФР распределяет на страховую и накопительную части трудовой пенсии работника самостоятельно с учетом выбранного таким работником варианта пенсионного обеспечения.
Если страхователь погашает задолженность по накопительным взносам, образовавшуюся до 01.01.2014, то уплачивать эту сумму необходимо отдельным от страховой части платежным поручением по следующим КБК:
В 2016 году работодатель может перечислять средства на накопительную часть пенсии работников: