Финансирование страховой части трудовой пенсии. Накопительные взносы в пенсионный фонд

Бюджет

До реформирования в России существовала распределительная пенсионная система – взносы, которые отчисляли работодатели от зарплаты работника, направлялись в ПФ РФ, а оттуда – на покрытие страховых выплат других граждан. После реформы пенсионеру производят расчет размера страховых выплат и отдельно начисляется накопительная часть пенсии, которая напрямую зависит от суммы уплаченных из заработной платы взносов.

Что такое накопительная часть пенсии

Рассчитывать на страховые пенсионные начисления по старости можно только при наличии полного трудового стажа, иначе граждане получают установленную государством социальную выплату. Что такое накопительная пенсия для застрахованного лица? С реформированием системы страхования пенсионеры приобрели право на получение прибавки к размеру начислений (социальных или по старости) благодаря направлению части уплаченных взносов на индивидуальные счета трудоустроенных лиц.

Аккумулированные средства принадлежат конкретному лицу, не перенаправляются на выплаты другим пенсионерам и гарантированно будут выплачены владельцу счета при достижении пенсионного возраста даже при отсутствии требуемого страхового стажа. Взносы работодателя, которые хранятся на личном счету гражданина, получили название – накопительная часть пенсии.

Закон о накопительной части пенсии

Нормативная регуляция осуществляется законами:

  1. «О накопительной пенсии». Был принят 28 декабря 2013 года, изменения внесены 23.05.2016 года.
  2. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения" от 4.12.2013 года.

С какого года началась

Начала формироваться накопительная часть трудовой пенсии после присвоения всем гражданам персонального номера лицевого счета. С 2002 по 2004 год часть уплаченных работодателем взносов направляется в Накопительный пенсионный фонд и оседает на личных счетах трудоустроенных лиц. С 2016 года право на дальнейшее формирование накоплений предоставляется только гражданам 1967 года рождения и моложе.

Определиться и заявить о решении выбора системы распределения страховых взносов они были обязаны до конца 2015 года. Для начавших трудовую деятельность время для выбора системы распределения страховых взносов составляет 5 лет или до исполнения работнику 23 лет. Для молчунов, которые не написали заявление, автоматически все 22 процента взносов будут направляться на страховые выплаты.

Отличие накопительной части пенсии от страховой

Минусом формирования накоплений является то, что для этих средств не предусмотрена индексация на уровень инфляции – страховая часть ежегодно индексируется. Существуют положительные отличия такого вида выплат:

  1. Вся сумма накоплений выплачивается при наступлении страхового случая даже при отсутствии обязательного трудового стажа.
  2. Возможность получить доход – увеличить сумму перечисленных взносов за счет инвестирования.
  3. Предусмотрено право наследования накопительной пенсии умершего.

Как формируется

Для формирования накопления предусмотрены законодательством следующие источники:

  1. Обязательные пенсионные отчисления. Они включают сосредоточенные на личном счету трудоустроенных лиц средства периода 2002-2004 года, а также распределение перечисленных работодателем взносов после пенсионной реформы 2013 года. По принятому закону 16 процентов отчисляются на страховые выплаты. Тариф на финансирование накопительных выплат составляет 6%. С 2014 года введен мораторий на формирование накоплений: из-за нехватки денежных средств в государственном бюджете весь размер уплаченных взносов направляется на страховые выплаты. Заморозку накопительных перечислений продлили и на 2019 год.
  2. Добровольные взносы предусмотрены для всех категорий граждан.
  3. Средства Фонда софинансирования пенсий. С 2008 года по 5 ноября 2015 года лица, которые внесли на личный счет деньги в размере от 2000 до 12000 рублей получали увеличение суммы накоплений в 2 раза. Для граждан, достигших пенсионного возраста и не обратившихся за начислением пенсионных выплат, сумма внесенных денег возрастает в четыре раза.
  4. Средства материнского капитала могут пополнить личный счет в случае написания заявления застрахованным лицом.

Расчет накопительной пенсии

С января 2015 года изменяются подходы и порядок начисления пенсионных выплат:

  1. Методика начисления страховой части базируется на учете ежегодных пенсионных баллов, величина которых зависит от уровня заработка.
  2. Прежнее понятие базового размера в формуле расчета заменено на фиксированный показатель, который утверждается решением правительства и представляет собой минимальный, гарантированный государством при обязательном страховом стаже, уровень пенсионных выплат.
  3. Повышение размера пенсионных начислений возможно за счет накопления суммы страховых баллов и применения пенсионного коэффициента, который повышается с увеличением возраста выхода на заслуженный отдых.

С этого времени накопительная часть пенсии выделена в самостоятельный вид и рассчитывается отдельно. Перечисленные взносы учитываются в денежном выражении и полностью выплачиваются гражданам при достижении пенсионного возраста или при назначении социальных выплат получателям пособий. Размер ежемесячных выплат гражданам определяется путем деления общей суммы накопленных средств на количество ожидаемых месяцев получения начислений.

В 2019 году для расчета используется утвержденная величина – 240 (временем дожития после пенсии считается 20 лет). При выходе на заслуженный отдых в возрасте старшем, чем установлено законодательством, размер выплат увеличивается из-за уменьшения количества месяцев. После обращения при расчете учитываются все средства, сосредоточенные на личном счету:

  • страховые и добровольные взносы;
  • средства материнского капитала;
  • прибавка, полученная в рамках программы софинансирования;
  • доходы, начисленные при инвестировании накоплений.

Как узнать сумму накоплений

При наличии договора с НПФ Сбербанка можно получить сведения о сумме накоплений на сайте организации онлайн. Для этого необходимо ввести паспортные данные и перейти в личный кабинет. Для получения информации о состоянии счета можно воспользоваться услугами банка – партнера НПФ. Для этого необходимо:

  • заполнить заявление;
  • получить выписку о состоянии счета.

Через интернет

Информацию о сумме накоплений можно получить на сайте ПФР. Для этого в Личном кабинете портала государственных услуг необходимо:

  • пройти регистрацию: заполнить предусмотренную форму;
  • подтвердить регистрацию с помощью полученного кода;
  • дождаться получения доступа к аккаунту;
  • авторизоваться;
  • активировать раздел Электронные услуги;
  • выбрать пункт Пенсионный фонд;
  • узнать интересующие данные.

В пенсионном фонде

Получить информацию о состоянии личного счета можно в ПФ по месту жительства или в негосударственном пенсионном фонде, с которым заключено соглашение на инвестирование взносов. Для этого необходимо:

  • предъявить сотруднику паспорт и страховой номер;
  • написать заявление;
  • подождать 10-15 минут и получить справку о сумме накопленных средств.

Через работодателя

Как узнать накопительную часть пенсии трудоустроенному гражданину? Доступом к данным застрахованного лица располагает работодатель, который совершает отчисление взносов. Обратиться за сведениями необходимо в бухгалтерию предприятия и:

  • предъявить паспорт и номер лицевого счета;
  • написать или изложить устное заявление о выдаче информации;
  • получить выписку.

Выплата накопительной части пенсии

После обращения за выплатой застрахованному лицу рассчитают ежемесячные начисления. Для получения средств предусмотрено несколько схем:

  1. Единовременная выплата. Выдача всех накоплений производится одной суммой.
  2. Срочная. Продолжительность выплат определяет владелец счета, но она не может быть меньше 10 лет.
  3. Пожизненная. Выплаты производятся ежемесячно.

Кто может получить

Право на получение накопленных средств предусмотрено законодательством для категорий граждан, у которых соблюдены одновременно условия:

  • застрахованные лица были трудоустроены, и за них работодатель с заработной платы перечислял страховые взносы в пенсионный фонд;
  • наступил страховой случай;
  • на момент оформления пенсии существует остаток средств на личном счету.

Когда можно получить

Время обращения застрахованных граждан за оформлением начисления накоплений не регламентируется законодательством, а сроки получения (назначения) выплат установлены такие:

  • следующая дата за днем подачи заявления и пакета документов.
  • следующая за днем увольнения дата, если заявление написано на протяжении 30 дней после прекращения трудовых отношений с работодателем.

Как получить досрочно

До достижения страхового возраста оформить досрочную пенсию можно по случаю установления инвалидности. Досрочное получение возможно при наступлении смерти застрахованного лица. Получить накопления умершего могут правопреемники – лица, указанные в заявлении в ПФ. При отсутствии такого документа право получения имеют наследники – близкие родственники в случае оформления заявления в течение 6 месяцев со дня смерти.

Возврат накопительной части пенсии

Кто может получить накопительную часть пенсии единовременно согласно законодательству? Такие выплаты предусмотрены:

  1. Для лиц, получающих страховые выплаты по инвалидности, при потере кормильца или по социальному обеспечению (у которых по достижении пенсионного возраста не хватает трудового стажа или пенсионных баллов)
  2. Для граждан, у которых рассчитанный размер накопительных начислений составляет 5% и менее от размера трудовых выплат.

Управление накопительной частью пенсии

Согласно законодательству застрахованное лицо имеет право самостоятельно распоряжаться накоплениями. Принявшим решение формировать накопления необходимо написать заявление в ПФР и выбрать один из вариантов:

  • управляющую компанию (УК), имеющую договор с ПФ;
  • инвестиционный портфель государственной управляющей компании (ГУК) – Внешэкономбанка;
  • негосударственный пенсионный фонд (НПФ).

За счет чего увеличивается накопительная пенсия

За время трудовой деятельности размер пенсионного накопления застрахованного лица может превысить сумму перечисленных средств за счет предусмотренного законодательством инвестирования. Взносы используются компаниями для финансирования экономики – помещаются в государственные облигации или акции российских предприятий и приносят его владельцам прибыль.

Как выбрать НПФ для накопительной части

При выборе одного из вариантов: УК или ГУК застрахованное лицо остается на учете в ПФ, а выбранная компания получает право распоряжаться накоплениями на фондовом рынке. Высокий процент прибыли можно получить при заключении договора с НПФ. При таком варианте вложений учет поступления взносов и доходов от инвестиций ведет управляющая компания НПФ. В пользу выбора компании могут свидетельствовать следующие факторы:

  • значительная продолжительность ее деятельности;
  • большое количество застрахованных лиц, выбравших компанию;
  • стабильные финансовые показатели;
  • положительные отзывы клиентов;
  • первые позиции в рейтинге по данным независимых агентств.

Как перевести накопительную часть пенсии

Застрахованному лицу предоставлена возможность перехода из одного фонда в другой. При решении перевестись в НПФ или УК необходимо посетить офис выбранной компании с паспортом и карточкой СНИЛС, заключить договор, а после написать в ПФ заявление о переводе накопительных средств. В случае перехода в ГУК нужно предоставить заявления в ПФ. Решение о переводе принимается в следующем году до 31 марта.

Застрахованные лица могут пользоваться возможностью перехода ежегодно. Без потерь затребовать перевод средств можно раз в пять лет. Управляющие компании оставляют за собой право не выплачивать доход, если такое правило нарушено. В случае, когда деньги переводятся в убыточном для компании периоде, можно получить накопления в размере меньше номинала.

Как использовать накопительную часть пенсии

Согласно законодательству застрахованному лицу предоставляются три варианта использования взносов:

  1. Отказаться от накопительных взносов для увеличения страховых отчислений. При таком способе увеличится сумма пенсионных баллов. Только в случае наличия обязательного трудового стажа при достижении пенсионного возраста можно надеяться на повышение общего размера страхового начисления.
  2. Формировать накопления, использовать их для инвестирования через НПФ – так государство предоставляет возможность застрахованным лицам получить прибыль не с помощью собственных свободных средств, а от обязательных взносов. Иногда доходность от таких инвестиций превышает процентные ставки по банковским депозитам.
  3. Инвестировать средства с участием ГУК или УК. При наличии недоверия к негосударственным структурам существует возможность воспользоваться услугами компаний, деятельность которых строго контролируется государством. Доходность по такому размещению ниже, чем при инвестировании через НПФ. Часто процент прибыли по таким вложениям равняется уровню инфляции.

С 1.01.14г. вступил в силу Закон, согласно которому вводятся изменения относительно пенсионных отчислений россиян. Документом регламентируется не только перераспределение сумм на различные страховую и накопительную части трудовой пенсии, но и пересмотр действующих тарифов страховых взносов. Рассмотрим детально изменения, чтобы понять, каким образом удастся обеспечить достойный размер пенсионных выплат в будущем.

Разберемся, чем страховая и накопительная часть пенсии отличаются друг от друга. Обе части отличны тем от базовой составляющей, что не являются фиксированными величинами, а зависят от зарплаты гражданина. Страховую часть и накопительную часть пенсии рассчитывают, ориентируясь на срок дожития (228 месяцев).

Страховая часть гарантируется государством каждому гражданину РФ. Это не зависит от того, какая компания будет управлять накопительной частью. Отчисляемые суммы расходуются на выплату сумм нынешним пенсионерам.

Накопительная часть предназначена для хранения на индивидуальном счету денежных средств, которые не могут тратиться на государственные нужды. Величина накоплений полностью зависит от выбора гражданина и его деловой активности.

Накопительная часть трудовой пенсии

Работники 1967 г.р. и моложе их должны определиться относительно способа формирования тарифа для накопительной части до 31.12.15г.:

  • оставить 6%;
  • отказаться для увеличения страховой части пенсии.В первом случае нужно подать соответствующее заявление в ПФР или НПФ до 31.12.15г. При этом средства будут возвращены в ПФР, если НПФ прекратит свою работу по разным причинам. Если же работник не желает делать отчисления на накопительную часть, то на страховую часть пойдет 22%, из которых: 6% – солидарная часть тарифа, 16% – индивидуальная.Размер накопительной части трудовой пенсии регламентируется условиями того учреждения, которому работник доверит управление своими средствами. В случае сотрудничества с государственным ПФ и компанией, управляющей его активами (Внешэкономбанк), ежегодно 1.08 величина накопительной пенсии по результатам инвестиционной деятельности компании корректируется.

Страховая часть пенсии

Страховая часть трудовой пенсии будет рассчитываться по новой формуле лишь у граждан, которые впервые начнут работать в 2015г. Тем, кто имеет трудовой стаж, пенсионные права в 2014г. конвертируют в новый инструмент учета – индивидуальные пенсионные коэффициенты. Величину «годового пенсионного коэффициента» планируется рассчитывать как отношение величины уплаченных работодателем взносов на страховую часть, умноженной на 10% (16%), к величине взносов с максимальной заработной платы, умноженной на 16%. Полученную величину нужно умножить на 10. Таким коэффициентом будет оцениваться ежегодная трудовая деятельность человека.

16% отчислений работодателя будут направлены на страховую часть в случае отказа работником формировать накопительную часть, 10% – в случае подачи заявления в негосударственный пенсионный фонд (НПФ). Для граждан старше 1967 г.р. будет действовать лишь страховая часть пенсии.

Страховая часть будет исчисляться в баллах, исходя из трудового стажа, уровня зарплаты, даты выхода человека на пенсию. Получать социальную помощь смогут лишь те, кто набрал 30 баллов. Минимальный стаж, который предусматривает выплаты пенсии по старости, увеличится до 15 лет. С 2015г. необходимый стаж должен быть 6 лет, ежегодно увеличиваясь. Размер зарплаты, которая облагается страховыми взносами, также будет увеличен до 2,3 средних зарплат вместо нынешнего показателя 1,6.

Тарифы страховых взносов в 2014 г.

Для большинства компаний тарифы страховых взносов остались на уровне 2013г.:

  • 22% – отчисляются в ПФР;
  • 5,1% – отчисляются в ФФОМС;
  • 2,9% – отчисляются в ФСС.С выплат свыше предельной величины базы (624 тыс. руб. с 2014г.) взносы направляются лишь в ПФР (10%) на страховую часть. База рассчитывается с начала года нарастающим итогом по каждому работнику.

Новый расчет пенсии

C 2015 г. в РФ будет введен новый принцип расчета трудовой пенсии, который позволит закрыть «пенсионные дыры». Предполагается, что новоиспеченные пенсионеры с 2015 г. смогут решить указанную проблему без повышения пенсионного возраста, уменьшения выплат или передачи дополнительной нагрузки налогоплательщикам.

Итак, новая система предполагает:

  • базовую составляющую – представляет собой государственную гарантию выплат для всех без исключения граждан РФ при наступлении определенного законом возраста или соответствующего трудового стажа.
  • страховую составляющую – данная часть зависит преимущественно от добросовестности работодателя (размера уплаченных взносов) и состоятельности государства (экономической ситуации).
  • накопительную составляющую – ее размер формируется в добровольном и обязательном порядке, и зависит от воли работника.

Выплаты базовой пенсии будут возложены на Федеральный бюджет. Изначально она привязывается к базовому размеру с ежегодной индексацией 1.04. Размер повышения зависит от роста цен на потребительскую корзину или от уровня инфляции.

Сохранить пенсионные выплаты без поднятия возрастной планки можно посредством индексации выплат. Это зависит от реального возраста при выходе на пенсию. К примеру, работнику, который не оформил пенсию в срок и продолжает работать свыше года, добавят к начисленной пенсии 5,6%, от двух лет – 12%, от трех – 19% и дальше. Легко подсчитать, что выйдя на пенсию позже на 10 лет, нежели положено по возрасту, человек будет получать сумму, большую 2,11 раза.

Негосударственные пенсионные фонды

Почему важно успеть определиться с выбором НПФ до 2015г.? Люди, не обратившиеся в ПФ до 01.01.15г., лишатся 6%, подлежащих на сегодняшний момент отчислению на накопительную часть их трудовой пенсии из взносов работодателя. Они будут автоматически перенаправлены на страховую части пенсии. Тех граждан, кто уже перевел накопительную часть в НПФ или подал заявление о выборе управляющей компании, указанная процедура не коснется.

В условиях, когда средняя доходность инвестиций государственного агента Внешэкономбанка составляет до 9,9%, а уровень инфляции в свою очередь достигает 9,7%, представляется нецелесообразным оперативно переводить свои накопления в негосударственный фонд.
Важно знать:

  • Государство будет осуществлять пенсионные выплаты в любом случае, однако их размер зависит от человека.
  • Увеличить будущую пенсию в несколько раз можно лишь с помощью накопительной части.
  • Фонд нужно выбирать с учетом его доходности и рейтинга надёжности (А++ высшая степень). Можно выбирать фонд ежегодно (к примеру, где процент годовых выше).
  • При выборе НПФ следует ориентироваться на организации, работающие в вашем регионе. Иногда придется появляться там лично, поэтому фонд, расположенный поблизости, будет удобен.
  • Государство информировано о ваших накоплениях, так как на конец отчетного года фонды отчитываются в ПФР о сумме заработанных для вкладчиков денег.
  • Не забывайте, что государственные внебюджетные фонды (ФСФР, ПФР) на страже интересов граждан.Положительным моментом новой пенсионной реформы является вовлечение россиян в судьбу собственного будущего посредством контроля финансов. Возможность выбирать негосударственные пенсионные фонды позволит разумно увеличивать пенсионные накопления.

Формирование пенсионных средств осуществляется за счет бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Для выяснения вопроса о порядке и источниках финансирования трудовых пенсий п. 1 ст. 6 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» отсылает нас к Федеральному закону «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 18 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании» средства бюджета Пенсионного фонда РФ имеют целевое назначение, одной из целей расходования средств бюджета ПФР является выплата трудовой пенсии.

Бюджет Пенсионного фонда РФ в свою очередь формируется в соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании» за счет:

1) страховых взносов, в основном к ним относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – часть этих взносов направляется в федеральный бюджет, часть – в бюджет ПФР;

2) средств федерального бюджета, к которым в первую очередь относится часть единого социального налога, перечисляемого из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда РФ;

3) сумм пеней и иных финансовых санкций;

4) доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

5) добровольных взносов физических и юридических лиц, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;

6) иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Структура трудовых пенсий, установленная Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ», предполагает три составные части трудовых пенсий: страховую, базовую и накопительную. Части трудовых пенсий в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании» формируются за счет разных источников финансирования. Финансирование базовой части трудовых пенсий осуществляется за счет средств единого социального налога, финансирование страховой и накопительной части трудовых пенсий осуществляется за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Единый социальный налог и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование имеют единый объект налогообложения и налоговую базу. Как единый социальный налог, так и страховые взносы уплачивают организации, предприятия и частные предприниматели с заработной платы своих работников, а также с иных положенных работникам вознаграждений за трудовую деятельность, в том числе за трудовую деятельность по договорам гражданско-правового характера. Различаются эти два вида обязательных выплат тем, что единый социальный налог уплачивается за счет средств работодателя, исходя из размеров выплаченной заработной платы, а страховые взносы на обязательное пенсионное страхование взимаются работодателем с доходов работников. Общий размер отчислений в Пенсионный фонд, по взимаемых с доходов работников на обязательное пенсионное страхование, установлен на уровне 14 %.

Статья 238 НК РФ устанавливает перечень средств, которые не подлежат налогообложению и с которых не взыскиваются не только единый социальный налог, но и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Не подлежат налогообложению:

1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;

2) все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с:

а) возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;

б) бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;

в) оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;

г) оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;

д) увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск;

е) возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;

ж) трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;

з) выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком:

а) физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ;

б) членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;

в) работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка, но не более 50 тыс. руб. на каждого ребенка;

4) суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу, налогоплательщикам – финансируемым из федерального бюджета государственными учреждениями или организациями – в пределах размеров, установленных законодательством РФ;

5) доходы глав крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации – в течение пяти лет начиная с года регистрации хозяйства;

6) доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;

7) суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством РФ; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица;

8) взносы работодателя, уплаченные налогоплательщиком в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», в сумме уплаченных взносов, но не более 12 000 руб. в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы работодателя;

9) стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая налогоплательщиком лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с действующим законодательством, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами;

10) суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, комиссиями референдума, а также из средств избирательных фондов кандидатов на должность Президента РФ, кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, кандидатов на должность в ином государственном органе субъекта РФ, предусмотренном конституцией, уставом субъекта РФ и избираемом непосредственно гражданами, кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, кандидатов на должность главы муниципального образования, на иную должность, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов, избирательных фондов избирательных объединений, избирательных фондов региональных отделений политических партий, не являющихся избирательными объединениями, из средств фондов референдума инициативной группы по проведению референдума РФ, референдума субъекта РФ, местного референдума, инициативной агитационной группы референдума РФ, иных групп участников референдума субъекта РФ, местного референдума за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний, кампаний референдума;

11) стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам, обучающимся, воспитанникам в соответствии с законодательством РФ, а также государственным служащим федеральных органов власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании;

12) стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством РФ отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников;

13) суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3 000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период;

14) суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников, включаемые в составе расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;

15) суммы, выплачиваемые организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Пункт 3 ст. 6 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» регламентирует, что накопительная часть трудовой пенсии устанавливается только при наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Основная функция накопительной части трудовых пенсий – защитить от инфляции и увеличивать размер трудовых пенсий. С этими целями устанавливается следующий порядок финансирования накопительной части трудовых пенсий: отчисления на накопительную часть трудовых пенсий поступают в Пенсионный фонд РФ и до поступления на индивидуальные лицевые счета граждан не являются персонифицированными. В период с момента поступления этих средств в Пенсионный Фонд и до момента их перечисления на индивидуальные лицевые счета граждан государство имеет право инвестировать данные накопительные отчисления в доходные активы. Таким способом обеспечиваются защита данных средств от инфляции и увеличение их размеров. После поступления страховых взносов из Пенсионного фонда РФ на индивидуальные лицевые счета граждан эти взносы уже не являются собственностью государства, и государство теряет право на распоряжение ими. С этого момента страховые взносы, перечисленные на финансирование накопительной части трудовых пенсий, являются собственностью гражданина.

Действует Редакция от 11.03.2002

ПИСЬМО ПФ РФ от 11.03.2002 N МЗ-09-25/2186

Часть IV. ТАРИФЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

Тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации установлен статьями и Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ.

Данными статьями тариф страховых взносов установлен отдельно для финансирования страховой части трудовой пенсии и для финансирования накопительной части трудовой пенсии.

Для правильного применения тарифов страховых взносов необходимо разделить всех физических лиц, в пользу которых производятся выплаты, на три возрастные группы:

1) мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше;

2) мужчины с 1953 по 1966 годы рождения и женщины с 1957 и 1966 годы рождения;

3) мужчины и женщины 1967 года рождения и моложе.

Для первых двух групп применяется тариф страховых взносов, установленный статьей 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, для третьей группы - в 2002 - 2005 годах применяется тариф переходного периода, установленный статьей 33 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, а с 2006 года и дальше - тариф, установленный статьей 22 , как и для двух первых групп.

Следует также отметить, что в пункте 3 статьи 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, регулирующем порядок применения регрессивной шкалы тарифов страховых взносов, содержится ссылка на аналогичную норму статьи 241 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть доступ к регрессии по страховым взносам аналогичен доступу к регрессии по единому социальному налогу.

Вместе с тем пункт 2 статьи 241 Налогового кодекса Российской Федерации с 01.01.2002 претерпел значительные изменения. Начиная с указанной даты страхователь может применять регрессивную шкалу ставок единого социального налога (тарифов страховых взносов) независимо от размера выплат застрахованным лицам в предыдущем году. Таким образом, теперь осталось только одно условие для применения регрессивной шкалы, согласно которому налоговая база в среднем на одного работника, разделенная на количество месяцев, прошедших с начала года, должна составлять сумму не менее 2500 руб. (в 2001 году указанный норматив составлял 4200 руб.). Но если хотя бы в одном из месяцев данное условие будет нарушено, страхователь не сможет применять регрессивную шкалу до конца налогового периода (года).

Как и прежде, в данном расчете нельзя учитывать суммы, выданные 10 процентам (если численность работников превышает 30 человек) или 30 процентам (если работает менее 30 человек) наиболее высокооплачиваемых сотрудников.

С 2002 года применяются следующие тарифы страховых взносов:

1) для выступающих в качестве работодателей страхователей, за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств:

на финансирование страховой части трудовой пенсии на финансирование накопительной части трудовой пенсии
До 100 000 рублей 14,0 процентов 0,0 процента 12,0 процентов 2,0 процента
14 000 рублей + 7,9 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 0,0 процента 12 000 рублей + 6,8 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей
29 800 рублей + 3,95 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 0,0 процента 25 600 рублей + 3,39 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей
Свыше 600 000 рублей 41 650 рублей 0,0 процента 35 770 рублей 5 880 рублей

2) для выступающих в качестве работодателей - организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств:

База для начисления страховых взносов на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года Для мужчин 1952 года рождения и старше и женщин 1956 года рождения и старше Для мужчин с 1953 по 1967 год рождения и женщин с 1956 по 1967 год рождения
на финансирование страховой части трудовой пенсии на финансирование накопительной части трудовой пенсии на финансирование страховой части трудовой пенсии на финансирование накопительной части трудовой пенсии
До 100 000 рублей 10,3 процента 0,0 процента 8,3 процента 2,0 процента
От 100 001 рубля до 300 000 рублей 10 300 рублей + 7,9 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 0,0 процента 8 300 рублей + 6,8 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 2 000 рублей + 1,1 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей
От 300 001 рубля до 600 000 рублей 26 100 рублей + 3,95 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 0,0 процента 21 900 рублей + 3,39 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 4 200 рублей + 0,56 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей
Свыше 600 000 рублей 37 950 рублей 0,0 процента 32 070 рублей 5 880 рублей

Для лиц 1967 г.р. и моложе будут действовать следующие тарифы страховых взносов:

1) для выступающих в качестве работодателей страхователей, за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств составят:

База для начисления страховых взносов на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года 2002 - 2003 годы 2004 год 2005 год 2006 год и далее
на финансирование страховой части трудовой пенсии на финансирование накопительной части трудовой пенсии на финансирование страховой части трудовой пенсии на финансирование накопительной части трудовой пенсии на финансирование страховой части трудовой пенсии на финансирование накопительной части трудовой пенсии на финансирование страховой части трудовой пенсии на финансирование накопительной части трудовой пенсии
До 100 000 рублей 11,0 процентов 3,0 процента 10,0 процентов 4,0 процента 9,0 процентов 5,0 процентов 8,0 процентов 6,0 процентов
От 100 001 рубля до 300 000 рублей 11 000 рублей + 6,21 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 3 000 рублей + 1,69 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 10 000 рублей + 5,64 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 4 000 рублей + 2,26 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 9 000 рублей + 5,08 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 5 000 рублей + 2,84 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 8 000 рублей + 4,5 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 6 000 рублей + 3,4 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей
От 300 001 рубля до 600 000 рублей 23 420 рублей + 3,1 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 6 380 рублей + 0,85 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 21 280 рублей + 2,82 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 8 520 рублей + 1,13 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 19 160 рублей + 2,54 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 10 640 рублей + 1,41 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 17 000 рублей + 2,26 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 12 800 рублей + + 1,69 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей
Свыше 600 000 рублей 32 720 рублей 8 930 рублей 29 740 рублей 11 910 рублей 26 780 рублей 14 870 рублей 23 780 рублей 17 870 рублей

2) для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств:

База для начисления страховых взносов на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года

С 01.01.2014 страховые взносы на обязательное пенсионное страхование перечисляются в ПФР единым платежом без разбивки на страховую и накопительную части (ст. 22.2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ). О накопительных взносах в Пенсионный фонд в 2016 год расскажем в нашей консультации.

Обязательные накопительные взносы

В 2014 — 2018 годах для организаций и ИП, производящих выплаты физическим лицам и не имеющих право на пониженные тарифы, применяются следующие тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование:

Предельная величина базы для начисления страховых взносов в ПФР в 2016 году установлена в размере 796 000 рублей (Постановление Правительства от 26.11.2015 № 1265).

Перечисленную единым платежным документом сумму страховых взносов ПФР распределяет на страховую и накопительную части трудовой пенсии работника самостоятельно с учетом выбранного таким работником варианта пенсионного обеспечения.

Если страхователь погашает задолженность по накопительным взносам, образовавшуюся до 01.01.2014, то уплачивать эту сумму необходимо отдельным от страховой части платежным поручением по следующим КБК:

Добровольные накопительные взносы в ПФР

В 2016 году работодатель может перечислять средства на накопительную часть пенсии работников:

  • за счет собственных средств, если такая обязанность предусмотрена приказом работодателя или трудовым (коллективным) договором (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 30.04.2008 № 56-ФЗ);
  • за счет средств самих работников на основании их заявлений (