Как определяется налоговая. Как получить сведения о своей налоговой инспекции

Бюджет

Порядок по расчету данной величины регламентируется ЗК РФ.

Сумма налогового сбора может меняться согласно ошибке государственных органов оценки недвижимости, а также во время проведения переоценки. Начисляется данный тип налога на объекты, находящиеся в собственности плательщика, а также в или наследственном владении на постоянной основе.

В чем выражается налоговая база

Ею представлена величина кадастровой стоимости участка , которая была вычислена при проведении процесса оценивания. Если налогоплательщик не согласен с результатом, предоставленным государственными органами участка, принадлежащего ему, у него имеется право на их пересмотр вместе со специальной комиссией. Также собственник имеет право на обращение в суд.

Интересно. Кадастровая стоимость участка, измененная после повторной оценки, может учитываться только при последующем начислении налога в следующем году. Таким образом, если при проведении оценивания повторно величина стоимости изменилась – уплата налога должна будет производиться в соответствии с предыдущими результатами оценки .

После того, как период расчета налогов заканчивается, плательщики имеют обязанность самостоятельного определения налога. Также самим придется производить и . Ее нужно будет перечислить в пользу бюджета муниципальных образований. Это касается юридических лиц. Физлица освобождаются от процедуры подсчета сбора, и оплата ими производится на основании квитанций и уведомлений от ФНС.

Каким образом рассчитывается

Для того чтобы рассчитать кадастровую стоимость участка, необходимо воспользоваться формулой:

Пуз * (Pn+Pc) * K

Пуз – площадь надела участка, Рп – функция, отображающая качества быта в заданном регионе и благоустроенности, Рс – составляющая для местного значения, К – региональный переходной коэффициент.

Иными словами, расчет данной величины является уделом кадастровых специалистов – потому как при расчете потребуется специальное образование. Согласно действующему законодательству, плановая оценка госорганами земельных участков производится раз в пять лет .

Чтобы произвести подобное мероприятие, необходимо выполнить ряд условий:

  1. Дождаться принятия решения о проведении оценки.
  2. Составить перечень земельных участков, которые будут подвергнуты оценке.
  3. Выбрать оценщика и заключить с ним договор.
  4. , высчитать стоимость и получить отчет.
  5. Осуществить экспертизу отчета.
  6. Дождаться утверждения результатов оценки.

После этого кадастровая стоимость обнародуется посредством внесения в специальный реестр. При подсчете специалисты обычно используют специальные методические указания, сформированные Минэкономразвития РФ.

Порядок действий, если налоговая база была занижена

При обнаружении занижения налоговой базы необходимо подать уточненную декларацию с новыми результатами расчетов . В противном случае собственник земли подвергнется административному наказанию в виде штрафа.

Декларации могут подавать как сами налогоплательщики, так и налоговые агенты. Календарные сроки для подачи уточненных расчетов на законодательном уровне не установлены, поэтому, для их уточнения необходимо обратиться в орган ФНС в регионе проживания.

Для разработки данной декларации необходимо обратиться в специальные организации, которые занимаются составлением подобных документов, поскольку самостоятельная подготовка декларации без определенных знаний не предоставляется возможной.

Как можно снизить кадастровую стоимость земельного участка

На видео ниже эксперт по земельному праву Нестерова Марина Сергеевна рассказывает, как определяется кадастровая стоимость земельного участка и как ее можно уменьшить.

Налоги — обязательные, безвозмездные, невозвратные, собираемые на регулярной основе платежи, взыскиваемые уполномоченными государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах.

Общая характеристика налоговой системы России

Налоговая система — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных .

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Исторические особенности эволюции государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой системы. Таким образом, структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития .

Принципы построения налоговой системы

Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены и . В России действует трехуровневая налоговая система , состоящая из , и , что соответствует мировому опыту федеративных государств.

На сегодняшний день основным законодательным актом о налогах является Налоговый кодекс Российской Федерации , состоящий из двух частей (общей и специальной), регламентирующих как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков по конкретным видам налогов. Первая часть Налогового кодекса вступила в действие 1 января 1999 года, вторая — двумя годами позже.

Принципы налогообложения

Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением определенных критериев, требований и принципов налогообложения. В основе построения большинства действующих налоговых систем лежат идеи , сформулированные в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) в виде четырех основных принципов налогообложения :

  • принцип справедливости , который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
  • принцип определенности , заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
  • принцип удобства — налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
  • принцип экономии , который подразумевает сокращение издержек взимания налогов.
Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации сформулированы в части I , третья статья которого устанавливает основные начала законодательства о налогах и сборах:
  • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
  • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
  • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
  • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
  • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
  • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов и сборов, не предусмотренные им либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом.
  • При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах 14 должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
  • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Критерии качества налоговой системы:
  • сбалансированность . Данный критерий качества налоговой системы подразумевает, что проводимая государством налоговая политика должна обеспечивать формирование доходов бюджетной системы Российской Федерации, необходимых для финансирования расходов государства по осуществлению им своих функций;
  • эффективность и рост производства. Проводимая налоговая политика должна содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий;
  • стабильность цен. Проводимая налоговая политика должна обеспечивать оптимальное соотношение прямых и косвенных налогов с целью достижения устойчивости цен и предотвращения эффекта инфляционного ожидания;
  • эффективность социальной политики, обеспечиваемая при соблюдении принципа всеобщности и равномерности налогообложения граждан;
  • полнота и своевременность уплаты налогов может быть обеспечена за счет улучшения информированности налогоплательщиков о подлежащих уплате налогах, правилах их исчисления и сроках уплаты.
Основные тенденции развития налоговой системы:
  • общее снижение налогового бремени для товаропроизводителей, в том числе за счет уменьшения ставок по некоторым видам налогов, повышения роли целевых налоговых льгот;
  • устранение противоречий в действующем законодательстве, регулирующем налоговые отношения, его упрощение;
  • поэтапный перенос налогового бремени с предприятий на ренту от использования природных ресурсов;
  • повышение удельного веса прямых налогов при одновременном уменьшении доли косвенных налогов в общем объеме поступлений в бюджетную систему Российской Федерации;
  • развитие налогового федерализма, учет фискальных интересов регионов и муниципальных образований, повышение доли собственных доходов в доходной части их бюджетов;
  • совершенствование и строгое соблюдение организационных принципов построения налоговой системы, а также принципов налогообложения;
  • повышение политической ответственности, которое должно заключаться в проведении такой налоговой политики, которая зависела бы от объективных экономических условий;
  • гибкое реагирование системы налогообложения на изменения экономической конъюнктуры;
  • усиление налоговой дисциплины и налоговой культуры налогоплательщиков;
  • выравнивание условий налогообложения за счет сокращения и упорядочивания налоговых льгот;
  • совершенствование системы налогового контроля и ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Критерии оценки налоговых систем

Налоговая система страны представляет собой сложный механизм, состоящий из большого числа разнообразных налогов. Как уже говорилось, эти налоги имеют целью пополнение государственного бюджета или воздействие на поведение экономических агентов . Зачастую эти цели противоречат друг другу.

Например, для выплаты пособий беднейшим слоям населения, государство может быть заинтересовано в повышении налоговых поступлений, однако, если будет введен налог, обладающий регрессивным характером, то тяжесть этого налога ляжет на тех же бедных.

Усложненность налоговой системы возникает как раз из-за стремления распределить налоговое бремя между различными группами налогоплательщиков исходя из принципов справедливости и эффективности . Полностью совместить эти принципы невозможно — всегда приходится частично жертвовать эффективностью в пользу справедливости или наоборот.

Поскольку некоторые несовершенства налоговой системы в принципе неизбежны, необходимо определить критерии, на основании которых будет оцениваться налоговая система.

Критерии оценки налоговых систем:

1. Равенство обязательств . Данный критерий основывается на принятом в обществе пониманиисправедливости. Право государства на принуждение (принудительный сбор налогов) должно в равной степени применяться ко всем гражданам. Поскольку люди находятся в разном экономическом положении, то их необходимо объединить в более однородные группы. Дифференциация должна производится по четким критериям, связанным с результатами действий индивидов, а не с их врожденными качествами. Равенство обязательств рассматривают по вертикали и по горизонтали.

  • Вертикальное равенство подразумевает, что к индивидам из различных групп предъявляются различные требования. Например, люди с низкими доходами платят меньший налог.
  • Горизонтальное равенство предполагает, что люди в одинаковом положении выполняют одинаковые обязательства (т.е. нет дискриминации по расе, полу, религии; при одинаковом доходе уплачивается одинаковый налог).

2. Экономическая нейтральность отражает эффективность налоговой системы. С помощью этого критерия оценивается воздействие налогов на рыночное поведение потребителей и производителей, а также на эффективность распределения ограниченных ресурсов.

Как было показано выше, большинство налогов воздействует на мотивацию экономических агентов, побуждая их принимать решения, отличающиеся от тех, которые были приняты при отсутствии данного налога. Такие налоги называют искажающими. Налог, который не оказывает такого действия, является неискажающим (например, единовременная подушная подать). В идеале налоговая система должна состоять из неискажающих налогов, однако такая система не отвечает другим критериям.

3. Организационная (или административная) простота связана с затратами на сбор налогов. В затраты на сбор налогов входят расходы на содержание налоговой системы, затраты времени и средств плательщиков, связанных с определением причитающихся налоговых сумм, их перечислением в бюджет и документированием правильности уплаты налогов, расходы на консультации и др.

Чем проще построенная система, тем ниже издержки ее функционирования.

4. Гибкость налогов предполагает способность системы адекватно реагировать на изменение макроэкономической ситуации, прежде всего, на смену фаз делового цикла.

Примером гибкого налога может служить налог на прибыль, который сглаживает цикл деловой активности и действует как встроенный стабилизатор. В фазе подъема данный налог сдерживает предпринимательскую активность, поскольку увеличение бремени налога происходит скорее, чем рост прибыли. И наоборот, на стадии спада бремя налога сокращается быстрее, чем прибыль, что стимулирует предпринимателей увеличивать их активность.

5. Прозрачность — предполагает возможность контроля налоговой системы со стороны основной массы налогоплательщиков. Люди должны четко представлять, какие налоги они платят, по какой ставке, как осуществляется платеж и т.п. С этой точки зрения, не являются прозрачными косвенные (покупатель в магазине не может оценить НДС, таможенный сбор и т.п., включаемые в цену товара), немаркированные (так как неизвестно, на какие цели они будут использованы), организационно-сложные налоги.

Принципы налогообложения в РФ

Из-за существующего многообразия налогов в РФ возникла необходимость их классификации. Отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить его суть и содержание. В теории налогообложения для классификации налогов используются различные критерии.

Налоги подразделяются на следующие виды:

Закрытый список региональных и местных налогов служит гарантией налогоплательщику от попыток местных органов власти пополнить доходы соответствующих бюджетов путем введения дополнительных взносов.

Налоговым кодексом устанавливаются также , определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов, указанных в статьях 13-15 Налогового кодекса.

В соответствии со статьей 18 Налогового кодекса к специальным налоговым режимам относятся:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Налоговый федерализм

Классификация налогов по принадлежности к уровням управления и власти в связи с федеративным устройством Российской Федерации подразумевает введение понятия налогового федерализма — законодательное установление равноправных отношений между федеральным центром и субъектами Федерации при формировании доходов бюджетов всех уровней, достигаемое за счет оптимального сочетания их налогового потенциала, выполняемых финансово-хозяйственных, социальных функций и имеющихся общественно необходимых потребностей.

Налоговый федерализм — это разграничение и распределение налогов между уровнями бюджетной системы страны, т. е. это совокупность отношений в налоговой сфере между РФ и ее субъектами, органами местного самоуправления, которые обусловлены необходимостью реализации закрепленных в Конституции полномочий.

Основная цель налогового федерализма состоит в обеспечении единства государства и стабильности его социально-экономического развития на основе удовлетворения потребностей в денежных средствах всех уровней власти за счет перераспределения части ВВП между звеньями бюджетной системы.

В основу налогового федерализма положены следующие принципы:
  • Зависимость поступлений по налогам от результатов деятельности органов власти и управления. Означает, что на региональные и местные органы власти возлагается функция по осуществлению контроля за поступлением налогов.
  • Степень мобильности облагаемой базы. Высокой степенью мобильности обладают труд и капитал в денежной форме, а более низкой — имущество и природные ресурсы, поэтому налоги на труд и капитал в основном закрепляются за федеральным бюджетом, а налоги на имущество и природные ресурсы — на региональном и местном уровне.
  • Экономическая эффективность отдельных видов объектов обложения. Издержки по взиманию налогов не могут превышать размера собранных налогов.
  • Регулирование процессов на макроэкономическом уровне. Означает, что за федеральным бюджетом закрепляются основные налоги, через которые осуществляется регулирование процесса воспроизводства на уровне всей страны.

Существуют несколько подходов к решению проблемы налогового федерализма:

  • Кумулятивный — соединение в одной ставке налога ставок каждого уровня власти. Региональные и местные органы власти вправе взимать в дополнение к общефедеральным налогам одноименные налоги, размеры которых установлены верхним пределом. При этом федеральная ставка едина на всей территории страны, а региональная и местная — устанавливаются в пределах лимита (например, налог на прибыль: на федеральном уровне — 2%, на региональном — до 18%, но не ниже 13,5%).
  • Нормативный — устанавливаются нормативы, т. е. проценты, в пределах которых происходит распределение дохода от налогов между уровнями бюджетной системы (не ниже установленного процента).
  • Дистрибутивный — концентрация налоговых поступлений первоначально на едином счете, а в дальнейшем их перераспределение между звеньями бюджетной системы.
  • Фиксированный — разграничение и закрепление соответствующих налогов между разными уровнями управления в соответствии с принципами налогового федерализма. Способы разграничения и распределения налогов различны.
Распределение налогов между уровнями бюджетной системы Таблица 3

Вид налога

Определение

управление

Комментарии

Налоговой базы

Налоговой ставки

Налог на прибыль

Мобильная налоговая база, стабилизационный инструмент

Налог на доход физических лиц

Перераспределительный, стабилизационный инструмент, мобильная налоговая база

Многоуровневый налог с продаж (НДС)

Децентрализированное управление трудноосуществимо, если ставки и базы различаются в регионах

Налогообложение по месту производства предотвращает экспорт налогов

Налог на недвижимость

Иммобильная налоговая база, оплата по принципу получаемых выгод

Распределение налогов между уровнями бюджетной системы в РФ в 2008 году Таблица 4

По объекту налогообложения налоги делятся на:

  • налоги на доходы;
  • налоги на имущество;
  • налоги на потребление;
  • налоги на капитал.

По субъекту-налогоплательщику можно выделить следующие виды налогов:

  • налоги с физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц и др.);
  • налоги с организаций (налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость и т. д.).
Следующая классификация налогов — по способу изъятия. В данном случае налоги подразделяются на прямые и косвенные. Это деление осуществляется по трем признакам:
  • по способу уплаты;
  • по способу взимания;
  • по экономическому признаку.

Исходя из первого признака, к прямым налогам относятся налоги, которые вносятся в бюджет действительными плательщиками налогов, а косвенные налоги вносятся в бюджет третьими лицами и ими перелагаются на конечных потребителей товаров, работ, услуг. Исходя из второго признака к прямым налогам относятся налоги, взимаемые по окладным листам, кадастрам; а к косвенным налогам — налоги, взимаемые по тарифам. В соответствии с экономическим признаком к прямым налогам относятся налоги, взимаемые с производства (доходов, имущества), а к косвенным — налоги, взимаемые с потребления (расходов, пользования имуществом). К прямым налогам можно отнести налог на имущество, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, а к косвенным налогам — налог на добавленную стоимость, акцизы.

Налоговый предел — это предельный уровень налогообложения, превышение которого ведет к снижению налоговых поступлений и при котором достигается оптимальная для плательщиков и государственной казны доля валового внутреннего продукта, перераспределяемого через бюджетную систему. Налоговый предел выражается в принципе соразмерности. Принцип соразмерности ярко иллюстрируется кривой Лаффера. Кривая показывает, что при повышении ставки налога до налогового предела налоговые доходы бюджета возрастают.

Однако при превышении уровня налогового предела уплата налога приводит к тому, что у налогоплательщика чистого дохода практически не остается. Начинается спад экономической активности, а уклонение от налогов приобретает массовый характер. Происходит искусственное занижение налоговой базы, перемещение валового внутреннего продукта в сферу теневой экономики и, как следствие, сокращение налоговых доходов бюджета.

При определении влияния налогов на экономический рост необходимо учитывать связь между уровнем налогообложения и объемом налоговых поступлений в бюджет. Для характеристики изменений налоговых поступлений под влиянием определяющих экономических факторов (валового внутреннего продукта, доходов населения, уровня розничных цен и т. д.) в макроэкономике применяется коэффициент эластичности налогов.

Коэффициент эластичности налогов рассчитывается по формуле:
  • Э — коэффициент эластичности;
  • X — начальный уровень налоговых поступлений (всех, группы налогов или отдельного налога);
  • X 1 — прирост налоговых поступлений (всех, группы налогов или отдельного налога);
  • Y — начальный уровень определяющего фактора (например, ВВП и др.);
  • Y 1 — прирост анализируемого фактора.

Коэффициент эластичности налогов показывает, насколько процентов изменяются налоговые поступления при изменении определяющего фактора на 1%. Если он равен единице, то доля налоговых доходов государства в остается стабильной. Если коэффициент больше единицы, то налоговые доходы увеличиваются более быстрыми темпами, чем возрастает ВВП, и удельный вес налоговых доходов в ВВП возрастает. При коэффициенте меньше единицы доля налоговых поступлений в ВВП снижается.

Основные термины налогообложения

Согласно ст. 17 Налогового кодекса России, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения:

  • объект налогообложения (ст.38 НК РФ);
  • налоговая база (ст. 53 НК РФ);
  • налоговый период (ст. 55 НК РФ);
  • налоговая ставка (ст. 53 НК РФ);
  • порядок исчисления налога (ст. 52 НК РФ);
  • порядок и сроки уплаты налога (ст. 57 НК РФ).

Налогоплательщики — организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги.

Права налогоплательщиков (ст. 21 НК РФ). Налогоплательщики имеют право:

  • пользоваться льготами по уплате налогов на основаниях и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
  • предоставлять налоговым органам документы, подтверждающие права на льготы по налогам;
  • знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами;
  • предоставлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов по актам проверок;
  • в установленном порядке обжаловать решение налоговых органов и действие их должностных лиц;
  • другие права.

Обязанности налогоплательщиков (ст. 23 НК РФ). Обязанности у налогоплательщика возникают при наличии объекта (предмета) налогообложения и по основаниям, установленным законодательными актами. Налогоплательщики в соответствии с налоговым законодательством должны:

  • уплачивать законно установленные налоги;
  • вести бухгалтерский учет;
  • составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность в течение трех лет;
  • предоставлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;
  • вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов;
  • выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах;
  • известить о прекращении своей деятельности, несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации — в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;
  • предупредить об изменении своего места нахождения не позднее 10 дней со дня принятия такого решения;
  • выполнять другие обязанности.

Налоговый агент — лицо, на которое в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов (например, налоговый агент по налогу на доходы физических лиц — организация-работодатель.)

Объект налогообложения — реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога (ст. 38 НК РФ).

Налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Налоговый период — календарный год или иной период времени (месяц, квартал) применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки могут устанавливаться в абсолютных суммах (твердые ставки) или в долях к объекту налогообложения (процентные ставки). Процентные ставки, в свою очередь, подразделяются на пропорциональные, регрессивные и прогрессивные (причем прогрессия может быть как простой — применяется ко всему объекту, так и сложной — повышенная ставка применяется к части объекта налогообложения).

Порядок исчисления налога — в соответствии со ст. 52 Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Порядок и сроки уплаты налогов — уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном законодательством, в или . Конкретный порядок и сроки уплаты налога устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом применительно к каждому налогу. При нарушении срока уплаты налога налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством. Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Налоговые льготы в соответствии с Налоговым кодексом льготами признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

Прежде чем платить какой-то налог, гражданин, или же предприниматель исчисляет соответствующую базу. Все свои действия он должен производить в строгом соответствии с законодательством.

Конкретная ставка налога на прибыль, между тем, может отличаться от общеустановленной в 20%, если законом предусмотрен отличный от стандартного порядок начисления сборов. Примеры бизнесов, в отношении которых могут применяться иные налоговые режимы, несмотря на то, что они работают в рамках общей системы - это коммерческие банки, страховые фирмы, НПФ, а также трейдинговые организации, ведущие работу с ценными бумагами.

База и внереализационные доходы

Налоговая база в рамках общей системы начисления сборов может зависеть от так называемых внереализационных доходов. К таковым причисляется выручка, которая не связана с выпуском товаров и последующей их продажей (или перепродажей), а также предоставлением услуг.

Главная особенность таких доходов - налогоплательщики могут сами формировать учетную политику относительно них. Кроме того, в 250-й статьей НК РФ есть перечень доходов, которые можно не учитывать в процессе определения налоговой базы на прибыль. В ней же, а также в 249-й, в свою очередь, есть список источников выручки, которые можно классифицировать как те, что формируют внереализационные доходы. Однако, как отмечают эксперты, он не исчерпывающий.

База при методе начисления

Есть несколько распространенных подходов, в процессе которых исчисляется налоговая база по выручке. Один из таковых - метод начисления. Главный критерий, влияющий на то, как формируется в данном случае налоговая база - налоговый период. При методе начисления доходы фиксируется в том периоде, когда совершены сделки - даже если поступление денежных средств (или ценностей в натуральной форме) на расчетные счета предприятия или в кассу не было по каким-либо причинам обеспечено.

Таким образом, с точки зрения НК РФ, если выручка фирмой оформлена (права на владение товаром переданы покупателю или клиенту), то, вне зависимости от того, поступили средства на счет компании или нет, она подлежит включению в налоговую базу за расчетный период.

Одним из возможных критериев, позволяющих фиксировать факт передачи имущественных прав, может выступать подписание соответствующих актов приемки.

Если речь идет об услугах, то доход от их предоставления признается начисленным по факту потребления клиентом соответствующих сервисов.

База при кассовом методе

Это другой подход, посредством которого определяется, если предприниматель исчисляет налог на прибыль, налоговая база. Он называется "кассовый метод". Дата получения дохода в этом случае фиксируется, как правило, после того, как денежные средства от покупателя или клиента приходят на расчетный счет компании или в кассу.

Главная особенность кассового метода зключается в том, что применять его могут не все организации. Основной "ценз" здесь - чтобы выручка была не более 1 млн. рублей за один квартал в среднем. Если она будет больше, то налогоплательщик обязуется, в соответствии с нормами НК РФ, показывать доход по методу начисления.

А как же авансы? Многие фирмы продают товары и оказывают услуги при обязательной предоплате. Приравниваются ли авансовые платежи к выручке, которая должна становиться составной частью базы для исчисления налога на прибыль? Одно из Информационных писем Президиума Высшего арбитражного суда гласит, что предварительная оплата за товары или услуги считается доходом, если налогоплательщик применяет метод начисления (или если он имеет право использовать только его). При кассовом формате учета доходов, несмотря на то что средства уже на счету, фиксировать выручку (которая затем станет основой налоговой базы) нельзя. Экспертами объясняется это тем, что фактически имущественные права еще не переданы покупателю или клиенту.

База и документы

На основе каких документов подтверждается выручка. которая ложится в основу исчисления налоговой базы? К таковым, как правило, относят:

  • первичную документацию (включая бухгалтерскую);
  • регистры, относящиеся к налоговому учету;

Использование бумаг первого типа регулируется ФЗ "О бухгалтерском учете". В соответствии с данным правовым актом, все типы хозяйственных операций в компании должны сопровождаться подписанием документов, относящихся к так называемому "оправдательному типу". Практически все они наделены способностью выполнять функции "первичных", на основе которых, в свою очередь, строится весь бухучет.

Регистры налогового учета, как сказано в 314-й статье НК РФ, представляют собой документы, отражающие данные, которые классифицированы по нормам, изложенным в 25-й главе Кодекса. Конкретные формы регистров, о которых идет речь, а также то, как в них должны вноситься данные, налогоплательщик определяет самостоятельно.

Фактор убытка при общей системе налогообложения

Налоговый Кодекс дозволяет российским плательщикам сборов уменьшать соответствующую базу на величину убытков, которые получены в предыдущих отчетных периодах. Но не более, чем на 30%. Вместе с тем, остаток по убытку может быть перенесен на последующие налоговые периоды. Но более, чем 10 кряду. Самое главное - иметь документальные подтверждения того, что убытки имели место для каждого из отдельных периодов.

Есть некоторые ограничения на применение такого рода льготы. Нельзя, в частности, использовать право на зачет убытков, полученных в ходе деятельности, облагаемой налогами в общем режиме при переходе на режим единого сельскохозяйственного сбора, равно как и наоборот.

Рассмотрим примеры практических расчетов, где используется налоговая база. В числе сфер, в которых соответствующие сборы в казну собираются наиболее активно - купля-продажа недвижимости и бизнес. В первом случае плательщиками на регулярной основе уплачивается налог на имущество, налоговая база которого формируется под воздействием сразу нескольких факторов. Если речь идет о бизнесе - чаще всего предприниматели имеют дело со сборами, отражающими прибыль.

Правило, схожее с тем, с которым мы сейчас познакомились, действует также и в одном из режимов УСН - когда налоговая база формируется, исходя из разницы между доходами и расходами, а сам сбор при этом составляет 15% от получившейся суммы.

При определении налоговой базы учитывается доход, полученный Клиентом от операций, осуществленных Брокером в интересах Клиента в рамках брокерского договора. К таким операциям относятся:

  1. купля-продажа ЦБ, обращающихся на ОРЦБ;
  2. купля-продажа ЦБ, не обращающихся на ОРЦБ;
  3. купля-продажа ПФИ, обращающихся на ОРЦБ;
  4. купля-продажа ПФИ, не обращающихся на ОРЦБ;
  5. операции РЕПО;
  6. операции, связанные с открытием (закрытием) коротких позиций.

Определение налоговой базы происходит совокупно по всем субпозициям Клиента. Операции, совершаемые с использованием денежных средств и ценных бумаг с одной субпозиции, учитываются в составе общего объема операций при определении налоговой базы, и суммы налога, подлежащие удержанию, списываются безотносительно субпозиций.

Финансовый результат по операциям, указанным в пунктах 1-6 выше, определяется как доходы от операций за вычетом соответствующих расходов.

Финансовый результат определяется по каждой операции и по каждой совокупности операций, указанных в подпунктах 1–6. Общая налоговая база определяется с учетом сальдирования финансовых результатов по видам операций (см. раздел «Как зачесть убытки? »).

При реализации ценных бумаг расходы в виде стоимости приобретения ценных бумаг признаются по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО).

Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты НДФЛ по операциям с ЦБ и ПФИ определены в статье 214.1 НК РФ.

  • доходы от купли-продажи ЦБ, полученные в налоговом периоде включая доходы, полученные в виде процента (купона, дисконта);
  • доходы от реализации ПФИ, полученные в налоговом периоде, включая полученные суммы вариационной маржи и премии по контрактам;
  • доходы в виде материальной выгоды, полученной от приобретения ЦБ, ПФИ;
  • доходы по операциям РЕПО;
  • доходы по операциям, связанным с открытием/закрытием коротких позиций.
  • денежные суммы, в том числе суммы купона, и (или) иное имущество (имущественные права) в сумме расходов на их приобретение, уплачиваемые (передаваемые):
    • эмитенту ценных бумаг (управляющей компании паевого инвестиционного фонда) в оплату размещаемых (выдаваемых) ценных бумаг;
    • в соответствии с договором купли-продажи или договором мены ценных бумаг.
  • суммы уплаченной вариационной маржи и (или) премии по контрактам, а также иные периодические или разовые выплаты, предусмотренные условиями срочных сделок;
  • оплата услуг, оказываемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также биржевыми посредниками и клиринговыми центрами;
  • расходы, возмещаемые профессиональному участнику рынка ценных бумаг;
  • биржевой сбор (комиссия);
  • оплата услуг лиц, осуществляющих ведение реестра;
  • суммы процентов, уплаченные налогоплательщиком по кредитам и займам, полученным для совершения сделок с ценными бумагами (включая проценты по кредитам и займам для совершения маржинальных сделок), в пределах сумм, рассчитанных исходя из действующей на дату выплаты процентов ставки рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной в 1,1 раза, - для кредитов и займов, выраженных в рублях, и исходя из 9 процентов - для кредитов и займов, выраженных в иностранной валюте;
  • суммы документально подтвержденных расходов на приобретение (получение) ЦБ в собственность на безвозмездной основе либо с частичной оплатой, а также в порядке дарения или наследования, с которых был исчислен и уплачен налог;
  • другие расходы, непосредственно связанные с операциями с ЦБ, ПФИ, а также расходы, связанные с оказанием услуг профессиональными участниками рынка ценных бумаг, управляющими компаниями, осуществляющими доверительное управление имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, в рамках их профессиональной деятельности.

Обратите внимание: При продаже ЦБ, номинированных в иностранной валюте налогооблагаемая база рассчитывается в рублях (п.5 ст.210 НК РФ). Сумма дохода в валюте пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка РФ на дату получения дохода (поступления денежных средств в валюте на счет Клиента). Полученная сумма уменьшается на расходы на приобретение тех же ценных бумаг (в соответствии с методом ФИФО), которые также пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка РФ на дату возникновения расходов (списания денежных средств валюте со счета Клиента).

Таким образом, увеличение (уменьшение) курсовой стоимости валюты, в которой получены доходы (произведены расходы), за период с момента приобретения ценных бумаг до момента их продажи, могут привести к увеличению (уменьшению) налогооблагаемой базы по этим ценным бумагам.

Особенности определения налоговой базы по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги, определены в статье 214.3 НК РФ. Сделка РЕПО состоит из двух частей - первая и вторая часть (прямая и обратная часть). Для целей налогообложения сделок РЕПО учитывается фактическая цена реализации (приобретения) ценной бумаги как по первой части РЕПО, так и по второй части РЕПО независимо от рыночной (расчетной) цены таких ценных бумаг.

Для продавца по первой части РЕПО разница между ценой приобретения ценных бумаг по второй части РЕПО и ценой реализации ценных бумаг по первой части РЕПО признается:

  • доходами в виде процентов по займу, полученными по операциям РЕПО, - если такая разница является отрицательной;
  • расходами по выплате процентов по займу, уплаченными по операциям РЕПО, - если такая разница является положительной.

Для покупателя по первой части РЕПО разница между ценой реализации ценных бумаг по второй части РЕПО и ценой приобретения ценных бумаг по первой части РЕПО признается:

  • доходами в виде процентов по займу, полученными по операциям РЕПО, - если такая разница является положительной;
  • расходами по выплате процентов по займу, уплаченными по операциям РЕПО, - если такая разница является отрицательной.

Налоговая база по операциям РЕПО определяется как доходы в виде процентов по займам, полученные в налоговом периоде по совокупности операций РЕПО, уменьшенные на величину расходов в виде процентов по займам, уплаченных в налоговом периоде по совокупности операций РЕПО. Указанные расходы принимаются для целей налогообложения в пределах сумм, рассчитанных исходя из действующей на дату выплаты процентов ставки рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной в 1,1 раза, - для расходов, выраженных в рублях, и увеличенной в 0,8 раза - для расходов, выраженных в иностранной валюте.

Расходы в виде биржевых, брокерских и депозитарных комиссий, связанных с совершением операций РЕПО, уменьшают налоговую базу по операциям РЕПО после применения ограничений, указанных в предыдущем абзаце.

Если величина расходов, принимаемых для целей налогообложения, превышает величину доходов, указанных в настоящем пункте, налоговая база по операциям РЕПО в соответствующем налоговом периоде признается равной нулю.

Сумма превышения расходов, указанных выше, над доходами признается убытком налогоплательщика по операциям РЕПО.

Под открытием короткой позиции по ценным бумагам (далее - короткая позиция), являющимся объектом операции РЕПО и находящимся у покупателя по первой части РЕПО, понимается реализация налогоплательщиком ценной бумаги при наличии обязательств по возврату ценных бумаг, полученных по первой части РЕПО (ст. 214.3 НК РФ).

Обратите внимание: в случае если Клиент продает ценные бумаги, предоставленные брокером в заем, в течение торговой сессии и в течение этой же торговой сессии покупает их и возвращает брокеру, вследствие чего не заключается обратная сделка Спец. РЕПО по итогам дня, такая операция не считается открытием короткой позиции в понимании НК РФ. Указанные сделки включаются в налогооблагаемую базу операций с ЦБ в соответствии со статьей 214.1 НК РФ и попадают в расчет ФИФО.

Открытие короткой позиции осуществляется при условии отсутствия ценных бумаг того же выпуска (дополнительного выпуска) в собственности у покупателя по первой части РЕПО, реализация которых не приведет к открытию указанной короткой позиции.

Закрытие короткой позиции осуществляется путем приобретения (получения в собственность по основаниям, отличным от операции РЕПО, договора займа ценными бумагами) ценных бумаг того же выпуска (дополнительного выпуска), по которым открыта короткая позиция.

Закрытие короткой позиции осуществляется до момента приобретения ценных бумаг того же выпуска (дополнительного выпуска), покупателем по первой части РЕПО, последующее (немедленное) отчуждение которых не приведет к открытию короткой позиции. В случае, если в течение одного дня одновременно осуществлялись сделки по приобретению и реализации (выбытию) ценных бумаг, закрытие короткой позиции происходит по итогам этого дня только в случае превышения количества приобретенных ценных бумаг над количеством реализованных ценных бумаг. В первую очередь осуществляется закрытие короткой позиции, которая была открыта первой (метод ФИФО).

Налоговая база по операциям, связанным с открытием короткой позиции, определяется в следующем порядке:

Доходы (расходы) налогоплательщика при реализации (приобретении) или выбытии ценной бумаги при открытии (закрытии) короткой позиции учитываются на дату закрытия короткой позиции.

Финансовый результат (независимо от результата) по операциям, связанным с открытием (закрытием) короткой позиции, учитывается при определении налоговой базы по следующим операциям:

  • с ЦБ, обращающимися на ОРЦБ;
  • с ЦБ, не обращающимися на ОРЦБ.

Возникновение материальной выгоды

Материальная выгода возникает в случае приобретения Клиентом ЦБ или ПФИ, обращающихся на ОРЦБ, по цене ниже, чем рыночная цена данных ЦБ или ПФИ с учетом предельной границы колебаний этой цены.

Налоговая база по материальной выгоде рассчитывается отдельно от налоговой базы по операциям с ЦБ и ПФИ (пп. 3 п. 1 ст. 212 НК РФ) и определяется как сумма превышения рыночной цены ЦБ или ПФИ с учетом предельной границы колебаний этой цены над ценой приобретения данных ЦБ или ПФИ.

Налоговая база по материальной выгоде рассчитывается Брокером и учитывается в расходах на приобретение соответствующих ЦБ или ПФИ при расчете налоговой базы по операциям с ЦБ или ПФИ.

Обращаем внимание, что представленная информация носит исключительно справочный характер, и не должна расцениваться в качестве анализа и/или консультации относительно порядка налогообложения. Указанный порядок рекомендуем уточнять у налоговых консультантов.