Все мы помним известную рекламу от ТЕЛЕ2: «Земля тут очень дорогая! Зато вода – дешевая!», говорят герои ролика, обустраивая шикарный ресторан на воде при оживленном пляже. И в самом деле, мысль строить недвижимость, или все-таки «движимость», на воде далеко не нова и захватывает внимание все большего количества людей.
Дом на воде – вполне реальная перспектива обычному жилью, при этом наполненная романтизмом, свободой и прекрасным видом из окна. Но так ли все позитивно на самом деле? Как раз в этом «Дом Мечты» сегодня и поможет вам разобраться.
Ну кто не мечтал в детстве построить плот и, как Том Сойер с Геккельбери Финном, спуститься по реке? А если это еще и сопровождается домашним уютом и городскими коммуникациями – то такое плавсредство становится действительно домом мечты. Помимо этого, в нашей стране города-миллионники не радуют жителей приятными ценами на земельные участки, скорее уж их стоимость находится за гранью добра и зла для рядовых сограждан. А вот дом на воде, если он оснащен двигателями, является по законам нашей страны всего лишь плавсредством. А водные ресурсы – принадлежат государству и при выполнении определенных норм вполне можно пользоваться этим безвозмездно. И чем не выход из ситуации, как сделать дом на воде, поместив его хоть в центре города, хоть на заброшенном пруде? Вам не придется платить за аренду или покупку земли, главное, чтобы водный дом имел судовой билет, подтверждающий ваше право на собственность.
Обратная сторона: недвижимость – это то, что стоит на земле, поэтому регистрация на ПМЖ невозможна. Но существуют и другие трудности. Прежде всего, это ремонт и обслуживание таких домов. Не менее важны и коммуникации – тут есть варианты от грубых и простых до вполне цивилизованных. Однако все вопросы решаемы, и если вы вдохновились открывшимися горизонтами, то стоит подробней рассмотреть, какие дома на воде существуют.
Если систематизировать все те конструкции, которые попадают под определение «дома на воде», то получится несколько типов плавсредств, пригодных для постоянного проживания:
Дом на воде на барже, Стокгольм
Дома на воде – это не только романтика, но, к сожалению, и масса сложностей с самыми привычными вещами. Строятся они, как уже писалось, на железобетонном или стальном понтоне, и эксплуатировать такие строения лучше всего во внутренних , где волны не поднимаются выше одного метра, и в стены не бьется ураган морского ветра.
В регионах, где зима почти девять месяцев в году, большую часть года придется провести, застряв во льдах. Хотя качественно сделанные водяные дома и не опасаются мороза и льда, но все же это далеко не тропики.
Дома на воде могут быть оборудованы автономными коммуникациями, такими как специальные резервуары для питьевой воды, запасы топлива, электрогенератор и солнечные батареи, так и иметь возможность подключения к городским удобствам. Отопление плавучего жилья возможно с помощью , конвекторов, чугунной или стальной печки-камина. Не стоит забывать о средствах пожарной безопасности – они должны быть в порядке.
Отдельное слово о канализации. Идеальным вариантом будет продвинутая и современная система очистки, при ее использовании очищенную воду можно сливать прямо в водоем.
Как сделать дом на воде
Итак, вы – житель России и желаете жить в доме на воде. Ну что же – это дешевле по некоторым параметрам и такое решение имеет ряд преимуществ. Как уже писалось, с точки зрения законодательства РФ, такой дом – не больше чем судно, несамоходное правда, но все же судно. Но при условии, что оно не больше двадцати метров и не рассчитано больше, чем на двенадцать человек. Впрочем, зачем вам больше, не так ли? И это «судно», которое все-таки дом, нужно зарегистрировать в ГИМС и регулярно проходить технический осмотр, что в условиях нашей российской действительности является давно отлаженным механизмом. При регистрации вам необходимо предъявить техпаспорт, договор купли-продажи, паспорт, ИНН и квиток об оплате госпошлины в размере, пропорциональном размеру вашего плавсредства, то есть дома. Ну и нужно платить транспортный налог, не без этого.
Теоретически, вы можете встать в любом месте, если не мешаете движению судов. Практически – дом на воде быстро заинтересует правоохранительные органы и администрацию, и вам придется назубок выучить основы речного и морского права, объясняясь с нежеланными визитерами. Альтернатива – заключение договора на аренду водного пространства на пару десятков лет (ФЗ №74).
Выполнив все это, вы можете нырять с порога вашего дома, удить из окна рыбку и нагло не платить налога на недвижимость. А если вам просто хочется почувствовать, как это, жить на воде, то садитесь в самолет и летите на Бермуды или Мальдивы, в Таиланд… Там давно уже практикуют гостиничные домики, бунгало на воде, причем, с потрясающими живописнейшими пейзажами.
Несмотря на непонятный правовой статус, в России становится популярным новый формат жилой недвижимости - плавучие дома.
Фото: Depositphotos/S_Razvodovskij
Плавучие дома всегда были очень популярны в Европе. В России это относительно новое явление, но спрос на такие дома опережает предложение в несколько раз.
В Европе домов на воде гораздо больше, чем в России: в таких странах, как Германия или Нидерланды речные участки значительно дешевле, чем земля, поэтому многие предпочитают селится на воде. Подобный формат жилой недвижимости популярен и во Франции, где для постоянного проживания на воде необходимо купить специальное разрешение в мэрии, которое дает право на обустройство и прокладку коммуникаций к домам-лодкам.
(Фото: Robert Harding / Globallookpress)
(Фото: Lisa S. Engelbrecht / Globallookpress)
"В нашей стране рынок предложения жилья на воде довольно узкий, - говорит коммерческий директор компании "Дом на воде" Михаил Быков. - Мало кто из россиян представляет себе, что такое "плавучий дом" из-за отсутствия грамотной рекламной политики. Многие клиенты просто не знают, где и как представлен этот вид жилья".
Однако спрос на "водное" жилье в России есть, уверяет директор департамента продаж городской недвижимости компании Blackwood Оксана Дивеева. По ее словам, спрос превышает предложение в несколько раз.
Каким бывает плавучее жилье
Самый недорогой вариант - это дом на понтонах . Понтоны объединяются между собой в единую плавучую платформу. Эта платформа и удерживает на воде постройку, расположенную на площадке. Несмотря на довольно внушительный вес, конструкция имеет хорошую устойчивость и обладает свойствами судна, которое хорошо держится на плаву Кроме того, понтон не подвержен коррозии и его срок службы составляет несколько сотен лет. По словам экспертов, у этого вида жилья есть огромный потенциал: понтоны предусматривают возможность постройки дома по индивидуальному проекту.
Баржи , оборудованные под жилье, встречаются гораздо реже. Под жилье можно переоборудовать старую баржу. Но проще заказать баржу на верфи. Такие дома распространены главным образом в Европе и США. В России перспективы использования барж остаются туманными.
Дебаркадер - довольно дорогой вид недвижимости. Эта технологий предусматривает строительство на бетонных конструкциях. Основное преимущество подобных домов на воде в том, что они предоставляют свободу для реализации любых архитектурных замыслов. Здесь практически нет ограничений для фантазии дизайнеров и архитекторов. На прочном бетонном дебаркадере можно возводить довольно большие дома высотой в несколько этажей.
Дебаркадеры могут работать либо автономно, имея свой генератор, свою систему водоснабжения, вентиляции и канализации. Однако их можно подключить и к местным сетям, к центральным коммуникациям города, при необходимости они могут плавать автономно (например, при перемещении на другое место парковки). Однако ремонтировать такой плавучий объект довольно сложно. "Дебаркадер необходимо периодически поднимать на стапеля и обследовать обшивку на предмет течи. Это довольно затратно, если нет возможности осуществлять эти работы с применением стапелей, но водолазные работы для выявления и устранения течей не дают полной картины по качеству выполняемых ремонтных работ", - рассказывает Михаил Быков.
"Любой из этих видов плавучих домов можно оснастить необходимой инфраструктурой, чтобы жить в нем круглый год. Например, можно поставить туалет морского типа с ручным спуском или поставить бак на 100 литров. Но для этого хозяину необходимо продумать схему подъезда ассенизатора к дому или подогнать плавсредство к месту откачки", - советует коммерческий директор компании "Микижа" (создает дома на воде) Дмитрий Собиняков.
Сколько стоят дома на воде
"Безопасность дебаркадера зависит от материалов и технологий, использованных при его постройке, инженерных инфраструктурных систем, но главное - от правильно построенного фундамента. Покупать дебаркадеры нужно после проведения технического аудита", - предупреждает Оксана Дивеева.
Стоимость подобного проекта зависит от размера, качества постройки и инженерной оснащенности. "Сметная стоимость строительства "плавучего дома" начинается от 2 млн рублей, а в некоторых случаях цена доходит до 3 млн долларов", - говорит эксперт из компании Blackwood.
Прописаться в "плавучем доме" нельзя, но его можно зарегистрировать в Государственной инспекции по маломерным суднам как плавсредство. Для этого требуется наличие огней и спасательного оборудования на борту. Проблемы при регистрации могут возникнуть в том случае, если размер дома превышает 20 м в длину. С таким размером уже необходимо обращаться в Речной регистр.
Вера Козубова
Плавучие дома известны давно. Еще больше ста лет назад в столице индийского штата Кашмир городе Шринагар появился целый плавучий город на воде. Местный махараджа запретил продавать землю иностранцам под строительство домов. Тогда англичане (Индия была британской колонией), любившие отдыхать в этих местах, стали строить плавучие дома на живописном озере Дал. Сегодня на озере Дал расположены тысячи плавучих домов: храмы, дворцы, гостиницы, магазины, особняки. Плавучие дома также распространены в Канаде, США, Финляндии, Швеции, Германии, Великобритании, Франции и, конечно, в Голландии. Всего в Голландии около десяти тысяч плавучих домов. Только в плавучих домах на каналах Амстердама проживает более двух с половиной тысяч семей. Неподалеку от Амстердама известен современный район плавучих домов Ибург. Около Санкт-Петербурга плавучие дома-дачи сдаются в аренду в Токсово (озеро Хепоярви, Орлиная гора).
Плавучие дома де-юре являются плавсредствами и позволяют своим владельцам экономить на налогах на недвижимость, не требуют разрешения на строительство и при получении соотвествующего разрешения (аренды стоянки) могут размещаться хоть в историческом центре старинного города. В российских условиях плавучий дом скорее можно использовать как дачу или коммерческий объект - часть кемпинга или базу отдыха. Индивидуальную дачу в виде плавучего дома в России будет безопасно использовать, пожалуй, только на небольших закрытых водоемах - озерах, откуда вашу плавучую дачу будет невозможно украсть, отбуксировав ее. Также плавучий дом можно безопасно разместить на яхтенных стоянках-маринах.
С точки зрения российского законодательства плавучий дом - это маломерное несамоходное судно, если его длина не превышает 20 метров и пассажировместимость (по количеству спасльных мест) не превышает 12 человек. Маломерное судно - плавучий дом придется зарегестрировать в ГИМС (государственной инспекции маломерных судов) и регулярно проходить техосмотр (вы, наверно, догадываетесь, как обычно проходят техосмотр). Для регистрации плавучего дома потребуется договор купли-продажи, технический паспорт, удостоверение личности владельца, ИНН, и квитанция за уплату госпошлины пропорциональной типу судна. После регистрации плавучего дома в ГИМС вам придеся получить судовой билет. Судовой билет удостоверяет право плавучего дома поднимать Государственный флаг Российской Федерации, удостоверяет принадлежность плавучего дома на праве собственности указанному в нем судовладельцу и вместимость плавучего дома. На борту вашего плавучего дома должна находиться нотариально заверенная копия судового билета.
Поскольку ваш плавучий дом является маломерным судном, то вы можете причалить на нем в любом месте, где не запрещена стоянка и ваш плавучий дом не будет мешать судоходству. Но вскоре, ваш плавучий дом, безусловно, заинтересует местных чиновников и всевозможных контролеров и проверяльщиков, коими в превеликом множестве изобилует наша Великая Родина. Чтобы кажый раз не объяснять нежданным визитерам основы морского и речного права, вам, возможно, будет проще заключить с местной администрацией договор о водопользовании на 20 лет на основании главы 3 Водного кодекса РФ (ФЗ №74 от 03.06.2006). Статьи 11.1 и 11.2 главы 3 Водного кодекса допускает предоставление акватории в пользование для рекреационных целей, в частности для создания стационарных и (или) плавучих платформ на землях, покрытых поверхностными водами. Также вам придется платить транспортный налог, который будет исчисляться исходя из объема вашего плавучего дома (1 рег. т = 2,83 куб. метров).
"Никогда не делай того,
что
другие могут сделать лучше или, по крайней мере, не хуже тебя
".
(Джон Д. Рокфеллер )
Все плавучие сооружения
подлежат освидетельствованию, классификации и регистрации или учету.
Маломерные
суда
(длина не превышает 20м) для личного
(некоммерческого)
использования
подлежат освидетельствованию, классификации и регистрации
с выдачей судового билета и внесением в реестр ГИМС МЧС РФ в
соответствии с постановлением Правительства ,
действующими Правилами и Административным регламентом .
Маломерные
суда для коммерческого использования
освидельствуются и
классифицируются Российским морским регистром судоходства
или Российским
Речным Регистром и вносятся в реестр капитанам морских портов и Администрациями водных бассейнов .
В соответствии с разъяснениями заместителя министра транспорта РФ В.А.
Олерского (письмо № ОВ-28/1947 от 25.02.2013 г.) разделение
ответственности при классификации и освидетельствовании маломерных
судов коммерческого использования между PC или РРР определяется в
зависимости от удаленности районов использования судов от мест убежищ
или берега:
- внутренние водные пути - РРР;
- морские районы (с удаленностью от мест убежищ или берега до 12 миль включительно) - по выбору судовладельца PC или РРР.
Плавучие
объекты на ВВП
освидельствуются
и классифицируются Речным Регистром . Учет (не регистрацию) плавучих объектов на ВВП
осуществляютАдминистрации водных бассейнов в
порядке установленном Правилами .
Освидетельствование
и учет плавучих объектов на акваториях не относящихся к
ВВП
постановлением
Правительства по прежнему возлагается на ГИМС.
В
теории это возможно, если это судно и оно зарегистрировано в установленном
порядке,
т.к. в соответствии с
п.2 ст.15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое
является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания
граждан
. Таким
образом, если плавучее сооружение отвечает
требованиям,
предъявляемым
к жилым помещениям, изложенным в
постановлении Правительства РФ от 28.012006
№47 , то он может быть
признан жилым помещением, т.к. в законодательстве отсутствует
требование, чтобы жилое помещение обязательно стояло на земле.
На
практике имеются прецеденты, когда "прописывались" на маломерных
судах, зарегистрированных ГИМС. А вот на плавучем объекте (даже если вы его назвали "плавучий дом") "прописаться"
не получится - плавучие объекты действующим законодательством не
относятся к недвижимости:)
Наша компания начала
разрабатывать данное направление в связи с тем,
что мы не смогли найти российского подрядчика на реализацию собственной
мечты - иметь современные плавучие дома для круглогодичной эксплуатации:)
Дома на воде классифицируются, освидетельствуются и регистрируются в ГИМС с
оформлением судового билета, как
маломерное "несамоходное судно-площадка".
При
необходимости получения кредита, его можно отдавать в залог с
регистрацией залога в регистрирующем органе (ГИМС МЧС РФ), что
обеспечивает банку
даже больший объем
гарантий, чем залог транспортного средства (при сопоставимой сумме
кредита), а многие страховые компании имеют специальные программы по
страхованию маломерных судов от различного рода рисков.
Существенную стоимость дома, дачи или бани на воде составляет стоимость плавучего основания - бетонного понтона (плавучей площадки). Если к стоимости "обычного" дома (дачи или бани) добавить стоимость фундамента и земли (первая линия у уреза воды) - минимум 1-2 сотки земли плюс расходы на водоснабжение и водоотведение (канализацию), благоустройство земельного участка и устройство большой комфортной террасы, то плавучий дом или дача обходятся значительно дешевле. Да и купить всего 1-2 сотки земли у самой воды практически не реально:)
Плавучий дом (дача)
ничем не отличается от любых других маломерных судов. Для перемещения
несамоходного судна навыки судоходства будущему покупателю не нужны
- используется буксир. А вот если планируется
путешествовать по воде с
подвесными моторами - необходимо получение
прав (как и на любой катер, моторную лодку или гидроцикл). Не
требуется регистрация и получения прав только для лодок массой до 200кг
и с
подвесным мотором до 8 кВт/10 л.с. (желательно только установить
грузовой винт, если такая лодка используется для буксировки).
Таким образом, по "тихой воде" в закрытом водоеме в безветренную погоду
можно буксировать
плавучий дом или дачу лодкой даже с небольшим подвесным мотором не получая удостоверение судоводителя:)
Нам тоже не все
нравится. Но дома на фотографиях строились для конкретных Заказчиков,
а Заказчик - всегда прав:)
Мы стараемся удовлетворить любые "прихоти" Заказчиков, если это не
влияет на вопросы безопасной эксплуатации плавучего дома и его срок службы.
Присылайте
чертежи понтона - будем смотреть.
Однако Вам надо учесть, что покупка любого
стального понтона для строительства плавдома или дачи - не лучщая идея:
1.
В судостроении сварщик - самая дефицитная и очень высокооплачиваемая
профессия. Все сварщики подлежат обязательной сертификации (аттестации)
морским или
речным регистром, т.к. от качества швов зависит безопасность судна. Вы
уверены, что понтон варил аттестованный специалист?
2. Стальной понтон требует регулярного освидетельствования (в т.ч.
внутри) и
регулярной окраски (особенно бывший в
употреблении), а значит Вам придется
периодически вызывать кран большой грузоподъемности и поднимать
плавучий дом из воды. В итоге затраты будут больше, а срок службы -
меньше:(
3. Большинство стальных понтонов не рассчитаны на эксплуатацию в зимних
(ледовых) условиях (особенно под нагрузкой).
Да, такое случается,
если отсутствуют (или нарушены) герметичные переборки, а корпус судна
имеет традиционную форму ввиде буквы U .
ВСЕ наши корпуса из железобетона имеют П
образную форму и ПОЛНОСТЬЮ заполнены внутри специальным пенопластом -
это обходится не дешево, но безопасность и надежность того
стоят!
Даже если повредить такой корпус (а сделать это очень и очень сложно)
судно не только не потеряет плавучесть, но даже не получит малейшего
крена!
Имеют недостаточное
утепление (толщина утеплителя жилой надстройки не
превышает 40, максимум 75мм).
PS: Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, посмотрите разделы
Десятки , изрезавших его вдоль и поперек - часть неповторимого очарования города и одновременно... место жительства для многих горожан. Только представьте себе, прямо посередине города? Ну, чем не романтика! 🙂
И ведь это не единичные случаи, старые баржи, “припаркованые” по обеим сторонам каналов - явление типичное для , по официальной статистике, в городе зарегистрировано порядка 2,5 тысяч , а в целом, по стране – порядка 10 000.
Их можно разделить на две разновидности – старые, списанные баржи, переделанные под жилище, и домики, установленные на специальные платформы, которые при помощи лодки можно перевозить с одного места на другое.
В таком доме есть все необходимое для нормального образа жизни, пространство разделено по функциональности на кухню, спальню, гостиную и т.д.
При желании, можно позволить себе небольшую террасу или подобие сада-огорода.
В даже существует музей “Woonboot” (Плавучий дом), где можно полюбопытствовать, как примерно выглядит внутренняя обстановка. Но, конечно, все очень приблизительно, поскольку, как и любое жилище, плавучие дома имеют каждый свое “собственное лицо”, которое зависит от вкуса и фантазии хозяев.
Началом всему послужила банальная нехватка жилья в , которая приобрела поистине критические размеры к середине прошлого столетия, после окончания Второй мировой войны. Поговаривают, что первыми жителями лодок стали хиппи, ну, а за ними и обычные люди потянулись с суши на воду.
Главным достоинством альтернативного дома была его относительная дешевизна, при условии, что располагался он в самом центре города. Плюс к этому, безусловно, некая свобода, ведь без смены места жительства, можно было запросто сменить его адрес. К слову сказать, свободолюбивых людей в оказалось придостаточно, по той же официальной статистике, в домах на воде сейчас проживает более 5 тысяч человек.
Со временем, становились все более востребованными, а свободных мест для “парковки” на каналах – все меньше. Известный двигатель рекламы - выражение “Спрос рождает предложение”, не обошел стороной и эту сторону жизни. Теперь владеть таким жильем не только престижно, но и дорого, стоимость его сравнима со стоимостью приличной квартиры на суше – 250-600 тысяч евро.
Да, и само содержание , дело довольно затратное, ведь помимо дополнительных налогов, нужно заниматься своевременным ремонтом и, как минимум, раз в пять лет, отправлять дом-баржу на верфи, чтобы счищать ржавчину с её корпуса.
Кстати, в находится плавучий дом, который входит в десятку самых необычных домов мира
Думаете, эти причины могут заставить отказаться от обладания необычных ? Совершенно верно - нет! Я бы сказала – наоборот, это их только раззадорило: теперь голландские архитекторы проектируют целые современные кварталы на воде, один из которых, был выполнен архитектурным бюро Marlies Rohmer и построен в 2001 году, районе под названием “IJburg”.
Сборка таких домов осуществляется на верфи, а уже готовый блок, буксируется по воде к “месту прописки”. Сам по себе, район напоминает город из детского конструктора “лего”, ведь, при желании, хозяин может прикупить дополнительный понтон и, скажем, развести на нем цветы, а также увеличить площадь своего жилья, купив еще одну комнату.
Может так будет выглядеть город будущего? По крайней мере, для Odnoklassniki