Например, часто люди ищут информацию о том, подлежит ли возмещение по ОСАГО попавший в лобовое стекло камень. Согласитесь, довольно таки распространенный случай. Логично бы было предположить, что не страховой случай в рамках обязательной гражданской ответственности участников дорожного движения. Ведь для того чтобы страховая компания возместила ущерб по полису ОСАГО необходим виновник аварии. В принципе все так. Но как оказалось наше противоречивое сложное законодательство путает суды, которые часто выносят совершенно противоположные решения. В итоге некоторым водителям удается получить возмещение лобового стекла.
Что же получается если суды в России не однозначно трактуют наше действующее законодательство, то владельцы застраховавшие свои автомобили в рамках ОСАГО теоретически могут рассчитывать на возмещение ущерба в случае попадания в лобовое стекло обычного камня, который вылетел из- под колес другого транспортного средства? Как же суды приходят к такому неоднозначному мнению? Ведь в этом случае должен быть виновник ущерба - т.е. виновник реальной аварии.
Да, это действительно так. И что самое интересное по сообщению Российской Газеты недавно апелляционная инстанция Камчатского краевого суда вынесла неоднозначное решение, которое признало ответчика виновником дорожного-транспортного происшествия в результате которого из под колес автомобиля ответчика вылетел камень.
Какую же формулировку вынес Камчатский краевой суд РФ? Как он признал водителя виновным в ДТП, которое в принципе не было?
Так, по мнению суда, ответчик нарушил действующие правила дорожного движения: не учел состояние дорожного покрытия, особенности автомобиля при движении по гравийному участку дороги и допустил выброс гравия.
То есть суд фактически признал ущерб от попавшего камня подлежит возмещению страховой компании в рамках закона об ОСАГО.
Как же так? Получается любой водитель на дороге в который попал камень в лобовое стекло может стать потерпевшим в ДТП, и соответственно привлечь виновника к ответственности и затем получить возмещение убытков от страховой компании?
К сожалению, с решением суда не поспоришь. Его можно только опротестовать. Но это уже другая история. Например, нужно обращаться в . Но об этом ниже.
Самое плохое, что в этой ситуации пострадал больше всего мнимый виновник ДТП. Ведь признавая ответчика виновником повреждения лобового стекла автомобиля истца, судебный орган дает его страховой компании в пересчете коэффициента бонус-малус, на основе которого ежегодно страховые организации рассчитывают итоговую стоимость полиса ОСАГО.
Напомним, что в случае хотя бы одной аварии по вине водителя при оформлении нового полиса ОСАГО страховая компания пересчитает этот коэффициент, что приведет к существенному удорожанию для ответчика стоимости полиса ОСАГО.
То есть получается, что из-за камня, вылетевшего из- под колес ответчик теперь будет платить каждый год существенно больше при оформлении полиса ОСАГО. Причем увеличенная сумма будет действовать несколько лет.
Камень в стекло - это не ДТП!
Однако, как мы уже сказали Российское законодательство, и судебная система очень часто выносит противоречивые решения. Складывается такое ощущение что в нашей стране решения Верховного Суда РФ не смотрит не один нижестоящий суд.
Да, к сожалению, в нашей стране хоть и действует прецедентное право, но действует оно по особым правилам в отличие от многих Западных стран, где решение суда, вступившие в законную силу не может в дальнейшим поставлено под сомнение решением, вынесенным другим судебным органом.
В нашей же стране каждый суд вправе выносить свое мотивированное решение. Хотя конечно учитывать решения Верховного Суда все нижестоящие судебные органы все-таки обязаны. Например на примере решения вынесенного Камчатским краевым судом РФ в отношении водителя идет на прямую в разрез с Постановлением Верховного Суда РФ № 39-АД16-1 от 11 марта 2016 года .
Напомним, что это решение Верховного Суда поставило точку на "i" в вопросе является ли попавший камень в лобовое стекло аварией.
Правда это решение не совсем связано напрямую со страховым случаем в рамках ОСАГО. Дело в том, что решение ВС РФ № 39-АД16-1 от 11 марта 2016 года связано с ответчиком, который был привлечен к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 12.27 КоАП РФ (оставление места ДТП). Водитель, не согласившись с этим обратился в суд. В итоге несколько судебных инстанций признали водителя виновником аварии, виновником причиненного ущерба.
Что же сделал ответчик? На самом деле он просто ехал за рулем своего автомобиля. Но на одном участке дороги из- под колес его машины вылетел камень, который попал в автомобиль другого участника дорожного движения. В результате попадания камня в автомобиль в лобовом стекле образовалась трещина.
Водитель поврежденного транспортного средства посчитал что произошло ДТП и вызвал сотрудников ДПС для оформления аварии. Водитель же машины из- под колес которой вылетел камень уехал.
К сожалению, в дальнейшим этого водителя привлекли к ответственности за оставление места ДТП, поскольку попадание камня в было признано фактов аварии.
Естественно ответчик не согласился с этим и начал оспаривать действия сотрудников ГИБДД в суде. В итоге ответчик дошел до Верховного Суда, который справедливо определил, что ответчик не может являться виновником ДТП, так как событие произошло по обстоятельствам, независящим от водителя автомобиля. То есть логично камень, вылетевший из- под колес не может являться аварией.
Соответственно потерпевшая сторона не может рассчитывать на возмещение ущерба в рамках закона об ОСАГО.
Да, кто-то скажет, что судебный процесс, рассматриваемый апелляционной инстанцией Камчатского краевого суда и решение ВС РФ, не совсем относятся к одной теме. Но это не важно. Сама суть остается одной.
В нашей стране владелец транспортного средства обязательно должен иметь страховой полис. Автомобильная страховка КАСКО покрывает все расходы, связанные с угоном машины, а также ее повреждения в результате дорожно-транспортного происшествия. Одним из наиболее распространенных страховых случаев, с которыми сталкиваются многие автомобилисты, является повреждение ветрового стекла в результате небольшой аварии с минимальными поломками машины, а также при попадании в него посторонних предметов во время движения. Поэтому многих владельцев автомобилей интересует вопрос о том, как происходит замена лобового стекла по КАСКО.
На сегодняшний день существуют следующие ветрового стекла машины, которые предполагают страховые выплаты:
Из вышеперечисленного следует, что при замене лобового стекла по КАСКО в РЕСО, гарантия есть всегда, а по полису любого другого страховщика предусмотрена далеко не во всех случаях, поэтому при оформлении страховки рекомендуется очень внимательно ознакомиться с ее условиями.
Все типы поломок и повреждений автомобиля, которые предполагают выплату денежной компенсации водителю, перечислены в договоре.
Что касается стекол, то вся информация о повреждении этих элементов прописана в пункте «Замена и ремонт стеклянных элементов», к которым относятся:
Компенсация за ремонт или замену любого из перечисленных выше элементов может быть получена только в том случае, если он указан в договоре.
Страховые случаи, при которых выполняется замена лобового стекла по КАСКО, согласие страховщика зависят от выбранной водителем программы страхования.
На сегодняшний день каждый водитель может застраховать свое транспортное средство от следующих рисков:
Если при попадании в или ввиду каких-либо других обстоятельств было повреждено ветровое стекло, то перед обращением к страховщику рекомендуется очень внимательно прочитать договор, в частности, какие страховые случаи он предусматривает, а также процедуру и сроки получения денежной компенсации.
Замена лобового стекла по КАСКО в РЕСО и полисам других страховщиков происходит в следующей последовательности:
Только придерживаясь такой последовательности, можно рассчитывать на денежную компенсацию по всем ремонтным работам, которые производились в результате наступления страхового случая.
Для получения компенсации при замене ветрового стекла по полису КАСКО нужно предоставить страховщику следующие документы:
Если у вас оформлена неполная страховка, то документы в первом, втором и третьим пункте не нужны.
После того, как будет пройдена техническая экспертиза и страховщик удовлетворит решение по выплате денежной компенсации, водитель может получить компенсацию за понесенный ущерб одним из следующих способов:
Эти способы имеют определенные достоинства и недостатки, поэтому необходимо более подробно остановиться на каждом из них.
Этот способ является более предпочтительным, поскольку в этом случае страховщик не только оплачивает работу механиков по демонтажу разбитого и установке нового лобового стекла, но также компенсирует стоимость всех материалов, включающих само стекло и резиновый уплотнитель. Таким образом, работы будут выполнены более качественно, а размер их оплаты будет значительно больше, чем при выплате наличных средств. Помимо этого, страховщик и представители СТО заинтересованы в том, чтобы замена стеклянного элемента была произведена в самые короткие сроки, поэтому время проведения ремонта значительно меньше, чем выплата денежной компенсации на руки клиенту. Не стоит забывать и о том, что в ВСК замена лобового стекла по КАСКО считается выполненной только тогда, когда владелец транспортного средства проверил качество проделанных работ и подписал соответствующий документ.
Если ремонтные работы были выполнены некачественно, то в Ингосстрах замена лобового стекла по КАСКО при этом попадает под категорию страховых случаев, поэтому компания обязана полностью устранить все недочеты, которые будут обнаружены владельцем машины.
Если вы выполнили замену стекла самостоятельно и хотите получить денежную компенсацию, то очень важно выполнить ремонт в оговоренные договором сроки, после чего будет необходимо показать транспортное средство техническим специалистам страховщика, которые должны зафиксировать факт выполненных ремонтных работ. Если эти условия не выполнить, то СК может отказать в компенсации понесенного водителем ущерба при повторном наступлении страхового случая.
Если страховщик по каким-либо причинам отказывается выполнять свои обязательства при наступлении страхового случая, то для получения страховых выплат необходимо сделать следующее:
Если судебное разбирательство будет выиграно владельцем транспортного средства, то страховщик не только возместит понесенный водителем ущерб, но и компенсирует все сопутствующие расходы и судебные издержки.
Замена лобового стекла по КАСКО предполагает установку такого элемента, который использовался производителем. Допускается установка аналога, однако это должно быть отдельно согласовано между СК и владельцем транспортного средства. Но особого смысла для автомобилиста в этом соглашении нет, поскольку копия стоит дешевле, а его качество значительно хуже, по сравнению с оригинальным стеклом.
Помимо этого, стекла, установленные заводом на автомобиль, могут обладать следующими опциями, которых лишены аналоги:
Помимо замены самого стекла, страховщик обязан оплатить стоимость всех элементов, которые предусмотрены заводом. Если они не будут заменены, то выполненные ремонтные работы считаются неполными. Однако замена сопутствующих элементов должна быть прописана в договоре, в противном случае оплата их замены не производится.
Замена лобового стекла по КАСКО должна быть оплачена страховщиком только в том случае, если страховка покрывает риски, связанные с угоном или повреждением машины во время ДТП, при которых восстановить автомобиль уже невозможно. Это касается и упрощенных систем страхования, однако количество страховых выплат в этом случае ограничено.
Чтобы избежать различных проблем и неприятных ситуаций при наступлении страхового случая, необходимо внимательно читать договор при оформлении полиса. Особое внимание следует уделять перечню рисков, которые покрывает страховка. Однако, как показывает практика, в большинстве случаев страховщик полностью компенсирует стоимость ремонта или замены всех стеклянных элементов, если они получили критические повреждения и не подлежат восстановлению.
Владелец транспортного средства может рассчитывать на полное или частичное возмещение денежных расходов, понесенных в последствие страхового случая (угона автомобиля, а также ремонт после дорожно-транспортного происшествия либо другой ситуации).
Однако нередко хозяева машин сталкиваются с необходимостью поменять лобовое стекло по КАСКО, например если попал камень или, при небольшой аварии, в которой не было пострадавших. Могут ли они в таком случае рассчитывать на покрытие расходов страховой компанией?
На сегодняшний день выделяют несколько разновидностей повреждений данного элемента в автомобилях:
Правила осуществления замены лобового стекла в машине указываются в КАСКО. Так, страховщик может ввести некоторые ограничения на выплаты в данном случае:
Прежде чем обращаться в страховую компанию с заявлением о требовании покрытия расходов на замену стекла, нужно внимательно изучить все условия договора КАСКО , а также убедиться в том, что полученное повреждение относится к страховым случаям.
Посмотрите видео о замене лобового стекла по КАСКО.
Не всегда повреждения лобового стекла транспортного средства определяются как страховой случай. Согласно, договору КАСКО страховщик может покрыть денежные расходы на ремонт таких дефектов или же отказаться от выплаты компенсации:
Для того, чтобы поставить новое стекло по КАСКО, владельцу машины нужно выполнить следующие условия:
Если произошедший страховой случай был оформлен в присутствии работников ГИБДД, то владельцу автомобиля требуется собрать пакет документов, состоящий из:
При проведении выплаты по упрощенной схеме собственнику машины не нужно предоставлять документы из ГИБДД (пункты 1-4).
Порядок осуществления замены страхового стекла, как правило, указывается в страховом договоре КАСКО. Однако чаще всего страховщики предоставляют своим клиентам на выбор два способа выплаты компенсации:
Каждому владельцу автомобиля предоставляется полное право самостоятельно сделать выбор варианта выплаты страховки по замене лобового стекла, поэтому он может согласиться на самый оптимальный для него способ.
Важно : в то же время обязательно нужно принимать во внимание ту особенность, что если собственник машины пожелает получить компенсацию в виде денежных средств, то, согласно условиям договора КАСКО, он обязывается обеспечить качественный ремонт поврежденного стекла.В дальнейшем представители страховой компании могут провести проверку выполнения замены, и если их не удовлетворит результат, то в следующий раз при возникновении такого же страхового случая клиенту может быть отказано в возмещении расходов.
Страховщик может отказаться от установки нового элемента и возмещения убытков в следующих случаях:
По полису КАСКО страховщики обязаны компенсировать клиенту расходы на выполнение всех ремонтных работ, связанных с заменой стекла:
Если производится полная замена стекла, то страховщик должен покрыть расходы и на дополнительные компоненты, предусмотренные производителем для соответствующей модели машины.
Многие собственники машин при столкновении с таким страховым случаев, как установка нового лобового стекла, беспокоятся о том, каким именно образом осуществляется замена, а также какое стекло будет установлено? Ответы на эти вопросы прописываются в условиях договора. Поэтому если в документах ничего не говорится об использовании аналогов, то страховщик должен организовать установку высококачественного и оригинального лобового стекла, купленного у компании-производителя. Данное требование является обязательным для исполнения страховой компанией.
Таким образом поступают практически все страховщики, предоставляющие КАСКО своим клиентам. При этом следует учитывать то, что они, помимо оригинального заводского стекла, должны восстановить и другие элементы, предусмотренные производителями для соответствующей марки и модели транспортного средства, – например, наличие специальной тонировки, световой защиты, подогрева, а также защитного ламинированного слоя и других дополнительных деталей. Иначе клиент имеет право подать заявление с требованиями о полном осуществлении всех обязательств страховщика.
Можно ли заменить лобовое стекло по полису КАСКО? Повреждения лобового стекла транспортного средства являются страховыми случаями только тогда, если они соответствуют требованиям, указанным в полисе КАСКО. Поэтому прежде чем обращаться к страховщику, необходимо изучить условия договора. Если же причина замены стекла является страховым случаем, то он может выплатить денежные средства либо произвести, собственно, замену, установив оригинальное лобовое стекло.
Из всех частей автомобиля лобовое стекло особенно подвержено повреждениям и сколам. Например, оно может разбиться от удара при ДТП или лопнуть от сильного мороза. Кроме того, его попросту могут разбить злоумышленники. В связи с этим многие автовладельцы сталкиваются с ситуацией, когда необходимо заменить деталь по КАСКО. Такая процедура имеет много нюансов, о которых мы сегодня и поговорим.
Можно ли поменять лобовое стекло по страховке? Как происходит замена? Какое стекло установят вместо старого? Об этом вы узнаете в данной статье. Кроме того, мы расскажем об основных условиях замены стекла на новое, а также о видах ограничений, действующих в данной категории страхования.
Полис КАСКО, как правило, предполагает для владельца автомобиля наличие выбора. Возмещение ущерба может происходить в виде выплаты компенсации либо в виде ремонта транспортного средства. При обращении в страховую компанию необходимо конкретно указать причину, по которой было разбито лобовое стекло. Так, к страховым случаям повреждения относят:
В том случае, если причиной ремонта является изменение температуры, СК может потребовать проведение оценочной экспертизы. Ее результаты оформляются в виде заключения и подписываются сотрудниками организации. На основании этого документа страховщик принимает решение о замене стекла или об отклонении вашей заявки.
В договоре страхования обычно установлено ограниченное количество замен частей автомобиля. Так, многие страховые организации готовы поставить вам новые стекла бесплатно лишь несколько раз подряд. Все последующие замены будут осуществлять уже за ваш счет.
Замена ветрового стекла – одна из самых популярных причин обращения водителей в сервис. Однако этот случай не является самым простым в страховой практике. Дело в том, что причину повреждения стекла доказать довольно сложно – это касается, прежде всего, дорогих автомобилей. Для того, чтобы отремонтировать или заменить его по страховке, нужно соблюдать следующий порядок действий:
Рекомендуем получить компенсацию в качестве ремонтных работ – так, вам не придется искать ремонтную организацию и покупать детали самостоятельно. Кроме того, страховщик обязан компенсировать стоимость всех материалов – самого стекла и резинового уплотнителя. Но если вы все же выбрали наличный расчет, то будьте готовы к тому, что вам придется отчитываться перед страховщиком. Это значит, что вы должны в течение указанного в договоре срока показать ему отремонтированный автомобиль. Если не выполнить это условие, то страховая компания может отказать вам в компенсации ущерба при повторном обращении.
При отказе страховщика выполнять свои обязательства по замене у вас есть право обратиться в суд. В случае выигрыша вами разбирательства он должен не только возместить вам причиненный ущерб, но и оплатить все судебные расходы.
Для получения установленной в договоре компенсации необходимо подготовить целый пакет документов. Так, помимо письменного заявления в СК необходимо предъявить:
В том случае, если у вас оформлена неполная страховка, лобовое стекло должны заменить в упрощенном порядке. Это значит, что для установления суммы ущерба вам не придется привлекать сотрудников автоинспекции.
Замена должна осуществляться только на оригинальное стекло. Установка аналога также допускается – лишь в том случае, если это было согласовано в договоре между клиентом и страховщиком. Более того, страховая организация обязана оплатить замену прилагающихся к стеклу элементов. Без данного условия ремонтные работы будут считаться неполными. В любом случае, перед тем как обращаться в СК, нужно внимательно прочитать договор страхования. Обратите особое внимание на перечень рисков – объем ответственности компании в виде страховой суммы.
На дороге может случиться всякое. Если из-под колес чужого автомобиля вам навстречу вылетел камень, можно не только лишиться стекла, но и попасть в серьезное ДТП. Кто будет виноват? И кто заплатит за ущерб?
Попавшему в такую ситуацию водителю необходимо соблюдать спокойствие и как можно скорее остановиться, но не посередине дороги, а все-таки на обочине. После этого необходимо включить аварийную световую сигнализацию, выставить знак аварийной остановки и сообщить о случившемся сотрудникам ГИБДД. Проинформировать свою страховую компанию тоже желательно как можно скорее, но все-таки лучше дождаться прибытия инспектора, который поможет оформить ДТП.
Да-да, не нужно удивляться: попадание камня в автомобиль совершенно однозначно трактуется как дорожно-транспортное происшествия – читайте определение в Правилах дорожного движения. Таким образом, водитель обязан оформить все необходимые документы, чтобы отремонтировать свой автомобиль по каско. Ну, а если у него на руках только ОСАГО, то придется учитывать все обстоятельства происшедшего. Тем более что суд иногда приходит к парадоксальным, на первый взгляд, выводам, что никакого ДТП на самом деле не было.
В последнее время появились сообщения, что получить выплату по «автогражданке» в таких случаях нельзя. Основанием для подобных выводов стало решение Верховного суда России, который вернул права водителю грузового автомобиля, из-под колес которого вылетел камень, повредивший лобовое стекло следовавшей сзади машины. По мнению сотрудников ГИБДД, подобное происшествие обязывало водителя остановиться и оформить аварию. Он же уехал. Поэтому ему вменили оставление места дорожно-транспортного происшествия.
Как сказано в материалах дела, 29 июня прошлого года в деревне Духовец Курской области камнем был поврежден автомобиль, следовавший в попутном направлении. От удара лобовое стекло треснуло.
Сотрудники ГИБДД на посту выдали водителю Шинакову А.А. справку о ДТП. Одновременно они вменили водителю Савчуку И.В., управлявшему автомобилем, принадлежащим на праве собственности ЗАО «Металлинвестлизинг», нарушение п. 2.5 ПДД – оставление место ДТП. Составили протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ и передали его в суд.
Мировой судья согласился, что имело место ДТП. И сделал вывод: поскольку водитель грузовика покинул место ДТП, его следует лишить прав на год. В районных и областном судах решение не было пересмотрено, однако в Верховном суде России дело квалифицировали по-другому. А почему?
В высшей инстанции указали, что в соответствии со ст. 2 Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и п. 1.2 ПДД «дорожно-транспортным происшествием признается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб».
Произошедшее событие, решил Верховный суд, не отвечает признакам дорожно-транспортного происшествия в смысле, придаваемом этому понятию в статье 2 Закона о безопасности дорожного движения и в пункте 1.2 ПДД, и таковым не является, так как событие произошло по обстоятельствам, независящим от водителя, без совершения каких-либо действий с его стороны.
Он не имел возможности предвидеть данное событие, а также наступление последствий в виде повреждения лобового стекла от следующего в попутном направлении автомобиля. Поэтому вывод нижестоящих судебных инстанций о наличии в действиях водителя объективной стороны состава административного правонарушения по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ нельзя признать обоснованным.
На этом основании Верховный суд РФ отменил решения нижестоящих судов и прекратил производство по делу. (См. Постановление Верховного Суда РФ от 11.03.2016 № 39-АД16-1).
Таким образом, позицию Верховного суда можно интерпретировать следующим образом: нельзя винить гражданина в неудачном стечении обстоятельств, так как он не совершил каких-либо противоправных действий. Получается, что влетевший в лобовое стекло машины камень – это авария лишь для того, кто пострадал.
Эта правовая позиция важна при определении последствий любой аварии. И ее должен учитывать каждый водитель, решая вопрос, обязан ли он остановиться или нет.
Как считает Верховный суд, авария находится в прямой причинно-следственной связи с действиями водителя. В рассматриваемом деле нельзя утверждать, что будь водитель грузовика осторожней, ничего бы не случилось.
Злополучный камень, оказавшийся на дороге, мог попасть под колеса любого автомобиля. А если вины конкретного водителя не было, то наказывать его не за что.
Однако не спешите расстраиваться. Если вы попали в аналогичную ситуацию, судья не обязан руководствоваться решением Верховного суда по описанному выше делу – у нас не США, и прецедентное право не действует. Возможно, вам или вашему адвокату удастся доказать, что автомобиль, из-под колес которого вылетел камень, обгонял вас по обочине, что недопустимо, или по ремонтируемому участку дороги, где следовало снизить скорость. Возможно, будет доказан факт агрессивного вождения, если это подтвердят свидетели или запись видеорегистратора. Тогда можно будет говорить о совсем иной квалификации действий водителя, наехавшего на камень. Даже если он сделал это неумышленно.
Вспомним, что тот же Верховный суд недавно лишил прав лихача, чей опасный маневр привел к ДТП, в результате которого другая машина врезалась в дерево. Лихач благополучно уехал, так как его автомобиль не пострадал, но суд посчитал, что отсутствие повреждений на автомобиле не влияет на квалификацию нарушения. Поэтому водителя наказали за .
Впрочем, сегодня закон разрешает покидать место аварии, если в результате происшествия вред причинен только имуществу и у участников ДТП нет разногласий по поводу того, кто виноват в причинении вреда. Однако даже в таком случае оба водителя должны вначале зафиксировать положение автомобилей, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи (п. 2.6.1 ПДД), а затем обязаны оформить документы на ближайшем посту ДПС или в подразделении полиции.
Итак, если лобовое стекло разбито камнем, а у вас только полис ОСАГО, то страховая компания в большинстве случаев вам не поможет, так как виновник, скорее всего, скрылся (или просто банально не понял, что повредил ваш автомобиль), к тому же нет никаких доказательств его вины. А вот если в стекло попал иной предмет, например, лопата, оставленная на дороге ремонтниками, то к ним можно предъявить гражданский иск. Если авария случилась в результате нарушения ПДД, допущенного другим водителем, то ему придется возместить ущерб.
Если же у вас имеется добровольная страховка (каско), то поменять стекло вам обязаны за счет страховой компании. Прибывшие сотрудники ГИБДД оформят ДТП и выдадут вам следующие документы: справку, копию протокола и постановление по делу. После чего вам необходимо будет явиться с комплектом документов в страховую компанию и написать заявление о страховом случае. К заявлению надо приложить талон-уведомление – его вам выдадут в день подачи заявления в полиции (даже если это произошло ночью), справку по форме Ф3 и постановление о возбуждении или об отказе возбуждения уголовного дела.
В некоторых страховых компаниях лобовые стекла меняются без справок (при страховании «полное каско»). Иногда в договоре страхования предусматривается, что без справок можно обращаться в случае повреждения стеклянных элементов, одного кузовного элемента, бамперов, если ущерб не превышает оговоренную страховым договором сумму. Причем стеклянные элементы могут заменяться неоднократно. В таких случаях перечень предоставляемых документов должен быть оговорен в договоре и правилах страхования. Обычно это паспорт, полис, СТС и водительское удостоверение.