Современные концепции глобализации яхно алексей александрович. Современные концепции глобализации яхно алексей александрович Основные теории глобализации

Бизнес

1. Теории глобализации в социологии

В современной социологии существуют несколько подходов к объяснению феномена глобализации (глобального мироустройства). Наиболее значимые из них нижеследующие.

Основные приверженцы системно-теоретического подхода (И. Валлерстайн, У. Бек, Э. Альтфатер, Н. Луман и др.) рассматривают глобализацию как системную трансформацию социума, сопровождающуюся ослаблением традиционных инструментов политического управления и формированием вакуума власти. В результате глобализации складывается новая общественная система, ведущая зачастую к обострению социальных конфликтов.

Согласно одному из представителей этого подхода, Валлерстайну, к концу XIX в. возникла глобальная капиталистическая мировая экономика, ставшая единой миросистемой. В ней сегодня и живёт всё человечество. Миросистема устроена следующим образом. Имеется её «ядро» или центр - это группа высокоразвитых стран (Западная Европа, Северная Америка, Австралия, Новая Зеландия, Япония), которые получают максимум прибыли от всемирного капиталистического производства. На краю миросистемы располагается «периферия» - страны так называемого «третьего мира» в Азии, Африке и Латинской Америке. В системе международного разделения труда они служат сырьевой базой и источником сельхозпродукции для стран «ядра». Остальные страны находятся в промежуточном состоянии «полупериферии» - это в основном страны бывшего «социалистического лагеря». Это наиболее представительный подход, позволяющий объединить социально-экономический анализ общественного развития.

В 1989 г. американский политолог и социолог Фрэнсис Фукуяма представил совершенно иную перспективу современного мира. Хотя концепция Фукуямы определяет современный мир как принципиально бесконфликтный, автор не утверждает, что человечество вступило в фазу бесконфликтности и всеобщего мира. Он признаёт, что религия и национализм остаются серьёзными проблемами для либерального миропорядка. Но они не будут в состоянии бросить глобальный вызов капитализму и западной либеральной демократии как форме правления, принимающей универсальный характер.

Сэмюэл Хантингтон построил теорию «столкновения цивилизаций». Если XX столетие являлось веком столкновения идеологий, то XXI столетие станет веком столкновения цивилизаций или религий, что несет главную угрозу международному миру. К ведущим культурам-цивилизациям Хантингтон относит западную, конфуцианскую (Китай), японскую, исламскую, индуистскую, буддийскую, православно-славянскую, латиноамериканскую и африканскую. Поэтому он предлагает отказаться от универсализма, признать реальное разнообразие культур, но в отношениях между цивилизациями искать общее между всеми ними. Ощутить своё единство люди всех цивилизаций могут и в противостоянии «варварству», жестокости, насилию, организованной преступности, международному терроризму - всем проявлениям зла. Таковы три наиболее оригинальные и хорошо аргументированные концепции современного глобального мира.

2. Глобализация: понятие, содержание, развитие

Глобализация - это исторически обусловленный объективный процесс, управлением, как структурным, так и бесструктурным методами на всех уровнях человеческой цивилизации, который определяет качественные изменения в глобальном пространстве, возрастание взаимосвязанности и уникальности отдельных людей или цивилизаций в целом. Предпосылкой появления феномена глобализации стало последствие процессов человеческого познания: расширение научного и технического знания, развитие технологий и др.

Глобализация (в широком значении) - это объективный естественный процесс интеграции человечества в единое целое. Глобализация проявляется в том, что ускорение социального времени, при неизменности времени смены поколений (время передачи генетической информации), все большей степени определяет происходящее во всех частях мира.

Глобализация (в узком смысле) - это род геополитики, направленный на распространение своего культурного влияния со стороны какой-либо страны или нескольких стран на весь мир. Политическим лидером глобализации сегодня являются Соединенные штаты Америки, всевозможными средствами навязывающие свою волю другим странам.

Глобализация не является абсолютно новым явлением. Его истоки можно найти еще в древности. Как пишет Глоба, П. П, наиболее древним представлением, связанным с понятием глобализации, было представление о существовании первопредка, а значит, родовой системе взаимосвязи людей между собой во времени. Это позволяло гармонизировать психологический аспект взаимоотношений между людьми, особенно внутри рода, племени, этноса. Еще одним представлением глобального характера является представление единства в Боге. А Г. Гегель ввел в своей философии понятия мирового разума или мирового духа, подразумевая под этим элемент божественного начала в бытии мироздания. В высказываниях китайского философа Конфуция имеется представление о всеобщих законах Неба, которым должны подчиняться все люди, и которые являются основой стабильного существования общества. Широкий философский анализ, с позиции материалистического воззрения, в формировании социальных условий для возникновения феномена глобализации в мировоззрении человека осуществлен в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, П. А. Кропоткина, а исследование феномена глобализации в его приближающемся к современности варианте, сопряженное со смысловой, понятийной мировоззренческой идентификацией человека, произвел В. И. Ленин. Маркс подчеркивает, что взаимодействие - это первое, что возникает перед нами, когда мы рассматриваем движущуюся материю в целом. Он критиковал более ранних философов за недостаточное внимание, уделяемое общественным отношениям. Философ и ученый К. Циолковский в духе русского космизма рассматривал нашу цивилизацию как единый организм, как некое единое, целостное образование, имеющее несколько стадий. Сначала эмбриональная стадия - возникновение, жизнь и развитие человечества на Земле. Выход в околоземный космос - это вторая фаза эволюции человечества.

Глобализация активно развивалась в конце XIX - начале XX вв. как интернационализация хозяйственных связей и как форма межнационального общения.

После 1945 г. в мировом хозяйстве развернулись два важных процесса. С одной стороны, за счёт взаимных инвестиций и взаимообмена технологиями, внедрения организационных инноваций началось сближение развитых стран по техническим, экономическим, а также по социальным и политическим показателям. С другой - распад колониальных империй и сознательный выбор в пользу модернизации стали важными предпосылками качественно нового этапа глобализации.

Во второй половине 70-х годов начался новый этап научно-технического прогресса, получивший название информационно-телекоммуникационной революции. Результатами этой революции явились широкое использование в экономике электронно-вычислительных машин, информатизация и компьютеризация экономики. Особенно важное значение имеют разработка и широкое внедрение компьютерных сетей, еще теснее связывающих народы и страны мира в единое целое. Все более возрастает роль новейших информационных и телекоммуникационных технологий в качественном изменении международных экономических связей.

Огромное значение с экономической точки зрения приобретают разработка и размещение глобальных технологических систем - погодных, коммуникационных, навигационных и других. Благодаря новейшим информационным и телекоммуникационным технологиям, а также росту расходов на исследования и разработки повышается роль многонациональных корпораций.

Немаловажное значение приобретают процессы, касающиеся собственности. Гражданин одной страны вправе осуществлять права собственности за пределами своих национальных границ. Это составляет радикально новую особенность современного мира. Определение правил, регулирующих эти права, стало важным аспектом изменений в международной политике. Эти изменения способствовали усилению процессов транснационализации и глобализации экономики, что в свою очередь привело к формированию в мировой экономике глобальных хозяйственных комплексов - многопрофильных транснациональных корпораций (ТНК), банков (ТНБ) и т.д. Формируются союзы и объединения крупнейших ТНК и ТНБ в компьютерной и авиакосмической промышленности, самолето- и автомобилестроении и т.д. Заключают они и, так называемые, «стратегические альянсы», в которые входят множество государств по вопросам, связанным с разделом глобальных рынков.

В результате расширения сферы деятельности транснациональных компаний и движения капиталов происходит постепенное размывание экономических границ между отдельными государствами. Функционируют Всемирный банк, Международный валютный фонд (МВФ) и другие финансовые организации и институты. Из объединения 44 стран, бывших его учредителями в 1944 г., МВФ превратился в организацию, охватывающую практически всю экономику мира. Складывается и неуклонно расширяется система разнообразных связей между этими организациями и отдельными государствами. Они все больше проникают в сферу прерогатив национальных государств. Это способствует сокращению различий между странами в рамках отдельных регионов по уровню организации и эффективности производства.

При таком положении вещей возрастают степень и масштабы взаимного влияния национальных экономик друг на друга, причём это влияние обнаруживается почти во всех сферах жизни. Спад и безработица в одной стране часто «экспортируются» в другие страны. Инфляция в одной стране часто способствует инфляции в других странах. Так, повышение цен на нефть странами-экспортерами неизбежно сказывается на уровне цен других товаров на мировых рынках, а рост цен на промышленные товары в индустриально развитых странах отрицательно сказывается на уровне цен в развивающихся странах и т.д. Финансовые рынки и даже отдельные крупные финансисты или учреждения оказываются способными существенно влиять на результаты принимаемых государствами политических решений, да и на сам характер этих решений. Вся планета превратилась в единую глобальную экономическую систему, составной частью которой стали отдельные национальные экономики.

Для второй половины ХХ в. была характерна постоянно растущая тенденция не только к экономической, технологической, но и к политической интеграции. Новыми факторами, оказывающими всё большее влияние на характер международной системы, являются: динамика мировой экономики, которая усиливает нестабильность и трудности внутри государств и в отношениях между ними; быстрый рост транснациональных связей; развитие и наращивание транснациональных систем коммуникаций; распространение военных технологий, которые становятся неизбежным элементом современной мировой политики.

Интеграционные процессы проявляются прежде всего в образовании множества международных межгосударственных и неправительственных организаций. По существующим данным, в середине 80-х годов в мире насчитывалось более 1 тыс. межправительственных организаций. Ведущие державы на регулярной основе участвуют в работе более 100 организаций. Например, Дания является членом 164 организаций, Франция -- 155, Великобритания -- 140, США -- 122 и т.д. (См. 1, с. 72) В течение сравнительно короткого периода после окончания второй мировой войны были созданы ООН, НАТО, упоминаемые МВФ и Всемирный банк, ныне прекратившие существование СЭВ и Варшавский пакт. Немаловажную роль в современном мире играют такие организации, как Организация американских государств (ОАГ), Организация стран экспортеров нефти (ОПЕК), Организация африканского единства (ОАЕ), Организация «Исламская конференция» (ОИК). Начался процесс формирования североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА), включающей США, Канаду, Мексику. Организован Азиатско-Тихоокеанский экономический совет (АПЕК). Успешно действует в Азии Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Азиатский банк развития (АзБР) и другие союзы и объединения.

Наиболее успешно интеграционные процессы шли в Европе. В 1957 г. было создано Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) шести европейских стран. Постепенно к этой организации присоединились еще шесть стран.

Все большие масштабы приобретает транснациональное сотрудничество политических партий разных стран. Сформировались европейские партии - Европейский социалистический союз, Европейская народная партия, Федерация либеральных и демократических партий ЕС, Европейские демократы прогресса и др. В ближайшее время к процессу европейской интеграции предполагается подключить государства Центральной и Восточной Европы.

Немаловажным фактором мировой политики стали ежегодные совещания так называемой Большой семерки - семи наиболее индустриально развитых стран - США, Германии, Франции, Великобритании, Японии, Италии и Канады - по важнейшим экономическим и внешнеполитическим вопросам.

Очевидно, что за последние два-три десятилетия происходит усиление интеграционных процессов в мировой политике, наблюдается тенденция к сближению, единению стран и народов.

Интеграционные процессы - одно из главных направлений формирования нового миропорядка. Практически ни одна сфера человеческой деятельности не избежит той или иной степени влияния глобализации. Оно сопровождается широким спектром изменений в обществе, при этом не всегда положительных. Процессы глобализации непосредственно затрагивают национальную экономическую политику, ограничивая ее возможности. Международная экономика, оказывающая все большее влияние на положение отдельных стран, находится вне юрисдикции национальных правительств и банков и их экономической политики. Поэтому обычные средства этой политики (в денежно-кредитной, бюджетной, налоговой сфере) действуют в ослабленной форме. Иногда они или совсем не работают или приводят совсем не к тем результатам, на которые рассчитаны. Международные факторы снижают эффективность государственных решений и мер, осуществляемых в национальных рамках. Чем шире и глубже развертываются процессы глобализации, тем сильнее ощущается это противоречие.

Происходит глобализация теневой экономики и политики, глобализация преступности и терроризма. Организованная преступность устремляется к власти. Утрачиваются или ослабевают демократические принципы и механизмы. Глобализация экономики не позволяет победить бедность, регионы по-прежнему имеют разный уровень экономического развития.

Информатизация, развитие коммуникаций и сетевых структур привели к формированию глобальной информационной олигархии, информационной оккупации. Ответом на данный вызов глобализации стало развязывание информационных войн. Возможности информационных технологий и коммуникаций стали все активнее использоваться в преступных целях.

Абсолютизация рынка, и как следствие, экономизация политики, когда рынок вторгается в социальную и духовную сферу, превращают все духовные ценности в товар. Неизбежно происходит определённая унификация и уровня жизни людей, и культуры. Негативными последствиями этого является формирование общества массовой культуры с упрощением и принижением духовных ценностей, развитие индивидуализма на грани асоциальности, рост индустрии удовольствий и гедонизма. Совершенствуются технологии обработки сознания и формирования нужного общественного мнения. Все это создает максимально благоприятную среду для роста преступности, наркомании, алкоголизма, проституции. Человеческое поведение становится стереотипным, управляемым модой, рекламой, телевидением.

Представления о глобализации возникли в первую очередь в связи с пониманием нарастания всеобщей взаимосвязанности мира: международная кооперация в производственной сфере, в разработке и внедрении научно-технических достижений...

Глобализация и ее социальные проявления в России

Все признают преимущества и недостатки процесса глобализации для России. Недостатки - это обострение бедности, увеличение безработицы в России...

Глобализация как социальное явление

Какие же плюсы и минусы процесса глобализации для нашей страны и лично для каждого из нас? Вероятно, на данном этапе больше минусов, чем плюсов. С одной стороны...

Когда в отечественной и зарубежной литературе существует большой разброс мнений по вопросам сущности, содержания, социального предназначения глобализации, ее хронологических границ...

Глобализация как этап социальной эволюции

Влияние глобализационных процессов на культурный и духовный климат эпохи огромен. Быстрое изменение во всех сферах жизнедеятельности человека приводит к социо-культурным сдвигам...

Процесс глобализации далеко не новый. Некоторые зачатки глобализации мы можем проследить уже в Эпоху Античности. В частности, Римская империя была одним из первых государств...

Глобализация социальных процессов в современном мире

В 1990-е гг. понятие глобализации стало существенным элементом международного политического процесса. Под ним понимается постепенное преобразование мирового пространства в единую зону, где свободно перемещаются капиталы, товары, услуги...

Глобализация социальных процессов в современном мире

В политической сфере: 1) возникновение наднациональных единиц различного масштаба: политических и военных блоков (НАТО), имперских сфер влияния (сфера влияния США), коалиций правящих групп ("Большая семерка")...

Индивидуальное сопровождение приёмных семей

Проблема различного рода девиаций изучается давно, но, несмотря на это в современном мире она не становится менее актуальной. Предпосылки изучения девиантного поведения были заложены еще в древности...

Народная культура в условиях глобализации

народный культура глобализация социология Понятие «глобализация» было введено в научный оборот совсем недавно, и появилось благодаря американскому социологу Р. Робертсону. Именно он впервые упомянул и дал толкование данному понятию в 1985 году...

Предмет социологии. Подходы к его определению в классических теориях XIX - начала XX вв. и в современной социологии

Современные социологические теории насилия, конфликтов, безопасности

Для соблюдения жизненно важных интересов, существования и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства, создается система безопасности. Систему безопасности образуют органы законодательной...

Современные технократические концепции развития мировой цивилизации

К. Маркс и Ф. Энгельс писали ещё в середине 19 в.: «Буржуазия менее чем за сто лет своего классового господства создала более многочисленные и более грандиозные производительные силы, чем все предшествовавшие поколения, вместе взятые...

Социальная мысль в дореволюционной России

Теория глобализации в социологии

Впервые понятие «глобализация» было использовано в научной публикации в 1983 г. Происхождение его связано с латинским термином «глобус», что значит Земля, земной шар...

Глобализация экономики

Тема 5

Власов М. П.

конспект лекций по дисциплине Мировая экономика

«Интеграционные процессы в мировой экономике»

1. Глобализация экономики ……………………….……………………………. 22. Региональная экономическая интеграция …………………………………. 233. Классификация стран …………………………..…………………….……... 35Литература ……………………………………………………………………... 52

Санкт-Петербург 2013


Понятие «глобализация» в современном мире используется по отношению к широкому кругу явлений для обозначения роста его целостности. Применительно к мировой экономике она проявля­ется как растущая вовлеченность индивидов и фирм в международ­ную торговлю и инвестиции. Рост потоков капитала, миграции ра­бочей силы, масштабов влияния многонациональных корпораций, стандартизация технологий, быстрое распространение изменений и новых идей служат показателями того, что общества и страны ста­новятся все более интегрированными.

Глобализация охватывает все сферы жизни человечества. В эко­номике она находит отражение в следующих процессах:

§ международная торговля растет опережающими темпами по сравнению с ростом ВМП;

§ происходит значительный рост международного движения капитала, особенно ПИИ;

§ наблюдается ослабление экономических барьеров между стра­нами и их суверенитета в связи сростом международных со­глашений, ведущих к созданию международных организаций;

§ происходит развитие глобальной финансовой системы;

§ растет доля мировой экономики, находящейся под контро­лем многонациональных корпораций;

§ в осуществлении международных сделок увеличивается роль таких международных организаций, как ВТО, Всемирный банк, МВФ;

§ углубление международного разделения труда в форме фраг­ментации производства ведет к росту использования много­национальными предприятиями новых методов ведения биз­неса, таких как, например, аутсорсинг (внешний подряд).

В области культуры глобализация отражается в росте междуна­родного культурного обмена, в расширении мультикультурализма и культурного разнообразия, в росте международных поездок и ту­ризма, в увеличении популярности национальной кухни отдель­ных стран мира в других странах.

Глобализация проявляется также в развитии глобальной телекоммуникационной инфраструктуры и трансграничной передаче информации благодаря использованию таких технологий, как ин­тернет и спутниковая связь, в росте стандартов, получающих гло­бальное применение, в формировании и развитии всеобщих цен­ностей, в развитии международных судебных инстанций.

Глобализация может осуществляться «снизу» в результате деятельности неправительственных организаций, отражающих пози­ции гражданского общества, а также «сверху» под влиянием таких международных правительственных организаций, как ВТО, МВФ, Всемирный банк и др. Она изменяет природу государства и поли­тики в следующих направлениях:



§ смещает власть с национального уровня на региональный и глобальный;

§ уменьшает значимость государства как регулирующей силы и увеличивает его важность в производстве общественных благ;

§ содействует объединению государственных и частных субъ­ектов, стремящихся к удовлетворению потребностей обще­ства;

§ способствует переходу от роста государственных институтов к созданию общественных институтов.

Глобализация имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Экономические преимущества глобализации очевид­ны. Быстрый прогресс науки и техники, снижение транспортных и коммуникационных издержек и развитие международных соглаше­ний привели к росту интернационализации торговли, финансов и инвестиций. Глобализация внесла значительный вклад в увеличение производительности факторов производства, повышение уровня жизни населения и расширение возможностей. Однако в области политики глобализация может вести к смещению власти от суверен­ных государств к глобальным элитам, к подрыву национального су­веренитета и национальных ценностей, к интернационализации трансграничных проблем, таких как наркоторговля, терроризм, к ро­сту неравенства в распределении доходов между странами и между различными социальными группами внутри стран.

Глобализация - это сложный процесс, природа и последствия которого требуют глубокого изучения. Необходимо отметить, что некоторые специалисты скептически относятся к понятию «глоба­лизация» и отрицают объективность этого процесса. Однако боль­шинство ученых стремятся разработать системное и теоретически обоснованное научное представление о нем. Существуют различ­ные подходы к пониманию природы глобализации и ее сущности, а также разные оценки ее влияния на человеческое общество. В современной научной литературе можно выделить следующие теории глобализации: теория мировых систем, теория всемирной культуры, теория всемирного правления, теория глобального ка­питализма.

Теория мировых систем. Начало теории мировых систем (world-systems theory) было положено в 1970-е гг. в работах И. Валлерстайна, посвященных изучению исторически сложившихся обществен­но-экономических систем. Сторонники этой теории утверждают, что современная мировая система выходит за пределы какого-либо поли­тико-правового образования (государства), она опирается на еди­ное разделение труда, допуская при этом сосуществование многооб­разных культурных систем. Главные связи между ее частями носят экономический характер. Современная мировая система по своей социально-экономической природе считается капиталистической: ее движущей силой выступает накопление частного капитала, осно­ванное на эксплуатации; для нее характерна коммерциализация (commodification), т.е. тенденция превращать блага и услуги, а также землю и труд в товары для продажи.

Теория мировых систем рассматривает глобализацию как про­цесс распространения капитализма во всем мире, который продол­жался в течение нескольких столетий и завершился к концу XX в. Ее сторонники видят содержание современной эпохи в переходе от существующей системы глобального устройства - капитали­стической мировой экономики - к другой глобальной системе, характеристики которой пока еще не определились.

Сторонники этой теории считают, что мировая система вклю­чает различные государства и культуры, но при этом опирается на единую систему разделения труда в рамках мирового рынка. Труд разделен между функционально и географически определенными частями, которые организованы в иерархию производственных за­дач. В рамках мировой системы выделяются такие подсистемы, как «центр», «периферия», «квазипериферия». Центральные страны специализируются на капиталоемком производстве, требующем высокого уровня квалификации рабочей силы. «Центр» имеет воен­ные преимущества, на основании которых присваивает большую часть прибыли, производимой в мировой системе. Периферийные территории специализируются на трудоемком производстве, ос­нованном на низкоквалифицированной рабочей силе, а также на добыче сырья; они имеют слабую государственную структуру. Квазипериферийные регионы менее зависимы от «центра», чем пери­ферийные; они имеют более диверсифицированные экономики и более сильные государства и служат буфером между «центром» и «периферией».

В процессе глобализации и расширения мировой капиталисти­ческой системы происходили изменения в ее структуре. Вначале «центром» мировой системы была Северо-Западная Европа, Сре­диземноморская Европа- «квазипериферией», а Восточная Ев­ропа и часть Азии - «периферией». В конце XX в. «центр» состоял из процветающих индустриальных стран, включая Японию; быв­шие колонии, недавно завоевавшие независимость, составляли «пе­риферию», а остальные независимые государства - «квазиперифе­рию».

Сторонники теории мировых систем видят главную особен­ность капиталистической мировой экономики в том, что она не имеет единого политического центра, что дало ей возможность постоянной экспансии (расширения). Современная мировая сис­тема берет начало в XV в. В этот период кризис феодализма в За­падной Европе привел к технологическим инновациям и росту ры­ночных институтов. Прогресс производства и рост предпосылок Для торговли с отдаленными территориями стимулировали евро­пейцев отправляться в другие части земного шара. Военное пре­восходство и транспортные средства позволили им наладить экономические связи с другими регионами, что способствовало на­коплению богатства в «европейском ядре». В XVI в. европейцы ус­тановили функциональное и территориальное разделение труда, при котором капиталоемкое производство было закреплено за «центром», в то время как «периферия» поставляла сырье и мало­квалифицированную рабочую силу. Неравные отношения между европейским «центром» и неевропейской «периферией» привели к неравному развитию.

Определяющую роль в поддержании иерархической структуры мировой системы сыграли правительства, так как они способство­вали тому, чтобы прибыли направлялись монополистическим про­изводителям в «центре», и защищали капиталистическую систему, обеспечивая охрану прав частной собственности, а также безопас­ность торговых путей. В определенные промежутки времени неко­торые государства усиливали свое лидерство в технологическом развитии и военном положении, но ни одно государство не имело постоянного господствующего положения в системе. В мировой капиталистической системе всегда сохранялась их конкуренция. Нидерланды были гегемоном мировой экономики в середине XVII в., Великобритания - в середине XIX в., США - в середине XX в.; периоды явного лидерства сменялись периодами борьбы в цент­ральных областях.

Теория мировых систем подчеркивает, что для капиталистической мировой системы характерны циклические кризисы. Они происхо­дят в результате того, что после периодов инноваций и расширения объемов производства сокращение прибыли и истощение рынков ве­дут к спаду и стагнации (отсутствию развития). Затем опять следует новый период накопления капитала. Это находит отражение в волнах увеличения или уменьшения темпов экономического роста. В XX в. мировая система, руководствующаяся целью накопления и стремле­нием к прибыли, в результате расширения капиталистических рын­ков на все регионы мира достигла своих географических пределов и тем самым утратила возможность преодолевать периодически воз­никающие кризисы посредством освоения новых рынков.

Всемирная капиталистическая система носит отнюдь не вечный, а исторический характер и может быть замещена другой мировой системой. В настоящее время она находится в состоянии кризи­са, ведущего к такому историческому переходу, однако направле­ние перехода пока еще не определено. По мнению И. Валлерстайна, современное мировое хозяйство переживает переходный период, переход от одного типа системы к другому происходит в силу проти­воречий, которые невозможно преодолеть внутри системы; это период обострения конфликтов и усиления беспорядков, сопровож­дающихся разрушением нравственных ценностей.

Теория мировых систем имеет ряд особенностей по сравнению с другими концепциями глобализации. Во-первых, приоритет от­дается исследованию экономических процессов. Во-вторых, эта теория представляет собой сложившуюся научную школу в совре­менных общественных науках.

Теория всемирной культуры . В отличие от теории мировых систем теория всемирной культуры (world culture theory) пока еще не пред­ставляет собой устоявшейся научной школы, хотя с именем ее осно­вателя американского социолога Р. Робертсона связывают появле­ние термина «глобализация». Тем не менее, эта теория содержит не­сколько основополагающих принципов, которые объединяют ряд ученых. Во-первых, в исследовании природы глобализации в ней отдается приоритет культуре. Во-вторых, основным в этой теории считается вопрос о том, как индивид и национальная идентичность могут выжить в условиях формирования глобальной культуры.

Теория всемирной культуры дает особое объяснение глобализа­ции, которое сосредоточено на вопросе о том, каким образом участ­ники процесса осознают и какое значение придают жизни в «гло­бальном поселении» (global village). В этом смысле глобализация рассматривается как «уплотнение» мира, развитие осознания гло­бальной взаимозависимости и понимания мира как единого целого. Глобализация охватывает систему динамично развивающихся отно­шений между четырьмя ключевыми единицами: обществами, международной системой, индивидами, человечеством, что находит отра­жение в таких процессах, как социализация, интернационализация, индивидуализация и обобщение представлений о человечестве.

Данная теория изучает, как человечество продвигается к един­ству, как происходит интеграция национальных культур в условиях глобализирующегося мира, как осуществляется экономическое, политическое и культурное влияние западного общества на другие общества. Авторы этой теории относят начало глобализации к пе­риоду зарождения современной Европы, начавшемуся в XV в. с по­явления идей о национальных обществах, об индивидуумах и их суверенитете, о гуманизме. Однако основные черты современного мирового сообщества сформировались в 1870-1920-е гг. В насто­ящее время всемирная культура включает глобальные концепции надлежащей организации национального общества, проблемы личных прав и личности, вовлечения неевропейских обществ в международные отношения, укрепления идей гуманизма.

В условиях глобализации национальное государство оказывает­ся подчиненным универсальным стандартам, которые берут начало в общих понятиях человечества, поэтому нарастает взаимосвязь гражданства различных стран. При этом распространение гумани­тарных принципов в области международной политики укрепляет предпосылки для роста взаимосвязи не только гражданства, но и политики. Для всемирной культуры характерны следующие черты: подражание, глокализм, взаимопроникновение, оспаривание. Сто­ронники теории всемирной культуры считают, что глобализация не создает общей культуры, в которой каждый придерживается одних и тех же ценностей и верований, однако она вырабатывает глобаль­ный арсенал идей и общих стандартов, которые могут выборочно использоваться для достижения определенных целей. В качестве ранних примеров подражания приводят Петра I в России и Мэйдзи в Японии.

В рамках теории всемирной культуры развивается глоболокализм - направление, изучающее «территориальные» особенности глобализации культуры, которые находят отражение в глокализации. Глокализация - это процесс, посредством которого трансна­циональные идеи и институты приобретают особые формы в опре­деленных частях света в связи с тем, что универсальные идеи и про­цессы, составляющие фундамент глобализации, могут осознаваться и усваиваться различными странами и социальными группами по-разному в зависимости от их целей.

Взаимопроникновение проявляется в двойственности взаимо­действия таких альтернативных принципов, как партикуляризм и универсализм. Партикуляризм означает, что в каждой социаль­ной группе формируются свои ценности и обычаи, составляющие основу их идентификации, применимые только в их собственной среде. В противоположность партикуляризму универсализм - это точка зрения, согласно которой существуют общие для всего чело­вечества ценности и принципы, например всеобщие права челове­ка. В рамках всемирной культуры формируется компромисс этих противоположных принципов, универсальное приобретает значе­ние общего, а конкретный опыт - частного; например, такое уни­версальное понятие, как государственный суверенитет, воплоща­ется в различных частных формах правления.

Для всемирной культуры характерны споры, порождаемые са­мой глобализацией и формированием глобальной культурной поли­тики, вызывающей дискуссии между сторонниками сохранения культурно-идеологических и религиозных различий, с одной сторо­ны, и сторонниками глобально ориентированных идеологий - с другой. Теория всемирной культуры описывает глобализацию как бесконечный исторический процесс, в котором черты всемирной культуры изменяются в результате действия различных механизмов, наиболее распространен из которых культурный конфликт.

Теория всемирного правления. Теория всемирного правления (world polity theory) изучает формирование глобального общества, опирающегося на универсальные принципы правления. Правление понимается как создание систем совместных ценностей, которые формируются всеми участниками «глобального общества» (индиви­дами, гражданским обществом, правительствами, международны­ми организациями) и управляют их поведением. Эти системы нахо­дят воплощение в глобальных моделях правления. Глобализация рассматривается как рост и повсеместное введение в законную силу всеобщих ценностей, означающих всемирное правление. В разно­образном, конфликтующем и децентрализованном мире глобализа­ция обеспечивает общие модели мышления и действия.

Основу всемирного правления составляют рационалистиче­ские ценности, сформировавшиеся в Европе в XV-XIX вв.: про­гресс, личная независимость и права, государственный суверени­тет и др., имеющие универсальное (всеобщее) значение. К концу XX в. они стали играть роль структурообразующего элемента в ми­ровом сообществе как набор правил, которым должны следовать все. Несмотря на «западное» происхождение, эти ценности воспринимаются как общее наследие, институционально воплоща­ющееся во многих странах мира.

Однако глобальные модели правления, получившие повсемест­ное распространение, не ведут к однородному миру: институционализация универсальных принципов в различных условиях при­водит к значительным локальным вариациям. Могут возникать специфические конфликты, связанные с тем, что, несмотря на убеж­денность населения в том, что правление в стране опирается на об­щечеловеческие ценности и принципы, действия государства от­личаются от глобальных норм, что ведет к критике со стороны населения в адрес государственного управления.

Введение в действие глобальных моделей правления создает значительное институциональное сходство различных государств. Они принимают схожие конституционные формы, системы обще­ственного образования, политику в области прав женщин и в отношении окружающей среды. Однако иногда возникает разрыв меж­ду общими ценностями, к которым стремится государство, и его практическими действиями. Большой вклад в формирование гло­бальных принципов правления вносят международные неправительственные организации, стремящиеся к таким ценностям, как всеобщность, прогресс и всемирное гражданство.

Теория глобального капитализма. Ряд современных ученых мож­но отнести к сторонникам теории глобального капитализма (global capitalism theory). Они указывают на источники глобализации в не­драх самой капиталистической системы, которая содержит транс­национальные механизмы в экономической, политической и куль­турно-идеологической областях. Главным институтом в экономике выступают ТНК, представляющие глобальную деловую элиту; в политической области - капиталистический транснациональный класс (глобальная политическая элита); в культурно-идеологиче­ской - идеология консюмеризма и транснациональный неолиберализм, пропагандируемые глобальной культурной элитой, представленной средствами массовой информации, а также элитарны­ми общественными движениями.

Сторонники теории глобального капитализма относят к эко­номическим силам глобализации не только глобальные ТНК, об­ладающие транснациональным капиталом, но и международные организации, располагающее международным капиталом (напри­мер, Всемирный банк, МВФ), а также государственные ТНК, опира­ющиеся на государственный капитал. К глобальной политической элите они относят ООН, неправительственные организации, глобальные деловые организации, ВТО, политические партии, а также интеграционные группировки (например, ЕС), которые рассматри­ваются как формирующиеся транснациональные государства.

Каждая из перечисленных теорий глобализации имеет свои определенные преимущества и недостатки. Теория мировой системы отдает приоритет экономическому аспекту глобализации, но недо­оценивает важность политических и культурных факторов. Теория всемирной культуры, наоборот, отдает приоритет культурным фак­торам глобализации, теория всемирного правления - политико-правовым, недооценивая роль экономических факторов. Теория глобального капитализма, несмотря на то что стремится включить экономический, политический и культурно-идеологический ас­пекты, тоже носит односторонний характер, так как сосредоточена только на одной-единственной политико-экономической систе­ме - капиталистической.

Теории глобализма


Фурса А.А.

Исследование сущности глобализма приобрели особое значение после возникновения мирового экономического кризиса. Осмыслению глобализма посвящены работы К.О.Глазунова , В.П.Даниленко , Л.М.Карапетян , И.Ф.Кефели , А.С. Панарина , В.В. Шляпникова и ряда других авторов. Целью написания данной статьи является систематизация теорий глобализма и выяснение их характеристик.

Прежде всего определимся с основными понятиями. Мы отталкиваемся в своих размышлениях от того, что термин «глобализм » можно трактовать и как теорию глобализации, и как идеологию глобализации, предлагающую определенную организацию современного мира. В описательных моментах исследования возможно использование терминов «глобализм» и «глобализация» как синонимов.

Первые кирпичики в создание теории глобализма были заложены такими исследователями как Карл Поппер (в книге «Открытое общество и его враги»), Жак Аттали (в книгах «Линии горизонта» и «На пороге нового тысячелетия»), Иммануил Валлерстайн (в книге «Миро-системный ана-лиз»), Фрэнсис Фукуяма (в книге «Конец истории и последний человек») и Збигнев Бжезинский (в книге «Великая шахматная доска»). Яркими идеологами антиглобализма на постсоветском пространстве стали Г.А. Зюганов («Постижение России», «Глобализация тупик или выход», «Глобализация и русский путь» и др.) и А.С. Панарин («Искушение глобализмом»). На антиглобалистских позициях также стоят А.А.Зиновьев, С.Г.Кара-Мурза, Б.Ключников, М.Г.Делягин и много других исследователей. Среди украинских исследователей (Удовик С.Л., Белорус О., Вирван Л., Мозговой А. и другие) преобладает видение глобализма как объективного процесса мирового развития, выделение его позитивных, а также негативных сторон. Отметим, что мировое антиглобалистское движение в целом находится до сих пор на стадии организационного оформления и имеет по существу стихийный, событийный характер.

Можно выделить следующие, на наш взгляд, классические концепции глобализма: вестернизационная (К.Поппер, З.Бжезинский, Ф.Фукуяма), финансово-экономическая (Ж.Аттали), миро-системная (И.Валлерстайн). Рассмотрим их более подробно.

Так, теория «открытого общества» Карла Поппера пропагандирует идею открытости любой страны для западной модернизации, для такой формы глобализма как вестернизация. «Открытое общество», по его мнению, есть тип социальной организации, в рамках которого утверждаются и развиваются институты, содействующие свободе». Образцом такого общества К.Поппер и считал Западное общество, несущее всему миру, с его точки зрения, «институты, содействующие свободе тех, кто не ищет выгоды» . По сути, те же «вестернизационные» штрихи вносит в глобализационную картину и Фрэнсис Фукуяма. В своей статье «Конец истории?», которая появилась в 1989 году, и в его книге «Конец истории и последний человек» (1992) речь идет не о конце света. Под «концом истории» Ф.Фукуяма имел в виду не что иное, как окончание (обрыв, предел) общественно-формационного развития: в либеральном капитализме, как он, в особенности, представлен в США, он видит венец человеческих устремлений в области общественного прогресса. То есть, лучше американской демократии, американского капитализма и американского образа жизни, по Ф.Фукуяме, на свете ничего нет и быть не может. А если это так, то все дело заключается в том, чтобы любыми средствами способствовать его экстрополяции на весь мир, на всю планету, то есть, глобализировать его .

Несколько иную концепцию глобализма дает в свое книге «Линии горизонта» (1992) Жак Аттали. Он выделил в человеческой истории три эпохи (строя) религиозную, завоевательную и торговую. Первая из них выдвинула культ Бога, вторая культ Силы и третья культ Денег. Если высшим олицетворением религиозного строя стал священник, а завоевательноговождь (король, царь, правитель), то торгового финансист или торговец, высшим проявлением которых станет «новый кочевник», т.е. человек, кочующий по миру как гражданин мира. Две первые эпохи в развитии общества, по мнению Ж.Аттали, следует рассматривать как неудачные попытки глобализации, стирания границ между государствами. Так, в религиозную эпоху христиане пытались объединить человечество под эгидой своего Бога, а мусульмане своего. В эпоху же завоеваний подобная попытка предпринималась великими полководцами (например, Александром Македонским или Чингисханом). Однако глобализационный потенциал религии и вооруженной силы оказался недостаточным, чтобы довести объединение человечества до конца. Третья попытка глобализации человечества будет осуществлена представителями финансовой элиты, которых Ж.Аттали называет «новыми кочевниками». Они провозвестники новой формы торгового строя, нового мирового порядка. Они подлинные граждане мира, лишенные каких-либо национальных или культурных предрассудков. Финансисты, по мнению Ж.Аттали, в конечном счете возвысятся над миром как его надгосударственная и наднацинальная элита, превратившись в мировое правительство. Используя современные информационные технологии, они превратят нашу планету в единое финансово-экономическое пространство, в котором в товар превратится даже сам человек, а о его достоинствах будут судить только по одному критерию количеству денег в его кошельке. Впрочем, сами деньги приобретут форму магнитных карточек. «Общество кочевников» уже маячит на линии горизонта (потому он и назвал книгу «Линии горизонта» на французском -Lignes dhorizons», в английском переводе «Millennium»). Однако грядущее общество таит в себе и угрозы (увеличение твердых отходов, дефицит питьевой воды, выбросы газа, уничтожение лесов), с которыми поможет справиться жесткий политический контроль на планетарном, мировом уровне . В целом, аргументация основных принципов концепции глобализации Ж. Аттали свидетельствует, что именно глобализация финансовых рынков и растущее доминирующее влияние на национальные экономики глобальных финансовых рынков и транснациональных корпораций обусловливают этот объективный процесс. Интересной, на наш взгляд, является критика идеи «кочевников» А.С. Панариным . «Новые кочевники», считает А.С.Панарин А.С., действуют по социал-дарвинистскому закону джунглей: выживает сильнейший. Их появление, по его мнению, философски подготовлено не только американским прагматизмом (У.Джеймсом, Дж.Дьюи и др.), но и французским постмодернизмом (Ж.-Ф. Лиотаром, Ж.Дерридой, Ж.Бодрийяром и др.), которые направили свои усилия на разрушение («деконструкцию») универсалистских идеалов Просвещения (эпохи модерна) истины, добра, красоты, равенства, братства, справедливости и т.п. и провозгласили свои идеалы, направленные на жизнь в настоящем. Противопоставление настоящего будущему, прагматического реализма утопиям, приспособленных неприспособленным и неустроенным вот интенции постмодернистского сознания. Глобализм выступает как противопоставление достигшего высшей мобильности меньшинства инертному большинству, связанному «чертой оседлости». Сегодня быть элитой значит быть кочевником, не признающих «местных» ограничений и кодексов» . В современных условиях эти «кочевники» сразу сообразили: раз уж земных ресурсов на всех не хватает, возьмем их там, где они есть (Ирак, Африка, Восточная Европа и так далее).

Наиболее последовательно и четко принцип вестернизации в объединении его с финансово-экономической составляющей обосновывает в своей концепции глобализма Збигнев Бжезинский. Его главная работа, где изложено его видение и понимание глобализационной картины мира «Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы» (1997). Под «великой шахматной доской» имеется в виду весь мир, а под малой «шахматной доской» Евразия. «Евразия, заявляет ее автор во введении, имеющем красноречивое название «Политика сверхдержавы», является «шахматной доской», на которой продолжается борьба за мировое господство, и такая борьба затрагивает геостратегию стратегическое управление геополитическими интересами» . З.Бжезинский склонен думать, что финансово-экономический и культурный центр нового мирового порядка сохранится на бесконечное будущее за единственной и бесспорной сверхдержавой США. В качестве же главных «агентов влияния» этого порядка он мыслит транснациональные корпорации, возглавляемые финансовой олигархией. Они и должны превратить нашу планету в единый финансово-экономический и культурный организм, сердцем которого станут США, а ее мозгом наднациональное финансовоолигархическое правительство. «Очертания мира завтрашнего дня», рисуемые З.Бжезинским, как видим, больше всего гармонируют с глобалистской картиной мира Жака Аттали. З.Бжезински, вместе с тем, видит свою цель не в прорицании «общества кочевников», а в установлении американского гегемонизма во всем мире вообще и в Евразии в особенности.

Если К.Поппер поделил все общества на два противоположных типа закрытые и открытые, то Иммануил Валлерстайн разбил их на три типа «минисистемы», «мировые империи» и «мировые экономики». Первые представляют собою маленькие общества, для которых характерно единство культуры, а вторые мировые империи, в рамках которых оказывались разные культуры. Под последним же типом общества («мировой экономики») И.Валлерстайн имел в виду в своей работе «Анализ мировых систем: современное системное видение мирового сообщества» (1987) не что иное, как капитализм («капиталистическую систему»). Капитализм охватил, по мнению И.Валлерстайна, весь земной шар уже к концу ХІХ века. И в начале ХХ1 столетия опять существует та же одна историческая система на земном шаре. И.Валлерстайн верит, что будущее человечество не будет жить при капитализме, ему на смену, с его точки зрения, должна прийти более совершенная «историческая система». Но в данный период великого всемирного беспорядка, кризиса современной миросистемы, исторического капитализма человечество пойдет вперед, считает И.Валлерстайн, только в том случае, если будет в состоянии ясно рассмотреть всю картину. Это будет период двойной борьбы борьбы за сиюминутное выживание и борьбы за оформление грядущей исторической системы, которая в конце концов возникнет из нынешнего системного хаоса. Те, кто пытаются создать новую структуру, повторяя ключевую черту существующей системы иерархическое неравенство, сделают все для сосредоточения внимания человечества на проблеме сиюминутного выживания, чтобы мы не смогли выдвинуть исторические альтернативы их проекту поддельной, поверхностной трансформации мира. глобализм кризис общество экономический

Можно согласиться, что давно не бродит по Европе призрак коммунизма, потерял привлекательность и влияние западный либерализм, но на смену этим уходящим идеологиям в конце ХХначале ХХ1 веков выдвинут новый всемирный идеологический проект глобализм .

Вывод


1.Рассмотренные концепции глобализма (вестернизационная, финансово-экономическая, миро-системная) строятся на композиционной картине реальности, стоящей на пороге катаклизмов и перемен. Они определяют мегатенденции развития современного мира, определяющей из которых является унификация мира становление единого экономического, политического, правового, культурного пространства. Каждая из концепций глобализма акцентирует внимание на определенной движущей силе экспликации глобализационных процессов будь то передовой опыт западной цивилизации, мировая финансовая активность «новых кочевников»или построение новой «миро-системы».

2.Глобализм это и теоретический концепт, и объективный процесс становления нового мирового порядка. Глобализм предполагает объединение всего человечества в единый социум, которое с необходимостью будет сопровождаться утратой странами мира определенной самодостаточности развития в большинстве областей общественной жизни. Страны-лидеры выработали своеобразное правило для стран, претендующих на какое-либо приближение к себе, так называемое, правило «золотого корсета». Согласно этому правилу, входящее в мировое разделение труда государство должно подчиниться следующему ряду необходимых условий: основным двигателем экономического развития становится частный сектор; бюрократический аппарат государства сокращается; ликвидируются ограничения на иностранные инвестиции; приватизируются государственные предприятия и ряд других требований. Жесткие правила «золотого корсета», которые, по словам американского экономиста Т. Фридмана, предписывают «один размер для всех», апологетами глобализма пропагандируются как необходимые условия роста экономики, повышения среднего уровня доходов, более эффективного использования природных ресурсов. На притязания стран, пробующих примерить к себе «корсет», но желающих сохранить свою культуру и идентичность, следует жесткий ответ глобализаторов: «Никто не обязан залезать в «корсет». И если ваша культура и социальные условия противоположны... то можно выразить лишь сочувствие. Но вот что важно: сегодняшняя глобальная рыночная система, стремительно меняющийся мир и «золотой корсет» созданы огромными историческими силами, которые фундаментально изменили стиль общения, способ инвестирования и то, как мы смотрим на мир. Если вы хотите противостоять этим переменам, это ваше дело. Но если вы думаете, что можете противостоять этим переменам, не платя цену за неудержимые перемены, прячась при этом за свою высокую стену, вы обманываете самих себя» .

3.Нужно признать, что глобализм предписывает становления транснационального гражданского общества, несущей конструкцией которого является свобода (в том числе и мировоззренческая) и соблюдение прав человека. Многие субъекты мировых процессов не готовы к этому и вызывают определенную озабоченность и напряженность со стороны мирового сообщества и его организаций. В то же время имеет место глобализм как программа модернизации мира провоцирует возникновение «нового колониализма», демонтаж суверенных государств и экспроприацию природных ресурсов у населяющих их народов. Происходит виртуализация экономики, деньги становятся самым универсальным референтом, своего рода абсолютом, положенным глобальным миропорядком в основу всех отношений. Ситуация, когда атлантическая ось живет на проценты от сделок между ФРС (Федеральная резервная система) США и другими странами мира (в том числе Украиной и Россией) является социально неконструктивной, результат легализации ростовщически-спекулятивной практики в мировом масштабе. Ее доминированием в современном мире и объясняется мировой финансовый кризис, ибо виртуальная экономика превысила по объемам реальную.

Література


1.Глазунов К. О. Глобализм как предмет социально-философского анализа: Автореф. дис. ... канд. филос. наук / Балт. гос. техн. ун-т «Военмех» им. Д.Ф. Устинова. СПб., 2002. 16 с.

2.Даниленко В.П. Что такое глобализм// http: //www.contr-tv.ru/print/2686/

3.Карапетян Л.М. О понятиях «глобализм» и «глобализация» // Философские науки, 2003. № 3. С.47-60.

4.Кефели И.Ф. Глобализм на перекрестке мнений // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 2. С.3-17.

5.Кефели И.Ф. Социальная природа глобализма// Перспективы человека в глобализирующемся мире / Под ред. Парцвания В.В. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.88-147.

6.Панарин А.С. Искушение глобализмом / Александр Панарин М. : ЭКСМО: Алгоритм, 2003. 415 с.

7.Шляпников В.В. Социально-философский анализ глобализма и антиглобализма как основных тенденций мирового развития: Автореф. дис. ... канд. филос. наук / Балт. гос. техн. ун-т «Военмех» им. Д. Ф. Устинова. СПб., 2007. 16 с.

8.Поппер К. Открытое общество и его враги. М.: Алгоритм, 2006. Т.1. 468 с., Т.2. 560 с.// ( ).

9.Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек / Фрэнсис Фукуяма. М.: АСТ, Ермак, 2004. 488 с.

10.Аттали Ж. Линии горизонта// На пороге нового тысячелетия. Москва: Международные отношения, 1993// .

11.Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и ее стратегические императивы. М., 1998.

12.Валлерстайн И. Анализ мировых систем: современное системное видение мирового сообщества // Социология на пороге ХХІ века: новые направления исследований / под ред. С.И. Григорьева, Ж. Коэнен-Хуттера. М., 1998. С.129-147.

13.Максименко В. Призрак глобализма//

14.Friedman Th. Understanding Hlobalisation. The Lexus and the Olive Tree. New York, 2000. Fursa, О.О. Theories of Globalism


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Сегодня трудно найти более модную и дискуссионную тему, чем глобализация. Ей посвящены десятки конференций и симпозиумов, сотни книг, тысячи статей. О ней говорят и спорят ученые, политики, бизнесмены, религиозные деятели, люди искусства, журналисты. Предметом оживленных дебатов служит буквально все - что такое глобализация, когда она началась, как она соотносится с другими процессами в общественной жизни, каковы ее ближайшие и отдаленные последствия. Однако обилие мнений, подходов и оценок не означает, что раскрыты все аспекты и стороны этого фундаментального вопроса, что дальше его изучать не следует. Скорее напротив, он ждет основательной проработки. Сегодня это уже не только, а может быть и не столько модная тема, сколько предмет для глубоких и обстоятельных размышлений. Пора неумеренного восхищения авангардными технологиями и интернет-культурой, кажется, прошла. Наступило время серьезно разобраться в положительных и отрицательных сторонах информационной эпохи, определиться с той системой социальных и политических координат, которые задают тон и ритм повседневной жизни людей, направляют ход истории, а самое главное - будущее России, вектор происходящих в ней процессов, ее место в мировом сообществе, роль в интеграционных процессах, которые охватили буквально все страны мира.

Среди ученых, как зарубежных, так и отечественных, не сложилось окончательного мнения насчет того, можно ли считать глобализацию продолжением в иных условиях предшествующих этапов развития цивилизации или налицо полный разрыв с прошлым, что это принципиально новая точка отсчета в истории человечества, не имеющая прецедента в прошлом. Если глобализация - относительно недавнее образование, то в таком случае о ней надо говорить как о всемирном процессе. Если считать ее древним явлением, то глобализация - всемирно-исторический процесс. Определение «исторический» указывает на хронологическую, или диахронную составляющую процесса глобализации. Определение всемирное показывает как бы горизонтальный срез проблемы, синхронное распространение какого- либо качества на все или большинство элементов данного класса.

Зарождение глобалистского видения мира, или как его еще называют, миро-исторического видения, более точно может указать нам на дату появления глобализма как особого взгляда на мир, способы мышления, как некоего алгоритма, при помощи которого люди раньше и сейчас пытались решать для себя какие-то жизненно важные проблемы. В связи с этим целесообразно различать два среза, два понимания глобализма: 1) глобализм как онтологическое явление, 2) глобализм как гносеологическое явление. Расцвет глобалистского мировоззрения оказался подготовленным не только внутренней логикой развития самой науки, но и объективными внешними событиями. Гносеологический спектр глобализма, постепенно и на протяжении многих столетий формировавшийся в недрах теоретической мысли, соединился с онтологическим, означавшим, что для глобализма созданы необходимые институциональные условия, что мировое общество на практике становится или уже стало глобальным.

Глобализация - сравнительно новый термин, получивший в последнее десятилетие распространение в научной и политической литературе. По поводу его определения до сих пор идут горячие дискуссии. Глобализации посвящены десятки конференций и симпозиумов, сотни книг, тысячи статей. О ней говорят и спорят ученые, политики, бизнесмены, религиозные деятели, люди искусства, журналисты. Предметом оживленных дебатов служит буквально все - что такое глобализация, когда она началась, как она соотносится с другими процессами в общественной жизни, каковы ее ближайшие и отдаленные последствия. В США глобализация описывает процесс интенсификации экономических, социальных, политических и культурных отношений, разворачивающихся поверх государственных границ . Его итогом становится гомогенное мировое пространство, которое охватывает все или большинство стран. Это пространство, воспринимаемое как глобальная сцена, включает такие сегменты, как 1) геоэкономика, 2) геополитика и 3) геокультура. Для социальных отношений пока еще не придумано специального термина. Причиной, видимо, служит их неоднородность. Однако чаще всего по отношению к ним используется термин «глобальное социальное неравенство». Он указывает на то, что глобализация влечет за собой совершенно разные последствия, делая одни страны еще богаче, другие - еще беднее.

Глобальное общество - это новый расклад социальных связей, культурных норм, психологических установок, духовных ценностей, индивидуальных моделей поведения, политических режимов, экономических институтов. Оставаясь клеточками национальных организмов, люди становятся гражданами мира. В процессе повседневной деятельности они все чаще вступают в контакты с иноземцами и иноверцами. Они учатся жить и работать в мире без границ. Глобализация - историческая тенденция современной эпохи. Стираются традиционные границы и общества превращаются в одну политическую систему. Этого не было даже в недавнем прошлом. Вместе с тем глобализация - это еще и такие гигантские проблемы, с которыми не могут справиться отдельные страны и которые касаются всего человечества. К ним, в частности, относится угроза термоядерной катастрофы тесно взаимосвязана с угрозой ядерной войны, а также техногенными катастрофами. В свою очередь эти проблемы взаимосвязаны с угрозой третьей мировой войны. Всё это связано с истощением традиционных источников сырья и поиском альтернативных видов энергии. Нерешённость этой проблемы ведёт к экологической катастрофе (истощению природных ресурсов, загрязнению окружающей среды, продовольственной проблеме, нехватке питьевой воды и т.д.). Остро стоит проблема изменения климата на планете, которая может привести к катастрофическим последствиям. Экологический кризис в свою очередь связан с демографической проблемой. Демографическая проблема характеризуется глубоким противоречием: в развивающихся странах идёт интенсивный рост населения, а в развитых странах происходит демографический спад, что порождает огромные трудности для экономического и социального развития. Одновременно обостряется проблема «Север-Юг», т.е. растут противоречия между развитыми странами и развивающимися странами «третьего мира». Всё большее значение приобретают также проблемы охраны здоровья и предотвращения распространения СПИДа, наркомании. Важное значение имеет проблема возрождения культурных и нравственных ценностей. Сегодня специалисты ООН определили три первоочередных глобальных проблемы для всего человечества: климатические изменения, вызванные деятельностью человека; исчезновение биологических видов; продолжающийся рост народонаселения и уровня потребления. Поскольку именно нищета является той движущей силой, которая провоцирует действия, нарушающие окружающую среду, то ее можно причислить четвертой глобальной проблемой. Именно в бедных странах быстрее всего растет население и крайне ограниченными являются запасы продовольствия, именно здесь меньше всего денег на защиту окружающей среды, в то время именно отставшие в техническом развитии страны продолжают интенсивно вырубить леса и загрязнять природу.

Прошлое общество представляло собой чрезвычайно пеструю, разнородную мозаику, составленную из изолированных социальных единиц, начиная с орд, племен, царств, империй и кончая появившемся недавно национальным государством. Каждая из этих единиц имела независимую и самодостаточную экономику, собственную культуру. Нынешнее общество - совсем иное. В политическом плане существуют наднациональные единицы различного масштаба: политические и военные блоки (НАТО), имперские сферы влияния (бывший социалистический лагерь), коалиции правящих групп («Большая семерка»), континентальные объединения (Европейское сообщество), всемирные международные организации (ООН). Очевидны уже контуры всемирного правительства в лице Европейского парламента и ИНТЕРПОЛа. Усиливается роль региональных и мировых экономических соглашений. Наблюдается глобальное разделение труда, растет роль многонациональных и транснациональных корпораций, которые нередко обладают доходом, превышающим доход среднего национального государства. Такие компании как Тойота, Макдональд, Пепси-Кола или Дженерал Моторе утратили национальные корни и действуют по всему миру. Финансовые рынки реагируют на события с молниеносностью.

Доминирующей в культуре становится тенденция к единообразию. Средства массовой информации (СМИ) превращают нашу планету в «большую деревню». Миллионы людей становятся свидетелями событий, произошедших в разных местах, миллионы приобщаются к одному и тому же культурному опыту (олимпиады, рок-концерты), что унифицирует их вкусы. Повсюду в ходу одни и те же потребительские товары. Миграция, временная работа за границей, туризм знакомят людей с образом жизни и нравами других стран. Формируется единый или по крайней мере общепринятый разговорный язык - английский. Компьютерные технологии разносят одни и те же программы по всему свету. Западная массовая культура становится универсальной, а местные традиции размываются. Начиная с середины XX века и особенно в последние десятилетия тенденция к глобализации качественно повлияла на общество. Национальные и региональные истории больше не имеют смысла. В глобализованном мире история протекает иначе, у нее новые движущие силы, механизмы и направления. Елобализация подрывает основы «островного сознания». При всем желании в современном мире нельзя надолго изолироваться от всеобщих проблем. Если мир становится взаимозависимым, то, значит, он и взаимоуязвим.

В современном мире продукция производится и обменивается в мировых масштабах, что стало возможным благодаря поистине глобальному разделению труда. При этом большинство продукции, потребляемой на Западе, не просто производится в других частях мира и наоборот. Между производственными процессами в различных точках земного шара могут существовать сложные взаимосвязи. Так, отдельные телевизионные детали могут производиться в одной стране, другие детали - в другой, сам телевизор собираться в третьей, а продаваться в совершенно другом месте. В соответствии с собственными представлениями о глобализации каждый трактует происходящие в современном обществе сдвиги по-разному. Одни - как безграничные возможности и перспективы, открываемые информационными технологиями перед человечеством, другие - как историческую победу принципов свободного рынка, третьи - как виртуализацию реальности, четвертые - как угрозу возрождения колониальных порядков на базе новейших технологий. Однако глобализация не сводится к сумме всего сказанного. Ключ к пониманию ее природы надо искать на социетальном уровне, в трансформации старого общественного устройства и превращении его в объединение, которое многие социологи предлагают называть мегаобществом. Фактически речь идет о создании глобального сообщества, в рамках которого существующие национальногосударственные образования выступают в качестве более или менее самостоятельных структурных единиц 229 .

Исследование мегаобщества требует соответствующих аналитических инструментов: понятий, категорий, языка. Возможно, об- ществознанию предстоит пережить такую же революцию, как в свое время точным и естественным наукам в связи с созданием неэвклидовой геометрии или теории относительности. Мотором глобализации экономической системы наряду с мировыми финансовыми рынками сегодня выступают 1) мультинациональные предприятия (МНП) и мультинациональное предпринимательство, 2) неправительственные организации (НПО), которые выступают межгосударственными объединениями людей по интересам. Их спектр весьма широк - от медицинских союзов, опекающих пленных и заключенных в кризисных регионах мира, до научного исследования антропогенных изменений климата. Особенно активна их деятельность в странах третьего мира. Уже в 1992 г. насчитывалось более 23000 международных неправительственных организаций 230 . Особая заслуга в

224 Кувалдин В.Б. Глобализация- светлое будущее человечества? //

http://scenario.ng.ru/interview/2000-10-l l/5_future.html интеграции мирового общества принадлежит коммуникативным техникам. Изобретение книгопечатания в Европе происходит одновременно с началом экспансии европейско-атлантической цивилизации на другие регионы. На протяжении 400 лет книгопечатание оставалось единственной из самых распространенных коммуникативных техник. Изобретение телеграфа в XIX в. и быстрый рост новых теле- коммуникативных техник XX в., начиная с телефона и заканчивая компьютерной коммуникацией, считаются началом радикальных перемен. Их смысл заключается в отторжении телекоммуникации от транспортных техник. Распространение коммуникации больше не зависит от использования средств транспорта, как это происходило с печатной продукцией. Происходит моментальное преодоление пространственных и временных барьеров: за событиями следят в одно и то же время миллиарды людей в разных уголках Земли. Такого не было ни в одну предшествующую историческую эпоху. Речь должна идти также о возросшей частоте межконтинентальных телефонных разговоров и о дальних путешествиях.

В мировом сообществе моментально распространяются не только потоки информации, но и любые социальные нововведения, интеллектуальные открытия. Государства заимствуют у других государств программы социальной защиты, структуры школьной системы и т.д. Взаимообмен неизбежно ведет к гомогенизации мирового общества, повышению степени его однородности: молодые россияне одеваются так же, как их сверстники в Лондоне или Нью- Йорке, одинаково проводят досуг и разделяют общие музыкальные предпочтения. В 1960-е годы канадский социолог Маршалл Маклю- эн выдвинул концепцию перехода современного общества от «галактики Гутенберга» к «галактике Маклюэна». Если культурным сомволом традиционного общества выступало книгопечатание и печатное слово, превратившие европейское насаление в погловно грамотное, то сегодня главным каналом информационного обмена выступают телевидение, радио, кино, Интернет. Изобретение фото, кино, видеоизображения делает визуальный образ ключевой единицей новой культурной эпохи. Апофеозом «галактики Маклюэна» можно считать повсеместное распространение телевидения, изменившего не только среду массовых коммуникаций, но привычки и стиль жизни значительной части человечества. По мнению другого известного социолога М. Кастельса, сегодня рождается новая культура - «культура реальной виртуальности» 251 . Реальная виртуальность - это система, в которой сама физическая реальность погружена в виртуальные образы, в выдуманный мир, где внешние ото-

бражения не просто находятся на экране, но сами становятся жизненным опытом.

Современность обладает не только положительными, но и отрицательными чертами. Одна из них отчуждение. И не только в области труда, но и в политике, культуре образовании, религии, искусстве отдыхе, семье и т.п. Огюст Конт одним из первых указал на ряд негативных черт нового социального порядка. Эта концентрация рабочей силы в городах, установка на получение прибыли, использование в производстве достижений науки и техники, возникновение антагонизма между хозяевами и наемными работниками, усиление социального неравенства, формирование экономической системы, основанной на свободном предпринимательстве и конкуренции. Другая негативная черта - аномия. Это состояние безнор- мативности, когда царят анархия и социальный хаос, люди отрываются от корней, бегут в извращения и самоубийство. Угроза ядер- ной войны и возможность тотального самоуничтожения человечества - последний аргумент против современности.

У глобального общества есть свой темный двойник - обширный набор теневых, асоциальных и просто преступных видов деятельности, быстро приобретающих глобальный характер. Разнообразные виды незаконного промысла позволяют мафиозным группировкам, действующим поверх границ, собирать астрономическую дань - 1,5 трлн. долл, в год. С такими деньгами они могут прибирать к рукам политиков, чиновников, бизнесменов, журналистов, создавая преступные империи - глобальное Зазеркалье. Данные, приводимые М. Кастельсом, подтверждают, что производство в развитых экономиках опирается на образованных людей в возрасте 25-40 лет. Практически оказываются ненужными до трети и более человеческих ресурсов 232 . Противостояние властей и организованной преступности насчитывает не одну сотню лет. Однако, по мнению экспертов, опрошенных журналом Foreign Policy, теперь у криминального мира появилась возможность выиграть эту войну. Процесс глобализации, серьезно изменивший мир, более всего сыграл на руку именно криминалитету. Прозрачность границ, упрощение обмена информацией, беспрецедентный рост объемов международной торговли и инвестиций вырвал из рук правительств стран мира ряд рычагов, которые ранее позволяли успешно противостоять криминалу.

Быстрый экономический рост в XX в., приведший к появлению глобальной экономики, не привел ее ни к стабильному социальному развитию, ни к решению основных проблем в социальной сфере. Так, число голодающих в мире только за последние 5 лет увеличилось с

1,1 до 1,3 млрд, человек, увеличился разрыв между богатыми и бедными странами и людьми, причем среднемесячный заработок 3 млрд, чел. - порядка 2 долл. США в день. В странах «золотого миллиарда» среднемесячный заработок исчисляется в тысячах долл. США, но и там бедные составляют 20-30% . Даже страны «золотого миллиарда» не в состоянии ликвидировать бедность и высокую безработицу. В мире все чаще возникают военные конфликты, в основе которых лежит борьба за передел рынка ресурсов, идет «экологическая агрессия» развитых стран. Увеличивается число беженцев, в том числе покидающих родные места по экологическим причинам. В развивающихся странах пока идет демографический взрыв, увеличивающий число бедных и обездоленных.

Неизвестно, справедлива теории обнищания пролетариата К. Маркса (и во всех ли странах) на внутригосударственном уровне, но то, что в международном масштабе разрыв между бедными и богатыми странами за последние полвека не уменьшился, а увеличился, и быстро продолжает расти, является объективным факт . В беднейших странах, с валовым национальным доходом менее 500 долл, на человека в год (а в них проживает большинство человечества), на 1000 человек приходится от 40 до 50 рождений в год. В странах с валовым доходом более 1500 долл, на человека в год (к которым относится и СССР) на 1000 человек приходится от 13 до 20 рождений в год, и тот же уровень наблюдается в США, с доходом в 4000 долл, в год . В конце XX в. 2 /з населения Земли проживало в бедности. Беднейшая часть землян сосредоточена в Азии, Африке и Южной Америке.

В самом общем понимании, глобализация – это постоянный процесс структурирования пространства существования и взаимодействия всех локальных сообществ, структурирования «мира-как-целого», как «глобального места взаимодействия».

Теория глобализации выдвигает на первый план задачу изучения структуры мира-как-целого, которая обуславливает процессы социального развития в каждом локальном сообществе.

В рамках доминирующей традиции утверждается, что глобализацию необходимо рассматривать, как процесс становления глобальности. Глобальность – это ситуация существования единых, универсальных для всей системы международных отношений, для всех локальных сообществ формальных и неформальных институтов взаимодействия. С этой точки зрения глобализацию определяют, как процесс и результат распространения этих институтов.

Критика глобализации в этой традиции опирается на идею о том, что этот процесс по определению не должен быть односторонним. Что цель этого процесса – создание режима конструктивного и эффективного сотрудничества, эквивалентного обмена между всеми локальными сообществами.

Практическая значимость теории глобализации заключается в изучении возможностей для формирования интегрированной системы значений, идентичности и практик в рамках мирового социального пространства, в создании стратегий эффективного включения локальных сообществ в систему международного взаимодействия, в поиске и организации действенных механизмов участия внешних факторов в решении локальных проблем и усиления роли локальных факторов в обеспечении функционирования международных режимов в сфере безопасности, экономики, защиты окружающей среды, культуры.

Задачей исследователей в контексте положений теории глобализации является определение существующих типов локальных сообществ, описание их границ и представление параметров их социальных связей с другими сообществами.

Исследователи локальных сообществ анализируют процессы их структурирования в рамках глобального социального пространства, реконструируют модель их взаимодействия с окружающим миром. При этом акцент делается на анализе модели участия локального сообщества в формировании глобальных структур взаимодействия и модели участия внешних факторов в развитии локальных институтов и практик.

В перспективе предмета политической науки в рамках теории глобализации изучаются основные модели двустороннего и многостороннего взаимодействия, функционирование двусторонних, многосторонних, глобальных политических режимов и факторы, которые влияют на их деятельность.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Глобализация - Видеоурок

    ✪ Мировая экономика. Лекция 2. Глобализация и глобальные проблемы мировой экономики

    ✪ 11. Глобализация и глобальные проблемы

    Субтитры

Примечания

Литература

  • Панкадж Гемават. Мир 3.0: Глобальная интеграция без барьеров. - М. : Альпина Паблишер , 2013. - 415 с. - ISBN 978-5-9614-4438-4 .
  • Гавров С. Н. , Лайтман М. , Марков Б. В. , Сахаров А. Д. , Флиер А. Я. и др. Новая цивилизация: глобализация и культура . - Самара: