С 2019 года в нормированный страховой запас Терфондов ОМС включат средства для борьбы с кадровым дефицитом в первичном звене. Сейчас он идет на финансирование медицинской помощи, оказанной за пределами родного региона, дополнительного образования медиков, а также покупку и ремонт медицинского оборудования.
Минздрав предлагает по-другому формировать нормированный страховой запас (НСЗ) территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ОМС). Сейчас он предназначен «для реализации территориальных программ ОМС, расчётов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта РФ, в котором выдан полис ОМС, организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, приобретения и ремонта медицинского оборудования». В 2019–2024 годах в него войдут еще и средства на ликвидацию кадрового дефицита в клиниках, оказывающих первичную медпомощь. Соответствующий проект закона, вносящий изменения в статью 51 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ», опубликован на сайте правительства РФ.
Откуда брать средства и как они будут использоваться медицинскими организациями, должен утвердить Минздрав в дополнительном приказе. , сейчас нормированный страховой запас ТФОМС формируется из доходов бюджета территориального фонда (субвенции ФФОМС), денег, предназначенных на оплату медицинской помощи жителям других регионов, а также части средств от штрафных санкций, наложенных на клиники по результатам проверок.
Правительство также распорядилось внести в Госдуму проект о бюджете Федерального фонда ОМС на следующий год и на плановый период 2020 и 2021 годов. По нему, формирование нормированного страхового запаса ФФОМС планируется ежегодно в размере 3,1 млрд рублей.
На следующий год доходы ФОМС предусмотрены в размере 2 098,2 млрд рублей, на 2020 год – 2 349,9 млрд рублей, на 2021-й – 2 495,8 млрд рублей (бюджет 2018 года – 1 887,9 млрд рублей). Предполагается, что расходы на 2019 год составят 2 190,4 млрд рублей, в 2020-м – 2 350,5 млрд рублей и в 2021-м – 2 501,5 млрд рублей (бюджет 2018 года – 1 994,1 млрд рублей).
«Дефицит бюджета Фонда в 2019 году составит 92,3 млрд рублей, в 2020 году – 0,5 млрд рублей, в 2021 году – 5,7 млрд рублей. Сбалансированность бюджета Фонда будет достигнута за счёт переходящих остатков средств на конец соответствующего финансового года», - говорится в распоряжении кабмина.
«В них (бюджетах социальных фондов - Прим. ред.) мы заложили средства, которые позволят обеспечить необходимый уровень социальной защиты людей, - рассказал премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании правительства 20 сентября во время обсуждения законопроектов. - Деньги пойдут на дальнейшее улучшение качества медицины. В том числе мы включим в базовую программу ОМС новые виды высокотехнологичной помощи, продолжим устранять в больницах дефицит отдельных специалистов».
Несмотря на сложную финансовую обстановку в стране, диктующую условия жесткой экономии во всех без исключения отраслях, правительство РФ изыскивает средства для поддержки объектов здравоохранения. Так, начиная со второго полугодия текущего года, у медицинских организаций Самарской области появилась уникальная возможность продолжить программу модернизации, реализовавшуюся с 2011 по 2013 годы. В связи с этим в Территориальном фонде обязательного медицинского страхования формируется обособленный источник финансирования в составе нормированного страхового запаса (НСЗ).
Деньги, о которых идет речь, аккумулируются от применения санкций за некачественно оказанную медицинскую помощь. Иными словами, это - средства, вернувшиеся в бюджет Фонда от проштрафившихся медицинских учреждений. Они распределяются повторно по определенным критериям.
Нормативные документы подразумевают три основных направления по расходованию средств НСЗ. Их можно потратить на:
1) повышение квалификации медицинского персонала;
2) поддержание работоспособности ранее приобретенного медицинского оборудования в ЛПУ;
3) приобретение нового медицинского оборудования.
Лечить по стандартам
Напомним, в 2016 году в связи с аварийными ситуациями, возникшими на двух объектах региональной отрасли здравоохранения - Самарская клиническая гериатрическая больница и Челно-вершинская центральная районная больница, - ТФОМС уже принял в экстренном порядке положительное решение по заявке на выделение финансовых средств на устранение последствий аварий.
В Челновершинском районе медучреждение пострадало в результате стихийного бедствия. При оценке ущерба профнастил крыши перехода из инфекционного отделения в главный корпус (площадь 212 квадратных метров, длина 30 метров) Из средств Территориального фонда ОМС выделено 465 тыс. рублей. Ремонтные работы проведены, больница работает в штатном режиме.
Самарской клинической гериатрической больнице выделено 3 млн. 700 тыс. рублей на ремонтные работы. Там в результате прорыва системы холодного и горячего водоснабжения оказались затоплены помещения 1-го этажа, где расположены в том числе приемное отделение и палаты интенсивной терапии.
Однако главным направлением расходов нормированного страхового запаса, по словам заместителя директора ТФОМС Самарской области Владислава Романова , является оснащение медицинских учреждений необходимым медицинским оборудованием для оказания населению медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования. Важно, что качество оказания медицинских услуг должно соответствовать действующим стандартам во всех без исключения ЛПУ региона.
Прозрачность системы - основа принятия решений
Как объяснил Владислав Романов, существует две группы критериев, определяющих включение медицинских организаций в план мероприятий по дополнительному образованию медработников, проведению ремонта и приобретению лечебно-диагностического оборудования за счет НСЗ.
- Общие критерии подразумевают работу ЛПУ в территориальной программе ОМС, подтвержденную всеми необходимыми документами, и своевременное предоставление правильно оформленной заявки, - рассказывает Владислав Романов. - При рассмотрении заявки также учитывается наличие у организации доходов от исполнения территориальной программы ОМС, укомплектованность медучреждения врачами и средним медперсоналом и доля врачей, имеющих квалификационные категории. В числе дополнительных критериев - особенности медицинской организации (оказание плановой, экстренной, специализированной и/или высокотехнологичной медицинской помощи, статус регионального сосудистого центра, оказание помощи сельскому населению и пр.). За все перечисленное, согласно утвержденной сетке, медучреждению начисляются баллы, которые ложатся в основу принятия решения.
Всего на реализацию в 2016 году данных направлений в НСЗ предусмотрено около 78 млн. рублей. Почти 64 из них - на приобретение оборудования, 13 - на выполнение ремонта техники. Совещания по вопросам включения медучреждений в План проходят в областном Минздраве с участием ТФОМС (состоялось уже три совещания). Отметим, что в следующем году действие Программы продолжится.
Так, в числе уже реализованных мероприятий - ремонт передвижного цифрового рентгеновского аппарата в Сызранской ЦГБ на сумму около 1,5 млн. рублей и компьютерного томографа в Самарской городской больнице им. Пирогова на сумму около 2 млн. рублей. Оборудование отремонтировано также в Нефтегорской ЦРБ, Тольяттинской ГКБ №2 им. Баныкина, Красноярской ЦРБ, Безенчукской ЦРБ и Новокуйбышевской ЦГБ.
Что касается закупки необходимой медицинской техники, в Самарскую городскую детскую клиническую больницу №1 им. Ивановой приобретен электрохирургический высокочастотный аппарат с функцией лигирования сосудов стоимостью около полумиллиона рублей, в Тольяттинскую городскую детскую больницу №1 - фиброгастроскоп для неонатальных и педиатрических исследований стоимостью около 1,5 млн. рублей и источник света к нему стоимостью почти 150 тыс. рублей. В список на обновление парка оборудования также вошли Кошкинская ЦРБ, Похвистневская ЦГБ, Отрадненская городская больница, СОКБ им. Середавина, Хворостянская ЦРБ, Безенчукская ЦРБ, Самарская городская клиническая больница №8, Самарская городская больница №4, Самарская городская больница №7 и Самарская городская консультативно-диагностическая поликлиника №14.
Документ с изменениями, внесенными:приказом ФОМС от 26 декабря 2011 года N 245 (Российская газета, N 35, 17.02.2012);приказом ФОМС от 29 апреля 2016 года N 85 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.05.2016, N 0001201605250036);приказом ФОМС от 22 января 2018 года N 9 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.02.2018, N 0001201802080051). В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» («Российская газета» от 3 декабря 2010 года N 274) приказываю: Утвердить Порядок использования средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования согласно приложению. ПредседательА.Юрин Зарегистрированов Министерстве юстицииРоссийской Федерации27 января 2011 года,регистрационный N 19588 Приложение.
Принимая условия настоящих Правил, Заказчик дает согласие на обработку Исполнителем (включая его работников и иных лиц, привлеченных им для исполнения обязательств) своих персональных данных (данных своего представителя или уполномоченного лица), а также любой иной информации и документации, предоставляемой Исполнителю в рамках исполнения Договора, в том числе той, что определяется автоматически современными средствами фиксации, например: номер телефона, адрес электронной почты, IP- адрес, другие данные. 7.3. Стороны признают, что вся информация, которой они обмениваются в процессе заключения и исполнения Договора, включая его условия, является конфиденциальной, не подлежит разглашению и передаче третьим лицам, за исключением работников, специалистов Сторон и иных лиц, привлеченных Сторонами для исполнения своих обязательств по Договору.
После записи на мероприятие автоматически формируется личный кабинет Заказчика на интернет-сайте Исполнителя и становится активной кнопка онлайн-оплаты заказа. Через личный кабинет Заказчик может посредством кнопки онлайн-оплаты заказа произвести оплату с учетом положений раздела 6 настоящих Правил.
4.5.
Оплата Заказчиком заказа свидетельствует о полном и безоговорочном согласовании условий оказания услуг в рамках Договора. С момента оплаты заказа условия Договора считаются окончательно согласованными, подтвержденными и изменению не подлежат, если иное не предусмотрено настоящими Правилами.
4.6. Юридически значимое взаимодействие Сторон (обмен документами и контактными данными, другое) происходит посредством использования личного кабинета Заказчика, если иное не согласовано Сторонами. Заказчик имеет прямой доступ к личному кабинету через систему авторизации.
Внимание
Ставропольского края в сумме 43020,52 тыс.Глава 29 Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Федеральный фонд ОМС - юридическое лицо, подотчетное Правительству РФ, его финансовые средства находятся в государственной собственности Российской Федерации, являются целевыми, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Федеральный фонд ОМС выполняет следующие основные задачи: - обеспечивает реализацию Закона РФ «О медицинском страховании граждан в РФ»; - обеспечивает права граждан в системе обязательного медицинского страхования; - участвует в разработке и осуществлении государственной финансовой политики в области обязательного медицинского страхования; - разрабатывает и осуществляет комплекс мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования.
Важно
Перенести дату проведения мероприятия или изменить иную характеристику согласованного информационно-консультационного мероприятия с учетом положений п. 4.11. Правил. 5.4. Заказчик вправе: 5.4.1. Получать от Исполнителя услуги в соответствии с условиями настоящих Правил.
Инфо
Самостоятельно принимать решение о целесообразности использования информации и сведений, полученных в ходе проведения информационно-консультационного мероприятия. 6. СТОИМОСТЬ УСЛУГ И ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ 6.1. Итоговая стоимость услуг определяется в зависимости от выбранного Заказчиком информационно-консультационного мероприятия и количества участков с учетом п.4.2.
8.
А именно уточняются источники формирования средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования и направления расходования этих средств. Согласно федеральному законодательству и положениям краевого законопроекта нормированный страховой запас включает средства для дополнительного финансирования реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования (ОМС), а также средства для расчетов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования.
Правил) менее чем за 3 (три) календарных дня до согласованной даты начала оказания услуг, произведенная Заказчиком оплата услуг считается фактически понесенными расходами Исполнителя и возврату Заказчику не подлежит. 9.5. Исполнитель вправе в любое время без объяснения причины отказаться от исполнения Договора в одностороннем порядке.
Отказ реализуется путем направления Исполнителем письменного уведомления Заказчику. Стоимость предоплаты возвращается Заказчику в течение 14 календарных дней, за исключением стоимости фактически оказанных услуг и понесенных расходов Исполнителя. 9.6. Прекращение действия Договора не освобождает Стороны от выполнения своих обязательств и ответственности, возникших до даты прекращения действия Договора. 9.7. Положения настоящих Правил могут быть изменены Исполнителем в одностороннем порядке без какого-либо специального уведомления Заказчика.
Федеральный фонд ОМС в объеме базовой программы ОМС выделяет дотации и субвенции территориальным фондам в размерах, определяемых в соответствии с перечнем оценочных критериев: а) степень реализации Федерального закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» - наличие территориальной программы обязательного медицинского страхования, обеспеченность ее источниками финансирования, полнота сбора страховых взносов; б) эффективность использования финансовых средств участниками системы ОМС; в) наличие фактов изъятия и нецелевого использования средств ОМС по решениям региональных властей и местных администраций; г) дотационность бюджета субъекта РФ; д) комплексный показатель здоровья населения.Нормированный страховой запас территориального фонда омс рублей. Статья 2.
Страховой запас представляет собой зарезервированные денежные средства, которые могут быть направлены из фонда ОМС медучреждения для покупки и ремонта медицинского оборудования, для обучения персонала и т.д.
Средства нормированного страхового запаса могут быть получены организацией при соблюдении определенного законом порядка, который изложен в нашей инструкции.
↯ Больше статей в журнале
В соответствии с ФЗ «Об организации страхового дела» медучреждения вправе получить дополнительные средства страхового запаса ФОМС на определенные нужды. Самые главные моменты:
Процесс получения средств состоит из трех этапов: сбора документов, составления заявки и заключения соглашения с фондом.
Механизм обеспечения медучреждений средствами из нормированного страхового запаса ФОМС представлен на схеме ниже.
Рассмотрим более подробно эти этапы.
Получение и использование средств ТФОМС возможно при соблюдении следующих условий:
Постановлением Правительства РФ № 332 от 21.04.2016 года утверждены правила использования нормированного .
Медучреждение должно подготовить пакет определенной документации для каждого из этих мероприятий.
Сотрудник медучреждения может самостоятельно сделать выбор той программы повышения квалификации, которая ему необходима и образовательное учреждение.
Порядок определен приказом Минздрава РФ № 575н от 04.08.2016 года. Все программы перечислены на образовательном портале Минздрава РФ (edu.rosminсайт), к которому можно получить доступ через федеральный регистр медработников или ЕСИА.
После выбора программы, медработник должен согласовать выбранное образовательное заведение, тему программы обучения и сроки курса с главным врачом медучреждения.
Средства нормированного страхового запаса предоставляют медучреждениям на основании заявок. Форма заявки на получение средств утверждена постановлением Правительства РФ № 332 от 21.04.2016 года.
Все заявки в департамент здравоохранения региона должны быть направлены не позднее, чем за 15 дней до начала очередного квартала.
Стоит отметить, что законодатель не ограничил максимальный размер контракта. Однако, план мероприятий формируется исходя из имеющихся в наличии средств нормированного страхового запаса ТФОМС.
Кроме того, медучреждение вправить привлекать и собственные средства, а также средства, полученных из других бюджетов и источников для приобретения и , обучения сотрудников.
Нельзя использовать средства страхового запаса для оплаты тех расходов, которые возникли у медучреждения до вступления в силу постановления № 332.
На официальном сайте органа управления здравоохранением размещены критерии, по которым отбираются медучреждения для их включения в план мероприятий. Перед составлением заявку необходимо проверить соответствие этим критерием.
Критерии отбора необходимы для того, чтобы обеспечить разных медучреждениям равный доступ к средствам страхового запаса, независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности.
Ежеквартально по итогам получения заявок региональный орган управления здравоохранением формирует новый план мероприятий. После утверждения плана, он в течение 2-х дней направляется в медучреждение.
Приказом Минздрава РФ № 354н от 06.06.2016 года утверждена форма соглашения о финансовом обеспечении мероприятий, проект которого медучреждение предоставляет в ТФОМС.
К проекту соглашения прилагаются все собранные ранее документы (на обучение сотрудников, ремонт или покупку оборудования), а также график перечисления необходимых средств в соответствии с заключенными контрактами или договорами.
ФОМС направляет необходимые средства в медучреждение в соответствии с графиком, а далее проводит собственный контроль их использования. Если медучреждение нарушит условия заключённого соглашения, фонд вправе потребовать возврата средств.
Средства нормированного страхового запаса поступают на те счета, на которых медучреждение учитывает операции по . Деньги должны поступить в соответствии с графиком получения средств, а также в соответствии с заключенными контрактами.
Если после исполнения контрактных обязательств остались лишние средства, они должны быть перенесены на следующий финансовый год для реализации тех же целей.
Обязанности медучреждения:
В соответствии с приказом ФФОМС № 105 от 26.05.2016 года, медучреждение направляет отчет о расходовании средств страхового запаса ежеквартально в электронном виде. Предоставить отчет необходимо до 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Страховой запас и его расходование контролируют территориальные подразделения ФОМС, федеральный фонд ОМС, а также органы Росздравнадзора.