Фундаментальные исследования. Экономические инструменты мобилизации и перераспределения финансовых ресурсов, их взаимодействие Что такое мобилизация в экономике

Заработок 

Финансовый рынок занимает ведущее место в обеспечивающей финансовой системе государства. Отдельные его сектора -- фондовый, кредитный, страховой и др. -- позволяют с помощью рыночных механизмов координировать деятельность всей финансовой системы, осуществляя движение денежных средств в процессе распределения и перераспределения совокупного общественного продукта, а также формирования и использования денежных фондов основных субъектов финансовых отношений. Вместе с другими видами рынков (рынком труда, реальных товаров) финансовый рынок является важнейшим атрибутом рыночной экономики.

Субъектами финансового рынка выступают хозяйствующие субъекты, государство, домашние хозяйства, финансово-кредитные учреждения и различные финансовые посредники.

Финансовые посредники обеспечивают непосредственные связи между основными субъектами финансовых отношений, оказывая им помощь в формировании и эффективном использовании денежных фондов. К числу основных финансовых посредников относятся коммерческие и сберегательные банки, кредитные союзы, инвестиционные фонды и компании, пенсионные фонды, страховые компании, фондовые биржи. Находясь между кредиторами и заемщиками, финансовые посредники при необходимости объединяют средства нескольких кредиторов для удовлетворения значительных потребностей заемщиков, а также берут на себя вероятные риски (риск ликвидности, кредитный риск, процентный риск), получая за услуги комиссионное вознаграждение.

Главное назначение финансового рынка состоит в обеспечении эффективного распределения между конечными потребителями финансовых ресурсов. При этом должны учитываться разные, порой диаметрально противоположные интересы участников финансового рынка, большие риски выполнения финансовых обязательств и т.п.

В литературе существуют разные подходы к определению понятия «финансовый рынок». С экономической точки зрения он представляет собой систему экономических отношений, связанных с актами эмиссии ценных бумаг, их размещения, а также актами купли-продажи финансовых инструментов (товаров финансового рынка). С организационной точки зрения финансовый рынок можно рассматривать как совокупность финансовых институтов, экономических субъектов, осуществляющих эмиссию, куплю и продажу финансовых инструментов.

Для России важной целью является создание финансового рынка, выполняющего ряд важнейших функций в механизме рыночной экономики России.

1. Обеспечение платежей в экономике с минимальными транзакционными издержками для участников сделок.

2. Привлечение временно свободных средств и обеспечение достаточного уровня кредитования в экономике с минимальными издержками для кредиторов и заемщиков.

3. Диверсификацию риска между кредиторами, заемщиками и финансовыми посредниками.

4. Обеспечение перелива капитала.

5. Возможность адекватной оценки состояния отдельных компаний и экономики в целом по показателям на финансовом рынке.

6. Возможность воздействовать на уровень инфляции и экономическую активность.

Финансовый рынок -- организованная или неформальная система торговли финансовыми инструментами. На этом рынке происходит обмен деньгами, предоставление кредита и мобилизация капитала. Основную роль здесь играют финансовые институты, направляющие потоки денежных средств от собственников к заемщикам. Товаром выступают собственно деньги и ценные бумаги.

Принято выделять несколько основных видов финансового рынка: валютный рынок, рынок золота и рынок капиталов. Последний иногда подразделяется на рынок ценных бумаг и рынок ссудных капиталов. Рынок ценных бумаг, в свою очередь, подразделяется на первичный и вторичный, биржевой и внебиржевой. Первичный рынок ценных бумаг представляет собой рынок, обслуживающий выпуск (эмиссию) и первичное размещение ценных бумаг. Именно на этом рынке компании получают необходимые финансовые ресурсы путем продажи ценных бумаг. Вторичный рынок предназначен для обращения ранее выпущенных ценных бумаг. На вторичном рынке компании не получают финансовых ресурсов непосредственно, однако этот рынок дает возможность инвесторам при необходимости получить обратно денежные средства, вложенные в ценные бумаги, а также получить доход от операций с ними. Возможность перепродажи ценных бумаг основана на том, что первоначальный инвестор свободен в своем праве владеть и распоряжаться ценными бумагами и может перепродать их другому инвестору.

На биржевом рынке обращаются ценные бумаги, прошедшие листинг, то есть получившие допуск к официальной торговле на бирже. Поскольку условия получения биржевой котировки устанавливаются биржей и могут быть достаточно сложными для некоторых эмитентов, существует внебиржевой рынок, на котором обращаются ценные бумаги, не котируемые на фондовых биржах. Внебиржевой рынок может быть довольно объемным -- до 2/3 всего оборота рынка ценных бумаг. Например, в Великобритании функционируют свыше 40 внебиржевых рынков, на которых продаются ценные бумаги более 150 компаний.

Рынок капиталов является основным видом финансового рынка, с помощью которого компании изыскивают источники финансирования своей деятельности:

Размещение на рынке ценных бумаг и получение средств инвесторов;

Инвестирование полученных финансовых ресурсов в основные средства и текущие активы;

Генерирование денежного потока как результата успешной деятельности;

Уплата предусмотренных законом налогов;

Выплата инвесторам и кредиторам части оставшейся прибыли;

Направление на рынок капиталов части прибыли в виде финансовых инвестиций (приложение 1)

Перераспределение капитала в современной рыночной экономике может происходить на различных уровнях.

1. Мировой (межстрановой) и внутристрановой перелив капитала. Для определения способности страны быть донором и акцептором инвестиций на мировом рынке необходимо учесть множество факторов, рассмотрев положение конкретной национальной экономики в международном разделении труда. При этом степень экономического развития часто не может служить критерием для оценки способности страны осуществлять или привлекать инвестиции (что актуально для России). Вместе с тем, хотя нам важен, прежде всего, аспект перелива капитала в экономике России, хотелось бы отметить тот факт, что в целом общемировое движение реальных и финансовых инвестиций оказывает значительное влияние на динамику внутристрановых процессов перелива капитала.

2. Перелив капитала между производственным и непроизводственным секторами экономики. Взаимодействие между двумя секторами (реальным и финансовым) во многом обусловлен историческими и национальными особенностями. Так, условно выделяют американскую, немецкую и смешанную модели фондового рынка. Основным признаком такого деления является важность коммерческих банков и рынка ценных бумаг в обеспечении деятельности производственных единиц. Соответственно, говорят или о банковско-, или о рыночно-ориентированной финансовой системе. Роль банков и рынка ценных бумаг здесь, в конечном счете, определяется принятой моделью корпоративного управления.

В хорошо организованной рыночной системе финансовый и производственный сектора эффективно взаимодействуют, обеспечивая близкое к оптимальному перераспределение ресурсов общества вне зависимости от принятой модели такого взаимодействия. В молодой или разбалансированной рыночной экономике такое взаимодействие может носить совершенно ненормальный или даже конфликтный характер. Для целей настоящей работы понимание характера взаимодействия российского финансового и производственного секторов весьма важно.

Перераспределение капитала внутри производственного и внутри непроизводственного секторов экономики. В данном случае существует ряд самых разнообразных форм этого процесса.

Рынок капитала состоит из двух основных сегментов: кредитной системы и фондового рынка (рынка ценных бумаг).

Государственный бюджет не является рыночным механизмом, но оказывает громадное влияние на функционирование рынка капитала, как уже было отмечено, в директивной экономике бюджетный механизм перемещения финансовых ресурсов полностью подменяет собой последний. Поэтому уместно рассмотрение госбюджета как на уровне сегментов рынка капитала, так и в качестве возможной альтернативы этому рынку.

Остановимся подробнее на каждом из перечисленных механизмов перераспределения финансовых ресурсов.

1. Государственный бюджет.

Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы страны и представляет собой централизованные денежные средства, которыми распоряжается государство. Госбюджет - это полный и четкий план доходов и расходов государства на определенный период в соответствии с имеющимися возможностями и поставленными задачами. Госбюджет состоит из нескольких уровней и может быть организован различными способами (жесткая централизация, федеральная бюджетная система).

Формирование доходной части государственного бюджета осуществляется из различного рода бюджетных доходов: налогов, пошлин, платежей в казну, сборов. Кроме того, к бюджетным доходам относят доходы от коммерческого использования государственной собственности. В расходную часть бюджета включаются расходы на социально-культурные мероприятия, поддержку предприятий различных отраслей, управление, оборону и внешнеэкономическую деятельность.

Заметим, что по поводу соотношения понятий «фондовый рынок» и «рынок ценных бумаг» существуют различные позиции. Так, Загалова З.А. считает, что под «фондовым рынком» следует понимать рынок ценных бумаг, основой эмиссии которых послужили реальные фондовые ценности (то есть рынок акций и корпоративных облигаций), тогда как «рынок ценных бумаг» - более широкое понятие, включающее в себя дополнительно рынок векселей, государственных ценных бумаг, производных ценных бумаг и т.д., не имеющие по собой основой конкретные фондовые ценности. Содержание государственных учреждений управления и здравоохранения) и расходы развития (внедрение научно-технических достижений и долгосрочные капитальные вложения в экономику). Поддержка предприятий осуществляется в форме государственных кредитов или безвозмездных субсидий, выделяемых на различных условиях.

Варьирование отраслевой структуры налоговых сборов, а также отраслевой структуры государственных кредитов и субсидий позволяет проводить в жизнь определенную политику межотраслевого перелива финансовых ресурсов в масштабах национальной экономики. Воздействие на процессы перелива капитала может быть косвенным -- через изменение прибыльности вложений в различные сферы, и прямым -- через бюджетное перераспределение средств. Эффективность такой политики напрямую зависит от участия государства в экономической жизни страны: от уровня бюджетных доходов; от структуры бюджетных расходов; от степени свободы действий органов государственной власти в условиях переплетения экономических и политических интересов различных группировок, действующих в стране.

Степень участия государственного бюджета в рыночной экономике довольно сильно различается от страны к стране (наибольшее участие наблюдается в Швеции, Дании, наименьшее - в США, Англии). Кроме того, в периоды экономического кризиса (особенно не циклического, а структурного кризиса) роль госбюджета может также сильно отличаться от периодов стабильного развития (экономика США во время «Великой депрессии», экономика послевоенной Франции).

2. Рынок банковского капитала.

Рынок банковского капитала - это рынок покупки-продажи специфического товара - ссудного (банковского) капитала, который является денежным капиталом, предоставляемый взаймы за определенную плату (процент). Банки являются основными посредниками на этом рынке и образуют банковскую систему любой рыночной экономики.

Современная банковская система имеет двухуровневую организацию и включает в себя центральный банк и сеть коммерческих банков, связанных друг с другом корреспондентскими отношениями. Такая организация позволяет государству контролировать поведение коммерческих банков, осуществлять выработанную денежно-кредитную политику (поощрение кредитования отраслей экономики, регулирование ставки процента и т.д.)

Баланс любого коммерческого банка состоит из пассивной и активной частей. Формирование пассивной части баланса осуществляется из собственного капитала банка и обязательств банка перед своими клиентами (в основном средств на различных счетах). В пассивах отражается сумма привлеченных банком средств из финансово избыточных отраслей экономики и сумма сбережений населения. Активная часть баланса включает в себя большей частью различные инвестиционные вложения банков, как в виде ссуд предприятиям, так и в форме покупки ценных бумаг. Таким образом, активы показывают направления использования привлеченных ресурсов.

Перелив капитала здесь осуществляется путем привлечения банками средств из инвестиционно-избыточных секторов экономики с последующей передачей аккумулированных ресурсов в сектора, испытывающие финансовый дефицит. Эффективность функционирования такого механизма перелива зависит от уровня развития банковской системы и тесноты ее связи с реальным сектором экономики.

В последнее время во всем мире наблюдается процесс консолидации (укрупнения) банковского капитала на фоне усиления конкуренции за привлекаемые финансовые ресурсы со стороны развивающихся рынков ценных бумаг. В таких условиях банки вынуждены совершенствовать методы работы, предлагать клиентам широкий ассортимент услуг, соответствующих требованиям времени.

3. Рынок ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг является рынком покупки-продажи особого товара -- ценных бумаг. Ценная бумага является атрибутом собственности и подтверждением факта обладания капиталом, которым собственник может распоряжаться по своему усмотрению. Аккумуляция и перераспределение финансовых ресурсов через фондовый рынок осуществляется путем эмиссии и размещения среди инвесторов различного рода ценных бумаг (государственных, корпоративных и муниципальных). Эмиссии могут размещаться как на внутреннем рынке, так и на международных финансовых рынках. Во втором случае эмитент получает доступ к гораздо большему количеству потенциальных инвесторов, что имеет определенные преимущества перед внутренними выпусками. Также принципиальным моментом является тип выпускаемой бумаги -- долевая (акции) или долговая (облигации и векселя), так как каждые тип имеет свои достоинства и недостатки.

Аккумуляция свободных денежных средств через рынок ценных бумаг осуществляется на первичном рынке. Именно при первичном размещении среди инвесторов только что эмитированных ценных бумаг происходит первоначальная оценка перспективности инвестиций на основе множества критериев: номинальной стоимости, курса или цены первичной подписки (или размещения), скорости проведения подписки, среднего объема приобретаемого пакета ценных бумаг и т.д. То есть именно на первичном рынке происходит перелив капитала между различными секторами экономики в зависимости от предпочтений инвесторов.

На вторичном рынке происходит лишь смена собственников эмитированных ценных бумаг под воздействием факторов спроса и предложения. Вторичный рынок важен тем, что он превращает ценные бумаги в гибкую форму помещения капитала, поскольку обеспечивает их ликвидность. При этом поддержание вторичного рынка (маркет-мейкерство) специализированными финансовыми институтами, обеспечивая эмитентам ликвидность уже выпущенных ими ценных бумаг, до определенной степени гарантирует размещение последующих эмиссий, так как котировки торгуемых на вторичном рынке ценных бумаг служат ориентиром для инвесторов в процессе принятия решений относительно возможностей инвестирования в новые выпуски тех же эмитентов.

В настоящее время рынок ценных бумаг является одним из наиболее важных механизмов организации перелива капитала в рыночной экономике. Общеизвестно, что основными функциями фондового рынка являются: аккумулятивная, перераспределительная, информационная, отображения структуры собственности. Значимость этих функций различается в прошлом и настоящем экономик различных стран, при этом аккумулирующую роль фондового рынка в объединении капиталов для проведения индустриализации экономик ряда стран трудно переоценить.

Тем не менее, в современной экономике значение аккумулятивной функции фондового рынка менее значимо, нежели значение его перераспределительной и информационной функций (особенно четко это проявляется на примере экономик развитых стран). Причем рынок облигаций с точки зрения привлечения капитала играет гораздо большую роль, нежели рынок акций, как утверждают некоторые авторы.

Однако долевое финансирование продолжает оставаться важным в смысле формирования прогрессивной структуры экономики, что хорошо видно на примере IPO12 и венчурного бизнеса. IPO часто используется компаниями сферы высоких технологий для привлечения необходимого для развития капитала на более выгодных, чем долговое финансирование, условиях. В венчурном бизнесе высокотехнологичной компании инвестиционный кредит, как правило, частично предоставляется путем выкупа некоторой доли ее акций.

Информационная функция рынка проявляется в различиях динамики курсов акций по отраслям и между компаниями одной отраслевой принадлежности, что позволяет инвесторам определять оптимальный вариант вложения финансовых ресурсов.

В условиях глобализации мировой экономики национальный финансовый рынок развитых стран становится частью мирового финансового рынка. Вместе с тем между существующими на Западе финансовыми институтами и их российскими аналогами имеются весьма существенные различия. Это касается и финансовых рынков, их основных участников -- банков, крупнейших компаний, институциональных инвесторов (пенсионных фондов, страховых компаний, инвестиционных фондов), населения и государства. В отличие от России ведущую роль на современных финансовых рынках Запада играют так называемые институциональные инвесторы, к которым относятся страховые компании, пенсионные фонды и институты коллективного инвестирования (инвестиционные и паевые фонды и др.).

До сих пор не удалось сформировать единого мнения по модели этих институтов. Все теоретические построения связаны с выявлением общей доминирующей модели финансирования в рамках двух основных моделей финансовых рынков: банковской (континентально-европейской) и фондовой (американской).

В банковской (континентально-европейской) модели основными финансовыми посредниками являются депозитные институты (коммерческие и сберегательные банки, кредитные союзы), которые концентрируют потоки сбережений и на их основе осуществляют финансирование инвестиций в экономике.

В фондовой (американской) модели финансового рынка наблюдается более прямая связь первичных собственников капитала (сбережений) и предприятий, реализуемая через рынки капитала. При этом финансовые посредники, как правило, представлены страховыми компаниями, пенсионными и взаимными фондами. Для России также актуальным остается определение роли и места банковского и фондового финансирования хозяйственного развития.

Система финансовых институтов и рынков в нашей стране создавалась практически заново и особенности ее формирования наложили отпечаток на развитие российской экономики. Замыкание сбережений реального сектора экономики в экспортных сырьевых отраслях приводит к перенакоплению капитала в сочетании с его устойчивым дефицитом в обрабатывающих производствах и финансовый рынок не обеспечивает переток капиталов в эти производства.

В основе деления финансового рынка на рынки денежных средств и рынки капитала лежит срок обращения соответствующих финансовых инструментов. В практике развитых стран считается, что если срок обращения инструмента составляет менее 1 года, то это инструмент денежного рынка. Долгосрочные инструменты (свыше 5 лет) относятся к рынку капитала.

Строго говоря, имеется «пограничная область» от 1 года до 5 лет, когда говорят о среднесрочных инструментах и рынках. В общем случае они также относятся к рынку капитала.

В России разделение на краткосрочные и долгосрочные инструменты несколько иное. К последним часто относят инструменты с периодом обращения более полугода.

О том, что отечественный финансовый рынок еще не стал полноценным инструментом привлечения инвестиций свидетельствует и тот факт, что российские компании осуществляют крупные заимствования и долгосрочные размещений на зарубежных площадках. В целом к февралю 2006 г. капитализация российского фондового рынка увеличилась до 79% ВВП и достигла 604 миллиардов долларов.

Приоритетными направлениями развития финансового рынка России на среднесрочную перспективу являются стимулирование роста капитализации, выхода предприятий на отечественный фондовый рынок.

В течение последних лет на российском финансовом рынке отразились общие негативные тенденции, в том числе связанные с ипотечным кризисом на мировом рынке.

Рынок акций по-прежнему характеризуется малым количеством ликвидных финансовых инструментов, существенную долю капитализации рынка (64,3%) составляют компании нефтегазового сектора.

Внутренний рынок корпоративных облигаций хоть и является быстроразвивающимся сегментом российского рынка ценных бумаг, однако не может обеспечить достаточного объема долгосрочных инвестиций. В 2004--2005 гг. российские предприятия при выпуске облигаций 66% средств привлекли на рынке еврооблигаций и лишь 34% -- на внутреннем облигационном рынке. Помимо финансовых аспектов (относительная дешевизна заимствований за рубежом), на соотношение внутреннего и внешнего сегмента влияет неразвитость инфраструктуры и значительные административные барьеры.

Серьезными препятствиями для привлечения инвестиционных ресурсов (как внутренних, так и внешних) являются недостаточная развитость финансового рынка, несовершенство корпоративного управления, недостаточная прозрачность деятельности компаний (прежде всего, в отношении финансов и структуры собственности). Слабость банковской системы, рынка страховых услуг, валютного рынка, рынка негосударственного пенсионного обеспечения сокращает возможности использования различных финансовых инструментов и механизмов, необходимых для нормального функционирования экономики в условиях мировой конкуренции.

В целях совершенствования системы регулирования финансового рынка необходимы повышение эффективности межведомственного взаимодействия и выработка единых подходов к развитию и регулированию всех секторов финансового рынка, в том числе унификация требований к участникам рынка, эмитентам и институциональным инвесторам, развитие саморегулирования на финансовом рынке, взаимодействие саморегулируемых организаций с органами государственной власти.

Предстоит рассмотреть вопрос о возможности объединения функций по регулированию всех сегментов финансового рынка (фондового, страхового, банковской деятельности, деятельности негосударственных пенсионных фондов) и создании мегарегулятора, а также о возможности объединения надзора за различными институтами финансового рынка в одном федеральном органе.

Следует обеспечить использование четких и ясных процедур проведения надзора за деятельностью финансовых институтов. С этой целью необходимо:

Совершенствование системы риск-менеджмента профессиональных участников финансового рынка;

Усиление роли третейских судов в рассмотрении споров на финансовом рынке и повышение компетенции судебных органов (арбитражного суда) в спорах на финансовом рынке, в том числе путем введения специализации судей по вопросам финансового законодательства;

Оптимизация требований к отчетности финансовых организаций, введение стандартов публичного раскрытия профессиональными участниками финансового рынка информации о своей деятельности;

Обеспечение раскрытия информации о результатах управления средствами пенсионных накоплений на основе единых стандартов, позволяющих сравнивать результаты управления указанными средствами;

Совершенствование требований к размещению средств, составу и структуре активов финансовых институтов, осуществляющих инвестиционную деятельность на финансовом рынке, а также введение единообразных требований по управлению соответствующими активами.

Необходимо расширение спектра финансовых инструментов через создание правовых условий для развития рынка эмиссионных ценных бумаг, в том числе коммерческих бумаг, выпускаемых без государственной регистрации выпуска, российских депозитарных расписок.

Предстоит внести в законодательство Российской Федерации изменения, направленные на расширение возможности применения финансовых инструментов и механизмов, используемых для перераспределения рисков, в том числе производных финансовых инструментов с различными базовыми активами, ценных бумаг, выпускаемых в процессе секъюритизации финансовых активов, двойных и простых складских свидетельств.

Для развития институтов коллективного инвестирования необходимо совершенствование налогообложения закрытых паевых инвестиционных фондов, в частности, решение проблемы определения налогоплательщика по налогу на недвижимость и зачета налога на добавленную стоимость при приобретении недвижимости от имени закрытого паевого инвестиционного фонда.

Важной задачей является создание равных конкурентных и комфортных условий деятельности участников финансового рынка, сокращение административных барьеров и издержек. С этой целью требуется:

Снижение трансакционных издержек эмитентов всех эмиссионных ценных бумаг, в том числе при проведении первичного публичного размещения акций (IPO);

Уточнение законодательства о валютном регулировании и валютном контроле в отношении ценных бумаг, операции с которыми осуществляются с участием иностранного капитала, в части смягчения и упрощения действующих норм;

Расширение доступности информации для эмитентов и инвесторов;

Пресечение манипулирования на финансовом рынке и осуществления торговли с использованием инсайдерской информации;

Введение понятий квалифицированного и неквалифицированного инвестора;

Внесение изменений в законодательство Российской Федерации в части расширения составов правонарушений с целью учета специфики финансовых рынков, ужесточения наказаний;

Создание системы компенсации гражданам (в том числе системы компенсационных фондов) на отдельных секторах финансового рынка, а также системы страхования ответственности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Необходимо совершенствование налогообложения финансового рынка, в том числе урегулирование вопросов правоприменения налогового законодательства в отношении финансовых инструментов и институтов. Следует обеспечить равные условия налогообложения для различных финансовых инструментов в рамках постепенного снижения ставок налогов на доходы по финансовым инструментам.

В части совершенствования деятельности государственных финансовых институтов развития, а также порядка участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных капиталах финансовых организаций требуется:

Разработать стратегию деятельности государственных финансовых институтов развития, предусматривающую использование новых механизмов и различных форм финансирования проектов, реализуемых Правительством Российской Федерации;

Ввести запрет на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных капиталах финансовых организаций, кроме случаев участия государства в капиталах финансовых организаций (в том числе государственных финансовых институтов развития), деятельность которых имеет стратегическое значение для решения задач социально-экономического развития страны.

Для развития инфраструктуры финансового рынка, повышения ее надежности и капитализации необходимо совершенствование законодательства Российской Федерации в части регулирования клиринга, учета прав на ценные бумаги, в том числе создания центрального депозитария, деятельности организаторов биржевой торговли.

В целях решения указанных задач необходимо внести изменения в стратегию развития финансового рынка Российской Федерации на среднесрочную перспективу, а также план мероприятий по ее реализации.

Мобилизационная экономика: кого, как и на что мобилизуем?

То там, то тут слышно выражение «мобилизационная экономика» – и не в ругательном, и не в историческом смысле, а в самом что ни на есть актуальном. Как вполне возможное и почти что желательное будущее. В общем, на угрозу мы отвечаем угрозой мобилизационной экономики. Такой вот «наш ответ Чемберлену».

Что это такое – мобилизационная экономика?

По-видимому, экономика дружного труда на общее благо в целях создания самодостаточного народного хозяйства перед лицом внешних угроз. А как всё это будет выглядеть – тут ясности нет. Что это: вторая серия социализма? Многие уже о национализации добывающих отраслей возмечтались… Это было бы довольно логично. А как же продолжающаяся приватизация – с нею как? Мобилизационная экономика не представима без народнохозяйственного плана – а кто будет планировать? И как? Какое место займёт в этой картине мелкий и средний ? Будет ли государство действовать прямо в первом лице? Возможна ли сегодня мобилизационная экономика и как она может выглядеть? В первую очередь, что это такое?

Необходимое, но не достаточное

Говорят, это экономика войны или подготовки к ней. Это частый, но всё-таки частный случай. Мобилизационная экономика – это экономика достижения цели . И соответственно, концентрации ресурсов на этой цели. Часто этой целью является подготовка к большой войне, быстрый технологический рывок. Так было у нас в 30-е годы, когда была поставлена задача форсированной индустриализации. Если у нас сегодня ставится задача новой индустриализации – без мобилизационной экономики не обойтись. Рыночными средствами, монетаристскими приёмчиками, вроде субсидированного кредита на развитие того и этого, а также ходом вещей, участием иностранных инвесторов – на что там ещё принято у нас возлагаться? – так вот всеми этими мерами никакой новой индустриализации добиться нельзя .

Ходом вещей и невидимой рукой рынка производится только разруха и превращение страны в сырьевой придаток передовых экономик. Сто лет назад шла именно по этой дороге – по дороге сырьевого придатка. Собственно, социализм когда-то и строился именно как способ избежать роли капиталистической периферии и встать на дорогу самостоятельного развития. Это следует вполне уяснить: советская политическая и хозяйственная система была заточена, что называется, «под задачу», и задачу свою выполнила. Другое дело, что систему своевременно не озаботились модернизировать и настроить на новые задачи – оттого она и рухнула. Мобилизационная экономика – это всегда экономика задачи.

Какая у нас сегодня задача ? Сегодня, а также вчера, позавчера, завтра и послезавтра задача у России одна – выстоять в глобальном, геополитическом, а оттого вечном противостоянии с Западом. Нынешний этап противостояния – это борьба за скудеющие ресурсы нашего шарика. Ну и за наш ёмкий рынок, который мы в ходе «перестройки и ускорения» за так отдали глобальным конкурентам.

Противостояние , понятно, бывает мирное и немирное. Немирное – вот оно, уже на наших границах. Так что – в самом широком смысле слова – нынче очень кстати. Более того, она неизбежна, если хотим сохраниться в качестве самостоятельного народа. Поскольку глобальная задачи у нас традиционная – выстоять – и средства её достижения известные: строительство самостоятельной промышленности, военной в первую очередь, независимого сельского хозяйства – для народного прокорма. Что для этого надо – сегодня широко обсуждается.

В первую очередь нужно создать необходимые условия. Какие они? Собственно, они всем известны, но сделать неимоверно трудно. Всё трудно: вернуть крупные предприятия на родину из офшоров, восстановить монополию внешней торговли и прекратить свободное гуляние денег через границу. Заставить богатых платить больше , чем бедных, и при этом не увиливать, в чём граждане у нас поднаторели. Перенести акцент в налогообложении на видимые объекты, которые трудно спрятать – недвижимость в первую очередь, ну и роскошь разного рода.

Все эти меры сами по себе – трудны. Но хуже другое: они – лишь необходимое, но не достаточное условие мобилизационной экономики. Без этих мер – не обойтись, но это ещё далеко не сама мобилизационная экономика. И не новая индустриализация. Всё это ещё построить надо.

Откуда взять деньги?

Пару лет назад в журнале «Однако» было опубликован ценнейший материал, прошедший незаметно – интервью Григория Ханина про современное экономическое положение. Когда-то, бесконечно давно, в 1987, в Перестройку Ханин в одночасье стал бешено популярным, благодаря совместной с журналистом Селюниным статье «Лукавая цифра» , напечатанной в «Новом мире»: там исследовалась советская экономика не в стоимостных, а в натуральных показателях: тонны зерна, угля, метры ткани, киловатты энергии, штуки тракторов и комбайнов. Прошло больше двадцати лет, а старый экономист делает ровно то же самое: он изобличает лукавые цифры и изучает российскую экономику, как она есть. Меня всегда завораживали люди, которые десятилетиями честно исполняют свой долг, не суетясь и не извиваясь в духе времени. Таков, как мне кажется, экономист Ханин.

Выводы (двухлетней давности) такие.

П.Дорохин призвал Президента РФ перейти на мобилизационные формы развития экономики

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех интересующихся. Все Конференции транслируются на Интернет-Радио «Возрождение» …

Введение

1. Сущность и функции финансов

1.1 Сущность финансов

1.2 Способы организации денежного оборота

1.3 Функции финансов

2. Экономические инструменты мобилизации и перераспределение финансов

2.1 Рынок капитала как механизм перераспределения финансовых ресурсов

2.2 Налоги как инструмент перераспределения доходов и обеспечивающие мобилизацию финансовых ресурсов

2.3 Кредит как инструмент перераспределения финансовых ресурсов

3. Применение экономических инструментов мобилизации и перераспределения финансов на примере ОАО «Турбаслинские бройлеры»

3.1 Краткое описание хозяйства

3.2 Применение экономических инструментов на предприятии

4. Мероприятия по увеличению финансовых ресурсов

Заключение

Библиографический список

Приложения


ВВЕДЕНИЕ


Выполнение государством предусмотренных законодательством функций и задач требует соответствующих ресурсов. Мобилизация этих ресурсов и их распределение связано с возникновением финансовых отношений между государством, налогоплательщиками и бюджетополучателями.

Характер организации этих взаимоотношений определяется проводимой государством финансово-бюджетной политикой.

Таким образом, финансово-бюджетная политика – это совокупность правовых норм, действий и мероприятий, проводимых органами государственной власти и местного самоуправления в области финансовых отношений для решения ими своих задач и функций.

Финансово-бюджетная политика предполагает определение цели и задач в области финансов, разработку механизмов мобилизации денежных средств, определение приоритетов в использовании бюджетных средств, управление финансами с помощью финансово-бюджетных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. Этим обуславливается актуальность выбранной темы.

Целью работы является исследование применение экономических инструментов мобилизации и перераспределения финансов, их взаимодействие на основе теоретических и практических подходах.

Поставленная цель обуславливает ряд решаемых задач в ходе ее выполнения:

Рассмотреть сущность и функции финансов;

Описать применение экономических инструментов в мобилизации и перераспределении финансов на основе изученной литературы;

Провести исследование по применению экономических инструментов в мобилизации и перераспределении финансов на примере предприятия реального сектора экономики;

Сделать выводы и разработать предложения по эффективному использованию ресурсов.

В качестве объекта для исследования будет рассматриваться ОАО «Турбаслинские бройлеры», основным видом деятельности которого является производство мяса птицы.

Информационной базой для выполнения работы послужила бухгалтерская отчетность и первичная документация планово-экономического отдела, а также учебные и периодические издания, посвященные данной теме.


1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ

1.1 Сущность финансов


Термин «financia» возник в XIII - XV вв. в торговых городах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.

Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства.

Финансы - это система экономических (денежных) отношений, с помощью которой создаются и расходуются фонды денежных средств.

Финансы – совокупность объективно обусловленных экономических отношений, имеющих распределительный характер, денежную форму выражения и материализуемых в денежных доходах и накоплениях, формируемых в руках государства и субъектов хозяйствования для целей расширенного воспроизводства, материального стимулирования работающих, удовлетворение социальных и других потребностей.

Финансы как экономическая категория есть совокупность отношений. Эти отношения характеризуются определенными признаками. Отношения существуют между субъектами воспроизводственного процесса. Они возникают на всех стадиях и уровнях жизни общества. Именно как совокупность определенных отношений они образовывают экономическую категорию.

На стадиях производства и потребления движения стоимости не происходит, поэтому они не являются местом возникновения финансов.

На третьей стадии распределительного процесса распределение приобретает форму движения товара. Само движение товара опосредуется движением денежных средств и стоимость не отчуждается, а меняет свою форму. На данной фазе определяющей является экономическая категория цена и на данном этапе происходит ценовое распределение стоимости.

На второй фазе воспроизводственного процесса происходит распределение ВОП. Это распределение характеризуется тем, что оно приобретает форму движения денежных средств, переходящих из одних рук в другие и здесь происходит отчуждение стоимости в ее денежном выражении. Движение денежных средств происходит обособленно от движения товаров. На стадии распределения осуществляются специфические денежные отношения.

Эта специфика выражается в отношениях, выражающих одностороннее движение стоимости. Денежные отношения получают общественные формы формирования. И тем самым они выражаются в определенных экономических категориях: заработная плата; цена; кредит; финансы.

На третьей стадии воспроизводственного процесса денежные отношения имеют другую специфику: встречного движения материальных и денежных форм стоимости. Денежные отношения выражаются в разных формах расчетов: акцепт, аккредитив и т.д., и здесь в основном функционируют две категории: деньги и цена. В процессе переливания форм стоимости между субъектами хозяйствования формируются финансовые ресурсы.

Необходимость финансов в условиях товарно-денежных отношений объясняется тем, что финансы необходимы для распределения стоимости общественного продукта. Только с помощью категории финансов осуществляется этот процесс.

Финансы занимаются распределением созданной стоимости в денежном выражении. В зависимости от того, как мы распределим, будет зависеть процесс воспроизводства. Необходимы определенные пропорции, а главная пропорция зависит от того, как мы поделим национальный доход.

Финансы как система впервые появляется на второй стадии воспроизводства - на стадии распределения. Распределение продукта происходит между владельцем этого товара и тем, кто его произвел.

СОП = C + V + M

где СОП - совокупный общественный продукт

C - основной капитал

V - зарплата

M - прибыль.

1.2 Способы организации денежного оборота

финансовый доход капитал кредит

Современная экономика любого государства представляет собой широко разветвленную сеть сложных отношений миллионов входящих в нее хозяйствующих субъектов между собой, а также с внешними агентами из других стран. Основой этих взаимосвязей выступают расчеты и платежи, в процессе которых удовлетворяются взаимные требования и обязательства.

С помощью потока денег в наличной и безналичной формах - денежного оборота как совокупности всех платежей, опосредуюших движение стоимости в денежной форме между финансовыми и нефинансовыми агентами во внутреннем и внешнем экономических оборотах страны за определенный период, - обеспечиваются реализация валового продукта, использование национального дохода и все последующие перераспределительные процессы в экономике.

Главные составляющие денежного оборота: налично-денежный и безналичный обороты. Основная часть его платежный оборот, в котором деньги функционируют как средство платежа, используются для погашения долговых обязательств. Он производится как в наличной так и в безналичной формах. Весь безналичный оборот – платежный ибо предполагает разрыв во времени движения товара в различных его разновидностях и денежных средств, т.е. функционирование денег в качестве средства платежа. Безналичный платежный оборот, являясь преобладающим (до 90% всего денежного оборота) осуществляется в виде записей по счетам плательщиков и получателей денежных средств в кредитных учреждениях, путем зачетов взаимных требований и передачи оборотных документов (векселей, варрантов и т.п.). Соответственно экономические процессы в народном хозяйстве опосредуются преимущественно безналичным платежным оборотом.

Счет в банке - сердцевина его взаимоотношений с клиентом, а рост суммы средств на счете нередко рассматривается как главный показатель работы предприятия. Типы счетов, используемых для расчетных операций, самые разнообразные, среди них выделяются счета до востребования для обслуживания текущей (основной) деятельности, называемые с учетом особенностей каждой страны, например, во Франции - текущие, в США - чековые, в Германии - жиросчета, в России - расчетные. Операции по расчетному счету предприятия показывают изменения его долговых требований и обязательств и в рамках предприятия отражают распределение и перераспределение ВНП и НД. Сюда поступают: выручка от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг), включая часть экспортной выручки от нерезидентов в результате обязательной продажи на внутреннем валютном рынке и пр. С расчетного счета удовлетворяются долговые обязательства по выплате заработной платы работающим, отчислениям налогов в бюджет, взносам во внебюджетные фонды, страховым платежам, оплате сырья, материалов, топлива, энергии, комплектующих соответствующим поставщикам, погашению ссуд, векселей и других финансово-кредитных инструментов. В целом же банковская система выступает исходным пунктом кругооборота наличных денег и безналичных платежей, а создание платежных средств, являющееся ее важнейшей функцией, тесно связано с проводимыми этой системой кредитными операциями. Денежные средства на расчетных и других аналогичных счетах в банках отражаются посредством записи остатков, оборотов по лицевым счетам вследствие безналичных расчетов. Главный источник этих средств - ссуды банков по известной формуле Loans make deposits - ссуды создают вклады. Когда банк предоставляет кредит клиенту, он открывает ему счет до востребования в пассиве своего баланса на сумму выданной ссуды. При этом активы банка увеличиваются на данную сумму долгового требования клиенту и одновременно увеличиваются пассивы, куда поступает ссуда. Поскольку предприятия, частные лица в процессе расчетно-кассового обслуживания напрямую связаны с банками, прерогативой именно последних выступает превращение долговых требований к своим клиентам в платежные средства. Открывая им счета до востребования, банки тем самым увеличивают денежную массу. Затем вклады мобилизуются клиентами посредством чеков или поручений по перечислениям в процессе безналичных расчетов. Связь последних с кредитными отношениями очевидна: во-первых, в силу того, что при их проведении деньги выполняют функцию средства платежа (погашения долгов); во-вторых, разрыв во времени между началом и окончанием платежа придает последнему кредитный характер, а проводимая при этом платежная операция является по сути и кредитной, опосредующей кредитные отношения с организациями, оказывающими платежные услуги, как правило, банками. Например, перечисление средств со счета согласно поручению плательщика означает уменьшение ему долга со стороны банковской системы и увеличение - получателю средств.

Таким образом, денежная масса представляет собой результат взаимодействия двух потоков. Один поток - выпуск денег, означающий распределение платежных средств через банки среди экономических агентов, испытывающих потребность в деньгах: другой - возврат денег должниками, имеющий место при уменьшении долговых требований в активах банков из-за уплаты долгов. Ввиду того, что выпуск платежных средств происходит активнее, чем возврат, денежная масса имеет тенденцию к увеличению. Производные денежного оборота - денежная масса и объем кредитов - наряду с валютным курсом служат главными объектами денежно-кредитной политики. В управлении этими объектами значительную роль играет исследование их исходных начал - денежных и кредитных потоков (оборотов) путем учета и анализа всех операций (сделок), осуществляемых посредством денег и кредита. Такие потоки могут подразделяться по основным видам сделок, подразделениям и секторам экономики, регионам, вплоть до потоков в каждом первичном звене общественного производства - предприятии, Большой опыт разработки учета потоков накоплен в США, где подобная отчетность по инициативе Совета управляющих Федеральной резервной системы является регулярной. В процессе реформирования экономики России делаются только первые шаги в данной области с целью углубления анализа денежной политики, что во многом связано с платежным кризисом в народном хозяйстве, обусловившим по сути его «товарно-безденежный характер» и приведшим к разрушению платежно-расчетных отношений между предприятиями, банками и государством. Из-за отсутствия в стране нормального платежного оборота нередко имело смысл изучение лишь частных вопросов платежного оборота. Банком России периодически проводятся исследования отдельных элементов платежного оборота по данным своих подразделений. Разовые региональные обследования платежного оборота проводятся и рядом Главных управлений Банка России, особенно в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске.

1.3 Функции финансов

Функции финансов в следующим:

Распределительная (распределяет созданный продукт; с помощью этой функции создаются фонды);

Перераспределительная (перераспределение созданного продукта, т.е. вторичное распределение между членами общества);

Регулирующая (финансы могут, как стимулировать производство, так и угнетать его);

Контрольная (благодаря финансам общество имеет возможность наблюдать все финансовые потоки в государстве для того, чтобы вовремя повлиять на тот или иной товары).

Другая трактовка (по учебнику Родионовой) заключается в том, что функции финансов следующие: распределительная и контрольная, а остальные являются производными от распределительной функцию.

Распределительная функция.Стадия распределения начинается с распределения новой стоимости и заканчивается формированием первичных доходов (заработная плата, прибыль). Стадия перераспределения – многоступенчатый этап, на котором формируется общегосударственные фонды: госбюджет, внебюджетные фонды, страховые, банковские фонды и фонды предприятий. Распределительная функция - объективное свойство категории финансов осуществлять распределение стоимости созданного продукта в денежном выражении.

Перераспределительная стадия отличается от распределительной тем, что на этой стадии перераспределяются ранее созданные доходы.

Контрольная функция. Осуществлением соблюдения пропорций в распределительном процессе занимается контрольная функция финансов. Пропорции для разных отраслей различны и складываются при разных условиях и, следовательно, они объективны. Объектом контроля выступает распределительный процесс. Главной же контролируемой пропорцией является пропорция между фондами накопления и потребления.

Появились новые моменты в теории финансов. Одним из них является стимулирующая функция финансов.

Признаки финансов:

1) Финансы носят денежный характер, однако бывают ситуации, когда в финансовой системе вращаются и натуральные товары.

2) Финансовые отношения носят распределительный характер.

3) Финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, которые принимают форму финансовых ресурсов.

Финансовый источник > финансовые ресурсы > финансовые фонды.

2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ МОБИЛИЗАЦИИ И ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФИНАНСОВ

2.1 Рынок капитала как механизм перераспределения финансовых ресурсов

«Ведомости», Минфин предлагает с 2016 года на 10% сократить расходы государственного бюджета. Виной тому — ослабление рубля, падение цен на нефть и западные санкции. Но в качестве альтернативы некоторые эксперты предлагают перейти к модели мобилизационной экономики. Что это такое? Каких жертв и издержек потребует? Готова ли вообще страна к тому, чтобы направить экономику на новые рельсы? Давайте разберемся.

Бюджет на 2015−17 годы сверстан, исходя из предполагаемой средней цены на нефть в 100 долларов за баррель. Сейчас нефть стоит 85 долларов, и никто не знает, насколько она подешевеет в ближайшее время. В следующем году дефицит казны планируется покрыть из Резервного фонда, но он не бездонный, и уже в 2016 году придется существенно пересматривать расходную часть бюджета.

Давно с высоких трибун в нашем государстве говорят о необходимости «слезть с нефтяной иглы» и модернизировать промышленность. Реальными успехами в этом направлении мы пока похвастаться не можем. Обострение отношений с Западом лишает нас и доступа к высоким технологиям. Теперь придется самостоятельно делать научные открытия и нарабатывать опыт по внедрению инноваций. Одновременно Запад показал уязвимость других наших сфер, от сельского хозяйства до платежных систем.

В истории было много примеров, когда та или иная страна, оказавшись в сложной ситуации, делала резкий скачок. Сингапур, Малайзия, Китай, послевоенная Япония… Можно вспомнить и об отечественной истории: годы НЭПа, индустриализация, послевоенное восстановление. Но во всех случаях требовалась колоссальная концентрация усилий ради достижения общей цели. А это, в свою очередь, заставляло население отказаться от многих привычных вещей. И много-много работать.

Впрочем, история знает и другие примеры выхода из затруднительного положения. Скажем, Исландии по выходу из кризиса 2008−09 годов. В абсолютно рыночной экономке правительство страны пошло на беспрецедентные меры и заморозило счета юрлиц, а государственную помощь направило не банковскому сектору, а гражданам. То есть акцент сделали на повышение внутреннего спроса. Одновременно были запрещены инвестиции за пределами страны. Благодаря принятым мерам экономика восстановилась.

В России, как в США и во многих странах Европы, поступили иначе: остановили рост зарплат, сократили социальные расходы и направили средства коммерческим банкам. Результаты особо никого не обрадовали. Но может, сейчас наши власти примут более разумное решение?

Доктор экономических наук, профессор кафедры международных финансов МГИМО Валентин Катасонов полагает, что России не удастся избежать жестких методов:

— Мобилизационная экономика помогает любой стране, которая ведет войну или готовится к ней, выиграть или хотя бы не проиграть. Россия в этом плане особая страна, против нее на протяжении XX века велись «горячие» или «холодные» войны. Россия как государство, как цивилизация может существовать только в условиях мобилизационной экономики. Это, как говорится, «медицинский факт». Все попытки перевести экономику на рельсы рыночных отношений есть просто попытки уничтожить наше государство.

«СП»: — Чем характеризуется мобилизационная экономика?

— Прежде всего, высокой нормой накопления, то есть объемом инвестиций в наращивание основного капитала (реального производства). Страны, которые в разное время демонстрировали экономическое чудо, как Германия или Япония после войны, увеличивали норму накопления. Она достигала у них до 30−35% и иногда 40% от ВВП. В СССР после Великой Отечественной войны норма накопления была на уровне 25%, а во время индустриализации, по оценкам экспертов, — 50−60%.

Помимо статистических показателей важно иметь в виду и качественные характеристики. Мобилизационная экономика подразумевает максимальную защиту от внешних факторов. Первая группа таких факторов — изменения на внешнем рынке, как-то падение цен на нефть, мировые финансовые кризисы. Вторая группа - целенаправленные усилия по подрыву экономики, к примеру, торговая война. Чтобы защитить экономику от внешних факторов, стихийных и целенаправленных, необходимо иметь монополию на внешнюю торговлю и операции с валютой.

Должно быть централизованное управление, максимальное вмешательство государства в экономику, увеличение доли государственных предприятий, особенно в сфере производства средств производства.

Естественно, должно быть планирование. Причем не краткосрочное, как у нас сейчас. По сути, у нас вообще не планирование, а прогнозирование. А необходимо среднесрочное и долгосрочное планирование.

При планировании необходимо использовать преимущественно натуральные показатели, а не стоимостные. Реформа Косыгина -Либермана показала, что как только основные показатели предприятий и отраслей стали стоимостными, так экономика начала развиваться не в ту сторону.

«СП»: — Какие изменения общественной жизни предполагает мобилизационная экономика?

— Такая экономика предполагает, прежде всего, мобилизацию людей. Странно задавать вопрос, лишатся ли люди теплых туалетов и возможности посещать рестораны, если они отправятся на войну. А в этом плане экономический фронт мало чем отличается от боевого фронта.

Люди думают, что можно выигрывать войны, не снижая потребление, но это не так. Но как мобилизовать людей, уже больше не экономическая задача, а идеологическая, духовная. Да и в будущем возможно повышение уровня жизни.

Могу привести пример первой сталинской пятилетки. Тогда люди не до конца понимали, зачем вообще нужна индустриализация. В первую пятилетку имел место быть элемент принуждения, тем более что снизился уровень благосостояния. Уменьшились доходы и потребление самых базовых товаров, перешли даже на карточную систему. Но во второй пятилетке все показатели пошли вверх. Главное, заработали не только материальные, но и моральные стимулы труда.

Подчеркну, перейти на мобилизационную экономику — задача не простая. Решить ее сразу нельзя, не подготовив человека, не объяснив ему, зачем нужна такая экономика. Надо растолковать людям, что предстоит выбор между теплым туалетом, удобной мебелью и самим существованием — тебя, твоей семьи и твоей страны.

«СП»: — Насколько такой выбор остро стоит перед российским обществом сегодня?

— Для меня совершенно очевидно, что такая дилемма существует. Я родился сразу после войны, жил в советское время, много изучал историю нашей страны. Мой опыт и мои знания говорят, что выбор народу предстоит сделать очень жесткий.

Другое дело, руководство страны не формулирует такую альтернативу. Более того, пытается совместить несовместимое. Меня это очень тревожит.

Я понимаю, что страна наша подконтрольна Западу. Но и в советское время, накануне индустриализации, зависимость России от иностранных держав была большая. Но мы сумели преодолеть эту зависимость. Я думаю, что мобилизационное сознание должно приходить к людям.

«СП»: — Применим ли для нас исландский опыт выхода из кризиса, в частности, когда деньги направляются людям, а не банкам? Тогда и сверхусилий не потребуется.

— «Утка» исландского опыта запущена в массовое сознание довольно давно. Это довольно хитрый прием. По нему я написал несколько статей. При желании «повалить» Исландию можно было за 24 часа. Но страна оказалась первой в длинной цепи возможных дефолтов европейских стран. Да, Исландия избежала дефолта благодаря нестандартным решениям, но эти нестандартные решения были инициированы не народом Исландии, а мировым финансовым интернационалом, который спасал Европу.

Некоторым нашим патриотам нравится исландский опыт. Но, на мой взгляд, он невозможен для России.

Доктор экономических наук, профессор Александр Бузгалин главную проблему спасения нашей экономики видит в том, что государство не хочет затронуть интересы самых зажиточных слоев:

— Переход к мобилизационной экономике правительством и учеными понимается по-разному. С точки зрения правительства, переход к такой экономике означает, что мы будем жить в тех же рыночных условиях, будет нарастать степень социальной дифференциации, олигархи будут обогащаться, но при этом резко сократим расходы на социальные цели, образование, здравоохранение, долгосрочные программы развития.

Есть понятия о мобилизационной экономике в «советско-ностальгическом» стиле. Как системы, построенной по типу директивного планирования, жестких приказов сверху, подкрепленных авторитарной властью.

Наконец, есть третий вариант, когда под мобилизационной экономикой понимается концентрация ресурсов на ключевых направлениях, поддержки их институционально и идеологически.

Минфин говорит о первом варианте, когда ничего не меняется, но значительно сокращается бюджет за счет уменьшения поддержки самых бедных слоев, расходов на образование и охрану природы. Этот принцип был заложен при формировании нынешнего бюджета, то же самое будет и в перспективе. Сокращение расходов на 10% приведет к большим потерям в социальной сфере, в развитии высокотехнологичных отраслей.

Я считаю, что альтернативы этому пути есть. Доходы бюджета можно увеличивать не только за счет роста цен на нефть и газ, но и за счет развития современного производства, введения прогрессивной шкалы подоходного налога, поддержки инвестиционных проектов.

Увы, этого никто делать не хочет. Так что будет повторение модели 1990-х годов, то есть наступление на права наименее защищенных граждан.

Я тоже радуюсь присоединению Крыма. Но жить только за счет этой радости, не решая системных проблем в экономике, нельзя. Крым присоединили, но негативная социальная политика продолжается.

«СП»: — Можно перейти к мобилизационной экономике так, чтобы не пришлось работать без выходных?

— У власть предержащих сейчас есть большой соблазн использовать ситуацию, чтобы сказать «Вы же не хотите развития событий как на Украине. Поэтому работайте больше, а олигархи будут богатеть еще ширше».

Я считаю, что мобилизация может быть и не рыночной, и не сталинской. Можно использовать государственные инвестиции, снижать социальную дифференциацию. Тогда будет некоторый спад уровня жизни, но потом серьезный рост. К сожалению, правительство по такому пути не пойдет. Как и по сталинскому.

— Я считаю, что необходимость перехода на мобилизационную экономику проглядывается, а вот способности это сделать вызывают большое сомнение. Да и осуществить серьезные меры без поддержки граждан нельзя, — говорит заведующий кафедрой экономической теории МГУ, доктор экономических наук Андрей Колганов .

«СП»: — Власть готовит людей к новому формату экономической жизни?

— Пока я не вижу признаков, что наша власть хочет переходить к мерам мобилизационной экономики. До последнего времени власть к самому этому понятию относилась скорее отрицательно, нежели положительно.

Вообще, в мобилизационной экономике ничего хорошего нет. Она нужна только в экстремальной ситуации. Но всё указывает на то, что эти обстоятельства сейчас складываются. Однако пока у нас нет социальных и экономических механизмов мобилизации ресурсов, и с неба они не упадут.

«СП»: — Мобилизационная экономика предполагает полный отход от рыночных механизмов?

— Совершенно необязательно. Конечно, в своих крайних формах мобилизационная экономика может полностью подавить рынок. Но исторический опыт военных экономик ряда стран показывает, что можно сочетать мобилизационную экономику с рыночными отношениями. Конечно, рыночные механизмы будут потеснены. Можно вспомнить экономику США в период Второй мировой войны. Там вводился контроль за ценами, там применялись меры принудительного характера в сфере использования стратегических ресурсов. В то же время там продолжали действовать рыночные механизмы.

Пока я не считаю ситуацию у нас настолько тяжелой, что надо включать механизмы мобилизационной экономики. Но у меня есть опасения, что такая необходимость появится. И к этому надо быть готовым. Надо знать, что мы сможем сделать, и к каким результатам это приведет. Если начнется пожар, то поздно будет разбираться в способах тушения.

— Введенные против нас санкции — это только первый этап финансовой войны, — считает заведующий отделом философии политики Института философии РАН, доктор философских наук Владимир Шевченко . — Экономическая удавка будет действовать сильнее, чем все остальные угрозы и шантаж в адрес России.

Наша экономика очень открыта для внешнего влияния. Я недавно был в Китае и увидел, как много делают китайцы для защиты своего юаня. И поэтому США боятся КНР. У нас же действует совершенно устаревшая модель экономки. Финансовый поток внутри страны не замкнут, а направлен на США и Европу. Значит, в этой сфере мы беспомощные и не можем противостоять финансовой войне против России.

Поэтому нам надо принимать чрезвычайные меры, чтобы создать национальную независимую финансовую систему. Пока же мы вступили в ВТО, и у нас упал рост ВВП, закрылись некоторые заводы, страдает сельское хозяйство.

Не надо пугать людей словом «мобилизация». Это означает всего лишь закрытие «дыр», через которые уходят наши деньги за рубеж.

«СП»: — Готовы ли люди терпеть неудобства?

— Мобилизационная экономика означает поворот политики в сторону создания реального сектора, новую индустриализацию. Надо перекрыть канал вывоза капиталов из страны. Я не думаю, что от этого будет падение жизненного уровня.

На мой взгляд, недовольство может быть только в трех городах: Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Они, в некотором смысле, форпосты западного образа жизни. Вся остальная Россия живет бедно, с большой долей натурализации личного хозяйства.

Фото: Сафрон Голиков/Коммерсантъ

Мобилизация экономики заключается в переводе ее с мирного на военное положение в целях удовлетворения потребностей в вооружении, военной техники и других материальных средствах в интересах строительства ВС и ведения боевых действий.

Для этого предусматривается:

Организация производства по планам войны;

Перестройка работ транспорта, связи, капитального строительства;

Развертывание НИОКР с учетом вновь возникших оборонных задач;

Проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования ВЭ и н/х в целом.

Особенности мобилизации экономики:

Перенесение большей части мобилизационных мероприятий на предвоенный период (начало войны);

Возрастание значения материальных резервов и запасов, требующихся для обеспечения развертывания и снабжения военной промышленности;

Заблаговременное достижение высокой мобилизационной готовности ВЭ и всего хозяйства;

Осуществление в мирное время мероприятий по повышению устойчивого функционирования н/х во время войны.

Потребности ВС удовлетворяются и могут удовлетворятся следующим образом:

Обеспечение необходимого уровня запасов вооружения, военной техники и других материальных средств;

Создание организационно-экономических условий для быстрого наращивания производства вооружения и военной техники имеющейся военно-промышленной базой;

Переход всего н/х на военные рельсы в ходе длительной войны.

Основные принципы ЭМ:

Относительная непрерывность;

Высокая маневренность силами и средствами;

Преемственность организации и управления;

Сосредоточение усилий на решающих участках.

Т.о. ЭМ включает:

а) мероприятия по мобилизационной подготовке;

б) непосредственно процесс перевода экономики с мирного на военное положение.

Дополнительно

Кибернетика и синергетика – науки о самоорганизующихся системах
Фронт современной науки простирается от сравнительно част­ных, конкретных концепций относительно различных областей физи­ческого и химического мира, до глубочайших теорий, охватывающих различные сферы природы, общества и технической деятельности че­ловека. К последним следует отнести кибернетику и...

Структурная и молекулярная организация генного вещества
Почти полвека тому назад, в 1953 г., Д. Уотсон и Ф. Крик открыли принцип структурной (молекулярной) организации генного вещества - дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) . Структура ДНК дала ключ к механизму точного воспроизведения - редупликации - генного вещества . Так возникла новая наука...