Популярные планы по обществознанию. Алгоритм работы с заданием C8 по обществознанию

Заработок 

СОСТАВЛЕНИЕ СЛОЖНОГО ПЛАНА РАЗВЕРНУТОГО ОТВЕТА ПО ЗАДАННОЙ ТЕМЕ.

Отдельно следует остановиться на задании, введенном в экзамен в 2010 году, - задании С8. Оно требует составления сложного плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Выполнение этого задания предполагает

    соответствия заданной теме;

    полноту отражения основного содержания в плане;

    соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Основным условием выполнения данного задания является системное, глубокое, достаточно объёмное и разностороннее знание темы, требующее привлечения обществоведческого материала, а так же знаний из смежных учебных дисциплин и, по возможности, опе ративных знаний, получаемых из СМИ.

При выполнении задания выпускникам предстоит:

а) с одной стороны, в заданной формулировке темы обнаружить
известный им содержательный материал;

б) с другой стороны, выстроить логику презентации знания по
теме в виде пунктов сложного плана.

При составлении сложного плана можно воспользоваться следую щими рекомендациями:

    представьте содержание обществоведческого курса, раскрываю щее предложенную тему;

    разделите это содержание на смысловые части, выделив в каж дой из них главную мысль;

    озаглавьте каждую часть;

    в каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль;

    проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, свя зан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы;

    в случае необходимости внесите корректировки;

    помните, что план должен охватывать основное содержание темы;

    в заголовках (пунктах и подпунктах плана) нежелательно повто рять сходные формулировки.

При составлении сложного плана развёрнутого ответа учащиеся могут воспользоваться универсальным алгоритмом:

I . Понятие, сущность...

II . Характерные черты, основные принципы

    Специфические признаки...

    Важнейшие задачи, основные функции...

V . Формы, типы, виды, классификации...

VI . Структура...

VII . Основные этапы, стадии развития...

VIII . Особенности развития...

IX . Тенденции развития в современном мире, в РФ

X . Значение... в развитии общества, личности

Задания

    Вам поручено подготовить развернутый ответ по проблеме «Биологическое и социальное в человеке». Составьте план, в соот

    Вам предстоит выступить на школьной конференции на тему «Деятельность человека в ее многообразии». Составьте план, в соот ветствии

    Вам необходимо написать реферат на тему «Общение как фор ма межличностных взаимодействий». Составьте план, в соответствии с которым вы будете ее освещать.

    Для выступления на семинарском занятии вам нужно подгото вить развернутый ответ на тему «Межличностные конфликты и спо собы их разрешения». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

    Вам поручено подготовить доклад на тему «Познание челове ком мира и самого себя». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

    Вы готовитесь к зачету по обществознанию на тему «Социа лизация индивида». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

    Вам поручено написать статью в школьную газету на тему «Нау ка в жизни современного общества»". Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

    Вам поручено подготовить развернутый ответ на тему «Религия как форма духовной культуры». Составьте план, в соответствии с ко торым вы будете освещать эту тему.

9. Вам необходимо написать творческую работу на тему «Обра
зование как социальная ценность». Составьте план, в соответствии
с которым вы будете освещать эту тему.

    работ старшеклассников с докладом на тему «Многовариантность и движущие силы развития общества». Составьте план, в соответ ствии с которым вы будете освещать эту тему.

    Вам поручено написать статью в школьную газету на тему «Об щественный прогресс». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

    Вам поручено подготовить развернутый ответ на тему «Мораль как регулятор социальных отношений». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

    Вы являетесь участником конкурса научно-исследовательских работ старшеклассников с докладом на тему «Предпринимательство в экономике». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

    Вам необходимо написать творческую работу на тему «Поли тический процесс в современном обществе». Составьте план, в соот ветствии с которым вы будете освещать эту тему.

    Вам предстоит выступить на школьной конференции на тему «Налоги в Российской Федерации». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

    Вам поручено подготовить развернутый ответ на тему «Систе ма российского права». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

    Вам поручено подготовить развернутый ответ на тему «Кон ституция РФ - основной закон общества и государства». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

    Вам поручено подготовить развернутый ответ на тему «Госу дарство в рыночной экономике». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

Ответы

Ответ к заданию 1.


При анализе ответа учитываются:

    корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли;

    отражение в плане основных аспектов темы в определенной (адекватной заданной теме) последовательности.

* Ответ к заданию № 1 представляет собой образец оценивания задания С8 на ЕГЭ (согласно демонстрационному варианту, размещенному на «тему.Кима) по критериям с указанием баллов.

(допускаются иные формулировки, не искажающие его смысл)

Баллы

Один из вариантов раскрытия данной темы:

1. Наиболее распространенные теории происхождения человека:

а) религиозная

б)" эволюционная теория Ч. Дарвина

в) трудовая теория Ф. Энгельса

2. Основные подходы ученых к определению понятия «человек».

3. Биосоциальная природа человека:

а) человек - часть природы

б) человек - существо общественное

4. Взаимосвязь и взаимовлияние биологического и социального
в человеке.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формули ровки пунктов плана.

Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пункты плана охватывают основные аспекты темы и раскрывают ее в опре деленной последовательности

Формулировки пунктов плана корректны. Отдельные существенные для данной темы аспекты не нашли отражения в плане. Тема разворачивается последовательно.

ИЛИ

Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пунк ты плана охватывают основные аспекты темы, но не представлены в определенной, адекватной теме, последовательности.

Отдельные формулировки пунктов плана корректны. Целостного и последовательного раскрытия темы план не дает.

Формулировки пунктов плана не соответствуют теме.

ИЛИ

Ответ неправильный.

Максимальный балл

3

Ответ к заданию 2.

I . Деятельность как способ человеческого бытия.

II . Специфические особенности человеческой деятельности.

III . Структура деятельности:
1)субъект

2) объект

    цель

    средства

    результат

IV . Мотивы деятельности.

V . Два основных типа деятельности:

    практическая деятельность

    духовная деятельность

VI . Ведущие виды деятельности в жизни человека:

    игра

    учение 3)труд

Ответ к заданию 3.

I . Понятие и специфические признаки общения.

II . Функции общения в формировании и развитии человека.

    Общение как субъект-субъектное взаимодействие.

    Типы субъектов общения:

    реально существующие субъекты

    иллюзорные партнеры

    воображаемые партнеры

V. Средства общения.

VI. Виды общения:

    непосредственное и опосредованное

    прямое и косвенное

VII . Факторы, способствующие успешному общению:
1) взаимопонимание

2) солидарность 3)толерантность

Ответ к заданию 4.

I . Понятие и специфические особенности межличностного конфликта.

II. Участники конфликта.

    Причины возникновения межличностного конфликта.

    Повод для конфликта.

V . Основные концепции, раскрывающие сущность конфликта.

VI . Функции конфликтов.

VII . Виды межличностных конфликтов.

VIII . Факторы, влияющие на успешное разрешение межличностных кон
фликтов.

IX . Взаимосвязь межличностных конфликтов с другими видами социаль
ных конфликтов.

Ответ к заданию 5.

I . Познание как форма адекватного отражения действительности.

II. Структура познания:

    субъект познания

    объект познания

3)результат познания

1) агностицизм 2)скептицизм 3)гностицизм

IV . Формы познания:

    чувственное (ощущение, восприятие, представление)

    рациональное (понятие, суждение, умозаключение)

V. Виды познания:

    научное и ненаучное познание

    религиозное, мифологическое, художественное познание

VI . Методы познания человеком мира и самого себя.

VII . Многообразие форм человеческого знания. I ,.

Ответ к заданию 6.

I . Понятие социализации.

II . Задача и функция социализации.

    Соотношение понятий «социализация» и «воспитание».

    Виды социализации: 1) первичная

2) вторичная

V . Факторы, способствующие успешной социализации:

    агенты социализации

    социальные лифты

    социально-экономические и политические условия

Ответ к заданию 7.

I. Понятие науки:

    наука как социальный институт

    наука как отрасль духовного производства

    наука как особая система знаний

II. Виды науки:

    фундаментальные науки

    прикладные науки.

    классификация наук в зависимости от предмета и метода познания

    Специфические признаки науки.

    Функции современной науки:

    культурно-мировоззренческая

    познавательно-объяснительная

    прогностическая

    интеграционная

    социальная

    производственная

V. Развитие науки.

VI . Особенности научной картины мира.

Обществознание очень популярный предмет среди тех, что школьники выбирают для сдачи на ЕГЭ. Поэтому количество людей, которым будет интересна тема подготовки к данному предмету, довольно большое. В данной статье, вам будет предложен примерный план подготовки к ЕГЭ по обществознанию .

Этапы подготовки

  1. Врага нужно знать в лицо. Поэтому первым делом скачайте КИМ по обществознанию за этот год на сайте, если актуальные варианты еще не выложили (это может быть только если вы начали подготовку раньше августа-сентября последнего года обучения), то берите КИМ прошлого года и прорешайте его. Так вы поймете, что же из себя представляет ЕГЭ.
  2. Определите, необходима ли вам дополнительная помощь в подготовке. Если вы понимаете, что помощи интернета вам недостаточно, то лучшим вариантом будет поиск опытного репетитора, который поможет вам в подготовке.
  3. Накапливание теоретических знаний. Сразу стоит обмолвиться, что объем их будет большой, ведь вам нужно изучить основы таких больших наук, как: юриспруденция, экономика, социология, политология и др. Отдельно учить термины, смысла не имеет, лучше изучайте теоретические знания по предмету, а вот когда встретитесь с незнакомым термином, тогда используйте все возможности интернета.
  4. Не стоит слишком увлекаться изучением теоретических вопросов. Как можно быстрее переходите к нарешиванию заданий ЕГЭ . Ваше главное преимущество на экзамене - возможность подготовиться к каждому виду задания, это сэкономит вам кучу времени на экзамене. КИМы берите из раздела ФИПИ ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ , заданий там более чем достаточно.
  5. Специальной подготовки задания второй части не требуют, если у вас достаточно теоретических знаний, то они не представят никакой сложности, а если таких знаний мало, то вы еще должны быть на этапе 3. Единственный совет - можете посмотреть готовые ответы на задания второй части, чтобы понять, что от вас конкретно хотят экзаменаторы.
  6. При написании эссе вам помогут навыки, добытые, в основном, на уроках литературы. Здесь есть одна хитрость: каждое из пяти заданий соответствует одной из базовых гуманитарных наук. Это означает, что у вас точно будет афоризм, который связан с правом, с экономикой, социологией, политологией, социальной философией. Поэтому при подготовке к написанию эссе специализируйтесь на одной - двух науках. Если сочинения вам давались всегда с трудом, то уделите написанию эссе - наибольшее количество времени, все-таки это самое дорогостоящее задание. Просто берите КИМы, вычитывайте афоризмы и пишите, чем больше, тем лучше, постепенно сами поймете, что получаться начало лучше, но вообще именно над этим этапом лучше работать с репетитором, который будет вам объективно говорить о ваших ошибках.

Если вы начнете готовиться к ЕГЭ заранее и подойдете к этому процессу серьезно, то результат точно будет. В этом экзамене нет ничего страшного, особенно если вы будете уверены в своих знаниях.

Редакция "сайт"

Итак, Вы проработали очередную тему и хотите проверить себя? Нет ничего лучше, чем попытаться построить сложный план — сделать задание 35. Мы на то, что работа с заданием 35 — самый эффективный способ повторения материала. Берите формулировку кодификатора, и стройте свой план! Например «Социализация индивида».

Вот Вам пример плана:

35. «Социализация индивида» .

1. Понятие «индивид»

2. Признаки личности:

— мировоззрение

— сознание

— статусы и роли

3. Институты социализации:

— церковь

4. Агенты социализации:

— родители

— священники

— учителя

Правила написания задания 35.

Итак, смотрим в план.

1. У нас 4 пункта, а не 3, как сформулировано задание. Почему? Как , советую подстраховываться и здесь, как в любом письменном задании ЕГЭ. Лишний пункт спасет и сохранит максимальный балл, если один из пунктов не зачтут.

2. Мы показали свое понимание основного термина предложенной темы — . Все наши пункты раскрывают это понятие.

3. Социализация — процесс, поэтому мы начали с , а закончили (итогом социализации индивида).

4. Проще всего начинать план с понятия. Его мы, как видим, не расписываем. Просто показываем его наличие. остальные пункты раскрываем.

5. Показываем понимание конкретики: , школа, родители.

6. Один пункт плана вытекает из другого. 3й — из 4го, соответствуют : семья — родители, церковь — священники.

7. Все задание строим в столбик, не в строчку. Показываем эксперту, что мы детализируем пункты в подпунктах.

Как строить сложные трехсоставные планы в задании 35?

Мы привели пример двухсоставного плана по обществознанию ЕГЭ (индивид — личность). А как поступать с более сложными конструкциями планов? Например:

35. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Реализация престижных потребностей человека». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Принцип тот же: выберем самое важное (обширное) понятие, и начнем его углублять, доходя до менее важного. Расставим приоритеты по объемности терминов: 1) человека 2) (вид по ) 3) Их реализация.

В тоже время, чувствуйте тему. Кажется, можно начать с понятия «человек», но суть — в потребностях, начинаем с них!

Теперь, отталкиваясь от понятия и видов потребностей, начинаем строить сложный план:

1. Понятие «потребность»

2. Виды потребностей человека по А.Маслоу:

а) физиологические

б) экзистенциальные

в) социальные

г) престижные

д) духовные

3. Престижные потребности:

а) власть

б) богатство

в) карьера

4. Способы реализации престижных потребностей:

а) вступление в политическую партию

б) занятие предпринимательской деятельностью

в) прохождение курсов повышения квалификации

Показываем знание теории (по Маслоу). Снова 4й пункт вытекает из 3го, показываем знание социальной реальности. Как добиться власти? Как заработать богатство? Как сделать карьеру? Мы отвечаем на эти вопросы четко и коротко!

И последнее. Более четырех пунктов строить не стоит, умейте остановиться во-время. Во-первых, на ЕГЭ по обществознанию дорога каждая минута (задание части С еще придется переписывать на чистовик). Во-вторых — больше содержание ответа — больше шансов ошибки.

А теперь задание для самостоятельной тренировки:

35. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Роль финансовых институтов в экономической системе». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Ваши ответы мы ждем и обсуждаем в комментариях и в нашей группе

Задание типа С8 в ЕГЭ по обществознанию требует составления сложного плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса.

Выполнение этого задания предполагает:

1) корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
2) полноту отражения основного содержания в плане;
3) соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

Основным условием выполнения данного задания является системное, глубокое, достаточно объемное и разностороннее знание темы, требующее привлечения обществоведческого материала, а также знаний из смежных учебных дисциплин и, по возможности, оперативных знаний, получаемых из СМИ.

При выполнении заданий выпускникам предстоит:

а) с одной стороны, в заданной формулировке темы обнаружить известный им содержательный материал;
б) с другой стороны, выстроить логику презентации знания по теме в виде пунктов сложного плана;


При составлении сложного плана можно воспользоваться следующими рекомендациями:

1) представьте содержание обществоведческого курса, раскрывающее данную проблему;
2) разделите это содержание на смысловые части, выделив в каждой из них главную мысль;
3) озаглавьте каждую часть;
4) в каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль;
5) проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы;
6) в случае необходимости внесите корректировки;
7) помните, что план должен охватывать основное содержание темы;
8) в заголовках (пунктах или подпунктах плана) нежелательно повторять сходные формулировки.


Есть ли модель для составления плана?

Главное – мысленно представить изученный материал и последовательно изложить содержание предложенной темы.
Помните, что всё зависит от предложенной Вам темы. Некоторые нижеперечисленные пункты могут к каким-то темам и не подойти. Я попыталась написать только общую схему, которая сможет помочь Вам при составлении плана.

1. Сначала необходимо обозначить предмет предложенной темы. Для этого существует несколько вариантов. Например:

1) Что такое…
2) Понятие…
3) Определение…

2. Затем, если возможно, выделите следующие моменты:

1) Причины возникновения (появления, развития)…

Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые причины.
2) Подходы к определению понятия... (сущности...) . Например:
- Тео рии происхождения…
- Взгляды мыслителей на…

Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые подходы.

3. Далее выделите характерные черты (признаки; особенности; главные элементы и т.п.)...
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые характерные черты (признаки; особенности главные элементы и т.п.).

4. Функции…
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые функции.

5. Типы (виды, формы, структура, классификации, критерии, факторы)...
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах.

6. Значение (роль, последствия, тенденции, цель)…

7. Особенности (проблемы, традиции и т.п.)… в современном обществе (мире) .

8. Пути решения

Лучше детализировать в отдельных подпунктах где-то 2-4 пункта.

Максимальный балл, который можно можно получить при выполнении задания С8 - 3 балла.

Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пункты плана охватывают основные аспекты темы и раскрывают её в определённой последовательности.
3 балла
Формулировки плана корректны. Отдельные существенные для данной темы аспекты не нашли отражения в плане. Тема разворачивается не последовательно.
ИЛИ
Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пункты плана охватывают основные аспекты темы, но не представлены в определённой, адекватной теме, последовательности.

2 балла

Отдельные формулировки пунктов плана корректны. Целостного и последовательного раскрытия темы план не даёт.

1 балл

Примеры задания С 8:

1) Вам поручено подготовить развернутый план по теме "Биологическое и социальное в человеке". Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

2) Для выступления на семинарском занятии вам нужно подготовить развернутый ответ на тему "Межличностные конфликты и способы их разрешения". Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

3) Вы являетесь участником конкурса научно-исследовательских работ старшеклассников с докладом на тему "Многовариантность и движущие силы развития общества". Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

ОТВЕТЫ:
Тема 1

1) Деятельность как способ человеческого бытия
2) Специфические особенности человеческой деятельности
3) Структура деятельности:
а) субъект
б) объект
в) цель
г) средства
д) результат
4) Мотивы деятельности
5) Два основных типа деятельности
а) практическая деятельность
б) духовная деятельность
6) Ведущие виды деятельности в жизни человека:
а) игра
б) учение
в) труд

Тема 2

1) Понятие и специфические особенности межличностного конфликта
2) Участники конфликта
3) Причины возникновения межличностного конфликта
4) Повод для конфликта
5) основные концепции, раскрывающие сущность конфликта
6) Функции конфликтов
а) позитивные
б) негативные
7) Классификация межличностных конфликтов:
а) по направленности
б) по мотивам
в) по последствиям
г) по эмоциональной силе воздействия на конфликтующих
д) по масштабу воздействия
е) по длительности течения
ж) по форме проявления
з) по источнику возникновения
8) Взаимосвязь межличностных конфликтов с другими видами социальных конфликтов

Тема 3

1) Источники и движущие силы развития общества:
а) преобразовательная деятельность людей
б) природно-климатические условия
в) выдающиеся личности
2) Понятия "прогресс" и "регресс"
3) Современные подходы к развитию общества:
а) формационный подход
б) стадиально- цивилизованный подход
в) локально-цивилизованный подход
4) Форма социального изменения:
а) эволюция
б) революция

Приветствую всех многочисленных читателей сайта сайт! Сегодня будем разбирать очень интересную тему по обществознанию: написание планов. В этом посте будут приведены уже ГОТОВЫЕ работы, а в конце этого поста будет дано задание для закрепления материала. К слову, рекомендую оформить подписку на новые статьи , чтобы ничего интересного не пропустить.

Истина

Что такое истина?

Виды истины

— абсолютная;
— относительная.

Критерии истины

— непротиворечивость накопленным знаниям;
— присутствие формальной логики;
— подтверждение экспериментальным путем.

Познание как деятельность, направленная на достижение нового знания.

Многообразие путей познания мира

1) Определение познания;

2)Формы познания
— чувственное;
— рациональное.

3)Виды познания:
— мифологическое;
— житейское;
— научное;
— художественное;
— социальное.

4)Уровни научного познания
— Эмпирическое;
— Теоретическое.

Банк как финансовый институт

1) Сфера деятельности банка
— привлечение свободных денег;
— предоставление денег в кредит.

2) Организация современной банковской системы
— верхний уровень – центральный банк;
— нижний уровень: — коммерческий банк и т.к.

3) Функции ЦБ

— Стабилизационное;

— Структурное.

4)Пути воздействия гос-ва на экономический механизм
— Прямое
— Косвенное регулирование

5) Механизмы гос.регулирования рыночной экономики
— фискальная политика;
— монетарная;
— правовое регулирование.

6) Основные теоретические концепции (*не обязательный пункт)
— монетаризм
— кейнсианство.

Инфляция

1) Определение;

2) Виды инфляции
— Инфляция спроса;
— Инфляция предложения.

3) Виды инфляции в зависимости от тема роста цен
— Ползучая;
— Галопирующая;
— Гиперинфляция.
4) Причины инфляции
— рост гос.расходов и массовое кредитование при денежной эмиссии;
— монополия крупных фирм на определение цен;
— снижение курса валюты при высоком уровне импорта;
— увеличение гос.налогов, пошлин и т.к.
5) Дефляция – снижение общего уровня цен.

Вот такие планы по обществу, дорогие друзья! Ну а теперь попробуйте самостоятельно составить планы по темам:

1. Социальный институт

2. Социально-демографические проблемы.

3. Конформизм и девиантное поведение

До встречи в следующих постах!