Приемы и методы проведения аудиторской проверки. Формирование методики аудиторской проверки

Заработок 

Методы проведения аудита могут различаться в зависимости от вида проводимых проверочных мероприятий, объекта проверки, а также иных факторов. Из нашей статьи вы узнаете, что представляет собой аудит, какие методы используются при проведении данной процедуры и какие методики применяются для внутреннего и внешнего аудита.

Что такое аудит

Понятие «аудит» можно рассматривать в узком или широком смысле. В первом случае аудит представляет собой мероприятие, направленное на проверку соблюдения бухгалтерских стандартов и правил представления финансовой отчетности. Базовым нормативным актом, регулирующим данную процедуру, является закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ, определяющий:

  • основы аудиторской деятельности в России;
  • порядок функционирования аудиторов и аудиторских организаций;
  • случаи, когда необходимо проведение обязательного аудита;
  • права и обязанности аудитора и аудируемого лица и т. д.

В широком же понимании аудит рассматривается как систематизированный процесс получения и анализа объективных сведений об экономических действиях и событиях, определяющий уровень их соответствия заданному критерию. Фактически любая информация , поддающаяся определению и проверке, может быть подвергнута аудиту.

Однако чаще всего аудиту подвергаются финансовая или бухгалтерская отчетность и деятельность предприятия.

Виды аудита

В зависимости от определенных критериев, аудит может быть:

  1. Исходя из статуса аудитора:
    • внешним;
    • внутренним.

    Внешний аудит — это независимая проверка, осуществляемая сторонним проверяющим (аудитором или аудиторской фирмой) на основании договора. Особенностью такого вида мероприятий является то, что проверяющий независим и не связан с проверяемым общими интересами.

    Внутренний аудит осуществляется внутри предприятия его же структурным подразделением. Роль службы внутреннего аудита и объем проводимой проверки определяется руководителем организации. Цель мероприятий в этом случае — повышение эффективности функционирования трудового коллектива.

  2. По инициативе проведения:
    • обязательным;
    • инициативным.

    Первый проводится ежегодно:

    • в АО;
    • кредитных организациях и бюро кредитных историй;
    • страховых компаниях;
    • НПФ и иных фондах;
    • госкорпорациях и госкомпаниях;
    • ГУП и МУП;
    • политических партиях;
    • клиринговых организациях и т. д.

    Полный перечень предприятий, некоммерческих организаций и иных субъектов гражданско-правовых отношений, ежегодный аудит для которых обязателен, достаточно обширен.

    Второй проводится по решению руководства предприятия или его собственников.

  3. С учетом периодичности:
    • первичным;
    • повторным.
  4. Исходя из объекта изучения:
    • финансовым;
    • управленческим или операционным;
    • исследующим соответствие, качество, процессы и т. д.
  5. С учетом сферы деятельности проверяемого субъекта:
    • общим;
    • банковским;
    • страховым и пр.
  6. По методу проверки:
    • подтверждающим;
    • системно-ориентированным;
    • базирующимся на риске.

Методология и методы проведения проверочных процедур

Методологии внутреннего аудита и внешнего в целом идентичны и включают в себя методы (общие подходы к исследованию) и методики (совокупности специальных приемов, используемых при аудите).

Методология основывается на принципах диалектики и законах экономической науки. Диалектика заключается в единстве синтеза (объединения отдельных изученных элементов в единое целое) и анализа (разложения изучаемого предмета на составные части). При этом анализ и синтез представляют собой общий процесс познания предмета. Метод аудита как базовый подход к изучению хоздеятельности, зафиксированной в финансовых документах, составляет основу данного типа проверок.

Не знаете свои права?

Методика проведения аудиторских проверок заключается в специальных приемах, которые используются для обработки информации, полученной при аудите. Все приемы можно объединить в три группы, каждая из которых включает в себя конкретные процедуры, направленные на получение итогового результата:

  1. Выяснение текущего состояния объекта исследования. Эта группа включает:
    • осмотр;
    • подсчет;
    • измерение;
    • вычислительный или лабораторный анализ.
  2. Проведение аналитики, которая заключается в детальной обработке полученной информации.
  3. Оценочные мероприятия, проводимые в отношении:
    • общего состояния объекта исследования;
    • целесообразности финансовых операций и соответствия их закону;
    • соответствия действительности представленной информации.

    При этом методы условно также делятся на группы:

  4. Методы организации аудиторской проверки.
  5. Конкретные методы проведения проверочных операций.

Методика внутреннего аудита

В целом методики проведения аудита (как внешнего, так и внутреннего) схожи. Однако и в том, и в другом случае существуют вполне закономерные отличия.

При организации внутреннего аудита могут использоваться следующие проверки:

  • сплошные;
  • выборочные;
  • документальные;
  • фактические;
  • аналитические;
  • комбинированные.

Сплошная проверка представляет собой полную ревизию всех объектов, тогда как выборочная нацелена на изучение лишь отдельных из них. Фактическая же проверка предполагает установление действительного состояния объекта и может включать такие приемы, как:

  • инвентаризация;
  • экспертная оценка;
  • визуальное наблюдение;
  • опрос персонала.

Проводится фактическая проверка, как правило, в совокупности с документальной, которая заключается в анализе задокументированных данных по первичным и сводным бухгалтерским документам, регистрам, планам и отчетам. Совместное их проведение позволяет получить наиболее достоверные результаты.

Конкретные методы внутреннего аудита определяются руководителем предприятия в локальной документации организации. Применение того или иного вида проверки осуществляется с учетом:

  • сферы деятельности организации;
  • размера компании;
  • организационно-штатной структуры и местонахождения структурных подразделений;
  • квалификации сотрудников компании, проводящих проверку;
  • целей аудита и т. д.

Методы внешнего аудита

Особенностью проведения внешней аудиторской проверки в первую очередь является то, что проводить ее, в соответствии с законом «Об аудиторской деятельности», могут только специализированные организации или индивидуальные специалисты, являющиеся членами СРО (п. 2 ст. 1 ФЗ № 307).

При этом проводящие проверку аудиторы связаны положениями, предписывающими проводить аудиторскую деятельность в соответствии с международными стандартами и стандартами тех СРО, членами которых они являются (п. 1 ст. 7 закона № 307-ФЗ).

  • «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с МС аудита»;
  • «Планирование аудита финотчетности»;
  • «Внешние подтверждения»;
  • «Аналитические процедуры»;
  • «Аудиторская выборка»;
  • «Использование работы внутренних аудиторов».

Если же говорить о стандартах СРО, то они должны (п. 2 ст. 7 закона № 307-ФЗ):

  1. Определять требования к аудиторским процедурам, установленным МС аудита, если это обуславливается особенностями проведения аудиторского контроля.
  2. Не противоречить МС аудита.
  3. Не создавать препятствий осуществлению специалистами аудиторской деятельности.
  4. Быть обязательными для членов СРО.

Общие методы при проведении аудита

Как правило, при осуществлении аудиторского контроля (как внешнего, так и внутреннего) применяются определенные методы проведения аудита:

  1. Перерасчет, подразумевающий проверку арифметических подсчетов проверяемого субъекта.
  2. Инвентаризационные процедуры (как в отношении имущества, так и в отношении финансовых обязательств).
  3. Проверочные мероприятия по соблюдению правил учета, рассматриваемых хозопераций. Использование этого метода позволяет специалисту проконтролировать учетные операции, осуществляемые бухгалтерией.
  4. Подтверждение от независимой стороны. Этот метод может быть использован для получения реальных данных (к примеру, об остатках на расчетных счетах). Целью данного метода является сравнение данных, отраженных в документации проверяемого субъекта, с фактическим положением дел.
  5. Устный опрос сотрудников и руководства проверяемой компании, а также третьих сторон. Опрос допустим на любом этапе проверочных мероприятий и должен быть оформлен протоколом. Протоколы опросов приобщаются к прочим рабочим документам проверки.
  6. Проверка документации, которая предполагает проверку как внутренних (исходящих и обработанных внутри предприятия), так и внешних документов. Документы при этом могут проверяться:<
    • формально;
    • по арифметическим показателям;
    • по существу.
  7. Аналитика. Аналитические процедуры применяются на всем протяжении проведения аудита с целью выявления ошибок и искажений в данных учета.

Помимо перечисленных аудитор может пользоваться методиками, заимствованными из других наук:

  • математической и экономической теории;
  • теории бухучета и финансов;
  • управления;
  • юриспруденции и т. д.

Итоги аудиторской проверки

Результаты, полученные по итогам применения перечисленных методик, могут быть:

  • убеждающими, т. е. позволяющими проверяющим разумно оценить проверяемые данные без применения иных методов проверки;
  • подтверждающими, т. е. направленными на подтверждение полученной информации или ранее сделанных выводов;
  • неприменимыми, если полученные результаты не могут служить доказательствами для выводов аудитора и требуют разработки иных методов и процедур проверки.

На основе изучения рабочей документации по итогам проведенной проверки составляется аудиторское заключение, которое передается заказчику. При этом в случае проведения аудита специализированной организацией к рабочим материалам не допускаются аудиторы, не занимающиеся непосредственно проверкой объекта, в отношении которого собраны те или иные рабочие материалы. Такие материалы являются конфиденциальными, проверяющие не обязаны знакомить с ними заказчика.

Итак, методы, используемые при аудиторской проверке организации, зависят от вида проводимой проверки, предмета проверки, проводящих проверку лиц и пр. При этом в рамках проведения внутренней проверки проверяющие ограничены лишь локальными положениями предприятия, специалисты же, осуществляющие внешнюю проверку, должны руководствоваться российским законодательством, международными стандартами и стандартами СРО.

Аудит по МСФО в 2019 году

Применение МСФО востребовано собственниками-иностранцами для понимания их бизнеса в России, банками для принятия решения по выдаче финансирования, также государством согласно закона №208 ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» от 27.07.10

Требования по МСФО предполагают, что трансформация отчетности и дальнейшая подготовка форм по МСФО осуществляется профессиональными кадрами. Для подготовки отчетности мало знать стандарты МСФО, необходимо грамотно их трактовать и применять. Поэтому большой помощью будет аудит бухгалтерской финансовой отчетности по МСФО.

Аудит МСФО - это независимая проверка финансовой отчетности подготовленной по стандартам МСФО аудируемого в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.


Кому необходим аудит по МСФО?

Важным моментом является то, что по закону №208 ФЗ отчетность таких компаний как кредитные организации, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, клиринговые организации, ряд государственных компаний, иные организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список, подлежат обязательному аудиту.

Банки и собственники компаний хотят получить мнение аудитора об отчетности по МСФО, поэтому аудит по МСФО становится все более востребованным.

Ну и конечно, в силу того, что отчетность по МСФО позволяет привлечь инвесторов, многие компании готовят отчетность по МСФО и подтверждают ее аудиторским заключением по МСФО.

Таким образом, помимо закона №208 ФЗ ряд компаний готовят отчетность в добровольном порядке.

Как проводится аудит по МСФО?

Аудит проводится в соответствии с МСА (Международные стандарты аудита) согласно закона об аудиторской деятельности № 307 ФЗ от 30.12.2008.

Многие путают МСА и МСФО, здесь следует отметить, что МСА касается только аудиторов. Это стандарты, регламентирующие работу аудиторов, то есть то, как аудитор будет проверять организацию. Отчетность же, которую аудитор будет проверять, может быть подготовлена в соответствии с МСФО (или Российскими стандартами бухгалтерского учета РСБУ, или любыми иными).

Любовь Резникова
Руководитель направления МСФО и управленческого учета

Стандарты, которые применяются при подготовке отчетности по МСФО, универсальны. Однако, есть отрасли, например, страхование, которые предполагают применение особых стандартов, в частности IFRS 17 «Договоры страхования». Поэтому крайне важно на первоначальном этапе планирования аудита получить понимание:

  • чем занимается компания,
  • какие сделки совершает,
  • имеются ли в наличии ценные бумаги или пенсии сотрудникам и т.д.
  • имеются ли у компании подконтрольные организации, то есть «Группа» ли это или одна организация,
  • проводился ли ранее аудит, или это первое применение МСФО?

От всех вышеперечисленных факторов зависит продолжительность аудита и его цена. Как правило, проводится предварительная встреча с руководителем практики, где обсуждаются все цели и пожелания клиента. Далее рассчитывается трудоемкость, и согласуются сроки и стоимость аудита.

Аудит может проводиться как в один этап, так и в несколько. Проведение аудита в несколько этапов позволяет клиенту исправить найденные ошибки своевременно, то есть до момента прохождения годового аудита.

Далее формируется команда аудиторов и ассистентов и назначается руководитель проверки. Особенностью и преимуществом организации ООО «Правовест аудит» является то, что ассистенты обладают навыками и знаниями в рамках своих компетенций, они имеют опыт работы и клиенту не приходится их учить и тратить свое время. Команда аудиторов - сотрудники профессиональные, имеющие большой опыт работы и уникальные знания, поэтому процесс прохождения аудита - это слаженная работа команды, где каждый четко понимает свою задачу.

Следующим этапом является начало проверки . Она может быть согласована как в офисе клиента, так и удаленно.

На этом этапе аудитор:

  • анализирует отчетность,
  • смотрит динамику,
  • изучает базы данных,
  • делает соответствующие выборки,
  • запрашивает первичные документы,
  • анализирует управленческую информацию,
  • проводит интервью при необходимости дополнительных разъяснений.

Если речь идет о проверке трансформации отчетности, то проверяются входящие данные по РСБУ. Это не является аудитом отчетности РСБУ, а служит необходимостью подтверждения цифр МСФО, которые получаются путем корректировок РСБУ отчетности. По мере своей работы аудитор заполняет рабочие документы. Они являются собственностью аудиторской компании, и впоследствии вместе с отчетом предоставляются контролеру качества.

Контролер качества - это высокопрофессиональный сотрудник аудиторской организации, обладающий комплексом знаний, который перепроверяет работу аудитора. Он независим от группы аудиторов, участвующих в проверке. Таким образом, осуществляется двойной контроль.

При подготовке отчетности по МСФО используются оценки и суждения экспертов. В данном случае аудитор изучит все представленные допущения и методологии. Профессиональное мнение играет существенную роль при формировании отчетности МСФО, однако оно должно быть обосновано.

Яркий пример, необоснованных суждений можно привести с публичной компанией. В 2014 году имел место нашумевший случай с ОАО «Авиационная компания Трансаэро», когда аудиторы не получили достаточных аудиторских доказательств по увеличению стоимости товарного знака с 2 136 000 тыс. руб. в до 61 204 982 тыс. руб. и выдали аудиторское заключение с оговоркой. В 2015 году компания Трансаэро была признана банкротом.

На основании суждений формируются корректировки по МСФО. Проверка корректировок будет следующим этапом аудита отчетности МСФО. Корректировки должны быть сделаны, принимая во внимание все стандарты МСФО, то есть компания не может игнорировать какой-то стандарт. К корректировкам будут относиться и отражение операций в текущем периоде, в случае если операции относятся к этому периоду, даже если в российском учете они отражены в следующем году.

Если аудиторы проверяют Группу компаний, то после анализа каждой отдельной отчетности внимательно анализируется консолидация на предмет верного отражения внутригрупповых операций и операций с капиталом.

Отчетность в соответствии с МСФО предполагает наличие определенных раскрытий и пояснений. Аудитор проверяет текстовые пояснения на:

  • полноту,
  • сопоставимость,
  • достоверность,
  • правдивость.

Раскрытия должны отражать корректные суммы и не противоречь друг другу.

В последний день проверки проходит отчетная встреча руководителя проверки с клиентом, где обсуждаются выявленные замечания и перспективы улучшения ситуации. И завершающим этапом является получение аудиторского заключения, которое передается конечным пользователям.

Какие искажения в отчетности может обнаружить аудитор?

В связи с нестабильной экономической ситуацией предприятия вынуждены экономить и сокращать затраты на персонал, поэтому отчетность по МСФО зачастую формируют сотрудники не обладающие нужными компетенциями. Соответственно, ошибки могут быть в сумме, в представлении, в раскрытии, в классификации.

Первое на что следует обратить внимание - это на выверку нераспределенной прибыли и входящих остатков предыдущего периода. Нераспределенная прибыль может поменяться в случае изменения учетной политики в части применения новых стандартов (например, в 2018 году это может быть при применении IFRS 15 «Выручка по договорам с покупателями»), и в случае обнаружения существенных ошибок. В иных случаях изменений быть не должно.

Следует также обратить внимание на комплектность отчетности .

Годовая отчетность по МСФО должна быть представлена в соответствии с IAS 1 «Представление финансовой отчетности» и содержать необходимый комплект:

  1. отчет о финансовом положении на дату окончания периода;
  2. отчет о совокупном доходе за период;
  3. отчет об изменениях в капитале за период;
  4. отчет о движении денежных средств;
  5. примечания, состоящие из краткого обзора основных принципов учетной политики и прочей пояснительной информации;
  6. отчет о финансовом положении на начало самого раннего сравнительного периода в случае, если предприятие применяет учетную политику ретроспективно или осуществляет ретроспективный пересчет статей в своей финансовой отчетности, или если оно реклассифицирует статьи в своей финансовой отчетности.

В формах отчетности следует обратить внимание на классификацию и представление, то есть исключить зачет активов против обязательств, грамотно определить оборотные и внеоборотные активы и обязательства.

Раскрытия часто являются не полными, в частности отсутствуют раскрытия о связанных сторонах согласно IAS 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах» либо раскрытия связанные с финансовыми инструментами согласно IFRS 9 «Финансовые инструменты».

Основные замечания, как правило, касаются корректировок (суммовых выражений, либо отсутствия необходимых корректировок).

Таким образом, МСФО имеет много нюансов и является отнюдь не простой областью. Чтобы убедиться в том, что вы правильно подготовили такую отчетность следует довериться профессионалам. Аудит финансовой отчетности в соответствии с МСФО необходим компаниям, формирующим такую отчетность, т.к. позволяет убедиться в ее достоверности.

Получите
консультацию
эксперта

Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.

Что представляет собой проверка по желанию или инициативный аудит что это, рассмотри в этой статье. Аудит представляет собой проверку состояния фискальной и бухгалтерской документации на определенном предприятии, участвующем в экономической деятельности.

Такая проверка подразделяется на:

  1. обязательный
  2. по желанию самого субъекта внутреннего аудита.

Осуществляется внутренняя проверка независимой фирмой, специализирующейся в данной сфере деятельности и обладающей специальным допуском – разрешением саморегулируемой организации. Такое разрешение предоставляет правомочие не только проводить проверочную деятельность, но и представлять аудиторское заключение.

Сущность и задач

Сущность подобного рода проверки заключается в том, чтобы обладать подлинными сведениями о законности и грамотности осуществления налогового и бухгалтерского учета в компании. Обычно осуществляется незадолго до проведения плановой фискальной проверки. Максимально продуктивен в тех ситуациях, когда владельцы предприятия самостоятельно не осуществляют его. Эта обязанность возлагается на нанятого со стороны менеджера.

Подобная внутренняя проверка осуществляется для получения подлинных сведений о положении в бюджетных и бухгалтерских отчетных документах проверяемого субъекта хозяйственной деятельности.

Кроме того, проверке подвергаются следующие моменты:

  • соответствие всех существующих документов действующим правовым нормам;
  • существовании или отсутствие минусов в ведении бумаг;
  • осуществляется скрупулезный и подробный анализ бюджетного положения проверяемой организации на определенный день;
  • специалист, осуществляющий проверку, продумывает дельные советы по повышению эффективности налогообложения и оптимизации бюджетного функционирования проверяемого субъекта экономической деятельности.

Сравнение с обязательной внутренней проверкой

Различие между внутренней проверкой, которая осуществляется в связи с требованиями законодательства и той, которая проводится по инициативе самого проверяемого объекта, заключается в том, что у них различные причины для проведения.

Однако последняя обычно проводится до того, как осуществляется обязательная, чтобы предельно снизить риск обнаружения недостатков в ведении документации.

Для осуществления обязательной внутренней проверки законодательством предусмотрены определенные и строгие периоды времени, а выявленные итоги будут анонимными для любых третьих лиц. Осуществлением проверки по желанию руководства проверяемого объекта занимается специализированная организация. Следует отметить, что аутсорсинговая компания не должна сохранять анонимность выявленных итогов.

Осуществление аудита

Подобный тип аудита осуществляется особыми организациями либо независимыми проверяющими, состоящими в СРО подобных должностных лиц.

Для осуществления аудиторского контроля, требуется составить контракт на выполнение соответствующих работ. Оплата оказанных услуг проверяющего лица или компании станет производиться в соответствии с оформленным и заключенным контрактом.

Как оформить контракт

Контракт составляется в письменном виде в паре экземпляров (образец договора тут ). На каждом из них должна стоять роспись участников договора, по одному экземпляру для аудиторской организации или аудитора и представителей проверяемого объекта.

Чтобы контракт приобрел правовую силу, в его положениях должны содержаться следующие сведения:

  1. реквизиты участников договора;
  2. предмет соглашения;
  3. обязательства проверяющих и представителей проверяемого объекта;
  4. цена проверки и варианты перевода средств.

Кто может стать инициатором аудиторской проверки

Способен осуществляться по желанию следующих субъектов:

  • главы объекта экономической деятельности. Тут может подразумеваться как генеральный, так и исполнительный руководитель;
  • создателей либо одного создателя;
  • иных субъектов, обладающих компетенцией на заключение контрактов от лица компании.

Порядок проведения

Проверка осуществляется в несколько стадий:

  1. Планирование предстоящего аудита. Проверяющая компания или лицо заключают соглашение о том, какие моменты функционирования инициатора проверки подвергнутся аудиту.
  2. Все обговоренные условия прописываются в контракте, на котором должны стоять росписи заказчика и проверяющих.
  3. Проверяющий подготавливает требующиеся юридические бумаги для аудита в соответствии с положениями контракта.
  4. Все бумаги скрупулезно проверяются, все недостатки отмечаются.
  5. Руководствуясь полученными итогами, аудитор оформляет специальный документ (заключение).
  6. Заказчик получает на руки результаты аудита. Эта стадия знаменует окончание процедуры.

Документы по итогам аудита

По окончании внутренней проверки руководители проверяемого объекта получат:

  • отчет в письменной форме, где до мельчайших деталей найдут отражение все обнаруженные ошибки и нарушения. Помимо всего прочего здесь будут прописаны следующие моменты: указаны вероятные последствия в случае, если эти нарушения будут выявлены фискальными государственными структурами; советы по устранению нарушений и ошибок.
  • Заключение проверяющего. Оно представляет собой официальную бумагу, обладающую правовой силой для фискальных структур. Документ оформляется в случае, когда была осуществлена инициативная проверка финансовой документации.
  • Нормативный акт оказанных услуг. На нем должны стоять подписи заказчика и аудиторов. Он является документальным подтверждением того, что проверяющие исполнили отраженные в контракте работы, а руководство проверенного объекта хозяйственной деятельности приняли их.

Внимание! В данной статье информация могла устареть! Для уточнения информации заполните заявку ниже и квалифицированный юрист поможет решить вашу задачу или позвоните по телефонам указанным на сайте. Консультация или звонок бесплатно!

В первую очередь налоговый аудит пользуется спросом у крупных компаний, осуществляющих несколько видов деятельности, в том числе экспортно-импортные операции. Обороты таких компаний велики, поэтому и налоговые обязательства, в том числе штрафы и пени, составляют немалые суммы. Таким образом, дабы минимизировать налоговые выплаты, а также избежать штрафных санкций, крупной компании целесообразно и экономически выгодно провести налоговый аудит, посредством которого удастся выявить и нейтрализовать ошибки в ведении налогового учёта и составлении налоговой отчетности.

В данном случае под налоговым учётом понимается не только учёт по налогу на прибыль организаций, регламентированный главой 25 НК РФ, но и расчет сумм к уплате по всем налогам, уплачиваемым организацией. Отдельно налоговый аудит могут заказать и организации, для которых обязательным является общий аудит.

К таким организациям относятся:

  • открытые акционерные общества;
  • кредитные, страховые организации, товарные и фондовые биржи;
  • инвестиционные фонды;
  • государственные внебюджетные фонды, источником образования средств которых являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, а также фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
  • организации и индивидуальные предприниматели, объем выручки от реализации продукции которых за один год превышает 500 тыс. МРОТ или сумма активов баланса, которых на конец отчетного года превышает 200 тыс. МРОТ; иные организации, в отношении которых обязательный аудит предусмотрен федеральным законом.

В таком случае налоговый аудит целесообразно проводить в рамках обязательной аудиторской проверки. Фактически налоговый аудит по методу проведения схож с проверкой, которую проводят налоговые органы. Поэтому, если перед налоговой проверкой в организации проведен налоговый аудит, риски выявления ошибок и, как следствие, начисления пени и привлечения к налоговой ответственности существенно снижаются.

Следующей категорией хозяйствующих субъектов, которым необходим налоговый аудит, являются организации, в которых произошла смена главного бухгалтера. По объективным причинам это весьма негативно сказывается на качестве ведения бухгалтерского и налогового учёта в организации.

Главному бухгалтеру, который порой единолично занимается всеми вопросами, связанными с налогообложением, весьма сложно в новой фирме организовать правильное ведение налогового учёта и исправить уже имеющиеся ошибки предшественника. Ему необходима помощь в виде налогового аудита. Проведение налогового аудита в организации может заказать также собственник или руководитель организации с целью проверить правильность исчисления и уплаты налогов.

Информационное сообщение о заседании
Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности

9 октября 2018 г. состоялось очередное заседание Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности.

Завершена работа над толкованием понятий безупречной деловой (профессиональной) репутации в сфере аудиторской деятельности. По поручению Совета по аудиторской деятельности подготовлены примеры наиболее распространенных ситуаций, при которых могут иметь место свидетельства отсутствия безупречной деловой (профессиональной) репутации в сфере аудиторской деятельности.

Рекомендованы к одобрению Советом по аудиторской деятельности проекты примерных форм заключений по результатам обзорной проверки промежуточной финансовой информации. Данные формы разработаны в связи с тем, что начиная с консолидированной финансовой отчетности за первое полугодие 2018 г. вступили в силу нормы Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 262-ФЗ, предусматривающие проведение обязательного аудита либо иной проверки промежуточной консолидированной финансовой отчетности.

Рабочий орган Совета обсудил вопрос определения применимой концепции подготовки годовой бухгалтерской отчетности, составленной в соответствии с российскими правилами составления бухгалтерской отчетности, для целей Международных стандартов аудита. Работа по данному вопросу будет продолжена.

Рассмотрены вопросы участия аудиторского сообщества в российской антиотмывочной системе. Подчеркнуто значение отчетов о национальной оценке рисков легализации (отмывания) преступных доходов и рисков финансирования терроризма для осуществления аудиторской деятельности. Намечены дополнительные меры активизации работы по исполнению требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Среди них, в частности, – укрепление понимания аудиторским сообществом своей роли в национальной антиотмывочной системе, повышение осведомленности практикующих аудиторов в вопросах функционирования этой системы, развитие навыков выявления рисков ОД/ФТ, совершенствование организации повышения квалификации аудиторов в вопросах ПОД/ФТ и проверки знаний и навыков претендентов на получение квалификационного аттестата аудитора в данной сфере, активизация и совершенствование надзора за исполнением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами требований ПОД/ФТ. Даны соответствующие поручения и рекомендации комиссиям Рабочего органа Совета, саморегулируемым организациям аудиторов, Федеральному казначейству, единой аттестационной комиссии.

Следующее заседание Рабочего органа Совета состоится в ноябре 2018 г.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции государственного регулирования аудиторской деятельности.

2. Положение о совете по аудиторской деятельности и Положение о рабочем органе совета по аудиторской деятельности утверждены приказом Минфина России от 29 декабря 2009 г. № 146н.

3. Состав совета по аудиторской деятельности и состав рабочего органа совета по аудиторской деятельности утверждены приказами Минфина России.

4. Секретарь Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности – заместитель начальника отдела Департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Минфина России Арвачева Т.А.

5. Материалы Совета по аудиторской деятельности и его Рабочего органа размещаются на официальном Интернет-сайте Минфина России в разделе «Аудиторская деятельность».