Современная французская неоклассическая школа. Неоклассическая школы

Финансы

1. НЕОКЛАССИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (Neoclassical Economics), направление экономической мысли, возникшее в 1870-х гг. Его основатели: К. Менгер, Ф. Визер, Э. Бем-Баверк (австрийская школа), У. Джевонс и Л. Вальрас (математическая школа), Дж. Б. Кларк (американская школа), А. Маршалл и А. Пигу (кембриджская школа).

Возникновение неоклассического направления представляло, с одной стороны, реакцию на классическую школу, в том числе марксизм, с ее стремлением анализировать глобальные динамические процессы и закономерности развития капитализма. С другой стороны, оно отражало стремление экономистов того времени сформулировать закономерности оптимального режима хозяйствования отдельных предприятий (фирм) в условиях системы свободной конкуренции, определить принципы экономического равновесия этой системы. Обе задачи решались на путях кардинального пересмотра, как предмета, так и метода политической экономии, созданной классиками буржуазной экономической мысли.

Сторонники нового направления объявили предметом своего исследования так называемую «чистую экономику» независимо от общественной формы ее организации. Единичным объектом исследования стали не общехозяйственные категории, связанные с поведением общественных групп, классов, а поведение и субъективные мотивы так называемого «экономического человека» (homo economicus), который руководствуется «принципом гедонизма», то есть исходит из разумного стремления к своему правильно понятому интересу. Такой «экономический человек», в какой бы роли он ни выступал (потребителя, предпринимателя или продавца рабочей силы), всегда стремится максимизировать свой доход (или полезность) и минимизировать затраты (или усилия). В качестве основной количественной категории анализа сторонники неоклассической школы использовали понятие предельной (marginal), или дополнительной, величины, характеризующей эффект, получаемый от дополнительной единицы потребления продукта (предельная полезность) или затраты производственного фактора (предельная производительность). Использование предельных величин открыло широкие возможности для применения в экономическом анализе математических методов (в частности аппарата дифференциального исчисления)

Предельная полезность и предельная производительность

На этой основе представители неоклассического направления попытались обосновать так называемые «естественные» законы, определяющие стоимость и цены, в том числе и цены производственных факторов, то есть прибыль (процент), заработную плату и ренту, а также законы распределения доходов. В противовес трудовой теории стоимости они выдвинули теорию предельной полезности. В соответствии с этой теорией стоимость рассматривалась как субъективная категория, величина которой (субъективная оценка) определялась полезностью последней, дополнительной единицы предмета потребления. Предельная полезность, согласно этой теории, определяла цены предметов потребления и косвенным образом, через предметы потребления, «цены» производственных факторов.


Общие принципы теории предельной полезности получили дальнейшее развитие в теории предельной производительности факторов, особенно в теории капитала П. Уикстеда, К. Викселля и Дж. Б. Кларка . Согласно этой теории, стоимость рассматривалась как результат производственной деятельности, в ходе которой каждый из производственных факторов (труд, земля и капитал) вносят свой «вклад» в ее образование. Этот «вклад» равен тому добавочному продукту, который будет получен при небольшом приросте одного из производственных факторов - так называемому «предельному продукту» - при неизменности всех остальных. В условиях совершенной конкуренции предельные продукты определяют и цены производственных факторов, то есть заработную плату, прибыль и ренту. Отсюда следует, что и распределение осуществляется в соответствии с «естественными» справедливыми законами.

Теория общего равновесия

Неоклассическое направление выдвинуло также теорию общего экономического равновесия, согласно которой механизм свободной конкуренции и рыночного ценообразования обеспечивает не только «справедливое» вознаграждение факторов производства, но и полное использование («аллокационную эффективность») экономических ресурсов. Эта теория явилась обоснованием концепции внутренней устойчивости капиталистической экономики, основанной на действии «невидимой руки» конкуренции (Л. Вальрас ).

Неоклассическая теория получила наивысшее развитие в работах английских экономистов А. Маршалла и А. Пигу. Заслуга этих экономистов состоит и в том, что они попытались вписать в неоклассические рамки целый ряд реальных явлений, не получивших отражения в моделях рынка совершенной конкуренции. К ним относятся так называемые экстерналии, или внешние эффекты (например, отрицательное воздействие на внешнюю среду); возможность появления монополии и необходимость создания так называемых общественных благ. Все три типа явлений рождают проблемы, с которыми рынок не может справиться (так называемые «провалы рынка»), поэтому здесь и только здесь требуется вмешательство государства. В остальном сторонников этого направления отличает от кейнсианцев (см. в этом же вопросе 2 школу) отрицательное отношение к государству как органу контроля над процессами воспроизводства, к росту государственных расходов, стремление ограничить государственное регулирование экономики с помощью бюджетных и кредитно-денежных инструментов.

Новая неоклассическая школа

В последней четверти 20 столетия в условиях критики кейнсианства значительное развитие обрела так называемая «новая неоклассическая школа», сформировавшаяся на базе теории рациональных ожиданий. Сторонники этой теории (Р. Лукас, П. Сарджент, Г. Уоллес, Р. Барро) выступили с реформой основного постулата неоклассической теории, характеризующего поведение экономического объекта. Используя абстрактные модели экономического равновесия, сторонники этой теории анализируют реакции экономической системы при условии, что ее агенты не только располагают достаточной информацией о будущем развитии экономики, включая последствия правительственных мероприятий, но и способны рационально действовать, ожидая те или иные изменения в экономической ситуации. Они считают, что обычно макроэкономическая политика базируется на моделях, обобщающих характер экономических реакций в прошлом, то есть прошлое экономическое поведение субъектов. Они не учитывают их будущее поведение, которое будет меняться в зависимости от их ожиданий и вследствие самих действий правительства. Это ведет к тому, что экономическое регулирование, особенно политика стабилизации конъюнктуры, не в состоянии корректировать ход экономического развития и лишь вносит в него дополнительные нарушения. Например, экономическая политика расширения спроса на основе увеличения денежного предложения ведет к тому, что информированные и рационально мыслящие участники производственного процесса, предвосхищая будущий рост цен, предпримут все возможное, чтобы заранее увеличить свои номинальные доходы. В итоге вместо предполагаемого оживления производства произойдет всего лишь очередное инфляционное повышение цен. Сторонники рассматриваемой теории утверждают, что экономика тяготеет к состоянию равновесия, для которого характерны «естественная норма» безработицы, «естественный» уровень использования производственных мощностей, «естественная» норма процента, реальный уровень которых макроэкономическая политика, манипулирующая денежными рычагами, изменить не в состоянии. Исходя из этого, они отвергают все формы экономической политики, связанные с ограничениями рыночного механизма, манипулированием государственными расходами и денежно-кредитной системой.

2 КЕЙНСИАНСТВО (англ. Keynesian Economics), макроэкономическая теория, в основе которой лежит идея необходимости государственного регулирования развития экономики. Суть учения Кейнса состоит в том, что для процветания экономики все должны тратить как можно больше денег. Государство должно стимулировать совокупный спрос даже путем роста бюджетного дефицита, долгов и выпуска необеспеченных денег.

«Кейнсианская революция»

Возникновение кейнсианства связано с именем выдающегося английского экономиста, теоретика и политического деятеля Д. М. Кейнса. Его многочисленные работы и особенно «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) буквально перевернули современную ему теорию, что вошло в историю экономической мысли под названием «кейнсианской революции». Фундаментальная идея этой революции состояла в том, что зрелая капиталистическая экономика не имеет склонности к автоматическому поддержанию равновесия и эффективному использованию всех ресурсов (отсюда кризисы и безработица), а потому нуждается в государственном регулировании с помощью финансовых инструментов - бюджетных и кредитно-денежных рычагов.

На основе категорий кейнсианского анализа были созданы неокейнсианские теории циклического развития экономики и теории экономического роста. В конечном счете, макроэкономические переменные и зависимости - как бы они ни уточнялись и развивались впоследствии сторонниками Кейнса - носили не просто абстрактно-теоретический характер. Как писал Кейнс, «нашей конечной задачей является выбор тех переменных, которые могут находиться под сознательным контролем или управлением центральной власти в той реальной системе, в которой мы живем». Развитие кейнсианской концепции макроэкономического регулирования включало три основных момента: отказ от идеи сбалансированности бюджета в качестве главного ориентира финансовой политики правительства; разработку теории воздействия дефицита на динамику производства; новое понимание роли кредитно-денежной политики как инструмента, призванного поддерживать действия министерства финансов.

Преодоление идеи сбалансированного бюджета было тесно связано с развитием концепции «встроенных стабилизаторов» экономики, роль которых способна выполнить прогрессивная система налогообложения и социальные выплаты, в первую очередь пособия по безработице. С их помощью размер совокупного спроса способен автоматически сжиматься и расширяться в зависимости от фазы экономического цикла в направлении, противоположном конъюнктуре. Эта концепция предполагала, что дефицит, появляющийся во время кризиса (вследствие роста социальных расходов и недобора по налогам из-за снижения доходов), будет компенсироваться во время подъема, когда возникнет бюджетный излишек.

Однако политика, предполагавшая управление денежным спросом в соответствии с фазой цикла или уровня использования потенциальных возможностей экономики и, следовательно, нацеленная не только на его расширение, но и сжатие в условиях роста производства и цен, постепенно вырождалась в политику непрерывного накачивания денег в экономику. Наблюдалось нарастание бюджетных дефицитов, увеличивалась задолженность государства.

Неоклассическая теория (школа) (англ. neoclassical economics) – направление экономической мысли, отражающее идеи классической политической экономии (см. ) и их дальнейшую эволюцию и развитие в рамках маржиналистской школы (см. ), неолиберальной, монетарной (см. ) и других концепций современного консерватизма.

Впервые понятие неоклассическая теория появилось в конце XIX в. в отношении представителей маржинализма второй волны. Для неоклассической школы характерна поддержка идеи экономического либерализма, которая заключается в минимальном вмешательстве государства в рыночную систему свободной конкуренции.

Представители неоклассической школы (Дж.Б.Кларк, Ф.И.Эджуорт, И.Фишер, У.Джевонс, К.Менгер, И.Тюнен, А.Маршалл, В.Парето, Л.Вальрас, К.Викселль) рассматривают рыночную систему как саморегулируемую, самонастраиваемую и наиболее экономически эффективную из всех известных человечеству. В рамках представлений неоклассической школы Л.Вальрас разработал модель конкурентного равновесия.

Неоклассическая теория экономики, неоклассицизм - возникшее в конце XIX в. течение экономической мысли, которое можно считать началом современной экономической науки. Оно произвело так называемую маржиналистскую революцию в классической экономике минувшего столетия, которая была представлена такими именами как А.Смит, Д.Рикардо, Дж.Милль, К.Маркс и другими.

Маржиналистская революция означает следующее: «Неоклассики» развили инструментарий предельного анализа экономики, прежде всего понятие предельной полезности, практически одновременно открытое У.Джевонсом, К.Менгером и Л.Вальрасом, а также предельной производительности, которое использовалось и некоторыми представителями классической экономики, например, И.Тюненом. Среди крупнейших представителей неоклассицизма, кроме названных, Дж.Кларк, Ф.Эджеворт, И. Фишер, А.Маршалл, В.Парето, К.Викселль. Они подчеркивали значение дефицитности благ для определения их цены, заложили общее представление о сути оптимального распределения (заданных) ресурсов. При этом они исходили из теорем предельного анализа, определяя условия оптимального выбора благ, оптимальной структуры производства, оптимальной интенсивности использования факторов, оптимального момента времени (процентной ставки). Все эти понятия суммируются в главном критерии: субъективные и объективные нормы замещения между любыми двумя благами (продуктами или ресурсами) должны быть равны для всех домашних хозяйств и всех производственных единиц соответственно, и эти субъективные и объективные соотношения должны равняться друг другу. В дополнение к этим основным условиям исследовались условия второго порядка - закон убывающей отдачи, а также система ранжирования индивидуальных полезностей и др.

По-видимому, главным достижением этой школы является разработанная Вальрасом модель конкурентного равновесия. Тем не менее, в целом для неоклассической теории экономики характерен микроэкономический подход к экономическим явлениям, в отличие от , в теории которого доминирует макроэкономический подход.

Неоклассики заложили базу для более поздних экономических концепций, таких как теория экономики благосостояния, теория экономического роста. Эти концепции иногда называют «современной неоклассической школой». Ряд экономистов недавнего времени попытались также соединить некоторые положения классической теории, неоклассицизма и кейнсианства - это течение получило название неоклассического синтеза.

Идеи неоклассической теории экономики наиболее полно были изложены в «Принципах экономической теории» А.Маршалла, которые «… должны быть признаны одной из наиболее долговечных и жизнеспособных книг в истории экономической науки: это единственный трактат XIX в. по экономической теории, который все еще продается сотнями каждый год и который все еще с большой пользой может быть прочитан современным читателем».

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Неоклассическое направление сформировалось в последней трети CIC века в результате маржиналистской революции. До этого времени в экономике исследовали не предельные, а средние величины: здесь основная категория – «предельная полезность блага», т.е. полезность последней единицы блага. Именно она лежит в основе цены блага. Направление сложилось путем образования и развития четырех неоклассических школ с последующим их слиянием.

1. Австрийская школа (Карл Менгер, Фридрих фон Визер, Ойген фон Бем-Баверк).

Представители Венского университета считали, что основа экономики – индивидуальное хозяйство, микроуровень. Именно там происходит субъективная оценка блага; затем при выходе на рынок появляются объективные оценки, формируется цена. В основе ее не труд, а предельная полезность блага. Классовые интересы, социальный налет в экономике их (представителей) не интересует. Здесь правят две силы : спрос и предложение , которые формируют рыночную цену. Отсюда закономерен вывод о вреде государства в экономике.

2. Лозаннская школа (Леон Вальрас, Вильфредо Парето).

Вальрас внес формулы, графики, высшую математику в экономическую теорию. С него начинают решаться задачи на минимум и максимум, экономическое равновесие и экономическую эффективность. Вальрас автор кругооборота товаров и ресурсов. Предложенная им модель перекочевала во все современные учебники по экономической теории. Он ввел понятие «степенная полезность» , заложил теорию благосостояния.

«Оптимум Парето» - если в результате сделки ухудшились экономическое положение кого-либо из ее участников, уже было достигнуто оптимальное состояние.

3. Кембриджская школа (Альфред Маршал, Артур Пигу).

Новизна в учении Маршала :

В методологии до него основная наука – политэкономия с ударением на классовые позиции. У него – это экономическая теория, экономикс, через рыночные силы: спрос, предложение, равновесие рынка рассматриваются все экономические категории.

Отказ от причинно-следственного метода в пользу функционального метода. Ярким примером первого метода является рассмотрение товара у Маркса:

У Маршала есть функциональная зависимость спроса от цены: с ростом цены снижается спрос. Спрос зависит предложения и т.д.

Функциональный подход – четная функциональная зависимость. Маршал считал, что не нужно искать причину цен и дохода. Цену определяет пересечение кривых спроса и предложения.

Ввел понятие экономического равновесия, но рассматривал его на микроуровне.

Ввел понятие времени в экономике (рассматривал цену мгновенного, короткого, среднего, долгого периода).

В настоящее время сохранились понятия цены короткого и долгого периода. Цена короткого периода – цена равновесия, когда предложение не успевает реагировать на изменение спроса. Цена долгого периода – предложение меняется с изменением спроса.

Вслед за Смитом придерживался идеи невмешательства государства в экономику. Рыночная экономика справится со всем сама, государство должно заниматься внешней торговлей, валютой, не трогать национальный рынок.

Ввел понятие эластичности в экономику (чувствительность одних показателей в зависимости от изменения других).

4. Американская школа (Джон Бейтс Кларк – автор теории предельной производительности факторов производства).

Представители школы занимались так же предельной полезностью, составлением экономических прогнозов основных объемов макроэкономических показателей.

Все четыре школы имели много общего, не будучи знакомыми между собой, пришли к одним и тем же выводам. В конце концов, объединились в единое неоклассическое направление во главе с Альфредом Маршалом. Это направление господствовало в экономической теории с 70х годов CIC века до 26 октября 1929 года. Теория становится наукой, когда оформилась в учебник книга Альфреда Маршала «Принцип политэкономии».

Причины длительного господства данного направления в экономической теории :

  • Формирование среднего класса (появился массовый потребитель, который формирует рыночную цену – ⅔ населения страны).
  • Данное направление создает аппарат для определения экономической эффективности.
  • Неоклассическое направление создавало основы современной микроэкономики.

К 26 октября 1929 года сначала теоретически, а затем практически неоклассика не отвечает на следующие вопросы :

o Почему возникают кризисы подобные Великой депрессии?

o Как выйти из Великой депрессии?

o Что надо делать, чтобы в будущем не было подобных катастроф?

Данное направление возникло в 1870–1880-х гг., когда произошел существенный скачок в движении экономической теории, который можно охарактеризовать как разрыв в постепенности и нарушение в преемственности развития. Начало этого скачка принято связывать с именем У. С. Джевонса, которого впоследствии поддержали те, кого сегодня называют основателями неоклассического направления – Л. Вальрас, В. Парето, И. Фишер и др. Отличительной характеристикой этой плеяды исследователей является активное внедрение формально-математических методов в экономическую теорию.

Стремление внести в экономическую теорию формальные методы объяснялось желанием, во-первых, превратить ее в точную науку, свободную от неопределенных суждений, которыми характеризовалась политическая экономия со времен А. Смита, во-вторых, сделать ее в отличие от марксизма социально нейтральной.

Неоклассическое направление включает в себя целый ряд школ: австрийскую, американскую, кембриджскую, чикагскую и др.

Особый интерес представляет австрийская школа.

Австрийская школа – это субъективно-психологическое направление в политэкономии, разработавшее в борьбе с теорией трудовой стоимости потребительскую версию ценообразования в форме теории предельной полезности.

Австрийская школа пыталась преодолеть односторонность теории трудовой стоимости, не давшей анализа роли потребителя (покупателя) в процессе формирования рыночной стоимости и цены товара. Поворот от господствовавшей в классической и марксистской школах до 1880-х гг. "производственной версии" ценообразования был столь значительным, что он получил в экономической литературе наименование маржиналистской революции (от фр. marginal – предельный).

Авторы данной концепции для исследования экономических процессов стали использовать особый инструментарий – изучение так называемых предельных величин: предельной полезности, предельной производительности, предельного продукта и т.д.

Основные положения теории предельной полезности были сформулированы Г. Госсеном еще в 1844 г. Однако начало массированного проникновения маржиналистских идей в экономическую литературу относится к середине 1880-х гг., когда экономистами-математиками были опубликованы "Теории политической экономии" (У. С. Джевонс), "Основания политической экономии" (К. Менгер) и "Элементы чистой политической экономии" (Л. Вальрас).

Дальнейшее развитие теория предельной полезности получила в трудах А. Маршалла, Е. Бем-Баверка, Ф. Визера.

Маржиналисты задачу политической экономии видели в поиске наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования. Чтобы подчеркнуть социальную нейтральность своих исследований, они даже отказались от самого термина "политическая экономия" в пользу понятия "экономике". Первым это сделал У. Джевонс, а затем независимо от него А. Маршалл (1842–1924), издавший книгу "Принципы Экономикса".

Особое внимание австрийская школа обращает на исследование роли потребителя в процессе ценообразования. Все экономические явления эта школа исследует с точки зрения примата сферы потребления по отношению к сфере производства. Теория субъективной ценности и предельной полезности ставит ценность хозяйственных благ, а в конечном счете и их цены в зависимость от степени удовлетворения потребностей человека в этих благах. Тем самым австрийская школа поднимает важный вопрос о роли потребителя в деле формирования не только рыночных цен на товары, но и их стоимостей. Именно потребители на рынке своим выбором определяют, какой труд товаропроизводителей является общественно-необходимым, а какой нет. Если товаров произведено больше, чем это необходимо для потребителя, труд, пошедший на их изготовление, не становится общественно необходимым и не образует стоимости.

Вместе с тем, абсолютизируя роль потребителей и фактически игнорируя значение труда товаропроизводителей в процессе ценообразования, австрийская школа дает односторонние знания о стоимости и цене.

С маржиналистской революции начался пересмотр предмета экономической науки. Если в центре классической теории стояла задача изучения роста общественного богатства, то в центре неоклассической теории оказалось изучение поведения отдельной фирмы, максимизирующей свою прибыль, и отдельного потребителя – "экономического человека" (homo есопотгсш), который в своей деятельности руководствуется только личным интересом: максимизировать доход и минимизировать затраты.

Такой подход получил название микроэкономического .

В рамках неоклассического направления появилось и развивается множество различного рода теорий: либерализм, монетаризм, теория экономики предложения (А. Лаффер, М. Эванс), теория рациональных ожиданий (Р. Лукас, Н. Уоллес и др.), теория экономического роста, теория общего экономического равновесия, теория экономики благосостояния и др. Обратимся к некоторым из них.

Либерализм – это экономическая доктрина, утверждающая, что лучшей экономической системой является та, которая основана на частной собственности на средства производства и гарантирует свободу личной инициативы экономических субъектов.

Либерализм возник как теория, отвергающая необходимость широкого вмешательства государства в экономическую жизнь. Он родился еще в XVIII в. (Д. С. Милль, Ж. Б. Сэй, Ф. Бастиа) в условиях промышленной революции и стал официальной доктриной государств, вставших на путь промышленного развития. Главными теоретиками концепции современного либерализма (неолиберализма) являются Л. Мизес (1881-1973) и Ф. Хаек (1899-1992). В отличие от своих предшественников неолибералы оценивают процессы хозяйственной жизни не с микроэкономических позиций, а с точки зрения национальной экономики в целом (макроэкономика). Неолиберализм оставляет государству только те функции, которые рынок не может осуществлять (например, производство общественных благ), а также функции, необходимые для создания структуры, в рамках которой частные предприятия и рынки могли бы эффективно функционировать (например, законодательство, определяющее права собственности и юридически закрепляющее антимонопольную политику).

Монетаризм – это экономическая теория, в соответствии с которой денежная масса, находящаяся в обращении, играет определяющую роль в стабилизации и развитии рыночной экономики.

Основоположник монетаризма – создатель чикагской школы, лауреат Нобелевской премии по экономике за 1976 г. американский ученый М. Фридмен. Его рекомендации использовались в 1960–1970-е гг. в США, Великобритании, ФРГ, Чили и других странах. В России неудачные монетаристские преобразования в начале 1990-х гг. предпринимались Е. Гайдаром. Монетаристы предлагают поддерживать темп прироста денежной массы на уровне 3–5% в год. В противном случае, по их мнению, нарушается механизм частного предпринимательства, наступает кризис, развертываются инфляционные процессы. Монетаристы допускают вмешательство государства в экономику, но роль его сводят только к контролю над денежной массой.

Концепция теории экономики предложения стала разрабатываться в конце 1970-х – начале 1980-х гг. на основе английской, американской и западногерманской школ. Ее основателями явились американские экономисты А. Лаффер, Р. Мандель и др. Это течение оказало заметное влияние на формирование экономической политики администрации США в годы президента Р. Рейгана, а также правительства М. Тэтчер в Англии.

Структурные и циклические кризисы, хроническая безработица и инфляция, по мнению сторонников данной теории, были спровоцированы прежде всего ростом государственных расходов. В них они видели причину бюджетного дефицита, высоких налогов на корпорации, расстройства кредитно-денежной системы. Поэтому они предлагали роль государств резко ограничить.

Теория экономики предложения акцентирует внимание на предложении ресурсов и их эффективном использовании. Одновременно она предлагает активизировать побудительные мотивы предпринимательской деятельности экономических агентов.

Одновременно теория предложения предусматривает меры антиинфляционного характера: снижение налогов, сокращение расходов государства на социальные нужды, ликвидацию бюджетного дефицита, отмену административных ограничений, мешающих свободной предпринимательской деятельности.

Продуктом новейшей эволюции неоклассицизма, вторым изданием монетаризма принято считать теорию рациональных ожиданий .

Она сформировалась в США. Ее разрабатывали Дж. Мут, Р. Берроу, Р. Лукас и др.

Теория рациональных ожиданий основана на идее, что в макроэкономическом анализе особая роль принадлежит субъективным ожиданиям и прогнозам участников хозяйственного процесса.

На основе этой мысли возникла идея разработки новой равновесной модели, опирающейся на данный фактор. Понятие "рациональные ожидания" ввел в экономический оборот в начале 1960-х гг. американский экономист Дж. Мут. Под рациональными ожиданиями он подразумевал ожидания, складывающиеся не только с учетом информации прошлых периодов, а главным образом на основе всей имеющейся в определенный момент информации о современном состоянии и перспективах хозяйства. В своей гипотезе Дж. Мут исходил из того, что ожидания максимизирующих свое положение экономических агентов рациональны. В результате на базе всей полученной экономическими агентами информации формируются представления о положении в экономике, которые автор гипотезы принимает как условные математические ожидания.

Одну из первых подобных моделей построил профессор Чикагского университета Р. Лукас.

Теория рациональных ожиданий предполагает существование идеальной экономической системы, где все предусмотренные авторами модели параметры имеются налицо. В жизни такая ситуация нереальна.

Теоретические постулаты неоклассической школы можно подытожить несколькими выводами.

  • 1. Отвергнув марксистский, классовый подход в изучении экономики, неоклассики стремились исследовать "чистую экономику", отвлекаясь от характера общественных отношений, в рамках которых она организована.
  • 2. Неоклассики отошли от изучения объективно действующих законов, сконцентрировав внимание на изучении внешних форм проявления этих законов, их поверхностного среза. К примеру, неоклассики изучают количественные пропорции между спросом и предложением, которые есть не что иное, как внешнее проявление закона стоимости, открытого представителями классической школы.
  • 3. Используя принцип А. Смита "laisser fairer ("предоставьте свободу действовать"), г.е. невмешательства государства в экономику, неоклассики ратовали за рыночный, а не государственный механизм установления равновесия между производством и потреблением, выступали за свободу частного предпринимательства.
  • 4. Используя микроэкономический подход к описанию экономики, они перешли от трудовой оценки стоимости товара к субъективной теории предельной полезности, поставив в центр своих исследований субъективно-психологические мотивы поведения отдельных хозяйствующих субъектов.
  • 5. Неоклассики заложили базу для более поздних теорий, которые ныне составляют современную неоклассическую школу, "новый классический экономике", который лежит в основе курса, преподаваемого во всех университетах под названием мейнстрим (mainstream – основное течение).
  • 6. Маржиналистский подход неоклассиков имеет существенное негативное качество: он излишне математизирован, переполнен абстрактными рассуждениями, перегружен графиками и формулами. А главное – несоциален.

Интерес к неоклассической теории, отстаивающей свободу предпринимательства и ограничивающей вмешательство государства в экономику, испытывает волнообразное движение: усиливается в периоды поступательного развития экономики и затухает в периоды экономических неурядиц. Первые звонки о своей несостоятельности неоклассические идеи получили в период мирового экономического кризиса 1929–1933 гг. Новой критической атаке неоклассическая теория подверглась в период глобального мирового кризиса, начавшегося в 2008 г.

Как реакция на неспособность неоклассической теории ответить на вопрос о причинах кризиса и путях стабилизации экономики появляется кейнсианство.

Неоклассическая школа - это направление, сформированное в экономической сфере, появилось оно в девяностых годах. Развиваться течение начало при втором этапе маржиналистской революции, а связано это с творческим началом кембриджской и американской школ. Именно они отказались рассматривать глобальные проблемы рынка в экономическом плане, а решили выявлять закономерности оптимального хозяйствования. Так начала развиваться неоклассическая школа.

Идейность теории

Развитие данное течение получило благодаря продвигаемым методологиям. Основные идеи неоклассической школы:

  • Экономический либерализм, «чистая теория».
  • Маржинальные принципы равновесия на микроэкономическом уровне и при условии полноценной конкуренции.

Экономические явления начали анализировать, давать им оценку и делалось это со стороны субъектов хозяйственной деятельности, что задействовали в работе численные методы исследования и применяли математический аппарат.

Какой объект исследования экономической науки?

Объекта исследования было два:

  • «Чистая экономика». Основная суть заключена в том, что потребуется отвлечься от национальных, исторических форм, от типов собственности. Все представители неоклассической школы, как и классической, хотели сохранить чистую экономическую теорию. Они предлагали всем исследователям не руководствоваться неэкономическими оценками, так как это совершенно неоправданно.
  • Сфера обмена. Производство отходит на второй план, а вот решающим звеном общественного воспроизводства считается распределение, обмен.

Если говорить точнее, то неоклассики, применяя на практике соединили воедино область производства, распределения, обмена в две равноправные сферы целостного системного анализа.

Какой предмет исследования данного течения?

Неоклассическая экономическая школа выбрала предметом исследования следующее:

  • Субъективную мотивацию всей деятельности в области экономики, что пытается возвести на максимум выгоду и понизить траты.
  • Оптимальное поведение субъектов хозяйственной деятельности в среде, где ресурсы ограничены, для лучшего удовлетворения потребностей человека.
  • Проблему установления закономерностей рационального хозяйствования и при свободной конкуренции, обоснование законов, что положены в формирование ценовой политики, заработной платы, дохода и его распределение в обществе.

Отличия классической и неоклассической школы

Формирование неоклассического направления в экономике стало возможным благодаря работам английского экономиста по имени Именно этот человек разработал «Принципы экономиста» в 1890 году и считается законным основателем англо-американской школы экономической науки, что получила еще хорошее влияние в иных странах.

Классики основное свое внимание уделяли теории ценообразования, а неоклассическая школа в центр исследования воздвигла законы формирования ценовой политики, анализ спроса рынка и предложений. Именно А. Маршалл предложил сформировать «компромиссное» направление касательно ценообразования, переработав полностью концепцию Рикардо и связав ее с направлением Бем-Баверка. Таким образом сформировалась двухфакторная базирующаяся на анализе связей спроса и предложения.

Неоклассическая школа никогда не отрицала необходимость в государственном регулировании, а это как раз одно из основных отличий от классиков, однако именно неоклассики считают, что влияние всегда должно быть ограниченным. Государство формирует условия для ведения хозяйственной деятельности, а рыночный процесс, построенный на конкуренции, способен гарантировать сбалансированный рост, равновесие между запросами и предложением.

Также стоит сказать, что основным отличием неоклассической экономической школы является применение на практике графиков, таблиц, определенных моделей. У них это не только иллюстративный материал, но и основной инструмент для теоретического анализа.

Что можно сказать об экономистах-неоклассиках?

Представляют они неоднородную среду. Отличаются они сферой интересов, изучают различные проблемы и пути их решения. Еще отличаются экономисты применяемыми методиками, подходами к анализу всей деятельности. Это также является и отличием от классиков, у которых больше однородные взгляды, выводы, которые разделяют фактически все представители этого направления.

Детальней о принципе от А. Маршалла

В неоклассической школе экономики имеется самый главный принцип равновесия, который определяет всю концепцию данного направления. Что же означает равновесие в экономике? Это соответствие, существующее между спросом и предложением, между потребностями и ресурсами. Благодаря ценовому механизму устанавливаются ограничения потребительского спроса или же увеличиваются объемы производства. Именно А. Маршалл ввел понятие «равновесной стоимости» в экономику, что представлена точкой пересечения кривой спроса и предложения. Эти факторы являются главными слагаемыми цены, а полезность и издержки играют равноценную роль. А. Маршалл в своем подходе берет во внимание объективную и субъективную стороны. В кратком периоде равновесная стоимость формируется в точке пересечения спроса и предложения. Маршалл утверждал, что принцип издержек производства и «конечной полезности» является ключевой составляющей всеобщего закона спроса и предложения, каждый из которых можно сравнить с лезвием ножниц.

Экономист писал, что можно бесконечно спорить с основанием того, что цена регулируется издержками производственного процесса, как и о том, что именно разрезает кусочек бумаги - верхнее лезвие ножниц или все же нижнее. В тот момент, когда спрос и предложение находятся в равновесии, то число товаров, что изготовляется за определенную единицу времени, можно считать равновесным, а стоимость их продажи - равновесной ценой. Такой баланс именуется устойчивым, а стоимость при малейшем колебании станет стремиться вернуться в прежнее свое положение, напоминая при этом маятник, что колеблется из стороны в сторону, стараясь вернуться в исходное положение.

Равновесная цена имеет свойство меняться, она не всегда неизменная или данная. Все из-за того, что меняются ее составляющие: спрос либо растет, либо падает, как, впрочем, и само предложение. Неоклассическая школа экономики утверждает, что все изменения в цене происходят из-за следующих факторов: дохода, времени, перемен в экономической сфере.

Равновесие по версии Маршалла - это равновесие, наблюдающееся только на рынке товаров. Достигается такое состояние только в рамках и никак иначе. Неоклассическая школа экономической теории представлена не только А. Маршаллом, но есть и другие представители, о которых стоит непременно упомянуть.

Концепция Дж. Б. Кларка

Американский экономист по имени Джон Бейтс Кларк использовал принцип предельных величин для разрешения проблем распределения «общественной прибыли». Как же он пожелал распределить часть каждого фактора в продукте? Он взял за основу соотношение пары факторов: труда и капитала, а после сделал следующие выводы:

  1. При численном понижении одного фактора отдача станет сразу же уменьшаться даже при неизменном состоянии иного фактора.
  2. Рыночная стоимость и доля каждого фактора устанавливаются в полном соответствии с предельным продуктом.

Кларк выдвинул концепцию, в которой утверждается, что заработная плата работников совпадает с размерами продукции, которую требуется «приписать» предельному труду. При найме предприниматель не должен превышать определенные граничные показатели, за которыми сотрудники не станут приносить ему дополнительную прибыль. Товары, создаваемые «предельными» сотрудниками, и будут соответствовать оплате вкладываемого труда. Другими словами, предельный продукт приравнивается предельной прибыли. Весь фонд заработной платы представлен в виде предельного продукта, что умножается на количество принятых на работу сотрудников. Уровень оплаты устанавливается благодаря производимой продукции дополнительными работниками. Прибыль бизнесмена состоит из разницы, что формируется между величиной изготовленного продукта и той долей, что составляет фонд зарплаты. Кларк выдвинул теорию, согласно которой доход владельца производственного дела представлен в виде процента на вложенный капитал. Прибыль является результатом предпринимательства и упорного труда, образуется лишь тогда, когда владелец является новаторов, постоянно внедряет новые совершенствования, комбинации для улучшения производственного процесса.

Неоклассическое направление школы по Кларку строится не на принципе трат, а на базе результативности производственных факторов, их вклада при изготовлении товаров. Цена формируется только стоимостью прироста товаров при применении в работе дополнительных единиц ценового фактора. Производительность факторов устанавливается принципом вменения. Любой вспомогательной единице фактора вменяется предельный продукт, без учета иных факторов.

Теории благосостояния по Синджвику и Пигу

Важные принципы неоклассической школы продвигали при помощи теории благосостояния. Большой вклад в развитие течения внесли еще Генри Сиджвик и Артур Пигу. Сиджвик написал свой трактат «Принцип политической экономии», где раскритиковал понимание богатства у представителей классического направления, их доктрину «естественной свободы», в которой сказано, что любой индивид для собственной выгоды работает на благо всего общества. Сиджвик говорит, что частная и общественная выгоды частенько не совпадают совершенно, а свободная конкуренция гарантирует продуктивное производство богатства, однако не может дать верного и справедливого деления. Сама система «естественной свободы» дает возможность разразиться конфликтным ситуациям между частными и общественными интересами, кроме того, конфликт возникает даже внутри общественного интереса, а значит, и между выгодой текущего и будущего поколений.

Пигу написал «Экономическую теорию благосостояния», где в центре поставил понятие национального дивиденда. Главной задачей он установил определить соотношение экономических интересов общества и самого индивида в аспекте проблем распределения, применяя на практике понятие «предельного чистого продукта». Основное понятие в концепции Пигу - это дивергенция между частными выгодами, издержками от экономических решений людей, а также общественной выгодой и тратами, что выпадают на долю каждого человека. Экономист полагал, что не рыночные связи проникают очень глубоко в индустриальную экономику, представляют практический интерес, а вот средством воздействия на них должна выступать система субсидий и государственных налогов.

Эффект Пигу вызвал небывалый интерес. Классики полагали, что гибкая заработная плата и подвижность цен - это две ключевые составляющие для равновесия инвестиций и сбережений, а также для спроса и предложения средств при полной занятости. Но вот о безработице никто не подумал. Теория неоклассической школы в условиях безработицы была названа эффектом Пигу. Он демонстрирует воздействие активов на потребление, зависит от денежной массы, что отражается в чистой задолженности правительства. Эффект Пигу базируется на «внешних деньгах», а не на «внутренних». При снижении цен и зарплат отношение «внешнего» ликвидного богатства к национальной прибыли растет до того момента, пока стремление к сбережению не станет насыщаться и не простимулирует потребление.

Представители неоклассической школы не ограничивались только несколькими экономистами того времени.

Кейнсианство

В 30-х годах наблюдался глубокий спад в экономике США, потому многие экономисты пытались наладить ситуацию в стране и вернуть ей былое могущество. Джон Мейнард Кейнс создал свою интересную теорию, в которой он также опровергал все взгляды классиков на отведенную роль государству. Вот так появилось кейнсианство неоклассической школы, в котором рассматривалось состояние экономики в период депрессии. Кейнс считал, что государство обязано вмешиваться в экономическую жизнь из-за отсутствия необходимых механизмов для ведения свободной рыночной деятельности, которые стали бы прорывом и выходом из депрессии. Экономист полагал, что государство обязано повлиять на рынок для увеличения спроса, ведь причина кризиса крылась в перепроизводстве товаров. Ученый предлагал применять на практике несколько инструментов - гибкую кредитно-денежную политику и стабильную денежно-финансовую политику. Это помогло бы перешагнуть через неэластичность зарплаты путем изменения числа денежных единиц в обращении (если увеличить денежную массу, то зарплаты уменьшатся, а это простимулирует инвестиционный спрос и рост занятости). Еще Кейнс порекомендовал увеличить налоговые ставки, чтобы так профинансировать нерентабельные предприятия. Он полагал, что это понизит безработицу, уберет социальную нестабильность.

Такая модель несколько ослабила циклические колебания в экономической сфере на протяжении пары десятилетий, но у нее были собственные недостатки, что проявились позже.

Монетаризм

Неоклассическая школа монетаризма пришла на смену кейнсианству, это было одно из направлений неолиберализма. Главным проводником этого направления стал Милтон Фридмен. Он утверждал, что неосмотрительное вмешательство государства в экономическую жизнь приведет к формированию инфляции, нарушению показателя «нормальной» безработицы. Экономист всячески порицал и критиковал тоталитаризм и ограничение прав человека. Он долгое время изучал экономические отношения Америки и пришел к выводу, что деньги - это двигатель прогресса, потому его учение и носит название «монетаризм».

Потом он предложил собственные мысли для долгосрочной перспективы развития страны. Во главу угла ставятся денежно-кредитные методики стабилизации экономической жизни, гарантии занятости. Они полагают, что именно финансы - это главный инструмент, формирующий движение и развитие экономических отношений. Государственное регулирование обязано быть сведено к минимальному и ограничиться обычным контролем денежной сферы. Изменение денежного предложения должно напрямую соответствовать движению ценовой политики и национального продукта.

Современные реалии

А что еще можно сказать о неоклассической школе? Основные ее представители перечислены, но вот интересно - применяется ли данное течение на практике сейчас? Экономисты пересмотрели учения различных школ и неоклассиков в том числе и разработали современную экономику предложения. Что это такое? Это новая концепция макроэкономического урегулирования экономики при помощи стимуляции инвестиций, сдерживания инфляции и увеличения производства. Основными инструментами стимулирования стали пересмотр системы налогов, понижение трат из бюджета государства на социальные нужды. Главные представители этого течения - А. Лаффер и М. Фелдстайн. Именно эти американские экономисты полагают, что политика, нацеленная на стимуляцию предложения, будет двигателем всего, в том числе и преодоления стагфляции. Сейчас рекомендациями этих двоих ученых пользуются многие страны, в том числе США, Великобритания.

Что по итогу?

Неоклассическое течение было необходимостью в те времена, ведь все понимали, что теории классиков не работали, потому кардинальные изменения в экономической жизни требовались многим странам. Да, неоклассическое учение оказалось несовершенным и в некоторых своих периодах совершенно бездейственным, однако именно такие колебания помогли прийти к формированию сегодняшних экономических отношений, которые во многих странах весьма успешны и развиваются очень быстро.