Автоматизированная информационная система «Налог. Автоматизированная информационная система «налог Пособие по работе в аис налог

Как заработать

Федеральная налоговая служба России разработала правила использования автоматизированной информационной системы АИС "Налог-3". Благодаря ей налоговики получат возможность принимать и формировать информацию о налогоплательщиках по всей территории РФ в автоматическом режиме.

ФНС России издала приказ от 14.03.2016 N ММВ-7-12/134@ , которым утвердила Положение об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС "Налог-3"). Эта единая информационная система предназначена для автоматизации деятельности налоговых органов по всей территории России и получении возможности обеспечивать полную информацию о сделках, активах и контрагентах каждого налогоплательщика, независимо от региона его нахождения и осуществления деятельности.

Это значит, что налогоплательщикам также необходимо более ответственно подходить к своему взаимодействию с контрагентами и обращать внимание на ошибки в получаемых документах из других регионов. Ведь налоговики теперь имеют возможность проверять все операции по налогообложению сделок даже не запрашивая документы на проверку. А если ошибка будет обнаружена инспектором раньше, чем налогоплательщик выявит и исправит ее у себя в учете и документах, то штрафа и доначисления налога избежать не удастся.

АИС "Налог-3" обеспечена такими функциям, как прием, обработка и предоставление данных, а также осуществление анализа полученной информации и формирование информационных ресурсов ФНС. На ее основе налоговые инспекторы могут вычислять необходимые им для работы статистические данные, а также оперативно получать сведения, необходимые для обеспечения поддержки принятия управленческих решений и обеспечения полного контроля за налогоплательщиками. Использовать систему могут только специалисты органов ФНС, а также организации, ей подведомственные.

Основные задачи, которые выполняет АИС "Налог-3" состоят в:

  • упрощении взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами и обеспечении "открытости" ФНС;
  • переводе отношений инспекторов и плательщиков налогов в электронный вид;
  • создании единого информационного массива;
  • подключении органов ФНС к новым источникам информации и обеспечении межведомственного взаимодействия;
  • обеспечении соблюдения регламентных процедур налогового администрирования, а также их качества и сроков реализации;
  • обеспечении достоверного контроля над налоговой деятельностью организаций, ИП и граждан, за счет создания единого ресурса, в котором содержится вся информацию по каждому отдельно взятому налогоплательщику;
  • обеспечении возможности автоматизированного мониторинга деятельности подразделений ФНС со стороны вышестоящего руководства ведомства.

Новая система должна, в первую очередь, обеспечивать максимально полное и оперативное формирование сведений обо всех зарегистрированных в России индивидуальных предпринимателях и юридических лицах, в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ . Поэтому налоговики продолжают работу в этом направлении, а бизнесменам необходимо также удвоить бдительность и не допускать ошибок, связанных с исчислением налогов и оформлением документации.

(10 оценок, среднее: 4,90 из 5)


Программа АИС Налог-3 постоянно изменяется, и в нее добавляют новые функции. Совсем скоро налоговая служба нормализует свою работу и будет намного проще проводить проверки, а также и обосновывать причины проверок. Такая система скоро станет единой базой по всем налогоплательщика страны. Также в такую базу будут включены не только налоги, но и данные с банковских организаций и правоохранительных органов.

К таким изменениям начали подготавливаться уже много лет назад. Этому свидетельствует письмо ФНС от 20.10.2016 No ЗН-18-1/1103@. Планируется в 2019-ом году запустить всю систему в действие без единых технических ошибок. Все моменты бизнеса теперь будут отражаться у налоговых инспекторов. Если фирма или гражданин недобросовестно относится к своей деятельности, то программное обеспечение автоматически оповестит об этом налоговый орган.

На данный момент система запущена в тестовом режиме, тем не менее работоспособность ее очень серьезная. В режиме онлайн инспектора могут узнать всю информацию по компаниям и ИП, даже если они зарегистрированы в другом регионе.

Налоговый орган теперь может отслеживать информацию:
О каждом директоре фирмы.
О всех учредителях организации.
О подразделениях компании, которые обособленны.
О физических лицах, которые имеют отношение к налогам.
Все документации о регистрациях.
Наличие банковских счетов.
Остаток денежных средств на счетах в банковских организациях.
Об операциях, которые были произведены со счетами в банках.
Об отчетах бухгалтерии.
О налоговых отчетах.
Книги покупок и продаж не только компании, но и всех ее поставщиков и контрагентов.
О начисление налоговых выплат.
О вычетах по налогам.
Наличие рискованных ситуаций, которые уже подтверждены налоговой службой.

Сбои в системе бывают редко. Поэтому вероятнее всего ошибок в ней не будет. К примеру, может быть такое, что программа запутается в множествах ИНН либо выдаст неверный список объектов по налогу у физических лиц. Бывало уже такое, что система отреагировала на компанию, которая якобы имела риски из-за допроса директора, он отказался связываться с одной из фирм. Но при этом выяснилось, что налоговая инспекция просто допросила тезку руководителя.

Дело в том, что директора, либо его отказ связаться с фирмой может стать самым первым риском по получению налоговых требований и претензий. Методы присваивания рисков с помощью программы налоговый орган рассказывать отказывается. Потому, что ФНС не хочет сталкиваться в будущем с новыми схемами бизнесменов по обману такой программы.

Известно одно, что программа АСК НДС-2 отображает все риски с помощью индикатора. Таким образом инспектора могут отслеживать, если компания загорается красным цветом, значит стоит углубиться в проверку документаций. Если же зеленым, то скорее всего фирма не имеет никаких рисков. Так прописывается в письме ФНС от 03.06.2016 No ЕД-4-15/9933@ «Об оценке признаков риска СУР».

Автоматизация системы налоговой службы России обусловлена необходимостью формализованного представления налоговых процедур. Формализация рабочих процессов в налоговых структурах имеет определенную сложность, так как экономическая и статистическая информация, циркулирующая как внутри ведомства, так и вне его, организационная структура инспекций слабо ориентирована на электронную обработку Международный опыт использования ЭВМ предполагает внедрение достижений информатики и компьютерной технологии только на предварительно подготовленных к этому объектах, о чем указывается в Концепции модернизации налоговой службы РФ. В этой Концепции обозначено как обязательное условие соблюдение действующего общегосударственного и налогового законодательства.

В настоящее время в системе налогообложения России построена и функционирует специализированная АИС «Налог». Это основа информатизации налоговой системы России. Компоненты АИС «Налог» применяются в налоговых инспекциях в широком спектре их деятельности — от делопроизводства до принятия стратегических решений на основе анализа экономических и статистических данных, имеющихся во многих государственных организациях и ведомствах. Через инспекции проходит основной поток самых разнообразных документов — отчетных, платежных, справочных, нормативных, методических и др.

Основное назначение АИС «Налог» состоит в следующем :

Рационализация системы управления налоговой службой РФ;

Повышение уровня культуры в области для решения задач, стоящих перед системой налоговой службы РФ;

Экономия ресурсов в деятельности органов налоговой службы РФ.

В базовом звене налоговой системы в налоговых инспекциях с использованием информационных технологий выполняются следующие функции :

Ввод, обработка и хранение всех налоговых документов, поступающих в инспекцию на бумажных или электронных носителях;

Обеспечение автоматизированного обмена с внешними ИС;

Общесистемная (на уровне ОС или системы управления БД) и специальная (на уровне прикладных функций) защита данных от несанкционированного доступа пользователей с различными привилегиями;

Архивация данных по налогообложению и последующий их анализ с возможностью построения прогнозных отчетов;

Ведение архивно-справочной системы хранения, извлечения и обработки результатов запросов к информационной базе, выходных отчетных форм и любых других документов;

Генерирование и возможность модификации входных интерфейсных форм, выходных отчетных форм, библиотек запросов, личных БД пользователей;

Накопление и обработка статистической информации о работе пользователей, об интенсивности анализа различных частей информационной базы и активности входа в различные подсистемы АИС «Налог» и др.

Программные комплексы АИС «Налог». Функционально АИС «Налог» состоит из прикладных программных комплексов. Деятельность налоговых органов проходит в условиях изменения, обновления, корректировки законодательства и нормативных документов по налогообложению. Поэтому возрастает значение таких качеств прикладных программных комплексов, как мобильность и переносимость. В системе накоплен полезный опыт работы с прикладными программными комплексами. Эти комплексы состоят из двух основных блоков — блока системных программ и блока прикладных программ.

Выбор вышеуказанных средств обусловлен необходимостью обеспечить перспективность и надежность; достижение сравнительно низкой себестоимости разработки, внедрения и сопровождения прикладных подсистем; получение значительных скидок на ПО у мирового лидера программных продуктов фирмы.

Подобное решение по выбору системных средств не исключает возможности использования существующих в налоговых органах вычислительных сетей на базе других средств. Блок прикладных программ призван обеспечить полноценное решение функциональных задач системы налогообложения. Этот блок состоит из двух комплектов программ — «Налогообложение, обеспечение сбора налогов и других платежей, отчетность по налогам» и «Обеспечение и контроль соблюдения налогового законодательства».

Комплекс программ «Налогообложение, обеспечение сбора налогов и других платежей, отчетность по налогам» предназначен для проведения :

Учета налогоплательщиков и банковских счетов;

Получение и передача в подсистему оперативно-бухгалтерского учета результатов документальных проверок — сумм сокрытых налогов, доначислений, переплат, штрафных санкций и пеней;

Модификация входных и выходных интерфейсных и отчетных форм при изменениях инструкций по получению сводных официальных отчетных документов;

Учет административных мер, наложенных на физических лиц.

Прикладные программные комплексы АИС «Налог» несколько различаются по уровням управления Госналогслужбы, но общая структура функциональных задач у них схожая. Рассмотрим для примера комплексы автоматизированной обработки информации АИС «Налог» федерального уровня.

Они имеют нижеследующую структуру :

1) налогообложение, обеспечение сбора налогов и других платежей, отчетность по налогам :

Налогообложение доходов (прибыли) юридических лиц;

Налогообложение агропромышленного комплекса, природных ресурсов и ;

Налогообложение физических лиц;

Учет доходов от внешнеэкономической деятельности;

Ведение Единого государственного реестра налогоплательщиков;

Учет, налоговая статистика и информация;

2) анализ и прогнозирование данных по налогообложению :

Анализ и прогнозирование налогов с прибыли (доходов) юридических лиц;

Анализ и прогнозирование налогообложения предприятий агропромышленного комплекса;

Анализ и прогнозирование данных по налогообложению физических лиц;

Анализ и прогнозирование поступлений от местных налогов и сборов;

Анализ и прогнозирование косвенных налогов;

Анализ и прогнозирование внешнеэкономического и международного налогообложения;

Анализ и прогнозирование налоговых поступлений в государственные фонды и доходов от ;

3) обеспечение и контроль соблюдения налогового законодательства:

Взаимодействие с органами статистики по контролю налогообложения;

Контроль соблюдения налогового законодательства, проводимый управлением налогообложения физических лиц;

Взаимодействие с таможенными органами по контролю налогообложения;

Материально-техническое обеспечение;

. документы из внешних источников :

Сведения о прожиточном минимуме в данном регионе (органы ФСГС);

Данные о приобретении налогоплательщиком лицензий, об уплачиваемых им местных налогах и сборах (органы администрации города, района);

Данные о транспортных средствах налогоплательщика (органы МВД (ГИБДЦ);

Сведения о размере вкладов на счетах юридических и физических лиц, при условии обязательности представления данных в соответствии с законодательством (банковские и кредитные учреждения);

Данные о суммах, уплаченных при приватизации предприятий, приобретении ценных бумаг (органы Госкомимущества); » данные об отводах земельных участков (органы землеустройства).

Затем по результатам сопоставления формируется список налогоплательщиков, скрывающих доходы. Из этого списка проводится первая выборка наиболее крупных неплательщиков. Экспертная группа проводит анализ этого списка и соответствующих данных. По результатам работы экспертной группы составляется график проведения документальных проверок.

Второе направление методики содержит алгоритм обнаружения юридических и физических лиц, которые занимаются хозяйственно-финансовой деятельностью, но не состоят на учете в налоговом органе. В налоговой инспекции проводится анализ сведений, поступающих из внешних источников — органов государственного и хозяйственного управления, а также коммерческих организаций. Кроме того, привлекаются данные, имеющиеся в самих налоговых инспекциях. В случае ведения хозяйственно-финансовых операций субъект вынужден в той или иной мере вступать в отношения с вышеуказанными учреждениями. Эти связи и взаимодействия регистрируются в их делопроизводстве. Поэтому один из главных путей решения этой задачи — эффективное информационное и организационное взаимодействие налоговых органов с системой органов государственного, хозяйственного управления, а также с коммерческими структурами.

Государственная налоговая служба Российской Федерации входит в систему центральных органов государственного управления Российской Федерации и подчиняется Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.

Основной задачей Государственной налоговой службы Российской Федерации является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

Целью системы управления налогообложением является оптимальное и эффективное развитие экономики посредством воздействия субъекта управления на объекты управления. В рассматриваемой задаче в качестве объектов управления выступают предприятия и организации различных форм собственности и население. Субъектом управления является государство в лице налоговой службы. Воздействие осуществляется через систему установленных законодательством налогов.

Эффективное функционирование налоговой системы возможно только при использовании передовых информационных технологий, базирующихся на современной компьютерной технике. С этой целью в органах налоговой службы создается автоматизированная информационная система, которая предназначена для автоматизации функций всех уровней налоговой службы по обеспечению сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, проведению комплексного оперативного анализа материалов по налогообложению, обеспечению органов управления и соответствующих уровней налоговых служб достоверной информацией.

Автоматизированная информационная технология (АИТ) в налоговой системе – это совокупность методов, информационных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности.

Информационное обеспечение включает весь набор показателей, документов, классификаторов, кодов, методов их применения в системе налоговых органов, используемые в процессе автоматизации решения поставленной задачи. В информационном аспекте система должна предоставлять достаточную и полную информацию для реализации ее основных функций, иметь рациональные системы кодирования, использовать общие классификаторы информации, иметь хорошо организованные информационные файлы и базы данных, формировать выходную информацию в форме, удобной для восприятия пользователями и т.д.

Система показателей состоит из исходных, промежуточных и результатных показателей. Они характеризуют объекты налогообложения, различные виды налогов, ставки налогов, финансовое состояние налогоплательщиков, состояние расчетов налогоплательщиков с бюджетом и т.д.

Автоматизированная информационная система (АИС) «НАЛОГ» представляет собой форму организационного управления органами Госналогслужбы на базе новых средств и методов обработки данных, использования новых информационных технологий. АИС «НАЛОГ» позволяет расширить круг решаемых задач, повысить аналитичность, обоснованность и своевременность принимаемых решений, снизить трудоемкость и рационализировать управленческую деятельность налоговых органов путем применения экономико-математических методов, вычислительной техники и средств связи, упорядочения информационных потоков. Цели функционирования автоматизированной информационной системы «НАЛОГ» можно сформулировать следующим образом:

1. Повышение эффективности функционирования системы налогообложения за счет оперативности и повышения качества принимаемых решений.

2. Совершенствование оперативности работы и повышение производительности труда налоговых инспекторов.

3. Обеспечение налоговых инспекций всех уровней полной и своевременной информацией о налоговом законодательстве.

4. Повышение достоверности данных по учету налогоплательщиков и эффективности контроля за соблюдением налогового законодательства.

5. Улучшение качества и оперативности бухгалтерского учета.

6. Получение данных о поступлении налогов и других платежей в бюджет.

7. Анализ динамики поступления сумм налогов и возможность прогноза этой динамики.

8. Информирование администрации различных уровней о поступлении налогов и соблюдении налогового законодательства.

9. Сокращение объема бумажного документооборота.

На современном этапе развития экономики страны успех деятельности налоговой системы России во многом зависит от эффективности функционирования АИС. Автоматизированные информационные системы реализуют соответствующие информационные технологии.

Одной из приоритетных задач налоговой полиции является информатизация налоговых органов, предполагаются использование информационных технологий, создание информационных систем, эффективно поддерживающих функционирование структуры налоговых органов.

Структура АИСналоговой полиции, как и структура самих налоговых органов, является многоуровневой. Существующая в стране система налоговой службы состоит из большого числа элементов. Вся система и каждый ее элемент обладают обширными внутренними и внешними связями. Для нормального функционирования системы осуществляется управление как отдельными элементами (налоговыми инспекциями), так и системой в целом. В налоговой системе процесс управления является процессом информационным. Как любая экономическая система, АИС налоговой службы имеет стандартный состав и состоит из функциональной и обеспечивающей частей.

Функциональная часть отражает предметную область, содержательную направленность АИС.


В зависимости от функций, выполняемых налоговыми органами, в функциональной части выделяются подсистемы, состав которых для каждого уровня АИС «Налог» свой. Функциональные подсистемы состоят из комплексов задач, характеризующихся определенным экономическим содержанием, достижением конкретной цели, которую должна обеспечить функция управления. В комплексе задач используются различные первичные документы, и составляется ряд выходных документов на основе взаимосвязанных алгоритмов расчетов. Алгоритмы расчетов базируются на методических материалах, нормативных документах и инструкциях. В состав каждого комплекса входят отдельные задачи.

Задача характеризуется логически взаимосвязанными выходными документами, получаемыми на основе единых исходных данных.

Обеспечивающая часть включает информационное, техническое, программное и другие виды обеспечения, характерные для любой автоматизированной информационной системы организационного типа.

Информационное обеспечение включает весь набор показателей, документов, классификаторов, кодов, методов их применения в системе налоговых органов, а также информационные массивы данных на машинных носителях, используемые в процессе автоматизации решения функциональных задач.

Техническое обеспечение представляет собой совокупность технических средств обработки информации, основу которых составляют различные ЭВМ, а также средств, позволяющих передавать информацию между различными автоматизированными рабочими местами как внутри налоговых органов, так и при их взаимодействии с другими экономическими объектами и системами.

Программное обеспечение представляет собой комплекс разнообразных программных средств общего и прикладного характера, необходимый для выполнения различных задач, решаемых налоговыми органами.

Автоматизированная информационная система налоговой полиции относится к классу больших систем. К ней, как и к любой подобной системе такого класса, предъявляется ряд требований: достижение целей создания системы; совместимость всех элементов данной системы, как в ее рамках, так и с другими системами, системность, декомпозиция и др. Эти требования предполагают возможность модернизации элементов системы, адаптацию их к меняющимся условиям; надежность в эксплуатации и достоверность информации, однократность ввода исходной информации и многофункциональное, многоплановое использование выходной информации; актуальность информации, хранящейся в базе данных. АИС при минимальных затратах ручного труда должна обеспечить сбор, обработку и анализ информации о состоянии объекта управления, выработку управляющих воздействий, обмен информацией как внутри системы, так и между другими системами одинакового и разных уровней. АИС должна быть оснащена таким комплексом технических средств, который обеспечивал бы реализацию управляющих алгоритмов, связь между системами, простоту ввода исходной информации, разнообразие вывода результатов обработки, простоту и технологичность технического обслуживания, совместимость всех технических модулей, как в программном, так и в информационном аспекте. Существенным требованием является разработка и функционирование системы на базе имеющихся операционных систем различных типов, пакетов прикладных программ, ориентированных на обработку данных и решение функциональных задач, систем управления базами данных, обеспечивающих накопление, ведение и выдачу в обработку информации, необходимой для решения задачи пользователем или удовлетворения его информационного запроса, пакетов программ, обеспечивающих обмен информацией между системами и т.д. В информационном аспекте система должна предоставлять достаточную и полную информацию для реализации ее основных функций, иметь рациональные системы кодирования, использовать общие классификаторы информации, иметь хорошо организованные информационные файлы и базы данных, управляемые СУБД, формировать выходную информацию в форме, удобной для восприятия пользователями, и т.д.

Создание подобной системы связано с решением целого ряда проблем. Это, прежде всего информационное объединение налоговых служб сетями телекоммуникаций и обеспечение возможности доступа к информационным ресурсам каждой из них; разработка, создание и ведение баз данных; оснащение налоговых органов вычислительными комплексами с развитой периферией; разработка программных средств, обеспечивающих решение функциональных задач системы. В основе создания АИС «НАЛОГ» лежит концепция жизненного цикла программных систем.

На первом этапе осуществляются анализ предметной области и разработка постановки задачи или комплекса задач. Постановка задачи осуществляется при непосредственном участии специалистов налоговой службы, чьи функции подлежат автоматизации. Сущность этого этапа состоит в обследовании организационной и функциональной структуры налогового органа и разработки технического задания, для чего используются методы информационного анализа, исследования операций, теории сложных систем. На основе технического задания разрабатывается технический проект автоматизированной системы. Целью данной стадии является создание информационно-логических моделей системы налогообложения. Важнейшей частью создания технического проекта является выбор программных средств и методов реализации проекта. В качестве критериев выбора можно назвать следующие:

· оптимальное соответствие информационно-логической модели налогового органа, выполнение основных функций обработки,

· возможность функционирования в различных операционных средах,

· возможность создания информационного интерфейса с другими средами и системами,

· перспективы развития среды с учетом современных тенденций в информационных технологиях и ряд других.

  • НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ
  • НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА
  • АВТОМАТИЗАЦИЯ УЧЕТНОЙ РАБОТЫ
  • ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

В статье проанализированы основные направления совершенствования работы налоговых органов. Исследованы информационные системы, помогающие ускорить процесс сбора и обработки данных налоговых инспекций.

  • Сравнительный анализ функционирования налоговой системы РФ, США, Франции и Японии
  • Анализ и реформирование системы налогообложения малого и среднего бизнеса в России
  • Значение единого сельскохозяйственного налога для агропромышленного комплекса

Как известно, главенствующая роль в образовании и накоплении доходной части бюджета всех уровней принадлежит налоговым доходам. Вследствие чего, создание высокоэффективной и устойчивой налоговой системы, гарантирующей бюджетную стабильность в среднесрочной и долгосрочной перспективе – является одной из наиболее приоритетных целей государства. Налоговое администрирование – динамично развивающийся порядок управления налоговым процессом со стороны самого государства и его органов в условиях рыночной экономики, установленный законом, практикой или обычаями.

Нельзя не принять во внимание то, что в современных условиях задача формирования в России стабильной системы налогового администрирования сложна, поскольку:

  • во-первых, требует автоматизации многих процессов, в связи с тем, что налоговые органы ежедневно обрабатывают сверхбольшие объемы информации, с неизбежным увеличением которых в будущем такая задача станет непосильной без использования надежной информационной системы;
  • во-вторых эффективность функционирования системы налогового администрирования, несомненно, сдерживается огромным объемом ручных и долговременных операций, выполняемых сотрудниками всех налоговых органов.

Одним из наиболее распространенных методов налогового администрирования является метод регулирования альтернатив - свобода выбора между организационно - правовыми формами хозяйствования, использование различных налоговых режимов и их сочетаний и т.д.

Основными задачами деятельности налоговых органов является:

  • обеспечение полного сбора налоговых и других обязательных платежей в государственный бюджет;
  • осуществление контроля за правильностью исчисления и обеспечения своевременности уплаты платежей;
  • участие в аналитической работе в сфере фискальной политики;
  • предупреждение и пресечение нарушений налогового законодательства.

Существующая в России экономическая ситуация требует от налоговой системы решения проблем своевременного пополнения государственного бюджета, его сбалансированности по доходам и расходам, сокращения дефицита и внешнего долга, обеспечения финансирования федеральных и региональных потребностей. Обеспечение роста налоговых поступлений и повышение уровня собираемости налоговых платежей по–прежнему является приоритетной задачей российских налоговых органов. С другой стороны, необходимость повышения эффективности производства на всех её стадиях, устранение диспропорций, существующих в экономике, а так же задача повышения реального жизненного уровня основной массы населения требуют снижения налоговой нагрузки. Необходимы благоприятные условия для наращивания оборотных средств предприятий и стимулирование их инвестиционной деятельности.

Для повышения эффективности налоговой системы в целом, в том числе её отдельных звеньев, надо рассмотреть все вопросы, в том числе возможность оптимизации:

  1. общей налоговой политики государства и структуры налоговых платежей в стране;
  2. работы налоговых органов в разрезе управления налоговым процессом в целом, внутрисистемного налогового администрирования, взаимодействия со смежными и сотрудничающими государственными органами и с налогоплательщиками.

Решение всех существующих проблем неизбежно требует укрепления информационной базы для осуществления налогового администрирования. Важнейшим источником информации выступают данные учета, организуемого налоговыми органами. Одним из основных источников учетной информации в налоговых органах является Единый государственный реестр налогоплательщиков, который представляет собой систему государственных баз данных налогоплательщиков, ведущихся Федеральной налоговой службой и ее территориальными органами, исходя из единых методологических и программно–технологических принципов с использованием документированной информации, поступающей в эти органы. Единый государственный реестр налогоплательщиков должен послужить базой для формирования единой информационной базы для финансовых и налоговых органов, которая позволит повысить качество и эффективность налогового администрирования. Помимо ведения единого государственного реестра налогоплательщиков, налоговые органы ведут оперативно - бухгалтерский учет, осуществляемый в соответствии с Рекомендациями по порядку ведения в налоговых органах карточек расчетов с бюджетом налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Ведение карточек расчетов с бюджетом по каждому плательщику и по каждому налогу ведутся в автоматизированной информационной системе «Налог», предназначенной для ввода, анализа и контроля поступающих данных в ходе организации оперативно - бухгалтерского учета. Данные оперативно - бухгалтерского учета служат для формирования аналитических записок, включающих следующие разделы:

  1. экономическая ситуация;
  2. характеристика налогоплательщика и налогооблагаемой базы;
  3. поступлений налоговых платежей;
  4. контроль за выполнение задания по налогам и сборам;
  5. задолженность по налоговым платежам;
  6. организация контрольной работы.

Организация налогового администрирования подразумевает наличие доступа к информации. Налоговый кодекс устанавливает право налоговых органов на самостоятельный сбор информации о налогоплательщике. Информацию, поступающая от сторонних организаций, можно классифицировать на информацию:

  1. от налогоплательщика (плательщика сборов, налоговых агентов);
  2. от банков, органов казначейства;
  3. от властных структур;
  4. от других источников.

Автоматизация учетной работы налоговых органов предполагает внедрение современных качественных информационных продуктов с целью повышения достоверности и оперативности обработки учетной информации, а так же максимального ограничения влияния внешних факторов на обработку и анализ введенных данных.

При работе с поступающей в налоговые инспекции информацией выделяют четыре этапа ее обработки:

  1. обработка первичных учетных данных;
  2. введение и обработка данных налоговых проверок;
  3. учет поступлений в бюджет налоговых платежей и сборов, ведение лицевых счетов налогоплательщика;
  4. прием и обработка данных о доходах физических лиц (в том числе, ведущих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица).

Существующая система обработки поступающей в налоговую службу информации подразумевает ее сдачу налогоплательщиком в разные разделы инспекции. Часть такой информации после обработки поступает в общую базу данных, и доступна всем налоговым инспекторам, имеющим к ней доступ. Однако, на данном этапе реализации права налоговых органов на получение информации, отсутствует возможность реализации всех функций налогового администрирования, в частности, невозможно осуществление технической процедуры формирования учетно–аналитической процедуры для использования информации как внутри инспекции, так и вне ее, например для управления налоговым потенциалом территории.

АИС «Налог» - автоматизированная информационная система налоговых органов, созданная для решения комплекса задач налогового администрирования, призванная упростить осуществление учетно– аналитической функции налоговых органов, облегчить процесс взаимоотношений налоговых органов с налогоплательщикам. Преимущество обслуживания через АИС «Налог» для налогоплательщика проявляются в том, что он освобождается от необходимости обязательного посещения налоговой инспекции в период сдачи налоговой декларации, файлы, содержащие отчетные данные, могут быть отправлены по телекоммуникационным каналам связи в любое время суток; нет необходимости предоставлять отчетность в бумажном виде. Еще одним плюсом для налогоплательщика становится то, что при осуществлении входного контроля значительно сокращаются ошибки при подготовке отчетности. Защита передаваемых данных осуществляется согласно требованиям электронного документооборота в налоговых органах в установленном порядке.

Преимуществом использования АИС «Налог» для налоговых органов является то, что:

  1. формирование единой базы о налогоплательщиках происходит автоматически;
  2. безусловное сокращение количества времени, и стоимостных затрат требуемых на ввод данных;
  3. автоматизация системы проведения камеральных проверок;
  4. автоматизация выбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок;
  5. автоматизация подготовки отчетности.

Несмотря на указанные выше преимущества можно выделить некоторые недостатки данной системы, главными из которых являются:

  1. недостаточный уровень информационной безопасности;
  2. сложность администрирования программного обеспечения;
  3. значительные затраты денежных средств на ее содержание.

Для успешной работы по администрированию налогов, обеспечению поступлений в бюджет и проведению результативных проверок ФНС России проводится обработка огромных массивов информации. Выполнение обработки постоянно увеличивающегося объема информации возможно с использованием новейшего программного обеспечения «АИС Налог-3», разрабатываемого в рамках модернизации Федеральной налоговой службы и ее территориальных органов.

Новая система АИС «Налог-3» – это комплексная перестройка организационной структуры Службы, выстраивание новых бизнес-процессов и соответственно создание новой единой автоматизированной системы, использование всей накопленной в ФНС России информации путем создания механизмов ее интеграции на основе консолидации баз данных федерального и регионального уровня.

Создание АИС «Налог-3», должна привести к следующим результатам:

  1. Значительное сокращение объема ручных операций за счет внедрения технологии «Налоговый автомат». Налоговый автомат – технология, обеспечивающая своевременную обработку поступающих в налоговые органы документов и автоматизацию четко формализованных процедур налогового администрирования. Система включает в себя такие программные средства и технологию работы, при которой начисления, проводки платежей, процедуры по взысканию недоимки и другие процессы администрирования будут осуществляться автоматически, по четко установленным в системе бизнесправилам. Внедрение налогового автомата позволит передать функции по проведению расчетов и принятия формализованных решений из инспекций в информационные ресурсы федерального уровня.
  2. Развитие сервиса «Личный кабинет». Принципиальным отличием нового поколения АИС станет возможность стать фискальному органу сервисной службой, в которой налогоплательщики станут партнерами, а не просто пользователями. Важной задачей информационного менеджмента налоговой службы становится предоставление информационных сервисов как внешним (налогоплательщикам, государственным и муниципальным органам власти), так и внутренним пользователям АИС. Налоговая служба представляет большой набор интернет-сервисов. На сегодняшний день развитие основных on-line сервисов позволило налогоплательщикам, через Интернет-сайт Федеральной налоговой службы – www.nalog.ru, знакомиться с налоговым законодательством, образцами и формами налоговых документов, получать ответы, относящиеся к различным сферам законодательства о налогах. Особой популярностью среди посетителей сайта пользуются сервисы «Узнай свой ИНН» и «Личный кабинет налогоплательщика».
  3. Существенное повышение эффективности деятельности налоговых органов. Внедрение данных подходов, максимальная автоматизация процессов налогового администрирования и консолидация внутренней и внешней информации в виде электронного массива данных в информационном ресурсе федерального уровня позволит оценить аспекты деятельности налоговых органов, которые в настоящее время оценке не поддаются, и перейти к более прогрессивной системе оценки результатов деятельности налоговых органов.

Таким образом, автоматизация учетной работы налоговых органов предоставляет как налогоплательщику, так и налоговым органам неоспоримые преимущества, что благотворно сказывается на качестве налогового администрирования в целом.

Список литературы

  1. Абхалимова, Р. С. Информационные технологии ХХI века [Текст] / Р. С. Абхалимова, А. Г. Шарафутдинов // Экономика и социум. - 2014 г. - № 2-5 (11). - С. 234-236.
  2. Кузьмичева, И. А. Автоматизация учетной работы налоговых органов [Текст] / Кузьмичева И. А., Флик Е. Г. // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2010 г. - № 5 (9). – С. 68 – 72.
  3. Сулейманов, Р.Р. Инновационные технологии обучения в экономике [Текст] / Р. Р. Сулейманов, А. Г. Шарафутдинов // Актуальные вопросы экономико-статистического исследования и информационных технологий сборник научных статей: посвящается 40-летию создания кафедры «Статистики и информационных систем в экономике» / МСХ РФ, Башкирский государственный аграрный университет. - Уфа, 2011. - С. 340-342.
  4. Хашева, З. М. Внедрение передовых информационных технологий в налоговых органах России [Текст] / З.М. Хашева, Ю.В. Серпков // Научный вестник Южного института менеджмента. – 2014 г. - № 1. – С. 86 – 89.
  5. Хмеляк, А.С. Информационные технологии как метод совершенствования работы налоговых органов [Текст] / А.С. Хмеляк // Наука и современность. – 2014 г. - № 30. – С. 198-201.
  6. Шарафутдинов, А.Г. Оптимизация производственных параметров личных подсобных хозяйств [Текст] / А. Г. Шарафутдинов // Перспективы инновационного развития АПК: материалы Международной научно-практической конференции в рамках XXIV Международной специализированной выставки «Агрокомплекс–2014». - 2014 г. - С. 261-264.