Коробкова Н., Алимова Д.А. Материнский капитал как институт: проблемы формирования и перспективы его использования

Как заработать

В ходе проведения семинаров по пенсионной реформе сайт ставит своей целью раскрыть весь потенциал имеющихся на сегодняшний день способов приумножения активным гражданином размера своего будущего пенсионного капитала.

К таким инструментам приумножения капитала можно отнести:

Рассмотрим, как могут использовать для приумножения своего будущего пенсионного капитала инструмент «материнский капитал» — государственную поддержку семей с детьми — матери двоих и более детей. Реализатором данной госфункции является Пенсионный фонд России.

1. Понятие материнского капитала

2. Порядок получения материнского капитала

3. Возможности использования материнского капитала

1. Понятие материнского капитала

Материнский (семейный) капитал – это средства федерального бюджета, передаваемые в Пенсионный фонд России (ПФР) с целью поддержки семей, имеющих детей.

Материнский капитал может быть использован для улучшения жилищных условий семей, получения образования детьми или для формирования будущей пенсии матери.

Согласно Федеральному закону № 256-ФЗ от 29.12.2006 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее – 256-ФЗ), материнский капитал предназначен для семей, у которых в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2018 года появился (появится) второй ребенок (либо третий ребенок или последующие дети). Речь идет как о рождении, так и об усыновлении второго, третьего и последующих детей (далее — второго ребенка).

Получателями материнского капитала могут быть:

  • женщина, имеющая российское гражданство и родившая (усыновившая) второго ребенка;
  • отец (усыновитель) второго ребенка в случае прекращения согласно 256-ФЗ права на материнский капитал у женщины;
  • мужчина, имеющий российское гражданство и являющийся единственным усыновителем второго ребенка;
  • ребенок (дети в равных долях), если он еще не является совершеннолетним или учится в образовательном учреждении, но при этом не старше 23 лет, при прекращении права на материнский капитал у отца (усыновителя) или женщины, являющейся единственным родителем (усыновителем) в установленных законом случаях.

Согласно 256-ФЗ, размер материнского капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции. Однако в 2017 году его размер не был проиндексирован и остался на уровне размера 2016 года в 453 026 рублей. Для лиц, уже распорядившихся частью средств, размер оставшейся суммы также должен увеличиваться с учетом инфляции.

Процесс получения данной государственной льготы можно условно подразделить на три этапа:

1) получение права на материнский капитал: появление в семье второго ребенка в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2018 года;

2) получение государственного сертификата на материнский капитал: срок обращения за сертификатом не ограничен;

3) распоряжение государственным сертификатом на материнский капитал: срок распоряжения не ограничен.

2. Порядок получения материнского капитала

Правом на получение материнского капитала можно воспользоваться один раз.

В подтверждение права на получение материнского капитала выдается государственный сертификат на материнский капитал (далее — сертификат). Срок обращения за сертификатом после появления второго ребенка не ограничен.

Для получения сертификата необходимо сделать следующее:

1) оформить в ЗАГСе свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка;

2) подать в ПФР заявление о выдаче сертификата и заверенные копии:

  • документа, удостоверяющего личность заявителя и место его жительства;
  • документов, подтверждающих рождение (усыновление) детей;
  • документа, подтверждающего российское гражданство ребенка (детей), рожденного (усыновленного) после 1 января 2007 года;

3) дождаться по почте уведомления о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата. Срок рассмотрения документов – один месяц с даты их подачи;

4) получить сертификат в ПФР.

3. Возможности использования материнского капитала

Средства материнского капитала можно получить только по безналичному расчету.

Для использования материнского капитала необходимо подать в ПФР заявление о распоряжении средствами (частью средств) материнского капитала.

Средства материнского капитала могут быть направлены на следующие цели:

1) улучшение жилищных условий: приобретение (строительство) жилого помещения и погашение кредита на жилье;

2) получение образования ребенком (детьми) в любом российском образовательном учреждении;

4) приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов.

Распорядиться средствами материнского капитала можно не ранее, чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго ребенка. Исключением является направление средств на погашение кредита на приобретение (строительство) жилого помещения.

Средствами материнского капитала можно распоряжаться в полном объеме либо частями, направляя его на различные цели.Также можно сначала распорядиться капиталом частично, а оставшейся частью распорядиться позднее.

Также осенью 2016 года владельцы сертификатов (вне зависимости от того, сколько времени прошло со дня появления второго ребенка) имели возможность получить единовременную выплату из него в размере 25 000 рублей (или в размере фактического остатка, если он составляет меньшую сумму). Заявление необходимо было подать не позднее 30 ноября 2016 года.

Если женщина не распоряжалась материнским капиталом до выхода на пенсию, она вправе учесть эти средства в составе пенсионных накоплений при назначении ей накопительной пенсии.

Средства материнского капитала могут направляться на формирование (далее - пенсии) матери. В этом случае средства материнского капитала включаются в состав ее .

Пенсионные накопления могут учитываться и инвестироваться как в ПФР, так и в (НПФ). По результатам инвестирования пенсионных накоплений начисляется инвестиционный доход.

Средства материнского капитала (или их часть), первоначально направленные на формирование пенсии, могут быть перенаправлены до момента ее назначения на другие цели.

Порядок направления средств материнского капитала на формирование пенсии в НПФ предусматривает следующие действия:

1) получение сертификата;

2) заключение с НПФ (ОПС) и подача в ПФР заявления о переходе в данный фонд;

3) подача в ПФР:

  • заявления о распоряжении капиталом (направлении средств (части средств) на формирование пенсии);
  • сертификата;
  • страхового свидетельства ОПС владельца сертификата;
  • документа, удостоверяющего личность, место жительства владельца сертификата.

В течение месяца ПФР принимает решение о переводе средств в НПФ, после чего в течение месяца осуществляется перевод.

Таким образом, если иные вопросы семьи решены, материнский капитал может стать инструментом повышения будущей пенсии матери.

Материнский (семейный) капитал: понятие и его значение

Понятие материнского (семейного) капитала и его правовое регулирование

Материнский (семейный) капитал - форма государственной поддержки российских семей, воспитывающих детей. Эта поддержка оказывается с 1 января 2007 года по 31 декабря 2016 года при рождении или усыновлении второго, третьего или последующего ребёнка, имеющего российское гражданство при условии, что родители не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки.

Материнский капитал - как правовое понятие появилось в российском законодательстве после принятия Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее - Закон о поддержке семей).

Государственная поддержка оказывается женщинам, родившим (усыновившим) второго ребенка начиная с 1 января 2007 г.; женщинам, родившим (усыновившим) третьего и последующих детей начиная с 1 января 2007 г., если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки; мужчинам, являющимся единственными усыновителями второго, третьего или последующих детей, ранее не воспользовавшимся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 г. Если указанные лица умерли либо их право на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по иным основаниям, то право на получение дополнительных мер государственной поддержки возникает соответственно у отца (усыновителя) ребенка либо у ребенка (детей в равных долях) .

Заметим, что в Законе о поддержке семей право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей) не только у женщин, но и у мужчин. В частности, такое право имеют мужчины, являющиеся единственными усыновителями второго, третьего и последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 1 января 2007 г. В случае смерти матери, объявления её умершей, лишения родительских прав, а также в случае отмены усыновления соответствующее право на получение дополнительных мер государственной поддержки возникает у отца (усыновителя) ребенка. Таким образом, и мужчина, и женщина в принципе обладают равными правами в данной сфере.

Появление в нашей стране программы материнского капитала не могло не оказать влияния на правовую систему. Рассматривая материнский капитал через призму отрасли права социального обеспечения, необходимо определить его место в системе видов социального обеспечения, то, насколько он вписывается в сложившуюся систему социального обеспечения. При этом следует исходить из того, что любая отрасль права в своей основе имеет основополагающие начала, которые определяют строение всей отрасли и определяют содержание ее норм. Регулирование отношений по социальному обеспечению осуществляется на основе принципов всеобщности социального обеспечения; дифференциации видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин, нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств; гарантированности социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми.

Т.С. Гусева указывает на влияние демографической функции права социального обеспечения на структуру отрасли. Новые ориентиры влекут изменение институциональной структуры отрасли права: появление новых институтов, существенное обновление прежних. При этом усложняются существующие институты системы права социального обеспечения, которые уже сложились на момент актуализации демографической функции - пенсии, пособия, социальное обслуживание, государственная социальная помощь. Изменения демографической функции влекут структурные преобразования отрасли законодательства. Введение законодателем дополнительных мер поддержки семей с детьми повлекло «появление в структуре института пособий и социальных выплат нового подинститута - материнский (семейный) капитал» (подчеркнем, что не стоит путать материнский капитал и выплаты при рождении ребенка, пособия на ребенка, детские компенсации).

Некоторые исследователи (А.Н. Ахмедшина, Ю.Б. Корсаненкова) придерживаются точки зрения, что материнский (семейный) капитал является новым видом социального обеспечения: «…эта мера является абсолютно новым видом обеспечения как по содержанию, так и по условиям предоставления. В частности, до настоящего времени социальное обеспечение предоставлялось в виде денежных выплат (пенсии, пособия) либо услуг натурального характера (протезирование), а материнский капитал нельзя получить в деньгах, хотя он выражен в рублях» .

Но имеется и другое мнение. Так, Т.С. Гусевой обосновано, что целевой характер использования этой денежной выплаты сближает материнский (семейный) капитал с таким видом социальных выплат как субсидии, сходными чертами является безналичная форма предоставления и финансирование социальной выплаты из бюджетных средств, правильнее было бы для обозначения данной выплаты использовать понятие «многоцелевая субсидия» .

Т.С. Гусева определяет место норм, регулирующих отношения по поводу предоставления материнского (семейного) капитала в системе отрасли права социального обеспечения, полагая, что они «объединены в подинститут, который является составной частью института социальных выплат» .

Представляется важным рассмотреть некоторые правоотношения, возникающие в связи с материнским капиталом. Например, отношение по выплате из бюджета средств материнского капитала в погашение ипотечного кредита. Оно может быть рассмотрено как простое правоотношение, субъектами которого являются государство в лице органов Пенсионного фонда РФ (ПФР) и банк, получающий в погашение кредита средства материнского (семейного) капитала. Основаниями его возникновения будет являться юридический состав: кредитный договор на приобретение жилья, наличие задолженности по кредитному договору, наличие государственного сертификата на материнский (семейный капитал), предъявление сертификата в органы Пенсионного фонда РФ с целью погашения кредитного договора, право собственности на приобретенное жилое помещение у лица, которому принадлежит сертификат, обязательство лица, которому принадлежит жилое помещение, оформить указанное жилое помещение в общую собственность. Однако в развернутом виде такое правоотношение будет являться комплексом целого ряда простых правоотношений, в частности:

Отношения по получению сертификата,

Отношения по получению кредита на недвижимость,

Отношения по погашению кредита на недвижимость средствами материнского капитала.

Сегодня данная мера стимулирования процесса повышения рождаемости (материнский капитал) во многом подвергается критике. Действительно, материнский капитал как мера социальной поддержки семей с детьми имеет некоторые стороны, значительно снижающие его эффективность.

Материнский капитал вступает в противоречие с сильной дискриминацией желаемого репродуктивного поведения: «Многодетным семьям приписываются негативные ярлыки, которые не всегда совпадают с реальным положением вещей: такие семьи зачастую ассоциируются с бедностью, низким социальным статусом, невысоким интеллектуальным развитием. … Материнский капитал стимулирует развитие традиционной, патриархальной, детной или даже многодетной семьи, поскольку его использование эффективно в большинстве случаев при наличии в семье мужчины-кормильца» .

Указывается, что «эта мера не подкреплена государственным обеспечением равных возможностей в воспитании детей». Кроме того, «она не встроена в общий неолиберальный институциональный дизайн социальной политики, предполагающий минимизацию государственных поддержек и целевую помощь слабо защищенным группам, В результате, материнский капитал все более воспринимается как идеология (а то и лозунг)…» .

Предоставление мер дополнительной государственной поддержки семьям, имеющим детей, в виде права на материнский (семейный) капитал основано на двух обстоятельствах:

Рождение (усыновление) второго и последующего ребенка;

Период времени, в течение которого это произошло, - с 1 января 2007 г. до 31 декабря 2016 г.

Конституционный Суд РФ высказал свою позицию по этому вопросу: гражданка Г., родившая третьего ребенка в 2004 г., в жалобе оспаривала конституционность отдельных положений Закона о поддержке семей, в т.ч. и применение Закона о поддержке семей к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) ребенка (детей) в период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2016 г. По мнению заявительницы, ограничение ее права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал объективно не оправдано и нарушает принцип равенства всех перед законом, что не соответствует ст.ст. 19, 38, 55 Конституции РФ. Конституционный Суд РФ отказал в принятии к рассмотрению жалобы по причине неподведомственности поставленного в ней вопроса. По его мнению, решение вопроса о действии закона во времени, в том числе о придании ему обратной силы, является прерогативой законодателя, а конкретные меры социальной поддержки семьи и детей в соответствии со ст. 39 Конституции РФ устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ .

Но в судебной практике встречаются примеры, когда фактически рождение ребенка имело место до 1 января 2007 г. Так, Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 03.06.2011 № 4-В11-15 было признано право гражданки получить сертификат, даже если ее ребенок был рожден до 1 января 2007 г. Гражданке было отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Причина -- ее второй ребенок был рожден до 1 января 2007 г. Судебная коллегия по гражданским делам сочла, что оснований для отказа не было, и пояснила следующее: «Закон о дополнительных мерах господдержки семей, имеющих детей, предусматривает, что право на такие меры возникает у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года. Между тем в рассматриваемом случае нужно было учитывать, что второй ребенок истицы был рожден преждевременно (в связи с экстренными медицинскими показаниями), т.е. по причинам, не зависящим от нее. В случае благоприятного исхода беременности ребенок должен был родиться после 1 января 2007 года». С учетом этого, по мнению коллегии, не было оснований для того, чтобы лишить истицу права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал .

Отметим также, что на настоящий момент никак не определен вопрос о судьбе материнского капитала в случае распада семьи. Например, супруги расторгли брак, возникают вопросы о том, с кем будут проживать дети, и о разделе совместно нажитого имущества. В частности, сертификат выдан матери детей, а дети согласно соглашению либо судебному решению будут проживать с отцом.

Здесь могут быть, по крайней мере, такие пути решения проблемы:

При установлении режима средств материнского капитала как меры поддержки женщины супруг не может претендовать на них,

Если же рассматривать их как средство поддержки семьи, то он может поднять вопрос и о его доли, в частности при направлении капитала на улучшение жилищных условий.

Здесь может быть и третье решение проблемы: «право на семейный капитал следует за детьми, т.е. с кем проживают дети, тому и принадлежит право на распоряжение им» .

Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у женщины, родившей (усыновившей) 2-го ребенка начиная с 1 января 2007 г., и может быть реализовано не ранее чем по истечении 3-х лет со дня рождения (усыновления) 2-го ребенка. Из этого следует, что право на материнский капитал зависит только от количества рождений (усыновлений) детей, а не от реального количества живых детей. На практике это может привести к ситуациям, когда будут поддерживаться семьи, которые в соответствии с целями Закона о поддержке семей не должны иметь права на поддержку.

Например, женщина родила двух детей, но один из них умер, тем не менее при рождении второго ребенка и истечении трех лет после его рождения она входит в круг лиц, имеющих право на материнский капитал. Несмотря на исключительность таких случаев, считаем неоправданным «привязывать» право на получение материнского капитала к количеству рождений детей. Подобная ситуация может возникнуть и при отмене усыновления, если женщина уже получила сертификат, а может, и реализовала это право. Следует признавать право на материнский капитал только при наличии живых детей к моменту реализации права на распоряжение капиталом. При этом в отношении второго (последующего) ребенка нужно предусмотреть положение о достижении им трехлетнего или другого возраста, который необходимо определить исходя из цели принятия Закона о поддержке семей.

Вместе с тем, несмотря на имеющуюся критику отдельных положений Закона о поддержке семей, тем не менее, после сообщения Президента РФ В.В. Путина о том, что действие материнского капитала продлится лишь до 2016 г., депутаты Государственной Думы РФ задумались о вновь открывшихся проблемах демографического кризиса. Многие депутаты считают, что отсутствие материнского капитала серьезно скажется на демографической ситуации в стране, так как с 2017 г., при отсутствии финансовой помощи, россиянки опять станут меньше рожать.

По словам заместителя председателя думского Комитета по вопросам семьи, женщин и детей И. Соколовой, отмена материнского капитала снова поставит Россию в сложную демографическую ситуацию. Ввиду этого, в Государственной Думе РФ сегодня разрабатывается предложение по продлению действия материнского капитала хотя бы еще на 9 лет, до 2025 г. И. Соколова не отрицает, что средства, выделяемые на материнский капитал, наносят значительный ущерб областным бюджетам, поэтому распорядилась о подготовке альтернативных способов стимуляции рождения 2-го и 3-го ребенка.

Проект федерального бюджета на 2014 г. не обошел стороной индексацию материнского капитала. На 2014 г. в бюджет заложено более 140 млрд. рублей на эти цели .

Сегодня во многих субъектах РФ введены в действие Законы, регламентирующие право на получение регионального материнского капитала. Предоставляется он только гражданам РФ, имеющим регистрацию по месту жительства на территории субъекта РФ, выплачивающего региональный материнский капитал. Размеры сумм капитала в каждом регионе разные, так же как и цели, на которые этот капитал можно потратить. «Разнится и количество детей в семье, за рождение (усыновление) которых выдается сертификат на региональный материнский капитал, в каких-то регионах уже за рождение (усыновление) второго ребенка, в каких-то - третьего» .

Региональный материнский капитал в республике Мордовия выплачивается в случае рождения в семье после 1 января 2012 г. третьего и последующего ребенка. Размер регионального капитала составляет 40 789 рублей. Выплачиваться региональный материнский капитал будет в виде единовременной выплаты по достижении третьего или последующего ребенка двухлетнего возраста.

Пособия будут ежегодно индексироваться. Использовать региональный материнский капитал семья может на свое усмотрение. В данном случае администрация области не наложила ограничений на области применения регионального родового сертификата. В областном бюджете на 2012 - 2013 гг. заложена сумма в размере 181 608.6 тыс. рублей на выплаты пособий и регионального материнского капитала, аналогичная сумма планируется и на 2014 г., именно на этот год придутся первые выплаты регионального материнского капитала в Волгоградской области.

Отметим, однако, что на совещании у Президента РФ В.В. Путина, посвященном вопросам демографической политики, республика Мордовия прозвучала в числе тех регионов, где областные власти установили незначительный размер материнского капитала. Как сообщает ИА «Высота 102» со ссылкой на стенограмму заседания, речь идет о региональном материнском капитале, который выплачивается дополнительно к федеральному.

В частности, Владимир Путин заявил, что «в большинстве субъектов Федерации введён региональный материнский капитал, при этом его размер от региона к региону, к сожалению, отличается - и отличается значительным образом, в разы… Учитывая эффективность такой меры, как материнский капитал, просил бы глав регионов подумать, что можно сделать в этом направлении дополнительно» .

Итак, материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных Законом о поддержке семей. Это форма государственной поддержки семей, имеющих детей. Осуществляется с 2007 г. при рождении (усыновлении) 2-го (3-го или последующего - только если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки) ребёнка в период с 01.01.2007 по 31.12.2016, имеющего российское гражданство. В соответствии с действующим законодательством, право на получение материнского капитала имеют: женщина, имеющая гражданство РФ, родившая (усыновившая) 2-го или последующих детей начиная с 01.01.2007; мужчина, имеющий гражданство РФ, являющийся единственным усыновителем 2-го или последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 01.01.2007; отец (усыновитель) ребенка независимо от наличия гражданства РФ в случае прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки женщины, родившей (усыновившей) детей, вследствие, например, смерти, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на получение материнского капитала, совершения в отношении ребенка (детей) умышленного преступления; несовершеннолетний ребенок (дети в равных долях) или учащийся по очной форме обучения ребенок до достижения им 23-летнего возраста, при прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки отца (усыновителя) или женщины, являющейся единственным родителем (усыновителем). В подтверждение права на получение средств материнского капитала выдается сертификат государственного образца.

В 2015 году третий раз подряд был снова зарегистрирован естественный прирост населения, значительную роль в достижении которого Правительство отводит программе материнского капитала.

Что такое материнский капитал, как им воспользоваться и как потратить, в чем его выгода и польза — это самые распространенные вопросы, которыми задаются родители. Давайте разбираться.

«Материнский капитал» – это форма государственной поддержки российских семей, в которых с 2007 по 2018 год включительно родился или был усыновлен второй ребенок.

Как проект материнский капитал был разработан исходя из надвигающейся демографической катастрофы. По ряду причин молодые родители не хотели заводить детей и зачастую ограничивались всего одним ребенком в семье. В то время как статистика смертности/рождаемости вынуждала власти предпринять срочные решения по укреплению престижа института семьи, а вместе с тем стимулирование родителей заводить как можно больше детей. Так был разработан и внедрен в 2007 году проект государственного стимулирования и поддержки — материнский капитал.

Размеры материнского капитала

Размеры «денежного вознаграждения» должны были повышаться из года в год, но как видно на таблице — в отличие от всех предыдущих лет, прошедших с 2007 года, размер сертификата на материнский капитал в 2016 году не изменился и по-прежнему составляет 453 тыс. 026 руб, как и в 2015. Т.е. его размер перестал расти. Причины просты. Но для начала разберем 2 самых необходимых термина, значение и знание которых поможет разобраться в следующем вопросе — в связи с чем размер материнского капитала растет или приостанавливается?

1. Инфляция — чрезмерное увеличение количества обращающихся в стране бумажных денег, вызывающее их обесценение. Слово произошло от лат. слова inflatio - вздутие. Если простыми словами, инфляция -это повышение цен на товары и услуги. Это означает, что на одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде.

2. Индексация — увеличение государством доходов и сбережений граждан в соответствии с ростом цен в период инфляции. Индексация (возмещение доходов) непрерывно связана с инфляцией (рост цен).

Но вернемся к материнскому капиталу.

Ее размер с учетом инфляции должен был в 2016 году увеличиться, однако этого не произошло, якобы в связи с высоким дефицитом бюджетных средств, возникшим на фоне резкого падения стоимости нефти.

Но это не говорит о том, что инфляции в стране нет — она есть и по годовому прогнозу составляет — 7, 21% (этот показатель до конца года может измениться). В 2015 году инфляция составляла 12,91%.

До какого года программа поддержки действительна

В 2015 году в СМИ просочилась новость об отмене материнского капитала, и министр финансов РФ Антон Силуанов прокомментировал этот слух:

«Иногда говорят, что Минфин собирается прекратить действие материнского капитала. Нет, мы в правительстве еще не приняли решение, точку не ставили, не обсуждали этот вопрос. Это была точка экспертов, которую, в целом, мы считаем ее разумной. Но окончательное решение будет принимать правительство.»

Но в декабре 2015 года Владимир Путин поручил продлить программу материнского капитала еще на 2 года - до 31.12.2018 г. Федеральным законом от 30.12.2015 г. № 433-ФЗ продление программы было закреплено законодательно.

Цели расходования материнского капитала:

Улучшение жилищных условий

Погашение ипотечного кредита;

Реконструкция и ремонт жилого дома с увеличением жилой площади;

Компенсация за строительство дома;

Ремонт и строительство дома своими силами;

Долевое строительство;

Участие в жилищно-строительных кооперативах.

Получение образования

Проживание студента в общежитии образовательного учреждения

Оплата услуг образовательного учреждения

Факты, которые нужно знать

Право на получение материнского (семейного) капитала предоставляется только один раз.

Материнский капитал нельзя положить на депозит или потратить, например, на автомобиль или погашение текущих задолженностей по кредитам и коммунальным услугам. Это некая защита капитала от неоправданной растраты родителями,

В случае утраты сертификата можно получить его дубликат;

Средства материнского капитала можно получить только по безналичному расчету. Любые схемы обналичивания этих средств являются незаконными. При этом владелец сертификата на материнский капитал, который соглашается принять участие в схемах обналичивания, идет на совершение противоправного акта и может быть признан соучастником преступления по факту нецелевого использования государственных средств.

Использование материнского капитала на детей-инвалидов

1 января 2016 года — впервые за долгие годы действия программы были внесены изменения в направлениях использования сертификата. Теперь материнский капитал официально можно направить на социальную реабилитацию детей-инвалидов.

Однако в действительности данное направление не заработало в полной мере ни с 1 января, ни в течение всего первого полугодия 2016 года - такая возможность действует только «на бумаге», а отделения Пенсионного фонда даже не могут начать прием заявлений от граждан.

Причиной тому стала нерасторопность Правительства, которое до сих пор не утвердило 2 подзаконных акта, без которых невозможна работа по новому основному направлению:

  • специальный перечень товаров и услуг, на которые можно использовать материнский капитал в рамках нового направления;
  • правила использования сертификата на приобретение товаров и услуг по указанному выше перечню.

Кроме того, полным разочарованием для родителей стал предусмотренный в законе механизм использования маткапитала по новому направлению - только в форме компенсации понесенных затрат!

Это значит, что родителям надо сначала самостоятельно отыскать необходимые средства и использовать их по предусмотренному направлению, чтобы потом получить по подтверждающим целевое использование платежным документам и договорам компенсацию из Пенсионного фонда в течение двух месяцев! И то - фактическое наличие приобретенных по документам товаров и услуг будет еще необходимо подтвердить по акту проверки , полученному у специалистов органов социального обслуживания населения по месту жительства.

Вот такая бюрократия.

И еще — одна маленькая деталь, напоминающая надпись на упаковке какого-нибудь продукта, специально напечатанная мелким шрифтом, прочесть которую очень трудно:

Использовать средства государственной субсидии по действующим правилам можно только по прошествии 3 лет со дня рождения второго или последующего ребенка (а также через 3 года после вступления в силу решения суда в случае принятия ребенка на воспитание в семью по схеме усыновления).
В связи с этим на детей (второго, третьего и последующих), рожденных или усыновленных в 2016 году, выплаты по общему правилу будут реализовываться только в 2019 году.

Выглядит это примерно так: рожайте сейчас, а мы вас потом вознаградим!

Исключение, как и ранее, составят случаи использования материнского капитала на ипотеку:

  • в счет погашения ранее взятого кредита или займа на покупку или строительство жилья;
  • в качестве первоначального взноса на получение нового жилищного кредита или займа.

Мнение детского психолога Ирины Чесновой:

Ирина Чеснова

Мне очень нравится такая постановка вопроса: вы рожайте второго ребенка сейчас. А мы вас за это «вознаградим». Потом. Может быть. Если захотите. Вы сначала сами на роды, кроватки-коляски, подгузники, игрушки деньги наскребите, поголодайте два-три годика, довольствуясь только зарплатой папы, а уж потом будет вам счастье! А как же? Мы же должны убедиться, что намерения у вас самые что ни есть серьезные, что от ребенка вы не откажетесь и не «повесите» его на хрупкие плечи государства, и что рожали вы его не для того, чтобы ограбить бюджет на триста тысяч рублей (такие деньжищи!).

Знаете, как это называется? «Презумпция виновности». Каждая семья рассматривается как маргинальная, задумавшая поживиться за счет бюджетных денег путем рождения/усыновления второго ребенка. А чтобы ни у кого не было возможности получить деньги и бросить малыша, пропить и прокутить, потратить «не на то», и была придумана вся эта схема с тремя годами «отсрочки» и сертификатом вместо «живых» денег, который можно использовать только в оговоренных вариантах.

Я прекрасно понимаю логику авторов этой схемы. Прекрасно. Слишком уж много в нашей стране таких маргинальных товарищей, в чьих пьяных головах тут же родится мысль делать бизнес на рождении/усыновлении детей. Но! В чем виноваты остальные семьи (которых, кстати, большинство)? Почему из-за соседки-алкашки, нормальным родителям не дали возможности потратить четыреста тысяч на пеленки-распашонки, консультанта по грудному вскармливанию, массаж и школу раннего развития? На лечение ребенка? На хороший ремонт в квартире? На машину для всей семьи? Или гараж? В конце концов, у каждой ячейки общества свои нужды.

И если бы эти деньги государство давало «по-человечески», каждая семья, решаясь на второго ребенка, знала, что сможет потратить их на то, что нужно именно им. Вот это был бы стимул!

Очень, очень многие семьи хотят второго ребенка, и либо рожают его, не надеясь на помощь государства, либо не рожают, потому что их пугает перспектива нищеты. Зачем им накопления для пенсии, когда деньги нужны «здесь и сейчас» — на миллион разных мелочей, в которых нуждается малыш?

Вывод:

Сама по себе идея разрешить демографическую проблему в стране за счет материнского капитала была большим прорывом и надеждой для большинства граждан современной России. На практике было выявлено несколько важнейших недоработок как в целом программы «материнского капитала», так и самой идеи:

1 . Скольких бы детей вы ни нарожали за всю жизнь, сертификат на получение маткапитала вы получаете один раз в жизни.

2. В России инфляция и индексация взаимодействуют с серьезным запозданием. Цены на продукты или товары растут куда быстрее, чем официальный уровень роста инфляции.

3. Потратить «материнский капитал» на жилье – мысль, вызывающая улыбку. В городах-миллионниках на 400 тысяч рублей решить «квартирный вопрос» невозможно. Купить недвижимость в ипотеку — можно, и эта сумма уйдет на первичный взнос или на погашение % по кредиту. Гораздо существенным это финансовое подспорье выглядит в регионах, где цены на недвижимость заметно ниже. Тем не менее — этот пункт — один из самых востребованных в России.

Ясно, что только за счет маткапитала проблему демографии не решить. Это большое подспорье. Но, увы, никак НЕ стимул. Не тянет он пока на мощный двигатель рождаемости и эффективную демографическую программу. А вы как считаете? Какие факторы сыграют главную роль в вашем решении рожать второго (третьего) ребенка?

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Актуальность данной темы заключается в том, что дополнительная мера государственной поддержки семей, имеющих детей – материнский (семейный) капитал, введенный с 1 января 2007 года, стимулирует повышения рождаемости в стране. Низкая рождаемость и отсутствие материальной поддержки семей с детьми стали рассматриваться как основные причины кризисной демографической ситуации. Многие молодые семьи не могут решиться на рождение детей не только вследствие серьезности данного шага, но и отсутствия возможностей их обеспечить, дать им достойное образование и жилье.

Поэтому важно, чтобы каждая женщина, принимая решение о рождении ребенка, ощущала поддержку государства и была спокойна за будущее своей семьи.

В числе приоритетов стимулирования рождаемости и укрепления семьи концепцией демографического развития РФ были определены:

– формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью с двумя детьми и более;

– повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи;

– создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей, включая условия для самореализации молодежи, в том числе получение общего и профессионального образования, работа с достойной заработной платой, а также возможность обеспечить семью соответствующими жилищными условиями.

Объектом исследования является правовое регулирование дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей.

Предметом исследования является механизм реализации правового обеспечения семей, имеющих детей, на материальную поддержку.

Целью исследования курсовой работы является анализ и обобщение нормативных актов, регулирующих социальную поддержку семей, имеющих детей.

Задачи курсовой работы:

– охарактеризовать дополнительную меру государственной поддержки семей, имеющих детей – материнский (семейный) капитал;

– изучить правила подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала;

– рассмотреть направления использования средств материнского (семейного) капитала.

Источниковую базу составляет Конституция РФ, Федеральные законы, постановления Правительства РФ, Приказы Минздравсоцразвития России, дополнительная литература и периодические издания.

Структура курсовой работы отвечает целям и задачам исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы. Первая глава раскрывает понятие и значение материнского (семейного) капитала. Вторая глава посвящена правилам подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала. В третьей главе описывается, в каких направлениях могут использоваться средства материнского (семейного) капитала.

1. Материнский (семейный) капитал: понятие и его значение

1.1 Понятие материнского (семейного) капитала и его правовое регулирование

Регулирование отношений по социальному обеспечению осуществляется на основе принципов всеобщности социального обеспечения; дифференциации видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин, нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств; гарантированности социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми. Здесь названы только те принципы, проявление которых в нормах о материнском капитале вызывает наибольший интерес.

Материнский (семейный) капитал – средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Предоставление мер дополнительной государственной поддержки семьям, имеющим детей, в виде права на материнский (семейный) капитал основано на двух обстоятельствах: рождение (усыновление) второго и последующего ребенка и период времени, в течение которого это произошло, с 1 января 2007 г. до 31 декабря 2016 г.

Правом на получение материнского капитала можно воспользоваться один раз определенным категориям граждан, предусмотренных в Федеральном законе от 29 декабря 2006 г. №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Подтверждением права на дополнительные меры государственной поддержки является именной документ –государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.

В систему законодательства, обеспечивающего реализацию дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей входят различные по своей юридической направленности законодательные акты:

– Налоговый кодекс РФ, часть вторая, от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ, содержащий дефиницию, включающую средства материнского (семейного) капитала, направляемые для обеспечения реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в число доходов, не подлежащих налогообложению (п. 34 ст. 217 НК РФ);

– Федеральный закон от 19 мая 1995 г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», который устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства;

– Федеральный закон от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

К числу подзаконных нормативных актов, формирующих систему законодательства о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, относятся:

– постановление Правительства РФ от 12 декабря 2007 г. №862 «О правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий» устанавливает виды расходов, на которые могут быть направлены средства (часть средств) материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий, порядок подачи заявления о распоряжении этими средствами и перечень документов, необходимых для рассмотрения заявления, а также порядок и сроки перечисления указанных средств;

– постановление Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. №926 «Об утверждении Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов» устанавливает порядок направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) в любом образовательном учреждении на территории Российской Федерации, имеющем право на оказание соответствующих образовательных услуг, а также на иные связанные с получением образования ребенком (детьми) расходы, и определяет порядок представления документов, необходимых для направления средств на указанные цели;

– постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. №873 «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал» – определяет порядок подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, обеспечивают единый порядок приема и рассмотрения заявлений о его выдаче и регулируют порядок ведения федерального регистра лиц, имеющих право на получение дополнительных мер государственной поддержки, включая сроки и формы представления сведений в него.

капитал материнский поддержка государственный

Белый дом прорабатывает возможные меры по сокращению государственных расходов. Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев предложил отказаться от выплаты материнского капитала. Власть выясняла, насколько эффективной оказалась программа стимулирования демографического роста.

26 августа распоряжением председателя правительства была создана комиссия по оптимизации и повышению эффективности бюджетных расходов. В рамках этой комиссии министр экономического развития Алексей Улюкаев направил ее председателю вице-премьеру Игорю Шувалову письмо с предложением отказаться от равномерного сокращения всех госпрограмм. Вместо этого предлагаются целевые сокращения, в частности завершение программы материнского капитала, что, по данным министерства, позволит экономить до 300 млрд руб. в год. На взгляд Минэкономразвития, программа лишь сдвигает календарь рождений - подвигает семьи рожать второго и последующих детей раньше, чем они сделали бы это без дополнительных мер господдержки.

"Общероссийский народный фронт" устами сопредседателя центрального штаба Ольги Тимофеевой обвинил министерство в профнепригодности. В СМИ предложение Минэкономразвития быстро эволюционировало в "Улюкаев потребовал". Вице-премьер по социальным вопросам Ольга Голодец анонсировала продление выдачи маткапитала и после 31 декабря 2016 года, когда программа окончится. В давно идущей дискуссии Голодец предлагала расширить список целей использования капитала, добавив к трем существующим "вложения в аграрный бизнес или в занятость мам". В заочном споре с министром вице-премьера поддержала пресс-секретарь российского премьер-министра Наталья Тимакова: "В настоящее время вопрос об отмене маткапитала не стоит в повестке правительства. Премьер-министр считает нецелесообразным и несвоевременным предложения о возможном сокращении этой программы". Дискуссия на время затихла.

Эпоха материнского капитала в России началась в самом конце 2006 года. В предновогоднюю неделю Госдума, Совет федерации и президент Путин приняли, одобрили и подписали 286-й федеральный закон, который устанавливал меры дополнительной государственной поддержки семьи. Закон вводил термин "материнский (семейный) капитал" - средства госбюджета, которые страна через пенсионный фонд в виде сертификата выдавала нескольким категориям граждан. Во-первых, женщинам, родившим второго ребенка после 1 января 2007 года. Во-вторых, женщинам, родившим третьего и последующих детей в новом году, если раньше они не получили сертификат. Те же меры распространялись на усыновленных детей. В законе в скобках прописывалось "семейный", поскольку сертификат могут получать не только женщины. Помимо женщин обладателями длинных денег могут стать мужчины, которые были единственными усыновителями второго и последующих детей. Причем не обязательно граждане России: отец или усыновитель в случае прекращения прав на получение маткапитала гражданкой РФ (смерть, лишение родительских прав, совершение преступления в отношении ребенка) может получить сертификат вместо нее, независимо от цвета его паспорта. В случае прекращения прав еще и со стороны отца ребенок до 23 лет получает сертификат сам.

Потратить деньги разрешается на улучшение жилищных условий, образование детей и накопительную часть пенсии матерей. Тем же законом был установлен размер маткапитала - 250 тыс. руб., равно как и необходимость его ежегодной индексации. В нынешнем году государство впервые проиндексировало капитал с точностью до половины рубля. Его размер сейчас составляет 429 408 руб. 50 коп.

Во многих обществах рождаемость, достигнув некоторой критической минимальной точки, снова начинала расти

На первый взгляд, введение материнского капитала не стало переломным моментом в демографической ситуации в нашей стране. В XXI веке она не была столь пессимистичной, как это представлялось ранее. Начиная с 2000 года рождаемость в России неуклонно растет, увеличившись за минувшие 14 лет, по данным Росстата, с 1215 тыс. до 1901 тыс. рождений в год, на целых 56%. Если учесть, что население России, несмотря на позитивную динамику нулевых, до 2010 года продолжало сокращаться (глубокий демографический провал девяностых годов был преодолен не сразу), то общий коэффициент рождаемости, то есть количество родов на 1 тыс. жителей, обнаруживает еще более весомую прибавку - почти 60%. В чем же причина такого внушительного роста, и связан ли он с появлением материнского капитала?

Широко распространено мнение, что по мере материально-технического прогресса рождаемость закономерно снижается, и развитые страны буквально обречены на депопуляцию. Эта точка зрения имеет основания, но лишь до некоторой степени. Во многих обществах, которые стали пионерами на пути депопуляции (Франция, англосаксонские и скандинавские страны), рождаемость, достигнув некоторой критической минимальной точки, снова начинала расти, постепенно приближаясь к уровню замещения поколений (чуть более двух детей на женщину). Опыт такого рода частичной демографической реставрации уже накоплен значительным количеством развитых стран. Однако именно Россия выделяется среди них самыми высокими темпами материнского ренессанса.

Помимо темпов Россия также может похвастаться длительностью наблюдаемого подъема - с незначительными колебаниями рождаемость растет у нас уже пятнадцатый год подряд. В нынешнем году, как показывают опубликованные Росстатом итоги января--августа, позитивная тенденция сохраняется.

Любопытно, что большинство западноевропейских наций, вступивших в этап такой реставрации, споткнулось о мировой финансово-экономический кризис, в результате чего уровень, достигнутый к 2008-2010 годам, до сих пор остается непревзойденным. В отличие от них на постсоветском пространстве кризис, хотя и имел более тяжелые экономические последствия, практически не затронул демографию. Видимо, наши люди, привыкшие к более жестоким ударам судьбы, не приняли всерьез колебаний мировой конъюнктуры и не стали корректировать свои родительские планы.

Россия демонстрирует беспрецедентно высокие темпы демографического возрождения

Если в Англии, Франции или Швеции рождаемость приближалась к своему минимуму плавным, эволюционным путем, то у нас падение приобрело революционный характер в связи с шоком от радикальных общественных изменений. Нет ничего удивительного в том, что постсоветские нации после более глубокого провала более круто набирают высоту. Мы предполагаем, что наши социокультурные стереотипы не могли сильно измениться за короткий срок реформ, а были только придавлены тяжестью экономических и психологических обстоятельств. Поэтому более корректно сравнивать темпы демографической реставрации России с Украиной или Белоруссией, нежели со странами Западной Европы. Однако и здесь сравнение подтверждает феноменальный характер российского роста. Если не брать во внимание скачки рождаемости, имевшие место после тяжелых войн, когда мужья возвращались в свои семьи, то 60-процентное увеличение рождаемости в мирное время - показатель, претендующий на мировой рекорд.

В современном российском обществе популярен стереотип о том, что наблюдаемый в России рост рождаемости если не целиком, то в очень значительной мере обеспечен мигрантами. Однако надо учесть, что крупнейшие очаги иммиграции в Россию - Узбекистан и Азербайджан - давно уже не отличаются высокими демографическими показателями. Современная рождаемость в этих странах приближается к простому воспроизводству и менее чем на четверть превосходит российскую. Уровень рождаемости китайцев, еще одной нации, фигурирующей в миграционных фобиях соотечественников, не так давно стал ниже отечественного (подчеркнем: речь идет, конечно, о сравнении относительных цифр - рождений на 1 тыс. населения, а не об абсолютном сравнении более чем миллиардной КНР и 143-миллионной РФ). Даже в случае совершенно невероятного полного замещения коренного населения России приезжими из указанных государств не только невозможно обеспечить уникальный в мировой практике 60-процентный рост, но и вообще довольно сложно гарантировать сколько-нибудь заметный рост рождаемости. Ведь надо учесть, что в силу трудовой природы миграции мужчины в этой среде значительно преобладают над женщинами, что не способствует высокой рождаемости на 1 тыс. человек.

Вопреки стереотипным фобиям можно смело утверждать, что движущей силой демографического возрождения нулевых-десятых годов выступают отнюдь не мигранты, а русские и народы, близкие к русским по социокультурным стереотипам. Об этом косвенно, но весьма красноречиво свидетельствует региональный анализ произошедших перемен (см. карту).

В группах, где рождаемость росла темпами выше средних, абсолютно преобладают регионы с преимущественно русским населением (за исключением Марий-Эл и Тувы). Такие очевидные эпицентры миграционного притяжения, как Москва и Краснодарский край, оказались в группе отстающих, а Московская область, хоть и перевалила средний рубеж, выглядит довольно скромно.

Наименьшими темпами росла рождаемость на Северном Кавказе. Вопреки распространенному мнению этот регион тоже пережил демографический кризис девяностых, хотя в существенно менее острой форме, нежели центральная и северная Россия. Сегодня мы наблюдаем процесс сближения семейных ориентиров между славянскими и кавказскими народами. Если по группе регионов с преимущественно русским населением рождаемость в среднем уже превысила уровень дореформенного 1990 года, то в группе республик Северного Кавказа, традиционно отличавшихся многодетностью, общие коэффициенты рождаемости колеблются в диапазоне от 70 до 95% к уровню 1990 года. Различия между размерами русских и кавказских семей уже не так контрастны, как раньше. Общий коэффициент рождаемости между соответствующими регионами различается сейчас примерно в полтора раза (в отличие от более чем двойного разрыва в пользу Северного Кавказа в начале девяностых годов).

Снижения до 97% от уровня 1999 года в 2013-м не произошло, потому что менялась не только численность женщин, но и интенсивность рождений

Опять же подчеркнем: мы сравниваем темпы роста, а не достигнутый уровень рождаемости. В отношении количества рождений на 1 тыс. человек северокавказские республики по-прежнему опережают центральные регионы, которые тем не менее сегодня сокращают разрыв с ними. Более точную картину дало бы сравнение не общих, а суммарных коэффициентов рождаемости, то есть не количества новорожденных на 1 тыс. жителей, а количества приходящихся на одну женщину детей, но авторы не располагают такими данными в разрезе по регионам.

Таким образом, Россия демонстрирует беспрецедентно высокие темпы демографического возрождения, что невозможно списать на миграцию или на вклад регионов с традиционно высокой рождаемостью - локомотивом материнского ренессанса выступают области с преимущественно русским населением.

Весь период демографического возрождения в России можно разделить на два равных временных промежутка по семь лет: до введения материнского капитала (2000-2006) и после (2007-2013). Объективные условия для демографического роста в эти периоды складывались неодинаково. В 2000-2006 годах в стране увеличивалось число женщин детородного возраста, так как в зрелую жизнь вступали дети последнего советского демографического бума 1982-1988 годов. В 2007-2013 годах количество потенциальных мам пошло на убыль, поскольку совершеннолетия достигло малочисленное поколение девочек, рожденных на излете перестройки и в разгар "шоковой терапии" (1989-1995)

На основании этих данных демографы самых разных школ и направлений предсказывали, что примерно с 2010 года в России начнется падение рождаемости. Об этом писали руководитель центра по изучению проблем народонаселения МГУ Валерий Елизаров, директор Института демографии ВШЭ Анатолий Вишневский, его заместитель Сергей Захаров, доцент кафедры социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ Виктор Медков и другие.

На основании данных всероссийских переписей 2001 и 2010 годов, а также возрастных коэффициентов рождаемости 2000 года, опубликованных Росстатом, можно сделать несколько выводов. Если бы частота рождений на одну женщину на протяжении всего рассматриваемого нами периода оставалась неизменной, и менялось бы только количество потенциальных рожениц, то в 2006 году количество рожденных детей достигло бы уровня 106% от стартовой планки 1999 года (около 1290 тыс. человек). Такой прирост объяснялся бы увеличением числа потенциальных мам из поколения советского бэби-бума середины 80-х. Однако к 2013 году число рожденных детей сократилось бы до 97% от уровня 1999 года (1180 тыс.) - это спустя 20-25 лет до нас докатилось бы эхо демографического провала в результате коллапса СССР.

Однако реальная частота рождений зависит не только от экстенсивного фактора (количества женщин фертильного возраста), но и от интенсивного, то есть от частоты рождений на одну женщину. Если в обществе происходит сдвиг от идеала однодетной семьи к идеалу двухдетной, или наоборот, это радикальным образом сказывается на уровне рождаемости.

В действительности снижения до 97% от уровня 1999 года в 2013-м не произошло, потому что менялась не только численность женщин, но и интенсивность рождений. Наши "бы" относительно численности рождений оказались отброшены реальностью. Как мы теперь знаем, ни в 2010 году, ни в 2012 пессимистические прогнозы демографов не сбылись. Напротив, российская рождаемость продолжала расти, и в 2013 году, впервые за всю пореформенную эпоху, превысила смертность, обеспечив нашей стране естественный прирост населения.

В 2006 году рождаемость по стране выросла на 22% по отношению к 1999 году. 6% этого роста обеспечено экстенсивным фактором - увеличением числа женщин. Оставшиеся 16% приходятся на интенсивный фактор, то есть на увеличившуюся частоту рождений, проще говоря, на стремление не ограничиваться одним, а родить второго и третьего ребенка.

В 2013 году мы ожидали снижения числа рождений из-за снижения числа женщин. Но рождаемость, наоборот, резко выросла - на 56%. Получается, что возросшая интенсивность рождений не только обеспечила 56% прироста по сравнению с 1999 годом, но и компенсировала прогностическое трехпроцентное снижение. В сумме частота рождений на одну женщину по сравнению с 1999 годом достигла в 2013-м уровня 159%. Дополнительные по сравнению с годом исторического минимума 59% обеспечены исключительно ростом интенсивности, а не количественными факторами. В 2006 году роль интенсивного фактора выражалась всего лишь в 16-процентном приросте. Получается, что сумма факторов, повышающих частоту рождений (житейским языком - повышающих детность наших семей), в 2013 году действовала примерно в четыре раза сильнее, чем в 2006 году.

Очевидно, что после введения материнского капитала интенсивность рождений значительно выросла. Причем роль интенсивного фактора в это время оказалась почти в четыре раза весомее, чем в период без материнского капитала. В результате в 2007-2013 годах рождаемость росла еще быстрее, чем в предыдущую семилетку, невзирая на сокращение материнского поколения. Это серьезный предварительный аргумент в пользу сохранения обсуждаемой нами социальной меры.

Безусловно, на основании сказанного нельзя утверждать, что введение материнского капитала стало единственной или хотя бы главной причиной роста рождаемости в 2007-2013 годах. Но еще более опрометчиво заявлять, что экономическое стимулирование не принесло ожидаемого эффекта, выразившись только в сдвиге календаря рождений. Те, кто сводит эффект материнского капитала к сдвигу календаря, подразумевают, что появившиеся на свет дети все равно должны были родиться, только несколько позже, поэтому никакого реального роста рождаемости мы в итоге не получим, и с точки зрения демографического будущего выдача почти по 430 тыс. руб. на семью - пустая трата денег.

Доля вторых и последующих рождений, судя по оценочным данным "Демоскопа weekly" и Минтруда, только с 2006 по 2012 год увеличилась примерно с 42,3% до 51,5% в общем числе рождений. В абсолютных цифрах это означает увеличение с 625 тыс. до 980 тыс. или более чем в полтора раза. Предположим, что эксперты Минэкономразвития правы, объясняя такое увеличение рождаемости сдвигом календаря. В таком случае почти за восемь лет действия демографической программы по выплатам материнского капитала повторные визиты в роддома должны были нанести в полтора с лишним раза больше женщин. То есть к восьми ожидаемым ежегодным группам рожениц (которые все равно решились бы рожать в обозначенные сроки, даже если бы материнского капитала и не было), должно добавиться еще более четырех таких же групп, составленные из тех, кто без материнского капитала отложил бы вторые роды на потом. Чтобы укомплектовать более четырех таких когорт, потребуется более чем четырехлетний сдвиг планов по рождению вторых детей в масштабах всей страны! Но это физически невозможно, так как разница между средним возрастом рождения первого и второго ребенка к моменту введения материнского капитала составляла чуть менее пяти лет и в силу физиологических причин не могла быть сокращена более чем на три-четыре года. Даже если бы благодаря стимулу семейного капитала вторые дети рождались вслед за первыми в конвейерном порядке, уже на шестом году программы ресурс полуторного роста был бы исчерпан (в роддомах побывало бы шесть плановых годовых когорт плюс три сверхплановые, явившиеся туда в результате максимального физиологически возможного уплотнения календаря родов). Следовательно, с 2012 года на смену росту пришло бы стремительное сокращение рождаемости, ведь все желанные вторые дети уже рождены досрочно. Однако никакого сокращения мы не наблюдаем в нынешнем году и даже не можем прогнозировать на следующий. Значит, материнский капитал стимулировал "оригинальные", "сверхплановые" рождения, а не приближал запланированные, как полагает Минэкономразвития. И следовательно, 300 млрд руб. в год не направляются на потехи с настенным календарем, а реально позволяют материнский капитал преобразовать в человеческий.

Более того, сдвиг календаря неизбежно привел бы к омоложению срока среднестатистических родов. В действительности наблюдается обратная картина: роженицы в России стареют. По данным Фонда социального страхования РФ, за период действия материнского капитала средний возраст мам увеличился с 26,6 до 28,2 года. В возрастной группе от 35 до 40 лет рождаемость растет вдвое быстрее, чем в среднем по всей материнской когорте. Это говорит о том, что налицо не сдвиг календаря вперед, не досрочные роды раньше намеченных сроков, а начавшаяся наконец-то реализация долгожданных и постоянно откладываемых планов, позволившая многим матерям вскочить в последний вагон уходящего поезда под занавес своего фертильного возраста. Если бы не улучшение социальных условий, не оказанная поддержка со стороны государства, этим откладываемым надеждам никогда не суждено было бы сбыться.

Оценить роль материнского капитала в этих переменах позволяют и социологические исследования, проведенные в 2013 году Росстатом. При опросе российских семей всех возрастов 6% из всех опрошенных брачных пар сообщили, что на их решение о рождении ребенка определяющее влияние оказала выдача этого пособия. Доля 6% выглядит незначительной, но в абсолютных цифрах в масштабах страны вырастает до 1800 тыс. человек. Примерно на такое количество детей суммарная рождаемость в 2007-2013 годах превысила достигнутый уровень 2006 года. Примерно таким же количеством детей обеспечен перевес России в темпах материнского ренессанса над ее сестрами - Белоруссией и Украиной.

После введения материнского капитала в стране ускорился рост рождаемости. И произошло это не за счет сдвига календаря рождений, а за счет реального увеличения числа детей, рождающихся в расчете на одну женщину. Впервые за 20 минувших лет модель двухдетной семьи получила ощутимый перевес над однодетной, общее количество вторых и последующих рождений превзошло количество первых. В превышении числа вторых и последующих рождений над первыми роль материнского капитала очевидна.

Мы принципиально не рассматривали вопросы этичности этой отмены и саму этичность постановки вопроса. Но даже рациональный взгляд показывает, что материнский капитал оказался эффективной социальной мерой.
Владимир Тимаков, Алексей Токарев

от себя. по Свердловской области мигрантов-таджиков немерено. размножаются сильно, все или граждане, или вид на жительство имеют. лукавая статистика, имхо.