Казенное учреждение учетная политика год образец. Пример учетной политики в бюджетном учреждении (нюансы)

Инвестиции

Исходя из п. 1 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете совокупность способов ведения учреждением бухгалтерского учета составляет его учетную политику. На основании п. 6 Инструкции № 157н принятая бюджетным учреждением учетная политика утверждается приказом или распоряжением руководителя государственного (муниципального) учреждения. Учетная политика на 2017 год уже составлена и применяется начиная с 1 января 2017 года. По причине вступления в силу в декабре 2016 года Приказа Минфина РФ от 16.11.2016 № 209н , внесшего изменения в инструкции № 157н, 174н , положения учетной политики, применяющейся в 2016 году, несколько отличаются от тех, которых должны быть отражены в учетной политике этого года. В статье автор говорит о том, как должна быть скорректирована учетная политика, применяющаяся учреждением в 2017 году.

Согласно п. 5 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете учетная политика должна применяться последовательно из года в год. С опорой на вышеизложенное отметим, что учетная политика должна быть сформирована при создании учреждения, при необходимости должна осуществляться ее корректировка. Ежегодное утверждение новой учетной политики противоречит требованиям Закона о бухгалтерском учете.

При этом следует учитывать, что вносить изменения в учетную политику государственного (муниципального) учреждения можно исключительно в строго определенных случаях, установленных Законом о бухгалтерском учете. К таким случаям относятся (п. 6 ст. 8 названного закона):

Отметим, что любое изменение учетной политики должно быть оформлено распоряжением или приказом руководителя учреждения. В преамбуле к статье мы напомнили о Приказе Минфина РФ № 209н, который вступил в силу 30 декабря 2016 года.

Пунктом 8 данного приказа установлено, что он применяется при формировании показателей бухгалтерского (бюджетного) учета и бухгалтерской (бюджетной) отчетности за 2016 год за исключением отдельных положений, дата начала применения которых – 1 января 2017 года. Таким образом, учетная политика учреждения должна отражать изменения, которые были внесены в нее 30 (31) декабря 2016 года, применялись в 2016 году (при составлении отчетных форм) и применяются в 2017 году.

При этом, как отметил Минфин в Письме от 17.08.2016 № 02-07-10/48198, государственное (муниципальное) учреждение может сформировать свою учетную политику путем издания как одного, так и совокупности отдельных нормативных актов.

Для справки:

На сайте Минфина размещен проект приказа « Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (далее – Стандарт «Учетная политика»). Предлагается, что данный документ начнет применяться с 1 января 2018 года. Вместе с тем, по нашему мнению, уже сейчас нужно обратить внимание на его положения и, возможно, некоторые из его норм отразить в своей учетной политике.

Рабочий план счетов.

В соответствии с требованиями Инструкции № 157н рабочий план счетов, а также требования к структуре аналитического учета, утвержденные в рамках формирования учетной политики, применяются непрерывно и изменяются при условии обеспечения сопоставимости показателей бухгалтерского учета и отчетности за отчетный, текущий и очередной финансовый годы (очередной финансовый год и плановый период). Рабочий план счетов должен включать в себя применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета.

Изменения, вносимые Приказом Минфина РФ № 209н, затрагивают План счетов бухгалтерского учета, применяемый бюджетными учреждениями. Следовательно, Рабочий план счетов, утвержденный учетной политикой учреждения, должен быть скорректирован и приведен в соответствие с действующим законодательством РФ. Так корректировке подлежат следующие счета:

Номер счета

Название счета в старых редакциях инструкций № 157н, 174н

Название счета в действующих редакциях инструкций № 157н, 174н

Расчеты по приобретению акций и по иным формам участия в капитале

Расчеты по приобретению акций и иных форм участия в капитале

Увеличение кредиторской задолженности по приобретению акций и по иным формам участия в капитале

Увеличение кредиторской задолженности по приобретению акций и иных форм участия в капитале

Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению акций и по иным формам участия в капитале

Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению акций и иных форм участия в капитале

Сметные (плановые) назначения

Сметные (плановые, прогнозные) назначения

Поступления денежных средств на счета учреждения

Поступления денежных средств

Выбытия денежных средств со счетов учреждения

Выбытия денежных средств

Кроме того, в инструкции № 157н, 174н введены следующие новые счета, которые при необходимости должны быть вписаны в рабочий план счетов бюджетного учреждения:

Номер счета

Название счета

Балансовые счета

Расчеты по НДС по авансам уплаченным

Увеличение дебиторской задолженности по НДС по авансам уплаченным

Уменьшение дебиторской задолженности по НДС по авансам уплаченным

Выпадающие доходы

Принятые авансовые денежные обязательства

Авансовые денежные обязательства к исполнению

Исполненные денежные обязательства

Забалансовый счет

Активы в управляющих компаниях

В соответствии с нормами Инструкции № 157н учреждение вправе при утверждении рабочего плана счетов вводить дополнительные аналитические коды счетов, обеспечивающих формирование в бухгалтерском учете дополнительной информации, необходимой внутренним, внешним пользователям бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений, а также дополнительные забалансовые счета для сбора информации в целях обеспечения управленческого учета, для обеспечения внутреннего контроля за сохранностью имущества, выданного в пользование.

С опорой на вышеизложенное учреждению необходимо скорректировать используемый им рабочий план счетов с учетом указанных изменений.

Кроме того, необходимо обратить внимание на изменения в порядке отражения информации в разрядах номеров аналитических счетов, внесенные в п. 2.1 Инструкции № 174н.

Номер счета

Разряд номера счета

Информация, отражаемая в разрядах счета

Все счета

Коды классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ)

Счет 0 100 00 000 «Нефинансовые активы» (за исключением счетов аналитического учета счетов 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы», 0 107 00 000 «Нефинансовые активы в пути», 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг»), а также счет 0 201 35 000 «Денежные документы» и корреспондирующие с ними счета 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта» (0 401 20 241, 0 401 20 242, 0 401 20 270)

Отражаются нули (если иное не предусмотрено требованиями целевого назначения выделенных средств)

Счет 0 201 00 000 «Денежные средства учреждения»

Отражаются нули

Счет 0 204 00 000 «Финансовые вложения»

Отражаются нули, если иное не предусмотрено требованиями целевого назначения выделенных средств

Счет 0 207 00 000 «Расчеты по кредитам, займам (ссудам)», отражающий сумму основного долга по кредитам, займам (ссудам)

Отражается аналитический код поступления

Счет 0 301 00 000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам», отражающий сумму основного долга по кредитам, займам (ссудам)

Отражается аналитический код выбытия

Счет 0 304 01 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение»

Отражаются нули

Для получения дополнительной информации, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности, а также согласно требованиям учредителя и в целях управленческого учета бюджетное учреждение в 1 – 17-м разрядах номера счета, в котором Инструкцией № 174н предусмотрены нули, отражает в порядке, установленном его учетной политикой, соответствующие аналитические коды поступления (выбытия).

Регистры бухгалтерского учета.

Приказом Минфина РФ № 209н из перечня регистров бухучета, которые должно вести учреждение, исключен журнал по санкционированию. Заметим, что теперь учет операций с бюджетными ассигнованиями, лимитами бюджетных обязательств, утвержденными сметными (плановыми, прогнозными) назначениями и принятыми учреждением обязательствами (денежными обязательствами), будет осуществляться в журнале по прочим операциям на основании первичных документов (учетных документов), установленных финансовым органом соответствующего бюджета.

Кроме того, изменено наименование журнала операций расчетов по оплате труда. Теперь он будет называться «журнал операций расчетов по оплате труда, денежному довольствию и стипендиям».

Если в учетной политике вашего учреждения поименованы журналы операций, наименования которых Приказом Минфина РФ № 209н изменены, следует скорректировать их наименования и привести их в соответствие с действующим законодательством.

Внесение исправлений в бухгалтерском учете и отчетности.

Правила внесения исправлений ошибок, обнаруженных в регистрах бухгалтерского учета, производится в порядке, установленном п. 18 Инструкции № 157н. Порядок внесения изменений в отчетные формы определен в п. 8.1 Инструкции № 33н .

Приказом Минфина РФ № 209н уточнено, что по решению органа, осуществляющего в отношении государственного (муниципального) бюджетного учреждения функции и полномочия учредителя, ошибка, обнаруженная до утверждения представленной этому органу бухгалтерской (финансовой) отчетности и требующая внесения изменений в регистры бухучета (журналы операций), в зависимости от ее характера отражается субъектом учета последним днем отчетного периода:

  • дополнительной бухгалтерской записью;
  • бухгалтерской записью, оформленной способом «красное сторно», и (или) дополнительной бухгалтерской записью;

Информация об указанных записях и об изменении показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности подлежит раскрытию в пояснительной записке (ф. 0503760), представляемой в составе уточненной отчетности.

Следует отметить, что Стандарт «Учетная политика» содержит в том числе подробный порядок исправления в бухгалтерском учете и отчетности ошибок отчетного периода, выявленных:

  • в ходе осуществления внутреннего контроля после даты подписания бухгалтерской (финансовой) отчетности, но до предельной даты ее представления;
  • в ходе камеральной проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности после предельной даты ее представления, но до даты ее принятия уполномоченным органом;
  • в ходе осуществления внутреннего или внешнего финансового контроля, а также внутреннего контроля или внутреннего финансового аудита после даты принятия бухгалтерской (финансовой) отчетности, но до даты ее утверждения;
  • после даты утверждения квартальной бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • после даты утверждения годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В учетной политике учреждения может быть прописан порядок внесения исправлений в бухгалтерский учет с опорой на положения данного стандарта.

Инвентаризция имущества, финансовых активов и обязательств

В соответствии с п. 20 Инструкции № 157н инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств должна проводиться бюджетным учреждением в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми Минфином в соответствии с законодательством РФ. То есть порядок и сроки инвентаризации имущества и обязательств устанавливаются в рамках сформированной с учетом положений законодательства РФ учетной политики учреждения. Приказом Минфина РФ № 209н указанный пункт дополнен перечнем случаев, в которых проведение инвентаризации обязательно:

  • при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
  • в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при передаче имущества организации в аренду, управление, безвозмездное пользование, а также выкупе, продаже комплекса объектов учета (имущественного комплекса);
  • в других случаях, предусмотренных законодательством РФ или иными нормативными правовыми актами РФ.

В учетной политике учреждения может быть предусмотрено больше случаев, когда проведение инвентаризации обязательно, чем это указано в п. 20 Инструкции № 157н, но меньше – не может. На это стоит обратить внимание и внести соответствующие коррективы.

Санкционирование расходов.

Как мы уже отметили выше, единый план счетов бухгалтерского учета дополнен следующими счетами:

  • 0 502 03 000 «Принятые авансовые денежные обязательства»;
  • 0 502 04 000 «Авансовые денежные обязательства к исполнению»;
  • 0 502 05 000 «Исполненные денежные обязательства».

Также п. 308 Инструкции № 157н дополнен следующими новыми понятиями:

  • авансовые денежные обязательства – обязанность учреждения уплатить в порядке предварительной оплаты (аванса) юридическому или физическому лицу определенные денежные средства в соответствии с условиями гражданско-правовой сделки до осуществления поставки необходимых товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  • отложенные обязательства – обязательства учреждения, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно) и (или) по которым не определено время (финансовый период) их исполнения, при условии создания в учете учреждения по данным обязательствам резерва предстоящих расходов.

Уточнено, что принимаемые обязательства – это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом обязанности учреждений предоставить с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсов, аукционов, запроса котировок, запроса предложений) в соответствующем финансовом году денежные средства. Суммы принимаемых обязательств определяются в размере начальной (максимальной) цены контракта (договора) на основании размещаемых в единой информационной системе в сфере закупок извещений об осуществлении закупок (направленных приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя)) с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

При этом, поскольку положения Инструкции № 174н не содержат бухгалтерских записей по отражению операций по счетам 0 502 03 000, 0 502 04 000 и 0 502 05 000, в учетной политике бюджетного учреждения следует прописать, как при отражении операций по санкционированию расходов бухгалтерам бюджетных учреждений применять данные счета. При разработке таких бухгалтерских записей, нужно руководствоваться методологией бухгалтерского учета, установленной инструкциями № 157н и 174н.

Выпадающие доходы.

Положения Инструкции № 174н дополнены новым счетом 0 401 10 174 «Выпадающие доходы». Кроме того, п. 152 Инструкции № 174н дополнен положением, в силу которого уменьшение суммы начисленных доходов, в том числе денежных взысканий (штрафов, пеней, неустоек), при принятии решения об их уменьшении в соответствии с законодательством РФ отражается по дебету счета 0 401 10 174 «Выпадающие доходы» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счетов 0 205 00 000 «Расчеты по доходам», 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам».

Поскольку нормы инструкций № 157н и 174н не расшифровывают термин «выпадающие доходы», перечень таких доходов следует закрепить в учетной политике учреждения.

Порядок отражения в учете событий после отчетной даты.

Пункт 3 Инструкции № 157н дополнен новым абзацем, в силу которого в случае, если для соблюдения сроков представления бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) в связи с поздним поступлением первичных учетных документов информация о событии после отчетной даты не используется при формировании показателей этой отчетности, информация об указанном событии и его оценке в денежном выражении раскрывается в отчетности (текстовой части пояснительной записки).

Напомним, что порядок признания в бухучете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты должен быть установлен бюджетным учреждением при формировании учетной политики.

Следует отметить, что на сайте Минина также размещен проект приказа «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «События после отчетной даты. Принимая во внимание положения данного стандарта, в учетной политике учреждения рекомендуем установить:

  • перечень событий, относимых к событиям после отчетной даты;
  • порядок отражения данных событий на счетах бухгалтерского учета и в отчетности.

Так, в силу п. 3 указанного проекта приказа к событиям после отчетной даты относятся:

1. События, подтверждающие условия хозяйственной деятельности, существовавшие на отчетную дату:

  • объявление в установленном порядке банкротом дебитора, если по состоянию на отчетную дату в отношении этого дебитора уже осуществлялась процедура банкротства;
  • завершение после отчетной даты судебного производства, в результате которого подтверждается наличие на отчетную дату актива и (или) обязательства;
  • завершение после отчетной даты процесса оформления изменений существенных условий сделки, который был инициирован в отчетном периоде;
  • получение от страховой организации документа, устанавливающего или уточняющего размер страхового возмещения по страховому случаю, произошедшему в отчетном периоде;
  • получение информации, указывающей на обесценение активов на отчетную дату или на необходимость корректировки убытка от обесценения активов, признанного на отчетную дату;
  • обнаружение ошибки в данных бухгалтерского учета за отчетный период до даты подписания отчетности;
  • иные события, которые подтверждают условия хозяйственной деятельности, существовавшие на отчетную дату, и (или) указывают на обстоятельства, существовавшие на отчетную дату.

2. События, свидетельствующие об условиях хозяйственной деятельности, возникших после отчетной даты:

  • изменение после отчетной даты кадастровых оценок нефинансовых активов;
  • принятие решения о реорганизации или ликвидации (упразднении) субъекта учета, о котором не было известно по состоянию на отчетную дату;
  • существенное поступление или выбытие активов;
  • пожар, авария, стихийное бедствие или другая чрезвычайная ситуация, в результате которой уничтожены или значительно повреждены активы;
  • публичные объявления об изменениях политики, планов и намерений органа, осуществляющего полномочия учредителя, которые могут оказать влияние на полномочия и функции субъекта учета;
  • изменение величины активов и (или) обязательств, произошедшее в результате изменения после отчетной даты курсов иностранных валют;
  • изменения законодательства, в том числе утверждение нормативных правовых актов, оформляющих начало реализации, изменение и прекращение государственных программ и проектов, заключение и прекращение действия договоров и соглашений, а также иные решения, исполнение которых может существенно повлиять на величину активов, обязательств, доходов и расходов субъекта учета;
  • начало судебного производства, связанного исключительно с событиями, произошедшими после отчетной даты;
  • иные события, которые свидетельствуют об условиях хозяйственной деятельности, возникших после отчетной даты, и (или) указывают на обстоятельства, возникшие после отчетной даты

* * *

В заключение еще раз отметим, что в учетной политике должны быть отражены особенности ведения бухгалтерского учета конкретного учреждения. Изменение учетной политики допускается в строго определенных случаях, к которым относятся:

  • изменение законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов и нормативных правовых актов органов, регулирующих бухгалтерский учет;
  • разработка или выбор учреждением способа ведения бухгалтерского учета, применение которого позволит представить в бухгалтерской (финансовой) отчетности достоверную и более уместную информацию;
  • существенное изменение условий деятельности учреждения, включая его реорганизацию, изменение возложенных на учреждение полномочий и (или) выполняемых им функций.


Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Приказ Минфина РФ от 16.11.2016 № 209н «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов Российской Федерации в целях совершенствования бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности».

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н.

А. Гусев, к. п. н.,

эксперт журнала «Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение» № 3, март, 2017 года.

Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение, №3, 2017 год

Л. Морозова , эксперт журнала

В соответствии с п. 6 Инструкции № 157н государственные (муниципальные) учреждения культуры и искусства обязаны в целях организации и ведения бухгалтерского учета разработать и утвердить учетную политику. В данной статье приведем шаблон примерной учетной политики на 2012 год, который учреждение культуры при формировании своей учетной политики может взять за основу, выбрать по некоторым пунктам необходимый вариант из предлагаемых автором, если нужно доработать ее с учетом особенностей структуры и ведения деятельности конкретного учреждения.

В соответствии с п. 4 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете принятая учреждением учетная политика применяется последовательно из года в год. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года. Случаи изменения учетной политики перечислены в этом же пункте. К ним относятся:

  • изменение законодательства РФ или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета;
  • разработка учреждением новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности.

Напомним, что 2012 год для многих государственных (муниципальных) учреждений стал переходным (изменился статус учреждения). С изменением правового статуса меняются не только права и ответственность учреждений, но и нормативная база, в соответствии с которой учреждение обязано вести . Поэтому в данном случае учреждение вправе вносить изменения в учетную политику и распространять их не с начала финансового года, а с даты изменения типа учреждения.

Структура учетной политики разрабатывается учреждением самостоятельно и в большинстве случаев включает в себя:

  • организационный раздел;
  • методику бухгалтерского учета;
  • методику налогового учета.

Разработанная и принятая учреждением учетная политика утверждается руководителем учреждения, который несет непосредственную ответственность за организацию бухгалтерского учета (п. 1 , 3 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете ).

Ответственность за формирование учетной политики, ее соблюдение, а также ведение бухгалтерского и налогового учета возлагается на главного бухгалтера.

Приказ о введении учетной политики

№  от «» 2012 года

Руководствуясь Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Бюджетным кодексом, Налоговым кодексом, Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), а также:

  • Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н (далее – Инструкция № 162н);
  • Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н (далее – Инструкция № 174н);
  • Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н (далее – Инструкция № 183н),

приказываю начиная с «» 2012 года применять следующую учетную политику учреждения:

1. Организационный раздел.

1.1. Бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности учреждения вести:

  • бухгалтерии, являющейся структурным подразделением учреждения;
  • централизованной бухгалтерии;
  • иной специализированной организации, являющейся юридическим лицом и осуществляющей бухгалтерский учет на договорной основе.

Функции по организации учетной работы и распределению ее объема выполняет главный бухгалтер.

1.2. Обработку первичных учетных документов, формирование регистров бухгалтерского учета, а также отражение хозяйственных операций по соответствующим счетам рабочего плана счетов осуществлять в учреждении:

  • вручную на бумажных носителях, а при наличии технической возможности – на машинном носителе в виде электронных документов (регистров);
  • с применением автоматизированной системы («1С: Бухгалтерия 8»; «Парус» или др.).

1.3. Бухгалтерский учет вести в валюте Российской Федерации – в рублях (п. 13 Инструкции № 157н ).

1.4. Утвердить Рабочий план счетов (приложение 1 ), сформированный в соответствии с Единым планом счетов, а также:

  • Планом счетов бюджетного учета;
  • Планом счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений;
  • Планом счетов бухгалтерского учета автономных учреждений.

1.5. Определить перечень используемых забалансовых счетов (приложение 2 ). Ввести дополнительные забалансовые счета:

  • счет 27 «Периодические издания, приобретаемые не для комплектации библиотечного фонда»;
  • счет «Книжная и иная печатная продукция, предназначенная для продажи»;
  • счет «Подарочные сертификаты»;
  • счет 30 «Неисключительные (пользовательские), лицензионные права на программное обеспечение, неисключительные авторские права»;
  • иные счета.

Для учета движения бланков строгой отчетности между структурными подразделениями ввести к забалансовому счету следующие аналитические счета:

  • 03-1 «Бланки строгой отчетности на складе»;
  • 03-2 «Бланки строгой отчетности в подотчете»;
  • 03-3 «Бланки строгой отчетности на реализации»;
  • 03-4 «Бланки строгой отчетности, подлежащие уничтожению».

1.6. Осуществлять бухгалтерский учет раздельно по видам финансового обеспечения:

  • 1 – деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (бюджетная деятельность);
  • 2 – приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);
  • 3 – средства во временном распоряжении;
  • 4 – субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
  • 5 – субсидии на иные цели;
  • 6 – бюджетные инвестиции.

1.7. Принимать к учету первичные учетные документы, составленные по унифицированным формам, утвержденным Приказом Минфина РФ от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению» (далее – Приказ № 173н). В отношении тех документов, форма которых не унифицирована, разработать и утвердить такую форму самостоятельно, с учетом наличия в них всех обязательных реквизитов, установленных п. 7 Инструкции № 157н : наименование документа; дата составления документа; наименование участника хозяйственной операции, от имени которого составлен документ, а также его идентификационные коды; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц и их расшифровка.

Утвердить перечень всех первичных документов, применяемых учреждением (приложение 3 ).

1.8. Утвердить перечень лиц, имеющих право подписывать первичные документы (приложение 4 ). Денежные и расчетные первичные документы не принимать к бухгалтерскому учету без подписи руководителя и главного бухгалтера учреждения.

1.9. В соответствии с п. 11 Инструкции № 157н данные проверенных и принятых к учету первичных (сводных) учетных документов отражать в следующих регистрах бухгалтерского учета:

  • Журнал операций по счету «Касса»;
  • Журнал операций с безналичными денежными средствами;
  • Журнал операций расчетов с подотчетными лицами;
  • Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками;
  • Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам;
  • Журнал операций расчетов по оплате труда;
  • Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов;
  • Журнал по прочим операциям;
  • Журнал по санкционированию;
  • Главная книга.

Эти и остальные регистры бухгалтерского учета составлять по формам, утвержденным Приказом № 173н.

1.10. При комплексной автоматизации бухгалтерского учета формировать регистры бухгалтерского учета на бумажных носителях:

  • 1 раз в месяц;
  • 1 раз в неделю;
  • 1 раз в 2 недели.

1.11. Установить сроки хранения документов в соответствии с Приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 № 558 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения» :

  • годовая отчетность – постоянно;
  • квартальная отчетность – не менее 5 лет;
  • документы по начислению заработной платы – не менее 75 лет;
  • остальные документы – не менее 5 лет.

1.12. Утвердить перечень лиц, имеющих право на получение наличных денежных средств под отчет (приложение 5 ). Денежные средства под отчет выдавать указанным в нем сотрудникам учреждения, не имеющим задолженности по ранее выданным суммам.

1.13. Установить срок для сдачи подотчетными лицами авансовых отчетов об израсходованных сумма, равный трем дням со дня:

  • прибытия командированного сотрудника;
  • приобретения материальных ценностей.

1.14. Сумма денежных средств, выдаваемых под отчет на хозяйственные расходы, не может превышать 50 000 руб. при каждой выдаче.

1.15. Осуществлять наличные денежные расчеты с населением, юридическими и физическими лицами с применением:

  • контрольно-кассовой техники;
  • бланков строгой отчетности. Утвердить перечень применяемых бланков строгой отчетности (приложение 6 ).

1.16. Командировочные расходы осуществлять в размере и на условиях, определенных в Положение о служебных командировках (приложение 7 ).

1.17. Утвердить перечень лиц, работа которых носит разъездной характер (приложение 8 ).

1.18. Утвердить Перечень лиц, имеющих право получения доверенностей (приложение 9 ).

1.19. Установить предельный срок использования доверенностей, равный:

  • 3 дням с момента получения доверенности;
  • 10 дням с момента получения доверенности;
  • 15 дням с момента получения доверенности.

1.20. В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности проводить инвентаризацию:

  • денежных средств в кассе – раз в квартал;
  • библиотечного фонда – раз в три года;
  • остального имущества, финансовых обязательств учреждения независимо от их местонахождения – перед составлением годовой отчетности.

1.21. В обязательном порядке инвентаризацию проводить в случаях, установленных п. 2 ст. 12 Закона о бухгалтерском учете :

  • при передаче имущества в аренду;
  • при смене материально ответственных лиц;
  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при реорганизации или ликвидации учреждения.

1.22. Для проведения инвентаризации имущества, определения рыночной стоимости нефинансовых активов, установления сроков их полезного использования, а также списания таких активов создать постоянно действующую комиссию по поступлению и выбытию активов в следующем составе:

  • председатель комиссии – (должность, фамилия);
  • члены комиссии – (должность, фамилия).

1.23. Для проведения инвентаризации кассы создать комиссию в составе
(должность, фамилия).

1.24. Утвердить график документооборота с указанием сроков получения, оформления, визирования и списания документов, а также ответственности должностных лиц учреждения (приложение 10 ).

2. Методика бухгалтерского учета.

2.1. Бухгалтерский учет осуществлять методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций (п. 3 Инструкции № 157н ).

2.2. Устанавливать на объекты основных средств в соответствии с п. 44 Инструкции № 157н :

  • по объектам основных средств, включенным согласно Постановлению Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в » (далее – Постановление № 1) в амортизационные группы 1 – 9, срок полезного использования определять по наибольшему сроку, установленному для указанных амортизационных групп;
  • по объектам основных средств, включенным согласно Постановлению № 1 в 10-ю амортизационную группу, – исходя из Единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР , утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 № 1072 ;
  • по объектам, по которым отсутствует информация о сроках полезного использования в Постановлении № 1, – исходя из рекомендаций, содержащихся в документах производителя, входящих в комплектацию основного средства;
  • по объектам, по которым отсутствует информация о сроках полезного использования в Постановлении № 1, а также в документах производителя – на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов, принятого с учетом:

а) ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;

б) ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;

в) нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта;

г) гарантийного срока использования объекта;

д) сроков фактической эксплуатации и ранее начисленной суммы амортизации – для объектов, безвозмездно полученных от учреждений, государственных (муниципальных) организаций;

по приобретенным объектам основных средств, бывшим в употреблении, срок полезного использования устанавливается с учетом срока эксплуатации объекта предыдущим собственником.

2.3. На объекты библиотечного фонда установить срок полезного использования, равный 15 годам.

2.4. Утвердить перечень предметов хозяйственного инвентаря, которые следует относить к материальным запасам (приложение 11 ).

2.5. Срок полезного использования нематериального актива устанавливать исходя из (п. 60 Инструкции № 157н ):

  • срока действия прав учреждения на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и периода контроля над активом;
  • срока действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности согласно законодательству РФ;
  • ожидаемого срока использования актива, в течение которого учреждение предполагает использовать актив в деятельности, направленной на достижение целей создания учреждения, либо в случаях, предусмотренных законодательством РФ, получать экономические выгоды.

По нематериальным активам, по которым невозможно надежно установить срок полезного использования, в целях определения амортизационных отчислений срок полезного использования необходимо устанавливать из расчета 10 лет.

2.6. Каждому инвентарному объекту, кроме объектов стоимостью до 3 000 руб. включительно и объектов библиотечного фонда независимо от их стоимости, присваивать уникальный восьмизначный инвентарный порядковый номер, при формировании которого участвуют следующие информационные показатели:

  • 1-й знак номера соответствует коду вида деятельности (финансового обеспечения);
  • 1-й, 2-й знак номера соответствует аналитическому коду вида синтетического счета объекта учета (11 «Жилые помещения – жилые дома», 12 «Жилые помещения – общежития», 31 «Сооружения – гараж», 32 «Сооружения – погреб», 33 «Сооружения – хозяйственные постройки» и т. д.);
  • 3-й, 4-й, 5-й знаки номера соответствуют 3-му, 4-му, 5-му знакам кода ОКОФ ;
  • 6-й и последующие знаки номера обозначают порядковый номер объекта.

Присвоенный инвентарный номер не наносить на следующие объекты:

  • музыкальные инструменты;
  • сценическо-постановочные средства и др.

Инвентарный номер, присвоенный этим объектам, отражается в соответствующих регистрах бухгалтерского учета.

2.7. Отражать основные средства в бухгалтерском учете по соответствующим аналитическим кодам вида синтетического счета объекта учета согласно требованиям к группировке объектов основных средств, предусмотренным Общероссийским Классификаторов основных фондов (ОКОФ) , утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359 .

Для отражения сценическо-постановочных средств, относящихся к основным средствам и материальным запасам, необходимо применять аналитический код вида синтетического счета объекта учета 8 «Прочие основные средства», «Прочие материальные запасы».

2.8. Принимать к учету объекты нефинансовых активов в следующем порядке:

  • приобретенные за плату – по первоначальной (фактической) стоимости;
  • приобретенные по договору дарения – по рыночной стоимости;
  • полученные по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами – по стоимости ценностей, переданных (подлежащих передаче) учреждением в целях исполнения обязательств по договору;
  • полученные учреждением в безвозмездное или возмездное пользование – по стоимости, указанной собственником (балансодержателем) имущества, а в случаях неуказания собственником (балансодержателем) стоимости – в условной оценке (один объект – один рубль);
  • неучтенные объекты, выявленные при проведении проверок и (или) инвентаризаций активов – по их текущей рыночной стоимости, установленной для целей бухгалтерского учета на дату принятия к бухгалтерскому учету;
  • являющихся предметом лизинга (сублизинга) – по первоначальной (фактической) стоимости, определенной условиями договора (такой стоимостью признается сумма расходов лизингодателя на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов);
  • полученные в виде пожертвования – по стоимости, указанной в сопроводительных документах. Если такие отсутствуют – по рыночной стоимости, установленной комиссией по поступлению и выбытию активов;
  • полученные в связи с прекращением (закреплением) имущественных прав (в том числе права оперативного управления (хозяйственного ведения)) – по балансовой стоимости с одновременным принятием к учету в случае наличия суммы начисленной амортизации;
  • товары, приобретенные учреждением для продажи, – по фактической стоимости;
  • товары при передаче их на реализацию – по розничной цене с обособленным учетом торговой надбавки (торговой скидки);
  • готовая продукция – по плановой (нормативно-плановой) себестоимости. По окончании месяца определяется ее фактическая себестоимость, при этом возникающие отклонения фактической себестоимости от плановой (нормативно-плановой) стоимости относятся либо на увеличение (уменьшение) остатка нереализованной готовой продукции, либо в части реализованной продукции, продукции, списанной вследствие естественной убыли, брака, порчи, недостачи и т.п., – на увеличение (уменьшение) финансового результата текущего финансового года.

2.9. Начисление амортизации объектов основных средств для бухгалтерского учета производить линейным способом в соответствии с п. 84 – 87 Инструкции № 157н .

2.10. Учет находящихся в эксплуатации учреждения объектов основных средств стоимостью до 3 000 руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда и объектов недвижимого имущества, осуществлять на забалансовом счете 21 «Основные средства стоимостью до 3 000 рублей включительно в эксплуатации».

2.11. Учет бланков строгой отчетности (билеты, абонементы) осуществлять на забалансовом счете «Бланки строгой отчетности» с учетом Методических указаний о порядке применения, учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности организациями и учреждениями, находящимися в ведении Минкультуры РФ , направленных Письмом Минкультуры РФ от 15.07.2009 № 29-01-39/04 .

2.12. За единицу бухгалтерского учета материальных запасов в соответствии с п. 101 Инструкции № 157н принять:

  • номенклатурный номер;
  • партию;
  • однородную группу и т.п.

2.13. Списание материальных запасов производить:

  • по средней фактической стоимости;
  • по фактической стоимости каждой единицы.

2.14. Списание канцелярских и хозяйственных товаров производить на основании Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210).

2.15. Списание на затраты расходов по горюче-смазочным материалам осуществлять по фактическому расходу, но не свыше норм, утвержденных приказом по учреждению. Нормы расходов по ГСМ разрабатываются с учетом Норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте , утвержденных Распоряжением Минтранса России № АМ-23Р от 14.03.2008 .

2.16. В целях формирования себестоимости услуги:

а) к прямым затратам относить:

  • затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, непосредственно оказывающего услугу;
  • затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания услуги;
  • иные затраты, непосредственно связанные с оказанием услуги;

б) к накладным затратам относить:

  • затраты на коммунальные услуги;
  • затраты на приобретение услуг связи;
  • затраты на приобретение транспортных услуг;
  • амортизационные отчисления;
  • затраты на содержание имущества;

в) к общехозяйственным затратам относить:

  • затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников учреждения, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной услуги (административно-управленческого, административно-хозяйственного или иного персонала, не принимающего непосредственного участия в оказании государственной услуги);
  • затраты на юридические, справочные, консультационные услуги;
  • затраты на содержание административного здания;
  • прочие затраты на общехозяйственные нужды.

2.17. При изготовлении одного (единственного) вида услуг все затраты, непосредственно связанные с оказанием услуг, относить к прямым затратам.

2.18. При изготовлении нескольких видов услуг распределение накладных и общехозяйственных расходов производит пропорционально:

  • прямым затратам по оплате труда;
  • прямым материальным затратам;
  • иным прямым затратам;
  • объему выручки от реализации продукции (работ, услуг);
  • иному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения.

Аналогичным способом производить распределение затрат между несколькими видами деятельности, осуществляемыми учреждением культуры.

2.19. Калькулирование себестоимости единицы продукции (услуги) производить:

  • по экономическим элементам и по статьям калькуляции (в зависимости от отраслевых особенностей);
  • по способу включения в себестоимость (прямые и накладные);
  • по связи с технико-экономическими факторами (условно-постоянные и условно-переменные (накладные).

2.20.Общехозяйственные расходы учреждения, произведенные за отчетный период (месяц), распределять на себестоимость реализованной готовой продукции, выполненных работ, оказанных услуг, а в части нераспределяемых расходов – на увеличение расходов текущего финансового года.

О составлении раздела 3 «Методика налогового учета» учетной политики читайте в следующем номере журнала.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Это основной документ, который устанавливает:

  • порядок ведения бухгалтерского учета учреждения;
  • круг ответственных лиц;
  • формы, регистры и бланки первичной документации;
  • документооборот;
  • порядок и систему налогообложения производства или реализации товаров, работ, услуг.

В нем подробно раскройте все особенности ведения бухучета и налогообложения.

Документ утверждают на год или на несколько лет. Но в 2020 году всем учреждениям без исключения придется закрепить в нем большое количество изменений, установленных обновившимся законодательством.

При формировании следует опираться на действующее законодательство:

  1. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ в части определения метода ведения бухучета на предприятии, определения круга ответственных лиц за организацию и ведение.
  2. Новый федеральный стандарт бухгалтерского учета — Приказ Минфина № 274н от 30.12.2017, который определил исключительные положения для учреждений госсектора.
  3. Учетная политика учредителя — это новшество, введенное в действие ФСБУ. Теперь составлять основополагающий документ компании следует с учетом требований и положений учредителя.
  4. Налоговый кодекс РФ в части системы налогообложения, налоговых периодов, ставок, льгот и вычетов. Определяется по всем действующим налоговым обязательствам на текущий и последующие годы.
  5. Приложение № 1 к Приказу Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н (ПБУ 1/2008). В положении закреплены особенности составления учетной политики и обязательные требования к содержанию рабочего документа.
  6. Приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н. Регламентирует особенности составления, хранения и учета первичной документации.
  7. Инструкции от 01.12.2010 № 157н, от 16.12.2010 № 174н, от 25.03.2011 № 33н. Устанавливают Единый план счетов, состав и порядок формирования бухгалтерской отчетности.

Упрощенная учетная политика краткая и по смыслу подойдет для малого предприятия, которое ведет бухучет в упрощенном порядке. Исключениями являются: адвокатские конторы, кредитные и микрофинансовые фирмы, жилищные и кредитные кооперативы и те компании, чья отчетность подлежит обязательному аудиту. Ведение упрощенной бухгалтерии пропишите в положениях учетной политики, иначе наказание контролирующих органов неизбежно.

В какие сроки утверждать

Ежегодно утверждать новый документ не нужно. УП должна применяться в учреждении из года в год. Корректируются только те положения, которые изменились в силу вступления новых нормативно-правовых актов либо в связи с изменениями деятельности предприятия и иными случаями.

Законодатели определили предельные сроки, в которые субъект обязан утвердить УП. Речь идет о вновь созданных госкомпаниях. УП для бухучета необходимо утвердить не позднее отчетного периода, в котором было создано данное госучреждение. Для УП в части налогообложения следует разработать и утвердить документ не позднее окончания первого налогового периода, в котором было создано предприятие или компания (п. 12 ст. 167, ст. 313 НК РФ).

Как правильно утвердить

Утверждает учетную политику руководитель предприятия либо иное лицо, наделенное соответствующими полномочиями. Обычно для этого издается отдельный приказ или соответствующее распоряжение либо постановление.

Допустимо оба документа утвердить одним приказом, например, в декабре. То есть объединить УП для БУ и УП для НУ в одном распорядительном документе. Текст самой учетной политики оформите как приложение к приказу. Дополнительно оформите приложениями формы, бланки и иные регистры, которые будут применяться в хозяйственной жизни компании.

Обратите внимание, что специальной формы для приказа или распоряжения утверждения УП не предусмотрено. Чиновники не утвердили унифицированной формы для этой ситуации. Следовательно, составьте приказ в произвольной форме. В нем укажите все необходимые реквизиты для бумаги такой категории. Обязательно пропишите:

  1. Номер и дату составления.
  2. Законодательные нормативы, на основании чего было принято решение.
  3. Суть распоряжения.
  4. Дату начала действия приказа, с какого момента положения вступают в силу.
  5. Ответственного за составление (главный бухгалтер, например).
  6. Определите лицо, ответственное за контроль за исполнением приказа.

Зачем и как делать общедоступной

С 2019 года положения УП стали общедоступными и открытыми. Это касается не только учредителей в отношении своих подведомственных учреждений, но и всех юридических лиц. Напомним, что индивидуальные предприниматели не обязаны вести бухучет, а следовательно, и составлять УП.

Все представители бюджетной сферы в 2020 году обязаны опубликовать положения учетной политики на своих официальных сайтах. В некоторых случаях копию приказа об утверждении учетной политики вместе с текстом и приложениями придется предоставить учредителю.

Подход позволяет проконтролировать актуальность положений, введенных соответствующим распоряжением. Простыми словами, учредитель уполномочен проконтролировать:

  • правильно ли в госучреждении организован и ведется бухучет;
  • соответствует ли он заявленным требования и стандартам;
  • отвечает ли индивидуальным особенностям отрасли.

При выявлении несоответствий дать распоряжение устранить нарушения в кратчайшие сроки.

Учетная политика для целей бухгалтерского учета

Рассмотрим порядок составления учетной политики в виде таблицы.

Наименование пункта

Ответственные лица за формирование и утверждение

Разрабатывает главный бухгалтер или другое лицо, ответственное за ведение бюджетного учета. Утверждает только руководитель.

Обратите внимание, что если в штате госучреждения отсутствует должность главный бухгалтер (бухгалтер), а ведение бухучета передано стороннему лицу, компании, централизованной бухгалтерии по договору на осуществление бухобслуживания, то составлением учетной политики в таком случае занимается тот субъект, на которого возложена обязанность по ведению бухучета. То есть на стороннего бухгалтера или компанию, централизованную бухгалтерию, аутсорсинговую организацию и т. д.

Информация об учреждении

Необходимо подробно указать не только полные регистрационные сведения об организации, ее видах и целях деятельности, но и данные об учредителе, обособленных подразделениях и прочую информацию.

Нормативная база

Определяется с учетом специфики учреждения. Указывается в виде перечня НПА, на основании которого осуществляется бухгалтерский и налоговый учет.

Обратите внимание, что в 2020 году бюджетники обязаны в состав нормативной базы включать не только положения новых федеральных стандартов, но и УП учредителя.

Положения УП учредителя доступны для ознакомления на официальном сайте органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, либо запросите информацию напрямую.

Порядок внесения изменений

Законодательством установлено, что изменения следует вносить 31 декабря года, предшествующего году вступления изменений. Исключительные случаи: значительное изменение законодательства в течение финансового года. Пропишите нормы отдельным пунктом.

Обратите внимание, что новый ФСБУ № 274н определил исчерпывающий порядок внесения изменений, дополнений и корректировок в документ.

Организационно-техническая часть

Порядок ведения бухучета

Определяется круг ответственных лиц (бухгалтер в единственном лице, отдел бухгалтерии или сторонняя организация). Необходимо указать, каким способом ведется учет (вручную, с помощью программных продуктов или через интернет-ресурсы).

Формы первичных документов и регистров

На основании 402-ФЗ и ФСБУ, бюджетная организация вправе самостоятельно разработать и утвердить бланки первички и регистров учета. Либо предусмотреть использование унифицированных форм. Это решение необходимо закрепить в учетной политике (либо указать номера и коды ОКУД унифицированных форм, либо приложить собственные бланки).

Право и порядок подписи документации

Отдельно пропишите, кто имеет право первой подписи, а кто — второй на всех финансовых документах. Обычно это директор и главбух. Но предусмотрите ответственных лиц на периоды отсутствия начальника и главного бухгалтера.

Также определите ответственных за подпись первичной документации, например, бухгалтер или другой специалист.

Рабочий план счетов

На основании Единого плана счетов разработайте свой. Указывайте только те счета, которые используются для учета. Пропишите корреспонденцию, если этого требует специфика учреждения.

Документооборот

Распишите порядок движения документации (первичка, регистры, отчетность, прочее) между структурными подразделениями бюджетной организации. Определите ответственных лиц в каждом отделе. Ознакомьте под подпись с готовым алгоритмом всех заинтересованных лиц.

Учет и инвентаризация активов и обязательств

Подробно распишите порядок учета и инвентаризации ОС и МЗ, обязательств. Учитывайте положения федерального стандарта «Основные средства». Напомним, что он введен еще в 2018 году.

Порядок выдачи денежных средств подотчет

Установите предельный лимит выдачи подотчет, определите максимальный срок, на который выдаются средства. Если расчеты ведутся через банковские карты (счета) сотрудников, укажите и это обстоятельство. Размеры суточных и командировочных расходов выделите в отдельное положение о командировании.

Исправление ошибок

Пропишите порядок исправления ошибок. Отдельно установите алгоритм для существенных ошибок в текущем и прошлом финансовых периодах. Пропишите последовательность исправления несущественных помарок, описок.

Обратите внимание, что для составления этого раздела учетной политики необходимо руководствоваться новым ФСБУ № 274н.

Формы отчетности

Определите перечень обязательных форм бухгалтерской отчетности и собственные отчеты, необходимые для организации. Собственные бланки разместите в виде приложений к учетной политике.

Внутренний финансовый контроль

Отдельно опишите порядок организации и ведения внутреннего финансового контроля в учреждении (по каждому этапу). Определите формы отчетности и периодичность ее предоставления руководителю.

Методологическая часть в части бухучета

Учет доходов

Определите способы учета доходов в разрезе видов предпринимательской деятельности и форм доходов. Пропишите особенности отражения поступлений по рабочим счетам плана.

Учет расходов

Установите алгоритм отнесения расходов на финансовый результат. Пропишите промежуточные счета бухучета. При необходимости распишите, что относится к основным, внереализационным и прочим расходам. Особое внимание уделите счетам, пропишите корреспонденцию отражения расходов.

Учет основных средств и материальных запасов

Обозначьте особые условия отражения амортизации и новой оценки основных фондов. Порядок применения нового классификатора для ОС.

Определите нормы расхода ГСМ на списание на каждый вид транспорта (при необходимости).

Учетная политика для целей налогообложения

Вид системы налогообложения

Закрепите выбранную систему налогообложения. Отдельно по каждому виду обязательств пропишите ставки, периоды, льготы и порядок их применения, порядок определения налоговой базы. Не забудьте дополнить положением об исчислении и уплате страховых взносов, НДС и налога на прибыль.

Налоговые регистры

Утвердите налоговые регистры в разрезе обязательств по налогам либо укажите унифицированные формы.

Как правильно внести изменения

Внесение изменений и дополнений в основополагающий документ требует соблюдения определенного алгоритма. В Приказе Минфина № 274н чиновники строго закрепили основания для проведения этой процедуры.

Изменения в учетную политику вносите только в трех случаях:

  1. Положения и нормы законодательства, которые устанавливают общие требования к организации и ведению бухучета, изменены. В таком случае организация обязана внести соответствующие изменения в учетную политику.
  2. Учреждением разработаны новые формы ведения бухучета, которые позволят формировать более достоверную и релевантную информацию об объектах бухучета.
  3. Условия деятельности экономического субъекта существенно изменяются. Например, госучреждение проходит стадию реорганизации либо возложенные на учреждение функции и полномочия изменены.

Во всех остальных случаях изменения и дополнения вносят в действующий документ с начала года.

При внесении изменений в течение финансового года учреждению необходимо согласовать все действия с учредителем и с финансовым органом. В противном случае нововведения расценят как нарушение действующего законодательства.

Новый стандарт определил ситуации, которые не рассматривают как изменение положений учетной политики. К таковым относят случаи, когда для отражения фактов хозяйственной деятельности, возникших впервые, определяются:

  • абсолютно новые правила по организации и ведению бухучета в рамках данного экономического субъекта;
  • способ бухучета, используемый для отличных по существу хозяйственных операций, имевших место ранее.

Новые положения ФСБУ не отличаются от положений Федерального закона № 402-ФЗ.

Следует учитывать, что некоторые корректировки потребуют ретроспективного анализа. К ним следует относить те изменения, которые повлияют или способны существенно повлиять на финансовый результат, финансовое положение, движение денежных средств субъекта.

Бухгалтер либо иное ответственное лицо обязано внести соответствующие корректировки:

  • изменить данные входящих остатков по статье «Финансовый результат учреждения»;
  • скорректировать значения статей отчетности, которые связаны с финансовым результатом субъекта.

Менять показатели прошлогодней отчетности не нужно. Но при формировании финотчетов за текущий период придется подать соответствующие данные о скорректированных сравнительных показателях.

Особенности учетной политики для УСН «Доходы»

Если учреждение применяет УСН «Доходы», то составление учетной политики для целей налогообложения не обязательно. Она необходима, когда предусмотрено несколько вариантов ведения налогового учета либо порядок не установлен законом. Это обусловлено тем, что для учреждения налоговой базой признаются все доходы, расходы не имеют значения.

Если организация применяет ЕВНД при УСН, то составлять учетную политику придется. Здесь необходимо прописать порядок раздельного учета имущества, принимаемых обязательств, финансово-хозяйственных операций.

При совмещении УСН и ЕВНД дополнительно предусмотрите раздельные налоговые регистры и формы учета, чтобы обеспечить полное и прозрачное разделение. Организацию, которая не осуществила такое разделение, оштрафуют налоговики.

При составлении и изменение учетной политики на 2017 год учтите рад изменений, которые предусмотрены приказом Минфина №209н. Пример учетной политики на 2017 год смотрите ниже.

Основания внести изменения в учетную политику

Вне зависимости от того, для каких целей разработана учетная политика основаниями для корректировки ее положений всегда служат произошедшие изменения, как внутри учреждения, так и по объективным обстоятельствам.

Например, изменения законодательства, а для целей бухгалтерского учета дополнительно к законодательству – изменения федеральных (отраслевых) стандартов. Указанные основания, а также изменения видов деятельности бюджетного учреждения не имеют привязки к началу:

  • Налогового периода;
  • Отчетного года.

Под законодательством для целей налогового учета понимают только законодательство о налогах и сборах, а бухгалтерское состоит из целого ряда федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов (далее – НПА).

В 2016 году произошло единственное изменение федерального законодательства, которое повлияло на учетную политику бюджетных учреждений.

Возможно, вас заинтересует: план счетов бухгалтерского учета бюджетных организаций .

Изменение затрагивает проблему , которая время от времени возникает у каждого бюджетного учреждения. Соответственно всем учреждениям необходимо отразить изменение документа, служащего основанием для постановки недвижимости на баланс.

С забаланса на баланс недвижимость уже с 15 июля 2016 года переводят по-прежнему на основании бухгалтерской справки.

А вот основание для формирования справки для подтверждения факта хозяйственной жизни необходимо требовать выписку из Единого государственного реестра прав вместо правоудостоверяющего документа. Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 360-ФЗ.

Отметим, что большинство НПА разрабатывают не на федеральном, а на региональном и местных уровнях. К таким НПА можно отнести различные порядки согласования сделок и списания имущества.

В учетной политике каждого учреждения перечислены все законодательные акты и подзаконные, которые учреждение применяет в бухгалтерском учете. Но прежде необходимо указанных актов, так как изменения на региональном или местном уровне вполне могли пройти мимо внимания бухгалтера. При необходимости необходимо откорректировать учетную политику.

Пример учетной политики бюджетного учреждения на 2017 год

Налоговые изменения, которые необходимо зафиксировать в учетной политике

Бесконечные реформы бухгалтерского законодательства частично компенсированы тем, что Налоговый кодекс РФ изменения не затронули. Такой вывод следует из опубликованного Минфином России 5 октября 2016 года проекта Основных направлений налоговой политики на 2017-2019 годы.

Порядок составления учетной политики на 2017 год

Учетная политика может быть составлена в виде единого документа, который может включать в себя несколько больших разделов для разных целей. При необходимости может быть включен и управленческий учет .

Обычно учреждения составляют учетную политику в виде пакета организационно-распорядительных документов (ОРД), которые зависят, в том числе от необходимости реализации управленческих задач.

ОРД представляют собой положения, распоряжения, перечни. Помимо особенностей учета на балансовых и забалансовых счетах в отдельных ОРД могут быть закреплены правила (порядок):

  • Проведения инвентаризации;
  • Присвоения инвентарных номеров объектам учета с перечислением основных средств, на которые не наносятся инвентарные номера;
  • Раздельного учета;
  • Ведения кассовых операций.

Особенности учетной политики бюджетного учреждения на 2017 год в целях бухучета

Приказом № 209н внесен ряд изменений в Инструкцию № 157н, которые необходимо отразить в учетной политике. Проверьте рабочий план счетов в учетной политике

Регистры бухгалтерского уета

Ранее данные по учету зарплаты отражали в Журнале операций расчетов по оплате труда. с 2017 года название регистра по зарплате изменили: Журнал операций расчетов по оплате труда, денежному довольствию и стипендиям. Операции по учету обязательств отражали в Журнале по санкционированию​, теперь журнал по санкционированию из перечня регистров учета исключили​.

Исправление ошибок в учете

Порядок, как исправить обнаруженную ошибку, когда отчетность сдали, но учредитель ее еще не утвердил, до 2017 года в Инструкции № 157н не был прописан. Теперь ошибки в учете после сдачи отчетности, но до ее утверждения, исправляйте так. Последним днем отчетного периода сделайте необходимые проводки: дополнительные или методом «красное сторно». Информацию о них и о том, какие показатели в отчетности изменили, раскройте в Пояснительной записке​. О исправлении ошибок

Инвентаризация

Инвентаризацию проводили в порядке, который установлен учетной политикой и приказом Минфина России от 13 июня 1995 № 49​. Приказом № 209н прописали случаи обязательной инвентаризации. Кроме случаев по приказу Минфина № 49, добавили обязательную инвентаризацию при передаче имущества в управление, безвозмездное пользование, а также выкуп, продажа комплекса объектов учета (имущественного комплекса). Уточнили, что результаты инвентаризации отражают: в учете и отчетности того месяца, когда ее закончили; в годовой отчетности – для инвентаризации по итогам года; в учете на дату ликвидации или реорганизации – для учреждений, которые ликвидируют или реорганизуют.

Стоимость земельных участков

Изменение стоимости земельных участков: четко прописали, что по итогам переоценки кадастровой стоимости, стоимость участка в учете скорректируйте и отразите в отчетности.

Маркировка мягкого инвентария

Теперь одежду и обувь для воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не маркируется.

Также следует уточнить применение забалансового счета 17 и 18, 40 и 42.

Следует так же проанализировать все вышедшие в 2016 году письма Минфина и внести дополнения в свою учетную политику. К наиболее интересным разъяснениям, выпущенным в 2016 году можно отнести письма Минфина России:

  • От 15 июля 2016 года № 02-05-10/41796 (приобретение горюче-смазочных материалов в рамках закупки или командированным работником в рамках иных расходов на проезд до места командирования и обратно на служебном автотранспорте);
  • От 15 июля 2016 года № 02-05-10/41780, от 1 июля 2016 года № 02-06-10/38856 (далее – Письмо № 02-06-10/38856) – о применении кода бюджетной классификации в номере счета бухучета при отражении операций с нефинансовым активом.

В письме № 02-06-10/38856 отражены вопросы бухгалтерского учета операций с НДС:

  • С доходов от аренды имущества;
  • Со средствами грантов физических лиц;
  • С долговыми обязательствами.

Также необходимо обратить внимание и на другие письма Минфина России:

  • От 1 июля 2016 года № 02-07-10/38580 (о недвижимом имуществе, находящегося на праве оперативного управления);
  • От 21 июля 2016 года № 02-07-05/36038 (оплата кредиторской задолженности);
  • От 25 апреля 2016 года № 02-06-10/23859 (определение аналитической группы подвида доходов бюджета по счету 021006000 «Расчеты с учредителем»);
  • От 19 апреля 2016 года № 02-07-10/22438 (списание кредиторской задолженности перед бюджетом);
  • От 25 марта 2016 года № 02-07-10/17036 (о медикаментах).

Особенности учетной политики бюджетного учреждения на 2017 год в целях налогообложения

Учитывая отсутствие проектов, можно не опасаться изменений Налогового кодекса РФ, вступающих в силу с 1 января 2017 года. Бухгалтерам имеет смысл изучить разъяснения Минфина России обнародованные в 2016 году и, при необходимости внести дополнения в учетную политику в отношении федеральных налогов на:

  • Добавленную стоимость (далее – НДС);
  • Прибыль организаций;

Учетная политика – 2017: как прописать глобальные изменения

Наиболее полезными для дополнения учетной политики могут быть письма Минфина России:

  • От 13 октября 2016 года № 03-03-10/59757, от 22 июня 2016 года № 03-03-06/3/36253 (учет бюджетным учреждением, получающим субсидии, расходов при исчислении налога на прибыль).
  • От 7 июля 2016 года № 03-07-14/39827 (НДС при приобретении услуг по аренде муниципального имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления).


ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить учетную политику для целей бюджетного учета согласно приложению и ввести ее в действие с 1 января 2017 года .

2. Довести до всех подразделений и служб учреждения соответствующие документы, необходимые для обеспечения реализации учетной политики в учреждении и организации бюджетного учета, документооборота, санкционирования расходов учреждения.

3. Контроль за исполнением приказа возложить на _______________________________________ . или Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой (нужное оставить).

_____________________________ __________________ ________________
(должность руководителя) (подпись) (расшифровка подписи)

УТВЕРЖДЕНО
Приказом от ________N_____

Учетная политика для целей бюджетного учета

Учетная политика для целей бюджетного учета

Бюджетный учет в учреждении ведется в соответствии с Законом от 6 декабря 2011 года N 402- ФЗ , Бюджетным кодексом РФ , приказами Минфина России от 1 декабря 2010 года N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Инструкции к Единому плану счетов N 157н), от 16 декабря 2010 года N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 174н), от 1 июля 2013 года N 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" (далее - приказ N 65н), от 30 марта 2015 года N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" (далее - приказ N 52н), иными нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы бухгалтерского (бюджетного) учета.

1. Общие положения

1. Общие положения

1.1. Ответственным за организацию бюджетного учета в учреждении и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций является руководитель учреждения (основание: часть 1 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ).

1.2. Бюджетный учет ведется структурным подразделением - бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером. Сотрудники бухгалтерии руководствуются в своей деятельности Положением о бухгалтерии, должностными инструкциями (основание: часть 3 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ).

1.3. Бюджетный учет в обособленных подразделениях учреждения, имеющих лицевые счета в территориальных органах Казначейства, ведут бухгалтерии этих подразделений.

1.4. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю учреждения и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бюджетного учета, своевременное представление полной и достоверной бюджетной, налоговой и статистической отчетности.

Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерские службы необходимых документов и сведений являются обязательными для всех сотрудников учреждения, включая сотрудников обособленных подразделений учреждения (основание: пункт 8 Инструкции к Единому плану счетов N 157н).

1.5. В учреждении утвержден состав постоянно действующих комиссий:

- комиссии по поступлению и выбытию активов;

- инвентаризационной комиссии;

- комиссии по проверке показаний одометров автотранспорта;

- комиссии для проведения внезапной ревизии кассы.

1.6. Перечень должностей сотрудников, с которыми учреждение заключает договоры о полной материальной ответственности, приведен в приложении 1.

1.7. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается отдельным приказом руководителя.

Допускается накопление наличных денег в кассе сверх установленного лимита в дни выплаты зарплаты, стипендий, социальных выплат. Продолжительность срока выдачи указанных выплат составляет пять рабочих дней (включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты) (основание.