Пособия по обязательному социальному страхованию: новое в порядке назначения и выплаты. Фонд социального страхования Ежемесячное пособие по социальному страхованию

Инвестиции

Финансовые средства отечественной системы социального страхования расходуются по следующим основным направлениям:

  • - денежные выплаты населению;
  • - оплата услуг учреждений социального назначения.

Механизм распределения средств в системе социального страхования определяет специфику отраслей социального страхования в России.

За счет средств Фонда социального страхования РФ:

■ в рамках обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется выплата социальных пособий (включая пособия, компенсирующие потерянный трудовой доход в результате временной нетрудоспособности; детские пособия и др.).

Выплата пособий и оплата других расходов, предусмотренных нормативными документами ФСС, осуществляется через бухгалтерии страхователей. Иными словами, средства отрасли находятся в распоряжении самих страхователей и застрахованных, правда, в ограниченных законодательством рамках. Суммы страховых взносов, реально поступающие в ФСС, представляют собой остаток средств от начисленных взносов после осуществления страхователем расходов. В ряде субъектов РФ с 2011 г. реализуется пилотный проект перехода к осуществлению кассового обслуживания исполнения бюджета ФСС;

■ по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляются:

  • - страховые выплаты, связанные с возмещением причиненного вреда;
  • - выплата пособий, компенсирующих потерянный трудовой доход;
  • - оплата услуг по реабилитации.

Через Пенсионный фонд РФ реализуются:

  • - в рамках обязательного пенсионного страхования - выплата пенсий и компенсаций;
  • - по Федеральному закону от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" - выплата материнского (семейного) капитала.

Система обязательного медицинского страхования за счет средств Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, а также страховых медицинских организаций обеспечивает компенсацию расходов учреждений, оказывающих медицинскую помощь населению.

В целом система выплат по социальному страхованию в России выглядит следующим образом (табл. 2.7).

Таблица 2.7. Классификация выплат по социальному страхованию

Отрасль социального страхования

Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

  • o Выплата пособий:
  • - по временной нетрудоспособности;
  • - по беременности и родам;
  • - при постановке на учет в ранние сроки беременности;
  • - при рождении ребенка;
  • - по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
  • - на погребение

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

  • o Выплата:
    • - пособия по временной нетрудоспособности;
    • - единовременной страховой выплаты;
    • - ежемесячной страховой выплаты.
  • o Оплата медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших

Обязательное пенсионное страхование

  • o Выплата трудовых пенсий:
  • - по старости;
  • - по инвалидности;
  • - по случаю потери кормильца

Обязательное медицинское страхование

Денежные выплаты населению не предусмотрены. В системе ОМС осуществляется оплата расходов медицинских учреждений на оказание медицинской помощи застрахованным гражданам в соответствии с программами ОМС

Выплаты по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Основным видом пособия по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством является пособие по временной нетрудоспособности. Основанием для выплаты пособия является больничный лист. Пособие выплачивается с четвертого дня болезни до момента выздоровления или установления инвалидности. Первые три дня нетрудоспособности оплачиваются за счет средств работодателя на тех же условиях и в тех же размерах, которые определены для страховых пособий. Данная норма не действует при выплате пособия по уходу за заболевшим членом семьи.

Пособие является расчетным. Его размер зависит от заработка и страхового стажа и составляет: 100% заработка при страховом стаже восемь лет и более; 80% заработка при стаже от пяти до восьми лет; 60% заработка при стаже до пяти лет. Если страховой стаж работника составляет менее шести месяцев, пособие выплачивается из расчета 1 МРОТ за полный календарный месяц. При оплате больничного листа по уходу за заболевшим ребенком в случае амбулаторного лечения сумма пособия снижается начиная с 11-го дня болезни до 50% среднего заработка.

Расчет пособия осуществляется по следующей формуле:

где ЗП ДН - среднедневной заработок работника, рассчитанный за два календарных года, предшествующих году наступления нетрудоспособности. Определяется путем деления суммы начисленного заработка за расчетный период на 730. В средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в ФСС. При этом заработок учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную законодательством предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд. На 2009 и 2010 г. распространяется предельная величина базы в 415 000 руб. На 2011 г. предельная величина установлена на уровне 463 000 руб.; %СЗП - процент сохранения заработка в зависимости от страхового стажа; Ч дб - число календарных дней, пропущенных по больничному листу.

НАИМЕНОВАНИЕ ПОСОБИЯ

РАЗМЕР ПОСОБИЯ

2017 г.

(коэффициент 1,054 с 01.02.2017)

с 01.01.2018 г.

с 01.02.2018

(коэффициент 1,025)

с 01.01.2019

(коэффициент 1,043)

Единовременное пособие при постановке на учет в ранние сроки беременности

Пособие по беременности и родам

100% среднего заработка ,

исчисляемого за 2 предшествующих календарных года (2015 г. + 2016 г.) с учетом стажа. Если стаж менее 6 месяцев, то размер пособия ограничивается МРОТ.

Предельный размер среднедневного заработка составляет 1 901,37 руб.

100% среднего заработка ,

Средний месячный заработок приравнивается МРОТ, если за два года отсутствует зарплата либо месячный заработок за этот период ниже МРОТ.

Для расчета пособия из календарных дней за 2 предшествующих года исключаются следующие периоды:

1) временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;

2) освобождение от работы с сохранением зарплаты в соответствии с законодательством, если на сохраняемую зарплату взносы в Фонд не начислялись.

100% среднего заработка ,

исчисляемого за 2 предшествующих календарных года (2016 г. + 2017 г.) с учетом стажа. Если стаж менее 6 месяцев, то размер пособия ограничивается МРОТ.

Средний месячный заработок приравнивается МРОТ, если за два года отсутствует зарплата либо месячный заработок за этот период ниже МРОТ.

Для расчета пособия из календарных дней за 2 предшествующих года исключаются следующие периоды:

1) временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;

2) освобождение от работы с сохранением зарплаты в соответствии с законодательством, если на сохраняемую зарплату взносы в Фонд не начислялись.

Предельный размер среднедневного заработка составляет 2 017,81 руб.

100% среднего заработка ,

Средний месячный заработок приравнивается МРОТ, если за два года отсутствует зарплата либо месячный заработок за этот период ниже МРОТ.

Для расчета пособия из календарных дней за 2 предшествующих года исключаются следующие периоды:

1) временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;

2) освобождение от работы с сохранением зарплаты в соответствии с законодательством, если на сохраняемую зарплату взносы в Фонд не начислялись.

Предельный размер среднедневного заработка составляет 2 150,68 рублей

100% среднего заработка ,

исчисляемого за 2 предшествующих календарных года (2017 г. + 2018 г.) с учетом стажа. Если стаж менее 6 месяцев, то размер пособия ограничивается МРОТ.

Средний месячный заработок приравнивается МРОТ, если за два года отсутствует зарплата либо месячный заработок за этот период ниже МРОТ.

Для расчета пособия из календарных дней за 2 предшествующих года исключаются следующие периоды:

1) временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;

2) освобождение от работы с сохранением зарплаты в соответствии с законодательством, если на сохраняемую зарплату взносы в Фонд не начислялись.

2 150,68 рублей

16 350,33

16 350,33

16 759,09

16 759,09

17 479,73

Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет

40% среднего заработка

за 2 предшествующих календарных года (2015 г. + 2016 г.)

Минимальный размер пособия :

На первого ребенка - 3 065,69

На второго ребенка - 6 131,37

Максимальный размер пособия:

На первого ребенка - 23 120,66

На второго ребенка - 23 120,66

Предельный размер среднедневного заработка составляет 1 901,37 руб.

40% среднего заработка

за 2 предшествующих календарных года (2016 г. + 2017 г.)

Минимальный размер пособия :

На первого ребенка - 3 065,69

На второго ребенка - 6 131,37

Максимальный размер пособия:

На первого ребенка - 24 536, 57

На второго ребенка - 24 536, 57

Предельный размер среднедневного заработка составляет 2 017,81 руб.

40% среднего заработка

за 2 предшествующих календарных года (2016 г. + 2017 г.)

Минимальный размер пособия :

На первого ребенка - 3 142,33

На второго ребенка - 6 284,65

Максимальный размер пособия:

На первого ребенка - 24 536, 57

На второго ребенка - 24 536, 57

Предельный размер среднедневного заработка составляет 2 017,81 руб.

40% среднего заработка

Минимальный размер пособия :

На первого ребенка - 3 142,33

На второго ребенка - 6 284,65

Максимальный размер пособия:

На первого ребенка - 26 152, 27

На второго ребенка - 26 152,27

Предельный размер среднедневного заработка составляет 2 150,68 руб.

40% среднего заработка

за 2 предшествующих календарных года (2017 г. + 2018 г)

Минимальный размер пособия :

На первого ребенка - 3 277,45

На второго ребенка - 6 554,89

Максимальный размер пособия:

На первого ребенка - 26 152,27

На второго ребенка - 26 152,27

Предельный размер среднедневного заработка составляет 2 150,68 руб.

Пособие по временной нетрудоспособности (кроме несчастных случаев на производстве)

Пособие исчисляется из среднего заработка за 2 предшествующих календарных года с учетом страхового стажа. Средний месячный заработок приравнивается МРОТ, если за 2 года отсутствует зарплата либо месячный заработок за этот период ниже МРОТ.

При страховом стаже до 5 лет максимальный размер пособия составляет 60% от среднего заработка

При стаже от 5 до 8 лет - 80% от среднего заработка

При стаже 8 и более лет - 100% среднего заработка

Максимальный размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

94 018,0

100 512,29

Максимальный размер ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

72 290,4

77 283,86

Пособие на погребение

5 562,25

5 562,25

5 701,31

5 701,31

5 946,47

МРОТ

9 489 руб.

С 1.05.2018 - 11 163

Максимальная база взносов для физических лиц за год

ПОСОБИЯ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ НА СЛУЧАЙ ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ И В СВЯЗИ С МАТЕРИНСТВОМ

(Порядок назначения и выплаты пособий регулируется Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством")

    Пособие при постановке на учет в ранние сроки беременности

    Пособие по беременности и родам

    Пособие при рождении ребенка

    Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет

    Оплата четырех дополнительных выходных дней в месяц при уходу за ребенком-инвалидом

    Пособие по временной нетрудоспособности при уходе за заболевшим ребенком

    Пособие на погребение

Право на получение вышеперечисленных пособий имеют лица, работающие по трудовым договорам, государственные гражданские служащие, муниципальные служащие, священнослужители, лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду.

Лица, самостоятельно обеспечеивающие себя работой, подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в случе, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы. К таким лицам относятся: адвокаты, индивидуальные предприниматели; члены крестьянских (фермерских) хозяйств; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы и иные лица, занимающиеся в установленном законом порядке, частной практикой); члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера.

ПОСОБИЕ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ . Пособие рассчитывается исходя из средней заработной платы за 2 календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, в том чсиле за время работы (службы, иной деятельности) у другого работодателя (других работодателей) с учетом страхового стажа. Если страховой стаж менее 5 лет - размер пособия составит 60% среднего заработка. При страховом стаже от 5 до 8 лет размер пособия составит 80% среднего заработка. При страховом стаже более 8 лет - 100% среднего заработка.

Необходимые документы : листок нетрудоспособности

Сроки : листок нетрудоспособности предоставляется работодателю не позднее 6 месяцев со дня окончания временной нетрудоспособности

ПОСОБИЕ ПО БЕРЕМЕННОСТИ И РОДАМ . Пособие по беременности и родам выплачивается только женщине в случае оформления одноименного отпуска. Пособие назначается с 30 недель беременности, листок нетрудоспособности выдается на 70 дней до родов (в случае многоплодной беременности на 84 дня) и 70 дней после родов (при осложненных родах - 86 дней, при рождении двух и более детей - 110 дней). Право на получение данного пособия имеют женщины, усыновившие ребенка в возрасте до 3-х месяцев. Отпуск по беременности и родам наступает у них со дня усыновления ребенка и до истечения 70 календарных дней со дня его рождения (при одновременном усыновлении двух и более детей - 110 календарных дней).

Необходимые документы : Листок нетрудоспособности

Сроки : Срок подачи документов - 6 месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам. После представления необходимых документов, работодатель в течение 10 дней назначает пособие, выплата которого осуществляется вместе с выплатой ближайшей заработной платы. Пособие выплачивается суммарно за весь период отпуска.

ЕДИНОВРЕМЕННОЕ ПОСОБИЕ ЖЕНЩИНАМ, ВСТАВШИМ НА УЧЕТ В РАННИЕ СРОКИ БЕРЕМЕННОСТИ . Право на получение пособия имеют женщины, вставшие на учет в медицинских учреждениях в срок до 12 недель беременности.

Необходимые документы : Справка из женской консультации либо другой медицинской организации, поставившей женщину на учет в ранние сроки беременности

Сроки : Пособие назначается и выплачивается по месту назначения и выплаты пособия по беременности и родам. Указанные пособия выплачиваются вместе, если документы для их получения будут представлены одновременно. Если же справка о постановке на учет в ранние сроки беременности будет представлена позже, то соответствующее пособие будет назначено и выплачено не позднее 10 дней со дня регистрации справки.

ЕДИНОВРЕМЕННОЕ ПОСОБИЕ ПРИ РОЖДЕНИИ РЕБЕНКА . Пособие при рождении ребенка - это разовая выплата, предоставляемая одному из родителей либо лицу, его заменяющему. Если оба родителя работают, то пособие назначается и выплачивается только одному из них по месту работы (по их выбору). Если один из родителей не работает, то пособие должно быть назначено и выплачено по месту работы другого родителя. Если брак между родителями расторгнут, пособие назначается и выплачивается по месту работы родителя, с которым ребенок совместно проживает. При рождении двух и более детей, данное пособие выплачивается на каждого ребенка.

Необходимые документы :

    Справка о рождении ребенка (детей), выданная органами ЗАГСа;

    Справка с места работы (службы, органа социальной защиты населения) другого родителя о том, что ему пособие не выплачивалось;

    Для лица, заменяющего родителя: выписка из решения об установлении над ребенком опеки (копия вступившего в законную силу решения суда об усыновлении, копия договора о передаче ребенка/детей на воспитание в приемную семью);

    В случае расторжения брака: свидетельство о расторжении брака; документ, подтверждающий совместное проживание ребенка с одним из родителей на территории Российской Федерации.

Сроки : Документы на получение пособия нужно подать не позднее 6 месяцев со дня рождения ребенка. Работодатель выплачивает пособие в течение 10-ти дней со дня представления полного комплекта документов.

ЕЖЕМЕСЯЧНОЕ ПОСОБИЕ ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ ДО 1,5 ЛЕТ . Пособие выплачивается работающим лицам, которые фактически осуществляют уход за ребенком во время одноименного отпуска. Отпуск представляется до достижения ребенком 3-х лет, а пособие по уходу за ребенком выплачивается вплоть до исполнения ребенку 1,5 лет. Если за малышом ухаживают несколько родственников, право на пособие получает кто-то один, по их выбору. Право на пособие сохраняется при работе во время отпуска по уходу за ребенком на условиях неполного рабочего времени либо на дому

Необходимые документы :

    Заявление о назначении пособия;

    Свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход, а также свидетельство о рождении предыдущего ребенка (детей) либо документ об усыновлении предыдущего ребенка (детей) и копии этих документов;

    Справка с места работы (органа социальной защиты населения) о том, что второй родитель не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает пособие

Сроки : Обратиться за начислением и выплатой пособия можно в любое время со дня предоставления отпуска, но не позднее 6 месяцев со дня достижения ребенком возраста 1,5 лет. Независимо от даты подачи заявления, пособие будет выплачено за весь период со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет. Пособие назначается в течение 10-ти календарных дней со дня представления необходимых документов. Его выплата приурочивается ко дню выдачи заработной платы.

ОПЛАТА ЧЕТЫРЕХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ В МЕСЯЦ ПРИ УХОДЕ ЗА РЕБЕНКОМ-ИНВАЛИДОМ . На основании заявления одному из родителей (опекуну, попечителю) по месту работы предоставляется четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц для ухода за ребенком-инвалидом (до достижения им возраста 18 лет). Эти дни могут быть использованы одним из родителей (опекуном, попечителем) либо разделены между собой. При наличии в семье более одного ребенка-инвалида, количество предоставляемых выходных дней не увеличивается.

Необходимые документы :

  • Заявление о предоставлении дополнительных выходных дней за определенный период (месяц, квартал, год) по утвержденной форме;
  • Справка с места работы другого родителя о том, что на момент обращения дополнительные оплачиваемые выходные дни в этом же календарном месяце им не использованы или использованы частично;
  • Свидетельство о рождении ребенка либо решение об установлении опеки (попечительства);
  • Документ, подтверждающий место жительства ребенка;
  • Справка об инвалидности ребенка (по истечении срока ее действия представляется новая справка).

Размер оплаты : в размере среднего заработка

ПОСОБИЕ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ ПРИ УХОДЕ ЗА ЗАБОЛЕВШИМ РЕБЕНКОМ . Пособие по временной нетрудоспособности при уходе за заболевшим ребенком выплачивается работающему лицу:

  1. В случае ухода за ребенком до 7 лет - 60 календарных дней в году;
  2. В случае ухода за ребенком от 7 до 15 лет - 45 календарных дней в году (до 15 календарных дней по каждому случаю лечения ребенка);
  3. В случае ухода за ребенком-инвалидом до 15 лет - оплачивается до 120 календарных дней в году.

Необходимые документы : Листок нетрудоспособности

Размер пособия :

  1. При лечении ребенка в амбулаторных условиях:
  • 10 календарных дней - в размере среднего заработка в зависимости от продолжительности страхового стажа;
  • за последующие дни - 50% среднего заработка

2. При лечении ребенка в стационаре - в размере среднего заработка в зависимости от продолжительности страхового стажа

ВЫПЛАТА ПОСОБИЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ ОРГАНОМ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Назначение и выплата вышеперечисленных пособий осуществляется по месту работы застрахованного лица. Однако в ряде случаев назначение и выплата пособий работающим гражданам может осуществляться непосредственно территориальным органом Фонда социального страхования РФ. За выплатой пособий территориальным органом Фонда можно обратиться в следующих случаях:

    Работодатель прекратил деятельность на день обращения сотрудник за пособием;

    У работодателя недостаточно средств на счете для выплаты пособий и на счете имеется картотека;

    Местонахождение работодателя и его имущества, на которое может быть обращено взыскание, невозможно установить, и имеется, вступившее в законную силу, решение суда об установлении факта невыплаты работодателем пособия;

    На день обращения работника за пособием в отношении работодателя проводятся процедуры, применяемые в деле о банкротстве работодателя

ПОСОБИЕ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ, ПОСОБИЕ ПО БЕРЕМЕННОСТИ И РОДАМ

Необходимые документы :

ПОСОБИЕ ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ ДО 1,5 ЛЕТ

Необходимые документы :

ПОСОБИЕ ПРИ РОЖДЕНИИ РЕБЕНКА

Необходимые документы :

ПОСОБИЕ ПРИ ПОСТАНОВКЕ НА УЧЕТ В РАННИЕ СРОКИ БЕРЕМЕННОСТИ (ДО 12 НЕДЕЛЬ)

Необходимые документы:

В случае, если за получением пособия обращается представитель заявителя, то представляются также документы, подтверждающие его полномочия.

ВЫПЛАТА ПОСОБИЙ ГРАЖДАН, ДОБРОВОЛЬНО ВСТУПИВШИМ В ПРАВОТНОШЕНИЯ С ФОНДОМ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ НА СЛУЧАЙ ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ И В СВЯЗИ С МАТЕРИНСТВОМ

  • адвокаты;
  • индивидуальные предприниматели;
  • члены крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринмиателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой);
  • члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, -

не использующие в своей деятельности наемный труд, не обязаны регистрироваться в территориальном отделении Фонда социального страхования РФ и уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Это также означает, что перечисленные лица не имеют право на получение страхового обеспечения по указанному виду социального страхования. Право на получение страхового обеспечения возникает в случае добровольного вступления в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством .

Бланк заявления для назначения пособия (для ИП - , для адвокатов - )

ПОСОБИЕ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ:

  • банковское реквизиты;
  • листок нетрудоспособности;
  • копия паспорта (первая страница и страница с пропиской - для НДФЛ);
  • копия СНИЛС и ИНН (для НДФЛ);
  • копия трудовой книжки

ПОСОБИЕ ПО БЕРЕМЕННОСТИ И РОДАМ. ПОСОБИЕ ПРИ РАННЕЙ ПОСТАНОВКЕ НА УЧЕТ :

  • заявление установленной формы;
  • банковское реквизиты;
  • листок нетрудоспособности;
  • справка о постановке на учет в ранние сроки беременности;
  • копия трудовой книжки

ЕДИНОВРЕМЕННОЕ ПОСОБИЕ ПРИ РОЖДЕНИИ РЕБЕНКА :

  • заявление установленной формы;
  • банковское реквизиты;
  • справка о рождении ребенка (форма 1);

ЕЖЕМЕСЯЧНОЕ ПОСОБИЕ ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ :

  • заявление установленной формы;
  • банковские реквизиты;
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • свидетельство о рождении предыдущих детей (ребенка);
  • справка из ЦСПН о неполучении пособия;
  • справка с места работы второго родителя о неполучении пособия (если второй родитель не работает - справка из ЦСПН и копия трудовой книжки)

ПОСОБИЕ НА ПОГРЕБЕНИЕ ЗАСТРАХОВАННОГО ЛИЦА ИЛИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ЧЛЕНА СЕМЬИ :

  • заявление установленной формы;
  • банковские реквизиты;
  • справка о смерти;
  • документы, подтверждающие, что несовершеннолетний - член семьи застрахованного лица

ПОСОБИЕ НА ПОГРЕБЕНИЕ

За счет средств обязательного социального страхования в случае смерти застрахованного лица либо несовершеннолетнего члена семьи застрахованного лица, выплачивается пособие на погребение.

Размер и порядок выплаты пособия определяются статьями 9 и 10 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

Согласно статье 9 Закона стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с отделением Фонда социального страхования Российской Федерации

Согласно п.1 ст.10 Закона в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Следовательно, размер пособия на погребение не может превышать размер стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определенному органами местного самоуправления и согласованному региональным отделением Фонда социального страхвоания РФ.

Сообщаем, что с 01.02.2019 года размер пособия на погребение не может превышать 5946 руб.47 коп.

Органы местного самоуправления

Документ-основание по согласованию гарантированного перечня услуг по погребению

Согласовано
(да/нет)

Сумма пособия

Администрация Андреапольского района

постановление

Администрация Бежецкого района

постановление

Администрация Бельского района

постановление

Администрация Бологовского района

постановление

Администрация Весьегонского района

постановление

Администрация Вышневолоцкогорайона

постановление

Администрация Жарковского района

постановление

Администрация Западнодвинского района

постановление

Администрация Зубцовского района

постановление

Администрация Калининского района

постановление

Администрация Калязинскогорайона

постановление

Администрация Кашинского района

постановление

Администрация Кесовог8орскогорайона

постановление

Администрация Кимрского района

постановление

Администрация Конаковского района

постановление

Администрация Каснохолмского района

постановление

Администрация Кувшиновского района

постановление

Администрация Лесного района

постановление

Администрация Лихославльского района

постановление

Администрация Максатихинского района

постановление

Администрация Молоковского района

постановление

Администрация Нелидовского района

постановление

Администрация Оленинского района

постановление

Администрация Осташковского района

постановление

Администрация Пеновского района

постановление

Администрация Рамешковского района

постановление

Администрация Ржевского района

постановление

Администрация Сандовского района

постановление

Администрация Селижаровского района

постановление

Администрация Сонковского района

постановление

Администрация Спировского района

постановление

Администрация Старицкого района

постановление

Администрация Торжокского района

постановление

Администрация Торопецкого района

постановление

Администрация Удомельского района

постановление

Администрация Фировского района

постановление

Администрация г.Твери

постановление

Администрация г.Торжка

постановление

Администрация г.Ржева

постановление

Администрация г.Удомли

постановление

Администрация г.Кимры

постановление

Все нормативные акты органов местного самоуправления, согласованные с Фондом, содержат норму об индексации размера пособия на погребение, предусмотренную статьей 9 Закона.

Для получения пособия лицо, осуществлявшее погребение, обращается к работодателю умершего с заявлением о выплате пособия и предоставляет справку органов ЗАГСа о смерти (оригинал).

ПОСОБИЯ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

(регулируется Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний")

Страховое обеспечение осуществляется в виде:

    Пособия по временной нетрудоспособности;

    Единовременной страховой выплаты;

    Ежемесячной страховой выплаты;

    Оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая.

Право на получение страхового обеспечения в случае получения производственной травмы или профессионального заболевания имеют лица, работающие по трудовым договорам; лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду; лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, предметом которого являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховые взносы.

ПОСОБИЕ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ . Выплачивается за весь период нетрудоспособности до полного выздоровления пострадавшего или установления ему стойкой утраты профессиональной трудоспособности. Размер пособия составляет 100% среднего заработка пострадавшего работника.

ЕДИНОВРЕМЕННАЯ СТРАХОВАЯ ВЫПЛАТА . Единовременная страховая выплата назначается и выплачивается работнику, если произошедший несчастный случай на производстве был признан страховым и по заключению медико-социальной экспертизы была установлена степень утраты профессиональной трудоспособности.

ЕЖЕМЕСЯЧНАЯ СТРАХОВАЯ ВЫПЛАТА . Ежемесячная страховая выплата назначается и выплачивается работнику, если произошедший несчастный случай на производстве был признан страховым случаем и по заключению медико-социальной экспертизы былв установлена степень утраты профессиональной трудоспособности. Размер ежемесячной страховой выплаты определяется как доля среднемесячного заработка работника, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности.

ОПЛАТА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ РАСХОДОВ НА МЕДИЦИНСКУЮ, ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ И СОЦИАЛЬНУЮ РЕАБИЛИТАЦИЮ ПОСТРАДАВШЕГО . Осуществляется в соответствии с Программой реабилитации пострадавшего, которая составляется учреждением медико-социальной экспертизы.


Под временной нетрудоспособностью понимается временная утрата трудоспособности работника, а также невозможность выполнять работу в связи с уходом за больным членом семьи, карантином и др. При временной нетрудоспособности работник освобождается от работы и ему выплачивается пособие по временной нетрудоспособности.
Обеспечение работников пособиями по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях:
  • утраты трудоспособности вследствие заболеваний или травмы, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности;
  • необходимости осуществления ухода за больным членом семьи;
  • при карантине;
  • осуществления в установленном порядке протезирования по медицинским показаниям в стационарном специализированном учреждении;
  • долечивания в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного лечении;
Основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности является выданный работнику листок нетрудоспособности. Другие документы не могу служить основанием для выплаты пособия.
Пособия по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) выплачиваются за первые два дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, а за остальной период, начиная с третьего дня временной нетрудоспособности - за счет средств ФСС РФ.
Такой порядок выплаты пособия применяется только на случай заболевания или травмы самого работника. В таком же порядке выплачивается пособие по временной нетрудоспособности вследствие бытовой травмы, то есть первые два дня нетрудоспособности за счет средств работодателя, с третьего дня - за счет средств Фонда.
В случае временной нетрудоспособности в связи с уходом за больным членом семьи или ребенком, при карантине, при протезировании, при искусственном прерывания беременности, отпуске по беременности и родам, пособие выплачивается с первого дня нетрудоспособности за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
За весь период временной нетрудоспособности пособие по временной нетрудоспособности должно быть исчислено работнику с учетом общего трудового стажа работника и продолжительности периода выплаты пособия.
В настоящее время размер пособия зависит от продолжительности общего трудового стажа работника:
  • до 5 лет - 60 процентов заработка;
  • от 5 до 8 лет - 80 процентов заработка;
  • от 8 лет и свыше - 100 процентов фактического заработка.
В соответствие с законодательными нормативными актами в 2007 г. размер пособия не может превышать 16 125 рублей за полный календарный месяц (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).
Если работник имеет общий трудовой стаж менее 6 месяцев, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере, не превышающем за полный месяц минимальный размер оплаты труда, установленного федеральным законом.
В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности определяются с учетом этих коэффициентов.
В случаях, установленных законами Российской Федерации,
федеральными законами, финансирование расходов, связанных с выплатой пособий по временной нетрудоспособности в размерах сверх установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании, осуществляется за счет средств федерального бюджета, передаваемых для этих целей ФСС РФ (пособие по временной нетрудоспособности работникам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и др.)

Еще по теме §3. Пособия и выплаты по обязательному социальному страхованию Пособия по временной нетрудоспособности:

  1. ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПОРЯДКА ИСЧИСЛЕНИЯ ПОСОБИЙ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ, ПО БЕРЕМЕННОСТИ И РОДАМ ГРАЖДАНАМ, ПОДЛЕЖАЩИМ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ
  2. Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию».
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 г. № 375 «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию»

Фонд социального страхования специализированное кредитнофинансовое учреждение, назначение которого управление финансами социального страхования .

Фонды социального страхования носят государственный характер.

Основные задачи фонда социального страхования:

  • обеспечение гражданам государственных пособий на лечение, реабилитацию, оздоровление;
  • участие в системе разработки и реализации государственных программ охраны здоровья населения;
  • осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость ФСС;
  • организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов;
  • сотрудничество с аналогичными фондами.

Выплата пособий:

  • по временной нетрудоспособности;
  • по беременности и родам, уходу за ребенком;
  • на реабилитацию после болезней и профилактику;
  • на частичное финансирование внешкольного обслуживания детей;
  • на создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости ФСС;
  • на проведение исследовательских и научных работ по социальному страхованию.
Обязательные страховые взносы:
  • работодателей;
  • граждан;
  • прочие платежи;
  • финансирование из средств госбюджета

Платежи в Фонд социального страхования

Отчисления в Фонд социального страхования установлены в размере 4,0% по отношению к начисленной оплате труда.

Средства государственного социального страхования направлены на выплату пособий: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель), ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом.

Финансовые ресурсы фонда социального страхования

Фонд социального страхования РФ является вторым по объему аккумулируемых финансовых ресурсов после Пенсионного фонда РФ.

Для выполнения Фондом социального страхования своих функций, в нем должен быть сконцентрирован такой объем финансовых ресурсов, который был бы достаточным для выплат предусмотренных законодательством видов страхового обеспечения и прочих гарантий и льгот.

Но этот объем ресурсов не должен быть излишним. В противном случае его накопление стало бы избыточным бременем для работодателей — плательщиков взносов. Это привело бы к завышению затрат на производство и соответственно цен на конечную продукцию.

Для обеспечения финансовой стабильности Фонда необходимо правильно определить расчетную базу, с которой начисляются страховые взносы, а также размер страхового тарифа, устанавливаемый в процентах к расчетной базе.

Прогнозные показатели тарифов на социальное страхование должны определяться с использованием актуарных расчетов. Актуарными расчетами называется система математических и статистических закономерностей, регламентирующих взаимоотношения между страховщиком и страхователем.

Методология актуарных расчетов строится с использованием теории вероятностей, демографии и долгосрочных финансовых исчислений.

Трудность расчета тарифа на социальное страхование связана с тем, что начисляемые по этому тарифу страховые взносы являются источником ресурсов, используемых на выплаты и пособия по нетрудоспособности, и пособия по беременности и родам, и пособия на погребение. Понятно, что речь идет о различных страховых случаях, вероятность которых определяется различными причинами.

Ситуация осложняется и тем, что ряд выплат из Фонда носит нестраховой характер (детские новогодние подарки, расходы на детские оздоровительные лагеря и спортивные школы). Однако сам факт наличия у Фонда средств на эти цели указывает на преимущество социального страхования над социальным вспомоществованием. Фонд социального страхования автономен и имеет постоянный источник формирования.

Роль актуарных расчетов особенно велика при определении тарифа взноса на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Эти расчеты должны опираться на исчерпывающие статистические данные по отраслям, территориям и отдельным предприятиям. В данном случае тариф имеет специфическое значение — он должен стимулировать страхователей принимать меры к охране труда и снижению профессиональных заболеваний. Чем меньше вероятность страхового случая, тем ниже будет страховой тариф.

Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от
24 июля 1998 г. № 125ФЗ как закон о конкретном виде социального страхования уточняет некоторые положения федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" от 9 июня 1999 г. № 165ФЗ относительно финансовой системы социального страхования.

Так, вышеуказанный закон от 24 июля 1998 г. № 125ФЗ определяет, что тарифы страховых взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний дифференцируются по группам отраслей экономики в зависимости от профессионального риска. Понятно, что профессиональный риск в угольной отрасли много выше, чем, например, в жилищнокоммунальном хозяйстве.

Страховщик вправе устанавливать скидки и надбавки к страховому тарифу. Их размер определяется с учетом состояния охраны труда и сложившихся расходов на выплату страхового обеспечения на конкретном предприятии, но не может превышать 40% страхового тарифа, установленного для соответствующей отрасли (в 20002002 гг. это положение не действовало). Надбавки к тарифу должны выплачиваться страхователем из прибыли, а в случае ее отсутствия могут относиться на себестоимость.

Как видно из табл. 4, основным источником доходной части бюджета Фонда социального страхования являются страховые взносы. Их доля составляет 60,5% совокупных доходов.

Таблица 4 Бюджет Фонда социального страхования РФ на 2002 г.

Наименование

Доходы

Переходящий остаток на 1.01.2002 г.

Единый социальный налог

Страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Мобилизация просроченной задолженности

Прочие поступления

Средства федерального бюджета в соответствии с действующим законодательством

Итого доходов

Расходы

Выплата пособий

В том числе пособия по временной нетрудоспособности

Оплата путевок на санаторнокурортное лечение

Оздоровление детей

Ежемесячные страховые выплаты

Прочие расходы

Административные расходы

Итого расходов

При определении расчетной базы, с которой начисляются страховые взносы, за основу берется оценка фонда оплаты труда на соответствующий год. Такую оценку проводит Министерство экономики РФ. Однако необходимо учесть, что на некоторые виды выплат работникам страховые взносы не начисляются. Например, это относится к выплатам по договорам гражданскоправового характера (когда лицо выполняет какуюлибо работу по договору подряда, а не как наемный работник). Кроме того, надо принять во внимание, что от уплаты страховых взносов освобождены организации, оказывающие услуги инвалидам I и II групп.

В реальной жизни не удается собирать страховые взносы со всех потенциальных плательщиков. Определенная часть предприятий терпит банкротство; другая пытается уклониться от уплаты, и их розыск приходится вести Налоговой полиции. В этой связи потенциальный размер страховых взносов корректируется на коэффициент, отражающий сбор страховых взносов в предыдущем периоде.

Для того чтобы определить приемлемый тариф взносов, необходимо правильно оценить объем предстоящих выплат пособий.

В частности, средства, необходимые для выплаты пособия по временной нетрудоспособности, рассчитываются следующим образом (здесь и далее — пример условный):
  • а) среднесписочная численность работающих, принятая для расчета бюджета Фонда (млн. чел.) 50,1
  • б) число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих в год 790,0
  • в) общее число оплаченных дней по временной нетрудоспособности (млн. дней) (790,0 дней *50,1 млн. чел. : 100) 395,8
  • г) среднедневная зарплата (руб.). (1550000 млн. руб. :
    252 дней: 50,1 млн. чел.) 122,8
  • д) среднедневное пособие:
    • в процентах к среднедневной зарплате 82,0
    • в рублях 100,8
  • е) итого расходы на выплату пособия по временной нетрудоспособности (млн. руб.) (100,8 руб. * 395,8 млн. дней) 39896,6

В пункте (а) указана среднесписочная численность работающих по стране в целом, принятая для расчетов.

В пункте (б) приводится число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих в среднем за год, рассчитываемая за ряд лет статистических наблюдений.

В пункте (в) число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих умножается на среднесписочную численность работающих и делится на 100. В результате определяется общее число оплачиваемых дней по временной нетрудоспособности.

В расчете принимается, что среднедневное пособие составит 82% от среднедневной зарплаты. Этот показатель определяется на основе данных за предшествующий год. Напомним, что размер пособия зависит от трудового стажа и может составлять от 60 до 100% заработка.

Для определения годового объема пособия по временной нетрудоспособности среднедневное пособие умножается на число дней выплаты пособия (в млн. дней).

Расчет пособия по беременности и родам
  • численность работающих женщин (млн. чел.) (50,1 млн. чел. * 51,7% : 100) 25,9
    Численность работающих женщин на протяжении ряда лет составляла в среднем 51,7% от общей численности работающих;
  • число дней по беременности и родам в расчете на 100 работающих женщин (дней) 245,0
  • общее число оплаченных дней по беременности и родам (млн. дней) (245,0 дней * 25,9 млн. чел. : 100) 63,46
  • среднедневная зарплата 1 работающего (руб.) 122,8
  • среднедневное пособие:
    в процентах к среднедневной зарплате (на основе данных за предшествующий год) 61,0
    в рублях (122,8 руб. * 61,0%) 74,9
  • итого расходов (млн. руб.) (74,9 руб. * 63,46 млн. дней) 4753,2
Расчет пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет:

100 руб. * 2 (двукратный размер) * 11,1 млн. выплат * 1,14 = 2530,8 млн. руб.,

где 100 руб. — базовая сумма (бывший официальный размер минимальной оплаты труда), а 1,14 — средний размер районного коэффициента для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Расчет пособия при рождении ребенка

(100 руб. * 15 раз * 1,1 млн. выплат * 1,14) = 1650 млн. руб.

Расчет социального пособия на погребение

(100 руб. * 10 раз * 218,0 тыс. выплат * 1,14) = 248,5 млн. руб.

Расчет пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием
  • число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих (дней) 20,0
  • общее число оплаченных дней по временной нетрудоспособности (млн. дней) (20,0 дней * 50,1 млн. чел. : 100) 10,0
  • средний размер дневного пособия (руб.) (по статистическим данным за прошедший период) 91,43
  • итого расходов (млн. руб.) (91,43 руб. * 10,0 млн. дней) 914,3
Единовременные страховые выплаты
  • максимальный размер единовременной страховой выплаты по случаям со смертельным исходом (руб.) (100 руб. * 60 * 1,14), 6840,0
    где 100 руб. — базовая сумма (бывший официальный размер минимальной оплаты труда), а 1,14 — средний размер районного коэффициента для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
  • средний размер единовременной страховой выплаты по случаям с частичной утратой трудоспособности (руб.) (6840,0 руб. * 53,6%), 3666,2
    где 53,6% отношение среднего размера ежемесячной страховой выплаты к среднемесячному размеру заработной платы;
  • расходы (млн. руб.) (6840,0 руб. * 8,1 тыс. чел.) + (3666,2 руб. * 35,4 тыс. чел.) 186,0

где 8,1 тыс. чел. — расчетная численность пострадавших со смертельным исходом; 35,4 тыс. чел. — расчетная численность пострадавших за год с установлением процента утраты трудоспособности.

Ежемесячные страховые выплаты 6234,8 млн. руб.
  • численность получателей возмещения вреда (тыс. чел.) 569,5
  • средний размер ежемесячной страховой выплаты (руб.) (519,72 руб. * 1,755) 912,32
    где 519,72 руб. — средний размер ежемесячной страховой выплаты в предыдущем периоде; 1,755 — коэффициент индексации размера ежемесячной страховой выплаты;
  • расходы (млн. руб.) (912,32 руб. * 12 (месяцев) * 569,5 тыс. чел.) 6234,8

Постановление Правительства РФ № 975 от 31 августа 1999 г. утвердило Правила отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска. Согласно Правилам, этот класс определяется величиной интегрального показателя профессионального риска. Данный показатель равен отношению затрат в данной отрасли на возмещение вреда застрахованным в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в прошедшем году к объему фонда оплаты труда в том же году.

Если в какомлибо году этот показатель в данной отрасли превышает показатель предшествующего года, то Минтруда РФ и Минэкономики РФ должны вносить в правительство РФ предложение об отнесении этой отрасли к другому классу профессионального риска. В настоящее время установлены 22 класса профессионального риска. Каждому из них соответствует размер тарифа страхового взноса. Самый низкий тариф для страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — в сфере управления и культуры — 0,2% от фонда оплаты труда. Самый высокий тариф — в угольной отрасли — 8,5%.

Е. Л. Джабазян, главный редактор

Реформирование системы обязательного социального страхования и вступление в силу с 1 января 2010 года федеральных законов от 24.07.2009 № 212-ФЗ и 213-ФЗ потребовало от законодателей и Правительства РФ внести изменения и дополнения в целый ряд нормативных актов. В частности, изменения коснулись Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию», новое название которого – «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Федеральный закон № 255-ФЗ). Для приведения нормативно-правовых актов в соответствие новой редакции данного закона Правительством РФ были внесены изменения как в порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, так и в правила подсчета и подтверждения страхового стажа.

В представленном материале мы остановимся на тех вопросах, с которыми столкнутся бухгалтеры при расчете выплат по больничным листам и ежемесячных пособий по уходу за детьми.

Пунктом 7 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ предусмотрено, что особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством РФ. Во исполнение данной нормы было принято Постановление Правительства РФ от 15.06.2007 № 375 «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию» (далее – ).

В связи с тем, что были внесены поправки в Федеральный закон № 255-ФЗ , потребовалось изменить и дополнить указанное положение, что и было сделано Правительством РФ в Постановлении от 19.10.2009 № 839 (далее – Постановление № 839 ).

Начнем с того, что некоторые дополнения в Положение о порядке исчисления пособий связаны с тем, что Федеральный закон № 255-ФЗ с 1 января 2010 года регулирует порядок расчета не только пособий по нетрудоспособности, беременности и родам, но и ежемесячных пособий по уходу за детьми. Следовательно, и в названии, и в содержании документа необходимо было отразить расширение сферы применения данного нормативного акта: теперь он называется «Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» .

Кроме этого, изменения, внесенные Постановлением № 839 , затронули:

– порядок исчисления среднего заработка;

– порядок определения расчетного периода;

– назначение и порядок расчета пособий;

– участие в системе добровольного страхования.

Разберемся более детально во всех этих нововведениях.

Исчисление среднего заработка для расчета пособий

Пунктом 1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ предусмотрено, что пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица.

Следует обратить внимание, что новая редакция не содержит перечня выплат, которые следует учитывать при расчете среднего заработка. При этом в п. 2 данного положения указано: в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые включаются в базу для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» .

Следовательно, для того чтобы определить выплаты, участвующие в формировании среднего заработка для исчисления пособия, надо знать, какие из выплат, произведенных застрахованному лицу, являются объектом обложения страховыми взносами. Для организаций и предпринимателей согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона № 212-ФЗ это выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (с учетом положений п. 1 ст. 9 , в которой перечислены суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами).

Важный момент, который следует учесть: из новой редакции Положения о порядке исчисления пособий исключен п. 4 . В соответствии с данным пунктом до 1 января 2010 года в заработок, исходя из которого исчислялись пособия, не включались выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и др.).

Так, например, если ранее материальная помощь не учитывалась при расчете среднего заработка, то теперь в расчет должна быть включена сумма, превышающая 4 000 руб. Это следует из того, что материальная помощь, выплачиваемая из средств предприятия и не уменьшающая налоговую базу по налогу на прибыль, является объектом обложения страховыми взносами. При этом согласно пп. 11 п. 1 ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 руб. на одного работника за расчетный период, не подлежат обложению страховыми взносами.

Итак, с учетом нововведений при исчислении среднего заработка в расчетах участвуют все выплаты и вознаграждения:

– предусмотренные трудовым договором, вне зависимости от основания (зарплата, социальные выплаты) и источника финансирования (выплаты признаются при исчислении налога на прибыль или производятся за счет собственных средств организации);

– являющиеся объектом обложения страховыми взносами.

Определение расчетного периода

Средний заработок застрахованного лица рассчитывается за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком (255-ФЗ , п. 6 Положения о порядке исчисления пособий ).

Напомним, что в п. 8 Положения о порядке исчисления пособий перечислены периоды, которые исключаются из расчетного:

а) период сохранения за работником среднего заработка в соответствии с законодательством РФ (за исключением среднего заработка, выплачиваемого беременным женщинам в период выполнения более легкой работы, согласно п. 13 настоящего положения);

б) период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;

в) период простоя по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника;

г) период, в течение которого работник не участвовал в забастовке, но в связи с этой забастовкой не имел возможности выполнять свою работу;

д) дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами;

е) другие периоды, когда работник освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством РФ;

ж) период, в течение которого работнику предоставлялись дни отдыха (отгулов) в связи с работой сверх нормальной продолжительности рабочего времени при вахтовом методе организации работ и в других случаях в соответствии с законодательством РФ.

Если в расчетном периоде нет заработка?

Если застрахованное лицо не имело заработка в течение последних 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком, или этот период состоял из периодов, исключаемых из расчетного периода, то средний заработок определяется исходя из суммы заработка, полученного в месяце наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком (п. 10 Положения о порядке исчисления пособий ).

Если застрахованное лицо не имело периода работы?

Пунктом 11 Положения о порядке исчисления пособий предусмотрено следующее: если застрахованное лицо не имело периода работы (службы, иной деятельности) непосредственно перед наступлением страховых случаев в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском по беременности и родам или отпуском по уходу за ребенком, пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая.

Постановлением № 839 Положение о порядке исчисления пособий было дополнено п. 11.1 . Указанным пунктом предусмотрено, что, в случае если застрахованное лицо в течение расчетных периодов, названных в п. 6 , 10 и 11 настоящего положения, не имело заработка, средний заработок определяется исходя из тарифной ставки утвержденного ему разряда, должностного оклада, денежного содержания (вознаграждения) на день наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком. В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из тарифной ставки утвержденного ему разряда, должностного оклада или денежного содержания (вознаграждения), размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.

Порядок исчисления пособий

Пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам.

При исчислении названных пособий в 2010 году надо обратить внимание на следующие моменты.

Средний дневной заработок, из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, не может превышать средний дневной заработок, определяемый путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС, установленной Федеральным законом № 212-ФЗ на день наступления страхового случая, на 365 (п. 19.1 Положения о порядке исчисления пособий ).

Это означает, что с 1 января 2010 года средний дневной заработок, из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, не может превышать 1 136,99 руб. (415 000 руб. / 365).

В случае если назначение и выплата застрахованному лицу пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются несколькими страхователями, средний дневной заработок, из которого ему исчисляются данные пособия, не может превышать средний дневной заработок, определяемый исходя из указанной предельной величины, при исчислении названных пособий каждым из этих страхователей.

Застрахованному лицу, имеющему страховой стаж менее шести месяцев, исчисленное пособие по временной нетрудоспособности (по беременности и родам) выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, утвержденного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, – в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов (п. 20 Положения о порядке исчисления пособий ).

Пособие по уходу за ребенком.

Ранее порядок выплаты данного пособия регулировался Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее – Федеральный закон № 81-ФЗ ). После дополнения Федерального закона № 255-ФЗ гл. 3.1 выплата такого пособия будет производиться застрахованным лицам.

Согласно ст. 11.2 Федерального закона № 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40% среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Федеральным законом № 81-ФЗ (1 500 руб. по уходу за первым ребенком и 3 000 руб. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми и с учетом индексации).

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, который определяется путем умножения среднего дневного заработка на 30,4(п. 23 Положения о порядке исчисления пособий ).

Отметим, с 1 января 2010 года максимальный размер пособия рассчитывается исходя из предельной величины базы для начисления страховых взносов (415 000 руб.) и не должен превышать 34 583,33 руб. (415 000 руб. / 12 мес.) (п. 2 ст. 11.2 , п. 5.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ и п. 24 Положения о порядке исчисления пособий ).

Пример.

Средний дневной заработок работницы организации составил 690 руб. Определим размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, которое ей причитается.

Сначала необходимо умножить среднедневной заработок на среднемесячное число календарных дней. Получим 20 976 руб. (690 руб. х 30,4).

Так как максимальный средний заработок больше, чем фактический, ежемесячное пособие по уходу за ребенком будет рассчитываться из суммы 20 976 руб. и составит 8 390,4 руб. (20 976 руб. х 40%).

Обращаем ваше внимание на то, что, если застрахованное лицо занято у нескольких страхователей, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица (п. 19 Положения о порядке исчисления пособий в редакции Постановления № 839 ).

Выплата пособий при добровольной уплате страховых взносов.

Порядок добровольного вступления в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определен в ст. 4.5 Федерального закона № 255-ФЗ . Такой порядок распространяется на индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов и некоторых других лиц, перечисленных в п. 3 ст. 2 названного закона.

При этом добровольное вступление в правоотношения по обязательному страхованию предполагает:

– подачу заявления в территориальный орган страховщика по месту жительства;

– уплату страховых взносов в ФСС исходя из стоимости страхового года, которая производится не позднее 31 декабря текущего года начиная с года подачи заявления.

Стоимость страхового года определена в п. 3 ст. 4.5 Федерального закона № 255-ФЗ как произведение минимального размера оплаты труда и тарифа страховых взносов в части страховых взносов в ФСС, увеличенное в 12 раз. В 2010 году стоимость страхового года составит 1 507 руб. (4 330 руб. х 2,9% х 12), где 4 330 руб. – МРОТ, установленный ст. 1 Федерального закона от 24.06.2008 № 91-ФЗ .

Право на получение страхового обеспечения возникает при условии уплаты страховых взносов за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай.

В случае если лицо, добровольно вступившее в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не уплатило страховые взносы за соответствующий календарный год в срок до 31 декабря текущего года, имевшиеся между ним и страховщиком правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством считаются прекращенными.

Лицам, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, средний дневной заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определяется путем деления минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, на число календарных дней каждого месяца, на которые приходится страховой случай (п. 15 Положения о порядке исчисления пособий ).

Пособие по уходу за ребенком для этих лиц определяется также исходя из минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая. При этом средний дневной заработок не рассчитывается и коэффициент 30,4 не применяется(п. 23 Положения о порядке исчисления пособий ).

Разъяснения Фонда социального страхования по вопросам выплаты пособий

В связи с принятием Федерального закона № 213-ФЗ ФСС в Письме от 22.09.2009 № 02-18/07-8866 обратил внимание плательщиков страховых взносов на отдельные нормы ст. 37 указанногозакона. Специалисты ведомства напомнили, что п. 14 , 15 ст. 37 Федерального закона № 213-ФЗ на переходный период установлены особые положения, регулирующие порядок исчисления и выплаты пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее – пособия по обязательному социальному страхованию) лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также особенности финансирования расходов на выплату пособий лицам, работающим по трудовым договорам в организациях или у индивидуальных предпринимателей, применяющих УСНО либо являющихся плательщиками ЕНВД для отдельных видов деятельности или единого сельскохозяйственного налога (далее – работодатели, применяющие специальные налоговые режимы). Кроме того, 213-ФЗ определены условия страхового обеспечения лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Порядок исчисления и выплаты пособий лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Согласно п. 15 ст. 37 Федерального закона № 213-ФЗ Федеральный закон № 255-ФЗ применяется при назначении, исчислении и выплате пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим после дня вступления в силу Федерального закона № 213-ФЗ , то есть с 1 января 2010 года.

По страховым случаям, наступившим в 2009 году и продолжающимся в 2010 году, пособия за период после 1 января 2010 года
исчисляются по нормам Федерального закона № 255-ФЗ в новой редакции, если размер пособия, рассчитанный в соответствии с этим законом, превышает размер пособия, полагающийся по нормам Федерального № 255-ФЗ в редакции, действовавшей до 1 января 2010 года.

При этом необходимость перерасчета пособий в рамках указанной нормы связана с тем, что Федеральным законом № 255-ФЗ в редакции, действующей с 2010 года, установлены новые правила исчисления пособий, в частности:

1. В связи с введением предельной величины базы, на которую начисляются (415 000 руб. в год на каждого работника), из Федерального закона № 255-ФЗ в новой редакции исключены нормы относительно установления максимальных размеров пособий.

2. Согласно п. 2 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ в новой редакции пособия исчисляются из всей суммы выплат и иных вознаграждений, начисленных работнику в расчетном периоде, на которые начисляются страховые взносы в ФСС.

3. В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ в редакции, действующей с 2010 года, вводится новый расчетный период для исчисления пособий в случае, когда работник не имел периода работы (службы, иной деятельности) непосредственно перед наступлением страховых случаев в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском по беременности и родам или отпуском по уходу за ребенком, поэтому у него отсутствует заработок в расчетном периоде и месяце наступления страхового случая. В таких ситуациях пособие исчисляется исходя из среднего заработка работника за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая.

Порядок назначения и выплаты пособий по обязательному социальному страхованию гражданам, занятым у работодателей, применяющих специальные налоговые режимы.

Исходя из нормы, установленной п. 14 ст. 37 Федерального закона № 213-ФЗ , а также учитывая, что в соответствии с п. 16 ст. 36 указанного закона с 1 января 2010 года утрачивает силу Федеральный закон от 31.12.2002 № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ ), отметим, что гражданам, занятым у работодателей, применяющих специальные налоговые режимы, в 2010 году пособия по обязательному социальному страхованию будут выплачиваться в общем порядке, а именно:

– пособие по временной нетрудоспособности – в полном объеме за счет средств Фонда, за исключением случаев временной нетрудоспособности в связи с заболеванием или травмой, когда первые два дня подлежат оплате за счет средств работодателя;

– пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам при постановке на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком и социальное пособие на погребение – за счет средств ФСС.

При этом средства ФСС на выплату пособий гражданам, занятым у работодателей, применяющих специальные налоговые режимы, будут выделяться таким страхователям-работодателям территориальными органами Фонда ввиду того, что данные страхователи в соответствии с п. 2 ст. 57 Федерального закона № 212-ФЗ в 2010 году страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством начислять в ФСС не будут. В 2010 году для них сохраняется действующий в настоящее время механизм отчислений в Фонд от налогов, уплачиваемых при применении специальных налоговых режимов, поскольку в соответствии со ст. 41 Федерального закона № 213-ФЗ положение пп. «б» п. 10 ст. 18 Федерального закона № 213-ФЗ , которым предусмотрено упразднение указанных отчислений, вступает в силу с 1 января 2011 года.

Порядок назначения и выплаты пособий по обязательному социальному страхованию лицам, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В соответствии с п. 16 ст. 37 Федерального закона № 213-ФЗ правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее – правоотношения по обязательному социальному страхованию), возникшие по 31 декабря 2009 года (включительно), в соответствии с Федеральным законом № 190-ФЗ в 2010 году не прекратятся и будут регулироваться Федеральным законом № 255-ФЗ в новой редакции.

Так, лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию по 31.12.2009 (адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера), будут иметь право на получение пособий по временной нетрудоспособности и по материнству по страховым случаям, наступившим в 2010 году, если они уплатят страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС в соответствии с Федеральным законом № 190-ФЗ в течение шести месяцев либо за меньший период, но в размере не менее 1 507 руб.

Если страховые взносы уплачены указанными лицами до 1 января 2010 года в сумме менее 1 507 руб., право на данные пособия возникает у них при условии уплаты недостающей суммы страховых взносов в ФСС до наступления соответствующего страхового случая.

В своих разъяснениях специалисты ФСС особо обратили внимание на тот факт, что согласно п. 16 ст. 37 Федерального закона № 213-ФЗ и ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (в редакции от 24.07.2009) при соблюдении указанных условий уплаты страховых взносов в Фонд в случае смерти лица, добровольно вступившего до 1 января 2010 года в правоотношения по обязательному социальному страхованию, или смерти несовершеннолетнего члена его семьи по страховым случаям, наступившим в 2010 году, территориальными органами ФСС также выплачивается социальное пособие на погребение либо осуществляется возмещение стоимости услуг по погребению в размерах, установленных Федеральным законом № 8-ФЗ .

Изменения в порядке исчисления страхового стажа

Размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от продолжительности страхового стажа застрахованного лица. Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам (далее – Правила ) были утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.02.2007 № 91 . В связи с тем, что Федеральным законом № 213-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон № 255-ФЗ , потребовалась корректировка и названных правил. Такие поправки были внесены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.09.2009 № 740н (далее – Приказ № 740н ), которые действуют с 1 января 2010 года.

Приказом № 740н в Правилах сделаны уточнения, которые затрагивают порядок включения в страховой стаж периодов работы отдельных категорий работников.

В частности, для работников бюджетных учреждений пп. «в» п. 2 Правил определено, что в страховой стаж включаются периоды замещения государственных должностей РФ и субъектов РФ, а также муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе.

Кроме того, с нового года Правила дополнены п. 2.1 , устанавливающим следующее. В страховой стаж наравне с другими периодами работы и (или) иной деятельности впредь будут засчитываться периоды прохождения военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 .

Также следует обратить внимание на норму пп. «в» п. 2 Правил , согласно которой в страховой стаж включаются периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством… за которые уплачены платежи на социальное страхование .

Что понимать под платежами на социальное страхование в связи с отменой ЕСН? Для того чтобы на практике не было разногласий, в соответствии с п. 4 Приказа № 740н п. 3 Правил был дополнен пп. «д» и «е» . При этом пп. «д» предусмотрено, что к платежам на социальное страхование за период с 1 января 2010 года до 31 декабря 2010 года относятся страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемые в ФСС в соответствии с Федеральным законом № 212-ФЗ , либо налоги, зачисляемые в ФСС (единый , уплачиваемый организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими УСНО, режим в виде ЕНВД, ЕСХН).

Подпунктом «е» установлено, что за период после 1 января 2011 года платежи на социальное страхование – это страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемые в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г.

212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» .

Как подтвердить сведения о страховом стаже?

Основным документом, удостоверяющим стаж, является установленного образца. Она подтверждает периоды:

– работы по трудовому договору;

– государственной гражданской или муниципальной службы;

– исполнения полномочий членом (депутатом) СФ ФС РФ, депутатом ГД ФС РФ;

– замещения других государственных должностей РФ и субъектов РФ, а также муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе.

При отсутствии трудовой книжки (или когда в ней содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы) в подтверждение периодов работы принимаются:

– письменные трудовые договоры, оформленные согласно трудовому законодательству, действующему на день возникновения соответствующих правоотношений;

– справки, которые выдаются работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;

– выписки из приказов;

– лицевые счета и ведомости на выдачу зарплаты.

В некоторых случаях периоды деятельности могут быть подтверждены и другими документами, поименованными в п. 8 – 19 Правил .

Отметим, что периоды прохождения военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 , подтверждаются:

– военными билетами;

– справками военных комиссариатов, воинских подразделений, архивных учреждений;

– записями в трудовой книжке, внесенными на основании документов;

– другими документами, содержащими сведения о периоде прохождения службы.

Пунктом 20 Правил предусмотрено, что все необходимые документы, подтверждающие периоды работы (службы, деятельности), включаемые в страховой стаж, представляются застрахованным лицом по месту назначения и выплаты пособия (работодателю либо территориальному органу ФСС).

Следует отметить, что непосредственно порядокрасчета страхового стажа изменений не претерпел.