Чрезмерная монополизация рынка чему способствует. Что такое "Монополизация рынка? К чему она приводит? От чего происходит? Сущность монополизации, цели и механизмы функционирования

Кредитование

Монополия – тип отраслевого рынка, на котором существует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей. Под монополией понимается и сам продавец. В отличие от рынка совершенной конкуренции, на котором большое количество конкурирующих продавцов предлагают стандартизированный товар, у чистой монополии нет конкурентов на рынке её товара.

Характерными чертами монополии являются:

1. Единственный продавец. Одна фирма является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги.

2. Нет близких заменителей. Из первого признака следует, что продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших и близких заменителей. С точки зрения покупателя, это означает, что нет приемлемых альтернатив. Покупатель должен покупать продукт у монополиста или обходится без него.

3. «Диктующий цену». Отдельная фирма, действующая в условиях чистой конкуренции, не оказывает влияния на цену продукта: она «соглашается с ценой». Монополист может вызвать изменение цены продукта, манипулируя качеством предложенного продукта.

4. Заблокированное вступление. Существование монополии зависит от существования барьеров для вступления. Будь они экономическими, техническими, юридическими или другими, определенные препятствия должны существовать, чтобы удерживать новых конкурентов от вступления в отрасль, если монополия собирается продолжать свое существование.

Обращаясь к монополии как виду экономической структуры рынка, мы рассматриваем ее как определенный тип экономических отношений, который дает возможность одному из участников этих отношений диктовать свои условия на рынке определенного товара.

Монополия предполагает, что в отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара. Это позволяет ему устанавливать цену, которая принесет максимум прибыли.

Степень использования монопольной власти, установление цены будет зависеть от наличия близких заменителей товара. Если товар уникален, то покупатель вынужден платить назначенную цену или отказаться от покупки. Число продуктов, не имеющих заменителей, ограничено. К чистой монополии можно отнести предоставление коммунальных услуг, компании кабельного ТВ, телефонные компании или монополию книгоиздательства на реализацию учебников и т.п.

Фирма-монополист обычно имеет более высокую прибыль, что, естественно, привлекает в отрасль других производителей. В случае чистой монополии барьеры для вступления в отрасль достаточно велики, и это практически блокирует проникновение конкурентов на монополизированный рынок. Барьеры, препятствующие вступлению в отрасль, следующие:

1. Эффект масштаба. Высокоэффективное производство с низкими издержками достигается в условиях крупного производства, обусловленного монополизацией рынка. Такую монополию часто называют «естественной монополией», т.е. отраслью, в которой долгосрочные средние издержки минимальны, если только одна фирма обслуживает весь рынок. Новым конкурентам чрезвычайно трудно войти в такую отрасль, т.к. это требует крупных капиталовложений.

2. Исключительные права. В ряде стран Европы, Америки и в России правительство предоставляет фирмам статус единственного продавца (транспортные услуги, связь, газоснабжение). Но взамен на эти привилегии правительство сохраняет за собой право регулировать действия таких монополий, чтобы исключить злоупотребление монопольной властью, защитить интересы монополизированных отраслей и населения.

3. Патенты и лицензии. Правительство гарантирует патентную защиту новым продуктам и производственным технологиям, что обеспечивает производителям монопольные позиции на рынке и на определенный промежуток времени гарантирует их исключительные права.

4. Собственность на важнейшие виды сырья. Некоторые компании являются монополистами благодаря безраздельному владению источниками производственного ресурса, необходимого для производства монополизированного продукта.

Большинство производителей, производящие похожие, но различные с точки зрения покупателей товары, действуют в условиях монополистической конкуренции.

Товары группы одного назначения являются близкими заменителями (субститутами): один от другого может отличаться качеством исполнения, упаковкой, дизайном. Таким образом, фирмы конкурируют, продавая дифференцированные продукты. Дифференциация товара позволяет производителям самостоятельно устанавливать цену вне зависимости от действий конкурента.

Каждая фирма является единственным производителем, и в этом смысле, монополистом. Однако, фирма имеет ограниченный контроль над рыночной ценой.

На рынках монополистической конкуренции на долю четырех крупнейших фирм обычно приходится не более 25% общих внутренних поставок, а на восемь менее 50%.

Вход на рынок монополистической конкуренции достаточно свободен и определяется размерами капитала. Однако вход на рынок по сравнению со свободной конкуренцией не на столько легок: в процессе завоевания доли новые продавцы могут испытывать трудности со своими новыми для потребителей торговыми марками и услугами.

Используя свое положение относительного монополиста, фирма может позволить себе увеличить цену на продукцию, что не может сделать конкурентная фирма под угрозой полной потери покупателей. В условиях предложения дифференцированной продукции многие из покупателей все равно не покинут рынок, так как продавец учитывает их индивидуальные потребности. Например, модницы не перестанут шить одежду у «своего» портного, даже если он несколько повысит цены; клиент парикмахерской также не покинет «своего» мастера в подобном случае. В отличие от олигополиста, фирма, выступающая в условиях монополистической конкуренции, не учитывает ответную реакцию конкурентов на свои действия, так как в условиях большого числа фирм это сделать невозможно.

Еще по теме Монополизация рынка и ее последствия:

  1. Конкуренция и рынок. Антимонопольное законодательство
  2. «РАЗОРИТЕЛЬНОЕ» («ХИЩНИЧЕСКОЕ») ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ Пол Милгром
  3. Инфляция, ее социально-экономические последствия и антиинфляционная политика в условиях российской экономики.
  4. §4. Проблемы унификации инвестиционных правовых режимов в свете согласования последних с положениями антимонопольного законодательства стран-участниц АТЭС
  5. § 1. Предпосылки возникновения правоотношений по защите конкуренции
  6. § 1 Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке (ст. 14.31,14.31.1 КоАП РФ)
  7. §3. Соглашение как вид правовой деятельности хозяйствующих субъектов.

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право -

Монополистический рынок - это теоретическая конструкция, в которой только одна компания может предлагать продукты и услуги для общественности. Это противоположность совершенно конкурентного рынка, в котором работает бесконечное число фирм. В монополистической модели монопольная фирма может ограничить выпуск, повысить цены и получить сверхприбыльные прибыли в долгосрочной перспективе.

РАЗРЕШЕНИЕ «Монополистический рынок»

чисто монополистические рынки крайне редки и, возможно, даже невозможны в отсутствие абсолютных барьеров для входа, таких как запрет на конкуренцию или полное владение всеми природными ресурсами.

Причины монополистических рынков

Исторически сложилось так, что монополистические рынки возникли, когда отдельные производители получили исключительные юридические привилегии от правительства, такие как договоренность между Федеральной комиссией по связи (FCC) и AT & T между 1913 и 1984 годами. В этот период нет другой телекоммуникационной компании было разрешено конкурировать с AT & T, потому что правительство ошибочно полагало, что рынок может поддерживать только одного производителя.

Фактически термин «монополия» возник в соответствии с английским правом для описания королевского гранта. Такой грант разрешал одному торговцу или компании торговать определенным товаром, в то время как ни один другой торговец или компания не могли это сделать.

Краткосрочные частные компании могут участвовать в монопольном поведении, когда производство имеет относительно высокие фиксированные затраты, что приводит к уменьшению средних средних затрат в долгосрочной перспективе по мере увеличения выпуска. Это может временно позволить одному производителю работать на кривой с более низкой стоимостью, чем любые другие производители.

Влияние монополистических рынков

Общим политическим и культурным возражением против монополистических рынков является то, что монополия может взимать премию за своих клиентов, которые, не имея полезных заменителей, вынуждены отдать еще больше денег монополисту. Во многом это возражение против высоких цен, не обязательно монополистического поведения.

Стандартный экономический аргумент против монополий различен. Согласно неоклассическому анализу, монополистический рынок нежелателен, поскольку он ограничивает выпуск, а не потому, что монополист выигрывает за счет повышения цен. Ограниченная продукция приравнивается к меньшему производству, что снижает общий реальный социальный доход.

Даже если существуют монополистические полномочия, такие как юридическая монополия Почтовой службы США на доставку писем первого класса, у потребителей часто есть много альтернатив, например, использование стандартной почты через FedEx или UPS или использование электронной почты вместо письма.По этой причине очень редко для монополистических рынков можно успешно ограничивать выпуск или получать сверхнормальную прибыль в долгосрочной перспективе.

Регулирование монополистических рынков

Как и в случае модели идеальной конкуренции, модель для монополистической конкуренции трудно или невозможно воспроизвести в реальной экономике. Истинная монополия, как правило, является результатом регулирования конкуренции. Например, для городов или городов можно предоставлять местные монополии коммунальным и телекоммуникационным компаниям. Тем не менее, правительства часто регулируют поведение частного бизнеса, которое выглядит монополистом, например, одна фирма, владеющая большой долей рынка. У FCC, ВТО и ЕС есть правила для борьбы с монополистическими рынками. Их часто называют антитрестовскими законами.

Монополизация рынка – ситуация, когда на кого-то из продавцов или покупателей приходится такая большая доля общего объема продаж или покупок на конкретном товарном рынке, что он может влиять на формирование цен и условий сделок в большей мере, чем остальные участники этого рынка.

Рыночный механизм сам по себе не может помешать той или иной фирме монополизировать рынок определенного товара. При этом такая монополизация рынка может возникать в силу:

1) экономического преимущества;

2) различных сговоров или вытеснения конкурентов.

Экономическое преимущество той или иной фирмы на рынке может возникнуть за счет того, что она смогла предложить покупателя наиболее выгодное им соотношение «цена-качество» по своим товарам. Основой такого преимущества обычно служит внедрение наиболее совершенных технологий производства или методов организации производства и сбыта товаров.

Если даже итогом такой деятельности фирмы становится захват подавляющей доли рынка, то в этом нет ничего опасного. Ведь здесь рыночный механизм успешно решает свою главную задачу – обеспечивает наилучшее распределение ограниченных ресурсов. Действительно, такой ситуации наибольшая доля ресурсов достается фирме, победившей в конкурентной борьбе за счет наилучшего использования ограниченных ресурсов и достижения на этой основе минимальных затрат.

Здесь оснований для вмешательства государства нет. Если такая фирма попытается использовать свое господство на рынке для завышения цен, то тем самым она создаст условия для выживания других фирм, даже имеющих более высокие затраты, за счет предложения более низ­ких цен.

Совсем иное дело – монополизация рынка, когда ситуации чистой монополии или олигополии возникают на нем не за счет наилучшей тех­нологии или организации производства, а за счет сговора нескольких крупнейших фирм между собой, вытеснения или поглощения осталь­ных конкурентов. В этом случае хозяевами рынка вовсе не обязательно становятся фирмы, обеспечивающие наилучшее использование ограни­ченных ресурсов, И тогда эти ресурсы распределяются хуже, чем могли бы при немонополизированном рынке.

Развитие монополий подрывает конкурентное начало рыночной экономики, отрицательно сказывается на решении макроэкономических проблем, ведет к снижению эффективности общественного производства.

Именно в такой ситуации государству приходится вмешиваться, что­бы прекратить монополизацию рынка и восстановить нормальную кон­куренцию, когда рыночные механизмы снова смогут работать успешно.

Ограничить монополизацию может только государство с его возможностями законодательной и иной антимонополистической деятельности, использования силовых структур в случае необходимости.

Первый опыт организованной антимонопольной деятельности государства был положен принятием антитрестовского законодательства в США в 1890 г. (Закон Шермана). Позже аналогичные законы появились в других странах. Антимонополистическое законодательство направлено на поддержание такой структуры производства, которая позволяла бы ему оставаться конкурентоспособной. Расчеты показали, что одна компания не должна производить более 40 процентов того или иного вида продукции. Законодательство запрещает всякий сговор по искусственному поддержанию цен, не соответствующему реальному соотношению между спросом и предложением.

РАЗДЕЛ VI. СТРУКТУРА РЫНКА И ЦЕНА

При заданных функциях спроса и предложения конкретный уровень рыночной цены зависит еще и от совокупности характеристик рынка, образующих так называемую структуру рынка. Это означает, что структура (тип) рынка, на котором встречаются спрос и предложение является важным ценообразующим фактором. Путем сочетания различных свойств рынка можно составить большое число рыночных структур, но наиболее распространенными из них на рынке благ являются совершенная конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.

Рынок совершенной конкуренции характеризуется наличием множества покупателей гомогенного блага и множество его продавцов, на каждого из которых приходится малая часть отраслевого предложения.

Отметим, что рынок является рынком гомогенного блага , если обращающиеся на нем блага воспринимаются потребителем как абсолютно (или совершенно) взаимозаменяемые блага. В том случае, если блага, обращающиеся на рынке, воспринимаются потребителем как частично взаимозаменяемые , то мы имеем рынок гетерогенного блага .

Рынок совершенной конкуренции характеризуется также тем, что он является открытым и все участники сделок обладают полной информацией о ходе и результатах торгов. Очевидно, что в таких условиях равновесие между спросом и предложение установится при единой для всех цене.

Равновесие совершенно конкурентной фирмы в длинном периоде характеризуется равенством

P = AC = MC = LAC = LMC. (1)

Из него следует, что:

Объем выпуска фирмы соответствует максимально возможной прибыли, так как MC = P;

Для данного объема выпуска обеспечено оптимальное сочетание используемых факторов производства, так как MC = AC, AC = min;

В отрасль прекратится приток капитала из других отраслей, так как P = AC, т.е. производство не дает экономической прибыли.

Число фирм, работающих в конкурентной отрасли в длинном периоде, зависит от характера изменения отдачи от масштаба. Рост отдачи от масштаба уменьшает число конкурентных фирм, способствуя монополизации отраслевого предложения.

Монополизированный рынок (монополия) – это такой рынок гомогенного блага, на котором множеству покупателей противостоит один, а для других продавцов вход на этот рынок закрыт. Закрытость рынка может выступать как в виде директивного запрета заниматься некоторым видом хозяйственной деятельности (государственная монополия на производство и продажу винно-водочных изделий), так и в виде необходимости осуществить большие единовременные вложения в основной капитал, которые, в случае выхода из отрасли, нельзя вернуть (затраты на создание специализированного оборудования).

В особую категорию выделяются естественные монополии , возникновению которых способствует рост отдачи от масштаба производства. Характерным признаком естественной монополии является снижение средних затрат длинного периода вплоть до полного насыщения отраслевого спроса.

В отличие от совершенного конкурента монополист, будучи единственным производителем данного товара в отрасли, сам устанавливает количество производимой продукции, т.е. сам определяет объем предложения блага, а также и цену блага, выбирая точку на кривой отраслевого спроса. Это означает, что на рынке монополии отсутствует функция предложения как зависимость объема предложения от цены, а цена на монополизированном рынке является функцией от количества : P = f (Q).

Монополист может ориентировать хозяйственную деятельность и на получение максимальной прибыли, и на достижение других целей. При выборе объема предложения (объема выпуска продукции), зависящего от целей монополиста, он опирается на данные о динамике предельных затрат MC (которые лежат в основе функции предложения совершенного конкурента).

При стремлении к максимизации прибыли монополист должен выпускать такой объем продукции, при котором предельная выручка (MR) равна предельным затратам (MC). Значит, равенство MC = MR

является условием максимизации прибыли монополи, при том, что предельная выручка уменьшается, а предельные затраты постоянны или возрастают .

Предельная выручка при нормальной, убывающей функции рыночного спроса всегда меньше цены спроса. Величина отклонения MR от P зависит от эластичности спроса по цене. При прямолинейной функции отраслевого спроса (D) наклон графика предельной выручки (MR) вдвое круче, чем наклон прямой спроса.

Наглядно процесс установления цены монополией, максимизирующей прибыль, представлен на рисунке 1.

Точка пересечения линий MR и MC называется точкой Курно , она определяет комбинацию P M и Q M , представленную точкой М.

Площадь прямоугольника P M М23 представляет прибыль монополии.

Степень превышения монопольной цены P M над предельными затратами MC K при объеме выпуска монополии Q M , соответствующем точке Курно, характеризует рыночную власть монополиста и измеряется с помощью коэффициента Лернера (L):

L = (P – MC) / P .

Рыночная или монопольная власть производителя зависит от эластичности отраслевого спроса при объеме реализации Q M .

Монополия, стремящаяся к максимуму прибыли, не доводит выпуск до оптимального с позиций общества объема (Q E) .

Рис. 1 Максимизация прибыли монополией

Потери общества от монополизации производства возрастают по мере ее распространения по вертикали общественного разделения труда.

Изменение цели хозяйственной деятельности монополии сопровождается изменением выбираемой комбинации цена – количество. На монополизированном рынке цена снижается, а объем реализации растет по мере перехода от максимизации нормы прибыли к максимизации прибыли и от максимизации прибыли к максимизации выручки.

Многообразие монопольных цен при заданном рыночном спросе значительно возрастает в связи с возможностью монополии проводить ценовую дискриминацию (продажу гомогенного блага различным покупателям по разным ценам), которая увеличивает и объем предложения монополии за счет расширения контингента покупателей, и ее прибыль за счет сокращения потребительского излишка. При этом различия в ценах не связаны с затратами производства и доставки товара на рынок.

Необходимым условием осуществления ценовой дискриминации является невозможность перепродажи блага. Поэтому наиболее широкое распространение она получила в сфере услуг.

По условиям , обеспечивающим возможность установления разных цен на одно и то же благо , выделяют следующие виды ценовой дискриминации :

1) пространственную (продажа в городе и деревне);

2) временную (билеты на дневные и вечерние киносеансы);

3) по доходам потребителей (услуги врача, юриста для богатых и бедных);

4) по объему потребления блага (максимально необходимое количество и сверх того);

5) по социальному статусу потребителя (проездные билеты для учащихся и работающих).

В зависимости от способа осуществления различаюттри категории (степени) ценовой дискриминации .

Дискриминацией первой степени называется продажа каждой единицы блага по цене ее спроса.

Дискриминацией второй степени является продажа монополией по разным ценам различных партий продукции.

Дискриминацией третьей степени является продажа какого-либо блага монополией по разным ценам на различных сегментах рынка. Это возможно тогда, когда отраслевой спрос делится на спрос нескольких групп покупателей (сегментов рынка) с различными функциями спроса. Здесь задача монополиста установить для каждой группы покупателей такие цены, которые максимизирует общую прибыль.

Проведение ценовой дискриминации позволяет сохранить на рынке потребителей с низкой покупательной способностью.

Монополизация рынка

Совсем иное дело – монополизация рынка, когда ситуации чистой монополии или олигополии возникают на нем не за счет наилучшей тех-нологии или организации производства, а за счет сговора нескольких крупнейших фирм между собой, вытеснения или поглощения осталь-ных конкурентов.

В этом случае хозяевами рынка вовсе не обязательно становятся фирмы, обеспечивающие наилучшее использование ограни-ченных ресурсов, И тогда эти ресурсы распределяются хуже, чем могли бы при немонополизированном рынке.

Первый опыт организованной антимонопольной деятельности государства был положен принятием антитрестовского законодательства в США в 1890 г. (Закон Шермана). Позже аналогичные законы появились в других странах. Антимонополистическое законодательство направлено на поддержание такой структуры производства, которая позволяла бы ему оставаться конкурентоспособной.

Монополизация Рынка

Расчеты показали, что одна компания не должна производить более 40 процентов того или иного вида продукции. Законодательство запрещает всякий сговор по искусственному поддержанию цен, не соответствующему реальному соотношению между спросом и предложением.

Читайте также:

Монополизация рынка – ситуация, когда на кого-то из продавцов или покупателей приходится такая большая доля общего объема продаж или покупок на конкретном товарном рынке, что он может влиять на формирование цен и условий сделок в большей мере, чем остальные участники этого рынка.

Рыночный механизм сам по себе не может помешать той или иной фирме монополизировать рынок определенного товара. При этом такая монополизация рынка может возникать в силу:

1) экономического преимущества;

2) различных сговоров или вытеснения конкурентов.

Экономическое преимущество той или иной фирмы на рынке может возникнуть за счет того, что она смогла предложить покупателя наиболее выгодное им соотношение «цена-качество» по своим товарам. Основой такого преимущества обычно служит внедрение наиболее совершенных технологий производства или методов организации производства и сбыта товаров.

Если даже итогом такой деятельности фирмы становится захват подавляющей доли рынка, то в этом нет ничего опасного. Ведь здесь рыночный механизм успешно решает свою главную задачу – обеспечивает наилучшее распределение ограниченных ресурсов. Действительно, такой ситуации наибольшая доля ресурсов достается фирме, победившей в конкурентной борьбе за счет наилучшего использования ограниченных ресурсов и достижения на этой основе минимальных затрат.

Здесь оснований для вмешательства государства нет. Если такая фирма попытается использовать свое господство на рынке для завышения цен, то тем самым она создаст условия для выживания других фирм, даже имеющих более высокие затраты, за счет предложения более низ-ких цен.

Совсем иное дело – монополизация рынка, когда ситуации чистой монополии или олигополии возникают на нем не за счет наилучшей тех-нологии или организации производства, а за счет сговора нескольких крупнейших фирм между собой, вытеснения или поглощения осталь-ных конкурентов. В этом случае хозяевами рынка вовсе не обязательно становятся фирмы, обеспечивающие наилучшее использование ограни-ченных ресурсов, И тогда эти ресурсы распределяются хуже, чем могли бы при немонополизированном рынке.

Развитие монополий подрывает конкурентное начало рыночной экономики, отрицательно сказывается на решении макроэкономических проблем, ведет к снижению эффективности общественного производства.

Именно в такой ситуации государству приходится вмешиваться, что-бы прекратить монополизацию рынка и восстановить нормальную кон-куренцию, когда рыночные механизмы снова смогут работать успешно.

Ограничить монополизацию может только государство с его возможностями законодательной и иной антимонополистической деятельности, использования силовых структур в случае необходимости.

Первый опыт организованной антимонопольной деятельности государства был положен принятием антитрестовского законодательства в США в 1890 г.

Что такое монополизация и как она влияет на экономику?

(Закон Шермана). Позже аналогичные законы появились в других странах. Антимонополистическое законодательство направлено на поддержание такой структуры производства, которая позволяла бы ему оставаться конкурентоспособной. Расчеты показали, что одна компания не должна производить более 40 процентов того или иного вида продукции. Законодательство запрещает всякий сговор по искусственному поддержанию цен, не соответствующему реальному соотношению между спросом и предложением.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читайте также:

Монополизация рынков

Абсолютная монополия и экономические последствия монополизации рынка

Введение………………………………………………………………………….3

1.Основные черты абсолютной или чистой монополии. Эффективность абсолютной монополии………………………………………………………….6

2.Положительные и отрицательные последствия монополизации рынка….17

2.1 Положительные стороны монополизации экономики……………….17

2.2. Отрицательные факторы монополизации экономики……………….20

3.Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование: мировой опыт и особенности в России……………………..23 Заключение………………………………………………………………….…..30

Список использованных источников и литературы…………………………32

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.

Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.

На конкурентных рынках множество фирм предлагают существенно однородную продукцию, так что каждая фирма оказывает ничтожное влияние на цену, которую она принимает как данное. Напротив, монополияне имеет непосред-ственных конкурентов, следовательно, она воздействует на рыночную цену про-дукции. В то время как конкурентная фирма является принимающей цену, моно-полия назначает цену на предлагаемую рынку продукцию.

Особого рассмотрения требуют так называемые абсолютные или чистые монополии, существование которых серьезнейшим образом влияет на экономику того или иного государства или даже целого региона.

В данной работе будут рассматриваться последствия установления власти фирмы над рынком. Власть над рынком приводит к изменению соотношения цены продукции и издер-жек фирмы. Конкурентная фирма принимает цену на произведенную продукцию как данное, после чего выбирает такой объем предложения, при котором цена продукции равна ее предельным издержкам. Напротив, цена, назначаемая монопо-лией, превышает ее предельные издержки.

Практика установления монополией высокой цены на продукцию вряд ли вы-зывает удивление. Может показаться, что у покупателей нет иного выбора, кроме как приобретать товар по той цене, которую установит единственный поставщик. Монополии не имеют воз-можности достичь любого желаемого ими уровня дохода, так как высокая цена ведет к снижению количества товара, приобретаемого покупателями. Хотя монопо-лия и управляет ценой на товары, но ее прибыли ограниченны.

Изучая решения монополий об объеме выпуска и назначении цены, будут рассмотрены последствия существования монополий для общества в целом. Фирмы-монополии, так же как и конкурентные фирмы, преследуют цель максимизации прибыли. Но движение к одной и той же цели влечет весьма разные последствия. Преследующие исключительно эгоистические интересы покупатели и продавцы на конкурентных рынках независимо от их воли направляются “невидимой рукой” к обеспечению всеобщего экономического процветания. Но поскольку моно-полии удалось избежать контроля конкуренции, результат деятельности рынка в случае монополии часто не соответствует интересам всего общества.

Правительство иногда имеет возможность улучшить результаты деятельности рынка. Анализ, который будет производиться в этой работе, расширит наши знания о “видимой руке государства”. Изучая возникающие в связи с деятельностью монополий проблемы, мы обсудим различные способы, которыми политики, находящиеся у власти, реагируют на их появление.

Целью работы является установление признаков абсолютной монополии и рассмотрение экономических последствий монополизации рынка

В связи с этим в работе были поставлены следующие задачи:

1.Рассмотреть понятие монополии и выявить признаки абсолютной или чистой монополии

2.Выявить положительные и отрицательные факторы монополизации рынка

3.Рассмотреть государственное регулирование и антимонопольную политику в мире и на примере России.

Источниковую базу составили документы по антимонопольной политике в Российской федерации, схемы и графики, показывающие последствия монополизации рынка

Степень изученности данной темы , несмотря на большое количество источников остается невысокой.

В работе были использованы труды как российских так и зарубежных авторов, проводящих макроэкономический анализ монополизации рынка.

1.Основные черты абсолютной или чистой монополии. Эффективность абсолютной монополии.

Модель рынка совершенной конкуренции исходит из многих предпосылок, которые не всегда реализуются на практике. Более же адекватной реальности является модель рынка несовершенной конкуренции.

Суть механизма рынка несовершенной конкуренции наиболее полно раскрывается критериями, определяющими типы рыночных структур. Важнейшие из них: количество фирм, входящих в отрасль; характер производимой продукции; входные барьеры при вступлении в отрасль; степень контроля или власти над ценой.

Наиболее серьезным препятствием, затрудняющим доступ новым фирмам на рынок, где хозяйствуют «старожилы» отрасли, выступают входные барьеры:

1. Правительство наделяет фирму исключительными правами на определенные виды деятельности посредством выдачи дипломов, лицензий, проведения конкурсов, аттестаций.

2. Собственность на невоспроизводимые и редкие ресурсы. Так, институт частной собственности используется монополией как средство самой эффективной преграды для потенциальных клиентов.

4. Эффект масштаба, т.е. преимущества крупного производства, позволяющие наращивать объемы производства и снижать издержки.

5. Нелегальные методы борьбы с новыми потенциальными конкурентами (антиреклама, демпинговые цены, давление на поставщиков сырья, переманивание сотрудников, угрозы мафиозных структур и др.).

Анализ входных барьеров помогает понять, почему так различна концентрация рынка в различных сферах экономики, а также причины отклонения от идеальной модели рынка совершенной конкуренции, где действует множество атомизированных фирм.

В настоящее время экономическая теория выделяет в рамках несовершенной конкуренции ее три разновидности:

1. Чистую или абсолютную монополию (от греч. «monos» – один, единственный, «polio» – продаю);

2. Олигополию (от греч. «oligos» – немногий, немногочисленный);

3. Дифференциацию продукции, благодаря которой складывается многочисленная конкуренция.

В первом варианте (сугубо монополистическая конкуренция) на каком-либо определенном рынке устанавливается господство одного производителя (продавца) или одного покупателя (в этом случае используют термин «монопсония»), что порождает абсолютную власть такого монополиста (монопсониста) над ценами.

К примеру, если в небольшом городке единственное «серьезное» предприятие, скажем, маслосырзавод, то оно может оказаться монополистом на местном рынке молочных продуктов и монопсонистом на рынке труда как самый крупный покупатель рабочей силы.

Подобный феномен несовершенной конкуренции, почти не встречающийся на практике, означает полное отсутствие конкуренции и вправе рассматриваться как еще одна чисто абстрактная модель рынка.

Таким образом, в производстве и на рынке основными признаками монополизма являются: высокая концентрация хозяйственной деятельности в руках одной или нескольких объединившихся фирм; доминирующее, т.е. преобладающее положение этих фирм на рынке конкретных экономических благ; установление монопольных цен (завышенных при продаже и/или заниженных при покупке товаров) и благодаря этому получение для себя сверхприбылей. Суть конкретных действий монополиста сводится к тому, что, намеренно сокращая количество своих продаж и создавая тем самым искусственный дефицит на рынке, он добивается повышения цены. Монопсонист же, напротив, уменьшает закупки у своих поставщиков (к примеру, зерна, молока, картофеля у фермера), создает для них искусственные трудности сбыта продукции, вынуждая тем самым снижать цены.

Учитывая те обстоятельства, в силу которых одна фирма может стать единственным продавцом экономического блага на рынке, в экономической теории выделяют такие виды монополии: закрытая, открытая, естественная, организационная, простая.

Закрытая монополия защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений (патенты, государственные лицензии, разрешения института авторских прав и т.п.). Так, в большинстве стран государство обладает исключительным правом на производство медицинских препаратов, продажу оружия и т.д.

Открытая или случайная монополия. В этом случае фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо экономического блага, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции. В такой ситуации часто оказываются фирмы, впервые появившиеся на рынке с новой продукцией.

Естественная монополия – отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает полностью весь рынок. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства близок (или даже превосходит) то количество, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточный для покрытия издержек производства.

Монополизация рынка

В таком случае разукрупнение фирмы приведет к потере эффективности и экономии от эффекта масштаба. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами.

Простая монополия – монополия, которая продает в каждый конкретный момент времени свою продукцию по одной и той же цене всем покупателям.

Организационная (рукотворная) монополия представляет собой крупные межотраслевые объединения, создаваемые с целью поддержания какого-либо уровня цен или дележа совместно полученной прибыли. Такие объединения создаются намеренно путем концентрации в чьих-то руках определенной хозяйственно-управленческой деятельности. При этом для получения сверхприбылей и усиления рыночной власти сильные компании либо подавляют своих конкурентов (с помощью демпинга или бойкота); либо осуществляют так называемое враждебное поглощение соперников (скупая их акции, иногда анонимно); либо добровольно объединяются друг с другом (чаще путем взаимного обмена акциями) в различные союзы, чтобы не конкурировать, а упорядоченно и выгодно совместно владеть рынком; либо создают так называемые аффилированные компании, свои филиалы. Исторически сложились три главные формы монополистических союзов: картели, синдикаты и тресты. Основные различия между ними заключаются в широте соглашений между участниками и «плотности» их объединения Такая классификация видов монополий весьма условна. Некоторые фирмы могут принадлежать одновременно к нескольким видам монополий. К их числу, например, можно отнести фирмы, обслуживающие систему телефонной связи, а также электрические и газовые компании, которые могут быть отнесены как к естественной монополии (поскольку присутствует эффект экономии на масштабах), так и к закрытой (поскольку существуют барьеры для конкуренции). Классификация монополий может быть проведена с учетом временных интервалов. К примеру, патентное свидетельство делает фирму закрытой монополией в краткосрочном временном интервале, но такая монополия может оказаться открытой на долгосрочном интервале из-за ограниченности срока действия патента, а также из-за того, что конкуренты могут изобрести новые экономические блага.

2.1. Положительные стороны монополизации экономики

Отношение общества и государства к различным формам несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике страны. С одной стороны, монополии могут ограничить выпуск продукции и установить более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населения за счет более высоких цен. Далеко не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере возможности для обеспечения НТП. Дело в том, что монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, т.к. нет конкуренции.

С другой же стороны, существуют очень весомые аргументы в пользу монополий. Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке (кроме, однако, "естественных монополий", не всегда по праву получающих доступ к той или иной деятельности на рынке). Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения научных исследований и разработок.

Вместе с тем не следует преувеличивать роль монополий в обеспечении научных исследований и опытно — конструкторских разработок. Практика свидетельствует, что многие крупные открытия в науке и технике осуществляются сравнительно небольшими, так называемыми венчурными (англ. venture — рискнуть) компаниями. На этой основе могут возникнуть крупные фирмы (великолепный пример — Microsoft, имевшая в 1981 году численность 100 сотрудников в США, ныне имеющую 16400 сотрудников в 49 странах, рыночную стоимость порядка $40 млрд. и годовой оборот $5 млрд.).

Кроме того, крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и в целом экономить ресурсы. Так, повышение цен на нефть в результате действий стран ОПЕК крайне негативно сказалось на издержках во многих отраслях американской промышленности. Лишь использование крупными компаниями результатов научных исследований позволило перейти к топливосберегающим технологиям и снизить издержки.

Не следует также забывать и того, что крупные монополистические объединения (особенно межотраслевые, такие как металлургический завод, мгновенно ставший известным завод холодильников "Стинол", сборочный завод бытовой электроники) в случае экономического кризиса держатся дольше всех и раньше всех начинают выходить из кризиса, тем самым сдерживая спад производства и безработицу.

Учитывая двойственный характер монополистических объединений, правительства всех стран с капиталистически ориентированной экономикой стараются в какой-то мере противостоять монополизму, поддерживая и поощряя конкуренцию.

Может показаться, что монополия и конкуренция совершенно несовместимы друг с другом. Ведь монополия способна устранить свободную конкуренцию, а конкуренция подрывает чье-либо господство на рынке.

Монополия находится в сложной противоречивой взаимосвязи с конкуренцией. Уже тот факт, что производство и реализация какого-либо продукта захвачены монополистической группой крупных предпринимателей, получающих от этого большую выгоду, вызывает острое соперничество – стремление других бизнесменов получить тот же выигрыш. С другой стороны, если какой-то предприниматель стремиться победить своих соперников, то он добившись своей цели, начинает господствовать на рынке. Вывод: монополия порождает конкуренцию, а конкуренция – монополию.

В современных условиях крупные капиталистические объединения не уничтожили конкуренцию, существуют вместе с ней, это обостряет соперничество.

Имеется значительное число предприятий, которые не входят в монополистические объединения и ведут тяжелое противоборство с ними. В каждой стране монополии встречают в числе конкурентов иностранные компании, приникающие на внутренний рынок.

Конкуренция (лат. «конкурро» — сталкиваться) – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого производителя, его полной зависимостью от коньюктуры рынка, противоборством со всеми другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос. Рыночная борьба за выживание и экономическое процветание — экономический закон товарного хозяйства.

Высокие цены, по которым в монопольной отрасли сбывается основная масса выпущенной монополиями продукции, позволяют и немонополизированным предприятиям часто реализовать свои изделия по столь выгодным ценам. А в итоге соперничество между монополиями, так и конкуренция между последними и немонополизированными предприятиями ведут к некоторому снижению отраслевых цен.

В США мелкими и средними фирмами производится около половины валового национального продукта (ВНП), они создают больше половины рабочих мест. Их продукцию закупают крупные монополии, предпочитающие не рисковать при освоении новинок науки и техники. Таким образом, монополии содействуют развитию малых предприятий.

2.2. Отрицательные факторы монополизации экономики

Без ликвидации монополии в сфере производства и обращения ни о каком рынке речь идти не может, так как монополизм и рынок — вещи взаимоисключаимые.

В условиях чистой монополии все проводимые рыночные меры гипертрофируются, а иногда приносят результаты, абсолютно противоположные ожидаемым. Так, в недалеком прошлом, либерализация цен свелась к простому их повышению, укреплению позиций предприятий-монополистов, которые даже при сокращении объемов производства решают свои проблемы за счет конечных потребителей. В монополизированной экономике отсутствует корректная конкуренция, саморегуляция, а стало быть, и рыночная среда.

Монополизация тормозит структурную перестройку, поскольку отсутствует мотивация к труду, накоплению, расширению, обновлению, к технической реконструкции производства, что в конечном итоге приводит к физическому и моральному старению фондов и их «проеданию». Монополия тормозит научно-технический прогресс, приводит к застою во всех областях жизнедеятельности общества, к полной беззащитности потребителя.1

Потери от несовершенной конкуренции можно проиллюстрировать графически (рис. 2.1) и таблично (табл. 2.1).

Рис. 2. 1. Последствия монополизации рынка

Таблица 2.11

Чистый убыток общества в результате монополизации рынка — это потери потребителя в результате сокращения объема производства ниже равновесного.

По подсчетам некоторых экономистов, убыток, возникающий в силу монополистического нерационального распределения ресурсов, в США достигает 2% валового национального продукта страны.

Таким образом, монополии, назначая цену выше равновесной, устанавливают объем производства ниже эффективного, что приводит к безвозвратным потерям общества. Деятельность монополий усиливает неравномерность распределения доходов, что может иметь негативные социально-политические последствия.

Поскольку деятельность монополий носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции и ограничение деятельности монополий является одной из важнейших функций государства.

3.Антимонопольноезаконодательство и антимонопольное регулирование: мировой опыт и особенности в России

Под антимонопольным регулированием (регулированием в области конкуренции) понимается целенаправленная деятельность государственных органов управления по ослаблению рыночной власти, ее ограничению, предотвращению ее приобретения и злоупотребления ею экономическими субъектами, которая реализуется через систему соответствующих экономических, административных и законодательных мер. Основой антимонопольного регулирования является антимонопольное законодательство – совокупность законов и правовых норм, устанавливающих права, обязанности и ответственность экономических субъектов, возникающие в связи с их деятельностью по поводу ослабления конкуренции и злоупотребления рыночной властью.

Основные направления антимонопольного регулирования определяются антимонопольной политикой, к направлениям которой относятся: ограничение монополизации рынка; контроль слияний и поглощений, ценовой дискриминации и других методов нечестной конкуренции; защита прав потребителя; защита и поддержка малого и среднего бизнеса.

Антимонопольное регулирование впервые возникло в США в конце XIX века с принятием серии федеральных законов, названных антитрестовскими. В настоящее время оно направлено преимущественно на профилактику монополизации, то есть действий, противозаконных по своей сути и действий, законность которых определяется правилом разумности. В первом случае достаточно наличия факта незаконных действий или соглашений, подрывающих конкуренцию, чтобы вина фирмы была доказана. К ним относятся: горизонтальное фиксирование цен; горизонтальный сговор о доле рынка; согласованный отказ торговать; договоренность о взаимных продажах и закупках; связанные продажи (в ассортименте, установленном поставщиком). Во втором случае, по правилу разумности, все действия и соглашения, способные оказать антиконкурентное воздействие, должны подвергаться тщательному анализу, на основании чего и выносится решение.

Основы антитрестовского законодательства в США

Акт Шермана (1890). Запрещает контракты и объединения в форме треста (либо в иной форме), ограничивающие торговлю, тайную мо-нополизацию торговли или отрасли, единоличный контроль в той или иной отрасли, сговор о ценах.

Акт Клейтона (1914). Запрещает и предупреждает ограничительную деловую практику сбыта, ценовую дискриминацию (когда это не диктуется спецификой текущей конкуренции), горизонтальные слияния путем частичного или полного приобретения акционерного капитала компании-конкурента, ведущие к ограничению конкуренции и др.

Закон о Федеральной торговой комиссии (1914). Направлен на предотвращение и пресечение недобросовестных методов конкуренции и установление контроля за коммерческой этикой компаний. Федеральная торговая комиссия имеет право издавать инструкции и правила регулирования торговли, запретительные предписания, осуществлять контроль за деятельностью той или иной компании и при необходимости расследовать ее действия.

Акт Робинсона-Патмана (1936). Запрещает ограничительную деловую практику в сфере политики ценообразования в торговле: «ножницы цен», ценовая дискри-минация и др.1

Поправка Уилера-Ли к закону «О Федеральной торговой комиссии» (1938). Расширила права Федеральной торговой комиссии в отношении компаний, наносящих вред не только конкурентам, но и потребителям и обществу в целом, а также в отношении ложной или вводящей в заблуждение рекламы и искаженной информации о качестве продуктов.

Поправка Селлера-Кефовера к Акту Клейтона (1950). Уточняет понятие незаконного слияния, запрещает слияния путем скупки активов, в отличие от акта Клейтона, ограничивает горизонтальные слияния путем приобретения неакционерного капитала компании и вертикальные слияния, ведущие к ограничению конкуренции.

Акт Харта-Скотта-Родино (1976). Ужесточает требования по предотвращению слияний, ориентированных на создание монополий или ослабление конкуренции, расширяет полномочия агентств по обеспечению выполнения антитрестовского законодательства.

Акт Таннея и Декрет согласия (1995). Приняты в связи с деятельностью компании Майкрософт и требуют, чтобы до введения какого-либо соглашения между компаниями суд определил, насколько отвечает это соглашение общественному интересу. Ужесточают контроль над отношениями между корпорациями и Правительством, над коррупцией, лоббированием корпорациями своих интересов в ущерб общественным. Роль суда заключается в тщательной проверке не только экспертного заключения Правительства о наличии нарушений антитрестовского законодательства, но и его беспристрастности.

Страницы: ← предыдущаяследующая →

1234Смотреть все

  1. Монополия и конкуренция в российской экономике

    Реферат >> Экономика

    монополия , её сущность и виды, чем отличаются российские монополисты от зарубежных, каковы экономические последствия монополизации рынка … , стихийный рынок . Нередко под монополией подразумевается определенная структура рынка абсолютное преобладание на …

  2. Монополия . Проблемы антимонопольного регулирования

    Реферат >> Экономическая теория

    … или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков . Пытаясь компенсировать несовершенства рынка , государство, прибегая … исполнением. Высокая экономическая эффективность естественных монополий делает абсолютно недопустимым их дробление …

  3. Монополии в экономике

    Реферат >> Экономическая теория

    экономической мощи навязывать наиболее выгодные для себя условия сделок остальным участникам рынка . Монополия монополия , прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия монополизации распространяется …

    Что такое "Монополизация рынка? К чему она приводит? От чего происходит?

  4. Монополия . Определение монопольной цены. Диверсификация цен. Монопольная власть. Показатели мон

    Реферат >> Финансы

    абсолютная монополия ). 2. В зависимости от характера и причин возникновения выделяют естественные монополии … естественных монополий – невозможность или экономическая нецелесообразность … обзор негативных последствий монополизации рынка , остановимся еще …

  5. Монопольная власть источники,показатели и экономические последствия

    Курсовая работа >> Экономика

    … . Абсолютная монополия государства формирует естественную, искусственную, организационную, технологическую и экономическую монополии . … показатели и экономические последствия» , следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики …

Хочу больше похожих работ…