Закупка услуг страхования у единственного поставщика. Типовой контракт на оказание услуг по осаго Договор осаго по 44 фз образец

Кредитование
  • Подлежат ли исполнению банком обязательства должника-владельца счета по требованиям кредиторов 1-3 очереди?
  • Руководитель ООО был осужден по ст. 173.1. УК РФ. Какие последствия для сделок, заключенных данным руководителем?
  • Какие особенности приема на работу по совместительству иностранца, с патентом на работу по конкретной профессии?
  • Необходимо ли в учреждении утверждать положение о пропускном режиме?
  • Вправе ли ГБУ для оказания госуслуг закупать другие услуги, если их использование не предусмотрено техрегламентом?

Вопрос

Можно ли по 44 -ФЗ производить закупку услуг страхования у единственного поставщика? Есть ли судебная практика?

Ответ

сообщаем следующее : Да, можно.

Услуги по страхованию не включены в перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион).

Поэтому заказчик может осуществить закупку, объектом которой являются услуги по страхованию, путем проведения открытого конкурса, электронного аукциона, запрос котировок, а также у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» и «Системы Госзаказ» .

Каким способом заказчику провести закупку на право заключения государственного контракта по оказанию услуг ОСАГО?

«Отмечаем, что согласно п. 7 ст. 3 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ бюджетное учреждение, осуществляющие закупки. В свою очередь, исходя из п. 5 ст. 3 Закона № 44-ФЗ государственный заказчик - государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени РФ или субъекта РФ, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ от имени РФ или субъекта РФ и осуществляющие закупки. Тогда как согласно п. 6 ст. 3 Закона № 44-ФЗ муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 24 Закона № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Следует отметить, что в соответствии с ч. 5 ст. 24 Закона № 44-ФЗ заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главой 3 Закона № 44-ФЗ. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Так, согласно ч. 2 ст. 48 Закона № 44-ФЗ заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст. 56 , 57 , 59 , 72 , 83 , 84 и 93 Закона № 44-ФЗ.

Акцентируем внимание на том, что согласно ч. 2 ст. 56 Закона № 44-ФЗ, а также перечню случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утвержденному постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. № 99 , услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств не попадают под случай, при котором заказчик может осуществить закупку путем проведения конкурса с ограниченным участием.

Отмечаем, что согласно ч. 2 ст. 57 Закона № 44-ФЗ закупка, объектом которой являются услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств, не удовлетворяет условиям, определенным в данной статье, при наличии которых может быть проведен двухэтапный конкурс.

Согласно ч. 2 ст. 59 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона № 44-ФЗ.

Обращаем внимание на то, что услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств не включены в перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденный распоряжением Правительства РФ от 21 марта 2016 г. № 471-р. При этом если закупка, объектом которой являются услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств, будет осуществляться для обеспечения нужд субъекта РФ, то следует изучить дополнительный перечень, указанный в ч. 2 ст. 59 Закона № 44-ФЗ, на предмет включения указанной закупки в такой дополнительный перечень.*

В то же время отмечаем, что согласно ч. 3 ст. 59 Закона № 44-ФЗ заказчик имеет право осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в ч. 2 ст. 59 Закона № 44-ФЗ перечни.

Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 72 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок при условии, что НМЦК не превышает 500 тыс. руб. При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать 10% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 100 млн руб.

Обращаем внимание на то, что в ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения запроса предложений в случаях, указанных в данной норме. При этом перечень таких случаев является исчерпывающим, то есть расширительному толкованию не подлежит. Исходя из ситуации, описанной в вопросе, закупка, объектом которой являются услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств, не попадает под случаи, перечисленные в ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ.

Также в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ возможно осуществление заказчиками закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента РФ, Правительства РФ, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа.

Вместе с тем, если на заказчика распространяются преференции, указанные в п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, то такой заказчик может осуществить закупку, объектом которой являются услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств, на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей, на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, не должен превышать 50% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 20 млн руб.

Таким образом, заказчик может осуществить закупку, объектом которой являются услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств, путем проведения открытого конкурса, электронного аукциона, запрос котировок, а также у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ либо п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, если на него распространяются преференции, указанные в этом пункте. При этом заказчик может выбрать запрос котировок либо закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если у него не израсходованы в текущем году соответствующие лимиты, установленные ч. 2 ст. 72 , п. 4 или 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, а также НМЦК либо сумма закупки товара не превысят соответствующие пределы, установленные в этих же статьях.*

Напоминаем, что согласно ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ - в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта. Положения настоящей части не распространяются на случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренные п. 1 , 2 , 4 , 5 , 7 , 8 , 15 , 16 , 19 - 21 , 24 - 26 , 28 , 29 , 33 , 36 , 42 , 44 и 45 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Напоминаем, что согласно ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ - при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта, за исключением случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), при которых документальное оформление отчета, предусмотренного ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, не требуется.

То есть при заключении контракта на основании п. 4 или 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заказчик не оязан обосновывать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта, а также включать в контракт расчет и обоснование цены контракта».

С уважением, Екатерина Юданова,

эксперт Системы Юрист

Ответ утвержден Александром Поленковым,

ведущим экспертом Системы Юрист

  • Может ли государственное казенное учреждение, которое осуществляет закупки на основании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заключать договоры страхования каско и ОСАГО на сумму до 100 000 руб. без проведения торгов, электронных аукционов, котировок и т.п.?

Может ли государственное казенное учреждение, которое осуществляет закупки на основании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заключать договоры страхования каско и ОСАГО на сумму до 100 000 руб. без проведения торгов, электронных аукционов, котировок и т.п.?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Указанные в вопросе договоры могут заключаться заказчиком без проведения конкурентных процедур по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, при условии соблюдения установленных этой нормой ограничений.

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что с 6 января 2012 года Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» не предусматривает положений, согласно которым федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ независимо от суммы сделки должны заключать договоры страхования только по результатам открытого конкурса или открытого аукциона (смотрите в связи с этим, например, тему 2 Обзора разъяснений ФАС России за февраль 2012 г.).
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при осуществлении закупок заказчики используют конкурентные способы определения контрагентов (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений) либо осуществляют закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя (далее — контрагент).
Заказчик выбирает способ определения контрагента в соответствии с положениями главы 3 Закона N 44-ФЗ, при этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (ч. 5 ст. 24 указанного Закона). По общему правилу, предусмотренному ч. 2 ст. 48 Закона N 44-ФЗ, заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона N 44-ФЗ.
Закон N 44-ФЗ не обязывает заказчиков использовать какие-либо определенные конкурентные процедуры в целях заключения договоров страхования (в том числе договоров ОСАГО и каско). Осуществлять же закупку у единственного контрагента заказчик вправе только в случаях, прямо предусмотренных в ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Такое основание для осуществления закупки у единственного контрагента, как заключение договора страхования, положениями ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ не предусмотрено. Поэтому без проведения конкурентных процедур договоры каско и ОСАГО могут заключаться заказчиком только на основании пунктов 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (разумеется, при условии установленных этими нормами ограничений).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кисленко Мария

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

44-фз осаго

Внимание!
Справочный материал переработан с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31.12.2017 г. N 504-ФЗ, и вступивших в силу с 01.07.2018 г.

Владельцы транспортных средств обязаны страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

В настоящей справке представлен материал, отражающий особенности проведения закупки услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — закупка ОСАГО) по нормам Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ).

С помощью информации, изложенной в данной справке, Вы сможете избежать нарушений, возникающих при проведении закупок в указанной сфере.

— Основные положения
— Формирование начальной (максимальной) цены контракта на оказание услуг ОСАГО
— Способы осуществления закупки ОСАГО
— Требования к участникам закупки ОСАГО
— Обеспечение исполнения контракта на оказание услуг ОСАГО

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Полный текст документа будет доступен вам, как только оплата будет подтверждена.
После подтверждения оплаты, страница будет автоматически обновлена , обычно это занимает не более нескольких минут.

Приносим извинения за вынужденное неудобство.

Если денежные средства были списаны, но текст оплаченного документа предоставлен не был, обратитесь к нам за помощью:

Если процедура оплаты на сайте платежной системы не была завершена, денежные
средства с вашего счета списаны НЕ будут и подтверждения оплаты мы не получим.
В этом случае вы можете повторить покупку документа с помощью кнопки справа.

Платеж не был завершен из-за технической ошибки, денежные средства с вашего счета
списаны не были. Попробуйте подождать несколько минут и повторить платеж еще раз.

Если ошибка повторяется, напишите нам на , мы разберемся.

Метод оплаты:

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате.pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу

аналогичных документов, доступных с полным текстом:

Как закупить ОСАГО: подробная инструкция

Ключевые изменения 2018 года

С 01.01.2018 алгоритм страхования автогражданской ответственности существенно скорректирован. Основные нововведения:

  1. Гражданин, заключивший договор автострахования, вправе расторгнуть его в течение двух недель. Напомним, что в прошлом году «передумать» можно было только в течение 5 дней.
  2. Компании, предлагающие услуги по ОСАГО (ОКВЭД: 65.13, ОСАГО ОКПД: 65.12), обязаны учитывать Указания Центробанка России от 14.11.2016 № 4192-У при осуществлении поименованных услуг.
  3. В 2018 году действует новый унифицированный бланк полиса автострахования. Причем он идентичен для бумажного и электронного бланков. В новом документе появился специальный QR-код, который позволяет считывать дополнительную информацию о заключенном договоре.

Отметим, что в новом полисе автострахования 2018 будет раскрыта информация о расчете суммы страховой премии, а также класс лиц, допущенных к управлению ТС.

Как проводить закупку полисов ОСАГО по 44-ФЗ

Приобретение услуг по автострахованию является одним из самых распространенных видов расходов учреждений бюджетной сферы. Однако при свершении сделок такого характера заказчикам необходимо учитывать действующие положения о закупках, а также нормативные акты, регулирующие российский рынок страхования.

ОСАГО по 44-ФЗ, как проводить закупки бюджетникам:

Это самый простой и удобный способ приобретения услуг автострахования. Основание для совершения такой сделки закреплены в пунктах 4 и 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44.

Однако, провести такой вариант закупок не всегда является возможным. Например, сумма договора превышает предельно допустимые 100 000 или 400 000 рублей либо допустимый годовой лимит не позволяет совершить сделку.

Вариант 2. Конкурс, запрос котировок или аукцион.

В первую очередь учреждение-заказчик должно определиться со способом определения исполнителя. Отметим, что ранее заказчики выбирали исключительно закупки через конкурс. Почему? Согласно определению ВАС РФ от 21.11.2012 № ВАС-14998/12, снижение начальной цены госконтракта для таких услуг недопустимо. Следовательно, использовать запрос котировок или аукцион на покупку ОСАГО было нецелесообразно.

В настоящее время позиция чиновников по отношению к снижению начальных цен изменилась. Так, Указанием Банка России от 19.09.2014 № 3384-У был закреплен порядок определения ценового «коридора». Иными словами, специальный тарифный метод, позволяющий определить максимальные и минимальные значения для НМЦК.

goscontract.info

Как прописать ответственность в контракте на ОСАГО

Новости по теме

Заказчик должен устанавливать ответственность страховщика в госконтракте на закупку услуг ОСАГО по Закону об ОСАГО.

К такому решению пришел Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа. Судьи сослались на постановления Пленума Верховного суда от 24 марта 2016 года № 7 и от 29 января 2015 года № 2.

Заказчик заключил госконтракт, по условиям которого страховщик обязан оказать услуги обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Объект страхования – транспорт. В контракте заказчик установил размер пеней за просрочку страховщиком обязательств. Размер пеней согласно контракту составляет не менее 1/300 действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования ЦБ РФ. Формулу для расчета пеней заказчик взял из пункта 6 Правил, которые Правительство утвердило постановлением от 25 ноября 2013 года № 1063.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа признал действия заказчика неправомерными. Заказчик должен был установить размер пеней согласно пункту 21 статьи 12 Закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ. Причина – Закон об ОСАГО в части ответственности страховщика выступает специальным по отношению к Закону № 44-ФЗ и приоритетным.

Согласно Закону об ОСАГО, размер неустойки за нарушение срока страховой выплаты составляет 1 процент от размера страхового возмещения каждому потерпевшему за каждый день просрочки (п. 21 ст. 12 Закона об ОСАГО).

Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11 октября 2017 года по делу № А78-15607/2016/i>

Новость подготовлена экспертами системы Госзаказ

www.pro-goszakaz.ru

Особенности закупки услуг ОСАГО

Статьи по теме

Рассмотрим в статье конкурентные способы выбора страховой компании, расчет НМЦК, особенности заключения контракта ОСАГО и размер его обеспечения.

Как показывает практика, заключение контрактов по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) – одна из самых распространенных закупок среди заказчиков всех уровней бюджетного финансирования. Приобретая полис, учреждение должно руководствоваться не только положениями законодательства в области закупок, но и нормами регулирования рынка страховых услуг.

Конкурентные способы выбора страховой компании

Самый простой способ приобрести полисы ОСАГО – это заключить контракт с единственным поставщиком в соответствии с пунктом 4 или 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ). Но в конце года лимиты на такие закупки обычно уже исчерпаны.

К тому же цена контракта может значительно превышать разрешенные пределы в 100 тыс. и 400 тыс. руб. соответственно. В этом случае учреждению придется провести торги.

Первым делом заказчик должен выбрать способ определения страховщика.

Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.
Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

«Управление закупками (120 часов)»
Программа разработана согласно методическим рекомендациям Минэкономразвития России и Минобрнауки России и полностью соответствует Профстандарту.

На практике чаще всего проводят конкурс. Это связано с тем, что ранее тарифы ОСАГО устанавливало Правительство РФ. Учреждения практически не прибегали к запросам котировок и аукционам для таких закупок, поскольку участники не имели права снижать НМЦК (определение ВАС РФ от 21 ноября 2012 г. № ВАС-14998/12). В настоящий момент страховщик вправе определить размер страховых тарифов самостоятельно исходя из минимальных и максимальных значений, установленных Указанием Банка России от 19 сентября 2014 г. № 3384-У (далее – Указание № 3384-У). Такой тарифный коридор позволяет участникам закупок использовать методы ценовой конкуренции.

Поэтому закупка услуг ОСАГО с помощью, к примеру, запроса котировок вполне соответствует нормам Закона № 44-ФЗ.

При проведении конкурса учреждение может применить следующие критерии для оценки заявок:

  • минимальный срок проведения экспертизы и оценки ущерба;
  • минимальный срок страховой выплаты после проведения экспертизы;
  • возможность доставки страховых полисов по адресу заказчика;
  • возможность подачи заявки на страхование по электронной почте;
  • класс надежности страховой компании по шкале какого-либо рейтингового агентства и др.

Каким способом закупать страхование автомобилей? Можем ли мы провести закупку услуг ОСАГО запросом котировок или необходим открытый конкурс?

Расчет НМЦК

При обосновании начальной (максимальной) цены контракта следует использовать тарифный метод. Тарифы ОСАГО формируют исходя из закрытого перечня коэффициентов, установленных Указанием № 3384-У. Цена закупки складывается из сумм страховых премий за каждое транспортное средство учреждения. При этом каждую страховую премию надо рассчитать по формуле, предусмотренной Указанием № 3384-У (приложение № 4), с учетом предельных (максимальных) базовых ставок тарифа ОСАГО.

Важно запомнить!

НМЦК на закупку услуг ОСАГО должна быть рассчитана строго с применением формулы из Указания № 3384-У (решение Челябинского УФАС России от 3 сентября 2015 г. по делу № 559-ж/2015).

Пример

Заказчик приобретает полис ОСАГО на автомобиль ГАЗ-31105 2008 года выпуска.

Мощность двигателя – 131 л. с. Территория преимущественного использования транспортного средства – г. Севастополь.

Формула для расчета страховой премии:

Т = ТБ × КТ × КБМ × КО × КМ × КС × КН × КПр,

где ТБ – базовая ставка страхового тарифа (ее максимальное значение);

КТ – коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования данного транспортного средства;

КБМ – коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (коэффициент «бонус-малус»);

КО – коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством (для юридических лиц этот коэффициент всегда равен 1,8);

КМ – коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя легкового автомобиля (транспортные средства категории «B», «BE»);

КС – коэффициент страховых тарифов в зависимости от периода использования транспортного средства;

КН – коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия нарушений правил страхования;

КПр – коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия прицепа к транспортному средству.

Итак, взяв максимальную базовую ставку страхового тарифа и коэффициенты из Указания № 3384-У, получим сумму страховой премии:

3087 руб. × 0,6 × 1 × 1,8 × 1,4 × 1 × 1 × 1 = 4667,55 руб.

Образец оформления расчета НМЦК

Извещение о закупке

Учитывая специфику расчета НМЦК по услугам ОСАГО, укажите в извещении о проведении закупки тип и марку каждого транспортного средства, номер регистрационного знака, год выпуска, срок технического осмотра, срок страхования. Потенциальным страховщикам понадобится также идентификационный номер транспортного средства, чтобы с помощью автоматизированной информационной системы правильно рассчитать коэффициент КБМ («бонус-малус»).

На заметку

В документации о закупке укажите сведения об идентификационных номерах транспортных средств (решение Иркутского УФАС России от 11 августа 2015 г. по делу № 379)

При подготовке документации и извещения также обратите внимание на пункт 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ. Эта норма предписывает заказчикам выставлять условия о соответствии потенциальных контрагентов единым требованиям.

Учтите, что, согласно статье 1 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ (далее – Закон № 40-ФЗ), страховая организация должна иметь лицензию. Поэтому требование о ее наличии надо прописать в документации о закупке.

Актуальную информацию о наличии лицензии можно проверить на официальном сайте Банка России в разделе «Финансовые рынки» – «Надзор за участниками финансовых рынков» – «Субъекты страхового дела» – «Реестры субъектов страхового дела».

Электронный аукцион признали законным способом закупки

Несмотря на введенный указанием № 3384У «тарифный коридор» на услуги ОСАГО, у многих до сих пор возникает вопрос о правомерности такой закупки путем электронного аукциона. Ведь в результате торгов участники могут значительно снизить НМЦК вопреки действующим тарифным ставкам. Но вот чиновники УФАС России по Свердловской области посчитали, что, выбрав такой способ определения поставщика, заказчик действовал правомерно (решение от 20 августа 2015 г. по делу № 1120-З). Контролеры подчеркнули, что учреждения могут проводить такие торги для закупки любых видов услуг, даже не включенных в специальный «аукционный» перечень (ч. 3 ст. 59 Закона № 44-ФЗ).

Квалифицированные заказчики тщательно прорабатывают проект контракта. Почему? Во-первых, проект контракта регламентирует всю дальнейшую работу с поставщиком. Во всех претензиях и судебных разбирательствах вы будете опираться именно на условия контракта. Во-вторых, когда вы заключаете контракт с победителем закупки, в проекте вы меняете только цену, условия и информацию о товаре: приписываете их с заявки. Вносить еще какие-то изменения нельзя - незаконно, поэтому важно проработать контракт заблаговременно. Мы выписали все условия безупречного контракта и показали их на наглядных примерах. Смотрите, что написать в проекте, чтоб не получить предписание от контролера и комфортно работать с поставщиком.

Excel для специалистов по закупкам
Надстройка, которая значительно упростит работу контрактного управляющего! Работает без передачи данных в Интернет.
Скачайте бесплатно на свой компьютер!

Особенности заключения контракта

Размер обеспечения исполнения контракта равен общей стоимости страховых полисов.

Будьте внимательны при составлении проекта контракта. Ведь при его формировании помимо норм Закона № 44-ФЗ необходимо учесть требования Закона № 40-ФЗ. Важно установить перечень страховых случаев, размеры страховой премии и страховых выплат. Согласно правилам статьи 10 Закона № 40-ФЗ, срок действия договора обязательного страхования составляет один год.

Кроме того, имеет смысл указать в проекте контракта срок оформления и доставки полисов. Например, так: «Надлежащим образом оформленный полис страхования должен быть доставлен по адресу Заказчика не позднее трех дней с момента подачи заявки на оформление полиса». Не забудьте в качестве приложения в контракту оформить список транспортных средств.

«Как применять ГОСТы при описании объекта закупки?»

Константин Эделев, эксперт Системы Госзаказ

Напишите в техзадании не только ГОСТ, но и показатели из стандарта. Если укажете только название товара и ссылку на ГОСТ, участнику будет трудно понять, какой именно товар необходим. Например, один из заказчиков включил в документацию требование, что материалы должны отвечать определенным ГОСТам. Конкретных показателей в техническом задании не было. Контролеры и суды посчитали это нарушением. Материалы по госстандартам разнообразны: они подразделяются на виды, классы, марки, классификации, поэтому участники не понимали, какой именно товар поставить. Смотрите еще три совета по применению ГОСТов, в рекомендации:
«Как описать объект закупки в 2018 году»

Размер обеспечения

При заключении контракта на оказание услуг ОСАГО заказчик выплачивает страховую премию до получения полиса на соответствующее транспортное средство. Таким образом, страховщик получает предоплату.

Поскольку аванс в этом случае может превысить 30 процентов НМЦК, то обеспечение исполнения контракта нужно установить в размере такой предоплаты (ч. 6 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Напомним, что в некоторых ситуациях требовать обеспечение исполнения контракта – это право, а не обязанность заказчика (ч. 2, 2.1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

www.pro-goszakaz.ru

Это интересно:

  • Реестр контрактов по 44-ФЗ и всё о нём Заключение контракта и его исполнение - одни из самых важных этапов любой закупки, как для заказчика, так и для поставщика/подрядчика/исполнителя. Для того чтобы избежать недоразумений, […]
  • Письмовник Техническое оформление текста Библиографическая ссылка - это краткое библиографическое описание источника. Библиографические ссылки бывают: внутритекстовые, подстрочные, затекстовые. Библиография - это список литературы […]
  • Закон Приморского края от 5 марта 2007 г. N 44-КЗ "Об административных правонарушениях в Приморском крае" (с изменениями от 9 августа 2007 г., 15 февраля, 13 мая, 25 сентября, 3, 22 декабря 2008 г., 6 февраля, 10 марта, 6, 28 июля, 4 […]
  • Закон Краснодарского края от 29 декабря 2008 г. N 1655-КЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" (с изменениями и дополнениями) Закон Краснодарского краяот 29 […]

Одним из наиболее выгодных вариантов обеспечения контрактов является страхование ответственности по нему. Суть этой процедуры заключается в том, чтобы застраховать компанию, которая взялась за исполнение государственного или иного заказа, от неожиданностей, способных привести к невыполнению обязательств перед заказчиком (выгодоприобретателем).

Преимущества страхования ответственности

С финансовой точки зрения страхование госконтракта, муниципального или коммерческого контракта является очень выгодным обеспечением обязательств.
Скорость, с какой происходит оформление этой услуги, поражает по сравнению с иными способами обеспечения.
Извлекать из оборота деньги при наличии такого серьезного обеспечения исполнения обязательств не понадобится.
Количество документов при оформлении данного финансового продукта настолько минимально, что не займет много времени на их сбор.

Интересные особенности страхования контракта

Отсутствие риска, влекущего за собой утрату денежных средств исполнителем (поставщиком товаров или услуг) по контракту, является главной особенностью этого вида обеспечения. В случае выявления нарушений условий контракта сумму реального ущерба и упущенной выгоды заказчика выплатит страховая компания, а не исполнитель (подрядчик).
Договор страхования закрепляет обязательство страховой компании погасить сумму понесенных заказчиком убытков, когда происходит неисполнение или несоответствующее выполнение обязанностей исполнителя по контракту, заключившего со страховщиком договор.
Полис страхования может действовать в период выполнения условий контракта и в течение послегарантийного периода.

Риски, которые страхует договор страхования


Страховой полис страхует события, приносящие убыток и служащие причиной возникновения гражданской ответственности исполнителя по контракту перед заказчиком, когда происходит несоблюдение страхователем условий по контракту в результате:

  • несостоятельности (банкротства) или прекращения деятельности исполнителя;
  • непредумышленных ошибок, допущенных исполнителем или его сотрудниками;
  • полной приостановки производства или уменьшению его объемов, которое вызвано какими-либо повреждениями, произошедшими на объекте страхователя, типа аварии, нарушений в системах отопления, электроснабжения и пр..

Договор страхования страхует риски появления потерь у исполнителя, которые стали основанием возникновения нарушений обязательств по контракту по причине несоответственного исполнения контрагентами исполнителя своих обязанностей по договорам, заключенным между исполнителем госзаказа и контрагентами, исходя из следующего:

  • банкротства контрагента;
  • полной или частичной остановки деятельности предприятия контрагента, произошедшей по причине взрыва, пожара или иных бедствий на объектах;
  • стихийных бедствий, которые произошли во время выполнения контрагентами исполнителя-страхователя обязательств и в месте, где они осуществлялись.

То есть возникновение любых нарушений будь то срыв срока поставки, всяческих нарушений технологий, проведения работ и прочего - все убытки, связанные с этим, возмещаются страховой компанией.
Имея на руках полис страхования, исполнитель по контракту может быть уверен в благоприятном исходе дела, ведь для него всяческие риски проявить себя недобросовестным исполнителем исключены.

Что включает сумма страхового возмещения

Размер суммы страхового возмещения зависит от следующего:

  • затрат выгодоприобретателя (заказчика), произведенных или тех, которые должны быть произведены, с целью возобновления права, которое было нарушено (реальные расходы, ущерб);
  • дополнительных трат исполнителя, возникающих при наступлении страхового случая;
  • расходов страхователя, которые он осуществил или осуществит, чтобы восстановить свое нарушенное право;
  • потерь или повреждений имущества страхователя;
  • неполученной прибыли исполнителя.
Необходимо при заключении договора страхования

Чтобы получить страховой полис, победителю торгов необходимо следовать неким установленным правилам, требованиям и предоставить:

  • имеющуюся у него конкурсную документацию для тендера;
  • непосредственно контракт (государственный, муниципальный, коммерческий) или его проект со всеми приложениями;
  • заявление, подтверждающее желание стать страхователем.
Получить финансовую выгоду с нашей помощью легко

В соответствии с Федеральным законом 94-ФЗ предусмотрены разные способы обеспечения обязательств по контрактам. В предоставлении любого из них мы оказываем помощь, всегда отличающуюся использованием верных решений. Ведь наши специалисты обладают непревзойденным умением применять свои знания финансовых услуг, учитывая все тонкости и опыт работы в этой сфере. Какой бы вопрос не возник у Вас по поводу финансовых услуг, мы дадим на него исчерпывающий ответ и поможем с его решением.

Обращение к нам дает Вам гарантии:

  • получения обеспечения на выгодных условиях;
  • отсутствия необходимости извлекать денежные средства из оборота или использовать их в качестве залога для обеспечения обязательств перед заказчиком;
  • максимальной скорости оформления.

Помимо оптимальных условий сотрудничества мы имеем возможность предложить Вам приемлемую стоимость услуги страхования (точный тариф можно узнать при непосредственном обращении к нам).
Наша задача - дать возможность любой компании принять участие в конкурсах на исполнение государственного или иного заказа вне зависимости от того, каково финансовое положение фирмы и имеются ли у нее в настоящее время свободные денежные средства. Мы всегда прекрасно справляемся с поставленными целями и делаем все, чтобы оказывать требуемую помощь каждому нашему клиенту.

Страховые компании, с которыми мы сотрудничаем

Мы имеем связи с крупнейшими компаниями Москвы, преуспевающими в сфере страхования, а также с менее крупными страховщиками, но не менее солидными и тоже динамично развивающимися и имеющими высокие уровни показателя надежности. С каждой компанией у нас сложились крепкие деловые отношения.

Среди них:

  • Альфастрахование;
  • ВТБ Страхование;
  • Ингосстрах;
  • Ренессанс Страхование;
  • Ингосстрах;
  • СК «Прогресс-Гарант»;
  • Российское Страховое Народное Общество «Росно» и многие другие.

Также нашими партнерами являются серьезные и достойные перестраховочные компании, занимающиеся перестрахованием государственных, муниципальных, коммерческих контрактов.

Рассмотрим в статье конкурентные способы выбора страховой компании, расчет НМЦК, особенности заключения контракта ОСАГО и размер его обеспечения.

Как показывает практика, заключение контрактов по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) – одна из самых распространенных закупок среди заказчиков всех уровней бюджетного финансирования. Приобретая полис, учреждение должно руководствоваться не только положениями законодательства в области закупок, но и нормами регулирования рынка страховых услуг.

Конкурентные способы выбора страховой компании

Самый простой способ приобрести полисы ОСАГО – это заключить контракт с единственным поставщиком в соответствии с пунктом 4 или 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ). Но в конце года лимиты на такие закупки обычно уже исчерпаны.

К тому же цена контракта может значительно превышать разрешенные пределы в 100 тыс. и 400 тыс. руб. соответственно. В этом случае учреждению придется провести торги.

Первым делом заказчик должен выбрать способ определения страховщика.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

На практике чаще всего проводят конкурс. Это связано с тем, что ранее тарифы ОСАГО устанавливало Правительство РФ. Учреждения практически не прибегали к запросам котировок и аукционам для таких закупок, поскольку участники не имели права снижать НМЦК (определение ВАС РФ от 21 ноября 2012 г. № ВАС-14998/12). В настоящий момент страховщик вправе определить размер страховых тарифов самостоятельно исходя из минимальных и максимальных значений, установленных Указанием Банка России от 19 сентября 2014 г. № 3384-У (далее – Указание № 3384-У). Такой тарифный коридор позволяет участникам закупок использовать методы ценовой конкуренции.

Поэтому закупка услуг ОСАГО с помощью, к примеру, запроса котировок вполне соответствует нормам Закона № 44-ФЗ.

При проведении конкурса учреждение может применить следующие критерии для оценки заявок:

  • минимальный срок проведения экспертизы и оценки ущерба;
  • минимальный срок страховой выплаты после проведения экспертизы;
  • возможность доставки страховых полисов по адресу заказчика;
  • возможность подачи заявки на страхование по электронной почте;
  • класс надежности страховой компании по шкале какого-либо рейтингового агентства и др.

Расчет НМЦК

При обосновании начальной (максимальной) цены контракта следует использовать тарифный метод. Тарифы ОСАГО формируют исходя из закрытого перечня коэффициентов, установленных Указанием № 3384-У. Цена закупки складывается из сумм страховых премий за каждое транспортное средство учреждения. При этом каждую страховую премию надо рассчитать по формуле, предусмотренной Указанием № 3384-У (приложение № 4), с учетом предельных (максимальных) базовых ставок тарифа ОСАГО.

Важно запомнить!

НМЦК на закупку услуг ОСАГО должна быть рассчитана строго с применением формулы из Указания № 3384-У (решение Челябинского УФАС России от 3 сентября 2015 г. по делу № 559-ж/2015).

Пример

Заказчик приобретает полис ОСАГО на автомобиль ГАЗ-31105 2008 года выпуска.

Мощность двигателя – 131 л. с. Территория преимущественного использования транспортного средства – г. Севастополь.

Формула для расчета страховой премии:

Т = ТБ × КТ × КБМ × КО × КМ × КС × КН × КПр,

где ТБ – базовая ставка страхового тарифа (ее максимальное значение);

КТ – коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования данного транспортного средства;

КБМ – коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (коэффициент «бонус-малус»);

КО – коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством (для юридических лиц этот коэффициент всегда равен 1,8);

КМ – коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя легкового автомобиля (транспортные средства категории «B», «BE»);

КС – коэффициент страховых тарифов в зависимости от периода использования транспортного средства;

КН – коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия нарушений правил страхования;

КПр – коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия прицепа к транспортному средству.

Итак, взяв максимальную базовую ставку страхового тарифа и коэффициенты из Указания № 3384-У, получим сумму страховой премии:

3087 руб. × 0,6 × 1 × 1,8 × 1,4 × 1 × 1 × 1 = 4667,55 руб.

Образец оформления расчета НМЦК

Извещение о закупке

Учитывая специфику расчета НМЦК по услугам ОСАГО, укажите в извещении о проведении закупки тип и марку каждого транспортного средства, номер регистрационного знака, год выпуска, срок технического осмотра, срок страхования. Потенциальным страховщикам понадобится также идентификационный номер транспортного средства, чтобы с помощью автоматизированной информационной системы правильно рассчитать коэффициент КБМ («бонус-малус»).

На заметку

В документации о закупке укажите сведения об идентификационных номерах транспортных средств (решение Иркутского УФАС России от 11 августа 2015 г. по делу № 379)

При подготовке документации и извещения также обратите внимание на пункт 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ. Эта норма предписывает заказчикам выставлять условия о соответствии потенциальных контрагентов единым требованиям.

Учтите, что, согласно статье 1 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ (далее – Закон № 40-ФЗ), страховая организация должна иметь лицензию. Поэтому требование о ее наличии надо прописать в документации о закупке.

Актуальную информацию о наличии лицензии можно проверить на официальном сайте Банка России в разделе «Финансовые рынки» – «Надзор за участниками финансовых рынков» – «Субъекты страхового дела» – «Реестры субъектов страхового дела».

Электронный аукцион признали законным способом закупки

Несмотря на введенный указанием № 3384У «тарифный коридор» на услуги ОСАГО, у многих до сих пор возникает вопрос о правомерности такой закупки путем электронного аукциона. Ведь в результате торгов участники могут значительно снизить НМЦК вопреки действующим тарифным ставкам. Но вот чиновники УФАС России по Свердловской области посчитали, что, выбрав такой способ определения поставщика, заказчик действовал правомерно (решение от 20 августа 2015 г. по делу № 1120-З). Контролеры подчеркнули, что учреждения могут проводить такие торги для закупки любых видов услуг, даже не включенных в специальный «аукционный» перечень (ч. 3 ст. 59 Закона № 44-ФЗ).

Квалифицированные заказчики тщательно прорабатывают проект контракта. Почему? Во-первых, проект контракта регламентирует всю дальнейшую работу с поставщиком. Во всех претензиях и судебных разбирательствах вы будете опираться именно на условия контракта. Во-вторых, когда вы заключаете контракт с победителем закупки, в проекте вы меняете только цену, условия и информацию о товаре: приписываете их с заявки. Вносить еще какие-то изменения нельзя - незаконно, поэтому важно проработать контракт заблаговременно. Мы выписали все условия безупречного контракта и показали их на наглядных примерах. Смотрите, что написать в проекте, чтоб не получить предписание от контролера и комфортно работать с поставщиком.

Из статьи

Особенности заключения контракта

Размер обеспечения исполнения контракта равен общей стоимости страховых полисов.

Будьте внимательны при составлении проекта контракта. Ведь при его формировании помимо норм Закона № 44-ФЗ необходимо учесть требования Закона № 40-ФЗ. Важно установить перечень страховых случаев, размеры страховой премии и страховых выплат. Согласно правилам статьи 10 Закона № 40-ФЗ, срок действия договора обязательного страхования составляет один год.

Кроме того, имеет смысл указать в проекте контракта срок оформления и доставки полисов. Например, так: «Надлежащим образом оформленный полис страхования должен быть доставлен по адресу Заказчика не позднее трех дней с момента подачи заявки на оформление полиса». Не забудьте в качестве приложения в контракту оформить список транспортных средств.

Чтобы определить поставщика, подрядчика или исполнителя, прежде всего необходимо запланировать электронные процедуры. Получить электронную подпись. Выбрать площадку, которая наилучшим образом подойдет вашей организации, и зарегистрироваться. Далее сформировать документацию и извещение, провести процедуры и определить поставщика и заключить контракт с учетом особенностей каждого из способов закупки.
Смотрите решения для каждого электронного способа: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений.

Размер обеспечения

При заключении контракта на оказание услуг ОСАГО заказчик выплачивает страховую премию до получения полиса на соответствующее транспортное средство. Таким образом, страховщик получает предоплату.

Поскольку аванс в этом случае может превысить 30 процентов НМЦК, то обеспечение исполнения контракта нужно установить в размере такой предоплаты (ч. 6 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Напомним, что в некоторых ситуациях требовать обеспечение исполнения контракта – это право, а не обязанность заказчика (ч. 2, 2.1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

12.05.2016


Общие сведения

Федеральное законодательство устанавливает, что в определенных случаях юридические лица должны в обязательном порядке закупать страховые услуги. Относятся эти случаи и к государственным организациям и коммерческим организациям с государственным участием. Например, это касается обязательного страхования жизни и здоровья работников определенных государственных организаций (от судебных приставов до Президента РФ) 1 ; обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) 2 ; обязательного страхования имущественных интересов владельца опасного объекта, связанных с его обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшими 3 т.д. При закупке соответствующих страховых услуг указанные выше заказчики должны руководствоваться либо федеральным законом о контрактной системе (44-ФЗ), либо федеральным законом о закупках ТРУ отдельными видами юридических лиц (223-ФЗ) - ничто не освобождает заказчиков от применения положений данных законов при закупке страховых услуг.

Установленные особенности закупки страховых услуг

В самом тексте 44-ФЗ говорится лишь о том, что заказчик должен применять закрытые способы определения поставщиков (конкурс или аукцион) при заключении контрактов на страхование ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками физическим лицам или юридическим лицам либо принимаемых заказчиками от физических лиц или юридических лиц во временное владение и пользование либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории РФ и (или) территориях иностранных государств 4 . Каких-либо иных особенностей или ограничений в закупке страховых услуг этот закон, равно как и 223-ФЗ, а также их подзаконные нормативные правовые акты, не предусматривают. Поэтому заказчики в первом случае почти всегда, а во втором просто всегда могут осуществлять необходимые закупки у страховых компаний на общих условиях, предусмотренных соответствующими федеральными законами. Конечно, в случае 44-ФЗ таких общих условий и ограничений в самом законе больше, а в случае 223-ФЗ - гораздо меньше.

Практика закупки обязательных страховых услуг

Выборочный просмотр данных о закупках, имеющихся на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru), позволяет увидеть, что заказчики используют для закупки обязательных страховых услуг различные способы. Можно встретить и запрос котировок, и электронный аукцион, и открытый конкурс, и запрос предложений (в рамках 223-ФЗ), и закупку у единственного поставщика. Кратко рассмотрим конкретные примеры в разрезе применяемых способов и видов обязательного страхования.

Запрос котировок

В начале апреля 2016 г. заказчик (Федеральное казенное учреждение «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения управления МВД РФ по Кировской области») в рамках 44-ФЗ провел запрос котировок для закупки услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств 5 . НМЦК была определена путем применения метода сопоставимых рыночных цен и установлена в размере 242 598,07 руб. Котировочные заявки поступили от 5 страховых компаний, каждая из которых предложила цену, равную НМЦК. Заявка 1 участника была отклонена, а из оставшихся 4 участников победителем в соответствии с установленными правилами 6 был выбран тот, чья заявка поступила раньше остальных.

Электронный аукцион

Весной 2015 г. заказчик (государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Ростовской области «Профессиональный лицей № 59») в рамках 44-ФЗ провел аукцион на закупку услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта (газовой котельной) 7 . НМЦК была определена путем применения метода сопоставимых рыночных цен и установлена в размере 43 333,33 руб. В аукционе приняли участие две страховые компании, обе они «опустились» в цене примерно до одного уровня (37 383,32 руб. и 37 599,98 руб.), контракт соответственно был заключен с участником закупки, предложившим наименьшую цену.

Открытый конкурс

В марте 2016 г. заказчик (казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центроспас-Югория») при участии уполномоченного органа (окружного департамента государственного заказа) в рамках 44-ФЗ провел конкурс для закупки услуг по обязательному государственному личному страхованию жизни и здоровья работников противопожарной службы 8 . Предмет конкурса состоял из 9 лотов (применительно к отдельным территориальным подразделениям заказчика), по каждому из которых путем применения метода сопоставимых рыночных цен была установлена НМЦК - от 155,04 до 478 тыс. руб. В конкурсе приняли участие 3 страховых компании, каждая из которых представила свое предложение по каждому лоту. При этом цена их предложений варьировалась в достаточно большом диапазоне - например, по одному лоту с НМЦК в размере 278 тыс. руб. этот диапазон составил от 173,85 до 274,5 тыс. руб. Оценка конкурсных заявок проводилась по двум критериям - цена контракта (значимость 60 %) и квалификация участника закупки (значимость 40 %). По второму критерию использовались в свою очередь два показателя. Первым был «положительный опыт оказания аналогичных услуг для государственных нужд», он должен был подтверждаться копиями государственных контрактов за предшествующие 3 года, при этом стоимость каждого из таких контрактов должна была составлять не менее 70% НМЦК лота, на который подавалась заявка, значимость показателя при оценке критерия составляла 30 %. Второй показатель - «количество муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в которых находятся филиалы участников закупки с опытом работы не менее 3 лет и имеющие полномочия по урегулированию убытков и осуществлению страховых выплат». Этот показатель имел значимость 70 % и должен был подтверждаться справкой участника и копиями его документов (устав, уведомление о постановке филиала на налоговый учет и т.д.). Победителем конкурса стала страховая компания, которая почти в два раза опередила своих конкурентов по итоговому рейтинговому баллу, поскольку значительно превзошла их как по ценовому, так и по квалификационному критерию.

Запрос предложений

В марте 2016 г. заказчик (Черкесское городское муниципальное унитарное предприятие «Троллейбусное управление») в рамках 223-ФЗ провел запрос предложений для закупки услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров 9 . Максимальная цена договора составила 405 887,20 руб. На торги поступили предложения от 3 страховых компаний с одинаковой ценой предложения равной начальной цене договора. Закупочная комиссия проводила балльную оценку предложений по следующим 5 критериям: 1) цена договора; 2) рейтинг надежности страховой компании (в соответствии с оценкой рейтингового агентства «Эксперт РА»); 3) объем произведенных выплат по страхованию гражданской ответственности за 9 месяцев 2015 г.; 4) размер уставного капитала компании; 5) возможность предоставления заказчику отсрочки уплаты второй половины страховой премии до 1 августа 2016 г. Поскольку ценовые параметры участников закупки были равными, конкуренция при оценке фактически реализовывалась по неценовым критериям. В итоге, участники получили от 46 до 80 баллов, и победителем стала компания, набравшая наибольшее число баллов.

Закупка у единственного поставщика

Хотя непосредственно закупка страховых услуг не отнесена 44-ФЗ к установленным случаям закупки у единственного поставщика, заказчики, работающие по 44-ФЗ, могут применять этот способ, если размер страховой премии не превышает 100 тыс. руб., а в случае некоторых видов поставщиков - 400 тыс. руб.10 .

А вот что касается осуществления закупок по 223-ФЗ, то здесь данный способ активно применяется заказчиками и при весьма больших объемах закупок. Например, в марте 2016 г. муниципальное казенное предприятие г. Новосибирска «Горэлектротранспорт» купило у единственного поставщика услуги обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров 11 . Цена заключенного таким способом договора составила 4 273,4 тыс. руб. Отметим, что в положении о закупке данного поставщика закупка страховых услуг отнесена именно к случаям закупки у единственного поставщика.

Анализируя приведенные примеры, нетрудно заметить, что когда размер страховых тарифов регулируется государством (например, как в случае тарифов по ОСАГО 12), ценовой критерий оценки заявок участников закупки фактически не работает - участники предоставляют одинаковые ценовые предложения. Поэтому применение здесь таких способов закупки как запрос котировок или аукцион по большому счету нецелесообразно, ведь конкуренция превращается в «бег на скорость» - победителем становится тот, кто быстрее подал котировочную заявку или сделал предложение о цене. Более правильным подходом можно считать применение тех способов закупки, которые обеспечивают возможность оценки и по неценовым критериям - см. выше примеры проведения конкурса в рамках 44-ФЗ и запроса предложений в рамках 223-ФЗ. Достаточная свобода в выборе способов закупки может быть у пользователей 223-ФЗ (номенклатуру и условия используемых способов он сами и определяют в своих положениях о закупке). Что же касается пользователей «строгого» закона о контрактной системе, то таким доступным для них способом может быть только открытый конкурс, поскольку страховые услуги не попадают в «поле применения» других «не только ценовых» способов, которые предусмотрены в 44-ФЗ (запрос предложений, двухэтапный конкурс, конкурс с ограниченным участием). Дополнительно отметим, что услуги по страхованию не включены в перечень тех услуг, которые заказчики в рамках 44-ФЗ обязаны закупать только через электронный аукцион 13 , так что приверженность этому способу закупки не является здесь какой-то неизбежностью.

Также обратим внимание, что заказчики, работающие по 44-ФЗ, используют для определения НМЦК метод сопоставимых рыночных цен даже в том случае, когда страховые тарифы подлежат государственному регулированию, то есть когда должен был бы применяться тарифный метод. Понятно, почему они так поступают - проще запросить цены у страховых компаний, сообщив им сведения о характеристиках своих предметов страхования, чем вычислять эту цену самим на основе утвержденных тарифов и коэффициентов. Хотя по букве закона, если страховые тарифы формируются в рамках государственного регулирования, то должен применяться именно тарифный метод 14 .

Кроме того, могут иметь место ситуации, когда участники закупки в своем стремлении стать победителем в буквальном смысле «любой ценой» могут снижать предлагаемые ими цены ниже установленных государством страховых тарифов. В особенности эти ситуации встречаются в сфере ОСАГО. Обратим внимание, что даже если в ФАС по итогам такой закупки поступает жалоба от проигравшего участника, который указывает на несоответствие цены победителя требованиям законодательства РФ в отношении закупаемого вида обязательного страхования, то ФАС может признать эту жалобу необоснованной 15 . Такое мнение ФАС основывается на том, что нарушений самого закупочного» законодательства здесь нет, хотя при этом может и признаваться возможное нарушение страхового законодательства. Но в практике решений ФАС есть и другие примеры - ФАС может тщательно разобраться в вопросе формирования размера страховой премии и признать правомерным отклонение заказчиком заявки, цена которой (размер страховой премии) не соответствует требованиям нормативных правовых актов РФ, регулирующих соответствующие отношения в сфере обязательного страхования 16 . Данное мнение ФАС при проведении конкурса в рамках 44-ФЗ в свою очередь основывается на том, что в этом случае участник закупки предоставляет в своих документах недостоверную информацию, а это является основанием для его отстранения от участия в закупке 17 .

Для недопущения подобной ситуации можно рекомендовать заказчикам включать в закупочную документацию требование о соблюдении участниками закупки установленных размеров страховых тарифов, подлежащих государственному регулированию. Например, если по 44-ФЗ осуществляется закупка услуг по ОСАГО, то реализация данной рекомендации может происходить в рамках установления такого единого требования к участникам закупи как «соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки» 18 - согласно федеральному законодательству страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России, а установленные им страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя 12 . В случае если участник закупки не выполняет данное требование, его заявка должна отклоняться. Также можно посоветовать как заказчикам, так и добросовестным участникам закупки, которые сталкиваются со злостным неправомерным занижением размера страховой премии со стороны конкретных страховщиков (конкурентов) направлять соответствующие обращения о данных фактах в орган страхового надзора, которым является Центральный банк РФ 19 , а также в профессиональные объединения страховщиков.

В частности, в сфере ОСАГО таким объединением является Российский союз страховщиков (РСА), членство в котором является обязательным для осуществляющих ОСАГО страховщиков 20 . Исключить же из РСА могут в случае, если член РСА не соответствует требованиям, предъявляемым к члену РСА правилами профессиональной деятельности, и/или если член РСА своими действиями (бездействием) наносит существенный вред интересам РСА и/или интересам других членов РСА, связанным с осуществлением ими обязательного страхования 21 . Неправомерное занижение страховщиком размера страховой премии при участии в закупках как раз подпадает под эти определения.

1 См., например, Федеральный закон от 28.03.1998 № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы»

2 Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

3 Федеральный закон от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»

4 П. 3 ч. 1 ст. 84 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

5 Извещение № 0840100001016000081

6 Ч. 6 ст. 78 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

7 Извещение № 0358200032415000015

8 Извещение № 0187200001716000074

9 Извещение № 31603428646. Данный вид страхования является обязательным независимо от вида транспорта и вида перевозок в соответствии с положениями Федерального закона от 14.06.2012 № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном»

10 Ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

11 Закупка № 31603454677

12 Ст. 8 и ч. 6 ст. 9 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

13 Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)»

14 Ч. 8 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Письмо Минэкономразвития России от 09.04.2015 № Д28и-979

15 См., например, Решение Свердловского УФАС России от 29.01.2016 по делу № 131-З

16 См., например, Решение Иркутского УФАС России от 13.01.2016 № 3

17 Ч. 3.1 ст. 53 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

18 П. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»