Инвестиционный налоговый кредит в российском законодательстве. Инвестиционный налоговый кредит под бременем ограничений Источником инвестиций не может быть налоговый кредит

Биографии

1. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в статье 67 настоящего Кодекса, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам.

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 29.07.2004 N 95-ФЗ.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок до десяти лет по основанию, указанному в подпункте 6 пункта 1 статьи 67 настоящего Кодекса.

2. Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите.

Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите.

Если организацией заключено более одного договора об инвестиционном налоговом кредите, срок действия которых не истек к моменту очередного платежа по налогу, накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из этих договоров. При этом увеличение накопленной суммы кредита производится вначале в отношении первого по сроку заключения договора, а при достижении этой накопленной суммой кредита размера, предусмотренного указанным договором, организация может увеличивать накопленную сумму кредита по следующему договору.

3. В каждом отчетном периоде (независимо от числа договоров об инвестиционном налоговом кредите) суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50 процентов размеров соответствующих платежей по налогу, определенных по общим правилам без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите. При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50 процентов размеров суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период. Если накопленная сумма кредита превышает предельные размеры, на которые допускается уменьшение налога, установленные настоящим пунктом, для такого отчетного периода, то разница между этой суммой и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный период. Положения настоящего абзаца применяются, если иное не предусмотрено договором об инвестиционном налоговом кредите, заключенным по основанию, указанному в подпункте 6 пункта 1 статьи 67 настоящего Кодекса.

Если организация имела убытки по результатам отдельных отчетных периодов в течение налогового периода либо убытки по итогам всего налогового периода, излишне накопленная по итогам налогового периода сумма кредита переносится на следующий налоговый период и признается накопленной суммой кредита в первом отчетном периоде нового налогового периода.

Деятельность каждого предприятия сопряжена с периодами роста и периодами стагнации.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Это обусловливается как объективными законами экономики, так и субъективными действиями руководства компаний по организации ведения бизнеса. Нормами НК РФ предусмотрены эти периоды.

В зависимости от динамики развития предприятия, существует 4 формы, изменяющие срок уплаты налогов с прибыли, в бюджеты всех уровней, а именно:

  • отсрочка уплаты налога из прибыли;
  • рассрочка полной суммы налога;
  • налоговый кредит;
  • инвестиционный налоговый кредит.

Первые три формы предусмотрены в случаях ухудшения платежеспособности юридического лица как налогоплательщика и предоставляются на срок от 1 месяца до 1 года (отсрочка и рассрочка предоставляется на срок 1-6 месяцев, а налоговый – 3-12 месяцев).

Но если предприятие, наоборот, расширяет свою деятельность, внедряет какой-либо инвестиционный проект с целью получения большей прибыли, создания новых рабочих мест, улучшения инфраструктуры региона, что в перспективе принесет большие отчисления в бюджеты разных уровней (муниципальный, региональный), то ему могут предоставить инвестиционный налоговый кредит.

Сущность этой услуги

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен только юридическим лицам, предприятиям и организациям, и регулируется нормами .

По своей сути такая преференция для предприятия означает законодательно предусмотренную возможность уплатить часть налога на прибыль в более поздний период.

Отсрочка платежей по налогам в бюджеты всех уровней предоставляется на срок от 12 до 60 месяцев.

Кроме того, отсрочка по инвестдоговору предоставления налогового займа может быть продлена до 10 лет в случаях, предусмотренных подпунктом 6 п.1 ст.67 НК РФ.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок до десяти лет по основанию, указанному в подпункте 6 пункта 1 статьи 67 настоящего Кодекса.

При существующей на данный момент ставки рефинансирования Центробанка России в 11%, в льготный период процент за пользование займом исчисляется из расчета не менее ½ и не более ¾ ставки этого показателя.

Это значит, что, допустим, при максимальной отсрочке в 5 лет, предприятие все эти годы платит за пользованием заемными средствами от 5,5% до 8,25% годовых.

Но это не означает, что предприятие освобождается от уплаты остальной части налога на прибыль. Поэтапно в будущих периодах юридическое лицо обязано будет выплатить всю сумму начисленных процентов, а также само тело займа и полную сумму налога на прибыль.

Основания оформления

Основанием для оформления инвестиционного налогового займа является заявление предприятия или организации. Заявление рассматривает финансовый орган региона РФ, на территории которого зарегистрировано юридическое лицо.

При положительном решении оформляется соответствующий договор, образец которого можно посмотреть в прилагаемом файле.

Форма документа разрабатывается органом исполнительной власти данного региона, обычно департаментом экономразвития. Этот орган и выдает резолюцию о предоставлении или не предоставлении предприятию данной преференции.

Для того, чтобы можно было бы объективно рассмотреть заявление предприятия, ему нужно предоставить следующие документы:

  1. Заявление предприятия.
  2. Документально обоснованная суть инвестпроекта (бизнес-план).
  3. Расчеты сроков внедрения проекта и указание статей дохода, с помощью которых будет погашаться инвестиционный налоговый заем.
  4. Справка с расчетом размера отчислений, на которые возможна преференция, заверенная налоговой службой.
  5. Полный баланс деятельности предприятия за предшествующий год с предоставлением отчета о прибылях и убытках.
  6. Документы, доказывающие собственность предприятия на предоставленный залог, или расписки поручителей.
  7. Справка, заверенная налоговой инспекцией об отсутствии долгов предприятия по уплате налогов в бюджеты всех уровней.
  8. Все учредительный документы предприятия (заверенные нотариально их копии), которые доказывают легитимность проводимой им деятельности.
  9. Расчет экономического эффекта от внедрения инвестпроекта.

Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита

Исходя из ст.67 НК РФ данная услуга предоставляется предприятиям или организациям, которые являются налогоплательщиками, если ими проводится хотя бы одно из следующих мероприятий:

  1. Предприятие проводит кампанию по техническому перевооружению и модернизации собственного производства, осуществляет научно-исследовательские работы, разрабатывает опытно-конструкторские задания. Результатом этого является в том числе улучшение экологических показателей, уменьшение вредных выбросов в окружающую среду, утилизация промотходов, предоставление новых рабочих мест, в т. ч. для людей с особыми потребностями и пр.
  2. Заемные средства позволяют провести работы такой деятельности, в результате которой создадутся инновационные технологии производства (или усовершенствуются уже внедряемые), разработаются новейшие виды затратных материалов и сырья для удешевления себестоимости выпускаемой продукции, а отсюда и увеличение прибыли и др.
  3. Организация выполняет особо важный госзаказ Минобороны или задание муниципальных властей по развитию социально-экономических показателей региона, улучшению его инфраструктуры, а также работы по предоставлению услуг населению, улучшающих качество их жизни и др.

Размер суммы отчислений в бюджет, подлежащей уменьшению по данной преференции, не может быть больше 50% от общего его размера.

Если предприятие имеет несколько инвестпроектов, по которым предусмотрены налоговые льготы, и накопленная часть превышает 50-процентный барьер, то разница от обязательного платежа переносится в последующий период, подлежащий налогообложению.

Предприятие имеет право уменьшать налог в соответствии с договором в течение всего периода внедрения инвестпроекта. Если предприятие получило убытки за период проведения намеченных бизнес-планом мероприятий, то в этом случае накопленная сумма займа, свыше 50%, подлежащая льготному налогообложению, переносится на следующий период и учитывается тогда, когда будет зафиксировано получение прибыли.

На таких же условиях предоставляют инвестиционный налоговый . Таким образом, государство имеет целью развивать малое предпринимательство. Ведь на долю поступлений в бюджет от деятельности малого бизнеса приходится до 30% ВВП страны.

Но даже в случае полного соответствия деятельности малого предприятия условиям предоставления налоговой льготы у него не окажется имущества для залога или не найдены поручители, такой инвестзаем оформлен быть не может.

Это касается и бюджетных организаций, которые не являются прибыльными предприятиями. Поэтому оформить льготы на отчисление из прибыли они не могут априори.

Время отсрочки

Налоговый кредит — это изменение срока уплаты налога на срок от 12 до 60 месяцев.

Однако действие льготы может быть прекращено до истечения предоставленного срока по следующим причинам:

  • если осуществлена уплата всей полагающейся суммы отчислений в региональный бюджет и процентов по займу до прекращения даты действия договора;
  • если нарушены условия, указанные в договоре предоставления данной услуги;

Условия для принятия решения предоставления инвестиционного налогового займа, а также критерии для его прекращения наглядно представлены в следующей таблице:

Пример расчета

Давайте рассмотрим практическое обоснование применения инвестиционного налогового займа на примере одного из хлебопекарных предприятий региона. С целью удовлетворить растущие потребности населения в хлебобулочных изделиях, а также повысить качество изготавливаемой продукции, завод решил расширить свое производство и модернизировать и автоматизировать линию по выпечке хлеба.

Для этого необходимо привлечь заемные средства в размере 7400 тыс. рублей , что предприятие и осуществило под 24% годовых. Срок предоставления займа банком составил 2 года от начала внедрения инвестпроекта.

Имеющиеся условия:

Банк потребовал погасить заем в течение полугода с ежеквартальным погашением процентов. Поэтому руководство завода обращается в Департамент экономразвития региона с заявлением о предоставлении ему льготы по отчислениям из прибыли в муниципальный бюджет на срок 18 месяцев.

Предоставленный в Департамент экономразвития расчет изменений финансового состояния предприятия от внедрения проекта:

Далее предоставлен расчет эффективности от внедрения проекта для регионального бюджета. Т.е. дан ответ на вопрос: как изменится размер поступлений в бюджет отчислений от предприятия? Какой эффект даст внедрение проекта и затраты на модернизацию производства для регионального развития?

Чем чреват инвестиционный налоговый заем

При нарушении предприятием условий выполнения договора, заключенного для начисления льгот по отчислениям на доход, на него налагаются следующие санкции:

  1. Если взят льготный заем на приобретение оборудования и нарушены условия действия договора, неуплаченную сумму налога за весь период до его расторжения следует оплатить в течение месяца в полном размере. Кроме этого, следует уплатить всю пеню и штрафы, начисленные за каждый день, как будто бы это была .
  2. В остальных случаях в течение трех месяцев следует возместить неуплаченный налог и начисленные проценты за эту сумму за каждый день пользования льготой исходя из установленной на данный момент ставки рефинансирования Центробанка РФ.

Является принудительное взыскание с расчетного счета предприятия денежного долга. Это взыскание проводится по решению налоговой организации не позже 2-месячного срока после предъявления требования об уплате налога.

Если же по какой-то уважительной причине налоговая организация не смогла выставить такое требование в установленный срок, то обратившись в судебные инстанции, этот срок может быть восстановлен.

В случае недостаточности денежных средств на расчетном счете предприятия, взыскание может быть обращено посредством продажи принадлежащего юридическому лицу имущества.

Повышение финансового потенциала предприятия предусматривается за счет льготы на прибыль от внедрения инвестпроекта, и понижение налоговой ставки до 30% от прибыли. Таким образом, и государство, и предприятие как бы в долевом участии финансируют техническую революцию в промышленности.

Но пока преодолеть инвестиционное затишье, несмотря на предусмотренные льготы в налоговом законодательстве, не представляется возможным. Выгоду имеют только легально работающие предприятия, имеющие прозрачное ведение своего бизнеса.

Ведь получение такой льготы подразумевает наблюдение налоговой инспекции за производственно-хозяйственной деятельностью предприятия, проведение регулярных проверок. Подытоживая вышесказанное, стоит сказать, что данная процедура заключения инвестиционного договора с льготным начислением налога на прибыль подразумевает не только выгоду предприятия, но и государства в целом.

При предоставлении инвестиционного налогового кредита налогоплательщику дается возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам. Срок предоставления инвестиционного налогового кредита может устанавливаться от одного года до пяти лет.

Решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организации в части, поступающей в бюджет субъекта Российской Федерации, принимается финансовым органом субъекта Российской Федерации.

Порядок расчетов по налогам при предоставлении налогового инвестиционного кредита таков: согласно статье 66 НК РФ организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите. Причем уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите.

В том случае, если организацией заключено более одного договора об инвестиционном налоговом кредите, срок действия которых не истек к моменту очередного платежа по налогу, накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из этих договоров. При этом увеличение накопленной суммы кредита производится вначале в отношении первого по сроку заключения договора, а при достижении этой накопленной суммой кредита размера, предусмотренного указанным договором, организация может увеличивать накопленную сумму кредита по следующему договору.

Следует иметь в виду, что сумма инвестиционного налогового кредита не может превышать 50% от общей суммы налога без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите. Если накопленная сумма кредита за отчетный период превысит эти 50%, на которые допускается уменьшение налога, то разница между этой суммой и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный период. Рассмотрим на примере 4.4 очень распространенную ситуацию.

Пример 4.4. ФГУП НПП «Гранит» утвердило план технического перевооружения производства и закупило для этих целей новое оборудование. Данное обстоятельство позволило обратиться с заявлением о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль, зачисляемому в доход федерального бюджета. Было принято положительное решение, и с предприятием был заключен соответствующий договор с предоставлением инвестиционного налогового кредита на сумму 100 000 руб. сроком на два года, начиная с 1 января 2005 года.На основании этого предприятие имеет право в течение двух лет уменьшать свои платежи по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в бюджет в результате всех таких уменьшений, станет равной 100 000 руб.В 2006 году сумма начисленного налога на прибыль в федеральный бюджет составила 150 000 руб. Следовательно, предприятие имеет право уменьшить сумму налога к уплате не более, чем на 75 000 руб. За полугодие 2006 года сумма начисленного налога на прибыль в федеральный бюджет составила 60 000 руб. Предприятие имеет право уменьшить сумму налога к уплате только на 25 000 руб. (100 000 – 75 000). Оставшуюся сумму налога предприятие обязано уплатить.С 1 января 2008 г предприятие должно будет погашать образовавшуюся у него задолженность перед бюджетом, т.е. возвращать 100 000 рублей и выплачивать предусмотренные договором проценты.

Если организация имела убытки по результатам отдельных отчетных периодов в течение налогового периода либо убытки по итогам всего налогового периода, излишне накопленная по итогам налогового периода сумма кредита переносится на следующий налоговый период и признается накопленной суммой кредита в первом отчетном периоде нового налогового периода.

Согласно статье 67 НК РФ для предоставления инвестиционного налогового кредита установлены следующие основания:

1) если организация проводит научно-исследовательские или опытно-конструкторские работы либо техническое перевооружение собственного производства, в том числе направленное на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами. В этом случае инвестиционный налоговый кредит предоставляется на сумму, составляющую 30 процентов стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных целей;

2) если организация осуществляет внедренческую или инновационную деятельность, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов. Сумма инвестиционного налогового кредита определяется соглашением между уполномоченным органом и организацией, претендующей на получение кредита;

3) если организация выполняет особо важный заказ по социально-экономическому развитию региона или предоставляет особо важные услуги населению. Сумма кредита, как и в предыдущем пункте, определяется соглашением сторон.

Соглашение или договор об инвестиционном налоговом кредите должен содержать следующие обязательные пункты:

● порядок уменьшения налоговых платежей;

● сумма кредита;

● налог, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит;

● срок действия договора;

● сумма процентов, начисляемых на сумму кредита (они должны быть установлены в интервале от ½ до ¾ ставки рефинансирования Центрального Банка РФ);

● порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов;

● ответственность сторон.

Инвестиционный налоговый кредит не предоставляется без оформления залога на имущества или договора поручительства, поэтому к договору должны быть приложены документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство. Также в договоре об инвестиционном налоговом кредите должны содержаться положения о не допущении в течение срока его действия реализации или передачи во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого организацией явилось условием для предоставления инвестиционного налогового кредита, либо определяются условия такой реализации (передачи).

В отношении региональных или местных налогов законом субъекта Российской Федерации и нормативными правовыми актами, принятыми представительными органами местного самоуправления по региональным и местным налогам устанавливаются свои условия предоставления инвестиционного налогового кредита, причем в соответствии с п.7 статьи 67 НК РФ могут быть предусмотрены отличные от установленных в данной статье основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки действия инвестиционного налогового кредита и ставки процентов на сумму кредита.

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ (ИНК) - такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии одного из необходимых оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов (ст. 66 НК). Основаниями для предоставления организации-налогоплательщику соответствующего налога ИНК являются (п. 1 ст. 67 НК):

1) проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;

2) осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

3) выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

ИНК может быть предоставлен по налогу на организаций, а также по региональным налогам и местным налогам. Решение о предоставлении ИНК по налогу на прибыль организации в части, поступающей в бюджет субъекта РФ, принимается финансовым органом субъекта РФ. ИНК может быть предоставлен на от одного года до пяти лет. Организация, получившая ИНК, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об ИНК.

Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен ИНК, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об ИНК. Если организацией заключено более одного договора об ИНК, срок действия которых не истек к моменту очередного платежа по налогу, накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из этих договоров. При этом увеличение накопленной суммы кредита производится вначале в отношении первого по сроку заключения договора, а при достижении этой накопленной суммой кредита размера, предусмотренного указанным договором, может увеличивать накопленную сумму кредита по следующему договору. В каждом отчетном периоде (независимо от числа договоров об ИНК) суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50% размеров соответствующих платежей по налогу, определенных по общим правилам без учета наличия договоров об ИНК.

При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50% суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот . Если накопленная сумма кредита превышает предельные размеры, на которые допускается уменьшение налога для такого отчетного периода, то разница между этой суммой и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный период. Если организация имела по результатам отдельных отчетных периодов в течение налогового периода либо убытки по итогам всего налогового периода, излишне накопленная по итогам налогового периода сумма кредита переносится на следующий налоговый период и признается накопленной суммой кредита в первом отчетном периоде нового налогового периода. ИНК по основанию проведения организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами, предоставляется на сумму, составляющую 30% стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных целей. При предоставлении ИНК по другим основаниям суммы кредита определяются по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией. Основания для получения ИНК должны быть документально подтверждены заинтересованной организацией. ИНК предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией. Форма договора устанавливается органом исполнительной власти, принимающим решение о предоставлении ИНК.

Решение о предоставлении организации ИНК принимается уполномоченным органом в течение одного месяца со дня получения заявления. Наличие у организации одного или нескольких договоров об ИНК не может служить препятствием для заключения с этой организацией другого договора об ИНК по иным основаниям. Договор об ИНК должен предусматривать порядок уменьшения налоговых платежей, сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный ), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо , ответственность сторон. Договор должен содержать положения, в соответствии с которыми не допускаются в течение срока его действия реализация или передача во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого организацией явилось условием для предоставления инвестиционного налогового кредита, либо определяются условия такой реализации (передачи).

Не допускается устанавливать проценты на сумму кредита по ставке, менее одной второй и превышающей три четвертых ставки рефинансирования ЦБ РФ. Копия договора представляется организацией в налоговый орган по месту ее учета в пятидневный срок со дня заключения договора. Законом субъекта РФ и нормативными правовыми актами, принятыми представительными органами местного самоуправления по региональным и местным налогам, соответственно могут быть установлены иные основания и условия предоставления ИНК, включая сроки действия ИНК и ставки процентов на сумму кредита.

Правила прекращения действия договора об ИНК аналогичны соответствующим правилам действия договора о налоговом кредите. Если в течение срока действия договора об ИНК заключившая его организация нарушит предусмотренные договором условия реализации либо передачи во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого явилось основанием предоставления ИНК, эта организация в течение 30 дней со дня расторжения договора об ИНК обязана уплатить все не уплаченные ранее в соответствии с договором суммы налога, а также соответствующие пени и проценты на неуплаченные суммы налога, начисленные на каждый день действия договора об ИНК исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей за период от заключения до расторжения указанного договора. Если организация, получившая ИНК по основаниям выполнения этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставления ею особо важных услуг населению нарушает свои обязательства, в связи с исполнением которых получен ИНК в течение установленного договором срока, то не позднее трех месяцев со дня расторжения договора она обязана уплатить всю сумму неуплаченного налога и проценты на эту сумму, которые начисляются за каждый день действия договора исходя из ставки, равной ставке рефинансирования ЦБ РФ.

Энциклопедия российского и международного налогообложения. - М.: Юристъ . А. В. Толкушкин . 2003 .

Инвестиционный налоговый кредит является самой сложной формой изменения срока уплаты налога (сбора). Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов (п.1 ст.66 НК РФ).

Круг оснований, по которым может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит в корне отличается от оснований, предусмотренных НК РФ для предоставления отсрочки, рассрочки или налогового кредита.

Пример:

В организации был утвержден план технического перевооружения производства и было закуплено новое оборудование. Данное обстоятельство послужило основанием для обращения организации в Минфин РФ с заявлением о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль, поступающему в доход федерального бюджета. Просьба организации была удовлетворена и с организацией был заключен договор.

В соответствии с договором организация в течение двух лет уменьшала свои платежи по налогу на прибыль, поступающему в федеральный бюджет, до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в бюджет в результате всех таких уменьшений, не стала равной сумме инвестиционного налогового кредита, предусмотренного договором. С этого момента организация стала погашать образовавшуюся у нее задолженность перед бюджетом, т.е. возвращать налоговый кредит и предусмотренные договором проценты.

На основании определения финансового левериджа проанализируем целесообразность использования рассрочки на сумму 5000 руб., если известно, что ставка рефинансирования ЦБ составляет 24 % годовых.

Структура капитала организации до предоставления рассрочки:

  • · собственный капитал 90 тыс. руб.;
  • · заемный капитал 30 тыс. рублей, причем в его составе отсутствуют привлекаемые за плату кредиты;
  • · прибыль организации, остающаяся в ее распоряжении (чистая прибыль), составляет 40 тыс. рублей; предполагается, что она будет таковой и на прогнозируемый год.

Этапы расчета:

1) Определим плечо финансового рычага - ПР:

ПР = ЗК/СК,

где ЗК - величина заемного капитала организации;

СК - величина собственного капитала.

ПР = (30 000 +5 000) / 90 000 = 0, 39

2) Определим дифференциал финансового рычага - ДР:

ДР = (Рк- % по расср.) * (1-СтНП: 100),

где Рк- рентабельность капитала организации (отношение чистой прибыли к сумме капитала организации);

% по расср. - годовой процент по предполагаемой рассрочке;

СтНП - ставка по налогу на прибыль в %.

Рк = 40 000 / (30 000 + 5 000 + 90 000) = 40 000 /125 000 = 0,32 или 32%

% по расср. в 0,24/2=0,12 ДР =(32 - 12)*(1-24/100) = 20*0,76 = 15,2 %

3) Рассчитаем эффект финансового рычага - ЭФР6

ЭФР«ДР*ПР,

где ЭФР = 15,2*0,39=5,92 %

В результате предоставления рассрочки по уплате налога произойдет приращение к рентабельности капитала организации на 6 % от использования рассрочки, несмотря на ее платность.

Следующая конкретная ситуация.

В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 64 НК РФ организация может воспользоваться инвестиционным налоговым кредитом по основанию «выполнения этой организацией особо важного заказа по социально -экономическому развитию региона», сумма которого превышает испрашиваемую организацией сумму кредита более, чем в два раза. Уполномоченный орган готов предоставить инвестиционный налоговый кредит в сумме 6000 тыс. руб. по ставке 20% (что составляет 70% ставки рефинансирования ЦБ РФ - 28,6 %, т.е. не ниже 1 / 2 и не выше 3 / 4 названной ставки). Привлечение кредита позволит организации рассрочить 50 % своего платежа по одному из уплачиваемых местных налогов, приходящегося на январь следующего за отчетным финансового года на срок 1 квартал. Уровень инфляции в стране по данным проекта Федерального закона о Федеральном бюджете на следующий год составит 3 % в месяц. На основании теории дисконтирования определим экономический эффект от привлечения в данном случае инвестиционного налогового кредита и сделаем заключение о его целесообразности.

Показатели

Сумма кредита тыс. руб.

Погашение долга тыс. руб.

Остаток долга тыс. руб.

Проценты тыс. руб.

Итого к уплате по кредиту тыс. руб.

Дисконт на инфляцию

Продискантированая сумма платежей по кредиту тыс. руб.

Экономический эффект от кредита тыс. руб.

Экономический эффект от использования инвестиционного налогового кредита составит в стоимости на начало кредитного периода 271 тыс. руб.>0, следовательно, привлечение инвестиционного налогового кредита целесообразно.

На четвертом этапе налогового планирования составляется налоговый календарь, в котором указывается, когда и какие налоги должна заплатить организация. Это позволит избежать просрочек и пени.

Налоговый календарь по основным видам налогов, может быть использован с соответствующими корректировками в конкретной организации.

Последний этап - построение налогового бюджета. Бюджет по налогам эффективен не столько сам по себе, сколько в рамках существующей системы финансового бюджетирования. Как один из операционных бюджетов он должен согласовываться с бюджетом движения денежных средств. Увязка бюджета по налогам с бюджетом движения денежных средств нацелена на сбалансированность денежных доходов и платежей в бюджет таким образом, чтобы ко времени уплаты налогов организацией был достигнут уровень достаточного чистого денежного потока.

Определим достаточность создаваемого организацией чистого денежного потока на основе определения коэффициента достаточности чистого денежного потока и дадим экономическую интерпретацию полученного показателя с учетом налоговых издержек организации и их предполагаемой оптимизации на основании следующих исходных данных:

  • · чистый денежный поток организации за период составил 4100 тыс. рублей;
  • · сумма дивидендов, выплаченных собственникам организации - 400 тыс. рублей;
  • · выплаты по краткосрочным кредитам и займам - 500 тыс. рублей;
  • · уровень запасов ТМЦ составлял на начало периода - 300 тыс. рублей, на конец периода - 500 тыс. рублей;
  • · налоговые издержки, оплаченные в текущем периоде - 3500 тыс. рублей;
  • · предлагаемая налоговая оптимизация позволит снизить их на 600 тыс. рублей.

Кддп - коэффициент достаточности чистого денежного потока организации определяется по формуле:

Кддп = ЧДП / (КиЗ +Д 3 + Д+ НИ),

где ЧДП - чистый денежный поток организации за период;

КиЗ - выплаты по краткосрочным кредитам и займам;

Аз - прирост запасов товарно-материальных ценностей за период;

Д - сумма дивидендов, выплаченных собственникам организации за период;

НИ - налоговые издержки, оплаченные в текущем периоде или подлежащие оплате в будущем.

Последовательность расчета:

1. Определим коэффициент достаточности чистого денежного потока организации до проведения налоговой оптимизации (Кддп до):

Кддп до = 4 100/ (500 + (500 - 300) +400 + 3500) = 4 100/ 4 600 = 0,89 < 1.

2. Определим коэффициент достаточности чистого денежного потока организации после проведения налоговой оптимизации (Кддп по):

Кддп по = 4 100/(500+ (500-300)+400+ (3500-600)) =4100/4000 = 1,025 >1.

До проведения предполагаемой налоговой оптимизации коэффициент достаточности денежного потока организации был меньше единицы, то есть ниже критериального значения, что означает недостаточность чистого денежного потока; после предполагаемой оптимизации значение коэффициента превышает единицу, что свидетельствует о достаточности чистого денежного потока организации вследствие принятых мер.

Завершающим этапом налогового планирования является расчет экономической эффективности предполагаемой оптимизации с учетом издержек на ее осуществление.

На примере налога на прибыль на основании приведенных исходных данных определим экономический эффект и эффективность предполагаемой налоговой оптимизации, если известно, что риск последующего наложения штрафных санкций отсутствует (в силу того, что мероприятия полностью правомерны).

Исходные данные

Этапы расчета:

  • 1) Рассчитаем сумму налога:
    • а) без налоговой оптимизации - Нбо:

Нбо = Ббо*СТ/100% =125 000 *24%/100 % = 30 000 руб.

б) с использованием оптимизации - Но:

Но =БоСТ7100% =100 000*24% /100% = 24 000 руб.

2) Определим экономический эффект от проведения налоговой оптимизации поданному налогу - Эно:

Эно = Нбо-Но - ИО = 30 000 - 24 000 - 5000 = 1 000 руб.

3) 0пределим экономическую эффективность проведения налоговой оптимизации - Копт:

Копт = (Эно / ИО) * 100% = (1 000 / 5 000)*100% = 20%

Сумма экономического эффекта от налоговой оптимизации составит 1000 руб. Именно столько финансовых ресурсов будет сэкономлено организацией. Экономическая эффективность налоговой оптимизации составит 20%, это означает, что на 1 рубль экономического эффекта от оптимизации необходимо потратить 20 копеек на ее проведение.