Налично денежный оборот от всего денежного оборота в коммерческом банке. Денежный оборот и денежные потоки

Кредитование

Современная экономика любого государства представляет собой широко разветвленную сеть сложных отношений миллионов входящих в нее хозяйствующих субъектов между собой, а также с внешними агентами из других стран.

Основой этих взаимосвязей выступают расчеты и платежи, в процессе которых удовлетворяются взаимные требования и обязательства.

Понятие и сущносТЬ Налично-денежный оборот представляет собой процесс движения наличных денежных знаков (банкнот, казначейских билетов, разменной монеты). Хотя налично-денежный оборот во всех странах - и с рыночной, и с административной моделями экономики - составляет меньшую часть, он имеет большое значение. Именно он обслуживает получение и расходование большей части денежных доходов населения, именно из него складывается постоянно повторяющийся кругооборот наличных денег.

Главные составляющие денежного оборота: налично-денеж-ный и безналичный обороты. Основная часть его - платежный оборот, в котором деньги функционируют как средство платежа, используются для погашения долговых обязательств. Он производится как в наличной, так и в безналичной формах. Весь безналичный оборот - платежный, ибо предполагает разрыв во времени движения товара в различных его разновидностях и денежных средств, т.е. функционирование денег в качестве средства платежа. Безналичный платежный оборот, являясь преобладающим (до 90% всего денежного оборота), осуществляется в виде записей по счетам плательщиков и получателей денежных средств в кредитных учреждениях, путем зачетов взаимных требований и передачи оборотных документов (векселей, варрантов и т.п.). Соответственно экономические процессы в народном хозяйстве опосредуются преимущественно безналичным платежным оборотом.

Налично-денежный оборот регламентируется Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Центробанка РФ от 5 января 1998 г. № 14-П (с изменениями на 31 октября 2002 г.).

Налично-денежный оборот начинается в расчетно-кассовых центрах (РКЦ) Центрального банка РФ. Наличные деньги переводятся из их резервных фондов в оборотные кассы, тем самым они

Раздел I. Деньги

поступают в обращение. Из оборотных касс РКЦ наличные деньги направляются в операционные кассы коммерческих банков. Часть этих денег банки могут передавать друг другу на платной основе, но большая часть выдается клиентам - юридическим и физическим лицам (либо в кассы предприятий и организаций, либо непосредственно населению). Часть наличных денег, находящихся в кассах предприятий и организаций, используется для расчетов между ними, но большая часть передается населению в виде различных видов денежных доходов (заработной платы, пенсий и пособий, стипендий, страховых возмещений, выплаты дивидентов, поступлений от продажи ценных бумаг и т.д.).

Для этого Центральный банк систематически издает документ, который называется «Порядок ведения кассовых операций в народном хозяйстве». Последний раз этот документ в России издавался в сентябре 1993 г. (Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22 сентября 1993 № 40 и сообщенный письмом Банка России от 4 октября 1993 г. № 18).

Налично-денежный оборот организуется на основе следующих принципов:

Все предприятия и организации должны хранить наличные деньги (за исключением части, установленной лимитом) в коммерческих банках;

Банки устанавливают лимиты остатка наличных денег для предприятий всех форм собственности;

Обращение наличных денег служит объектом прогнозного планирования;

Управление денежным обращением осуществляется в централизованном порядке;

Организация налично-денежного оборота имеет целью обеспечить устойчивость, эластичность и экономичность денежного обращения;

Наличные деньги предприятия могут получать только в обслуживающих их учреждениях банков.

Эмиссия Эмиссия наличных денег представляет собой их наличных денеГ выпуск в обращение, при котором увеличивается общая масса наличных денег. Монополия выпуска наличных денег в каждой стране принадлежит центральному государственному банковскому органу: в России - Центральному банку (ЦБ) РФ, в США - Федеральной резервной системе.

На основе кассовых оборотов коммерческих банков и составляемой аналитической отчетности Центральный банк РФ прогнозирует размер предполагаемой эмиссии. При этом очень важно не только определить оптимальный размер предполагаемой эмиссии, но и установить, в каких регионах ее следует проводить. Потребность в наличных деньгах юридических и физических лиц, обслуживаемых коммерческими банками, постоянно меняется.

Завозить из центра денежную наличность ежедневно, особенно в отдаленные регионы, например на Камчатский полуостров, нереально. Вместе с тем эмиссия наличных денег всегда децентрализована. Поэтому осуществляется следующая технология доставки наличных денег в регионы из Центра.

Эмиссию наличных денег производит ЦБ РФ его региональные расчетно-кассовые центры, содержащие резервные фонды и оборотные кассы.

В резервных фондах РКЦ хранится запас денежных знаков, предназначенных для выпуска их в обращение в случае увеличения потребности хозяйства данного региона в наличных деньгах. Эти денежные знаки не считаются деньгами, находящимися в обращении. Они не совершают движения, не накапливаются в виде сокровища, не служат средством платежа, поэтому они являются резервными. В оборотную кассу постоянно поступают и из нее выдаются наличные деньги от коммерческих банков. Деньги в оборотной кассе пребывают в постоянном движении; они считаются деньгами, находящимися в обращении.

Если сумма поступлений наличных денег на счете коммерческих банков превышает установленный лимит для данного РКЦ, то деньги изымаются из обращения и переходят в резервный фонд. При потребности коммерческого банка в наличности происходит обратный процесс. Со счета коммерческого банка в пределе его свободного резерва РКЦ выдает требуемую сумму наличности.

РКЦ обязан обслуживать коммерческий банк бесплатно.

Как же происходит эмиссия наличных денег?

Предположим, что у большинства коммерческих банков, обслуживаемых расчетно-кассовыми центрами, возрастает потребность в наличных деньгах, а поступления денег в их операционные кассы эквивалентно не возрастает. Тогда РКЦ будет вынужден увеличить выпуск наличных денег в обращение. Для этого он запрашивает разрешение Центрального банка РФ, а при его получении переводит наличные деньги из резервного фонда в свою оборотную кассу.

Для данного РКЦ это будет эмиссионной операцией. Однако надо иметь в виду, что при осуществлении выпуска денег одним центром другой центр может изъять в рамках установленного лими

Раздел I. Деньги

та наличные деньги из своей оборотной кассы. Поэтому по действиям одного РКЦ нельзя судить об эмиссии по всей стране, которая в этом случае охватывает большинство регионов; Правление ЦБ РФ составляет ежедневный баланс на основе сведений по сети РКЦ: где прошла эмиссия наличных денег, где их изъятие.

Таким образом, движение денег происходит по цепи, звенья которой показаны на рис. 2.2. Резервные фонды РКЦ Операционные кассы РКЦ Наличность

\ Операционные кассы коммерческих банков (безналичные расчеты)

Наличность ^

Кассы предприятий

Наличность_^

Население

Рис. 2.2. Схема эмиссии и движения наличных денег

Составление прогноза кассовых оборотов на Прогноз г

всех уровнях банковской системы преследует

кассовых оборотов

цель определения потребности в наличных деньгах по всем учреждениям банков страны.

Прогноз кассовых оборотов банков - расчет прогнозируемых поступлений наличных денег в кассы банков и направлений их выдач, а также выпуска или изъятия их из обращения на предстоящий период. Составляется кредитными организациями, расчетно-кассовыми центрами и территориальными учреждениями Банка России для определения ожидаемых изменений налично-денежной массы в обороте и потребности организаций, предприятий, учреждений в денежной наличности на основе оценки перспектив социально-экономического развития региона и отчетных данных о кассовых оборотах банков.

Прогноз кассовых оборотов банков составляется по источникам поступлений и направлением выдач наличных денег и состоит из приходной и расходной частей (табл. 2.5).

2. Денежная масса и денежный оборот: содержание и структура

Расчеты кассовых оборотов составляются на основе кассовых заявок субъектов хозяйствования, показателей экономического развития региона, расчетов баланса доходов и расходов населения и ряда других показателей1. На базе анализа этих материалов и другой информации коммерческими банками составляется прогноз кассовых оборотов.

Таблица 2.5. Прогноз кассовых оборотов коммерческих банков

Элемент кассового оборота

Приходная часть

Характеристика

Включает статьи, отражающие поступление наличньгх денег в кассы банков: торговой выручки от продажи потребительских товаров независимо от каналов их реализации; выручки пассажирского транспорта; квартирных и коммунальных платежей; выручки от зрелищных мероприятий; выручки от предприятий, оказывающих разные услуги; налог и сбор; выручки от реализации недвижимости; на счета по вкладам граждан (кроме ЦБ); от предприятий связи; от учреждений ЦБ РФ; на счета граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; наличных денег в банки от реализации государственных ценных бумаг; возврата зарплаты и других равных ей выплат; наличных денег на счета кредитных организаций от валютно-обменных операций с физическими лицами; прочих поступлений Включает статьи по выдачам наличных денег: на зарплату, стипендии, расходы, не относящиеся к фонду заработной платы и выплатам социального характера, выплаты социального характера; на выплаты пенсий, пособий и страховых возмещений; как ссуд индивидуальным заемщикам; на деятельность ломбардов; со счетов по вкладам в банках (кроме учреждений ЦБ РФ); кредитным организациям наличных денег физическими лицами при совершении налично-денежных операций; со счетов граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; на предоставление ресурсов предприятиям связи; на выплату доходов; на погашение и покупку государственных и других ценных бумаг (кроме учреждений ЦБ РФ)

Определяется на основе итоговых оборотов по приходу и расходу, предусматривает выпуск либо изъятие денег из обращения_

Расходная часть

Эмиссионный результат

1 Владимирова М.П. и др. Деньги, кредит, банки: Учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2005, С. 39.

Раздел I. Деньги

В прогнозе кассовых оборотов банков отражаются:

Все поступления, кроме полученных в банке сумм, распределение которых предполагается производить на месте;

Расход наличных денег с выделением сумм, получаемых из банка;

Расчет выплат на потребление: общий фонд заработной платы, надбавки, премии, затраты на оплату, не включенные в фонд оплаты труда;

Календарь выдачи заработной платы (сроки выплат).

Составленные прогнозы кассовых оборотов позволяют коммерческим банкам осуществлять регулирование объема и структуры денежной массы в обращении. При этом банки стремятся максимально приблизить обороты по кассе к утвержденному эмиссионному результату. Кроме того, создаются условия контроля за соблюдением платежной дисциплины и целевым расходованием средств.

Под денежным обращением понимается процесс непрерывного движения денег в наличной и безналичной формах, обслуживающий процессы обращения товаров, услуг, движения капиталов.

Следует различать понятия «денежный оборот » и «платёжный оборот» . Под платёжным оборотом понимается совокупность платежей, совершаемых контрагентами рыночных отношений в процессе хозяйствования. Так как далеко не все платежи осуществляются в непосредственно финансовой форме, понятие платёжного оборота значительно шире понятия денежного оборота. Оно включает расчёты различными суррогатами денежного .

Схема денежного оборота внутри экономической системы показана на рисунке. Овалами обозначены банковские учреждения и специализированные кредитно-финансовые институты, прямоугольниками – небанковские участники денежных операций. Стрелками показаны и соответственно пронумерованы денежные потоки, функционирующие в экономической системе. Рассмотрим эти потоки подробнее.

Первая группа денежных потоков, помеченная стрелкой 1, возникает во взаимоотношениях центрального (национального) банка и коммерческих банков. Национальный банк Республики Беларусь является эмиссионным центром страны, следовательно, он снабжает коммерческие банки и специализированные финансово-кредитные институты наличными деньгами. В случае избытка налично-денежной массы у конкретного коммерческого банка он обязан сдать излишки денег в соответствующее территориальное учреждение Национального банка – расчётно-кассовый центр, что рождает встречный денежный поток. Кроме того, во время инкассации денег от учреждений второго уровня банковской системы сдаются ветхие и пришедшие в негодность денежные знаки.

Рис. Схема денежного оборота внутри экономической системы

Таким образом, Национальный банк Республики Беларусь является организатором системы расчётов в экономической системе, т.е. проводит расчёты между коммерческими банками и специализированными финансово-кредитными институтами.

Денежные потоки, отмеченные цифрой 2, характеризуют платёжно-расчётные операции, совершаемые между банковским и небанковским секторами национальной экономики. Все субъекты хозяйствования, официально зарегистрированные на территории Республики Беларусь, имеют счета в банковских учреждениях страны для проведения расчётов, как между собой, так и с физическими лицами. Физические лица могут открывать в банке специальный депозитный счёт, с помощью которого возможно осуществление безналичных расчётов. Списание и зачисление денежных средств по вышеназванным счетам определяет безналичную часть денежного оборота на данном уровне.

Налично-денежные операции данного уровня возможны путём снятия и зачисления наличных денег на вышеуказанные счета физическими и юридическими лицами. Юридические лица могут снимать наличные денежные средства со своих счетов для расчётов с физическими лицами ( работникам, оплата прочих договоров с физическими лицами, выплата дивидендов частным акционерам и т.д.), а также в ограниченных размерах могут проводить расчёты между собой (денежный поток 4). Население может проводить любые расчётно-платежные операции, не связанные с предпринимательской деятельностью, в наличных деньгах. Порядок проведения расчётов по предпринимательским операциям (т.е. операциям, имеющим целью извлечение дополнительного дохода) оговаривается отдельно.

Зачисление наличных денег на счета юридических лиц возможно в виде выручки от реализации продукции, оказания услуг. Национальное законодательство разрешает налично-денежные расчёты не только в розничной торговле, но и в ряде других операций (например, расчёты за сельскохозяйственную продукцию).

Часть денежного оборота, обслуживаемая денежными потоками 3, предполагает в основном налично-денежные операции, так как это операции с физическими лицами. Сюда включаются операции по непосредственным выплатам наличных денег работодателями, а также вся розничная и значительная часть мелкооптовой торговли.

Денежные потоки 4 и 5 показывают внутренние обороты денежных средств, осуществляемых, как правило, в наличной форме. Это расчёты юридических лиц между собой в незначительных суммах и физических лиц между собой (рынки, частная практика и т.д.).

Денежные потоки 6 предполагают внутренние операции банковской системы. Эти операции возможны как в наличной, так и в безналичной форме. Безналичные операции этого уровня осуществляются в двух основных направлениях:

  • межбанковские расчёты без участия Национального банка (клиринговые палаты и союзы, прямые корреспондентские отношения)
  • межбанковское кредитование (кредитование одним коммерческим банком другого). Эти операции регулируются Национальным банком, а также внутренними договорами участников сделок

Денежное обращение подразделяется на две сферы:

  • наличную
  • безналичную

Налично-денежный оборот является непрерывным процессом движения наличных денег, которые представлены банкнотами, или банковскими билетами, казначейскими билетами, металлическими разменными монетами. Кругооборот наличных денег обслуживает получение и расходование денежных доходов населения, часть платежей предприятий и организаций.

Налично-денежный оборот организуется государством в лице центрального банка через систему расчетно-кассовых центров, где имеются резервные фонды денежных знаков и монет, а также оборотные кассы по приёму и выдаче наличных денег. Расчётно-кассовые центры обслуживают расчётную деятельность банков, осуществляют инкассацию денег и проводят операции, связанные с денежным оборотом. Организация и управление наличным денежным обращением осуществляется в централизованном порядке, что должно обеспечивать устойчивость и эластичность денежного обращения.

Все юридические лица хранят свои свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях.

В Республике Беларусь в связи с огромным расширением налично-денежного обращения законодательно ограничен этот оборот для юридических лиц. Для хозяйствующих субъектов установлен лимит наличных денег.

Безналичный денежный оборот отражает движение стоимости без участия наличных денег посредством перечисления денежных средств по счетам кредитных учреждений, а также в зачет взаимных требований.

Безналичный оборот предполагает участие в денежной операции посредников в лице специализированных кредитных организаций. Возникновение таких посредников означает, что денежными потоками начинают управлять специфические институты, создаваемые для аккумуляции и перераспределения денежных средств. Безналичный оборот возможен и напрямую между контрагентами при встречном товарообмене, когда имеет место зачёт взаимных требований и обязательств. В таком случае через посредников происходит только та часть безналичного оборота, которая не урегулирована взаимозачетом.

Участники безналичного оборота открывают счета в банках и других кредитных организациях. Движение безналичных денег осуществляется по поручению клиента соответствующей кредитной организации, оформленному соответствующим унифицированным платежным документом.

Безналичный оборот осуществляется в различных формах, устанавливаемых центральным банком. Он же определяет формы платёжных документов и порядок их оформления. Выбор формы расчётов зависит от конкретных условий сделок и операций и фиксируется в договорах между контрагентами.

Безналичный оборот можно классифицировать в зависимости от характера осуществляемых контрагентами операций. Безналичный оборот, обслуживающий коммерческие операции, осуществляется параллельно с оборотом материальных ценностей. Безналичный оборот, обслуживающий финансовые операции, можно разделить на две части. Одна из них связана с выполнением обязательств предприятий и граждан перед государством по уплате налогов и сборов. Другая часть обслуживает финансовые операции, совершаемые участниками рынка с различными денежными инструментами через специализированные финансово-кредитные учреждения. Такие операции по своей природе являются спекулятивными и виртуальными. Виртуальность означает возможность заключения сделки при отсутствии самого актива и его приобретении после наступления определенных событий, предусмотренных условиями договора, а также сделки с поставкой актива в будущем (срочные сделки).

Объём безналичного денежного оборота зависит от размера , уровня цен и налогов, структуры производства, стоимости материальных и нематериальных ценностей, активов и факторов производства, обращающихся на рынке, процентных ставок по кредитам и депозитам, скорости платежей и расчётов, состояния банковской платежной системы, масштабов экспортно-импортных операций и т.д.

В форме безналичного оборота совершается также оборот ценных бумаг. Он имеет существенную специфику, так как ценные бумаги являются менее ликвидным активом по сравнению с деньгами. Наиболее распространенными ценными бумагами являются квази (векселя) и эмиссионные ценные бумаги. Данные бумаги выпускаются в определенном объёме, по единому номиналу, единым правилам и условиям и требуют регистрации прав владельцев держателей.

Наличный и безналичный обороты тесно взаимосвязаны между собой. Наличный оборот легко превращается в безналичный, например, при инкассации наличной денежной выручки, полученной предприятием, или при открытии физическими лицами счёта в банке и т.д. Единство наличного и безналичного оборотов проявляется также в том, что они образуют денежную массу, являющуюся объектом денежного таргетирования.

Наличный и безналичный денежный оборот отражают общее состояние экономики и одновременно подвержены активному воздействию со стороны всех участников денежных отношений. Нормальное состояние наличного и безналичного оборота означает, что экономика развивается успешно, имеет место экономический рост и устойчивое развитие домашних хозяйств. И, наоборот, кризисное состояние экономики ведёт к спаду производства, сокращению инвестиций, росту безработицы, при этом деньги теряют устойчивость, обесцениваются, наблюдается рост цен, дисбаланс между и предложением, инфляция.

Налично-денежный оборот представляет собой процесс непрерывного движения наличных денежных знаков в сфере обращения и выполнения ими функций средства платежа и средства обращения.

Налично-денежный оборот организуется на основе следующих принципов:

1) все предприятия должны хранить наличные день­ги, за исключением установленного лимита, в коммерческих банках;

2) банки устанавливают лимиты остатка наличных денег для предприятий;

3) обращение наличных денег служит объектом про­гнозного планирования;

4) управление денежным обращением осуществля­ется в централизованном порядке;

5) организация налично-денежного оборота имеет целью обеспечить устойчивость, эластичность и экономичность денежного обращения;

6)наличные деньги предприятия могут получать только в обслуживающих их учреждениях банков.

Порядок осуществления налично-денежного обра­щения на территории РФ регламентируется Положе­нием «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации». Согласно ему:

1)налично-денежное обращение осуществляется с помощью различных видов денег;

2) эмиссию и изъятие денег из обращения осуществляет ЦБ РФ;

3) ЦБ осуществляет регулирование налично-денежного обращения в РФ;

4) денежные расчеты между юридическими лицами осуществляются в безналичном порядке, и в не­которых случаях разрешен расчет наличными деньгами в установленных рамках;

5) для юридических лиц устанавливают лимит остат­ка наличных денег в кассах;

6) все средства сверх лимитов юридические лица обязаны сдавать в учреждения банка.

Налично-денежный оборот начинается в РКЦ. На­личные деньги переводятся из резервных фондов в оборотные кассы. Из оборотных касс наличные деньги направляются в операционные кассы коммерческих банков, большая часть наличных денег выдается банком клиентам - юридическим и физи­ческим лицам. Большая часть наличных денег пред­приятий передается населению в виде различных видов денежных доходов.

Население также использует наличные деньги для взаиморасчетов, но большая их часть расходуется на выплату налогов, квартплаты и коммунальных платежей, погашение ссуд, покупку товаров и опла­ту различных услуг, арендные платежи, уплату штра­фов и т. д.

Деньги поступают либо в операционные кассы коммерческих банков, либо в кассы предприятий. Для каждого предприятия устанавливаются лими­ты остатка наличных денег в их кассах, и все суммы, превышающие лимит, должны сдаваться в коммерческий банк. Для коммерческих банков так­же устанавливаются лимиты их оборотных касс, по­этому в сумме, превышающей лимит, они сдают наличные деньги в РКЦ. Последним также устанав­ливается лимит их оборотных касс, поэтому деньги в сумме, превышающей лимит, переводятся в ре­зервные фонды.

19.Безналичный денежный оборот и принципы его организации.

Безналичный оборот - это сумма платежей за определенный период времени, совершенных без использования наличных денег путем перечисления де­нежных средств по счетам клиентов в кредитных орга­низациях или взаимных расчетов. Данный оборот составляет значительную часть денежного оборота страны. Безналичный денежный оборот находит выражение в безналичных расчетах. Безналичные расче­ты имеют важное экономическое значение в ускоре­нии оборачиваемости средств, сокращении наличных денег в обращении, снижении издержек обращения.

Безналичные расчеты в хозяйстве организованы по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов организации безналичных расчетов, требований, предъявляемых к их органи­зации, определенных конкретными условиями хозяй­ствования, а также форм и способов расчетов и свя­занного с ними документооборота.

Принципы организации расчетов: 1. Расчеты осуществляются по банковским счетам, которые открываются клиентам для хранения и пере­вода средств. 2. Платежи со счетов должны осуществляться бан­ками по распоряжению их владельцев в порядке уста­новленной очередности платежей и пределах остат­ка средств на счете. 3. Свобода выбора субъектами рынка форм без­наличных расчетов и закрепления их в хозяйствен­ных договорах при невмешательстве банков в дого­ворные отношения. 4. Принцип срочности и платежа означает осуществ­ление расчетов строго исходя из сроков, предусмот­ренных в хозяйственных, кредитных, страховых дого­ворах, инструкциях Минфина РФ и т.д. 5. Принцип обеспеченности платежа тесно связан с предыдущим и предполагает для соблюдения сроч­ности платежа наличие у плательщика или его гаранта ликвидных средств, которые могут быть использова­ны для погашения обязательств перед получателем денежных средств.

Введение

Экономика любой страны не может обойтись без наличных денег. Опыт всех государств показывает, что независимо от уровня развития рыночной экономики и преобладания в денежно-кредитных системах инструментов безналичных расчетов, наличное денежное обращение продолжает занимать определенное место.

Наличный денежный оборот в России имеет следующие особенности:

Большой удельный вес наличных денег в объеме денежной массы (более 30%);

Значительный объем расчетов наличными деньгами, что позволяет уходить от налогообложения;

Слабый контроль со стороны кредитных институтов (в том числе со стороны обслуживающих организаций банков) за кассовой дисциплиной организаций;

Долларизация наличного оборота (использование в обращении иностранной валюты).

Несмотря на то, что по объему оборот наличных денег значительно меньше безналичного оборота, значение его в организации нормальных экономических отношений в хозяйстве велико. Именно в сфере налично-денежного оборота происходит окончательная реализация созданных в народном хозяйстве товаров и проверяется качество связи между общественным производством и личным потреблением. Вследствие таких причин, от состояния налично-денежного оборота во многом зависят нормальная циркуляция денег в хозяйстве, устойчивость их покупательной способности.

Наличные деньги являются важной составляющей денежной системы России, от которой в немалой степени зависит ее устойчивое функционирование. Реальных оснований предполагать, что значение денежной наличности в жизни российского общества в обозримом будущем может ослабнуть, не имеется. В этом и заключается актуальность темы работы.

Целью данной курсовой работы является раскрытие основных принципов организации и современного состояния наличного денежного оборота России. Объектом курсовой работы является наличный денежный оборот России.

1 Теоретические аспекты наличного денежного оборота и его организации

1.1 Сущность и структура наличного денежного оборота

С развитием товарного производства государство использовало объективную возможность и необходимость эмиссии денег с принудительным курсом для покрытия своих расходов.

Наличный денежный оборот является неотъемлемой частью денежного оборота в рамках национальной экономики. Он реализуется как постоянный кругооборот наличных денег в экономике. Объемы и скорость обращения, мотивация сделок с денежной наличностью всех участников денежного оборота отражают потребности общества в целом и отдельных его граждан. Наличный денежный оборот - это движение денег в наличной форме при продаже товаров, оказании услуг и осуществлении различных видов платежей.

Для расчетов наличными используются банкноты, выпускаемые центральным банком, который имеет монопольное право на их эмиссию.

Наличный денежный оборот определяется как часть денежного оборота, равная сумме всех платежей, совершенных в наличной форме за определенный период времени. Наличный денежный оборот во всех странах, независимо от уровня развития экономики, составляет меньшую часть денежного оборота, но имеет важное функциональное значение.

Только наличные деньги как законные платежные средства обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей на всей территории государства в любое время суток и в неограниченных объемах.

В сфере наличного денежного оборота происходит окончательная реализация произведенных товаров, работ и услуг, проверяется соответствие спроса и предложения. От состояния наличного денежного оборота во многом зависит покупательная способность национальной валюты.

Наличный денежный оборот представляет собой процесс непрерывного движения наличных денежных знаков, эмитированных центральным банком страны (банкнот и разменной монеты), в ходе которого денежные знаки прежде всего выполняют функции средства обращения и средства платежа.

Сфера использования налично-денежных платежей связана в основном с реализацией доходов населения. Наличными деньгами производятся расчеты предприятий, организаций и учреждений с населением, а также между отдельными гражданами на товарных и продуктовых рынках, частичные расчеты населения с финансово-кредитной системой, в ограниченных размерах платежи между предприятиями.

В странах с развитой рыночной экономикой и банковской системой доля расчетов наличными деньгами в совокупном денежном обороте не превышает 3 – 8 %. Это достигается в результате переводов заработной платы рабочих и служащих на счета в банках.

Структура наличного денежного оборота предполагает включение в него определенных денежных потоков между субъектами денежных отношений, или денежного оборота:

1) между системой центрального банка и системой коммерческих банков;

2) между коммерческими банками, между банками и их клиентами;

3) между организациями, между организациями и населением;

4) между отдельными гражданами.

Четыре укрупненных денежных потока позволяют проследить уровень и этапы организации наличного денежного оборота.

Первый поток фиксирует монополию центрального банка на выпуск наличных денег в обращение, связывая наличный денежный оборот с процессами снабжения банков денежной наличностью со стороны центрального банка и ее инкассации (получении) в центральном банке. Наличные деньги, эмитированные центральным банком, поступают либо непосредственно в операционные кассы коммерческих банков, либо в кассы организаций (прежде всего организаций торговли и организаций, оказывающих услуги населению).

Второй поток охватывает сферу инкассации денежной наличности от клиентов коммерческих банков и снабжение этих клиентов необходимой денежной наличностью. Данный денежный поток регулирует центральный банк с помощью установленных им правил. На их основе коммерческие банки совершают свои кассовые операции, связанные с денежной наличностью. Этот оборот обеспечивает получение и обслуживает расходование денежных доходов населения. Часть наличных денег банки могут передавать друг другу на платной основе, но большая часть денег выдается клиентам: либо в кассы организаций, либо непосредственно населению. Население также использует наличные деньги для взаиморасчетов, но большая их часть расходуется на выплату налогов, сборов, страховых платежей, коммунальных платежей, погашение ссуд, покупку товаров и оплату различных платных услуг, покупку ценных бумаг, лотерейных билетов, арендные платежи, уплату штрафов, пени и неустоек и т.д.

Третий поток реализует кассовое обслуживание населения через банки и организации. Наличный денежный оборот между организациями незначителен, так как основная часть расчетов совершается безналичным путем. Для каждой организации устанавливаются лимиты остатка наличных денег в кассе, и деньги, превышающие лимит, должны быть сданы в обслуживающий данную организацию коммерческий банк. Часть наличных денег, находящихся в кассах организаций, используется для расчетов между ними, но большая часть передается населению в виде различных денежных доходов (заработной платы, пенсий и пособий, стипендий, страховых возмещений, дивидендов, поступлений от продажи ценных бумаг и т.д.).

Четвертый поток появляется при использовании наличных денег, когда платеж осуществляется посредством простой передачи денежного знака получателю платежа. При этом для двух сторон сделки не требуются никакие технические средства. Не требуется также уведомлять третью сторону и получать ее подтверждение на право совершения сделки. Получатель платежа, кто бы он ни был, может немедленно потратить полученные деньги.

В современных условиях данный поток денежной наличности приводит к возникновению «теневого» оборота. Огромные суммы наличности, прежде всего в виде денежных купюр крупных номиналов, используются в «теневой» экономике для осуществления противоправных действий, ухода от налогообложения, а также в операциях с наркотиками и оружием, в игорном бизнесе, обслуживают деятельность преступных группировок и т.д. Вместе с тем практика показывает, что, несмотря на уязвимость наличных денег как средства платежа от подделок, процент подделок денежных знаков, выявляемых в процессе обработки поступившей из платежного оборота денежной наличности, незначителен.

Схема наличного денежного оборота в России может быть представлена следующим образом (Рисунок 1)


Рисунок 1 – Схема наличного денежного оборота (на примере России)

Из схемы видно, что наличный денежный оборот начинается в расчетно-кассовых центрах Центрального банка РФ. Наличные деньги переводятся из их резервных фондов в оборотные кассы, тем самым они поступают в обращение. Из оборотных касс РКЦ наличные деньги направляются в операционные кассы коммерческих банков. Часть этих денег обслуживает межбанковские расчеты, часть – направляется в качестве кредитов другим банкам, но большая часть наличных денег выдается клиентам – юридическим и физическим лицам (либо в кассы предприятий и организаций, либо непосредственно населению), обслуживаемым в данном коммерческом банке.

Часть наличных денег, находящихся в кассах предприятий и организаций, используется для расчетов между ними, но большая часть передается населению в виде различных видов денежных доходов (заработной платы, пенсий и пособий, стипендий, страховых возмещений, выплаты дивидендов, поступлений от продажи ценных бумаг и т.д.)

Население также использует наличные деньги для взаиморасчетов, но большая их часть расходуется на выплату налогов, сборов, страховых платежей, квартплаты и коммунальных платежей, погашение ссуд, покупку товаров и оплату различных платных услуг, покупку ценных бумаг, арендные платежи, уплату штрафов, пени и неустоек и т.д.

Правовое регулирование денежного обращения в РФ осуществляется на основе КРФ, ФЗ, актов Президента РФ, Правительства РФ, ЦБ РФ, Федеральной таможенной службы, международных соглашений и договоров РФ.

Денежной единицей в РФ является рубль (ст.75 КРФ). Введение и эмиссия других денег в РФ не допускается. Защита и обеспечение устойчивости рубля – основная функция ЦБ РФ, которую он осуществляет независимо от других органов.

На регулирование денежного обращения могут оказывать влияние ГД, СФ и Правительство РФ, на которое возложено проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики (ст.114 КРФ).

Денежное обращение (налично-денежный оборот) – оборот наличных денег – часть денежного оборота, равная сумме всех денежных платежей, совершенных в наличной форме (банкнотами и монетой) за определенный период времени, отражающая движение наличных денег как средства обращения и средство платежа.

Эмиссия денег закреплена как исключительная прерогатива Банка России (КРФ и ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)») – российские рубли являются банкнотами.

Эмиссия – выпуск денег, приводящий к увеличению денежной массы. Если ЦБ РФ через свои учреждения выпускает в обращение новые денежные знаки в обмен на старые, это эмиссия наличных денег (выпуск наличных банкнот или монеты в обращение взамен старых или снятие наличных в пределах кредитовых остатков по счетам кредитных учреждений в Банке России). Если ЦБ РФ выдает наличные деньги в порядке, установленном законодательством, в пределах кредитовых остатков по счетам клиентов, это может увеличить количество наличных денег в обращении (но такая операция приводит к равнозначному уменьшению кредитового остатка на счете соответствующего клиента (безналичных денег) – денежная масса не изменяется.

Изъятие денег из обращения производится при сдаче денежной наличности кредитными организациями в учреждения ЦБ РФ.

Совет директоров ЦБ РФ принимает решение о выпуске в обращение новых банкнот и монеты , об изъятии старых, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. На ЦБ РФ возложена функция прогнозирования изменения показателей денежной массы (количественных показателей наличных и безналичных денежных форм).

Обмен. Банкноты и монета Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца (ст.31-34 ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)». Не допускаются какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена. При обмене банкнот и монеты Банка России на денежные знаки нового образца срок изъятия банкнот и монеты из обращения не может быть менее 1 года, но не превышает 5 лет.

Банк России без ограничения обменивает ветхие и поврежденные банкноты. Совет директоров ЦБ РФ принимает решение о выпуске в обращение новых банкнот и монеты и об изъятии старых, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. Описание новых денежных знаков публикуется в СМИ. Решение по этим вопросам в порядке предварительной информации направляется в Правительство РФ.

Основные платежи, преобладающие среди наличных расчетов:

1) расчеты населения с предприятиями торговли и услуг, общественного питания;

2) заработная плата, выплачиваемая наемным работникам, выплата других денежных доходов и компенсаций;

3) внесение денег населением на счета в кредитных организациях и (или) снятие наличными средств со счетов;

4) выплата пенсий, пособий, стипендий, страховых выплат;

5) выдача кредитов кредитными организациями населению;

6) оплата ценных бумаг частным лицам и выплата дохода по ним;

7) платежи частных лиц за коммунальные и другие услуги;

8) уплата частными лицами налогов в бюджет, оплата штрафов.

Расчеты с участием физических лиц, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в наличной форме без ограничений или в безналичной форме (ст.861 ГК РФ). Прочие платежи должны производиться в безналичном порядке.

Организация денежного обращения возложена на ЦБ РФ, принципы организации денежного обращения изложены в Указе Президента РФ «О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения» (соответствующие нормы изложены в Положении ЦБ РФ «О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ».


Билет № 25

Федеральное казначейство: понятие, задачи, функции, полномочия.

Федеральное казначейство РФ (ФК РФ):

Постановление Правительства РФ «О Федеральном казначействе» от 01.12.2004

ФК (Казначейство России) федеральный орган исполнительной власти (федеральная служба), осуществляющий в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения фед. бюджета , кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами фед. бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств фед. бюджета.

ФК РФ – в ведении Минфина РФ. Его Задачи и функции:

· ведет учет операций по кассовому исполнению фед. бюджета;

· открывает в ЦБ и кредитных организациях счета по учету средств фед. бюджета и иных средств; устанавливает режимы счетов федерального бюджета;

· открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

· ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств фед. бюджета;

· ведет учет показателей сводной бюджетной росписи фед. бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений;

· составляет и представляет в Минфин оперативную информацию и отчетность об исполнении фед. бюджета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета РФ;

· осуществляет распределение доходов от уплаты фед. налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы РФ;

· осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами фед. бюджета;

· обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов;

Полномочия ФК РФ:

· запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам установленной сферы деятельности;

· давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

· организовывать проведение необходимых экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований в установленной сфере деятельности;

· создавать, реорганизовывать и ликвидировать территориальные органы ФК по согласованию с Министром финансов РФ;

· применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юр. лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;

Органы казначейства являются юридическими лицами, наделены специальной правосубъектностью для участия в гражданском обороте.

Федеральное казначейство подчиняется Министру финансов РФ, который в соответствии с Положением о Минфине РФ руководит деятельностью Федерального казначейства. Органы казначейства подчиняются начальнику Главного управления Федерального казначейства Минфина РФ.

Органы казначейства взаимодействуют с органами государственного управления субъектов РФ в процессе зачисления доходов и взаиморасчетов между бюджетами. Федеральное казначейство информирует законодательные и исполнительные органы государственной власти РФ о результатах исполнения федерального бюджета. Органы казначейства осуществляют контрольные функции во взаимодействии с органами исполнительной власти, налоговыми, правоохранительными органами и кредитными организациями. В определенных случаях органы казначейства предъявляют иски в суд и в арбитражный суд.