Национальный банк Швейцарии (НБШ, Swiss National Bank, SNB) начал свою работу, открыв представительства в пяти городах страны - Базеле, Берне, Женеве, Сант-Галлене и Цюрихе. В 1903 г. национальным советником правительства Шеррер-Фуллером был предложен законопроект о создании в Швейцарии своего центрального банка. Федеральный закон о Национальном банке был принят 6 октября 1905 г. и вступил в силу 16 января 1906 г. 20 июня 1907 г. В настоящее время представительства банка работают также в Лозанне, Лугано и Люцерне.
Согласно Федеральному закону о Национальном банке Швейцарии, центральный банк Швейцарии является акционерным обществом с особым статусом и регулируется специальными положениями федерального закона. 55% его акций принадлежат государственным учреждениям, остальные 45% торгуются на фондовом рынке и принадлежат частным лицам. Акционерный капитал Swiss National Bank составляет около 50 млн. швейцарских франков.
Правлением Национального банка Швейцарии и исполнительным органом является Совет управляющих . Правление отвечает за осуществление общей и стратегии управления активами банка.
Национальный банк Швейцарии как независимый центральный банк проводит денежную и валютную политику, которая служит общему интересу страны; он управляется при участии и под надзором Конфедерации. НБШ образует из своих доходов достаточные валютные резервы; часть этих резервов содержится в золоте. Чистая прибыль Национального банка Швейцарии не менее, чем на две трети поступает кантонам.
Национальный банк Швейцарии, его действия и монетарная политика оказывают большое влияние на активность CHF на валютном рынке Forex. Монетарная деятельность НБШ ориентируется на интересы страны в качестве крупного экспортера с мировым именем. Именно поэтому Центробанк ревностно настроен на поддержание национальной валюты на приемлемом курсе и делает для этого все необходимое. Для трейдеров это означает, что выступления глав Национального банка Швейцарии надо отслеживать пристально и корректировать свою торговлю в такие моменты.
SNB (Swiss National Bank) - центральный банк (ЦБ) Швейцарии, в отличие от большинства ЦБ не является государственным учреждением, хотя влияние государства на его политику очень велико. Согласно результатам референдума, проведенного в 1906 г., он организован как Акционерное общество, и в том же году был принят соответствующий закон. Свою деятельность SNB начал в 1907 г. Банк Швецарии работает в тесной кооперации и под общим руководством Правительства Швейцарской Конфедерации. Как и всякое акционерное общество, Банк выпускает акции, которые котируются на бирже. Акционерный капитал Банка Швецарии составляет около 50 млн. швейцарских франков. Владеть акциями Банка могут только граждане Швейцарии, Швейцарские компании и компании со штаб-квартирами в Швейцарии.
Швейцарский национальный банк проводит государственную монетарную политику, как независимый центральный банк. Поступая таким образом, он создает соответствующую обстановку (условия) для экономического роста. К этому его обязывают Конституция, статус и государственные интересы. Целью политики является ценовая стабильность, наряду с учетом экономической ситуации.
Основные функции Банка Швейцарии
1. Проведение кредитно-денежной политики с целью поддержания ценовой стабильности.
2. Осуществляет гарантированное предложение наличной валюты, обладает привилегиями печатания банкнот.
3. Управляет международными резервами (которые включают себя запасы золота, валют, инструменты международных платежей).
4. Обеспечение стабильности финансовой системы.
5. Обеспечение безналичных платежей.
6. Публикация статистической отчетности.
Расписание ежеквартальных пресс-конференций представителей Национального Банка Швейцарии на 2007 год:
15 марта, 14 июня, 13 сентября, 13 декабря.
Факультет
экономики, управления и права
Кафедра
финансов и кредита
Доклад
по дисциплине
«ОДЦБ» на тему:
«Швейцарский
Национальный Банк»
Выполнила:
студентка гр. ФК 33
Полшкова
Н. С.
Проверила: Кадеркаева А. Д.
ПЕНЗА – 2011
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… ………………….3
1. Краткая
история Банка Швейцарии………………… …………………………….3
2. Деятельность
Национального Банка Швейцарии………………………………...4
3. Стратегия
деятельности ШНБ в кризисный
период……………………………...7
4. Платежный
баланс Швейцарии…………………………………… ……………..10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… …………............11
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК……………………………………………….12
В
соответствии с Федеральным законом
«О Национальном банке» ШНБ обладает
единоличным правом выпуска национальной
валюты. Денежной единицей Швейцарии является
швейцарский франк, равный 100 сантимам.
В обращении находятся банкноты одной
серии следующих номиналов: 10,20, 50,100, 200,
500,1000 франков. Все банкноты имеют ярко
выраженное стилевое единство оформления:
нетрадиционное размещение рисунков,
которые рассматриваются при вертикальном
расположении листа.
Банк
обеспечивает экономику банкнотами
и монетой высокого качества и
надежности. Швейцарские банкноты,
помимо широко применяемых защитных средств,
имеют пока редко встречающиеся: микроперфорацию,
усложненный водяной знак, а также большое
количество голограмм. Новые банкноты
практически идентичны банкнотам выпуска
1995-1997 гг., за исключением того, что на малые
номиналы - 10, 20, 50 франков - нанесена
микроперфорацию, которая ранее на них
отсутствовала. В связи с этим из обращения
будут постепенно выводиться банкноты,
выпускавшиеся с 1995 г. Однако они продолжают
оставаться законным платежным средством.
Чеканка
монеты - прерогатива Конфедерации,
от имени которой Монетный двор Швейцарии,
расположенный в Берне, производит ее.
ШНБ через сеть своих отделений осуществляет
выпуск в обращение как банкнот, так и
монеты, выступая при этом в интересах
Конфедерации. Количество банкнот и монеты
в обращении регулируется потребностями
экономики. В зависимости от объемов наличных
платежей оно подвергается сезонным колебаниям:
возрастает в конце каждого месяца и достигает
пика в конце года.
В
2002 г. среднее количество банкнот
в обращении составило 35,1 млрд. швейцарских
франков, что на 6,4% больше, чем в 2001 г. Количество
монет в обращении не изменилось в 2002 г.
по сравнению с 2001 г. и составило 2,3 млрд.
швейцарских франков.
Содержание
регулирующей функции центрального
банка составляет выполнение практически
всех видов деятельности, кроме включаемых
в эмиссионную и информационно-аналитическую.
Сердцевина же регулирующей функции -
проведение денежно-кредитной политики.
ШНБ
сотрудничает с другими банками,
выступая в роли «банка банков», а также
с различными федеральными агентствами,
обладая компетенцией банка Конфедерации.
В качестве кредитора последней инстанции
он не играет большой роли, так как коммерческие
и другие банки предпочитают межбанковские
кредиты и заимствования на рынке ссудных
капиталов.
Как
и в России, Федеральный закон
«О Национальном банке» запрещает ему
предоставлять кредиты правительству
на покрытие дефицита федерального бюджета,
однако предусматривает бесплатное
оказание услуг Конфедерации в качестве
финансового агента государства. Так,
банк выполняет услуги по международным
расчетам, по платежам Конфедерации и
чеканке монет, по инкассации векселей
и чеков, по займам на рынке капитала, а
также по инвестированию активов и их
хранению.
Конфедерация
хранит свои ликвидные активы в форме
бессрочных вкладов или краткосрочных
депозитов в ШНБ. В случае нехватки ликвидных
средств это помогает Конфедерации воспользоваться
ими. По ее срочным депозитам банк начисляет
проценты по рыночным ставкам.
К активам ШНБ относятся: иностранная
валюта, золото, финансовые активы, выраженные
в швейцарских франках (ценные бумаги
и обязательства, полученные по операциям
РЕПО). Данные активы представляют собой
часть национального богатства Швейцарии
и выполняют важные функции монетарной
политики. Их соотношение зависит от направлений
и требований денежно-кредитной политики,
проводимой ШНБ.
Иностранные
резервы включают в себя преимущественно
валютные резервы и золотой запас,
которые ШНБ может использовать
для проведения международных расчетов.
В любое время банк в целях поддержания
внешней ценности национальной валюты
может продать валютные резервы за швейцарские
франки. Золотой запас гарантирует Швейцарии
возможность удовлетворения обязательств
перед иностранными государствами в случаях
острой необходимости.
ШНБ
отвечает за инвестирование валютных
резервов, а именно: золота, иностранной
валюты, международных платежных
инструментов. Валютные резервы обеспечивают
доверие к швейцарскому франку, служат
для предотвращения и преодоления
кризисных ситуаций и могут быть использованы
для интервенции на валютном рынке.
Вступление
в силу 1 мая 2000 г. Федерального закона
«О валюте и платежных инструментах»
изменило политику регулирования валютных
резервов Швейцарии, предоставило больше
свободы в их управлении, что играет важную
роль в проведении независимой денежно-кредитной
политики. Как выше сказано, были отменены
связь франка с золотом и его золотой паритет.
В этих условиях ШНБ поставил задачу сократить
вдвое свои золотые запасы (с 2590 т в конце
1999 г. до 1290 т) путем их постепенной продажи
по рыночным ценам в целях пополнения
валютных резервов.
Весной
2000 г. ШНБ начал продажу своих
золотых резервов. Согласно балансам
на конец 2001 г. они составили 28100,1 млн.
швейцарских франков, на конец 2002 г.
-25405,2, а на конец 2003 г. - 23217,3 млн. швейцарских
франков. Таким образом, за 2002 г. золотой
запас Швейцарии сократился примерно
на 10%, за 2003 г. - на 9%.
Согласно
Федеральному закону «О Национальном
банке», ШНБ может оперировать
своими активами, применяя различные инструменты.
Лимиты рисков устанавливаются ШНБ самостоятельно,
он же управляет активами в целях максимизации
прибыли. ШНБ инвестирует большую часть
своих денежных валютных резервов в надежные
и ликвидные ценные бумаги, меньшую долю
- в срочные депозиты в первоклассных
иностранных банках. Это позволяет в случае
необходимости продать их в короткие сроки
без каких-либо потерь. Указанный закон
предоставляет ШНБ возможность покупки
ликвидных рыночных долговых сертификатов
иностранных правительств, международных
организаций и иностранных банков. Одной
из основных обязанностей ШНБ является
поддержание эффективного функционирования
платежной системы страны. Наряду с другими
банками и почтовой службой, он относится
к основным институциональным операторам
платежной системы Швейцарии. ШНБ предоставляет
услуги по проведению межбанковских расчетов
посредством электронной швейцарской
межбанковской клиринговой системы. Это
главная платежная система Швейцарии,
осуществляющая практически все межбанковские
клиринговые расчеты. Управляет данной
системой акционерное общество «Швейцарский
межбанковский клиринг» в интересах ШНБ.
Стабильность финансовой системы в первую
очередь обеспечивается эффективным надзором
за банковской деятельностью. Он относится
к компетенции Федеральной комиссии банков
Швейцарии, являющейся независимой структурой.
Надзорная деятельность комиссии распространяется
также на финансовые рынки, инвестиционные
фонды, биржи, фондовых дилеров, а согласно
другому закону, принятому в 2004 г., - и
на страховые организации. Ее решения
обязательны к исполнению, хотя клиенты
и кредиторы банка могут обжаловать их
в федеральном суде. Важное место в деятельности
швейцарских банков занимает борьба с
легализацией доходов, полученных преступным
путем. Согласно проведенным исследованиям
каждый сотрудник банка тратит пятую часть
своего рабочего времени на выполнение
соответствующих инструкций по противодействию
отмыванию денег. В 2002 г. расходы на эти
цели составили 4% общих расходов швейцарских
банков, а у небольших банков достигли
9,8%. Тем не менее поставлена задача ужесточения
надзора за злоупотреблениями в финансовом
секторе.
ШНБ
накапливает и обрабатывает статистическую
информацию по банковскому сектору
в различных целях, включая составление
платежного баланса Швейцарии. В этом
проявляется информационно- исследовательская
и аналитическая функция банка.
3. СТРАТЕГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШНБ В КРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД
Обострение
международного финансового кризиса
в сентябре 2008 года потребовало серьезного
вмешательства со стороны правительства
Швейцарии.
Исходя
из резкого обострения ситуации на
международном финансовом рынке
и начавшейся в стране экономической
рецессии, правительство страны определило
три основных направления действий для
стабилизации ситуации:
1)
финансово-политические меры,
2)
меры по стимулированию экономического
роста,
3)
политика по активизации внешнеэкономической
деятельности.
Начиная
с октября 2008 г., Федеральный совет
(правительство) Швейцарии и Швейцарский
национальный банк (Центробанк) начали
проводить активную политику по поддержанию
благоприятной конъюнктуры в стране в
условиях мирового экономического кризиса.
Первым
шагом в антикризисных мерах
швейцарского правительства стала
экстренная финансовая помощь именно
банку «Ю-Би-Эс», который как крупнейший
в стране банк является базисным институтом
всей банковской системы страны. Разорение
в сентябре прошлого года одного из крупнейших
американских инвестиционных банков «Леман
Бразерс» и начавшийся резкий спад котировок
на фондовых биржах мира потребовали срочных
действий со стороны швейцарского правительства,
поскольку в противном случае коллапс
швейцарской банковско-финансовой системы
мог вызвать серьезные и долговременные
последствия как для национальной экономики
и социальной сферы в стране, так и для
международного положения нейтральной
Швейцарии.
Федеральный
совет (правительство) Швейцарской
Конфедерации 16 октября 2008 г. совместно
со Швейцарским национальным банком приняли
решение о создании фонда в размере 60 млрд.
дол. США в поддержку банка «Ю-Би-Эс». Эти
средства предназначены для выкупа неликвидных
активов банка, размещенных прежде всего
на американском ипотечном рынке. В эту
сумму также вошел непосредственный вклад
правительства в 6 млрд. швейцарских франков
в увеличение капитала банка. Выпушенные
на эту сумму облигации банка позднее
будут конвертированы в акции банка, которые
правительство намерено в дальнейшем
продавать частным инвесторам.
Одновременно
банк «Кредит Суисс» отказался от
прямой правительственной помощи, но
решил привлечь к своей рекапитализации
частных инвесторов. Капитал банка в октябре
прошлого года был увеличен на 10 миллиардов
швейцарских франков. При этом доля катарского
холдинга Qatar Holding LLC. составила примерно
3,2 миллиарда швейцарских франков.
Принятые
меры по финансовому оздоровлению сняли
остроту ситуации на швейцарском финансовом
рынке, но не решили проблему полностью.
Оба крупнейших банка страны закончили
2008 г. с большими убытками, приступили
к сокращению своих работников, приняли
программы по экономии расходов. Главные
менеджеры двух банков открыто отказались
от бонусов по итогам 2008 года.
Швейцарский
национальный банк, со своей стороны,
в целях преодоления последствий
кризисных явлений для Швейцарской
экономики, начиная с октября 2008 г. начал
смягчать денежно-кредитную политику.
Целевой диапазон трехмесячной ставки
«либор» был снижен в три этапа с 3%-2,5% до
0,5%-1%. А 12 марта 2009 г. базовая процентная
ставка была понижена еще на 0,25 п.п. В условиях
нарастания экономической рецессии в
стране Швейцарский национальный банк
приступил 12 марта 2009 г. к масштабным интервенциям
на международном валютном рынке с целью
девальвирования швейцарского франка,
что должно по идее привести к росту конкурентоспособности
национальных экспортеров и, соответственно,
к стимулированию внутреннего производства.
Однако эффект валютных интервенций Швейцарского
национального банка может оказаться
недостаточным для решения этой задачи.
В
середине ноября 2008 г. швейцарское правительство
приняло пакет мер, направленных
на поддержание уровня занятости и загрузки
предприятий в стране в условиях международного
конъюнктурного кризиса. На эти цели было
запланировано направить до 1,5 млрд. шв.
франков. При этом правительство исходило
из того, что на тот момент мировой финансовый
и экономический кризис не столь сильно
затронул экономику Швейцарии, как экономики
других развитых стран.
Решая
вопрос о симулировании инвестиционного
процесса в стране, швейцарское правительство
руководствуется положениями Закона
«О бюджете», в соответствии с которым
правительство должно планировать государственные
расходы, исходя из предполагаемых доходов
с учетом конъюнктурных факторов, при
этом расходы бюджета должны равняться
доходам в долгосрочной перспективе. В
результате правительство, согласно существующим
прогнозным оценкам, может увеличить расходы
бюджета страны в 2009 г. почти на 1 млрд.
шв. франков (примерно 650 млн. евро). Реализация
правительственных антикризисных мер
была разделена на три фазы.
Первая
фаза начала действовать с 1 января
2009 г. На этом этапе расходы бюджета были
увеличены на 350 млн. шв. франков. Из них
205 млн. шв. франков направлены на увеличение
финансирования уже реализующихся государственных
проектов в сфере транспорта, образования,
сельского хозяйства и обороны (финансирование
было ранее урезано); 66 млн. шв. франков
– на проекты по защите от паводков и стихийных
бедствий; 45 млн. шв. франков – на поддержание
жилищного строительства, прежде всего
энергетическую и другую реконструкцию
зданий, что должно привлечь до 400 млн.
шв. франков дополнительных частных инвестиций;
20 млн. шв. франков – на программы реконструкции
государственных общественных зданий
и 5 млн. шв. франков – на увеличение финансирования
программ поддержки экспорта.
Кроме
того, косвенной правительственной
мерой стимулирования экономического
роста стало принятие решения возвратить,
начиная с 1 января 2009 г., 650 предприятиям
так называемых «резервов трудоустройства»,
что дополнительно дает в производство
550 млн. шв. франков для реализации инвестиционных
проектов. Указанные резервы добровольно
перечислялись предприятиями на специальные
счета, и должны были быть использованы
для поддержания необходимого уровня
занятости и работоспособности предприятия
в случае неблагоприятных конъюнктурных
изменений. При этом сумма отчислений
вычиталась из налогооблагаемой базы
предприятия. Данная форма налоговых льгот
была отменена проведенной в первом полугодии
2008 г. налоговой реформой.
Второй
пакет антикризисных мер был
принят с учетом дальнейшего ухудшения
экономической ситуации в стране в начале
2009 г. Правительство своим решением от
11 февраля 2009 г. утвердило второй транш
антикризисного финансирования, который
предусматривает дальнейшее увеличение
государственных расходов на 700 млн. шв.
франков. Из них 530 млн. шв. франков планируется
направить на финансирование инфраструктурных
проектов. Кроме того, с целью предотвращения
волны возможных увольнений на швейцарских
предприятий планируется увеличить максимальный
срок господдержки работников при неполной
занятости с 12 до 18 месяцев.
Третья
фаза антикризисных мер находится
еще на стадии проработки. Она направлена
на поддержание уровня частного потребления
за счет снижения налогового бремени.
Главная цель при этом – стимулировать
внутренний спрос. Реформа системы налогообложения
должна принести домашним хозяйствам
Швейцарии дополнительно около 1,2 – 1,3
млрд. шв. франков. Эти предложения швейцарского
правительства получили одобрение со
стороны миссии МВФ, которая посетила
Швейцарию с 25 февраля по 9 марта 2009 г.с
целью составления ежегодного доклада
по швейцарской экономике. В случае, если
изменения в законодательства страны
достаточно быстро получат одобрение
парламента Швейцарии, эффект от применения
данных мер должен быть получен в 2010-2011
гг. По оценкам швейцарского правительства,
сложившаяся к настоящему моменту ситуация
не требует немедленной реализации данных
мер. Но нельзя исключать того, что при
ухудшении экономического положения в
стране потребуются дополнительные стимулы
для оживления национальной экономики.
4. ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС ШВЕЙЦАРИИ
Данные платежного баланса Швейцарии представлены в таблице:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Швейцарский
национальный банк, как уже отмечалось,
представляет собой акционерное общество,
что редко встречается в мировой практике.
В современных условиях в большинстве
стран центральные банки являются государственными
даже в тех случаях, когда формально не
принадлежат государству. Что касается
Банка России, то его организационно-правовая
форма не определена, впрочем, как и в некоторых
других странах.
Акционерный
капитал ШНБ составляет 50 млн. швейцарских
франков (около 38 млн. долл. США). Он разделен
на 100 000 акций номинальной стоимостью
500 франков каждая, однако, согласно Федеральному
закону «О Национальном банке», только
половина капитала оплачена полностью.
Все акции - именные и котируются на Швейцарской
фондовой бирже. Право владения акциями
предоставлено только швейцарским гражданам,
публичным корпорациям, полным и коммандитным
товариществам, а также юридическим лицам,
чьи органы управления расположены в Швейцарии.
Около 55% акционерного капитала находится
в руках кантонов и кантональных банков,
что отражает особенности конфедеративного
политического устройства страны. Оставшиеся
акции большей частью принадлежат частным
лицам. Федеральное правительство не владеет
акциями. Между тем во многих странах,
например в Великобритании, Франции, ФРГ,
Канаде, России и др., уставный капитал
центральных банков - исключительно государственная
собственность. Согласно ФЗ «О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)»,
его уставный капитал является федеральной
собственностью и составляет 3 млрд руб.
(около 100 млн. долл. США).
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Национальный банк Швейцарии – Schweizerische Nationalbank (SNB) – Swiss National Bank
Banque Nationale Suisse
Banca Nazionale Svizzera
Banca Naziunala Svizra
Национальная валюта (ISO 4217): швейцарский франк (CHF)
Адреса головных офисов и контакты:
Bundesplatz 1, 3003 Berne
Тел: +41 31 327 02 11
Факс: +41 31 327 02 21
Borsenstrasse 15
Тел: +41 44 631 31 11
Факс: +41 44 631 39 11
В 1903 г. национальным советником правительства Шеррер-Фуллером был предложен законопроект о создании в Швейцарии своего центрального банка. Федеральный закон о Национальном банке был принят 6 октября 1905 г. и вступил в силу 16 января 1906 г. 20 июня 1907 г. Национальный банк Швейцарии начал свою работу, открыв представительства в пяти городах страны – Базеле, Берне, Женеве, Сант-Галлене и Цюрихе. В настоящее время представительства банка работают также в Лозанне, Лугано и Люцерне.
Банк наделен особым статусом акционерного общества и регулируется специальными положениями федерального закона. 55% его акций принадлежат государственным учреждениям, остальные 45% торгуются на фондовом рынке и принадлежат частным лицам.
Правлением Национального банка Швейцарии и исполнительным органом является Совет управляющих. Правление отвечает за осуществление общей денежно-кредитной политики и стратегии управления активами банка.
Совет банка осуществляет надзор и контроль ведения бизнеса всего Национального банка Швейцарии.
Помимо президента и вице-президента в состав Совета входят еще девять членов.
Филипп М. Хильдебрэнд , Председатель правления банка
Профессиональную деятельность начал в1994 г. на Всемирном экономическом форуме в Женеве.
С1995 г. работал в Moore Capital Management в Лондоне и Нью-Йорке. В2000 г. – директор по инвестициям в банке Vontobel Цюриха. В 2001 – 2003 гг. занимал должность директора по инвестициям и был членом исполнительного совета Union Bancaire Privee в Женеве.
В июле2003 г. назначен в Правление Национального банка Швейцарии и принял руководство департаментом по финансовым рынкам, банковским операциям, информационным технологиям. С 1 мая2007 г. избран заместителем председателя Правления банка в Берне и главой департамента, отвечающего за финансы, наличные средства, финансовые системы и безопасность. С 1 января2010 г. назначен на должность председателя Правления банка в Цюрихе и руководителем департамента по экономическим вопросам, международным отношениям, правовому и имущественному обслуживанию.
Является членом совета директоров Банка международных расчетов в Базеле, представляет Швейцарию в Руководящем комитете и на Пленарном заседании Совета по финансовой стабильности (FSB). В 2006 – 2007 гг. был председателем депутатов Группы десяти (G10), с2008 г. – членом Группы тридцати (G30).
Томас Дж. Джордан , Заместитель председателя правления банка
Родился в г. Бьен, Швейцария в 1963 году.
Работу в Национальном банке Швейцарии начал в1997 г. в качестве экономического советника в Цюрихе. Через два года был назначен помощником директора Отдела экономических исследований, который возглавил в2002 г. В2004 г. выдвинут кандидатом в члены Правления и возглавил отдел III-го подразделения, отвечающий за управление активами, рисками и анализ финансового рынка. В мае2007 г. назначен членом Правления и управляющим департамента финансовых рынков, банковских операций и IT. В январе2010 г. избран заместителем председателя Правления и управляющим департамента финансовой стабильности, наличных средств, финансов и рисков в Берне.
Занимает пост председателя совета директоров Стабилизационного фонда и Central Bank Counterfeit Deterrence Group G10. Представляет Швейцарию в Рабочей группе OECD №3 и в банке Комитета международного урегулирования глобальной финансовой системы. Имеет степень доктора экономики и является почетным профессором Университета Берна. Автор многочисленных статей по теории денег и политики в ведущих международных журналах.
Хансуэли Рагенбасс , Президент совета банка
Родился в1948 г. в г. Кессвиль, Швейцария.
С 1991 – 2003 гг. занимал пост Национального советника правительства Швейцарии, являлся членом Делегации финансов, Финансового комитета, Комитета по экономическим вопросам и налогам.
Председатель совета Организации здравоохранения SWICA и Winterthur. Заместитель председателя советов Internationale Treuhand AG и Remaco Merger AG в Базеле. Член совета BFW Liegenschaften AG, Фрауэнфельд.
Имеет степень доктора экономических наук Университета Санкт-Галлена с1974 г., швейцарский федеральный диплом “Специалист по вопросам налогообложения”.
Президент совета Национального банка Швейцарии с2002 г., в очередной раз был переизбран в2008 г.
За время существования банка с1906 г. на посту его Президентов сменилось 12 руководителей:
Деятельность любого банка определяется возложенными на него функциями. Типичными функциями центрального банка являются эмиссионная, регулирующая, информационно-аналитическая. Рассмотрим их применительно к Швейцарскому национальному банку.
В соответствии с Федеральным законом «О Национальном банке» ШНБ обладает единоличным правом выпуска национальной валюты. Денежной единицей Швейцарии является швейцарский франк, равный 100 сантимам. В обращении находятся банкноты одной серии следующих номиналов: 10,20, 50,100, 200, 500,1000 франков . Все банкноты имеют ярко выраженное стилевое единство оформления: нетрадиционное размещение рисунков, которые рассматриваются при вертикальном расположении листа.
Банк обеспечивает экономику банкнотами и монетой высокого качества и надежности. Швейцарские банкноты, помимо широко применяемых защитных средств, имеют пока редко встречающиеся: микроперфорацию, усложненный водяной знак, а также большое количество голограмм. Новые банкноты практически идентичны банкнотам выпуска 1995-1997 гг., за исключением того, что на малые номиналы -- 10, 20, 50 франков -- нанесена микроперфорацию, которая ранее на них отсутствовала. В связи с этим из обращения будут постепенно выводиться банкноты, выпускавшиеся с 1995 г. Однако они продолжают оставаться законным платежным средством .
Чеканка монеты -- прерогатива Конфедерации, от имени которой Монетный двор Швейцарии, расположенный в Берне, производит ее. ШНБ через сеть своих отделений осуществляет выпуск в обращение как банкнот, так и монеты, выступая при этом в интересах Конфедерации. Количество банкнот и монеты в обращении регулируется потребностями экономики. В зависимости от объемов наличных платежей оно подвергается сезонным колебаниям: возрастает в конце каждого месяца и достигает пика в конце года.
В 2002 г. среднее количество банкнот в обращении составило 35,1 млрд. швейцарских франков, что на 6,4% больше, чем в 2001 г. Количество монет в обращении не изменилось в 2002 г. по сравнению с 2001 г. и составило 2,3 млрд. швейцарских франков .
ШНБ сотрудничает с другими банками, выступая в роли «банка банков», а также с различными федеральными агентствами, обладая компетенцией банка Конфедерации. В качестве кредитора последней инстанции он не играет большой роли, так как коммерческие и другие банки предпочитают межбанковские кредиты и заимствования на рынке ссудных капиталов.
Как и в России, Федеральный закон «О Национальном банке» запрещает ему предоставлять кредиты правительству на покрытие дефицита федерального бюджета, однако предусматривает бесплатное оказание услуг Конфедерации в качестве финансового агента государства. Так, банк выполняет услуги по международным расчетам, по платежам Конфедерации и чеканке монет, по инкассации векселей и чеков, по займам на рынке капитала, а также по инвестированию активов и их хранению.
Конфедерация хранит свои ликвидные активы в форме бессрочных вкладов или краткосрочных депозитов в ШНБ. В случае нехватки ликвидных средств это помогает Конфедерации воспользоваться ими. По ее срочным депозитам банк начисляет проценты по рыночным ставкам.
К активам ШНБ относятся: иностранная валюта, золото, финансовые активы, выраженные в швейцарских франках (ценные бумаги и обязательства, полученные по операциям РЕПО). Данные активы представляют собой часть национального богатства Швейцарии и выполняют важные функции монетарной политики. Их соотношение зависит от направлений и требований денежно-кредитной политики, проводимой ШНБ.
Иностранные резервы включают в себя преимущественно валютные резервы и золотой запас, которые ШНБ может использовать для проведения международных расчетов. В любое время банк в целях поддержания внешней ценности национальной валюты может продать валютные резервы за швейцарские франки. Золотой запас гарантирует Швейцарии возможность удовлетворения обязательств перед иностранными государствами в случаях острой необходимости.
ШНБ отвечает за инвестирование валютных резервов, а именно: золота, иностранной валюты, международных платежных инструментов. Валютные резервы обеспечивают доверие к швейцарскому франку, служат для предотвращения и преодоления кризисных ситуаций и могут быть использованы для интервенции на валютном рынке.
Вступление в силу 1 мая 2000 г. Федерального закона «О валюте и платежных инструментах» изменило политику регулирования валютных резервов Швейцарии, предоставило больше свободы в их управлении, что играет важную роль в проведении независимой денежно-кредитной политики. Как выше сказано, были отменены связь франка с золотом и его золотой паритет. В этих условиях ШНБ поставил задачу сократить вдвое свои золотые запасы (с 2590 т в конце 1999 г. до 1290 т) путем их постепенной продажи по рыночным ценам в целях пополнения валютных резервов .
Весной 2000 г. ШНБ начал продажу своих золотых резервов. Согласно балансам на конец 2001 г. они составили 28100,1 млн. швейцарских франков, на конец 2002 г. -25405,2, а на конец 2003 г. - 23217,3 млн. швейцарских франков. Таким образом, за 2002 г. золотой запас Швейцарии сократился примерно на 10%, за 2003 г. - на 9% .
Согласно Федеральному закону «О Национальном банке», ШНБ может оперировать своими активами, применяя различные инструменты. Лимиты рисков устанавливаются ШНБ самостоятельно, он же управляет активами в целях максимизации прибыли. ШНБ инвестирует большую часть своих денежных валютных резервов в надежные и ликвидные ценные бумаги, меньшую долю -- в срочные депозиты в первоклассных иностранных банках. Это позволяет в случае необходимости продать их в короткие сроки без каких-либо потерь. Указанный закон предоставляет ШНБ возможность покупки ликвидных рыночных долговых сертификатов иностранных правительств, международных организаций и иностранных банков. Одной из основных обязанностей ШНБ является поддержание эффективного функционирования платежной системы страны. Наряду с другими банками и почтовой службой, он относится к основным институциональным операторам платежной системы Швейцарии. ШНБ предоставляет услуги по проведению межбанковских расчетов посредством электронной швейцарской межбанковской клиринговой системы. Это главная платежная система Швейцарии, осуществляющая практически все межбанковские клиринговые расчеты. Управляет данной системой акционерное общество «Швейцарский межбанковский клиринг» в интересах ШНБ. Стабильность финансовой системы в первую очередь обеспечивается эффективным надзором за банковской деятельностью. Он относится к компетенции Федеральной комиссии банков Швейцарии, являющейся независимой структурой. Надзорная деятельность комиссии распространяется также на финансовые рынки, инвестиционные фонды, биржи, фондовых дилеров, а согласно другому закону, принятому в 2004 г., -- и на страховые организации. Ее решения обязательны к исполнению, хотя клиенты и кредиторы банка могут обжаловать их в федеральном суде. Важное место в деятельности швейцарских банков занимает борьба с легализацией доходов, полученных преступным путем. Согласно проведенным исследованиям каждый сотрудник банка тратит пятую часть своего рабочего времени на выполнение соответствующих инструкций по противодействию отмыванию денег. В 2002 г. расходы на эти цели составили 4% общих расходов швейцарских банков, а у небольших банков достигли 9,8%. Тем не менее поставлена задача ужесточения надзора за злоупотреблениями в финансовом секторе .
ШНБ накапливает и обрабатывает статистическую информацию по банковскому сектору в различных целях, включая составление платежного баланса Швейцарии. В этом проявляется информационно-исследовательская и аналитическая функция банка.