В своей деятельности Управление социальной защиты руководствуется Законом Красноярского края "О социальной поддержке граждан, проживающих в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края" Закон Красноярского края от 18.12.2008 №7-2660 "О социальной поддержке граждан, проживающих в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края" // Консультант Плюс. Красноярский край..
Закон направлен на сохранение уровня социальной поддержки граждан, проживающих в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе, достигнутого до образования нового субъекта Российской Федерации - Красноярского края.
Закон устанавливает гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в районе Крайнего Севера с экстремальными природно-климатическими, географическими, социально-экономическими и медико-биологическими условиями, а также меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в муниципальном районе.
Закон предусматривает следующие виды социальной поддержки граждан Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района:
· гарантии прав на отдых;
· гарантии, связанные с переездом;
· гарантии медицинского обслуживания;
· меры социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
· дополнительные меры социальной поддержки в образовании;
· меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в муниципальном районе;
· дополнительные меры социальной защиты отдельных групп граждан, проживающих в муниципальном районе, за особые заслуги перед муниципальным районом;
· меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, поселках городского типа;
· субсидии, предоставляемые гражданам с учетом их доходов, и региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи;
· дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в муниципальном районе;
· гарантии прав коренных малочисленных народов Севера.
Гарантии и компенсации, меры социальной поддержки, устанавливаемые настоящим Законом, являются расходными обязательствами Красноярского края и финансируются за счет средств краевого бюджета.
На сегодняшний в деятельности Управления социальной защиты населения Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района приоритетным направлением социальной политики является социальная поддержка пожилых, инвалидов и семей с детьми. С 2005 года осуществлен перевод натуральных льгот (кроме льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг), в денежную форму. С 2006 года субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются в форме персонифицированной выплаты получателю.
Деятельность системы социальной защиты населения направлена на поддержание приемлемого уровня и качества жизни малообеспеченных и малоимущих жителей, смягчение отрицательного влияния социально-экономической нестабильности на их жизнедеятельность Комплексная Программа социально-экономического развития Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района на 2008 - 2017 годы. Разработана во исполнение Постановления Главы муниципального района от 18.01. 2007 № 03 «О разработке комплексной программы «Социально-экономическое развитие Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района на 2008- 2017 годы» // Консультант Плюс. Красноярский край..
Анализ отчетов Управления социальной защиты за 2010 год показывают, что на 01.01.2011 года численность социально незащищенных граждан составляла 12,3 тыс. человек или 31,5% от общей численности населения муниципального района, из них:
§ пенсионеров - 8,6 тыс. человек, или 22,0% от общей численности населения (из них по старости - 6,0 тыс. человек);
§ инвалидов - 1,7 тыс. человек, или 4,5% населения (из них детей-инвалидов - 0,213 тыс. человек);
§ многодетных семей - 0,559 тыс.ед.
На территории муниципального района функционируют 4 учреждения социальной защиты:
§ предприятие стационарного социального обслуживания престарелых и инвалидов на 29 мест;
§ учреждение для детей, нуждающихся в социальной реабилитации и оказавшихся в социально опасном положении на 20 мест;
§ учреждение по работе с инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов;
§ учреждение общего профиля, работающего с гражданами, нуждающимися в надомном социальном обслуживании, а также оказавшимися в трудной жизненной ситуации на 18 мест.
Социальными учреждениями за 2010 год обслужено около 11 тысяч человек. На надомном социальном обслуживании находятся 0,201 тыс. человек (рост к 2009 г. - 17,54%), в т.ч. на селе 0,075 тыс. человек.
Социальную поддержку за счет бюджетных средств получают более 30% населения, имеют доход ниже прожиточного минимума более 20% населения, из них 42% составляют лица трудоспособного возраста. По отношению к январю 2009 года количество получателей социальной поддержки возросло на 8,8%, что, несомненно, связано с наиболее полным охватом граждан денежными формами социальной поддержки.
В 2009 году отмечается опережающий рост пенсионного обеспечения по отношению к росту величины прожиточного минимума на душу населения, установленной на территории. Тем не менее, социальная поддержка малообеспеченного населения из числа пожилых и инвалидов является для них существенной и составляет до 50% дохода пенсионера, т.к. средний размер пенсии по Таймырскому Долгано-Ненецкому муниципальному району составляет 13622,41 рублей и обеспечивает 59,56% величины прожиточного минимума, установленного на душу населения.
Социальной поддержке семей с детьми уделяется особое внимание. Так с 2009 года размер ежемесячно выплачиваемого малообеспеченной семье пособия установлен 360 рублей. В настоящее время 3,7 тыс. детей, проживают в малообеспеченных семьях, в сравнении с 2008 годом численность получателей детских пособий снизилась на 17,2%. Многодетным семьям предоставляются дополнительная социальная поддержка в виде денежных выплат, льгот по оплате услуг дошкольных учреждений.
Важное место в системе социальной защиты населения занимают социальные услуги, предоставляемые учреждениями социального обслуживания населения.
Основная цель социальной защиты населения на сегодня - обеспечение социальных гарантий, доступности социальных услуг, предоставляемых социально-незащищенным категориям населения муниципального района, внедрение новых технологий обслуживания и улучшение их качества, повышение эффективности социальной помощи населению за счет усиления её адресности.
Для достижения поставленной цели комплексная программа предусматривает реализацию следующих мероприятий Комплексная Программа социально-экономического развития Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района на 2008 - 2017 годы. Разработана во исполнение Постановления Главы муниципального района от 18.01. 2007 № 03 «О разработке комплексной программы «Социально-экономическое развитие Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района на 2008- 2017 годы» // Консультант Плюс. Красноярский край.:
§ внедрение новых форм социального обслуживания населения;
§ укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания;
§ повышение квалификации кадров;
§ создание и использование единых информационных банков данных о гражданах (семьях), нуждающихся в социальной поддержке.
Одним из важнейших направлений в области социальной защиты населения является работа с несовершеннолетними. С целью анализа деятельности Управления в данной сфере, а также с целью выявления проблем в области социальной защиты несовершеннолетних, проживающих на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района нами был организован опрос среди сотрудников Управления социальной защиты. В опросе приняли участие 20 специалистов Управления.
Результаты опроса, а также графические данные, представлены ниже.
По мнению опрошенных, приоритетные задачами государства в социальной защите населения сегодня являются:
Снижение социальной напряженности в обществе - 20 (100%);
Оказание социальной помощи семьям, отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию - 18 (90%);
Адаптация населения к новым социально-экономическим условиям - 0 (0%);
Социальная реабилитация граждан, в том числе несовершеннолетних, являющихся инвалидами - 12 (60%);
Создание благоприятных условий для людей, нуждающихся в стационарном социальном обслуживании, а также во временном приюте - 17 (85%);
Защита прав и интересов детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, профилактика правонарушений среди несовершеннолетних - 20 (100%).
Рис.1.
Наиболее значимыми направлениями в области социальной защиты населения, согласно данным опроса, сегодня являются: снижение социальной напряженности в обществе, защита прав и интересов детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, профилактика правонарушений среди несовершеннолетних. Их отметили 100% респондентов.
Опрошенные считают, что в работе с детьми, деятельность органов социальной защиты населения, в первую очередь должна быть направлена на:
Сохранение их здоровья - 5 (25%);
Обеспечение материального благополучия - 20 (100%);
Обеспечение свободного доступного образования, дошкольного и школьного воспитания - 0 (0%);
Обеспечение гармоничного духовно-нравственного развития, реализацию способностей детей - 0 (0%).
Рис.2.
По мнению большинства опрошенных, основная задача органов социальной защиты в работе с несовершеннолетними - обеспечение их материального благополучия. 25% опрошенных, считают, что задачей органов социальной защиты является и сохранение здоровья детей. Вероятно, здесь имеются в виду меры по медицинскому страхованию либо оздоровление детей в специализированных санаторно-курортных учреждениях. Обеспечение свободного доступного образования, дошкольного и школьного воспитания и обеспечение гармоничного духовно-нравственного развития, реализацию способностей детей не являются функциями органов социальной защиты. Эти вопросы входят в введение Управления образования и культуры.
Респонденты отметили в предложенном им списке категории детей, с которыми работает Управление социальной защиты:
Дети-сироты - 20 (100%);
Дети из малообеспеченных семей - 20 (100%);
Дети из неблагополучных семей - 20 (100%);
Дети из многодетных семей - 20 (100%);
Дети-инвалиды - 20 (100%);
Дети, оставшиеся без надзора - 20 (100%);
Дети, находящиеся в тюремном заключении и освободившиеся из мест лишения свободы - 2 (10%).
Рис. 3.
Из предложенного списка опрошенные специалисты Управления социальной защиты населения указали практически все категории детей: дети-сироты, дети из малообеспеченных семей, дети из неблагополучных семей, дети из многодетных семей, дети-инвалиды, дети, оставшиеся без надзора. Данные категории были отмечены всеми опрошенными. Категория детей, находящихся в тюремном заключении и освободившихся из мест лишения свободы была указана 10% респондентов. Это объясняется тем, что работа с детьми, находящимися в тюремном заключении и освободившимися из мест лишения свободы Управлением не ведется, однако, при их освобождении из мест заключения, Управление социальной защиты оказывает им определенное содействие совместно с органами опеки и правоохранительными органами. Основные направления работы Управления по социальной защите несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении:
Выявление и анализ причин семейного неблагополучия - 0 (0%);
Взаимодействие различных организаций и учреждений муниципального района, обеспечивающих выявление семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении - 20 (100%);
Организация работы с детьми и их семьями - 0 (0%).
Как показывают ответы опрошенных, Управление социальной защиты населения не занимается выявлением и анализом причин семейного неблагополучия (как правило, эти функции осуществляются правоохранительными органами), не занимается организацией работы с детьми и их семьями (как правило, такие мероприятия в муниципальном районе осуществляют учреждения образовательные и культурные учреждения). Однако Управление социальной защиты оказывает посильную помощь организациям и учреждениям муниципального района, которые обеспечивают выявление семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
Рис. 4.
По мнению опрошенных, наиболее перспективными направлениями работы сегодня являются:
Социальная поддержка беременных женщин - 12 (60%);
Социальная поддержка семей в связи с рождением и воспитанием ребенка - 20 (100%);
Социальная поддержка малообеспеченных семей - 16 (80%);
Социальная поддержка многодетных семей - 20 (100%).
Рис. 5.
Наиболее перспективными направлениями работы в области социальной защиты населения в муниципальном районе на сегодняшний день, по мнению респондентов, являются: социальная поддержка семей в связи с рождением и воспитанием ребенка и социальная поддержка многодетных семей.
На наш взгляд, данные ответы связаны с политикой, которая осуществляется Правительством и Президентом Российской Федерации. Это Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" Федеральный закон от 29.12.2006 N256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" // Консультант Плюс., связанный с предоставлением денежных средств женщинам, родившим второго ребенка. Создание единой базы данных вполне укладывается в Концепцию электронного правительства, работа которого должна была начаться уже с 1 января 2011 года Постановление от 28.01.2002 N65 "О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)" // Консультант Плюс.. Однако, как показывает практика, на территории муниципального района электронное правительство практически не функционирует.
Как следует из анализа деятельности Управления социальной защиты, а также по данным опроса сотрудников, социальная защита населения на территории муниципального района осуществляется в соответствии с законодательством и охватывает практически все социально незащищенные категории граждан.
Наиболее приоритетным направлением в области социальной защиты населения является снижение социальной напряженности в обществе. Деятельность органов местного самоуправления - Управления социальной защиты населения Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района - направлена, в первую очередь, на обеспечение материального благополучия социально незащищенных слоев.
Однако, специалистами Управления выделены категории детей, работа по социальной защите которых ведется недостаточно. В их числе дети, находящиеся в тюремном заключении и освободившиеся из мест лишения свободы.
Наиболее перспективными направлениями по социальной защите населения специалисты Управления считают работу с семьями, имеющими детей. Это обусловлено государственной политикой Российской Федерации в области демографии.
Оценка деятельности Управления социальной защиты населения была бы недостаточно объективной без учета общественного мнения. В связи с этим в целях совершенствования работы органов местного самоуправления по социальной защите населения Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района нами был проведен опрос 20 жителей города Дудинка.
Вопросы анкеты были разработаны на основе социологического исследования среди населения Брединского муниципального района по вопросам совершенствования работы учреждений социальной защиты населения Челябинской области, результаты которого были опубликованы на сайте Министерства социальных отношений Челябинской области Совершенствование работы учреждений социальной защиты населения. Брединский муниципальный район // Сайт Министерства социальных отношений Челябинской области www.minsoc74.ru..
По данным опроса, жители города оценивают уровень жизни своей семьи как:
Высокий - 0 (0%)
Средний - 6 (30%)
Низкий - 12 (60%)
За чертой бедности - 2 (10%).
Рис. 6.
Анализ социального благополучия населения города Дудинка показал, что 30% опрошенных жителей оценивают уровень жизни своей семьи как средний, однако 60% респондентов отметили, что их уровень жизни является низким, а 10% живут за чертой бедности.
Состояние своего здоровья респонденты оценили как:
Отличное - 1 (5%);
Хорошее - 4 (20%);
Удовлетворительное - 11 (55%);
Тяжелое - 4 (20%).
Как видим из результатов опроса, менее половины опрошенных считают состояние своего здоровья отличным (5%) или хорошим (20%). 20% оценили состояние здоровья как тяжелое, что говорит о необходимости регулярной социальной поддержки данным респондентам. Такая поддержка периодически необходима и тем, кто оценил свое здоровье как удовлетворительное (55%).
Рис. 7.
На вопрос «Обращаетесь ли Вы за помощью в органы социальной защиты населения?» ответы распределись следующим образом:
Да - 18 (90%);
Нет - 2 (10%).
Рис. 8.
Большинство опрошенных (90%) обращаются за помощью в Управление социальной защиты населения.
На вопрос «Получаете ли Вы помощь от органов социальной защиты населения?» респонденты ответили так:
Да - 18 (90%);
Нет - 2 (10%).
Рис. 9.
Также 90% опрошенных получают от органов социальной защиты помощь.
В 2011 году опрошенным были оказаны следующие виды социальной поддержки:
Социальные услуги (транспортные, коммунальные, медицинские и др.) - 15 (75%)
Денежная помощь (пособия, доплаты, материальная помощь и т.п.) - 12 (60%)
Санаторно-курортное лечение - 3 (15%)
Натуральная помощь (питание, продуктовые наборы, одежда и т.п.) - 4 (20%)
Не оказана - 2 (10%)
Ваш вариант - 0 (0%).
Как видим, меры социальной поддержки населения в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе имеют достаточно разноплановый характер. Наиболее популярной мерой является предоставление населению социальных услуг: транспортных, коммунальных, медицинских и др. Ими в 2011 году воспользовались 75% опрошенных. Достаточно велика категория респондентов (60%), которым оказывается денежная помощь: пособия, доплаты, материальная помощь и т.п. 20% в 2011 году воспользовались такой мерой социальной поддержки как натуральная помощь: питание, продуктовые наборы, одежда и т.п.
Рис. 10.
По мнению, респондентов, наиболее актуальными проблемами социальной защиты в муниципальном районе сегодня являются:
Проблема социальной поддержки семьи и детства - 20 (100%)
Предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг - 16 (80%)
Организация назначения и выплаты государственных социальных пособий и компенсаций - 2 (10%)
Проблема социальной поддержки инвалидов - 16 (80%)
Проблема социальной поддержки ветеранов - 16 (80%)
Проблема организации социальной помощи - 16 (80%)
Ваш вариант - 0 (0%).
Рис. 13.
Итак, опрос жителей города Дудинка показал, что 60% о респондентов оценивают свой уровень жизни как низкий, а 10% опрошенных живут за чертой бедности. 90% опрошенных регулярно обращаются в органы социальной защиты за оказанием той или иной социальной помощи. Наиболее востребованными мерами социальной защиты населения являются социальные услуги (транспортные, коммунальные, медицинские и др.) и денежная помощь (пособия, доплаты, материальная помощь и т.п.). Наиболее актуальной проблемой, по мнению респондентов, является проблема социальной поддержки семьи и детства.
Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы. Органами социальной защиты Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района осуществляется достаточно всесторонняя деятельность, охватывающая практически все категории социально незащищенных слоев населения. Однако, требуют решения следующие проблемы:
Низкий уровень жизни населения муниципального района;
Недостаточная работа органов местного самоуправления в области социальной защиты детей, находящихся в тюремном заключении и освободившихся из мест лишения свободы;
Необходимость дальнейшего развития мер социальной защиты семей с детьми.
Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 24 (353). Философия. Социология. Культурология. Вып. 34. С. 27-30.
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
В СУБЪЕКТЕ РФ
Выбор эффективной социальной политики является одной из важнейших задач органов власти. Социальная защита населения - основной атрибут социальной политики любого цивилизованного государства. От ее успешной реализации зависят не только условия жизни населения конкретного региона, но и общие перспективы экономического развития страны. Актуальность и практическая значимость рассматриваемой темы определяется необходимостью создания гибких, способных быстро адаптироваться в новых экономическихуслови-ях программ социальной защиты, основывающихся на лучших мировых достижениях.
Ключевые слова: государство; население; социальная защита; "социальное обеспечение"; "социальная безопасность"; "социальные гарантии"; "социальная защищенность".
В настоящее время социальная защита населения становится основным атрибутом социальной политики любого цивилизованного государства. Анализ теоретических разработок и практического опыта, накопленных как в стране, так и за рубежом, свидетельствует, что неизбежным спутником любых социально-экономических реформ является ухудшение положения, снижение жизненного уровня населения, вызванные ростом цен, инфляцией и задержкой выплаты заработной платы и пенсии. Темпы роста стоимости жизни опережают темпы роста доходов населения, что приводит к расширенному воспроизводству малообеспеченных слоев.
Социальная защита - это система законодательных, социально-экономических и морально-психологических гарантий, средств и мер, благодаря которым создаются равные для членов общества условия, препятствующие неблагоприятным воздействиям среды на человека, обеспечивающие достойное и социально приемлемое качество их жизни1. В современной России термин "социальная защита" получил распространение с началом коренных социально-экономических и политических преобразований в стране. Экономическая энциклопедия обозначает социальную защиту населения как «важнейшую функцию государства», обеспечивающую осуществление основных социальных прав и предоставление социальных гарантий индивиду с учетом международных и национальных норм»2. В Большом экономическом словаре дается толкование социальной защиты населения как комплекса мер, направленных на вспомоществование отдельным социальным груп-
пам3. Русский термин "социальная защита" не имеет однозначного аналога в английском языке. Широко распространенный во многих странах термин "Social security", означающий систему социальной защиты, на русский язык переводится многовариантно, как "социальное обеспечение", "социальная безопасность", "социальные гарантии", "социальная защищенность"4.
По мнению В. А. Кузьминой, социальная защита является «научно обоснованной программой государства, обеспечивающей каждому гражданину полноценные условия качества и уровня жизни». Т. С. Пантелеева и Г. А. Червякова под социальной защитой населения понимают «политику государства по обеспечению прав и гарантий, направленную на повышение уровня жизни, удовлетворение жизненно важных потребностей человека»5. Как видим, главное предназначение социальной защиты состоит в поддержании достаточного уровня и качества жизни, удовлетворении насущных потребностей людей, обеспечении нормальной жизнедеятельности.
Это целостная и комплексная система законодательно закрепленных социальных гарантий и механизмов их реализации, обеспечивающих любому члену общества достойный уровень жизни и осуществление своих основных социальных и гражданских прав. Система социальной защиты населения имеет достаточно сложную структуру, каждый элемент структуры специфичен и играет свою собственную роль в обеспечении социальной безопасности человека.
Социальная защита населения
Социальное страхование
Социальное обеспечение
Социальная помощь
Благотворительность
Личные сбережения граждан
Частное личное страхование
Социальное страхование;
Социальное обеспечение;
Социальная помощь.
Кроме того, можно также отнести к системе социальной защиты - благотворительность и личные сбережения граждан, направленные на личную безопасность, а также частное личное страхование6.
Социальная защита населения представляет собой процесс последовательных мероприятий, осуществляемых обществом и государством с целью обеспечения социальных прав, поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования.
В условиях развития рыночных отношений социальная защита населения играет важную роль в создании социально ориентированной экономики, предполагающей обеспечение социальных прав и гарантий граждан, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе. В настоящее время государственная система социальной службы включает 70 учреждений социального обслуживания, находящихся в собственности автономного округа и ведении Департамента труда и социальной защиты населения автономного округа.
Сегодня в большинстве учреждений системы социальных служб внедряется единая методика оценки индивидуальной нуждаемости в услугах социального обслуживания. Это служит основой для разработки учреждением программы индивидуальной реабилитации клиента, способствует повышению адресности социальных услуг.
В настоящее время в муниципальных образованиях автономного округа функционируют 23 комплексных центра социального обслуживания населения. Особенностью комплексных центров социального обслуживания населения в автономном округе является создание в их структуре отделений со-
циальной помощи, предоставляющих услуги всем категориям населения.
В практику учреждений социального обслуживания семьи и детей активно внедряется технология сетевой терапии профилактики семейного неблагополучия. Базовым учреждением по реализации данной технологии является «Центр социальной помощи семье и детям "Зазеркалье"» (г Сургут). Накоплен опыт семейных форм жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей. На сегодняшний день 25 воспитанников учреждения посещают гостевые семьи; функционирует 12 семейно-воспитательных групп; 10 детей, достигших 16-летнего возраста, находятся на патронажной форме проживания. Семейное жизнеустройство позволяет ребенку приобрести навыки позитивных межличностных внутрисемейных отношений, ускоряет процесс адаптации и социальной реабилитации воспитанников.
Социальные услуги населению предоставляются учреждением социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения "Содействие"», который включает в себя 13 филиалов. Анализ востребованности услуг за 9 месяцев 2012 г. иллюстрируется следующей диаграммой (рис. 2).
□ правовые □ экономические □ медицинские
□ педагогические □ бытовые □ психологические
Рис. 2. Спектр востребованных социальных услуг (шт.)
Наиболее востребованными являются социально-бытовые услуги. Главными направлениями деятельности социальных учреждений являются последовательное повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение всеобщей доступности социальных услуг, развитие инновационных форм обслуживания населения.
В условиях социально-экономических реформ существенно усложняется управленческая деятельность, возрастает персональная ответственность должностных лиц за принимаемые решения. Эти изменения обусловливают повышение требований к уровню профессиональной компетентности руководителей и специалистов. На сегодняшний день штатная численность работников учреждений социального обслуживания автономного округа составляет 6517 человек, фактически занято 5913 ставок, 586 ставок вакантны. Это специалисты различных профилей:
Педагогическое образование имеют 38 % (1103 чел.);
Медицинское образование - 16 % (697 чел.);
Социальное образование - 16 % (491 чел.);
Специалисты иных профилей - 23 % (689 чел.).
Как видим, основная часть сотрудников имеют в основном высшее и среднее специальное образование. Подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием для государственной системы социальных служб в автономном округе осуществляют:
Тюменский государственный нефтегазовый университет;
Югорский государственный университет;
Сургутский государственный педагогический университет;
Нижневартовский государственный гуманитарный университет.
Подготовка и повышение квалификации кадров занимает важное место в системе социального образования, предоставляя социальным работникам возможность постоянно повышать свою профессиональную компетентность для качественного социального обслуживания населения.
С целью выявления уровня качества предоставляемых социальных услуг населению был проведен социологический опрос. Опросу подлежали жители округа в количестве 150 респондентов. Так, на вопрос, «какими качествами должен обладать социальный работник», ответы респондентов распределились следующим образом (рис. 3.)
Очевидно, что комплексный подход как самостоятельная и обязательная теоретическая база патронажа предопределяет специализацию каждого сотрудника, который должен владеть разными методами, подходами, обладать знаниями по обозначенной проблеме, уметь оказывать помощь в пределах своей компетентности. Особый интерес представляют ответы респондентов на вопрос, «в чем заключаются основные проблемы развития социальных услуг населению»: в низких показателях уровня жизни (26 %), слабой инфраструктуре (32 %), притоке миграционного населения (18 %), недостаточном финансировании (18 %), удаленности расположения населенных пунктов (10 %). Сотрудники социальных служб отметили как демографические, так и социально-экономические проблемы. На вопрос, «могут ли социальные услуги, оказываемые населению, существенно повлиять на их экономическое и социальное положение», респонденты обосновали свою точку зрения, что оказываемые социальные услуги способствуют повышению уровня жизни (34 %) и улучшению социально-бытовых условий клиентов социальной службы (27 %), создают им морально-психологический комфорт (39 %).
50% 40% 30% 20% 10% 0%
■ 41% ™ 31% 34% 38%
Рис. 3. Качества современного социального работника, %
В отношении вопроса о доступности для клиентов социальных услуг мнения разделились. Основная часть социальных работников считает, что услуги доступны в большей степени клиентам пожилого возраста и инвалидам (63 %). Доступность услуг они связывают непосредственно с деятельностью социальных работников. В то же время некоторая часть респондентов ответила на данный вопрос отрицательно, ссылаясь на слабость развитости инфраструктуры (11 %), недоступность объектов социальной сферы для немобильных групп населения(17 %), недостаточное информирование о возможности получения социальных услуг (21 %).
Таким образом, в статье отражены лишь некоторые моменты реализации и механизмы региональной социальной политики на примере ХМАО-ЮГРА, что открывает новые возможности для ее дальнейшего изучения.
Примечания
1 Волгин, Н. А. Социальная политика. М. : Экзамен, 2003. 737 с.
2 Экономическая энциклопедия / гл. ред. Л. И. Абалкин. М. : Экономика, 1999. С. 207.
3 Большой экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. 6-е изд., доп. М. : Ин-т новой экономики, 2004. С. 300.
4 Кадомцева, С. В. Социальная защита населения. М. : РАГС, 1999. 275 с.
5 Пантелеева, Т. С. Экономические основы социальной работы / Т. С. Пантелеева, Г. А. Червякова. М. : Гуманитар. издат. центр ВЛАДОС, 1999. 160 с.
6 Осипова, Л. Б. Менеджмент: основы теории и деловой практикум / Л. Б. Осипова, С. С. Ситева, Н. В. Шатилович. Тюмень: ТюмГНГУ, 2011. 283 с.
Селезнева Екатерина Игоревна
Студент Инженерно-экономического института, Национальный исследовательский университет «МЭИ» г. Москва, Российская Федерация Москва, Россия
Аннотация: Статья посвящена основным проблемам и современным технологиям организации социальной защиты населения в регионах России. В работе выдвигаются предложения о применении новых социальных технологий для разработки комплексной системы, способной предоставить весь спектр социальных, медицинских и реабилитационных услуг населению для обеспечения максимально эффективного расходования бюджетных средств.
Ключевые слова: социальная защита населения, социально-экономическая политика, регион, региональная экономика, социальные выплаты
Selezneva Ekaterina Igorevna
student at Institute of Engineering and Economics National Research University «Moscow Power Engineering Institute» Moscow, Russia
Abstract: The article is devoted to the main problems and modern technologies of social protection of population in the regions of Russia. The author expresses the idea that new social technologies can be applied for the development of a comprehensive system, which can provide the whole range of social, medical and rehabilitative services for population to ensure the most efficient expenditure of budget.
Keywords: social protection of the population, socio-economic policy, region, regional economy, social payments
В условиях современного развития общества социально-экономическая сфера имеет крайне важное значение. Изменение социальной структуры общества, основных социальных институтов, а также экономические трудности увеличили за последние десятилетия число граждан, нуждающихся в социальной защите, в поддержке, в получении минимальных гарантий от государства, связанных с несчастными случаями, безработицей, другими социальными рисками.
Особенно актуальными являются вопросы обеспечения населения в регионах. Чтобы найти ответ на эти вопросы, следует обратиться к исторической ретроспективе проблемы, изучить становление системы социальной защиты в России за предшествующие периоды времени.
Система социальной защиты населения России имеет долгую историю своего развития. Началом организации социальной работы можно считать 911 год, когда был заключен договор между князем Олегом и греками «Об искуплении пленных», по которому существовали обязательства о выкупе россиян, попавших в плен, отправке их на родину. Этот договор был первым документом заботы государства о своих соотечественниках. Изучая систему социальной политики в дореволюционной России, можно увидеть сочетание двух форм социальной поддержки: государственную и общественную, в которых упор делался на благотворительность, направленную на бедное население. После победы Октябрьской революции проблемы социальной защитой населения обострились еще больше.
Одной из особенностей социальной политики советского времени была замена органов государственного призрения органами социального обеспечения. Тогда социальная помощь носила благотворительный характер, но пожертвования и милость были признаны пережитком прошлого, и социальное обеспечение и защита превратились в систему, основанную на патерналистских началах, а государство стало органом социальной поддержки, защиты, обслуживания всего населения.
Но, несмотря на недостатки социального обеспечения советской системы, она эффективно функционировала, и оказание социальной помощи и поддержки было реальным и абсолютно для всех категорий граждан, это:
– пенсионная политика;
– политика занятости населения;
– санаторно-курортное лечение;
– семейная политика и т.д. .
Поэтому, советская система социального обеспечения решила многие проблемы и перешла на более качественную и централизованную ступень своего развития, об этом свидетельствуют данные естественного движения населения по стране, в целом и в ее регионах.
В настоящее время система социальной защиты основывается на следующих принципах (см. рисунок 1).
Однако регионы переживают тяжелые времена в области социальной политики, и это отражается на моральном, физическом, материальном, экономическом, демографическом, социальном состоянии населения.
В настоящее время 95% школьников и студентов нельзя отнести к основной группе здоровья, среди молодого поколения низкий общеобразовательный уровень, количество суицидов растет, это указывает на нездоровую социальную атмосферу в обществе. Примером этого можно привести и тот факт, что, на сегодняшний момент, в России почти нет среднего класса, это заставляет задуматься о путях выхода страны из кризиса, что необходимо считать главной задачей.
В регионах страны еще не произошло формирования достаточно четких подходов к реформированию системы социальной защиты, для нее характерна высокая патерналистская роль государства и слабо обозначенные общественные институты. В последние годы социальная защита населения в регионах ориентировалась на адресное решение острых, кризисных, жизненных проблем отдельных категорий граждан на заявительной основе. На определенном этапе этот путь был необходим. Однако практика показывает, что данный подход не имеет долгосрочного эффекта, поскольку не направлен на профилактику кризисных ситуаций и на перспективную защиту каждого человека и населения в целом .
Одной из подсистем социальной защиты населения в регионах является социальное обслуживание. Отсутствие государственных стандартов социального обслуживания и отработанного механизма лицензирования деятельности в сфере социальных услуг накладывает свой отпечаток на управленческие отношения, не позволяя превратить субъекты социального обслуживания в связанное единство, обеспечить высокое качество услуг. Существующая система социального обслуживания не удовлетворяет потребности населения, ее развитие сдерживается несовершенством правовой базы, отсутствием комплексного подхода к совершенствованию системы социального обслуживания, ограниченностью финансовых ресурсов в регионах и по стране в целом, а также, недостаточной профессиональной подготовкой социальных работников.
Существующая система социальных льгот страны далека от совершенства. Ее неэффективность подтверждается динамикой уровня жизни населения, который изменяется не в сторону сглаживания различий в доходах, а в усилении социальной дифференциации. Отмена значительного количества льгот - необходимая мера. Но, проблему сокращения количества льгот и выплат необходимо решать в комплексе с установлением заработной платы, которая покрывала бы необходимые жизненные потребности человека, так как только сокращение льгот нарушит баланс и приведет к падению жизненного уровня большинства граждан.
Население регионов нуждается в стабильном финансовом обеспечении социальных расходов, в их значительном увеличении, а для этого необходимо поступательное развитие регионов и всей страны.
Подходы к проблеме преодоления бедности также диктуются особенностями регионов. Совершенно очевидно, что бедность в них связана с неразвитостью их инфраструктуры: экономической и социальной.
В условиях ограниченных финансовых ресурсов решение проблем социальной защиты населения связано с проблемами разделения прав и ответственности, бюджетных полномочий между органами власти: федеральными и региональными. Также остро встает вопрос о разделении функций между региональными органами власти и органами местного самоуправления .
Важность процесса регионализации, необходимость его углубления вызвано необходимостью построения работы по оказанию социальной поддержки на принципе адресности. В связи с тем, что наша страна имеет огромные межрегиональные различия, целесообразнее было бы реализовывать несколько моделей адресной социальной поддержки нуждающегося населения.
В сложившихся условиях, для повышения финансирования расходов на социальные нужды на конкретного человека необходима разработка и законодательное закрепление системы государственных социальных стандартов, минимальных норм обеспеченности гражданина услугами и выплатами, а также единые правовые и методические основы их определения, применения и финансирования.
Социальная защита в регионах, особенно малообеспеченных слоев населения, нуждается в серьезном переосмыслении и совершенствовании. Поэтому, одной из принципиальных задач является - максимальное расширение самостоятельности территорий при принятии решений:
– какие выплаты нужны на этой территории,
– в каких объемах, и какой форме они должны предоставляться.
Задачей федеральной власти, при данном подходе, является - снижение социальной дифференциации и борьбе с бедностью при помощи выравнивания бюджета, повышения эффективности системы защиты населения.
Развитие и деятельность учреждений социальной защиты населения, в настоящее время, более направлены к стационарным видам социальных услуг, хотя, их эффективность ниже, чем у нестационарных видов социальной помощи. Приоритетным является финансирование сложившейся сети социальных учреждений на основе затратных принципов. Доступ негосударственных организаций к социальным заказам ограничен. Слабо развито сотрудничество с благотворительными организациями. Также, недостаточно используются возможности самофинансирования при предоставлении социальных услуг.
Недостаточность информации о состоянии дел в социальной защите, низкая репрезентативность этой информации, несопоставимость источников статистических данных также являются проблемой социальных услуг в регионах, не существует стимулов к снижению административных издержек работы системы социальной защиты. Нет практики мониторинга эффективности социальной помощи в большинстве регионов.
Региональная социально-экономическая политика призвана гарантировать населению минимальный доход, социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условий для жизни касается должно касаться только тех людей, которые не могут обеспечить семя самостоятельно .
Таким образом, социальная защита населения в регионах еще далека от идеала и имеет много проблем, как например, - высокая патерналистская роль государства и слабость общественных институтов, которые, несомненно, требуют развития. Необходимо изменить в регионах подход к социальной защите населения, он должен быть направлен на профилактику кризисных ситуаций и на перспективу защиты каждого человека.
Также регионам необходимо больше самостоятельности в выборе распределения средств на более необходимые виды помощи и определение ее размера.
Одной из тенденций развития нашего времени является регионализация социально-экономических процессов, которая нашла отражение во внимании к ней всех экономических субъектов:
– органов власти различных уровней;
– хозяйствующих субъектов;
– домохозяйств.
Такое внимание связано с необходимостью повышения эффективности экономико-организационных механизмов, призванных обеспечить результат происходящих процессов.
Одним из критериев успешного развития регионов и страны является социально-эколого-экономическая устойчивость (СЭЭУ), представляющая собой состояние региональных систем, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность и экологическую безопасность. Нарушение СЭЭУ влечет возникновение ущербов экономического, социального, экологического характера.
Для достижения СЭЭУ необходима эффективная региональная социально-экономическая политика, сущность которой - управление региональным развитием для достижения общенациональных целей.
Формирование концепции такой политики и выработка ее эффективных инструментов является актуальной.
В современном мире, в составе населения, растет доля людей пожилого возраста, такие тенденции характерны для страны в целом и для регионов. Очевидно, что последствием такого демографического процесса является рост потребностей социальных услуг, развитие системы социального облуживания, поиск ресурсов и не только финансовых для обеспечения эффективности данной сферы деятельности.
В настоящее время повсеместно внедряются новые технологии и подходы в предоставлении социальных выплат и социального обслуживания граждан:
– формируется ряд новых концепций;
– совершенствуется деятельность социальной инфраструктуры для более полного удовлетворения пожилых людей, людей с инвалидностью качественными услугами;
– внедряются новые виды и формы обслуживания .
Организация эффективной деятельности по предоставлению гражданам социальных выплат и ее осуществление – это важное направление социальной защиты, так как, по вопросам получения различных пособий, выплат, субсидий, компенсаций обращается множество людей.
Перед государственным сектором и системой социальной защиты была поставлена задача создания «электронного правительства», которая успешно решается, в настоящее время, с минимальным участием гражданина - заявителя в процессе предоставления услуг и социальных гарантий. В перспективе должна быть создана схема предоставления услуг «без участия заявителя».
На федеральном уровне и республиканском создается единая инфраструктура, правовая база для автоматизированного информационного взаимодействия государственных органов между собой, а также с организациями и с гражданами, создаются многофункциональные центры (МФЦ), которые успешно функционируют уже во многих регионах страны, также модернизируются ведомственные и региональные информационные сети.
Региональная система социальной защиты активно принимает в этом участие. В регионах страны реализуются такие проекты, как переход к предоставлению социальных выплат по модели «Одно окно», которые очень значимы. Суть, в следующем: гражданин, обратившийся за социальной помощью, с одним заявлением и всего с одним пакетом документов обращается в «окно», проходит там собеседование с одним специалистом по всем социальным выплатам, которые он имеет право получать. При их назначении на него формируется одно комплексное личное дело, с несколькими разделами:
– «Меры социальной поддержки»;
Данная технология позволяет быстро и удобно актуализировать право граждан на получение выплат.
Также, уже завершен переход к предоставлению социальных выплат по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме через кредитные учреждения или органы доставки, на выбор получателя.
Следующая реформа процесса по предоставлению выплат - создание государственного учреждения «Центра социальной поддержки населения». Для улучшения работы было проделано множество организационных вопросов:
– изменен режим работы для удобства граждан;
– утверждены «Стандарт» и «Регламент» клиентской службы;
– внедрены новые формы заявлений, телефонные справочные службы;
– организована предварительная запись на прием.
– проведена информационная работа с населением.
Новая форма по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг избавляет получателя предоставлять документы много раз, при повторном предоставлении субсидий одиноко проживающим пенсионерам, они оформляются даже без их личного обращения, на основании данных информационного обмена со смежными организациями.
Следует отметить, что успех реформы был бы невозможен без применения компьютерных технологий, автоматизации работы клиентских служб. Во всех регионах внедрен в эксплуатацию программный комплекс «Клиентская служба», который разработанный специалистами отрасли, он организует работу в автоматизированном режиме по принципу «Одно окно».
Положительный результат новых технологий очевиден:
– исчезли очереди,
– удалось минимизировать время обслуживания одного клиента до 15 минут,
– оформление любых социальных выплат производится с одним пакетом документов и в комфортных условиях.
Все эти новации позволяют регламентировать деятельность, иметь электронные личные дела, использовать корпоративные сети для передачи данных. Наличие программного обеспечения позволило успешно взаимодействовать таким центрам с филиалами.
Таким образом, такая модель организации очень эффективна, и ее необходимо распространять на всей территории страны.
Внедрение новых технологий изменило принципы организации работы специалистов этой отрасли. В настоящее время, назначения социальных выплат, пособий, субсидий, компенсаций, мер социальной поддержки производится теперь одним специалистом, который специально готовится к такой многопрофильной работе. Внедрение такого - «участкового метода», обеспечивает:
Итак, система социальной защиты должна обеспечивать широкий спектр социальных, медицинских и реабилитационных услуг населению, при этом необходимо добиваться максимально эффективного расходования бюджетных средств на ее содержание и развитие, при этом, при создании такой системы, должен быть комплексный подход. Поэтому, Министерство социальной защиты населения должно разрабатывать новые социальные технологии.
Список литературы:
Для того чтобы общество можно было с уверенностью назвать цивилизованным и культурным, необходимо придавать значение такой сложной сфере, как социальная система. Вопросы социальной защиты населения должны быть первоочередными. От состояния социальной сферы напрямую зависит стабильность общества, устойчивость его развития.
Определение 1
Социальной защитой называют систему социальных гарантий государства, адресованных его населению. Эти гарантии предполагают помощь, оказываемую на поддержание минимально допустимого уровня жизни индивида , в случае утраты им трудоспособности
Социальная политика государства неразрывно связана с общественными взглядами и экономической политикой, и во многом зависит от них. В данном случае государство выступает институтом политической системы. Деятельность социальных институтов и граждан нацелена на индивидов, являющихся элементами общественной сферы, и представляющую собою модель социальных взаимодействий между людьми.
Из мировой практики можно выделить ряд мер, успешно применяемый для решения проблем социальной защиты населения. К примеру, модернизация рынка труда, для чего инфраструктура должна быть повсеместно. Новые отрасли помогут развить человеческий капитал. Семьям с детьми, особенно, многодетным, необходима интенсивная поддержка. Такой поддержкой является материнский капитал, предоставление земельных участков в бесплатное пользование, а также различные дотации на коммунальные услуги.
Пожилые люди нуждаются в комплексной программе социальной защиты. В первую очередь, необходимо предоставить адекватную медицинскую помощь. Система здравоохранения у пожилых людей должна соответствовать современным мировым реалиям. К тому же, требуется модернизация системы здравоохранения в целом, и гарантии оказания медицинской помощи безвозмездно.
В целом, государственная социальная защита должна усовершенствоваться, приблизить социальную защиту к населению. Необходимо отметить такой факт, как уравнивание всех граждан. Данное действие неадекватно и неэффективно. Необходимо помнить, что только объективные рамки социальной защиты положительно воздействуют на трудоспособность индивида.
Замечание 1
Являясь особенным институтом современного государства, социальная защита является индикатором уверенности в будущем. Граждане знают, что каждый из них является показателем уверенности в социальных гарантиях. Необходима уверенность, что при наступлении социальных рисков индивид не останется без источника к существованию, в случае, если социальные риски случатся.
Кафедра экономики
труда и управления персоналом
Кафедра
математических методов
в экономике
Кафедра
менеджмента инвестиций
и инноваций
Междисциплинарная
курсовая работа
на
тему:
«Проблемы
социальной защиты населения
в современных
условиях»
Выполнила:
Антонова
Елена Владимировна
Факультет
Общеэкономический
Группа № 1341
Научные руководители:
к.
э. н., доцент кафедры
«Экономика труда и
занятости» ___________________________
А.В.
Петропавловская
к. т. н., доцент кафедры «Математических методов в экономике»________________ Ю.А. Ковалевский
ассистент
кафедры «Менеджмента
инвестиций и инноваций»__________________ __
Е.Н.
Немчиков
Москва
2011 г.
Содержание.
Введение
Раздел 1. Теоретические
основы и актуальные проблемы социальной
защиты населения, анализ действующих
механизмов формирования и реализации
социальной защиты населения в России.
Введение.
Актуальность
выбранной мной темы, обуславливается
следующим:
Россия,
перешагнув рубеж нового тысячелетия,
начала восхождение в принципиально
новую фазу своего развития. Эта
фаза отмечена кардинальными изменениями
в структуре производительных сил
общества: место устаревших индустриальных
технологий все более уверенно начинают
занимать высокотехнологичные, наукоемкие
отрасли производства, основанные на
новейших достижениях электроники,
информатики, кибернетики, автоматизации
трудовых процессов. Общество, обладающее
таким производством, обнаруживает
более высокую экономическую
рентабельность, обладает лучшими возможностями
в социальной защите населения и
неуклонном повышении уровня его
благосостояния и культуры. Вместе
с
тем
, как отмечается во
многих информационных источниках, стремительно
нарастают такие явления как антигуманизм
и социальная незащищённость населения.
В условиях развития рыночных отношений
актуальна проблема разработки механизма
регулирования социальной напряженности,
выявляющего фактора роста общенационального
богатства, способствующего улучшению
условий жизни населения. К такого рода
специализированным механизмам относится
социальная защита. Само возникновение
социальной защиты обусловлено необходимостью
разрешения важного противоречия процесса
воспроизводства между естественными
потребностями каждого отдельного индивида
и реальными его возможностями по обеспечению
собственного благосостояния.
В связи
со сложившейся в трансформируемом
российском обществе социальной ситуацией
возникает острая необходимость
в целенаправленном социологическом
поиске новых подходов к формированию
социальной политики государства, которая
могла бы направить деятельность
всех учреждений и служб социальной сферы
на ликвидацию возникающих социальных
проблем. Требуется разработка и широкомасштабное
внедрение активных программ социальной
защиты населения, нацеленных на повышение
качества жизни и усиление мотивации трудовой
деятельности с целью самостоятельного
обеспечения личного благосостояния.
Однако
следует признать также, что до сих
пор в нашей стране не сложилась
целостная, теоретически обоснованная
и ресурсно-обеспеченная система
социальной защиты населения, органично
сочетающая в себе принцип социальной
справедливости с рыночной конкуренцией
и борьбой за выживание каждого
социального субъекта. Не проявилась
еще в полной мере и роль государства
как надёжного гаранта социальной
защиты населения.
Цель
моего исследования состоит в
раскрытии сущности, содержания и
механизма социальной защиты населения
с точки зрения минимизации социальных
рисков, и в разработке основных
направлений совершенствования.
Реализация
поставленной цели предопределила необходимость
решения следующих задач:
- изложить
сущность социальной защиты населения;
- выделить
и охарактеризовать основные
формы, виды, принципы формирования
и функционирования системы социальной
защиты населения;
- провести
организационно-экономический анализ
действующих механизмов формирования
и реализации социальной защиты
населения, а также выявление
проблем, функционирования системы социальной
защиты населения;
-
исследовать
особенности системы
социальной защиты в российском обществе;
- предложить
основные направления повышения
эффективности социальной защиты
населения направленные на совершенствование
системы социальной защиты
населения.
Информационной
базой моей курсовой работы,
явились научные работы в области
экономики, развития и организации
социальной сферы таких российских как:,
Ю.А.Васильчук, С.И.Григорьев, С.А.Громов,
В.И.Добреньков, С.И.Долгов, Е.Н.Жильцов,
Т.Н.Заславская, В.Т.Кондрашов, Ю.В.Яковец
и др. А также Законодательство РФ в области
развития социальной сферы, Федеральные
законы, Концепция долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации (2008-2020
годы).
Раздел 1. Теоретические основы и актуальные проблемы социальной защиты населения, анализ действующих механизмов формирования и реализации социальной защиты населения в России.
Одна из причин таких отклонений - это методологические различия в части охвата категорий населения. Безработными в учреждениях службы занятости населения не могут быть признаны лица, не достигшие 16-летнего возраста, проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях, пенсионеры по возрасту, выслуге лет или на льготных условиях. При проведении обследования населения по проблемам занятости эти категории населения могут быть классифицированы как безработные, если в обследуемый период не имели работы, занимались поиском работы и были готовы приступить к ней, т.е. отвечали критериям для отнесения их к безработным по методологии МОТ. Средний возраст безработных в 2010 году составил 33,5 лет. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных одну треть, в том числе в возрасте 15-19 лет - 9,3%, 20-24 года - 23,7%. По сравнению с началом 2010 года численность безработных в возрасте 15-19 лет увеличилась на 117,4 тыс. человек (или на 30,8%), в возрасте 20-24 лет - на 204,4 тыс. человек (или на 19,2%), 25-29 лет - на 53,1 тыс. человек (или на 7,1%).
Высокий уровень безработицы отмечается в возрастной группе 15-19 лет (32,0%) и 20-24 лет (15,4%).
В среднем среди молодежи в возрасте 15-24
лет уровень безработицы в конце 2010
года составил 18,0%, в том числе среди
городского населения - 17,0%, среди сельского
населения - 20,5%. Коэффициент превышения
уровня безработицы среди молодежи в среднем
по возрастной группе 15-24 лет по сравнению
с уровнем безработицы взрослого населения
в возрасте 30-49 лет составляет 3,4 раза,
в том числе среди городского населения
- 4,0 раза, сельского населения - 2,5 раза.
Среди безработных 37,0% составляют лица,
срок пребывания которых в состоянии поиска
работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев.
Один год и более ищут работу 27,0% безработных
(застойная безработица).
Среди сельских жителей доля застойной
безработицы существенно выше, чем среди
городских, и в конце 2010 года составила,
соответственно, 33,4% и 23,3%.
Самый низкий уровень безработицы, соответствующей
критериям МОТ, отмечается в Центральном
федеральном округе, самый высокий - в
Северо-Кавказском федеральном округе.
Цель программы: обобщение имеющегося опыта и получение новых знаний в области социального обслуживания населения.