Американский резервный фонд. Федеральная Резервная Система (ФРС)

Бюджет

Организация, выполняющая функции Центрального банка США. Независимый орган в правительстве США.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=KggHsajMwYo

С февраля 2015 года пост Председателя ФРС занимает Джанет Йеллен.

История создания ФРС

Начало ФРС было положено в 1913 году, когда был принят закон «О федеральном резерве». До создания ФРС была система из частных банков, которые оказались не в состоянии создать эффективную централизованную страны. Создание ФРС явилось результатом противодействия ряду межбанковских кризисов в 1873-м, 1893-м и 1907 году, из-за которых стала очевидной необходимость в едином регулирующем и эмиссионном органе.

Состав Федерльной резервной системы

В ФРС входят 12 федеральных резервных банков, расположенных в крупнейших городах, около трёх тысяч коммерческих так называемых банков-членов, назначаемый президентом Совет управляющих (состоит из семи человек, назначаемых президентом США и утверждаемых конгрессом сроком на 14 лет) Федеральный комитет по операциям на открытом рынке и консультационные советы.

Функции Федерльной резервной системы

  • выполнение задач Центрального банка страны;
  • соблюдение баланса между общественными интересами в США и интересами коммерческих банков;
  • надзор и регулирование банковской системы страны, защита интересов инвесторов и клиентов ;
  • проведение эмиссии денег – долларов США;
  • регулирование и стабилизация финансовых рынков, контроль за рисками;
  • оказание депозитарных услуг для правительства США и официальных международных учреждений;
  • участие в функционировании системы международных и внутренних платежей;
  • устранение проблем с ликвидностью на местном уровне и предоставление займов кредитным организациям;
  • укрепление роли США в .

Особенности ФРС

Основной особенностью является то, что система построена не на государственной, а частном капитале.

Контроль за деятельностью ФРС осуществляют палата представителей конгресса США, перед которой нужно отчитываться ежегодно, и Банковский комитет конгресса (отчет два раза в год). ФРС ежегодно проходит аудиторскую проверку. Кроме того, с точки зрения закона президент США может уволить любого управляющего ФРС, но эта норма до настоящего времени никогда не применялась.

Часть прибыли ФРС, получаемая по госбумагам, а также в результате операций на открытых рынках, идет на выплаты зарплат сотрудникам, дивидендов банкам – участникам системы. Основная доля доходов перечисляется в доход федерального бюджета.

Федера́льная резе́рвная систе́ма (Federal Reserve System, ФРС, Федеральный резерв, FED) - специально созданное 23 декабря 1913 года независимое федеральное агентство для выполнения функций центрального банка и осуществления централизованного контроля над коммерческой банковской системой Соединённых Штатов Америки . В ФРС входят 12 федеральных резервных банков, расположенных в крупнейших городах, около трёх тысяч коммерческих так называемых банков-членов, назначаемый президентом Совет управляющих, Федеральный комитет по операциям на открытом рынке и консультационные советы. Основанием для создания является Закон о Федеральном резерве . В управлении ФРС определяющую роль играет государство, хотя форма собственности капитала является частной - акционерная с особым статусом акций.

С точки зрения управления, ФРС является независимым органом в правительстве США. Как национальный центральный банк, ФРС получает полномочия от Конгресса США. Независимость в работе обеспечивается тем, что принимаемые решения о кредитно-денежной политике не должны быть одобрены президентом США или кем-либо иным из исполнительной или законодательной ветвей власти, ФРС не получает финансирование от Конгресса, срок полномочий членов Совета управляющих Федеральной резервной системы охватывает несколько сроков президентских полномочий и членов Конгресса. В то же время ФРС подконтрольна Конгрессу, который часто анализирует деятельность ФРС и может изменить обязанности ФРС законодательным образом .

С февраля 2006 года пост председателя совета управляющих ФРС занимал Бен Бернанке . 17 декабря 2009 года Банковский комитет сената США утвердил главу Федеральной резервной системы (ФРС) Бена Бернанке на второй срок. За его кандидатуру проголосовали 16 сенаторов, семеро были против.

6 января 2014 года сенат США утвердил предложенную президентом Бараком Обамой кандидатуру Джанет Йеллен на пост главы Федеральной резервной системы. В течение последних двух лет Йеллен работала заместителем Бена Бернанке .

Подобно Бернанке, Йеллен имеет репутацию «голубя» среди экономистов. Это означает, что приоритетом для неё является создание новых рабочих мест, а не борьба с инфляцией.

Йеллен стала ведущим кандидатом на пост главы ФРС после того, как в сентябре бывший министр финансов Ларри Саммерс снял свою кандидатуру, столкнувшись с оппозицией со стороны либерального крыла в Демократической партии.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Центробанк России и ФРС США. от А до Я. Человеческим языком

    ✪ Федеральная Резервная Система. 1 часть. Устройство ФРС

    ✪ Банковские тайны: Сталин против ФРС (Познавательное ТВ, Дмитрий Еньков)

    ✪ Вся ПРАВДА про ГОСДОЛГ и ФРС США. Кому и сколько должна Америка? | USA government debt.

    ✪ История Дома Ротшильдов и создания ФРС США

    Субтитры

История ФРС

Первым учреждением, выполнявшим функции центрального банка США, был , созданный Александром Гамильтоном в 1791 году . Его полномочия не были продлены в 1811 году. В 1816 году был образован Второй банк Соединённых Штатов; его полномочия не были продлены в 1836 после того, как он стал объектом критики со стороны президента Эндрю Джексона . С 1837 по 1862 годы центрального банка формально не существовало. Это время называют «эрой свободных банков» в США. С 1862 до 1913 гг. в США по соответствующему закону действовала система национальных банков. Серия банковских паник - в 1873, 1893 и 1907 гг., - создала серьёзный спрос на создание централизованной банковской системы.

Хронология центральных банков США:

  • 1791 - 1811: Первый банк Соединённых Штатов
  • 1811 - 1816: Центральный банк отсутствовал
  • 1816 - 1836: Второй банк Соединённых Штатов
  • 1837 - 1862: «Эра свободных банков»
  • 1863 - 1913: Национальные банки
  • 1913 - настоящее время: Федеральная резервная система.

Создание третьего центрального банка

В течение последней четверти XIX века и начала XX века экономика США прошла через череду финансовых паник . Главным импульсом к созданию третьего центрального банка стала банковская паника 1907 года . Многие экономисты и сторонники Федеральной резервной системы утверждали, что предыдущие системы обладали двумя основными недостатками: «неэластичной» валютой и недостатком ликвидности. В 1908 году, после финансового кризиса 1907 года, Конгресс принял акт Олдрича-Вриланда, по которому создавалась Национальная денежная комиссия с целью проработки возможных вариантов денежной и банковской реформы.

Закон о Федеральном резерве

В 1910 году ведущие финансисты США (сам Нельсон Олдрич, банкиры Пол Варбург , Фрэнк Вандерлип , Гарри Дэвидсон, Бенджамин Стронг , помощник секретаря казначейства США Пиатт Эндрю) в течение десяти дней проводили «мозговой штурм» на острове Джекил для выработки компромисса относительно структуры и функций будущего центрального банка. Результатом стала схема, которую Олдрич представил Конгрессу США .

Олдрич выступал за полностью частный центральный банк с минимальным вмешательством государства, но пошёл на уступку в том, что государство должно быть представлено в совете директоров. Большинство республиканцев одобряло план Олдрича, но их поддержки было недостаточно для прохождения закона в Конгрессе. Прогрессивные демократы предпочитали резервную систему, находящуюся в собственности и под управлением государства, не подконтрольную банкирам и биржевикам. Консервативные демократы защищали идею частной, но децентрализованной резервной системы, которая через децентрализацию выводилась бы из-под контроля Уолл-стрит . Закон о Федеральном резерве , принятый Конгрессом в 1913 году, отражал мнение преимущественно представителей Демократической партии США; большинство республиканцев выступало против его принятия.

1923 год - для координации деятельности ФРС создан Комитет инвестиций открытого рынка (англ. Open Market Investment Committee (OMIC)). В него вошли управляющие федеральных резервных банков Нью-Йорка, Бостона, Филадельфии, Чикаго и Кливленда.

1930 год - на смену Комитету пришла Ассоциация политики открытого рынка (англ. Open Market Policy Conference (OMPC)), в состав которой вошли управляющие и члены совета директоров 12 федеральных резервных банков.

1933 год - сформирована Федеральная корпорация страхования депозитов (англ. Federal Deposit Insurance Corporation (FDIC)). Совет Федеральной резервной системы получил право вносить изменения в резервные требования банков, входящих в ФРС.

1935 год - после принятия Банковского закона (Banking Act) структура ФРС приобрела вид, существующий и поныне: Совет получил имя Совета управляющих (англ. Board of Governors ) ФРС, состоящий из 7 человек, один из которых является председателем Совета. В Совет больше не входили министр финансов и контролер денежного управления. Управляющих резервных банков переименовали в президентов, Ассоциация политики открытого рынка получила название Федерального комитета открытого рынка (Federal Open Market Committee (FOMC)) .

Современная история ФРС

В июле 1979 года президент США Джимми Картер назначил Пола Волкера председателем ФРС. Волкер сумел обуздать галопирующую инфляцию , сократив её до 1 % путём сокращения денежной эмиссии и ужесточения денежной политики. На посту председателя ФРС Пола Волкера в 1987 году сменил Алан Гринспен . С февраля 2006 года пост председателя ФРС занимал Бен Бернанке . В феврале 2014 пост председателя ФРС заняла Джанет Йеллен .

Юридический статус ФРС

В 1982 году суд центрального округа штата Калифорния вынес постановление по делу «Джон Льюис против Соединённых Штатов», в котором определил, что федеральные резервные банки, входящие в структуру ФРС, не являются учреждениями, к которым могут быть предъявлены иски частных лиц по закону об исках к государственным организациям и служащим (Федеральный закон о возбуждении деликтных исков (англ.) русск. ). Данное постановление суда относится к практике применения Федерального закона о возбуждении деликтных исков к федеральным резервным банкам и не выносит никаких определений относительно статуса ФРС в целом.

Функции ФРС

Текущие функции ФРС:

  • выполнение обязанностей центрального банка США
  • поддержание баланса между интересами коммерческих банков и общенациональными интересами
  • обеспечение надзора и регулирования банковских учреждений
  • защита кредитных прав потребителей
  • управление денежной эмиссией (с нередко конфликтующими целями: минимизация безработицы, поддержание стабильности цен, обеспечение умеренных процентных ставок)
  • обеспечение стабильности финансовой системы, контроль системных рисков на финансовых рынках
  • предоставление финансовых услуг депозитариям, в том числе правительству США и официальным международным учреждениям
  • участие в функционировании системы международных и внутренних платежей
  • устранение проблем с ликвидностью на местном уровне

Организационная структура

Структура ФРС

  1. Потребительский консультативный совет (англ.) русск.
  2. (англ.) русск.
  3. Федеральный консультационный совет (англ.) русск.

Ниже схематически представлена структура Федеральной резервной системы, где наглядно показаны её составляющие (с разной формой собственности) и объёмом власти (влияния).

Федеральное правительство через президента США
назначение
«FOMC » и консультационные советы и рабочие комитеты
совет
Совет управляющих Федеральной резервной системы Банки-члены
управление акционеры
Советы управляющих Федеральных резервных банков

управление

12 региональных Федеральных резервных банков

Высшее руководство

Руководящим органом ФРС является Совет управляющих Федеральной резервной системы в составе 7 членов, которых назначает президент США с одобрения сената . Каждый член Совета назначается сроком на 14 лет без права продления полномочий . Раз в два года назначается один член Совета, и каждый президент, таким образом, может назначить только двух членов (либо четырёх, если президент избирается на второй срок), при условии, что кто-либо не освобождает пост раньше срока.

Совет управляющих возглавляет председатель и его заместитель, которые выбираются президентом из семи членов Совета сроком на четыре года без ограничений на продление полномочий .

Законом о ФРС предусматривается право президента США уволить любого члена Совета . Так, президент Рейган уволил председателя Совета Пола Волкера в 1987 году .

Член Совета

Вступил в должность

Окончание полномочий

Джанет Йеллен

(председатель)

1 февраля, 2014 31 января, 2024

(в качестве председателя)

Стэнли Фишер 28 мая 2014 31 января, 2020
Джером Пауэл 25 мая 2012 31 января, 2028
Дэниел Тарулло 28 января, 2009 31 января, 2022
Лайл Брейнард 16 июня, 2014 31 января, 2026

Стэнли Фишер был избран заместителем председателя совета 16 июня 2014 года, окончание полномочий 12 июня 2018 года.

Центральные учреждения ФРС находятся в Вашингтоне .

Функции Совета:

  • надзор за системным функционированием ФРС;
  • принятие решений в области регулирования;
  • определение требований к валютному резервированию.

Федеральные резервные банки

Совету управляющих подчинены 12 региональных отделений ФРС, называемых «федеральными резервными банками». Региональные отделения географически расположены в 25 филиалах и осуществляют свои полномочия в закреплённых за ними штатах, называясь по имени тех городов, в которых расположены их штаб-квартиры (Сан-Франциско, Канзас-Сити и т. п.).

Каждое региональное отделение имеет собственный совет управляющих , состоящий из 9 членов и разбитый на классы A, B и C, по три человека в каждом :

Президент каждого регионального отделения назначается с согласия совета управляющих ФРС.

Каждый регион имеет цифровое и буквенное обозначение в алфавитном порядке согласно списку:

Номер территории Буква Расположение центра Федеральный резервный банк Сайт
1 A Бостон (штат Массачусетс) Федеральный резервный банк Бостона http://www.bos.frb.org
2 B Нью-Йорк (штат Нью-Йорк) Федеральный резервный банк Нью-Йорка http://www.newyorkfed.org
3 C Филадельфия (штат Пенсильвания) Федеральный резервный банк Филадельфии (англ.) русск. http://www.philadelphiafed.org
4 D Кливленд (штат Огайо) Федеральный резервный банк Кливленда (англ.) русск. http://www.clevelandfed.org
5 E Ричмонд (штат Виргиния) Федеральный резервный банк Ричмонда (англ.) русск. http://www.richmondfed.org
6 F Атланта (штат Джорджия) Федеральный резервный банк Атланты (англ.) русск. http://www.frbatlanta.org
7 G Чикаго (штат Иллинойс) Федеральный резервный банк Чикаго (англ.) русск. http://www.chicagofed.org
8 H Сент-Луис (штат Миссури) Федеральный резервный банк Сент-Луиса (англ.) русск. http://www.stlouisfed.org
9 I Миннеаполис (штат Миннесота) Федеральный резервный банк Миннеаполиса http://www.minneapolisfed.org
10 J Канзас-Сити (штат Миссури) Федеральный резервный банк Канзас-Сити (англ.) русск. http://www.kansascityfed.org
11 K Даллас (штат Техас) Федеральный резервный банк Далласа (англ.) русск. http://www.dallasfed.org
12 L Сан-Франциско (штат Калифорния) Федеральный резервный банк Сан-Франциско http://www.frbsf.org

Функции региональных отделений ФРС:

  • устанавливать учётные ставки с разрешения совета управляющих ФРС;
  • отслеживать состояние местных экономических и финансовых учреждений;
  • предоставлять финансовые услуги правительству США и другим депозитариям.

Федеральный комитет по открытому рынку

Между советом управляющих ФРС и региональными отделениями ФРС организационно находится Федеральный комитет по открытому рынку (FOMC), являющийся ключевым органом, заведующим монетарной политикой. Его решения направлены на стимулирование экономического роста при сохранении стабильности цен и денежного обращения.

Федеральный комитет по открытому рынку состоит из 12 членов :

  • 7 членов совета управляющих ФРС
  • 4 члена из числа президентов ФРБ - избираются на один год на ротационной основе. Ротация заключается в том, что каждый год совет управляющих ФРС избирает одного члена из числа президентов ФРБ в каждой из четырех групп:
  1. Бостон , Филадельфия (англ.) русск. , и Ричмонд (англ.) русск.
  2. Кливленд (англ.) русск. и Чикаго (англ.) русск.
  3. Атланта (англ.) русск. , Сент-Луис (англ.) русск. , и Даллас (англ.) русск.
  4. Миннеаполис , Канзас-Сити (англ.) русск. , и Сан-Франциско
  • президент ФРБ Нью-Йорка служит на постоянной основе. Считается, что пост президента совета управляющих федерального резервного банка Нью-Йорка является вторым по значимости в руководящей структуре ФРС. В администрации 44-го президента США Барака Обамы пост 75-го министра финансов занял Тимоти Гайтнер , ранее возглавлявший ФРБ Нью-Йорка.

Не имеющие права голоса президенты ФРБ посещают заседания Комитета, участвуют в дискуссиях, и участвуют в оценке экономики и возможных вариантов развития. Протоколы заседаний комитета регулярно публикуются на официальном сайте ФРС . Календарь заседаний и время публикации протоколов заранее известны и являются значимыми финансовыми новостями.

Банки-члены

Любой коммерческий банк, соответствующий требованиям ФРС, может стать собственником (акционером) местного регионального отделения.

  • Количество национальных банков составляет 1933 банка, все являются членами ФРС.
  • Банки штатов - 5430 банков, из которых 829 банка являются членами ФРС. Таким образом, из 7363 банков членами являются 2762, что составляет около 38 % от общего количества.

Функции банков-акционеров ФРБ:

  • получение фиксированного дивиденда по акциям ФРБ взамен на внесённый депозит;
  • участие в выборах 6 из 9 управляющих местного регионального отделения (классов A и B).

Особенности ФРС как центрального банка

Форма собственности капитала

Капитал федеральных резервных банков имеет акционерную форму собственности и сформирован при продаже акций этих банков. Основными покупателями являются коммерческие банки, которые не получают права голоса, но могут избирать 6 из 9 управляющих местного регионального отделения, а также получать дивиденды. В этом плане США отличаются от стран, где капитал центрального банка полностью принадлежит государству (Великобритания, Канада) или является акционерным с долей государства в нём (Бельгия, Япония).

Акции федеральных резервных банков, получаемые банками в обмен на резервный капитал, обладают рядом ограничений: их невозможно продать или обменять, по ним выплачивается фиксированный дивиденд - 6 % годовых, не зависящий от прибыли ФРС .

Операционная прибыль

Текущий балансовый отчёт ФРС: Статистический отчёт ФРС, раздел H.4.1 (англ.)

Самостоятельность

Предоставление широкой автономности ФРС при принятии решений сочетается с подотчётностью и проверяемостью деятельности, которая должна проходить в законодательно оговоренных рамках.

Согласно закону о Федеральном резерве, ФРС ежегодно отчитывается перед палатой представителей Конгресса США, дважды в год - перед банковским комитетом Конгресса США.

Деятельность банков ФРС не менее раза в год проходит аудит Счётной палаты США (англ. Government Accounting Office), или крупными независимыми аудиторскими фирмами национального уровня . Принятая в 1978 году поправка к закону о «Бухгалтерии и аудите» 1950 года регулирует деятельность аудиторов . Так, аудиты, проводимые в ФРС, не включают рассмотрение действий и решений, связанных с монетарной политикой (в том числе операций с банковскими займами) и любых других транзакций, авторизованных FOMC. Аудиторы также не проверяют операции ФРС на открытом рынке, транзакции с иностранными правительствами, банками и другими финансовыми организациями . В 1993 году Счётная палата США обратилась в Конгресс США с просьбой снять ограничения со своих аудиторских полномочий , но Конгресс ответил отказом. В 2009 году конгрессмен Рон Пол инициировал законопроект HR 1207 («Закон о прозрачности Федерального Резерва»), ставивший целью проведение одноразового полномасштабного аудита ФРС до конца 2010 года . 25 июля 2012 года законопроект был одобрен с некоторыми поправками Палатой Представителей со счётом голосов 327 «за» и 98 «против» . Для окончательного принятия закона он должен получить поддержку в Сенате , при этом обе палаты должны прийти к консенсусу относительно содержания закона.

Денежная масса в обращении

Отчет о текущих показателях денежной массы в обращении регулярно публикует совет управляющих ФРС. Он отражает так же динамику изменения основных денежных агрегатов М2 и М3 , из которых основным финансово-банковским показателем находящейся в обращении денежной массы считается денежный агрегат М2.

Методика расчета показателей определяется ФРС :

Показатель Описание
M0 Общее количество наличных денег, плюс счета в центральном банке, которые могут быть обменяны на наличные.
M1 M0 + часть M0 в качестве резерва или наличные в хранилище + депозиты до востребования («текущий чековый счёт», с которого снимаются деньги по чекам клиента или «текущий банковский счет», возможна выписка чеков, в том числе привязанные к дебетным пластиковым картам)).
M2 M1 + большинство срочных вкладов , депозитные счета денежного рынка (англ.) русск. , а также депозитные сертификаты до $100,000.
M3 M2 + все остальные депозитные сертификаты, депозиты в евродолларах и сделки РЕПО .

Данные по агрегату М3 заканчиваются в марте 2006 года, так как ФРС прекратила публиковать эти сведения, мотивируя тем, что стоимость сбора данных весьма существенная, а получаемая информация незначительна. Остальные три денежных агрегата будут продолжаться публиковаться в деталях и дальше .

Частичное банковское резервирование приводит к значительному превышению итоговой величины денежной массы над количеством денег центрального банка за счёт создания денег коммерческих банков . Например, в январе 2007 года, количество денег центрального банка было $750,5 миллиардов , в то время как количество денег коммерческих банков (в агрегате М2) $6,33 триллиона долларов.

Критика деятельности ФРС

Как история принятия закона о ФРС, так и текущая деятельность ФРС является предметом различных обвинений и критики ФРС (англ.) русск. .

  • По мнению Германа Грефа , значительную роль в наступлении кризиса 2008-2009 годов сыграла «противоречивая роль Федеральной резервной системы (ФРС) США. Она одновременно является центром национальной эмиссии и центром эмиссии мировой резервной валюты» . Однако это противоречие было хорошо известно задолго до этого кризиса. Его сформулировал ещё в начале 1960-х Роберт Триффин , и с тех пор оно было известно в экономической литературе как парадокс Триффина .
  • На видео «Главный инспектор ФРС не может объяснить, куда пропали 9 триллионов долларов»  (англ.) во время слушаний (англ.) русск. в Комитете палаты представителей по финансовым услугам (англ.) русск. конгрессмен Алан Грейсон (англ.) русск. спрашивает главного инспектора ФРС Элизабет Коулман о триллионах долларов, выданных в кредит или потраченных ФРС, и куда именно они пошли, и о триллионах внебалансовых обязательств. Элизабет Коулман отвечает, что главный инспектор не знает и не отслеживает, где эти деньги. (Судя по отчёту Счётной палаты США (GAO), речь шла о кредитах первичным дилерам (PDCF) - овернайтах с залоговым обеспечением, то есть кредитах на один день, причём приводилась суммарная цифра за два года без учёта возвратов . Это значит, что хотя общая сумма кредитов и составила за эти годы несколько триллионов долларов, величина кредита в любой текущий момент составляла в среднем лишь несколько миллиардов. Программа PDCF была закрыта 1 февраля 2010 г., и все кредиты были полностью возвращены Федрезерву. В настоящий момент информация о получателях кредитов PDCF доступна на сайте совета управляющих ФРС (англ.) .)

Примечания

  1. Кто владеет Федеральным резервом? (англ.)
  2. Главой ФРС США впервые стала женщина (англ.)
  3. Вести Экономика ― Что нужно знать о Джанет Йеллен
  4. Вклад Пола Варбурга в создание ФРС (англ.)
  5. (англ.)
  6. Действующий закон о ФРС на сайте совета управляющих ФРС (англ.)

В этой статье рассмотрим, что представляет собой Федеральная Резервная Система (ФРС) США , как она была создана, что включает в себя, как функционирует и т.д. Все это очень важно знать и понимать, поскольку ФРС США оказывает существенное влияние на экономические процессы не только в Америке, но и во всем мире.

Итак, Федеральная Резервная Система (Federal Reserve, Fed, ФРС, Федрезерв) – это структура, выполняющая функции Центрального банка США. Свою деятельность ФРС ведет с 23 декабря 1913 года, когда она была создана с целью противодействия мощным , постигавшим банковскую системы страны (до этого функции ЦБ в США выполняли сразу несколько Национальных банков, которые уже не справлялись со своей задачей и не могли достойно противостоять негативным процессам в экономике).

Структура ФРС США.

В первые годы своего существования структура ФРС США несколько раз менялась, и наконец, в 1935 году обрела тот вид, в котором и функционирует по сегодняшний день. Федеральная Резервная Система США включает в себя:

Федеральные резервные банки в количестве 12 штук, они же – региональные отделения ФРС. Банки Федеральной Резервной Системы территориально находятся в 11 разных городах разных штатов США: в Бостоне (Масачусетс), Нью-Йорке (Нью-Йорк), Филадельфии (Пенсильвания), Кливленде (Огайо), Ричмонде (Виргиния), Атланте (Джорджия), Чикаго (Иллинойс), Сент-Луисе (Миссури), Канзас-Сити (Миссури), Миннеаполисе (Миннесота), Далласе (Техас), Сан-Франциско (Калифорния). И, соответственно, имеют названия Федеральный резервный банк Бостона, Федеральный резервный банк Нью-Йорка, и т.д.

В каждом банке ФРС есть свой совет управляющих, состоящий из 9 членов трех категорий: A, B и C, у каждой из которых есть свои функции. Федеральные резервные банки ФРС являются коммерческими, а не государственными структурами.

Совет управляющих ФРС – орган, управляющий системой, состоящий из 7 сотрудников, которых назначает президент США, а затем утверждает Сенат. Члены Совета управляющих назначаются на 14 лет, без права переназначения. В полномочиях Совета управляющих ФРС сосредоточены все ключевые функции любого Центрального банка: операции с ценными бумагами на открытом рынке, изменение учетной ставки и нормы резервирования для коммерческих банков.

Федеральный комитет по операциям на открытом рынке ФРС США (известен как FOMC) – орган, который отвечает за стабильность цен в стране, обеспечение экономического роста, регулирование рынка труда, а также за вопросы международной торговли и внешних платежей. В состав этого комитета входят 12 человек: 7 членов Совета управляющих и 5 президентов резервных банков.

Это основные институты, составляющие структуру ФРС США. Помимо них, туда еще входят 3 консультативных совета:

  • Потребительский;
  • Общества депозитарных институтов;
  • Федеральный.

Таким образом, высшим органом руководства Федеральной Резервной Системы США выступает Совет управляющих, который, в свою очередь назначается президентом и утверждается Сенатом. На сегодняшний день председателем Совета управляющих является Джанет Йеллен .

Главной особенностью Федеральной Резервной Системы США, отличающей ее от Центробанков других стран, является то, что ФРС – это коммерческая структура, созданная за счет не государственного, а частного капитала. ФРС является акционерным обществом, акции которого могут свободно приобретать коммерческие банки США, отвечающие определенным требованиям. После приобретения пакета акций, кредитная структура становится банком-членом ФРС. На сегодняшний день членами ФРС являются более 1900 национальных банков США и более 800 банков отдельных штатов. При этом в целом по стране акционерами-членами ФРС выступают только около 40% кредитных учреждений.

Важно отметить, что акционеры ФРС имеют довольно ограниченные права в сравнении с акционерами других компаний. Например, они не могут влиять на принятие важных решений по монетарной политике – это находится в компетенции Совета управляющих.

При этом в стране существуют и 2 органа, которые контролируют деятельность Федеральной Резервной Системы – это Палата представителей конгресса США и Банковский комитет конгресса США. Эти структуры проводят аудиторские проверки ФРС и анализируют ее отчетность. Также, согласно Закону о Федеральной резервной системе, президент страны имеет право уволить любого члена Совета управляющих, но на практике таких случаев еще не было. А вот наложить вето на любое решение Совета управляющих уже не может никто.

Функции ФРС США.

Давайте рассмотрим основные функции, которые выполняет Федеральная Резервная Система США.

  1. Денежная эмиссия. Исключительные полномочия по определению необходимости и объема эмиссии долларов принадлежат именно ФРС. На практике эмитированные доллары в подавляющем большинстве вкладываются в покупку государственных казначейских облигаций США как главный актив ФРС, после чего поступают в обращение.
  2. Надзорно-регулятивные функции. Как и любой Центральный банк, ФРС США осуществляет надзор и регулирование банковской системы страны: выпускает нормативные акты для коммерческих банков, лицензирует их, контролирует их работу и т.д.
  3. Баланс соблюдения интересов граждан и кредитных структур. В частности, сюда входит защита прав заемщиков и вкладчиков банков, регулирование процентных ставок и т.д.
  4. Обеспечение экономической стабильности в стране. Тоже одна из важных функций ФРС, которую система выполняет наряду с некоторыми другими структурами США.
  5. Обеспечение ликвидности и кредитование банковской системы. Как и любой ЦБ, ФРС США следит за выполнением банками страны обязательных нормативов ликвидности, и при необходимости предоставляет коммерческим банкам кредиты. Также в ФРС хранятся отчисляемые обязательные резервы банков страны.
  6. Управление системой внутренних и внешних платежей.
  7. Оказание услуг депозитария для государственных органов и официальных международных компаний.
  8. Укрепление влияния и роли США в мировой экономике.

Главная цель ФРС США, как и любого Центрального банка – обеспечить стабильный экономический рост в стране при оптимальных показателях инфляции.

Федеральная резервная система США: интересные факты.

Поскольку ФРС – это коммерческая акционерная структура, она зарабатывает прибыль, которую использует для оплаты труда персонала, а также распределяет среди своих акционеров в виде . Но основная доля дохода Федеральной Резервной Системы США при этом перечисляется в федеральный бюджет страны – в Казначейство США.

Интересен и сам принцип денежной эмиссии, которую проводит ФРС. Фактически получается, что доллары США не принадлежат государству, а принадлежат частной акционерной компании. На долларовых банкнотах написано “Federal Reserve note”, то есть “Банкнота федерального резерва” (а не банкнота США). Государство фактически берет в долг доллары у ФРС за свои облигации, которые потом погашает еще и с процентами. Вот такая интересная схема.

Особую важность всегда имеют заседания ФРС США, на которых принимаются определенные решения, касающиеся монетарной политики страны. Сами заседания проходят несколько раз в год, иногда – каждый месяц, иногда нет. Расписание заседаний ФРС США составляется заранее на весь год, их даты всегда известны. Так, например, на 2016 год всего запланировано 8 таких мероприятий.

Поскольку доллар – это основная мировая валюта, такие решения всегда оказывают очень существенное влияние не только на экономику США, но и на все мировые : на котировки ценных бумаг, курсы валют, стоимость товаров мирового спроса и т.д. Поэтому к заседаниям ФРС США всегда приковано внимание финансистов, аналитиков, биржевых трейдеров всего мира. Заседания всегда заканчиваются пресс-конференцией Председателя ФРС, а их результаты публикуются в 14 часов по Нью-Йорку. Именно в момент пресс-конференции и публикации отчетов всегда происходят существенные колебания на мировых рынках.

История ФРС США говорит о том, что системой чаще всего руководили грамотные и независимые в своих решениях финансисты, не занимающиеся популизмом, а действительно решающие глобальные задачи, стоящие перед структурой, иногда действуя новыми, нестандартными методами. Так, например, именно Федеральная Резервная Система США разработала и успешно внедрила . Федрезерв не раз продемонстрировал грамотную борьбу с инфляцией и дефляцией и успешное преодоление мощных финансовых кризисов.

Лидирующие позиции экономики США и американской валюты в мире тоже можно считать одним из показательных достижений ФРС.

Теперь вы имеете представление о том, что такое Федеральная Резервная Система США, из чего она состоит и как функционирует.

До новых встреч на ! Повышайте свою финансовую грамотность вместе с нами!

Федеральная резервная система (ФРС) – организация, выполняющая функции Центрального банка США.

Свою историю ФРС ведет с 1913 года, когда был принят закон «О федеральном резерве». Предшественниками ФРС были последовательно несколько частных банков, которые оказались не в состоянии создать эффективную централизованную финансовую систему страны. Создание ФРС явилось результатом противодействия ряду межбанковских кризисов в 1873-м, 1893-м и 1907 году, из-за которых стала очевидной необходимость в едином регулирующем и эмиссионном органе.

На сегодняшний день ФРС берет на себя следующие функции:

  • выполнение задач Центрального банка страны;
  • соблюдение баланса между общественными интересами в США и интересами коммерческих банков;
  • надзор и регулирование банковской системы страны, защита интересов инвесторов и клиентов кредитных организаций;
  • проведение эмиссии денег – долларов США ;
  • регулирование и стабилизация финансовых рынков, контроль за рисками;
  • оказание депозитарных услуг для правительства США и официальных международных учреждений;
  • участие в функционировании системы международных и внутренних платежей;
  • устранение проблем с ликвидностью на местном уровне и предоставление займов кредитным организациям;
  • укрепление роли США в мировой экономике.

На сегодняшний день ФРС включает следующие основные структурные подразделения: совет управляющих, состоящий из семи человек, назначаемых президентом США и утверждаемых конгрессом сроком на 14 лет; Федеральный комитет по открытым рынкам, Федеральный консультационный совет, 12 федеральных резервных банков, являющихся региональными представителями ФРС, и остальные кредитные организации – участники системы.

Особенность ФРС (в отличие от традиционных ЦБ других стран, например Банка Англии или Центрального банка РФ) в том, что она построена не на государственном, а частном капитале. Любая кредитная организация, соответствующая требованиям ФРС, может приобрести ее акции . Это позволяет получать фиксированный дивидендный доход, а также дает право голоса при избрании шести из девяти управляющих региональных отделений.

Контроль за деятельностью ФРС осуществляют палата представителей конгресса США, перед которой нужно отчитываться ежегодно, и Банковский комитет конгресса (отчет два раза в год). ФРС ежегодно проходит аудиторскую проверку. Кроме того, с точки зрения закона президент США может уволить любого управляющего ФРС, но эта норма до настоящего времени никогда не применялась.

Одна из самых важных функций ФРС – денежная эмиссия. На практике она производится следующим образом. Выпущенные деньги идут в основном на покупку долговых операций правительства США – казначейских обязательств. Лишь потом банкноты поступают в обращение.

Часть прибыли ФРС, получаемая по госбумагам, а также в результате операций на открытых рынках, идет на выплаты зарплат сотрудникам, дивидендов банкам – участникам системы. Основная доля доходов перечисляется в доход федерального бюджета.

Федеральная резервная система, или ФРС, выполняет функции центрального банка Соединенных Штатов. В этой связи она несет ответственность за разработку и реализацию денежно-кредитной политики, банковский надзор, а также предоставление финансовых услуг депозитным институтам и федеральному правительству. Будучи самостоятельным институтом, она не зависит ни от Конгресса США, ни от правительства.

Структура ФРС отличается от структуры большинства центральных банков мира. Так, функции принятия решений распределены между двенадцатью региональными членами системы. ФРС может контролировать денежное предложение, что оказывает влияние на процентные ставки. Так как уровень ставки процента является ключевой переменной, определяющей рост или спад экономики, ФРС фактически влияет на будущее состояние экономики.

История Федеральной резервной системы

Перед созданием сегодняшней ФРС были предприняты две попытки создания центрального банка в США. Первая попытка была инициирована Александром Гамильтоном (Alexander Hamilton) и вылилась в образование первого Банка США, который был учрежден в 1791 году и функционировал до 1811 года. Вторая попытка, предпринятая в 1816 году, привела к созданию второго Банка США. Этот банк был учрежден конгрессом для сдерживания инфляции, которая последовала за войной 1812 года.

С самого начала у идеи создания центрального банка, который мог бы сосредоточить огромную власть, было очень много противников. Во главе оппозиции созданию центрального банка стоял президент Эндрю Джексон (Andrew Jackson), который считал, что частный банк не справился бы с задачей обеспечения стабильности валюты, а также был бы слишком привилегированным, поэтому само его создание было бы неконституционным. «Банковская война» президента Джексона против создания Банка США была в итоге выиграна в 1833 году, когда властным решением Джексон вывел из этого банка все депозиты федерального правительства. Этот неоднозначный ход так ослабил банк, что когда в 1836 году лицензия банка истекла, он прекратил свое существование.

Федеральная резервная система была учреждена Конгрессом США в декабре 1913 года с принятием Акта о Федеральном Резерве (Federal Reserve Act). Основными поборниками этого акта были президент Вудро Вильсон (Woodrow Wilson) и сенатор от Вирджинии Картер Гласс (Carter Glass). Главной целью её создания была защита банковской системы от ослабляющих её регулярных кризисов. Паника в 1893 и 1895 годах и, более всего, глубокий кризис 1907 года нанесли серьезный ущерб экономике, и все усиливались требования создать централизованную систему, которая могла бы стабилизировать экономику с помощью контроля денежного предложения. Фактически, функцией ФРС было служить «банком для банков», обеспечивая стабильность банковской системы.

Структура собственности ФРС уникальна и потому подвергается периодической критике. Теоретически, ФРС владеют все коммерческие банки, работающие в системе, так как банки-члены обязаны покупать ценные бумаги ФРС в своем регионе. Однако ФРС также рассматривается как правительственное агентство. Эта необычная двойственность привела к судебному процессу, инициированному в 1930 году несколькими конгрессменами. Они утверждали, что так как ФРС принадлежит частным владельцам, её здание в Вашингтоне должно облагаться налогами на недвижимость. После нескольких лет судебных маневров, включая попытку продать здание с аукциона в 1941 году, ФРС в конце концов была провозглашена независимым подразделением правительства. Банки Федеральной резервной системы официально называются правительственными посредниками (government instrumentalities), то есть корпорациями, уполномоченными федеральным правительством действовать в государственных интересах.

Организация Федеральной резервной системы

Основными элементами ФРС являются Совет управляющих (the Board of Governors), Федеральный комитет по операциям на открытом рынке (ФКОР, Federal Open Market Committee - FOMC), 12 региональных федеральных резервных банков, консультативные советы (Advisory Councils) и банки-члены. Каждый из этих органов участвует в процессе принятия решений. Рассмотрим каждый из этих элементов.

Совет управляющих ФРС является наивысшим органом власти в ФРС. Его функции схожи с функциями совета директоров корпорации, так как он осуществляет руководство и надзор за исполнением директив и политики ФРС. В Совет входят 7 членов, назначаемых президентом США и утверждаемых Конгрессом США. Изначально члены Совета назначались на срок 10 лет. Банковский акт (Banking Act) от 1933 года увеличил сроки до 12 лет, и следующий Банковский акт от 1935 года продлил их еще больше – до сегодняшних 14 лет. Эти сроки призваны обеспечивать преемственность политики ФРС, при этом в каждом четном году истекает срок одного из управляющих.

Совет управляющих окружен аурой огромной власти. В частности, председатель Совета воспринимается публикой как человек, обладающий глубинным пониманием экономики. Для сохранения этого имиджа председатель почти всегда голосует вместе с большинством, даже если это означает изменение его позиции уже после голосования.

Председатель Совета. Председатель Совета два раза в год, в феврале и в июле, подает в Конгресс США отчет о денежно-кредитной политике ФРС, о состоянии экономики и по другим финансовым вопросам. Как предписано Актом о полной занятости и сбалансированном росте (Full Employment and Balanced Growth Act), также известном как Акт Хамфри – Хоукинса (Humphrey-Hawkins Act), председатель должен представлять отчет Комитету сената по банкам, жилью и городским вопросам (Senate Committee on Banking, Housing, and Urban Aff airs), а также Комитету палаты по банкам, финансам и городским вопросам (House Committee on Banking, Finance, and Urban Aff airs) о целевых ориентирах ФРС. Он также регулярно встречается с президентом США и секретарем казначейства (Secretary of the Treasury).

Председатель Совета управляющих ФРС также является членом Национального консультативного совета по международным валютным и финансовым проблемам (National Advisory Council on International Monetary and Financial Problems) правительства США. Кроме того, председатель также является одним из представителей США в Международном валютном фонде (МВФ).

Один из семи членов Совета назначается президентом США на роль председателя сроком на четыре года. По традиции председатель, который не был переизбран, покидает Совет, независимо от времени, остающегося до истечения его 14-летнего срока в качестве члена Совета. Это объясняет исторический факт, что сроки работы председателей Совета были очень разными. Рекорд пребывания в этой должности принадлежит Вильяму МакЧесни Мартину (William McChesney Martin), который был председателем с 1951 по 1970 годы.

Функции Совета управляющих. Одной из важнейших задач совета является определение целей денежно-кредитной политики США. Кроме того, совет устанавливает коэффициент обязательного резервирования для банков и утверждает учетные ставки, устанавливаемые региональными резервными банками. В целом совет наблюдает за двенадцатью банками федерального резерва. Вдобавок совет наблюдает и регулирует деятельность коммерческих банков – членов ФРС, а также банковских холдингов. Все члены Совета управляющих также являются голосующими членами Федерального комитета по операциям на открытом рынке.

Совет управляющих инициирует исследования общего финансового состояния экономики. Многие из этих исследований проводятся экономистами самой ФРС, которые постоянно «держат руку на пульсе» экономики. Также совет управляющих публикует «Федеральный резервный бюллетень» (Federal Reserve Bulletin), издает ежемесячный журнал с экономической и финансовой информацией, и «Службу регулирования федерального резерва» (Federal Reserve Regulatory Service), в котором правление представляет информацию, относящуюся к регулирующим задачам ФРС.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ПО ОПЕРАЦИЯМ НА ОТКРЫТОМ РЫНКЕ

Основной способ регулирования Федеральной резервной системой денежного предложения осуществляется посредством действий Федерального комитета на открытом рынке (ФКОР). Закон предписывает ФКОР собираться как минимум раз в четыре года. На практике члены комитета встречаются примерно восемь раз в году.

Все семь членов Совета управляющих являются членами комитета. К тому же 5 из 12 президентов региональных резервных банков также являются членами ФКОР. Из этих пяти постоянным членом является президент Федерального резервного банка Нью-Йорка.

Другие четыре позиции распределяются каждый год среди президентов остальных 11 резервных банков. Хотя только 5 президентов региональных банков могут голосовать в ФКОР, обычно присутствуют и участвуют в дискуссиях все 12 президентов.

ФКОР был учрежден президентом нью-йоркского Федерального резервного банка для координации операций 12 резервных банков на открытом рынке. В первый год четыре, а затем пять президентов региональных банков составляли ФКОР. К 1923 году важность операций на открытом рынке возросла, и правление отменило изначальную структуру комитета, одновременно создав Комитет по инвестициям на открытом рынке (КИОР, Open Market Investment Committee – OMIC) под своим контролем. В 1930 году КИОР был преобразован в Конференцию по политике на открытом рынке (КПОР, Open Market Policy Conference), которая включала представителей всех 12 резервных банков, но требовала утверждения правлением всех своих решений. В 1935 году возникла структура сегодняшнего ФКОР. С того времени структура практически не претерпела изменений.

Закон предписывает правлению вести тщательную запись всех действий, предпринятых комитетом в отношении политики. Для этого после каждого собрания комитета подготавливается Протокол стратегических решений (Record of Policy Actions), который, тем не менее, не разглашается до следующего собрания комитета. Другой протокол, Протокол действий (Minutes of Actions), содержит детали всех принятых решений, независимо от того, имеют ли они стратегическое значение или нет.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ РЕЗЕРВНЫЕ БАНКИ

Федеральная резервная система включает 12 округов. В каждом округе функционирует свой резервный банк, осуществляющий надзор за деятельностью банков – членов ФРС, устанавливает учетную ставку для округа (хотя Совет управляющих фактически контролирует эту ставку с помощью права вето) и выполняет другие банковские операции. Каждый резервный банк может иметь филиалы в главных экономических центрах округа. Кроме того, он может открывать офисы в других городах.

Каждый банк, обладающий государственной лицензией, должен быть членом ФРС. Одним из условий членства является покупка ценных бумаг регионального резервного банка. Объем покупки должен составлять 6% капитала банка. Однако лишь половина этой суммы должна быть оплачена, тогда как другая половина платится лишь по требованию правления.

Все банки-члены получают установленный законом 6-процентный годовой дивиденд на сумму уплаченного ими капитала. В отличие от обычных акций, ценные бумаги резервного банка не могут быть проданы, переданы или использованы банком-членом в качестве обеспечения по ссуде.

Владение акциями резервного банка дает банкам-членам право избирать 6 из 9 его директоров. Трое из этих директоров становятся директорами класса А и обязательно должны быть профессиональными банкирами. Другие три являются директорами класса В и должны представлять небанковские виды бизнеса. Последняя тройка директоров резервного банка называется классом С и назначается Советом управляющих. Из трех директоров класса С Совет управляющих назначает председателя и заместителя председателя Совета директоров каждого из региональных банков. Это еще одна демонстрация высокого положения Совета управляющих в системе.

12 федеральных резервных банков выдают лицензии банкам в своих регионах. Они также осуществляют клиринговые операции, дают кредиты депозитным институтам, выпускают бумажные деньги, известные как банкноты федерального резерва. Вдобавок региональные банки ФРС публикуют периодические материалы с академическими статьями на актуальные темы.

За годы существования ФРС было образовано несколько консультативных советов для помощи Совету управляющих. Хотя эти советы не обладают полномочиями для принятия решений, они могут влиять на осуществление Советом управляющих денежно-кредитной политики. Основными советами являются Федеральный консультативный совет, Потребительский консультативный совет и Консультативный совет сберегательных учреждений.

Федеральный консультативный совет. Созданный с самого начала Актом о Федеральном резерве (Federal Reserve Act), этот совет включает в себя 12 членов, обычно влиятельных банкиров, из каждого региона ФРС. Каждый из 12 региональных резервных банков выбирает по одному члену Федерального консультативного совета.

Так как члены совета обычно председатели крупнейших банков США, они воспринимаются многими как инсайдеры, способные влиять на политику ФРС в своих интересах. Кроме того, эти инсайдеры могут быть посвящены в планы ФРС касательно денежной политики до того, как эта информация станет известной широкой публике. В некоторых случаях рекомендации Федерального консультативного совета помогли Совету управляющих улучшить свою работу.

Потребительский консультативный совет. При принятии стратегических решений правление ФРС также прислушивается к Потребительскому консультативному совету. Этот совет был создан в соответствии с постановлением Конгресса США в 1976 году для выработки рекомендаций Совета управляющих в области защиты прав потребителей для соблюдения предписаний Акта о защите прав потребителей (Consumer Protection Act). Он включает 30 членов, состоящих в совете по 3 года. В совет входят представители финансовых кругов, потребительских союзов, академики и юристы по вопросам прав потребителей. Совет встречается с членами Совета управляющих от трех до четырех раз в год.

Консультативный совет сберегательных учреждений. Данный совет был учрежден Советом управляющих в 1980 году в соответствии с требованиями Акта о либерализации депозитных институтов и денежном контроле (Depository Institution Deregulation and Monetary Control Act – DIDMCA). Совет состоит из представителей сберегательных банков, кредитных союзов, ссудо-сберегательных ассоциаций. Консультативный совет выносит на рассмотрение Совета управляющих ФРС вопросы, актуальные для депозитных учреждений.

БАНКИ – ЧЛЕНЫ ФРС

Любой банк, обладающей государственной лицензией, должен быть членом ФРС. Кроме того, любой банк с лицензией на осуществление операций в пределах штата может стать членом ФРС. Все банки-члены обязаны хранить свои резервы в своем региональном резервном банке. На эти резервы не начисляется банковский процент.

На протяжении 1970-х годов число банков-членов неизменно сокращалось. К концу десятилетия тенденция достигла угрожающих размеров. Банки выходили из членства в ФРС, так как оно подразумевало отвлечение средств в форме резервов из оборота, тогда как нормы резервирования для банков, работающих в пределах штата, были ниже, и эти средства приносили доход. С ростом процентных ставок упущенная выгода от неиспользования резервов становилась слишком большой для все возрастающего количества банков. В результате многие банки пригрозили выйти из системы.

Для преодоления кризиса в 1980 году Конгресс США принял Акт о либерализации депозитных институтов и денежном контроле (Depository Institution Deregulation and Monetary Control Act – DIDMCA). Этот закон фактически убирал различия между типами депозитных институтов. Кроме того, вышеназванный закон установил для всех банков, независимо от их членства в системе, одинаковые нормы обязательного резервирования. Эти новые правила обязательного резервирования распространялись также и на все остальные депозитные институты, включая ссудо-сберегательные ассоциации и кредитные союзы. В качестве компенсации за данное ужесточение правил банкам, не являвшимся членами ФРС, было разрешено пользоваться услугами ФРС, например, клирингом, на тех же условиях, что и членам системы.

С помощью этого акта желаемый результат был достигнут. В 1981 году, вскоре после принятия этого акта, 5500 (37%) банков из 15000 коммерческих банков США являлись членами ФРС. К 1991 году это число увеличилось до 6000 (43%) из 14000. Интересно отметить, что большая часть коммерческих банков не являются членами ФРС.

Инструменты денежно-кредитной политики ФРС

Основными инструментами денежно-кредитной политики ФРС являются нормы обязательного резервирования, операции на открытом рынке и учетная ставка. С помощью каждого из этих инструментов ФРС влияет на денежное предложение в экономике. В первые годы существования ФРС главным из этих инструментов было дисконтное окно. В последние годы самым значимым инструментом денежно-кредитной политики являются операции на открытом рынке.

РЕЗЕРВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Теоретически доля всех средств, получаемых депозитным институтом, должна храниться в ФРС либо в виде депозита, либо в виде наличной валюты. Тот процент средств, который должен оставаться в ФРС, называется нормой обязательного резервирования. Эта норма варьируется в зависимости от объема и вида средств, принятых депозитным институтом.

Акт о либерализации депозитных институтов и денежном контроле (Depository Institution Deregulation and Monetary Control Act – DIDMCA) установил одинаковые нормы резервирования для всех депозитных институтов. В соответствии с этим законом депозитными институтами являлись коммерческие банки, ссудо-сберегательные ассоциации, кредитные союзы, агентства и отделения иностранных банков, а также корпорации, образованные в соответствии с законом Эджа (Edge Act).

Совет управляющих ФРС имеет право изменять нормы обязательного резервирования в рамках, установленных Актом о либерализации депозитных институтов и денежном контроле. Например, норма резервирования для определенного объема средств на текущих счетах может варьироваться от 8 до 14%. Однако ФРС не имеет права устанавливать нормы резервирования для определенных видов депозитов. Так, средства на срочных депозитах физических лиц не подлежат резервированию, кроме исключительных обстоятельств.

Для депозитных институтов установлен минимальный объем от суммы их обязательств, который должен храниться в форме обязательных резервов. Однако обычно институты резервируют больше, чем установленный минимум, в форме избыточных резервов. Требования по обязательному резервированию должны обременять более мелкие институты в меньшей степени.

Резервируемые суммы подразделяются на заемные и незаемные. Незаемные средства могут поступить в распоряжение депозитных институтов только путем покупки их на открытом рынке. Заемные средства могут быть взяты в кредит у резервного банка через его дисконтное окно.

ОПЕРАЦИИ НА ОТКРЫТОМ РЫНКЕ

Под операциями на открытом рынке подразумевается покупка и продажа ценных бумаг на площадке открытого рынка Федерального резервного банка Нью-Йорка. Ежедневно менеджер по внутренним операциям (Manager for Domestic Operations) осуществляет эти операции в соответствии с директивами Федерального комитета по операциям на открытом рынке (ФКОР, Federal Open Market Committee – FOMC)10. Операции на открытом рынке – самое сильное оружие в арсенале ФРС. В сущности, через них определяется объем доступных депозитным институтам незаемных средств. Если ФРС покупает ценные бумаги, резервы системы растут; при продаже объем резервов снижается. Когда у депозитного института появляются избыточные резервы, то есть излишек над обязательным минимумом, институт будет расширять свой кредитный портфель до уровня, когда объем резервов уменьшится до установленного минимума. Таким образом, ФРС непосредственно влияет на поведение депозитных институтов, объем выданных кредитов и через них – на ставки процента и экономику.

Федеральный резерв может влиять на денежное предложение просто путем покупки или продажи государственных ценных бумаг, так как ФРС обладает уникальной способностью выставлять требования самой себе. Более того, по определению, любое требование депозитного института к ФРС считается резервом. Так происходит, когда ФРС выписывает чек для предъявления самой себе, например, для оплаты государственных бумаг физическим лицом. Этот чек в итоге вернется в ФРС от какого-либо депозитного института для клиринга, или погашения. Чтобы погасить чек, ФРС просто увеличивает сумму на резервном счете этого депозитного института. Это увеличение резерва является первым этапом процесса создания денег.

ДИСКОНТНОЕ ОКНО

После принятия Акта о либерализации депозитных институтов и денежном контроле в 1980 году все депозитные институты получили возможность доступа к «дисконтному окну» ФРС. Частные лица, товарищества (партнерства) и корпорации также могут пользоваться дисконтным окном для получения ссуд при «необычных безотлагательных обстоятельствах». В самом деле, именно дисконтное окно позволяет ФРС считаться национальным кредитором последней инстанции. Таким образом, дисконтное окно добавляет стабильности финансовой системе, особенно в кризисные периоды.

Акт о федеральном резерве от 1913 года требует, чтобы все ссуды, выданные через дисконтное окно, были обеспечены. На практике в качестве обеспечения используются ценные бумаги правительства США. Процент, взимаемый по кредитам, выданным через дисконтное окно, называется учетной ставкой. Эта ставка устанавливается советами директоров региональных резервных банков каждые 14 дней, но должна быть утверждена Советом управляющих. Хотя теоретически каждый округ ФРС может иметь различные учетные ставки, на практике эта ставка едина для всех 12 округов, так как экономика США в целом очень сильно интегрирована. Учетная ставка изменяется нечасто. Так, за десятилетие 1980-х годов, например, эта ставка менялась всего 28 раз с интервалами между каждым изменением от 2 недель до 20 месяцев. Исторически минимальная ставка составляла 0,5% в период между 1942 и 1946 годами; максимальная ставка 14% действовала с мая по ноябрь 1981 года.

В настоящее время термин «учетная ставка» не совсем корректен. Сегодня выдаваемые ФРС ссуды накапливают процент, который уплачивается при погашении. Однако до 1971 года ФРС выдавала ссуды на основе дисконта, то есть процент по ссуде вычитался в момент её предоставления. Термин «дисконтное окно» возник из-за того, что в прошлом для получения ссуды банки должны были приносить ценные бумаги, служащие обеспечением, и передавать их через окошко кассира. Иногда ФРС повышает ставку на 2-4%, особенно для крупных депозитных институтов, которые пользуются дисконтным окном слишком часто. Цель этого повышения – свести к минимуму злоупотребления. В самом деле, дисконтное окно воспринимается как крайняя мера, к которой учреждение может прибегать при отсутствии других возможностей выполнить свои обязательства. Другими словами, ФРС рассматривает пользование дисконтным окном как привилегию, а не как право.

Ссуды, выданные через дисконтное окно, обычно имеют форму корректировочных кредитов (adjustment credit), то есть кредитов, выданных на цели покрытия краткосрочного дефицита резервов. ФРС также предоставляет сезонные кредиты небольшим учреждениям, чтобы помочь им справиться с сезонными колебаниями в притоке или оттоке средств. Сезонные кредиты недоступны учреждениям с объемом средств на депозитах, превышающим 500 млн. долл., так как, по мнению ФРС, такие учреждения способны покрыть свои потребности с помощью денежного рынка. Названные две формы ссуд независимы друг от друга, то есть наличие сезонной ссуды не влияет на возможность привлечения депозитным институтом корректировочного кредита.

Изменения учетной ставки влияют на стоимость привлечения депозитными институтами резервов для поддержки роста депозитов. Так как изменения учетной ставки влияют на поведение депозитных институтов, она является важным инструментом осуществления денежно-кредитной политики.

БАЛАНС ФРС

Основная часть активов вложена в ценные бумаги правительства США - ценные бумаги составляют более 85% валюты баланса. Для сравнения: ссуды депозитным институтам составляют менее 1%. Так как операции с ценными бумагами проводятся на открытом рынке, а кредиты выдаются через дисконтное окно, очевидно, насколько операции на открытом рынке как инструмент денежно-кредитной политики важнее, чем выдаваемые кредиты.

Среди обязательств наибольший удельный вес занимают банкноты Федерального резерва. Этой суммой выражается почти весь объем валюты в стране. Доля банкнот Федерального резерва составляет около 88% валюты баланса. Следующими по значению идут депозиты – около 8%.

ДЕНЬГИ И ДЕЙСТВИЯ ФРС

С самого начала своей работы в 1914 году ФРС подвергалась нападкам критиков за то, что она является полусекретным учреждением, закрытым для наблюдения широкой публики. Критики утверждают, к примеру, что даже когда ФРС опубликовывает принятые решения, она делает это с существенной задержкой. В частности, дискуссии Федерального комитета по операциям на открытом рынке публикуются в бюллетене Федерального резерва, но только после следующего собрания комитета.

До принятия Акта Хамфри – Хоукинса в 1978 году ФРС не была обязана заявлять о целевых ориентирах денежного предложения роста. Принятие этого акта обязало председателя Совета управляющих ФРС два раза в год обсуждать и объяснять перед Конгрессом США цели политики. Но даже после этого некоторые наблюдатели отмечают, что декларации ФРС слишком обобщены и расплывчаты.

Это очевидное желание ФРС сохранять свою непрозрачность может объясняться тем, что принятие обществом денег требует серьезного доверия. В этом смысле ФРС выступает в качестве хранителя этого доверия. В конце концов, деньги могут быть простым кусочком бумаги или электронной записью в компьютере, поэтому ценность денег не заложена в них самих. Ценность денег зависит от желания общества принимать их как средство обращения.

Имеется достаточно примеров того, как общество теряло веру в свою валюту, что приводило к чудовищным последствиям. Наиболее печально известным примером из относительно недавнего времени является Германия 1920-х годов, когда люди буквально возили деньги на тачках, и цены часто удваивались за ночь. Важность этой экономической катастрофы нельзя переоценить, так как это привело к власти Гитлера и в итоге – ко второй мировой войне.

В некоторых обществах денежно-кредитное регулирование связывалось с религией. Например, в древние времена иудеи совершали банковские операции в храмах. Монеты также чеканились в храмах, после чего освящались священниками, что делало их приемлемыми для общества. Римские монеты изготавливались в храме богини Юноны, также называемого «moneta» – корень латинского слова «money» - деньги. Впрочем, даже в наши дни здания центральных банков часто напоминают храмы.

По материалам книги Роберта В. Колба, Риккардо Дж. Родригеса «Финансовые институты и рынки»