Банковские группы и холдинги. Банковские холдинги в России

Инвестиции

Под банковским холдингом понимается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитной организации (кредитных организаций), в котором юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского холдинга), имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации (кредитных организаций).

Таким образом, для признания юридических лиц участниками банковского холдинга необходимо одновременное наличие следующих условий:

  1. объединение юридических лиц, одно из которых является кредитной организацией;
  2. юридическое лицо, не являющиеся кредитной организацией, имеет возможность оказывать существенной влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации.

Начнем с первого из перечисленных условий, а именно, с объединения юридических лиц, одно из которых является кредитной организацией.

Действующее законодательство в отношении банковского холдинга не содержит критериев достаточных для определения существования объединения юридических лиц, не являющегося юридическим лицом. Однако, при этом есть одно небольшое уточнение, которое стоит принимать во внимание. Согласно приложению 1 к Инструкции ЦБ РФ от 16.01.2004г. №110-И «Об обязательных нормативах банков» предусмотрена такая категория как «связанные с банком лицам ». Под ними понимаются физические и юридические лица, которые могут воздействовать на принимаемые банком решения об осуществлении сделок, несущих кредитный риск (о выдаче кредитов, гарантий и т.д.), включая существенные условия сделок, а также лиц, на принятие решения которыми может оказывать влияние банк. К связанным с банком лицами могут в том числе относиться: аффилированные лица банка; не относящиеся к аффилированным лицам банка (участники) банка, которые имеют право распоряжаться 5 и более процентами голосующих акций (долей участия) банка, и их аффилированные лица; не относящиеся к аффилированным лицам банка инсайдеры.

Введение связанных с банком лицами в контексте банковского холдинга позволяет сделать вывод о том, что некоторых из них являются и участниками банковского холдинга в связи с совпадением критериев являющихся основанием для их квалификации в качестве таковых. Однако, это не отвечает на вопрос о порядке создания и признаках самого банковского холдинга, который является основным в рассматриваемой теме.

В связи с этим, по нашему мнению, необходимо обратить внимание на правовые нормы, регулирующие правовой статус объединений юридических лиц, которые признаются в качестве самостоятельных юридических лиц. В частности, в силу п.4 ст.50 ГК РФ допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов. При этом, согласно п.1 ст.11 ФЗ от 12.01.1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» коммерческие организации могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями. Следовательно, создание объединения юридических лиц возможно только в случае заключения соответствующего договора между его участниками. Предполагаем, что условия данного соглашения будут определять, в частности, предмет и цель деятельности после объединения организаций, права и обязанности участников, порядок и форму обмена информацией между головной организацией банковского холдинга и другими участниками банковского холдинга при формировании Списка участников определяется самой Головной организацией (Управляющей компанией) банковского холдинга.

Банковский холдинг может быть признан существующим только с момента заключения соответствующего соглашения об этом между его участниками, если иное не определено самим соглашением.

Второе из условий, которое необходимо для признания наличия банковского холдинга, заключается в том, что юридическое лицо, не являющиеся кредитной организацией, имеет возможность оказывать существенной влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации. При этом, под существенным влиянием понимается возможность определять решения, принимаемые органами управления юридического лица, условия ведения им предпринимательской деятельности по причине участия в его уставном капитале и (или) в соответствии с условиями договора , заключаемого между юридическими лицами, входящими в состав банковского холдинга, назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа юридического лица, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета) юридического лица.

При этом, обращаем внимание на то, что законодатель связывает возможность оказывать влияние не на отдельные из решений, принимаемые органами управления, а на все их решения. Только так, как нам представляется, можно понять использование в ст.4 Закона о банках и банковской деятельности, термина «решения, принимаемые органами управления юридического лица». Дополнительно это обосновывается грамматическим толкованием правовой нормы, содержащейся указание на существенность влияния на решения, принимаемые органами управления, в частности, законодатель перечисляет в качестве необходимых для признания существенного влияния и возможность определятьрешения, принимаемые органами управления юридического лица, и возможность определять условия ведения им предпринимательской деятельности по причине участия в его уставном капитале и (или) в соответствии с условиями договора, заключаемого между юридическими лицами, входящими в состав банковского холдинга, и возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа юридического лица, и возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета) юридического лица (далее, основания).

Таким образом, использование союза «и» как связующего однородные слова в приведенном ранее контексте, позволяет утверждать о необходимости одновременного наличия всех перечисленных ранее оснований.

К тому же, особого внимания в контексте ст.4 Закона требует «решения принимаемые органами управления юридического лица». Подобное указывает, что законодатель объединяет все возможные решения в разных областях деятельности организации, ее органов управления, причем любых органов управления.

Однако, хотелось бы обратить внимание на некоторые особенности принятия решений органами управления юридического лица, даже с учетом наличия у каждого из них собственной компетенции, отличающейся от компетенции других органов. Но прежде, напомним, что в силу ст.1 Закона о банках и банковской деятельности кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество. Согласно п.3 ст.66 ГК РФ хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью. В связи с тем, что общества с дополнительной ответственностью являются достаточно редким явлением, то целесообразно остановиться на первых двух видах юридических лиц. Т.к. согласно п.1 ст.53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами, то в соответствии с ГК РФ, Федеральным законом от 08.02.98г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее, Закон об ООО) и Федеральным законом от 26.12.95г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее, Закон об АО) необходимо определить компетенцию органов управления юридического лица в отношении каждого из оснований указанных ранее и порядок принятия подобных решений.

Из нижеприведенной табличке можно наглядно сделать вывод о том, влияние на какой орган управления юридического лица (кредитной организации) со стороны Головной организации банковского холдинга может привести к признанию наличия существенного влияния.

Наименование основания

Наименование компетентного органа

Общее собрание акционеров/ общее собрание участников

Единоличный исполнительный орган

Определение решений, принимаемых органами управления юридического лица

Да

Да

Определение условий ведения юридическим лицом предпринимательской деятельности по причине участия в его уставном капитале

Да

Нет

Определение условий ведения юридическим лицом предпринимательской деятельности в соответствии с условиями договора, заключаемого между юридическими лицами, входящими в состав банковского холдинга

Нет

Да

Назначение единоличного исполнительного органа и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа юридического лица

Да

Нет

Определение избрания более половины состава совета директоров (наблюдательного совета) юридического лица

Да

Нет


Исходим из изложенного ранее мнения, что данное основание объединяет в себе возможность принятия решений по разным вопросам, относящимся к компетенции любых органов управления.

При этом мы понимаем, что определение порядка оказания влияния на высшие органы управления юридического лица (общее собрание акционеров/общее собрание участников) в настоящее время представляется несколько затруднительным.

Однако, также особое внимание стоит уделять вопросу о кворуме при принятии решений отнесенных к компетенции такого органа управления юридического лица как общее собрание акционеров или общего собрания участников в зависимости от вида юридического лица. Так, в частности, в соответствии с законом об АО дифференцируется кворум в зависимости от рассматриваемого вопроса, относящегося к компетенции общего собрания акционеров – простое большинство или квалифицированное большинство в три четверти голосов акционеров, имеющих право голоса по соответствующему вопросу (п.2, 4 ст. 49 Закона об АО).

Соответственно, для того чтобы определять решения принимаемые органами управления необходимо оказывать влияние одновременно и на общее собрание акционеров (участников), и на единоличный исполнительный орган юридического лица. Данный вывод также указание на множественность органов, влияние на которые может быть признано существенным в рамках ст.4 Закона о банках и банковской деятельности («решения органов управления кредитной организации (кредитных организаций»).

Также для акционерных обществ в силу прямого указания в законе (пп.18 п.1 ст.48 Закона об АО) характерно, что к компетенции общего собрания акционеров относится принятие решения об участии юридического лица в холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах, ассоциациях и иных объединениях коммерческих организаций. Сразу же обращает на себя внимание не соответствие использованного в данной норме термина «холдинговая компания» с указанным в ст.4 Закона о банках и банковской деятельности «банковский холдинг», но считаем, что это является лишь свидетельством несовершенства юридической техники использованной законодателем. По сути, в данной терминологии банковский холдинг, вследствие этого, есть один из видов «холдинговых компаний», о которых речь шла в Законе об АО.

К сожалению, норма, содержащаяся в Законе об АО и указывающая на компетенцию общего собрания акционеров в вопросе об участии в холдинговых компаниях юридического лица, отсутствует в Законе об ООО, но в силу того, что банковский холдинг представляет из себя объединение коммерческих организаций, то согласно пп.1 п.2 ст.33 Закона об ООО, к исключительной компетенции общего собрания участников общества относиться принятие решения об участии в объединениях коммерческих организаций.

Таким образом, принятие решения об участии в банковском холдинге банка созданного в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью может быть осуществлено только соответственно общим собранием акционеров или общим собранием участников. Иные органы управления юридического лица не могут принимать решения, отнесенные к компетенции другого органа управления и, тем самым, не могут выходить за пределы компетенции определенной законом в отношении их. Следовательно, невозможно без решения общего собрания участников или акционеров принятия решения о создании банковского холдинга или об участии в нем.

Однако, в случае, если все достаточные основания для признания наличия банковского холдинга существуют, то его участникам необходимо определиться с имеющимися у них обязанностями. При этом, необходимо выделить два вида обязанностей:

а) обязанности головной организации банковского холдинга;

б) обязанности участника банковского холдинга.

В соответствии с . В случае, когда головной организации банковского холдинга стало известно о факте (или должно было стать известным), требующем внесения изменений (дополнений) в Список участников (появление нового участника банковского холдинга, выход участника из банковского холдинга, а также изменения (дополнения) сведений об участнике банковского холдинга, включая сведения об изменении основания о включении / невключении отчетности участника банковского холдинга в состав консолидированной отчетности), она обязана внести в указанный список соответствующие изменения (дополнения) и представить их в Банк России.

Помимо этого, в силу ст.8 Закона о банках и банковской деятельности головная кредитная организация банковской группы, головная организация банковского холдинга (управляющая компания банковского холдинга) ежегодно публикуют свои консолидированные бухгалтерские отчеты и консолидированные отчеты о прибылях и убытках в форме, порядке и сроки, которые устанавливаются Банком России, после подтверждения их достоверности заключением аудиторской фирмы (аудитора) согласно Указанию ЦБР от 14.04.2003г. №1270-У «О публикуемой отчетности кредитных организаций и банковских/консолидированных групп». Помимо этого, акцентируем внимание о нераспространении действия Положения ЦБР от 05.01.2004г. №246-П «О порядке составления головной кредитной организацией банковской/консолидированной группы консолидированной отчетности», Положения ЦБР от 30.07.2002г. №191-П «О консолидированной отчетности». Однако, если кредитная организация не является головной организацией головного холдинга, то перечисленные выше нормативные правовые акты на нее не распространяются.

У самих участников банковского холдинга существуют только те обязанности, которые могут быть предусмотрены заключенным с головной организацией банковского холдинга договором. В частности, обязанность передавать сведения, необходимые для составления головой консолидированной отчетности либо сведения необходимые для составления и направления Списка участников банковского холдинга.

Также, если участник банковского холдинга, в том числе и головная организация банковского холдинга, является акционерным обществом обязанным осуществлять раскрытие информации в соответствии со ст.92 Закона об АО, Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (утв. Приказом ФСФР от 16.03.2005г. №05-5/пз-н), то, например, в ежеквартальном отчете эмитента эмиссионных ценных бумаг указывается информация об участии данного эмитента в холдингах, в том числе и банковских (п.3.4. Приложение 11 к Положению о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг).

Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что создание банковского холдинга возможно только в случае принятия высшими органами управления юридического лица решения об участии в подобном объединении, заключения договора, учреждающего данное объединение, участие одного из участников банковского холдинга в уставном капитале другого.

Однако, стоит учитывать, что в п.75 Заявления Правительства РФ N 983п-П13, ЦБ РФ N 01-01/1617 от 05.04.2005г. «О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года» указано на наличие такой задачи как развитие содержательных (риск-ориентированных) подходов, включающих в себя оценку деятельности кредитных организаций и применение мер надзорного реагирования исходя прежде всего из содержания и реальной оценки рисков банковской деятельности с позиций их потенциального влияния на устойчивость кредитных организаций (профессиональное суждение) и как способ ее решения, в том числе, совершенствование банковского надзора за деятельностью кредитных организаций на консолидированной основе, включая анализ рисков, возникающих у кредитных организаций в рамках взаимоотношений с юридическими и физическими лицами, в том числе с некредитными организациями - участниками банковских групп и банковских холдингов. При этом важной предпосылкой организации банковского надзора на консолидированной основе является надлежащая осведомленность органа банковского надзора об организационной структуре банковской группы (банковского холдинга). В связи с этим будут расширены полномочия Банка России по получению от кредитных организаций, банковских групп, банковских холдингов, а также их владельцев, включая юридических лиц, не являющихся кредитными организациями, исчерпывающей информации, позволяющей составить полное представление об организации банковских групп и банковских холдингов.


Исходим из изложенного ранее мнения, что данное основание объединяет в себе возможность принятия решений по разным вопросам, относящимся к компетенции любых органов управления.

Только для обществ с ограниченной ответственности (пп.1 п.2 ст.33 Закона об ООО).

Однако, обращаем внимание, что нормативными правовыми актами ЦБ РФ не установлен срок для выполнения данной обязанности головной организацией банковского холдинга.

В банковской системе существуют банковские подсистемы. Они возникают в результате интеграции бизнеса. Их наличие говорит о зрелости банковской системы. Это банковские группы и банковские холдинги. Они предоставляют в Банк России консолидированную отчетность. Отличие банковской группы от банковского холдинга помимо прочего состоит в том, что во главе банковской группы находится одна из кредитных организаций, а во главе банковского холдинга — не кредитная организация .

Отчетность кредитных организаций предусмотрена статьей 43 «Отчетность кредитной организации, отчетность банковских групп и отчетность банковских холдингов» в которой сказано, что кредитная организация представляет в Банк России годовой отчет (включая бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках) после подтверждения его достоверности аудиторской организацией. Если кредитная организация имеет возможность оказывать существенное (прямое или косвенное) влияние на деятельность иных юридических лиц (за исключением кредитных организаций), она составляет и представляет указанный отчет на консолидированной основе в порядке, определяемом Банком России. (См. Положение Банка России от 5 января 2004 г. N 246-П «О порядке составления головной кредитной организацией банковской/консолидированной группы консолидированной отчетности».)

Кредитная организация публикует в открытой печати годовой отчет (включая бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках) в форме и сроки, которые устанавливаются Банком России, после подтверждения его достоверности аудиторской организацией. (О публикуемой отчетности кредитных организаций и банковских/консолидированных групп см. Указание Банка России от 14 апреля 2003 г. N 1270-У).

Головная кредитная организация банковской группы, головная организация банковского холдинга (управляющая компания банковского холдинга) составляют и представляют в Банк России в целях осуществления надзора за деятельностью кредитных организаций на консолидированной основе в порядке, определяемом Банком России. Это консолидированная отчетность о деятельности банковской группы и консолидированная отчетность о деятельности банковского холдинга. В нее включается консолидированный бухгалтерский отчет, консолидированный отчет о прибылях и убытках, а также расчет рисков на консолидированной основе.

В состав этой отчетности должна быть включена отчетность иных юридических лиц, в отношении которых кредитные организации, входящие в состав банковской группы, могут оказывать существенное (прямое или косвенное) влияние на деятельность и решения, принимаемые органами управления указанных юридических лиц.

Для целей отчетности о деятельности банковского холдинга в ее состав должна быть включена отчетность иных юридических лиц. Имеются в виду юридические лица, в отношении которых головная организация банковского холдинга (управляющая компания банковского холдинга) и (или) кредитные организации, входящие в состав банковского холдинга, могут оказывать существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления указанных юридических лиц. Такие юридические лица, для целей составления консолидированной отчетности обязаны представлять им отчетность о своей деятельности.

Головная кредитная организация банковской группы, головная организация банковского холдинга (управляющая компания банковского холдинга) не вправе разглашать полученную от иных юридических лиц, входящих в данную банковскую группу (данный банковский холдинг), информацию об их деятельности, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ, либо случаев, вытекающих из задач опубликования консолидированной отчетности. Порядок предоставления отчетности регулируется Указанием Банка России от 16 января 2004 г. N 1375-У «О правилах составления и представления отчетности кредитными организациями в Центральный банк РФ»//Вестник Банка России" от 18 февраля 2004 г. N 14.

ФЗ «О банках и б/д» от 02.12.1990, статья 4:

Банковской группой признается не являющееся юридическим лицом объединение кредитных организаций, в котором одна (головная) кредитная организация оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другой (других) кредитной организации (кредитных организаций).

Банковским холдингом признается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитной организации (кредитных организаций), в котором юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского холдинга), имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации (кредитных организаций).

Под существенным влиянием в целях настоящего ФЗ понимаются возможность определять решения, принимаемые органами управления юридического лица, условия ведения им предпринимательской деятельности по причине участия в его уставном капитале и (или) в соответствии с условиями договора, заключаемого между юридическими лицами, входящими в состав банковской группы и (или) в состав банковского холдинга, назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа юридического лица, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета) юридического лица.

Головная кредитная организация банковской группы , головная организация банковского холдинга обязаны уведомить Банк России в порядке, им установленном, об образовании банковской группы, банковского холдинга.

Коммерческая организация, которая в соответствии с настоящим ФЗ может быть признана головной организацией банковского холдинга, в целях управления деятельностью всех кредитных организаций, входящих в банковский холдинг, вправе создать управляющую компанию банковского холдинга. В этом случае управляющая компания банковского холдинга исполняет обязанности, которые в соответствии с настоящим ФЗ возлагаются на головную организацию банковского холдинга.

Управляющей компанией банковского холдинга в целях настоящего ФЗ признается хозяйственное общество, основной деятельностью которого является управление деятельностью кредитных организаций, входящих в банковский холдинг. Управляющая компания банковского холдинга не вправе заниматься страховой, банковской, производственной и торговой деятельностью . Коммерческая организация, которая в соответствии с настоящим ФЗ может быть признана головной организацией банковского холдинга, обязана иметь возможность определять решения управляющей компании банковского холдинга по вопросам, отнесенным к компетенции собрания ее учредителей (участников), в том числе о ее реорганизации и ликвидации.

Мировая практика показывает, что в процессе поиска путей наиболее эффективного управления капиталами решение зачастую находится в идее использования разнообразных форм зависимости.

В процессе концентрации и централизации капитала образуются различного рода объединения юридически самостоятельных субъектов, связанных отношениями экономической зависимости и сохраняющие формальную и оперативно-тактическую самостоятельность, осуществляющие функции, входящие в предмет их уставной деятельности. Сущность такого объединения заключается в том, что она представляет собой экономическое единство или организацию, состоящую из самостоятельных субъектов права, позволяющую без прямого слияния компаний обеспечивать их функциональное взаимодействие, осуществляя руководство из одного центра - холдинга. Такую группу можно изобразить в виде пирамиды, состоящей из нескольких компаний, вершиной которой является холдинг-компания или просто холдинг (производное от английского слова holding «владеющий» или «удерживающий»).

Все участники пирамиды действует во имя одной цели, определяемой и контролируемой холдингом; он же аккумулирует итог сотрудничества.

В условиях западной экономики холдинг показал себя жизнеспособной, подвижной и эффективной, формой управления капиталами.

Согласно российскому законодательству (закону «О банках и банковской деятельности» - далее закон) банковским холдингом признается не являющееся юридическим лицом объединение с участием кредитной организации (кредитных организаций), в котором юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского холдинга), имеет возможность оказывать прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации (кредитных организаций).

Согласно закону образование холдинга представляется как объединение банков. Основное преимущество объединения по сравнению с иными способами концентрации капитала, к примеру, присоединениями и слияниями это то, что зависимое общество является самостоятельным субъектом права.

Банковский холдинг - экономическое единство, состоящее из объединения юридически самостоятельных банков, связанных отношениями экономической зависимости и сохраняющих формальную и оперативно-тактическую самостоятельность. Такое единство обеспечивает функциональное взаимодействие банков, централизуя руководство из головной компании холдинга. Все участники объединения действует во имя одной цели, определяемой и контролируемой головной организацией холдинга.

Для раскрытия основного содержания данной работы необходимо дать определение и понятию банк. В экономической литературе нет общепринятого определения понятия "банк", хотя этот термин употребим не только в экономической науке и практике, но и связан с самыми различными аспектами человеческой деятельности в целом.

Обычно указывается экономическая связь понятия "банк" с итальянским словом "Banco" (что значит "скамья менялы", "денежный стол"), которое появилось в средние века в Северной Италии. Однако, деятельность современного банка очень многообразна и выходит далеко за пределы, хранилища денег, организации ростовщика или гигантского обменного пункта валюты. Современные банки способны предложить клиенту до 200 разнообразных видов банковских услуг. По мнению специалистов, банк может быть рассмотрен как особая фирма: как тортовое, посредническое и кредитное предприятие одновременно.

С достаточной степенью условности банк может быть рассмотрен как разновидность фирмы, функционирующей на рынке денег. В научной литературе это обстоятельство нашло свое отражение в устоявшемся термине: "банковская фирма". В связи с этим при моделировании деятельности банка наряду с другими методами правомерно использовать основные понятия и модели теории фирмы. Не случайным является значительный удельный вес в общем числе математических исследований именно моделей фирмы, адаптированных к специфике банковского дела.

Учитывая экономическую общность предприятия и банковской фирмы, рассматриваемая в следующем параграфе терминология оценки является справедливыми как для предприятия, так и для банковской фирмы.

Анализируя преимущества банковских холдингов по сравнению с процессом слияния и поглощением необходимо отметить, что банки входящие в банковский холдинг формально сохраняют юридическую самостоятельность, но фактически холдинг - это единый банк. В холдинге есть головная компания (без нее по закону), собственно, нет и самого холдинга), которая должна определять решения, принимаемые банками, входящими в холдинг. Фактически, банковский холдинг - это такая форма объединения, которая позволяет быстро создать крупный разветвленный единый банк с централизованным управлением, когда входящие в холдинг банки за счет наличия у каждого собственной лицензии де-юре все-таки сохраняют некоторую самостоятельность, хотя де-факто, конечно, превращаются в филиалы, если рассматривать холдинг как единый банк.

Таким образом, холдинг формируется для надежного и достаточного прибыльного вложения средств на основе целенаправленной консолидации акций (паев) с предоставлением своим членам целого ряда благоприятных возможностей:

возможность более оперативного перераспределения кредитных ресурсов и перелива временно свободных денежных средств в регионы с благоприятной экономической конъюнктурой в целях удовлетворения потребностей обслуживаемой клиентуры, поддержания надлежащего уровня ликвидности и извлечения дополнительной прибыли;

возможность взимания более низкого, по сравнению со средней рыночной ставкой, процента за кредит и предложения более высокой ставки по депозитам за счет устойчивого и диверсифицированного портфеля кредитов, а также широкого круга выполняемых операций и оказываемых услуг, т.е. надежного источника дополнительных доходов;

привлекательность для обслуживаемой клиентуры, особенно для организаций, объединенных единой технологической цепочкой и расположенных в регионах присутствия филиалов, отделений БХК и их дочерних структурных подразделений, что ведет к укреплению капитальной базы БХК;

возможность проведения с минимальными издержками операций, связанных с небановской деятельностью, осуществляемых через специализированные дочерние предприятия БХК, в т.ч. на мировых рынках;

возможность перспективного планирования деятельность БХК путем исследования конъюнктуры валютного, кредитного и финансового рынков в стране и за рубежом на основе анализа статистического материала, направляемого территориальными структурными подразделениями БХК в головной банк и прогнозирования основных показателей деятельности.

Объединение кредитных организаций, в котором одна из них, которую называют головной, оказывает прямо или через третье лицо существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другой кредитной организации (или других, если она не одна).

Банковскую группу следует отличать от банковского холдинга. Согласно закону «О банках и банковской деятельности», банковский холдинг - это не являющееся юридическим лицом объединение юрлиц с участием одной или нескольких кредитных организаций. Его головная структура - юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией. Она имеет возможность прямо или косвенно оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления входящих в холдинг кредитных организаций.

То есть банковским холдингом в отличие от банковской группы, согласно российскому законодательству, управляет организация, не являющаяся кредитной, не обладающая лицензией Центрального Банка .

При создании как банковской группы, так и банковского холдинга требуется уведомить ЦБ РФ. Для управления холдингом может быть создана управляющая компания. Такая организация не вправе заниматься страховой, банковской, производственной и торговой деятельностью.

Примером банковской группы можно назвать ВТБ. В его группу входят банк ВТБ 24, «ВТБ Лизинг», «ВТБ Девелопмент», «ВТБ Капитал Управление Активами», «ВТБ Специализированный депозитарий», «МультиКарта», «ВТБ Капитал», СК «ВТБ Страхование», НПФ «ВТБ Пенсионный фонд», «ВТБ Долговой центр», «ВТБ Пенсионный администратор», «ВТБ Факторинг», 12 дочерних банков на территории СНГ, а также несколько банков дальнего зарубежья.

Еще одна банковская группа – «Лайф», в которой головным банком считается Пробизнесбанк, банки-участники - «Экспресс-Волга» в Саратове, ВУЗ-Банк и Банк24.ру в Екатеринбурге, Ивановский Областной Банк в Иваново, Газэнергобанк в Калуге, Инвестиционный Городской Банк в Новосибирске, а также бюро финансовых решений «Пойдем!», «Пробизнес-Девелопмент» и факторинговая компания «Лайф».

Пример банковского холдинга – ОАО «Национальный Банк «Траст». Его управляющая компания - ЗАО «Управляющая компания «ТРАСТ». Головная организация - «Ти-Ай-Би Холдингз Лимитед».

Другой пример банковского холдинга – Республиканская Финансовая Корпорация, в состав которой входят ОАО «АКБ «Мособлбанк», ЗАО «Республиканский Банк», Страховое общество «Горизонт», ООО «ЧОП «АвангардЪ» и ОАО «Индал».

По закону и банковские группы, и банковские холдинги ежегодно предоставляют в ЦБ РФ консолидированную бухгалтерскую отчетность, прошедшую аудиторскую проверку. В нее включаются баланс, отчет о прибылях и убытках, а также расчет рисков на консолидированной основе. Данные об организации в международном стандарте также будут консолидированными.

Главная цель создания банковских групп и холдингов - консолидация активов и капитала. Как правило, объединение банков приводит к расширению географии обслуживания клиентов. Еще один дополнительный плюс – использование единого бренда, как это делает, например, «Лайф».

Создание банковских групп и холдингов в России регулируется ст. 4 закона «О банках и банковской деятельности».

Это не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитных организаций, в котором юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского холдинга) имеет возможность оказывать прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитных организаций.
Коммерческая организация, выступающая головной организацией банковского холдинга, для управления деятельностью кредитных организаций, входящих в холдинг, может создавать управляющую компанию банковского холдинга в форме хозяйственного общества, основной деятельностью которого является управление деятельностью кредитных организаций, входящих в банковский холдинг. Головная коммерческая организация обязана иметь возможность определять решения управляющей компании банковского холдинга по вопросам, отнесенным к компетенции собрания ее учредителей, в том числе о ее реорганизации и ликвидации.
Возможность оказывать существенное влияние на деятельность других кредитных организаций может возникать:
во-первых, в силу преобладающего участия головной организации в уставном капитале других кредитных организаций;
во-вторых, на основе договора между участниками банковской группы или банковского холдинга, закрепляющего право головной организации определять решения других кредитных организаций.
Головные организации обязаны уведомить Банк России о создании банковских групп и банковских холдингов. Поскольку согласно действующему законодательству кредитным организациям запрещено заключать соглашения и совершать согласованные действия, направленные на монополизацию рынка банковских услуг и на ограничение конкуренции в банковском деле, то приобретение акций (долей) кредитных организаций, а также заключение соглашений, предусматривающих осуществление контроля за их деятельностью, не должно противоречить антимонопольным правилам. Банк России следит за соблюдением этих правил совместно с Министерством по антимонопольной политике Российской Федерации.
Кредитные организации могут создавать союзы и ассоциации, не предусматривающие цели извлечения прибыли. Цели их деятельности - защита интересов организаций-членов и координация их усилий по различным на-правлениям. Союзам и ассоциациям кредитных организаций запрещено осуществлять банковские операции.
В Российской Федерации крупнейшей ассоциацией является Ассоциация российских банков (АРБ). По состоянию на 1 января 2000 г. она насчитывала 683 члена, в том числе 567 кредитных организаций, что составляло 42% общего количества кредитных организаций Российской Федерации. Сумма уставных капиталов банков - членов АРБ составляла 66 млрд руб. Банки - члены АРБ функционируют во всех экономических районах Российской Федерации. Ассоциация объединяет 75% банков и филиалов банков России, которым принадлежит около 70% зарегистрированного уставного капитала действующих кредитных организаций и свыше 80% всех активов банковской системы России. Ассоциация российских банков представляет позиции своих членов в законодательных, исполнительных и судебных органах, а также в Банке России, защищает их интересы, оказывает разнообразные услуги, принимает не-посредственное участие в решении возникающих у них проблем.
Наряду с АРБ в Российской Федерации функционируют 19 территориальных банковских союзов (ассоциаций), которые представляют интересы кредитных организаций на уровне регионов и в своей деятельности сотрудничают с АРБ. Руководители региональных банковских союзов принимают участие в подготовке предложений по защите интересов региональных банков, а также в разработке законодательных и нормативных актов на федеральном и региональном уровнях. Семь руководителей региональных союзов являются членами Совета АРБ, остальные руководители приглашаются на все основные его мероприятия, что позволяет им получать необходимую информацию о проблемах банковского сообщества и использовать материалы АРБ на региональном уровне.
Ассоциация организует обучение банковских специалистов в различных регионах России, используя для этого региональные учебно-деловые центры и опорные пункты, созданные в рамках Морозовского проекта, одним из учредителей которого является АРБ. Основная цель проекта - всемерное содействие реформаторской деятельности по созданию эффективной российской экономики и интеграции ее в мировое экономическое сообщество.
Ассоциация выступает учредителем и принимает активное участие и в деятельности ряда других центров профессионального образования и подготовки кадров. Она активно развивает контакты с международными и национальными банковскими и предпринимательскими ассоциациями, финансовыми и внешнеторговыми организациями. Информационные возможности Ассоциации позволяют предоставлять подробную и качественную информацию своим членам при поиске ими банков-партнеров, выборе аудиторских фирм, а также расширении международного сотрудничества.
АРБ имеет свой печатный орган «Вестник Ассоциации российских банков», который выходит 2 раза в месяц и содержит разнообразную информацию о положении в банковской сфере России.
Либеральный подход к созданию новых банков, характерный для периода рыночных реформ, привел к резкому росту их числа. В течение 8 лет - с 1988 по 1995 г. - число банков возросло с 4 до 2,5 тыс. Благодаря про-стоте процедуры регистрации банка, отсутствию жестких квалификационных требований к их руководителям и низкому минимальному размеру уставного капитала в этот период было создано большое количество мелких банков.
Можно выделить два периода образования новых банков. Первый период характеризовался (до 1992 г.) процессами акционирования и разукрупнения государственных специализированных банков, а также их преобразованием в коммерческие. Из 202 новых банков, образованных в 1990 г., 87% были созданы на базе бывших контор специализированных банков. Во втором пе-риоде «банковского бума» банки развивались в условиях высокой инфляции 1992-1994 гт. Только за 1994 г. было зарегистрировано 560 кредитных организаций, а общее их число на 1 января 1995 г. составило 2517.
В 1995 г. наметилась тенденция к стабилизации числа создаваемых банков. В этом году было зарегистрировано 86 новых банков. В 1996 г. - 21 банк и 4 небанковские кредитные организации. Одновременно росло число ликви-дированных банков. В 1994 г. Банк России отозвал лицензии у 65 банков, в 1995 г. - уже у 225, а в 1996 г. количество банков уменьшилось еще на 265, включая 11 банков, преобразованных или ликвидированных по решению собраний акционеров. В результате число кредитных организаций на 1 января 1998 г. сократилось до 1697 (против 2295 на 1 января 1996 г. и 2074 на 1 января 1997 г.) и оставалось практически неизменным до середины 1998 г.
Кризис 1998 г. привел к снижению устойчивости и платежеспособности банковской системы, а также выявил нестабильность финансового положения многих, особенно крупных, банков. В ходе реструктуризации банковской системы в первой половине 1999 г. были отозваны лицензии у 64 банков, всего лицензий лишились 1232 банка (по состоянию на конец мая 1999 г.). На 1 января 1999 г. в РФ действовало 1476 кредитных организаций, в том числе 1447 банков и 29 небанковских кредитных организаций, 139 кредитных организаций формировали уставный капитал с привлечением иностранных участников, 20 из них - со 100%-ным иностранным участием. В 2000 г. продолжилась тенденция к сокращению числа действующих кредитных организаций. Так, на 1 января 2000 г. действовало 1349 кредитных организаций (в том числе 34 небанковские кредитные организации), а на 1 мая 2000 г. - только 1330. За 1999-2000 гг. были отозваны лицензии у 145 банков, в том числе у трети крупнейших банков, и закрыто 578 филиалов банков. К 1 октября 2001 г. количество кредитных организаций сократилось до 1322, а общее число филиалов банков составило 3453 (табл. 1.1). ¦
В настоящее время уровень обеспеченности населения коммерческими банками и филиалами в России составляет в среднем около 3,4 банковского учреждения на 100 тыс. жителей. По этому показателю Россия значительно отстает от большинства развитых стран мира. Кроме того, около трети банков страны и 2/5 банковских филиалов сосредоточено в Москве. Среди других субъектов Федерации достаточно высокая плотность банковских учреждений характерна для регионов Северного Кавказа, индустриальных республик и областей Поволжья и Урала, Тюменской области, Санкт-Петербурга, Новосибирской и Нижегородской областей.
Финансовый кризис 1998 г. потребовал определенных институциональных изменений и привлечения государственных ресурсов для его разрешения. С целью восстановления банковской системы была разработана программа ее реструктуризации, а для ее реализации было создано