Доходная и расходная часть бюджета ссср. Бюджетная система ссср

Бизнес

Общая картина бюджета СССР на 1985-1990 год

На протяжении 1985-1990 год Советскому союзу не удавалось сбалансировать госбюджет: расходы превышали доходы.

1985 год

Доходы(млрд.р\% от ВВП): 367,7 (47,3).

Расходы(млрд.р\% от ВВП): 386,0 (49,7).

Дефицит(%)(млрд.р\% от ВВП): −18,3 (-2,4).

Народное хозяйство:27,9 или 217,3 млрд.р.

Внешнеэкономическая деятельность:0,3 или 2,3 млрд.р

Образование:4,6 или 35,9 млрд.р

Здравоохранение:2,3 или 17,75 млрд.р.

Социальная политика:7,0 или 54,8 млрд.р.

Наука:1,8 или 13,5 млрд.р.

Оборона:2,5 или 18,9 млрд.р.

Правоохранительная деятельность и безопасность: 0,7 или 5,8 млрд.р.

Управление:0,4 или 3 млрд.р.

1987 год

Доходы(млрд.р\% от ВВП): 360,1 (43,6).

Расходы(млрд.р\% от ВВП): 429,3 (52,0).

Дефицит(%)(млрд.р\% от ВВП): −69,2 (-8,4).

Общая статья расходов(В % К ВВП)

Народное хозяйство:28,3 или 234 млрд.р.

Внешнеэкономическая деятельность:1,4 или 12 млрд.р.

Образование:5,1 или 42,5 млрд.р.

Здравоохранение:2,4 или 19,3 млрд.р.

Социальная политика:7,4 или 61,4 млрд.р.

Наука:1,5 или 12,5 млрд.р.

Оборона:2,4 или 20,2 млрд.р.

Правоохранительная деятельность и безопасность: 0,8 или 6 млрд.р.

Управление:0,4 или 3 млрд.р.

1990 год

Доходы(млрд.р\% от ВВП): 410,1 (42,8).

Расходы(млрд.р\% от ВВП): 485,6 (50,7).

Дефицит(%)(млрд.р\% от ВВП): −75,5 (-7,9).

Общая статья расходов(В % К ВВП)

Народное хозяйство:19,6 или 188,4 млрд.р.

Внешнеэкономическая деятельность:1,6 или 15 млрд.р.

Образование:5,2 или 49,5 млрд.р.

Здравоохранение:2,9 или 27,7 млрд.р.

Социальная политика:10,3. или 98,6 млрд.р.

Наука:1,1 или 11,2 млрд.р.

Оборона:7,4 или 70,9 млрд.р.

Правоохранительная деятельность и безопасность: 1,0 или 9,7 млрд.р.

Управление:0,3 или 2,9 млрд.р.

Ссылки

  • Консолидированный бюджет СССР и России (рус). Архивировано
  • Центральный банк Российской Федерации . Проверено 29 марта 2010.
  • Государственный банк СССР . Архивировано из первоисточника 21 апреля 2012. Проверено 29 марта 2010.
  • О государственном бюджете СССР на 1939 год и исполнении государственного бюджета СССР за 1937 год . Архивировано из первоисточника 21 апреля 2012. Проверено 19 марта 2011.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Бюджет СССР" в других словарях:

    Сущность и назначение финансов. Финансы СССР представляют собой систему экономических отношений, посредством которых осуществляется планомерное образование, распределение и использование фондов денежных средств для обеспечения… …

    Составляемая ежегодно смета (роспись) предстоящих доходов и расходов государства. Сущность Б. г. каждой страны определяется экономическим строем общества, природой и функциями государства (см. также Бюджетная система). Б. г. в… … Большая советская энциклопедия

    БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ - – в СССР основной финансовый план образования советским социалистическим государством фонда денежных средств и их расходования для осуществления задач социалистического строительства и построения коммунизма. Государственный бюджет СССР играет… … Советский юридический словарь

    Бюджет государственный - БЮДЖÉТ ГОСУДÁРСТВЕННЫЙ, в период войны основной финанс. план формирования и использования общегос. фонда ден. средств для обеспечения потребностей экономики страны. К 40 м гг. было завершено стр во бюджета и бюджетной системы СССравни Б. г. по… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

    Население Государственный строй. Конституции и конституционные акты Союза ССР (1922 1936). Сб. документов, М., 1940; Конституции и конституционные акты РСФСР (1918 1937). Сб. документов, М., 1940; История Советской Конституции.… … Большая советская энциклопедия

    Национально государственное устройство и численность населения СССР, союзных и автономных республик (на 1 января 1976) | Союзные и автономные | Террито | Населе | Автоно | Нацио… … Большая советская энциклопедия

    БЮДЖЕТ ВРЕМЕНИ - населения, система показателей, характеризующая распределение по видам использования затрат времени (год, месяц, неделя, сутки) отд. человека, семьи, социальной группы, нас. в целом, а также адм. единиц или терр.; одна из характеристик уровня… … Демографический энциклопедический словарь

    Населения, система показателей, характеризующая распределение затрат времени (суток, недели, месяца, года) по видам его использования как отдельного работника (рабочего, колхозника, служащего и др.) и его семьи, так и определенной группы… … Большая советская энциклопедия

    Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… … Большая советская энциклопедия

    Бывшее крупнейшее государство мира по площади, второе по экономической и военной мощи и третье по численности населения. СССР был создан 30 декабря 1922, когда Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) объединилась с… … Энциклопедия Кольера

Книги

  • Система Кудрина. История ключевого экономиста путинской России , Письменная Евгения. О чем эта книга Книга Евгении Письменной - это история российской власти и российской экономики, рассказанная от лица тех людей, кто ее создавал: министров, депутатов, экономистов и…

В первые месяцы после Октябрьской революции 1917 г. вследствие развала органов государственного и местного управления, саботажа чиновников и банков поступление налогов в бюджетную систему практически прекратилось. Для финансирования неотложных нужд новые органы власти вынуждены были прибегнуть к контрибуции с имущих слоев населения, главным образом, как писали в то время, "с купцов и спекулянтов, нажившихся за время войны и расходующих непроизводительно свои капиталы" (Пролетарская революция. - 1925. - №3 - С. 162, 163). До ноября 1918 г. в 57 губерниях в виде контрибуций было мобилизовано в бюджет 816,5 млн. руб.

Успешное существование нового строя напрямую зависело от состояния финансов в стране. Уже 17 мая 1918 г. открылся Всероссийский съезд представителей финансовых отделов Советов, на котором глава правительства В.И. Ленин, выступая с докладом, подчеркнул:

Мы должны во что бы то ни стало добиться прочных финансовых преобразований, но надо помнить, что всякие радикальные реформы наши обречены на неудачу, если мы не будем иметь успеха в финансовой политике (Ленин В.И. Поли. собр. соч. - Т. 36 - С. 351 В 1920 г.).

Исходя из тяжелого экономического положения в стране было признано необходимым перейти к строгой централизации в области финансов, с тем, чтобы обеспечить поступление средств в бюджет и их эффективное использование. Это положение стало основополагающим в формировании финансовой политики Советского государства на всех последующих этапах истории СССР:

Эти принципы были зафиксированы в июле 1918 г. в первой Конституции РСФСР, в статье 79 которой были сформулированы цели государственной финансовой политики:

Финансовая политика РСФСР в настоящий переходный момент диктатуры трудящихся способствует основной цели - экспроприации буржуазии и подготовки условий для всеобщего равенства граждан республики в области производства и распределения богатств. В этих целях она ставит себе задачей предоставить в распоряжение органов советской власти все необходимые средства для удовлетворения местных и общегосударственных нужд Советской республики, не останавливаясь перед вторжением в право частной собственности. Конституция 1918 г. установила федеративное устройство РСФСР и заложила основы бюджетного устройства государства. Принцип централизации всех финансов выразился в установлении единства государственного бюджета и всей финансовой системы Российской Федерации, включении государственных доходов и расходов в общегосударственный бюджет. Вместе с тем в Конституции предусматривалось разделение государственного и территориальных бюджетов (бюджетов автономных республик и областей), т. е. разделение государственных и территориальных доходов и расходов. Государственные бюджеты Украинской Социалистической Республики и Белорусской Социалистической Республики существовали отдельно.

Территориальные бюджеты формировались за счет: поступлений от налогов, устанавливаемых губернскими, уездными, городскими, волостными Советами, взимаемыми на местные нужды; надбавок (в пределах 40%) к государственному подоходному налогу; доходов от местных советских предприятий и имущества; ссуд и пособий из государственного бюджета.

Однако в условиях военного времени, экономической разрухи, отсутствия средств в местных бюджетах (например, в 1919 г. расходы местных бюджетов Петроградской губернии составили 950 млн. руб., а поступления от местных налогов - 44 млн. руб., или 4,6%) сессией ВЦИК в июне 1920 г. было принято решение о слиянии государственного и территориальных бюджетов.

С окончанием Гражданской войны, переходом к новой экономической политике (НЭПу) и восстановлению народного хозяйства в связи с необходимостью стабилизации финансов, усиления хозрасчетных отношений, в том числе в местном хозяйстве, и повышения экономической деятельности местных Советов в октябре 1921 г. ВЦИК принял Постановление "О мерах по упорядочению финансового хозяйства", в соответствии с которым государственный и территориальные бюджеты были разъединены.

С образованием в 1922 г. Союза Советских Социалистических Республик и выходом в 1924 г. Конституции СССР были внесены изменения в бюджетную систему. Образуется государственный бюджет СССР, в который вошли государственные бюджеты социалистических республик, составляющих СССР, был создан союзный бюджет, на который было возложено финансовое обеспечение общесоюзных нужд и мероприятий, главным образом в области хозяйственного и культурного строительства и оборонного значения.

При формировании доходной части всех бюджетов использовался принцип подведомственности в соответствии с которым предприятия и хозяйственные организации были распределены между различными уровнями власти и вносили отчисления от прибылей в соответствующий бюджет. Таким образом, предприятия союзного подчинения, т. е. находившиеся в ведении союзных ведомств, вносили свои платежи из прибыли в союзный бюджет, а предприятия (республиканского, областного, городского подчинения) - в соответствующие бюджеты. В свою очередь из соответствующих бюджетов финансировались предприятия, организации и учреждения союзного, республиканского и местного подчинения.

Следовательно, доходы союзного бюджета формировались за счет общесоюзных государственных доходов, главным из которых были отчисления от прибылей предприятий союзного подчинения и общегосударственные налоги и доходы, например, доходы от внешнеэкономической деятельности.

Следует отметить, что местные бюджеты (бюджеты автономных республик, краевые, областные, городские, районные, а с 1929-1930 гг. - сельские бюджеты) не включались в состав бюджетов союзных республик и в государственный бюджет СССР.

Большую роль в развитии народного хозяйства и бюджетной системы СССР сыграла налоговая реформа 1930-1932 гг. Она заложила основы налоговой системы, главные элементы которой существуют и в настоящее время. В ходе реформы было унифицировано 86 действовавших ранее платежей в бюджет, устранена многократность обложения налогоплательщиков, укреплен финансовый контроль за хозяйственной деятельностью предприятий. Около 60 налогов и сборов были объединены в основные платежи - налог с оборота, отчисления от прибыли государственных предприятий и подоходный налог для кооперативных предприятий.

В ходе налоговой реформы был введен принципиально новый метод формирования доходов территориальных бюджетов. В соответствии с Постановлением ЦИК и СНК "О республиканских и местных бюджетах" от 21 декабря 1931 г." в территориальные бюджеты стала передаваться часть государственных доходов - налога с оборота, поступлений от реализации государственных займов и др. Передача этих средств осуществлялась в порядке бюджетного регулирования в виде процентных отчислений от общегосударственных налогов и доходов, ставших регулирующими источниками для сбалансирования территориальных бюджетов. Общность источников доходов стала важным фактором усиления связи между всеми бюджетами, входящими в бюджетную систему СССР. В дальнейшем этот принцип стал распространяться на другие общегосударственные источники. Он используется и в ныне действующей бюджетной системе России.

Окончательное формирование бюджетной системы СССР связано с Конституцией 1936 г. Усиление централизованного начала в управлении народным хозяйством и финансами государства нашло отражение в статье 14 Конституции СССР, где было зафиксировано, что к ведению союзных органов власти относилось не только утверждение государственного бюджета СССР и отчета о его исполнении, но и установление налогов, поступающих в союзный бюджет, бюджеты союзных республик и местные бюджеты.

Тенденция к централизации выразилась и в Постановлении СНК СССР от 10 июля 1938 г., в соответствии с которым в государственный бюджет СССР были включены местные бюджеты. В 1938 г. в государственный бюджет СССР также был включен бюджет государственного социального страхования.

Таким образом, вплоть до 1991 г. бюджетная система страны имела следующую схему построения.

Рис. 1

В зависимости от степени централизации распределение финансовых ресурсов между бюджетами менялось.

Учитывая глубокий бюджетный кризис, продолжавшийся с 1985 до 1999 г., начавшийся, по распространенному мнению, из-за экономических реформ, может сложиться впечатление, что до 1985 г. с бюджетом было все в порядке и что бюджетный кризис – следствие реформ.

На самом деле это не так, и чтобы убедиться в этом, надо хорошо представлять себе разницу между советским бюджетом и нынешним.

Во-первых, госсектор в СССР охватывал практически всю экономику, и финансовый баланс государства, разрабатывавшийся Госпланом в составе баланса народного хозяйства, был по сути балансом госсектора, включая все доходы и расходы госпредприятий.

Во-вторых, налоговой системы практически не было. Львиная доля доходов государственного бюджета складывалась из двух источников – налога с оборота и отчислений от прибыли предприятий. Основа налога с оборота – разница между заниженными государственными оптовыми ценами (отпускными ценами госпредприятий) и государственными же розничными ценами (или так называемыми ценами промышленности, равными отпускной цене плюс налог с оборота, в случаях, когда налог с оборота взимался не в розничном звене). Отчисления от прибыли производились индивидуально, в соответствии с планами предприятий.

В-третьих, бюджет отличался высокой степенью централизации. Хотя существовало разделение бюджета на союзный, республиканские, областные и т.д., реально все доходы зачислялись в единый государственный бюджет и оттуда распределялись. Даже тени бюджетного федерализма не было. Конечно, на практике существовала известная степень децентрализации, за местными бюджетами были закреплены определенные виды доходов, например подоходный налог с населения, но это только от незначительности поступлений. Кстати, потом советская традиция низкого налогообложения населения и оставления подоходного налога местным бюджетам серьезно осложнит жизнь государственным финансам новой России. Но в СССР бюджетный централизм давал государству еще одну степень свободы.

Все это означало, что в бюджет можно было собрать практически любую наперед заданную сумму. Стоило, например, увеличить плановые отчисления от прибыли и взимать их в плановых суммах, даже если на предприятиях убытки. В этом случае предприятие утрачивало оборотные средства, но они замещались крайне дешевым (2–3%) также плановым банковским кредитом. Кредитные ресурсы пополнялись эмиссией, но она не вызывала открытой инфляции, так как все цены были государственными. Правда, при этом рос товарный дефицит. Но к нему привыкли как к бесплатному приложению к "преимуществам социализма", степень которого не поддается измерению, а потому как бы всегда неизменному.


Конечно, в сказанном есть некоторая доля преувеличения, но лишь в том смысле, что у произвола плановых и финансовых органов все же были ограничения. Так, нельзя было отказаться от доходов, поступающих от государственной торговли алкоголем. А когда это произошло в 1985 г., то в бюджете буквально немедленно образовался дефицит.

Тем не менее основное отличие советского бюджета от бюджета страны с рыночной экономикой состояло в том, что первый играл подчиненную роль и выводился так, как требовалось. Главными были натуральные пропорции и балансы, плановые задания в натуре. По ключевым позициям решения принимало Политбюро ЦК КПСС и отдавало директиву Минфину: изыскать финансовые ресурсы. И они всегда находились, выдающиеся советские минфины Зверев и Гарбузов знали, как это делать.

Структура государственного бюджета СССР приводится в табл. 12.2 в сопоставлении со структурой консолидированного бюджета Российской Федерации.

Таблица 12.2. Структура доходов и расходов государственного бюджета СССР за 1990 г. в сопоставлении со структурой консолидированного бюджета Российской Федерации за 1999 г. (основные статьи), % к бюджету

СССР и США - две мировые сверхдержавы, которые соперничали за первенство во всем начиная с послевоенного периода до начала 90-х годов прошлого века. Очень важным аспектом этой борьбы была экономика. Особенно большое значение уделялось ВВП СССР и США. Сравнение этих показателей было довольно сильным инструментом в пропаганде обеих стран. Но в то же время с помощью этих экономических данных мы тоже сможем теперь, сквозь пелену прошедших лет, восстановить действительно состояние дел в изучаемых странах. Итак, каков же был ВВП СССР и США в период их соперничества?

Понятие валового продукта

Но прежде чем производить анализ ВВП СССР и США, давайте узнаем, что вообще представляет собой это понятие и какие виды его существуют.

Валовый внутренний продукт (ВВП) - это стоимость все произведенных в отдельном государстве или регионе товаров и услуг. Если разделить общий ВВП на среднестатистическую численность жителей территории, к которой он относится, то мы получим валовой продукт на душу населения.

Показатели можно разделить на две большие группы: номинальный и по паритету покупательских способностей. Номинальный выражен в национальной валюте, или в пересчете на валюту любой другой страны по установленному курсу. При подсчете ВВП по паритету учитывается соотношение валют друг к другу по покупательной способности относительно конкретного вида товаров или услуг.

Сравнение экономических показателей до II мировой войны

Хотя основной пик соперничества СССР и США приходится на период после II мировой войны, для полноты картины нелишним будет взглянуть на то, как изменялось в динамике их ВВП в первой половине XX века.

Предвоенный период был довольно сложен как для экономики СССР, так и для В в это время происходило восстановление страны после Гражданской войны, что вылилось в том числе два сильнейших голодных периода 1922 и 1932-1933 годов, а Соединенные Штаты в 1929-1932 годах переживали период своей истории, известный как Великая депрессия.

Больше всего экономика страны Советов просела по отношению к ВВП США сразу после Гражданской войны в 1922 году. Тогда отечественный ВВП составляло всего около 13% от аналогичного показателя в Соединенных Штатах. Но, в следующие годы СССР начало стремительно сокращать отставания. К предвоенному 1940 году ВВП СССР был равен в пересчете на американскую валюту $417 млрд., что составляло уже 44% от показателя США. То есть у американцев в тот период валовой внутренний продукт составлял сумму около $950 млрд.

Но начавшаяся война гораздо больнее ударила по экономике СССР, чем по американской. Это было связанно с тем, что боевые действия происходили непосредственно на территории Советского Союза, а США воевали только за рубежом. К концу Второй мировой войны ВВП СССР составлял только около 17% от валового продукта США. Но, опять же, после того как началось восстановление производства, разрыв между экономиками двух государств стал стремительно сокращаться.

Сравнение ВВП 1950-1970 годов

На 1950 год доля СССР в мировом ВВП составляла 9,6%. Это составляло 35% от ВВП США, то есть ещё ниже, чем предвоенный уровень, но, тем не менее, гораздо выше, чем показатель первого послевоенного года.

В последующие годы разница в величине валовых продуктов двух супердержав, коими к тому времени стали СССР и США, все больше сокращалась, хотя уже и не такими быстрыми темпами, как ранее. К 1970 году ВВП Советского составлял около 40% от ВВП Соединенных Штатов, что уже являлось довольно впечатляющим показателем.

ВВП СССР после 1970 года

Более всего нас интересует состояние экономики СССР и США после 1970 года до конца когда соперничество между ними достигло своего максимума. Поэтому за этот период рассмотрим ВВП СССР по годам. Затем то же самое проделаем с внутренним валовым продуктом Соединенных Штатов. Ну и в завершающей стадии сравним эти результаты.

ВВП СССР за 1970 - 1990 гг. в млн долл:

  • 1970 г. - 433 400;
  • 1971 г. - 455 600;
  • 1972 г. - 515 800;
  • 1973 г. - 617 800;
  • 1974 г. - 616 600;
  • 1975 г. - 686 000;
  • 1976 г. - 688 500;
  • 1977 г. - 738 400;
  • 1978 г. - 840 100;
  • 1979 г. - 901 600;
  • 1980 г. - 940 000;
  • 1981 г. - 906 900;
  • 1982 г. - 959 900;
  • 1983 г. - 993 000;
  • 1984 г. - 938 300;
  • 1985 г. - 914 100;
  • 1986 г. - 946 900;
  • 1987 г. - 888 300;
  • 1988 г. - 866 900;
  • 1989 г. - 862 000;
  • 1990 г. - 778 400.

Как видим, на 1970 год валовой внутренний продукт в СССР составлял 433 400 млн долларов. До 1973 года он вырос до 617 800 млн долл. В следующем году было незначительное падение, а затем рост опять возобновился. В 1980 году ВВП достиг уровня 940 000 млн долл., но уже в следующем году последовало значительное падение - 906 900 млн долл. Данная ситуация была связана с резким падением мировых цен на нефть. Но, нужно отдать должное, что уже в 1982 году ВВП возобновил рост. В 1983 году он достиг своего максимума - 993 000 млн долл. Это наибольшая величина валового внутреннего продукта за все время существования Советского Союза.

Зато в последующие годы началось практически непрерывное падение, что ярко характеризовало состояние экономики СССР того периода. Единственный эпизод кратковременного роста наблюдался в 1986 году. ВВП СССР 1990 года составило 778 400 млн долларов. Это был седьмой по величине результат в мире, а общая доля Советского Союза в мировом валовом продукте составляла 3,4%. Таким образом, если сравнивать с 1970 годом, то валовый продукт увеличился на 345 000 млн долларов, но в то же время, начиная с 1982 года, упал на 559 600 млн долларов.

Но тут нужно учитывать ещё одну деталь, доллар, как и любая валюта подвержен инфляции. Поэтому 778 400 млн долл. 1990 года в пересчете на цены 1970 года будет равно 1 092 млн долл. Как видим, в этом случае с 1970 по 1990 год мы будем наблюдать увеличение ВВП на сумму 658 600 млн долл.

Это мы рассмотрели величину если же говорить о ВВП по паритету покупательских способностей, то в 1990 году он составлял 1971,5 млрд долл.

Величина валового продукта по отдельным республикам

Теперь давайте взглянем на то, сколько в 1990 году составлял ВВП СССР по республикам, а вернее, сколько в процентном отношении клал в общую копилку валового дохода каждый субъект Союза.

Больше половины в общий котел, естественно, приносила самая богатая и населенная республика - РСФСР. Её доля составляла 60,33%. Затем следовала вторая по населенности и третья по размеру территории республика - Украина. Валовой внутренний продукт этого субъекта СССР составлял 17,8% от общесоюзного. На третьем месте вторая по размеру республика - Казахстан (6,8%).

Другие республики имели следующие показатели:

  • Белоруссия - 2,7%.
  • Узбекистан - 2%.
  • Азербайджан - 1,9%.
  • Литва - 1,7%.
  • Грузия - 1,2%.
  • Туркмения - 1%.
  • Латвия - 1%.
  • Эстония - 0,7%.
  • Молдавия - 0,7%.
  • Таджикистан - 0,6%.
  • Киргизия - 0,5%.
  • Армения - 0,4%.

Как видим, доля России в составе общесоюзного ВВП была больше, чем всех остальных республик, вместе взятых. В то же время довольно высокая доля ВВП была также у Украины и Казахстана. У остальных субъектов СССР - гораздо меньше.

Для более полной картины, взглянем на ВВП на сегодняшний день. Определим, изменился ли порядок расположения бывших союзных республик по величине валового внутреннего продукта.

Размер ВВП по данным МВФ за 2015 год:

  1. Россия - $1325 млрд.
  2. Казахстан - $173 млрд.
  3. Украина - $90,5 млрд.
  4. Узбекистан - $65,7 млрд.
  5. Беларусь - $54,6 млрд.
  6. Азербайджан - $54,0 млрд.
  7. Литва - $41,3 млрд.
  8. Туркменистан - $35,7 млрд.
  9. Латвия - $27,0 млрд.
  10. Эстония - $22,7 млрд.
  11. Грузия - $14,0 млрд.
  12. Армения - $10,6 млрд.
  13. Таджикистан - $7,82 млрд.
  14. Кыргызстан - $6,65 млрд.
  15. Молдова - $6,41 млрд.

Как видим, несомненным лидером по ВВП стран СССР осталась Россия. На данный момент её валовый продукт составляет 1325 млрд долларов, что в номинальной величине даже больше, чем это было в 1990 году в целом по Советскому Союзу. На второе место вышел Казахстан, опередив Украину. Узбекистан и Беларусь также поменялись местами. Азербайджан и Литва остались на тех же местах, на которых находились в советское время. А вот Грузия заметно скатилась, пропустив вперед Туркменистан, Латвию и Эстонию. На последнее место среди постсоветских стран скатилась Молдова. А пропустила она вперед, бывшую в советское время последней по ВВП Армению, а также Таджикистан и Кыргызстан.

ВВП США с 1970 по 1990 годы

Теперь давайте взглянем на динамику изменений валового внутреннего продукта США за последний период существования СССР с 1970 по 1990 годы.

Динамика ВВП США, млн долл.:

  • 1970 г. - 1 075 900.
  • 1971 г. - 1 167 800.
  • 1972 г. - 1 282 400.
  • 1973 г. - 1 428 500.
  • 1974 г. - 1 548 800.
  • 1975 г. - 1 688 900.
  • 1976 г. - 1 877 600.
  • 1977 г. - 2 086 000.
  • 1978 г. - 2 356 600.
  • 1979 г. - 2 632 100.
  • 1980 г. - 2 862 500.
  • 1981 г. - 3 211 000.
  • 1982 г. - 3 345 000.
  • 1983 г. - 3 638 100.
  • 1984 г. - 4 040 700.
  • 1985 г. - 4 346 700.
  • 1986 г. - 4 590 200.
  • 1987 г. - 4 870 200.
  • 1988 г. - 5 252 600.
  • 1989 г. - 5 657 700.
  • 1990 г. - 5 979 600.

Как видим, номинальный ВВП США, в отличие от валового внутреннего продукта СССР, за период с 1970 по 1990 годы непрерывно рос. За 20 лет он увеличился на 4 903 700 млн долл.

Современный уровень экономики США

Коль уж мы взглянули на нынешнее состояние уровня валового продукта в постсоветских странах, то следует узнать, как с этим делом обстоят дела у Соединенных Штатов. По данным МВФ, величина ВВП США в 2015 году составила 17 947 млрд долл. Это более чем в три раза больше показателя 1990 года.

Также эта величина в несколько раз больше, чем ВВП всех постсоветских стран вместе взятых, включая Россию.

Сравнение валового продукта СССР и США за период с 1970 по 1990 годы

Если мы проведем сравнение уровня ВВП СССР и США за период с 1970 по 1990 годы, то увидим, что если в случае с СССР, начиная с 1982 года, валовый продукт стал снижаться, то у Соединенных Штатов он непрерывно рос.

В 1970 году валовой продукт СССР составлял 40,3% от аналогичного показателя Штатов, а в 1990 году - всего 13,0%. В натуральной величине разрыв между ВВП обеих стран достиг 5 201 200 млн долл.

Для справки: нынешний ВВП России составляет всего 7,4% от ВВП США. То есть в этом плане ситуация, по сравнению с 1990 годом, ещё более усугубилась.

Общие выводы по ВВП СССР и США

На протяжении всего существования СССР его валовой внутренний продукт по размеру значительно уступал аналогическому показателю США. Даже в лучшие для Советского Союза годы он составлял примерно половину величины американского валового продукта. В худшие же периоды, а именно после Гражданской войны, и перед распадом Союза, уровень опускался до 13%.

Попытка догнать США по экономическому развитию завершилась неудачей, и в начале 90-х годов прошлого века СССР перестал существовать, как государство. При этом на 1990 год ситуация с отношением ВВП СССР к ВВП Соединенных Штатов была примерно на уровне ситуации после завершения Гражданской войны.

Уровень ВВП современной России ещё больше отстаёт от американских показателей, чем это было в 1990 году у СССР. Но на то есть и объективные причины, так как в состав России в настоящее время не входят те республики, которые составляли Советский Союз и тоже вносили свою лепту в копилку общего ВВП.

С входящими в их состав бюджетами автономных республик и местными бюджетами . Верховные Советы союзных и автономных республик утверждают своды бюджетов этих республик, а местные Советы депутатов трудящихся - своды бюджетов соответствующих административно-территориальных единиц краев, областей и т. д. С. б. показывает общие суммы доходов и расходов включенных в него отдельных видов бюджетов, их удельный вес, структуру доходной и расходной части. С. б. и отчетные данные, построенные применительно к его структуре, используются при анализе общих результатов исполнения отдельных видов бюджетов и подготовке предложений о дальнейшем их развитии.  

Успешный ход выполнения третьего пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР нашел яркое отражение в изменении объема я структуры доходов и расходов государственного бюджета СССР . Приведенные ниже данные характеризуют динамику объема государственного бюджета СССР за 1938-1940 гг. и по плану на 1941 г. в сравнении с 1937 г. (в млрд. руб.).  

С 1980 по 1985 г. доля налога с оборота в доходах бюджета снизилась на 6,1 пункта, платежей государственных предприятий и организаций из прибыли возросла на 0,9 пункта. В 1980 г. объем налога с оборота достиг 94,1 млрд. руб., т. е. возрос более чем на /з против 1975 г., а средний темп ежегодного прироста за 1970- 1980 гг. составил более 4%. В 1985 г. в доход государственного бюджета СССР поступило 97,7 млрд. руб. налога с оборота, или 25% всех доходов, в то время как платежей из прибыли- 119,5 млрд. руб., или 30,6%. При этом поступления последних увеличились против предыдущего года на 3,9 млрд. руб., или на.3,4%, а платежи налога с оборота уменьшились на 5 млрд. руб., или на 4,9%. Эта тенденция сохранилась и в 1986 г. В 1987 г. сложилась несколько иная ситуация. Доля налога с оборота в доходах бюджета продолжала снижаться при некотором увеличении поступления платежа против 1986 г. Под влиянием изменения пропорций распределения снизилась абсолютная сумма и удельный вес платежей из прибыли в бюджет. Несмотря на повышение в 1987 г. других доходных источников бюджетов формировании его структуры, тенденция снижения суммы налога с оборота и роста платежей из прибыли в бюджет против 1985 г. сохранилась.  

Данные о структуре доходов гос. бюджета СССР приведены в табл. 1.  

Развитие Г. б. с. р. на разных этапах социа-листич. строительства имело свои особенности, связанные с хозяйственным и культурным развитием Советского Союза и его национально-государственным строительством. Конституция, принятая в начале 1924 г., определила основные принципы бюджетного устройства и объем бюджетных прав Союза ССР, союзных республик, автономных республик и местных Советов депутатов трудящихся. Бюджетные права и структура бюджетов союзных республик в последующем установлены Положением о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик от 29 ноября 1924 г. За каждой союзной республикой были закреплены определенные доходы от государственных иму-ществ, находившихся на ее территории, и от республиканского х-ва, а также отчисления от общесоюзных налогов, пошлин и надбавки к ним. В расходную часть включались затраты на народное х-во и социально-культурное строительство, отнесенные на бюджет союзных республик, а также на содержание республиканских и местных органов государственной власти и управления. В период восстановления разрушенного империалистич. и гражданской войнами и иностранной интервенцией народного х-ва СССР решающая доля затрат на его развитие, и в первую очередь на развитие пром-сти, приходилась на общесоюзный бюджет, а социально-культурные расходы в большей мере финансировались из бюджетов союзных республик. Республиканские бюджеты союзных республик в 1927/28 г. увеличились по сравнению с 1924/25 г. в 2,5 раза, а общесоюзный бюджет - в 2,4 раза. Г. б. с. р. явились важным фактором экономич. и культурного развития союзных республик. Положением о бюджетных правах от 25 мая 1927 г., действовавшим с нек-рыми изменениями до 1960 г., были несколько расширены доходные источники союзных республик путем закрепления за ними 99% всех поступлений сельскохозяйственного, промыслового и подоходного налогов на их территории (кроме подоходного налога с населения). После реорганизации в 1929 г. управления пром-стью, а затем после налоговой реформы 1930 г. ряд доходных, источников бюджетов союзных республик отпал. Поэтому постановлением ЦИК и СНК  

Госкомстат СССР систематически выборочно обследует бюджеты 62 тыс. семей рабочих, служащих и колхозников. По их результатам составляются усредненные бюджеты семей различной социальной принадлежности, отражающие структуру их совокупных доходов и расходов.  

В СССР казначейство было упразднено, что соответствовало экономической политике , проводимой в рамках единой государственной формы собственности кассовое исполнение государственного бюджета осуществлялось центральным банком страны. С восстановлением плюрализма форм собственности казначейство было вновь учреждено в России Указом Президента от 8 декабря 1992 г. № 1556 в структуре Министерства финансов . К его целям относятся эффективное проведение государственной бюджетной политики эффективное управление доходами и расходами федерального бюджета повышение оперативности в финансировании государственных программ усиление контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств.  

Как видно из приведенной на рис. 1.11 диаграммы, доходы консолидированного бюджета Азербайджана снизились с 35 до 15% ВВП, что является значительным падением даже по сравнению с другими странами СНГ. Структура налоговых доходов Азербайджана с введением с 1992 г. НДС и акцизов и упразднением существовавшего в СССР налога с оборота сформировалась таким образом, что главными бюджетной системы стали налог на прибыль предприятий , подоходный налог , НДС и акцизы.  

Лит. Маркс К., Капитал, т. 1 - 3, Маркс К. и Э п-г о л ь с- Ф., Соч., 2 изд., т. 23-25 Материалы XXV съезда КПСС, М., 1977 Кронрод Я. А., Общественный продукт и его структура при социализме, М., 1958 Зверев А. Г., Национальный доходи финансы СССР , М., 1961 Ноткин А. И., Темпы и пропорции социалистического воспроизводства, М., 19Н1 . 11 а н г с О., Теория воспроизводства и накопления, пер. с польск., М., 1963 С и т а р я н С. А., Чистый доход и бюджет, М., 1964 Хачатуров Г. С., Экономическая эффективность капитальных вложений , М., 1964 Структура па-родного хозяйства СССР, под ред. А. И. Ноткина, М., 1967 Научные основы экономического прогноза , М., 11)71 А н ч и ш-ки н Л. VI., Прогнозирование роста социалистической экономики, М., 1973. Б. П. Плышевский. Москва.  

Поскольку Н. д. в преобладающей части создается, распределяется и используется в гос. и колхозном секторах нар. х-ва, гос-во непосредственно планирует весь процесс его воспроизводства. При разработке нар.-хоз. планов составляется баланс народного хозяйства СССР , одним из составных элементов к-рого является баланс Н. д. В соответствии со стадиями его движения в нар. х-ве Н. д. исчисляется различными методами как сумма чистой продукции отраслей материального произ-ва (произведенный Н. д.), сумма первичных и конечных доходов (распределенный Н. д.) и сумма фондов потребления и накопления (используемый Н. д.). Произведенный Н. д. равен распределенному Н. д. и отличается от использованного на величину потерь. Расчеты Н. д. основываются на заданиях нар.-хоз. планов и отчетных данных об их выполнении. Чистая продукция нар. х-ва определяется вычитанием из валовой продукции пром-сти, с. х-ва, строительства, транспорта и других отраслей материального произ-ва стоимости потребленных средств произ-ва, устанавливаемой по данным о себестоимости продукции и издержках обращения . Первичные доходы исчисляются исходя из объема произведенной продукции, фонда зарплаты, доходов колхозов и колхозников и из данных фин. планов, характеризующих размеры прибыли, налога с оборота и других элементов чистого дохода . Перераспределение Н. д. и величина конечных доходов рассчитываются на основе гос. бюджета, кредитных планов Госбанка СССР и Стройбанка СССР, Госстраха и сберегательных касс . Объем и структура используемого Н. д. определяется по данным о товарообороте, капитальном строительстве и вводе в действие основных фондов , изменении оборотных фондов и резервов, поступлении продуктов из колхозов и личного подсобного х-ва населения и других форм распределения произведенной продукции. Н. д. исчисляется в текущих ценах соответствующих лет. Основные элементы Н. д. (объем чистой продукции , фонды накопления и потребления) рассчитываются также в сопоставимых ценах,  

Многочисленные последующие проверки выдвинутых Энгелем положений показали их ограниченность. Аналогичный вывод о тенденциях изменения расходов на жилище (в зависимости от доходов) получил наименование Швабе (по имени нем. статистика А. Швабе). Сов. учёный, акад. С. Г. Струмллин показал на материалах пензенских бюджетов, что процент расхода на питание находится в более тесной связи не с уровнем благосостояния, а с размером семьи и возрастом её членов (см. К методологии рабочего бюджета , Избр. произв., т. 3, М., 1964). Ограниченное проявление 3. Э. было подтверждено на основе анализа многочисленных обследований семейных бюджетов , осуществлённых в СССР. Это частично объясняется особенностями структуры потреблений семей сов. рабочих, бюджет к-рых испытывает существенное влияние общественных фондов потребления , удовлетворяющих ряд очень важных потребностей семьи (воспитание подрастающего поколения, получение квалификации, мед. помощь и т. д.). Несмотря на всё это, нек-рые бурж. экономисты не только фетишизировали положение Энгеля, но и дали им расширительное толкование. Показатель доли расходов на питание стал использоваться ими для характеристики роста благосостояния населения в динамике. На основании уменьшения доли расходов на питание делался вывод о росте уровня жизни семей трудящихся п капиталистич. странах. Такой подход неправомерен. Прежде всего, весьма условны сами положения Энгеля, поскольку они относятся к доходам, различным но величине. К тому же перенос статич. зависимостей на динамику требует многочисленных оговорок, т. к. с течением времени под воздействием многих факторов существенно изменяется структура потребления . Размер абсолютных и относительных расходов на питание связан не только с уровнем материальной обеспеченности, но и с характером потребностей членов семей. Сдвиги в потреблении рабочих капиталистич. стран в значительной мере обусловлены возникновением новых потребностей , а следовательно, новых расходов, а также ростом цен, первоочерёдной необходимостью оплачивать лечение, повышением налогов. Это заставляет сокращать расходы па питание, заменяя более ценные и дорогие продукты менее ценными в питательном отношении, но зато более дешёвыми продуктами. Сокращение уд. веса расходов на питание при их абсолютном росте больше свидетельствует о том, что эта потребность еще не удовлетворяется в достаточной степени, но под давлением новых, более интенсивных потребностей расходы на продукты питания насильственно сжимаются.  

Границы элементов С. в. подвижны. На сто общую величину оказывает воздействие целый ряд социально-экономим, и демографии, факторов (пол, возраст, состав семьи, образование, уровень доходов, характер и содержание труда , место жительства городили село, и др.). В соответствии с классификацией, принятой в СССР (а затем п в рамках проведённого в 1963-71 междунар. обследования, охватившего 8 социалистич. и 5 капиталист ч. стран), структура С. в. включает в себя затраты времени на учёбу и самообразование обществ, деятельность развлечение] отдых (индивидуального и публично-зрелищного характера, с выделением таких элементов, как чтение книг, газет, журналов, слушание радио и просмотр телевизионных передач, занятия по интересам, или увлечениям, игры и беседы с детьми и т. п.) физкультуру и спорт товарищеское общение с людьми пассивный отдых. Культура С. в. определяется целевой направленностью деятельности человека в С. в., социальной активностью, целесообразным и эффективным его использованием. Чем выше квалификация и уровень образования работника , тем, как правило, полноценнее и рациональнее использование им С. в. Социалистич. гос-во заинтересовано в увеличении времени, к-рое человек затрачивает на образование, развитие интеллектуальных и фнзич. способностей, выполнение социальных функций . За годы Сов. власти величина С. в. у трудящихся, как показали выборочные обследования , возросла почти вдвое, достигнув в среднем ок. 3-4 ч в расчёте на день. Из этого времени (если брать баланс С. п. за месяц) ок. 70% идёт на развитие интеллекта человека (учёбу, посещение театров и кинотеатров, чтение и т. д.). Согласно выборочным обследованиям в СССР it 60-70-х гг. в месячном бюджете времени С. в. составляло у мужчин 15 - 20%, у женщин 8-12%. Однако С. в. больше характеризуют не усреднённые, а дифференцированные (по группам населения) данные, их структура и динамика. Социалистич. общество оказывает планомерное воздействие не только на величину, по и на структуру С. в. Обществ, регулирование С. в. осуществляется при помощи соцнально-экономич., правовых и пдейно-воспитат. средств в сочетании с саморегулированием. Оно предполагает также прогнозирование и планирование С. в., создание оптимальных его моделей для различных социальных групп