Дальнейшее относится только к участкам земли, принадлежащим физическим лицам и расположенным на территории Московской области
.
Ежегодно Налоговая служба начисляет земельные налоги за прошедший календарный год и направляет налоговые уведомления владельцам земли для оплаты.
Налоговая база определяется по .
В 2013 году проводилась глобальная переоценка кадастровой стоимости подмосковных земель. Кадастровая стоимость земельных участков значительно возросла. Иногда в несколько раз. Результаты государственной кадастровой оценки (переоценки стоимости) участков утверждены Распоряжениями Министерства экологии и природопользования Московской области от 27 ноября 2013 года: № 566-РМ (земельные участки в составе земель населенных пунктов области); № 564-РМ (земли садоводческих, огороднических и дачных объединений); № 563-РМ (земли сельскохозяйственного назначения).
Новая стоимость подмосковных земель стала базой для начисления налога с 2014 года.
Кроме того, с 2014 года в некоторых районах области в разы выросла ставка земельного налога по приусадебным и дачным участкам.
Таким образом, .
Кадастровая стоимость участка равна площади участка, измеряемой в квадратных метрах, умноженной на удельный показатель кадастровой стоимости (УПКС) земельного участка, выраженный в рублях за кв.м.
УПКС определяется оценщиками в ходе Государственной оценки земель Подмосковья.
Площадь участка берется из данных кадастрового учета. Если Ваш участок не поставлен на учет, то у него не определена кадастровая стоимость и, соответственно, нет и налога на землю.
Напомним, что в одной сотке сто квадратных метров. Соответственно, шесть соток – это 600 кв.м. земли, а 15 соток – 1 500 кв.м.
Для двух близко расположенных участков земли, один из которых площадью 6 соток, другой 12 соток, логично предположить, что кадастровая стоимость меньшего участка должна быть ровно в два раза меньше стоимости второго.
Соответственно, и налог на землю шестисоточного участка должен быть ровно в два раза меньше налога по земельному участку в двенадцать соток.
Однако, результаты переоценки подмосковных земель показывают, что это далеко не всегда так.
Муниципальный район Московской области | Ставки налога на землю | |
1. | Волоколамский район | 0,3% |
2. | Воскресенский район | 0,3% |
3. | Дмитровский район | 0,3% |
4. | Егорьевский район | 0,3% |
5. | Зарайский район | 0,3% |
6. | Истринский район | 0,3% |
7. | Каширский район | 0,2% - 0,3% |
8. | Клинский район | 0,15% - 0,3% |
9. | Коломенский район | 0,3% |
10. | Красногорский район | 0,2% - 0,3% |
11. | Ленинский район | 0,15% - 0,3% |
12. | Лотошинский район | 0,3% |
13. | Луховицкий район | 0,3% |
14. | Люберецкий район | 0,2% - 0,3% |
15. | Можайский район | 0,3% |
16. | Мытищинский район | 0,15% |
17. | Наро-Фоминский район | 0,3% |
18. | Ногинский район | 0,2% - 0,3% |
19. | Одинцовский район | 0,1% - 0,3% |
20. | Орехово-Зуевский район | 0,15% - 0,3% |
21. | Павлово-Посадский район | 0,1% - 0,3% |
22. | Подольский район | 0,2% - 0,3% |
23. | Пушкинский район | 0,1% - 0,3% |
24. | Раменский район | 0,07% - 0,3% |
25. | Рузский район | 0,2% - 0,3% |
26. | Серебряно-Прудский район | 0,3% |
27. | Сергиево-Посадский район | 0,1% - 0,3% |
28. | Серпуховский район | 0,15% - 0,3% |
29. | Солнечногорский район | 0,15% - 0,3% |
30. | Ступинский район | 0,2% - 0,3% |
31. | Талдомский район | 0,3% |
32. | Чеховский район | 0,08% - 0,3% |
33. | Шатурский район | 0,3% |
34. | Шаховской район | 0,3% |
35. | Щёлковский район | 0,2% - 0,3% |
Городской округ (город областного подчинения) Московской области | Ставки налога на землю | |
1. | Балашиха | 0,3% |
2. | Бронницы | 0,3% |
3. | Дзержинский | 0,3% |
4. | Долгопрудный | 0,2% - 0,25% |
5. | Домодедово | 0,25% - 0,3% |
6. | Дубна | 0,3% |
7. | Жуковский | 0,3% |
8. | Звенигород | 0,3% |
9. | Ивантеевка | 0,2% - 0,25% |
10. | Климовск | 0,2% - 0,3% |
11. | Коломна | 0,13% - 0,2% |
12. | Королёв | 0,3% |
13. | Котельники | 0,3% |
14. | Красноармейск | 0,3% |
15. | Лобня | 0,3% |
16. | Лосино-Петровский | 0,3% |
17. | Лыткарино | 0,3% |
18. | Озёры | 0,3% |
19. | Орехово-Зуево | 0,3% |
20. | Подольск | 0,3% |
21. | Протвино | 0,2% |
22. | Пущино | 0,3% |
23. | Реутов | н/д |
24. | Рошаль | 0,3% |
25. | Серпухов | 0,3% |
26. | Фрязино | 0,3% |
27. | Химки | 0,2% |
28. | Черноголовка | 0,3% |
29. | Электрогорск | 0,3% |
30. | Электросталь | 0,3% |
Категория льготников, которая полностью освобождена от налогообложения, определена ст. 395 НК РФ. Остальные собственники земельных участков, за исключением тех, кто имеет право на вычет сообразно ст. 391 НК РФ, оплатить налог обязаны. В данной статье рассмотрим льготы по земельному налогу, кто имеет право на льготу и какие документы нужны для ее получения.
Итак, льготирование по части земельного налога регламентируется Налоговым кодексом (ст. 391, 395) и местным законодательством. Категории лиц, которые подпадают под льготирование, немногочисленны.
Категория льготников | Кто из льготников высвобождается от уплаты налога за землю? | Кто из плательщиков может рассчитывать на снижение налоговой базы на 10 тыс. руб.? |
Юрлица | Организации: Минюста (уголовно-исполнительной системы), религиозные, народных художественных промыслов, общественные организации инвалидов, где не меньше 80% – инвалиды, участники СЭЗ, управляющие компании сообразно ФЗ «Об инновационном центре Сколково», резиденты особой экономической зоны, иные организации и учреждения, указанные в ст. 395 НК РФ | – |
Физлица | Сюда причисляют тех, кто проживает в отдаленных районах страны (Север, Сибирь, Дальний Восток), владеет участком земли и традиционно занимается ведением личного хозяйства | – |
Ветераны боевых действий | – | + |
Инвалиды детства и 1, 2 (группу получили до 2014 г.) группы | – | + |
Чернобыльцы | – | + |
На земельные участки, задействованные в предпринимательской деятельности, льготирование не распространяется. ИП должен уплатить налог за землю, которая находится в его владении, даже если она простаивает. Это же правило действительно практически для всех остальных собственников земель.
Так, если ветеранам боевых действий предусмотрено льготирование в виде вычета в любом случае, то в отношении пенсионеров, ветеранов труда, многодетных семей льготирование применяется лишь на основании действующих местных нормативных актов, т. к. к льготникам их не причисляют.
Автоматически льготирование не оптимизируется. Для подтверждения прав на льготу следует обратиться к налоговикам с заявлением и приложить к своему обращению конкретные документы. Передать комплект готовых документов можно одним из традиционных способов:
Для отправки комплекта посредством почтового отделения, делаются копии, заверять их у нотариуса необязательно. О принятии решения заявителя извещают, после чего со времени наступления права на льготу производится перерасчет.
Лицам, подпадающим под льготирование, по обращении в налоговую следует подготовить стандартный комплект документов. Кроме этого, отдельным категориям граждан требуется представлять дополнительные документы (далее в тексте - ДД).
Стандартный комплект документов для всех физлиц | паспорт (документ, удостоверяющий личность), свидетельство о праве собственности на землю заявителя (государственный акт на землю), подтверждение регистрации, справка о доходах |
ДД для пенсионера | копия пенсионного удостоверения (заверить нотариально) |
ДД для инвалидов ВОВ и боевых действий | удостоверение инвалида ВОВ |
ДД для участников ВОВ (инвалидов вследствие заболевания, иных причин) | удостоверение ветерана ВОВ общего образца |
ДД для инвалидов 1, 2 групп | удостоверение инвалида, пенсионное удостоверение либо справка врачебной трудовой комиссии, свидетельствующая об инвалидности |
Чернобыльцы | специальные удостоверения участников ликвидации чернобыльской катастрофы |
В зависимости от наличествующих дополнительных региональных льгот, их видов, категории льготника список подаваемых документов может разниться. Поэтому весь перечень требуемых документов желательно заранее выяснять у налоговиков.
Организации калькулируют сумму земельного налога самостоятельно. Для физлиц сумму платежа к уплате подсчитывают налоговики. Величина земельного налога не зависит от итогов деятельности их собственников, использующих землю в своих целях: для ведения ЛПХ и т. п. Сумма к уплате представляет собой константный ежегодный платеж.
При калькуляции используются налоговые ставки (НС), кадастровая цена (КЦ) участка земли, а также коэффициент владения (КВ). Числовой множитель (КВ) применяется, если участок использовался неполный год. При подсчетах учитывается также наличие льгот. Размер максимальной ставки привязан к его назначению, т. е. виду территории:
Указанные процентные ставки являются предельными значениями, фиксированные федеральным законом, посему муниципальные власти не вправе их превышать. Калькуляция земельного налога производится по стандартной формуле: НС * КЦ * КВ.
Актуальные данные о льготировании по части земельного налога, которое применяется на муниципальном уровне, можно найти на официальном сайте ФНС. С этой целью используется электронный сервис «Справочная информация о ставках и льготировании по имущественным налогам».
Область, край | Некоторые местные льготы за налоговые периоды 2015 -2016 гг. |
Ленинградская | В Федоровском СП, Тосненского района освобождены от уплаты: одинокие пенсионеры и супруги (60 и 65 лет соответственно), живущие в частном секторе с доходом ниже прожиточного минимума, ветераны и инвалиды ВОВ, труженики тыла; Шапкинское СП, Тосненский район: пенсионеры, проживающие на территории СП, уплачивают 40% от суммы налога |
Московская | Городской округ Ивантеевка: освобождены чернобыльцы, малоимущие граждане, состоящие на учете в управлении соцзащиты, одинокие пенсионеры; снижена база налога для почетных жителей города на 70%, зарегистрированных ветеранов труда пенсионного возраста - на 50%, для семей с 3 и более детьми до 18 лет со среднедушевым доходом меньше прожиточного минимума - на 50% и др.; Городское поселение Правдинский Пушкинского района: освобождены многодетные семьи за полученные от государства участки безвозмездно; малоимущие пенсионеры оплачивают 50% налога |
Белгородская | Новые местные льготы не вводились |
Тульская | РП Арсеньево Арсеньевского района: освобождены многодетные семьи, органы местного самоуправления и др. |
Рязанская | Новых местных льгот нет |
Липецкая | Муниципальное образование Фащевский сельсовет, Грязинского района: освобождены органы местного управления и учреждения культуры, здравоохранения, образования, субсидируемые из местного либо областного бюджета |
Нижегородская | Чкаловск: освобождены органы местного самоуправления, учреждения образования, спорта, культуры, СМИ, финансируемые из местного бюджета |
Саратовская | Большежуравское муниципальное образование Аркадакского района: |
Свердловская | Восточное сельское поселение: освобождены КФХ, сельскохозяйственные организации, у которых доход от продажи своей (либо от пайщиков) продукции более 70% от общей прибыли |
Челябинская | Южноуральский городской округ: освобождены пенсионеры по возрасту, инвалиды 1 и 2 групп (ИП и физлица) |
Ставропольский край | Село Белые Копани Апанасенковского района: освобождены органы местного самоуправладения, учреждения культуры (льгота по муниципальным землям) |
Совершенно очевидно, в каждом регионе применяются свои льготы, которые устанавливаются на основании решений местных Советов депутатов, Земских собраний.
Для того чтобы заявление с документами налоговики пропустили для последующего рассмотрения и приняли решение в пользу заявителя, нужно соблюсти как минимум следующие условия:
Отказ во льготировании по итогам рассмотрения обращения чаще принимается по причине того, что заявитель не является льготником по закону. В остальных случаях решение обычно принимается в пользу обратившегося.
Гражданин РФ (физлицо, пенсионер) Н. В. Ромашов владеет участком земли, который расположен в Московской области. Назначение участка - ИЖС, кадастровая цена - 1 000 000 руб., ставка - 0,25%. Местными властями предусмотрена для пенсионеров льгота при уплате земельного налога в 50%. Калькуляция платежа за год с учетом льготирования выглядит так: 1 000 000 * 0,25% * 50% = 1 250 руб.
Вопрос №1. Где можно узнать пенсионерам о льготировании на своей территории?
Ответ: Следует обращаться в администрацию района, о котором идет речь, либо к налоговикам по месту расположения участка земли. Эти структуры располагают исчерпывающей информацией по части льготирования, которое применяется на основании наличествующих нормативных актов муниципальных органов.
Вопрос №2. Применяется ли льготирование по земельному налогу, если участок сдан в аренду?
Нет, льготирование в подобных случаях законом не предусмотрено. Арендаторы налог не платят.
Вопрос №3. Освобождаются ли от платежей по земельному налогу ветераны ВОВ, проработавшие в тылу во время ВОВ, и ветераны труда?
Ответ: Нет, это возможно только в рамках действующих нормативных актов конкретных регионов, посему по этому вопросу обращаться следует к администрации своего региона.
Вопрос №4. Применяется ли льготирование по части земельного налога к КФХ?
Те граждане, которые создали КФХ впервые, на протяжении 5 лет с момента предоставления им земли вправе не платить земельный налог
Госдума с подачи Правительства РФ приняла 21 декабря 2017 года очередной закон, который внёс много изменений в Налоговый кодекс РФ (Федеральный закон от 28.12.2017 № 436-ФЗ). Среди них есть новая налоговая льгота по земельному налогу для пенсионеров – это право на налоговый вычет в виде уменьшения облагаемой базы. Можно ли будет получить пенсионерам полное освобождение от земельного налога на 6 соток в 2018 году? Потребуется ли собирать и сдавать в налоговую инспекцию документы о размере земельного участка? Как будет рассчитываться налог, если участок больше 6 соток? Подробно анализируем суть новшества и рассказываем, как пенсионеру воспользоваться вычетом по налогу на землю и получить освобождение.
Для начала посмотрим на нормы Налогового кодекса РФ, касающиеся льгот по земельному налогу. На основании п. 5 ст. 391 НК РФ в прежней редакции некоторые категории физических лиц – плательщики земельного налога имели право на вычет из налоговой базы в размере 10 000 рублей в рамках одной муниципальной территории, где расположен участок, принадлежащий им на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненно наследуемого владения.
То есть, вычет предоставлялся в виде фиксированной суммы. Налоговые инспекции сами учитывали эту льготу при расчете земельного налога и формировали сводные налоговые уведомления уже за вычетом этой «льготы».
Однако эта льгота касалась только 7 категорий плательщиков:
1) Героев СССР и РФ, полных кавалеров ордена Славы;
2) инвалидов I и II групп;
3) инвалидов с детства;
4) ветеранов и инвалидов ВОВ, иных боевых действий;
5) чернобыльцев, кого затронула авария на заводе «Маяк» (р. Теча) и события на Семипалатинском полигоне;
6) испытателей ядерного и термоядерного оружия, ликвидаторов аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
7) получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате ядерных испытаний, учений.
Данный вычет никак не зависел от кадастровой стоимости земли, а также материального положения плательщиков земельного налога. Например, пенсионеров в данном перечне нет. Многие отмечали эту несправедливость, что удалось достучаться и до главы государства.
14 декабря 2017 года состоялась масштабная пресс-конференция Владимира Путина. Среди прочего, был поднят и вопрос о земельном налоге.
Журналистка из Пскова задала Президенту резонный вопрос о том, что за последние 1,5 года в России резко повысились кадастровая стоимость земли, что повлекло за собой увеличение налогов на землю. И это коснулось в первую очередь простых людей – владельцев дач, садовых участков и тех, кто живёт в деревнях и сёлах. К примеру, в Псковской области налог на землю вырос более чем в 10 раз. Она отметила, что в Пскове садоводы даже выходили на митинги. После них региональные власти рекомендовали муниципалитетам снизить ставки, но в целом проблема так и не решена. Можно ли разобраться с этим вопросом окончательно?
Владимир Путин отметил: «Да, это реальный вопрос».
«Прежде всего, конечно, во всём мире так устроено, и это естественно: собственники определённого имущества его содержат, платят налоги. Это само собой разумеется. А кадастровая стоимость – это рыночная стоимость. И это тоже вполне естественно и правильно.
Но что неправильно? Эти уровни тарифов кадастровых платежей должны быть, вообще, основаны на каких‑то реалиях. Они должны быть основаны на реальных доходах населения. Это не может быть оторвано от жизни. Нельзя проводить шоковую терапию, как в 90‑е годы. Это просто недопустимо.
Сейчас не будем здесь ругаться на тех, кто принимал соответствующие решения. И в начале этого пути люди часто обращали на это внимание, но инициаторы этого процесса всегда говорили о том, что это будут сбалансированные решения. То, о чём Вы сказали, явно говорит о том, что решения оказались несбалансированными.
У нас есть льготные категории граждан, которым делают вычет с имущества стоимостью 10 тысяч рублей. Но земельные участки, о которых Вы сказали, эти так называемые шесть соток, во многих регионах страны дороже, чем 10 тысяч рублей, в подавляющем большинстве.
Вы про Псков сказали, а что говорить про Московскую область, Ленинградскую область, другие регионы Российской Федерации вокруг городов-миллионников? Поэтому думаю, что в самое ближайшее время – я Вам благодарен за этот вопрос – такое поручение обязательно дам Правительству.
Чтобы Правительство вместе с депутатами Государственной Думы приняло решение, согласно которому все те льготные категории граждан, которые получали денежный вычет из 10 000 рублей, получили льготу в натуральном выражении и не платили вообще за все эти шесть соток никаких налогов. То есть те категории, которые имеют льготу по 10 000 рублей.
Но этого, считаю, недостаточно. Плюс к этому нужно расширить список за счёт всех пенсионеров по старости. Потому что, во‑первых, эти люди уже имеют льготы, связанные с квартирами и домами, и пополнение этого списка за счёт пенсионеров по старости будет логичным и справедливым. Государство от этого не пострадает.»
Эта позиция Президента России дала немедленный толчок законодателям на разработку соответствующих поправок в нормы НК РФ о земельном налоге. И они не заставили себя долго ждать. Более того, ради нового вычета по земельному налогу для пенсионеров был дополнен законопроект, который изначально касался только уточнения правил налогообложения прибыли контролируемых инофирм. Депутаты даже поменяли его название на более общее – «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно новой редакции п. 5 ст. 391 НК РФ база по налогу подлежит уменьшению не на необлагаемую сумму в 10 000 рублей, а «на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка».
В итоге с 2018 года налоговый вычет представляет собой не фиксированную сумму в рублях, а зависит от кадастровой оценки участка в части шести сотен квадратов земли.
Исходя из формулировки указанной нормы НК РФ, пенсионерам по потере кормильца и при досрочной пенсии (например, педагодам или медикам) право на новый вычет тоже положено.
Заметим, что материальное положение пенсионеров никакой роли не играет. Право на вычет получили даже работающие пенсионеры.
Что такое 600 кв. метров? Для справки: 100 кв. м – это ровно 1 сотка. Значит, 600 квадратов земли – это 6 соток.
Таким образом, за участок земли с площадью 6 соток и менее пенсионеры налог больше не платят. Как и остальные льготные категории согласно НК РФ (см. выше).
Если после вычета налоговая база имеет отрицательное значение (когда участок менее 6 соток), её считают равной нулю. А если участок больше 6 соток, то налог берут с оставшихся соток после вычета из них шести соток.
Налоговая сама рассчитает льготнику налог «с превышения» по следующей формуле:
НАЛОГОВАЯ БАЗА = ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО СОТОК В УЧАСТКЕ – 6 СОТОК |
Если на пенсионера оформлено несколько земельных участков, воспользоваться новой налоговой льготой можно только по одному из них на выбор плательщика. Об этом говорит новый п. 6.1 ст. 391 НК РФ.
О таком выборе участка нужно известить налоговиков. Установлен срок – до 1 ноября года, который выступает налоговым периодом. То есть с которого льготник желает применять вычет по соответствующему участку. Причём это решение должно быть окончательным: после 1 ноября года переиграть его и подать уточнённое уведомление уже с иным участком – нельзя.
ПРИМЕР
Пенсионерка Широкова имеет на 2018 год в собственности 2 земельных участка. В конце октября 2018 года она уведомила ИФНС об участке, по которому хочет получить вычет за период 2018 года.
Скорее всего, сдавать какие-то документы кроме уведомления не придётся. Налоговая и так должна обладать необходимой информацией в рамках межведомственного обмена. В крайнем случае, можно указать кадастровый номер участка и документ-основание владения им (договор купли-продажи и т. п).
Обратите внимание: форму уведомления о выбранном участке, и порядок его заполнения утверждает ФНС России. Наверняка будет разработан и его электронный формат, чтобы отправлять через личный кабинет физлица на сайте ФНС России. И что немаловажно, направить этот документ можно в любую инспекцию по своему выбору.
Если льготник по каким-либо причинам не успел подать уведомление либо вообще проигнорировал эту возможность, без вычета он не останется. Инспекция при расчёте налога применит его в отношении того участка, по которому исчисленный налог будет самым большим. Что вполне справедливо.
Рассматриваемый новый вычет по земельному налогу пенсионеры могут получить с периода 2017 года. На этом переходном этапе действует специальное правило о сроках и форме уведомления по 2017 году: известить ИФНС о выбранном земельном участке для вычета можно в свободной форме до 01 июля 2018 года. После этой даты изменить свой выбор нельзя.
Вот пример такого уведомления:
Если пенсионер или иной льготник не представит уведомление о выборе земельного участка, последствия этого аналогичные: вычет рассчитают по объекту с максимальной суммой налога.
ФНС в рамках межведомственного обмена сведениями с Росреестром и иными органами владеет всей информацией о принадлежащих пенсионеру земельных участках. Поэтому вряд ли возможна ситуация, когда у налоговой нет данных о втором участке.
Пример
Широкова – пенсионерка и имеет в собственности 2 земельных участка площадью 8 и 10 соток. За 2017 год по одному из них она вправе заявить вычет.
Поскольку участок в 8 соток расположен рядом с городом и имеет более высокую кадастровую стоимость, именно о нём Широкова решила уведомить налоговую инспекцию, что желает применить вычет.
В итоге земельный налог за 2017 год ей будет рассчитан:
На наш взгляд, не совсем ясно, зачем вообще введена возможность подавать уведомление о выборе земельного участка, по которому льготник желает использовать налоговый вычет, если инспекция всё равно при расчёте применит его в отношении объекта с наибольшей суммой налога.
Плательщиками земельного налога являются все граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, собственники участков, пожизненные владельцы или бессрочные пользователи.
Но существует перечень категорий населения, которые освобождаются от него. Уточнить его можно в налоговой службе по месту жительства.
Федеральный закон гласит, что от налогообложения на земельные участки освобождаются:
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Получается, что федеральные льготы имеют юридические лица и только одна категория физических.
Властями каждого региона самостоятельно устанавливается дополнительный перечень граждан, пользующихся преференциями. Во многом он зависит от социально-экономического положения в субъекте Федерации: есть ли средства в местном бюджете на покрытие данных расходов.
В список региональных льготников могут входить пенсионеры, ветераны, инвалиды, многодетные и малоимущие семьи.
С 2017-го года применяется уменьшение налоговой базы участка на размер кадастровой стоимости шести соток земли, которая находится в собственности, пожизненном владении или бессрочном пользовании некоторых категорий налогоплательщиков.
А именно:
Налоговую базу можно уменьшить только на один принадлежащий льготнику земельный участок по его выбору.
Итак, льготы на земельный налог делятся на три группы: полное освобождение и снижение налоговой базы, о чем говорилось выше, и региональные преференции.
Средства за пользование землей направляются в местный бюджет.
В субъектах Федерации власти могут полностью освободить от оплаты налога некоторые категории населения, а могут предоставить им определенную скидку. Также самостоятельно устанавливаются сроки и порядок оплаты.
Для получения информации о наличии льготы в определенном муниципальном образовании гражданину следует посетить налоговую инспекцию.
До 2005-го года пенсионеры освобождались от налога на землю. В настоящий момент они имеют право на налоговый вычет.
В регионах пожилые люди могут дополнительно получить послабления:
К многодетным относятся семьи, имеющие трех и более детей до 18-ти лет. Некоторые регионы освобождают их от выплат или сокращают налоговую базу для начисления платежей.
Земельный участок должен использоваться для ведения подсобного хозяйства и других личных нужд.
Им предоставляются такие льготы:
Инвалиды с детства, первой и второй группы уже пользуются федеральной льготой. Регионы тоже могут предоставлять им налоговые послабления. Инвалиды третьей группы очень редко получают данную преференцию.
Когда владелец продает земельный участок, он обязан заплатить налог на доходы физических лиц, то есть НДФЛ. Но некоторые категории граждан могут быть освобождены от него или получить вычет.
Льготу можно оформить только на один земельный участок, находящийся в собственности гражданина. Если же он числится на другом лице, то преференция не полагается. Также нельзя использовать объект налогообложения в предпринимательской деятельности и с целью обогащения.
Если человек имеет право на льготу по нескольким основаниям, необходимо выбрать одно из них.
Процедура оформления:
Так выглядит заполненное заявление:
Если гражданин имеет право на другие налоговые льготы (имущественные или транспортные), то можно изложить данный факт в этом же заявлении.
Право на льготу возникает с момента получения оснований на нее. В случае запоздалого обращения должностные лица сделают перерасчет, но не более чем за три предшествующие года.
Для оформления необходимы следующие бумаги:
Отказать в предоставлении льготы могут по вполне обоснованным причинам:
Если заявителю будет отказано в удовлетворении просьбы, специалисты налоговой службы должны выслать ему уведомление с причинами принятого решения.
Если он не согласен с полученной информацией, то может обратиться в вышестоящую организацию, прокуратуру или суд.
Налоговые платежи составляют внушительную сумму доходов граждан, особенно малообеспеченных.
Некоторые из них по закону имеют право на освобождение от налога, но продолжают его оплачивать, так как не знакомы с законодательством. Поэтому стоит посетить налоговую службу, разобраться в предоставлении преференций и оформить их.
Для пенсионеров, не занятых трудовой деятельностью, участок земли – это хобби и работа, приносящая дополнительный доход и во всех отношениях облегчающая жизнь.
Налог на собственный земельный участок призван «облегчить» кошелёк пенсионеров, поэтому они заинтересованы в предоставлении льгот на этот вид налогообложения. Он считается местным и в 2018 году обязателен для уплаты на территориях всех муниципальных образований.
Земельный налог платят предприятия, физические лица, которые имеют собственные приватизированные земельные участки, с правом бессрочного пользования ими. Все нормы землепользования прописаны в Земельном кодексе РФ.
По закону все земельные участки, приобретённые в соответствии с требованиями законодательства, могут считаться собственностью граждан. Если земля находится в аренде, то арендаторы не должны платить земельный налог.
Размер земельного налога устанавливается, исходя из его кадастровой стоимости. Ставки налога установлены в размере от 0,3 до 1,5% от её значения в зависимости от того, кому принадлежит участок: товариществу, собственнику, предприятию и т.д. Муниципалитеты могут устанавливать собственные ставки, но они не должны быть выше прописанных в законе норм.
Исходя из определений законодательства, земельные сборы – это обязательная плата, средства за которые идут в местные бюджеты. Размер выплат устанавливается местным законодательством и является обязательным для всех владельцев.
В Земельном кодексе изложена информация о гражданах, которые имеют право на льготы. Информация в законе, касающаяся льгот на земельное налогообложение, касается предприятий. О них написано много и подробно.
Так как многие пенсионеры стремятся при уходе на заслуженный отдых иметь собственный земельный участок, то их интересует вопрос о том, каким образом устанавливается налог на землю для пенсионеров. При небольшом размере пенсии этот вопрос очень актуален.
На основании НК РФ все предприятия и физические лица, имеющие во владении земельные участки с правом бессрочной собственности, являются плательщиками в обязательном порядке. Не платят налоги только те граждане, которые владеют землёй на правах арендаторов или имеют право безвозмездного пользования на определенный срок.
Таким образом, других категорий льготников на послабление налогообложения в законодательстве не упомянуто. Пенсионеры обязаны производить оплату за землю в обязательном порядке на общих основаниях.
Это позиция федерального законодательства. Но на местном уровне законодательная власть обладает правом ввести свои правила налогообложения в плане льгот, так как это решение передано в муниципальные ведомства.
Исходя из позиций, обозначенных федеральным законодательством, региональные власти обязаны внести в местные законы о землепользовании пункт об освобождении от налогообложения на землю граждан данных категорий. Местные власти могут установить свои налоговые льготы для граждан пенсионного возраста.
Федеральное законодательство не рассматривает пенсионеров как отдельную категорию, которая имеет право на льготы в уплате налогов на землю, но им предоставляются, тем не менее, определённые послабления в других видах налогов.
Пенсионер имеет право узнать, должен ли он платить налог на землю, которой владеет. Если льготы ему положены, то они не начнут действовать автоматически.
Гражданин должен дать знать о себе в налоговую инспекцию или администрацию поселения, где он проживает, написав заявление на освобождение от налога. Для этого пенсионеру необходимо обратиться в отделение НИ по месту своего проживания и нахождения участка земли.
К заявлению прилагаются документы, которые должны стать подтверждением тому, на основании чего гражданин считает, что ему положена привилегия при пользовании земельным участком:
Пакет документов в НИ можно принести лично или отправить по почте заказным письмом. При отправке почтой рекомендуется использовать копии удостоверений, подтверждающих статус заявителя. В данном случае не требуется, чтобы копии были заверены нотариусом. Работники НИ обязаны оперативно поставить в известность заявителя о результатах рассмотрения документов.
Муниципалитет может затребовать дополнительные справки для предоставления льготы, поэтому пенсионеру необходимо уточнить их перечень заранее, обратившись в соответствующие инстанции.
Все льготы разделены на 3 вида:
После принятия документов должностное лицо инспекции занимается проверкой их подлинности и достоверности. Далее налоговая инспекция выносит решение о выборе одного из видов льгот для каждого заявителя, о чём извещает его.
С момента вынесения решения начинается действие закона относительно льготника – производится перерасчёт выплат в соответствии с полученной льготой. Перерасчёт производится исходя из периода начала наступления права на льготу.
В Налоговом кодексе РФ нет конкретных нормативов, по которым можно освободить пенсионеров от земельных налоговых обязательств. В законодательных актах многих регионов предусмотрены дополнительные социальные льготы именно для этой категории граждан: