Вопросы устойчивого развития затрагивают практически все сферы деятельности компании - от взаимоотношений с клиентами до обзора поставщиков, от оценки воздействия на окружающую среду до обеспечения среды рабочей, от разработки этической бизнес-культуры до подтверждения прозрачности корпоративной структуры управления. В этой связи возникает вопрос: если этот спектр столь широк, нужно ли создавать отдельную позицию менеджера по устойчивому развитию?
Ответ следует из самой идеи управления устойчивым развитием: она в том, чтобы централизованно координировать все операции организации, касающиеся ее развития. И именно менеджер в области устойчивого развития, своего рода генерал без солдат, направляет компанию на этом пути.
Сейчас в большинстве российских компаний таких менеджеров нет: вопросами в этой сфере ведают по совместительству управленцы из разных департаментов. В большинстве случаев они компетентны лишь в своей области (например, HR, PR и т. п.), а полным пониманием других областей не обладают. В результате становление процессов устойчивого развития идет сложнее и болезненнее, это приводит к конфликтам во взаимоотношениях внутри компании, снижает ее результативность. В мировой же практике функции менеджера в области устойчивого развития определены достаточно четко и охватывают четыре ключевых направления.
Инициативы в областях, не охваченных текущей оргструктурой. К таким сферам можно отнести, например, продвижение целевых программ по корпоративной этике, предотвращению коррупции, уменьшению загрязнения окружающей среды, адаптации к изменениям климата, волонтерству, разработке инвестиционной стратегии для местных сообществ, созданию рабочих мест, отвечающих экологическим требованиям, и т. д.
Координация информационных потоков. Менеджеру, внедряющему изменения в организации, должны быть предоставлены широкие полномочия по координации информационных потоков внутри компании. Это нужно для того, чтобы управленец мог оценить прогресс, результативность и достижение поставленных целей в заданном направлении. Информация используется и для подготовки периодических отчетов для руководства, и для диалога со стейкхолдерами.
Диалог со стейкхолдерами и коммуникации. Менеджер в области устойчивого развития играет ключевую роль при обсуждении плана управления изменениями. Ему необходимо обеспечить осведомленность сотрудников об изменениях, происходящих как внутри компании, так и вовне. Важные аспекты на пути к успеху - формализация процесса взаимодействия со стейкхолдерами и обеспечение обратной связи от компании. К обязанностям менеджера в области устойчивого развития относятся идентификация ключевых стейкхолдеров, определение сотрудников, ответственных за установление и поддержание контактов с ними, и составление программы их вовлечения.
Внедрение программы устойчивого развития внутри организации - серьезный вызов для руководства крупнейших компаний мира. Успех здесь зависит не столько от создания новой, необычной пока еще позиции в структуре компании, сколько от назначения правильного человека на эту позицию. Хороший менеджер по устойчивому развитию, работая на уровне стратегического управления компанией, становится влиятельным руководителем, который улучшает механизмы работы с рисками в быстро меняющейся экономической ситуации, вовремя идентифицирует и оценивает новые возможности.
Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию была утверждена Указом Президента РФ № 440 от 1 апреля 1996 года.
Следуя рекомендациям, изложенным в Документах ООН по окружающей среде и развитию, и руководствуясь ими, представляется необходимым и возможным осуществить в Российской Федерации переход к устойчивому развитию, обеспечивающему сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений.
В первой части “Концепции” отмечается, что богатства природы, ее способности поддерживать развитие общества и возможности самовосстановления оказались не безграничными, что возросшая мощь экономики стала разрушительной силой для биосферы и человека, что цивилизация, используя огромное количество технологий, разрушающих экосистемы, не предложила ничего, что могло бы заменить регулирующие механизмы биосферы. Улучшение качества жизни людей должно обеспечиваться в тех пределах емкости биосферы, превышение которых приводит к разрушению естественного биотического механизма регуляции окружающей среды и ее глобальным изменениям. Переход к устойчивому развитию предполагает постепенное восстановление естественных экосистем до уровня, гарантирующего стабильность окружающей среды.
Во второй части “Концепции” отмечается, что к началу экономических реформ российская экономика оказалась структурно деформированной и неэффективной, а ее негативное воздействие на окружающую среду, в расчете на единицу производимого продукта, существенно превышало показатели технологически передовых стран, значительная часть основных производственных фондов устарела, а 16 процентов территории страны, где проживает более половины населения, характеризуются как экологически неблагополучные.
В третьей части “Концепции” определены задачи, направления и условия перехода к устойчивому развитию.
Переход к устойчивому развитию подразумевает последовательное решение ряда принципиальных задач:
В процессе выхода страны из нынешнего кризиса обеспечить стабилизацию экологической ситуации;
Добиться коренного улучшения состояния окружающей среды за счет экологизации экономической деятельности в рамках институциональных и структурных преобразований, позволяющих обеспечить становление новой модели хозяйствования и широкое распространение экологически ориентированных методов управления;
Ввести хозяйственную деятельность в пределы емкости экосистем на основе массового внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, целенаправленных изменений структуры экономики, структуры личного и общественного потребления.
Основными направлениями перехода России к устойчивому развитию являются:
Создание правовой основы перехода к устойчивому развитию, включая совершенствование действующего законодательства, определяющего, в частности, экономические механизмы регулирования природопользования и охраны окружающей среды;
Разработка системы стимулирования хозяйственной деятельности и установление пределов ответственности за ее экологические результаты, при которых биосфера воспринимается уже не только как поставщик ресурсов, а как фундамент жизни, сохранение которого должно быть непременным условием функционирования социально-экономической системы и ее отдельных элементов;
Оценка хозяйственной емкости локальных и региональных экосистем страны, определение допустимого на них антропогенного воздействия;
Формирование эффективной системы пропаганды идей устойчивого развития и создание соответствующей системы воспитания и обучения.
В четвертой части “Концепции” подчеркивается важность регионов в достижении устойчивого развития.
Проблемы, решаемые в каждом регионе, в значительной степени должны соответствовать федеральным задачам, но при этом необходим учет местных особенностей, предусматривающий, в частности:
Формирование регионального хозяйственного механизма, регулирующего социально-экономическое развитие, в том числе природопользование и антропогенное воздействие на окружающую среду;
Выполнение природоохранных мероприятий на селитебных и незастроенных территориях городов, других населенных пунктов и в пригородных зонах, включая их санитарную очистку, рекультивацию земель, озеленение и благоустройство;
Осуществление мер по оздоровлению населения, развитию социальной инфраструктуры, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;
Развитие сельского хозяйства на основе прогрессивных агротехнологий, адаптированных к местным условиям, реализация мер по повышению плодородия почв и их охране от эрозии и загрязнения, а также создание системы социальной защиты сельского населения;
Реконструкцию региональной промышленной системы с учетом хозяйственной емкости локальных экосистем.
В пятой части “Концепции” сформулированы критерии принятия решений и определены показатели устойчивого развития.
Механизмы разработки и принятия решений должны быть ориентированы на соответствующие приоритеты, учитывать последствия реализации этих решений в экономической, социальной и экологической сферах и предусматривать наиболее полную оценку затрат, выгод и рисков с соблюдением следующих правил:
Никакая хозяйственная деятельность не может быть оправдана, если выгода от нее не превышает вызываемого ущерба;
Ущерб окружающей среде должен быть на столь низком уровне, какой только может быть достигнут с учетом экономических и социальных факторов.
Для управления процессом перехода к устойчивому развитию и оценки эффективности используемых средств необходимо использовать показатели, характеризующие качество жизни, уровень экономического развития и экологического благополучия. Эти показатели должны обеспечивать безопасное развитие России в экономическом, социальном, экологическом, оборонном и других аспектах.
Основные показатели качества жизни:
Продолжительность жизни человека, ожидаемая при рождении и фактическая;
Состояние здоровья человека;
Уровень знаний и образовательных навыков;
Доход - валовый внутренний продукт на душу населения;
Уровень занятости;
Отклонение состояния окружающей среды от нормативов;
Степень реализации прав человека.
В качестве лимитирующих показателей устойчивого развития в экономической сфере могут устанавливаться уровни удельного потребления энергии и других ресурсов, а также количества отходов на душу населения или единицу валового внутреннего продукта.
В состав параметров устойчивого развития необходимо включить характеристики состояния окружающей среды, экосистем и охраняемых территорий. В этой группе показателей обязательно должны быть показатели качества атмосферы, вод, территорий, находящихся в естественном и измененном состоянии, лесов с учетом их продуктивности и степени сохранности, количества биологических видов, находящихся под угрозой исчезновения.
В шестой части “Концепции” определяется место России в мировом сообществе в период перехода к устойчивому развитию.
Приоритеты России в международном сотрудничестве по обеспечению устойчивого развития сводятся к следующему:
Организация международного партнерства по решению проблем перехода к устойчивому развитию;
Активное участие в международных программах по проблемам устойчивого развития и в разработке мер, способствующих нормализации антропогенного воздействия на биосферу;
Создание эффективных механизмов обеспечения межгосударственного экологического паритета при решении вопросов о трансграничном переносе вредных веществ;
Стимулирование поступления в Россию экологически ориентированных зарубежных инвестиций;
Обеспечение экологических интересов нашей страны во внешнеэкономической деятельности.
Усилия России в области охраны окружающей среды должны быть сконцентрированы по следующим основным направлениям:
Сохранение биоразнообразия;
Защита озонового слоя от истощения;
Предотвращение антропогенного изменения климата;
Охрана лесов и лесовосстановление;
Борьба с опустыниванием;
Развитие и совершенствование системы особо охраняемых территорий;
Обеспечение безопасного уничтожения химического и ядерного оружия;
Решение проблем Мирового океана и межгосударственных региональных экологических проблем - таких, как сокращение трансграничного загрязнения, нормализация окружающей среды в бассейнах Балтийского, Черного, Азовского, Каспийского морей и Арктическом регионе.
Седьмая часть “Концепции” определяет постепенность перехода России к устойчивому развитию. В этом переходе выделено три этапа.
Начальный этап связан с созданием необходимых условий, обеспечивающих возможность сопряженного, внутренне сбалансированного функционирования триады: природа, население, человек. Главное содержание этого этапа состоит в решении острых экономических и социальных проблем при всестороннем обосновании и строгом соблюдении экологических ограничений на хозяйственную деятельность.
На этом этапе разрабатываются программы оздоровления окружающей среды в зонах экологического кризиса и начинается их планомерное выполнение. Начинают проводиться комплексные меры по нормализации обстановки на экологически неблагополучных территориях, подготавливается организационная основа реализации этих мер.
Второй этап составляют основные структурные преобразования в экономике, технологическое обновление, осуществляется экологизация процесса социально-экономического развития.
Третий этап связан с решением проблем гармонизации взаимодействия человека с природой. Этот этап перехода к устойчивому развитию осуществляется в масштабе всего мирового сообщества. Россия будет играть здесь ключевую роль, поскольку на ее долю приходится значительная часть ненарушенных экосистем.
В конечном счете, решив задачи третьего этапа, человечество придет к устойчивому развитию и вплотную подойдет к формированию предсказанной В. И. Вернадским сферы разума (ноосферы).
Кучерова Е.Н.
Филиал Московского государственного индустриального университета, г. Вязьма СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
В данной статье рассматриваются вопросы устойчивого развития предприятия с позиции системного подхода. Дана характеристика свойств предприятия как системы, выделены виды устойчивости деятельности предприятий, определены показатели устойчивости предприятий, проведена систематизация понятийного аппарата устойчивого развития предприятия.
Бескризисное функционирование национальной экономики возможно при переходе всех ее отраслей к устойчивому развитию. В свою очередь, устойчивое развитие отрасли может быть достигнуто только с помощью эффективного функционирования первичных звеньев экономической системы - предприятий, которые играют главную роль в жизнедеятельности современного общества. Предприятия служат основным структурообразующим элементом экономики, соединяющим для производства продуктов трудовые, материальные и финансовые ресурсы.
Сегодня возникла необходимость обеспечить устойчивое поступательное развитие предприятий для достижения поставленной задачи ускоренного развития нашей страны. Наряду с созданием благоприятных внешних условий функционирования организаций и предприятий - совершенствование законодательства, формирование конкурентного рынка инвестиций, снижение банковских процентов, оптимизация таможенной политики -большое значение имеет совершенствование управления предприятием.
Отсутствие адекватного механизма хозяйствования, методов и инструментов воздействия на экономические субъекты в значительной степени тормозит экономическое развитие страны. Руководители предприятий нуждаются в серьезной методической помощи при принятии управленческих решений, и прежде всего при выборе стратегических направлений деятельности предприятия с учетом всех особенностей хозяйственной и финансовой деятельности.
Очевидно, что у любого предприятия возникает необходимость адаптации к быстроиз-меняющейся среде, выживания в новых условиях. Решение данной проблемы невозможно без формирования механизма устойчивого развития предприятия, обеспечивающего бескри-
зисное, стабильное его функционирование независимо от различного рода воздействий.
Проведенный анализ отечественной и зарубежной экономической литературы показывает, что подход к изучению проблемы устойчивого развития предприятия в настоящее время носит двойственный характер. С одной стороны, данная проблема на сегодняшний день является актуальной и находится в центре внимания ученых-экономистов. С другой стороны, в осуществляемых научных исследованиях остается недостаточно разработанной методическая и теоретическая база вопросов устойчивого развития предприятия.
Так, в зарубежной литературе проблема устойчивого развития предприятия часто идет параллельно с понятием устойчивого экономического роста. Проблема обеспечения устойчивого экономического роста нашла отражение в публикациях зарубежных авторов: Дж. Ст. Милля, Й. Шумпетера, Р.Ф. Харро-да, Е. Домара, Р. Солоу, П. Ромера, Р. Лукаса, М. Портера, Ф. Котлера, Д. Хэя, Д. Морриса, Д. Медоуза и др.
Отечественных научных исследований и публикаций по проблеме устойчивого развития предприятия в современной России явно недостаточно. Признавая важность устойчивого развития предприятия, понятия «устойчивость» и «устойчивое развитие» рассматриваются часто как синонимы. Вопросы устойчивости предприятия рассматривают в своих трудах такие российские исследователи, как М.И. Баканов, В.В. Ковалев, А.А. Колобов, Р.С. Сайфулин, Г.В. Савицкая, А.В. Грачев, А.Д. Шеремет и др. Внимание российских исследователей сосредоточено в основном на обеспечении финансовой устойчивости предприятия, в то время как хозяйственная деятельность предприятия остается на втором плане.
ханизма устойчивого развития предприятия и проблемы его формирования не нашли должного отражения в научной литературе. Для характеристики деятельности предприятия уче-ными-экономистами в основном используются такие понятия, как «экономический механизм», «механизм управления», «хозяйственный механизм». Среди работ данного направления можно выделить труды В.Н. Кашина, В.Я. Ионова, С.А. Жданова, Л.В. Тюленева, В.И. Самочкина и др. Считаем, что используемые понятия не отражают всю комплексность рассматриваемой проблемы.
Исследование экономических процессов, происходящих на уровне предприятия, основного звена национальной экономики, имеет ключевое значение. Именно на этом уровне
управления необходимо глубоко разобраться, какие возможности имеются у каждого хозяйствующего субъекта по поддержанию устойчивого и эффективного развития экономики. И самое главное - от решения этих проблем предприятиями зависит устойчивое развитие экономики страны в целом.
Современное предприятие осуществляет свою деятельность в специфическом пространственно-временном контексте, в определенных юридических рамках, т.е. представляет собой экономическую единицу. Системный подход к анализу деятельности экономических единиц подразумевает понимание того, что каждая такая единица представляет собой сложную систему элементов, объединенных множеством связей как друг с дру-
Таблица 1. Характеристика основных свойств системы
Свойство системы Характеристика
Ограниченность Система отделена от окружающей среды границами
Целостность Ее свойства целого принципиально не сводится
Структурность Поведение системы обусловлено не столько особенностями отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры
Взаимозависимость со средой Система формирует и проявляет свойства в процессе взаимодействия со средой
Иерархичность Соподчиненность элементов в системе
Множественность описаний По причине сложности познание системы требует множественности ее описания
Состояние Характеризует мгновенный «срез системы», остановку в ее развитии. Его определяют через входные воздействия и выходные результаты. Все «входы» можно разделить на управляющие у и возмущающие х. Так как выходы зависят от а, у и х, т.е. g=f (а,х,у), то в зависимости от задачи состояние может быть определено как {а,у},{а,у^} или {а,у,х^}
Поведение Способность системы переходить из одного состояния в другое. Это понятие используется, когда неизвестны закономерности перехода из одного состояния в другое. С учетом вышевведенных обозначений поведение можно представить как функцию s(t)=.
Последовательный переход России к устойчивому развитию должен осуществляться в соответствии с принципами, изложенными в Декларации и других документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992), а также в материалах девятнадцатой специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН (Нью-Йорк,1997). Вместе с тем, принимая свою национальную стратегию устойчивого развития, Российская Федерация трансформирует общие принципы в соответствии с конкретными условиями, с учетом своих особенностей. Основные принципы устойчивого развития формулируются следующим образом.
Ориентация на системный социоприродный подход ноосферной ориентации, отказ от целей и приоритетов потребительского индустриального общества "экономического детерминизма" потребует серьезных мировоззренческих трансформаций. Выживание и непрерывность развития цивилизации должны обеспечиваться без антропогенного давления на биосферу, без количественного роста многих традиционных параметров и, прежде всего, без экономического роста в его примитивном, "физическом" понимании .
Родоначальником учения об устойчивом развитии в российской науке считается В.И.Вернадский, разработавший теорию о ноосфере сфере разума, где человек своим трудом, сознательным управлением обществом и природой гармонизирует их взаимодействие, не допуская со стороны общества разрушительного влияния на природу. По существу, как считают многие российские авторы, ноосфера является конечной целью стратегии устойчивого развития в нынешней постановке .
Устойчивое развитие - категория, в полном объеме относимая только к человечеству и природе в целом. Это эволюционный процесс, задача как всей цивилизации, так и каждого конкретного государства, требующая формулирования целей на каждом этапе. Устойчивое развитие одной, отдельно взятой страны, является частью устойчивого развития всего человечества.
Стратегической целью устойчивого развития России является повышение уровня и качества жизни населения на основе научно-технического прогресса, динамичного развития экономики и социальной сферы при сохранении воспроизводственного потенциала природного комплекса страны как части биосферы Земли, а также технологического потенциала в интересах нынешнего и будущих поколений.
Основными предпосылками устойчивого развития России являются: большая территория с сохранившимися невозобновляемыми природными ресурсами и естественными экосистемами, человеческий потенциал и экономические ресурсы. Для достижения устойчивого развития необходимо в максимальной степени сохранять территории с естественными экосистемами, рационально использовать невозобновляемые природные ресурсы и человеческий потенциал, а также - в силу особой демографической ситуации - направлять экономические ресурсы на развитие человеческого потенциала.
Устойчивость России (в самом широком смысле) определяется - и еще долго будет определяться - запасом ее природных ресурсов. Природные богатства России являются основой для решения ее экономических и социальных проблем. На современном этапе, вероятно, единственный способ выйти на путь устойчивого развития - постепенный отказ от интенсивной продажи ресурсов, их разумная экономия, честное распределение природной ренты. Более того, природные ресурсы России служат всему человечеству: имея на своей площади 65% диких лесов планеты, мы очищаем воздух, потребляемый всем человечеством. Поэтому Россия вправе поставить перед миром вопрос о глобальной экологической ренте. Киотский протокол - первый шаг на пути справедливого решения этой проблемы.
Целью первого этапа устойчивого развития России (краткосрочная перспектива) является преодоление длительно развивающегося социально-экономического, экологического и структурного кризиса, охватившего период перехода страны к рыночной экономике и к демократическому гражданскому обществу.
Задачи этого этапа должны реализовываться в действиях Правительства по преодолению социально-экономического кризиса и обеспечению условий для перехода страны к стабильной, социально ориентированной рыночной экономике на базе использования преимущественно ее внутренних ресурсов: ренты за природные ресурсы, интеллектуального потенциала и высоко-технологических производств.
На этом этапе должны быть заложены основы новой российской экономики, обеспечивающей эффективное воспроизводство и обладающей потенциалом долгосрочного динамичного роста, позволяющей решать задачи повышения уровня и качества жизни, модернизации производственного аппарата, сохранения целостности и безопасности страны, что потребует усиления экономической функции государства, связанной с необходимой корректировкой рыночного механизма и его регуляторов.
Укрепление российской экономики, осуществление структурных преобразований, повышение ее эффективности должно производиться на базе современных экологически безопасных технологий с использованием современного мирового опыта. Следует оказывать государственную поддержку развитию высокоэффективных производств, малого и среднего предпринимательства, отказаться от реализации проектов, наносящих ущерб окружающей среде, либо таких, последствия которых недостаточно ясны. В рамках этого процесса важно начать процесс общей стабилизации экологической ситуации в стране, ее улучшения в наиболее неблагополучных регионах.
Главной внутриполитической целью устойчивого развития должна стать консолидация расслоившегося российского общества.
На втором этапе (в среднесрочной перспективе) целью устойчивого развития является обеспечение динамичного социально-экономического развития страны на базе эффективного использования ее экономических ресурсов (включая достижения научно-технического прогресса) и преимуществ международного разделения труда при сохранении воспроизводственного потенциала природного комплекса и установления более справедливых мирохозяйственных связей.
Достижение указанной цели потребует решения следующих основных задач:
В экономической сфере дальнейшее развитие эффективной социально и экологически ориентированной рыночной экономики (при постепенном возрастании роли планирования), обеспечивающей достойный уровень жизни людей, экономию природных ресурсов, экологическую чистоту и конкурентоспособность продукции; введение гражданской ренты за природные ресурсы. Важной задачей останется внедрение ресурсосберегающих и безотходных технологий, модернизация производства как условие повышения экономической эффективности и предотвращения чрезвычайных ситуаций техногенно-природного характера.
В экологической сфере - сохранение и восстановление естественных экосистем, стабилизация и улучшение качества окружающей среды, снижение сбросов и выбросов вредных веществ в водные объекты и атмосферу, сокращение образуемой массы отходов, особенно токсичных, организация их безопасной переработки и утилизации.
В социальной сфере ликвидация нищеты и уменьшение масштабов бедности, улучшение среды обитания человека, развитие его социальной активности, усиление социальной функции государства, обеспечение равных возможностей в получении образования, медицинской помощи и восстановлении здоровья, обеспечение социальной защищенности граждан.
В сфере воспитания и образования формирование у граждан экологически ориентированного мировоззрения, сознания ответственности за устойчивое развитие; формирование системы всеобщего непрерывного экологического образования, обеспечение доступа к информации о решении проблем устойчивого развития, усиление этих составляющих в программах обучения всех уровней. Формирование новой этики, основанной на отношении к биосфере, как фундаменту жизни; на необходимости соблюдения законов ее развития, вытекающих из них ограничений и запретов; на эффективном хозяйствовании, рациональном потреблении и здоровом образе жизни; на терпимости в межнациональных и межконфессиональных отношениях.
В сфере военной безопасности поддержание военного потенциала, включая ракетно-ядерный, на уровне, необходимом для быстрого реагирования при осложнении международной обстановки, при обороне, при совместных действиях против международного терроризма, при ликвидации последствий техногенных катастроф.
Целью третьего этапа устойчивого развития (долгосрочная перспектива, несколько десятилетий ХХI века) является гармонизация взаимоотношений общества и природы в глобальном масштабе и в стране за счет развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы, переноса акцента в системе человеческих ценностей с материально-вещественных на духовно-нравственные, что соответствует дальнейшей ноосферной ориентации развития общества, осознания всеми необходимости рационального потребления .
На устойчивость развития существенно влияют следующие обстоятельства:
Устойчивому развитию России мешает отсутствие согласия и объединенной политической воли в нашем обществе. Исторически выработанной готовности населения работать на общие цели противостоит другая национальная традиция недоверие к власти, что создает крайнюю оппозицию. Преодолеть это состояние можно с помощью политических и законодательных мер, но при этом необходимо учитывать особенности российской духовности и менталитета, историю и национальные традиции, понимание нравственных императивов и ценностей нашего общества. Возможно, следует пойти на создание коалиционного правительства, чтобы перенести центр внутриполитических разногласий из общества в парламент, и, таким образом, консолидировать все социальные слои и сделать общество более устойчивым .
Важная особенность России - возможность использовать такой географический фактор, как наличие огромной территории. Площадь территории, приходящейся на душу населения в России, составляет 11,5 га, в США - 3,35, в Японии - 0,29, Китае - 0,76 га. Наличие большой территории, в частности, означает, что демографический фактор, играющий в целом для биосферы планеты, возможно, решающую роль, не оказывается достаточно существенным для России, где низкая плотность населения и оно ежегодно сокращается почти на 700 тыс. человек. Направление развития для нас состоит в том, чтобы максимально стимулировать рождаемость путем укрепления семьи .
Обширность территории значительно влияет на развитие национальной культуры, формирует национальные устои большинства народов России, менталитет россиян, способы ведения хозяйства, является стратегическим ресурсом безопасности и выживаемости государства. Это дополнительный запас прочности, позволяющий выжить в экстремальных условиях ухудшения глобальной ситуации (политической, экономической, военной, экологической). В критических обстоятельствах эта особенность России дает возможность перегруппировать силы, мобилизовать резервы, сосредоточить ресурсы на решающих направлениях.
Но обширность территории порождает и ряд проблем в развитии страны. Трудности проявляются при создании транспортной системы, передаче энергии, обеспечении управляемости. Задача состоит в том, чтобы преодолеть или свести к минимуму эти отрицательные моменты.
Другой важный фактор - колоссальные запасы природных ресурсов. В России - четверть мирового запаса древесины, треть мировых запасов природного газа, второе место в мире по запасам водных ресурсов, пашни и пастбищ; запасы нефти на душу населения шестикратно превышают среднемировой уровень, и т.п. Разумное и рациональное использование этих ресурсов в сочетании с рентными механизмами дает России значительное преимущество перед всеми странами мира. Однако включение рентных механизмов требует политической воли.
Основа устойчивого развития - долгосрочные экономически эффективные проекты, тщательно продуманные и спланированные с учетом прогноза социальных последствий. К сожалению, последние десятилетия нашей истории заполнены сплошь отрицательными примерами этого рода. Нынешнему поколению налогоплательщиков приходится расхлебывать многие последствия недальновидных (если не сказать больше) решений предыдущих правительств. Например, в свое время не были предусмотрены достаточные средства на конверсию и двойное применение ракетно-ядерного вооружения, утилизацию ракетного и химического вооружения; развертывая массовое строительство в 60-70-е годы, не подумали о том, что через 30-40 лет все жилые дома разом придут в негодное состояние; осваивая целину, не заботились о сохранении земли, и т.д., и т.п. При этом категорически следует отказаться от разного рода проектов с низкой экономической эффективностью, требующих больших бюджетных расходов и сомнительных в экологическом смысле. В частности, потому, что процент уворованных средств всегда тем больше, чем больше бюджет проекта.
Значительное негативное влияние на переход к устойчивому развитию оказывает экстенсивный характер экономики, сопровождающийся неэффективным использованием природных ресурсов, огромными объемами добычи и продажи сырья, концентрацией производств в ряде регионов без учета их хозяйственной емкости, отсутствием системы переработки бытовых и производственных отходов, освоением новых и списанием (без необходимой рекультивации) нарушенных сельхозугодий и т.д. Деформированная структура народного хозяйства с превалированием природо-эксплуатирующих производств, создающих постоянную чрезмерную нагрузку на экосистемы, и, особенно, военных комплексов способствует "долгожительству" устаревших неэкологичных технологических процессов, ненадежности технических систем, ведущей к авариям и антропогенным катастрофам и т.д.
Охрана окружающей среды должна стать одной из главных стратегических целей развития. Темпы и масштабы деградации окружающей среды в России в большинстве случаев находятся на среднем уровне между развитыми и развивающимися странами. Так, по характеру деградации земель и лесов Россия ближе к развивающимся странам, а по выбросам загрязнений в воздушную и водную среду, их массе и разнообразию - к развитым странам. Несмотря на спад производства более чем на 50%, загрязнение атмосферы снизилось лишь на 12%, удельные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу на единицу ВВП за 1992-1995 гг. возросли в 1,3 раза.
К особенностям деградации окружающей среды в России следует отнести и наиболее высокую в мире локальную радиационную загрязненность, и высокий уровень загрязнения токсичными тяжелыми металлами, пестицидами, органическими соединениями.
Почти во всех городах России с населением более 100 тыс. человек среднее за год содержание тех или иных вредных примесей в атмосферном воздухе превышает допустимые нормы. Около 40 млн. жителей страны проживает в районах, где уровень концентрации вредных примесей в разовых или суточных пробах воздуха регулярно в 10 раз и более превышает ПДК.
Необходимо оздоровление (восстановление) нарушенных экосистем в экологически неблагополучных регионах России, которые составляют не менее 16% территории страны и где живет более половины населения.
Переход к устойчивому развитию может рассматриваться как общенациональная идея, призванная сплотить все слои общества во имя возрождения России.
Многие специфические факторы указывают на то, что Россия должна осторожно входить в процесс глобализации, неизбежно сопутствующий всем странам на пути к устойчивому развитию. Во-первых, по многочисленным чисто техническим причинам; например, неразвитая финансовая система не способна смягчать такие последствия глобализации, как кризис 1998 года. Во-вторых, есть серьезная опасность потерять свою культуру, обменяв ее на некую универсальную, "глобализованную". Мы должны сохранять и особую ментальность, и многообразие национальных культур, и особое, чисто российское явление - интеллигенцию, и многое другое. Разумеется, Россия не должна закрывать свою экономику, но, возможно стоит подумать о такой альтернативе открытого интегрирования в мировую экономику, как усиление регионального сотрудничества .
Устойчивое развитие в целом и в России в частности несовместимо с иррациональными потребностями человека и обеспечивающей их современной экономической системой. Необходимо создание новой экономики, основанной, прежде всего, на оценке общей ценности природных ресурсов и максимально полном экономическом учете вреда наносимого биосфере хозяйственной деятельностью человечества
Оптимальное вхождение в устойчивое развитие невозможно без его теоретического обоснования, поэтому считаем предпочтительной для России биосферную концепцию устойчивого развития, основанную на научной теории
Основываясь на п.30 Йоханнесбургской декларации по устойчивому развитию, обязующего «улучшить управление на всех уровнях в целях эффективного осуществления Повестки дня на XXI век», считаем необходимым создать в России специализированный орган по решению проблемы перехода России к устойчивому развитию .
Принципиальной стратегической линией развития России должен быть учет того, что для будущих поколений приоритетным будет не сверхпотребление материальных благ и обладание богатством как показателем достоинства и рейтинга общественного значения человека, а интеллектуальное и духовное совершенство человека при удовлетворении своих потребностей на оптимально-разумном уровне. Соответственно, развитие материального производства в реальном секторе экономики будет постепенно перенацеливаться с производства материальных благ для сверхнасыщения физиологических потребностей людей на создание материальной базы и условий их информационно-аналитического, интеллектуально-познавательного и духовно-эстетического развития.
В этих условиях главной целью и решающим средством достижения этой цели станет имеющийся интеллектуальный и духовный потенциал людей живущих в России. В этом отношении наша страна обладает еще недостаточно использованным потенциалом. Эймори Блок Аовинс, американский ученый занимающийся разработкой методов эффективного использования ресурсов, так оценивает потенциал России: «В формирующейся мировой информационной экономике, которая в значительной степени основана на людских ресурсах, преимущество России заключается в бесценном богатстве ее людях. Их природная одаренность, обогащенная историей и одной из наиболее продуманных и эффективных систем всеобщего образования, представляет собой уникальный вклад. Этот вклад может послужить основой новой российской экономики стабильной, всеобъемлющей и глубокой».
Поэтому нам необходимо в полной мере использовать имеющийся у нас большой интеллектуальный потенциал в интересах перехода России на путь устойчивого гармоничного развития. Тем более, что развитие России по пути устойчивого развития может оказаться той самой общенациональной идеей, которая сможет объединить все силы общества для возрождения России .
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать |
|||
27774. | Социализирующие функции семьи | 26.46 KB | |
На всех этапах социализации образовательный уровень семьи интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека на том какие пласты культуры он усваивает на стремлении к продолжению образования и к самообразованию. Вчетвертых семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами а когда речь идет о нормах определяющих исполнение им семейных ролей влияние семьи становится кардинальным. Ценности и атмосфера семьи определяют и то насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ее... | |||
27775. | СПЕЦИФИКА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ЛЕТНИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ | 20.36 KB | |
Социальный педагог находясь среди детей в летнем лагере чувствуя их настроение зная их проблемы реально оценивая возможности личности устанавливает доброжелательные гуманистические отношения устраняет дефицит общения. При этом специалист оценивает влияние микросреды детского лагеря окружения детей групп сверстников объединений подростков. Все это педагоги связывают с деятельностью детей на практике и включают в работу лагерной смены. Таким образом у детей формируется эмоциональноценностное отношение к миру и человеческой... | |||
27776. | Классификация методов обучения | 15.12 KB | |
По источникам передачи и характеру восприятия информации система традиционных методов Е. По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся система методов обучения И. По основным компонентам деятельности учителя система методов Ю. | |||
27777. | Воспитание | 20.32 KB | |
Методы воспитания способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников направленной на решение задач воспитания. Характеризуя методы воспитания нельзя не упомянуть прием воспитания. главный признак основание по которому методы группируются и обособляются В педагогике существует многообразная классификация методов воспитания. Бабанского в основу классификации положена концепция деятельности: Методы формирования сознания: рассказ беседа лекция дискуссия диспут метод примера; Методы организации деятельности и... | |||
27778. | Механизмы социализации | 18.95 KB | |
Существуют различные подходы к рассмотрению механизмов социализации. Американский ученый Ури Бронфенбренер механизмом социализации считает прогрессивную взаимную аккомодацию приспособляемость между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями в которых оно живет. Мухина рассматривает в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности а А. | |||
27779. | Социальное воспитание | 16.66 KB | |
Эти условия создаются в ходе взаимодействия индивидуальных и групповых коллективов субъектов в трех взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию формам способам и стилю взаимодействия процессах: организации социального опыта детей подростков юношей их образования и индивидуальной помощи им. Организация социального опыта осуществляется через организацию быта и жизнедеятельности формализованных групп коллективов; организацию взаимодействия членов организации а также обучение ему; стимулирование самодеятельности... | |||
27780. | Антон Семенович Макаренко. Воспитание в коллективе и через коллектив | 32.2 KB | |
Макаренко воспитал в духе идей коммунизма более 3000 молодых граждан Советской страны. Макаренко особенно Педагогическая поэма и Флаги на башнях переведены на многие языки. Велико число последователей Макаренко среди прогрессивных педагогов всего мира. | |||
27781. | Господарські првовідносини | 106 KB | |
Юридичний зміст господарських відносин - це права та обов’язки суб’єктів господарювання, які виникають у них у процесі здійснення зазначеної діяльності. | |||
27782. | Педагогика сотрудничества | 19.18 KB | |
в советской педагогике получает развитие новое направление педагогика сотрудничества система методов приемов обучения и воспитания основанных на принципе гуманизма и творческого подхода к развитию личности. Педагогика сотрудничества базировалась на следующих принципах: обучение как творческое взаимодействие учителя и учащихся; обучение без принуждения; идея трудной цели; идея крупных блоков объединение несколько уроков в блоки; использование опор опорные сигналы схемы детали; самоанализ деятельности коллективный... | |||