Презентация на тему налоги и бюджет. Урок по экономике на тему "налоги"

Истории успеха

Тема: «Государственные финансы: налоги, бюджет, государственный долг»

Государственный бюджет – это сводный план сбора доходов и использования полученных средств (рассматриваются статьи доходов и расходов).

Уровни бюджета РФ (стр.274)

1.Федеральный бюджет – принимается Гос. Думой

2. Бюджет субъекта федерации – принимается представительным органом (Дума Белг. области)

3. Местный бюджет – представительный орган города, поселка и т.д.

Дефицит государственного бюджета – превышение расходов над доходами (профицит - Д˃Р)

Основные методы выхода из ситуации государственного дефицита:

  1. Сокращение бюджетных расходов
  2. Выпуск (эмиссия) новых денег
  3. Изыскание источников дополнительных доходов – повышение налогов
  4. Формирование государственного долга:

а) внутренний – перед гражданами, банками, фирмами, купившими государственные ценные бумаги

б) внешний – перед иностранными правительствами, международными банками и финансовыми организациями

Основной источник пополнения бюджета – налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц.

Функции налогов:

  1. Фискальная – формирование денежных доходов государства
  2. Распределительная – перераспределение доходов государства на важнейшие гос. нужды (социальное развитие, с/х, образование и т.д.)
  3. Регулирующая – помощь в создании условий для развития определенных отраслей экономики (с помощью налоговых льгот)

Уровни налогообложения (структура налоговой системы России):

1.Федеральные налоги (НДС, таможенная пошлина, подоходный налог)

2.Налоги субъекта федерации (налог на имущество предприятий, за пользование природными ресурсами)

3.Местные налоги (налог на имущество граждан, земельный налог, сбор за регистрацию предпринимателей).

Кривая Лаффера – показывает зависимость налоговых поступлений от величины ставки налога(%)

Налоговые

поступления

Ставка налога (%)

ВИДЫ НАЛОГОВ:

1 .По субъектам налогообложения: (а) юридические лица; (б) физические лица.

2 .По способу взимания:

(а) прямые – взимаются непосредственно с дохода или имущества (подоходный налог, налог на землю..)

(б) косвенные – включаются в цену и тарифы на товары и услуги (акциз на алкоголь, табак и др).

3. По характеру налоговых ставок:

(а) пропорциональная налоговая система – налог с единой процентной ставкой налога независимо от дохода (подоходный налог – 13%);

(б) прогрессивная налоговая система – налог с процентной ставкой, увеличивающейся с увеличением доходов;

(в) регрессивная налоговая система – налог с процентной ставкой, уменьшающейся с увеличением дохода (НДС – налог на добавленную стоимость).


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Апастовская средняя школа Апастовского района Республики Татарстан Урок по обществознанию. Налоги и бюджет. Учитель: Насибуллина Гульнур Хайдаровна

Налоги как источник доходов государства. Ты можешь и не заметить, что у тебя всё идёт хорошо, но налоговая служба напомнит. Пьер Данинос.

Налоговая система – совокупность налогов, форм и методов их построения и взимания, определяемая законодательством государства. Налог как финансовая система. Элементы налога.

Экономическая сущность налога: Часть валового внутреннего продукта. Часть себестоимости продукта. Часть прибыли. Часть личного дохода работника. Методы налогообложения. Прямое. Косвенное. Двойное. Налоговая декларация.

Функции налогов. Фискальная. Регулирующая. Контрольная. Социальная.

Прямые налоги: Платит сам налогоплательщик из своей прибыли независимо от статуса его лица (юридического или физического). Виды: Налог на прибыль. Налоги на имущество. Налоги на доход. Ресурсные платежи.

Косвенные налоги: Платит потребитель продукции, выпускаемой и продаваемой на рынке товаров, работ и услуг. Виды: Налог на добавленную стоимость. Акцизы. Таможенные пошлины. Налог на операции с ценными бумагами.

Виды налогов: Федеральные налоги. Региональные налоги. Местные налоги.

Федеральные налоги: Налог на добавленную стоимость. Акцизы на отдельные группы и виды товаров. Подоходный налог. Таможенная пошлина. Гербовый сбор. Налог на наследуемое и даримое имущество.

Региональные налоги: Налог на имущество предприятий. Лесной налог. Сбор с юридических лиц на нужды образовательных учреждений.

Элементы налога. Носитель налога – лицо, с которого удерживается налог. Источник налога – доход, из которого уплачивается налог. Налогоплательщик Объект налога: доход, имущество, товары.

Налоговые системы. Пропор- циональная Прогрес- сивная Регрес – сивная

Бюджет. Доходы: налоги, сборы. Расходы: социальные выплаты и гарантии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Урок по теме сопровождается слайдовой презентацией, раскрывает понятия "бюджет семьи", "расходная и доходная части бюджета", привлекает учеников к активному участию в формировании семейного бюджета....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 03. «Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами» для специальности РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 03. «Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами»

Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080114 «Эк...










Прогрессивный – это налог, ставка которого возрастает по мере роста налогооблагаемой базы. Пропорциональный налог, ставка которого не изменяется по мере роста налогооблагаемой базы. Регрессивный – это налог, ставка которого снижается по мере роста налогооблагаем ой базы. По характеру налоговых ставок


*П*П ринципы налогообложения 1. Всеобщность. Охват налогами всех экономических субъектов. 2. Равнонапряженность. Одинаковые для всех требования к величине налогов. 3. Стабильность. Неизменность налоговых ставок и видов налогов во времени. 4. Обязательность. Неизбежность выплаты налога. 5. Социальная справедливость.


*К*К ривая Лаффера М Налого вые поступ ления Ставка налога, % А Повышение налоговых ставок до определенного момента будет вести к увеличению собранных налогов. Дальнейший рост налогов подрывает стимулы к производственной деятельности.


*Н*Н алоговая система Российской Федерации Вся совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке государственными органами с плательщиков юридических и физических лиц на территории страны образует налоговую систему государства. Её устанавливает Налоговый Кодекс РФ 146-ФЗ от г. (часть 1).




*I*I. Федеральный уровень Налоги уплачиваемые в государственный бюджет: Налог на добавленную стоимость (НДС); Акцизный налог; Налог на доходы физических лиц; Налог на прибыль предприятий; Налог на добычу полезных ископаемых; Водный налог; Государственная пошлина и т.д.







Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

РЕФЕРАТ

на тему: «Бюджет и налоги»

Введение

На протяжении тысячелетий налог был неотъемлемой частью доходов разных государств. Правительства многих стран давно пришли к выводу, что одним из самых простых и удобных способов смягчения неравенства в доходах является установление для самых богатых граждан более высоких ставок изъятия доходов в пользу государства.

Такой механизм сокращения различий в доходах получил название прогрессивного налогообложения.

Прогрессивное налогообложение доходов -- система изъятия доходов граждан в пользу государства, при которой доля изымаемых доходов прогрессивно возрастает по мере увеличения абсолютной величины дачных доходов гражданина.

Для решения проблемы суммарных доходов во всем мире давно применяется специальная процедура -- ежегодное составление декларации о суммарных доходах. Заполнять этот документ должны все россияне, которые получали заработки в нескольких местах, и особенно если их суммарный заработок превысил установленный государством порог. Этот документ представляется в налоговую службу, и недостающая сумма (то есть недоплата) вносится гражданином в казну государства дополнительно.

В данном реферате рассмотрены понятия, а также приведены примеры разных стран и государств.

1 . Понятие о бюджете

Бюджет - так называли портфель, в котором министр казначейства Англии носил деньги и свои отчеты. С течением времени это слово стало означать «отчет министра казначейства перед парламентом». Современное понятие «бюджет» означает: смета доходов и расходов.

Бюджет - оценка соотношения будущих доходов и расходов в течение определенного периода времени. Бюджеты обычно используются в случаях, когда необходимые и желательные расходы должны быть тщательно оценены в сравнении с предполагаемыми доходами. Бюджеты применяются для оценки состояния дел семей, деловых предприятий, государственных финансов. Теория и практика бюджета постоянно совершенствуются.

Например, в США с 1968 г. принята концепция унифицированного бюджета, который включает финансовые ресурсы федеральных и доверительных фондов. Федеральные фонды формируются главным образом за счет налогов и займов. При этом формирование федеральных фондов по закону не ограничено выполнением определенных задач. Доверительные фонды, например, фонд по безработице, формируются за счет определенной категории налогов и других поступлений; средства этих фондов расходуются на определенные цели или программы. Балансы доверительных фондов включают операции с министерством финансов и инвестиции в ценные бумаги США.

Основной источник поступлений в бюджеты промышленно развитых стран составляют налоги. Их доля в совокупных бюджетных поступлениях достигает 90%, а в валовом внутреннем продукте колеблется примерно от 30% в США до 50% в Дании. Для России эти показатели в 1 квартале 1996 г. составили соответственно 85 и 12%. При этом в России основное налоговое бремя ложится на прибыль предпринимателей, поскольку доходы подавляющей части населения настолько малы, что не обеспечивают общечеловеческие стандарты жизни. В странах с развитой рыночной экономикой основная тяжесть налогов приходится на население. Если принять всю сумму налоговых поступлений за 100%, то индивидуальный подоходный налог составил в США 36,2%, в Японии - 24%, в Англии - 20,6%, в Германии - 29%; налог на корпорации составил соответственно 8,1: 22,9; 10,6: 5,0%. Взносы в фонд социального обеспечения составляют: в США для служащих- 11,1%, для предпринимателей - 16,6%: в Японии - соответственно 10,2 и 14,8%; в Англии -8,3 и 9,4% : в Германии -16,1 и 19,1%. Помимо прямых налогов широко применяется система косвенного налогообложения.

Бюджет потребительский - баланс денежных доходов и расходов семьи, характеризующий сложившийся уровень жизни различных групп населения. Он показывает все доходы по источникам поступлений и расходы по их назначению, а также источники и размеры приобретения продовольственных и непродовольственных товаров и услуг.

Изучение динамики потребительского бюджета по различным категориям населения позволяет судить об изменении жизненного уровня. Для обоснования социальной политики государства (установления размеров пенсий, пособий, стипендий и т.п.) рассчитывается нормативный и фактический средний, а также минимальный потребительские бюджеты. Последний позволяет определить минимум заработной платы, который в данных экономических условиях необходим для нормального воспроизводства населения.

Так что же такое бюджет?

Бюджет бывает:

Семейный;

Предприятия;

Отрасли;

Государства.

Государственный бюджет - это план и расписание государственных доходов и расходов, то есть план ведения хозяйства за текущий год. Бюджет имеет силу закона. Он утверждается законодательным органом и состоит из 2 частей: доходной и расходной.

Доходную часть бюджета мы уже рассмотрели(см. выше), теперь посмотрим что в себя заключает расходная часть:

Развитие различных отраслей;

Создание инфраструктуры;

Оплата труда врачей, учителей, работников, создающих нерыночные товары;

Выплата процентов по государственному долгу;

Развитие науки;

Развитие национальной культуры;

Трансфертные расходы;

2 . Понятие о нало гах

Налог как способ изъятия и перераспределения дохода возникает вместе с государством. Однако теоретическое обоснование государственного налогообложения началось лишь с середины XVIII в. в связи с потребностями формирующегося буржуазного общества и развивающейся буржуазной государственности. Родоначальником науки о налогах считается английская классическая школа политической экономии. Эта школа раскрыла понятие налога, определила место налоговой политики государства в хозяйственной жизни и сформулировала основные принципы налогообложения, которые позднее были дополнены и развиты. Согласно теоретическим выкладкам английской классической школы налог - это бремя, накладываемое государством в форме закона, который предусматривает его размер и порядок уплаты.

Право государства взимать налоги и обязанность населения их платить вытекают из необходимости существования государства и его учреждений в интересах всего общества и отдельных лиц. При этом государство должно руководствоваться определенными принципами:

а) всеобщности (каждый должен участвовать в поддержке государства соразмерно своей платежной способности, т.е. пропорционально доходу, которым он пользуется под покровительством государства);

б) определенности (налогоплательщику должны быть известны время, место, способ и размер платежа);

в) удобства взимания налога для плательщика (удобным способом, в удобное время, когда плательщик располагает максимумом средств);

г) дешевизны взимания (вводить налоги, сбор которых минимизирует издержки);

д) выбора объектов обложения, которые в наибольшей степени способствуют развитию хозяйства (или в наименьшей степени его стесняют);

е) справедливости обложения.

Важнейшие теоретические положения и принципы налогообложения получили законодательное, а зачастую и конституционное закрепление во многих странах Западной Европы. Устанавливая основы налогообложения, законодатель определял условия последующего налогового нормотворчества, ограничивая таким образом возможные налоговые притязания государства.

В России принципы налогообложения закреплены Конституцией РФ и Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ »-Среди этих принципов следует выделить: а) всеобщность (каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы -- ст. 57 Конституции); б) верховенство представительной власти в их установлении (ст. 57, 71, 76,105,106 Конституции, ст. 1 Закона): в) прямое действие во времени законов, устанавливающих новые налоги или ухудшающих положение налогоплательщиков (ст. 57 Конституции); г) однократность налогообложения (один и тот же объект не может облагаться налогами одного вида (уровня) два раза за один период налогообложения -- ст. 6 Закона); д) очередность взимания налогов из одного источника (в целях уменьшения налогового бремени -- ст. 22 Закона); е) временное ограничение налоговых притязаний (ст. 24 Закона); ж) определенность налогообложения (согласно ст. 11 Закона в целях определения обязанностей налогоплательщика законодательные акты о конкретных налогах устанавливают и определяют субъект налога, объект и источник налога, единицу налогообложения, налоговую ставку, сроки уплаты налога, бюджет или внебюджетный фонд, в который налог зачисляется); з) приоритет ратифицированных РФ международных норм и правил налогообложения в случае расхождения их с национальным правом (ст. 23 Закона).

Налоги выполняют две функции: фискальную и социально-экономическую. Исторически первой была фискальная функция налогов, отражающая интересы государственной казны. Она состоит в формировании денежных доходов государства, которое, устанавливая налоги, стремится прежде всего обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления своих функций и возложенных задач, в период становления буржуазного государства (в основном с полицейскими функциями) эта направленность налогов признавалась единственной. К концу XIX в. в эпоху больших социальных потрясений формируется новая концепция теории налогов, рассматривающая их как социальный регулятор, орудие социальных реформ, направленных на постепенное выравнивание уровня доходов населения. Во второй половине 30-х гг. XX в. появляется концепция использования налогов в качестве средства регулирования экономики, обеспечения стабильного экономического роста и сглаживания социального напряжения -- налоги выполняют социально-экономическую (вторую) функцию. С середины XX в. Регулирующая функция налогов получает всеобщее признание и широкое применение. Таким образом, экономическая функция налогов состоит в регулировании (поощрении или сдерживании) темпов развития общественного производства воздействии на политику капитальных вложений, платежеспособный спрос населения. Мировой опыт свидетельствует о том, что функции налогов постоянно развиваются вместе с развитием государства. Обеспечивая поступление денежных средств в бюджет, налоги являются одним из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов.

Налоговая система России только формируется с учетом зарубежного опыта, поскольку отечественного опыта налогообложения в условиях перехода от государственной экономики к рыночной нет. Концепция ее построения базируется на формировании целостной системы, охватывающей обложение доходов, имущества и потребления и способствующей становлению рыночного хозяйства.

«Обкатку» система проходит в сложных условиях спада производства, ослабления центральной власти, быстрого расслоения населения, борьбы между предпринимательскими группировками и прочих, которые подвергают ее опасности превращения в систему пособий, возложения на налоги не свойственных им функций, развала ее целостности. Опыт функционирования налоговой системы в 90-х гг. вскрыл существенные ее недостатки: многочисленность налогов, надуманность отдельных налогов (сбор за местную символику, три сбора с ипподромов, сбор за киносъемку и др.), нестабильность налогового законодательства, доминирование политики над экономикой, убийственную для экономического развития общую сумму налоговых отчислений в бюджетные и внебюджетные фонды.

Объединение налогов в систему предполагает возможность классификации по разным основаниям, что позволяет анализировать систему с разных позиций. Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ» все налоги подразделяются на виды (исходя из государственного устройства РФ): федеральные, налоги субъектов РФ (их все чаще называют региональными), местные. Такое деление позволяет, например, определить долю налогов каждого вида в общей сумме налоговых поступлений и соотнести ее (через расходы) с объемом функций органов власти каждого уровня, а также степень централизации управления в стране.

В 1998 году государственная налоговая инспекция (ГНИ) была преобразована в Министерство по налогам и сборам. Также имеется налоговая полиция, предназначенная для пересечения преступлений, в том числе с теневой экономикой (укрывательство доходов).

Кроме налогов и бюджета существуют внебюджетные фонды (места сосредоточения финансовых средств, предназначенных для строго определенных целей):

1) фонд заработной платы (ФЗП);

2) пенсионный (28% + 1% ФЗП);

3) обязательного медицинского страхования (5,4% ФЗП);

4) занятости (2% ФЗП).

ФЗП - сумма всех начисленных затрат.

Налоги бывают:

1. На добавленную стоимость (10-20%);

2. На прибыль - НДС (35%);

3. На прибыль перекупщика (45%);

4. На прибыль банка (43%);

5. На тотализаторы;

6. На имущество;

7. Подоходный (на совокупный доход за год физического лица).

3 . Взаимо связь между бюджетом и налогами

Для пополнения бюджета государство должно иметь постоянный источник доходов, то есть бюджета. По этой причине и создана налоговая инспекция.

Налог в основном создается за счет производственного сектора, то есть отчисления от производства является определенной частью бюджета.

А отчисления от сельского хозяйства является основной частью бюджета.

В любой экономике стремление к развитию государства есть ничто иное, как стремление к развитию производства и сельского хозяйства для того, чтобы все время увеличивать поступления в бюджет. Мы не можем расходную часть увеличить, пока не увеличим доходную часть. Поступления идут от производства, но основным источником является сельское хозяйство, так как это самый надежный и своевременный источник. А доходы от других элементов (банки, предприятия, лотереи, и т. п.) - это не стабильные доходы, случайные доходы. При случаях упадка производства или сельского хозяйства, то идет моментальный спад налогов, спад экономического потенциала страны, падение бюджета, а бюджет строит основу всей экономики.

Из этого делаем вывод, что роль налогов очень велик, а также что между собой тесно связаны производство, налоги, бюджет.

Список литера туры

1. Горлов А.В. 100 вопросов и ответов по экономике. М.: 2006;

2. Липсиц С.К. Экономика. М.: 2007;

3. Райзберг С.Г. Введение в экономику. М.: 2007.

Подобные документы

    Структура доходов бюджета. Источники заемных средств, используемых для пополнения бюджета. Налоговые доходы бюджетов разных уровней. Межбюджетные отношения в бюджетной системе Российской Федерации. Сравнительный анализ налоговых поступлений в бюджеты.

    курсовая работа , добавлен 16.01.2014

    Понятие и экономическая природа доходов бюджета как разновидности отношений между государством и предприятием, пути и источники их формирования. Классификация доходов бюджета, их виды и особенности. Система доходов консолидированного бюджета РФ.

    контрольная работа , добавлен 31.03.2010

    Экономическая роль и основные функции бюджета, анализ его налоговых доходов и направления их совершенствования. Характеристика основных налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации. Анализ динамики бюджетных доходов государства за 2007-2009 гг.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2010

    Сущность и функции налогов, их роль в формировании бюджета страны. Динамика налоговых поступлений в бюджет Нижегородской области. Анализ поступлений в консолидированный бюджет РФ. Проблемы и пути совершенствования налоговых доходов федерального бюджета.

    дипломная работа , добавлен 13.05.2014

    Прибыль как источник поступления доходов в бюджет государства через систему налогообложения. Рассмотрение структуры получаемых доходов и динамики формирования прибыли. Характер операционной деятельности предприятия, соотношение доходов и расходов фирмы.

    контрольная работа , добавлен 03.12.2009

    Роль бюджета государства в регулировании социально-экономических процессов, взаимосвязь с другими звеньями финансовой системы государства. Источники формирования доходов и расходов бюджета. Направления расходования средств федерального бюджета РФ.

    курсовая работа , добавлен 11.09.2015

    Адресность и целевой характер бюджетных средств. Государственное регулирование экономики с помощью доходов бюджета и льгот. Манипулирование ставками налогов как обязательный элемент налоговой политики развитых стран. Основы теории государственных доходов.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2014

    Местный бюджет в системе бюджетного устройства Российской Федерации. Анализ показателей Федерального бюджета. Оценка налоговых доходов регионального бюджета. Распределение доходов между бюджетами России. Расчет поступлений в бюджет от уплаты НДФЛ.

    курсовая работа , добавлен 21.02.2012

    Местные бюджеты и их роль в экономике. Налоги как основа доходов местных бюджетов. Характеристика муниципального района и сельского поселения. Динамика налоговых поступлений в бюджет сельского поселения. Прозрачность финансовой поддержки субъектов РФ.

    курсовая работа , добавлен 17.09.2013

    Налоговые доходы федерального бюджета, их содержание, состав, структура и динамика. Проблемы и пути совершенствования налоговых доходов федерального бюджета. Структура поступлений доходов в Федеральный бюджет по видам налогов в 2007 году (в %).

16.1. Государственные финансы. Государственный бюджет.

16.2. Налоги и налоговая система.

16.3. Классификация налогов. Виды налогов в России.

16.1. Государственные финансы. Государственный бюджет.

Финансы - денежные средства, рассматриваемые в процессе создания и движения; формируются в ходе производства, распределения и перераспределения ВВП (валового внутреннего продукта) страны. Финансы страны - совокупность финансов всех секторов экономики в их взаимодействии между собой и остальными странами мира. Современная рыночная экономика не может функционировать без хорошо организованной финансовой системы. В современных условиях понятием ≪финансы≫ определяют всю систему экономических отношений, связанную с образованием, распределением и перераспределением денежных ресурсов. Условно можно выделить государственные финансы, финансы предприятий,

фирм, корпораций и финансы населения (физических лиц).

Государственные финансы - это часть финансовой системы общества, охватывающая движение денежных средств, необходимых государству для осуществления его функций. Финансы предприятий, фирм, корпораций - это денежные активы, образующиеся, распределяющиеся и использующиеся в процессе экономической деятельности этих хозяйствующих субъектов:

Финансы населения - это часть финансовой системы, которая характеризует движение денежных средств населения, домашних хозяйств, физических лиц.

Государственные финансы - сложная система, включающая четыре основных звена:

1) государственный бюджет;

2) местные финансы;

3) финансы государственных предприятий;

4) финансы специальных общественных фондов.

Существующая в стране совокупность финансовых отношений называется финансовой системой (рис. 16.1).

Рис. 16.1. Схема финансовой системы

Финансовая система России включает:

1) государственную бюджетную систему;

2) внебюджетные специальные фонды;

3) государственный кредит;

4) фонды имущественного и личного страхования;

5) финансы предприятий различных форм собственности.

Первые четыре блока этой системы - централизованные и используются для регулирования экономических процессов на макроуровне. Финансы предприятий - децентрализованные и используются для регулирования экономических процессов на микроуровне.

Государственные специальные внебюджетные фонды России составляют Пенсионный фонд, Фонд специального страхования, Фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования, отраслевые и межотраслевые фонды НИОКР и региональные внебюджетные экономические фонды (в частности, фонды развития жилищной сферы).

Через государственные финансы перераспределяется значительная часть НД нашей страны (примерно 1/3).

Главное звено в этой системе - государственный бюджет.

Его главные задачи состоят в том, что:

1) деньги необходимо в определенном порядке и полностью собирать;

2) деньги надо рационально распределять по различным фондам;

3) деньги нужно эффективно и в полном объеме использовать по прямому назначению.

Государственный бюджет - это финансовая программа деятельности государства той или иной страны, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы).

Государственный бюджет - это годовой финансовый план государственных расходов и источников их финансового покрытия, имеющий силу закона. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом - парламентом страны, муниципальным законодательным собранием. По завершении финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым в предыдущем году законом о бюджете.

В соответствии с российским законодательством бюджетная система страны - совокупность бюджетов трех уровней:

федерального, субъектов Федерации и административно-территориальных образований (местного). В государственную бюджетную систему РФ (консолидированный бюджет) в качестве самостоятельных частей включаются:

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда, Фонда занятости, Фонда социального страхования, Фонд имущественного страхования);

2) бюджеты субъектов Федерации (краевые и областные бюджеты, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга; окружные бюджеты автономных округов, бюджет Еврейской автономной области и бюджет территориальных государственных фондов);

3) местные бюджеты (городские, районные, сельские).

Все эти бюджеты функционируют автономно по принципубюджетного федерализма, т.е. за каждым бюджетом закрепляются свои источники доходов и определяются расходы, финансируемые за счет соответствующих бюджетов.

В Бюджетном кодексе определены основные принципы

бюджетной системы России:

1) единство бюджетной системы;

2) полнота бюджетной системы;

3) самостоятельность бюджетов;

4) гласность бюджетов;

5) сбалансированность бюджетов;

6) разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы и др.

Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации и единых форм бюджетной документации, согласованными принципами бюджетного процесса. Принцип полноты предполагает, что в каждом звене бюджетной системы имеется место отражения доходов в их полном объеме. Самостоятельность различных звеньев бюджетной системы предполагает наличие собственных источников доходов у каждого из звеньев системы и права самостоятельно определять напряжение и объемы производственных расходов в соответствии с закрепленными полномочиями. Гласность означает необходимость публикации утвержденных бюджетов и отчетов об их использовании для широкой общественности.

Свод бюджетов всех уровней бюджетной системы образует консолидированный бюджет страны. Примерная структура государственного бюджета России. Государственный бюджет, как и всякий баланс, предполагает выравнивание доходов и расходов. Однако при принятии бюджета планируемое поступление и расходы не совпадают.

Превышение доходов над расходами образует бюджетный профицит (излишек), превышение расходов над доходами образует бюджетный дефицит (недостаток). Бюджетный дефицит возникает вследствие многих причин объективного и субъективного характера. Наиболее часто - из-за невозможности мобилизовать необходимые доходы в результате спада или падения темпов производства, низкой производительности труда и других причин, вызывающих нестабильность экономики, снижение эффективности производства.