Ссср в 1970 1985. Страны Западной Европы

Бюджет

После отставки Н. С. Хрущева к руководству страной пришли деятели, чья партийно-государственная карьера началась в 30-е гг., а также в военные и первые послевоенные годы. Первым секретарем ЦК КПСС был избран Л. И. Брежнев. Брежнев энергично начал свою деятельность и, как опытный аппаратчик, быстро взял в свои руки нити управления страной. Во главе Совета Министров СССР стал А. Н. Косыгин. Председателем Президиума Верховного Совета СССР был избран Н. В. Подгорный. Из наиболее авторитетных членов Советского правительства в 60-е гг. - первой половины 80-х гг. являлся министр иностранных дел А. А. Громыко. Также большим влиянием пользовался М. А. Суслов.

Таковы были некоторые ключевые фигуры в Советском руководстве, сформированном после отставки Н. С. Хрущева. Перед новым руководством стояли весьма непростые задачи: преодолеть трудности в экономике, обеспечить динамичное развитие страны, устойчивый рост благосостояния советских граждан.

Экономическое развитие

В начале 70-х гг. был принят курс на интенсификацию в качестве основного направления развития советской экономики... Учитывая тенденции развития мировой экономики, XXIV и XXV съезды КПСС обратили внимание на ускорение научно-технического прогресса. Предусматривалось повышение роли экономических факторов управления народным хозяйством, уточнение функций министерств.

Однако решать эту стратегическую задачу в 70-е - нач. 80-х гг. не удалось. Экономика по-прежнему продолжала развиваться экстенсивно. Правда, внешне картина развития Советского Союза в 70-е гг. выглядела впечатляюще, но за внешне благополучной картиной наблюдалось устойчивое падение темпов экономического развития.

Особенно неблагоприятным выглядело экономическое развитие стран на фоне мировой экономики. В 70-е - начале 80-х гг. промышленно развитые страны, успешно преодолев структурный кризис “совершили “технический рывок”. Перейдя на энерго- и ресурсосберегающие технологии, широкое использование техники нового поколения, они добились существенного роста темпов промышленного производства. Это еще более усугубило экономическое отставание СССР. Советская экономика по-прежнему очень медленно осваивала достижения науки и техники. Даже в промышленности к началу 80-х гг. автоматизированными или комплексно механизированными было только 10-15 предприятий. Именно в 70-е гг. произошло ощутимое технологическое отставание СССР от развитых стран. К 80-м гг. Советский Союз утратил свое былое преимущество в подготовке научных кадров.

В 70-е гг. самые радикальные предложения по модернизации народного хозяйства не выходили за рамки существовавшего общественного строя. К их числу можно отнести и предложения А. Н. Косыгина. Косыгин, в частности, выступал за децентрализацию управления народным хозяйством, сочетание отраслевого управления народным хозяйством, сочетание отраслевого управления с региональным, расширения роли и самостоятельности министерств и управлений, отход от жесткого директивного планирования. Он настаивал на сокращении расходов на оборону, уменьшении “разнузданной” (по его выражению) помощи в быстрейшем развитии отраслей легкой промышленности. Однако эти предложения не находили должной поддержки ни в Политбюро, ни в министерствах и ведомствах.

В плане развития народного хозяйства СССР на 1976-1980гг. основными приоритетами государственной политики назывались развитие оборонной промышленности, энергетики, сельского хозяйства и освоение Сибири. Таким образом, экономика СССР во второй половине 70-х гг. продолжала развиваться в командно-административном режиме.

Война на Ближнем Востоке в начале 70-х гг. (богатом нефтью) в 1973 г., энергетический кризис, поразивший страны Запада, привели к резкому скачку мировых цен (в15 раз) на нефть. Это позволило СССР, одному из крупнейших мировых экспортеров сырой нефти, дополнительно получить огромную прибыль. Полученные средства дали возможность существенно расширить закупки оборудования, товаров потребления за рубежом, решить ряд других острых проблем. В итоге, надвигавшийся кризис, удалось временно приостановить. Однако к концу 70-х гг. в связи со стабилизацией экономики стран Запада и изменения ситуации на мировом нефтяном рынке нефтедолларовый поток в СССР стал сокращаться. Это сразу же неблагоприятно отразилось на социально-экономическом положении страны.

К подрыву народного хозяйства СССР вели непомерные военные расходы, еще больше возросшие со второй половины 70-х гг. в связи с новым витком гонки вооружений и вовлечении СССР во внутри афганский конфликт.

В целом народное хозяйство СССР к началу 80-х гг. не претерпело каких-либо серьезных изменений. По-прежнему сохранялся все тот же экстенсивный способ хозяйствования, большинство отраслей не располагало технически развитой базой, действовали, как и раньше, административно-бюрократическая система управления и централизованного распределения, предприятия не имели хозяйственной самостоятельности, а, следовательно, и заинтересованности в улучшении своей производственной деятельности.

В аграрном секторе, несмотря существенный рост капиталовложений (превышавших пятую часть всех инвестиций), производство продукции возрастало медленно. В 1982 г. была принята “Продовольственная программа” страны, призванная облегчить высокие темпы развития аграрного сектора и сделать ее рентабельным. Однако она не дала ожидаемых результатов.

После смерти в ноябре 1982 г. Л. И. Брежнева к руководству КПСС и Советским Государством пришел Ю. В. Андропов (1914-1984гг.). Это был здравомыслящий политик и опытный государственный деятель. Он энергично взялся за наведение порядка в стране, пробудил в обществе надежды на возможное изменение жизни к лучшему. Однако этим надеждам не суждено было сбыться: Андропов умер в феврале 1984 г. так и не завершив начатую работу.

Андропова сменил на высших партийном и государственном постах К. У. Черненко (1911-1985гг.). Больной человек, сторонник брежневского стиля, он даже не мог предложить разумной программы преодоления кризисных явлений в экономике и обществе. К тому же во власти он находился менее года.

Таким образом, к началу 80-х гг. экономическая ситуация в стране резко обострилась. Было упущено время для того, чтобы избежать надвигавшегося кризиса. С ухудшением экономического положения начали обостряться социальные проблемы. Происходило падение среднегодовых темпов прироста основных показателей благосостояния советских граждан.

Социальная сфера.

В 70-е гг. несколько раз повышалась заработная плата. Были увеличены пенсии ветеранам войны и труда, инвалидам. Возросли выплаты из общественных доходов потребления. За счет общественных фондов потребления обеспечивалось бесплатное образование (включая высшее), выплачивались стипендии студентам, оказывалось бесплатное медицинское обслуживание и льготное санаторно-курортное лечение, выплачивались пенсии, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. Организовывался отдых рабочих, служащих и колхозников, обеспечивалась массовость физкультуры и спорта, оплачивались ежегодные отпуска, удерживалась на низком уровне квартирная плата, содержались детские дошкольные учреждения и т.д.

И все же в 70-е гг. жизненный уровень советских граждан начал падать. Это было связано с набиравшей силу инфляцией и отставанием в связи с этим роста заработной платы. Инфляция вызвала повышение розничных цен, причем не только на престижные товары, но и на многие товары массового спроса.

Существовала также скрытая инфляция, проявлявшаяся в дефиците потребительских товаров, обусловленном диспропорциями в экономике. Дефицит товаров и слуг в свою очередь порождал неудовлетворенный спрос, выражавшийся в накоплении денежных средств населения в сберегательных кассах. Ухудшилось обеспечение населения молочными, мясными и некоторыми другими видами продуктов.

Острой оставалась жилищная проблема. В 70-е гг. улучшали свои жилищные условия 105 млн. чел. Однако в эти годы произошли сокращения средств на строительство жилья. Это привело к тому, что очереди на получение жилья в 5-6 раз превышали вводимый жилой фонд.

В трудном положении оказались здравоохранение, народное образование, обострилась экологическая ситуация.

Советское общество все больше поражали социальная апатия, правовой нигилизм, экономические преступления. Во многом эти негативные явления порождались углублявшимся отчуждением человека труда от собственности, несовершенной системой труда, обесцениванием моральных стимулов.

Уравниловка в оплате труда стимулировала распространению психологии “маленького человека” (зарплату все равно выдадут независимо от того, как проработал, пусть другие “пашут”, начальству видней и т.п.).

Внутренняя политика.

Сложно и противоречиво шел процесс развития политической системы советского общества. Её составными элементами являлись Советы, общественные организации, а также КПСС - ”ядро” политической системы.

Противоречивые тенденции в развитии политической системы советского общества проявились, прежде всего, в ее главном составном элементе - советской государственности. С одной стороны, принимались меры по усилению роли Советов, укреплению органов государственной власти, а с другой - шел процесс полного подчинения Советов Коммунистической партии, слияния государственного и партийного аппарата и образования бюрократической системы.

В октябре 1977г. на всесоюзной сессии Верховного Совета СССР была принята новая Конституция СССР. В конституции подчеркивался демократический принцип равноправия всех граждан независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, отношения к религии, характера занятий, места жительства.

В нее была внесена специальная глава о политической системе советского общества. Впервые в качестве важнейшего элемента политсистемы выделялись трудовые коллективы, которые “участвуют в обсуждении и решении государственных и общественных дел”.

В отличие от предшествующего Основного закона в новой Конституции проблема прав, свобод и обязанностей личности, взаимоотношений государства и личности была выделена в особую главу. Это являлось шагом вперед по пути признания и обеспечения прав личности.

Новая Конституция СССР, несмотря на ее демократичный характер, не смогла по многим причинам сделать советское общество по-настоящему правовым, укрепить законность и порядок в стране.

Конституция СССР 1977 г. оказалась не в состоянии радикальным образом повлиять на улучшение правовой ситуации в стране, укрепить авторитет и силу закона в советском обществе. Этого не могли сделать и конституции союзных республик, принятые в 1988г. Они зеркально отражали сильные и слабые стороны Конституции СССР.

Тем временем в стране росло число правонарушений. К началу 80-х гг. приписки, хищения, взятки стали, по существу, массовыми явлениями, стремительно рос “черный” рынок. Капитал теневой экономики оценивались в 70-80 млрд. руб. Преступность стала приобретать организованный характер, шло сращивание уголовного мира с отдельными представителями аппарата власти.

Кризисные явления, все больше поражавшие советское общество, не обошли стороной и “ядро” политической системы - КПСС.

Большой ущерб авторитету КПСС нанесла предпринимавшаяся попытка создать культ личности Л. И. Брежнева. Этим занималось его ближайшее окружение. Большие усилия прилагались в частности М. А. Суслов, направляя на места указания с призывами к укреплению авторитета генсека. Славословия в адрес Брежнева начались на XXIV съезде и достигли своего апогея на XXVI съезде КПСС.

Новый культ, хотя и содержал элементы фарса и воспринимался среди коммунистов и беспартийных с юмором, разлагающе влиял на жизнь общества. Он подрывал доверие к КПСС, ее руководителям, к способности партии что-либо радикально изменить в стране.

Новому Генеральному секретарю, ЦК КПСС Ю. В. Андропову из-за очень ограниченного срока нахождения в должности руководителя КПСС не удалось очистить партию от разложившихся элементов, поднять уровень партийной работы. К. Черненко, который сменил на посту генсека Ю. В. Андропова даже не предпринял попыток к реформированию КПСС.

К началу 80-х гг. КПСС, как правящая партия, оказалась фактически в кризисном состоянии и не могла противостоять негативным тенденциям, которые постепенно охватывали различные сферы жизни советского общества.

Образование, наука, культура.

В 1965-1985 гг. получили дальнейшее развитие образование, наука, культура, литература. Укреплялась материальная база учебных заведений, росло число выпускников. Так, в конце 70-х гг. примерно 70% учащихся занимались в школах, построенных за последние 20 лет.

В то же время стала проявляться тенденция снижения уровня подготовки в общеобразовательной школе.

Снижался уровень подготовки специалистов и в системе высшего образования. За 15 лет, т.е. с 1970 по 1985 гг. число вузов увеличилось с 805 до 894, а число студентов сократилась соответственно с 4,9 до 4,4 млн. человек. Материальная база большинства вузов оставалась устаревшей, что не позволяло серьезно рационализировать учебный процесс.

В несколько лучшем положении находилась наука. На научные исследования выделялись значительные финансовые расходы. Открывались научно-исследовательские институты и центры.

Особенно впечатляющими были достижения советской науки в области теоретической и экспериментальной физики, прикладной математики, различных областях химии, биологии и других научных направлениях, результаты которых были тесно связаны с обороной и космической техникой. Так, в ноябре 1970г. советская автоматическая станция “Лна-17” доставила на Луну первый в мире самоходный космический робот-исследователь «Луноход-1». Этот робот проложил свою первую лунную трассу и передал на Землю (на расстояние почти 400 тыс. км.) сведения о свойствах лучшего грунта, о действиях космических лучей, о радиации и т.п. Развивалось советско-американское сотрудничество в области освоения космоса. Совместный полет в 1975г. космических кораблей “Союз” и “Аполлон” стал убедительным подтверждением научно-технологических возможностей каждой из стран.

Однако в планировании научно-исследовательских работ были и серьезные просчеты. Так, неверная концепция развития отечественной вычислительной техники и информатизации, принятая в начале 1970-х гг., привела к серьезному отставанию СССР в этой области от передовых развитых индустриальных держав мира, а экологически опасная программа переброса великих северных рек в Среднюю Азию - к бессмысленной трате огромных материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов. Реализация этой программы могла бы к тому же обернуться страшной катастрофой.

В искусстве и литературе появились в этот период произведения, которые касались различных сторон жизни общества, вызывали повышенный интерес у зрителей и читателей. Руководство страны приветствовало разработку писателями и драматургами производственной тематики, где герой - новатор производства, борец против косности и бюрократизма чиновников.

Вместе с тем в культуре и литературе в эти годы стал проявляться отход от анализа острых проблем современности. Трактовка же советского прошлого шла в русле успешного продвижения вперед, хотя и с трудностями, но всегда преодолимыми. Во многом это объяснялось партийными установками о недопустимости в культуре двух крайностей - как “очернительства”, так и “лакировки действительности”. Началось ужесточение политического климата, возникла угроза реанимации сталинщины. Ряд творческих деятелей выступил за продолжение либерализации в обществе, начатого в период хрущевской “оттепели”, в защиту свободомыслия.

В среде научной и творческой интеллигенции, верующих и некоторых национальных меньшинств появились целые группы несогласных с правящим режимом и открыто выступивших в защиту прав и гражданских свобод. Это движение потом стало называться диссидентским. Диссиденты использовали различные формы протеста: составление “петиций” в адрес советского руководства, нелегальное печатное и распространение “самиздата” (т.е. работ, изданных в бесцензурной печати), организация публичных выступлений на митингах, обращение к общественным движениям на Западе, публикация на Западе литературных произведений с антисоветской направленностью.

С середины 70-х гг. начался новый - “хельсинский” - этап диссидентского и правозащитного движения. В мае 1976 г. физиком Ю. Орловым была создана общественная группа содействия выполнению Хельсинских соглашений в СССР. Она собирала и анализировала материалы о нарушениях прав человека в Советском Союзе и направляла свои отчеты правительствам всех стран - участниц совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшегося в 1975 г. в Хельсинки.

Против действий диссидентов органы власти предпринимали меры: одних арестовывали и судили, других помещали в психиатрические больницы, третьих депортировали за границу и лишали гражданских прав. Многие диссиденты эмигрировали.

Диссидентское движение не было многочисленным, насчитывало всего несколько сотен человек, в основном из сферы интеллигенции. Оно не имело мощной поддержки в советском обществе. И если это движение нашло определенное признание за рубежом, то благодаря деятельности таких широко известных личностей, как академик А. Сахаров и писатель А. Солженицын.

Тем не менее, диссидентское движение явилось отражением появившегося кризиса в духовной сфере. Разрушению же моральных устоев советского общества, падению социалистических идеалов граждан СССР в большей степени способствовали провалы в экономике, обострение социальных проблем, разочарование в “коммунистическом созидании”, получившая распространение, в том числе на государственном уровне “двойная мораль”. Все это вело к апатии и безразличию граждан СССР.

Внешняя политика.

Положение Советского Союза на международной арене к середине 60-х гг. оставалось достаточно прочным. Он по праву считался одной из двух супердержав мира. Ни один вопрос мировой политики, имевший сколько-нибудь принципиальное значение, не решался без его участия, либо в рамках ООН, либо на основе переговорных процессов.

Советская внешняя политика в 1965-1985 гг. как и в прежние годы имела несколько уровней: отношения с зарубежными коммунистическими и рабочими партиями, отношения с социалистическими странами, отношения с развитыми капиталистическими странами, отношения со странами “третьего мира”.

В отношении социалистических стран (их насчитывалось 15) политика советского руководства строилась дифференцировано. Предпринимались шаги к нормализации отношений с Китаем, Албанией, Северной Кореей. Однако эту задачу решить не удалось. Более того, весной и летом 1969 г. произошло вооруженное столкновение между СССР и КНР на границе в районе острова Доманский (Дальний Восток) и Семипалатинска (Казахстан). На протяжении 1970-х гг. Китайская Народная республика рассматривалась как потенциальный противник.

Более тесное сотрудничество соц. стран осуществлялось в рамках организации Варшавского Договора (ОВД) и Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). В СЭВ входили 11 государств: СССР, Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Куба, Монголия, Польша, Румыния, Чехословакия и Югославия.

Темпы роста производства продукции в странах СЭВ был выше, чем в Европейском экономическом сообществе (ЕЭС), а по выплавке металла, добыче угля, производству электроэнергии СССР занимал первое место. Вместе с тем, качество продукции оставалось невысоким, степень обеспеченности потребительскими товарами населения стран СЭВ, уровень их жизни были несопоставимы с западными стандартами. Во многом это объяснялось отсутствием конкреции среди производителей товаров, изоляцией от западного рынка.

В общественно-политической жизни восточно-европейских стран после венгерских событий 1956 г. процессы демократизации приобрели более последовательный характер. В то же время, если эти процессы выходили за рамки “социалистического пути развития”, становились непредсказуемыми, следовали карательные меры. Так, правительство Чехословакии, взявшее курс на демократизацию общества, внедрение элементов рыночной экономики, построение “социализма с человеческим лицом”, пошло значительно дальше предписываемых рамок. Это вызвало резкое недовольство со стороны политического руководства СССР. В Чехословакию в августе 1968г. были введены войска стран-частниц Варшавского Договора. Эта акция вызвала осуждение большинства государств мировой общественности, в том числе со стороны международного коммунистического движения. Ее рассматривали как акт неприкрытой агрессии против суверенной Чехословакии.

Отношения Восток-Запад продолжали развиваться в русле “холодной войны”. Тем не менее, со второй половины 60-х гг. здесь наметились позитивные подвижки. Особую роль сыграл визит в Москву французского Президента Шарля де Голя и последовавшие взаимные визиты советских и французских министров и глав правительств. В октябре 1971г. был подписан документ “Принципы сотрудничества между СССР и Францией”, который заложил хорошую основу для развития советско-французских отношений.

С 1970г. начался период, который вошел в историю как период разрядки международной напряженности. В потеплении международного климата были заинтересованы как Запад, так и Восток. США вели с 1964 г. войну во Вьетнаме. Им необходимо было посредничество Советского Союза, чтобы уйти оттуда с наименьшими потерями. СССР, находясь перед лицом нараставшей грозы со стороны Китая, нуждался в улучшении отношений с Западом. Экономически интересы стран Запада и Востока также требовали улучшения взаимных отношений. В частности, в конце60-х гг. капиталистические страны Запада охватил энергетический кризис, а Советский Союз являлся крупнейшим экспортером энергоносителей. Продажа нефти и газа западным странам позволяла СССР развивать с ними взаимовыгодную торговлю. Наконец, к началу 70-х гг. между СССР и США установили паритет в военной области, наступила, по признанию американского президента Р. Никсона “Эра переговоров”. И на Западе и на Востоке росло понимание недопустимости ядерной войны, в мире ширилось антивоенное движение, с которым правительство не могли не считаться.

XXIV съезд КПСС (1971г.) сформулировал конкретный план действий Советского руководства по ограничению гонки вооружений, погашению военных конфликтов в различных регионах планеты, укреплению европейской безопасности. Добиваясь ее реализации СССР, значительно повысил свой международный рейтинг, возросло доверие к нему со стороны Запада. Это способствовало успеху переговоров и подписанию в первой половине 70-х гг. ряда соглашений, понизивших опасность ядерной войны, укреплявших европейскую и международную безопасность: в 1972 г. были подписаны Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1); в 1973г. - Соглашение между СССР и США о предотвращении ядерной войны, в 1974 г. - Договор об ограничении подземных испытаний ядерного орудия и др. Эти соглашения не означали прекращения гонки вооружения, но они перекрывали ее некоторые, наиболее опасные направления. Нормализации обстановки в центре Европы способствовали подписанные договоры ФРГ с Польшей, Чехословакии, четырехсторонне соглашение СССР, США, Великобритании и Франции по Западному Берлину. В 1972г. был подписан мирный договор между СССР и ФРГ. В последующие годы политическое и экономическое сотрудничество между СССР и ФРГ развивалось по восходящей линии.

В 1973г. было заключено соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме.

Пиком разрядки явилось состоявшееся в августе 1975 г. в столице Финляндии Хельсинки совещание по сотрудничеству и безопасности в Европе. Его итогом стало принятие “Заключительного акта”. Этот документ подписали 33 европейских государства, а также США и Канада. “Заключительный акт” регламентировал основные принципы взаимоотношений между государствами. Он зафиксировал и узаконил положение, сложившееся в послевоенной Европе.

Однако и в годы разрядки противостояние двух военно-политических блоков (ОВД и НАТО) продолжалось, начался новый виток гонки вооружений. В США начались разработки более разрушительных систем вооружения. В СССР был выдвинут лозунг “создания и поддержания военно-стратегического паритета”, равенства с США по всем видам вооружений. Были увеличены военные расходы, что самым катастрофическим образом отражалось на советской экономике. США превосходили СССР по валовому национальному продукту в 3-4 раза, а затраты на вооружение были равноценными. Наращивание гонки вооружений сопровождалось взаимными обвинениями и ростом недоверия.

В эти годы не всегда продуманной была политика Советского Союза в отношении стран “третьего мира”. Военно-блоковая логика, стратегия увеличить число союзников, вели к неразборчивости в выборе политических партнеров, к установлению союзнических отношений с режимами диктаторского типа. Такую же блоковую политику проводили и США, поддерживал антидемократические режимы, провозглашавшие антикоммунистические и антисоветские ориентиры. Блоковые действия СССР и США порождали бесчисленные конфликты, дестабилизировали международную обстановку.

К концу 70-х гг. изменилась и экономическая ситуация. В Советском Союзе замедлились темпы экономического роста. В торговле с Западом наша страна все больше выступала в роли страны “третьего мира”, продающей сырье и энергоносители в обмен на машины и оборудование, потребительские товары и продукты питания. Однако по мере того, как страны Запада переходили на энерго- и ресурсосберегающие технологии, их заинтересованность в торговле с СССР стала падать.

Начало резкому обострению международной обстановки, возвращению к политике “холодной войны” положило решение Советского руководства о вводе ограниченного контингента советских войск в Афганистан в декабре 1979г. для оказания “интернациональной помощи” афганской революции. Это ошибочное решение было воспринято на Западе как отказ от разрядки. США отказались ратифицировать Договор ОСВ-2, подписанный между СССР и США в 1979г., предприняли экономически санкции против СССР, бойкотировали Олимпийские игры в Москве (1980). Угрозу в действиях СССР увидели Китай, Иран, Пакистан. Советский Союз оказался в международной изоляции.

На Западе, особенно в США, началась мощная антисоветская компания. Развернулись работы по созданию системы противоракетной космической обороны (СОИ). Гонка вооружений набрала новый виток, грозила принять непредсказуемые масштабы и последствия.

Итак, к началу 80-х гг., несмотря на определенные подвижки в развитии отдельных отраслей народного хозяйства, кризисные явления все больше пронизывали экономику, социальную сферу, духовную жизнь советского общества. Партийное и государственное руководство не смогло осуществить перевод экономики на интенсивный путь развития, сориентировать ее в большей степени на удовлетворение растущих потребностей граждан, провести более широкую демократизацию жизни страны на основе новой Конституции СССР, укрепив авторитет и силу закона. Не была осуществлена перестройка самой КПСС. Во внешней политике Советского Союза наряду с успехами имели место ошибки, просчеты, граничащие с авантюризмом, что привело к неудачам и утрате многих достижений, серьезному обострению международной обстановки к началу 80-х гг.

Таким образом, “развитой социализм” о котором так много писали и говорили в 70-е гг. оказался на деле началом кризиса социализма в СССР.



3.1. Экономика

Основной доход давала нефть. Начался хищнический и необратимый процесс истребления природных ресурсов. В 60-е годы государство переходит к индустриальному строительству жилья с водопроводом, канализацией, ванной, газом. Планируется широкое развитие социальной инфраструктуры (строительство больниц, школ, дошкольных учреждений). Рабочую неделю сократили до 42 часов. Был принят новый лучший в мире закон о пенсиях, предусматривавший самый низкий пенсионный возраст, наблюдался постоянный рост номинальной заработной платы (1956 – 75 руб., 1985 – 210).

В 70-е годы на жилье возникают огромные очереди, сокращается число больниц. В народном хозяйстве была велика доля ручного труда, низкая дисциплина, большие потери рабочего времени. Складываются отрицательные отношения к работе, неудовлетворенность. С падением жизненного уровня, нехваткой товаров в стране расцветает воровство, возрастает пьянство и преступность. Поколение молодежи продолжает бунтовать, теперь в моду входят рок и хиппи. Для многих быть хиппи, совсем не означало только носить брюки клеш и длинные волосы. В этой среде возрождается интерес к философии, религии, литературе. Хиппи заняли определенную политическую позицию. Когда в 1972 г. в СССР приехал Никсон, они вышли на демонстрацию и несли лозунги: “Американцы, вон из Вьетнама!”. Хиппи ловили, помещали в психушки, вывозили из Москвы, просто избивали на улице за длинные волосы. “Двоемыслие” становится нормой. В стране возникло правозащитное движение. Среди политических диссидентов было много интеллигенции, людей творческих профессий, которые решили посвятить себя борьбе за создание правого государства в стране. Возникает новая волна эмиграции. Уезжают наиболее талантливые ученые, писатели, художники.

3.2. Образование

В начале 60-х был осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию. Более чем в два раза выросло число студентов высших и средних учебных заведений.

В эти годы появляется целая плеяда педагогов – новаторов, “шестидесятников”. Они пытаются создать атмосферу творчества, исключить зубрежку, построить партнерские отношения учителя с учениками.

М.П. Щетинин планировал вовлечь в свой эксперимент не только школьников, но и детсадовцев и детдомовцев. Он мечтал о создании центра комплексного формирования личности, где были бы “сельские” и “городские” производства, клубный комплекс, спортивный и оздоровительный центры, творческие мастерские и научные лаборатории.

В.Ф. Шаталов предложил новую методику обучения на основе опорных сигналов. Объемный скучный текст укладывался в интересную формулу, быстро запоминался, развивалось логическое мышление, тоест школьную программу усваивали без труда и за гораздо более короткое время. Шаталов разработал интересную и плодотворную систему контроля.

Весьма полезные идеи для усовершенствования системы образования и воспитания были высказаны Ш.А. Амонашвили, И.П. Волковым, Б.П. и Л.А. Никитиными.

Советские ученые успешно проводили космические исследования, впервые космонавт А.А. Леонов совершил выход в открытый космос. Новые открытия были сделаны в области атомной энергии, в стране сложился мощный ядерно-энергетический комплекс. Продолжаются разработки новейших видов вооружения, создана нейтронная бомба при непосредственном участии А.Д. Сахарова.

Доктор технических наук Е.П. Галямин разработал методы оперативного распределения водных ресурсов при орошении. Бюрократическая система тормозила развитие науки как могла. От изобретения до внедрения проходили годы.

Применение кислорода в промышленном производстве, предложенное инженером А. Мозговым, стало возможным только через 20 лет, автора наградили Государственной премией СССР. Эксперты умудрились задержать патентование одного из крупнейших изобретений века, сделанного Н. Басовым и А. Прохоровым – лазера. Впоследствии эти ученые были удостоены Ленинской и Нобелевской премий.

В самом сложном положении снова оказались общественные науки. Вся продукция историков подвергалась жесткому идеологическому контролю.

3.4. Литература, Кино, Театр

В 1972 г. были приняты постановления о литературно-художественной критике и кинематографии. Последовал абсолютный запрет на показ реальной действительности. Требовалась упрощенность во всем, никаких символов, чтобы все и всем было понятно. Следовательно, художественное творчество развивалось двумя параллельными потоками: разрешенное и запрещенное.

Личность полностью подчинена группе, не высовываться, быть как все – главный лейтмотив всех разрешенных произведений 70-х. Пропагандируется идея национального превосходства, утверждается особое место России в мире, пренебрежительное отношение не только к англиям и америкам, но и к любому народу, в том числе своим малым народам (масса анекдотов про чукчей). Все что есть лучшего в мире, обязательно должно быть связано с русским – самые читаемые, первооткрыватели, изобретатели.

После 1968 г. росла милитаризация массовой культуры. Чем дальше уходила в прошлое война, тем больше было на экране кино и телевидения, сплошная “героизация”.

Наибольшим читательским спросом в 70-е годы пользовались произведения А. Иванова (“Вечный зов”, “Повитель”, “Тени исчезают в полдень”, “Жизнь на грешной земле”), П. Проскурина (“Имя твое”, “Судьба”, “Черные птицы”), А. Черкасова (“Хмель”, “Конь рыжий”, “Черный тополь”) и ряда других авторов. Массовая литература, на основах социалистического реализма и социалистического гуманизма, усиленно пропагандировалась. Весьма популярными были произведения о войне: Ю. Бондарева (“Горячий снег”), В. Быкова (“Волчья стая”, “Обелиск”, “Знак беды”), К. Воробьева (“Крик”), В. Гроссмана (“За правое дело”, “Жизнь и судьба”). В. Пикуля (Реквием каравану PQ – 17”). Авторы больше пишут о неудачах, нежели о победах, размышляют об их причинах, вспоминая и коллективизацию, и 37-й, и 39-й годы. Ставят проблемы нравственных истоков подвига, долга, чести, совести, выбора между жизнью и смертью, исследуют поведение человека в экстремальной ситуации.

Особое развитие получила «деревенская проза». Писатели «деревенщики» (В. Астафьев “Последний поклон”, В. Распутин “Живи и помни”, В. Белов “Привычное дело”, М. Потанин “На чужой стороне”, произведения В. Шукшина) с ужасом увидели исчезновение русской деревни, обесценивание народной культуры, “религии труда” на земле. Романы, повести и рассказы проникнуты пессимизмом, как правило, с трагическим концом (пожар, гибель героя).

В. Высоцкий, актер театра и кино, создал тысячи песен, разных по жанру и по тематике. Это песни о войне, о спорте, о людях мужественных профессий. Часто они приближались к маленькому спектаклю и звучали так достоверно, что автора принимали за шофера, летчика, участника войны (Высоцкий родился в 1938 г.).

Большой популярностью пользовались сатирические песни В. Высоцкого. В них не только смех, но и сочувствие, а часто ощущение безысходности, замкнутого круга: “Домой придешь – там ты сидишь (“Диалог у телевизора”). Автор часто почти напрямую или через аллегории критикует существующие порядки, с болью говорит о человеке, воспитанном на запретах.

В 1972 году в кинематографии нельзя было показывать духовно, морально и физически искалеченных людей (“Андрей Рублев” Тарковского). Нельзя было говорить об эпохе культа личности, только об отдельных чертах. Бондарев сначала создает антикультовый фильм “Тишина”, затем в “Освобождении” следует реабилитация Сталина – спасающий, умный, мудрый полководец. Публика появление на экране Сталина встретила аплодисментами.

В кинематографе окончательно утверждается “интеллектуальное” кино. В сокровищницу мирового и отечественного киноискусства вошли картины “Зеркало”, А. Тарковского, “Печки-лавочки”, “Калина красная”, “Позови меня в даль светлую” В. Шукшина, “Жил певчий дрозд” и “Пастораль” О. Иоселиани, “Белый Бим, черное ухо” С. Ростоцкого, “Долгие проводы” К. Муратовой, “Цвет граната” С. Параджанова, “Агония” Э. Климова, комедии Э. Рязанова. В это время в кино работают совершенно удивительные актеры Е. Евфстигнеев, А. Миронов, В. Тихонов, Е. Леонов, Л. Гурченко, Н. Мордюкова, Л. Куравлев.

Все эти и многие другие фильмы 70-х, ставшие широко популярными, фактически объединяет одна тема – человек, личность, ее нравственные и психологические проблемы, ее нежелание быть “винтиком”, всего лишь частью коллектива, теперь и коллектив не сумма безликих характеров, а личности.

В театрах Г. Товстоногова, И. Владимирова, А. Гончарова, А. Шапиро, Л. Додина никогда не было спектаклей просто на тему, они работали над атмосферой повального безразличия, всегда заставляли сопереживать. Поэтому так популярны были пьесы Товстоногова “Тихий Дон” и “На дне”, Льва Додина “Братья и сестры”, “Человек похожий на самого себя” Шапиро. На сцене решались вечные вопросы о назначении человека и его долге, о милосердии ложном и истинном. В молодежной музыке джаз сменил рок. Одним из известных рок ансамблей того времени был “Арсенал”. Играли Баха, “Картинки с выставки” Мусорского, сложнейшие композиции с симфоническим оркестром, популярнейшую во всем мире оперу “Super star”.

3.5. Живопись

Художники 70-х продолжают выражать свое восприятие современности со всеми ее проблемами. Совершенно очевиден отход от прозаически предметного изображения. В работах все больше появляется символики. Популярными становятся многочастные картины – диптихи, триптихи. Живописцы обращаются к фольклору, традициям западноевропейского и русского искусства разных веков. Продолжается расцвет национальных школ Закавказья, Средней Азии, Прибалтики, Украины, Белоруссии.

Одна из главных черт искусств 70 – 80-х гг. – отсутствие единого стиля, нет жестких канонов в применении выразительных средств и приемов. Среди талантливых мастеров 70-х гг. – Т. Назаренко, О. Булгакова, А. Ситников, В. Орлов.

В картине Татьяны Назаренко “Танец” Танцуют две девушки в одинаковых джинсовых костюмах, высоких сапогах. Стройные фигуры, свободные движения.

В 70 – 80-е годы переживает расцвет “андерграунд”, “подпольное” искусство. Здесь оформились свои течения и направления, такие как абстрактный экспрессионизм, кинетическое искусство, неорелигиозная живопись, концептуализм, соц-арт.

Главными создателями соц-арта являются В. Комар и А. Меламид, с ними также работали Л. Соколов, А. Косолапов, Б. Орлов. Мастеров соц-арта привлекала не только живопись. В их арсенале – скульптура, графика, стихи, поэмы, эссе, прозаические произведения.

Заключение

Особенности культуры СССР этого периода заключались в борьбе правительства с отклонениями от «задач соцстроительства». Давление и контроль со стороны партии были настолько велики, что угнетали свободу деятелей искусства и науки. С целью контроля над культурой в середине 1970-х гг. была введена система госзаказов. Возросла цензура. Постоянно ограничивалось знакомство советских граждан с зарубежной художественной культурой.

Развитие культуры в 1960-80-е гг. носило противоречивый характер. Несмотря на то, что денежные средства на развитие культуры постоянно увеличивались, достижения не соответствовали затратам.

В этот период руководство СССР стало уделять большое внимание образованию. Советское правительство значительно увеличило расходы и на науку. В послевоенное время была организована целая серия научно-исследовательских институтов.

В годы семилетки (1959–1965 гг.) произошел значительный сдвиг в области технического прогресса. 12 апреля 1961 г. первый в истории полет в космос совершил советский летчик-космонавт Ю. Гагарин.

В середине 1950-х – начале 60-х гг. развитие получили средства массовой информации (СМИ). Радиовещание охватило всю страну.

Время «оттепели» характеризовалось подъемом советской науки и культуры. Большое внимание было уделено среднему и высшему образованию.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Союз Советских Социалистических Республик СССР являлся самой большой страной мира, занимал 1/6 часть обитаемой суши Земли. По международному статусу являлся одной из двух сверхдержав. В СССР проживало большое количество разных народов. Страна являлась многонациональной, но преобладал русский народ. В начале 1970-х гг. у власти находился Леонид Ильич Брежнев. Идеология – марксизм-ленинизм.

3 слайд

Описание слайда:

Население СССР На всём протяжении существования СССР численность населения постоянно увеличивалась, вплоть до начала 1990-х гг. В 1970 г. в СССР проживал 241 млн. человек. Городское население с 1960-х гг. преобладало над сельским. Самым большим народом по численности был русский народ. Перепись населения: 1970 г. - 241 млн. чел.; 1985 г. - 276 млн. чел.

4 слайд

Описание слайда:

Политическое развитие СССР С 1964 г. по 1982 г. страной управлял Леонид Ильич Брежнев. В этот период росло количество образовательных, учебных и научных учреждений, музеев, театров, библиотек и других учреждений культуры. В 1970-е гг. стал формироваться образ великого полководца И. В. Сталина, одержавшего победу в Великой Отечественной Войне. С конца 1960-х гг. начинается и постепенно набирает размах кампания по возвеличиванию и самого Л. И. Брежнева. В 1973 г. было принято специальное постановление о мерах по "повышению авторитета" главы партии, а затем и государства. Брежнева часто награждали орденами и медалями. Большинство проводившихся официальных мероприятий носило парадный характер, все решения были заранее подготовлены и согласованы с партийными органами и были в основном чисто декларативными.

5 слайд

Описание слайда:

Новая Конституция СССР 1977 года В 1977 г. была принята Конституция СССР в основу которой была положена концепция “развитого социализма”. По Конституции политическую основу государства составляли советы народных депутатов. Ядром политической системы общества “развитого социализма” называлась Коммунистическая партия. Статья шестая Основного закона закрепляла за КПСС роль руководящей и направляющей силы общества. Однако в реальной жизни авторитет Коммунистической партии постепенно падал, в стране росло недовольство, а Генеральный секретарь коллекционировал награды и титулы, получал знаки Маршала Советского Союза и - в мирное время - четыре золотые звезды Героя Советского Союза и высший военный орден “Победы”. Абсолютная власть Генерального секретаря ЦК КПСС лишила его способности к критической самооценке.

6 слайд

Описание слайда:

Экономика СССР Экономика СССР по валовым показателям занимала 2 место в мире после США. Доля СССР в мировой промышленной продукции составляла 20%. Имелись и уникальные разработки, например Ту-144 – первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет. Почти отсутствовал импорт, многое производилось в стране.

7 слайд

Описание слайда:

Пятилетки в СССР В годы девятой пятилетки (1970 - 1975 гг.) страна достигла нового технического уровня, развивались новые отрасли промышленности. Массовым явлением стало создание производственных, научно-производственных, агропромышленных, межколхозных объединений. Сформировалась единая энергосистема, транспортная система СССР, единая система автоматической связи, нефтеснабжения и газоснабжения. Более тесными стали хозяйственные связи республик и регионов.

8 слайд

Описание слайда:

Промышленность СССР В 1970-е гг. в СССР активно развивались все отрасли промышленности. Строились новые предприятия (в т. ч. ВАЗ и КАМАЗ). С 1970 по 1985 г. в стране было построено 3200 новых заводов и фабрик. В СССР преобладала экстенсивная модель развития экономики, т.е. строительства заводов по всей стране и увеличения их количества.

9 слайд

Описание слайда:

Промышленность СССР Высокими темпами развивалась энергетика, химия, электроника, нефтедобывающая, газодобывающая, атомная промышленность. Строились ГЭС. Особое внимание уделялось космической промышленности. Приоритетное положение занимала оборонная промышленность. СССР был развитой промышленной державой.

10 слайд

Описание слайда:

Роботизация в СССР В нашей стране интенсивная работа над созданием наиболее массовых промышленных роботов началась с конца 1960-х гг. С 1976 г. начинается массовое производство роботов. Уже в 1983 г. на предприятиях страны работало около 7 тыс. роботов и манипуляторов, а за 1981-1985 гг. их выпущено свыше 40 тыс. шт.

11 слайд

Описание слайда:

Наука в СССР В 1970-е гг. в СССР создавались научно–производственных объединения, новые наукоемкие производства (с внедрением робототехники, микроэлектроники, информатики и биотехнологий). В поисках более гибкого планирования вводились перспективные и комплексные планы. Город Зеленоград становится одним из основных научно-производственных центров электроники и микроэлектроники СССР и России. Работали более 5000 научно-исследовательских учреждений.

12 слайд

Описание слайда:

Информатизация в СССР В начале 1980-х гг. произошел переход от ЭВМ к персональным компьютерам. В 1981 году в Зеленограде разработали первый в СССР персональный компьютер. Компьютер проектировался именно для использования населением. С 1982 года десятки, а потом сотни тысяч компьютеров выпускались на заводе «Квант» Министерства электронной промышленности СССР.

13 слайд

Описание слайда:

Жилищное строительство в СССР Особых успехов Советский Союз достиг в строительстве жилья. По объёму вводимой в год площади СССР занял 1 место в мире. Изменился и стандарт жилья – от простых хрущевок к более современным квартирам. В СССР человек мог получить квартиру бесплатно, но на определенных условиях. Больше всего шансов получить квартиру было у жителей стремительно развивающихся городов, куда вкладывались огромные средства.

14 слайд

Описание слайда:

Жилищное строительство Часто люди годами стояли в очереди на получение квартир. Многие квартиры принадлежали государству, поскольку в СССР отсутствовала частная собственность. Имелись и кооперативные квартиры, но нужно было платить большие взносы. С 1970 г. по 1985 г. новое жильё получили 50 млн. человек.

15 слайд

Описание слайда:

Советский город в 1970-1980 гг. Отечественная архитектура 1970-х гг. сделала огромный скачок в своем развитии. Были созданы более совершенные в функциональном, конструктивном и эстетическом отношении типы зданий. Прогрессивная направленность советской архитектуры проявилась в строительстве больших жилых комплексов во всех городах, в резком возрастании жилищного строительства и в качественном изменении характера жилищ.

16 слайд

Описание слайда:

Советский город Советские архитекторы разработали основные черты стиля социалистической архитектуры. Советская архитектура 1970-х - это новые жилые районы, окруженные зеленью и цветами. Продолжается строительство новых городов. Быстро застраивались города Тольятти и Набережные Челны. Творчески осваивался исторический опыт, учитывалась связь города с природным окружением, применялись новые принципы планировки и застройки. Жильё становится более комфортным.

17 слайд

Описание слайда:

Сельское хозяйство СССР В начале 1980-х гг. СССР занимал 1-е место в мире по производству пшеницы, ржи, ячменя, сахарной свёклы, картофеля, подсолнечника, хлопка, молока, 2-е по поголовью овец, 3-е - по общему объёму производства сельскохозяйственной продукции, поголовью крупного рогатого скота, сбору зерна.

18 слайд

Описание слайда:

Сельское хозяйство Численность занятых в сельском хозяйстве в 1985 г. составляла около 28 млн. человек. Большинство сельскохозяйственных земель в СССР принадлежало колхозам и совхозам. Но крестьяне могли иметь в собственности землю и использовать ее в качестве огорода, пастбища и других целей.

19 слайд

Описание слайда:

Транспорт СССР В СССР были развиты все виды транспорта, особенно электротранспорт. Постоянно строились дороги, прокладывались новые трассы. Существовали скоростные пассажирские поезда. Наиболее развитой являлась Европейская часть СССР, где было больше дорог. В отличии от других стран в СССР преобладал не личный, а общественный транспорт (автобусы, троллейбусы, трамваи).

20 слайд

Описание слайда:

2-ая волна автомобилизации в СССР В 1971 году автомобильные заводы СССР изготовили более 1 миллиона машин. Легковые автомобили в этом количестве составляли 46 %. Спрос на них был огромен, и будущему владельцу приходилось несколько лет стоять в очереди на покупку автомобиля. В 1972 году советские автомобильные заводы выпустили больше легковых машин, чем грузовиков. Отечественные автомобили также поставлялись в другие страны (Европа, Северная Америка, Азия, Африка и т.д.)

21 слайд

Описание слайда:

Речной транспорт СССР Речные пути использовались для внутренней торговли и туризма. Существовали различные типы судов. Протяжённость водных путей в 1975 году составляла 145 тыс. км, из них более 19 тыс. км - искусственные пути: шлюзованные реки, каналы, водохранилища. Основные реки – Волга, Днепр, Нева, Енисей, Дон, Амур, Лена, Обь, Иртыш, Урал, Кама, Ангара.

22 слайд

Описание слайда:

Морской транспорт СССР Морской транспорт использовался для торговли с другими странами. По всей стране строились новые порты. Большая часть перевозок приходилась на моря Европейской части СССР (Чёрное, Балтийское, Белое, Баренцево), повышалась роль Дальневосточного бассейна. По суммарному тоннажу советский торговый флот занимал в 1975 году 6 место в мире. Крупнейшие порты: Ленинград, Одесса, Владивосток, Рига, Архангельск.

23 слайд

Описание слайда:

Байкало-Амурская магистраль (1972-1984) В 1972 году начинается строительство БАМа. Сюда приезжали массы молодых людей. Работа была тяжелой. Приходилось строить железную дорогу в Сибири и на Дальнем Востоке, на территориях вечной мерзлоты. Строителям БАМа по тем временам платили хорошие деньги. В 1984 году Байкало-Амурская магистраль была построена. Эта магистраль была очень важна для Советского Союза.

24 слайд

Описание слайда:

Байкало-Амурская магистраль (БАМ) БАМ создавалась для увеличения пропускной способности Транссиба, для военных целей и для освоения природных богатств Сибири и Дальнего Востока. БАМ пересекает 11 крупных рек, было возведено 140 мостов, пробито 8 тоннелей. БАМ - одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Строителям выдавали медали и считали их героями. Около БАМа возникали новые населенные пункты, которые позже превращались в города. Длина магистрали – 4324 км.

25 слайд

26 слайд

Описание слайда:

Плановая (командная) экономика СССР Недостатки: 1. Централизованная экономическая система. 2. Неповоротливость системы для решения вопросов производства и реализации продукции, а также меняющемся спросе на данную продукцию в мирное время. 3. Большие объемы остающихся у населения денег с отсутствием предложения на рынке товаров. 4. Большой бюрократический аппарат. 5. Концентрация власти в руках одного или нескольких человек. 6. Большой размер теневого сектора экономики (но меньше, чем в рыночной) 7. Отсутствие личной заинтересованности у производителя в качестве производимой продукции. 8. Экстенсивный путь развития экономики. 9. Перекос развития средств производства над производством предметов потребления.

27 слайд

Описание слайда:

Олимпиада 1980 года в Москве XXII Летние Олимпийские игры проходили в Москве с 19 июля по 3 августа 1980 года. Часть соревнований Олимпиады 1980 г. проводилась в других городах Советского Союза, а именно: парусные регаты стартовали в Таллине; предварительные игры футбольного турнира состоялись в Киеве, Ленинграде и Минске; соревнования по пулевой стрельбе прошли на стрельбище «Динамо» в подмосковных Мытищах.

28 слайд

Описание слайда:

Олимпиада 1980 года в Москве Более 50 стран (в основном капиталистических) бойкотировали Олимпиаду в связи с вводом в 1979 году советских войск в Афганистан. Некоторые спортсмены из стран, бойкотировавших игры, всё же приехали в Москву и выступали под Олимпийским флагом. Этот бойкот стал одной из основных причин ответного бойкота Советским Союзом и рядом его союзников следующих летних Олимпийских игр в Лос-Анджелесе в 1984 году. Страны соц. лагеря в 1984 г. на Олимпиаду в Лос-Анджелес не поехали.

29 слайд

Описание слайда:

Армия СССР В 1970-1980-е гг. Вооружённые Силы СССР были крупнейшими в мире по численности (около 5 млн. человек) и обладали самыми большими в мире запасами ядерного и химического оружия. В армии было огромное количество самой разнообразной военной техники. Постоянно проводились военные учения.

30 слайд

Описание слайда:

Армия СССР Армия СССР была самой передовой в мире и по технологиям опережала американскую армию на десятки лет вперед. Рубежи государства охраняло 60 тысяч танков. Государство тратило огромные деньги на содержание Вооруженных Сил и разработку новых вооружений. Армия СССР была самой большой и самой мощной в истории человечества.

31 слайд

Описание слайда:

Флот СССР В 1970-1980 гг. советский флот пополнялся новыми кораблями. В 1985 году советский флот достиг пика своего могущества, имел в своем составе 1561 корабль в сумме и по количеству кораблей и боевому потенциалу занимал 2 место в мире после ВМФ США. К концу 1980-х годов в состав ВМФ СССР входило более 100 эскадр и дивизий, общая численность личного состава флота составляла около 450 000 человек.

32 слайд

Описание слайда:

Война СССР в Афганистане (1979-1989) Серьезной ошибкой советского руководства являлась война в Афганистане. Ограниченный контингент советских войск оказался непосредственно втянут в разгоравшуюся в Афганистане гражданскую войну и стал ее активным участником. В данном конфликте принимали участие вооруженные силы правительства Демократической Республики Афганистан с одной стороны и вооруженная оппозиция (моджахеды, или душманы) - с другой.

1. Почему кризисы 1970-1980-х гг. повлияли на переход от экстенсивного к интенсивному типу производства?

В 1973 г. арабские страны - производители нефти, протестуя против антиарабской политики западных стран и роста цен на промышленные изделия, резко подняли цены на нефть (сначала в 4 раза, затем еще в несколько раз).

В таких условиях возникла необходимость перехода к интенсивному производству, т. е. к сберегающему энергию, материалы, затраты на труд.

2. В чем заключаются главные особенности третьей промышленно-технологической революции?

Это период развития новой техники и технологий.

Третья технологическая революция - результат кризиса массового индустриального производства, нацеленного на экстенсивное развитие, результат окончания эры дешевой нефти и нового обострения конкуренции на мировом рынке. Эта революция дала возможность начать переход к постиндустриальному обществу – информационному обществу. Особое внимание уделяется развитию информационной техники, и особенно быстрой смене поколений микропроцессоров, компьютеров, развитию систем связи (коммуникаций) - оптико-волоконной, спутниковой, сотовой и т. д. На этой основе развертывается информационная революция.

3. Назовите основные области новейших научных достижений.

Усовершенствования в 1970-е гг. микропроцессоров и интегральных схем и создания на их основе персональных компьютеров. Самыми перспективными отраслями современной науки и производства становится развитие биотехнологии, генной инженерии, нанотехнологии, технологии новых материалов и т. д.

4. Какое открытие и достижение произвело на вас наибольшее впечатление?

Расшифровка генома человека.

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ (ИНФОРМАЦИОННОЕ) ОБЩЕСТВО

1. Назовите основные черты и признаки постиндустриального (информационного) общества.

Признаки начинающейся эпохи информационного общества таковы:

Знания и информация становятся источником более высокой производительности труда, они все в большей степени используют данные науки;

Происходит сдвиг в самом производстве - от создания материальных благ и товаров к производству информации, что фундаментально меняет социальный и профессиональный состав общества;

В информационном обществе запущен механизм постоянного обновления, технологических нововведений, инноваций, своего рода вечный двигатель, который так долго искали, ведь информация и знания не убывают по мере их использования, а лишь обновляются и совершенствуются.

2. Выделите главные отличия постиндустриального общества от индустриального.

Постиндустриальное общество определяется как общество, в экономике которого приоритет переходит от преимущественного производства товаров к производству услуг, знаний, проведению исследований, организации системы образования и повышению качества жизни, в котором класс технических специалистов становится основной профессиональной группой и, что самое важное, в котором внедрение нововведений все в большей степени зависит от теоретического знания.

Если технический прогресс в индустриальную эпоху был связан со стремлением покорить природу и ему были близки понятия: мощность, размер, объем, скорость и т. д., то технология постиндустриального общества основывается на других понятиях: разнообразие, эффективность, экономичность, экологическая чистота и т. д. Если раньше автомобильные компании соревновались в создании наиболее мощного двигателя, то теперь на первый план выходит стремление обеспечить низкое потребление бензина, управляемость, безопасность, комфорт. Крупнейшие производители автомобилей переходят к их производству по индивидуальным заказам.

Нарастание кризисных явлений в экономике. Анализ причин общественно-политического и экономического кризиса и декабрьского 1970 г. протеста рабочих привел новое партийное руководство к тем же выводам, что и после событий 1956 г. Единственное отличие заключалось в том, что особый акцент был сделан на непонимании прежним руководством значения научно-технической революции.

Новое руководство страны скорректировало социально-экономическую политику. Оно отменило решение о повышении розничных цен на продовольствие, увеличило минимальную заработную плату, пенсии, пособия многодетным детям, приступило к разработке новой концепции социально-экономической политики. В качестве первоочередной задачи было определено проведение экономической реформы.

Однако очень скоро руководство страны практически отказалось от каких-либо системных изменений в народном хозяйстве. Та же судьба постигла и планы преобразований в системе функционирования государственной власти в соответствии с весьма туманной формулой: партия руководит, а правительство правит.

Используя благоприятную международную обстановку, связанную с подготовкой Общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству, а также хорошую экономическую конъюнктуру на Западе, польское руководство стало проводить политику активного использования западных кредитов и технологий для модернизации народного хозяйства.

В 1971-1972 гг. также были задействованы внутренние резервы: рост сельскохозяйственного производства в связи с благоприятными климатическими условиями и отменой обязательных поставок. Заработная плата трудящимся существенно повышалась. Все это обеспечило небывало высокий для Польши рост реальных доходов при незначительном увеличении производительности труда. Быстрыми темпами шло перевооружение польской промышленности, увеличивалось число закупаемых на Западе лицензий. В IV пятилетке (1971-1975) среднегодовой прирост промышленного производства составил 10,4 % , национальный доход увеличился на 62 % при плане 38-39 %, прирост сельскохозяйственного производства достиг 22 % при плане 18-21 %, средняя заработная плата возросла на 40 % при плане 17-18 %. Руководство ПОРП заявило, что Польша вступила на этап строительства «развитого социалистического общества».



В середине 1970-х гг. вновь дали о себе знать экономические проблемы. В конце 1974 г. польская задолженность западным странам превысила 100 % стоимости ее экспорта на Запад. Для покрытия долгов стали широко использоваться краткосрочные кредиты, что только отодвигало угрозу банкротства, но не устраняло ее. Государственный долг Польши непрерывно рос и составил к концу 1970-х гг. около 20 млрд дол.

Все более ощутимыми становились проблемы с продовольственным снабжением населения, поскольку единоличные крестьянские хозяйства не получали необходимых государственных дотаций. Стремясь ослабить давление на потребительский рынок, правительство провело в июне 1976 г. резкое повышение цен на продовольствие с незначительной компенсацией заработной платы. Это решение натолкнулось на недовольство рабочих. В 10 воеводствах прошли организованные забастовки протеста, а в Радоме, Плойке и на тракторном заводе «Урсус» под Варшавой рабочие вышли на улицы. Против демонстрантов были брошены подразделения милиции, вооруженные водометами, дубинками и слезоточивым газом. Наиболее активные участники демонстраций были арестованы или уволены с работы. Но выступления рабочих заставили партийно-государственное руководство отказаться от повышения цен.

Результаты V пятилетки (1976-1980) оказались неожиданными. Темпы роста национального дохода, зарплаты упали более чем в восемь раз, промышленного производства - более чем в 2,5 раза. Объем сельскохозяйственной продукции в 1980 г. составил 90 % от уровня 1975 г. В 1979 г. уровень национального дохода государства не только не вырос, но и упал на 2,3 %.

Развитие оппозиционного движения. Со второй половины 1970-х гг. социально-экономическая и политическая ситуация в Польше продолжала ухудшаться, росла социальная напряженность, недовольство руководством страны, разочарование в «реальном социализме», оказавшемся не в состоянии в надлежащей степени удовлетворять материальные и духовные запросы общества. К началу 1980-х гг. страна находилась в преддверии социально-экономического и политического кризисов.

Для развития Польши характерен непрерывный цикл различ­ных кризисов - как общественно-политических, так и социально-экономических, которые впервые в регионе привели к организованному сопротивлению властям не только оппозиционно настроенной ин­теллигенции, но и самых широких трудящихся масс.

До середины 1976 гг. оппозиционность проявлялась в двух формах: диссидентство и умеренная оппозиция. Легальной оппозицией были клубы католической интеллигенции (существовало пять клубов) и действовавшая в сейме депутатская группа «Знак». Легальная оппозиция имела несколько журналов и издательств, среди которых были такие известные, как «Тыгодник повшэхны» (редактор Е. Турович), «Вензь» (редактор Т. Мазовецкий) и «Знак» (редактор Б. Цывиньский).

Формирова­ние независимой от властей общественной деятельности начинает­ся с середины 70-х годов. Июньские события 1976 г. дали толчок деятельности оппозиционно настроенной части интеллигенции. С сентября 1976 г. активно действовал Комитет защиты рабочих (КОР), в состав которого вошли активные участники мартовских студенческих выступлений 1968 г., а также известные писатели, ученые, представители духовенства. Комитет оказывал правовую и материальную помощь арестованным участникам демонстраций, развернул активную правозащитную деятельность. После освобождения из заключения осужденных участников июньских 1976 г. демонстраций комитет продолжил свою деятельность.

В 1977 г. возник Комитет общественной самозащиты (КОС), который объединился впоследствии с КОР. Новый комитет КОР - КОС, среди руководителей которого были Я. Куронь, К. Модзелевский, А. Михник и другие, объединял тех, кто выступал против тоталитарного режима.

Особое внимание в деятельности правозащитных организаций обращалось на рабочую среду. Рабочим читали лекции о «белых пятнах» в истории Польши и польско-советских отношений, разъясняли причины их плохого материального положения, знакомили с ратифицированными Польшей международными конвенциями, касающимися прав трудящихся. Была налажена широкая «самиздатовская» деятельность, для ведения пропаганды широко использовались западная польскоязычная печать и радиостанции.

Во второй половине 1970-х гг. стали появляться и другие оппозиционные организации: Движение в защиту прав человека, Конфедерация независимой Польши, Движение молодой Польши. После избрания в 1978 г. папой римским краковского кардинала К. Войтылы (Иоанн Павел II) начался стремительный рост авторитета католической церкви как идеологической и политической силы, противостоящей режиму. Особенно отчетливо это проявилось во время посещения папой римским Польши в 1979 г.

Экономический и социально-политический кризис 1980 г. Партийно-государственное руководство оказалось бессильным перед надвигавшимся новым глубоким социально-политическим и экономическим кризисом. Летом 1980 г. в Польше в ответ на повышение цен на продовольствие стала подниматься забастовочная волна, вначале под экономическими лозунгами. Своей вершины она достигла в августе, когда забастовали рабочие предприятий Гданьска, Щецина, Силезии.

Рабочие Гданьска 17 августа создали Межзаводской стачечный комитет (МСК), который включал представителей 460 предприятий города. 18 августа были сформулированы и переданы властям требования, состоявшие из 21 пункта. Одним из них явилось право на создание независимых от партии и администрации профсоюзов.

В тот же день состоялось чрезвычайное заседание руководства Гданьска при участии представителя Политбюро ЦК ПОРП С. Кани и командующего военно-морским флотом адмирала Янчишина. Э. Герек официально признал ошибки, пообещал провести реформы и призвал бастующих вернуться на работу. Правительство вынуждено было пойти на подписание с забастовочными комитетами соглашений, которые предусматривали не только удовлетворение экономических требований рабочих, но и право на создание ими независимых от администрации профсоюзов, освобождение политзаключенных, отказ от преследования соратников и экспертов бастующих. Тем самым оно давало согласие на легализацию оппозиционных организаций.

Первая реакция ПОРП на очередной кризис была традиционной: произошла смена партийного и государственного руководства. Первым секретарем ЦК ПОРП был избран С. Каня, много лет проработавший в партийном аппарате, премьером стал Ю. Пеньковский. Но эти кадровые перестановки не оказали заметного влияния на общественные настроения. Инициатива переходила в руки оппозиции.

В ноябре 1980 г. был официально зарегистрирован независимый самоуправляющийся профсоюз «Солидарность». К концу 1980 г. в нем состояло около трех млн. человек. Другие профцентры значительно уступали ему по численности. «Солидарность» представляла собой объединение автономных организаций различных регионов страны. Всепольская согласительная комиссия во главе с председателем гданьского межзаводского забастовочного комитета, электриком судоверфи им. Ленина Лехом Валенсой координировала ее действия. Большую помощь ей оказывали известные деятели оппозиции Б. Геремек, Я. Куронь, Т. Мазовецкий, А. Михник, Я. Ольшевский и др.

«Солидарность» с самого начала была преимущественно общественно-политическим, а не профсоюзным движением, объединявшим разнородные силы. В ее ряды в течение короткого времени вступило около девяти млн. человек, из них около одного млн. членов ПОРП (20 % от общей численности партии). «Солидарность» выросла на волне рабочего протеста и в первое время не имела ясных перспектив дальнейшего развития страны.

Опасения перед советской интервенцией заставили интеллектуальный штаб движения выступить с концепцией «саморегулирующейся революции». Концепция предусматривала, что Польша, оставаясь участником советского военно-политического блока, одновременно должна стремиться к внутренней перестройке общественно-политического строя: политическому плюрализму, установлению общественного контроля за деятельностью государства, обеспечению независимости общественных и государственных институтов от ПОРП. Политические притязания «Солидарности» и противодействие им со стороны партийно-государственного руководства страны порождали постоянные, все более острые конфликты. Ситуацию мог разрядить взаимный компромисс, но воли к нему не было ни у одной из сторон.

В сентябре 1980 г. состоялся очередной пленум ЦК ПОРП, внесший очередные изменения в состав партийного и государственного руководства. Вместо Э. Герека пост первого секретаря партии занял С. Каня, а председателем Совета Министров - Ю. Пиньковский. В феврале 1981 г. Пиньковский подал в отставку и на пост председателя Совета Министров ПНР был назначен генерал В. Ярузельский, сохранивший за собой пост министра национальной обороны. В октябре 1981 г. он был избран первым секретарем ЦК ПОРП.

Резкое обострение политического противостояния произошло в декабре 1981 г. Радикальное крыло в руководстве «Солидарности» взяло курс на открытую конфронтацию с правительством, грозя проведением всеобщей стачки. К этому времени экономика страны уже агонизировала и Польша оказалась на грани голода. В стране назревала революция. Лидер «Солидарности» Лех Валенса потребовал от правительства провести референдум о смене власти и всеобщих выборов в Сейм. 7 декабря 1981г. руководство профсоюза решило создать военизированные отряды. Радикальное крыло в руководстве «Солидарности» взяло курс на открытую конфронтацию с правительством, грозя проведением всеобщей стачки. 12 декабря лидеры «Солидарности» большинством голосов приняли резолюцию, призывающую к свержению правящего режима.

Стремясь предотвратить неконтролируемое развитие событий и угрозу ввода войск государств Варшавского Договора, Госсовет Польши ввел 13 декабря 1981 г. военное положение в стране. Приостанавливалась деятельность политических партий, общественных организаций и профсоюзов. Вся полнота власти была сосредоточена в руках Военного совета национального спасения во главе с В. Ярузельским. Во избежание всеобщей стачки все ключевые отрасли, порты и 129 крупных предприятий были переведены на военный режим.

«Солидарность» была запрещена, почти шесть тыс. ее руководителей всех уровней были интернированы. После введения военного положения «Солидарность» была ослаблена, но не разгромлена, постепенно создавались ее подпольные структуры всех уровней. В апреле 1982 г. была сформирована Временная координационная комиссия «Солидарности». В октябре 1982 г. сейм принял решение о роспуске всех профсоюзов и создании новых, строящихся по отраслевому принципу. Надежды на быстрый компромисс между властями и «Солидарностью» не оправдались. Начался период борьбы за легализацию «Солидарности», в ходе которой проходили проверку различные концепции возвращения движения на арену открытой политической борьбы.

Все это время «Солидарность» пользовалась достаточно активной поддержкой католической церкви, а также помощью Запада. В 1983 г. Л. Валенсе была присуждена Нобелевская премия мира. Подпольные структуры получали значительную финансовую и техническую помощь через заграничные представительства «Солидарности», польско-язычные западные радиостанции выполняли информационно-пропагандистскую работу в ее интересах.

Военное положение временно ослабило остроту политического противостояния, но не могло решить проблем страны. Начавшаяся в 1982 г. экономическая реформа, в соответствии с которой деятельность предприятий предполагалось строить на принципах самостоятельности, самоуправления и самофинансирования, вводилась частичная либерализация внутренних цен, частичная демонополизация внешней торговли, попытки либерализации финансовой системы и формирования индивидуальной оплаты труда, не принесла ожидаемых результатов. Преодолению кризиса мешало введение Западом эмбарго на экономические отношения с Польшей. Продолжала увеличиваться внешняя задолженность страны, росли цены на внутреннем рынке. 31 декабря 1982 г. Государственный совет приостановил действие военного положения, а 22 июля 1983 г. вообще отменил его.

Руководство ПОРП предприняло попытку восстановить свой авторитет и сплотить своих сторонников. С этой целью в октябре 1982 г. через сейм был проведен закон о профсоюзах. По этому закону разрешалась деятельность профсоюзов, признающих руководящую роль ПОРП в строительстве социализма и придерживающихся принципа общественной собственности на средства производства. Однако меры, предпринимаемые партийным и государственным руководством, не приносили ожидаемого результата. В обществе сохранялась напряженность и недоверие к ПОРП.

Со второй половины 80-х гг. реформаторы внутри ПОРП ак­тивизируют поиск новых путей и методов решения польских про­блем. Состоявшийся в июле 1986 г. X съезд ПОРП, по замыслу властей, должен был стать очередным шагом на пути к «нормали­зации». Но для настоящего перелома, каким могло быть призна­ние за оппозицией статуса участника возможных переговоров, коммунисты еще не были готовы. Однако процесс постепенного ослаб­ления авторитаризма, обусловленный отчасти изменениями меж­дународной ситуации, тем не менее, уже давал о себе знать. Оче­видной становилась его связь с событиями в СССР, где во второй половине 80-х гг. происходили кардинальные перемены. Важным в этом аспекте стал третий визит в Польшу в июне 1987 г. папы Римского, который поддержал оппозицию и помог «Солидарности» обрести второе дыхание.

В 1986-1987 гг. позитивные процессы в экономике приостановились, попытки проведения реформ в начале 1980-х гг. не дали положительных результатов. ЦК ПОРП и правительство в 1987 г. решили пойти на углубление реформ экономической и общественной жизни. Предусматривалась реорганизация центральных органов управления, восстановление рыночного равновесия за счет повышения цен, создание рынка средств производства, предметов потребления, капиталов, рабочей силы. С целью заручиться поддержкой населения при реализации реформы в ноябре 1987 г. был проведен референдум.

Поражение на референдуме в ноябре 1987 г. стало переломным моментом для властей Польши. Задуманные реформы не получили необходимой поддержки. Началось падение престижа государственного и партийного руководства.

Подготовка и проведение «круглого стола». К 1988 г. стала очевидной неспособность правительства вывести страну из кризиса. В апреле 1988 г. произошел буквально взрыв забастовок, ставший неожиданностью как для властей, так и для оппозиции. Рабочие требовали не только повышения заработной платы, но и легализации «Солидарности». В августе этот лозунг в требованиях бастующих вышел на первый план. Все по­пытки «обновления социализма», его реформирования в 1980-х гг. лишь модифицировали политическую и экономическую систему советского типа, не вызвав радикальных перемен. Однако именно в 1980-е гг. эта система достигла максимально возможного в ее рамках уровня политической либерализации, а экономическая ре­форма явилась своеобразным этапом перехода к системе свобод­ных цен.

В условиях обострения ситуации в стране власти вынуждены были пойти на переговоры с той частью руководства «Солидарности», изъявивших к этому готовность, а с конца августа 1988 г. началась подготовка заседаний «круглого стола». Идея проведения заседаний «круглого стола» сталкивалась с противодействием как со стороны радикального крыла в «Солидарности», так и консервативной части партийно-государственного руководства. Лишь в середине января 1989 г. группе партийных реформаторов, в состав которой входили руководитель партии В. Ярузельский и премьер-министр М. Раковский, удалось провести на пленуме ЦК ПОРП резолюцию о политическом и профсоюзном плюрализме.

На состоявшемся в декабре - январе 1989 г. X пленуме ЦК ПОРП партийные реформаторы с трудом сумели провести резо­люцию о профсоюзном иполитическом плюрализме, что давало шанс мирного, лишенного элементов насилия, перехода к прин­ципиально новой фазе политического развития. В то же время это решение вызвало усиление радикализма у той части оппозиции, которая была против переговоров и соглашения с коммунистической властью. Тем не менее, путь к соглашениям был все же открыт.

Заседания «круглого стола» проходили с 6 февраля по 5 апреля 1989 г. В них принимали участие ПОРП совместно с Объединенной крестьянской партией, Демократической партией, Всепольским соглашением профсоюзов, нелегальная оппозиция (Л. Валенса) и известные деятели демократической оп­позиции (Б. Геремек, Я. Куронь, А. Михник, Т. Мазовецкий, А. Стшембош), представители епископата. Повторная регистрация «Солидарности» состоялась 17 апреля 1989 г.

«Круглый стол» проходил с 6 февраля по 5 апреля 1989 г. В числе его важнейших итогов были решения о проведении досрочных парламентских выборов и введении президентского поста, о создании в парламенте второй палаты - сената, а также о разделе мандатов между различными политическими силами в сейме.

Итогом переговоров явился сценарий, предполагавший проведение многопартийных выборов, в которых планирова­лось участие на конкурентной основе свободно созданных полити­ческих партий. Кроме того соглашениями предусматривалось участие оп­позиции в Сейме в намеченном объеме (35 %), полностью кон­курентные выборы в Сенат, формирование коалиционное правительство во главе с представителем ПОРП, создание поста президента, га­рантирующего политическую стабильность.

Следовательно, наме­чался эволюционный путь изменения политического строя и эко­номической системы. Также были согласованы основные принци­пы и условия реализации новых решений: политический и проф­союзный плюрализм, свобода слова, демократический путь фор­мирования государственной власти, независимость судов, рабочее и территориальное самоуправление. В целом принятые постановления означали слом монопольной власти ПОРП и открывали путь к падению старой системы.

Начало структурной перестройки польского общества. На рубеже 1989 - 1990 гг. произошли существенные изменения в расстановке политических сил. Осенью 1989 г. была подготовлена программа основных перемен в экономике и сфере отношений соб­ственности (автор - вице-премьер Л.Бальцерович) , в которую были заложены полная либерализация рынка, коренная привати­зация и стабилизация злотого. Сейм на основе этой программы принял 10 ключевых законов, коренным образом изменивших всю экономическую систему страны. Реализация плана началась с ян­варя 1990 г. Огромную роль в поддержке реформ сыграло реше­ние Парижского клуба о сокращении на 50 % польского долга; МВФ предоставил Польше 1 млрд. долларов, из которых был со­здан стабилизационный фонд.

Первый этап в осуществлении программы структурной перестройки начался 7 апреля 1989 г. с внесения поправок в конституцию страны 1952 г. К наиболее существенным изменениям можно отнести: 1) создание вместо однопалатного Сейма двух органов законодательной власти - Сейма и Сената, образующих вместе Национальное собрание, которое имеет, в частности, право изби­рать президента страны; 2) ликвидация Государственного совета и введение поста президента; 3) подчинение правительства как президенту, так и парламенту; 4) обеспечение влияния президента на деятельность Сейма - право роспуска в определенных случаях парламента. В декабре 1989 г. из Кон­ституции были изъяты статьи об общественно-экономическом строе социализма и социалистическом государстве, ликвидирована статья 3, закреплявшая руководящую роль компартии. Появились положения, отражавшие конституционные стандарты современных де­мократий: принципы верховенства народа, демократического пра­вового государства и политического плюрализма.

После завершения работы «Круглого стола» в центре внимания ПОРП, союзнических партий и оппозиции оказалась подготовка к парламентским выборам. В верхнюю палату - сенат - проводились свободные выборы, в нижней палате - сейме -- 38 % мест было зарезервировано за кандидатами от ПОРП, лидер которой должен стать президентом страны. Вместе с союзными партиями коммунисты получали 65 % мест. Оставшиеся 35 % мест отводились независимым кандидатам, а фактически «Солидарности».

Два тура выборов в парламент, прошедшие в июне 1989 г., принесли оппозиции неожиданный для нее успех. Она провела практически всех своих кандидатов в сейм и сенат уже в первом туре. На совместном заседании сейма и сената 19 июля президентом страны был избран В. Ярузельский. Это стало возможным только потому, что 11 депутатов от «Солидарности» не участвовали в голосовании. Победив формально, В. Ярузельский понес моральное поражение.

После президентских выборов начались длительные поиски политической формулы правительства. Его состав определился только 17 августа 1989 г. О своей готовности войти в новое правительство заявили «Солидарность» и бывшие союзники ПОРП - ОКП и СД. Премьер-министром стал видный деятель светских католиков Т. Мазовецкий. ПОРП впервые за всю свою историю лишилась привычной для нее роли правящей партии.

Со второй половины 1989 г. произошли значительные перемены в политической жизни Польши, появилось много новых партий, происходила трансформация уже существовавших. В январе 1990 г. состоялся последний, XI съезд ПОРП, принявший решение об ее самороспуске.

Было изменено название государства - с Польской Народной Республики на Республику Польша, орлу на государственном гербе была возвращена корона. В сентябре 1990 г. принят закон о выборах президента Республики Польша (РП), которыйотныне должен избираться на всеобщих, равных, прямых и тайных выборах.

Произошедшие в 1989 г. изменения в политической жизни страны свидетельствовали об отказе от советской модели социализма и начале демократических преобразований в Польше.