Классификация расходов бюджета - группировка расходов бюджетов всех уровней отражающая направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления и местного самоуправления основных функций и решение социально-экономических задач.
Классификация расходов состоит из следующих элементов:
1) кода главного распорядителя бюджетных средств;
2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;
3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.
гл.распорядитель бюджетных средств | раздел | подраздел | целевая статья | программа | подпрограма | вид расходов | код ОСГУ относящийся к расходам | ||||||||||||
Главный распорядители бюджетных средств - орган государственной власти или местного самоуправления имеющий право распределять бюджетные средства между подведомственными(подчиненными) ему распорядителями или получателями.
Классификация расходов бюджета содержит 11 разделов отражающих направление денежных средств на выполнение основных функций государства. Разделы делятся на 95 подразделов.
Выделяют разделы:
01 общегосударственные вопросы
02 национальная оборона
03 национальная безопасность и правоохранительная деятельность
04 национальная экономика
06 охрана окружающей среды
07 образование
08 культура, кинематография, СМИ
09 здравоохранение, физкультура и спорт
11 межбюджетные трансферты.
Целевая статья обеспечивает привязку бюджетных расходов к конкретным направлениям деятельности внутри подраздела. Дальнейшая детализация расходов идет по программам и подпрограммам.
Вид расходов расшифровывает направление денежных средств в рамках каждой целевой статьи.
Код ОСГУ по операциям относящимся к расходам состоит из группы, статьи и подстатьи.
Основные расходы бюджетной организации.
Выполняя возложенные на них функции, бюджетные организации расходуют выделяемые им бюджетные ассигнования и поступающие внебюджетные средства согласно разрабатываемым сметам, которые, в свою очередь, составляются в соответствии с действующими бюджетными классификациями.
В соответствии с Классификацией ОСГУ основные расходы бюджетных организаций входят главным образом группы 200, 300.
I Группа. 200 Расходы. Данная группа детализирована статьями 210-260, 290, в рамках которых группируются операции, относящиеся к расходам бюджетов.
Ст. 210 Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда. Статья включает подстатьи 211-213.
211 Заработная плата. На данную подстатью относятся расходы по оплате труда на основе договоров (контрактов) и соответствии с законодательством РФ о государственной (муниципальной) службе, трудовым законодательством.
212 Прочие выплаты. На данную подстатью относятся расходы по оплате дополнительных выплат и компенсаций, обусловленных условиями трудового договора, статусом военнослужащих и приравненных к ним лиц, а также статусом прокуроров, судей, депутатов, иных должностных лиц в соответствии с законодательством РФ (компенсационные выплаты, компенсации на частичную оплату коммунальных услуг, книги, оплата суточных).
213 Начисления на выплаты по оплате труда. Расходы по уплате страховых взносов в государственные социальные фонды, взносы по страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (выплаты за счет внебюджетных фондов)
Ст. 220 Приобретение работ, услуг. Данная статья детализирована нодстатьями 221-226.
221 Услуги связи. Расходы по оплате договоров на приобретение услуг связи для государственных (муниципальных) нужд.
222 Транспортные услуги. Расходы по оплате договоров на приобретение транспортных услуг для государственных (муниципальных) нужд.
223 Коммунальные услуги.
224 Арендная плата за пользование имуществом.
225 Работы, услуги по содержанию имущества (ремонт мебели, помещений, капитальный)
226 Прочие работы, услуги (оплата проживания в командировке, стирка, сан.обработка, программные продукты)
II Группа. 300 Поступление нефинансовых активов. Данная группа детализирована статьями 310-340, в рамках которых группируются операции, связанные с приобретением, созданием объектов нефинансовых активов.
Ст. 310 Увеличение стоимости основных средств. На данную статью относятся расходы по оплате договоров на строительство, приобретение (изготовление) в государственную, муниципальную собственность объектов, относящихся к основным средствам, а также на реконструкцию, техническое перевооружение, расширение и модернизацию основных средств, находящихся в государственной, муниципальной собственности, полученных в аренду или безвозмездное пользование.
Ст. 320 Увеличение стоимости нематериальных активов. На данную статью относятся расходы по оплате договоров на приобретение в государственную, муниципальную собственность исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, в том числе на:
Произведения науки, литературы и искусства;
Научные разработки и изобретения, промышленные образцы и полезные модели, селекционные достижения;
Товарные знаки и знаки обслуживания;
Ноу-хау и объекты смежных прав;
Программное обеспечение и базы данных для ЭВМ;
Прочие нематериальные активы.
Ст. 330 Увеличение стоимости непроизведенных активов. На данную статью относятся расходы на увеличение стоимости непроизведенных активов в государственной, муниципальной собственности, не являющихся продуктами производства (земли, ресурсов, недр и пр.), права собственности на которые должны быть установлены и законодательно закреплены.
Ст. 340 Увеличение стоимости материальных запасов. На данную статью относятся расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) в государственную, муниципальную собственность объектов материальных запасов, не относящихся к основным средствам (продовольственных пайков военнослужащим и приравненным к ним лицам, строительных материалов, лесных материалов, запасных и составных частей к объектам основных средств, возвратной и обменной тары, книг, брошюр, каталогов, не предназначенных для комплектования библиотечного фонда, иной печатной продукции (кроме бланочной продукции и периодических изданий (газет, журналов)).
Планирование расходов в бюджетной организации.
Главной целью планирования расходов в бюджетных учреждениях является финансовое обеспечение эффективной деятельности учреждения и его структурных подразделений Для достижения этой цели необходимы:
Организация среднесрочного и годового планирования деятельности учреждения;
Координация работ различных подразделений учреждения по предоставлению услуг, привлечению и использованию бюджетных и внебюджетных источников финансирования;
Оценка эффективности отдельных видов деятельности, оказываемых учреждением;
Контроль за поступлением и расходованием бюджетных и внебюджетных средств со стороны учредителя и учреждения.
Финансовое планирование в бюджетных учреждениях основано на следующих принципах :
Полноте отражения доходов и расходов;
Целевом характере расходов;
Разграничении расходов;
Персональной ответственности.
Система финансового планирования включает объекты и субъекты планирования. Объектами планирования являются денежные потоки. Субъекты планирования - руководитель учреждения, планово-финансовая служба, центры ответственности учреждения. Центром ответственности является подразделение учреждения, направление его деятельности или отдельное лицо, по которым ведутся планирование и контроль.
Финансовое планирование в бюджетной организации состоит из ряда этапов:
1) согласование с учредителем направлений деятельности по предоставлению услуг;
2) оценка использования имеющихся трудовых, материальных и финансовых ресурсов на предоставление бюджетных услуг и выявление резервов ресурсов, которые могут быть направлены на осуществление внебюджетной деятельности учреждения;
3) выбор направлений, по которым учреждению предоставляется право осуществлять деятельность, связанную с привлечением и расходованием внебюджетных средств;
4) составление перечня платных услуг, которые имеет право оказывать учреждение;
5) определение перечня имущества, которое учреждение имеет право сдавать в аренду;
6) установление контрольных объемов деятельности по предоставлению бюджетных услуг в натуральном и денежном выражении;
7) установление контрольных объемов деятельности, связанных с привлечением и расходованием внебюджетных средств в натуральном и денежном выражении;
8) согласование планов бюджетной и внебюджетной деятельности учреждения.
В ходе финансового планирования выполняются следующие процедуры:
– анализ контрольных показателей среднесрочного плана на предстоящий год и оценка возможности их достижения;
– составление плана деятельности по оказанию бюджетных услуг;
– составление плана деятельности, связанной с получением и расходованием внебюджетных средств;
– составление сметы внебюджетных доходов и расходов;
– рассмотрения и утверждения плана деятельности и сметы внебюджетных доходов и расходов;
– внесение изменений в среднесрочный план деятельности;
– корректировка плана деятельности и сметы в процессе исполнения;
– контроль и анализ исполнения плана деятельности и сметы;
– подготовка среднесрочного плана на следующий плановый период.
Финансовое планирование в учреждениях, состоящих на бюджете, основано на составлении различных смет. На основе натуральных показателей (численность обслуживаемых лиц, площадь помещения и т.д.) и финансовых норм составляются бюджетные сметы расходов. Бюджетные сметы могут быть нескольких видов.
Индивидуальные сметы составляются для отдельного учреждения или для проведения отдельного мероприятия.
Общие сметы составляются для группы однотипных учреждений или мероприятий.
Сметы расходов на централизованные мероприятия разрабатываются ведомствами для финансирования и мероприятий, осуществляемых в централизованном порядке (закупка оборудования, строительство, ремонт и т.д.).
Сводные сметы объединяют индивидуальные сметы и сметы на централизованные мероприятия, т.е. это сметы в целом по ведомству.
Смета составляется учреждением по форме, разработанной и утвержденной главным распорядителем средств бюджета, содержащей следующие обязательные реквизиты:
1) гриф утверждения, содержащий подпись (и ее расшифровку) руководителя, уполномоченного утверждать смету учреждения, и дату утверждения;
2) наименование формы документа;
3) финансовый год, на который предоставлены содержащие в документе сведения;
4) наименование учреждения, составившего документ, и его код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО), наименование главного распорядителя средств бюджета, составившего документ (свод смет учреждений);
5) код по Сводному реестру главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета по главному распорядителю средств федерального бюджета (код по СРРПБС) (для федеральных учреждений);
6) наименование единиц измерения показателей, включаемых в смету, и их код по Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ);
Смета составляется учреждением на основании разработанных и установленных главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета на финансовый год расчетных показателей, характеризующих деятельность учреждения и доведенных объемов лимитов бюджетных обязательств.
К представленной на утверждение смете прилагаются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы. Утвержденные сметы бюджетных учреждений являются их финансовыми планами на определенный период времени.
С составлением смет бюджетных учреждений решаются следующие задачи:
– обеспечение бюджетных учреждений государственным финансированием;
– анализ предполагаемых проектов расходов и отчетов об использовании средств;
– контроль за эффективным и экономным расходованием средств.
Основными методами планирования бюджетных расходов являются программно-целевой и нормативный.
Программно-целевой метод бюджетного планирования заключается в системном планировании выделения бюджетных средств в соответствии с утвержденными целевыми программами, составляемыми для осуществления экономических и социальных задач. Этот метод планирования финансовых ресурсов способствует соблюдению единого подхода к формированию и рациональному распределению фондов финансовых ресурсов по конкретным программам и проектам, их концентрации и целевому использованию, улучшению контроля. В свою очередь, все это повышает уровень эффективности освоения средств.
Планирование средств на финансирование бюджетных мероприятий, составление смет бюджетных учреждений в значительной мере основаны на использовании нормативного метода планирования расходов и выплат. Нормы устанавливаются законодательными или подзаконными актами. Такими нормами являются либо денежное выражение натуральных показателей удовлетворения социальных потребностей (например, нормы расходов на питание населения в бюджетных учреждениях, обеспечение их медикаментами, мягким инвентарем и др.), либо нормы индивидуальных выплат (например, ставка заработной платы, размеры пособий, стипендий и т.д.), либо нормы, в основе которых лежат средние статистические значения расходов за ряд лет, а также материально-финансовые возможности общества в конкретном периоде (например, нормы на содержание помещений, учебных расходов и т.д.).
14. Бюджетное нормирование как основа планирования бюджетных расходов.
Бюджетное нормирование – установление размера (норм) расходов бюджетных учреждений по отдельным видам затрат: таковы, напр., нормы затрат на учебные пособия в школе; на медикаменты, бельё, питание больных в лечебных учреждениях; на канцелярские расходы, отопление, освещение учреждений и т. д.
Нормативный метод планирования расходов и выплат используется в основном при планировании средств на финансирование бюджетных мероприятий и составлении смет бюджетных учреждений. Нормы устанавливаются законодательными или подзаконными актами. Такими нормами могут быть:
- денежное выражение натуральных показателей удовлетворения социальных потребностей (например, нормы расходов на питание населения в бюджетных учреждениях, обеспечение их медикаментами, мягким инвентарем и др.);
- нормы индивидуальных выплат (например, ставка заработной платы, размеры пособий, стипендий и т. д.);
- нормы, в основе которых лежат средние статистические величины расходов за ряд лет, а также материально-финансовые возможности общества в конкретном периоде (например, нормы на содержание помещений, учебных расходов и т. д.).
Нормы могут быть обязательными
(устанавливаются правительством или территориальными органами власти) или факультативными
(устанавливаются ведомствами).
Бюджетные нормы могут быть простыми
(для отдельных видов расходов) и укрупненными
(для совокупности расходов или для учреждения в целом).
Нормы расхода лечебных учреждений на медикаменты и питание больных устанавливаются на одного больного, и соответственно контингенту (числу) больных определяется сумма ассигнования больнице на указанные расходы. Расходы на питание в детских садах определяются из расчёта нормы (рациона) питания, установленной на одного ребёнка. Норма расхода учреждений на канцелярские принадлежности устанавливается исходя из потребности в них одного сотрудника, на отопление дровами – на одну печь или на кубометр здания, на освещение – на квадратный метр площади и т. п.
В основу исчисления бюджетных расходов кладутся материальные нормы: комплект белья на одно место в детском саду, на койку в больнице; рацион питания (состав и количество продуктов) на ребёнка или на больного в день; количество дров на 1 куб. м в течение отопительного сезона и т. д. Материальная норма, выраженная в деньгах (по гос. ценам), называется финансовой нормой . Расходы в сметах бюджетных учреждений на отдельные потребности определяются по финансовым нормам.
За определенный отрезок времени, которые документально подтверждены, экономически обоснованы и те, что полностью переносят стоимость на реализацию продукции в этот период.
Существуют такие виды расходов:
В современной экономике существует несколько классификаций расходов.
По типу встречаются следующие виды расходов:
Отдельные позиции, которые характеризуют некоторые виды затрат, и являются статьями расходов.
Исходя из мест возникновения, существует такая классификация видов расходов:
Виды расходов исходя из отношения к занятости:
Все виды расходов обязательно фиксируются на предприятиях и в оранизациях.
Статьи расходов в соответсвии с объемами производства делятся на:
Расходы бюджета – это часть денежных средств, которые направлены на финансовое обеспечение функций, а также некоторых задач, которые стоят перед государством или органами местного самоуправления.
Учет бюджетных расходов на всех уровнях базируется на единой методологической основе, нормативах бюджетной обеспеченности, а также на денежных затратах для оказания государственных услуг, которые устанавливаются исключительно правительством Российской Федерации.
Исходя из экономического содержания, виды бюджетных расходов бывают капитальными и текущими.
Капитальные расходы служат для обеспечения инноваций и инвестиций. Они включают в себя:
Бюджет развития формируется в составе капитальных расходов.
Текущие затраты бюджета необходимы для того, чтобы обеспечить текущее функционирование органов местного самоуправления, государственной власти, любых бюджетных организаций. Они предназначены также для государственной поддержки целым отраслям экономики. Для этого создаются дотации, субсидии, субвенции и прочее. К данной категории относятся также некоторые бюджетные расходы, которые не входят в категорию капитальных.
Расходная часть бюджетов на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации предусматривает резервные фонды. Размер данного фонда не превышает 3% от утвержденных затрат федерального бюджета.
Денежные средства из резервного фонда расходуются в непредвиденных чрезвычайных ситуациях. К таким относятся: аварийно-восстановительные работы после стихийных бедствий, ЧП на предприятиях, которые влекут за собой страшные последствия. Порядок расходования этого фонда регулируется нормативно-правовыми актами Правительства России.
Когда появляются новые виды расходов, их финансирование производится в начале очередного финансового года и только в том случае, если они внесены в бюджет. При установлении источников финансирования исключается вариант увеличения дефицита бюджетных средств.
Предоставление средств бюджета имеет следующие формы:
Материальные затраты с целью исчисления налогов на прибыль делятся на:
Материальные расходы – это денежные средства, которые покрывают затраты производства.
Затраченные средства, которые связаны с производством определенных товаров и относятся к их себестоимости, называются прямыми расходами. Для промышленных организаций – это заработные платы рабочим, основные материалы, ресурсы, сырье, полуфабрикаты, топливная энергия и прочее.
Для сельского хозяйства – это средства на оплату труда, социальное страхование, посадочный материал (рассада, семена), корм, удобрение, транспортные затраты.
В капитальном строительстве прямые расходы включают в себя зарплату рабочим, траты на материалы и сырье, покупку деталей и строительных конструкций. Сюда включены затраты на эксплуатацию строймашин и прочих механизмов.
Для научных организаций существуют свои прямые расходы. К таковым относятся: закупка специального оборудования для научно-эксперементальных работ, заработные платы, затраты на работу, которая выполняется посторонними организациями или предприятиями.
Снижение экономической выгоды в связи с выбытием активов (в виде денег или другого ценного имущества), а также возникновение обязательств, которые приводят к уменьшению капиталов, называется расходами организации.
Виды расходов предприятия делятся на активы и пассивы. Активы способны приносить прибыль в будущем, пассивы – не способны.
Расходами организации не являются:
Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Бюджетная классификация является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней.
Значение бюджетной классификации в бюджетной системе государства заключается в том, что с ее помощью становится возможным наблюдение за движением бюджетных ресурсов. На основе факторного анализа бюджетных статей проводится анализ соответствующих показателей, что дает возможность формулировать выводы и предложения о формировании и использовании бюджетных фондов. Кроме того, это заметно упрощает объединение смет и бюджетов в общие сводные документы. Существование бюджетной классификации предполагает присвоение каждому учреждению и организации определенного кода.
Определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые в соответствии с настоящим Кодексом являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляются Министерством финансов Российской Федерации.
Бюджетная классификация Российской Федерации включает:
классификацию доходов бюджетов;
классификацию расходов бюджетов;
классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
классификацию операций публично-правовых образований (классификация операций сектора государственного управления).
Классификация доходов бюджетов Российской Федерации является группировкой доходов бюджетов всех уровней и основывается на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.
Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней, отражающей направление финансов на выполнение основных функций государства. Первым уровнем указанной классификации являются разделы, состоящие из подразделов, конкретизирующих направление финансов на осуществление деятельности государства в определенной области и образующих второй ее уровень.
Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации является группировкой заемных средств, привлекаемых Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов.
Бюджетная классификация РФ
По своей природе классификация операций сектора государственного управления – это группировка операций, осуществляемых в секторе государственного правления, исходя из их экономического содержания.
КЛАССИФИКАЦИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ
Структура 20-значного кода классификации доходов бюджетов представлена в виде четырех составных частей:
1) главный администратор доходов бюджета (разряды 1–3);
2) вид доходов (группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент) (разряды 4 –13);
3) подвид доходов (разряды 14–17);
4) классификация операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов (разряды 18–20).
Структура кода классификации доходов бюджетов
Код главного администратора доходов бюджета состоит из трех разрядов. Он устанавливается законом (решением) о бюджете. Закрепление за главными администраторами доходов бюджета кодов классификации доходов бюджетов производится исходя из осуществляемых ими полномочий по предъявлению требований о передаче публично-правовому образованию имущества, в том числе денежных средств.
Код вида доходов (разряды 4–13 кода классификации доходов бюджетов) состоит из 10 знаков и включает:
· группу (разряд 4);
· подгруппу (разряды 5, 6);
· статью (разряды 7, 8);
· подстатью (разряды 9–11);
· элемент (разряды 12, 13).
Группа доходов имеет следующие значения:
· 100 – налоговые и неналоговые доходы;
· 200 – безвозмездные поступления.
Дальнейшая детализация кода вида доходов бюджетов осуществляется в разрезе соответствующих статей и подстатей согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 01 июля 2013 г. № 65н.
В разрядах 18–20 кода классификации доходов бюджетов применяется КОСГУ (приложение 4 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ). Данная группировка отображает экономическое содержание операций, проводимых в секторе государственного управления.
КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ
Группировка расходов бюджетов всех уровней представляет собой классификацию расходов бюджета.
Главный распорядитель бюджетных средств | Раздел | Подраздел | Целевая статья | Вид расходов | Статья (подстатья) классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов | ||||||||||||||
программа | подпрограмма | ||||||||||||||||||
Главные распорядители (разряды 1–3). Перечень приведен в приложении 9 к приказу №65н и устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
Разделы, подразделы (разряды 4–7). В классификации расходов бюджетов 14 разделов.
Они отражают направление финансовых ресурсов на выполнение основных функций государства. Разделы детализированы подразделами, конкретизирующими направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.
Пример классификации расходов бюджетов
Раздел 0700 «Образование» состоит из девяти подразделов. Он аккумулирует расходы на целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Так, по подразделу 0702 «Общее образование» отражаются расходы на начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. Здесь же указаны затраты на содержание и обеспечение учебного процесса общеобразовательных учреждений, учреждений по внешкольной работе с детьми, специальных (коррекционных) учреждений.
Целевые статьи. Код целевой статьи состоит из семи знаков – разряды 8–14 20-значного кода классификации расходов бюджетов. При этом разряды 11 и 12 предназначены для кодировки программы соответствующей целевой статьи, а разряды 13 и 14 – для кодировки подпрограммы, конкретизирующей (при необходимости) направления расходования средств в рамках программы.
Виды расходов (разряды 15– 17) детализируют направления финансирования расходов бюджетов как по целевым статьям, так и по целевым программам расходов бюджетов.
Перечни видов расходов, применяемых в бюджетах субъектов РФ и местных бюджетах, формирует соответствующий финансовый орган исходя из расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.
В разрядах 18–20 кода классификации расходов бюджетов приводятся статьи и подстатьи КОСГУ (содержатся в приложении 4 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ).
КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТОВ БЮДЖЕТОВ
Код классификации источников финансирования дефицитов бюджетов состоит из 20 разрядов и включает:
· код главного администратора источников финансирования дефицитов бюджетов (разряды 1–3);
· коды группы, подгруппы, статьи и вида источника финансирования дефицитов бюджетов (разряды 4 –17);
· код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов (разряды 18–20).
Перечень главных администраторов источников финансирования дефицитов бюджетов утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете.
Группы и подгруппы (разряды 4– 7) установлены бюджетным законодательством Российской Федерации и являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, например 4600 – «Прочие кредиты (бюджетные ссуды)».
Дальнейшая детализация подгрупп кода источников финансирования дефицитов бюджетов производится посредством статей и видов источников финансирования дефицитов бюджетов.
При этом шестизначный код статьи источников финансирования дефицитов бюджетов детализирован подстатьей и элементом – соответственно разряды 3, 4 и 5, 6 ее шестизначного кода.
Элемент источников финансирования дефицитов бюджетов отражает принадлежность источника финансирования дефицита бюджета к соответствующему бюджету бюджетной системы, например код элемента источников финансирования дефицитов бюджетов:
· 01 – федеральный бюджет;
· 10 – бюджет поселения.
Бюджет РФ — сложная совокупность различных статей доходов и расходов. Эффективное его исполнение предполагает грамотную классификацию источников выручки, а также направлений издержек, присутствующих в государственной финансовой системе. Специфика политического устройства России предполагает формирование устойчивой структурированной модели отнесения доходов и расходов госбюджета к тем или иным категориям. Располагают ли российские органы власти подобным ресурсом?
Безусловно, да. Иначе функционирование национальной экономики было бы невозможным. Классификация расходов, доходов и иных параметров бюджета занимает важнейшее место в системе государственного хозяйственного планирования. Данный механизм предполагает учет, систематизацию и анализ информации, касающейся исполнения статей госбюджета. На основании этих сведений впоследствии может осуществляться оценка эффективности политики государства в соответствующем направлении, а также выявление возможных механизмов ее оптимизации.
Формирование общих принципов классификации доходов и расходов бюджета в России выстраивается на федеральном уровне посредством издания соответствующих нормативно-правовых актов, а впоследствии делегируется в регионы и муниципалитеты. Тот факт, что разработка стандартов и норм, посредством которых осуществляется отнесение статей выручки и издержек государственного бюджета к тем или иным категориям, реализуется именно на федеральном уровне — важнейший фактор устойчивости национальной экономики, во многом также и политической системы.
Бюджетная классификация расходов и доходов предполагает группировку соответствующих статей по степени схожести источников поступления и каналов инвестирования денежных средств в казну и задействуется как с целью составления финансовых планов, так и в процессе их исполнения. Ключевая задача государства при этом — обеспечить сопоставимость тех или иных показателей в бюджетах разных уровней — федеральном, региональном, муниципальном.
На основе каких принципов осуществляется бюджетная классификация расходов в России? Прежде всего следует выделить 2 основных механизма ее реализации.
Бюджетная классификация в рамках российской модели предполагает отнесение выручки и издержек к разделам, подразделам, а также целевым статьям госбюджета, которые отражают направленность денежных потоков в область решения конкретных видов задач, стоящих перед государством, и предполагают реализацию тех или иных экономических активностей.
Классификация расходов и доходов бюджета РФ может также осуществляться по экономическим основаниям. Данный механизм предполагает группировку различных статей исходя из их хозяйственного содержания. Как правило, предполагается выделение текущих и капитальных издержек. Также экономическая классификация доходов и расходов предполагает последующее составление смет для конкретных
Важнейший компонент системы распределения расходов в рамках государственного финансирования — активности ведомств. В чем они заключаются? Прежде всего в том, что органы власти сами могут определять те или иные механизмы отнесения статей бюджета к конкретным категориям. Практикуется, таким образом, ведомственная классификация расходов государственной системы финансирования. Она представляет собой группировку статей издержек на уровне бюджетных систем субъектов РФ. Главная задача органов власти, занимающихся данным направлением работы — распределить бюджетные ресурсы по распорядителям.
Ведомственная классификация статей расходов чаще всего выступает в качестве механизма распределения соответствующих ассигнований. Критерии здесь те же, что отмечены нами выше — отнесение издержек к тем или иным разделам, подразделам или же целевым статьям (которые, в свою очередь, могут быть дополнительно классифицированы на подстатьи и прочие элементы финансового обеспечения деятельности органов власти и учреждений). Что касается распорядителей бюджетных средств на уровне регионов РФ, а также субъектов в аналогичном статусе, занимающихся работой на уровне муниципалитетов, то их перечни утверждаются структурами исполнительной власти или же компетентными органами местного самоуправления.
Классификация доходов и расходов государственного бюджета РФ имеет огромное значение. Эффективность ее осуществления непосредственным образом влияет на качество функционирования государственной финансовой системы России. Специфика РФ во многом определяется особенностями структуры государственного управления, характеристиками национальной модели федеративного устройства нашей страны.
Поэтому исключительно важно с точки зрения поддержания целостности и устойчивости политической системы иметь структурированную модель классификации и распределения выручки и издержек бюджета. Принципы ее выстраивания должны быть понятными и открытыми как для федеральных структур, принимающих ключевые решения в области управления финансами, так и для региональных и муниципальных органов власти.
Рассмотренная нами классификация, по мнению экспертов, в целом, выстроена в достаточной мере логично. Статьи доходов и расходов, предусмотренные российской бюджетной системой, что очень важно, — едины для всех уровней управления государственными финансами. Данный аспект вполне имеет смысл рассмотреть подробнее.
Итак, важнейший признак, которым характеризуется классификация доходов и расходов бюджета в Российской модели — единство подходов и критериев отнесения их к той или иной категории на федеральном, региональном и местном уровнях. Поэтому ключевые нормы, регулирующие данный механизм, утверждаются на уровне высших органов власти. Как правило, соответствующие источники права принимают характер федерального закона. В свою очередь, на уровне субъектов РФ или муниципалитетов может осуществляться необходимая детализация регулирующих норм посредством издания региональных либо местных законов. Главное при этом — не нарушить общие принципы бюджетной классификации, закрепленные на федеральном уровне.
Мы исследовали ключевые теоретические принципы, по которым органы власти в РФ осуществляют отнесение статей расходов и доходов государственной финансовой системы к тем или иным категориям. Мы увидели, что есть ряд базовых подходов к выстраиванию подобной схемы, которые опираются на экономические критерии, или же, например, методы, задействуемые в конкретных ведомствах. Рассмотрим теперь ряд практических моментов, отражающих то, каким образом осуществляется классификация государственных расходов и доходов. Изучим те самые категории, по которым в РФ распределяются выручка и издержки государственной финансовой системы. Начнем с доходов.
Классификация бюджетной выручки выражается в отнесении ее источников к группам, подгруппам и конкретным статьям.
Касательно групп можно выделить налоговые доходы. В числе ключевых подгрупп:
1. Налоги на товары, сервисы, лицензионные и иные сборы. К ним относятся:
Акцизы по продукции или сырье, которые выпускаются в России или ввозятся из-за рубежа;
Федеральные, региональные, а также местные сборы, относящиеся к категории лицензионных;
Налог на приобретение иностранной валюты, а также платежных документов, которые выражаются посредством зарубежных денежных знаков;
2. Имущественные сборы. К таковым относятся налоги:
На имущество предприятий;
На собственность физлиц;
На недвижимость;
На наследование либо дарение.
3. Сборы за пользование располагающимися в государстве природными ресурсами. В числе таковых:
Платежи за недропользование;
Сбор на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
Налог на дополнительную выручку от добычи углеводородов;
Налог на право пользования водными ресурсами, объектами животного мира;
Лесной, водный, экологический, земельный налоги.
4. Сборы, связанные с торговлей между РФ и другими странами, с внешнеэкономическими транзакциями. В числе таковых:
Таможенные, государственные сборы и пошлины;
Взносы в различные фонды, принадлежащие государству;
Дорожный и транспортный налоги.
Другая крупнейшая группа источников бюджетной выручки — неналоговые доходы. В их структуре присутствуют следующие основные подгруппы:
1. Имущественные доходы по активам, которые находятся в собственности государства, муниципалитетов, либо возникающие вследствие тех или иных коммерческих активностей. К таковым относятся:
Доходы от задействования активов, принадлежащих государству или муниципалитетам;
Дивиденды по ценным бумагам государственного происхождения;
Выручка от предоставления в аренду государственного имущества;
Проценты, которые получены в результате формирования банковских депозитов за счет свободных бюджетных средств, а также те, что возникли вследствие предоставления займов внутри страны;
Доходы, которые появились вследствие предоставления услуг либо компенсации издержек государства;
Прибыль ЦБ РФ;
Платежи от государственных либо муниципальных учреждений;
Сбор за квоты по вылову рыбы для и зарубежных организаций;
Иные поступления от активов, которые находятся в собственности государства либо муниципалитета.
2. Доходы от продажи активов, которыми владеет государство или местный орган власти. Таковыми могут быть:
Выручка от приватизации предприятий, которые находились в собственности государства;
Доходы, возникшие вследствие продажи органами государственной власти акций;
Выручка, появившаяся как результат сделок с жилой недвижимостью;
Доходы от продажи производственных либо непроизводственных ресурсов, транспорта, тех или иных видов оборудования;
Выручка от реализации конфискованного или не имеющего владельцев имущества, кладов и иных активов, которые перешли в собственность государства либо муниципалитета.
Доходы от продажи государственных запасов;
Выручка от реализации земельных ресурсов, а также нематериальных активов;
Поступления из негосударственных структур в формате капитальных трансфертов;
Платежи и сборы, относящиеся к категории административных;
Штрафы, оплата возмещения ущерба;
Выручка, возникшая вследствие внешнеэкономических активностей;
Иные доходы, относимые к категории неналоговых.
3. Безвозмездные поступления. Их источниками могут быть:
Бюджеты различных уровней;
Государственные фонды, организации;
Наднациональные структуры.
В классификацию могут быть включены средства, которые передаются в целевые фонды. Собственно, данного типа учреждения также могут иметь доходы.
4. Выручка целевых фондов. В числе таковых:
Дорожные, экологические фонды;
Структуры, относящиеся к деятельности таможенной системы России;
Фонд борьбы с преступностью;
Структуры, находящиеся в ведении Федеральной пограничной службы, Министерства по атомной энергии;
Фонд воспроизводства минеральной и сырьевой базы.
Таковы ключевые категории, в рамках которых классифицируются доходы российского бюджета. Как мы определили выше, их сущность направлена на поддержание единства бюджетной системы РФ, адаптированной к специфике политического устройства страны. Но не меньшую значимость для нас будет иметь изучение принципов, по которым государственные органы власти классифицируют также и расходы госбюджета.
Итак, критерии отнесения доходов к тем или иным категориям, принятые в РФ, мы рассмотрели. Изучим теперь, что собой представляет функциональная классификация расходов бюджета России. Основной ее категорией считается раздел. Конкретных их разновидностей достаточно много. Так, современная бюджета в РФ предполагает выделение следующего перечня разделов:
Государственное и муниципальное управление;
Судебная власть;
Активности на международной арене;
Правоохранительные структуры;
Промышленность, энергетическая и строительная отрасли;
Деятельность в сфере сельского хозяйства, рыболовство;
Охрана экологии;
Транспортная сфера;
Связь, информационные технологии;
Рыночная инфраструктура;
Предупреждение и ликвидация последствий ЧС;
Образование;
Культура и искусство;
Здравоохранение, физкультура;
Социально ориентированные направления политики;
Выплаты по внешним государственным займам;
Формирование государственных резервов;
Бюджетные дотации и иные меры поддержки;
Оптимизация состава вооружений, в том числе и в рамках международных соглашений;
Подготовка вооруженных сил в части мобилизации;
Финансирование деятельности целевых фондов;
Прочие типы расходов.
Изучим теперь то, что представляет собой экономическая классификация расходов бюджета. В рамках нее предполагается отнесение издержек к следующим основным категориям:
1. Текущие расходы. К таковым относятся:
Выплата процентов по займам;
Субсидии, трансферты;
Расходы, связанные с процедурами признания прав на владение активами за рубежом.
2. Капитальные расходы. В числе таковых:
Вложения в основные средства;
Формирование государственного резерва;
Покупка земли, а также нематериальных активов;
Трансферты, относящиеся к категории капитальных.
3. Предоставление бюджетных займов. В числе активностей соответствующего типа:
Предоставление кредитов в рамках ;
Предоставление займов иностранным государствам;
Возврат кредитов.
Возможно выделение дополнительных критериев детализации издержек. Экономическая классификация расходов бюджета может предполагать определение самого широкого спектра статей, куда могут направляться государственные финансы.
Так, например, в отдельную категорию иногда выделяются трансферты гражданам. Они представляют собой бюджетные средства, которые направлены на финансирование пенсий, пособий, компенсаций, выплат социального характера, а также стипендий — всех тех мер финансовой поддержки, что предусмотрены федеральным, региональным или же муниципальным законодательством.
Бюджетная классификация расходов бюджета может предполагать выделение на базе текущих категорий и разделов дополнительных предметных статей. Например, если речь идет о субсидиях — денежных средствах, которые предоставляются государством в требуемых объемах региональному или муниципальному бюджету, организации или гражданину на условиях долевого денежного обеспечения, то они вполне могут быть классифицированы на различные подстатьи.
Примечательно, что функциональная классификация расходов, а также различные методики отнесения доходов бюджета к той или иной категории, что используются государственными органами власти, могут в виде достаточно схожих концепций находить применение и в бизнесе. Как это возможно?
Дело в том, что классификация доходов и расходов организации также может предполагать их отнесение к разделам, подразделам, предметным статьям и дополнительным категориям. Методика, применяемая органами власти и бизнесом, в этом смысле может быть весьма схожей.
Например, классификация доходов и расходов организации может предполагать их отнесение, если говорить о первых, к конкретной области происхождения, а если вести речь о вторых — к определенной сфере инвестиционных активностей (например, совершенствование производственной базы, улучшение инфраструктуры, привлечение новых кадров, строительство новых объектов и т. д.). В свою очередь, в рамках каждого из отмеченных направлений активностей предприятия издержки будут конкретизироваться.
Схожесть принципов, по которым осуществляется структурирование финансового плана государства и классификация расходов организации, равно как и доходов, может выражаться не только в отнесении выручки и издержек фирмы к тем или иным статьям (равно как и в случае с государственным бюджетом), но также и в выстраивании принципов корпоративных взаимоотношений между организациями, которые, к примеру, объединены в холдинг. В чем это может выражаться?
Холдинг в данном случае может выступать неким аналогом федерального бюджета. Предприятия, что входят в его структуру - «региональными» финансовыми системами. Подразделения и филиалы - «муниципальными» бюджетами. Таким образом, классификация расходов организации может предполагать, к примеру, включение в их структуру транзакций, аналогичных субсидиям и трансфертам, то есть направленных на оказание финансовой поддержки тем структурам холдинга, которые в ней в конкретный момент времени нуждаются.
Коммерческие активности иногда могут быть весьма схожими с теми или иными видами деятельности органов государственной власти. Так, например, что касается займов и кредитов — классификация расходов предприятия также может предполагать включение их в отдельную категорию, подобно тому, как органы власти делают это, формируя бюджет.
Таким образом, финансовая политика власти и бизнеса может иметь заметные признаки схожести. Классификация расходов предприятия, доходов, равно как и структурирование выручки и издержек государственного бюджета в рамках тех или иных категорий, в ряде случаев будет осуществляться по единым принципам.