Налоговое, бюджетное, банковское право. Банковское право и финансовое (бюджетное) право Банковское право и налоговое право

Истории успеха

1. Понятие и предмет финансового права.

2. Признаки финансовых правоотношений.

3. Понятие и предмет налогового права.

4. Налоги: Элементы, признаки и виды.

Финансовое право можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе формирования государством денежной системы и обеспечения ее нормального функционирования, а также в процессе формирования, распределения и организации использования государственных денежных фондов.

Формой существования финансового права выступает финансовое законодательство.

Финансовое законодательство - это совокупность нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства.

Следует отметить, что общество постоянно борется, за поднятие уровня органов, полномочных принимать акты, относящиеся к актам финансового законодательства. Речь в первую очередь идет об актах бюджетного и налогового законодательства.

Предметом финансового права являются отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства. В процессе такой деятельности государства возникает 2 группы финансовых отношений: материальные и организационные.

Материальные финансовые отношения опосредуют движение денежных средств, выражая процессы формирования или распределения государственных денежных фондов.

Отношения, возникающие в процессе организации денежной системы страны в целом и финансовой деятельности государства в частности, системы финансовых учреждений государства, обеспечения их деятельности относятся к разряду организационных финансовых отношений.

Общим признаком материальных и организационных финансовых отношений выступает то, что они обусловлены существованием государства и является продуктом его финансовой деятельности.

Признаки материальных финансовых отношений:

1) являются денежными, поскольку выражают процесс либо формирования государственного денежного фонда либо процесс расходования денежного фонда;

2) опосредуют одностороннее движение стоимости в денежной форме, не сопряжённое встречным движением стоимости в товарной форме;

3) носят распределительный характер;

4) являются разновидностью экономических отношений;

5) возникают в процессе фин. деятельности государства, существуют лишь в правовой форме.

Таким образом,источниками финансового права являются нормативно-правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти, в которых содержатся финансово-правовые нормы.

Главным источником финансового права является Конституция РК, которая устанавливает основы финансовой деятельности государства, компетенции высших органов государственной власти в области финансов, предусматривает обязанность граждан по уплате законно установленных налогов. (ст.35 Конституции РК).



Как результат борьбы общества за демократию правового регулирования фин. отношений, важное место в системе источников фин. права занимают законы – акты высшего представительного органа государства.

Финансовое право, подобно многим другим отраслям права, состоит из общей и особенной частей.

Принято считать, что общая часть финансового права (как отрасль права) включает в себя правовые нормы, которые закрепляют основные начала финансовой деятельности государства, ее задачи, формы и методы осуществления, устанавливают правовые основы финансового контроля, круг и компетенцию государственных органов, участвующих в финансовой деятельности государства. Эти нормы устанавливают положения, которые распространяются на все разделы и институты особенной части финансового права.

Такое определение содержания общей части финансового права в принципе возражений не вызывает. Однако полагаем, что, во-первых, круг вопросов отнесенных этим определением к предмету общей части, нуждается в дополнении, уточнении и конкретизации. Во-вторых, эта часть финансового права, подобно общей части других отраслей права, состоит из отдельных институтов, т.е. сама по себе является определенной правовой системой.

В частности, она содержит институт, который можно было именовать «Управление в области государственных финансов».

О существовании такого института свидетельствует наличие значительного правового массива, посвященного субъектам, осуществляющим организационную деятельность в сфере государственных финансов. Фактор организации государственных финансов практически реализуется через управление ими. Причем данное управление реализуется не только в руководстве процессами движения денежных средств в определенных направлениях путем издания государством либо его органом обязательных предписании, но и в организации деятельности самих органов государства, на которые возлагаются те или иные функции в области государственных финансов. Для этого государство посредством издания нормативных актов наделяет свои органы соответствующей компетенцией, формирует из них определенную систему, действующую в режиме иерархии и соподчиненности, устанавливает формы и методы реализации ими своих полномочии.

Еще раз подчеркнем, что управление в области государственных финансов предопределено самим их характером и вытекает из того факта что вне организационных форм такие финансы не существуют. В рамках общей части существует также институт, который мы предложили бы назвать «Правовое регулирование финансового планирования». Финансово-правовая наука признает существование особой разновидности финансово-правовых актов - планово-финансовых актов и наличие в особенной части финансового права института, посвященного одному из видов Финансового планирования - бюджетному, именуемому «бюджетный процесс». Однако объектом финансового планирования выступает не только бюджет, но и все остальные денежные фонды, входящие в состав финансовой системы. Подтверждение тому - большое количество самых разнообразных финансовых планов разрабатываемых и утверждаемых самими различными государственными органами.

Налог – это законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательный денежный или натуральный платеж в бюджет, производимый в определенных размерах, носящий безвозвратный, безвозмездный (безэквивалентный) и стабильный характер.

В материальном смысле налог- это определенная сумма денег, подлежащая передаче налогоплательщиком государству в обусловленные срок и в установленном порядке.

В правовом смысле – это государственное установление, порождающее обязательство лица по передаче государству суммы денег (материальных ценностей) в определенных размерах, в обусловленные сроки и определенном порядке.

Материальным признаком налога выступает то, что он выражает собой определенную сумму денег либо определенное кол-во вещей, определяемых родовыми признаками, которые налогоплательщик обязан отдать государству.

Юридические признаки налога:

Налог-это установление государства

Существует только в правовой форме

Налог- это одностороннее установление государства

Установление налога порождает налоговое обязательство

Носит принудительный характер

Посредством уплаты налога изъятие денег носит правомерный характер.

Экономические признаки налога:

1. налог выражает распределение совокупного общественного продукта в пользу государства

2. налог носит денежную форму, хотя могут существовать и натуральные налоги

3. безвозвратность уплаты налога

4. безэквивалентность уплаты налога

5. смена формы собственности при уплате налога

Основными элементами налога являются:

1. Субъект налога; 2. Объект налога; 3. Налоговая база; 4. Налоговая ставка; 5. Налоговый период; 6. Порядок исчисления налога; 7. Порядок уплаты налога; 8. Налоговые льготы;

Субъект налога – это лицо, обязанное платить налог.

Объект налога – это имущество и действия, с наличием которых у налогоплательщиков возникает налоговое обязательство.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физические или иные характеристики объекта налогообложения, на основании которых определяется сумма налогов.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых исчислений на единицу измерения налоговой базы.

Под налоговым периодом понимается период времени, по истечении которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащего к уплате.

Порядок исчисления налога представляет собой совокупность действия соответствующего лица по определению суммы налога, подлежащего у уплате.

Порядок уплаты налога – это установленные налоговым законодательством правила, в соответствии с которыми должен осуществляться переход предмета налогового платежа от налогоплательщика к государству.

Налоговые льготы – это освобождение налогоплательщика от налогового бремени или уменьшение его тяжести по сравнению с обычным режимом налогообложения.

Функции налога – основное направление действия налога, выражающее его сущность.

Налог выполняет 3 функции:

фискальная функция;

контрольная функция;

регулирующая функция.

Основная функция налога - фискальная. Исторически налоги возникли как способ добывания государством необходимых денежных средств.

В более широком смысле эта функция выступает в качестве распределительной - посредством налогов происходит распределение совокупного общ. продукта в пользу государства, в результате чего происходит отчуждение частной собственности в государственную.

Виды налогов:

1. Корпоративный подоходный налог;

2. Индивидуальный подоходный налог;

3. Налог на добавленную стоимость;

4. Акцизы;

5. Налоги и специальные платежи недропользователей;

6. Социальный налог;

7. Земельный налог;

8. Налог на транспортные средства;

9. Налог на имущество.

Налоги можно классифицировать по различным основаниям.

1. В зависимости от носителя налогового бремени налоги могут быть прямыми и косвенными.

Прямой налог – налог, где его субъект выступает фактическим носителем налогового бремени, т.е. уплата налога приводит к реальному уменьшению его имущества.

Косвенный налог- это налог, где его субъект перекладывает его бремя на другое лицо, выступающее фактическим его плательщиком. Примером такого налога выступают НДС и акцизы.

Прямые налоги принято подразделять на реальные и личные.

Реальные налоги - это налоги на имущество, налог на транспортные средства.

Личные налоги - это налоги на доходы/прибыль/налогоплательщика.

2. В зависимости от формы налога они подразделяются на натуральные и денежные.

3. В зависимости от субъекта налога они подразделяются на налоги с юридических лиц и налоги с юридических лиц.

4. В зависимости от территориального уровня налоги подразделяются на общегосударственные и местные.

5. В зависимости от использования в качестве метода бюджетного регулирования налоги подразделяются на закрепленные и регулирующие.

6. В зависимости от характера использования налоги могут быть общего назначения и целевыми.

7. По способу исчисления налогов они подразделяются на окладные и неокладные.

Место налогового права в системе российского права относится к числу дискуссионных вопросов. Как правило, ученые, занимающиеся исследованием иных отраслей права, придают налоговому праву самостоятельное значение. Например, М.И. Брагинский считает, что "налоговое право является самостоятельной отраслью права, поскольку имущественные отношения составляют предмет не только гражданского, но и налогового, бюджетного и ряда других отраслей права". Другие авторы (В.В. Витрянский, СЛ. Герасименко, С.Г. Пепеляев, Ю.А. Тихомиров и др.) не исключают возможности формирования налогового права в качестве самостоятельной правовой общности, поскольку налогоплательщик реализует себя как субъект публичных отношений в условиях отсутствия жесткой финансовой централизации, сосредоточения в руках налогоплательщиков значительных полномочий по расходованию налоговых средств. Дискуссия о самостоятельном характере налогового права в значительной степени обусловлена осуществленной в 1998 г. кодификацией налогового законодательства.

Весомым аргументом в споре о месте налогового права служит конституционно установленный принцип единства финансовой политики. Налоговая политика является частью финансовой политики, которая имеет по отношению к первой определяющее значение.

О вхождении налогового права в систему финансового свидетельствует частичное совпадение границ предмета правового регулирования. Предметом финансового права служат общественные отношения, складывающиеся в процессе образования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов.

Предмет налогового права составляют общественные отношения, направленные на аккумулирование государственных (муниципальных) денежных "фондов и, таким образом, являющиеся частью предмета финансового права.

Нормы налогового права и его отдельные институты формируются на основе базовых институтов Общей части финансового права.

1. Налоговое и бюджетное право. В системе финансового права налоговое право занимает определенное место и взаимодействует с иными финансово-правовыми общностями. Наиболее тесно налоговое право соприкасается с бюджетным, что вызывает необходимость четкого разграничения этих категорий.

Вместе с тем, находясь в структуре финансового права, налоговое право соприкасается и взаимодействует с иными отраслями права.

2. Налоговое и конституционное право. Конституционное право занимает ведущее место в правовой системе, поскольку оно содержит основополагающие нормы других отраслей права. Конституционно-правовое регулирование налоговых отношений предопределено их публичной значимостью и государственно-властной природой. В правовом государстве любая внешняя активность публичного субъекта (государства) должна осуществляться исключительно на правовых основаниях и, следовательно, действовать в пределах, дозволенных Основным законом - Конституцией.

В российской правовой системе налоговые правоотношения приобрели конституционный статус только в 1993 г., т.е. после принятия всеобщим голосованием новой Конституции. Придание налоговым отношениям конституционного характера отразило не только потребности правоприменительной практики, но и уровень развития юридической мысли и правовой культуры российского общества.

3. Налоговое право и гражданское право. Налоговые правоотношения, будучи формой ограничения права частной собственности, тесно связаны с гражданско-правовым регулированием. Общим в налоговом и гражданском праве является предмет регулирования - имущественные отношения. Однако имущественные отношения разнообразны и образуют предмет не только налогового, но и ряда иных отраслей (подотраслей) права. Критерием разграничения гражданского и налогового права послужил метод правового регулирования, свойственный разным отраслям права.

В некоторых случаях налоговые отношения в силу прямого указания ГК регулируются гражданским законодательством. Например, ст.855 ГК определяет очередность списания денежных средств со счетов клиентов, в том числе и по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды. Следовательно, при возникновении противоречия между нормами налогового законодательства и ст.855 ГК применяются правила этой статьи. На основании ст.27 и 29 НК представительство в налоговых отношениях оформляется в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Статьи 11 и 19 НК устанавливают правило, согласно которому институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, приводимые в НК, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если не предусмотрено иное.

Гражданские правоотношения приводят к последствиям, имеющим значение для налоговых отношений, поскольку объекты налогообложения образуются, как правило, в результате совершения гражданско-правовых сделок. Обязанность по уплате налога может быть реализована налогоплательщиком только после того, как у него появятся денежные средства, принадлежащие ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Согласно ст.38 НК юридическими фактами, с которыми налоговое право связывает возникновение налоговой обязанности, могут быть операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход и т.д. Следовательно, налоговые отношения возникают на основе фактических имущественных отношений, правовой формой которых выступают гражданские отношения.

Тесная связь налогового и гражданского права наблюдается в субъектном составе. Субъекты, уплачивающие налоги, должны обладать гражданской правоспособностью и дееспособностью.

4. Налоговое и административное право . Взаимосвязь налогового и административного права обусловлена исполнительно-распорядительной деятельностью государства. В механизм правового регулирования налоговых отношений включены органы исполнительной власти, реализующие государственно-властные полномочия. Налоговое право и административное право, будучи публичными отраслями, в качестве основного способа правового регулирования используют метод властных предписаний.

5. Налоговое и уголовное право . С одной стороны, одним из объектов уголовно-правовой охраны являются фискальные интересы государства, с другой - квалификация некоторых преступлений невозможна без обращения к нормам налогового права.

Таким образом, находясь в составе финансового права, налоговое право является составной частью единой системы российского права. Вместе с тем налоговое право имеет свои специфические особенности, предмет правового регулирования и особое сочетание методов воздействия на общественные отношения, что свидетельствует об относительной самостоятельности налогово-правовых норм.

По отдельным частям данной отрасли и в логически правильном расположении этих частей.

Система финансового права есть такое распределение норм финансового права по группам и их построение в определенной последовательности, которые позволяют наглядно увидеть эти группы в их единстве. Иначе говоря, система финансового права есть научно организо­ванная совокупность правовых норм, распределенных по подотрас­лям и правовым институтам, которые образуют отрасль - финансо­вое право.

Система финансового права решает две практические задачи:

    • помогает ориенти­роваться в данной отрасли при ее изучении;
    • помогает кодифицировать финансовое законодательство на основе правильного распределения нормативного мате­риала.

Подотрасль в финансовом праве - это относительно самосто­ятельное укрупненное подразделение финансового права, состоя­щее из компактной массы взаимосвязанных и распределенных по правовым институтам норм права. Подо­трасль в финансовом праве - это крупная часть отрасли, включаю­щая в свой состав ряд правовых институтов.

Подотрасли финансового пра­ва :

  1. эмиссионное право;
  2. бюджетное право;
  3. налоговое право;
  4. банковское (публичное) право;
  5. финансово-контрольное право.

Правовой институт в финансовом праве - это первичное само­стоятельное структурное подразделение данной отрасли, где право­вые нормы группируются по их юридическому содержанию.

Таким образом, нормы финансового права образуют финансо­вое право как целостное нормативное образование не непосред­ственно, а через правовые институты, которые в одних случаях сводятся в подотрасли финансового права, в других выступают как самостоятельные подразделения отрасли.

Предметный критерий выделяет следующие самостоятельные правовые институты финансового права:

Распределение финансово-правовых норм по подотраслям и пра­вовым институтам обусловливает их построение в два уровня: на первом - подотрасли финансового права, за ними - самостоятельные правовые институты.

Подотрасли финансового права

Подотрасли составляют основу финансового права.

Эмиссионное право как подотрасль - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в области эмиссионной деятельности государства, направленной на выпуск денежных знаков и организацию:

Для эмиссионно-правовых норм характерны две особенности:

  1. они регулируют общественные отношения в первичной и специфической сфере финансовой деятельности государства - в сфере эмиссионной деятельности;
  2. эти нормы содержатся в нормативных актах, принимаемых главным образом на фе­деральном уровне.

Основными субъектами эмиссионной деятельности являются ЦБ РФ и его структурные подразделения на местах, а также кредит­ные (банковские) учреждения. Эмиссионное право как подотрасль входит в состав финансового права через банковское (публичное) право, является его крупным и самостоятельным ответвлением, ко­торое закреплено на конституционном уровне в ст. 75 Конститу­ции РФ.

Налоговое право - важнейшая часть финансового права наряду с бюджетным правом, также принадлежащая к ведущим подотраслям. Представляет собой совокупность правовых норм, которые регули­руют финансовые отношения в сфере сбора налогов и иных обяза­тельных платежей на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Налоговое право - публичное право, нормы которого на­правлены на защиту общего блага, наиболее тесно связаны с полно­мочиями и организационно-властной деятельностью государства.

Бюджетное право - важнейшая часть финансового права, его ведущая подотрасль. Представляет собой совокупность правовых норм, определяющих понятие бюджета, его структуру и бюджетную классификацию, бюджетное устройство страны и каждого субъек­та РФ, регулирующих общественные отноше­ния по образованию бюджетных и внебюджетных фондов денежных средств, регламентирующих бюджетный процесс.

Бюджетное право как подотрасль финансового права складыва­ется из ряда правовых институтов:

  • единого бюджета, дифференцированного на общую и со­циальную части;
  • бюджетной классификации;
  • бюджетного устройства;
  • бюджетных прав;
  • бюджетного процесса;
  • сметно-бюджетного финансирования (расходного права);
  • бюджетной ответственности.

Нормы бюджетного права содержатся в различных нормативных актах, но в основном - в БК РФ.

Банковское публичное право - другая важная подотрасль фи­нансового права, которая включает в себя правовые нормы, регла­ментирующие публично-правовую деятельность ЦБ РФ.

В соответствии с Законом о Банке России это деятельность в сферах:

  • монопольного осуществления Банком России эмиссии на­личных денег и организации денежного обращения, а также безналичного обращения;
  • обслуживания счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ посредством проведения рас­четов по поручению уполномоченных органов исполнитель­ной власти, на которые возложено исполнение бюджетов;
  • осуществления валютного регулирования и валютного конт­роля;
  • осуществления надзора за деятельностью кредитных органи­заций и банковских групп.

Круг финансовых отношений, регулируемых банковским (пуб­личным) правом, вполне широк, чтобы это право могло быть назва­но подотраслью. Достаточно сказать, что в него входит ряд право­вых институтов: банковского надзора за кредитными организация­ми, расчетных отношений, валютного права, ценных бумаг.

Финансово-контрольное право представляет собой совокупность правовых норм, регламентирующих деятельность специальных орга­нов по контролю за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы и финансовой деятельностью органов исполнительной вла­сти, предприятий и учреждений всех форм собственности.

Правовые институ­ты финансового права

Правовые институ­ты в системе финансового права по своему содержанию являются комплексными институтами, включающими как нормы финансового права, так и нормы других отраслей права, прежде всего гражданского. К ним отно­сятся правовые институты:

  • государственного кредита (долга);
  • лотерейного дела;
  • страхового права;
  • финансов предприятий всех форм собственности;
  • валютных операций;
  • рынка ценных бумаг;
  • бухгалтерского учета;
  • правового регулирования инвестиций.

Хотя названные институты являются смешанными по составу, они дополняют систему финансового права, придавая ей завершен­ность и целостность.

Бюджетное право, исходя из сложившегося построения российской системы права, входит в состав финансового права, является его подотраслью. Финансовое право - это самостоятельная отрасль права, регулирующая имущественные и неимущественные отношения, направленные на формирование, распределение и использование финансовых средств публичной предназначенности, развивающиеся в рамках различных участков финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Каждая отрасль права представляет собой целостную совокупность обособленных юридических норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений. В целях повышения эффективности и упорядочения регулирующего воздействия на правоотношения в структуре каждой отрасли права выделяются более-менее самостоятельные правовые образования - подотрасли права, разделы, правовые институты, в свою очередь, состоящие из норм права. Так, в составе финансового права принято выделять следующие правовые образования: подотрасль бюджетное право, подотрасль налоговое право, финансово-правовой институт государственного и муниципального финансового контроля, институт государственных и муниципальных доходов, институт государственных и муниципальных расходов, институт финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий и др.

Наиболее крупное правовое образование в составе любой отрасли права - подотрасль права. Подотрасль права в целом подчиняется сущности «своей» отрасли права, но имеет и особые характеристики. Они могут выражаться в различных моментах, например, в специфике предмета регулирования, в сфере общественной жизни, являющейся участком формирования и развития соответствующих правоотношений, в особенностях метода правового регулирования, в формах и основаниях привлечения к ответственности правонарушителей и т.д.

Применительно к бюджетному праву в аспекте обоснования его статуса как подотрасли финансового права необходимо отметить следующее.

Во-первых, многие нормы бюджетного права имеют своей основой нормы Общей части финансового права (в том числе нормы о финансовой системе в целом, системе доходов и расходов государства, финансовом контроле и др.). При этом нормы бюджетного права имеют конкретизирующее значение для финансово-правовых норм. Так, например, глава 26 БК РФ так и называется: «Государственный финансовый контроль». При этом бюджетное законодательство регулирует конкретную разновидность финансового контроля, выделяющегося по содержанию и сфере действия - бюджетный контроль. Подчиняясь общим принципам, целям и методам финансового контроля как более широкой категории, бюджетный контроль имеет свою специфику. Она выражена в особенностях объекта контрольных бюджетных правоотношений бюджете и связанных с ним правоотношений, нацеленности на определение правомерности поведения субъектов бюджетных правоотношений, соблюдение финансовой дисциплины.

Во-вторых, бюджетное право имеет свои особые источники правового регулирования, которые объединяются понятием «бюджетное законодательство». Как мы уже отметили, основной (и специальный) источник бюджетного права - БК РФ. Статья 2 БК РФ закрепляет состав бюджетного законодательства Российской Федерации. Наличие самостоятельной ветви законодательства, подчеркнутое самим законодателем, и имеющей узкий объект регулирования - бюджетные правоотношения и связанную с ними деятельность, позволяют судить об относительной обособленности бюджетного права как совокупности правовых норм.

В-третьих, бюджетное право служит обеспечению общественного интереса. Как и финансовое право в целом, оно регулирует общественные отношения, развивающиеся в связи с функционированием публичных денежных фондов, созданных с целью обеспечения финансовой основы деятельности государства и муниципальных образований. Это подтверждает, что бюджетное право является именно частью - подотраслью финансового права, а не самостоятельным подразделением системы права государства.

Однако бюджетные правоотношения, выступающие разновидностью финансовых правоотношений, связаны с конкретной разновидностью публичных денежных фондов - бюджетами, входящими в состав бюджетной системы - звена финансовой системы. Данные денежные фонды и соответствующие им правоотношения имеют свою специфику, будучи первоочередным источником, сосредотачивающим средства для финансирования задач и функций государства. На это указывает и БК РФ. Согласно ст. 6 БК РФ, под бюджетом понимается «форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Отсюда следуют особенности содержания и функциональной предназначенности бюджетных правоотношений, их относительная самостоятельность в предмете финансово-правового регулирования.

Таким образом, бюджетное право, подчиняясь финансовому праву в целом, выступает ее объемным структурным элементом - подотраслью. Тем не менее, бюджетное право имеет и свою специфику, обусловленную особой сферой формирования и развития бюджетных правоотношений, их значимостью для существования государства и общества, реализации элементов бюджетного устройства государства.

Охарактеризуем подробнее особенности бюджетного права.

Бюджетное право носит публичный характер. Он выражается в следующих моментах.

Во-первых, учет публичных интересов в бюджетно-правовом регулировании. Бюджетное право как публичное право направлено на обеспечение и охрану интересов всего государства, общества. Эти интересы заключаются в создании финансовой основы реализации задач и функций государства на различных территориальных уровнях, задач и функций местного самоуправления, финансового обеспечения общественно значимых благ и услуг, необходимых каждому гражданину в отдельности. Данная финансовая основа не может быть сформирована вне организующего фактора, а именно вне бюджетов - специальных фондов, аккумулирующих и распределяющих денежные средства. Функционирование таких фондов как раз и регулирует бюджетное право.

Во-вторых, публичный характер бюджетно-правового регулирования предопределяет преобладание в соответствующей подотрасли императивных норм. В целях эффективности функционирования публично-правовых образований, соблюдения финансовой дисциплины в рамках бюджетных правоотношений государство стремится создать такие механизмы, которые создадут гарантии должной реализации прав и обязанностей задействованных субъектов. На этом основана концепция, согласно которой права субъектов бюджетного права в большинстве случаев являются одновременно их обязанностями. Права и обязанности сливаются в единую категорию - «бюджетная компетенция», состоящую из полномочий. Гарантиями должной реализации полномочий выступает возможность привлечения к юридической ответственности за нарушение бюджетно-правовых норм.

Сущность бюджетного права проявляется не только в публичном характере бюджетно-правового регулирования, но и в организующем воздействии на денежные (финансовые) потоки в ходе деятельности государства. Эта вторая особенность бюджетного права, присущая отраслям права, регулирующим имущественные отношения (гражданское право), ни в коем случае не противоречит первой, а, наоборот, дополняет, качественно развивает. Как уже было отмечено, бюджетно-правовое регулирование направлено на упорядочение бюджетной деятельности государства и муниципальных образований, подразумевающей формирование, распределение и использование публичных финансовых ресурсов, трансформированных в бюджеты бюджетной системы - бюджет Российской Федерации, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, бюджеты государственных внебюджетных фондов. Исходя из указанной особенности бюджетного права, служащие объектом регулирования бюджеты с материальной точки зрения представляют собой фонды денежных средств публичной предназначенности. Бюджеты бюджетной системы, будучи самостоятельным звеном финансовой системы государства, тесно связаны с иными ее звеньями: страховыми фондами, фондами государственных и муниципальных предприятий, государственным и муниципальным кредитами. Из бюджетов публично-правовых образований выделяются средства государственным внебюджетным фондам, государственным и муниципальным предприятиям и т.д.

Собственниками фондов бюджетных средств - бюджетов - выступают субъекты, имеющие публично-правовой статус, а именно государство и муниципальные образования. Отсюда вытекает следующая особенность бюджетного права: основными его субъектами являются публично-правовые образования - Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, о чем речь идет в настоящей работе.

Специфика содержания бюджетно-правового регулирования позволяет обособить подотрасль бюджетного права в составе финансового права, в то же время служит дальнейшей структуризации бюджетного права на отдельные правовые институты (институт доходов бюджета, институт расходов бюджета, институт бюджетного процесса, институт бюджетного дефицита и др.). «Дробление» бюджетного права на отдельные институты, совокупности норм с общим содержанием стало очевидно с принятием БК РФ - акта, систематизирующего бюджетноправовые нормы. Ранее было «принято считать, что бюджетное право как подотрасль внутренне едина и практически неделима» . Значительное количество бюджетно-правовых нормативных положений, введенных «в обиход» бюджетно-правового регулирования, потребовало градации бюджетного права, выделения в нем более-менее обособленных правовых институтов.

При этом нельзя не констатировать, что первостепенное значение в системе бюджетного права имеет институт бюджетной системы, устанавливающий структуру и принципы бюджетной системы. Этот бюджетно-правовой институт предопределяет правовой режим всех бюджетных правоотношений. Можно сказать, что институт бюджетной системы выступает внешним выражением подотрасли бюджетного права. Вспомним из общей теории права, что внешним выражением подотрасли права является наличие в ней такой группы норм, которая содержит общие принципиальные положения, присущие нескольким правовым институтам этой отрасли . Такое содержательное значение как раз и присуще институту бюджетной системы, предопределяющему утсанов-ление таких категорий бюджетного права, как «бюджет», «межбюджетные отношения», «разграничение доходов и расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы» и т.д.

Итак, общий анализ основных особенностей бюджетного права позволяет сделать следующий вывод. Бюджетное право - это составная часть финансового права, охватывающая совокупность правовых норм, регулирующих относительно обособленную группу финансовых правоотношений - бюджетные правоотношения, обеспечивающие функционирование бюджетов бюджетной системы - основных публичных фондов публично-правовых образований,

сосредотачивающих денежные средства для финансового обеспечения задач и функций государства на различных территориальных уровнях. В бюджетном праве проявляются как черты, присущие финансовоправовому регулированию в целом, так и черты, выражающие специфику содержания бюджетно-правового регулирования.

  • См.: Запольский С. В. Указ. соч. С. 87.
  • См.: Общая теория государства и права: Учебник / Отв. ред. М. Н. Марченко. М., 1998. Т. 2. С. 232.

Налоги являются основным источником доходов государственного бюджета. В соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. «О федеральном бюджете на 2004 год» за счет налогов, включая единый социальный налог, формируется 91,4 процента доходов федерального бюджета1.

Общественные отношения, возникающие в связи с установлением, введением в действие и взиманием налогов, а также по осуществлению налогового контроля, привлечению к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах регулируются нормами финансового права, которые в своей совокупности формируют налоговое право.

По вопросу о месте налогового права в системе права в юридической науке сегодня не существует единого мнения. Можно выделить следующие основные концепции места налогового права в системе права:

налоговое право является частью бюджетного права как крупного раздела финансового права;

налоговое право является самостоятельным институтом финансового права2;

налоговое право является комплексным институтом, состоящим из норм конституционного, финансового, административного и финансового права;

налоговое право является самостоятельной отраслью права3.

Последняя точка зрения, весьма распространенная в настоящее время, обусловлена возрастанием роли налогов в условиях рыночной экономики, кодификацией налогового законодательства, отсутствием единой системы финансово-правовых источников. Однако для того, чтобы признать налоговое право самостоятельной отраслью права, следует признать налоговые отношения самостоятельным видом общественных отношений, отличающимся от финансовых отношений4. Но установление налогов является одним из методов финансовой деятельности государства, методов формирования публичного денежного фонда - бюджета либо внебюджетного фонда. Налоговые отношения как разновидность финансовых отношений всегда представляют собой доходные отношения какого-либо фонда денежных средств. Существование налогов обусловлено наличием денежного фонда, в который они поступают. Без соответствующего денежного фонда, принадлежащего государству, не может быть и налогов.

Налоговое право представляет собой часть финансового права. Одни авторы считают его самостоятельным институтом финансового права, другие - разделом, третьи подотраслью.

Если придерживаться сложившейся в теории права триады «правовая норма - правовой институт - отрасль права», то налоговое право представляет собой сложный институт финансового права, который регулирует основы доходной части бюджета5. В то же время в теории права выделяется и подотрасль права, представляющая собой совокупность нескольких однородных институтов. Представляется, что в настоящее время уровень развития налогового права таков, что можно говорить о нем как о подотрасли финансового права.

Налоговое право как подотрасль финансового права представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению и взиманию налогов с юридических и физических лиц в бюджетную систему, по осуществлению налогового контроля, по привлечению к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах, а также по обжалованию актов Министерства финансов РФ в сфере налогов, действий (бездействия) должностных лиц федеральной налоговой службы (см. схему 1).

Понятие «налоговое право» употребляется в юриспруденции в разных аспектах:

как совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие при установлении, введении, взимании налогов и сборов в бюджеты различных уровней бюджетной системы, в том числе и в бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенси-

Предмет налогового правя - это властные отношения? процессе:

" обжалования актов Министерства финансов РФ в сфере налогов, действий (бездействия) должностных лиц

федеральной налоговой службы

привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

онный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования), а также отношения, возникающие при осуществлении налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения;

как совокупность взглядов, суждений, выводов, научных концепций и положений, выработанных учеными, изучающими нормы права, регулирующие налоговые отношения, правоприменительную практику по установлению, введению, взиманию налогов и сборов, при осуществлении налогового контроля;

как совокупность информации, знаний, представлений о сущности и значении норм права, регулирующих налоговые отношения во всем их многообразии, о правоприменительной практике, об истории возникновения указанных норм права и путях их совершенствования.

Рассмотрим подробнее названные три аспекта понятия «налоговое право».

Первый аспект понятия «налоговое право» - совокупность норм права, регулирующих налоговые отношения, в юридической науке вызывает среди ученых определенную дискуссию.

Традиционно совокупность норм права, регулирующих налоговые отношения, рассматривается как подотрасль финансового права. Налоговое право как подотрасль финансового права имеет публичный характер и, закрепляя общие принципы финансового права, отражает в правовом регулировании специфику налоговых отношений. Налоговое право как подотрасль финансового права тесным образом связано с другой его подотраслью - бюджетным правом, поскольку налоги и сборы являются основным источником бюджетов различных уровней бюджетной системы, в том числе и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Нормыналогового права в зависимости от особенностей регулируемых ими налоговых отношений группируются в различные структурные подразделения. Наиболее крупными подразделениями налогового права являются Общая и Особенная части.

Общая часть налогового права включает в себя нормы, закрепляющие основные положения налогообложения, имеющие значение для всех видов налогов и сборов. Общая часть налогового права как подотрасли финансового права базируется на структуре первой части Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) - кодифицированного федерального закона. В Общую часть налогового права включаются нормы, определяющие: 1)

систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет; 2)

виды налогов и сборов, существующих в РФ, и основные начала установления налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов (сборов); 3)

основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налогов (сборов) и порядок ее исполнения; 4)

права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений; 5)

формы и методы налогового контроля; 6)

ответственность за совершение налоговых правонарушений и порядок обжалования действий (бездействия) органов федеральной налоговой службы и их должностных лиц.

В Особенную часть налогового права включаются нормы, конкретизирующие положения Общей части и регулирующие порядок и условия взимания отдельных видов налогов и сборов. В принятой второй части НК РФ в настоящее время кодифицированы нормы, регулирующие федеральные налоги: налог на добавленную стоимость (глава 21), акцизы (глава 22), налог на доходы физических лиц (глава 23), единый социальный налог (глава 24), налог на прибыль организаций (глава 25), сборы за пользование объектами животного мира (глава 251), водный налог (глава 252), налог на добычу полезных ископаемых (глава 26), а также нормы, регулирующие специальные налоговые режимы, систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог (глава 261), упрощенную систему налогообложения (глава 262), систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (глава 263), региональные налоги: игорный бизнес (глава 28), транспортный налог (глава 28), налог на имущество организаций (глава 30).

Нормы, регулирующие остальные виды налогов и сборов, взимаемых в РФ, содержатся и в законах РФ, принятых в основном в декабре 1991 года (с последующими изменениями и дополнениями).

Второй аспект понятия «налоговое право» заключается в том, что налоговое право определяется как совокупность взглядов, суждений, выводов, научных концепций, выработанных учеными, изучающими правовое регулирование налоговых отношений, т.е. речь идет о науке - отрасли правоведения, либо подотрасли науки финансового права, в зависимости от позиций автора в оценке понятия налогового права.

Налоговое право как подотрасль науки финансового права получило особое развитие в России в связи с переходом к рыночным отношениям. Ученые-правоведы на основе изучения норм налогового права и практики их применения выработали предложения по совершенствованию правового регулирования налоговых отношений, многие из которых были учтены при разработке НК РФ.

Наука налогового права развивается в тесном контакте не только с другими правовыми науками, но и с наукой о финансах, изучающей экономическую сущность общественных отношений, возникающих при налогообложении. Идет процесс взаимного обогащения правовой и экономической науки, изучающих процессы, связанные с использованием налогов и сборов в системе социального управления обществом.

Важное значение налогов и налогового права для развития общественных отношений в условиях перехода России к рынку обусловило необходимость создания учебной дисциплины «Налоговое право», в чем и проявляется третий аспект понятия «налоговое право».

Потребность в ней подтверждается и принятием Налогового кодекса РФ, установившего основные принципы налогообложения и взаимоотношений между государством и налогоплательщиками (плательщиками сборов), другими участниками налоговых правоотношений, систему налогов и сборов, порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, основы налоговой отчетности и налогового контроля и другие положения налогообложения, требующие для освоения значительно большего объема учебного времени, чем это предусмотрено в курсе «Финансовое право».

Принципы права, его отраслей, подотраслей и других структурных подразделений, как отмечается в юридической литературе, - это основные, основополагающие начала, закрепленные в соответствующих правовых нормах.

Основные принципы налогообложения были сформулированы еще в XVIII в. известным экономистом Адамом Смитом. Адам Смит (1723-1790) в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов»6 сформулировал четыре важнейших принципа налогообложения. 1.

Принцип справедливости, который выражается в применении прогрессивной шкалы. «Не может быть неблагоразумия, - писал А. Смит, - в том, чтобы богатые принимали участие в расходах государства не только пропорционально своим доходам, но и немного выше». 2.

Принцип определенности. «Налог должен быть точно определен, а не произволен, время, способ и сумма платежа должны быть в точности известны как плательщику, так и всякому другому лицу». 3.

Принцип удобства. «Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие представляют наиболее удобства для плательщика». 4.

Принцип экономии. «Всякий налог должен быть взимаем таким способом, чтобы из рук народа извлекалось, возможно, менее сверх того, что поступает в государственную казну, и, в то же время, чтобы деньги народа насколько возможно быстрее поступали в государственную казну»7. Эти принципы актуальны и сегодня.