Камеральная проверка период проверки. Камеральная налоговая проверка

Бизнес

В статье представлены разъяснения официальных органов по порядку проведения камеральной проверки, даны советы и рекомендации налогоплательщикам, позволяющие быстро сориентироваться и принять взвешенное решение по результатам проведения камеральной проверки.

Введение

Камеральная проверка является формой текущего контроля. В процессе проверки налоговики определяют, как соблюдается налоговое законодательство, правильно ли применяются льготы по налогам и сборам.

Камеральная проверка начинается сразу после того, как в налоговую инспекцию представлена декларация или расчет (отчетность). Чтобы начать проверку, не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа (п. 2 ст. 88 Налогового кодекса РФ; далее — НК РФ). Следовательно, налоговики могут провести камеральную проверку на основании любой представленной налоговой декларации (расчета). Так, на первоначальном этапе налоговые инспекторы проверяют, насколько правильно заполнена декларация (расчет), как взаимоувязаны показатели представленной отчетности с показателями:

Налоговых деклараций и расчетов по проверяемому налогу за предыдущие налоговые (отчетные) периоды;

Налоговых деклараций и расчетов по другим налогам;

Бухгалтерской отчетности;

Иных документов, которые есть в распоряжении налогового органа.

Однако так называемой углубленной проверке с запросом пояснений, истребованием дополнительных документов подвергаются далеко не все декларации. Зачастую на практике налоговики ограничиваются проверкой контрольных соотношений по данным декларации (расчета) и других имеющихся у них документов (пп. 1, 3 ст. 88 НК РФ). Контрольные соотношения — это по существу формулы, в которые должны укладываться показатели представленной декларации (расчета) относительно других показателей отчетности (проверяются автоматически с помощью компьютерной программы).

Порядок проведения камеральной проверки

Порядок проведения камеральной налоговой проверки регламентирован ст. 88 НК РФ. Она проводится по месту нахождения ИФНС на основе представленной налогоплательщиком декларации и иных документов о его деятельности, имеющихся в распоряжении налоговиков. Свои рекомендации по порядку проведения камеральной проверки эксперты ФНС России привели в письме от 16.07.2013 № АС-4-2/12705.

Так, декларации и расчеты налогоплательщик представляет в налоговую инспекцию по месту своего учета. Состоять на налоговом учете налогоплательщик может как по месту нахождения организации и обособленных подразделений (для ИП — по месту жительства), так и по месту нахождения принадлежащих налогоплательщику недвижимого имущества и транспортных средств (п. 1 ст. 83 НК РФ). Например, плательщики налога на имущество организаций представляют декларации по месту нахождения недвижимости, даже если она находится вне места нахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс (ст. 385, п. 1 ст. 386 НК РФ). Камеральная проверка в таком случае будет проводиться по месту нахождения недвижимости.

Поскольку камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа, в который налогоплательщик представил декларацию или расчет (отчетность), то налоговые инспекторы при камеральной проверке не выезжают на территорию налогоплательщика (п. 1 ст. 88 НК РФ). Вместе с тем это не означает, что они не вправе (если это потребуется) обследовать помещения и территории налогоплательщика для получения необходимых им доказательств.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

С 01.01.2015 установлено право налоговых органов производить осмотр территорий, помещений проверяемого лица, а также документов и предметов в рамках камеральной проверки декларации по НДС, если данная декларация представлена с заявленной суммой налога к возмещению (п. 10 ст. 10 Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям»).

Рассмотрим алгоритм проведения камеральной проверки.

Этап 1 . Принятие и ввод в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных всех представленных налоговых деклараций (расчетов). Другими словами, камеральная проверка любой декларации (расчета) начинается с того, что данные отчетности заносятся в автоматизированную информационную систему налоговых органов (АИС «Налог»).

Для того чтобы бухгалтеры могли самостоятельно увидеть и исправить ошибки в налоговых декларациях, ФНС России на своем официальном сайте опубликовала контрольные соотношения показателей налоговой отчетности. Именно с помощью контрольных соотношений контролеры проводят проверку того, насколько правильно и достоверно заполнены декларации налогоплательщиками и налоговыми агентами.

К СВЕДЕНИЮ

Математические и логические формулы по основным налоговым декларациям доступны для налогоплательщиков на сайте ФНС России (www.nalog.ru) в разделе «Налоговая отчетность» рубрики «Контрольные соотношения по налоговым декларациям».

Указанные формулы и расчеты могут быть внедрены в существующие бухгалтерские программы (как разрабатываемые налогоплательщиками самостоятельно, так и создаваемые для них специализированными IT-компаниями). Налогоплательщики, заполняя налоговые декларации в применяемых ими программах, смогут определить ошибки и исправить их до предоставления отчетности в налоговые органы.

Этап 2. Камеральный контроль с использованием внутридокументных и междокументных контрольных соотношений на основе имеющейся в налоговом органе информации (в автоматическом режиме).

Этап 3 . Если контрольные соотношения не удовлетворяют автоматической проверке с помощью компьютерной программы, проводится углубленная камеральная проверка с запросом дополнительных документов налогоплательщика. Можно сказать, что третий этап — это дальнейшая углубленная проверка с проведением мероприятий налогового контроля, осуществляемая отделом камеральных проверок.

На данном этапе (углубленная проверка) должностное лицо налогового органа проверяет :

  • сопоставимость показателей налоговой декларации (расчета) с показателями налоговой декларации (расчета) предыдущего отчетного (налогового) периода;
  • взаимоувязку показателей проверяемой налоговой декларации (расчета) с показателями налоговых деклараций (расчетов) по другим видам налогов и бухгалтерской отчетностью;
  • достоверность показателей налоговой декларации (расчета) на основе анализа всей имеющейся в налоговом органе информации.

Налоговый инспектор также сопоставляет показатели деклараций (расчетов) и бухгалтерской отчетности с показателями по аналогичным налогоплательщикам и со среднеотраслевыми показателями. Кроме того, он проверяет правильность отражения в карточке «Расчеты с бюджетом» налогоплательщика начислений по представленным налоговым декларациям (расчетам) (письмо ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705).

Сроки и форма проведения камеральной проверки представлены в табл. 1.

В отличие от выездной проверки, закон не предусматривает ни продления, ни приостановления срока проведения камеральной проверки (письмо Минфина России от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75, Постановления ФАС Московского округа от 23.05.2012 по делу № А40-85281/11-20-359, ФАС Северо-Западного округа от 04.03.2010 по делу № А52-4313/2009).

Это означает, что совершать любые действия, связанные с проверкой отчетности (например, запрашивать пояснения или документы), налоговики могут только в пределах данного срока.

После получения декларации, расчета (отчетности) налоговики проведут проверку контрольных соотношений. Итогом проверки контрольных соотношений будет являться наличие или отсутствие оснований для углубленной проверки.

Если в представленных декларациях (расчетах, отчетности) ошибок и несоответствий не выявлено, то, как правило, налоговики не информируют об этом налогоплательщиков, ведь никаких документов по результатам проверки не составляется. Другое дело, когда в декларациях и (или) расчетах находят ошибки или искажения. Инспекция может сопоставить показатели текущей и предыдущей отчетности, а также цифры по разным налогам за отчетный период. Если данные не будут сходиться, то, возможно, инспекция решит провести углубленную проверку.

Также налоговики могут принять решение об углубленной камеральной проверке, если налогоплательщик применяет налоговые льготы, заявит НДС к возмещению, или когда в уточненной декларации заявлен налог к уменьшению (пп. 6, 8 ст. 88 НК РФ).

В ходе проведения углубленной проверки события могут развиваться по-разному:

  • ситуация 1 : налогоплательщику сообщают о выявленных ошибках (противоречиях в отчетности) с требованием представить пояснения или внести исправления в отчетность. Срок — не позднее пяти рабочих дней;
  • ситуация 2 : налоговая инспекция проводит определенные мероприятия налогового контроля:

Истребование дополнительных документов у налогоплательщика;

Проведение встречной проверки контрагентов;

Истребование документов у третьих лиц;

Назначение экспертизы;

Осмотр помещений и территорий;

Другие мероприятия.

Затребовать какие-либо документы, относящиеся к проверке, налоговики могут только в пределах трехмесячного срока, отведенного для проведения камеральной проверки. На это обращено внимание и в официальных разъяснениях (письмо Минфина России от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75), и в постановлениях судов (Постановления ФАС Московского округа от 26.11.2010 № КА-А40/14322-10 по делу № А40-160453/09-4-1253, 05.07.2010 № КА-А40/6657-10 по делу № А40-131877/09-111-956). Поэтому непредставление документов по требованию, выставленному спустя три месяца, не может являться основанием для вывода о начислении штрафных санкций в связи с неуплатой налога.

Более того, затребовать дополнительные документы налоговики могут только в ситуации, когда они выявили ошибки или противоречия в отчетности. Если этого не произошло, действия проверяющих можно считать незаконными (письмо ФНС России от 13.09.2012 № АС-4-2/15309@, Постановления Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 № 7307/08, ФАС Поволжского округа от 10.09.2013 по делу № А65-406/2013).

Руководитель (заместитель руководителя) налоговой инспекции может принять решение о проведении дополнительных контрольных мероприятий (абз. 1 п. 6 ст. 101 НК РФ). Тогда налоговики в течение еще одного месяца на законных основаниях смогут истребовать интересующие их документы и информацию, проводить экспертизы и (или) допрашивать свидетелей (абз. 3 п. 6 ст. 101 НК РФ, письмо Минфина России от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75).

К СВЕДЕНИЮ

В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля должны быть изложены обстоятельства, вызвавшие необходимость их проведения, а также указаны срок и конкретная форма мероприятий (абз. 2 п. 6 ст. 101 НК РФ).

Налогоплательщику, который не представит затребованные документы или иные сведения, грозит ответственность по ст. 126 НК РФ. Штраф составит 200 руб. за каждый непредставленный документ.

Нередко налоговая инспекция вместо представления документов решает вызвать налогоплательщика для личного общения (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, п. 2 письма ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837). Для этого используется специальное уведомление , форма которого утверждена Приказом ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах»). За неявку должностное лицо организации (или ИП) может быть оштрафовано на 2000-4000 руб. по ч. 1 ст. 19.4 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Типичные ситуации, когда налоговики вправе потребовать дополнительные документы для проведения камеральной проверки, представлены в табл. 2.

Таблица 2. Дополнительные документы, которые необходимо представить налоговой инспекции для проведения камеральной проверки

Ситуация, подлежащая камеральной проверке

Документы, которые необходимо представить налоговикам

Правовое основание

В представленной декларации обнаружены ошибки или выявлено, что сведения, содержащиеся в декларации, противоречат сведениям из других источников

Необходимо представить пояснения или подать исправленную (уточненную) декларацию

Пункт 3 ст. 88 НК РФ

Выявлено, что сведения, содержащиеся в декларации, не соответствуют сведениям из документов, имеющихся в налоговой инспекции

Необходимо подать документы, подтверждающие достоверность сведений в декларации

Пункт 4 ст. 88 НК РФ, Постановление Президиума ВАС РФ от 15.03.2012 № 14951/11

Представлена убыточная декларация

Необходимо представить пояснения, обосновывающие размер убытка

Пункт 3 ст. 88 НК РФ

Представлена уточненная декларация, в которой сумма налога к уплате меньше, чем в ранее представленной декларации за тот же период

Необходимо представить пояснения, обосновывающие уменьшение суммы налога

Пункт 3 ст. 88 НК РФ

Для ситуаций по налогу на добавленную стоимость

К декларации по НДС не приложены обязательные сопутствующие документы

При подтверждении нулевой ставки по НДС должны прилагаться документы, указанные в ст. 165 НК РФ

Пункт 7 ст. 88 НК РФ

В декларации по НДС заявлена сумма налога к возмещению (заполнена стр. 050 разд. 1 декларации)

Документы, подтверждающие правомерность вычетов по НДС (счета-фактуры поставщиков, первичные документы на приобретение товаров, работ, услуг)

Пункт 8 ст. 88 НК РФ

Оформление результатов камеральной проверки

Если по результатам рассмотрения материалов проверки инспекция установит факт налогового правонарушения, она составит акт камеральной налоговой проверки по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@ (в ред. от 23.07.2012) «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки».

Акт камеральной проверки составляется не позднее 10 рабочих дней после окончания проверки. Данный документ должен быть вручен налогоплательщику в течение пяти рабочих дней с даты составления акта (п. 5 ст. 100 НК РФ). После этого начинает течь срок, отведенный на то, чтобы подать возражения на акт проверки. Этот срок составляет один месяц со дня получения акта налоговой проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Акт является основным документом, в котором представлены результаты камеральной проверки. Он должен состоять из следующих частей :

Выводы налоговых органов;

Предложения по устранению выявленных нарушений;

Полагаем, что приложения к акту камеральной проверки, оформляемые налоговым органом, также следует рассматривать в качестве его составной части.

На основании акта камеральной проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа принимает решение о привлечении к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности по итогам рассмотрения материалов камеральной проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ).

К СВЕДЕНИЮ

При рассмотрении материалов руководитель (заместитель руководителя) инспекции должен не только установить все обстоятельства нарушения, но и выявить обстоятельства, смягчающие ответственность или вовсе исключающие вину налогоплательщика (п. 5 ст. 101 НК РФ). Если он этого не сделает, то итоговое решение может быть оспорено в вышестоящем налоговом органе, а затем и в суде (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 06.02.2013 по делу № А21-4566/2012 , 13.08.2012 по делу № А21-8338/2011, ФАС Московского округа от 03.10.2012 по делу № А40-107621/11-99-463).

Добавим, что несоставление акта камеральной проверки является одним из оснований для отмены решения, вынесенного налоговым органом по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки. К такому мнению приходят арбитражные суды (Постановления ФАС Московского округа от 23.09.2009 № КА-А40/8182-09-2, ФАС Северо-Кавказского округа от 12.11.2009 № А53-5911/2009).

Поэтому, если инспектор утверждает, что провел камеральную проверку представленной налогоплательщиком декларации и нашел нарушения, он обязан составить акт проверки. Если он не сделает этого, решение, которое будет вынесено по итогам рассмотрения материалов проверки, может быть признано недействительным (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Должны ли налоговые инспекторы составить акт камеральной проверки, если были выявлены нарушения, которые не повлекли занижение суммы налога к уплате?

Согласно п. 5 ст. 88 НК РФ проверяющие должны составлять акт в каждом случае, когда в результате проведения проверки выявлены нарушения налогового законодательства, независимо от того, выявлена ли при этом недоимка по проверяемому налогу.

Предположим, налогоплательщик несвоевременно представил налоговую декларацию, но налог уплатил вовремя. В данном случае инспектор все равно составит акт камеральной проверки. При этом в акте он укажет на совершение налогоплательщиком правонарушения, которое предусмотрено ст. 119 НК РФ (несвоевременное представление в налоговый орган декларации).

Возражения на акт камеральной проверки — один из важнейших инструментов, который закон предоставляет налогоплательщику, чтобы он имел возможность влиять на принятие решения по итогам проверки.

Итак, после получения акта налогоплательщик вправе подать в налоговый орган свои письменные возражения на акт проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ). Сделать это можно в следующих случаях:

  • налогоплательщик не согласен с выводами и предложениями налогового инспектора по существу;
  • следует указать руководителю инспекции (его заместителю) на нарушения прав налогоплательщика в ходе проверки, на ошибки и неточности в составленном акте.

Представление возражений — право , а не обязанность налогоплательщика. Поэтому возражения можно и не подавать. Но, как правило, возражения на акт камеральной проверки представлять необходимо. Особенно если организация или индивидуальный предприниматель (ИП) намерены отстаивать свою позицию как перед руководителем налогового органа (его заместителем), который будет рассматривать материалы проверки, так и впоследствии в вышестоящем органе или суде.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Важность возражений значительно возрастает, если у организации (ИП) есть аргументы по существу предъявленных обвинений и они достаточно убедительны. Возражения и возможность судебной отмены решения по итогам проверки — весомый аргумент для налоговиков. Поэтому решение по результатам проверки будет принято с учетом возражений, представленных налогоплательщиком.

Особо подчеркнем, что в возражениях не стоит указывать на формальные нарушения порядка проведения камеральной проверки (например, срока проверки, процедуры допроса и т. п.) или оформления акта проверки. Целесообразно ограничиться доводами, подтвержденными правильно оформленными документами, которые смогут убедить налоговиков в ошибочности их выводов.

Возражения подаются в письменном виде (п. 6 ст. 100 НК РФ). Поскольку НК РФ не содержит требований к оформлению и содержанию возражений на акт камеральной проверки, налогоплательщик вправе составить возражения в произвольной форме.

При оформлении вводной части возражений следует указать:

  • наименование организации или фамилию, имя и отчество (для физического лица, ИП);
  • адрес места нахождения согласно учредительным документам организации или адрес места жительства (для физического лица, ИП);
  • ИНН и КПП;
  • дату представления возражений;
  • точное наименование налогового органа, в который представляются возражения;
  • фамилию, инициалы и должность инспектора, который проводил камеральную проверку;
  • по какой декларации (расчету) проводилась проверка (налог, период).

Кроме того, можно упомянуть даты начала и окончания проверки.

При этом нужно сразу указать всю спорную сумму, со взысканием которой организация (ИП) не согласна, а также привести обоснованные аргументы.

  • формулируйте свои аргументы кратко и четко, со ссылками на статьи НК РФ. Не забудьте, что ссылаться нужно на нормы в редакции, которая действовала в спорный период, а не в тот период, когда составляются возражения;
  • постарайтесь подобрать судебные решения, подтверждающие вашу правоту. Желательно, чтобы это были решения по вашему судебному округу или решения ВАС РФ;
  • если есть возможность, сошлитесь на разъяснения Минфина России, ФНС России или регионального Управления ФНС России. Если вам по спорному эпизоду давала письменные разъяснения ваша инспекция, обязательно сошлитесь и на них;
  • не стоит надеяться на формальные доказательства вашей правоты, чрезмерно увлекаться толкованием норм права и ссылками на практику. Лучший аргумент — наличие подтверждающих вашу правоту документов (регистров бухгалтерского учета, первичных и иных документов).

К СВЕДЕНИЮ

Порядок представления возражений на акт камеральной проверки установлен в п. 6 ст. 100 НК РФ.

В соответствии с п. 6 ст. 100 НК РФ для составления и подачи возражений налогоплательщику отводится один месяц со дня получения экземпляра акта камеральной проверки. Срок представления возражений истекает в соответствующее число месяца, следующего за месяцем получения акта камеральной проверки (п. 5 ст. 6.1 НК РФ).

ПРИМЕР 1

Организация получила акт камеральной проверки 20.01.2015. Возражения нужно представить не позднее 20.02.2015.

Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то последний день, когда можно представить возражения, истекает в последний день этого месяца (абз. 2 п. 5 ст. 6.1 НК РФ).

ПРИМЕР 2

Организация получила акт камеральной проверки 30.01.2015. Возражения нужно представить не позднее 28.02.2015.

Представить возражения организация (ИП) вправе в любой день установленного срока, в том числе и в последний.

Нюансы камеральной проверки по НДС

Камеральная проверка по налогу на добавленную стоимость является, по мнению многих практиков, наиболее сложной и непредсказуемой. Так, поводом для ее проведения могут быть не ошибки и несоответствия в отчетности, а поданная в ИФНС декларация с заявленной суммой налога к возмещению из бюджета. При этом размер заявленной суммы не имеет значения.

Напомним, что возмещению подлежит полученная разница между суммой налоговых вычетов и суммой НДС, исчисленного по облагаемым операциям по итогам налогового периода.

Камеральная проверка по налогу на добавленную стоимость всегда сопровождается истребованием от налогоплательщика дополнительных документов, подтверждающих правомерность применения вычетов. При этом счет-фактура служит основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг, имущественных прав) сумм НДС к вычету (ст. 169 НК РФ).

С 01.01.2015 расширяется перечень случаев, когда при проведении камеральной проверки налоговики вправе истребовать дополнительные документы. Так, при камеральной проверке декларации по НДС могут быть истребованы счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям, сведения о которых содержатся в представленной декларации и не соответствуют сведениям об этих же операциях, указанным (п. 8.1 ст. 88 НК РФ):

  • в декларациях по НДС, представленных другими лицами;
  • в журналах учета счетов-фактур, представленных посредниками — неплательщиками НДС.

ПРИМЕР 3

Инспекция по итогам камеральной проверки откажет плательщику в возмещении НДС, если им необоснованно заявлены вычеты по НДС по счетам-фактурам, которые относятся к более ранним периодам.

Как правило, в такой ситуации организация подтверждает фактический период получения счетов-фактур в журнале входящей корреспонденции, книге покупок и журнале регистрации полученных счетов-фактур. Однако этого недостаточно.

Проверяющие укажут на то, что суммы НДС, предъявленные плательщику при приобретении товаров (работ, услуг), подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором у него возникло на это право, то есть этот момент не может быть произвольно перенесен на другой период. Данная позиция поддержана судебной практикой (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19.09.2013 по делу № А81-3853/2012).

При возникновении спора по такому вопросу налогоплательщику следует обратить внимание, в каком периоде товары (работы, услуги) были приняты на учет, поскольку по общему правилу именно дата счета-фактуры определяет дату его принятия и вручения контрагенту по договору.

К СВЕДЕНИЮ

Журналы входящей корреспонденции и журналы регистрации счетов-фактур являются односторонними документами самого налогоплательщика, поэтому не являются достаточным доказательством позднего получения счетов-фактур.

Налогоплательщику важно учитывать следующие моменты:

  • факт получения счетов-фактур существенно позже указанных в них дат (по причине изготовления их с нарушениями и возвращения контрагентам для доработки, плохой работы почты и территориальной удаленности контрагентов) должен быть документально подтвержден;
  • наиболее распространенным способом документального подтверждения факта получения счетов-фактур позже указанных в них дат является использование почтовых конвертов с соответствующими датами оттиска штемпеля.

Налоговые органы в таких случаях могут проявить интерес к весу почтовой корреспонденции. Если проверяющие объективно докажут невозможность получения в каком-либо конверте счетов-фактур (например, в количестве 100 штук счетов-фактур по описи вложения в конверте весом 20 г), то в заявленной сумме вычетов НДС могут отказать. В таких случаях судебная практика на стороне проверяющих (Постановление ФАС Московского округа от 06.12.2012 по делу № А41-31731/11, Десятого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2012 по делу № А41-31731/11).

Отметим, что в счета-фактуры, составленные с даты вступления в силу Постановления Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 (в ред. от 29.11.2014) «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (далее — Постановление № 117), исправления вносятся продавцом путем составления их новых экземпляров.

При этом не допускается изменение даты счета-фактуры, указанной до внесения в него исправлений (п. 7 Приложения № 1 к Постановлению № 1137).

По мнению Минфина России, выраженному в письме от 12.03.2013 № 03-07-10/7374, налогоплательщик может применять вычет НДС в течение трех лет при подаче уточненной декларации по этому налогу за период, в котором возникло право на его применение.

ПРИМЕР 4

Одним из оснований для доначисления НДС может быть довод инспекции о взаимозависимости сторон сделки и установлении в связи с этим нерыночной цены товаров (работ, услуг). В связи с этим распространенной причиной отказа в получении возмещения (применения вычетов) по НДС является вывод проверяющих о получении плательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Налогоплательщику в этой ситуации важно знать: налоговая выгода не может быть признана обоснованной, только если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением им реальной предпринимательской или другой экономической деятельности. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 06.04.2010 № 17036/09 указано, что в каждом конкретном случае необходимо доказать, каким образом взаимозависимость повлекла необоснованную налоговую выгоду и за счет чего конкретно она образовалась.

Также в ходе камеральной проверки по НДС налоговики часто ставят вопрос о добросовестности контрагентов . В связи с этим обращаем внимание на то, что деятельность организаций не может ставиться в зависимость от наличия или отсутствия достаточного количества имущества и (или) сотрудников.

Но если ИФНС в ходе проверки усмотрит выполнение договорных обязательств не по существу, то в таких случаях возможна их переквалификация и доначисление налога.

Например, основанием для переквалификации спорного агентского договора может послужить вывод налогового органа о том, что фактически деятельность по приобретению и реализации товара осуществлялась организацией не в интересах принципала, а в собственных. Поэтому цель оформления агентских договоров может быть истолкована как получение организацией необоснованной налоговой выгоды, поскольку НДС исчислялся с агентского вознаграждения, а не с реализации товаров.

Резюме

На процесс и результат камеральной налоговой проверки влияет много факторов:

  • качество и достаточность документов, подтверждающих заявленные организацией (индивидуальным предпринимателем) налоговые льготы;
  • компетентность проверяющих;
  • технические возможности телекоммуникационных каналов связи;
  • сложности толкования норм налогового и гражданского законодательства.

В связи с этим организациям и предпринимателям не стоит недооценивать значение камеральной проверки. Наоборот, нужно основательно взвешивать возможные риски при ее проведении, а в случае необходимости представлять обоснованные и аргументированные возражения по существу предъявленных налоговиками требований с целью получения по итогам камеральной проверки наиболее безболезненного результата.

На камералку налоговикам отводится максимум 3 месяца со дня, следующего за днем представления деклараци ип. 2 ст. 6.1 , п. 2 ст. 88 НК РФ . Этот срок не может быть продлен или приостановлен. Например, если декларация сдана 25 апреля, ее проверка должна закончиться 25 июляп. 5 ст. 6.1 НК РФ . Также в пределах 3-ме ­сячного срока должны быть проведены и все контрольные мероприятия, связанные с камералкой, в частности п. 1 ст. 93 НК РФ ; Письмо Минфина от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75 , (при камеральной проверке НДС-деклараци и)п. 1 ст. 91 НК РФ .

Именно поэтому так важно правильно установить день представления отчетности. В зависимости от того, каким образом она была сдана, этот день определяется по-разном уп. 4 ст. 80 НК РФ .

День представления отчетности

Способ сдачи отчетности Что считается днем представления отчетности
Доставлена в ИФНС лично или через представителя Дата фактической сдачи.
Кстати, проследите, чтобы на титульном листе вашего экземпляра декларации инспектор проставил отметку о принятии и дату получени яп. 4 ст. 80 НК РФ ; Письмо ФНС от 16.07.2013 № АС-4-2/12705 (п. 1.3) . Также будет нелишним, если тот, кто будет ставить отметку, распишется и укажет свои фамилию и инициалы
Отправлена по почте ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении Дата получения письма инспекцией.
Именно от этой даты налоговики будут считать 3-ме сячный срокПисьмо ФНС от 16.07.2013 № АС-4-2/12705 (п. 2.2) , а не от даты отправки письма, как предписывает НК РФп. 4 ст. 80 НК РФ . ФНС аргументирует это тем, что до получения отчетности инспекция не может начать ее проверк уПисьмо ФНС от 13.09.2012 № АС-4-2/15309@ (вопрос 2)
Узнать дату вручения почтового отправления адресату можно с помощью сервиса «Отследить» на главной странице сайта Почты России
Передана по телекоммуникационным каналам связи Дата отправки отчетности, зафиксированная спецоператором связи в квитанции о прием еп. 4 ст. 80 НК РФ ; Письмо ФНС от 21.05.2013 № ЗН-4-12/9056

Срок решения по камеральной проверке

Датой окончания камеральной проверки являетс яп. 2 ст. 88 НК РФ ; Письмо ФНС от 16.07.2013 № АС-4-2/12705 (п. 3.4) :

  • последний день 3-ме ­сячного срока, отведенного на ее проведение;
  • дата, указанная в акте проверки, если проверка завершилась досрочно.

Правда, если в ходе камералки никаких нарушений выявлено не будет, то не будет и п. 5 ст. 88 НК РФ . А сообщать вам о досрочном завершении проверки налоговики не обязаны.

Подача уточненки во время проверки

Учтите, что если до завершения камеральной проверки декларации (расчета) вы подадите уточненку, то с даты ее представления начинается новая проверка, то есть 3-ме ­сячный срок надо отсчитывать заново. А камеральная проверка предыдущей декларации прекращаетс яп. 9.1 ст. 88 НК РФ .

Если после сдачи отчетности вы обнаружили там ошибки, не влияющие на исчисление налога, либо какие-нибудь опечатки, например в названии фирмы или в коде ОКВЭД, то подать уточненку вы можете, но не обязан ы

Для того, чтобы определить насколько правомерно решение налоговых органов по камеральной проверке в отношении проверяемой организации, в первую очередь нужно определить какие законодательством установлены сроки проведения камеральной налоговой проверки.

Сроки проведения камеральной налоговой проверки

Сроки проведения камеральной налоговой проверки ограничены тремя месяцами. При этом началом проверки считается день, который следует за датой представления отчета в ИФНС. Определить срок проверки можно так: если отчет в налоговую сдан 20 апреля 2017 года, то камеральная проверка может проводиться с 21 апреля по 20 июля 2017 года. Причем, если последний день проверки приходится на выходной или праздничный день, то крайний срок переносится на следующий рабочий день. Таким образом, если крайний срок пришелся, например, на 1 мая, то переносится он на ближайший рабочий день, то есть 5 мая.

Если в третьем месяце срока проверки соответствующее число определить нельзя, то закончится проверка в последний день третьего месяца.

Например, ИФНС получила декларацию от организации 31 августа 2017 года, то крайний срок должен приходиться на то же число, но через три месяца, то есть на 31 ноября 2017 года. Такой даты нет, а значить срок проведения камеральной проверки заканчивается 30 ноября 2017 года.

Исключения из определения срока проведения проверки не предусмотрены и тогда, когда организация сдала отчет или декларацию досрочно. Отчет срока налоговой проверки начинается со дня, следующего за датой поступления отчета в налоговую, независимо от того, какой срок подачи является крайним.

Камеральная проверка при подаче «уточненки»

Рассмотрим как определить срок камеральной проверки если организация в ходе проверки декларации подала по ней же уточненную декларацию. Правило трехмесячной проверки действует как для первичной, так и для уточненной отчетности. При подачи уточненной декларации, налоговая останавливает камеральную проверку по первичной и приступает к проверке «уточненки».

Соответственно, с подачей уточненной декларации срок проверки первичной заканчивается в этот же день. А следующий день является датой начала новой проверки.

Конечно, данное правило не работает, если к тому времени, как организация подала уточненную декларацию, налоговая уже проверила первичную и составила соответствующий акт. В этом случае сначала буде вынесено решение по первой отчетности, а затем по «уточненке».

Продление срока проверки

Нарушение срока камеральной проверки

Даже если налоговая инспекция нарушила срок проверки, но решение по ее итогам организации предоставила, отменить его уже нельзя. Для отмены решения ИФНС должна нарушить более значимые условия проведения проверки. Например, если налоговая не дает возможность организации принимать участие в рассмотрении материалов, а также представлять пояснения по ним. Решение также может быть отменено, если, например, нарушения налоговиков привели к неверному решению в отношении проверяющей организации. Но превышение срока проверки к нарушению отнести нельзя и отмена решения из-за этого невозможна.

Важно! Налоговая инспекция может по итогу камеральной проверки вынести решение в более поздний срок, чем установлен НК РФ. Такое решение отмене не подлежит.

Но это правило не касается запросу документов, необходимых для проверки. Если налоговая после трехмесячного срока потребует предоставить какие либо подтверждающие документы, то решение налоговиков по итогам проверки можно признать незаконным.

Как определить день представления декларации

Для того, чтобы точно определиться с датой начала и окончания камеральной налоговой проверки, нужно точно знать день подачи декларации.

Определяют день подачи декларации исходя из способа, которым она была подана. Различают три способа:

  1. Лично в налоговую инспекцию. В этом случае дата представления считается дата фактической подачи декларации.

Важно! Подавая декларацию лично в налоговую инспекцию, проследите за тем, чтобы принимающий инспектор поставил отметку о принятии на вашем экземпляре. Такая отметка будет содержать дату получения инспекций отчета.

  1. Через ТКС в виде электронной отчетности. При оправке отчетов по каналам телекоммуникационной связи дата будет указана в квитанции о приеме, которую зафиксирует оператор.
  2. Почтой России. Несмотря на то, что последний день отправки отчета таким способом совпадает с крайним сроком представления декларации, инспекторы получат ее только через несколько дней. С даты получения письма налоговой и будет отсчитываться срок проверки в 3 месяца.

Для того, чтобы при отправлении отчета Почтой РФ организация точно могла определить дату получения декларации налоговым органом, письмо следует оформить должным образом. То есть отправлять отчет нужно ценным письмом, с описью вложенных документов и уведомлением о вручении. Тогда организация будет точно знать дату получения налоговой декларации.

Акт проведения камеральной проверки

В настоящее время каждый отчет и декларация, подаваемые в налоговую подлежат камеральной налоговой проверке. Если организация не получила никаких уведомлений о результате проверки, это не означает, что проверка не была проведена.

От того ка прошла камеральная проверка налоговыми органами зависит ее результат. Если при проведении проверки ИФНС нарушений не выявила, то оформлять каким то образом свое решение налоговики не будут. То есть, налоговые органы не обязаны уведомлять организацию о том, что проверка прошла успешно. Соответственно, если по прошествии установленного законодательством срока компания не получила акт камеральной проверки, это означает только одно, что нарушения в ходе проверки выявлены не были. Но исключения из такого правила все же есть. При подаче декларации по НДС на возмещение налога, налоговики обязаны сообщать о любом результате камералки. Для этого в семидневный срок ИФНС направляет в организацию уведомление о результате проверки.

Если организация с вынесенным налоговыми органами решением не согласна, она вправе написать в инспекцию возражение, либо обжаловать решение налоговой в УФНС или суде.

Законодательная база

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос: По итогам камеральной проверки налоговая прислала в адрес нашей организации акт о нарушении, по которому мы занизили сумму налога. В акте указан срок проведения проверки, значительно превышающий 3 месяца. Может ли наша организация обжаловать такое решение налоговой?

Ответ: Если Ваша организация действительно занизила налог к уплате, обжаловать решение налоговой, основываясь только на превышении срока проверки не получится. Если Вы не согласны с решением, озвученном в акте проверки, Вы можете написать возражение в налоговую.

В статье подробно будет рассмотрено, что является камеральной проверкой, какие цели она преследует, будут определены основные особенности, сроки и место ее проведения. Оформлению и обжалованию результатов проверки будет уделено отдельное внимание.

Камеральный налоговый контроль

Камеральная проверка - что это? Прежде чем ответить на данный вопрос, нужно сказать несколько слов в целом о проверках, проводимых налоговыми органами.

Являясь эффективным средством позволяют добиться единообразия применения норм права в сфере налогообложения, соблюдения и четкого следования данным нормам. Выделяют два вида проверок:

  1. Камеральная (КНП).
  2. Выездная (ВНП).

КНП является более эффективной по сравнению с выездной, так как позволяет охватить большее число налогоплательщиков в силу своей специфики.

Камеральная проверка - что это? Какие цели она преследует и какими принципами руководствуется? Об этом ниже.

Проведение КНП регламентируется нормами НК РФ, Методическими рекомендациями по ее проведению и утвержденными формами документов по данной проверке.

Цели КНП

Основными целями, на достижение которых направлена камеральная проверка, являются:

  1. Контроль за правильностью применения норм налогового права.
  2. Обнаружение и пресечение налоговых правонарушений.
  3. Проверка правомерности заявленных льгот и вычетов, отраженных в налоговой декларации.

Право на проведение камеральной налоговой проверки относится к компетенции налоговых органов РФ.

Принципы, определяющие сущность КНП

Принципы камеральной проверки составляют по сути особенности ее назначения и проведения.

  • Предмет проверки: предметом КНП являются представленные налогоплательщиком документы, а также документы, находящиеся в распоряжении у инспекции.
  • Место проверки: КНП, в отличие от ВНП, осуществляется в налоговой инспекции, а не у проверяемого лица.
  • Лица, ведущие проверку: как было указано выше, проведение проверки возложено на должностных лиц, наделенных специальными полномочиями. Особого разрешения на проведение проверки не нужно.
  • Период времени, охватываемый проверкой: период, указанный в декларации.

Сроки камеральной проверки

КНП ведется в течение 90 дней с момента представления в инспекцию декларации или расчета. На практике с определением даты начала проверки могут возникнуть сложности.

Например, согласно НК РФ датой представления декларации по почте считается дата, указанная на штемпеле почтового отправления. Соответственно, если письмо потеряется на почте и будет идти больше 3 месяцев, то получается, срок проверки к моменту поступления в инспекцию истечет?

Ясность внесла ФНС в своем письме, согласно которому проверка не может начаться до момента получения проверяющим (налоговым) органом декларации. Таким образом, датой представления будет считаться дата на штемпеле письма, а датой начала проверки - дата получения этой декларации налоговым органом.

Получение документов в рамках КНП

Истребование информации в рамках КНП производится в следующих случаях:

  1. В случае обнаружения в ходе проведения проверки ошибок, несоответствия и разногласий между данными, содержащимися в представленной декларации с данными в подтверждающих документах или информацией, имеющейся в налоговом органе, отдел камеральных проверок вправе потребовать от налогоплательщика пояснений или исправить неточности в представленной декларации.
  2. Если в представленной в инспекцию налог к уплате меньше, чем в первичной, инспектор вправе потребовать пояснения и документы, обосновывающие правомерность такого уменьшения.
  3. Подобные пояснения придется предоставить также, если в декларации заявлен убыток. Только в данном случае они будут касаться обоснованности заявления данного убытка.
  4. Дополнительно потребуется также подтверждать налоговые льготы, заявленные в декларации.
  5. При возмещении НДС инспектор может запросить документы, которыми подтверждается правомерность заявления вычета.

Иные документы налоговый орган затребовать не вправе.

Установив принципы и цели, которыми руководствуется камеральная проверка, что это дает налогоплательщику и какие особенности проверки вытекают из этого, разберем основные этапы и направления проведения данного вида налогового контроля, а также особенности оформления и обжалования результатов проверки.

Этапы проведения КНП

Условно можно выделить несколько этапов проведения КНП:


Направления проведения КНП

При проведении проверки камеральный отдел:

  1. Сравнивает показатели представленной декларации с данными декларации по тому же налогу за прошедший период.
  2. Проводит анализ показателей представленной декларации и показателей деклараций по другим налогам.
  3. Общий анализ данных, содержащихся в декларации с данными налогового органа.

Камеральная проверка. Документы, оформляющие ее результат

В случае обнаружения обстоятельств нарушения законодательства о налогах и сборах, выразившегося в занижении расходов, необоснованно заявленном вычете или убытке, несвоевременности представления декларации и иных нарушениях, проверяющее лицо составляет Акт проверки.

Акт должен быть составлен в течение десяти дней (рабочих) и подписан проверяющими лицами и непосредственно тем, в отношении кого проводилась проверка.

Акт КНП обязательно должен включать следующую информацию:

  1. Дата и номер акта.
  2. Инициалы и должности лиц, проводивших проверку.
  3. Наименование проверяемого лица (полное и сокращенное).
  4. День представления в инспекцию декларации.
  5. декларации.
  6. День начала и окончания проверки.
  7. Перечень проведенных контрольных мероприятий.
  8. Выявленные события налогового правонарушения.
  9. Результаты проверки, назначенная мера ответственности и предложения по устранению нарушений.

В течение 5 дней акт камеральной проверки передается налогоплательщику на руки либо иным способом.

Если вручить лично акт не представляется возможным или налогоплательщик уклоняется от его получения, налоговый орган отправляет акт по почте.

По общему правилу, закрепленному в Налоговом кодексе, датой получения акта проверки налогоплательщиком, следует считать 6-й день с даты направления акта по почте. Но в данном случае на практике часто происходят недоразумения, связанные с тем, что лицо получает акт гораздо позже указанного срока, в связи с чем лишается права представления по акту своих возражений. Поэтому правильным следует считать непосредственно день получения акта налогоплательщиком, что подтверждается данными почты России.

По прошествии 10 дней после получения акта камеральная проверка по НДС, НДФЛ и любому другому налогу, а точнее, документы, полученные в ходе ее проведения, подлежат рассмотрению руководителем (замруководителя) инспекции.

Проверяющее лицо обязано известить проверяемого о том, когда состоится рассмотрение материалов, полученных в ходе проведения проверки.

Отсутствие лица, извещенного о дате и месте проверки, не может быть причиной для перенесения даты рассмотрения проверки и проводится в таком случае без него.

Если проверяющим необходимо получить дополнительные сведения или изучить вновь открывшиеся обстоятельства, руководителем инспекции может быть принято решение о проведении допмероприятий налогового контроля. Срок данных мероприятий не должен превышать одного календарного месяца.

После рассмотрения материалов проверки выносится решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности.

Итак, мы определили этапы и направления, особенности оформления такого вида контроля, как камеральная проверка. Что такое обжалование акта проверки и как оно происходит, рассмотрим далее.

Обжалование результатов камерального налогового контроля

Если лицо не согласно с выводами, отраженными в акте, оно может направить в инспекцию свои возражения в целом по всему акту или на отдельные его положения.

Возражения должны быть представлены в письменной форме в срок не позднее одного календарного месяца с момента получения акта.

Возражения налогоплательщика рассматриваются в течение 30 календарных дней с момента получения последним акта проверки, и после их рассмотрения выносится решение.

Решение налогового органа вступает в силу через один месяц после его получения налогоплательщиком, в случае если оно не обжаловано в апелляционном порядке.

Лицо, не согласившее с вынесенным решением, вправе подать в течение месяца апелляционную жалобу на него, которая должна быть рассмотрена вышестоящей инстанцией в течение 30 дней.

Решение, вынесенное данной инстанцией, вступает в силу с даты его подписания и обжаловано может быть только в судебном порядке.

С учетом изложенного выше, можно сделать вывод о том, что вопрос о том, камеральная проверка - что это, освещен в полной мере.

Проверка документации, предоставленной предпринимателем в ФНС, входит в обязанности налоговых инспекторов. Срок проведения камеральной налоговой проверки установлен на законодательном уровне. Его нельзя ни увеличить, ни уменьшить. Что считать датой начала и датой окончания указанного мероприятия?

Согласно пункту 2 88 статьи НК РФ камеральная проверка не может длиться более трех месяцев с того момента, как налогоплательщик предоставил сотрудникам налоговой службы декларацию о доходах. Это значит, что она не может начаться до того, как предприниматель предоставит необходимые документы или уплатит налоги.

Иными словами, начало «камералки» напрямую связано с моментом получения сотрудниками ведомства необходимой документации. Согласно пункту 2 статьи 6.1 Налогового кодекса начало срока – следующий день после получения указанной документации.

Каждому предпринимателю, вне зависимости от сферы его деятельности, придется пройти через такую процедуру, как камеральная проверка, сроки проведения в 2019 г. останутся прежними. Если декларация подается 1 раз в год (компания на УСН), то и «камералка» проводится 1 раз за календарный год (не позднее 30 апреля). Если декларация подается чаще (компания на ЕНВД подает отчетность ежеквартально), проверка будет проводиться каждый раз после подачи документации.

Какой день считать днем подачи декларации?

Предоставить необходимые документы в налоговую предприниматель может лично либо по почте. И если в первом случае понятно, какой день признается днем подачи декларации о доходах и иной документации, то во втором могут возникнуть сомнения: день отправки (согласно почтовому штемпелю) или день получения инспектором.

«Налоговики» предлагают отсчитывать срок подачи (а значит, и срок проведения камеральной проверки) от даты получения письма сотрудником ведомства, поскольку ранее, чем документы окажутся у них в руках, они просто физически не смогут начать проверку. Стоит заметить, что Налоговый кодекс предписывает вести отсчет дней с даты отправки письма. И еще один нюанс. Налогоплательщику лучше бы проследить за тем, чтобы инспектор на титульном листе указал дату получения пакета, поставил свою фамилию, инициалы и подпись.

Когда завершается проверка?

На вопрос, что считать моментом окончания камеральной проверки, также нет однозначного ответа. Многое зависит от выявленных нарушений. С одной стороны, закон установил строгие временные рамки: срок камеральной проверки должен длиться не более трех месяцев. И это требование соблюдается, если в декларации предпринимателя инспектор не найдет ни одной ошибки. Более того, налогоплательщика даже не поставят в известность, что сотрудники ведомства изучали его документы.

К слову сказать, камеральная проверка может быть завершена и досрочно, если деятельность проверяемого лица не вызывает сомнений и ошибок в его документах нет. О досрочном завершении проверки налогоплательщику также не сообщают.

Если сотрудник налоговой службы обнаружит недочеты или ошибки, он уведомляет об этом налогоплательщика, а срок проведения «камералки» прерывается. Предприниматель в течение 5 дней обязан внести исправления или предоставить объяснения. Как только он подаст исправленный документ, снова начнется отсчет трехмесячного срока. По завершении инспектор составляет акт, в нем и указывает дату окончания проверки.

Что происходит на практике?

Согласно нормам действующего налогового законодательства, во время камеральной проверки инспектор, если он обнаружит информацию, вызывающую сомнения в законности действий предпринимателя, обязан уведомить налогоплательщика о наличии ошибок или спорных моментов и попросить эти ошибки исправить, а спорные моменты разъяснить.

Предприниматель же, если будет не согласен с требованиями инспектора, имеет право выдвигать возражения, то есть защищать свои права. Это должно происходить до того, как руководитель налоговой инспекции примет решение наказать плательщика за обнаруженное правонарушение.

Однако сотрудники налоговой нередко «растягивают» сроки камеральной налоговой проверки и требуют (уже после истечения трехмесячного срока) за выявленные нарушения нести наказание, лишая возможности всё исправить без финансовых потерь.

Налогоплательщики видят в этом нарушение своих прав, но Президиум Высшего Арбитражного суда еще в 2003 г. объяснил: если «налоговики» предъявили свои требования после завершения проверки, это не означает, что эти требования можно игнорировать и не платить начисленные штрафы и пени. Судьи уверены: даже если налоговая завершила проверку позже установленного законом срока, это не является основанием для отмены решений, принятых по результатам «камералки».

Итак, на проведение камеральной проверки отводится три месяца. Отсчет сроков ведется со дня получения налоговой инспекцией отчетной документации налогоплательщика. По результатам этой проверки ведомство принимает решение о ее завершении (плательщика об этом не уведомляют) или о начислении штрафов и пени, если был факт нарушения законодательных норм.