Приказ о согласовании платежей на предприятии. Как эффективнее управлять денежными средствами

Вклады

Управление денежными средствами предприятия - это ежедневный мониторинг и контроль денежных средств с целью сбалансированности притока и оттока финансовых средств.

Управление денежными средствами организации является залогом стабильной платежеспособности. При отсутствии планирования и своевременного контроля за платежами, организация неизбежно сталкиваются со следующими проблемами:

  • задержками зарплаты;
  • увеличением дебиторской задолженности;
  • дефицитом денежных средств (кассовые разрывы);
  • дефицитом собственного оборотного капитала;
  • трудностями привлечения займов и кредитов.

Для оптимизации денежных потоков предприятия нужно создать рычаги управления: прогнозировать и планировать движение денежных средств, осуществлять контроль на этапе оперативного планирования, управлять временно свободными денежными средствами, осуществлять контроль и анализ фактических денежных потоков.

Прогнозирование и планирование движения денежных средств

Управление денежными средствами предприятия включает в себя прогнозирование и планирование движения денежных средств на предприятии. Спрогнозировать необходимую массу денежного потока на предстоящий период позволяет формирование бюджета движения денежных средств в разрезе текущей, финансовой и инвестиционной деятельности.

Бюджет движения денежных средств (БДДС) - это бюджет (план) движения безналичных денежных средств на расчетных счетах и наличных денежных средств в кассе (кассах) предприятия или его структурных подразделений, центров финансовой ответственности (ЦФО), который включает все прогнозируемые поступления и выплаты денежных средств в результате деятельности компании. БДДС составляется на определенный период, например, квартал, месяц, неделю, декаду и т.д.

БДДС используют для того, чтобы обеспечить постоянное наличие денежных средств, которые затем направляются на погашение различных обязательств компании. Кроме того, БДДС помогает эффективно использовать избыток этих средств, когда поступления значительно превышают выплаты в определенном периоде. Таким образом, при составлении БДДС можно избежать "кассовых разрывов", ситуаций с недостатком денежных средств для текущих выплат. Для компенсации «кассового разрыва» финансовый менеджер может запланировать, например, банковский кредит, выпуск облигаций или поступление денежных средств от других операций.

Временно свободные денежные средства могут направляться, например, на банковский депозитный счет и т.д.

Таким образом, БДДС должен обеспечивать наличие оптимального ежедневного остатка (конечного сальдо) денежных средств на протяжении всего периода планирования.

Сбалансированный денежный поток по всем видам деятельности является показателем эффективного планирования денежных средств.

Пример формирования БДДС в WA:Финансист

Возможности «WA:Финансист» в части формирования Бюджета движения денежных средств и контроля платежей на его основании.

БДДС формируется в «WA:Финансист» согласно общей схеме формирования бюджетов, с использованием объекта «Бюджет»:

После утверждения «Бюджета», содержащего статьи оборотов с признаком принадлежности к БДДС, его данные признаются системой автоматически как лимиты платежей для заявок на оплату:

Отражение в форме списка заявок на платеж статуса соответствия БДДС:

Система может автоматически определять, соответствует ли заявка на платеж лимитам БДДС, но принятие решения, что дальше должно происходить с такой заявкой – полностью управленческое. При этом «Финансист» позволяет реализовать разные варианты такого решения:

  • Запретить платеж, превышающий лимиты (например, до их корректировки);
  • Разрешить платеж с сигнализацией о превышении;
  • Отправить платеж по отдельному маршруту согласования – лицам, имеющим право принятия решения о сверхбюджетном платеже:

Контроль на этапе оперативного планирования

Контроль исполнения БДДС осуществляется как на этапе заключения договоров, так и в процессе акцепта заявок на расход, путем предотвращения перерасхода денежных средств, который находится вне рамок утвержденных бюджетов. Контроль синхронности потоков денежных средств осуществляется путем ежедневного формирования платежного календаря. Производится оптимизация денежных потоков предприятия и учет движения денежных средств на предприятии в разрезе расчетных счетов и касс. Балансировка платежного календаря осуществляется путем ранжирования платежей по их приоритетности.

Рисунок 1. Платежный календарь на примере программного продукта «WA: Финансист».

Управление временно свободными денежными средствами

Управление временно свободными денежными средствами заключается в возможности рационального использования свободных денежных средств и инвестирования денежных средств, с целью получения дополнительных источников дохода.

Временно свободные денежные средства могут возникать в компаниях, бизнес которых подвержен сезонности, либо в компаниях, которые стремятся создать определенный резерв для будущих инвестиционных сложений.

Финансовый менеджер может использовать временно свободные средства для получения дополнительного дохода, например, использовать размещение на банковском депозите, вложение в векселя или ценные бумаги. При этом, необходимо учитывать доходность финансового инструмента, уровень риска и ликвидности.

Главной проблемой в процессе управления временно свободными средствами является возможность быстрого извлечения денег из финансового инструмента и вложения их в основную деятельность компании. Наиболее подходящим финансовым инструментом в данном случае может являться банковский депозит. При этом нужно учитывать, что доходность банковского депозита будет наименьшая.

В случае, если у компании появляются более «длинные» свободные средства (на срок до нескольких месяцев), можно использовать вложения в векселя. Необходимо оценить рынок и приобрести векселя наиболее доходных и надежных эмитентов. Часто таким эмитентом может служить обслуживающий банк.

Контроль и анализ

Заключается в регулярном анализе движения денежных средств, выявлении отклонений посредством план-фактного анализа исполнения бюджета движения денежных средств, анализ и работа с дебиторской задолженностью.

Управление денежными средствами на предприятии обеспечивает синхронность платежей на этапе прогнозирования потоков денежных масс и способствует своевременному их перераспределению с целью предотвращения нехватки финансовых ресурсов.

Контроль и анализ денежных потоков удобно осуществлять на базе специализированного финансового продукта, например, «WA: Финансист». Большое количество различных отчетов позволяет проанализировать денежные потоки в различных разрезах. Отчеты системы, построенные на механизмах компоновки данных, дают пользователю возможность самостоятельно настраивать внешний вид отчета, его отборы и группировки. Настройки отчета можно сохранить в виде варианта отчета и использовать совместно с другими пользователями.

Таким образом, эффективность управления денежными средствами организации является залогом успешного функционирования компании, формируя финансовую устойчивость и предотвращая банкротство.

Регламент БДДС (Бюджетирование движения денежных средств) на примере Производства

Целью любого регламента является упорядочивание деятельности участников бюджетного процесса при планировании, анализ и контроль исполнения бюджета движения денежных средств, а так же подробное описание всех значимых составляющих системы. В данной статье будет рассмотрен регламент Бюджетирование движения денежных средств на предприятии, в соответствии с установленными едиными методологическими правилами.

Цели регламента

Регламентом устанавливается состав данных, необходимых для формирования бюджета, порядок их предоставления, принципы учета и обработки плановой и отчетной информации, права и обязанности участников бюджетного процесса.

Ответственность за организацию работы согласно положений Регламента осуществляет Финансовый директор, обеспечивая неукоснительное выполнение регламентированных процедур всеми подразделениями и службами, а так же работниками организации.

Регламент бизнес-процесса «Бюджетирование» обязателен для исполнения всеми указанными в нем службами, его исполнение может служить критерием оценки эффективности работы подразделения.

Функции системы бюджетирования движения денежных средств

К основным функциям системы бюджетирования ДДС относятся:

Для повышения эффективности деятельности системы бюджетирования предусмотрен матричный принцип распределения ответственности посредством организации планирования по горизонтали (по статьям бюджета) и по вертикали (по центрам/субцентрам ответственности).

Методология работы Регламента

Работа Регламента осуществляется в соответствии со следующими блоками.

1. Блок планирование ДДС (годовой план и план месяца)
1.1 Заполнение и проведение бюджетов ЦФО (для месяца: до начала планируемого месяца за 5 дней; для года: ноябрь).
1.2. Оптимизация плана ДДС и устранение кассовых разрывов (для месяца: до начала планируемого месяца за 3 дня; для года: первая неделя декабря).
1.3. Согласование плана ДДС в разрезе ЦФО с их руководителями (для месяца: до начала планируемого месяца за 2 дня; для года: 2-я и 3-я неделя декабря).
1.4. Утверждение генерального, операционных бюджетов ЦФО (для месяца: до начала планируемого месяца за 1 дня; для года: 4-я неделя декабря).

2. Блок платежей и текущего контроля
2.1. Заполнение и проведение реестра входящих платежей. На этом этапе осуществляется также контроль соответствия фактических входящих платежей плану в дневном и месячном разрезе.
2.2. Заполнение реестра исходящих платежей и его проведение. На этом этапе осуществляется также контроль соответствия фактических исходящих платежей плану в дневном и месячном разрезе.

Формирование исходящих реестров платежей проводится на основании заявок на платеж подаваемых в электронной (бумажной) форме

3. Прогнозирование
Прогнозирование представляет собой инструмент предоставления данных, касательно перспектив финансовой ситуации на предприятии на основе планов и фактических тенденций поступления и расходования денежных средств.

Другими словами, это процесс моделирования будущей ситуации на предприятии или фирме, который основан как на плановых, так и фактических показателях.

Механизм прогнозирования основывается на выборе базового периода. Базовый период представляет собой период, при выборе которого, данные с начала месяца (года) по выбранную дату (месяц) включительно берутся по фактическим движениям, далее - от следующего за базовой датой числа (месяца) до конца месяца (года) - по плановым движениям.

Наиболее эффективно за базовую дату брать последний период (дату), по которому факт уже заполнен.
Основная задача прогнозирования месяца - заранее предвидеть возможное снижение остатков денежных средств от плана или наступления кассовых разрывов.

Прогноз года необходимо осуществлять ежемесячно в конце месяца.

4. Контрольный блок
План-факт анализ соответствия планируемых и фактических платежей ДДС. Последовательность, ответственные лица и сроки проведения управленческих операций, указанных в таблице 1:

Таблица 1

Операция

Ответственное лицо

Срок проведения

Документ

Блок «Планирование ДДС»

Заполнение и проведение бюджетов ЦФО

Ответственное лицо ЦФО (см. раздел 2 пункт 2.1.)

Для месяца: до 25-го числа каждого месяца, для года: ноябрь.

Форма «БДДС по ЦФО»

Оптимизация плана ДДС и устранение кассовых разрывов

Экономическая служба

Для месяца: до 27-го числа каждого месяца, для года: 1-я неделя декабря

Форма «БДДС консолидированная»

Согласование плана ДДС (ознакомление с планом) в разрезе ЦФО с их руководителями

Экономическая служба

Для месяца: до 28-го числа каждого месяца;
для года: 2-я и 3-я неделя декабря

Утверждение генерального бюджета

Финансовый директор

Для месяца: до 30-го числа каждого месяца; для года: 4-я неделя декабря

Распечатанные формы бюджетов

Блок «Платежи и текущий контроль»

Заполнение и проведение реестра входящих платежей

Бухгалтер, Коммерческий отдел

Ежедневно, до 10.00

Форма «Реестр Вх.»

Предоставление счетов и прочих документов на оплату (или проведение заявок на оплату ЦФО в электронном виде)

Уполномоченное лицо ЦФО - Бухгалтеру

Ежедневно, до 9.00

Заявка на оплату

Заполнение реестра исходящих платежей

Бухгалтер

Ежедневно, до 10.00

Форма «Реестр Исх.»

Утверждение реестра исходящих платежей

Экономическая служба;
Финансовый директор

Ежедневно, до 11.00

Блок «Контрольный»

Сопоставление плановых и фактических платежей

Экономическая служба

Ежедневно, в течение дня

Запрос начальнику ЦФО по отклонениям бюджета

Экономическая служба

По мере необходимости. При отклонениях от текущего бюджета более 5 %.

Обоснование отклонения от бюджета

Ответственное лицо ЦФО

В течение 4-х часов после поступления запроса

Форма запроса и обоснования в Приложении 2 Регламента

Прогнозирование

Прогноз месяца

Экономическая служба

Прогноз года

Экономическая служба

Ежемесячно, при закрытии планирования месяца

* подписывается приказ на исполнение обязанностей по утверждению реестров и осуществление текущего контроля платежей в отсутствие основного исполнителя (Генерального директора).

Перечень бюджетов предприятия

Основным бюджетом, регламентирующим деятельность предприятия на месяц, является месячный бюджет ДДС (генеральный бюджет месяца).

Основным бюджетом, регламентирующим деятельность предприятия на год, является годовой бюджет ДДС (генеральный бюджет года.

Финансовая структура предприятия использует семь операционных бюджетов.

1. Основным бюджетом является генеральный бюджет движения денежных потоков (по году и по месяцу), составляемый в двух видах:

  • план движения денежных потоков;
  • факт движения денежных потоков.

2. Операционные бюджеты:

Таблица 2

Данные операционных бюджетов формируются как совокупность данных определенных статей ДДС.

Корректировка бюджета

В случае значительного изменения текущей производственной или финансовой ситуации на предприятии Генеральный бюджет месяца (года) может быть скорректирован по одной или нескольким статьям.
Заявка оформляется начальником ЦФО, ответственным за планирование и расходование средств по изменяемым статьям.

Причины корректировки бюджета:

  • перенос денежных средств с одной статьи на другую;
  • изменения результата движения денежных средств по ЦФО (изменения доходной или расходной составляющей).

Открытие планирования осуществляется на срок, указанный в служебной записке.

Оптимизация плана движения денежных средств

Оптимизация плана ДДС может быть следующих видов:

  • первичная оптимизация, проводимая в период утверждения плана ДДС (блок «Планирование»;
  • последующие оптимизации, проводимые после корректировки плана ДДС (блок «Текущая деятельность»).

Основными задачами оптимизации плана ДДС являются:

  1. Устранение кассовых разрывов (недостатка денежных средств для оплаты счетов и прочей задолженности).
  2. Планирование остатков денежных средств и повышение эффективности их использования.
  3. Четкое финансирование запланированных проектов в целях выполнения стратегических планов предприятия.

Оптимизация плана ДДС осуществляется экономической службой.

Анализ исполнения бюджета финансовых потоков

При наличии план-факт отклонений в бюджете месяца ЦФО по статье, превышающее 10%, ответственное лицо (руководитель) ЦФО предоставляет служебную записку с описанием причин отклонений месячного бюджета.

Описание причин отклонений при превышении указанных предельных процентов осуществляется как при перерасходе, так и при экономии по статьям и относится как к доходным, так и расходным статьям.

Общий анализ исполнения бюджета осуществляется посредством план-факт анализа ДДС.

Ошибки в работе казначейства могут дорого стоить компании. Даже малейшая задержка с оплатой заставит кредиторов усомниться в ее финансовой устойчивости. Во избежание всевозможных рисков необходимо регламентировать работу казначейства. Необходимый минимум - положение о казначействе и регламент осуществления платежей.

Положение о казначействе

Прежде чем начать детально прорабатывать последовательность осуществления платежей, формы отчетности и реестров, нужно создать положение о работе казначейства. Этот документ призван закрепить цели и задачи этого подразделения, функции, выполняемые им, а также принципы взаимодействия с другими структурными единицами компании. Несмотря на кажущуюся формальность положения о работе казначейства, оно решит многие проблемы и избавит компанию от внутренних конфликтов (образец Положения о казначействе компании см. ниже).

ОПЫТ ПРАКТИКА
Ирина Харисова, вице-президент и финансовый директор «АБС Холдингс»:
«Создавая положение о казначействе для нашей дочерней компании ОАО «Всероссийский научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт релестроения с опытным производством», мы руководствовались простым правилом: деятельность любого подразделения должна быть регламентирована, чтобы можно было четко разграничить полномочия и ответственность, а таго холдинга. Несмотря на традиционную активную научно-исследовательскую работу ВНИИРа в области релкже упорядочить все процессы, связанные с управлением деньгами. Данное положение стандартно для всех предприятий нашеестроения, компания также достаточно успешно ведет производственную деятельность. По прошлому году их выручка составила более 120 млн долларов.

Каких-то серьезных проблем в работе до введения Положения о казначействе не возникало, во многом благодаря тому, что этот документ появился одновременно с созданием казначейской службы. В противном случае прецеденты не заставили бы себя ждать, конфликты между подразделениями стали бы нормой. Например, казначейство имеет право требовать санкции или предлагать поощрить менеджеров по продажам. Дело в том, что в качестве одного из критериев мотивации для них является своевременное получение денежных средств от заказчиков, чтобы дебиторская задолженность не превращалась в хроническую, тем самым «проедая» всю заложенную в цену прибыль.Так вот, если после отгрузки покупатель задерживает платежи, казначейство предоставляет необходимые данные для снижения бонуса продавца. Почва для конфликта и дальнейшего выяснения отношений на тему, у кого и какие права есть, была бы обеспечена. Положение о казначействе сразу снимает эти и многие другие вопросы».

Регламент платежей

Другой не менее важный документ, который должен быть разработан для казначейства, – регламент исполнения платежей. Обеспечить контроль над всеми платежами – одна из основных задач любого финансового директора (образец Регламента взаимодействия подразделений при проведении безналичных платежей в компании см. далее).

ОПЫТ ПРАКТИКА
Андрей Демидов,
начальник отдела корпоративных финансов компании «Евросеть»:
«У нас матричная структура подчинения. Все филиалы функционально подчиняются головному офису. Отдел корпоративных финансов головного офиса, который в принципе можно называть департаментом казначейства – в этом не будет ошибки – включает следующие подразделения: группа по работе с финансовыми институтами (получение кредитов и эквайринг), группа по обслуживанию кредитных организаций (организация и контроль инкассации, открытие/закрытие р/с),группа казначейства (распределение всех платежей между филиалами и банками), группа по страхованию имущества, группа банк-клиент (отправка платежей, разнесение выписок) и касса.

В филиалах все проще. У финансового директора филиала есть в подчинении финансовый менеджер и операционистки, которые отправляют все платежи и разносят выписки. Все платежи у нас в обязательном порядке согласовываются в головном офисе. Схема прохождения платежей, на мой взгляд, достаточно простая и понятная. У нас есть бюджет движения денежных средств, из которого понятны все предстоящие платежи. Помимо него составляется еженедельный прогноз движения денежных средств в разрезе ЦФО. Каждому подразделению выделяется определенная сумма на неделю в соответствии с бюджетом. Все филиалы с утра собирают данные о выручке, остатках на счетах и присылают в головной офис до 13.00 (отчет называется Daily Cash Flow). Мы видим их предстоящие расходы и знаем, сколько денег они перечислят в головной офис (все свободные средства они направляют в ПО).

Что касается авторизации платежей, то все это происходит в модуле SAP в режиме онлайн. То есть филиалы выставляют заявки, просят их оплатить, мы согласовываем, после чего ставим статус «к оплате». Дальше остается выбрать, с какого расчетного счета мы можем платить (грубо говоря, выбрать, где есть деньги), и выгрузить готовую платежку в систему «банк-клиент». Внедрять SAP мы начали в 2005 году, закончили создание системы электронного визирования платежей во всех филиалах в конце 2007 года.

Образец положения о казначействе

ДОКУМЕНТ С КОММЕНТАРИЯМИ ИРИНЫ ХАРИСОВОЙ, ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТА И ФИНАНСОВОГО ДИРЕКТОРА «АБС ХОЛДИНГС»

УТВЕРЖДАЮ

Генеральный директор ОАО «ВНИИР»
________________ Г.С. Нудельман
«____» ________________2009 г.

ПОЛОЖЕНИЕ О КАЗНАЧЕЙСТВЕ

I. Общие положения
Казначейство является структурным подразделением и подчиняется финансовому директору института.
В своей деятельности казначейство руководствуется Политикой ОАО «ВНИИР» в области качества на текущий момент и на перспективу, настоящим Положением, требованиями государственных нормативных документов.

Компания сертифицирована на соответствие требованиям качества по стандартам ISO. Оговорка о соответствии работы казначейства стандартам качества сделана в том числе для того, чтобы соответствовать правилам сертификации. Более того, один из наших очень крупных клиентов требовал продемонстрировать Положение о казначействе, чтобы быть уверенным в качестве исполнения платежей.

II. Задачи
Организация финансовой деятельности института, направленной на обеспечение финансовыми ресурсами заданий плана, сохранности и эффективного использования основных фондов и оборотных средств, трудовых и финансовых ресурсов института, своевременности платежей по обязательствам в государственный бюджет, поставщикам и учреждениям банков.

Конечно, казначейство в первую очередь отвечает за сохранность и эффективность использования оборотных средств, а именно денег и дебиторской задолженности. Задача обеспечения сохранности и эффективности использования основных фондов, а также трудовых ресурсов, как бы странно ни выглядела, если вдуматься, тоже понятна. Например, произойдет по вине казначейства задержка с выплатой заработной платы, и ни о какой сохранности трудовых ресурсов, а точнее кадров, не будет и речи.

III. Структура
Структуру и штат отдела утверждает генеральный директор по представлению финансового директора.
Распределение обязанностей между работниками отдела осуществляется руководителем казначейства в соответствии с должностными инструкциями и настоящим Положением.

IV. Функции
1. В области финансово-кредитного планирования
1.1. Составление в установленные сроки проектов финансовых планов института со всеми необходимыми расчетами с учетом максимальной мобилизации внутрихозяйственных резервов, наиболее рационального использования основных и оборотных фондов.
1.2. Участие в составлении и представление в установленные сроки кредитных заявок в учреждения банков.

Казначейство именно участвует в составлении и представлении в установленные сроки кредитных заявок в учреждения банков, но не договаривается о кредитах. Весь переговорный процесс с кредитными организациями возложен на головной офис компании «АБС Холдингс». Поэтому задача казначейства – подготовить весь необходимый пакет документации, в срок согласовать его и передать банку.

1.3. Участие в определении потребности собственных оборотных средств по элементам и расчет нормативов оборотных средств.
1.4. Составление плана финансирования централизованных капитальных вложений и плана финансирования капитального ремонта основных фондов.
1.5. Осуществление расчетов по предъявлению претензий поставщикам и подрядчикам и по перечислению экспортной премии.
1.6. Доведение показателей утвержденного финансового плана и вытекающих из него заданий, лимитов, норм и нормативов оборотных средств до отделов, служб, цехов института и осуществление систематического контроля за их соблюдением и выполнением.
1.7. Составление на предстоящий месяц и на внутримесячные периоды оперативных финансовых планов.
1.8. Обеспечение выполнения финансового, кредитного и кассового планов.
2. В области финансово-оперативной работы
2.1. Обеспечение в установленные сроки: платежей в государственный бюджет; уплаты процентов за кредит по краткосрочным и долгосрочным ссудам; выдачи заработной платы работникам института и осуществления других кассовых операций; оплаты счетов поставщиков и подрядчиков за отгруженные материальные ценности, оказанные услуги и выполненные работы в соответствии с заключенными договорами.
2.2. Обеспечение финансированием затрат, предусмотренных планом.
2.3. Оформление испрашиваемых кредитов в соответствии с действующими правилами кредитования и обеспечения возврата полученных ссуд в установленные сроки.
2.4. Предъявление в учреждения банков оформленных в установленном порядке платежных требований, других расчетных документов за отгруженную продукцию, оказанные услуги и выполненные работы; обеспечение своевременного получения документов на отгрузку продукции, выписки счетов и принятия мер к своевременному получению причитающихся с покупателей средств.

Ситуацию с дебиторской задолженностью, помимо менеджеров по продажам, контролирует казначейство. Поэтому для этого подразделения предусмотрены такие функции. И именно казначейство может остановить отгрузки клиентам, если те не платят по своим долгам. Подобная ситуация не так давно имела место. Казначей напрямую связался с вице-президентом и сообщил о несогласии с применяемой политикой отгрузки, которая не соответствовала кризисным условиям. Руководство предприятия не спешило принимать решение об ее изменении. Дальше проблему решала уже головная компания «АБС Холдингс».

2.5. Ведение ежедневного оперативного учета выполнения показателей финансового плана.
2.6. Составление и представление руководству института сведений и справок о ходе выполнения основных показателей финансового плана и о финансовом состоянии.
2.7. Составление и своевременное представление вышестоящей организации, финансовым органам и учреждениям банков установленной оперативной финансовой отчетности.
2.8. Осуществление мероприятий, способствующих ускорению оборачиваемости средств в расчетах.

Предприятия «АБС Холдингс» расположены в разных регионах, что может несколько увеличить время с момента оплаты до зачисления денег на расчетный счет контрагента. Чтобы этого не происходило, казначейство может заранее перечислить деньги на счета московского филиала банка, в котором обслуживается то или иное предприятие, чтобы ускорить расчеты, например, с московскими поставщиками.

2.9. Совместно с отделами и службами института: рассмотрение претензий и санкций, предъявленных покупателями и заказчиками, и разработка предложений по устранению недостатков, вызывающих эти претензии; предъявление претензий (совместно с юридическим отделом) и применение санкций к покупателям, поставщикам и заказчикам; принятие мер (совместно с юридическим департаментом и главной бухгалтерией) по своевременному и полному взысканию дебиторской задолженности с покупателей и других дебиторов.
2.10. Внедрение наиболее целесообразных форм расчетов с покупателями и поставщиками, способствующих своевременности платежей, и обеспечение соблюдения правил ведения этих расчетов.
2.11. Получение, хранение, оперативный учет и выдача наличных денег, ценных бумаг и бланков строгой отчетности в соответствии с Положением о ведении кассовых операций.
2.12. Соблюдение установленного соответствующим банком лимита остатка наличных денег в кассах института и обеспечения полной сохранности денежных знаков.
3. В области контрольно-аналитической работы
3.1. Осуществление контроля: за выполнением показателей финансового, кассового и кредитного планов; за состоянием отгрузки и реализация продукции; за использованием по целевому назначению собственных и заемных оборотных средств в целом по предприятию; за получением наличных денег в учреждениях банков на выплату заработной платы и другие расходы строго в пределах причитающихся сумм, определенных исходя из установленных правил и кассовых планов, утвержденных предприятием, и за соблюдением кассовой дисциплины. По всем вопросам, связанным с осуществлением перечисленных функций, финансовый отдел вносит свои предложения руководству института.
3.2. Осуществление систематического анализа бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности по вопросам, связанным с выполнением финансового, кассового и кредитного планов, соблюдением финансовой и платежной дисциплины; прогнозирование результатов хозяйственно-финансовой деятельности; улучшение использования основных фондов и оборотных средств; выявление и мобилизация внутрипромышленных резервов и дополнительных источников финансирования.
3.3. Участие в организации работы по анализу производственно-хозяйственной деятельности института и определение влияния этой деятельности на финансовые показатели.
3.4. Участие в заключении хозяйственных договоров и принятие финансовых условий.
3.5. Участие в работе по совершенствованию организации и планирования оборотных средств и в осуществлении мероприятий, направленных на ускорение оборачиваемости оборотных средств института.

V. Взаимоотношения казначейства с другими подразделениями и дочерними институтами
1. С руководством института
Получает: планы по корректировке стратегии института, согласованные и утвержденные бюджеты. Предоставляет: оперативные данные управленческого учета, проекты регламентов и бюджетов, результаты финансового анализа и прогнозирования.
2. С департаментами
Порядок получения счетов и прохождения заявок на оплату подробно изложен в регламенте осуществления платежей.

VI. Права
1. Требовать от подразделений института представления материалов (данных анализа хозяйственной деятельности бухгалтерского, статистического и оперативного учета и т. д.), необходимых для осуществления работы, входящей в компетенцию казначейства.
2. Контролировать финансовую деятельность подразделений института и давать их руководителям рекомендации по организации и ведению финансовой работы.
3. По результатам хозяйственной деятельности давать предложения руководству института о применении санкций и о поощрениях по отношению к отдельным работникам и подразделениям института.

Казначейство не принимает единоличных решений о премировании или депремировании менеджеров по продажам, допустивших возникновение просроченной дебиторской задолженности. Тем не менее именно это подразделение может наложить свое вето на выделение премий «нерадивым продажникам». Бывают и обратные ситуации, когда казначейство инициирует выплату дополнительных бонусов тем специалистам отдела продаж, клиенты которых платят регулярно и точно в срок.

4. По уполномочию руководства института распоряжаться финансовыми ресурсами и подписывать (первой подписью) денежные, платежные, расчетные, кредитные и другие финансовые документы, с соблюдением действующего законодательства, правил договоров, инструкций, а также утвержденных планов, смет и согласованных реестров на оплату.
5. Представлять предприятие в финансовых, кредитных и других организациях по финансовым вопросам.
6. Визировать все документы, связанные с финансовой деятельностью института (планы, сметы, отчеты, договоры, приказы, распоряжения и др.).

Любой значимый контракт или иной документ, с которым в будущем будут связаны денежные потоки компании, должен пройти согласование в отделе казначейства. Без этого не будет полноценного контроля над расходованием средств.

7. Указания финансового отдела в пределах функций, предусмотренных настоящим Положением, являются обязательными к руководству и исполнению подразделениями института.

VII. Ответственность
1. Всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения возложенных настоящим Положением на отдел казначейства задач и функций, а также за реализацию Политики ОАО «ВНИИР» в области качества несет начальник казначейства.
2. Ответственность за обеспечение выполнения документально оформленных требований системы менеджмента качества ОАО «ВНИИР», Руководства по качеству несет начальник казначейства.
3. Степень ответственности других работников устанавливается должностными инструкциями.

Пример регламента платежей

ДОКУМЕНТ С КОММЕНТАРИЯМИ АНДРЕЯ ДЕМИДОВА, НАЧАЛЬНИКА ОТДЕЛА КОРПОРАТИВНЫХ ФИНАНСОВ КОМПАНИИ «ЕВРОСЕТЬ »

КОМПАНИЯ ЕВРОСЕТЬ

Исполнитель: Редакция: от 28.02.08
Страниц всего: 10 Утверждено: Приказ № О-0261 от 28.02.2008
Статус: Действующий

1. Термины и определения и сокращения
1.1. Поставщик товара – поставщик телефонов, аксессуаров и портативной техники.
1.2. Заявка – заявка на безналичный платеж или заявка на получение денежных средств на командировку.
1.3. ГО – Головной офис.
1.4. СГБ – служба главного бухгалтера.

2. Назначение
2.1. Настоящий Регламент определяет сроки, порядок действий и ответственность сотрудников Компании при проведении безналичных платежей.

3. Применение
3.1. Регламент обязателен для применения всеми сотрудниками Компании.

4. Оформление и подача заявки на безналичный платеж
Для проведения безналичного платежа инициатор платежа в ГО/в Филиале:
4.1. Оформляет зая вку на безналичный платеж (далее заявка) (Приложение 1).

4.2. Прикладывает к заявке копии первичных документов, подтверждающих необходимость проведения платежа:
– предоплата – счет;
– оплата по факту выполненных работ, услуг – акт выполненных работ, услуг/накладная;
– при первом платеже по новому договору дополнительно необходима копия договора, а при первой оплате строительно-ремонтных работ – смета.
4.3. Передает заявку с первичными документами бюджетному контролеру в Головном Офисе/ответственному лицу в Филиале в соответствии с Приказом об утверждении списка ответственных лиц Компании.
4.4. Сроки передачи и прохождения всех заявок на безналичный платеж, кроме заявок по платежам поставщикам товара указаны в (Приложении 2).

Если говорить в самых общих чертах, то в среднем на прохождение платежа отводится два дня максимум. В отношении поставщиков мы стараемся действовать более оперативно, чтобы не испортить партнерские отношения. Платеж уходит в тот же день, когда подана заявка. Стоит отметить, что в головном офисе в день оплачивается порядка 500 заявок.

4.5. Сроки подачи и прохождение заявок на безналичный платеж по оплате поставщикам товаров указаны в Приложении 3.

5. Этапы утверждения заявки на безналичный платеж
5.1. После получения заявки от инициатора бюджетный контролер в ГО/ответственное лицо в Филиале:
5.1.1. Проверяет правильность оформления заявки.

Довольно часто встречаются ошибки в реквизитах контрагентов – где-то около 1–3 процентов от всех поданных заявок на платеж. Также на начальной стадии отсеиваются заявки, неверно заведенные по бюджетным статьям.

5.1.2. Проверяет наличие первичных документов к заявке.
5.1.3. Проверяет соответствие реквизитов контрагента в первичных документах и в учетной системе.
5.1.4. Проверяет возможность оплаты поданной заявки из средств бюджета.
5.1.5. Возвращает инициатору платежа заявку и первичную документацию и информирует его о причинах, если:
– заявка оформлена неправильно;
– к заявке приложена не вся первичная документация;
– если реквизиты контрагента в первичной документации не соответствуют реквизитам контрагента, указанным в учетной системе;
– в бюджете нет денежных средств для оплаты поданной заявки.

Оплата блокируется до следующего месяца, но бывают и исключения, в зависимости от важности платежа. И если выплата критически важна, то есть несколько вариантов действий: первый – взять деньги из бюджета следующего периода, а второй – по согласованию с вице-президентами соответствующих подразделений перекинуть средства из другой статьи бюджета.

5.1.6. Визирует полученную заявку.
5.1.7. Отражает в бюджете данные, указанные в заявке.
5.1.8. Передает заявку с первичными документами сотруднику Группы Казначейство ГО/бюджетному контролеру Филиала.
5.1.9. По российским поставщикам товара – организует хранение заявок с приложенными копиями первичных документов.
5.2. После получения заявки от бюджетного контролера в ГО/ответственного лица в Филиале сотрудник Группы Казначейство ГО / бюджетный контролер Филиала:
5.2.1. Проверяет правильность внесения данных заявки в бюджет.
5.2.2. При обнаружении ошибок информирует об этом бюджетного контролера в ГО/ответственное лицо в Филиале.
5.2.3. В случае недостатка денежных средств в бюджете блокирует платеж и информирует инициатора платежа и бюджетного контролера в ГО/ответственное лицо в Филиале о причине блокировки.
5.2.4. Передает заявки, кроме заявок по платежам, поставщикам товара, по реестру на подпись главному бухгалтеру юридического лица в ГО/в Филиале.
5.2.5. Забирает завизированную или заблокированную заявку с первичными документами у главного бухгалтера юридического лица в ГО/в Филиале по реестру. Факт блокировки заявки указывается в реестре.
5.2.6. В случае отклонения заявки главным бухгалтером юридического лица в ГО/в Филиале информирует инициатора и бюджетного контролера в ГО/ответственное лицо в Филиале о причине отклонения.

Случаи отклонения заявки главным бухгалтером в последнее время большая редкость, и все же бывают. Как правило, это происходит из-за того, что к заявке не приложена необходимая первичная документация, например оригинал договора.

5.2.7. Организует хранение заблокированных заявок до возможности совершения оплаты, но не дольше 1 рабочего дня. По истечении указанного срока возвращает заблокированную заявку бюджетному контролеру в ГО/ ответственному лицу в Филиале.
5.2.8. Передает заявки, в том числе по иностранным поставщикам товара, по которым возможно совершить оплату, с первичными документами начальнику Группы Казначейство ГО/Финансовому директору Филиала.
5.3. Начальник Группы Казначейство ГО/Финансовый директор Филиала:
5.3.1. Проверяет заявку на соответствие требованиям Положения о контрактной политике Компании.
5.3.2. Информирует бюджетного контролера в ГО/ответственное лицо в Филиале и возвращает инициатору заявку с первичной документацией, если заявка не соответствует требованиям Положения о контрактной политике Компании.
5.3.3. Ранжирует по приоритету платежей заявки, поступившие за день.

Приоритет платежа зависит от важности и срочности. Жестко формализованной процедуры определения приоритета нет.

5.3.4. Определяет заявки, подлежащие оплате в ближайший рабочий день. Остальные заявки оплачиваются на следующий рабочий день при наличии денежных средств.
5.3.5. Передает заявки, подлежащие оплате, с первичной документацией сотруднику Группы Казначейство ГО/Финансового департамента Филиала.
5.4. После получения заявок на оплату сотрудник Группы Казначейство ГО/Финансового департамента Филиала:
5.4.1. Для каждой заявки определяет банк оплаты.

Банк, из которого будет осуществлен платеж, определяется довольно просто. Утром в головном офисе уже есть сведения об остатках средств на всех счетах. Соответственно платеж уходит с того расчетного счета, на котором достаточно средств.

5.4.2. Передает заявки с первичной документацией в Группу Банк ГО/Филиала.

6. Оплата заявки на безналичный платеж
Сотрудник Группы «Банк» ГО/Филиала:
6.1.1. Проводит платежи на оплату по заявкам, полученным из Группы Казначейство ГО/Финансового департамента Филиала.
6.1.2. Организует хранение оплаченных заявок и первичной документации к ним в соответствии с Порядком работы Архива.

7. Особенности проведения безналичных платежей в ГО и в Филиалах, работающих в системе SAP R/3
7.1. Бюджетный контролер в ГО/ответственное лицо в Филиале дополнительно к п. 2.1. заносит заявку, полученную от инициатора, в систему SAP R/3 согласно Инструкции «Заявки на оплату».
7.2. Все этапы утверждения заявки фиксируются в системе SAP R/3 согласно Инструкции «Работа с отчетом ZZLSPR».
7.3. Конечным этапом прохождения бумажных заявок являются:
7.3.1. Все заявки, кроме заявок по платежам поставщикам товара – утверждение заявки главным бухгалтером юридического лица. Главный бухгалтер юридического лица организует хранение заявок и первичной документации к ним в соответствии с Порядком работы Архива.
7.3.2. Заявки по платежам российским поставщикам товара – утверждение заявки бюджетным контролером ГО/Ответственное лицо Филиала. Бюджетный контролер в ГО/ Ответственное лицо в Филиале организует хранение заявок по российским поставщикам товара с копиями первичной документации к ним в соответствии с Порядком работы Архива.
7.3.3. Заявки по платежам иностранным поставщикам товара – проходят все этапы утверждения: от бюджетного контролера в ГО/ответственного лица в Филиале до Группы банк ГО/Филиала, кроме п. 5.2.4., 5.2.5. Все филиалы с утра собирают данные о выручке, остатках на счетах и присылают в головной офис до 13.00 (отчет называется Daily Cash Flow).

"Консультант", 2012, N 11

Для эффективного управления финансовыми потоками и четкого контроля за движением денежных средств необходимо специальное подразделение - казначейство. Многие крупные компании уже создали такие департаменты. Мы расскажем, как экономно организовать казначейство на малом или среднем предприятии.

Каждой компании приходилось сталкиваться с проблемой нехватки денежных средств: на счетах пусто, а требования кредиторов гасить надо. Как исправить ситуацию? Одни предприятия в этом случае повышают цены, другие прекращают инвестиционную деятельность.

Однако и то и другое чревато неблагоприятными последствиями для бизнеса. Ведь высокие цены грозят потерей конкурентоспособности, а отказ от инвестирования замедляет развитие компании.

Поэтому, для того чтобы исключить возможность возникновения кассовых разрывов и избежать негативных эффектов, требуется нечто другое. А именно качественно построенная и хорошо работающая система управления денежными средствами. Иными словами казначейство.

Функции и задачи казначейства

Основная функция казначейства - управление финансовыми потоками. Это предполагает планирование необходимого объема денежных средств в каждый момент времени и выявление периодов, когда возможен их недостаток или избыток. Управление финансовыми потоками позволяет рационально использовать ресурсы предприятия и избегать кризисных ситуаций.

Казначейство является частью финансового менеджмента, цель которого - постоянное повышение рыночной стоимости компании.

К оперативным целям казначейства можно отнести обеспечение потребностей компании в денежных средствах и оптимизацию денежных потоков. Каждая из этих задач требует внимания и определенных усилий.

Для того чтобы потребности предприятия в денежных средствах были удовлетворены, необходимо следующее:

  • поддержание оптимального размера запаса денежных средств по центрам учета;
  • устранение кассовых разрывов;
  • анализ доступности денежных средств.

Оптимизация денежных потоков должна включать следующие элементы:

  • использование системы KPI и контроль KPI;
  • календарное (понедельное) планирование денежных средств и план-фактный анализ календарного плана;
  • осуществление платежей в рамках бюджетных лимитов;
  • контроль платежей (согласование каждой заявки на расход денежных средств) и осуществление платежей в рамках бюджетных лимитов;
  • контроль за исполнением обязательств по договорам и управление дебиторской задолженностью.

Бюджет движения денежных средств

Одним из основных инструментов казначейства, который позволяет решать перечисленные задачи, является бюджет движения денежных средств (БДДС). Составление такого бюджета дает возможность спрогнозировать чистый денежный поток по видам деятельности: операционной, финансовой и инвестиционной.

Формируется БДДС, как правило, на достаточно длительный период (месяц, квартал) и в казначействе играет роль бюджетного лимита.

Составление БДДС обычно проходит в три этапа. На первом определяются объемы поступлений и выплат, на втором - объемы и структура внешнего финансирования. На третьем этапе происходит корректировка БДДС с целью обеспечения минимально необходимого остатка денежных средств.

Следует отметить, что для группы компаний важно, чтобы БДДС формировался как по каждому отдельно взятому предприятию, так и консолидированно. При этом форма бюджета должна быть унифицирована для всех предприятий структуры, иметь единую классификацию статей БДДС с учетом специфики всех лиц, входящих в холдинг, и единую структуру самого бюджета. Это позволит руководству анализировать и сравнивать финансовое состояние удаленных подразделений и принимать взвешенные решения о перераспределении свободных денежных средств между ними.

Календарь и заявки

Платежный календарь - инструмент казначейства, который позволяет прослеживать динамику платежей и оперативно синхронизировать поступления и выплаты, обеспечивая соблюдение приоритетов платежей.

С помощью платежного календаря можно определить приход и расход денежных средств, а также их остаток на начало и конец отчетного периода с детализацией до дня.

Система согласования и утверждения платежей выглядит следующим образом: сотрудник составляет запрос на поступление или выплату денежных средств, в котором содержится информация о цели расхода, получателе и дате операции. Ответственные лица рассматривают заявку, оценивая обоснованность суммы и даты платежа и проверяя ее на соответствие бюджетным лимитам.

В случае необходимости может быть принято решение об оплате сверхлимитных платежей или сроках переноса оплаты. После согласования и утверждения заявки осуществляется перечисление денежных средств.

Данный механизм является одним из самых эффективных способов контроля расходов и предотвращения нерационального использования денежных средств. Кроме того, заявки удобно использовать для формирования платежного календаря, реестра платежей на следующий банковский день и создания платежных поручений.

Определение приоритетности платежей

В повседневной практике возможно возникновение ситуаций, когда сумма заявок в определенный день превысит доступный объем платежных ресурсов. Именно с такими ситуациями помогает справляться механизм приоритетности платежей.

Для того чтобы установить приоритетность платежей, нужно последовательно выполнить несколько шагов.

Во-первых, требуется определить перечень статей расходов и их статус. По статусу статьи делятся (в большинстве случаев) на три группы:

  • статьи, которые должны оплачиваться в первую очередь. Например , налоговые отчисления, расчеты с банками;
  • статьи, оплачиваемые во вторую очередь. Например , затраты на приобретение материалов и комплектующих, арендная плата;
  • статьи, платежи по которым осуществляются только после того, как исполнены платежи по первой и второй группам. Например , расходы на хозяйственные нужды компании.

Во-вторых, необходимо определить значимость контрагента для компании. В первую очередь должны оплачиваться счета, выставленные стратегическими партнерами, в долгосрочном сотрудничестве с которыми компания наиболее заинтересована.

Третьим шагом станет определение статуса договора. С одним и тем же контрагентом может быть заключено несколько договоров, а договоры эти не всегда равнозначны. Поэтому в условиях дефицита средств целесообразно определить приоритеты исполнения договоров, в соответствии с которыми будут оплачиваться выставленные счета.

В результате компания получит список статей с заранее установленными приоритетами и проранжированный список контрагентов и договоров. Это позволит оптимизировать платежный календарь, принимать решения о том, в какой последовательности целесообразно выполнять платежи, какие платежи можно отложить, а какие - нет.

При этом ответственным сотрудникам не придется каждый раз привлекать специалистов других отделов, чтобы определить приоритет отдельно взятой заявки. А это, в свою очередь, позволит сэкономить время работников и положительно скажется на взаимодействии подразделений.

Кому нужно казначейство?

Еще один важный инструмент системы управления финансами - нормирование остатков денежных средств. Норматив позволяет определять дефицит или избыток платежных средств и принимать решения по распоряжению ими в краткосрочной перспективе с целью получения максимального эффекта.

Все эти инструменты взаимосвязаны и вместе составляют единую систему, эффективность которой можно контролировать с помощью ключевых показателей.

Малому предприятию, для того чтобы оценить целесообразность внедрения системы казначейства, необходимо сравнить ожидаемый экономический эффект с предстоящими расходами на внедрение. А вот для крупной компании казначейство может оказаться спасательным кругом в кризисной ситуации.

Задуматься о внедрении казначейства необходимо в следующих случаях:

  • если происходит увеличение количества контрагентов;
  • предприятие имеет сложную организационную структуру;
  • растут обороты, увеличивается количество казначейских операций и т.п.;
  • предприятие ведет разноплановую деятельность.

Почему снижается эффективность?

Часто в компаниях функции казначейства выполняют различные подразделения. Например , финансовый директор утверждает отчетность, планово-экономический отдел планирует движение денежных средств, бухгалтерия отвечает за взаимодействие с банком.

Однако для достижения максимального эффекта от внедрения системы казначейства этого недостаточно. И связано это с различными факторами. В частности, для казначейства принципиально важно в каждый момент времени видеть реальный остаток денежных средств на расчетных счетах. Тогда как бухгалтерия проводит платежки только после получения подтверждения на бумажном носителе, что может занять несколько дней. В результате эффективность работы снижается.

Кроме того, проблемы могут возникнуть из-за неправильно построенной организационной структуры. Например , когда подразделение, отвечающее за договорные отношения или предоставляющее информацию о дебиторской и кредиторской задолженности, не подчиняется напрямую финансовому директору. В результате мотивация у подразделений разная, а эффективность управления финансами падает.

За управление денежными средствами должно отвечать отдельное специализированное подразделение, подчиняющееся напрямую финансовому директору. К функциям этого отдела будет относиться оперативное управление финансовыми потоками, основанное на организации взаимоотношений с банками, страховыми компаниями, различными фондами и другими финансовыми институтами.

Создание системы казначейства

Прежде чем начать работы по внедрению, необходимо определить цели и требования к системе, сроки и бюджет проекта, а также назначить ответственного.

Следующий шаг - это создание единой методологии управления денежными средствами компании. При этом методика учета и набор мероприятий для разных предприятий могут сильно отличаться.

Например , в маленькой фирме выполнять функции казначея и утверждать заявки на расход денежных средств может главный бухгалтер. В таком случае будет достаточно разработать форму заявки и БДДС.

Холдингу для организации централизованного казначейства потребуется более широкий набор мероприятий. Нужно будет определить денежные потоки с внешними контрагентами и расчеты внутри группы, назначить казначея для каждого юридического лица, разработать алгоритм согласования платежей, механизм консолидации БДДС и т.п.

Перед тем как приступить к разработке методологии, целесообразно составить план мероприятий. Это поможет контролировать работу по созданию методики, своевременно подключать к процессу различных сотрудников компании. Коротко план мероприятий выглядит так:

  • анализ текущих бизнес-процессов движения денежных средств;
  • описание будущих бизнес-процессов компании;
  • определение центров финансовой ответственности;
  • построение бюджета движения денежных средств;
  • разработка процедуры согласования заявок и печатных форм;
  • создание методики финансового планирования;
  • формирование регламента выполнения казначейских функций;
  • разработка методики оценки эффективности системы казначейства.

Количество мероприятий может быть сокращено. Если, например, в компании уже применяется система бюджетирования, то финансовая структура определена, а БДДС разработан.

Результаты

Первым результатом создания методики станет документ "Описание текущих бизнес-процессов движения денежных потоков".

Основным итогом создания системы будет единый документ "Регламент выполнения казначейских функций". В него войдут все разработанные формы, процедуры и методики. В соответствии с этим документом будет осуществляться весь процесс казначейской деятельности в компании.

Еще одним результатом создания методики станет документ "Альбом печатных форм". Печатные формы и бланки являются частью регламента, но их все же рекомендуется хранить отдельно для удобства пользователей.

Итоговый результат создания методики - документ "Методика оценки эффективности системы казначейства". Он тоже включается в регламент, но использоваться будет уже для оценки эффективности самой методики.

Итак, для каждой компании необходим свой набор мероприятий. Существует много нюансов, которые следует учитывать при формировании методики.

Поэтому важно, чтобы разработкой занимались квалифицированные специалисты, имеющие практический опыт в данной области. А результатом станет упорядоченная и эффективная работа казначейства, которая позволит предприятию получить оптимальный эффект от управления денежными средствами.

О.Федькина

Руководитель

отдела проектов

компании "1С: Бухучет и торговля"