Страны добывающей промышленности. Современное производство

Мотивация

Промышленность - это ведущие отрасли материального производства; предприятия, занятые добычей сырья, производством и переработкой материалов и энергии, изготовлением машин. Существует большое количество групп отраслей промышленности, выделяемых по разным признакам: по назначению выпускаемой продукции, по используемому сырью, технологии производства. Основными из них являются добывающая и обрабатывающая отрасли.

Отрасли промышленности иногда различают по другому принципу:

тяжелая промышленность: добывающая, часть производств машиностроения, химической промышленности, энергетическая, металлургическая, стройматериалов;

легкая промышленность: все виды легкой, пищевой и др.

Каждая из отраслей и производств промышленности характеризуется разной степенью капиталоемкости, трудоемкости, материалоемкости, энергоемкости, водоемкости, наукоемкости. Они могут быть даже внутри одной отрасли очень разными для отдельных производств (например, в химической промышленности материалоемкими являются добыча химического сырья, производство минеральных удобрений, многих видов кислот и щелочей, а другой полюс представляют нематериалоемкие: парфюмерно-косметическая, фармацевтическая, фотохимическая, производство реактивов и т.д.).

Исторический экскурс. Роль промышленности постоянно возрастала по мере развития капитализма, особенно в период промышленной революции конца XVIII-XIX вв., когда происходило интенсивное развитие горнодобывающей промышленности, строительство новых заводов и фабрик, наращивание производственных мощностей, рост потребления энергии всех видов и, как следствие этого, резкое обострение экологических проблем. Промышленная революция характеризовалась изобретением парового двигателя, массовым производством текстиля, строительством железных дорог, изобретением телеграфа и т.д. Быстрый рост промышленности в конце XIX и первой половине XX в. превратил ее в главную отрасль материального производства по величине стоимости продукции (по этому показателю промышленность превосходила сельское хозяйство к 1950 г. в 2 раза, а к концу XX в. в 7-8 раз). Сельское хозяйство было и остается ведущей отраслью хозяйства в странах, не прошедших процесс индустриализации. В развитых странах сельское хозяйство и добывающие производства оставались ведущими до тех пор, пока не произошли промышленные революции (в большинстве из них до начала XX в.).

В начале XXI в. наибольшая в мире доля промышленности - на уровне 50-60% ВВП характерна для развивающихся стран, обладающих запасами полезных ископаемых мирового значения, на основе которых развивается экспортоориентированная добывающая промышленность и для некоторых стран с переходной экономикой. Поиски альтернативных видов энергии, интенсификация производства, снижение его энергоемкости, а главное, приоритетное развитие сферы услуг привели к постепенному снижению доли промышленности в экономически развитых странах до уровня 20-40%. Эта тенденция характерна и для начала XXI в.: доля промышленности в ВВП развитых стран Запада уменьшится до 15-20% в 2020 г. против 23% в 2000 г.

По данным ЦРУ США, в мировой экономике в целом промышленность составляла в 2009 г. 30,6% мирового валового продукта, сфера услуг - 63,4%, а на долю сельского хозяйства и добывающих производств приходилось 6%.

Добывающая промышленность. В состав добывающей промышленности входят отрасли, в которых осуществляется процесс добычи сырья и топлива из земных недр, лесов и водоемов (горнодобывающая, нефтедобывающая, угольная и др.).

Добывающая промышленность (включает:

■ получение электроэнергии;

■ все отрасли горнодобывающей промышленности;

■ лесозаготовку, лесные промыслы;

■ охоту, рыболовство, добычу морского зверя. Иногда лесозаготовку и лесные промыслы рассматривают вместе с деревообработкой, выделяя лесную и деревообрабатывающую промышленность.

Основные предприятия добывающей промышленности: в электроэнергетике - электростанции; в горнодобывающей промышленности - карьеры, рудники, разрезы, шахты, прииски; в лесозаготовках - леспромхозы; в охотничьем и рыболовецком промыслах - охотничьи, рыболовецкие, зверобойные хозяйства и артели. Это - самая материалоемкая отрасль мировой индустрии, дающая ежегодно несколько десятков миллиардов тонн разнообразных полезных ископаемых и большое количество руд черных и цветных металлов, строительных материалов (песка, глины, сырья для цементной промышленности и т.д.). При этом количество добытых полезных ископаемых в начале XXI в. удвоилось по сравнению с 1970 г. Однако стоимость продукции добывающей промышленности составляет всего около 10% мировой индустрии, так как цена добываемого сырья в большинстве случаев невелика. На разработку карьеров и добычу полезных ископаемых приходится менее 1% валового мирового продукта. Потребление полезных ископаемых также сконцентрировано в нескольких регионах мира. США, Канада, ЕС, Япония, Австралия в которых живет 15% населения планеты, вместе потребляют большую часть металлов, производимых в мире: около 61% алюминия, 60% свинца, 59% меди, 49% стали. Показатели потребления на душу населения также в пользу развитых стран: в США на душу населения приходится 22 кг алюминия, в Индии - 2 кг, в Африке - 0,7 кг.

В составе добывающей промышленности около 75% общего объема производства приходится на горнодобывающие отрасли. Она обладает повышенной фондоемкостью и энергоемкостью - на ее долю приходится 1/5 всех производственных основных фондов, т.е. столько, сколько имеет машиностроение, и в два раза больше, чем химическая и нефтехимическая промышленность. На добычу и обогащение полезных ископаемых ежегодно расходуется 7-10% мировой добычи нефти, газа, угля, производства электроэнергии. Именно поэтому горнодобывающая промышленность оказывает отрицательное воздействие на экологию. В начале XXI в. во всем мире было добыто более 900 млн т металлов, после которых осталось 6 млрд т пустой породы. При этом количество отходов продолжает возрастать, так как снизилось процентное содержание металлов в некоторых рудах. Так, на одно золотое обручальное кольцо приходится 3 т отходов.

Таблица 10.1. Горнодобывающая промышленность в мировой экономике (в начале XXI в.)

Улучшить ситуацию в горнодобывающей промышленности может производство металлов из вторичного сырья, поскольку оно менее энергоемко, чем из руд. Но для некоторых металлов уровень переработки не только не возрастает, но продолжает снижаться.

Обрабатывающая промышленность. К этой группе относятся отрасли, занимающиеся переработкой сырьевых материалов. В зависимости от исходного сырья обрабатывающая промышленность подразделяется на отрасли, перерабатывающие сырье промышленного происхождения (производство черных, цветных металлов и др.), и отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье (мясная, сахарная, хлопчатобумажная и др.).

Цифры и факты. Доля меди в мировом производстве, полученная после вторичной переработки, составляет всего лишь 13% в начале XXI в., в то время как этот показатель в 1980 г. был 20%. Только 4% цинка в мире производится из переработанного сырья.

По целевому назначению продукции обрабатывающая промышленность делится на основные отрасли: машиностроение, химическую, легкую промышленность и агропромышленный комплекс.

Таблица 10.2. Обрабатывающая промышленность

Отрасли обрабатывающей промышленности составляют основу так называемой тяжелой индустрии. На их долю приходится примерно 90% общего объема продукции промышленности в мировой экономике. Специализированные отрасли, сходные между собой по назначению производимой продукции (например, отрасли топливной промышленности), общности используемого сырья (например, отрасли машиностроения) или по характеру технологии (например, отрасли химической промышленности), группируются в так называемые комплексные отрасли: тяжелая промышленность (топливная, электроэнергетика, черная и цветная металлургия, машиностроение и металлообработка, строительные материалы и т.д.) и легкая промышленность: текстильная, швейная, кожевенная, меховая и обувная; перерабатывающие отрасли АПК (пищевая, мясная и молочная, рыбная, лесная).

Обрабатывающая промышленность дает подавляющую часть вырабатываемой в мире продукции как по стоимости, так и по ее видам.

Ведущей среди них является машиностроение (около 40% стоимости мировой промышленной продукции). Ему значительно уступают химическая и пищевая промышленность (примерно по 15%), легкая и группа отраслей по переработке древесины -деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная (9-10%), и замыкают список металлургия и электроэнергетика (по 5-7%). Таким образом, большинство отраслей обрабатывающей промышленности превосходит по стоимости продукции всю добывающую промышленность.

Машиностроение. Важнейшей отраслью потребления черных и цветных металлов является машиностроение, в которое входят: общее машиностроение, специализирующееся на выпуске производственного оборудования; транспортное машиностроение; электротехническая и электронная промышленность; приборостроение; производство вооружения и военной техники и ряд других отраслей. Иногда в него включают и производство металлоизделий. Со времени первой промышленной революции XVIII-XIX вв. эта отрасль играет ключевую роль во всем хозяйственном развитии человечества. Ее доля в общем объеме промышленного производства возрастает, в продукции обрабатывающей промышленности развитых стран она составляет обычно от 1/3 до 2/5 и более (доля общего - до 37%; транспортного - до 35%; электротехники - до 30%). Ожидается, что к 2020 г. машиностроение составит почти половину промышленного производства данных стран.

Исторический экскурс. Создание отдельных специализированных отраслей машиностроения: производство локомотивов, станков, горно-шахтного и металлургического оборудования относится еще к первой половине XIX в. На рубеже XIX и XX вв. было положено начало развитию таких отраслей как автомобильная, электротехническая, приборостроение и др. До Первой мировой войны в мировом машиностроении лидировала Западная Европа, по производству продукции машиностроения она превосходила США более чем в 2 раза. Вторая мировая война резко изменила расстановку сил в мировом машиностроении. Позиции лидера безоговорочно заняли США и удерживали их на протяжении всей второй половины прошлого века, тогда как машиностроение наиболее пострадавших в войне стран Западной Европы лишь к середине 1950-х гг. постепенно восстановило свои позиции, однако к концу XX в. на их долю приходилось в среднем лишь 19% мирового машиностроительного производства.

Машиностроение лидирует по стоимости продукции в развитых странах: на отрасль приходится до 35-40 % всей стоимости промышленной продукции и до 1/3 всех работающих в индустрии.

Она является самой наукоемкой отраслью современной индустрии, все достижения НТП внедряются, прежде всего, в этой отрасли. Ассортимент видов и типов продукции машиностроения насчитывает несколько миллионов наименований. Ни одна страна в мире не может вырабатывать такое количество изделий.

Машиностроение определяет не только отраслевую структуру промышленности, но и ее размещение. Во-первых для него характерно углубление специализации производства и расширение его масштабов. Именно машиностроение занимает лидирующие позиции по использованию ЭВМ и другой электронной техники. Поэтому производства продукции наукоемких отраслей машиностроения все более ориентируется на районы, обладающие высокоразвитой научной базой. Во-вторых, выпуск машиностроительной продукции требует гораздо больших затрат рабочего времени, чем в других отраслях, поэтому высока трудоемкость отрасли. В-третьих, достаточно высока металлоемкость отрасли, поэтому предприятия машиностроения часто ориентируются на ее центры, хотя в эпоху НТР ориентация заводов на металл значительно снизилась за счет увеличения трудоемкости и наукоемкости отрасли. В-четвертых, стадии производства машиностроительной продукции осуществляются, как правило, на отдельных специализированных предприятиях - велика роль специализации и кооперирования, вследствие этого приобретает исключительное значение транспортный фактор. В-пятых, вследствие специфики многих предприятий машиностроения (например, выпускающих комбайны или оборудование для горнодобывающей промышленности и т.п., которые сложно транспортировать), многие из них ориентируются на потребителя.

На протяжении XX в. объем продукции мирового машиностроения увеличился примерно в 100 раз, в США - почти в 300 раз, В Западной Европе - в 33 раза, в Японии - в 5500 раз. Еще одно перераспределение сил в мировом машиностроении имело место в последней четверти XX в., когда резко увеличившая объемы машиностроительного производства Япония, а вслед за ней и некоторые страны Тихоокеанского региона заметно потеснили позиции и Западной Европы, и США.

В 2008-2009 гг. в связи с мировым экономическим кризисом рост мировой промышленной продукции, по данным ЦРУ США, впервые за много лет составил отрицательную величину (-2,7% в 2009 г.).

Быстрый рост машиностроения во всех ведущих странах мира в значительной мере был обусловлен ростом капиталовложений. В результате этого оказалась возможной не только существенная интенсификация традиционной техники и технологии, но, что не менее важно, форм и методов организации машиностроительного производства. Лидируют в мировом машиностроении США, Япония и Германия. В этих странах выпускается наиболее разнообразная продукция. В состав первой десятки входят также Франция, Великобритания, Италия, Испания, обладающие весьма широкой номенклатурой машиностроения, Китай, Канада и Бразилия.

На экономической карте мира можно также выделить четыре машиностроительных региона. Первый - Северная Америка, где производится большая часть мировой машиностроительной продукции. Второй - зарубежная (по отношению к СНГ) Европа, который производит главным образом массовую машиностроительную продукцию, в нем высоко развиты также некоторые новейшие отрасли. Третий - Восточная и Юго-Восточная Азия, в котором лидируют Япония и Китай, также сочетающие продукцию массового машиностроения с изделиями самой высокой технологии. Четвертый - страны с переходной экономикой (в основном СНГ), отличающиеся большим объемом производства машин и оборудования, но отстающие по развитию наукоемких отраслей.

Доля развивающихся стран и стран с переходной экономикой в мировом машиностроении незначительна: примерно 7% в начале XXI в. Но в некоторых из них машиностроение развивается высокими темпами - в Бразилии, Индии, Аргентине, Мексике и особенно - в новых индустриальных странах, что в целом связано со строительством в них филиалов западных ТНК.

По стоимости продукции в мировом машиностроении вырвалась вперед такая новейшая отрасль, как электронная. Электронная промышленность - самая наукоемкая и инновационная отрасль современного машиностроения. В машиностроении отдельных стран (Япония, США, Республика Корея и др.) электронная промышленность заняла ведущие позиции. С 1997 г. в США продукция электронной промышленности учитывается отдельно от электротехнической и ее доля в машиностроительном комплексе постоянно возрастает: 20,1% в 1980 г., 28,6% в 2000 г. и по прогнозам составит 38,9% в 2020 г.

Очень велик удельный вес экспортной составляющей в производстве всех электронных товаров. В составе отрасли самую большую долю по стоимости занимает производство различных видов вычислительной техники - до 40-45 %. Основную часть этой продукции дают крупные фирмы (ТНК) США, Японии, ряда стран Юго-Восточной Азии (Республика Корея, Тайвань и др.) и в меньшей степени Западной Европы. Фирмы Западной Европы специализируются на выпуске мобильных средств связи, оборудования для промышленности, научных приборов.

Транспортное машиностроение (производство наземных, водных и воздушных транспортных средств) - вторая по значению отрасль современного машиностроения. Транспортное машиностроение имеет 2 направления - гражданское и военное. По стоимости и количеству выпускаемой продукции лидирует в отрасли автомобилестроение. Почти половина всех автомобилей в мире выпускается четырьмя крупнейшими компаниями: "Дженерал моторе", "Форд", "Фольксваген", "Тойота". Основные страны производители: Германия, США, Франция, Япония. Мировой экономический кризис затронул данную отрасль в значительной степени. Так, в январе 2009 г. производство автомобилей в Германии сократилось на 34% к январю 2008 г., а экспорт - на 39%. Сильнее всего пострадало автомобилестроение в Италии, где в декабре 2008 г. падение составило 50%. В США и Великобритании продажи упали на 37%, в Швеции - на 36%, во Франции - на 14%. Китай, Индия и Бразилия пострадали в меньшей степени, поскольку выпускаемые ими автомобили имеют доступные цены и экономичный двигатель.

Авиаракетно-космическая промышленность - (АРКП) - одна из самых современных отраслей машиностроения и включает в себя большое количество различных производств. Она является наукоемкой высокотехнологичной отраслью, требующей больших научно-технических разработок и больших капиталовложений. АРКП - это отрасль машиностроения, возникшая в эпоху НТР и объединяющая созданную ранее авиационную промышленность с новейшей ракетно-космической. В структуре отрасли выделяют самолето- и вертолетостроение, ракетостроение, производство космических летательных аппаратов, производство двигателей, авиационное приборостроение и др. Полным набором подотрослей обладают лишь несколько экономически высокоразвитых стран. Поэтому только промышленно развитые страны способны производить все виды ее продукции (средняя стоимость 1 кг магистрального пассажирского самолета составляет 1000 долл. США, а стоимость 1 кг автомобиля - 20 долл.).

Все производства АРКП - наукоемкие, трудоемкие с высокой долей среди персонала инженерно-технических работников и высококвалифицированных рабочих. В мире существуют только три центра - Россия, США и ЕС, - имеющие научно-исследовательскую и экспериментальную базу, конструкторские бюро и промышленные предприятия, которые обеспечивают разработку и производство авиационной и космической техники в широком спектре потребностей мирового рынка. Высокая наукоемкость производственного процесса обусловлена сложностью продукции, которая выпускается в небольших количествах (авиалайнеров - в мире около 1 тыс. в год, вертолетов - 600-1000). А высокая степень капиталоемкости отрасли определяет высокую ее монополизацию (даже в ведущих странах насчитывается лишь по 3-4 фирмы).

Для размещения крупных предприятий АРКП внутри отдельных стран характерно тяготение к крупным агломерациям и городам, располагающим научно-исследовательскими учреждениями. Оказывают влияние и другие факторы, например, заинтересованность фирм, военно-стратегические соображения и пр.

В США официальная правительственная поддержка осуществляется путем бюджетного финансирования разработок новых технологий, около 50% всех государственных субсидий приходится на авиакосмическую отрасль. В результате в этой отрасли около 70% общего объема затрат на НИОКР (около 20 млрд. долл. в год) идет за счет государственного финансирования.

Авиационная промышленность формировалась первоначально как военная отрасль и лишь со временем стали производиться и гражданские самолеты (крупные пассажирские авиалайнеры и небольшие самолеты и вертолеты, необходимые для нужд народного хозяйства). В настоящее время самолеты и вертолеты делают более 20 стран мира, но лидируют в мировом авиастроении США, они контролируют 2/3 мирового рынка гражданской авиации. Крупнейшими транснациональными компаниями мира (по объемам продаж) в аэрокосмической отрасли являлись "Боинг" (США), "Локхид Мартин" (США) и "Юнайтед Текнолоджиз" (США). Лидерами в отрасли, кроме США, являются Россия, Франция, Великобритания, Германия. Россия на мировом рынке гражданской авиастроения занимает около 1% (к 2020 г. поставлена задача увеличить долю до 10-15%), а на рынке военного авиастроения - 25%.

В состав общего машиностроения включены заводы по изготовлению машин и оборудования для всех отраслей народного хозяйства. Общее машиностроение - эта группа машиностроительных отраслей, характеризующаяся средними нормами потребления металла, энергии, невысокой трудоемкостью. Предприятия общего машиностроения производят технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лесной, строительной промышленности, дорожные и простейшие сельскохозяйственные машины. Преобладают специализированные предприятия, связанные с изготовлением заготовок и сборкой конструкций, агрегатов и деталей, поставляемых в порядке кооперации. Продукция отрасли очень разнообразна и востребована всеми государствами мира, но почти 90% ее выпускается в четырех государствах - США, Германии, Японии, России. Среди крупнейших машиностроительных компаний лидируют ТНК США.

Таблица 10.3. Крупнейшие мировые машиностроительные компании

Доля общего машиностроения в обшей структуре машиностроительного комплекса медленно снижается в США (с 24,2% в 1980 г. до 22,0% в 2000 г. и по прогнозам снизится до 20,0% в 2020 г.) и Японии (с 28,4% в 1980 г. до 24,1% в 2000 г. и по прогнозам снизится до 20,0% в 2020 г.). Только в Германии ожидается увеличение доли общего машиностроения (с 25,9% в 1980 г. до 27,7% в 2000 г. и по прогнозам увеличится до 28,0% в 2020 г.). В общем машиностроении этой страны функционируют свыше 4,5 тыс. фирм, в основном специализированных на мелкосерийном производстве с учетом требований заказчиков. Их положение во многом зависит от спроса на внешнем рынке.

В современном мире сложно недооценить, ведь именно этот сектор производства определяет уровень и качество нашей жизни. Промышленность составляет важнейшую часть мирового хозяйства, а на уровне экономики страны является отраслью, от которой зависят достижения всего народного хозяйства любого государства.

С развитием промышленности кардинально изменился образ жизни человека.

Именно промышленная революция второй половины XVII в. ознаменовала переход от аграрного типа общества к индустриальному. Производительность труда в материальном производстве, как главный показатель плодотворности хозяйственной деятельности людей, значительно выше, чем в области сельского хозяйства или сферы услуг. Все отрасли промышленности характеризуются стабильным ростом объемов выпуска продукции. В то же время в высокоразвитых странах число работников занятых в промышленном производстве сокращается. Данный эффект развития современной промышленности обозначается термином «безлюдный рост».

Столь высокое значение промышленности понятно и оправданно: это один из главных заказчиков всех других отраслей экономики, а также сила, способная привести в движение технологические исследования разной степени сложности. Именно в эту сферу человеческой деятельности в первую очередь внедряются все новейшие разработки и достижения научно-технического прогресса. В связи с этим главная черта промышленного мира сегодня – стабильный рост производств с высокой степенью наукоемкости, которые создают дорогостоящую и, как правило, инновационную продукцию. Большую роль здесь играет малый бизнес и субъекты среднего бизнеса, обеспечивающие население новыми рабочими местами и из года в год увеличивающие свою долю в создании внутреннего валового продукта.

Толчком к приходу и прочному обоснованию частного бизнеса в промышленности послужила его всесторонняя поддержка со стороны государств экономически высокоразвитых стран, что отразилось в первую очередь в создании максимально благоприятной среды для ведения бизнеса.
Несмотря на объявленный переход к постиндустриальному обществу, в котором первостепенная роль отводится сфере услуг, ожидаемое снижение значения промышленности так и не произошло.

И хотя мировой валовой внутренний продукт в значительной мере формирует сектор оказания услуг, торговля на международных рынках по-прежнему представлена продукцией промышленного производства. Кроме того, некоторые виды хозяйственной деятельности, относящиеся к сфере услуг по принятой классификации, на самом деле тесно связаны с промышленностью. Например, услуги производственного характера, оказываемые предприятиями техобслуживания или пуско-наладочными службами.
Таким образом, именно промышленность – главный фактор развития человеческого общества, значение которого будет только возрастать вместе с ростом численности населения и его потребностей.

Промышленность – главная, ведущая отрасль материального производства, в которой создается преобладающая часть валового внутреннего продукта и национального дохода. Например, в современных условиях доля промышленности в совокупном ВВП развитых стран составляет около 40%. Ведущая роль промышленности обусловлена и тем, что от успехов в ее развитии зависит степень удовлетворения потребностей общества в высококачественной продукции, обеспечение технического перевооружения и интенсификации производства.

Современная промышленность состоит из множества самостоятельных отраслей производства, каждая из которых включает большую группу родственных предприятий и производственных объединений, расположенных в отдельных случаях на значительном территориальном удалении друг от друга.

Для развитых стран сегодня характерны насыщенность производства техникой и квалифицированной рабочей силой, наличие емкого платежеспособного спроса на товары и услуги самого разнообразного назначения. Поэтому для увеличения производства готовых изделий нет необходимости наращивать выпуск металла, комплектующих изделий и т.д.

Ведущей отраслью материального производства остается промышленность и прежде всего машиностроение, где аккумулируются научно-технические достижения. Поэтому именно в ней наиболее заметна тенденция к снижению удельного веса сырья, энергоносителей, живого труда, в структуре промышленности стремительно растет доля новейших наукоемких отраслей. Сохраняется тенденция сокращения доли добывающей промышленности (при росте затрат на разведку, бурение и добычу газа, нефти и т.д.). При этом в нее все больше проникают новейшие прогрессивные технологические процессы, внедряются микропроцессоры и микросхемы, которые оказывают громадное воздействие на структуру производства и способствуют массовому высвобождению из производственного процесса рабочей силы.

Химическая промышленность - одна из авангардных отраслей научно-технической революции, наряду с машиностроением, это самая динамичная отрасль современной индустрии.

Основные черты размещения сходны с чертами размещения машиностроения: в мировой химической промышленности сложились 4 главных региона.

Самый крупный из них - зарубежная Европа (выпускает около 2/5 продукции отрасли). Особенно быстрыми темпами во многих странах региона химическая промышленность стала развиваться после II мировой войны, когда в структуре отрасли стала лидировать нефтехимия. В результате центры нефтехимии и нефтепереработки располагаются в морских портах и на трассах магистральных нефтепроводов.

2 по значению регион - США, где химическая промышленность характеризуется большим разнообразием. Основным фактором размещения предприятий стал сырьевой фактор, что во многом способствовало территориальной концентрации химических производств.

3 регион - Восточная и Юго-Восточная Азия, особенно важную роль играет Япония (с мощной нефтехимией на базе привозной нефти). Растет также значение Китая и новых индустриальных стран, которые специализируются, в основном, на производстве синтетических продуктов и полуфабрикатов.

4 регион - страны СНГ, располагающие разнообразной химической промышленностью, ориентированной как на сырьевой, так и на энергетический фактор.

Энергетический и сырьевой кризисы середины 70-х годов сильно изменили химическую промышленность. Они способствовали и дальнейшей производственной концентрации, приведя к закрытию мелких и увеличению мощности крупных предприятий. Возросла также ее территориальная концентрация и сформировались новые центры отрасли, прежде всего в развивающихся странах, богатых нефтью и газом. Прежде всего это относится к странам Персидского Залива, где возник новых район нефтехимии мирового значения. Новые центры возникли также в Латинской Америке.

Для развития химической промышленности характерно углубление международного разделения труда, находящее отражение в росте экспортности ее продукции. При таком разделении труда производство продуктов основного органического синтеза и полимерных материалов все более концентрируется в развивающихся странах, тогда как выпуск сложной наукоемкой продукции «верхних этажей» - в США, Западной Европе и Японии.

Машиностроение

Среди машиностроительных отраслей в центре современной государственной промышленной политики в рассматриваемых странах стоят авиаракетно-космическая промышленность (АРКП), микроэлектроника и автомобилестроение. Именно эти отрасли играют и, по всей видимости, сохранят в рассматриваемой перспективе ключевую роль в развитии не только машиностроения, но и всей экономики ведущих стран Запада как важнейшие «поставщики» базисных технологий (микроэлектроника и АРКП) и центр сосредоточения широчайших кооперационных связей в экономике стран в целом (автомобилестроение).

В настоящее время на АРКП и электротехническую (включая радиоэлектронику) промышленность приходится соответственно в США 44 и 28%, в Японии – 25% (на электротехнику), в Германии – 47 и 29%, во Франции – 50 и 43%, в Великобритании – 45 и 40%, в Италии – 30% (на каждую отрасль) суммарных государственных расходов на НИОКР в обрабатывающей промышленности.

Если в микроэлектронике и АРКП государственное регулирование осуществляется практически во всех странах двояко – как путем внешнеторговой защиты, так и принятием мер по непосредственному стимулированию национальных фирм (в АРКП США – за счет государственных заказов на вооружения), поддержка автомобилестроению во всех странах главным образом оказывается через внешнеэкономический инструментарий. Например, Само становление автопромышленности Японии было во многом обеспечено поддержкой правительства, вплоть до 1988 г. практически полным закрытием внутреннего рынка страны от американских и западноевропейских конкурентов, включая запрет иностранных инвестиций в эту ключевую отрасль экономики.

В настоящее время доля экспорта в производстве машин и оборудования ведущих промышленно развитых стран составляет более 30% и имеет тенденцию к росту. На расширение экспорта продукции машиностроения непосредственное влияние оказывают дальнейшее углубление международного разделения труда и высокие темпы НТП.

Международный рынок машин и оборудования характеризуется преимущественным развитием торговли товарами и машинно-техническими комплексами производственного назначения. Торговля машинно-техническими товарами культурно-бытового назначения развивается медленнее, причем эта тенденция, по мнению экспертов, сохранится и в обозримом будущем.

Более 80% мировой торговли машинами и оборудованием приходится на индустриальные страны,.

Машиностроение России в определенной степени является составной частью мирового машиностроительного производства, при этом состав основных поставщиков машинно-технической продукции на мировой рынок в течение уже длительного времени не претерпевает существенных изменений. Он возглавляется такими крупнейшими странами, как США, Япония, ФРГ. Вместе с тем следует отметить, что в последние годы наметилась тенденция сравнительно быстрого наращивания экспорта машинно-технической продукции из развивающихся стран. По имеющимся оценкам, их доля в мировом экспорте машин и оборудования в ближайшие годы повысится до 8-10%.

Доля России в мировом экспорте машин и оборудования составляет ныне менее 1%, а в общем объеме российского экспорта машинно-технической продукции в промышленно развитые страны Запада доля машин и оборудования оценивается всего лишь в 2-2,5%.

Оценивая развитие внешнеэкономических связей России на среднесрочную перспективу, следует иметь в виду общую экономическую ситуацию в стране, особенно в машиностроении, а также ожидаемую конъюнктуру на мировых рынках. Ситуация складывается таким образом, что в указанный прогнозный период кризисные явления в российском машиностроении полностью не будут преодолены, а следовательно, существенного увеличения доли экспорта машин и оборудования в его общем объеме в ближайшей перспективе не произойдет.

Металлургическая промышленность - отрасль тяжелой промышленности, производящая разнообразные металлы. Она включает две отрасли: черную и цветную металлургию.

Черная металлургия - одна из главных базовых отраслей промышленности. Значение ее определяется прежде всего тем, что стальной прокат является главным конструкционным материалом.

Оценка общегеологических запасов железной руды позволяет говорить о том, что наиболее богаты железной рудой страны СНГ, на втором месте Зарубежная Азия, где особенно выделяются ресурсы Китая и Индии, на третьем - Латинская Америка с огромными запасами Бразилии, на четвертом - Африка, где большими запасами обладают ЮАР, Алжир, Ливия, Мавритания, Либерия, на пятом - Северная Америка, на шестом - Австралия. Мировое производство железной руды в 1990 году впервые достигло уровня в 1 млрд т, но при этом суммарная добыча только стран СНГ, Китая, Бразилии, Австралии составляет 2/3 общемировой. Причем, если 30 - 40 лет назад почти вся добыча была сосредоточена в экономически развитых странах, то сейчас отрасль быстрее растет в развивающихся странах. Бразилия и Республика Корея, например, стали обгонять по выплавке стали Великобританию и Францию.

Главными странами - экспортерами железной руды являются Бразилия, Австралия, Индия, причем на первые две из них приходится 1/2 всего мирового экспорта.

Основные импортеры железной руды - страны ЕС, Япония, Республика Корея.

Главными странами-производителями стали в мире сейчас являются Япония, Россия, США, Китай, Украина, Германия.

Цветная металлургия - по размерам производства уступает черной примерно в 20 раз. Она также относится к числу старых отраслей промышленности, и с началом научно-технической революции испытала большое обновление, прежде всего в структуре производства. Так, если до второй мировой войны преобладала выплавка тяжелых цветных металлов - меди, свинца, цинка, олова, то в 60-70-е годы на первое место выдвинулся алюминий, а также стало расширяться производство «металлов XX века» - кобальта, титана, лития, бериллия и др. Сейчас цветная металлургия обеспечивает потребности примерно в 70 различных металлах.

География промышленности - отрасль экономической географии, изучающая размещение промышленного производства, его факторы и закономерности, условия и особенности развития и размещения промышленности в различных странах и районах.

Для географии промышленности наиболее существенны следующие важные особенности промышленного производства:

  • чёткое и далеко идущее членение на отрасли, число которых беспрерывно увеличивается, особенно в период современной научно-технической революции;
  • исключительная сложность производственно-технологических и экономических связей, обусловленная многогранностью типов промышленных предприятий;
  • многообразие форм общественной организации производства (комбинирование, специализация, кооперирование);
  • образование локальных и районных производственно-территориальных сочетаний (в социалистических условиях планомерное, преимущественно в форме комплексов);
  • высокая степень производственной и территориальной концентрации (из всех видов материального производства промышленность наименее равномерно распространена по территории земли), связанная с необходимостью определённых условий для данного вида производства (наличие сырья, энергии, кадров, потребность в продукции, благоприятное экономико-географическое положение, обеспеченность инфраструктурой и т.д.).

Промышленность (от рус. промышлять, промысел) – совокупность предприятий, занятых производством орудий труда, добычей сырья, материалов, топлива, производством энергии и дальнейшей обработкой продуктов. В географии рассматривается как отрасль хозяйства.

Промышленность состоит из двух больших групп отраслей:

  1. Добывающей.
  2. Обрабатывающей.

С XIX века промышленность является основой развития общества. И хотя сегодня примерно лишь один из шести работающих трудится в промышленности, это все равно много – примерно 17%. Промышленность составляет важнейшую часть мирового хозяйства, а на уровне экономики страны является отраслью, от которой зависят достижения всего народного хозяйства любого государства.

В зависимости от времени возникновения все отрасли промышленности обычно делятся на три группы: старые, новые и новейшие отрасли.

Старые отрасли промышленности: каменноугольная, железорудная, металлургическая, текстильная, судостроения.

Новые отрасли промышленности: автомобилестроение, алюминиевая промышленность, производство пластмасс.

Новейшие отрасли промышленности (возникли в эпоху НТР): микроэлектроника, атомное и аэрокосмическое производство, химия органического синтеза, микробиологическая промышленность, роботостроение.

В настоящее время возрастает роль новых и новейших отраслей промышленного производства. Страны-лидеры по общему объему промышленного производства: США, Китай, Индия, Германия, Бразилия, Россия, Япония, Франция, Индонезия, Австралия, Италия и др.

Промышленность природного газа

К 1990 г. в лидеры добычи вышла Восточная Европа при ведущей роли СССР. Возникла значительная газодобыча в Западной Европе и Азии. Итогом явилось изменение географии газовой промышленности мира. США утратили свое монопольное положение, и их доля уменьшилась до 1/4, а лидером стал СССР (ныне Россия сохранила свое лидерство). Россия и США сосредоточивают половину добываемого в мире природного газа. Россия остается стабильным, самым главным в мире экспортером газа.

Угольная промышленность

Уголь добывают более чем в 60 странах мира, но из них свыше 10 млн.т. в год добывают 11 стран - Китай (месторождение - Фу-Шунь), США, Россия (Кузбасс), Германия (Рур), Польша, Украина, Казахстан (Караганда).

Экспортёры угля - США, Австралия, ЮАР.

Импортёры - Япония, Западная Европа.

Нефтяная промышленность

Нефть добывается в 75 странах мира, лидируют Саудовская Аравия, Россия, США, Мексика, ОАЭ, Иран, Ирак, Китай.

Электроэнергетика мира

Роль электроэнергетики заключается в обеспечении электроэнергией других отраслей хозяйства. А значение её в эпоху НТР, особенно по мере развития электронизации и комплексной автоматизации особенно велико.

Свыше 100млрд киловатт в час вырабатывается в 13 странах - США, России, Японии, Германии, Канаде, Италии, Польше, Норвегии и Индии.

По объёмам выработки электроэнергии на душу населения лидерами являются: Норвегия (29 тыс. кВт. ч), Канада (20), Швеция (17), США(13), Финляндия (11 тыс. кВт. ч), при среднемировом показателе 2 тыс. кВт. ч.

Металлургическая промышленность мира

Металлургия – одна из главных базовых отраслей промышленности, обеспечивающая другие отрасли конструкционными материалами (черными и цветными металлами).

На протяжении достаточно длительного времени размеры выплавки металлов едва ли не в первую очередь определяли экономическую мощь любой страны. И во всём мире они быстро возрастали. Но в 70-е годы XX века темпы роста металлургии замедлились. Но сталь остаётся по-прежнему основным конструкционным материалом в мировой экономике.

Лесная и деревообрабатывающая промышленность мира

Лесная и деревообрабатывающая промышленность одна из старейших отраслей промышленности. На протяжении долгого времени она обеспечивала другие отрасли конструкционными материалами и сырьем.Главными импортерами древесины являются - Япония, страны Западной Европы, отчасти США.

Включает: лесозаготовку, первичную обработку леса, целлюлозно-бумажную промышленность и производство мебели

Лёгкая промышленность мира

Лёгкая промышленность обеспечивает потребности населения в тканях, одежде, обуви, а также другие отрасли специализированными материалами.

Лёгкая промышленность включает в себя 30 крупных отраслей, которые объединяются в группы:

  • первичная переработка сырья;
  • текстильная промышленность;
  • швейная промышленность;
  • обувная промышленность.

Главные экспортёры - Гонконг, Пакистан, Индия, Египет, Бразилия.

Машиностроение

Машиностроение является одной из старых отраслей промышленности. Но по числу занятых и по стоимости выпускаемой продукции, до сих пор, занимает первое место среди всех отраслей мировой промышленности. Машиностроение определяет отраслевую и территориальную структуру промышленности, обеспечивает машинами и оборудованием все отрасли экономики.

Северная Америка. Выпускает около30% всей машиностроительной продукции. Присутствуют практически все виды продукции, но особо стоит назвать - производство ракетно-космической техники, ЭВМ.

Зарубежная Европа. Объём продукции примерно такой же, как в Северной Америки. Выпускает массовую продукцию, продукцию станкостроения и автомобилестроения.

Восточная и Юго-Восточная Азия. Выделяется продукцией точного машиностроения и продукцией точных технологий.

СНГ. 10% общего объёма, выделяется тяжелое машиностроение.

Химическая промышленность мира

Химическая промышленность является одной из авангардных отраслей, обеспечивающих развитие хозяйства в эпоху НТР.

Выделяется 4 крупных региона химической промышленности:

  1. Зарубежная Европа (лидирует Германия);
  2. Северная Америка (США);
  3. Восточная и Юго-Восточная Азия (Япония, Китай, Новые индустриальные страны);
  4. СНГ (Россия, Украина, Беларусь).

Химическая промышленность оказывает существенное влияние на природу. С одной стороны, химическая промышленность обладает широкой сырьевой базой, позволяющей утилизировать отходы и активно использовать вторичное сырьё, что способствует более экономному расходованию природных ресурсов. Кроме того, она создает вещества, которые применяют для химической очистки воды, воздуха, защиты растений, восстановлению почв.

С другой стороны, она сама относится к числу наиболее «грязных» отраслей, воздействующих на все компоненты природной среды, что требует проведения регулярных природоохранных мероприятий.

Введение.

Топливная промышленность.

Нефтяная промышленность.

Угольная промышленность

Электроэнергетика мира .

Металлургическая промышленность мира

Черная металлургия.

Размещение предприятий цветной металлургии определяется следующими факторами:

Лесная и деревообрабатывающая промышленность мира.

Лёгкая промышленность мира.

Машиностроение.

Химическая промышленность мира.

Заключение.

Литература

Введение.

Промышленность – это ведущая отрасль мирового производства на нее приходится около ¼ стоимости ВВП. Современная промышленность представляет собой сложнейший конгломерат секторов, отраслей, подотраслей, видов, стадий и ти­пов производства. Практические все готовые изделия в той или иной степени проходят промышленную обработку - от простей­ших видов аграрной продукции до новейшего высокотехнологического оборудования. В ней, прежде всего, выделяются: топливная промышленность, осуществляющая добычу первичных энергоносителей (угля, нефти, газа и пр.), и электроэнергетика; черная, цветная металлургия и химическая промышленность, непосредственно связанные с использованием продукции ее добывающих отраслей (первичные материалы и энергоресурсы и пр.); машиностроение, получающее конструкционные материалы от отраслей предшествующей группы и некоторых других производств; легкая и пищевая промышленность, занятые переработкой, преимущественно сельскохозяйственного сырья.

Топливная промышленность.

Топливная промышленность - включает в себя все процессы добычи и первичной переработки топлива. В состав входят: нефтяная, газовая, угольная промышленности.

Нефтяная промышленность.

Добыча нефти в мире в 1950 - 2000 гг. выросла почти в 7 раз (с 0,5 до 3,5 млрд. т). Нефтяная промышленность - одна из самых монополизированных добывающих отраслей. Сегодня разведанные мировые запасы нефти составляют 1208,2 млрд. баррелей(165,5млрд.т). За последние 25 лет этот показатель стремительно вырос, увеличившись почти на 500 млрд. баррелей(68,5 млрд. т). Потенциальные запасы нефти по последним данным оцениваются в 2614 млрд. баррелей(358,1 млрд. т). Абсолютным лидером по доказанным запасам нефти является Ближний Восток – на его долю приходится около 61,5% от общего объема. При этом около 22% мировых запасов приходится на Саудовскую Аравию. Евразия обладает 12% мировых запасов, из которых 6,6% приходится на Россию.

Ведущую роль в мировой добыче нефти (43% всей добычи) играет организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), в которую входят Иран, Кувейт, Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар, Алжир, Ливия, Нигерия, Габон, Индонезия, Венесуэла.

Десятку крупнейших производителей нефти образуют Саудовская Аравия (410 млн. т), США (325), Россия (300), Иран (185), Норвегия (155), Китай (155), Венесуэла (150), Мексика (145), ОАЭ и Великобритания (около 100 млн. т).

Абсолютным лидером по потреблению нефти является индустриальная экономика Соединенных Штатов. С одной стороны, это говорит о высоком уровне развития промышленности, а с другой – о «нефтяной зависимости» страны. По состоянию на 2006г. в США добывают лишь 9,8% от мирового объема добычи в год, а потребляют - более 24%. Этот дисбаланс в экономике сверхдержавы до сих пор приводит к потрясениям в мировом масштабе. На втором месте по потреблению нефти находится Китай (9%), на третьем – Япония (6%). Россия делит четвертое место с Германией и Индией (более 3%), также в десятку лидеров в потреблении нефти является Южная Корея, Канада, Франция, Саудовская Аравия. Основными потребителями мировой нефти стабильно являются промышленно развитые страны. За последние 20 лет вырос уровень потребления нефти в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Интересно, что страны Ближнего и Среднего Востока, являющиеся мощными экспортерами нефти, занимают среди потребителей довольно скромное место.

В 1999 г. Мировой импорт нефти составлял 1578,1 млн. т. Основной импорт нефти по регионам мира распределился следующим образом Европа - 36,0%, Азия - 31,9%, Северная и Центральная Америка - 26,5%, Южная Америка – 2,3%, Африка - 2,2%, Океания 1,1%.

Нефтеперерабатывающая промышленность мира в значительной мере ориентирована на основных потребителей нефти и нефтепродуктов - развитые страны (сосредоточивают более 60% ее мощностей). Особенно велика доля США (21% мощностей НПЗ мира), Западной Европы (20%), России (17%), Японии (6%).

Промышленность природного газа.

В течение последних десятилетий роль и значение природного газа в энергобалансе мировой экономики постоянно возрастает, что обусловлено как его высокой эффективностью в качестве энергетического ресурса и сырья для промышленности, так и повышенной в сравнении с нефтью и углем экологичностью. Эта тенденция продолжится и в будущем, а возможно, даже усилится за счет удешевления технологий сжижения природного газа и строительства новых магистральных газопроводов.

Мировые запасы природного газа по состоянию на 2008 г. составляли 185 трлн. м3. За десять лет, с 1998 г., они увеличились в 1,25 раза. А за 2008 г. их прирост по отношению к предыдущему году составил 8 трлн. м3 или 4,5%. Лидерами по запасам природного газа являются Россия (43,3 трлн. м3), Иран (29,6 трлн. м3) и Катар (25,5 трлн. м3). В сумме эти три страны контролируют более 50% мировых запасов этого энергетического и минерального сырья. Далее в рейтинге стран по запасам природного газа идут Саудовская Аравия, Туркменистан, Объединенные Арабские Эмираты, США, Венесуэла. Но даже в совокупности эти страны значительно уступают России, они располагают 33,5 трлн. м3 природного газа или 18,1% его мировых запасов.

За последние 10 лет наибольший прирост запасов был достигнут на Ближнем и Среднем Востоке – увеличение в 1,43 раза, в Африке – 1,36 раза и в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) – 1,35 раза.

По размерам добычи природного газа резко выделяются Россия (570 млрд. куб. м)(Россия является крупнейшим экспортером природного газа более 35% мирового экспорта и в настоящее время удовлетворяет 26% потребностей европейских стран), США (540) и Канада (155), на долю которых приходится более половины ее мирового итога, далее идут страны с ежегодной добычей от 90 до 30 млрд. куб. м - Нидерланды, Великобритания, Индонезия, Алжир, Узбекистан, Туркмения, Саудовская Аравия, Иран, Австралия.

За последние 20 лет доля природного газа в мировом энергетическом балансе выросла с 19 до 24%. По прогно­зам ряда экспертов, она будет и далее постепенно возрастать до 26–28% к 2020 г. и 30% к 2050 г. Основной объем (78%) добываемого в мире природного газа используется странами-продуцентами, остаток (22%) поступает на экспорт. Высокая стоимость транспортировки является основным фактором, препятствующим формированию единого мирового рынка газа. В настоящее время основной объем межгосударственной торговли природным газом осуществляется на трех достаточно изолированных региональных рынках: в Европе (45%) и в Северной Америке (16%) с использованием трубопроводного транспорта, а также в Азиатско-Тихоокеанском регионе (17%) с использованием, в основном, танкерного флота.