Существует несколько показателей для измерения инфляции, и наиболее распространенным является индекс потребительских цен, данные по которому предоставляются Минэкономразвития РФ. Он рассчитывается в процентах и отражает изменение средней конечной цены базовой потребительской корзины за определенной период времени. Второй, так называемый «дефлятор валового внутреннего продукта», определяющий изменение цен за год на все товары и услуги, учитываемые при расчете ВВП, имеет ряд недостатков, например, он не учитывает импортные товары.
Несомненным достоинством ИПЦ признается его возможность охватить наиболее популярные товары, включая импортные. С другой стороны, этот показатель имеет ряд недостатков. Любое изменение состава базовой потребительской корзины делает несопоставимыми данные за прошлый и обновленный периоды. Если не производить таких изменений, то избранная корзина постепенно потеряет свою актуальность.
Еще более фундаментальной проблемой является сущностное определение состава базовой потребительской корзины. В разных странах и даже в разных регионах одной страны одни и те же товары могут иметь разное значение и существенно разные цены. Изменение географической выборки для базовой корзины открывает широкие возможности для манипулирования показателем. Еще одна особенность потребительской инфляции в том, что она может рассчитываться разными способами даже на основе одинаковой выборки. Например, среднегодовой индекс часто существенно отличается от индекса, подсчитанного по методике «конец периода» (последний квартал или декабрь измеряемого года к последнему кварталу или декабрю предшествующего года).
Принимая во внимание все вышесказанное, профессиональные экономисты достаточно скептически относятся к официально публикуемым данным индекса потребительских цен. Власти склонны занижать реальный уровень инфляции из политических соображений, использую малопонятные для большинства людей методические и технические нюансы подсчета этого показателя.
В РФ подсчетом индекса потребительских цен занимаются Минэкономразвития и Центральный банк. Их методики несколько отличаются. Правительство РФ регулярно публикует прогноз экономической ситуации, включающий потребительскую инфляцию, на текущий и следующие годы. Этот прогноз обычно содержит три возможных сценария. Благоприятный, неблагоприятный и т.н. «базовый», основанный на сохранении текущих тенденций.
В последнем (июль 2018 года) прогнозе Минэкономразвития на 2019 год индекс потребительских цен определен в 4,3% согласно «базовому» сценарию и методике расчета «конец периода». Предыдущий прогноз был 4,2%. Два других сценария содержат сходные цифры. Целевой, т.е. желательный для правительства уровень инфляции определен в 4%.
Реальное достижение этих показателей даже согласно официальной методике подсчета представляется сложной задачей. Большинство населения страны ожидает рост цен в 2018 и 2019 годах на уровне 7-8% и даже больше. Среди факторов, разгоняющих инфляцию в России следует назвать:
Однако главным риском для экономики России вообще и потребительской инфляции в частности в 2019 году остается зависимость от конъюнктуры мировых котировок на нефть. В настоящее время они сохраняются на достаточно высоком уровне, но подвержены резким и внезапным колебаниям. Значительное падение нефтяных котировок может привести к тяжелым последствиям. Среди них шоковая девальвация рубля относительно основных мировых валют, взрывной рост цен на импортные товары, рост тарифов естественных монополий, нарастающая эмиссия необеспеченных денег для покрытия государственных расходов, а также значительное увеличение разнообразных налогов и сборов.
Минэкономразвития уточнило формулировку прогноза по инфляции на 2019 год – с 4,3% до 5%.
Индекс-дефлятор - это коэффициент, который отражает изменение потребительских цен на товары, работы и услуги при пересчете текущей стоимости в постоянные цены. Рассказываем, как рассчитать дефлятор, как его применять в госзакупках и каковы прогнозные индексы дефляторы Минэкономразвития до 2020 года.
Индекс цен и дефлятор — тождественные понятия, которые используются специалистами для расчета окончательной стоимости товаров, работ или услуг. Дефлятор — это значение, применяемое для пересчета текущих экономических показателей в постоянные цены.
Это коэффициент, который устанавливается ежегодно и рассчитывается на несколько периодов вперед, являясь базой для государственного прогнозирования экономического развития будущих периодов. Например, индекс дефлятор 2020-2020 годов был прогнозно рассчитан еще в 2017 году. Дефлятор необходим при исчислении ключевых макроэкономических показателей — валового внутреннего и национального продукта (ВВП и ВНП), фонда накопления, индекса потребительских цен (ИПЦ), динамики физического объема потребления и многих других.
Рассчитывают отраслевые индексы специалисты Министерства экономического развития с учетом ценового уровня на товары, работы и услуги, зафиксированного в предшествующем периоде. Коэффициент устанавливается ежегодно и закрепляется распорядительными документами министерства. Так, показатель на 2020 год определялся Приказом Минэкономразвития № 579 от 30.10.2017, а официальный индекс дефлятор на 2020 год Минэкономразвития Приказ пока еще не опубликован, однако ожидается в ближайшее время.
Порядок и методология расчета коэффициента регулируется нормативными актами Правительства РФ — правила исчисления прогнозных значений указаны в Постановлении Правительства РФ № 1234 от 14.11.2015, а также в Приказе Минэкономразвития России от 01.06.2018 № 276, закрепляющем регламент применения индексов стоимости и дефляторов по видам экономической деятельности (при осуществлении гособоронзаказа).
Чтобы узнать индекс дефлятор, формула расчета представляет собой умноженный на 100 результат отношения объема номинального ВВП и объема реального ВВП.
В свою очередь, индекс дефлятор ВВП (формула исчисления) представляет собой следующую математическую выкладку: стоимостное значение корзины ВВП в текущих ценах / стоимостное значение корзины ВВП в ценах базового года × 100 %.
Так как в формуле при подсчитывании коэффициента используются данные обо всех товарах, работах и услугах, производимых в стране, рассчитанное значение дефлятора отражает реальную динамику уровня цен в экономике. При исчислении индекса также принимается во внимание движение цен с учетом изменения производственной структуры страны, фактических объемов выпуска ТРУ в физическом выражении и других показателей, зафиксированных в отчетном периоде.
Агрегатный индекс Пааше исчисляется следующим образом:
Рассчитав значение индекса цен Пааше, можно проанализировать изменение ценовых показателей на товары, работы и услуги отчетного периода. по сравнению с базисными ценами по аналогичным товарным категориям, реализованным в отчетном периоде. Таким образом, коэффициент Пааше иллюстрирует степень удорожания или, наоборот, снижения стоимости производимой продукции.
При помощи дефлятора ВВП, рассчитанного по формуле Пааше, можно отследить и уровень инфляции. В том случае, если расчетное значение больше 1 (или же больше 100 %, если расчет ведется в процентах), то инфляция в стране увеличилась, если же исчисленный показатель ниже 1 (или 100%), то уровень инфляции понизился.
Индекс дефлятор на 2020-2021 год Минэкономразвития еще официально не опубликовал, однако прогнозные значения в различных производственных областях уже представлены. При этом указанные значения коэффициента на будущие периоды еще будут скорректированы специалистами министерства с учетом произошедших за последнее время экономических изменений и социальных реформ, таких, как пенсионная (повышение пенсионного возраста) и налоговая (повышение акцизов на топливо).
Грядущие события непосредственно повлияют на индексы дефляторы Минэкономразвития на 2020 год. Но при разработке бюджета и планировании закупочной деятельности на следующий год и плановые периоды организации-заказчики могут воспользоваться уже имеющимися значениями коэффициента, рассчитанными специалистами министерства.
Представим исчисленные индекс потребительских цен, характеризующий уровень инфляции, и индексы дефляторы на 2020-2021 годы в таблице.
Отрасли | 2018 | 2020 | 2020 | 2021 |
---|---|---|---|---|
Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды | 109,0 | 107,1 | 106,7 | 106,7 |
Добыча полезных ископаемых | 108,7 | 106,5 | 106,0 | 106,2 |
Обрабатывающие производства | 106,8 | 105,4 | 105,1 | 105,0 |
Промышленность | 107,6 | 105,9 | 105,3 | 105,5 |
Строительство | 106,8 | 105,9 | 105,2 | 104,9 |
Сельское хозяйство | 105,3 | 104,2 | 103,9 | 103,8 |
Грузовой транспорт | 107,0 | 106,0 | 105,7 | 105,6 |
Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения) | 106,9 | 105,5 | 105,! | 104,8 |
Оборот розничной торговли | 104,9 | 103,9 | 103,5 | 103,7 |
Платные услуги населению | 106,9 | 106,2 | 105,6 | 105,7 |
Инфляция (ИПЦ) среднегодовая | 104,7 | 104,4 | 104,2 | 104,1 |
Индекс для товаров потребительского назначения планируется на уровне 104,2. Розничные цены на электричество будут проиндексированы на 109,1.
Также на официальном сайте Минэкономразвития представлены индексы, которые будут применяться в 2020 году для целей налогообложения:
Таким образом, во многих промышленных и производственных отраслях наблюдается постепенное снижение коэффициента. Так, после исчисления индекс дефлятор на 2020 год (Минэкономразвития) строительство и строительные работы будут рассчитаны с коэффициентом ниже, чем в текущем, 2020 году.
При осуществлении государственных закупок в рамках закона 44-ФЗ индексы используются при расчете и обосновании НМЦК (Письмо Минэкономразвития № Д28и-1688 от 22.06.2016). Заказчик рассчитывает начальную (максимальную) цену контракта согласно положениям ст. 22 44-ФЗ.
При обосновании НМЦК, рассчитанной с помощью метода анализа рынка, необходимо использовать годовые коэффициенты-дефляторы, так как, в соответствии с ч. 3 ст. 22 44-ФЗ, сведения о стоимости товаров, работ, услуг должны быть проанализированы с учетом сопоставимых с базисным периодом ценовых и коммерческих предложений.
При планировании закупочного бюджета на 2020 год и последующие периоды и обосновании НМЦК применяется отраслевой дефлятор в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года . В данном документе содержатся прогнозные показатели индекса по видам экономической деятельности как на следующий год, так и на плановый период 2020-2024 годов.
Индексы применяются заказчиками и при определении начальной (максимальной) цены на основании проектно-сметного метода (ч. 9 ст. 22 44-ФЗ) при осуществлении закупок по строительству, реконструкции, капитальному ремонту (Письмо Минфина № 24-01-10/72553 от 03.11.2017). Индекс дефлятор на 2020 год для смет также указан в социально-экономическом прогнозе. В настоящий момент коэффициент имеет значение 105,0.
При заключении контракта на строительство с единственным поставщиком организация-заказчик также должна рассчитать стоимость контракта на основании ч. 9 ст. 22 44-ФЗ — проектно-сметным методом.
Независимо от того, заключает ли заказчик контракт с единственным поставщиком или же проводит торги, НМЦК (цена контракта) рассчитывается специалистом, отвечающим в учреждении за закупки, с учетом Методических рекомендаций, утвержденных Приказом Минэкономразвития № 567 от 02.10.2013.
Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности регламентируется положениями ГрК РФ, а именно статьей 8.3. Коэффициенты-дефляторы используются при расчете сметной стоимости объекта по годам реализации (в рамках реализации федерального инвестиционного проекта). НМЦК определяется в соответствии с рассчитанной сметой строительных работ (ст. 22), при этом в исчислении учитывается базовый вариант индекса из социально-экономического прогноза.
В том случае, если производится строительство с использованием средств федерального бюджета, предусмотренных в рамках федеральной адресной инвестиционной программы, то при определении НМЦК рекомендуется устанавливать размер начальной (максимальной) цены в пределах объема выделенных главным распорядителем капитальных вложений на реализацию такого инвестиционного проекта (п. 6.3 Методических рекомендаций, утв. ПП РФ № 427 от 18.05.2009).
При этом если по результатам проверки достоверности определения сметной стоимости таких объектов смета по годам строительства, рассчитанная в ценах соответствующих лет с использованием дефляторов, не превышает объем выделенных капитальных вложений, то НМЦК на строительные работы формируется исходя из указанной сметной стоимости (п. 6.4 Методических рекомендаций).
Индекс дефлятор на 2020 год в строительстве надлежит также применять и при расчете стоимости проектных работ (п. 1.7 Методических указаний) для корректного планирования будущих капитальных вложений.
Дефляторы в рамках 223-ФЗ можно применять для следующих целей: если стоимость контракта скорректировалась в связи с ростом цен (инфляцией) в соответствии с прогнозными показателями коэффициента, то это является основанием для изменения существенных условий договора. При этом организация-заказчик обязана прописать такую возможность в своем положении о закупках. Ознакомиться с примером такого положения о закупках можно далее.
Используется индекс и при осуществлении гособоронзаказа. В процессе планирования бюджета по ГОЗ на будущие периоды, формирования цен на продукцию, а также для расчета и обоснования НМЦК применяются отраслевые коэффициенты-дефляторы. Дефляторы в гособоронзаказе в 2020 г. нормируются Приказом Минэкономразвития № 276 от 01.06.2018.
Ключевыми аспектами использования индекса в области гособоронзаказа выступают:
Применение коэффициента распространяется на формирование прогнозных цен на разработку, изготовление, сервисное обслуживание, ремонт и утилизацию продукции, поставляемой по ГОЗ, а также товаров, работ и услуг, включенных в списки продукции с регулируемым ценообразованием.
Положения нормативной документации по гособоронзаказу не распространяются на закупку продуктов питания. НМЦК на соответствующий госзаказ должна определяться согласно ст. 22 44-ФЗ. Приоритетным способом расчета начальной (максимальной) цены является метод анализа рынка (ч. 6 ст. 22 44-ФЗ). На основании ч. 3 ст. 22, для расчета НМЦК с помощью сопоставимых рыночных цен госзаказчику необходимо использовать дефлятор для доведения до соответствующих значений данных о ценах товаров, работ или услуг.
Таким образом, использование коэффициента-дефлятора является обязательным при обосновании НМЦК в рамках действия закона 44-ФЗ.
Уровень цен на товары и услуги всегда интересует россиян, ведь только очень богатые люди могут позволить себе не следить за стоимостью , одежды, продуктов питания, коммунальных услуг и тому подобного. Обычные граждане, сталкиваясь с новыми числами на ценниках, вынуждены пересматривать свой бюджет, соизмеряя доходы с расходами. В условиях затянувшегося кризиса индексы-дефляторы становятся важным мерилом благосостояния России – ведь именно они позволяют экспертам судить о реальном уровне дохода граждан.
Недавнее , налоговый маневр в нефтяной сфере и стремительный , без сомнения, отрицательно скажутся на показателях розничного рынка. Все эти факторы окажут влияние не только на товары потребительской группы, но и на стоимость топлива, электроэнергии и грузоперевозок на предприятиях, а это приведет к удорожанию всех видов услуг и товаров – от уже упомянутых продуктов питания до недвижимости.
Индекс-дефлятор покажет, какой будет покупательная способность рубля
Прогнозирование динамики цен – это важный этап в планировании , поэтому специалисты обязательно рассчитывают индексы-дефляторы. Простым гражданам этот прогноз тоже интересен – он позволит составить план покупок, особенно если речь касается крупных приобретений. Давайте вместе разберемся, каким может стать этот ценовой показатель в 2019 году!
Говоря простым языком, индекс-дефлятор – это коэффициент, применяемый для того, чтобы определить окончательную цену некоего набора товаров и услуг. Данные показатели нужно рассчитывать на пару лет вперед, так как это позволяет Министерству экономразвития разрабатывать мероприятия по улучшению социальной и экономической жизни россиян, а также продумывать меры по сдерживанию негативных финансовых процессов. Таким образом, индексы-дефляторы являются базой для прогнозирования цен на будущий год.
По факту, экономисты совершают сравнение ценовых показателей для товарных групп в текущем периоде времени с базисными значениями цен. Если говорить об экономическом содержании данного показателя, то он напоминает индекс потребительских цен – только дефлятор рассчитывают не просто для отдельных потребительских товаров, а для полного набора продуктов из товарной сферы и сферы услуг, включая те, которые до этого не были представлены на рынке.
Поняв специфику расчетов данного показателя, можно заметить его главный недостаток – дефляторы отображают экономическую ситуацию таким образом, что значение инфляции оказывается заниженным. По мнению независимых экспертов, именно потому экономисты правительственных ведомств активно используют дефляторы – ведь им нужно показать, что жизнь в стране идет на лад.
После определения индексов-дефляторов специалисты сводят расчеты в единый прогноз с учетом среднесрочной и долгосрочной перспективы. В итоге Минэкономразвития публикует вероятные сценарии, которые учитывают не только проявления неких внутренних факторов, но и условия внешних рынков. Это помогает руководству страны выбрать цели, достижение которых позволит повысить уровень жизни в государстве, а также разработать сценарии их воплощения в жизнь с учетом позитивного и негативного прогноза.
Прогноз предполагает реализацию одного из 3-х сценариев. В России они известны как:
Прогнозы учитывают, что: а) на Россию по-прежнему будут оказывать влияние санкции со стороны западноевропейских государств и США; б) правительство РФ реализует комплекс ответных антисанкционных мер; в) международная экономика постепенно стабилизируется, а глобальные кризисы и шоковые ситуации обойдут мировое сообщество стороной. В этом случае:
Данный прогноз основывается на таких предположениях:
С учетом вышеизложенных тезисов, возможны такие изменения в экономике РФ:
Целевые выкладки основываются на том же наборе предпосылок, что и базовый вариант экономического развития, однако в его расчеты заложены дополнительные позитивные факторы:
Данный вариант прогноза предполагает, что финансовая система РФ пострадает от ряда кризисных явлений:
По самому ожидаемому сценарию (который, впрочем, еще не был скорректирован с учетом налоговых и социальных нововведений – таких как повышение пенсионного возраста, фискальный маневр в нефтяной отрасли и рост акциза на топливо в 2019 году), Минэкономразвития рассчитывает на такие цифры:
Эксперты из главного банка Российской Федерации заявляют, что цены на нефть, согласно их выкладкам, в 2019 году вырастут гораздо сильнее, чем это заложено в прогнозах Минэкономразвития. По словам Эльвиры Набиуллиной, занимающей пост главы ведомства, средняя цена черного золота достигнет 55 у.е. за баррель. А поскольку рублевый курс стал менее зависим от нефтекотировок, масштаб влияния данного фактора на целый ряд потребительских цен заметно снизится.
Несмотря на новые экономические решения в области социальной и экономический политики (поднятие НДС до 20%, повышение возраста выхода на пенсию до 63 лет для россиянок и 65 лет для россиян), Центробанк обещает, что инфляция не окажется больше 4%. Впрочем, Набиуллина отметила, что последние новости негативно сказались на инфляционных ожиданиях простых россиян – согласно опросам, теперь в стране ждут роста цен до 7,8% за год.
Стоит отметить, что неправительственные эксперты относятся к финансовым перспективам 2019 года с меньшим оптимизмом. Аналитики считают, что правительство не удержит инфляцию на указанной отметке. 4% – это недостижимый показатель, и будет хорошо, если в 2019 году финансовые вливания и жесткая монетарная политика позволят зафиксировать покупательную способность рубля хотя бы на уровне 4,5%. Интересуют подробности? Тогда ознакомьтесь с прогнозами из разных сфер экономической жизни РФ!