Проведение анализа налоговой нагрузки. Налоговая нагрузка: расчет и законное снижение

Как заработать

Любой предприниматель, стремясь к увеличению своей прибыли, ощущает неизбежное налоговое бремя. Естественно стремление снизить расходы на уплату налогов, при этом важно не переходить грань, определенную законом. Тем не менее, и слишком низкой налоговая нагрузка быть не может, потому что в таком случае практически наверняка налицо нарушения налогового законодательства, на выявление которых может быть направлена плановая либо внеплановая .

Из каких компонентов состоит налоговая нагрузка, какова ее роль в предпринимательской деятельности, как вычислить ее на разных экономических уровнях, под силу ли предпринимателю сделать это самостоятельно – все эти вопросы обсуждаем ниже. Присоединяйтесь!

Абсолютная и относительная налоговая нагрузка

Понятие налоговой нагрузки используется для установления финансовых обязательств предпринимателя перед государством. Можно рассматривать ее как относительную или абсолютную величину.

Сумма, обременяющая предпринимателя из-за его обязанностей налогоплательщика, выраженная определенной цифрой, составляет абсолютную величину налоговой нагрузки.

Эту цифру необходимо знать предпринимателям, чтобы планировать соотношение расходов и доходов, оптимизировать бизнес, оценивать его прибыльность.

Налоговые органы трактуют налоговую нагрузку как меру, характеризующую средства, которые предприниматель выделяет из бизнеса на свои налоговые траты. Такой подход относителен, так как включает многие параметры, учитываемые ФНС.

Именно поэтому относительное обозначение налоговой нагрузки лучше позволяет проанализировать влияние налогового бремени на финансовое состояние предпринимателя и рентабельность его бизнеса.

Иногда налоговую нагрузку отождествляют с эффективной ставкой налога – процентом от фактической уплаты того или иного налога в общей налоговой базе. Когда речь идет о налоговой нагрузке по какому-то определенному налогу, допустимо применять это определение, что и делается в некоторых нормативных актах.

Государственные документы

Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты:

  • Приказ федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и его приложение № 3 – информационные данные, ежегодно пополняющиеся и обновляющиеся;
  • Письмо ФНС РФ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 содержит формулу расчета налоговой нагрузки по различным видам налогов и особых налоговых режимов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вся эта информация содержится и на официальном сайте ФНС.

Кому и зачем это нужно

Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:

  • сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
  • федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
  • Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.

Какую именно нагрузку будем считать?

Упомянутые документы, помимо информационных сведений, могут дать предпринимателям возможность самостоятельного расчета налоговой нагрузки по специально разработанным формулам.

В первом документе (приказе ФНС) приведена общая формула, которая поможет в расчете совокупной налоговой нагрузки , то есть той доли средств, которые начислялись к уплате на основе налоговых деклараций, по отношению к сумме выручки, зафиксированной Госкомстатом (в отчете о доходах и прибылях).

ВАЖНО! В расчет такой нагрузки включается НДФЛ, а НДС – нет. При этом исключены из расчетов взносы во внебюджетные фонды, так как не все их курирует ФНС.

Второй документ (письмо ФНС) содержит несколько расчетных формул для разных налогов и тех или иных спецрежимов налогообложения.

Формула расчёта налоговой нагрузки

Совокупная нагрузка

вычисляется очень усреднено. Формула ее крайне проста: это частное налоговых отчислений и выручки. В уточненном варианте она может выглядеть так:

НН = СнОг х 100% / СВг – НДС,

– сумма налогов, уплаченная по данным отчета в налоговом году;
СВг – сумма выручки по бухгалтерским документам, соответствующих налоговому годичному периоду; в нее не включаются НДС и акцизы.
Данная методика разработана и рекомендована к применению Минфином РФ.

Нагрузка будет признана низкой и вызовет пристальное внимание налоговых органов, если вычисленный показатель будет меньше среднеотраслевых значений, ежегодно обновляемых на сайте ФНС.

К СВЕДЕНИЮ! Существуют и другие методики расчета налоговой нагрузки в совокупности, предложенные в различных экономических изданиях.

ПРИМЕР. Рассчитаем нагрузку условного ООО «Долгождан», занимающегося гостиничным бизнесом.

ФНС определил средний уровень нагрузки для такого вида бизнеса как 9%.

Выручка предприятия по данным финансового отчета за 2015 год составила 40 млн. руб. Налоговые декларации, поданные фирмой в этом году, показали следующие суммы налоговых отчислений:

  • НДС – 1, 1 млн. руб.;
  • налог на прибыль – 1,2 млн. руб.;
  • налог на имущество организаций – 520 тыс. руб.;
  • транспортный налог – 250 тыс. руб.

С заработных плат сотрудников был удержан НДФЛ на 750 тыс. руб. Страховые взносы, а также перечисления в Пенсионный фонд, для данного расчета значений не имеют.

: 1 100 000 + 1 200 000 + 520 000 + 250 000 + 750 000 = 2 625 000 руб. Делим на показатель прибыли: 2 625 000 / 40 000 000 = 0,065. Умножаем на 100%, получаем 6,5 %.

Вычисленный результат меньше среднего (9%), определенного ФНС для этой отрасли бизнеса. Поэтому ООО «Долгождан» будет включено в план выездных налоговых проверок, либо его сотрудники будут вызваны в налоговую для дачи пояснений.

Нагрузка по конкретному налогу

Чаще всего налоговую нагрузку вычисляют по НДС и налогу на прибыль.

Уровень нагрузки по налогу на прибыль

Органы ФНС насторожит, если он окажется ниже таких показателей:

  • для торговых предприятий – менее 1%;
  • для других организаций, в том числе занимающихся производством и подрядами – менее 3 %.

Ее вычисляют по такой формуле:

ННп = Нп / (Др + Двн),

где:
ННп ­ ­– налоговая нагрузка по налогу на прибыль;
Нп ­– налог на прибыль по итогам годовой декларации;
Др – доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;
Двн – иные (внереализационные) доходы организации по данным той же декларации.
Полученный результат умножается на 100%.

Уровень налоговой нагрузки по НДС

ФНС признает низким уровень налоговой нагрузки по НДС, если за все четыре квартала отчетного года суммы налоговых вычетов по НДС составят 89% и более от полной суммы данного налога.

  1. Разделить сумму уплаченного НДС (ННДС) на показатели налоговой базы в соответствии с 3 разделом соответствующей декларации, ориентирующейся на состояние рынка РФ (НБрф):

    НН по НДС = ННДС / Нбрф

  2. Найти отношение суммы НДС по декларации (ННДС)к общей налоговой базе, включающей в себя как показатели рынка РФ, так и экспортного рынка (НБобщ):

    НН по НДС = ННДС / Нбобщ.

Нюансы налоговой нагрузки для разных типов предпринимателей

  1. ИП . Индивидуальный предприниматель должен рассчитать налоговую нагрузку по НДФЛ. Для этого нужно разделить показатель своей декларации на приведенный в декларации 3-НДФЛ.
  2. Плательщики УСН должны взять уровень своей нагрузки, начисленный в соответствии с декларацией, и разделить его на доход в соответствии с 3-НДФЛ.
  3. Предприниматели на ЕСХН делят,соответственно, показатели своего налога на сумму дохода по 3-НДФЛ–декларации.
  4. Те, кто выбрал ОСНО , суммируют НДС и налог на прибыль и находят отношение полученной суммы к общей выручке, отраженной в отчете о прибылях и убытках.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если бизнесмен, кроме перечисленных, платит и другие налоги, например, земельный, на воду, имущество и т.д. (кроме НДФЛ), то все эти налоги будут участвовать в расчете совокупной нагрузки.

Если уровень налоговой нагрузки оказался низким, это еще не значит обязательных штрафных санкций: они могут быть назначены только по результатам проверки, риск которой в такой ситуации, естественно, возрастает.

0

Курсовая работа

По дисциплине: Налоги и налогообложение предприятия

На тему: Оценка налоговой нагрузки предприятия

на примере ОАО “МРСК-Центр”

Работу выполнил студент группы: 331а

Ооржак А. О.

Работу проверил преподаватель:

Дроздович М. В.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………................3

1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ…………………………………………………………………....5

1.1 Определение понятия, факторы, влияющие на величину налоговой нагрузки……………………………………………………………………….….….5

1.2 Оценка налоговой нагрузки организаций в условиях современного налогового законодательства РФ…………………………………………………..9

2. МЕТОДИКИ РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ…….12

2.1 Методика департамента налоговой политики Минфина РФ……………….12

2.2 Методика М.Н. Крейниной…………………………………………………....13

2.3 Методика А. Кадушина и Н. Михайловой……………………………….......14

2.4 Методика Е.А. Кировой…………………………………………………….....16

2.5 Методика М.И. Литвина…………………………………………………...….17

2.6 Методика Т.К. Островенко………………………………………………....…19

3.ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ НА ПРИМЕРЕ

КОНКРЕТНОГО СУБЪЕКТА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ….….21

3.1 Краткая история предприятия ОАО "МРСК-Центра"…………………..…..21

3.2 Определение налоговой нагрузки на примере ОАО "МРСК-Центра"….….23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….……32

ВВЕДЕНИЕ

Одна из самых острых проблем экономики России - нехватка финансовых ресурсов. Наиболее приемлемым способом решения данной проблемы может быть налоговое регулирование - система особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического роста. Налоговое регулирование охватывает всю экономику в целом. В мировой практике налогообложение населения играет если не определяющую, то одну из главных ролей в регулировании экономики.

Оптимально построенная налоговая система, обеспечивая финансовыми ресурсами потребности государства, не должна снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, одновременно обязывая его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования. Поэтому показатель налогового бремени, или налоговой нагрузки, на налогоплательщика является достаточно серьёзным измерителем качества налоговой системы. Иными словами, эффективная налоговая система должна обеспечивать разумные потребности государства, изымая у налогоплательщика, как правило, не более трети его доходов.

В настоящее время, тема распределения налогового бремени в обществе особенно актуальна, так как играет особую роль в построении и совершенствовании налоговой системы любого государства - как с развитой экономикой, так и находящегося в переходном периоде.

Целью написания курсовой работы, является рассмотрение проблем снижения налогового бремени и наиболее эффективных методов его оптимизации.

Проблема снижения налогового бремени в российской налоговой системе в значительной степени связана с расширением налогооблагаемой базы, в том числе за счёт отмены льгот, вовлечением в сферу уплаты налогов теневого бизнеса, дальнейшим укреплением налоговой и финансовой дисциплины.
Создание благоприятных налоговых условий для функционирования легальной экономики, законопослушных налогоплательщиков целиком и полностью зависит от решения этих проблем. Поэтому необходимо, чтобы Налоговый кодекс РФ, после принятия его глав кардинально изменил ситуацию с реальным снижением налогового бремени для российских налогоплательщиков.

Предметом исследования является основа оценки налоговой нагрузки на предприятии.

Объектом исследования курсовой работы является электросетевая компания ОАО "МРСК-Центр".

Характеризуя степень научной разработанности проблематики, следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях.

Теоретико-методологическую базу исследования составили четыре группы источников: нормативные акты и законодательство, учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература), научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике, а также интернет-ресурсы.

Работа состоит из введения, глав основной части, заключения и списка литературы.

1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

  • Определение понятия, факторы, влияющие на величину налоговой нагрузки.

Налоговая нагрузка - это налоговое бремя, наложенное на организацию (предпринимателя), т.е. сумма налогов и взносов в государственную казну, которую он должен заплатить.

Деятельность любого предприятия, начиная с момента его создания, будучи связанная с получением тех или иных материальных благ, обусловлена стремлением к извлечению максимально возможной прибыли. При этом максимизация экономического результата может быть достигнута как путем увеличения доходов, так и путем сокращения расходов, к числу которых, несомненно, относятся и обязательные платежи в бюджет. Налоговое бремя, таким образом, одним из первых, в числе других экономико-правовых факторов, оказывает влияние на организацию и ведение дел участников гражданского оборота. Однако, несмотря на повышенный интерес к вопросам изменения размера и сроков уплаты налоговых платежей, само налоговое бремя хозяйствующих субъектов как правовая категория остается почти не изученным.

На сегодняшний день наукой более полно изучена не правовая, а экономическая сторона обременения налогоплательщиков государством. Так, в наиболее общих словах налоговое бремя как экономическая категория определяется как отношение общей суммы налогов и сборов, плательщиками которых выступают хозяйствующие субъекты, к объему валового национального продукта.

Результаты сравнительного анализа предлагаемых разными исследователями дефиниций позволяют выделить несколько доминирующих в современной финансовой науке подходов к интерпретации понятия налогового бремени налогоплательщика, а именно:

  1. Налоговое бремя как отношение суммы обязательных платежей в бюджет к результатам финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. В частности, совокупное налоговое изъятие может оцениваться в соотношении с выручкой, активами, валютой баланса, себестоимостью товаров, работ, услуг, прибылью. Так, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России понимает налоговую нагрузку как долю совокупного дохода налогоплательщика, которая изымается в бюджет и рассчитывается как отношение суммы всех начисленных налоговых платежей к объему реализации товаров (работ, услуг). Именно этот подход нашел свое отражение в Постановлении Правительства РФ от 23 июня 2006 г. N 391.
  2. Налоговое бремя как детерминант источника покрытия обязательных платежей в бюджет. Не оценивая экономическую целесообразность использования подобного подхода, отметим лишь, что в силу взаимосвязанных положений п. 1 ст. 8 и п. 1 ст. 45 НК РФ понятие налогового бремени применимо только к собственным денежным средствам налогоплательщика. Связь же налогового бремени с источником уплаты налога должна признаваться, но она носит вероятностный характер и не всегда объективно существует по прямому указанию закона, а сам источник налоговых выплат зачастую и вовсе не имеет юридического значения для исполнения обязанности уплатить налог.
  3. Налоговое бремя как направление расходования собственных средств налогоплательщика.
  4. Налоговое бремя как инструмент управления производственными и иными экономическими процессами. Данный подход проистекает непосредственно из регулятивной функции налога и разделяется преимущественно представителями финансового менеджмента.

Целью исчисления налогового бремени является получение количественных показателей воздействия нало-гов и сборов на источник их уплаты применительно к конкретному хозяйствующему субъекту. На основании этих показателей государ-ство и сам субъект могли бы принимать объективные решения по тому или иному аспекту совершенствования своей налоговой поли-тики в пределах законодательно установленных полномочий.

Величина налогового бремени зависит, прежде всего, от видов налогов и налоговых ставок, которые представляют собой долю налога в суммарном облагаемом доходе налогоплательщика. Количественно налоговая нагрузка может быть измерена отношением общей суммы налоговых изъятий за определенный период к сумме доходов субъекта налогообложения за тот же период.

Большинство экономистов сходятся в том, что в расчет должны включаться все налоги и сборы, уплачиваемые предприятием, в том числе налоги во внебюджетные фонды, за исключением НДФЛ, поскольку в отношении его хозяйствующий субъект выступает на-логовым агентом государства и лишь учитывает, удерживает и пере-числяет эти средства в бюджет. Хотя не во всех случаях абсолютно справедливо его исключение из расчетов, но эластичностью пред-ложения на рынке труда в данном случае следует пренебречь.

Одним из способов государственного регулирования налогового бремени плательщиков-предприятий предлагается использовать так называемое правило «красной черты». Согласно этому правилу общая сумма налоговых и аналогичных им изъятий предприятий должна быть ограничена определенным процентом от их оборота. Применяться это правило должно в течение 3-5 лет, а за его рамки могут выходить только рентные платежи и некоторые фискальные акцизы. Данное мероприятие, введенное на нормативном уровне, будет способствовать приведению российских цен в соответствии с реальным уровнем спроса и предложения.

Оптимальный размер налогового бремени - центральная макроэкономическая проблема любого государства. В то же время иногда как в специальной, так и в публицистической литературе приходиться сталкиваться с мнением о том, что чем ниже уровень налогового бремени, тем стремительней и динамичней развивается экономика государства: чем меньше налоги - тем выше экономика. Необходимо отметить, что само по себе снижение ставок налогов может способствовать экономическому росту разными путями. Так, снижение предельных ставок может побудить людей работать более напряженно. Это определенно приведет к росту предложения рабочей силы и увеличению производительности труда. Кроме того, при низких налогах растут сбережения, и появляется стимул к инвестированию. Но это лишь теория, подтверждения которой более чем относительны.

Основными факторами, влияющими на величину налоговой нагрузки предприятия, являются:

Объем производства продукции (работ, услуг);

Специфика выпускаемой продукции по ее обложению НДС и акцизами;

Используемая система налогообложения;

Изменение величины налоговых баз;

Планирование налоговых платежей с целью их оптимизации;

Изменения в налоговом законодательстве и системе налогообложения.

Первые пять факторов связаны с производственной деятельностью организации, это внутренние факторы, а последний является внешним фактором.

Перечисленные факторы влияют на величину налоговых платежей в общем плане. Естественно имеются факторы, влияющие на величину отдельных налогов

1.2 Оценка налоговой нагрузки организаций в условиях современного налогового законодательства РФ.

Необходимо отметить, что согласно используемым методам в настоящее время в качестве количественной оценки налогового бремени предприятий наиболее часто применяется отношение суммы налоговых платежей к выручке от реализации либо к добавленной стоимости.

Реально действующий комплекс налогов, уплачиваемых организациями, имеет разнообразные налоговые базы, приведение которых к единой базе в общем случае невозможно. В соответствии с Налоговым кодексом, основные регулярные налоговые платежи предприятий включают:

Налог на добавленную стоимость (НДС);

Налог на прибыль организации (НПР);

Страховые взносы;

Акцизы (АК);

Водный налог

Налог на имущество организаций;

Транспортный налог;

Земельный налог.

Учитывая, что акцизы уплачивает относительно небольшая группа предприятий, основная часть налоговых платежей (более 90%) обычных предприятий приходится на налог на добавленную стоимость, единый социальный налог, налог на прибыль.

В соответствии с действующим налоговым законодательством НДС пропорционален добавленной стоимости (ДС) производимых предприятием товаров (услуг), (НПР) - себестоимости (СС) произведенной продукции, а акцизы в целом, но недостаточно явно коррелированны с объемом выпускаемой продукции.

С учетом соотношения рассматриваемых налогов в дальнейшем НДС, страховые взносы, НПР именуются основными налогами. Прочие перечисленные выше налоги в основном не имеют ярко выраженной связи с основными параметрами производства и, кроме того обычно относительно невелики по объемам поступления в бюджет.

Как известно, денежные средства (ПВР), поступающие за реализованную продукцию, включает в основном выручку от реализации (ВР) товаров (работ, услуг), а также косвенные налоги (КН), устанавливаемые в виде надбавок к цене (налог на добавленную стоимость - НДС и акцизы - АК), т.е.

ПВР = ВР + КН; (1.1)

КН = НДС + АК.

ВР-выручка за реализацию;

КН-косвенные налоги (налоги на товары и услуги);

АК-акцизы (налоги, прямо включаемые в цену, тариф или услугу).

Объем выручки от реализации в основном определяется:

Материальными затратами (ЗМ) предприятия (в первую очередь - стоимостью израсходованных в процессе производства сырья и материалов, полуфабрикатов, покупных комплектующих изделий, топлива, всех видов энергии и т.д.);

Добавленной стоимостью продукции, определяемой заработной платой (ЗП), отчислениями в государственные внебюджетные фонды (ОФ), амортизационными отчислениями (АО), налогами, относимыми на себестоимость продукции (НО) и прибылью (ПР). Представляемой обычно в виде двух слагаемых: чистой прибыли (ЧП) и налога на прибыль (НПР), т.е.:

ВР = ЗМ + ДС, (1.2)

ДС = ЗП + ОФ + АО + НО + ПР,

ПР = ЧПР + НПР.

Учитывая, что прибыль от реализации продукции обычно представляют как долю от себестоимости (СС), используя обозначение ставки налога на прибыль предприятий - Спр, получим:

ПР = Кр *СС, (1.3)

ЧПР = Кр * СС (1- Спр),

НПР = Кр * СС * Спр .

Кр - коэффициент рентабельности (обычно до 10-20%).

При анализе принято допущение примерного соответствия прибыли и налогооблагаемой прибыли предприятия, а также использовано предложение близости моментов отгрузки, платы продукции и уплаты налогов. Использование указанного допущения не искажает картину движения финансовых средств предприятия в случае его регулярной деятельности и ритмичного выпуска продукции (товаров, работ, услуг).

В случаях, когда деятельность предприятия не является регулярной и ритмичной, необходим учет законодательно установленных сроков уплаты налогов в пределах одного или нескольких налоговых периодов. Так как максимальная длительность налогового периода одного из основных налогов (налога на прибыль предприятия) составляет один год, оценку соответствия результатов производственной деятельности и объемов уплаченных налогов целесообразно проводить по годовому интервалу.

  1. МЕТОДИКИ РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ

2.1 Методика департамента налоговой политики Минфина РФ.

Департаментом налоговой политики Министерства финансов РФ (автор - Е.В. Балацкий) разработана методика, в соответствии с которой тяжесть налогового бремени оценивается отношением всех уплачиваемых налогов к выручке от реализации, включая выручку от прочей реализации (в процентах). Этот показатель выявляет долю налогов в выручке от реализации.

НБ= Т/В. (2.1)

НБ - налоговое бремя;

Т - сумма всех уплаченных налогов предприятием за налоговый период, в том числе взносы в ПФ, ФСС, ФОМС; НДФЛ; налог на дивиденды;

В - выручка от реализации.

В таблице 2.1 приведены плюсы и минусы данной методики:

Таблица 2.1 - Плюсы и минусы методики Департамента налоговой политики Министерства финансов РФ

2.2. Методика М.Н. Крейниной.

Позволяет сопоставить размер уплаченного налога (налогов) и источника уплаты:

НБ = (В-Ср - ПЧ)/(В-Ср)·100%. (2.2)

Ср - затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг) за вычетом косвенных налогов;

Пч - фактическая прибыль, остающаяся после уплаты налогов в распоряжении экономического субъекта.

В таблице 2.2 приведены положительные и отрицательные стороны методики.

Таблица 2.2 - Положительные и отрицательные стороны методики

М.Н. Крейниной.

2.3 Методика А. Кадушина и Н. Михайловой.

По этой методике предлагается оценивать налоговую нагрузку как долю отдаваемой в бюджет добавленной стоимости, созданной конкретным экономическим субъектом. Упрощенно расчет добавленной стоимости предприятия (ДС) может быть произведен в виде суммы следующих составляющих за отчетный период:

ДС = ФОТ + ВП + АО+ ПНП + ПР =В-МЗ . (2.3)

ПНП — прямые и косвенные налоги предприятия, выплачиваемые из ДС;

ПР — балансовая прибыль;

В - выручка с НДС;

МЗ - материальные затраты.

Показатель налогового бремени предприятия (НБП) может быть рассчитан как по факту выплаты налогов, так и по факту их начисления (данные налоговых деклараций или данные бухгалтерского баланса о суммах задолженности перед бюджетом и фондами):

НБП = (ПНП+ВП)/ДС . (2.4)

Также методика позволяет оценить влияние отдельных налогов на финансовое состояние предприятия с помощью коэффициентов:

Удельный вес добавленной стоимости в валовой выручке (материалоемкость производства):

КВ = ДС/В. (2.5)

Доля заработной платы (с начислениями) в добавленной стоимости (трудоемкость производства) (К ФОТ):

К ФОТ = ФОТ +ВП/ДС. (2.6)

Удельный вес амортизации в добавленной стоимости (фондоемкость производства) (КАО):

КАО = АО/ДС. (2.7)

Наглядно плюсы и минусы методики можно представить в таблице:

Таблица 2.3 - Плюсы и минусы методики А. Кадушина и Н. Михайловой.

2.4 Методика Е.А. Кировой.

Предлагает методический подход оценки уровня налоговой нагрузки, в котором соизмеримым показателем выступает вновь созданная стоимость (ВСС). Сама методика предопределяет расчет абсолютной налоговой нагрузки (АНН) и относительной налоговой нагрузки (ОНН).

Абсолютная налоговая нагрузка - это налоги и страховые взносы, подлежащие перечислению в бюджет и внебюджетные фонды, а также недоимка по данным платежам.

Относительная налоговая нагрузка - это отношение ее абсолютной величины к вновь созданной стоимости (ВСС):

ВСС = В - МЗ - АО + ВД - ВР = (ФОТ + ВП) + НП + ПР . (2.8)

В - выручка от реализации (с учетом НДС);

МЗ - материальные затраты;

АО - амортизационные отчисления;

ВД - прочие доходы;

ВР - прочие расходы (без учета налоговых платежей);

ФОТ - фонд оплаты труда(без НДФЛ);

ВП - платежи во внебюджетные фонды;

НП - все уплачиваемые предприятием налоги и взносы;

ПР - прибыль организации до налогообложения.

Тогда относительная налоговая нагрзка(ОНН):

ОНН = АНН/ВСС *100%. (2.9)

Положительные и отрицательные стороны методики отображены в таблице:

Таблица 2.4 - Плюсы и минусы методики Е.А. Кировой.

Позволяет рассматривать налоги по отношению к источнику их выплаты.

Не учитывается влияние НДФЛ.

Методика рассматривает амортизационные отчисления как элемент формирования себестоимости продукции, а не как источник выплаты налогов.

Методика не рассматривает амортизационные отчисления как источник выплаты налогов, что не позволяет рассматривать отраслевые нагрузки предприятий.

Не учитывает влияние таких показателей, как фондоемкость, трудоемкость, рентабельность, оборачиваемость оборотных активов и не позволяет прогнозировать изменение деловой активности экономического субъекта в зависимости от изменения количества налогов, налоговых ставок и льгот.

2.5 Методика М.И. Литвина.

По этой методике налоговая нагрузка (НН) рассчитывается следующим образом:

НН = ∑ НП + ∑ ВП /∑ ИС *100% (2.10)

∑ НП -сумма начисленных налоговых платежей

∑ ВП - сумма платежей во внебюджетные фонды

∑ ИС - сумма источника средств для уплаты - добавленная стоимость.

Добавленная стоимость в этом случае рассчитывается следующим образом:

ДС = ФОТ +ВП + ПОФ + НП + ПР (2.11)

ФОТ — оплата труда (с учетом НДФЛ);

ВП — платежи, начисляемые на фонд оплаты труда, во внебюджетные формы;

ПОФ — потребление (амортизация) основных фондов, нематериальных активов и запасов;

НП — сумма всех уплаченных налогов;

ПР — прибыль до уплаты налогов.

С помощью этих показателей можно определить оптимальную налоговую нагрузку в зависимости от отраслевой принадлежности экономического субъекта.

Наглядно положительные и отрицательные стороны методики изложены в таблице:

Таблица 2.5 - Положительные и отрицательные стороны методики

М.И. Литвина.

2.6 Методика Т.К. Островенко.

Налоговое бремя согласно данной методике определяется по нескольким показателям (обобщающим и частным).

К обобщающим показателям относятся:

Налоговая нагрузка на выручку предприятия (ННвыр);

Налоговая нагрузка на стоимость основных средств (ННОС);

Налоговая нагрузка на нематериальные активы (НННА);

Налоговая нагрузка на среднюю численность работников (ННЧср.).

Эти показатели рассчитываются по следующим формулам:

ННвыр = Нобяз/Вобщ, (2.12)

ННвб = Нобяз/ВБ,

ННос = Нобяз/ОС;

ННна = Нобяз/НА;

ННчср = Нобяз/Чср;

Нобяз = НДСпог + Ним + Нприб + Страховые платежи ;

Вобщ - общая выручка;

ВБ - валюта баланса;

ОС - основные средства;

НА - нематериальные активы;

Чср - средняя численность.

К частным показателям относят следующие показатели:

Налоговая нагрузка на затраты предприятия по всем видам деятельности (ННЗ);

Налоговая нагрузка на материальные затраты (ННМЗ);

Налоговая нагрузка на дебиторскую задолженность (ННДЗ).

Которые рассчитываются по следующим формулам:

ННз = Нобяз/З ; (2.13)

ННмз - Нобяз/МЗ ;

ННчп = Нобяз/ЧП;

ННдз = Нобяз/ДЗ , где

З - затраты;

МЗ - материальные затраты;

ЧП - чистая прибыль;

где ДЗ - дебиторская задолженность.

Кроме того, при необходимости, по данной методике может быть рассчитана налоговая нагрузка в расчете на одного работника.

Этот показатель, сравниваемый с показателями средней заработной платы и прибыли на одного работника, позволяет оценить вклад отдельного работника в формирование прибыли экономического субъекта, налоговых платежей в бюджет и во внебюджетные фонды и собственного дохода.

Достоинством данной методики является то, что она позволяет с различной степенью детализации, в зависимости от поставленной управленческой задачи, рассчитать налоговую нагрузку, а так же то, что она может применятся экономическими субъектами любых отраслей народного хозяйства.

Использование при расчетах по этой методике показателей, отражаемых в отчетности экономического субъекта, значительно сокращает процесс расчетов.

3.ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ НА ПРИМЕРЕ КОНКРЕТНОГО СУБЪЕКТА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1 Краткая история предприятия ОАО "МРСК-Центра".

Открытое Акционерное Общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" было зарегистрировано 17 декабря 2004 г.

Создание ОАО "МРСК Центра" является неотъемлемой частью утвержденного плана реформирования российской электроэнергетики, который предусматривает межрегиональную интеграцию вновь созданных предприятий после разделения энергокомпаний по видам бизнеса.

В соответствии с решением Совета директоров ОАО "РАО ЕЭС России" от 23.04.2004 года в ОАО "МРСК Центра" должны были войти 32 региональных сетевых компании (РСК) Центрального региона и Северного Кавказа.

Но, вследствие принятия ряда корректировок, количество региональных сетевых компаний, входящих в ОАО "МРСК Центра" было решено сократить до двадцати четырех.

Данная конфигурация МРСК была утверждена Распоряжением Правительства РФ № 77-р от 26.01.06.

С марта по май 2006 года ОАО РАО "ЕЭС России" был принят ряд решений по изменению действующей конфигурации МРСК. В частности, Распоряжением ОАО РАО "ЕЭС России"/ОАО "ФСК ЕЭС" №64р/30р от 07.03.2006 закреплена передача ответственности за функционирование ОАО "Московская городская электросетевая компания", ОАО "Московская областная электросетевая компания", непосредственно бизнес-единице "Сети"; Распоряжением ОАО РАО "ЕЭС России" №103р/102р закреплена передача ОАО "КЭУК" ответственности за функционирование ОАО "Дагэнерго", ОАО "Калмэнерго", ОАО "Нурэнерго", ОАО "Ставропольэнерго", ОАО "Ингушэнерго", ОАО "Карачаево-черкесскэнерго", ОАО "Севказэнерго", ОАО "Каббалкэнерго". ОАО "Кубаньэнерго" передано в прямое подчинение ОАО "ФСК ЕЭС".

Окончательное решение об изменении базовой конфигурации МРСК было принято Советом Директоров ОАО РАО "ЕЭС России" и закреплено протоколом №250 от 27.04.2007. Согласно данному протоколу, ОАО "МРСК Центра и Северного Кавказа" должно быть переименовано в ОАО "МРСК Центра", с внесением соответствующих изменений в Устав Общества.

В состав ОАО "МРСК Центра" вошли следующие распределительные сетевые компании: ОАО "Белгородэнерго", ОАО "Брянскэнерго", ОАО "Воронежэнерго", ОАО "Костромаэнерго", ОАО "Курскэнерго", ОАО "Липецкэнерго", ОАО "Орелэнерго", ОАО "Тамбовэнерго", ОАО "Смоленскэнерго", ОАО "Тверьэнерго", ОАО "Ярэнерго".

Окончательное формирование целевой структуры МРСК Центра было завершено присоединением к ней в форме филиалов 11 распределительных сетевых компаний и переходом на единую акцию. Присоединение завершилось 31 марта 2008 года. В этот день были внесены изменения в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности РСК в результате присоединения к МРСК.

К ОАО "МРСК Центра" в форме филиалов присоединены "Белгородэнерго", "Брянскэнерго", "Воронежэнерго", "Курскэнерго", "Костромаэнерго", "Липецкэнерго", "Тверьэнерго", "Смоленскэнерго", "Орелэнерго", "Тамбовэнерго", "Ярэнерго".

3.2 Определение налоговой нагрузки на примере

ОАО "МРСК-Центра".

Рассмотрим налоговую нагрузку субъекта хозяйственной деятельности на примере предприятия ОАО "МРСК-Центра".

По итогам финансово-хозяйственной деятельности за 2014г. ОАО "МРСК-Центра" имеет следующие показатели (табл. 3.2).

Таблица 3.2 - Показатели ОАО "МРСК-Центра" за 2014 год.

Наименование показателей

Значение показателей (руб.)

Дополнительно

Выручка по основной деятельности

НДС 12 265 618,00

% к получению

% к уплате

Прочие доходы

Прочие расходы

Затраты в т.ч.

Материальные затраты

НДС 6 518 804,00

Затраты на оплату труда

Страховые платежи

Амортизация

Прибыль до налогообложения

Налог на прибыль

Чистая прибыль

Средняя валюта баланса

Среднегодовая стоимость имущества

Среднегодовая численность

Расчет налоговой нагрузки по методологии Минфина России производится по формуле:

НБ = (Нобщ/Вобщ) * 100% ; (3.1)

НБ - налоговая база;

Нобщ - общая сумма налогов;

Вобщ - общая сумма выручка от реализации.

Налоговая нагрузка = 2 630 308 + 1 727 980 + (12 265 618 - 6 518 804)

Налоговая нагрузка составляет 14 копеек на 1 рубль выручки или 14 % составляют налоги в выручке предприятия.

Однако данная методика не дает возможности произвести реальную оценку налоговой нагрузки на предприятие, а определяет лишь удельный вес налогов в сумме полученных доходов.

Методика М.Н. Крейниной предполагает сопоставление налога и источника его уплаты. Каждая группа налогов в зависимости от источника, за счет которого они уплачиваются, имеет свои критерии оценки тяжести налогового бремени. Расчет выполняется по формуле:

НБ = ((В - З - ЧП)/(В - З)) * 100%. (3.2)

НБ - налоговая база;

В - выручка от реализации;

З - затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг) за вычетом косвенных налогов.

Бп - Балансовая прибыль. Но С 2001 года уже не существует понятия балансовой прибыли (в связи с изменением механизма формирования, распределения и использования прибыли предприятия). Аналогом того, что раньше называлось балансовой прибылью, в настоящее время является прибыль до налогообложения.

Налоговая нагрузка = 68 142 322 - 55 497 816 - 5 218 492

68 142 322 - 55 497 816

Данный расчет показывает, во сколько раз суммарная величина уплаченых налогов отличается от прибыли, остающейся в распоряжении экономического субъекта. Основным отличием такого подхода к оценке налогового бремени является то, что косвенные налоги не принимаются в расчет и не рассматриваются как налоги, влияющие на размер прибыли экономического субъекта. Очевидна недооценка влияния косвенных налогов, НДС и акцизов. Эти налоги оказывают влияние на величину прибыли предприятия, но степень их влияния не так очевидна. Поэтому необходима иная методика

Расчет налогового бремени по методу М.И. Литвина осуществляется следующим образом:

НН = (ST / TY ) * 100% . (3.3)

Налоговая нагрузка = 1 727 980 + 881 336 + 2 630 308

5 218 492 7 890 784 7 890 784

Данная методика характеризует среднее значение налоговой нагрузки по всем видам налогов, пороговое значение которого составляет 78 %.

Расчет налоговой нагрузки по методике А. Кадушина и Н. Михайловой:

Кдс = ДС/ВВ ; (3.4)

Кдс - коэффициент добавленной стоимости;

ВВ - валовая выручка.

ВВ= МЗ+ДС+Ам+Зпл+Соц. платежи+Т+НДСуплач.+ Приб. до налогооблож.

ВВ = 36 215 580 + 12 265 618 + 5 247 093 + 7 890 784 + 2 630 308 + (12 265 618 -6 518 804) + 7 452 522 = 77 448 719

Кдс = 12 265 618 + 5 247 093 = 0,2261

Кт = Зпл + ЕСН + Т (3.5)

НДС нач + Ам

Кт - коэф. трудоемкости

Кт= 7 890 784 + 2 630 308 = 0,6008

12 265 618 + 5 247 093

Ка = Ам (3.6)

Ка - коэффициент Амортизации

Ка= 5 247 093: (12 265 618 + 5 247 093) = 0,2996

Активы необходимые для расчета

Наименование показателей

Нематериальные активы

Основные средства

Незавершенное строительство

Доходное вложение в материальные ценности

Долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения

Прочие внеоборотные активы

НДС по приобретенным ценностям

Дебиторская задолженность

Денежные средства

Прочие оборотные активы

ИТОГО АКТИВЫ применяемые к расчету

Пассивы необходимые для расчета

Наименование показателей

Значение показателей (тыс.руб.)

Обязательства по займам и кредитам долгосрочные

Прочие долгосрочные обязательства

Краткосрочные обязательства по займам и кредитам

Кредиторская задолженность

Задолженность участникам учредителям по выплате доходов

Резервы предстоящих расходов

Прочие краткосрочные обязательства

ИТОГО ПАССИВЫ применяемые к расчету

ЧА = 92 227 855 - 29 062 154 = 63 165 701

НН = 92 227 855: 63 165 701 = 17,6755 = 18%

5 218 492: 63 165 701

Методика предложенная Т.К. Островенко.

Обобщающие показатели:

ННобяз = 12 265 618 - 6 518 804 + 1 727 980 + 2 630 308 = 10 105 102

ННвыр = 10 105 102: 70 792 278 = 0,1427

ННвб = 10 105 102: 78 101 247 = 0,1294

ННос = 10 105 102: 69 692 384 = 0,1449

ННна = 10 105 102: 42 425 = 238,1874

ННчср = 10 105 102: 45 586 = 221,6711

Частные показатели:

ННз = 10 105 102: 55 497 816 = 0,1820

ННмз = 10 105 102: 36 215 580 = 0,2790

ННчп = 10 105 102: 5 218 492 = 1,9364

ННдз = 10 105 102: 8 301 464 = 1,2172

Данная методика показывает налоговую нагрузку в соотношении налоговых обязательств с различными показателями (общими и частными).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налоговое планирование актуальное направление в деятельности финансовых служб предприятий и индивидуальных предпринимателей. Так по средствам налогового планирования можно значительно снизить расходы по налоговым платежам в бюджет организации. Таким образом, налоговое планирование позволяет оптимизировать сумму уплачиваемых налогов и избежать экономического ущерба, связанного с выплатой штрафов в пользу государства.

Описаны основные методики расчета показателей налоговой нагрузки.

Налоговая нагрузка была рассчитана на примере ОАО "МРСК-Центра" с использованием наиболее простых и доступных методик оптимизации налогообложения.

В качестве оптимизации можно использовать метод использования учетной политики, который предполагает корректировку учетной политики с целью сближения бухгалтерского и налогового учета на предприятии, для оптимизации налоговых баз для целей налогообложения.

Рассмотренные выше методики расчетов имеют различные подходы в определении структуры налоговых платежей, которые включаются в расчеты.

Все методики определения налоговой нагрузки информативны и применимы для организаций в целях оптимизации налоговых платежей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации части 1 и 2. Текст с изменениями и дополнениями (ред. от 29.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015). - М. : ЭКМО,2009.-768с.
  2. Налоговое право: учебник 6-е издание/ С.Г. Пепеляева и др. М.: Юристъ, 2012. 226 с.
  3. Сердюков А.Э. Налоги и налогообложение: учебник 4-е издание М.: ИНФРА-М, 2011. 244с
  4. Александров И.М. Налоги и налогообложение: учебник 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2014. - 227 с
  5. Колчин С.П. Снижение налогового пресса и его вероятностные последствия// Финансы 2013
  6. Анализ и планирование налоговых поступлений: теория и практика 7-е издание/ Ф.К. Садыгов и др. М.: Изд-во экон. Правовой лист 2011. 232 с..
  7. Чипуренко Е.В. Налоговая нагрузка предприятия: анализ, расчет, управление. М.: Налоговый вестник, 2009. С. 6.
  8. Цыгичко А.Н. Нормализация налоговой нагрузки. М.: ИТРК, 2002. С. 3.
  9. Салькова О.С. Налоговая нагрузка в системе управления финансами предприятия // Финансы. 2010. N 1. С. 33.
  10. Березина С.В., Никулина Н.Н. Налоговое планирование - элемент налогового менеджмента страховщика Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение. 2010. № 4.
  11. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Налоговая оптимизация: принципы, методы, рекомендации, арбитражная практика. - М.: Юрайт-Издат, 2006.
  12. . Гиляровская Л.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник/ Изд-во «Проспект», 2008. - 360 с.
  13. Викуленко А.Е. Налогообложение и экономический рост России [Текст]: учебное пособие/ А.Е. Викуленко. - М.: Прогресс, 2013. - 365 с.
  14. Пансков В.Г. «Показатель налогового бремени» // Налоговая политика и практика. - 2012. - №3. - С. 88.
  15. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации учебное пособие- М. 2013. - 169 с.
  16. Пелькова С.В. Анализ методик расчета налоговой нагрузки организации / С.В. Пелькова, Т.А. Савина // Современная налоговая система: состояние, проблемы и перспективы развития: межвузовский сб. науч. тр. с междунар. участием. / под ред. М.К. Аристарховой. - Вып.3.- Уфа: УГАТУ, 2010. - 354 с.
  17. Черник Д. Г. Налоги: Учебное пособие для вузов. - М. - 321 с.
  18. Методология определения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты. // Финансы. - 2013. - № 9. - с.112.
  19. Налоговая нагрузка и экономические интересы предприятий // Финансы. - 2012. - № 5. - с.308.
  20. Лукьянчук У. Р. Шпаргалка по финансовому менеджменту. - М. 2010. с. 39
  21. Юринова Л. А. Налоги и налогообложения. 3-изд. Питер. 2009. - с. 132
  22. www.rae.ru Особенности налогообложения. Портнова А. П. от 31.03.2012.
  23. www.nalog.ru Налоговое бремя.
  24. www.studopedia.ru Факторы влияющие на уровень налогового бремени. от 28.01.2014.
  25. www.lawmix.ru Налоговое бремя как правовая критерия. Барташевич С. В. - 2010.
  26. www.scienceforum.ru Методы расчета налоговой нагрузки. Кашутина М. В.

Скачать: У вас нет доступа к скачиванию файлов с нашего сервера.

Теоретические аспекты налоговой нагрузки предприятия и способы ее снижения. Роль и значение показателя налоговой нагрузки. Сравнительный анализ методик расчета налоговой нагрузки.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

18561. Снижение налоговой нагрузки в Республике Казахстан 99.88 KB
1185. Формирование налоговой нагрузки организации и пути ее уменьшения 159.46 KB
Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законодательном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства.
19741. Пути снижения налоговой нагрузки в Республике Казахстан 104.71 KB
С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы необходимые для выполнения своих общественных функций. Для достижения поставленной цели необходимо реализовать ряд задач: -определить сущность налогов и рассмотреть понятия минимизации оптимизации и планирования налогов; - рассмотреть реформы в налоговых системах зарубежных стран; -раскрыть особенности становления налоговой системы Казахстана; -изучить основные направления налоговой реформы в Казахстане; -рассмотреть вопросы о снижении налоговой нагрузки в Казахстане; -на...
1827. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ В ЗАО «ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ» 125.79 KB
Понятие этапы и элементы оптимизации системы налогообложения. Проблема оптимизации налогообложения в России сравнительно новая проблема. Мировой опыт налогообложения свидетельствует о том что оптимальный уровень налоговой нагрузки на налогоплательщика должен составлять 30 40 от дохода. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: определить понятия этапов и элементов оптимизации системы налогообложения; рассмотреть методы налоговой оптимизации; изучить основные аспекты налогового планирования; проанализировать...
11461. Анализ существующих мер по снижению технологических потерь электроэнергии на предприятии 238.3 KB
Для хозяйствующих объектов каждый из ресурсов: человеческий нематериальные материальные финансовые и прочие все нуждаются в управлении как в отдельности так и во взаимодействии с другим или группой ресурсов. Унитарное предприятие создается одним учредителем который выделяет необходимое для того имущество формирует соответственно закону уставный капитал не разделенный на доли паи утверждает устав распределяет доходы непосредственно или через руководителя который ним назначается руководит предприятием и формирует его трудовой...
859. Анализ основных направлений современной налоговой политики РФ 38.27 KB
Элементы цели и типы налоговой политики. Анализ основных направлений современной налоговой политики РФ. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на перспективу. Меры в области налоговой политики планируемые к реализации в 2014 году и плановом периоде 2015 и 2016 годов.
19702. Анализ финансового состояния предприятия и меры по его оздоровлению 175.13 KB
В условиях рыночной экономики залогом выживания предприятия является его конкурентоспособность. В связи с этим от предприятия требуется повышение эффективности производства, внедрение эффективных форм хозяйствования, которое должно сопровождаться укреплением его финансового положения. Важная роль в реализации этого отводится анализу финансового состояния предприятия.
5511. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНИЖЕНИЮ РАСХОДОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ПРОФИЛЬ» 97 KB
Расходы предприятия, организации относятся к основным экономическим показателям деятельности предприятия и представляют собой уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств
13523. Разработка проекта по снижению себестоимости продукции молочного скотоводства 120.01 KB
Особенно высока роль калькуляции в условиях рыночных отношений, когда каждому подразделению необходимо соизмерять свои затраты с доходами, а экономия производственных затрат становится основным источником увеличения доходов трудовых коллективов, фондов оплаты труда, а также повышения конкурентоспособности предприятия.
20365. ВЛИЯНИЕ АНТРОПОГЕННОЙ НАГРУЗКИ НА ФИТОПЛАНКТОН НОВОРОССИЙСКОЙ БУХТЫ 872.08 KB
В результате проведённых исследований составлен список фитопланктонных водорослей содержащий 95 видов проведён химический анализ воды выявлено влияние антропогенной нагрузки на фитопланктон изучена сезонная динамика биомассы и количественного состава фитопланктона Новороссийской бухты...

Анализ налоговой нагрузки - непременное условие проверки отчетности, проводимой ИФНС. Данные этого анализа становятся не только источником выводов о нарушениях, допускаемых налогоплательщиком, но и материалом для статистических обобщений. Рассмотрим, каким порядком руководствуется ИФНС при данном анализе.

Что показывает налоговая нагрузка?

Налоговая нагрузка - расчетная величина, позволяющая количественно оценить объем средств, затрачиваемых налогоплательщиком на уплату налогов. Чаще всего ее определяют в процентах, что позволяет оперировать этим показателем в различных целях: анализ, планирование, прогноз.

Расчет ее довольно прост: это отношение суммы налогов к любой из выбранных для сравнения баз (например, к выручке, доходам, прибыли). Но вместе с тем допускается большое количество вариантов формулы, что связано с отсутствием требования об использовании строго определенных исходных данных. Возможен, например, выбор между:

  • набором налогов или одним из них;
  • бухгалтерскими или налоговыми данными, включенными в базу;
  • одним или несколькими периодами, попадающими в расчет;
  • фактическими или прогнозными цифрами.

Кому и для чего нужен расчет нагрузки?

Этот показатель задействован в работе ФНС РФ (приказ ведомства от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, письмо от 17.07.2013 № АС-4-2/12722) как один из инструментов, позволяющих на основе анализа представляемой налогоплательщиками отчетности осуществлять:

  • Статистическую обработку данных, получая в результате усредненные экономические показатели по годам, регионам, типам хоздеятельности, режимам налогообложения, видам налогов, с которыми возможно проведение сравнения цифр конкретного налогоплательщика.
  • Выявление тех отклонений от средних значений показателей, которые, наряду с другой информацией, могут быть свидетельством нарушений налогоплательщиком налогового законодательства.
  • Планирование проверок.

Обратите внимание! Письмо ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 отменено письмом ФНС от 21.03.2017 № ЕД-4-15/5183@. Регламентировать порядок работы комиссий скоро будет новый документ.

  • анализа итогов собственной деятельности;
  • сопоставления возможных вариантов налогообложения;
  • перспективного прогноза дальнейшей работы;
  • оценки рисков отнесения к неблагонадежным с точки зрения ИФНС;
  • аргументированных объяснений принимаемых управленческих решений.

Как ИФНС проводит анализ налоговой нагрузки?

Основные принципы анализа налоговой нагрузки , приводимого ИФНС, изложены в ее письме от 17.07.2013 № АС-4-2/12722. Он состоит из нескольких этапов, заключающихся в:

  • отборе налогоплательщиков для более пристального рассмотрения;
  • анализе динамики показателей их отчетности во времени;
  • сборе иных сведений о налогоплательщиках и сопоставлении их с данными отчетности.

На первом этапе анализа налоговой нагрузки внимание налоговиков привлекают лица:

  • работающие с убытком;
  • показывающие высокую долю вычетов по НДС или НДФЛ;
  • имеющие низкий уровень налоговой нагрузки по основным налогам, начисляемым при выбранной системе налогообложения;
  • накапливающие долги по налогам;
  • снижающие объемы налоговых платежей в сопоставлении с предшествующими годами;
  • с противоречивыми данными в отчетности;
  • не отразившие доходы, информация о наличии которых получена ИФНС из других источников;
  • безосновательно применяющие льготы по налогам;
  • выплачивающие неоправданно низкую зарплату.

При этом налоговики рассматривают отчетность каждого налогоплательщика за конкретный период, рассчитывая по нему величину как общей налоговой нагрузки, так и нагрузки по отдельным налогам, сопоставляя их с аналогичными данными предшествующих лет.

О вариантах расчета налоговой нагрузки читайте в статье .

Второй этап, содержащий собственно сам анализ налоговой нагрузки , включает сравнение данных по выделенному налогоплательщику с:

  • его же данными по разным налоговым периодам;
  • аналогичными данными похожих налогоплательщиков;
  • максимальными и средними значениями по отрасли.

Рассматриваемые сведения выстраивают в динамике за несколько лет, и в случае выявления неблагоприятной тенденции изменения показателей переходят к третьему этапу: детально изучают всю информацию о налогоплательщике, которую могут предоставить иные источники:

  • ИФНС;
  • банки;
  • другие налогоплательщики;
  • госреестры;
  • СМИ, в т.ч. Интернет;
  • госорганы, ПФР, ФСС.

На основании этой информации в отношении налогоплательщика выясняют:

  • структуру деятельности;
  • принципы денежных потоков;
  • характер осуществления сделок;
  • взаимосвязи;
  • наличие необходимого имущества.

Вся полученная информация сводится в таблицы, позволяющие судить о наличии признаков недобросовестности в деятельности налогоплательщика. К таким признакам относят:

  • наличие массовых адресов руководителя, учредителя;
  • отсутствие имущества, работников;
  • частую смену контрагентов, мест постановки на учет;
  • взаимодействие с недобросовестными контрагентами;
  • несоответствие денежных сумм в сопоставимых операциях;
  • неувязки в отчетности и в сведениях о доходах.

О признаках недобросовестности читайте также в материале .

Эти признаки, наряду с низкими значениями показателей, выявленными при анализе налоговой нагрузки , при отсутствии убедительных объяснений со стороны налогоплательщика, в отношении которых ему направляют соответствующий запрос, с большой вероятностью повлекут за собой решение о проведении выездной налоговой проверки.

Всю полученную в результате анализа налоговой нагрузки налогоплательщика информацию ИФНС сохранит и использует ее в дальнейшем для оценки состояния не только конкретного налогоплательщика, но и других лиц.

Налоговая нагрузка - один из оценочных критериев для ИФНС при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки. Рассчитать этот показатель можно самостоятельно. Расскажем, что такое налоговая нагрузка, какими нормативными актами она регламентирована, кому может понадобиться данный показатель, а также рассмотрим порядок расчета и допустимый уровень нагрузки на налогоплательщика.

Смотрите наши видеоролики по расчету налоговой нагрузки:

Какие документы определяют понятие налоговой нагрузки

Основными документами, дающими определение понятия «налоговая нагрузка» применительно к взаимоотношениям между налогоплательщиком и налоговыми органами, являются:

  • Приказ ФНС России «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Согласно изменениям, внесенным в этот документ приказом ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297@, его приложение № 3, отражающее показатели совокупной налоговой нагрузки по отраслям народного хозяйства и стране в целом, ежегодно не позднее 5 мая пополняется данными за прошедший год. Эти данные можно также увидеть на сайте ФНС (https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/).
  • До 25.07.2017 - письмо ФНС России «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722, содержавшее формулы расчета налоговой нагрузки применительно к некоторым конкретным налогам и отдельным видам налоговых режимов. Его действие отменялось поэтапно (письмами ФНС от 21.03.2017 № ЕД-4-15/5183@ и от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@).
  • С 25.07.2017 - письмо ФНС России «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@, регламентирующее порядок работы соответствующих комиссий, проводящих в ходе этой работы анализ динамики тех показателей хоздеятельности налогоплательщиков, от которой зависит уровень их налоговой нагрузки. Здесь же (в приложении 7) приводятся и формулы расчета налоговой нагрузки, аналогичные тем, которые имелись в письме № АС-4-2/12722. В сравнении с письмом № АС-4-2/12722 в письмо № ЕД-4-15/14490@ добавлены положения в части анализа данных, получаемых в связи с отчетностью по страховым взносам, с 2017 года сдаваемой в ИФНС.

Уже из самих названий этих документов вытекает высокая значимость рассматриваемого показателя не только для ИФНС, но и для налогоплательщиков. В приказе № ММ-3-06/333@ в перечне критериев, по которым производится отбор налогоплательщиков для проверки, налоговая нагрузка стоит на 1-м месте, а в письмах № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ ей не только отводится значительная часть текста, но и приведены те ее значения (письмо № АС-4-2/12722) или сравнительные показатели (письмо № ЕД-4-15/14490@), которые могут стать причиной пристального внимания к деятельности юрлица или ИП.

Что такое налоговая нагрузка

Исходя из формул расчета, приведенных в вышеуказанных документах, налоговая нагрузка по смыслу ближе всего к понятию «налоговое бремя». Последнему «Современный экономический словарь» (Москва, «ИНФРА-М», 2011 год) придает 2 значения, определяя его как:

  • степень отвлечения средств на уплату налоговых платежей, т.е. как относительную величину;
  • обременение, возникающее вследствие обязанности платить налоги, т.е. как абсолютную величину.

1-е из этих значений более интересно для оценочного и сравнительного анализа, и оно-то и соответствует идее алгоритма расчета налоговой нагрузки, содержащейся в вышеперечисленных документах ФНС России. Таким образом, налоговая нагрузка — это доля суммы уплачиваемых за какой-то период налогов в какой-либо экономической базе за тот же период, позволяющая оценить влияние величины налоговых платежей на доходность и рентабельность оцениваемого субъекта.

Налоговая нагрузка может рассчитываться на разных экономических уровнях:

  • для государства в целом или по его регионам;
  • по отраслям хозяйства страны или регионов;
  • по группе сходных предприятий;
  • по отдельным хозяйствующим субъектам;
  • на конкретного человека.

В зависимости от экономического уровня и целей расчета этого показателя его базой может являться, например:

  • выручка (с НДС или без него);
  • доходы;
  • источник уплаты налога (прибыль или затраты);
  • вновь созданная стоимость;
  • ожидаемый доход или планируемая прибыль.

Как расчетный показатель налоговая нагрузка перекликается с понятием эффективной ставки налога, которая представляет собой процентное содержание фактически начисленного налога в налоговой базе по этому налогу. В письмах № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ это понятие определяется как налоговая нагрузка по соответствующему налогу.

Кому нужно знать величину налоговой нагрузки

Налоговая нагрузка, рассчитываемая на разных экономических уровнях, представляет интерес для пользователей соответствующего уровня в отношении:

  • анализа, планирования и прогноза экономических ситуаций в стране или ее регионе — для Минфина России, госструктур, отвечающих за экономические вопросы в РФ и субъектах РФ;
  • планирования проверочных налоговых мероприятий и совершенствования системы налогового контроля — для Минфина России, ФНС России, ИФНС;
  • анализа результатов своей работы, оценки рисков проведения налоговых проверок и прогнозов дальнейшей деятельности — непосредственно для налогоплательщиков.

К самостоятельному расчету налогоплательщиками показателей, служащих для налоговых органов критерием для отбора кандидатов на выездную налоговую проверку, призывает ФНС России в приказе № ММ-3-06/333@, обещая им в случае поддержания этих показателей на уровне среднеотраслевых значений:

  • высокую вероятность невключения в план выездных проверок;
  • максимально возможное благоприятствование при взаимодействии.

Из этих соображений налогоплательщику целесообразно внимательно ознакомиться с содержанием основных документов, посвященных налоговой нагрузке.

Кроме того, анализ собственной деятельности позволяет обнаружить в ней моменты, изменение или оптимизация которых может:

  • привести к снижению налогового бремени;
  • помочь в выборе иного режима налогообложения или вида деятельности;
  • спрогнозировать результаты работы на перспективу.

Как рассчитать налоговую нагрузку

Все вышеуказанные документы содержат формулы расчета налоговой нагрузки:

  • приказ № ММ-3-06/333@ — одну, применяемую для определения совокупной налоговой нагрузки;
  • письма № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ — несколько формул для расчета нагрузки по конкретным налогам и видам режимов.

ВАЖНО! Несмотря на то, что письмо ФНС № АС-4-2/12722 с формулами расчета налоговой нагрузки по налогу на прибыль и НДС отменено, полагаем, что эти формулы все также целесообразно использовать для самоконтроля.

В приказе № ММ-3-06/333@ приводится следующее определение: совокупная налоговая нагрузка — это отношение суммы начисленных по данным деклараций налогов к выручке, определенной по данным Госкомстата (т.е. по данным отчета о прибылях и убытках, без НДС). Важно, что в сумму налогов входит НДФЛ, но не включены страховые взносы. Также в расчете не участвуют ввозной НДС и налоги, уплаченные в качестве налогового агента (кроме НДФЛ).

Для расчета нагрузки по отдельным налогам можно использовать следующие формулы:

  • По налогу на прибыль:

ННп = Нп / (Др + Двн),

Нп — налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации;

Др — доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;

Двн — внереализационный доход, определенный по данным декларации по прибыли.

Расчетный пример, а также информацию о том, какая налоговая нагрузка по налогу на прибыль является низкой, смотрите в Готовом решении от КонсультантПлюс.

  • По НДС (1-й способ):

ННндс = Нндс / НБрф,

  • По НДС (2-й способ):

ННндс = Нндс / НБобщ,

Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации;

НБобщ — налоговая база, определенная как сумма налоговых баз, отраженных в разделах 3 и 4 декларации по НДС (рынок РФ плюс экспорт).

Проверить свои расчеты налоговой нагрузки по НДС, а также долю вычетов на предмет налогового риска, вы можете с помощью Готового решения от КосультантПлюс.

  • Для ИП:

ННндфл = Нндфл / Дндфл,

Нндфл — НДФЛ, начисленный к уплате по декларации;

Дндфл — доход по декларации 3-НДФЛ.

  • Для УСН:

ННусн = Нусн / Дусн,

Нусн — УСН-налог, начисленный к уплате по декларации;

Дусн — доход по УСН-декларации.

  • Для ЕСХН:

ННесхн = Несхн / Десхн,

Несхн — ЕСХН-налог, начисленный к уплате по декларации;

Десхн — доход по ЕСХН-декларации.

  • Для ОСНО:

ННосно = (Нндс + Нп) / В,

Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации по НДС;

Нп — налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации по прибыли;

В — выручка, определенная по отчету о прибылях и убытках (т. е. без НДС).

К формулам расчета для ИП, УСН, ЕСХН и ОСНО есть примечание, что в случае, если налогоплательщик также платит иные налоги (на землю, воду, транспорт, имущество, НДПИ, акцизы, природные ресурсы), то начисления по этим налогам учитываются в расчете. НДФЛ в этом перечне отсутствует, а значит, в отличие от формулы, определенной для расчета совокупной налоговой нагрузки, не участвует в формировании аналогичного результата по отдельным налоговым режимам.

В письме № ЕД-4-15/14490@ в сравнении с текстом отмененного письма № АС-4-2/12722 отсутствуют первые 3 формулы (расчет по налогу на прибыль и 2 расчета по НДС). Остальные формулы расчета в этих письмах идентичны и имеют аналогичное по содержанию примечание об учете в расчетах сумм иных налогов, если такие налогоплательщиком уплачиваются.

Из анализа формул, относящихся к НДС, можно сделать вывод, что в расчете не учитывается НДС налогового агента, который по правилам заполнения декларации по этому налогу не входит в итоговую сумму, начисленную к уплате.

Цифра, рассчитанная по любой из формул, определяется в процентах, т.е. путем умножения на 100.

Все вышеприведенные формулы абсолютно разные, но все они отвечают экономическому смыслу показателя налоговой нагрузки и имеют право на существование.

Для упрощения расчетов предлагаем вам использовать калькулятор налоговой нагрузки с сайта ФНС. С его помощью вы не только подсчитаете свою нагрузку, но получите сравнение со средними показателями по отрасли. Где найти и как пользоваться калькулятором, мы рассказывали .

Каков допустимый уровень налоговой нагрузки

Рассмотренные формулы применяются для расчета налоговой нагрузки в 2019-2020 годах.

Налогоплательщикам, которые намерены использовать этот показатель для самостоятельного установления величины риска выездной налоговой проверки, рекомендуется следующее:

  • Определить свою совокупную налоговую нагрузку и сравнить ее с аналогичным показателем за 2017-2018 годы по своему основному виду деятельности из приложения № 3 к приказу № ММ-3-06/333@.

С чем сравнивать свой показатель, если данных по вашей отрасли у ФНС нет, узнайте .

  • Рассчитать нагрузку по налогу на прибыль, имея в виду, что низким для предприятий производственной сферы будет показатель менее 3%, а для торговых организаций — менее 1%.
  • Проверить величину доли вычетов по НДС в сумме налога, рассчитанного от налоговой базы. Она не должна превышать 89%.
  • Проанализировать динамику изменения показателей налоговой нагрузки за предыдущие годы и сравнить данные по ней с соотношениями, приводимыми ФНС в письме № ЕД-4-15/14490@.

При наличии существенных отклонений от этих цифр в невыгодную для налогоплательщика сторону необходимо проверить данные, задействованные в расчете, на наличие ошибок и при их правильности подготовить для ИФНС аргументы, объясняющие причины низкой налоговой нагрузки. Это могут быть, например:

  • неверно определенный код вида деятельности;
  • временные проблемы с реализацией;
  • увеличение затрат, связанное с повышением цен поставщиками;
  • осуществление инвестиций;
  • создание запаса товара;
  • наличие экспортных операций.

Итоги

Налоговая нагрузка - показатель, имеющий достаточно важное значение не только для налоговых органов (для них он играет не последнюю роль при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки), но и для самого налогоплательщика. Последний анализ этого показателя дает возможность сделать выбор в пользу применения той или иной системы налогообложения и оценить риски пристального внимания ИФНС к данным подаваемой отчетности. Формул расчета налоговой нагрузки существует несколько, но для целей налогового анализа наиболее часто из них применяется соотношение, представляющее собой долю начисленного к уплате налога (налогов) к величине полученного за соответствующий период дохода.