Резервная система. Федеральная Резервная Система США (ФРС)

Бренды

Федеральная резервная система (ФРС) – независимое федеральное агентство, которое выполняет функцию Центрального банка США. ФРС имеет очень сложную структуру и является акционерным обществом с особым статусом. Собственниками ФРС являются частные лица, а руководящий состав назначает президент США после одобрения Сената.

История создания

Федеральная резервная система была создана 23 декабря 1913 года. ФРС была создана с целью контроля банковской системы страны. До создания федерального резерва, в США отсутствовал единый , с 1863 по 1913 года его функцию выполняли несколько банков, руководствуясь «законом о национальных банках».

Суть этого закона сводилась к тому, что эмиссию денежных средств могли проводить только несколько банков, получивших от Конгресса США чартер на выпуск банковских билетов. Необходимость принятия такого закона была связана с тем, что по действующему законодательству банки штатов имели право на эмиссию банкнот. При этом, банкноты выпускались в любых количествах, так как не требовалось обеспечение их ценности со стороны банка.

После принятия закона о национальных банках, правительство США с 1 августа 1866 года ввело 10% на выпуск денежных знаков банками штатов и платежи, которые осуществлялись этими банкнотами. Эти меры привели к тому, что банкноты выпущенные банками штатов постепенно выходили из обращения и больше не выпускались.

Но отсутствие централизованной банковской системы, едва не обернулось крахом для экономики Соединенных Штатов. В 1907 году произошел финансовый кризис известный под названием «банковская паника 1907 года». Начался этот кризис с неудачной попытки группы банков захватить контроль над акциями компании «United Copper Company». После этого из этих банков начался отток капиталов и вскоре по всей стране вкладчики начали снимать свои депозиты.

Предотвратить панику удалось финансисту Джону Пирпанту Моргану, который для укрепления банковской системы заложил крупные суммы собственных денежных средств и убедил это сделать других крупных финансистов Нью-Йорка. Можно сказать, что Морган выступил в роли Центробанка, повысив привлеченными им активами финансового рынка страны.

После предотвращения финансового кризиса, правительство США во главе с Теодором Рузвельтом всерьез задумалось о создании централизованного управления банками. Сенатор Нельсон Олдрич предложил перечень реформ направленных на реорганизацию банковского сектора, которые были реализованы следующим президентом США – Вудро Вильсоном и в итоге привели к созданию Федеральной резервной системы.

Структура ФРС

Федеральная резервная система является объединением 12 региональных федеральных резервных банков. Кроме этого в ее структуру входят более 6000 банков-членов ФРС. Управление структурой осуществляется с помощью совета управляющих ФРС. Помимо этого в Федеральную резервную систему входят Федеральный комитет по открытому рынку и Федеральный консультационный совет.

Федеральные резервные банки

Федеральные резервные банки составляют основу Федеральной резервной системы. Они были созданы на основании закона о Федеральном резерве принятого Конгрессом в конце 1913 года. 12 Федеральных банков осуществляют свою деятельность в закрепленных за каждым из банков штатах. ФРБ имеют 25 представительств в различных деловых центрах США.

Федеральные резервные банки имеет одинаковые полномочия и поскольку деятельность каждого банка ограничена территориально, такая схема способствует некоторой децентрализации банковской системы. Но в то же время, благодаря наличию 12 аналогичных банков, деловые финансовые центры располагаются в разных частях страны, а не сосредоточены в одном городе. Банки имеют название города, в котором они расположены и за каждому из них присвоена латинская буква и порядковый номер, соответствующие закрепленным территориям:

  • ФРБ Бостона (№ территории 1, литера А);
  • ФРБ Нью-Йорка (№ территории 2, литера В);
  • ФРБ Филадельфии (№ территории 3, литера С);
  • ФРБ Кливленда (№ территории 4, литера D);
  • ФРБ Ричмонда (№ территории 5, литера Е);
  • ФРБ Атланты (№ территории 6, литера F);
  • ФРБ Чикаго (№ территории 7, литера G);
  • ФРБ Сент-Луиса (№ территории 8, литера Н);
  • ФРБ Миннеаполиса (№ территории 9, литера I);
  • ФРБ Канзас-Сити (№ территории 10, литера J);
  • ФРБ Далласа (№ территории 11, литера К);
  • ФРБ Сан-Франциско (№ территории 1, литера L);

ФРБ являются акционерными обществами, держателями акций которых выступают банки-члены ФРС этого округа. Этими банками делегируются 6 из 9 представителей в управляющий совет ФРБ. Первые 3 члена управляющего совета (класс А) выбираются банками-членами ФРС из числа собственных представителей, по одному от крупных, средних и мелких банков. По этой же схеме выбираются управленцы класса В. От каждой категории банков, делегируется представитель не связанный с банковской системой. Обычно они представляют крупные промышленные предприятия, активно использующие . Остальные 3 члена управляющего совета (Класс С) назначаются управляющим советом ФРС. Эти представители также не могут представлять учреждения банковской системы страны.

Основной задачей Федеральных резервных банков является не получение прибыли, а накопление стратегических денежных резервов. ФРБ занимаются кредитованием коммерческих банков и предоставляют финансовые услуги американскому правительству, осуществляют выпуск в обращение и прием наличных денег и ценных бумаг. Федеральные резервные банки являются контролирующим органом для экономических и финансовых учреждений находящихся на закрепленных за ними территориях.

Банки-члены ФРС

Банками-членами ФРС является примерно половина всех коммерческих банков страны. В их число входят наиболее крупные финансовые учреждения, на долю которых приходится более 70% депозитов всей кредитной системы США.

Банки-члены ФРС обязаны разместить в Федеральном резервном банке, за которым они закреплены, денежные средства в размере 6% от собственного капитала. Эти суммы являются основными активами ФРБ. Взамен банки-члены ФРС получают фиксированные годовые ФРБ в размере 6%. Преимущество членства в ФРС заключается в возможности получения займа на более выгодных условиях, практически без ограничений. А главный недостаток – необходимость держать часть своего капитала в виде бездоходного резерва.

Совет управляющих – является высшим руководящим органом ФРС. В его состав входят 7 постоянных членов, которые назначаются президентом США после одобрения Сенатом. Каждый член Совета управляющих назначается на 14 лет, но после того, как он отработал текущий двухлетний семестр, он может подать в отставку. Свое пребывание в должности, член Совета, может продлить за счет дополнительных семестров.

Возглавляет Совет управляющих ФРС председатель, назначаемый президентом на четырехлетний срок. На такой же срок, президентом назначается вице-председатель. Рекорд по количеству лет проведенных в кресле председателя Совета управляющих ФРС принадлежит Вильяму Мартину, который занимал эту должность с 1951 по 1970 годы. Он назначался президентами Трумэном, Эйзенхауэром, Кеннеди и Джонсоном и отработал полный срок – 14 лет и несколько дополнительных семестров.

Совет управляющих осуществляет контроль над деятельностью 12 Федеральных резервных банков. Каждый банк обязан согласовывать свой ежегодный бюджет с Советом. Кроме этого, Совет управляющих утверждает назначение президента и вице-президента каждого ФРБ. По отношению к банкам-членам ФРС Совет управляющих выполняет контролирующую и регулирующую функцию по отношению их международной деятельности. Также Совет устанавливает ограничения на использование кредитов для покупки и продажи ценных бумаг.

Каждую неделю Совет управляющих ФРС предоставляет Конгрессу доклад о своей деятельности. Кроме этого, 2 раза в год конгрессменам предоставляется отчет о состоянии экономики страны. Статистические данные касающиеся банковской системы США публикуются в специальном бюллетене ФРС.

Текущий состав Совета управляющих Федеральной резервной системы:

  • Джанет Йеллен – председатель;
  • Стэнли Фишер – вице-председатель;
  • Дэниел Тарулло;
  • Лайел Брейнар;
  • Джером Пауэлл.

Два места на сегодняшний день, остаются вакантными.

Федеральный комитет открытого рынка

В состав Федерального комитета по открытому рынку входят 12 голосующих участников:

  • 7 членов Совета управляющих ФРС;
  • Президент Нью-Йорского Федерального резервного банка;
  • 4 президента ФРБ. Они избираются в состав комитета ежегодно по принципу ротации.

Остальные президенты Федеральных резервных банков также присутствуют на заседаниях комитета и участвуют в обсуждении текущих вопросов, но право голоса не имеют.

Заседания Федерального комитета открытого рынка проводятся 8 раз в год. На каждом заседании вырабатывается текущая стратегия на открытом рынке ценных бумаг. После чего принятое решение доводится директивой до сведения управляющего Системой Текущих Операций на Открытом Рынке (System Open Market Account), который по совместительству является вице-президентом ФРБ Нью-Йорка. В соответствии с полученными указаниями Нью-Йоркский Федеральный проводит операции по продаже или покупке ценных бумаг Федерального правительства США. Кроме этого на заседаниях ФКОР обсуждаются вопросы связанные с монетарной политикой государства и перспективы экономического роста.

Федеральный консультационный совет является координирующим органом ФРС, который был создан с целью улучшения взаимодействия между всей банковской сферой США и Федеральной резервной системой.

Совет состоит из 12 участников, по одному представителю от каждого Федерального резервного банка. Совет собирается 1 раз в квартал для обсуждения текущей ситуации на финансовом рынке. Решения, принятые на заседании консультационного совета являются рекомендательными и поэтому Совет управляющих ФРС их выполнять не обязан.

Деятельность ФРС

Федеральная Резервная система США выполняет функции Центрального банка государства. Среди приоритетных задач этой финансовой структуры можно выделить следующие:

  • Эмиссия денежных средств;
  • Поддержание баланса между государственными интересами и интересами коммерческих банков;
  • Обеспечение финансовых государственных гарантий;
  • коммерческих банков и финансовых организаций;
  • Контроль над деятельностью банковских учреждений;
  • Оказание депозитарных услуг для правительства США и международных финансовых учреждений;
  • Регулировка и контроль финансовых рынков.

В качестве инструмента воздействия на валютный ФРС использует традиционные способы: управление процентной ставкой и операции с ценными бумагами на открытом рынке.

Независимость Федеральной резервной системы

ФРС нередко называют «государство в государстве». Баланс Федеральной резервной системы составляет почти 4 трлн. долларов, а основная часть активов, около 85%, вложена в правительства США. При этом, акционерами ФРС являются представители частного капитала.

Контроль за деятельностью этого финансового института осуществляет палата представителей Конгресса и Банковский комитет Конгресса. Таким образом, ФРС является по сути рабочим органом Конгресса США, перед которым и отчитывается за свою работу. Конгрессмены очень ревностно охраняют свою власть над Федеральной резервной системой и зачастую опротестовывают решения исполнительной власти касающихся деятельности ФРС.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Федеральная резервная система

Федеральная резервная система (Federal Reserve System) – это специально уполномоченное государством независимое федеральное агентство, которое выполняет функции центрального банка, а также контроль деятельности коммерческих банков Соединённых Штатов Америки. В структуре ФРС работает 12 федеральных резервных банков, которые расположены в крупнейших городах Америки, примерно 3000 коммерческих банков, которые имеют статус «банков-членов», Совет управляющих, Федеральный комитет по операциям на открытом рынке, а также консультационные советы. ФРС работает на основе Закона о Федеральном резерве, а значит, подконтрольна государству, но с другой стороны FRS – это акционерное общество частной формы собственности, акции которого имеют свой особый статус.

ФРС в структуре государственных органов США

С позиции управления, ФРС – это независимый орган, который работает в составе правительства Соединенных Штатов Америки и выполняет функции Центрального банка, пользуясь полномочиями, делегированными Конгрессом США. Независимость FRS обеспечивается тем, что ее решения, в том числе, в сфере кредитно-денежной политики (определение размера учетной ставки) не требуют одобрения Конгрессом и Президентом США. ФРС не финансируется Конгрессом, а срок полномочий любого из членов Совета управляющих ФРС охватывает сразу несколько сроков полномочий членов Конгресса и Президента. С другой стороны ФРС подконтрольна Конгрессу США, который анализирует деятельность ФРС, заслушивает отчеты Управляющего и может изменить функции ФРС путем принятия дополнений и изменений к Закону о Федеральном Резерве.

История ФРС начата еще в 1791 году, когда Александром Гамильтоном в 1791 был создан Первый банк Соединённых Штатов, на который были возложены функции Центрального Банка США. Полномочия указанного органа не были продлены в 1811 году и вместо него в 1816 году был образован Второй банк США, который просуществовал до 1836 года и был упразднен в связи с критикой президента Эндрю Джексона. В период с 1837 по 1862 гг. в США не существовало Центрального регулятора. Этот период времени называют «эрой свободных банков», которая просуществовала с 1862 до 1913 гг. однако после серии банковских паник, прошедших в 1873 г., 1893г. и 1907 г. опять возник вопрос о создании Центрального Банка, который бы регулировал банковскую систему США. Поэтому в 1913 году была создана Федеральная резервная система (изначально созданный регулятор получил название Третий Центральный Банка США). Закон о Федеральном резерве, который регламентирует функции и полномочия ФРС был принят Конгрессом в 1913 г.

Федеральная Резервная система в текущее время выполняет следующие функции, которые определены Законом о Федеральном Резерве:

  1. Выполнение функций Центрального Банка.
  2. Регулирование баланса между интересами частных банков и государства.
  3. Обеспечение надзора и регуляции банковских учреждений.
  4. Защита прав потребителей банковских услуг.
  5. Управление денежной эмиссией.
  6. Обеспечение стабильности работы финансовой системы США.
  7. Предоставление финансовых услуг для депозитариев (включая правительство США и иностранные официальные учреждения).
  8. Участие в системе международных платежей.
  9. Участие в системе внутренних платежей.
  10. Устранение проблем с ликвидностью.

Выполнение ФРС возложенных на нее полномочий осуществляется через следующую структуру субъектов, которые входят в ее состав:

  • 12 региональных федеральных резервных банков - предоставляют банковские услуги для федерального правительства и депозитных учреждений. Указанные банки обслуживают счета депозитарных институтов, обеспечивая: инкассацию чеков, электронные переводы, распределение и сбор наличных средств. Одновременно региональные резервные банки играют роль фискальных агентов, которые управляют денежными фондами государства (обслуживают счета государства, обеспечивают государственные расходы, хранят государственные резервы, управляют внешними и внутренними государственными долгами).

  • Банки-члены - это банки, которые подписаны на акции региональных федеральных резервных банков в объеме 6 процентов от их капитала. В соответствии с Законом, за эти акции банки-члены получают ежегодные дивиденды в размере 6% и имеют право принимать участие в выборе членов совета директоров региональных резервных банков.
  • Национальные банки - те банки, которыми получен чартер (разрешение на осуществление кредитно-финансовой деятельности) от федерального правительства. Указанные банки в соответствии с Законом о ФРС также входят в состав Федеральной Резервной системы и имеют право на осуществление деятельности на всей территории США.
  • Банки штатов - это банки, которые зарегистрированы властями штата США и ведут операции только в пределах указанного штата.
  • Совет управляющих ФРС - федеральный орган власти, который состоит из 7 человек, назначаемых Президентом США с последующим утверждением Сенатом.
  • – Федеральный комитет по операциям на открытом рынке ФРС.

Состоит из:

  1. потребительского консультативного совета
  2. консультативного совета общества депозитарных институтов
  3. федерального консультационного совета
  • Совет управляющих ФРС – структура, которая руководит деятельностью всей Федеральной резервной системы. В состав Совета входит 7 членов, назначаемых Президентом США с последующим одобрением сената. Члены Совета осуществляют свои полномочия 14 лет без права их продления. Каждый новый член совета назначается каждые 2 года. Поэтому президент за один срок выполнения своих полномочий не может назначить более 2 членов Совета.

Совет управляющих возглавляет и заместитель, которые выбираются Президентом США из семи членов Совета каждые 4 года. При этом, Законом о ФРС предусмотрено право президента уволить любого из членов Совета.

Особенности ФРС как центрального банка

ФРС по своей сути – это государственный орган с частной формой капитала, который формируется за счет продажи акций региональных резервных банков в пользу банков-членов (коммерческие банки, которые не имеют права голоса, но имеют полномочия участвовать в процессе назначения на должность управляющих региональных резервных банков). В этом плане США существенно отличаются от регуляторов других стран, где капитал регулятора принадлежит государству полностью либо является акционерным, но с обязательной долей в нем государства.

Ценные бумаги федеральных резервных банков, которые получают банки-члены в обмен на резервный капитал невозможно продать и обменять. По указанным акциям выплачиваются фиксированные дивиденды - 6 % в год, которые не зависят от размера прибыли самого ФРС.

ФРС осуществляет эмиссию денег в США, которую в большинстве использует на покупку обязательств казначейства США. И, по сути, все обменные операции с американскими долларами – это операции, которые основаны на доверии к правительству США, а также финансовой системе Америки.

Кроме дохода по облигациям Госказначейства, ФРС получает доходы от депозитов, платежных операций и операций с ценными бумагами.

Правление и члены ФРС не являются государственными служащими, однако размер их вознаграждения устанавливается Конгрессом США. К примеру в 2008 году годовое жалование председателя Совета ФРС составляло 191 300 долларов, а остальных членов- 172 200 долларов.

При этом, после выплаты всех зарплат, фиксированных дивидендов по акциям, остаток прибыли ФРС перечисляет в Госказначейство, которое оприходует указанную сумму в качестве доходов бюджета.

К примеру, в 2010 году ФРС был получен доход в размере $81,689 млрд., из которого 1,583 млрд. было выплачено, как дивидендный доход банкам-членам, а в доходную часть американского бюджета направлено 79,268 млрд.

Самостоятельность ФРС

Широкая автономия ФРС в принятии решений балансирует между подотчётностью регулятора и проверяемостью его деятельности.

Закон о Федеральном резерве заставляет ФРС ежегодно отчитываться перед Конгрессом США о результатах своей деятельности. При этом, деятельность региональных банков ФРС ежегодно проходит аудит Счётной палаты, а также крупных независимых аудиторских фирм национального масштаба. В поле зрения аудита попадают также и операции ФРС на открытом рынке и ее международные транзакции.

Ну а теперь, в окончание изложения официальных данных о ФРС, хотелось бы обнародовать мнения большинства аналитиков и экспертов со всего мира, касающиеся Федеральной Резервной Системы и ее функционирования.

  • ФРС – частное предприятие. Как уже было сказано выше, ФРС не является государственным учреждением. Это Центральный Банк, который находится в частной собственности и принадлежит 12 банкам, которые входят в структуру ФРС. Кто в действительности управляет ФРС доподлинно не известно.
  • ФРС – вечный двигатель для создания госдолга. Согласно сложившейся практике, чем больше денег в бюджете США, тем больше внешний долг Штатов. При этом, если правительству Соединенных Штатов нужны средства, оно обращается в ФРС. Далее правительство выпускает трежерис, которые выкупает ФРС и получает взамен доллары. Откуда берутся деньги ФРС? Федеральная Резервная Система их печатает. Таким образом, американские доллары не является собственностью США – их выпускает частная корпорация для того, чтобы одолжить правительству США.
  • ФРС обесценивает доллар. После того, как Бен Бернанке стал во главе ФРС, ставка рефинансирования снизилась почти до нуля, а, начиная с 1900 г. доллар США потерял около 96% собственной стоимости. При этом, основные потери начались после того, как в 1913 г. была создана ФРС. Предложение денег постоянно растет, а уровень производства остается почти неизменным… Побочным эффектом непрекращающейся эмиссии является инфляция, которая постоянно «подтачивает» экономику США.

  • ФРС лично решает кого спасать, а кого нет. Во время финансовых кризисов ФРС помогает банкам. При этом самолично решает, кому помочь, а кому нет. Благодаря своей ограниченной подотчетности, одобренной самим Конгрессом, ФРС может выдавать займы, составляющие триллионы долларов, направо и налево.
  • ФРС создает идеальные условия для финансовых пузырей. Абсолютное большинство финансовых экспертов сходятся во мнении, что большинство финансовых кризисов, которые начинались в США, стали возможны исключительно благодаря монетарной политике ФРС. Это факт.

Федеральный резервный банк (банк Федерального резерва) - специфичный региональный банк в США, созданный на основе закона о Федеральном резерве. 12 региональных банков составляют основу структуры Федеральной резервной системы США.
Банки имеют статус самостоятельного юридического лица, но они отчитываются и подчиняются назначаемому президентом США и одобряемому сенатом США Совету управляющих ФРС.
Как же он был создан и для чего, а также, кто управляет им, читайте ниже...

В 1790 году, менее чем 3 года спустя после подписания Конституции, Первым Секретарем Казначейства назначили Александра Гамильтона, он предложил на рассмотрение Конгресса законопроект о новом частном центральном банке. Через год бурных дебатов в 1791 году Конгресс одобрил законопроект и дал новому банку под названием Первый Банк Соединенных Штатов лицензию сроком на 20 лет. Банку со штаб-квартирой в Филадельфии предоставили монополию на выпуск американской валюты, несмотря на то, что 80% его акций должно было находиться во владении частных инвесторов, а 20% передано правительству США. Смысл был в том, чтобы не допустить правительство к управлению банком. Лишь через много лет достоянием общественности стал тот факт. что за идеей создания Первого Банка США стояли Ротшильды.
В течение следующих 5 лет правительство США заняло у Банка США 8, 2 млн. долларов. За этот же период уровень цен вырос на 72%.

США предоставили Наполеону 3 млн. долларов в обмен на огромный кусок (а вернее не США, а Ротшильды) принадлежавшей французам американской территории к западу от реки Миссисипи. Сделка стала известна как "Покупка Луизианы". С помощью этих денег Наполеон быстро снарядил армию и начал распространять свое влияние по всей Европе. Одновременно Банк Англии предоставил кредиты практически каждой стране, находившейся в стане противников Наполеона, и заработал на войне фантастические барыши.

Пруссия, Австрия и Россия залезли к Ротшильдам по уши в долги только для того, чтобы остановить Наполеона.
В 1811 году на рассмотрение Конгресса был предложен законопроект о возобновлении лицензии Банка Соединенных Штатов. Разгорелась горячая дискуссия, и законодатели из Пенсильвании и Вирджинии приняли резолюцию с просьбой Конгрессу об отзыве лицензии банка. Пресс-корпус того времени атаковал банк, открыто называя его жуликом, стервятником, вампиром и коброй. Таким образом, если в Америке что-то оставалось независимым, так это пресса.
Конгрессмен по имени Пи Ди Портер предпринял наступление на банк с трибуны Конгресса, заявив, что если лицензия банка будет возобновлена, то Конгресс "...пригреет на своей груди одобренную Конституцией змею, которая рано или поздно укусит эту страну в сердце и лишит ее завоеванных свобод".
Ряд исследователей даже утверждают, что Натан Ротшильд пригрозил, что если банковская лицензия не будет возобновлена, то США навлекут на себя катастрофическую по своим последствиям войну. Но это не помогло. Когда "пыль осела", обновленный законопроект оказался "зарублен" Палатой Представителей с перевесом в 1 голос и был "заторможен" в Сенате.

Да к тому же в Белом Доме заправляет четвертый американский президент, Джеймс Мэдисон. Как мы помним, Мэдисон был ярым противником частного центрального банка. Поэтому его вице-президенту, Джорджу Клинтону, удалось разрубить Гордиев узел в Сенате и отправить банк в небытие.

Всего через 5 месяцев Англия напала на США и началась война 1812 года. Но англичане одновременно воевали с Наполеоном и потому война закончилась в 1814 году вничью. И хотя банкиры на какое-то время потерпели поражение, они еще крепко держались на плаву. Им понадобилось всего 2 года, чтобы снова реанимировать свой банк, еще более мощный и влиятельный, чем прежде.
В 1816 г., всего через год после битвы при Ватерлоо и инициированного Ротшильдами захвата Банка Англии, американский Конгресс одобрил законопроект об очередном частном центральном банке. Этот банк получил название "Второй Банк США". Устав нового банка был точной копией уставов предыдущих - 20% акций передавалось правительству США. И конечно, федеральная доля была оплачена Казначейством непосредственно в "закрома" банка.
Как сказал об этом один современник событий, "...не будет преувеличением сказать, что Банк Соединенных Штатов имеет такое же отношение к Великобритании, как и к США".
Таким образом, по данным ряда исследователей, к 1816 году Ротшильды захватили контроль как над Банком Англии, так и над новым частным Банком США. 12 лет манипуляций с американской экономикой со стороны Второго Банка США показали американскому народу "кто есть кто".
Тогда противники банка выдвинули в качестве кандидата на пост Президента США почтенного сенатора от штата Теннеси, героя битвы под Новым Орлеаном Эндрю Джексона.

Изначально никто не гарантировал Джексону шанса на победу. Ведь банк уже давно научился управлять политическим процессом с помощью денег. Однако к удивлению и ужасу Ротшильдов, Джексон победил на выборах в 1828 году. Последний был полон решимости прекратить деятельность банка при первой подходящий возможности и не оставлял попыток реализовать эту идею.
В 1832 году, ввиду приближения новых выборов, банк нанес упреждающий удар. Он надеялся, что Джексон не отважится вступить в открытое противостояние. Банкиры убедили Конгресс досрочно (на 4 года раньше) продлить лицензию банка. Как вы можете догадаться, Конгресс уступил их просьбам и передал законопроект на подпись президенту.
Однако Несгибаемый Гикори (так его прозвали американцы - гикори это разновидность произрастающего в США ореха), не будучи трусом, встретил их атаку во всеоружии и наложил на законопроект вето. Содержащее вето послание Конгрессу до сих пор является одним из величайших документов в американской истории. Оно четко аргументирует ответственность американского правительства перед своими гражданами, как богатыми, так и бедными:
- "От щедрот нашего правительства воздается не только нашим гражданам. Более чем на 8 млн. долларов акций центрального банка принадлежит иностранцам... Что опасней для нашей свободы и независимости, чем банк, который по своему происхождению так мало связан с нашей страной?"
- "Отдать банку на откуп нашу валюту, распоряжение бюджетом страны и держать тысячи наших граждан в зависимости от него... гораздо более масштабный вызов и грозная опасность, чем противостояние военной мощи противника".
Джексон обратился со своими соображениями прямо к народу. Впервые в истории страны Джексон провел выездную президентскую кампанию по всем Соединенным Штатам. Лозунгом кампании Джексона было: "Джексон и ни какого центрального банка!".
В качестве противовеса национальная Республиканская партия выдвинула сенатора Генри Клейна. Несмотря на то, что банкиры "влили" в предвыборную кампанию Клейна 4 млн. долларов, Джексон прошел на второй срок преобладающим большинством голосов избирателей.
Вновь избранный президент осознавал, гидра коррупции ранена, но не мертва. Поэтому Джексон дал указание своему новому Секретарю казначейства, Луи Маклейну, начать перевод правительственных средств со счетов Второго Банка США в более надежные кредитные организации. Однако Маклейн отказался подчиниться. Тогда Джексон уволил Маклейна и назначил новым Секретарем казначейства Уильяма Дуэйна, который также отказался выполнять указание и тоже был уволен. После назначения на эту должность Роджера Тейни, последний, начиная с 1 октября 1833 г. действительно начал переводить средства со счетов Второго Банка США. Джексон ликовал: "У меня есть цепь с помощью которой я обуздаю всех сопротивляющихся!". Однако банк еще далеко не был побежден.
Его председатель, Николас Бидл надавил на Конгресс и тот опротестовал назначение Тейни Секретарем Казначейства. Затем, в припадке редкостного высокомерия. Бидл пригрозил вызвать депрессию в случае не продления лицензии банку.
"Если этот почтенный Президент полагает, что после того, как он снимал скальпы с индейцев и садил в тюрьму судей, может самочинно обращаться с центральным банком, он заблуждается". Затем в беспрецедентном для центрального банкира приступе откровения, Бидл признал, что Банк собирается сократить объем денежной массы в обращении, чтобы заставить Конгресс возобновить его работу. "Ничто, кроме всенародного бедствия, не произведет впечатления на Конгресс... Единственная наша гарантия безопасности - четко следовать политике жесткого сдерживания (денежной массы)... и я не сомневаюсь, что это приведет к возобновлению хождения национальной валюты и продлению лицензии банка".
Бидл исполнил свои угрозы вскоре банк действительно сократил объем денег в обращении, потребовав возврата всех кредитов и отказавшись выдавать новые. Как результат, последовала паника на финансовом рынке и глубокая экономическая депрессия. Естественно, что вину за экономический кризис Бидл возложил на президента Джексона, обосновав это тем, что причина кроется в отзыве бюджетных средств со счетов банка. Сократились заработные платы, резко подскочили цены и безработица, не говоря уже о многочисленных банкротствах предприятий. Народ начал роптать. Буквально в каждой передовице тех лет редакторы проклинали президента Джексона. Кроме того, центральный банк пригрозил заморозить платежи, идущие на поддержку различных политических сил.
В результате всего через месяц Конгресс собрался на сессию, которая получила название "панической". Через 6 месяцев после перевода правительственных средств со счетов центрального банка Джексон был подвергнут процедуре импичмента с раскладом голосов 26: 20. Это был первый подобный случай в истории Конгресса США.
Но произошло чудо - в поддержку Джексона с серьезной критикой центрального банка выступил губернатор Пенсильвании. Сверх того, Бидл был уличен в принародном хвастовстве о том, как банк собирается обрушить экономику. Это сразу же изменило политический расклад сил. 4 апреля 1834 года Палата Представителей проголосовала 134: 82 против продления лицензии банка.
8 января 1835 года Джексон погасил последнюю часть национального долга. Это стало возможным благодаря разрешению банкам выпускать валюту на сумму выкупленных правительственных облигаций, а не просто за счет выпуска казначейских обязательств, не обеспеченных долгом. Через несколько недель, 30 января 1835 года убийца по имени Ричард Лоуренс стрелял в Президента Джексона из двух пистолетов, но оба раза промахнулся.
Позже суд признал его невиновность по причине умственной невменяемости.
Однако после своего освобождения он хвастался, что некие могущественные европейцы заказали ему убийство и обещали в случае поимки защитить.
В следующем году, по истечении срока действия лицензии, Второй Банк США прекратил свое существование.
Однако даже Джексон не имел целостного представления об истинном положении дел и реальных причинах происходящего. И, хотя ему удалось ликвидировать банк самое действенное оружие банкиров - банковские операции с частичным покрытием - осталось в арсенале многочисленных государственных банков. Это продолжало подпитывать экономическую нестабильность в период до самой Гражданской Войны. Тем не менее, центральный банк был выведен из строя, и, как следствие, Америка процветала по мере своего продвижения на запад.
Все это время международные банкиры безрезультатно вели борьбу за возврат своих прежних позиций в Америке. В конце концов, они обратились к испытанному рецепту центральных банков - чтобы создать долг и зависимость, нужно развязать войну.
Поскольку они не могли заполучить свой центральный банк обратно другим способом, Америку было решено поставить на колени с помощью гражданской войны. В 1857 году в Лондоне произошла решающая встреча ведущих европейских банкиров во главе с Ротшильдом. Именно на этой встрече было принято решение, что Север должен быть стравлен с Югом по старому принципу "разделяй и властвуй".

Отто Фон Бисмарк, канцлер Германии, человек, объединивший разрозненные немецкие государства в единое целое писал: "Решение о разделе Соединенных Штатов на равные по силе федерации было принято задолго до Американской Гражданской войны высшими финансовыми кругами Европы. Эти банкиры испугались, что если Соединенные Штаты сохранятся как единое государство и один народ, то они смогут обрести экономическую и финансовую независимость, которая поколеблет их финансовую власть над всем миром".
Через месяц после инаугурации Абрахама Линкольна, с военных действий в Форте Самтор, Южная Каролина 12 апреля 1861 года, началась американская Гражданская война.

В 1861 году Линкольн и тогдашний Секретарь Казначейства, Соломон Чейз, поехали в Нью-Йорк за кредитами. Банкиры, желая Союзу погибели, предложили кредиты по ставкам от 24% до 36% годовых. На что Линкольн сказал "спасибо", в смысле. "Спасибо, нет". Тогда Линкольн послал за своим старым другом, полковником Диком Тейлором из Чикаго, и взвалил на его плечи проблемы финансирования военных действий. Некоторое время спустя он спросил Тейлора, что ему удалось сделать. Тот ответил следующее: "Все очень просто дорогой Линкольн, проведите через Конгресс законопроект о выпуске государственных обязательств, имеющих законную платежную силу... и заплатите ими солдатам. И теми же средствами продолжайте финансировать войну до победного конца".
Так Линкольн и поступил. В 1862-1863 гг. было напечатано на $450 млн. новых обязательств. Для отличия от других находившихся в обращении банкнот, их обратную сторону покрасили в зеленый цвет. Поэтому новые банкноты прозвали "greenbacks" или, в переводе с английского "зеленые спинки". Этими новыми банкнотами рассчитались с войсками и обеспечили их амуницией. В ходе войны было выпущено на $450 млн. долларов "зеленых спинок" без уплаты всяких процентов со стороны федерального правительства.
Самое удивительное, как редакторская статья в газете London Times того времени объясняла отношение центральных банкиров к "зеленым спинкам" Линкольна: "Если эта порочная финансовая политика, возникшая в Северной Америке будет доведена до логического конца, то правительство США обеспечит страну деньгами без платы за их использование. Оно выплатит свой внешний долг и не будет больше иметь долгов. У него будут необходимые средства для поддержания торговли и страна станет невиданно богатой. Умы и богатства всех стран потекут в Северную Америку. Эту страну нужно разрушить или она уничтожит все монархии в мире".
Линкольн был переизбран в 1864, году.
Если бы он не был убит, то наверняка уничтожил бы денежную монополию национальных банков, обретенную ими во время войны. В письме другу от 21 ноября 1864 года он писал: "Власть денег охотится за нашим народом во время мира и плетет против него заговоры, когда идет война. Она более деспотична чем монархия, более нагла, чем автократия и более эгоистична, чем бюрократия".
Об истинных причинах убийства Президента Линкольна в статье газеты "Ванкувер Сан" от 2 мая 1934 года писалось: "Абрахам Линкольн, принявший смерть мученика освободитель рабов, был убит в результате интриг представительной группы международных банкиров, которые боялись планов Президента США по реформированию национальной денежной системы..."
Причиной убийства Линкольна послужило не только то, что международные банкиры жаждали восстановления в США центрального банка. Они стремились к тому, чтобы американская валюта основывалась на золоте. А запасы золота находились под их полным контролем. Другими словами, хотели перевести Америку на золотой стандарт. Линкольн же делал как раз обратное - выпускал банкноты ("зеленые спинки"), которые обеспечивались платежеспособностью и бюджетом США.
В той же статье отмечалось: "Эти люди были заинтересованы в установлении денежной системы "золотого стандарта" и права банкиров на управление национальной валютой и бюджетом всех стран мира. Как только Линкольн был "убран" с их дороги, у них появилась возможность восстановить свое влияние в США. И они это сделали. Всего через 8 лет после убийства Линкольна серебро было выведено из денежной системы США. Здесь воцарился "золотой стандарт".
В конце 80-го года американцы избрали президентом Джеймса Гарфилда. Новый президент хорошо понимал, кто манипулирует экономикой. Будучи конгрессменом, он занимал пост Председателя Комитета по банкам и ассигнованиям.

Сразу после своей инаугурации в 1881 году Гарфилд публично обвинил намекая на Ротшильдов: "Тот, кто контролирует денежную массу любой страны, является полным властелином ее промышленности и торговли... А когда вы поймете, как просто вся экономическая система так или иначе контролируется несколькими влиятельными людьми, вам не понадобится объяснять, где причины депрессий и инфляций".
2 июля 1881 года, всего через несколько недель после этого заявления, президент Гарфилд был смертельно ранен.
К концу XIX-го столетия банки, контролируемые Ротшильдом, начали крупную кампанию, направленную на постановку под их контроль всей экономики США.
Европейские Ротшильды финансировали банки Дж. П. Морган и К°, Кхун Лоеб и К°, Джон Д. Рокфеллер Стандарт Ойл К°, железную дорогу Эдуарда Харримана и сталелитейные заводы Эндрю Карнеги.
Эта связь, безусловно, была больше чем основой американского хозяйства.
В 1900 году Ротшильды послали еще одного агента в США, Пауля Варбурга, чтобы он сотрудничал с "Банком Кхун Лоеб и К°". Якоб Шифф и Пауль Варбург начали кампанию за создание "ФЕДЕРАЛЬНОГО РЕЗЕРВНОГО БАНКА" в качестве прочно установленного частного центрального банка Америки.
После целого ряда неудачных попыток убедить американский народ в необходимости иметь Центральный Банк, втягивая его для этого в серию войн, международные банкиры, связанные с заговором, решили изменить свои методы. С этой целью, вместо использования войн они стали убеждать доверчивых американских граждан, что тем необходим центральный банк используя искусственно созданные депрессии, спады и паники.
Ротшильдам было не трудно создать банковскую панику. По самой природе банковского дела они знали, что лишь малая часть вкладов, размещенных в банке вкладчиками, изымается вкладчиками в какой-то из конкретных дней. Всего одного финансового кризиса хватило бы для того, чтобы сосредоточить внимание нации на сомнительной необходимости учреждения центрального банка. Требовалось внедрить в сознание людей, что только центральный банк в состоянии предотвратить массовые разорения банков.
Якоб Шифф сообщил в одной из своих речей в 1907 году Торговой Палате Нью-Йорка: "Если у нас не будет центрального банка с исключительным контролем над предоставлением кредитов, то эта страна будет ввергнута в самый острый и глубокий финансовый кризис в своей истории".
К 1907 году настало время реанимировать идею центрального банка. Объединив финансовые усилия, Морган с хозяевами были способны тайно спровоцировать обвал фондового рынка. В то время тысячи небольших банков по всей стране испытывали огромный недостаток в собственных средствах - благодаря принципу работы с частичным покрытием сумма резервов многих из них составляла менее 1 %.
И всего через несколько дней после фондового кризиса люди по всей стране бросились снимать деньги из банков в этот момент Морган выступил перед общественностью с предложением помочь шатающейся американской экономике и "больным" банкам с помощью денег, которые он создаст "из ничего".
А Пауль Варбург сказал банковскому финансовому комитету: "Первое, что мне пришло в голову после начала паники, было то, что нам необходим национальный центральный банк...".
Это было самым ужасным предложением - гораздо хуже, чем даже банковские операции с частичным покрытием. Но Конгресс его поддержал. Морган напечатал 200 млн. долларов своих не обеспеченных резервами частных денег. Он снабдил этой бумагой экономику, а часть послал в свои филиалы для выдачи кредитов под процент. Его план удался. Вскоре общественность снова обрела доверие к национальной валюте. Но в результате всех этих операций денежная власть сосредоточилась в руках нескольких крупных банков.
Итак, американский народ, пострадавший от Американской революции, войны 1812 г.. борьбы Эндрю Джексона со Вторым Банком Соединенных Штатов, Гражданской войны финансовых паник 1873г., 1893 г,. и 1907 г., был в конечном счете поставлен в такие условия, что примирился с решением, предложенным теми, кто вызвал все эти события.
Таким решением был центральный банк. Следует отметить - что заговорщики не хотели, чтобы американский народ знал, что они приуготовили ему в будущем центральный банк. Закону суждено было появиться не из под пера группы законодателей, а кучки банкиров, в большинстве своем связанных с человеком, ответственным за панику 1907 г.: Дж. П. Морганом.
Перед заговором стояла еще одна проблема. Они должны были избегать названия Центральный Банк и для этой цели они прибегли к названию Федеральная Резервная Система. Она будет принадлежать частным лицам, которые станут извлекать прибыль, владея акциями, и контролировать выпуск национальной валюты, она - ФРС - начнет распоряжаться всеми финансовыми ресурсами страны и она будет способна мобилизовать и отдать Соединенные Штаты в залог, втягивая их в серьезные войны за рубежом.
Способ, примененный заговорщиками для обмана американского народа, заключался в делении Федеральной Резервной Системы на двенадцать округов так, чтобы американский народ не мог назвать банк "центральным банком". То обстоятельство, что у двенадцати округов был один управляющий, называемый Председателем Федерального Резерва, очевидно должно было считаться не относящимся к делу.
"Федеральный Резерв учрежден 23 декабря 1913 года как частная корпорация. По информации "Сенатского журнала" это был солнечный день, большинство членов конгресса уехало домой на рождественские каникулы, поэтому хватило 3 голосов членов Сената для того, чтобы закон был принят единогласно. Если бы хотя бы один из них был против или воздержался, закон бы никогда не прошел".
Появление "Федерального Резервного" в 1913 году позволило международным банкирам намного усилить свое финансовое могущество в США. Пауль Варбург стал первым президентом "Федерального Резервного Банка Нью-Йорк".
В 1923 году Чарльз Линдберг, республиканец из Минессоты, сказал буквально следующее: "Финансовая система США передана в руки Совета Директоров Федерального Резерва. Это частная корпорация, созданная исключительно в целях извлечения максимальной прибыли от использования чужих денег".
Один из известнейших критиков Федерального Резерва, республиканец от Пенсильвании и бывший Председатель Банковского комитета Конгресса США во времена Великой Депрессии Льюис Макфедден еще в 1932 году отметил: "В этой стране создана одна из самых коррумпированных в мире организаций. Я имею в виду Федеральный Резерв... Она пустила по миру народ США и практически обанкротила правительство. К таким результатам привела коррумпированная политика денежных мешков, контролирующих Федеральный Резерв".
За Законом о "Федеральном Резервном" последовала 16-я Поправка к Американской Конституции, которая теперь дала Конгрессу право облагать налогами личные доходы американских граждан.
Это стало следствием того, что Американское Правительство более не могло печатать собственных денег, чтобы финансировать собственную экономику.
Таким образом, впервые в истории США с момента их основания, там было применено исчисление налогов с личных доходов.
Руководители США такие же марионетки в руках мировых финансовых кланов, как и руководители большинства стран планеты.

Джон Кеннеди так же предпринял попытку противостояния Ротшильдам и был убит потому, что начал выпуск бумажных денег, выпущенных государственным казначейством США, а не частным Федеральным Резервным Банком.
Это был смертельным ударом по незримой власти Ротшильдов. Все президенты США, убитые до Джона Кеннеди, пытались сделать нечто похожее.
Не стоит обсуждать то, что по оценке независимых экспертов в Кеннеди стреляли с трёх сторон, ведь истинная причина смерти, всех убитых президентов Америки, очевидна.

Федеральная резервная система, или ФРС, выполняет функции центрального банка Соединенных Штатов. В этой связи она несет ответственность за разработку и реализацию денежно-кредитной политики, банковский надзор, а также предоставление финансовых услуг депозитным институтам и федеральному правительству. Будучи самостоятельным институтом, она не зависит ни от Конгресса США, ни от правительства.

Структура ФРС отличается от структуры большинства центральных банков мира. Так, функции принятия решений распределены между двенадцатью региональными членами системы. ФРС может контролировать денежное предложение, что оказывает влияние на процентные ставки. Так как уровень ставки процента является ключевой переменной, определяющей рост или спад экономики, ФРС фактически влияет на будущее состояние экономики.

История Федеральной резервной системы

Перед созданием сегодняшней ФРС были предприняты две попытки создания центрального банка в США. Первая попытка была инициирована Александром Гамильтоном (Alexander Hamilton) и вылилась в образование первого Банка США, который был учрежден в 1791 году и функционировал до 1811 года. Вторая попытка, предпринятая в 1816 году, привела к созданию второго Банка США. Этот банк был учрежден конгрессом для сдерживания инфляции, которая последовала за войной 1812 года.

С самого начала у идеи создания центрального банка, который мог бы сосредоточить огромную власть, было очень много противников. Во главе оппозиции созданию центрального банка стоял президент Эндрю Джексон (Andrew Jackson), который считал, что частный банк не справился бы с задачей обеспечения стабильности валюты, а также был бы слишком привилегированным, поэтому само его создание было бы неконституционным. «Банковская война» президента Джексона против создания Банка США была в итоге выиграна в 1833 году, когда властным решением Джексон вывел из этого банка все депозиты федерального правительства. Этот неоднозначный ход так ослабил банк, что когда в 1836 году лицензия банка истекла, он прекратил свое существование.

Федеральная резервная система была учреждена Конгрессом США в декабре 1913 года с принятием Акта о Федеральном Резерве (Federal Reserve Act). Основными поборниками этого акта были президент Вудро Вильсон (Woodrow Wilson) и сенатор от Вирджинии Картер Гласс (Carter Glass). Главной целью её создания была защита банковской системы от ослабляющих её регулярных кризисов. Паника в 1893 и 1895 годах и, более всего, глубокий кризис 1907 года нанесли серьезный ущерб экономике, и все усиливались требования создать централизованную систему, которая могла бы стабилизировать экономику с помощью контроля денежного предложения. Фактически, функцией ФРС было служить «банком для банков», обеспечивая стабильность банковской системы.

Структура собственности ФРС уникальна и потому подвергается периодической критике. Теоретически, ФРС владеют все коммерческие банки, работающие в системе, так как банки-члены обязаны покупать ценные бумаги ФРС в своем регионе. Однако ФРС также рассматривается как правительственное агентство. Эта необычная двойственность привела к судебному процессу, инициированному в 1930 году несколькими конгрессменами. Они утверждали, что так как ФРС принадлежит частным владельцам, её здание в Вашингтоне должно облагаться налогами на недвижимость. После нескольких лет судебных маневров, включая попытку продать здание с аукциона в 1941 году, ФРС в конце концов была провозглашена независимым подразделением правительства. Банки Федеральной резервной системы официально называются правительственными посредниками (government instrumentalities), то есть корпорациями, уполномоченными федеральным правительством действовать в государственных интересах.

Организация Федеральной резервной системы

Основными элементами ФРС являются Совет управляющих (the Board of Governors), Федеральный комитет по операциям на открытом рынке (ФКОР, Federal Open Market Committee - FOMC), 12 региональных федеральных резервных банков, консультативные советы (Advisory Councils) и банки-члены. Каждый из этих органов участвует в процессе принятия решений. Рассмотрим каждый из этих элементов.

Совет управляющих ФРС является наивысшим органом власти в ФРС. Его функции схожи с функциями совета директоров корпорации, так как он осуществляет руководство и надзор за исполнением директив и политики ФРС. В Совет входят 7 членов, назначаемых президентом США и утверждаемых Конгрессом США. Изначально члены Совета назначались на срок 10 лет. Банковский акт (Banking Act) от 1933 года увеличил сроки до 12 лет, и следующий Банковский акт от 1935 года продлил их еще больше – до сегодняшних 14 лет. Эти сроки призваны обеспечивать преемственность политики ФРС, при этом в каждом четном году истекает срок одного из управляющих.

Совет управляющих окружен аурой огромной власти. В частности, председатель Совета воспринимается публикой как человек, обладающий глубинным пониманием экономики. Для сохранения этого имиджа председатель почти всегда голосует вместе с большинством, даже если это означает изменение его позиции уже после голосования.

Председатель Совета. Председатель Совета два раза в год, в феврале и в июле, подает в Конгресс США отчет о денежно-кредитной политике ФРС, о состоянии экономики и по другим финансовым вопросам. Как предписано Актом о полной занятости и сбалансированном росте (Full Employment and Balanced Growth Act), также известном как Акт Хамфри – Хоукинса (Humphrey-Hawkins Act), председатель должен представлять отчет Комитету сената по банкам, жилью и городским вопросам (Senate Committee on Banking, Housing, and Urban Aff airs), а также Комитету палаты по банкам, финансам и городским вопросам (House Committee on Banking, Finance, and Urban Aff airs) о целевых ориентирах ФРС. Он также регулярно встречается с президентом США и секретарем казначейства (Secretary of the Treasury).

Председатель Совета управляющих ФРС также является членом Национального консультативного совета по международным валютным и финансовым проблемам (National Advisory Council on International Monetary and Financial Problems) правительства США. Кроме того, председатель также является одним из представителей США в Международном валютном фонде (МВФ).

Один из семи членов Совета назначается президентом США на роль председателя сроком на четыре года. По традиции председатель, который не был переизбран, покидает Совет, независимо от времени, остающегося до истечения его 14-летнего срока в качестве члена Совета. Это объясняет исторический факт, что сроки работы председателей Совета были очень разными. Рекорд пребывания в этой должности принадлежит Вильяму МакЧесни Мартину (William McChesney Martin), который был председателем с 1951 по 1970 годы.

Функции Совета управляющих. Одной из важнейших задач совета является определение целей денежно-кредитной политики США. Кроме того, совет устанавливает коэффициент обязательного резервирования для банков и утверждает учетные ставки, устанавливаемые региональными резервными банками. В целом совет наблюдает за двенадцатью банками федерального резерва. Вдобавок совет наблюдает и регулирует деятельность коммерческих банков – членов ФРС, а также банковских холдингов. Все члены Совета управляющих также являются голосующими членами Федерального комитета по операциям на открытом рынке.

Совет управляющих инициирует исследования общего финансового состояния экономики. Многие из этих исследований проводятся экономистами самой ФРС, которые постоянно «держат руку на пульсе» экономики. Также совет управляющих публикует «Федеральный резервный бюллетень» (Federal Reserve Bulletin), издает ежемесячный журнал с экономической и финансовой информацией, и «Службу регулирования федерального резерва» (Federal Reserve Regulatory Service), в котором правление представляет информацию, относящуюся к регулирующим задачам ФРС.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ПО ОПЕРАЦИЯМ НА ОТКРЫТОМ РЫНКЕ

Основной способ регулирования Федеральной резервной системой денежного предложения осуществляется посредством действий Федерального комитета на открытом рынке (ФКОР). Закон предписывает ФКОР собираться как минимум раз в четыре года. На практике члены комитета встречаются примерно восемь раз в году.

Все семь членов Совета управляющих являются членами комитета. К тому же 5 из 12 президентов региональных резервных банков также являются членами ФКОР. Из этих пяти постоянным членом является президент Федерального резервного банка Нью-Йорка.

Другие четыре позиции распределяются каждый год среди президентов остальных 11 резервных банков. Хотя только 5 президентов региональных банков могут голосовать в ФКОР, обычно присутствуют и участвуют в дискуссиях все 12 президентов.

ФКОР был учрежден президентом нью-йоркского Федерального резервного банка для координации операций 12 резервных банков на открытом рынке. В первый год четыре, а затем пять президентов региональных банков составляли ФКОР. К 1923 году важность операций на открытом рынке возросла, и правление отменило изначальную структуру комитета, одновременно создав Комитет по инвестициям на открытом рынке (КИОР, Open Market Investment Committee – OMIC) под своим контролем. В 1930 году КИОР был преобразован в Конференцию по политике на открытом рынке (КПОР, Open Market Policy Conference), которая включала представителей всех 12 резервных банков, но требовала утверждения правлением всех своих решений. В 1935 году возникла структура сегодняшнего ФКОР. С того времени структура практически не претерпела изменений.

Закон предписывает правлению вести тщательную запись всех действий, предпринятых комитетом в отношении политики. Для этого после каждого собрания комитета подготавливается Протокол стратегических решений (Record of Policy Actions), который, тем не менее, не разглашается до следующего собрания комитета. Другой протокол, Протокол действий (Minutes of Actions), содержит детали всех принятых решений, независимо от того, имеют ли они стратегическое значение или нет.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ РЕЗЕРВНЫЕ БАНКИ

Федеральная резервная система включает 12 округов. В каждом округе функционирует свой резервный банк, осуществляющий надзор за деятельностью банков – членов ФРС, устанавливает учетную ставку для округа (хотя Совет управляющих фактически контролирует эту ставку с помощью права вето) и выполняет другие банковские операции. Каждый резервный банк может иметь филиалы в главных экономических центрах округа. Кроме того, он может открывать офисы в других городах.

Каждый банк, обладающий государственной лицензией, должен быть членом ФРС. Одним из условий членства является покупка ценных бумаг регионального резервного банка. Объем покупки должен составлять 6% капитала банка. Однако лишь половина этой суммы должна быть оплачена, тогда как другая половина платится лишь по требованию правления.

Все банки-члены получают установленный законом 6-процентный годовой дивиденд на сумму уплаченного ими капитала. В отличие от обычных акций, ценные бумаги резервного банка не могут быть проданы, переданы или использованы банком-членом в качестве обеспечения по ссуде.

Владение акциями резервного банка дает банкам-членам право избирать 6 из 9 его директоров. Трое из этих директоров становятся директорами класса А и обязательно должны быть профессиональными банкирами. Другие три являются директорами класса В и должны представлять небанковские виды бизнеса. Последняя тройка директоров резервного банка называется классом С и назначается Советом управляющих. Из трех директоров класса С Совет управляющих назначает председателя и заместителя председателя Совета директоров каждого из региональных банков. Это еще одна демонстрация высокого положения Совета управляющих в системе.

12 федеральных резервных банков выдают лицензии банкам в своих регионах. Они также осуществляют клиринговые операции, дают кредиты депозитным институтам, выпускают бумажные деньги, известные как банкноты федерального резерва. Вдобавок региональные банки ФРС публикуют периодические материалы с академическими статьями на актуальные темы.

За годы существования ФРС было образовано несколько консультативных советов для помощи Совету управляющих. Хотя эти советы не обладают полномочиями для принятия решений, они могут влиять на осуществление Советом управляющих денежно-кредитной политики. Основными советами являются Федеральный консультативный совет, Потребительский консультативный совет и Консультативный совет сберегательных учреждений.

Федеральный консультативный совет. Созданный с самого начала Актом о Федеральном резерве (Federal Reserve Act), этот совет включает в себя 12 членов, обычно влиятельных банкиров, из каждого региона ФРС. Каждый из 12 региональных резервных банков выбирает по одному члену Федерального консультативного совета.

Так как члены совета обычно председатели крупнейших банков США, они воспринимаются многими как инсайдеры, способные влиять на политику ФРС в своих интересах. Кроме того, эти инсайдеры могут быть посвящены в планы ФРС касательно денежной политики до того, как эта информация станет известной широкой публике. В некоторых случаях рекомендации Федерального консультативного совета помогли Совету управляющих улучшить свою работу.

Потребительский консультативный совет. При принятии стратегических решений правление ФРС также прислушивается к Потребительскому консультативному совету. Этот совет был создан в соответствии с постановлением Конгресса США в 1976 году для выработки рекомендаций Совета управляющих в области защиты прав потребителей для соблюдения предписаний Акта о защите прав потребителей (Consumer Protection Act). Он включает 30 членов, состоящих в совете по 3 года. В совет входят представители финансовых кругов, потребительских союзов, академики и юристы по вопросам прав потребителей. Совет встречается с членами Совета управляющих от трех до четырех раз в год.

Консультативный совет сберегательных учреждений. Данный совет был учрежден Советом управляющих в 1980 году в соответствии с требованиями Акта о либерализации депозитных институтов и денежном контроле (Depository Institution Deregulation and Monetary Control Act – DIDMCA). Совет состоит из представителей сберегательных банков, кредитных союзов, ссудо-сберегательных ассоциаций. Консультативный совет выносит на рассмотрение Совета управляющих ФРС вопросы, актуальные для депозитных учреждений.

БАНКИ – ЧЛЕНЫ ФРС

Любой банк, обладающей государственной лицензией, должен быть членом ФРС. Кроме того, любой банк с лицензией на осуществление операций в пределах штата может стать членом ФРС. Все банки-члены обязаны хранить свои резервы в своем региональном резервном банке. На эти резервы не начисляется банковский процент.

На протяжении 1970-х годов число банков-членов неизменно сокращалось. К концу десятилетия тенденция достигла угрожающих размеров. Банки выходили из членства в ФРС, так как оно подразумевало отвлечение средств в форме резервов из оборота, тогда как нормы резервирования для банков, работающих в пределах штата, были ниже, и эти средства приносили доход. С ростом процентных ставок упущенная выгода от неиспользования резервов становилась слишком большой для все возрастающего количества банков. В результате многие банки пригрозили выйти из системы.

Для преодоления кризиса в 1980 году Конгресс США принял Акт о либерализации депозитных институтов и денежном контроле (Depository Institution Deregulation and Monetary Control Act – DIDMCA). Этот закон фактически убирал различия между типами депозитных институтов. Кроме того, вышеназванный закон установил для всех банков, независимо от их членства в системе, одинаковые нормы обязательного резервирования. Эти новые правила обязательного резервирования распространялись также и на все остальные депозитные институты, включая ссудо-сберегательные ассоциации и кредитные союзы. В качестве компенсации за данное ужесточение правил банкам, не являвшимся членами ФРС, было разрешено пользоваться услугами ФРС, например, клирингом, на тех же условиях, что и членам системы.

С помощью этого акта желаемый результат был достигнут. В 1981 году, вскоре после принятия этого акта, 5500 (37%) банков из 15000 коммерческих банков США являлись членами ФРС. К 1991 году это число увеличилось до 6000 (43%) из 14000. Интересно отметить, что большая часть коммерческих банков не являются членами ФРС.

Инструменты денежно-кредитной политики ФРС

Основными инструментами денежно-кредитной политики ФРС являются нормы обязательного резервирования, операции на открытом рынке и учетная ставка. С помощью каждого из этих инструментов ФРС влияет на денежное предложение в экономике. В первые годы существования ФРС главным из этих инструментов было дисконтное окно. В последние годы самым значимым инструментом денежно-кредитной политики являются операции на открытом рынке.

РЕЗЕРВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Теоретически доля всех средств, получаемых депозитным институтом, должна храниться в ФРС либо в виде депозита, либо в виде наличной валюты. Тот процент средств, который должен оставаться в ФРС, называется нормой обязательного резервирования. Эта норма варьируется в зависимости от объема и вида средств, принятых депозитным институтом.

Акт о либерализации депозитных институтов и денежном контроле (Depository Institution Deregulation and Monetary Control Act – DIDMCA) установил одинаковые нормы резервирования для всех депозитных институтов. В соответствии с этим законом депозитными институтами являлись коммерческие банки, ссудо-сберегательные ассоциации, кредитные союзы, агентства и отделения иностранных банков, а также корпорации, образованные в соответствии с законом Эджа (Edge Act).

Совет управляющих ФРС имеет право изменять нормы обязательного резервирования в рамках, установленных Актом о либерализации депозитных институтов и денежном контроле. Например, норма резервирования для определенного объема средств на текущих счетах может варьироваться от 8 до 14%. Однако ФРС не имеет права устанавливать нормы резервирования для определенных видов депозитов. Так, средства на срочных депозитах физических лиц не подлежат резервированию, кроме исключительных обстоятельств.

Для депозитных институтов установлен минимальный объем от суммы их обязательств, который должен храниться в форме обязательных резервов. Однако обычно институты резервируют больше, чем установленный минимум, в форме избыточных резервов. Требования по обязательному резервированию должны обременять более мелкие институты в меньшей степени.

Резервируемые суммы подразделяются на заемные и незаемные. Незаемные средства могут поступить в распоряжение депозитных институтов только путем покупки их на открытом рынке. Заемные средства могут быть взяты в кредит у резервного банка через его дисконтное окно.

ОПЕРАЦИИ НА ОТКРЫТОМ РЫНКЕ

Под операциями на открытом рынке подразумевается покупка и продажа ценных бумаг на площадке открытого рынка Федерального резервного банка Нью-Йорка. Ежедневно менеджер по внутренним операциям (Manager for Domestic Operations) осуществляет эти операции в соответствии с директивами Федерального комитета по операциям на открытом рынке (ФКОР, Federal Open Market Committee – FOMC)10. Операции на открытом рынке – самое сильное оружие в арсенале ФРС. В сущности, через них определяется объем доступных депозитным институтам незаемных средств. Если ФРС покупает ценные бумаги, резервы системы растут; при продаже объем резервов снижается. Когда у депозитного института появляются избыточные резервы, то есть излишек над обязательным минимумом, институт будет расширять свой кредитный портфель до уровня, когда объем резервов уменьшится до установленного минимума. Таким образом, ФРС непосредственно влияет на поведение депозитных институтов, объем выданных кредитов и через них – на ставки процента и экономику.

Федеральный резерв может влиять на денежное предложение просто путем покупки или продажи государственных ценных бумаг, так как ФРС обладает уникальной способностью выставлять требования самой себе. Более того, по определению, любое требование депозитного института к ФРС считается резервом. Так происходит, когда ФРС выписывает чек для предъявления самой себе, например, для оплаты государственных бумаг физическим лицом. Этот чек в итоге вернется в ФРС от какого-либо депозитного института для клиринга, или погашения. Чтобы погасить чек, ФРС просто увеличивает сумму на резервном счете этого депозитного института. Это увеличение резерва является первым этапом процесса создания денег.

ДИСКОНТНОЕ ОКНО

После принятия Акта о либерализации депозитных институтов и денежном контроле в 1980 году все депозитные институты получили возможность доступа к «дисконтному окну» ФРС. Частные лица, товарищества (партнерства) и корпорации также могут пользоваться дисконтным окном для получения ссуд при «необычных безотлагательных обстоятельствах». В самом деле, именно дисконтное окно позволяет ФРС считаться национальным кредитором последней инстанции. Таким образом, дисконтное окно добавляет стабильности финансовой системе, особенно в кризисные периоды.

Акт о федеральном резерве от 1913 года требует, чтобы все ссуды, выданные через дисконтное окно, были обеспечены. На практике в качестве обеспечения используются ценные бумаги правительства США. Процент, взимаемый по кредитам, выданным через дисконтное окно, называется учетной ставкой. Эта ставка устанавливается советами директоров региональных резервных банков каждые 14 дней, но должна быть утверждена Советом управляющих. Хотя теоретически каждый округ ФРС может иметь различные учетные ставки, на практике эта ставка едина для всех 12 округов, так как экономика США в целом очень сильно интегрирована. Учетная ставка изменяется нечасто. Так, за десятилетие 1980-х годов, например, эта ставка менялась всего 28 раз с интервалами между каждым изменением от 2 недель до 20 месяцев. Исторически минимальная ставка составляла 0,5% в период между 1942 и 1946 годами; максимальная ставка 14% действовала с мая по ноябрь 1981 года.

В настоящее время термин «учетная ставка» не совсем корректен. Сегодня выдаваемые ФРС ссуды накапливают процент, который уплачивается при погашении. Однако до 1971 года ФРС выдавала ссуды на основе дисконта, то есть процент по ссуде вычитался в момент её предоставления. Термин «дисконтное окно» возник из-за того, что в прошлом для получения ссуды банки должны были приносить ценные бумаги, служащие обеспечением, и передавать их через окошко кассира. Иногда ФРС повышает ставку на 2-4%, особенно для крупных депозитных институтов, которые пользуются дисконтным окном слишком часто. Цель этого повышения – свести к минимуму злоупотребления. В самом деле, дисконтное окно воспринимается как крайняя мера, к которой учреждение может прибегать при отсутствии других возможностей выполнить свои обязательства. Другими словами, ФРС рассматривает пользование дисконтным окном как привилегию, а не как право.

Ссуды, выданные через дисконтное окно, обычно имеют форму корректировочных кредитов (adjustment credit), то есть кредитов, выданных на цели покрытия краткосрочного дефицита резервов. ФРС также предоставляет сезонные кредиты небольшим учреждениям, чтобы помочь им справиться с сезонными колебаниями в притоке или оттоке средств. Сезонные кредиты недоступны учреждениям с объемом средств на депозитах, превышающим 500 млн. долл., так как, по мнению ФРС, такие учреждения способны покрыть свои потребности с помощью денежного рынка. Названные две формы ссуд независимы друг от друга, то есть наличие сезонной ссуды не влияет на возможность привлечения депозитным институтом корректировочного кредита.

Изменения учетной ставки влияют на стоимость привлечения депозитными институтами резервов для поддержки роста депозитов. Так как изменения учетной ставки влияют на поведение депозитных институтов, она является важным инструментом осуществления денежно-кредитной политики.

БАЛАНС ФРС

Основная часть активов вложена в ценные бумаги правительства США - ценные бумаги составляют более 85% валюты баланса. Для сравнения: ссуды депозитным институтам составляют менее 1%. Так как операции с ценными бумагами проводятся на открытом рынке, а кредиты выдаются через дисконтное окно, очевидно, насколько операции на открытом рынке как инструмент денежно-кредитной политики важнее, чем выдаваемые кредиты.

Среди обязательств наибольший удельный вес занимают банкноты Федерального резерва. Этой суммой выражается почти весь объем валюты в стране. Доля банкнот Федерального резерва составляет около 88% валюты баланса. Следующими по значению идут депозиты – около 8%.

ДЕНЬГИ И ДЕЙСТВИЯ ФРС

С самого начала своей работы в 1914 году ФРС подвергалась нападкам критиков за то, что она является полусекретным учреждением, закрытым для наблюдения широкой публики. Критики утверждают, к примеру, что даже когда ФРС опубликовывает принятые решения, она делает это с существенной задержкой. В частности, дискуссии Федерального комитета по операциям на открытом рынке публикуются в бюллетене Федерального резерва, но только после следующего собрания комитета.

До принятия Акта Хамфри – Хоукинса в 1978 году ФРС не была обязана заявлять о целевых ориентирах денежного предложения роста. Принятие этого акта обязало председателя Совета управляющих ФРС два раза в год обсуждать и объяснять перед Конгрессом США цели политики. Но даже после этого некоторые наблюдатели отмечают, что декларации ФРС слишком обобщены и расплывчаты.

Это очевидное желание ФРС сохранять свою непрозрачность может объясняться тем, что принятие обществом денег требует серьезного доверия. В этом смысле ФРС выступает в качестве хранителя этого доверия. В конце концов, деньги могут быть простым кусочком бумаги или электронной записью в компьютере, поэтому ценность денег не заложена в них самих. Ценность денег зависит от желания общества принимать их как средство обращения.

Имеется достаточно примеров того, как общество теряло веру в свою валюту, что приводило к чудовищным последствиям. Наиболее печально известным примером из относительно недавнего времени является Германия 1920-х годов, когда люди буквально возили деньги на тачках, и цены часто удваивались за ночь. Важность этой экономической катастрофы нельзя переоценить, так как это привело к власти Гитлера и в итоге – ко второй мировой войне.

В некоторых обществах денежно-кредитное регулирование связывалось с религией. Например, в древние времена иудеи совершали банковские операции в храмах. Монеты также чеканились в храмах, после чего освящались священниками, что делало их приемлемыми для общества. Римские монеты изготавливались в храме богини Юноны, также называемого «moneta» – корень латинского слова «money» - деньги. Впрочем, даже в наши дни здания центральных банков часто напоминают храмы.

По материалам книги Роберта В. Колба, Риккардо Дж. Родригеса «Финансовые институты и рынки»

По поводу характера и облика американского центрального банка среди специалистов в сфере финансов (как и среди заурядных «разоблачителей от публицистики») не первый год идут споры. С одной стороны, приводятся доводы в пользу того, что ФРС - полностью частная организация, не имеющая никакой связи с американским государством. С другой, раздаются голоса апологетов Федеральной резервной системы, указывающие на тот факт, что высшие руководящие органы ФРС непосредственно профилированы с органами исполнительной власти США.

Истина, как всегда, находится посередине. И чтобы ее понять, необходимо вспомнить, что глубоко укорененная в раннем американском обществе идеология «равных прав и возможностей» входила в острое противоречие с самой идеей создания частной структуры, которая узурпировала бы закрепленное в Конституции суверенное право американского народа на общественный контроль над чеканкой монеты. Однако идея создания частного центрального банка все-таки была окончательно реализована в 1913 г., когда президент США В. Вильсон и конгресс санкционировали создание Федеральной резервной системы.

На первый взгляд, структура ФРС весьма сложна и запутана (рис. 5.3). Она состоит из целого ряда органов, по-разному комплектующихся и имеющих различный тип подчинения. Распространенная сегодня в большом количестве литература, освещающая данный вопрос, не позволяет полностью разобраться в нем. Для этого необходимо обратиться к анализу американского законодательства, касающегося ФРС. Именно его изучение проливает свет на все спорные и неоднозначные аспекты проблемы.

Верхний уровень структуры ФРС занимает Совет управляющих ФРС . Он является независимым правительственным агентством, не входящим в систему органов исполнительной власти (его статус аналогичен статусу ЦРУ и НАСА). Семь членов Совета управляющих ФРС по действующему законодательству назначаются президентом США и утверждаются сенатом на 14-летний срок с правом переназначения. Одного из семи управляющих президент назначает председателем ФРС.

Несмотря на то что Совет управляющих раз в год отчитывается перед спикером палаты представителей конгресса, функционирует он фактически самостоятельно: ни одна инстанция не имеет права накладывать вето на решения Совета управляющих.

Президент может отправлять в отставку управляющих «в случае, если имеются достаточные основания», однако на практике ротация кадров в совете весьма медленна и зависит, судя по составу совета, далеко не от уровня профессионализма его членов. Единственное ограничение заключается в том, что согласно законодательству член Совета управляющих не может являться лицом, аффилированным с каким-либо банком или другой коммерческой структурой.


Совет управляющих осуществляет контроль над деятельностью 12 резервных банков , формирующих «тело» ФРС (рис. 5.4). Они являются непосредственными рычагами, через которые Совет управляющих реализует финансовую политику. Через них ФРС осуществляет вливание эмитированных долларов и ценных бумаг в экономику.

Резервные банки выдают ссуды частным банкам и таким образом финансовая система насыщается денежной массой. Совет директоров резервного банка состоит из девяти членов, шесть из которых представляют небанковский сектор экономики штатов, входящих в банковский округ (три из их числа назначаются Советом управляющих ФРС), и три представителя крупнейших банков. Совет директоров выбирает президента банка, который утверждается Советом управляющих ФРС.

Федеральные резервные банки не являются государственными организациями. Это частные структуры, опосредованно связанные с государством через Совет управляющих ФРС.

Резервные банки не только выполняют свои непосредственные функции, но и являются информационными центрами, осуществляющими мониторинг экономики банковского округа.


Около 8 тысяч банков имеют статус участников ФРС (member banks). Они непосредственно аффилированы с резервными банками через участие в их уставном капитале (посредством держания акций). Статус члена ФРС дает право претендовать на ежегодные дивиденды в размере 6% от доли банка-члена в уставном капитале резервного банка. Также это открывает возможность участвовать в выборе совета директоров. При этом акции резервного банка являются неотчуждаемыми и не могут быть объектом торгов на бирже.

Список функций ФРС довольно широк (рис. 5.5), однако на практике они распределены между двумя относительно независимыми структурами - Советом управляющих и Комитетом по операциям на открытом рынке. Если Совет управляющих ФРС вырабатывает валютную стратегию, то Комитет по операциям на открытом рынке (FOMC) определяет объемы покупки и продажи государственных ценных бумаг или, иначе, динамику эмиссии доллара.

Комитет по операциям на открытом рынке (FOMC) - одна из важнейших структур в составе ФРС (рис. 5.6). Его непосредственной функцией является выработка политики в сфере операций с ценными бумагами и определение размера процентной ставки , под которую банки могут кредитовать друг друга. В состав комитета входит двенадцать человек - семь членов Совета управляющих и пять президентов резервных банков.


Комитет принимает решение о реализации на рынке ценных бумаг государственных казначейских обязательств США. Он же регулирует размер их оборота, выкупая их при необходимости за счет эмиссии долларов. Таким образом, наряду с 12 резервными банками, выдающими ссуды эмитированными долларами, Комитет по операциям на открытом рынке является главным инструментом по насыщению экономики США денежной массой.

При этом именно Совет управляющих ФРС имеет исключительные полномочия по определению объемов эмиссии доллара.

Доллар имеет статус казначейского обязательства Федеральной резервной системы, которой право печати долларов делегировано конгрессом Актом об образовании ФРС.

Сам механизм эмиссии доллара весьма запутан. Вопреки расхожему мнению, ФРС не эмитирует деньги произвольно. Согласно Акту об образовании ФРС и последующим дополнениям к нему ФРС выпускает доллары под залог соответствующего количества ценных бумаг. Это тесно привязывает процедуру эмиссии к рынку ценных бумаг и институтам, выпускающим облигации. Именно таким образом в эмиссии опосредованно принимает участие министерство финансов США. Схема выпуска долларов представлена на рис. 5.7.

Таким образом, доллар - валюта США, эмитируется в виде казначейских бумаг ФРС. Кроме того, совет устанавливает размер ставки рефинансирования и объем обязательных резервов, которые коммерческие кредитные организации должны хранить в федеральных резервных банках.

Прибыль, которую получает ФРС в качестве финансового и эмиссионного центра США, в полном объеме перечисляется казначейству, за исключением суммы, идущей на выплату дивидендов банкам-членам ФРС.

ФРС регулирует объемы эмиссии доллара, принимая решения о выпуске наличных денег под покупку государственных ценных бумаг, кредитуя американское правительство ею же напечатанными деньгами. Процентные выплаты по облигациям, получаемые ФРС, исчисляются сотнями миллиардов долларов и не фигурируют ни в какой отчетности. Чтобы иметь возможность выплачивать проценты, правительство США выпускает дополнительные облигации и продает их все той же ФРС. Таким образом, налицо типичная финансовая пирамида.


Кроме того, ФРС имеет ряд преференций, число которых растет. В частности, она освобождена от федерального и местного налогообложения, за исключением налогов на недвижимость. Конгресс одобрил законопроект о подоходном налоге, введение которого помогло выстроить систему, способную генерировать практически неограниченный долг федерального правительства, при этом обеспечивая неукоснительную выплату процентов по этому долгу собственникам ФРС. И это притом, что центр эмиссии фактически независим от американских конгрессменов и избирателей.

Понятно, что деятельность ФРС в значительной степени непрозрачна. Формальное право проверять ее есть у Государственного управления общего учета США, однако в сфере принятия ключевых решений (международная деятельность ФРС и ее финансовая политика) Совет управляющих и Комитет по операциям на открытом рынке фактически никому не подотчетны. Раз в год председатель ФРС выступает с отчетом перед конгрессом, однако данная процедура в значительной степени формальна. В конгрессе есть силы, которые уже не первый год требуют провести полный независимый аудит ФРС. Так, конгрессмен от Республиканской партии Р. Пол, являясь одним из видных противников политики ФРС, не первый год говорит об этом с трибуны палаты представителей. Однако до сих пор Совету управляющих удавалось сохранить нынешнее положение дел.

Таким образом, ФРС является гибридной многоуровневой структурой с государственным и частным присутствием.

Комитет по операциям на открытом рынке, в состав которого входят и назначаемые президентом управляющие, и выбираемые частными банками президенты резервных банков является инстанцией, на уровне которой происходит реальный процесс согласования частных и государственных интересов.

Государство участвует в деятельности ФРС посредством назначаемого президентом Совета управляющих, ФРС перечисляет свою непосредственную прибыль министерству финансов, однако этим государственный характер ФРС, в общем, ограничивается. Практическая несменяемость избираемых на 14-летний срок членов Совета управляющих, их полная самостоятельность в вопросах управления финансовой системой США, непрозрачность деятельности ФРС, официально признанный частный характер федеральных резервных банков - все это свидетельствует в пользу тезиса о том, что Федеральная резервная система является по преимуществу частной корпорацией.

Хотя с момента своего создания в 1913 г. ФРС структурно не изменилась, удельный вес этого «ведомства» в американской и мировой экономике существенно вырос. Более того, наблюдается рост независимости этого «центра силы» от американского государства. В частности, правило обязательного присутствия в Совете управляющих двух представителей министерства финансов действовало только до 1933 г. Отмена этого условия совпала по времени с завершением Великой депрессии и сопровождалась еще рядом преференций ФРС. Сложное и запутанное правовое положение Федеральной резервной системы скрывает под собой существующие механизмы манипулирования финансово-экономической политикой США и переноса кризисных явлений за пределы страны.