Банковский надзор и банковское регулирование. Привет студент

Вклады

Банковский надзор представляет собой контроль над банками при допуске их к осуществлению банковской деятельности, и в процессе таковой он ориентируется на правовые нормы в области банковского надзора, которые служат для поддержания банковской системы в целом и защиты каждого отдельного вкладчика.

Понятия контроля и надзора в теории российского права и в правоприменительной практике имеют самостоятельное значение и собственное содержание. В научной литературе исследовались проблемы контрольно-надзорной деятельности в банковской системе.

Контроль как способ обеспечения законности предполагает, как правило, наличие отношений подчиненности между контролирующим и контролируемым лицами. Контролирующее лицо обычно вправе вмешиваться в оперативную, хозяйственную деятельность контролируемого объекта с целью устранения допущенных нарушений. Кроме того, контроль предполагает оценку деятельности соответствующего лица с точки зрения не только ее законности, но и целесообразности.

Можно выделить следующие виды контроля за деятельностью коммерческих банков: государственный, ведомственный и независимый контроль.

Надзор за деятельностью кредитных организаций осуществляет подразделении центрального аппарата и территориальные учреждения Центрального банка России.

Государственный контроль за деятельностью коммерческих банков выражается действующей системой банковского законодательства. Все банки функционируют в рамках принятых законодательными органами законов, регламентирующих деятельность Центрального банка, коммерческих банков и кредитных учреждений. Список кредитных организаций смотрите в приложении 4.

Ведомственный контроль включает надзор за деятельностью коммерческих банков со стороны Центрального банка страны. Задачи, цели и границы ведомственного контроля определены соответствующими законодательными и нормативными актами.

Независимый контроль - это контроль, осуществляемый независимыми вневедомственными организациями, т. е. аудиторскими фирмами.

Центральной задачей органа надзора является определение вероятности возникновения проблем в работе банка в будущем. Поэтому при ее выявлении органы надзора должны иметь право принимать такие решения, которые бы способствовали их предупреждению в будущем, а именно:

Списание активов, признанных безнадежными;

Ограничение в выдаче отдельных видов ссуд или отдельным категориям заемщиков;

Усиление внутрибанковского контроля;

Усиление или замена руководства банка.

Свои полномочия органы надзора могут выполнять в процессе выдачи лицензий на банковскую деятельность; принятия решения об ограничении круга выполняемых операций; осуществления контроля за действующим банком.

Банковский надзор осуществляется в виде:

Лицензирования;

Контроля за экономическими нормативами;

Инспекции и ревизии деятельности банка.

При выдаче лицензий на банковскую деятельность проверяется правомерность и источники формирования уставного капитала банка, соответствие его суммы установленным требованиям. Банки лишенные лицензии представлены в приложении 5. Проверяется компетентность и профессиональная пригодность руководителей банка, определяется круг будущих операций, которые предполагает выполнять банк, а также цели, задачи и стратегия банка. Контроль за соблюдением банками экономических нормативов органы надзора осуществляют с помощью анализа представляемой отчетности. При несоблюдении установленных коэффициентов органами надзора применяются штрафные санкции, в отдельных случаях могут быть введены ограничения на банковские операции. Контроль за деятельностью банков органы надзора осуществляют также путем организации проверок на местах. С этой целью в Центральном банке России в 1993 году было создано Главное управление инспектирования коммерческих банков и утверждены основные правила организации проверок кредитных учреждений. Проверки могут быть двух видов: комплексные и некомплексные (выборочные).

Комплексная проверка проводится в срок не более 30 дней и предусматривает проверку всех основных операций банка, своевременность завершения операционного дня и составление ежедневного баланса. Комплексной проверке подлежат все банки не реже одного раза в два года.

Некомплексная проверка ограничена сроком до 15 дней и затрагивает отдельные сферы, области деятельности банка, обычно те, где вероятность нарушений наибольшая.

Необходимость существования системы банковского контроля определяется особенностями деятельности коммерческих банков, которые работают главным образом на основе привлеченных средств, в том числе денежных средств населения. Поэтому важно завоевать доверие населения к банковской деятельности и защитить средства вкладчиков. Особого контроля требует ведение бухгалтерского учета для того, чтобы он отражал реальное финансовое состояние банков, так как банкротство банковской сферы может привести к социальным волнениям, подрыву доверия к кредитной системе. В ряде случаев все банковское дело страны подвергается опасности системного риска, что требует строгого контроля за уязвимыми банками.

Банковское регулирование обычно предполагает формирование, применение и контроль за соблюдением специальных правил и инструкций по осуществлению банковской деятельности. Банковский надзор за финансовым состоянием банков обеспечивает соблюдение этих правил и инструкций и оценивает финансовую устойчивость кредитных организаций.

Банковский надзор в России - динамично развивающаяся система. Даже в условиях нормально функционирующей экономики изменение внешних условий деятельности кредитных организаций, усложнение самой банковской практики, появление новых финансовых инструментов вызывают расширение состава рисков, принимаемых кредитными организациями, и ставят перед органами банковского надзора задачу постоянного совершенствования применяемых инструментов надзора за финансовым состоянием банков.

Основные принципы эффективного банковского надзора осуществляются главными положениями, правилами, которые должны соблюдаться при регулировании банковской деятельности. Эти принципы определены самой сущностью, особым статусом, ролью кредитных учреждений (банков).

Основные принципы эффективного банковского надзора, разработанные Базельским комитетом по банковскому надзору, были приняты на ежегодном собрании Международного валютного фонда и Всемирного банка международным финансовым сообществом в октябре 1997 года в Гонконге. В этом основополагающем документе кратко сформулированы рекомендации надзорным органам по осуществлению банковского надзора, выявлению и оценке рисков.

Россия также поддержала внедрение Основных принципов в национальную систему надзора за банками. Они подлежат внедрению в систему надзора и распространяются на:

Предварительную разработку условий для эффективного банковского надзора (принцип 1);

Лицензирование и структуру собственности (принципы 2-5);

Регулирование и требования к банковской системе (принципы 6-15);

Методы банковского надзора (принципы 16-20);

Требования к информации (принцип 21);

Официальные полномочия органов надзора (принцип 22);

Международные банковские операции (принципы 23-25).

Принципы являются минимальными требованиями, которые можно применять в рамках национальных юридических систем. Их необходимо дополнить другими мерами, предназначенными для определения условий и рисков, присущих кредитным системам отдельных стран.

В нашей банковской системе большинство принципов в той или иной мере выполняется. Неполное выполнение относится главным образом к принципам, касающимся независимости органа банковского надзора и его обеспеченности необходимыми ресурсами, а также осуществления надзора на консолидированной основе.

В целях достижения более полного соответствия Базельским принципам Национальный банк разработал и представил в Национальное собрание проект изменений и дополнений в Банковский кодекс, а также осуществляет планомерную работу по устранению выявленных недостатков в пределах полномочий, предоставленных ему законодательством.

Таким образом, в соответствии с Основными принципами банковский надзор должен иметь перспективный взгляд на профиль риска банков, что позволяет ему заблаговременно устранять любую серьезную угрозу стабильности банковской системы со стороны любых действующих или возникающих рисков.

Вывод : на основе приведённого анализа можно сделать вывод о том, что для благополучного развития общества одним из необходимых условий является развитие экономики. А это невозможно без развитой и стабильной банковской системы, так как банки играют огромную роль в экономической жизни общества. Без соответствующего надзора не может быть надежной и стабильной банковской системы.

Как орган управления кредитной системой государства Банк России осуществляет функции банковского регулирования и надзора.

Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы РФ и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Регулирующие и надзорные функции Банка России осуществляются через действующий на постоянной основе орган - Комитет банковского надзора , объединяющий структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций. Структура Комитета банковского надзора утверждается Советом директоров. Руководитель Комитета банковского надзора назначается Председателем Банка России из числа членов Совета директоров.

Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации. Для осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, а также требовать разъяснений по полученной информации.

В то же время Центральный банк РФ не вправе:

    требовать от кредитных организаций выполнения несвойственных им функций;

    требовать предоставления не предусмотренной федеральными законами информации о клиентах кредитных организаций и об иных третьих лицах, не связанной с банковским обслуживанием указанных лиц;

    устанавливать прямо или косвенно ограничения на проведение операций клиентами кредитных организаций;

    обязывать кредитные организации требовать от их клиентов документы, не предусмотренные федеральными законами.

В целях осуществления регулирующих и надзорных функций Банк России уполномочен принимать решение о государственной регистрации кредитных организаций. Центральный банк РФ ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций и выдает им лицензии на осуществление банковских операций.

Кредитные организации приобретают статус юридического лица с момента их государственной регистрации. Сообщение о государственной регистрации кредитной организации публикуется в «Вестнике Банка России». Лицензия на осуществление банковских операций выдается кредитной организации после ее государственной регистрации и без ограничения сроков действия.

Кредитной орган изации могут быть выданы следующее лицензии:

    на осуществление банковских операций со средствами в рублях без права или с правом привлечения во вклады денежных средств физических лиц;

    на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте без права или с правом привлечения во вклады денежных средств физических лиц;

    на осуществление операций с драгоценными металлами.

Кредитная организация может получить и генеральную лицензию , которая выдается банку, уже имеющему лицензии на осуществление всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте. Генеральная лицензия не расширяет круг выполняемых банком операций, а предоставляет право в установленном порядке открывать филиалы, представительства и дочерние организации на территории иностранного государства и приобретать доли в уставном капитале иностранных банков.

В целях обеспечения финансовой устойчивости кредитных организаций Центральный банк РФ устанавливает обязательные экономические нормативы.

Обязательные нормативы - это методы управления денежным оборотом и регулирования деятельности кредитных организаций и производимых ими банковских операций.

К обязательным нормативам отнесены :

    минимальный размер уставного капитала для создаваемых кредитных организаций, размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций в качестве условия создания на территории иностранного государства их дочерних организаций и открытия их филиалов, получения небанковской кредитной организацией статуса банка, а также получения кредитной организацией статуса дочернего банка иностранного банка;

    предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации. Такой размер имущественных (неденежных) вкладов в уставной капитал, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала кредитной организации, устанавливает Центральный банк РФ;

    максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков. Данный норматив устанавливается в процентах от размера собственных средств (капитала) и не может превышать 25 процентов размера собственных средств (капитала) кредитной организации. При определении максимального размера риска учитываются вся сумма кредитов кредитной организации, выданная одному заемщику или группе связанных заемщиков, а также суммы гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией заемщику или группе связанных заемщиков;

    максимальный размер крупных кредитных рисков. Крупным кредитным риском является сумма кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного клиента, превышающая 5 процентов собственных средств (капитала) организации (банковской группы). Максимальный размер крупных кредитных рисков не может превышать 800 процентов размера собственных средств (капитала) кредитной организации;

    нормативы ликвидности кредитной организации. Ликвидность - способность обеспечить своевременное выполнение долговых обязательств, платежеспособность. Нормативы ликвидности кредитной организации определяются как отношение ее активов к пассивам с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов и других факторов, а также отношение ее ликвидных активов (наличных денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и других легкореализуемых активов) к суммарным активам;

    нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц. Эти нормативы определяются как выраженное в процентах отношение сумм инвестируемых и собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы). Размер норматива использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц не может превышать 25 процентов размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы);

    максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией своим участникам (акционерам). Максимальный размер определяется в процентах от собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы) и не может превышать 50 процентов.

К обязательным нормативам относятся также нормативы достаточности собственных средств (капитала), размер валютного, процентного и иных финансовых рисков, минимальный размер резервов, создаваемых под риски. Банк России уполномочен устанавливать дополнительные обязательные нормативы для отдельных видов организаций (например, для организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием). Кредитные организации не имеют права изменять установленные для них Центральным банком РФ обязательные нормативы. В соответствии со ст. 15.26 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение кредитной организацией установленных Банком России нормативов и иных обязательных требований.

Для осуществления своих функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов), направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные законодательством санкции по отношению к нарушителям.

Проверки могут осуществляться уполномоченными представителями (служащими) Банка России в порядке, установленном Советом директоров, или по поручению Совета директоров аудиторскими организациями. Уполномоченные представители (служащие) Банка России имеют право получать и проверять отчетность и другие документы кредитных организаций (их филиалов), при необходимости снимать копии с соответствующих документов для приобщения к материалам проверки. Порядок проведения проверок кредитных организаций (их филиалов), в том числе определение обязанностей кредитных организаций (их филиалов) по содействию в проведении проверок, определяется Советом директоров.

В случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 процента минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев.

В случае неисполнения в установленный срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

    взыскать с кредитной организации штраф в размере до 1 процента размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента минимального размера уставного капитала;

    потребовать от кредитной организации:

    осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры ее активов;

    замены руководителей кредитной организации, перечень должностей которых указан в ст. 60 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

    осуществления реорганизации кредитной организации;

изменить на срок до шести месяцев установленные для кредитной организации обязательные нормативы;

ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года;

назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев. Порядок назначения и деятельности временной администрации устанавливается федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России;

ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;

предложить учредителям (участникам) кредитной организации, которые самостоятельно или в силу существующего между ними соглашения, либо участия в капитале друг друга, либо иных способов прямого или косвенного взаимодействия имеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов.

Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Порядок отзыва лицензии на осуществление банковских операций устанавливается нормативными актами Центрального банка РФ.

В целях защиты интересов вкладчиков и кредиторов Банк России вправе назначить в кредитную организацию, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, уполномоченного представителя Банка России. В период деятельности уполномоченного представителя Банка России кредитная организация вправе осуществлять разрешенные ей федеральными законами сделки только по согласованию с уполномоченным представителем Банка России в порядке, установленном Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».

После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация должна быть ликвидирована в соответствии с требованиями статьи 23.1Федерального закона «О банках и банковской деятельности», а в случае признания ее банкротом - в соответствии с требованиями Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Федеральное государственное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

Волжская государственная академия водного транспорта

Кафедра «Финансы и кредит»

Дисциплина «Д.К.Б.»

Курсовая работа

Тема № 9. «Банковский надзор в Российской Федерации».

Выполнила: студентка группы Ф-35

Костюкова К.Е.

Проверила:

Софронова Валентина Вячеславовна

Н. Новгород, 2010

Введение……………………………………………………………………3

1.Органы банковского надзора. Их функции иполномочия…….............4

2.Организация и виды надзора……………………………………………7

3.Политика и решения Базельского комитета по международному банковскому надзору………………….......................................................19

Заключение…………………………………………………………………23

Список используемой литературы……………………………………...25

Практическая часть……………………………………………………….26

Приложения……………………………………..………………………...32

Введение

Центральный банк Российской Федерации - высший орган банковского регулирования и контроля деятельности коммерческих банков и других кредитных учреждений.

Государство в лице Центрального банка осуществляет наблюдение и контроль за устойчивостью каждого банка и всей банковской системы.

Надзор - форма деятельности различных государственных органов по обеспечению законности.

Банковский надзор-это надзор в банковской сфере. Организация банковского надзора основывается на национальной законодательной базе и рекомендациях международных банковских комитетов.

Банк России осуществляет пруденциальное регулирование и пруденциальный банковский надзор. Данный вид банковского регулирования и банковского надзора направлен на снижение риска банковских операций посредством установления специальных финансово-правовых средств.

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банком России устанавливаются обязательные нормативы - финансово-правовые требования публичного характера, регулирующие отношения по поводу банковских рисков и направленные на поддержание кредитной организацией определенных показателей финансово-кредитной деятельности. Банковский надзор направлен на обеспечение устойчивости банковской системы и представляет собой определенные формы воздействия на кредитные организации, гарантируя реализацию финансово-правовых норм в части регулирования банковской деятельности и создавая тем самым предпосылки для становления развитой банковской системы.

Целью данной курсовой работы является выявление проблем и перспектив развития банковского надзора в России.

    Органы банковского надзора. Их функции и полномочия.

Основной целью банковского регулирования и надзора в России, как и в других странах, является поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Банк России, являясь важнейшим элементом банковской системы страны, оказывает большое воздействие на функционирование и жизнедеятельность государства и общества.

Центральный банк обладает особой правосубъектностью по сравнению с другими юридическими лицами. Его особый правовой статус связан с двойственностью публичных и частных интересов в осуществлении банковской деятельности. С одной стороны, в экономической системе Центральный банк выступает в роли органа государственной власти, осуществляющего от лица государства экономическую политику, с другой - роли обычного субъекта коммерческой деятельности. Таким образом, совмещая черты учреждения публичного права и частноправовой организации, он обладает особым юридическим статусом, который не сводится к известным российскому гражданскому праву организационно-правовым формам. В то же время он занимает особое положение в системе властных структур Российской Федерации. В пределах полномочий, предоставляемых ему Конституцией РФ и федеральными законами, он относительно независим в своей деятельности. Финансово-правовой статус Центрального банка (Банка России) - это правовое положение Банка России в финансовых правоотношениях с его участием, содержание которого выражается совокупностью финансово-правовых прав и обязанностей, направленных на выполнение поставленных перед ним целей и функций.

Финансово-правовой статус Банка России устанавливается и регулируется исключительно законодательством федерального уровня, что соответствует ст. 71 Конституции РФ, относящей федеральные банки к предмету исключительного ведения Российской Федерации. Таким образом, правоотношения с участием Банка России не могут регулироваться подзаконными нормативными актами (кроме актов самого Центрального банка), а также нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Центральный Банк Российской Федерации является единственным органом, осуществляющим регулирование и надзор за банковской деятельностью. При этом, конечно же, следует помнить, что определенными контрольными полномочиями в отношении кредитных организаций располагают и другие органы – например, министерство РФ по антимонопольной политике в части соблюдения положений антимонопольного законодательства при реорганизации кредитных организаций, приобретении акций (долей участия) кредитных организаций, государственной регистрации кредитных организаций; Комитет по финансовому мониторингу России в части деятельности, направленной на предотвращение отмывания денег.

Основные функции банковского надзора:

1. изучение юридических вопросов деятельности банка и соблюдение им устава и лицензии;

2. проверка соблюдения кредитной организацией позиций банковской лицензии;

3. анализ баланса и отчетности банка;

4. изучение динамики отдельных показателей банковской деятельности и перспектив развития банка;

5. проверка решений органов управления;

6. проверка работы ревизионной комиссии;

7. анализ договорных отношений кредитной организации с клиентами, вкладчиками, дебиторами;

8. анализ способов размещения собственных и временно привлеченных средств, проверка выполнения обязательств по договорам (кредиты, депозиты, конвертация, валютные операции, ценные бумаги);

9. проверка управления рисками;

10. проверка формирования резервов;

11. проверка гарантий;

12. проверка обоснованности и законности формирования доходов;

13. изучение договоров и причин потерь по отдельным видам деятельности

Главной функцией ЦБР выступает надзор за негосударственными банками и поддержание стабильности и надежности банковской системы в целом.

Структура Комитета банковского надзора представляет собой следующий состав:

1. Председатель Комитета.

2. Заместители председателя Комитета.

3. Департамент банковского регулирования и надзора.

4. Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций.

5. Департамент валютного регулирования и валютного контроля.

6. Юридический департамент.

7. Главная инспекция кредитных организаций.

8. Главное управление безопасности и защиты информации.

9. Московское главное территориальное управление Банка России

Комитет объединяет структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций. Он рассматривает проекты нормативных актов Банка России, введение которых может повлиять на достижение целей банковского регулирования и банковского надзора, установленных законодательством РФ, и/или на выполнение Банком России функций органа банковского регулирования и банковского надзора.

2.Организация и виды банковского надзора

Можно выделить следующие виды контроля за деятельностью коммерческих банков: государственный, ведомственный и независимый контроль.

1.Государственный контроль за деятельностью коммерческих банков выражается действующей системой банковского законодательства. Все банки функционируют в рамках принятых законодательными органами законов, регламентирующих деятельность Центрального банка, коммерческих банков и кредитных учреждений.

2.Ведомственный контроль включает надзор за деятельностью коммерческих банков со стороны Центрального банка страны. Задачи, цели и границы ведомственного контроля определены соответствующими законодательными и нормативными актами.

3.Независимый контроль - это контроль, осуществляемый независимыми вневедомственными организациями, т. е. аудиторскими фирмами.

Правовые основы организации контроля и надзора определены законами РФ "О Центральном банке Российской Федерации" и "О банках и банковской деятельности в Российской Федерации". Закон о Центральном банке Российской Федерации предусматривает необходимость осуществления надзора за соблюдением банками установленных экономических нормативов и контроля за правильным применением ими законодательства о банковской деятельности, назначать и осуществлять проверку выполняемых банками операций, поручать проведение таких проверок аудиторским организациям. В Законе о банках и банковской деятельности в Российской Федерации указывается, что, во-первых, надзор за деятельностью коммерческих банков осуществляет Банк России, во-вторых, предусматривается обязательная ежегодная аудиторская проверка. Таким образом, законы, регламентирующие деятельность Центрального банка и коммерческих банков, определили органы надзора и обязательный независимый контроль за деятельностью банков.

Коммерческие банки для повышения надежности и обеспечения качества работы организуют и осуществляют внутрибанковский контроль или внутренний аудит. Внутренний аудит можно рассматривать как систему мер безопасности банка для обеспечения защиты интересов вкладчиков, сохранения и достижения конкретных результатов в деятельности банка. Он включает совокупность планов банка, методов и процедур, применяемых внутри него для защиты активов, увеличения прибыли, обеспечения четкого выполнения указаний руководства банка.

При проведении внешнего аудита обязательно определяется наличие системы внутреннего контроля и эффективности ее функционирования.

Система банковского надзора обычно включает:

Типы банковских учреждений, подлежащих надзору;

Процедуру выдачи лицензий на совершение банковских операций;

Стандарты бухгалтерского учета, банковской и статистической отчетности;

Порядок аннулирования лицензий на банковскую деятельность или ограничения банковских операций;

Обязательность аудиторских проверок;

Порядок назначения временной администрации по управлению банком;

Объявление банков неплатежеспособными.

Банковский надзор осуществляется в виде :

Лицензирования;

Контроля за экономическими нормативами;

Инспекции и ревизии деятельности банка.

Контроль за деятельностью банков органы надзора осуществляют также путем организации проверок на местах. Комплексная проверка проводится в срок не более 30 дней и предусматривает проверку всех основных операций банка, своевременность завершения операционного дня и составление ежедневного баланса. Комплексной проверке подлежат все банки не реже одного раза в два года.

Некомплексная проверка ограничена сроком до 15 дней и затрагивает отдельные сферы, области деятельности банка, обычно те, где вероятность нарушений наибольшая.

По результатам проверки составляется акт в 3-х экземплярах, каждый из которых подписывается руководителем проверки, руководителем и главным бухгалтером проверяемого банка и другими должностными лицами. Один из экземпляров акта передается руководству проверяемого банка.

Банковское регулирование и банковский надзор

Банковское регулирование и банковский надзор – функции Банка России . Задачами регулирования и надзора в банковском секторе являются поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Для выполнения этих функций в ЦБ создан Комитет банковского надзора. Его руководитель назначается председателем Банка России . С сентября 2011 года эту должность занимает Алексей Симановский, сменивший Геннадия Меликьяна, который, в свою очередь, возглавил комитет после убийства Андрея Козлова.

Банк России определяет в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» :

Обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций ;

Нормативы бухгалтерского учета и отчетности;

Правила организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации.

Кроме того, ЦБ устанавливает следующие финансовые нормативы для кредитных организаций:

Предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала;

Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных;

Максимальный размер крупных кредитных рисков;

Нормативы ликвидности кредитной организации;

Размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;

Минимальный размер резервов, создаваемых под риски;

Нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц (не более 25% от собственных средств);

Максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией или банковской группой своим участникам (акционерам).

Базовые нормативы прописаны в федеральном законе: максимальный размер риска на одного заемщика не может превышать 25% размера собственных средств банка. Максимальный размер крупных кредитных рисков (сумма кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного заемщика, составляющая более 5% средств) должен быть не больше 800% от капитала. Банк не может вкладывать более 25% своих собственных средств в акции и доли других юридических лиц . Максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией своим участникам (акционерам), ограничен 50%. Остальные нормативные показатели определяются Банком России самостоятельно.

Для контроля соблюдения законов и нормативов ЦБ наделен правом проведения проверок кредитных организаций, по результатам которых он может применять следующие санкции:

Взыскать с кредитной организации штраф до 1% от уставного капитала ;

Потребовать осуществления мероприятий по ее финансовому оздоровлению, в том числе изменения структуры активов, замены руководителей, осуществления реорганизации;

Изменить на срок до шести месяцев установленные для кредитной организации обязательные нормативы;

Ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, а также на открытие филиалов на срок до одного года;

Назначить временную администрацию на срок до шести месяцев;

Банк России является органом банковского
регулирования и банковского надзора.

Под регулированием понимается издание ЦБ РФ
правовых актов, обязательных для исполнения
всеми кредитными организациями, а также в
силу
наличия
полномочий
совершение
юридически значимых действий, которые могут
влиять на состав и структуру банковской
системы.

Банковский надзор - это деятельность по
обеспечению
соответствия
кредитных
организаций распространяющимся на них
требованиям в банковском секторе.

По своей структуре российская система
регулирования и надзора за банковской
деятельностью имеет много общего с
банковскими системами Великобритании и
Италии,
в
которых
осуществление
банковского надзора - исключительная
компетенция центральных банков.

Главными
целями
банковского
регулирования и банковского надзора
являются
поддержание
стабильности
банковской
системы
Российской
Федерации и защита интересов вкладчиков
и кредиторов.

Банк
России
не
вмешивается
в
оперативную деятельность кредитных
организаций, за исключением случаев,
предусмотренных
федеральными
законами.

Регулирующие и надзорные функции Банка
России осуществляются через действующий
на постоянной основе орган - Комитет
банковского
надзора,
объединяющий
руководителей структурных подразделений
Банка
России,
обеспечивающих
выполнение его надзорных функций.

Положение о Комитете банковского
надзора и его структура утверждаются
Советом директоров.
Руководитель
Комитета
банковского
надзора назначается Председателем Банка
России из числа членов Совета директоров.

10.

В целом структура Комитета банковского
надзора представляет собой следующий
состав (согласно Приложению к Положению
о Комитете банковского надзора):
1. Председатель Комитета.
2. Заместители председателя Комитета.
3. Департамент банковского регулирования и
надзора.
4.
Департамент
лицензирования
деятельности и финансового оздоровления
кредитных организаций.

11.

5. Департамент валютного регулирования и
валютного контроля.
6. Юридический департамент.
7.
Главная
инспекция
кредитных
организаций.
8. Главное управление безопасности и
защиты информации.

12.

Комитет
объединяет
структурные
подразделения
Банка
России,
обеспечивающие
выполнение
его
надзорных функций.
Он принимает, в частности, решения по
вопросам
введения
и
изменения
пруденциальных
норм
деятельности
кредитных организаций в тех случаях, когда
для этого не требуется решения Совета
директоров Банка России.

13.

-
Банк России устанавливает обязательные
для кредитных организаций правила:
проведения банковских операций,
бухгалтерского учета и отчетности,
составления и представления бухгалтерской
(финансовой) и статистической отчетности,
другой информации, предусмотренной
федеральными законами.

14.

При этом устанавливаемые Банком России
правила применяются в отношении
бухгалтерской
(финансовой),
статистической и иной отчетности, которая
составляется за период, начинающийся не
ранее даты опубликования указанных
правил.

15.

Банк России в порядке, установленном
нормативным актом Банка России,
проводит оценку:
качества систем управления рисками и
капиталом,
внутреннего
контроля
кредитной
организации, банковской группы,
достаточности
собственных
средств
(капитала)

16.

ликвидности
кредитной
организации
(банковской группы),
их соответствия характеру и масштабу
совершаемых кредитной организацией (в
банковской группе) операций,
уровню и сочетанию принимаемых рисков,
включая определение объема и структуры
операций как критериев такой оценки.

17.

Банк России вправе установить для
системно
значимых
кредитных
организаций
порядок
расчета
и
предельные
значения
нормативов
ликвидности.

18.

Системно
значимые
кредитные
организации обязаны разрабатывать и
представлять в Банк России планы

а также вносить изменения в планы

19.

Банк России осуществляет оценку планов
восстановления финансовой устойчивости,
изменений, вносимых в планы
восстановления финансовой устойчивости.

20.

Банк России на основании представленных
системно
значимыми
кредитными
организациями
планов
восстановления
финансовой устойчивости разрабатывает
планы действий в отношении таких кредитных
организаций, содержащие меры на случай,
если мероприятия, предусмотренные планами
восстановления финансовой устойчивости, не
приведут к восстановлению их финансовой
устойчивости.

21.

Банк России устанавливает требования к
системам
управления
рисками
и
капиталом, внутреннего контроля кредитных
организаций, в банковских группах, а
также квалификационные требования к
руководителю службы управления рисками,
руководителю службы внутреннего аудита,
руководителю службы внутреннего контроля
кредитных
организаций,
специальному
должностному лицу, ответственному за
реализацию правил внутреннего контроля

22.

В случае выявления несоответствия Банк
России обязан направить в кредитную
организацию
(головную
кредитную
организацию
банковской
группы)
предписание
о
приведении
систем
управления
рисками
и
капиталом,
внутреннего
контроля
кредитной
организации (банковской группы) в
соответствие с требованиями Банка России

23.

Банк России не вправе требовать от
кредитных
организаций
выполнения
несвойственных им функций, а также
требовать
предоставления
не
предусмотренной федеральными законами
информации о клиентах кредитных
организаций и об иных третьих лицах, не
связанной с банковским обслуживанием
указанных лиц.

24. В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать следующие обязательные нормативы:

В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
УСТОЙЧИВОСТИ КРЕДИТНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ БАНК РОССИИ МОЖЕТ
УСТАНАВЛИВАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ:

25.

1. предельный размер имущественных
(неденежных) вкладов в уставный капитал
кредитной организации, а также перечень видов
имущества в неденежной форме, которое может
быть внесено в оплату уставного капитала;
2. заемщика
или группу связанных заемщиков;
3. максимальный размер крупных кредитных
рисков;
4. нормативы ликвидности кредитной организации;

26.

5. нормативы достаточности собственных средств
(капитала);
6. размеры валютного, процентного и иных
финансовых рисков;
7. минимальный размер резервов, создаваемых под
риски;
8. нормативы использования собственных средств
(капитала) кредитной организации для
приобретения акций (долей) других юридических
лиц;
9. максимальный размер кредитов, банковских
гарантий и поручительств, предоставленных
кредитной организацией (банковской группой)
своим участникам (акционерам).

27.

Максимальный размер риска на одного
заемщика
или
группу
связанных
заемщиков, являющихся по отношению
друг к другу зависимыми или основными и
дочерними, устанавливается в процентах от

кредитной
организации
(банковской
группы) и не может превышать 25
процентов размера собственных средств
(капитала)
кредитной
организации
(банковской группы).

28.

При определении максимального размера
риска учитываются вся сумма кредитов
кредитной организации, выданная одному
заемщику
или
группе
связанных
заемщиков, а также суммы гарантий и
поручительств,
предоставленных
кредитной организацией заемщику или
группе связанных заемщиков.

29.

Максимальный
размер
крупных
кредитных рисков устанавливается как
выраженное в процентах отношение
совокупной величины крупных кредитных
рисков и размера собственных средств
(капитала)
кредитной
организации
(банковской группы).

30.

Максимальный размер риска на одного
заемщика или группу связанных заемщиков
для банков с базовой лицензией не может
превышать
20
процентов
размера
собственных средств (капитала) банка с
базовой лицензией. Нормативными актами
Банка России для банков с базовой лицензией
могут устанавливаться особенности расчета
максимального размера риска на одного
заемщика или группу связанных заемщиков.

31.

Крупным кредитным риском является
сумма кредитов, гарантий и поручительств
в пользу одного клиента, превышающая 5
процентов собственных средств (капитала)
кредитной
организации
(банковской
группы).

32.

Максимальный размер крупных кредитных
рисков не может превышать 800 процентов
размера собственных средств (капитала)
кредитной организации (банковской
группы).
Банк России вправе вести реестр крупных
кредитных рисков кредитных организаций
(банковских групп).

33.

Нормативы
ликвидности
кредитной
организации,
банковской
группы
определяются как:
отношение ее активов и пассивов с учетом
сроков, сумм и типов активов и пассивов и
других факторов.

34.

Нормативы достаточности собственных
средств (капитала) определяются как
отношение размера собственных средств
(капитала)
кредитной
организации
(банковской группы) и суммы ее активов,
взвешенных по уровню риска.

35.

Банк России вправе устанавливать надбавки к
нормативам достаточности собственных средств
(капитала) кредитной организации, банковской
группы (надбавку поддержания достаточности
капитала, антициклическую надбавку), а для
системно значимых кредитных организаций, для
банковских групп, головной организацией или
участником которых является системно значимая
кредитная организация, также надбавку за
системную значимость, методику их расчета,
порядок их соблюдения и восстановления
кредитными
организациями
(головными
кредитными организациями банковской группы,
кредитными
организациями
участниками
банковской группы) величины собственных средств
(капитала) в целях соблюдения указанных
надбавок.

36.

Банк России регулирует размеры и порядок
учета открытой позиции кредитных
организаций
(банковских
групп)
по
валютному,
процентному
и
иным
финансовым рискам.

37.

Банк
России
определяет
порядок
формирования и размер образуемых до
налогообложения
резервов
(фондов)
кредитных организаций для покрытия
возможных потерь по ссудам, валютных,
процентных и иных финансовых рисков в
соответствии с федеральными законами.

38.

Нормативы использования собственных

для приобретения акций (долей) других
юридических лиц определяются как
выраженное в процентах отношение сумм
инвестируемых и собственных средств
(капитала)
кредитной
организации
(банковской группы).

39.

Размер
норматива
использования

организации для приобретения акций
(долей) других юридических лиц не может
превышать
25
процентов
размера
собственных средств (капитала) кредитной

40.

Максимальный
размер
кредитов,
банковских гарантий и поручительств,
предоставленных кредитной организацией
(банковской группой) своим участникам
(акционерам), определяется в процентах от
собственных средств (капитала) кредитной
организации (банковской группы).
Указанный норматив не может превышать
50 процентов.

41.

Банк
России
вправе
устанавливать
особенности расчета и значений обязательных
нормативов,
а
также
дополнительные
обязательные
нормативы
(соотношение
определенных активов и пассивов), величина
и
методики
определения
которых
определяются Банком России, для кредитных
организаций, которые являются эмитентами
облигаций с ипотечным покрытием или
облигаций с залоговым обеспечением
денежными требованиями либо осуществляют
уступку денежных требований, залогом
которых
обеспечивается
исполнение
обязательств по облигациям ипотечного
агента или специализированного общества.

42.

Банк России устанавливает методики
определения
собственных
средств
(капитала) и обязательных нормативов
кредитной
организации
(банковской
группы) с учетом международного опыта,
консультаций
с
кредитными
организациями,
банковскими
ассоциациями и союзами.

43.

Банк
России
вправе
устанавливать
дифференцированные
нормативы
и
методики их расчета по видам кредитных
организаций, а также в иных случаях.

44.

О предстоящем изменении нормативов и
методик
их
расчета
Банк
России
официально объявляет не позднее чем за
один месяц до их введения в действие.

45.

В целях определения размера собственных
средств (капитала) кредитной организации
и банковской группы Банк России проводит
оценку их активов и пассивов на основании
методик
оценки,
устанавливаемых
нормативными актами Банка России.
Кредитная организация и банковская
группа отражают в своей бухгалтерской
(финансовой) и иной отчетности размер
собственных
средств
(капитала),
определенный Банком России.

46.

Если
размер
собственных
средств
(капитала)
кредитной
организации
окажется меньше размера уставного
капитала
кредитной
организации,
определенного
ее
учредительными
документами,
Банк
России
обязан
направить в такую кредитную организацию
требование о приведении в соответствие
величины собственных средств (капитала) и
размера уставного капитала.

47.

Кредитная организация обязана исполнить
требование Банка России в порядке, сроки
и на условиях, которые установлены

закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О
несостоятельности (банкротстве)" (далее Федеральный закон "О несостоятельности
(банкротстве)").

48.

Банк России устанавливает условия
включения
субординированных
кредитов
(депозитов,
займов,
облигационных
займов)
в
состав
источников собственных средств (капитала)
кредитной организации, а также условия
исключения субординированных кредитов
(депозитов,
займов,
облигационных
займов) из состава источников собственных
средств (капитала) кредитной организации.

49.

Сумма
субординированного
кредита
(депозита, займа, облигационного займа)
после предварительного согласования с
Банком России, может быть исключена из
расчета собственных средств (капитала)
кредитной организации при досрочном
расторжении
договора
субординированного кредита (депозита,
займа), досрочном погашении облигаций
по инициативе кредитной организации заемщика.

50.

В целях оценки активов и пассивов кредитной
организации, в том числе достаточности резервов,
создаваемых под риски, Банк России в
установленном им порядке проводит экспертизу
предмета
залога,
принятого
кредитной
организацией в качестве обеспечения по ссуде,
включающую установление фактического наличия
предмета залога и его осмотр, установление
правового статуса предмета залога, а также
суждение
о
стоимости
предмета
залога,
выносимого на основании федеральных стандартов
оценки, предусмотренных статьей 20 Федерального
закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об
оценочной деятельности в Российской Федерации".
Кредитная организация формирует указанные
резервы с учетом результатов экспертизы предмета
залога, проведенной Банком России.

51.

Банк
России
проводит
оценку
экономического положения кредитной
организации в соответствии с методиками
проведения такой оценки, установленными
нормативным актом Банка России.

52.

Банк
России
вправе
устанавливать
особенности
оценки
экономического
положения кредитных организаций в
соответствии
с
видом
кредитных
организаций, в том числе в зависимости от
видов лицензий, выдаваемых банкам.

53.

Для осуществления функций банковского

России
проводит
проверки
кредитных
организаций (их филиалов), направляет им
обязательные для исполнения предписания об
устранении выявленных в их деятельности
нарушений федеральных законов, издаваемых
в соответствии с ними нормативных актов
Банка России и применяет предусмотренные
настоящим Федеральным законом меры по
отношению к нарушителям.

54.

Проверки
могут
осуществляться
уполномоченными
представителями
(служащими) Банка России в порядке,
установленном Советом директоров, или
по
поручению
Совета
директоров
аудиторскими организациями.

55.

Уполномоченные
представители
(служащие) Банка России имеют право
получать и проверять отчетность и другие
документы кредитных организаций (их
филиалов), при необходимости снимать
копии с соответствующих документов для
приобщения к материалам проверки.

56.

Порядок проведения проверок кредитных
организаций (их филиалов), в том числе
определение обязанностей кредитных
организаций (их филиалов) по содействию
в проведении проверок, определяется
Советом директоров.

57.

При осуществлении функций банковского
регулирования и банковского надзора Банк
России не вправе проводить более одной




филиала).

58.

При этом проверкой могут быть охвачены
только пять календарных лет деятельности
кредитной организации (ее филиала),
предшествующие
году
проведения
проверки.

59.

Проведение Банком России повторной
проверки кредитной организации (ее
филиала) по одним и тем же вопросам за
один и тот же отчетный период
деятельности кредитной организации (ее
филиала) за уже проверенный период
разрешается по следующим основаниям:

60.

если такая проверка проводится в связи с
реорганизацией или ликвидацией
кредитной организации;
по мотивированному решению Совета
директоров.

61.

Такое решение Совета директоров может
приниматься в порядке контроля за
деятельностью
территориального
учреждения Банка России, проводившего
проверку, либо на основании ходатайства
соответствующего
структурного
подразделения Банка России в целях
оценки финансового состояния и качества
активов
и
пассивов
кредитной
организации.

62.

Для
указанных
целей
ходатайство
структурного подразделения Банка России
должно содержать указания на выявленные
признаки
неустойчивого
финансового
положения кредитной организации, если
эти признаки создали реальную угрозу
интересам
кредиторов
(вкладчиков)
кредитной организации.

63.

Указанные признаки должны выявляться и
оцениваться в соответствии с методиками,
установленными нормативными актами
Банка России.

64.

Повторная проверка, проводимая на
основании мотивированного решения
Совета директоров, осуществляется при
участии представителей центрального
аппарата Банка России.

65.

В
случаях
нарушения
кредитной
организацией Банк России имеет право
требовать от кредитной организации:
устранения выявленных нарушений,
взыскивать штраф в размере до 0,1
процента минимального размера уставного
капитала

66.

ограничивать проведение кредитной
организацией отдельных операций, в том
числе с головной кредитной организацией
банковской группы, головной организацией
банковского холдинга, участниками
банковской группы, участниками

лицом (связанными с ней лицами), на срок
до шести месяцев.

67.

В случае неисполнения в установленный
Банком России срок предписаний Банк
России вправе:

68.

1) взыскать с кредитной организации штраф в
размере
до
1
процента
размера
оплаченного уставного капитала, но не
более 1 процента минимального размера
уставного капитала;

69.

2) потребовать от кредитной организации:
осуществления
мероприятий
по
финансовому оздоровлению кредитной
организации, в том числе изменения
структуры ее активов;
замены лиц, перечень должностей которых
указан в статье 60 ФЗ о ЦБ РФ, либо
ограничения размера компенсационных и
(или) стимулирующих выплат указанным
лицам на срок до трех лет;
осуществления реорганизации кредитной
организации;

70.

3) ввести запрет на осуществление кредитной
организацией
отдельных
банковских
операций, предусмотренных выданной ей
лицензией на осуществление банковских
операций, в том числе с головной кредитной
организацией банковской группы, головной
организацией
банковского
холдинга,
участниками банковской группы, участниками
банковского холдинга, со связанным с ней
лицом (связанными с ней лицами), на срок до
одного года, а также на открытие ею филиалов
- на срок до одного года;

71.

4) назначить временную администрацию по
управлению кредитной организацией на
срок до шести месяцев.

72.

5) ввести запрет на осуществление
реорганизации кредитной организации,
если в результате ее проведения возникнут
основания для применения мер по
предупреждению банкротства кредитной
организации,
предусмотренные
параграфом 4.1 главы IX Федерального
закона

несостоятельности
(банкротстве)";

73.

6) потребовать от учредителей (участников)
кредитной организации предпринять
действия, направленные на увеличение
собственных средств (капитала) кредитной
организации до размера, обеспечивающего
соблюдение ею обязательных нормативов,
в том числе путем ограничения
распределения прибыли кредитной
организации в части выплат, влекущих
уменьшение собственных средств
(капитала) кредитной организации;

74.

7)
ввести
ограничение
на
величину
процентной ставки, которую кредитная
организация
определяет
в
договорах
банковского
вклада,
заключаемых
(пролонгируемых)
в
период
действия
ограничения, в виде максимального значения
процентной ставки, но не ниже двух третей
ставки рефинансирования Банка России по
банковским вкладам в рублях и не ниже
ставки ЛИБОР по банковским вкладам в
иностранной валюте на дату введения
ограничения на срок до одного года.

75.

При
неисполнении
кредитной
организацией в срок, установленный
требованием (предписанием) Банка России,
обязывающим ее устранить нарушения,
Банк России обязан в течение трех рабочих
дней со дня выявления указанных
обстоятельств направить материалы в
следственные органы, уполномоченные
производить предварительное следствие
по уголовным делам о преступлениях, для
решения
вопроса
о
возбуждении
уголовного дела.

76.

Банк России
1) принимает решение о государственной
регистрации кредитных организаций
2) ведет Книгу государственной регистрации
кредитных организаций,
3) выдает кредитным организациям лицензии
на осуществление банковских операций,
4) приостанавливает
действие
указанных
лицензий и отзывает их.

77.

Решение о государственной регистрации
кредитной организации принимается
Банком России.

78.

Банк России ведет Книгу государственной
регистрации кредитных организаций.

79.


операций кредитной организации выдается
после ее государственной регистрации

80.

Лицензии, выдаваемые Банком России,
учитываются в реестре выданных лицензий
на осуществление банковских операций.

81.

В лицензии на осуществление банковских
операций
указываются
банковские
операции, на осуществление которых
данная кредитная организация имеет
право, а также валюта, в которой эти
банковские
операции
могут
осуществляться.

82.

Лицензия на осуществление банковских
операций выдается без ограничения сроков
ее действия.

83.

Осуществление
юридическим
лицом
банковских операций без лицензии влечет
за собой взыскание с такого юридического
лица всей суммы, полученной в результате
осуществления данных операций, а также
взыскание штрафа в двукратном размере
этой суммы в федеральный бюджет.

84. Документы для получения лицензии

1)
заявление
с
ходатайством
о
государственной регистрации кредитной
организации и выдаче лицензии на
осуществление банковских операций; в
заявлении также указываются сведения об
адресе (месте нахождения) постоянно
действующего исполнительного органа
кредитной организации, по которому
осуществляется
связь
с
кредитной
организацией;

85.

2) учредительный договор (подлинник или
нотариально удостоверенная копия), если
его подписание предусмотрено
федеральным законом;

86.

3) устав (подлинник или нотариально
удостоверенная копия);

87.

4) бизнес-план, утвержденный собранием
учредителей (участников) кредитной
организации, протокол собрания
учредителей (участников), содержащий
решения об утверждении устава кредитной
организации, а также кандидатур для
назначения на должности руководителя
кредитной организации и главного
бухгалтера кредитной организации.

88.

Порядок
составления
бизнес-плана
кредитной организации и критерии его
оценки устанавливаются нормативными
актами Банка России;

89.

5) документы об уплате государственной
пошлины за государственную регистрацию
кредитной организации и за
предоставление лицензии на
осуществление банковских операций при
создании кредитной организации;

90.

6) аудиторские заключения о бухгалтерской
(финансовой) отчетности учредителей юридических лиц;

91.

7)
документы
(согласно
перечню,
установленному нормативными актами
Банка России), подтверждающие источники
происхождения
средств,
вносимых
учредителями - физическими лицами в
уставный капитал кредитной организации;

92.

8)
анкеты кандидатов на должности
руководителя кредитной организации,
главного бухгалтера, заместителей главного
бухгалтера
кредитной
организации,
руководителя, главного бухгалтера филиала
кредитной организации. Указанные анкеты
заполняются
этими
кандидатами
собственноручно и должны содержать
сведения, установленные нормативными
актами Банка России, а также сведения:

93.

Указанные анкеты заполняются этими кандидатами
собственноручно и должны содержать сведения,
установленные нормативными актами Банка
России, а также сведения:
о наличии у этих лиц высшего образования
представлением копии документа об образовании
и о квалификации);
о наличии (об отсутствии) судимости (с
представлением оригинала справки о наличии (об
отсутствии) судимости, выданной Министерством
внутренних дел Российской Федерации);

94.

10) документы (согласно перечню, установленному
нормативными актами Банка России), необходимые
для оценки деловой репутации учредителей
(участников) кредитных организаций, кандидатов в
члены совета директоров (наблюдательного совета)
кредитной организации, лица, осуществляющего
функции единоличного исполнительного органа
юридического лица - учредителя (участника)
кредитной организации, приобретающего более 10
процентов акций (долей) кредитной организации.

95.

Принятие решения о государственной
регистрации кредитной организации и
выдаче лицензии на осуществление
банковских операций или об отказе в этом
производится в срок, не превышающий
шести месяцев с даты представления всех
документов.

96.

Банк России не позднее трех рабочих дней со дня
получения от уполномоченного регистрирующего
органа информации о внесенной в единый
государственный реестр юридических лиц записи о
кредитной организации уведомляет об этом ее
учредителей с требованием произвести в месячный
срок оплату 100 процентов объявленного уставного
капитала кредитной организации и выдает
учредителям документ, подтверждающий факт
внесения записи о кредитной организации в
единый государственный реестр юридических лиц.

97.

Неоплата или неполная оплата уставного
капитала в установленный срок является
основанием для обращения Банка России в
суд с требованием о ликвидации кредитной
организации.

98.

Для оплаты уставного капитала Банк
России открывает зарегистрированному
банку, а при необходимости - и
небанковской кредитной организации
корреспондентский счет в Банке России.

99.

При предъявлении документов,
подтверждающих оплату 100 процентов
объявленного уставного капитала
кредитной организации, Банк России в
трехдневный срок выдает кредитной
организации лицензию на осуществление
банковских операций.