Учет и налогообложение автотранспортных средств. Особенности регистрации автомобиля на ооо

Бизнес

При подготовке этой главы использовалась информация из книги М. Н. Агафоновой «Автомобиль на вашем предприятии» издательства Бератор-Пресс, 2003 г. Кому интересны дополнительные нюансы бухгалтерских проводок, весьма рекомендую. Там же можно найти образцы различных ведомостей, актов, договоров и прочих необходимых документов.
Отдельное спасибо за консультации по организации автохозяйства Бородавкину Александру Владимировичу.
Глава достаточно нудная. Основное содержание посвящено оформлению и содержанию автомобиля на балансе организации либо аренде. Когда я во всем этом разобрался, то пришел в уныние, так как создается ощущение, что заниматься этим не следует. Но, слегка успокоившись, сделал следующие выводы: Из-за одного автомобиля открывать собственное автохозяйство недостаточно выгодно и неэффективно. Основные проблемы возникают на этапе создания и становления системы использования автотранспорта организации. Бухгалтер должен обладать либо достаточной квалификацией для работы с автохозяйством, либо быть готовым к появлению автотранспорта на балансе организации и особо не сопротивляться нововведению. Если планируется небольшое количество автомобилей (1-3), то на начальном этапе лучше на короткий срок (около двух месяцев) привлечь сильного специалиста для организации автохозяйства, заплатить ему достойно и после привлекать для консультаций, обходясь своими силами. Использование предприятием автомобилей, особенно легковых, для собственных нужд намного проще, чем для обслуживания

сторонних организаций и физических лиц.
Если автомобилей уже хотя бы два, а не один, больше смысла открывать автохозяйство и списывать на затраты его содержание, экономя на налогах и перекладывая ответственность с вас, как физического лица, на юридическое лицо. Кроме этого, организация имеет возможность купить автомобиль не только за наличные и в кредит, ной в лизинг. Лизинг необходимо тщательно просчитать, но схема привлекательная.
В целом содержимое главы показывает трудоемкость организации автохозяйства, необходимость документального оформления, контроля и списания ГСМ (горюче-смазочных материалов), запасных частей и расходных материалов, а также дополнительную нагрузку на бухгалтеров. Вы, как руководитель, должны быть готовы к этим трудностям, некоторым неудобствам и затратам.
Переходим к нормативно-правовой базе и комментариям к ней.
Существуют различные способы получения организацией автотранспортных средств, а именно: покупка, аренда, безвозмездное пользование, возмещение своим сотрудникам затрат по использованию их собственного автотранспорта в служебных целях. Все эти операции отражает бухгалтерия в своей работе. Учет указанных операций ведется по одним и тем же правилам, как на крупных, так и на небольших предприятиях.
Согласно ПБУ (Положение по бухгалтерскому учету) 6/01, транспортные средства относятся к основным средствам. Для того чтобы принять приобретенное вашим предприятием автотранспортное средство к бухгалтерскому учету в качестве основного средства, необходимо выполнение следующих условий, определенных в ПБУ 6/01: автомобиль используется в производственном процессе или для управленческих нужд; срок его полезного использования составляет свыше 12 месяцев; автомобиль приобретен не с целью перепродажи; использование автомобиля необходимо для осуществления нормального производственного пли управленческого процесса, в результате которого предприятие получает экономические выгоды (доход).
Соблюдение этих требований позволит корректно относить на затраты все, что относится к содержанию и эксплуатации автомобиля на вашей организации.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (в ред. от 21 февраля 2002 г.), собственники должны зарегистрировать свои автотранспортные средства в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение пяти дней с момента приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных. Регистрируют автотранспортные средства подразделения Государственной инспекции по безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ. Регистрация автомобилей и изменение их регистрационных данных производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, справок-счетов,
выдаваемых предприятиями-изготовителями, торговыми предприятиями, гражданами-предпринимателями, имеющими лицензии на право торговли транспортными средствами, или иных документов, удостоверяющих право собственности владельца транспортных средств и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации. Если ваша организация приобретает автомобиль у другой организации, на балансе которой он числился в составе основных средств, то для регистрации автомобиля необходимо представить договор купли-продажи с актом приемки-передачи. Организация уплачивает регистрационный сбор за постановку автотранспортного средства на учет. В подразделении ГИБДД выдаются свидетельство о регистрации транспортного средства, государственные номерные знаки и делается отметка в техническом паспорте автотранспортного средства о постановке на учет.
После государственной регистрации автомобиля организация вводит его в эксплуатацию. Ввод в эксплуатацию и принятие автомобиля к бухгалтерскому учету в качестве основного средства производятся на основании приказа руководителя предприятия.
При наличии у организации транспорта она платит транспортный налог. Налоговый период - календарный год, отчетные периоды - первый квартал, второй квартал, третий квартал. Порядок и сроки уплаты этого налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Вст. 361 НК РФ дана таблица налоговых ставок для всех объектов налогообложения транспортным налогом. Она является базовой. Налоговые ставки, указанные в ней, могут быть увеличены или уменьшены местными законами по каждому конкретному региону, но не более чем в пять раз. Величина налоговых ставок зависит от мощности двигателя.
В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды», со всех организаций, эксплуатирующих автомобильный транспорт (как собственный, так и арендованный), взимается плата за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников. Согласно ст. 6 этого Закона, нормативы в области охраны окружающей среды должны устанавливаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В настоящее время порядок определения платы и ее предельных размеров регламентируется постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632. Указанное постановление было принято в соответствии с Законом РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-1. Согласно этому постановлению базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества, виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения. Для отдельных регионов устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы. Размер годовой платы за загрязнение окружающей среды автотранспортными средствами определяется одним из следующих способов: по количеству израсходованного топлива с учетом установленной удельной платы для всех его видов; по количеству и типу эксплуатируемых транспортных средств с учетом установленной годовой платы за одно транспортное средство.
Как правило, организация регистрирует в органах ГИБДД приобретенное автотранспортное средство по месту своего нахождения. Это
означает, что предприятие уже зарегистрировано в налоговой инспекции в качестве налогоплательщика. Требуется ли ему при этом вставать на повторный учет, как владельцу транспортного средства? Налоговые органы дают на этот вопрос однозначный ответ - требуется. Поэтому,

во избежание конфликтных ситуаций, нужно оформить все необходимые документы в предусмотренные законом сроки.
Чтобы относить на затраты все, что связано с автомобилем, он принимается к учету в бухгалтерском балансе по первоначальной стоимости. Формирование первоначальной стоимости зависит от способа приобретения этого средства. К таким способам относятся: покупка; вклад в уставный капитал; безвозмездное получение; обмен.
Нам наиболее актуальна покупка. Купили - поставили на балансовый учет, эксплуатируете, платите налоги. При этом стоимость автотранспортного средства подлежит списанию с бухгалтерского учета в случаях: продажи; безвозмездной передачи; морального и физического износа; ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях; передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций.
Это значит, что, купив автомобиль, вы начинаете его амортизировать и платить транспортный налог и экологический сбор. По прошествии какого-либо времени вы от него избавитесь. При продаже можно назначить любую цену. С разницы между остаточной (балансовой) стоимостью и стоимостью продажи вы заплатите налог на прибыль (расчет не самый простой, но смысл именно такой). Остаточная стоимость - это разница между начальной стоимостью и величиной амортизации.
Для эксплуатации автомобиля потребуются горючесмазочные материалы и специальные жидкости. К ним относятся топливо (бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ), смазочные материалы (моторные, трансмиссионные и специальные масла, пластичные смазки), специальные жидкости (тормозные и охлаждающие). Бухгалтерия предприятия ведет количественно-суммовой учет ГСМ и специальных жидкостей. Заправка автотранспорта производится на автозаправочных станциях за наличный расчет или в безналичном порядке по талонам.
При приобретении ГСМ за наличный расчет необходимо соблюдать следующие правила. Руководитель предприятия издает приказ, в котором определяет круг лиц, имеющих право на получение наличных денежных средств в кассе предприятия под отчет на приобретение ГСМ. В этом приказе должны быть установлены сроки представления в бухгалтерию авансовых отчетов. К авансовому отчету прилагаются чеки ККМ, выдаваемые автозаправочной станцией (АЗС). Кассовый чек должен содержать следующие данные:
О наименование организации-продавца (АЗС);
О ИНН (идентификационный номер налогоплательщика) организации-продавца;

О номер кассового аппарата;
О номер и дату выдачи чека;
О стоимость ГСМ с учетом НДС;
О марку ГСМ, количество топлива и цену за единицу. Эти реквизиты не являются обязательными для чека ККМ. Однако большинство АЗС в настоящее время выдают именно такие чеки. Если в чеке нет указанных реквизитов, то АЗС выдает товарный чек.
Расходы на топливо обычно большие, при этом НДС с него зачесть удастся не всегда. Связанно это с тем, что НДС из стоимости ГСМ расчетным путем не выделяется. Для АЗС продажа ГСМ с выдачей чека ККМ является розничной торговлей, а главой 21 НК РФ не предусмотрено принятие к налоговому вычету суммы НДС, выделенной расчетным путем из чеков ККМ. Для зачета НДС необходимо работать с топливными компаниями по безналичному расчету с применением талонов на топливо или топливных карт.
Бухгалтерские и налоговые нормативные документы не устанавливают предельных норм для отнесения на себестоимость расходов, связанных с использованием ГСМ в перевозочном процессе. Единственным условием списания ГСМ на себестоимость является наличие документов, подтверждающих факт их использования в процессе производства. Поэтому каждая организация вправе самостоятельно определить нормы расхода топлива, смазочных материалов и специальных жидкостей с учетом технологических особенностей своего производства. Такие нормы организация разрабатывает для контроля над расходом ГСМ на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт автомобильной техники. Они утверждаются приказом руководителя организации. С приказом знакомят всех водителей автотранспорта. Нормы должны быть реальными. В противном случае будут злоупотребления со стороны водителей и «пережег» топлива и, следовательно, неоправданные дополнительные расходы. Разрабатывает эти нормы ответственный за автохозяйство. Для личной машины вы вправе установить подходящие для вас нормы расхода топлива.
Учтите, что согласно положениям главы 25 НК РФ (налог на прибыль) для целей налогообложения принимаются только документально подтвержденные и экономически обоснованные расходы. Расход ГСМ можно признать экономически обоснованным, если он производится по утвержденным руководителем нормам.
При разработке норм организации руководствуются Нормами расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Руководящий документ Р3112194-0366-03), утвержденными Министерством транспорта РФ 29 апреля 2003 г. Эти нормы действуют до 1 января 2008 г., далее введут новые. В документе приведены значения базовых норм расхода топлива для автомобильного подвижного состава, норм расхода топлива на работу специального оборудования, установленного на автомобилях, и методика их применения, а также нормативы по расходу смазочных масел. Нормативные материалы предназначены для всех организаций, эксплуатирующих автомобильную технику на территории Российской Федерации. Нормы расхода топлива устанавливаются для каждой марки и модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильного транспорта. Расход топлива на гаражные и прочие хозяйственные нужды в состав норм не включается и устанавливается отдельно.
Списание горюче-смазочных материалов на себестоимость перевозок производится на основании путевых листов. В путевом листе проставляются показания спидометра и показатели расхода ГСМ. Эти данные записывает в путевой лист механик или иное уполномоченное лицо. В путевом листе также должен быть указан точный маршрут следования, подтверждающий производственный характер транспортных расходов. «Точный» - означает указание маршрута. Например, Санкт-Петербург - Тверь - Москва, Санкт-Петербург и Ленинградская

область. Указывать Российская Федерация или Республика Карелия нежелательно.
При эксплуатации потребуются запасные части. Они могут быть изготовлены на самом предприятии, поступить от поставщиков или подотчетных лиц, закупающих материалы за наличный расчет. Все приобретенные запчасти приходуются на складе. Материальноответственное лицо в день поступления ценностей на склад составляет в одном экземпляре приходный ордер по форме № М-4. Приходный ордер выписывается на фактически принятое количество ценностей. Поступающим на склад запчастям присваивается номенклатурный номер. На каждый номенклатурный номер открывается карточка учета материалов по форме № М-17. Записи в карточке ведутся материально-ответственным лицом на основании первичных приходно-расходных документов в день совершения операции.
Представитель ремонтного цеха (либо водитель, механик гаража или другое назначенное лицо, если на предприятии нет ремонтной службы) получает запчасти со склада по требованию-накладной формы № М-11. Накладную в двух экземплярах составляет материальноответственное лицо склада, сдающего материальные ценности. Ее подписывают сдатчик и получатель запасных частей. Новые запасные части выдают из кладовой только в обмен на изношенные. Изношенные запасные части, подлежащие ремонту, передают в ремонтный цех (участок), а после ремонта возвращают на склад. Негодные к дальнейшему использованию запчасти актируют и приходуют в кладовой по массе лома, как прочие материалы.
В установленные организацией сроки материально-ответственное лицо склада сдает в бухгалтерию материальный отчет в форме реестра приходных и расходных документов с приложенными первичными документами.
Правила документального оформления движения материалов являются одинаковыми для всех предприятий, как крупных, так и совсем небольших, с численностью работающих до 10 человек. Даже в небольшой организации должен быть завхоз (либо сотрудник, выполняющий функции завхоза), который ведет документальный учет материальных ценностей, приобретаемых организацией и расходуемых в процессе хозяйственной деятельности. К таким материальным ценностям относятся не только запчасти, топливо, но и канцелярские принадлежности, производственный и хозяйственный инвентарь со сроком службы менее 12 месяцев и пр. На небольшом предприятии можно не составлять требование-накладную по форме № М-11, а оформлять отпуск материалов непосредственно в карточке учета материалов формы № М-17, в которой расписывается получатель материалов. (Облегчение минимальное. Как в поговорке: «хрен редьки не слаще».)
Автомобильные шины (покрышки, камеры и ободные ленты), находящиеся на складе и в оборотном фонде (в обороте службы технической эксплуатации, шинном цехе, в запасе на автомобилях технической помощи), нормируются и учитываются как оборотные средства. Шины, поступающие на предприятие с автомобилем (на колесах и в запасе при транспортном средстве), включаются в его первоначальную стоимость и учитываются в составе основных средств.
На каждую покрышку ведется учетная карточка, в которой отражаются все перемещения, полученные дефекты, ремонт, количество пройденных километров. Карточки учета работы автопокрышек ведет техник по учету автошин или иное лицо, назначенное приказом руководителя предприятия. Карточка является основанием для списания автошин по непригодности, предъявления рекламаций изготовителям и шиноремонтным заводам в случае невыполнения гарантийного пробега по их вине. Замена изношенных шин на новые производится после выполнения нормативного эксплуатационного пробега. При недопробеге автопокрышек выясняются его причины (вина

водителя, завода-изготовителя и пр.), которые отражаются в акте на списание. Автомобильные шины со склада выдаются только в обмен на сданные шины, подлежащие восстановлению или списанию в утиль. При сдаче составляют акт о полной непригодности шин, в котором указывают: размер каждой покрышки или камеры, ее серийный номер, модель, характер повреждения и пробег. Шины, нуждающиеся в ремонте, передают по требованию-накладной (форма № М-11) в вулканизационную мастерскую предприятия или сторонней организации по акту передачи.
Любая машина нуждается в ремонте. В зависимости от сложности и продолжительности работ различают капитальный, средний и текущий ремонт. При капитальном ремонте транспортных средств производится полная разборка агрегата, ремонт базовых и корпусных деталей и узлов, восстановление или замена всех изношенных деталей и узлов на новые, сборка, регулирование, испытание. В результате модернизации происходит улучшение нормативных показателей функционирования транспортного средства (срок полезного использования, мощность и другие технические характеристики). Например, расходы по замене двигателя автомобиля на более мощный носят капитальный характер и увеличивают первоначальную стоимость автомобиля. После проведения капитального ремонта автомобиль получает новый норматив пробега до следующего капитального ремонта - это не менее 80% ресурса новой машины. При среднем и текущем ремонте производится частичная разборка и замена деталей и агрегатов автомобиля.
Проведение всех видов ремонтов требует соблюдения определенных правил документального оформления. До начала отчетного года на предприятии составляется план технического обслуживания и ремонта подвижного состава. Специальная комиссия, созданная на предприятии, составляет на каждый ремонтируемый автомобиль акт технического осмотра и дефектную ведомость. В этих документах указывают: работы, подлежащие выполнению, сроки начала и окончания ремонта, намечаемые к замене детали, нормы времени на работы и изготовление заменяемых деталей. Формы актов и дефектной ведомости предприятие разрабатывает самостоятельно. На основании дефектной ведомости составляется смета на проведение ремонта. Смету может составить соответствующая техническая служба предприятия или сторонняя специализированная организация. Дефектную ведомость и смету утверждает руководитель предприятия. Если ремонт выполняется хозяйственным способом, то инженерно-техническая служба предприятия (например, отдел главного механика, отдел капитальных ремонтов и т. п.) выписывает наряды-заказы по данным дефектной ведомости. Первый экземпляр наряда- заказа передается ремонтному цеху, второй - в бухгалтерию, третий остается в инженерно-технической службе для контроля сроков выполнения ремонтных работ. Бухгалтерия ведет аналитический учет по наряду-заказу. По дефектной ведомости и наряду-заказу выписываются документы на получение со склада необходимых для ремонта запасных частей и материалов, а также рабочие наряды на изготовление и реставрацию отдельных узлов и деталей. Передача автомобиля в ремонт, как в ремонтный цех предприятия, так и сторонней организации, производится на основании акта. Акт подписывают сдающая и принимающая стороны. Если ремонт производит сторонняя организация, то акт составляют в 2 экземплярах (по одному для каждой стороны). По окончании капитального ремонта составляется акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных

объектов по форме № ОС-3. При производстве ремонтных работ сторонней организацией - акт по форме № ОС-3 также составляется в 2 экземплярах. Получив акт формы № ОС-3, бухгалтер делает запись в инвентарной карточке автотранспортного средства (форма № ОС-6) о произведенных работах.
Автомобиль, находящийся на балансе организации, страхуется. ОСАГО неизбежно, а КАСКО - по желанию. Все как у частных лиц. На организацию полис обязательного автострахования выписывается обезличенно, т. е. без ограничений по водителям.
Ежедневно, перед выпуском автомобилей на линию, их осматривает механик и делает отметку в путевом листе о технической исправности автомобиля. На предприятиях, имеющих большой парк автомобилей, механик является штатным сотрудником предприятия. Он проходит специальное обучение и получает удостоверение на право допуска технически исправных автомобилей к работе. Организации, не имеющие штатного специалиста, должны заключить договор с авторемонтной организацией или предприятием автохозяйства, в штатах которых имеются обученные механики. Расходы, связанные с ежедневным выпуском автомобилей на линию, списываются на счета учета затрат.
Работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, проходят предварительные (при поступлении на работу) и периодические (лица в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности их к поручаемой работе и предупреждения профессиональных заболеваний (ст. 213 ТК РФ). В соответствии со ст. 185 ТК РФ за время нахождения на медицинском обследовании за работниками, обязанными проходить такое обследование, сохраняется средний заработок по месту работы. Медицинское обследование производится в рабочее время. В настоящее время медицинские осмотры стали платными. Стоимость обязательных медицинских осмотров относится на себестоимость продукции (работ, услуг) по статье «Затраты на обеспечение нормальных условий труда и техники безопасности».
Кроме периодических медицинских осмотров, водители перед выходом в рейс обязаны пройти ежедневный медицинский контроль. Этот контроль осуществляет медицинское учреждение, с которым организация заключает договор, либо медицинский работник, состоящий в штате организации. Договор на ежедневный медицинский контроль заключается с медицинским учреждением, имеющим соответствующую лицензию. Медицинский работник, работающий на предприятии по трудовому контракту (на постоянной основе пли на условиях совместительства), должен иметь документ о медицинском образовании и соответствующую лицензию.
В путевом листе в разделе о состоянии здоровья водителя ежедневно делается запись или проставляется штамп «Медицинский контроль (осмотр) прошел». Указанная запись заверяется подписью медицинского работника.
Если вы собираетесь использовать автомобиль для оказания услуг другим организациям и физическим лицам, вам понадобится лицензия. Постановлением Правительства РФ от 10 июня 2002 г. № 402 утверждено Положение о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом. Это Положение определяет порядок лицензирования перевозок: пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом; пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонны (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

На каждый из перечисленных видов деятельности надо оформлять отдельную лицензию. Лицензирующим органом является Министерство транспорта РФ. Лицензия предоставляется на пять лет. Одновременно с лицензией на каждое автотранспортное средство выдается лицензионная карточка. При осуществлении лицензионной деятельности эта карточка должна находиться у водителя автотранспортного средства.
Для получения лицензии организация должна представить в лицензирующий орган следующие документы: заявление с просьбой о предоставлении лицензии; копии учредительных документов; копию свидетельства о государственной регистрации и постановке на налоговый учет; копии документов, которые подтверждают соответствие квалификации работников организации установленным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок соответствующим автомобильным транспортом; копии документов, подтверждающих прохождение соответствующей аттестации должностными лицами организации, ответственными за обеспечение безопасности дорожного движения;
сведения о транспортных средствах; документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора.
Решение о выдаче лицензии принимается в течение 30 дней со дня получения лицензирующим органом заявления и всех необходимых документов.
Если в период действия лицензии у организации происходят изменения в составе и количестве автотранспортных средств, то она обязана сообщить о каждом изменении лицензирующему органу в течение 15 дней в письменной форме.
Может возникнуть ситуация, когда вы решите использовать собственный автомобиль или автомобиль сотрудника для служебных целей. Это возможно. Согласно ст. 188 ТК РФ работникам выплачивается компенсация за износ личного транспорта и возмещаются расходы, если личный транспорт используется с согласия работодателя в служебных целях. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме. Компенсация за использование личного транспорта в служебных целях может выплачиваться работникам, если производственная (служебная) деятельность работников связана с постоянными разъездами и работники используют для служебных поездок личные легковые автомобили. В этом случае работник должен представить в бухгалтерию организации копию технического паспорта личного автомобиля, заверенную в установленном порядке. Если работник водит автомобиль по доверенности, то он должен сдать в бухгалтерию копии технического паспорта и доверенности собственника автомобиля. Размер компенсации зависит от интенсивности использования личного легкового автомобиля для служебных поездок. Компенсация должна обеспечить возмещение расходов работника, связанных с эксплуатацией автомобиля в служебных целях. Считается компенсация по специальной формуле - рассматривать ее не будем, потянет на треть главы.
Начисление компенсации производится на основании приказа руководителя организации. Компенсация начисляется ежемесячно в твердой сумме независимо от количества календарных дней в месяце. Компенсация не начисляется только за дни нахождения работника в отпуске, командировке, а также за дни невыхода его на работу из-за временной нетрудоспособности пли по другим причинам.
Постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78 утверждены следующие формы первичной документации для учета работы

автотранспорта: журнал учета путевых листов (форма № 8); путевой лист легкового автомобиля (форма № 3); путевой лист специального автомобиля (форма № 3 (спец.)); путевой лист легкового такси (форма № 4); путевой лист грузового автомобиля (форма № 4-с, форма № 4-п); путевой лист автобуса (форма № 6); путевой лист автобуса необщего пользования (форма № 6 (спец.)); товарно-транспортная накладная (форма № 1-Т).
Путевой лист является первичным документом по учету работы автотранспорта и основанием для начисления заработной платы водителям. Этот документ выписывается в одном экземпляре диспетчером или уполномоченным лицом (уполномоченное лицо назначается приказом руководителя организации). В путевом листе обязательно должны быть проставлены порядковый номер, дата выдачи, штамп и печать организации, которой принадлежит автомобиль.
Путевой лист действителен только на один день или смену. На более длительный срок он выдается только в случае командировки, когда водитель выполняет задание в течение более одних суток (смены). Ежедневно перед началом рабочего дня водитель получает путевой лист под расписку, а по окончании смены возвращает его в диспетчерскую. Путевой лист на следующий день (смену) выдается водителю при условии, что он сдал путевой лист предыдущего дня работы.
При использовании собственного легкового автомобильного транспорта организации имеют право самостоятельно разработать, утвердить и применять свою форму путевого листа. Разрешается применение совместно путевого листа и маршрутного листа, действительного на календарный месяц. На это есть разъяснения Министерства финансов Российской Федерации.
Ответственность за правильное оформление путевого листа несут руководители организации и лица, отвечающие за эксплуатацию автомобилей и участвующие в заполнении документа.
Журнал учета движения путевых листов (форма № 8) применяется организацией для регистрации путевых листов, выданных водителю и сданных после обработки в бухгалтерию.
Вроде бы все. Что из вышеперечисленного следует? В организации обязательно должен быть кто-то ответственный за автохозяйство. Вам придется подписать большое количество документов при налаживании процесса и непрерывно подписывать в текущей работе. Если получится - попытайтесь вникать, что подписываете, не получится - подписывайте, доверяя ответственному лицу.
Открытие непосредственно автохозяйства производится одновременно с постановкой на учет первого автомобиля. При открытии автохозяйства документы подаются в МРЭО. Список документов уточните там, в основном это копии учредительных документов. Транспорт может стоять на площадке, оборудованной средствами пожаротушения, подходящей под требования СЭС, должна быть возможность для осуществления квалифицированного обслуживания и ремонта автомобиля. Если у вашей организации нет соответствующих возможностей, придется заключать липовые договоры с организациями, обладающими такими возможностями и оказывающими данные услуги.

После открытия автохозяйства и постановки на учет автотранспорт организации требуется поставить на учет в военкомате. Процедура достаточно рутинная.
На этом по автомобилю на балансе организации в основном все. В реальности все не так страшно и вполне осуществимо, но организовывать надо по полной. Готовьтесь.

В какую амортизационную группу должны быть включены приобретенные транспортные средства, бывшие в употреблении, подлежащие принятию к учету в качестве объектов основных средств? Как определить таких объектов?

Приобретение транспортных средств, бывших в употреблении, организациями, работающими в сфере транспорта, – дело обычное. Для того чтобы такое ТС принять к налоговому учету в качестве объекта основных средств (то есть включить его в соответствующую амортизационную группу), организации понадобятся сведения о том, в какой группе объект числился у продавца. Также для нового собственника представляет интерес информация о периоде эксплуатации ТС прежним владельцем. Каким образом указанные сведения влияют на налоговый учет нового собственника? Что делать, если их нет?

Подержанный автомобиль как объект ОС

Вне зависимости от того, является ли приобретаемое транспортное средство новым, оно принимается к налоговому учету в качестве объекта основных средств в том случае, если отвечает следующим условиям:

  • принадлежит налогоплательщику на праве собственности;
  • используется для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или управления организацией с целью извлечения дохода;
  • первоначальная стоимость превышает 40 000 руб. (при вводе в эксплуатацию начиная с 01.01.2016 – 100 000 руб.);
  • срок полезного использования ТС составляет более 12 месяцев.

Таким образом, приобретенные ТС, бывшие в употреблении, при выполнении перечисленных условий признаются основными средствами, поэтому их стоимость погашается путем начисления амортизации выбранным организацией способом (линейным или нелинейным).

Срок полезного использования нужен не только для того, чтобы определить, является ли приобретенное имущество объектом основных средств. Исходя из этого срока амортизируемое имущество (включая ) распределяется по амортизационным группам (п. 1 ст. 258 НК РФ). Однако в отношении объектов амортизируемого имущества, бывших в употреблении, действует специальное правило: они подлежат учету организацией-покупателем в составе той амортизационной группы (подгруппы), в которую они были включены у предыдущего собственника (п. 12 ст. 258 НК РФ).

Важно

В силу прямого указания п. 12 ст. 258 НК РФ покупатель обязан включить приобретенные объекты основных средств, бывшие в употреблении, в , в которые данные объекты были включены продавцом (Постановление АС УО от 09.02.2015 № Ф09-9862/14 по делу № А76-20764/2013). Это утверждение подлежит безусловному применению в ситуации, когда амортизационная группа определена продавцом верно.

Трудности выбора амортизационной группы

Организация-покупатель может столкнуться с ситуацией, когда бывший собственник неверно определил срок полезного использования ТС и, как следствие, включил его не в ту амортизационную группу. Как быть в этом случае, ведь положения Налогового кодекса диктуют организации ориентироваться на сведения о действиях бывшего собственника (если таковые имеются)? Порядок разрешения данной ситуации приобретает еще большую актуальность для налогоплательщиков (организаций-покупателей), начисляющих амортизационную премию. Это связано с тем, что максимальный размер единовременного включения в состав расходов отчетного (налогового) периода расходов на капитальные вложения (в том числе части первоначальной стоимости приобретенных основных средств) зависит от того, к какой амортизационной группе относится объект ОС. Если основные средства относятся к 3 – 7-м группам, амортизационная премия может составлять 30% первоначальной стоимости объекта, по остальным основным средствам – 10% (п. 9 ст. 258 НК РФ).

Ошибки бывшего собственника нужно исправить

ВС РФ поддержал позицию о том, что в описанной ситуации налогоплательщик должен учесть объекты основных средств, бывшие в употреблении, в составе той амортизационной группы (подгруппы), в которую они должны были быть включены предыдущим собственником (Определение от 01.04.2015 № 304-КГ15-1793, которым отказано в передаче в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ дела № А45-1386/2014, по результатам рассмотрения которого было принято Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 16.06.2014, оставленное без изменения постановлениями Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2014 № 07АП-7318/2014 и АС ЗСО от 11.12.2014 № Ф04-12840/2014). Арбитражные суды, отказывая налогоплательщику в удовлетворении заявления о признании недействительным решения налогового органа, заострили внимание на следующих моментах:

  • налогоплательщику было известно о неверном определении предыдущими собственниками кодов ОКОФ и амортизационной группы;
  • налогоплательщик формально подошел к составлению документов со стороны продавца, несмотря на то, что акты о приеме-передаче по форме ОС-1а содержали неверные и неполные сведения об объектах основных средств, принимаемых на учет;
  • передающие стороны (предыдущие собственники) не могли иметь каких-либо претензий со стороны налоговых органов в связи с неверным определением кодов ОКОФ и, как следствие, неверным установлением амортизационной группы основных средств, так как они находились на УСНО.

В арбитражной практике имеются и другие дела, при рассмотрении которых судьи пришли к выводу о необходимости пересмотра амортизационной группы, если таковая бывшим собственником была определена неверно. Так, в деле № А55-4802/2014 установлено, что предыдущим собственником имущества амортизационные группы определены неверно. Следовательно, общество должно было самостоятельно установить сроки полезного использования основных средств по Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы , что оно и сделало. В итоге вывод налогового органа о неправильном определении обществом срока полезного использования имущества признан ошибочным (Решение Арбитражного суда Самарской области от 20.06.2014, оставленное без изменения постановлениями Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2014 № 11АП-11467/2014 и АС ПО от 06.03.2015 № Ф06-21153/2013).

Еще один яркий пример – Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2015 № 15АП-17226/2014, 15АП-17876/2014 по делу № А53-27549/2013, оставленное без изменения Постановлением АС СКО от 08.05.2015 № Ф08-2247/2015. Обществу в силу закона следовало установить правильный срок и амортизационную группу приобретенных основных средств, бывших в эксплуатации. Ошибочное определение предыдущим собственником амортизационной группы (подгруппы) (что выявили судебные инстанции в рассматриваемом случае) не освобождает налогоплательщика от обязанности учитывать объекты основных средств, бывшие в употреблении, в составе амортизационной группы (подгруппы), определенной исходя из Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы. Иное толкование норм Налогового кодекса противоречило бы предусмотренным пп. 1 п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 38 НК РФ принципам наличия у налогоплательщиков обязанности по уплате законно установленных налогов при возникновении у них объектов налогообложения. Поэтому у общества отсутствовали причины для применения иных, отличных от определенных законом элементов налогообложения исключительно по формальным основаниям, свидетельствующим об ошибочном учете объектов налогообложения предыдущими собственниками объектов основных средств. По согласованию с предыдущим собственником общество могло внести соответствующие изменения в акты приема-передачи и другие первичные учетные документы в установленном порядке.

Налоговый кодекс в буквальном прочтении

В отдельных случаях судьи поддержали налогоплательщиков, которые при определении амортизационной группы подержанных основных средств воспользовались неверными данными продавца. Именно так поступили судьи ФАС ПО при рассмотрении дела № А65-24092/2012 (Постановление от 24.10.2013 № Ф06-9156/2013, которым оставлены без изменения Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.01.2013 и Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2013 № 11АП-2895/2013). Заявитель, применяющий согласно учетной политике линейный метод начисления амортизации, правомерно отнес приобретенные основные средства, бывшие в употреблении, к тем амортизационным группам, к которым их относил предыдущий собственник. Сроки полезного использования, установленные им для приобретенных основных средств, находятся в пределах, предусмотренных для соответствующих амортизационных групп. Доводы же налоговой инспекции о необходимости проверки и исправления сроков полезного использования, определенных предыдущим собственником, основных средств, бывших в употреблении, не приняты, поскольку налоговым законодательством такой обязанности не установлено.

СПИ при линейном методе начисления амортизации

Если организация производит начисление амортизации с использованием линейного метода, в отношении объекта основных средств обязательно должен быть определен конкретный срок полезного использования. При применении этого метода начисление амортизации осуществляется отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества путем умножения его первоначальной (восстановительной) стоимости на норму амортизации, рассчитанную для объекта исходя из его срока полезного использования (п. 2 ст. 259.1 НК РФ).

На основании п. 1 ст. 258 НК РФ под сроком полезного использования понимается период, в течение которого объект основных средств служит для выполнения целей осуществления деятельности налогоплательщика. Он устанавливается налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию объекта в соответствии с положениями указанной статьи и с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы.

В пункте 7 ст. 258 НК РФ в целях применения линейного метода начисления амортизации прописаны особенности определения СПИ по приобретенным объектам ОС, бывшим в употреблении. Здесь, по сути, представлены возможные варианты установления организацией СПИ.

Важно

Для налогоплательщиков, применяющих линейный метод списания амортизации, Налоговым кодексом предусмотрены особые правила определения срока полезного использования бывшего в эксплуатации основного средства.

Учитываем период эксплуатации бывшим собственником

Первый вариант, использование которого – право (не обязанность) налогоплательщика: норма амортизации рассчитывается с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации объекта предыдущими собственниками (при условии, что таковые являются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями). Срок полезного использования может быть определен как установленный предыдущим собственником этих основных средств срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.

Таким образом, налогоплательщик самостоятельно решает, уменьшать срок полезного использования на фактически отработанное ОС время или нет. За основу он может взять как срок полезного использования, определенный им по Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, так и срок, изначально установленный в соответствии с данным документом бывшим владельцем актива (Постановление АС СКО от 08.05.2015 № Ф08-2247/2015 по делу № А53-27549/2013). Кстати, в этом деле суд выяснил, что налогоплательщик устанавливал срок полезного использования имущества равным минимально разрешенному Налоговым кодексом сроку полезного использования, предусмотренному для соответствующей амортизационной группы, увеличенному на один месяц. Полученный срок полезного использования уменьшался на количество месяцев эксплуатации такого имущества предыдущими собственниками, указанное в актах приема-передачи зданий (сооружений) и основных средств. При отсутствии информации о сроке фактической эксплуатации предыдущим собственником рассчитанный срок полезного использования не уменьшался. Описанный способ определения срока полезного использования основных средств арбитры сочли не противоречащим закону.

Запасаемся документами

Для подтверждения амортизационной группы, в которую приобретенный объект основных средств был включен предыдущим собственником, срока полезного использования, установленного указанным лицом, а также количества лет эксплуатации бывшими владельцами данного имущества организации-покупателю необходимо иметь соответствующие документы. Конкретный перечень таких документов в гл. 25 НК РФ не приведен. Как указали судьи Арбитражного суда Свердловской области, исходя из смысла п. 1 ст. 252 НК РФ это могут быть любые документы, подтверждающие (в том числе косвенно) осуществленные затраты и оформленные согласно законодательству РФ (Решение от 04.08.2014 по делу № А60-12753/2014). В названном деле они пришли к выводу, что налогоплательщик правомерно определил срок полезного использования основных средств с учетом их изношенности, исходя из:

  • имеющихся в деле доказательств, в том числе приказа об учетной политике организации, инвентарных карточек налогоплательщика, технических паспортов БТИ;
  • конкретных обстоятельств по делу – фактической даты изготовления основных средств, даты ввода их в эксплуатацию у предыдущего собственника, информации об их реконструкции и вводе в эксплуатацию после реконструкции.

Правомерным такой подход Арбитражного суда Свердловской области признали судьи и апелляционной (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2014 № 17АП-12608/2014), и кассационной инстанции (Постановление АС УО от 26.02.2015 № Ф09-9767/14).

Проявляем полную самостоятельность

Второй вариант определения СПИ предложен для применения в ситуации, когда срок фактического использования основного средства у предыдущих собственников равен сроку его полезного использования, определяемому Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, или превышает этот срок. Такая ситуация возникает в том случае, если на момент продажи основное средство полностью самортизировано предыдущим собственником. Тогда налогоплательщик вправе самостоятельно определять СПИ основного средства с учетом требований техники безопасности и других факторов. Минфин считает, что также нужно поступить в ситуации, когда срок полезного использования приобретенного основного средства с учетом фактического срока эксплуатации у предыдущих собственников составляет менее 12 месяцев (Письмо от 16.07.2009 № 03-03-06/2/141). Кстати, в указанных обстоятельствах выбор организацией-покупателем не той амортизационной группы не приведет к искажению сумм амортизационных отчислений, поскольку СПИ определяется ею самостоятельно (Постановление АС СЗО от 27.11.2014 № Ф07-8784/2014 по делу № А26-2860/2013) (естественно, если не возникают проблемы с амортизационной премией).

СПИ по объекту ОС – предмету лизинга

Как известно, налогоплательщики согласно пп. 1 п. 2 ст. 259.3 НК РФ вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3 в отношении учитываемых у них амортизируемых основных средств, являющихся предметом договора финансовой аренды (договора лизинга). Имущество, полученное (переданное) в финансовую аренду по договору лизинга, включается в соответствующую амортизационную группу (подгруппу) той стороной, у которой данное имущество должно учитываться по условиям договора (п. 10 ст. 258 НК РФ). В абзаце 2 п. 13 ст. 258 НК РФ сказано, что применение к нормам амортизации объектов амортизируемого имущества повышающих (понижающих) коэффициентов влечет за собой соответствующее сокращение (увеличение) срока полезного использования таких объектов. В связи с этим возникает вопрос: каким образом определить срок полезного использования по ТС – предмету лизинга, если продавец к норме амортизации по названному объекту применял повышающий коэффициент? Ответ дан Минфином в Письме от 22.03.2011 № 03-03-06/1/168.

Итак, в случае приобретения объекта основных средств (предмета лизинга) у налогоплательщика, осуществлявшего его амортизацию с применением повышающего коэффициента, установление новым собственником для такого имущества сокращенного срока полезного использования с учетом применявшегося повышающего коэффициента неправомерно. Срок полезного использования таких объектов может определяться как установленный предыдущим собственником этих основных средств срок их полезного использования (без учета применяемого им в налоговом учете повышающего коэффициента), уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.

Применение нелинейного метода начисления амортизации

Если налогоплательщик начисляет амортизацию нелинейным методом, главное – правильно выбрать для приобретенного транспортного средства, бывшего в употреблении, амортизационную группу (подгруппу). В этом случае сумма амортизации определяется отдельно по каждой амортизационной группе (подгруппе) исходя из месячной нормы амортизации, установленной Налоговым кодексом для соответствующей амортизационной группы (подгруппы) (п. 4 ст. 259.2). Данная норма корректировке не подлежит (за исключением ситуации, когда применяются повышающие или понижающие коэффициенты, – п. 13 ст. 258 НК РФ). В составе амортизационных групп формируются подгруппы в том случае, если к нормам амортизации по отдельным основным средствам применяются повышающие (понижающие) коэффициенты в соответствии со ст. 259.3 НК РФ.

Напоминание

В отношении зданий, сооружений, передаточных устройств, нематериальных активов, входящих в 8 – 10-ю амортизационные группы, может применяться только линейный метод начисления амортизации (п. 3 ст. 259 НК РФ).

Бывший владелец сведения не представил

Организация, приобретая бывшее в употреблении амортизируемое имущество, может самостоятельно определять срок полезного использования основного средства с учетом требований техники безопасности и других факторов и начислять амортизацию до полного списания стоимости (Письмо Минфина РФ от 01.12.2014 № 03-03-06/1/61194). Тем более это касается ситуации, когда при приобретении подержанного имущества невозможно определить срок полезного использования, установленный предыдущим собственником, и то, к какой амортизационной группе оно относилось. Тогда срок полезного использования устанавливается самостоятельно в соответствии с требованиями ст. 258 НК РФ и с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (Письмо Минфина РФ от 16.07.2009 № 03-03-06/2/141, Постановление АС СКО от 08.05.2015 № Ф08-2247/2015 по делу № А53-27549/2013). Самостоятельность придется проявлять и в случае приобретения объектов основных средств, бывших в употреблении, у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем. В этом случае организация не вправе определять норму амортизации по такому имуществу с учетом требований п. 7 ст. 258 НК РФ. Это связано с тем, что физическое лицо не устанавливает срок полезного использования основного средства и не амортизирует его для целей налогообложения (письма Минфина РФ от 29.03.2013 № 03-03-06/1/10056, от 20.03.2013 № 03-03-06/1/8587, от 15.03.2013 № 03-03-06/1/7939, № 03-03-06/1/7937). Следовательно, у него отсутствует документальное подтверждение срока полезного использования и эксплуатации объекта в порядке, предусмотренном гл. 25 НК РФ (письма Минфина РФ от 14.12.2012 № 03-03-06/1/658, от 09.10.2012 № 03-03-06/1/525).

Приобретенные на праве собственности транспортные средства, бывшие в употреблении, признаются в целях налогообложения прибыли основными средствами, если используются для извлечения дохода, их первоначальная стоимость превышает 40 000 руб. (а со следующего года – 100 000 руб.), а срок полезного использования составляет более 12 месяцев. Если налогоплательщик (покупатель) применяет линейный метод начисления амортизации, для него особую актуальность приобретает порядок установления срока полезного использования подержанных автомобилей. В частности, данный срок можно определить с учетом фактически отработанного основным средством времени у предыдущего собственника. Возможен и другой вариант, когда при установлении СПИ новый владелец проявляет полную самостоятельность, учитывая требования техники безопасности и другие факторы. Также важным является выбор амортизационной группы, в которую следует включить приобретенное ТС. По общему правилу это должна быть та самая группа, которая была выбрана предыдущим владельцем. Однако если им амортизационная группа была определена неверно, новый собственник данную ошибку должен исправить (такого мнения придерживается большинство судей, включая ВС РФ).

Регистрация автомобиля на ООО влечет за собой необходимость заключения официального договора с покупателем. Нужно будет отразить и расходы в учете предприятия. Ситуация будет иметь свои плюсы и минусы, причем многое будет зависеть от того, кто является продавцом машины - обычный гражданин или предприниматель, организация.

Документальное оформление сделки

Организации постоянно совершают сделки по закупке товаров, материалов. Чуть реже они сталкиваются с необходимостью закупки основных средств. Одной из разновидностей являются транспортные средства.

Зачастую ООО совершают сделки внутри предприятия, покупая машины у учредителей, руководителей или простых сотрудников фирмы. Но иногда все происходит по иному сценарию. Например, объявление о продаже может быть найдено в обычной газете. В этом случае продавцами становятся:

  • граждане;
  • иные организации.

Если продавец не имеет никакого отношения к бизнесу (не является ИП), то заключать договор купли-продажи необязательно. Достаточно будет закупочного акта. Но в нем обязательно нужно прописывать условия сделки и стоимость автомобиля, реквизиты покупателя и продавца. Таким образом, при покупке машины у физического лица бумажная волокита будет минимальной.

А вот покупку у другой организации нужно будет оформлять в форме договора купли-продажи. Дополнительно понадобится заполнить акт приемки-передачи.

Учесть на балансе можно будет только ту сумму, которая прописана в договоре или закупочном акте.

Дополнительно придется задокументировать факт передачи средств. Тут возможно несколько вариантов:

  1. если деньги выдаются из кассы, то составляется кассовый ордер;
  2. при безналичной оплате потребуется платежное поручение и выписка из банка покупателя.

Расплачиваться с физическими лицами и другими компаниями можно без ограничения по суммам. А если продавец является ИП, то отдать ему на руки больше 100 000 рублей за раз нельзя.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

или по телефону:

Особенности учета НДС, налоги и штрафы

Любая организация, приобретающая автомобиль, заинтересована в том, чтобы в документах был выделен НДС. В противном случае принять его к вычету нельзя. Зато начислять его впоследствии во время продажи транспортного средства придется, что является существенным недостатком.

С этой точки зрения заключать договор выгоднее с другими компаниями. Они могут выделить НДС, в отличие от обычного гражданина.

Приятным бонусом является то, что амортизация по транспортным средствам учитывается на балансе. Соответствующие суммы можно списать на расходы, а значит, снизить конечный размер налога на прибыль.

При записи автомобиля на ООО придется платить налог на имущество, который можно будет учесть в финансовом результате. А вот штрафы за нарушение ПДД окажутся у организаций выше, чем у физических лиц. Но, как правило, при остановке гаишниками они выписываются на водителя, а при регистрации нарушения камерами - на ООО.

Право использования авто

Просто так взять машину предприятия не получится. Необходимо будет выписать на конкретное лицо доверенность. Зато путевые листы использовать совсем необязательно.

Существенным недостатком является то, что ни один из сотрудников компании или его учредитель не имеет права использовать автомобиль компании в личных целях. В противном случае имеет место быть получение личной материальной выгоды, которая подлежит налогообложению.

Подведем итоги

В оформлении автомобиля на ООО существует немало нюансов. Их необходимо учитывать при заключении договора. Если организация хочет принять в зачет НДС, то при покупке машины у физического лица имеет смысл привлечь к сделке посредника.

Помимо договора, главный документ, скоторого начинают учет купленного автомобиля - это акт приемки-передачи по форме № ОС-1 или по свободной форме. Кто его будет составлять - вы или продавец - зависит от того, новая машина или нет.

Так, на новые автомобили продавец, например автосалон, обычно выписывает накладные. Но акт по форме № ОС-1 автосалон не составляет, поэтому вам надо будет заполнить его самостоятельно.

Если же компания приобрела б/у автомобиль у другой организации, то попросите у продавца, чтобы именно он составил данный акт. При этом включил туда не только данные бухучета, но и сведения, необходимые для расчета амортизации в налоговом учете. А именно амортизационную группу, срок полезного использования и фактический срок эксплуатации. Вместо отдельного акта продавец вправе выдать вам УПД. Но соглашаться на этот документ можно только в одном случае - если все перечисленные нами данные продавец дополнительно укажет в универсальном документе. Это не запрещено (письмо от 24 января 2014 г. № ЕД-4-15/1121). Без них придется устанавливать срок полезного использования, как по новым машинам, а это вашей компании невыгодно.

В любом случае независимо от того, какую машину купили, на нее как на основное средство оформите инвентарную карточку (форма № ОС-6).

Когда у вас есть на руках акт, можно спокойно оформлять учет купленного автомобиля.

Определите первоначальную стоимость автомобиля

В первоначальную стоимость нужно включать цену автомобиля согласно договору, а также другие расходы, связанные с его приобретением (п. 1 ст. 257 НК РФ, п. 8 ПБУ 6/01). Разберем, что относится к таким расходам, а что нет.

Госпошлина за регистрацию машины в ГИБДД. Ее безопаснее включить в первоначальную стоимость машины как в налоговом, так и в бухгалтерском учете. Такое требование уже давно предъявляют чиновники (письмо Минфина России от 29 сентября 2009 г. № 03-05-05-04/61). И их позиция не изменилась. Если списать пошлину единовременно как прочие расходы, то инспекторы могут обвинить компанию в занижении налога на прибыль Ведь, включив пошлину в первоначальную стоимость автомобиля, компания списывала бы этот расход дольше, через амортизацию.

Проценты по автокредиту. Если для покупки автомобиля компания взяла кредит то проценты по нему не надо включать в первоначальную стоимость. Их можно учесть в расходах отдельно, как проценты по любым другим долговым обязательствам (письмо ФНС России от 29 сентября 2014 г. № ГД-4-3/19855). Но при этом проценты по кредиту нужно нормировать, то есть списывать в пределах ставки рефинансирования, умноженной на коэффициент 1,8 (п. 1.1 ст. 269 НК РФ).

Входной НДС. Налог, предъявленный продавцом, тоже не входит в первоначальную стоимость машины. Компания вправе принять его к вычету в общем порядке.

Дополнительное оборудование. Налоговики считают установку любого дополнительного оборудования модернизацией, расходы на которую надо списывать через амортизацию (ст. 257 НК РФ). Поэтому безопаснее всего расходы на сигнализацию и прочий тюнинг включать в первоначальную стоимость автомобиля. Причем независимо от того, в салоне куплена машина или с рук.

Если вы готовы поспорить с инспекцией, то можете не включать дополнительное оборудование в стоимость машины. Ведь при его установке характеристики и назначение автомобиля не изменяются. Поэтому, если оно стоит больше 40 000 руб., его надо учесть как отдельное основное средство. А если меньше-то все расходы можно признать в текущем периоде (постановление ФАС Северо-Западного округа от 9 июня 2008 г. по делу № А05-12045/2007). Правда, по поводу некоторых видов оборудования судьи поддерживают налоговиков. Например, считают, что после установки отопителей (так называемой печки) эксплуатационные характеристики меняются - например, увеличивается моторесурс двигателей, уменьшается расход топлива. А значит, речь идет о дооборудовании (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15 августа 2012 г. по делу № А19-6806/2011). Поэтому надо увеличивать первоначальную стоимость машины.

Что касается магнитолы, то она обычно входит в базовую комплектацию, то есть заложена в общей цене. Значит, автоматически попадает в первоначальную стоимость машины. Но если все же пришлось докупить магнитолу отдельно, то в бухучете в зависимости от стоимости (до 40 000 руб. или выше) такие расходы надо учитывать единовременно или списывать через амортизацию. В налоговом учете возможны претензии инспекторов. Они могут решить, что данные затраты необоснованны, так как не направлены на получение дохода. Некоторым компаниям в суде удается обосновать затраты следующими аргументами. Приобретение автомобильных магнитол направлено на обеспечение нормальных условий труда, психологическую разгрузку водителей. В итоге повышается производительность труда (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 1 июня 2011 г. по делу № А53-15050/2010).

Начисление амортизации

Главный вопрос по амортизации машин - с какого числа ее начислять?

В бухучете - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект принят на учет в составе основных средств (п. 21 ПБУ 6/01). То есть амортизацию рассчитывают по любым машинам, пригодным к эксплуатации, даже если никто на них пока не ездит.

В налоговом учете - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода машины в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ). Дату, когда это случилось, желательно зафиксировать в акте о вводе автомобиля в эксплуатацию. Такой документ подтвердит, что компания начала использовать автомобиль. Следовательно, появилось право начислять амортизацию по нему.

Как только вы определитесь с датой начала амортизации, нужно установить срок полезного использования машины. В течение его можно будет списывать первоначальную стоимость.

По новым машинам возьмите срок из классификации основных средств (см. таблицы ниже). Там указан интервал, например, по легковым автомобилям срок может быть свыше трех до пяти лет включительно. Здесь воспользуйтесь законной хитростью - выберите минимальный срок использования, чтобы не растягивать амортизацию машины, а, наоборот, быстрее списать расходы на ее покупку.

Срок полезного использования легковушек

Срок полезного использования грузовиков

Автомобиль Срок полезного использования (код по Обще-российскому классификатору основных фондов)
Автомобили грузоподъемностью до 0,5 тонны* Свыше 3 до 5 лет включительно. В ОКОФ это код 15 3410191
Автомобили грузоподъемностью свыше 0,5 до 5 тонн включительно*, дорожные тягачи для полуприцепов (бортовые, фургоны, автомобили-тягачи, автомобили-самосвалы) Свыше 5 до 7 лет включительно. В ОКОФ это код 15 3410020
Автомобили грузоподъемностью свыше 5 тонн* Свыше 7 до 10 лет включительно. В ОКОФ это коды 15 3410195 - 15 3410197
Автомобили-тягачи седельные В ОКОФ это коды 15 3410210 - 15 3410216

* Грузоподъемность можно определить на основании ПТС (паспорт транспортного средства) или по сертификационной табличке, находящейся в машине.

Но основная сложность на практике возникает со сроком использования подержанных машин. Для них срок полезного использования можно уменьшить на период эксплуатации продавцом (п. 7 ст. 258 НК РФ). При этом транспорт нужно включить в ту же амортизационную группу, в которой он числился у продавца (п. 12 ст. 258 НК РФ). Но если бывший собственник не предоставит такую информацию, то надо будет определить срок как по новому автомобилю. А это невыгодно, поскольку срок полезного использования у них больше, чем у подержанных машин. Поэтому обязательно попросите бывшего собственника, чтобы в акте приемки-передачи машины были написаны амортизационная группа, срок полезного использования, а также фактический период эксплуатации.

Причем даже если срок использования получится менее года, автомобиль безопаснее амортизировать. Это позволит избежать претензий инспекторов. Например, компания приобрела машину. Срок полезного использования составляет 37 месяцев, срок эксплуатации продавцом - 27 месяцев. В этом случае понадобится начислять амортизацию как минимум в течение 10 месяцев.

Возможно, в учете продавца автомобиль полностью самортизирован. Тогда срок использования можно установить самостоятельно. Его может определить, например, технический специалист компании исходя из состояния автомобиля. Но устанавливать короткий срок, например месяц, чтобы списать стоимость автомобиля быстрее, не стоит. Ведь если компания при этом фактически будет эксплуатировать машину несколько лет, инспекторы посчитают расчет амортизации неверным, а налог заниженным.

Данные правила действуют и когда продавцом является предприниматель (письмо Минфина России от 6 октября 2010 г. № 03-03-06/2/172). Но если компания приобрела автомобиль у физлица, не являющегося предпринимателем, то срок полезного использования нужно определять как по новым основным средствам (письмо Минфина России от 9 октября 2012 г. № 03-03-06/1/525).

Кстати, есть законный способ сэкономить на налоге на прибыль. Для этого можно сразу же учесть в расходах 30 процентов первоначальной стоимости автомобиля в качестве амортизационной премии. И затем начислять амортизацию со стоимости, уменьшенной на сумму амортизационной премии (п. 9 ст. 258 НК РФ). Премию спишите на расходы в месяце, в котором компания стала амортизировать основное средство. Но в бухгалтерском учете начислять амортизацию по автомобилю надо в общем порядке без учета премии. Поэтому если компания применяет ПБУ 18/02, понадобится учитывать разницы.

Пример
Компания в октябре приобрела легковой автомобиль у другой организации. В этом же месяце компания зарегистрировала машину в ГИБДД и ввела в эксплуатацию. Договорная стоимость автомобиля составляет 236 000 руб., в том числе НДС - 36 000 руб. Согласно акту приемки-передачи срок полезного использования, определенный продавцом в налоговом учете, - 37 месяцев, период эксплуатации транспорта - 12 месяцев. Компания установила срок полезного использования основного средства 25 месяцев (37 - 12).

В учете бухгалтер отразил приобретение автомобиля так:

ДЕБЕТ 08 субсчет «Приобретение объектов основных средств» КРЕДИТ 60
- 200 000 руб. - отражено приобретение основного средства;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
- 36 000 руб. - учтен НДС со стоимости автомобиля;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Госпошлина» КРЕДИТ 51
- 2000 руб. - перечислена госпошлина, в том числе за выдачу свидетельства о регистрации транспортного средства и номерных знаков;

ДЕБЕТ 08 субсчет «Приобретение объектов основных средств» КРЕДИТ 68 субсчет «Госпошлина»
- 2000 руб. - включена в первоначальную стоимость автомобиля сумма госпошлины;

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08 субсчет «Приобретение объектов основных средств»
- 202 000 руб. (200 000 + 2000) - автотранспорт принят к учету в составе основных средств;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
- 36 000 руб. - принят к вычету НДС;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
- 236 000 руб. - уплачены денежные средства продавцу.

С ноября бухгалтер ежемесячно начисляет амортизацию по данному основному средству проводкой:

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 02
- 8080 руб. (202 000 руб. : 25 мес.) - начислена амортизация.

Заплатите транспортный налог

По транспортному налогу в течение года нужно перечислять авансовые платежи, если они установлены в региональном законе.

Таким образом, если компания приобрела и поставила на учет в ГИБДД автомобиль в III квартале, то может потребоваться перечислить аванс. Его рассчитывают исходя из мощности двигателя по данным паспорта транспортного средства. Кроме того, нужно учесть коэффициент, равный числу полных месяцев, в течение которых автотранспорт зарегистрирован на компанию, деленному на количество месяцев в отчетном периоде (п. 3 ст. 362 НК РФ). При этом месяц регистрации автотранспорта считается полным месяцем. Таким образом, сумму авансового платежа определите по формуле:

Сумму налога за год рассчитайте по формуле:

По итогам года налог надо заплатить в инспекцию за вычетом авансовых платежей. При расчете налога на прибыль авансовые платежи и сумму транспортного налога учитывайте в составе прочих расходов (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Пример
Воспользуемся условиями примера выше. Допустим, что мощность приобретенного автомобиля составляет 102 л. с., ставка транспортного налога равна 32 руб. Сумма налога за 2014 год составляет 816 руб. (102 л. с. x 32 руб. x 3/12).

В учете бухгалтер отразил начисление и уплату налога:

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по транспортному налогу»

816 руб. - начислен транспортный налог;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по транспортному налогу» КРЕДИТ 51

816 руб. - перечислен в бюджет транспортный налог.

Данную сумму бухгалтер включил в прочие расходы при расчете налога на прибыль за 2014 год.

Добавим, что авансовые платежи рассчитывают без учета повышающих коэффициентов для дорогостоящих автомобилей (письмо Минфина России от 11 апреля 2014 г. № 03-05-04-01/16508). Эти коэффициенты применяют только по итогам года. Отчетность по транспортному налогу сдают не позднее 1 февраля (п. 3 ст. 363.1 НК РФ). Расчеты налога за квартал составлять не нужно.

Если транспорт зарегистрирован на обособленное подразделение, налог необходимо перечислять по местонахождению этого подразделения (п. 5 ст. 83 НК РФ).

Читалка

Главная→ Читалка

Организация приобретает автомобиль. Бухгалтерский учет, налогообложение, регистрация автомобиля, учет ГСМ

Тематики: Калейдоскоп. Все грани одной темы

Показано только начало документа. Для просмотра всего текста необходимо оформить подписку на журнал АМБ-Экспресс:

Наше предприятие планирует приобрести грузовую «ГАЗель» в автосалоне по безналичному расчету.

Какие действия должны мы предпринять для постановки транспортного средства на учет, его регистрацию?

Постановка на учет автомобиля в бухгалтерском учете

Как вести бухгалтерский и налоговый учет? Водителем будет работать работник нашего предприятия, заправка бензином будет производиться с помощью карточки.

Регистрация автомобиля

Согласно постановлению Правительства РФ от 12.08.1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (в ред. от 12.08.2004 г.) собственники транспортных средств обязаны в установленном порядке зарегистрировать их в Государственной автомобильной инспекции в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение 5 суток после приобретения.

Регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, производится на основании паспортов соответствующих транспортных средств, справок-счетов, выдаваемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими торговлю транспортными средствами, либо заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.

При этом регистрация , в том числе временная, и изменение регистрационных данных транспортных средств не осуществляются без представления их собственниками или иными владельцами страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

Федеральным законом РФ от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» установлено, что при возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и тому подобном) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через пять дней после возникновения права владения им.

То есть сначала Вы должны застраховать приобретенный автомобиль, а затем зарегистрировать его в Госавтоинспекции.

Бухгалтерский учет

Приобретенный организацией автомобиль в целях бухгалтерского учета признается основным средством.

Согласно ПБУ 6/01 «Учет основных средств» , утвержденного приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. № 26н, основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

Первоначальной стоимостью основных средств , приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются, в частности:

суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), а также суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования;

суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;

таможенные пошлины и таможенные сборы;

невозмещаемые налоги, государственная пошлина, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;

вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;

иные затраты, непосредственно связанные с приобретением объекта основных средств.

При этом не включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение или изготовление основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств.

Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект .

Принятие к бухгалтерскому учету приобретенного автомобиля и ввод его в эксплуатацию оформляется актом о приеме-передаче объекта основных средств по унифицированной форме № ОС-1 , утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 г. № 7. В случаях приобретения автомобиля через сеть розничной торговли раздел 1 акта не заполняется.

Данные приема объекта в состав основных средств вносятся в инвентарную карточку (книгу) учета объектов основных средств (форма № ОС-6 ).

Регистрация автомобиля на ООО влечет за собой необходимость заключения официального договора с покупателем. Нужно будет отразить и расходы в учете предприятия.

Бухгалтерский и налоговый учет автотранспорта

Ситуация будет иметь свои плюсы и минусы, причем многое будет зависеть от того, кто является продавцом машины - обычный гражданин или предприниматель, организация.

Документальное оформление сделки

Организации постоянно совершают сделки по закупке товаров, материалов. Чуть реже они сталкиваются с необходимостью закупки основных средств. Одной из разновидностей являются транспортные средства.

Зачастую ООО совершают сделки внутри предприятия, покупая машины у учредителей, руководителей или простых сотрудников фирмы. Но иногда все происходит по иному сценарию. Например, объявление о продаже может быть найдено в обычной газете. В этом случае продавцами становятся:

  • граждане;
  • иные организации.

Если продавец не имеет никакого отношения к бизнесу (не является ИП), то заключать договор купли-продажи необязательно. Достаточно будет закупочного акта. Но в нем обязательно нужно прописывать условия сделки и стоимость автомобиля, реквизиты покупателя и продавца. Таким образом, при покупке машины у физического лица бумажная волокита будет минимальной.

А вот покупку у другой организации нужно будет оформлять в форме договора купли-продажи. Дополнительно понадобится заполнить акт приемки-передачи.

Учесть на балансе можно будет только ту сумму, которая прописана в договоре или закупочном акте.

Дополнительно придется задокументировать факт передачи средств. Тут возможно несколько вариантов:

  1. если деньги выдаются из кассы, то составляется кассовый ордер;
  2. при безналичной оплате потребуется платежное поручение и выписка из банка покупателя.

Расплачиваться с физическими лицами и другими компаниями можно без ограничения по суммам. А если продавец является ИП, то отдать ему на руки больше 100000 рублей за раз нельзя.

Особенности учета НДС, налоги и штрафы

Любая организация, приобретающая автомобиль, заинтересована в том, чтобы в документах был выделен НДС. В противном случае принять его к вычету нельзя. Зато начислять его впоследствии во время продажи транспортного средства придется, что является существенным недостатком.

С этой точки зрения заключать договор выгоднее с другими компаниями. Они могут выделить НДС, в отличие от обычного гражданина.

Приятным бонусом является то, что амортизация по транспортным средствам учитывается на балансе. Соответствующие суммы можно списать на расходы, а значит, снизить конечный размер налога на прибыль.

При записи автомобиля на ООО придется платить налог на имущество, который можно будет учесть в финансовом результате. А вот штрафы за нарушение ПДД окажутся у организаций выше, чем у физических лиц. Но, как правило, при остановке гаишниками они выписываются на водителя, а при регистрации нарушения камерами - на ООО.

Право использования авто

Просто так взять машину предприятия не получится. Необходимо будет выписать на конкретное лицо доверенность. Зато путевые листы использовать совсем необязательно.

Существенным недостатком является то, что ни один из сотрудников компании или его учредитель не имеет права использовать автомобиль компании в личных целях. В противном случае имеет место быть получение личной материальной выгоды, которая подлежит налогообложению.

Подведем итоги

В оформлении автомобиля на ООО существует немало нюансов. Их необходимо учитывать при заключении договора. Если организация хочет принять в зачет НДС, то при покупке машины у физического лица имеет смысл привлечь к сделке посредника.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему , то спросите об этом нашего дежурного юриста онлайн. Это быстро, удобно и бесплатно !

или по телефону:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

Продажа транспортного средства организацией

N ЕД-4-3/13609@

О ПРИНЯТИИ К УЧЕТУ АВТОМОБИЛЯ В КАЧЕСТВЕ ОСНОВНОГО СРЕДСТВА

Федеральная налоговая служба в связи с поступающими запросами налоговых органов и индивидуальных предпринимателей о порядке принятия к учету автомобиля в качестве основного средства, приобретенного физическим лицом до государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего предпринимательскую деятельность на общей системе налогообложения, сообщает следующее.

Согласно Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности, при исчислении налоговой базы в соответствии с Кодекса имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному "Налог на прибыль организаций" Кодекса.

Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей на основании Кодекса утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430 (далее — Порядок).

В соответствии с подпунктом 4 пункта 15 Порядка амортизация учитывается в составе расходов в суммах, начисленных за налоговый период. При этом начисление амортизации производится только на принадлежащее индивидуальному предпринимателю на праве собственности имущество, непосредственно используемое для осуществления предпринимательской деятельности и приобретенное за плату.

Согласно Постановлениям ФАС УО от 25.02.2010 , ФАС ЗСО от 25.01.2010 по делу и ФАС СЗО от 18.03.2008 по делу использование предпринимателем имущества в личных целях до начала ведения деятельности не лишает его права включать стоимость имущества в налоговые расходы. А тот факт, что имущество было приобретено еще до начала ведения предпринимательской деятельности, не имеет значения. Начисление амортизации по основным средствам начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в использование.

Судами сделан вывод, что имущество должно использоваться для предпринимательской деятельности, а не приобретаться в период ее ведения.

и Порядком не установлено, что начисление амортизации производится только по основным средствам, которые приобретены физическим лицом после регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

По мнению ФНС России, вне зависимости от времени приобретения основного средства индивидуальный предприниматель вправе начислять по нему амортизацию, в случае использования основного средства для извлечения дохода от предпринимательской деятельности.

Индивидуальный предприниматель вправе принять автомобиль к учету в качестве основного средства. Подтверждением может быть акт о приеме-передаче объекта основных средств и инвентарная карточка, введение в эксплуатацию данного автомобиля (приказ, путевые листы об использовании автомобиля и т.д.).

Согласно пункту 37 раздела IX Порядка амортизируемое имущество, используемое для осуществления предпринимательской деятельности, принимается на учет по первоначальной стоимости, определяемой в соответствии с разделами VII и VIII Порядка.

В соответствии с пунктом 44 Порядка индивидуальные предприниматели, приобретающие объекты основных средств, бывшие в употреблении, вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество месяцев эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками.

Таким образом, индивидуальный предприниматель вправе уменьшить срок полезного использования основного средства, бывшего в употреблении, на количество лет (месяцев) его эксплуатации собственником (физическим лицом), в том числе до регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Кроме того, должны быть документы, подтверждающие приобретение автомобиля физическим лицом (договор купли-продажи, платежные документы об оплате стоимости автомобиля), а также технический паспорт автомобиля.

Доведите данное разъяснение, согласованное с Департаментом налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, до нижестоящих налоговых органов.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации