НДПИ (расшифровка аббревиатуры – налог на добычу полезных ископаемых) подлежит начислению и уплате лицами, у которых имеется лицензия на пользование участком с целью добычи в его недрах полезных ископаемых. Стандарты расчета и правила применения регламентированы Налоговым кодексом.
Добываемые полезные ископаемые могут быть разделены на такие группы:
Полный перечень указан в ст. 337 НК РФ. Объект налогообложения НДПИ – объем добываемых полезных ископаемых на территории РФ и за ее границами (ст. 336 НК РФ). Не подлежит обложению налогом сырье, полученное из источников, которые не состоят на государственном учете и не являются для государственных структур балансовыми. Сырье из этой категории недр могут добываться предпринимателем для удовлетворения собственных нужд.
Для расчета суммы налоговых обязательств применяются две шкалы ставок:
В п. 1 ст. 342 НК РФ приведен список ископаемых с предусмотренной для них нулевой ставкой налога. Расчет обязательств производится по каждому налоговому периоду – он равен календарному месяцу.
Законом от 30 сентября 2017 г. № 286-ФЗ внесены изменения в НК РФ. В части налога на добычу горючего природного газа предусмотрен налоговый вычет. Для получения вычета надо соблюсти несколько требований:
Размер вычета соответствует величине фактически понесенных затрат на объекты основных средств, но не может быть выше предельного значения льготы (0,9 х сумма налога).
Налогооблагаемая сумма выводится налогоплательщиком самостоятельно. Расчеты производятся отдельно по каждому типу сырья. Стоимость сырья вычисляется:
Налоговая база по НДПИ определяется как количество ископаемых, которые были добыты предприятием, или стоимость полученного добывающими организациями сырья. На количественные показатели надо ориентироваться при разработке нефтяных месторождений, газовых, угольных, норма распространяется на многокомпонентные руды в Красноярском крае. Стоимостные значения используются в расчетах для добычи других видов ископаемых и углеводородного сырья на морских участках месторождений (нефть, газ).
Суммарное значение налога высчитывается путем перемножения налоговой базы со ставкой, которая закреплена за соответствующим видом сырья. Для добываемой нефти налог надо рассчитывать по обессоленной, обезвоженной и стабилизированной разновидности сырья. Для нефтяного материала характерно использование в формуле подсчета специфической ставки налога, которая дополнительно корректируется на условия добычи при помощи показателя Дм и динамику общемировых цен (через коэффициент Кц). Формула расчета НДПИ на нефть в 2018 году:
Налоговая база в тоннах х (ставка х Кц – показатель Дм).
Производить вычисления надо ежемесячно, данные показываются отдельно по налоговым периодам без накопления. Расчет НДПИ на нефть – пример основывается на ставке, действующей в 2017 году. Она равна 919 руб. за каждую тонну сырья. Вычисление коэффициентов – самая сложная часть работы. Они определяются по формулам:
Пример расчета НДПИ при условии добычи в октябре 2017 года 17 000 тонн баррелей нефти:
НДПИ составит 63 812 560 рублей за октябрь (17 000 х (919 х 9,1484 – (559 х 9,1484 х (1 –0,3 х 1 х 1 х 0,3 х 1)))).
Налог на добычу полезных ископаемых в 2018 году для нефтяников планируется дополнить новым показателем НДД, который будет ориентироваться на получаемые доходы. Перейти на обновленные нормативы налогообложения сразу все предприятия не смогут – перевод будет постепенным, регулировать очередность будет Минфин.
НДПИ на газ определяется по фиксированному размеру ставки, назначенной для каждого кубометра сырья. В расчетах используется набор специальных коэффициентов:
НДПИ на золото облагается по процентной шкале ставки, равной 6% (для остальных драгоценных металлов действует ставка 6,5%). Объем добытого металла определяется по условиям ст. 339 НК РФ. Налоговая база рассчитывается как произведение цены единицы сырья и его общего количества, которое было найдено за месяц. Срок уплаты налога на добычу полезных ископаемых установлен ст. 344 НК. Погасить налоговое обязательство надо до 25 числа в месяце, следующем за окончившимся налоговым периодом.
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) – платеж в казну страны, перечисляемый за эксплуатацию ископаемых и недр для извлечения коммерческой выгоды. НДПИ является косвенным налогом, поскольку сумма в счет его уплаты перечисляется в бюджет того региона, на территории которого находятся разрабатываемые земли.
Объектами обложения данным видом налогового сбора являются полезные ископаемые, которые:
НДПИ не будут облагаться полезные ископаемые:
Размер НДПИ может быть вычислен по спец. ставкам, льготным, или адвалорным. Формулы расчета НДПИ зависят от метода исчисления суммы налога.
НДПИ = КТ х С , где:
КТ – количество, исчисляемое в тоннах,
С – ставка по налогу.
Размер ставки колеблется от 11 до 553 рублей , смотря о каком ископаемом идет речь, и выражается в руб/т. Может применяться льготная ставка 0%.
НДПИ = СИ х С , где
СИ – стоимость полученного ископаемого,
С – ставка.
Диапазон ставок – от 0 до 8% , в зависимости от типа ископаемых.
Для уплаты НДПИ по добыче нефти, она обязана быть:
В целях расчета налога для нефти утверждена особая ставка НДПИ (руб/т.), но ее величина обязательно корректируется на несколько видов коэффициентов, определяемых самим плательщиком НДПИ:
Формула для вычисления Кц:
Кц = (Ц – 15) х Р: 261 , где:
Ц ($/барр.) – усредненный показатель мировой цены на нефть за месяц (для расчета берется нефть “Юралс”);
Р – усредненное отношение $/руб.
Налогооблагаемая база НДПИ по песку исчисляется на общих основаниях, а стоимость его рассчитывается следующим образом:
Налоговая ставка в данном случае равна 5,5% .
А если ИП добывает общераспространенный песок в своих личных целях, налог не платится вовсе.
Получение угля также облагается НДПИ по фикс-ной ставке (руб/т.).
Ее величина может изменяться, смотря какой уголь добывается:
Также возможна корректировка ставки на один из коэффициентов-дефляторов (по желанию плательщика НДПИ):
Можно организовать учет затрат, связанных с охраной труда, при расчете налога на прибыль или НДПИ.
Величина коэффициента может быть установлена на усмотрение плательщика, однако не должен превышать 0,3.
Ставка 0% применяется в отношении:
Налогооблагаемая база по драг. металлам, добытым из коренных руд, а также россыпных и техногенных месторождений, вычисляется на основании цены на их химически чистые элементы:
Налоговая ставка, установленная по НДПИ для золота, равняется 6%.
НБ = КЗ * Цед. , где:
НБ – налогооблагаемая база (стоимость добытого золота),
КЗ – кол-во найденного в недрах золота,
Цед. – цена за единицу золота (формула приведена ниже).
Цед = ДЧ * СП – ЗА – ЗП: КП , где:
Цед – цена за единицу золота, которое удалось добыть;
ДЧ – доля в обнаруженном в недрах полезном ископаемом химически чистого золота;
СП – стоимость проданного хим. чистого золота (не учитывая НДС);
ЗА – затраты по аффинажу (очистке от примесей);
ЗП – затраты на поставку закупщику;
КП – кол-во проданного за месяц золота.
Нюансы расчета количества добытого золота прописаны в пп. 4, 5 ст. 339 НК РФ.
Налогооблагаемая база будет также вычисляться на основании стоимости полезного ископаемого, в данном случае – минеральных вод. Если предполагается использовать метод расчета базы по НДПИ на основании сложившихся цен продажи, не беря во внимание субсидии, цену для продаж необходимо сначала уменьшить на размер субсидий. Если в нынешнем периоде продажи минеральной воды отсутствовали, можно применять цены продаж прошлого месяца.
Налоговая ставка по НДПИ на минеральную воду утверждена на уровне 7,5%.
Понадобится обозначить количество добытой воды, вычислить которое можно также, как при расчете налога по нефти и газу.
НБ = КВ * Цед. , где:
НБ – налогооблагаемая база НДПИ и стоимость добытой воды;
КВ – количество добытой минеральной воды;
Цед. – цена за единицу измерения минеральных вод (формула представлена ниже).
Цед. = ЦП – ЗП: КП , где:
ЦП – цена проданной воды (без учета НДС и акцизов),
ЗП – затраты на поставку закупщику,
КП – количество проданной за период воды.
Представление налогооблагаемой базы по НДПИ зависит от видов добываемых ископаемых и может иметь:
Чтобы перечислять суммы НДПИ, вычисленные на основании стоимости предмета добычи, нужно обозначить цену и провести ее оценку. Существуют следующие методы оценки стоимости полезных ископаемых в целях определения размера НДПИ:
Когда стоимость выяснена, нужно рассчитать цену единицы полезного ископаемого как доход от продаж поделенный на количество реализованных ископаемых. Наконец, для обозначения налогооблагаемой базы НДПИ, нужно количество полезного ископаемого, которое удалось добыть, умножить на цену единицы товара.
Коды бюджетной классификации на добычу полезных ископаемых следующие:
Полезное ископаемое | КБК по налогу (по пеням, по штрафам) |
Природные алмазы | 18210701050011(2,3) 000110 |
Нефть | 18210701011011(2,3) 000110 |
Газ | 18210701012011(2,3) 000110 |
Газовый конденсат | 18210701013011(2,3) 000110 |
Уголь | 18210701060011(2,3) 000110 |
Общераспространенные ископаемые | 18210701020011(2,3) 000110 |
Добытые в континентальном шельфе | 18210701040011(2,3) 000110 |
Прочие | 18210701030011(2,3) 000110 |
Адвалорные ставки исчисляются в % и характеризуются стоимостью полезных ископаемых, добытых за месяц (налоговый период). Такие ставки находятся в диапазоне от 0 до 8%.
Полезное ископаемое | Ставка (%) |
Минеральная и подземная вода, попутный газ и прочие ископаемые, находящиеся в перечне п. 1 ст. 342 НК РФ | 0 |
Калийные соли | 3,8 |
Руды (апатит-нефелиновые, апатитовые, фосфоритовые), горючий сланец, торф | 4 |
Кондиционные руды черных металлов | 4,8 |
Бокситы, нефелины, неметаллическое сырье (для строительства), радиоактивные металлы | 5,5 |
Концентраты и золотосодержащие полупродукты, горнорудное неметаллическое сырье | 6 |
Концентраты и полупродукты, содержащие др. драгметаллы | 6,5 |
Лечебная грязь, минеральная вода | 7,5 |
Редкие металлы, природные алмазы, кондиционные руды цвет. металлов | 8 |
Затраты на поставки составили 688 515 рублей.
Ставка НДПИ по песку – 5,5%.
Стоимость полного объема песка, который удалось добыть:
(17 500 х (371 – 51) + 14 000 х (392 – 55)) – 688 515 = 9 629 485 рублей
Цена за 1 тонну:
9 629 485: (17 500 + 14 000) = 306 рублей
Налогооблагаемая база НДПИ:
306 х 33 455 = 10 237 230 рубля
НДПИ к перечислению за месяц:
10 237 230 х 5,5% = 563 047, 65 рублей.
Законодательные акты представлены следующими документами:
гл. 26 НК РФ,
Постановление Правительства от 29.04.2003 года № 249 | Порядок и уплата налога на добычу полезных ископаемых |
Приказ МНС России от 31.12.2003 года № БГ-3-09/731 | Об уплате НДПИ в бюджет региона нахождения земельного участка, используемого для добычи полезных ископаемых |
ст. 337 НК РФ | О признании в целях налогообложения полезными ископаемыми только тех ископаемых, которые можно добыть |
ст. 341 НК РФ | О налоговом периоде (месяц) НДПИ |
ст. 342.2 НК РФ | Особенности налогообложения нефти |
ст. 342.4 НК РФ | Порядок расчета специфических коэффициентов для вычисления НДПИ по особым категориям полезных ископаемых |
Ошибка № 1: Компания, занимающаяся добычей полезных ископаемых, работает на разных участках земли, расположенных в разных регионах РФ. Фирма уплачивает НДПИ в полном объеме за работу на обоих участках по месту регистрации предприятия.
Борьба нефтяников (и поддержавшего их Минэнерго) за получение налоговых льгот на добычу на обводненных месторождениях закончилась неожиданно, хотя и предсказуемо: льготы на 10 лет в общем размере в 350 млрд. рублей получила «Роснефть», и на этом вопрос был закрыт.
Почему именно «Роснефть»? У других нефтяных компаний тоже есть много обводненных месторождений. Это вызвало у них негодование, и, по сообщению СМИ, конкуренты «Роснефти» написали письмо премьеру Медведеву с запросом на предоставление им таких же льгот.
В связи с этой ситуацией у непосвященного человека встает вопрос, почему то тем, то другим компаниям постоянно выдаются какие-то льготы? Почему нельзя придумать стройную систему, которая однообразно и беспристрастно применялась бы к российским компаниям безо всяких исключений и уловок? Каким образом вообще работает налогообложение нефтяной отрасли в России?
В Российской Федерации все полезные ископаемые принадлежат государству. Правительство выдает добывающим компаниям лицензии на эксплуатацию месторождений, за которую они платят некоторую - обычно не очень большую - сумму.
После того, как начинается добыча, государство взимает с добывающих компаний определенную сумму за каждую единицу добытого из-под земли полезного ископаемого. Это и есть налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
Таким образом, НДПИ является аналогом «роялти» - оплаты государству-собственнику за приобретенные у него ресурсы, в нашем случае нефть.
Однако в России есть еще один чисто «нефтяной налог» - экспортные пошлины, которыми облагаются продажи нефти за границу. Разумеется, нефть, продаваемая внутри страны, или отправляемая на НПЗ, экспортными пошлинами не облагается.
Есть еще и обыкновенные корпоративные налоги, которыми облагаются нефтяные компании - налог на прибыль, налог на имущество и прочие. Они тоже приносят достаточно денег в казну, но в несколько раз меньше, чем чисто «нефтяные» НДПИ и пошлины на экспорт.
Наконец, существуют и акцизы на бензин, дизельное топливо, и некоторые другие нефтепродукты. Впрочем, часто акцизы рассматриваются правительством скорее как средство быстрого и легкого изъятия денег у населения, нежели чем как часть системы налогообложения нефтяной отрасли.
Пару лет назад правительство РФ решило провести так называемый «налоговый маневр». Смысл этого мероприятия, которое проводилось в несколько этапов на протяжении 2015–2017 годов, был в том, что размер экспортных пошлин снижался с одновременным повышением ставки НДПИ.
В рамках «налогового маневра» также были пересмотрены экспортные пошлины на нефтепродукты - размер этих пошлин был и остается привязанным к пошлинам на сырую нефть. Ставки для темных нефтепродуктов, таких как мазут и битум, в рамках «маневра» были повышены. С начала 2017 года они составляют 100% от пошлин на нефть. Ставки для светлых нефтепродуктов были снижены, например, по товарному бензину с 2017 года они были снижены с 78% в 2015 году до 30% в 2017.
Таким решением правительство пыталось поощрить нефтяные компании модернизировать свои НПЗ. До этого, как подозревало начальство, нефтепереработка активно использовалась для обхода экспортных пошлин - за границу гнался не требующий глубокой переработки мазут, экспортные пошлины на который в то время были значительно ниже, чем пошлины на нефть.
Не все НПЗ, однако, модернизированы к настоящему времени в силу разных причин – от отсутствия денег до невыгодности инвестиций из-за расположения производства вдали от рынков сбыта. Так что в результате «маневра» многие нефтеперерабатывающие производства стали глубоко убыточными.
Существует мнение, что процесс в рамках «налогового маневра» надо продолжать, и постепенно совсем отказаться от экспортных пошлин. Экспортные пошлины считаются анахронизмом, несовместимым с истинно свободным рынком. Почти ни в одной другой стране их нет. В России их отменяли еще в глубоких девяностых под давлением МВФ, но потом опять вынуждены были ввести из фискальных соображений.
Другие эксперты указывают на опасность того, что окончательная отмена пошлин может привести к серьезным трудностям в отечественной нефтеперерабатывающей отрасли и стать причиной периодических кризисов дефицита на внутреннем бензиновом рынке. Ведь нефтяные компании могут посчитать нужным сконцентрироваться на экспорте в ущерб переработке.
Прибыльность бизнеса переработки вообще невысока по сравнению с добычей и продажей сырой нефти. Если посмотреть финансовые отчеты нефтяных компаний, то можно увидеть, что EBITDA добычи обычно в несколько раз выше EBITDA переработки - если последняя вообще положительна. И это несмотря на то, что крупные российские компании в среднем обычно направляют на НПЗ около половины своей добытой нефти.
Причин недостаточной прибыльности переработки много, и основные это избыток мощностей и политика государства, заключающаяся в фактическом регулировании розничных цен на бензин и другое топливо. Оставаться отрасли на плаву позволял экспорт, в том числе мазута - примерно половина произведенных в России нефтепродуктов экспортируются.
Понятно, что в таких условиях при отмене экспортных пошлин на сырую нефть многие нефтяные компании предпочли бы просто забросить нефтепереработку. Даже если бы правительство вдруг решило отменить контроль над ценами на бензин, низкая покупательная способность населения не позволила бы выколотить из внутреннего рынка большого дополнительного дохода. Кроме того, есть мнение, что рынок бензина очень эластичен - что означает, что даже небольшое повышение цен на него приведет к значительному падению продаж.
Зачем вообще был нужен этот «налоговый маневр»? Понятно, что экспортные пошлины это плохо, но зачем в условиях де-факто регулируемой отрасли притворяться, что у нас свободный рынок и фактически выступать за увеличение цен на нефть внутри страны до уровня рынка внешнего?
Одной из главных причин изменения налоговой системы официально называют таможенный союз с Белоруссией и Казахстаном. У этих стран экспортные пошлины ниже, чем в РФ, а, стало быть, в условиях высоких российских экспортных пошлин существует риск того, что нефть начнут массово гнать за границу через наших соседей в ущерб российскому бюджету. Если этот аргумент и в самом деле был основным для принятия решения, это как раз такой случай, когда уместно сказать, что «хвост вертит собакой».
Увенчался ли успехом этот «налоговый маневр» правительства и как он повлиял на отрасль, трудно сказать. Он замышлялся, когда мировые цены на нефть превышали 100 долларов за баррель. Новые экономические реалии и международные санкции изменили положение дел нефтяной отрасли настолько сильно, что последствия этого «маневра» просто затерялись под ворохом новых проблем.
Для расчета ставки НДПИ применяется формула, которая в свой состав включает текущую рыночную цену на нефть на мировых рынках и курс рубля к доллару. Ставка налога умножается на тонну добытой нефти. По состоянию на 2017 году формула была такой:
919 x Кц – Дм
Где 919 рублей - это базовая ставка, Кц - коэффициент, отражающий мировую рыночную стоимость нефти, а Дм - это разные льготы, о которых поговорим ниже. Коэффициент Кц пересчитывается каждый месяц следующим образом:
где Ц – эта средняя за налоговый период цена нефти сорта «Юралс» за баррель. Эта ставка публикуется раз в месяц правительством России на основании данных ценового агентства Argus. Таким образом, если цена за баррель «Юралс» составит 15 долларов или ниже, ставка НДПИ составит ноль рублей;
Р – это среднее значение курса рубля к доллару за налоговый период.
Что означает коэффициент 261 в формуле? Это произведение минимальной цены на нефть в 9 долларов и курс рубля в 29 рублей, установленные в формуле, рассчитанной более десятилетия назад для фискального 2005 года. С тех пор эти показатели изменились, а коэффициент остался тем же. Формула НДПИ, таким образом, отвязалась от реального мира и превратилась просто в некий фискальный коэффициент.
Арифметически можно подсчитать, что в связи с девальвацией рубля в два раза фиксация этого коэффициента привела к росту ставки налога тоже в два раза. Получился своего рода налог на девальвацию. Логика, возможно, была такая - раз для сохранения благополучия нефтяников обронили курс рубля, обобрав все остальное население, будьте добры, поделитесь с государством соответствующими дополнительными доходами.
Для примера рассчитаем базовую ставку НДПИ по состоянию на август 2017 года. Согласно письму ФНС РФ от 18 сентября 2017 года «О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за август 2017 года» (пунктуация названия письма в оригинале соблюдена):
Федеральная налоговая служба доводит для использования в работе данные, применяемые для расчета налога на добычу полезных ископаемых в отношении нефти, за август 2017 года: средний уровень цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья - 51,15 долл. США за баррель (Российская газета от 15.09.2017 N 208 (7374)); среднее значение курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации, за все дни налогового периода - 59,6497; значение коэффициента Кц - 8,2618.
Таким образом, в августе 2017 года базовая ставка НДПИ составила 919 х 8,2618 = 7592,59 рублей за тонну нефти, или примерно 17 долларов за баррель.
Экспортные пошлины на сырую нефть рассчитываются в зависимости от среднего за месяц уровня цен на нефть «Юралс», публикуемой правительством.
Так, при превышении цены уровня 25 долларов за баррель, пошлина составит: 4 доллара + 30 процентов от суммы, превышающей порог в 25 долларов.
Например, в августе 2017 года, согласно письму Минфина, средняя цена «Юралз» составила 45,65955 долларов за баррель, следовательно, ставка пошлина была установлена в размере 4 + (45,65955 – 25) х,30 = 10,2 долларов за баррель.
Заметьте, что в этих примерах ставка НДПИ за август 2017 года рассчитывалась на основе базовой цены нефти «Юралз» в 51,15 долларов, а ставка экспортных пошлин – на основе цены 45,65955 долларов. Это происходит потому, что экспортные пошлины устанавливаются за один месяц до налогового периода - в нашем случае информация о пошлине была опубликована Минфином 17 июля на основании рыночных данных за период с 15 июня до 15 июля.
Этот эффект называется в народе «ножницами Кудрина» - в условиях падения цен на нефть нефтяные компании вынуждены еще довольно длительное время оплачивать пошлины на основе предыдущего, высокого уровня цен. Впрочем, в условиях роста цен компании, наоборот, обогащаются за счет этих «ножниц».
В прошлом 2016 году (до завершения последнего «налогового» маневра) ставки были другим. НДПИ был ниже - базовая сумма составляла 857 вместо 919 рублей, а экспортные пошлины выше - вместо 30% использовалась ставка 42%.
Рассчитаем, сколько в сегодняшних рыночных условиях компании платили бы налогов, если бы оставались в силе ставки прошлого года:
НДПИ и экспортная пошлина с 1 барреля нефти в условиях августа 2017 года
Таким образом, в 2017 году компании сэкономили 1,4 доллара на одном барреле экспортируемой нефти. На нефти, используемой на внутреннем рынке, компании потеряли 1,1 доллара на баррель. Впрочем, те, кто успел модернизировать свои НПЗ, могли переработать эту внутреннюю нефть в бензин и отправить за границу - экспортные пошлины на светлые нефтепродукты, как мы уже указали, были снижены.
У системы НДПИ есть крупный недостаток, наверняка сразу вам бросившийся в глаза. Дело в том, что этот налог не делает никакой разницы между тем, в каких условиях, и какого качества нефть добывается. Тяжелая или легкая, сернистая или «сладкая», добываемая в Поволжье или в Сибири за полярным кругом, обводненная на 99% или из новой скважины - для НДПИ это все равно. Себестоимость добычи и транспортировки может различаться в разы, а налог останется одним и тем же. Не учтено даже разное соотношение между баррелем и тонной по разным сортам нефти.
Естественно, такое положение ставит компании и отдельные месторождения в неравные условия. В результате компании все время стремятся выхлопотать себе разного рода льготы, которых накопилось очень большое количество. По некоторым данным, в настоящее время по базовой ставке НДПИ облагаются только 60 % добытой в России нефти. Общий объем льгот только по этому налогу в 2016 году составил около 400 млрд. рублей. Новые льготы для «Роснефти» добавят к этой сумме 35 млрд. рублей, то есть около 9%.
Какие сейчас существуют конкретные льготы по НДПИ ?
Такой порядок расчета налога установлен в отношении добычи на новых морских месторождениях (то есть тех, где добыча началась с 1 января 2016 года). Законом устанавливаются разные ставки в зависимости от месторасположения добычи - от 5% до 30%. Например, нефть, добытая в Печорском и Каспийском море, облагается по ставке 15%. В настоящее время под эту льготу подпадает одно только месторождение им. Филановского на Каспийском море, принадлежащее «Лукойлу».
Скидка с НДПИ в расчете на одну добытую тонну нефти рассчитывается по следующей формуле в 2017 году:
Д м = 559 x К ц x (1 — К в x К з x К д x К дв x К кан) — 306
где Кц = (Ц-15) х Р/26, что нам уже известно, а 559 и 306 – чисто фискальные коэффициенты. К в, К з, К д, К дв, К кан — это и есть коэффициенты конкретных льготы.
Льготы могут использоваться одновременно, но они не складываются, а умножаются - то есть, грубо говоря, каждая последующая льгота применяется к уже уменьшенному результату формулы. В августе 2017 года максимально возможная льгота по всем вместе взятым основаниям составляла 559 х 8,2618 — 306 = 4 312,35 рублей за тонну, что составляет около 57% от базовой ставки, или 9,7 долларов за баррель.
Конкретные льготы таковы:
Существуют льготы и по экспортной пошлине на нефть.
От экспортных пошлин полностью освобождается произведенная при разработке морского месторождения нефть.
Кроме того, законодательство уполномочивает правительство РФ устанавливать отдельные льготы по экспортной пошлине для следующих категорий нефти:
Существует постановление правительства, в котором перечисляются конкретные месторождения, к которым применяются эти льготы. На настоящее время в списке находятся 30 месторождений, в том числе газоконденсатных. Установлены ограничения по количеству нефти, которое можно вывезти с применением льгот, однако по некоторым месторождениям из этого списка количество нефти определено как «ноль».
Ст = (Ц – 182,5) х 0.3 – 56,57 – Ц x 0,14 ,
где Ц – мировая рыночная цена одной тонны нефти «Юралз».
По состоянию на август 2017 года результат такой формулы составлял отрицательное значение, а значит, фактический размер такой льготной пошлины составит ноль. Положительный результат формулы появится только при ценах на нефть выше 95 долларов за баррель.
Посмотрим на реальную налоговую нагрузку крупнейших нефтяных компаний в первой половине 2017 года и выясним, кто из них использует больше всего льгот. Для этого разделим весь уплаченный компанией НДПИ на объем нефти, добытой непосредственно компанией или её дочерними предприятиями за тот же период. Это будет несколько приблизительным показателем, так как НДПИ платится еще и за добытый компанией газ, но в целом представление о налоговой нагрузке мы получить сможем.
Очевидно, что неоспоримым чемпионом по льготам является «Газпром нефть». За это компания должна быть благодарна прежде всего своим арктическим проектам - «Новопортовское» и «Приразломное», которые во втором квартале 2017 года были источником 45% экспортных поступлений. Льготы внесли немалый вклад в финансовые результаты этой весьма прибыльной компании.
«Роснефть» и «Лукойл» делят второе место, но льготы по обводненным месторождениям помогут государственной компании выбиться вперед - по нашим расчетам, после применения этой льготы фактическая средняя ставка НДПИ «Роснефти» составит 845 рублей, то есть ниже, чем у всех других компаний.
«Сургутнефтегаз», к сожалению, не раскрыл информации по объему экспорту нефти во втором квартале, поэтому мы не смогли полностью подсчитать его нагрузку. А жаль - компания добывает довольно много нефти в Восточной Сибири, не облагаемой экспортными пошлинами - на Талаканском и Алинском месторождениях.
Как видно, действующая система налогообложения нефтяных компаний в России в высшей степени непрозрачна, запутана, непредсказуема, а также во многих случаях несправедлива. А ведь налоги являются важнейшим фактором, влияющим на прибыльность нефтяных компаний.
Существующие законы не дают возможности применять единообразный беспристрастный подход ко всем компаниям. Нефтяники постоянно выбивают себе разного рода льготы и послабления, выигрывает тот, кто обладает более солидным «административным ресурсом».
Нельзя сказать, что они все эти льготы не заслужили - в некоторых случаях без особого налогового режима конкретные проекты не были бы запущены вообще, так как они в ином случае были бы малоприбыльны или совсем убыточны. Однако иногда - как в последнем случае с «Роснефтью» - мотивация принятия решений вызывает недоумение.
Кроме того, текущая налоговая система весьма негибка. Например, почти каждую фактически индивидуальную льготу для отдельной компании по НДПИ вносят в виде изменения в Налоговый кодекс. Только дисциплинированность Государственной Думы, всегда быстро и послушно голосующей за предложения правительства, помогает компаниям оперативно добиться необходимого им регулирования.
Неплохо было бы определиться и со стратегией и целью налоговой политики. В каких случаях имеет смысл давать возможность компаниям выкачивать из недр нефть принадлежащую всем гражданам России совсем бесплатно? Ни государство, ни граждане не получают от этого ничего - с таким же успехом эту нефть могли бы качать и забирать себе какие-нибудь американцы или китайцы.
Надо сказать, что в правительстве понимают недостатки существующей системы налогообложения. Поэтому уже на протяжении длительного времени идут дискуссии о коренном изменении фискальной системы. Так, разрабатывается система, при которой облагаться налогом будет уже конкретный финансовый результат нефтяной компании.
Новый налог, под названием «налог на добавленный доход», возможно, будет запущен уже в 2018 году в пилотном режиме в отношении отдельных месторождений. Остается только вопрос, кто и как будет считать финансовый результат, и не будут ли компании заинтересованы в том, чтобы этот результат занизить. Способов «творчески» отнестись к учету затрат множество, а аудиторы не всегда решаются выступать против интересов своих клиентов.
Руслан Халиуллин
Налог на добычу полезных ископаемых по ставке в 2017 году обязателен для тех или юридических лиц, которые занимаются добычей недр в согласии с определением законодательства.
Осуществление выплат производится согласно главе 26 Налогового Кодекса РФ . Элементы налогообложения включают в себя порядок уплаты, плательщиков, налоговую базу, процентную ставку.
Недра предоставляются в пользование, когда предпринимателем получена лицензия на осуществление разработок.
Она включает в себя основной документ на официальном бланке с гербом РФ и приложения, которые регулируют условия добычи. Последние могут иметь графическую или текстовую форму.
Налоговая ставка для добычи полезных ископаемых определяется статьей 342 НК РФ . Она варьируется от 0 до 16,5 процента. Определяющими факторами можно назвать:
Установленные налоговые ставки можно разделить на два типа. Адвалорные измеряют в процентах, здесь налоговой базой считается стоимость полученных полезных ископаемых.
Этот тип ставок применяется для большинства видов. Специфические ставки исчисляются в стоимости за тонну.
В этом случае налоговая база – количество полученных ископаемых. Применяются специфические ставки для некоторых видов, например, нефти и газа.
Льготная ставка 0% предназначена при добыче следующих видов полезных ископаемых:
При начислении налоговых выплат для газа также предусмотрен ряд корректирующих величин. Они показывают единицу топлива (Еут), сложность работ по извлечению ресурса (Кс). Дополнительно применяется корректирующее число, обозначаемое Ккм.
Ставка налога на добычу полезных ископаемых зависит не только от вида, но и от региона, где проводятся разработки.
Льготная ставка доступна для ряда регионов: Иркутская область, Краснодарский край, Ненецкий округ, Республика Якутия, а также зоны, расположенные за Северным полярным кругом. В этот перечень входят моря: Азовское, Каспийское, Охотское, Черное.
Важно: льготная ставка распространяется на добычу, осуществляемую в рамках, определенных статьей 342 НК РФ .
В 2016 году в расчет взносов за нефть, добываемую в Каспийском море, были внесены некоторые коррективы. В результате, льготная ставка остается в силе дольше.
По прежним условиям, когда накопленный объем добычи нефти достигал 10 миллионов тонн, с первого числа следующего месяца нельзя было применять нулевое значение коэффициента. Теперь этот объем составляет 15 миллионов тонн.
В сравнении с предыдущим годом, в 2016 увеличилось базовое значение. Если раньше оно составляло 766 рублей за тонну, теперь это 857 рублей. Эта разница указана в пп. 9 п. 2 ст. 342 НК РФ .
Налоговой базой для плательщиков, занимающихся горными разработками и другими видами добычи, считается стоимость полезных ископаемых, полученных в течение календарного месяца.
Именно этот срок, согласно порядку выплат НДПИ, определен как отчетный период. Связанные с отчетностью и непосредственно уплатой операции регламентируются по статьям с по НК РФ.
Если предприятием извлекается углеводородное сырье или уголь, в качестве налоговой базы рассматривается количество полученных полезных ископаемых.
Если разработки только начаты на морском месторождении, стоимость полученного сырья рассчитывается в другом порядке, согласно статье 340.1 НК РФ .
О новых участках недр сотрудники налоговой службы сообщают в органы, уполномоченные следить за показателями запасов полезных ископаемых.
Для расчета стоимости извлеченных продуктов есть три способа.
Если доставка материалов осуществляется самим поставщиком, прибыль от реализации уменьшается. Потребуется учесть такие затраты, как оплата топлива, таможенных пошлин, страховые перечисления.
Сумма для уплаты НДПИ начисляется в виде процентов от стоимости полученных полезных ископаемых. Эти проценты равняются налоговой ставке.
При налогообложении добычи газового конденсата и нефти, для вычислений потребуется перемножить два значения:
Налог на добычу полезных ископаемых начисляется за налоговый период для каждого вида веществ в отдельности.
Выплаты осуществляются за получение материалов из недр, а также потерь или отходов горнодобывающего, или другого производства.
В общей сложности, налоговая выплата формируется из суммы начислений по добыче каждого отдельного вида полезных ископаемых.
В некоторых случаях налог насчитывают по каждому участку разработок. Эту сумму можно рассчитать и из общей выплаты. Для этого нужно знать долю извлеченных полезных ископаемых на определенном участке от общего объема добычи.
Согласно Законодательству РФ, недра могут использоваться для ряда целей.
Плательщики налоговых сборов – это физические и юридические лица, занятые данным видом деятельности. Все остальные виды деятельности под налогообложение не попадают.
Плательщики не всегда могут сразу отнести добываемый продукт к одному из видов полезных ископаемых. При определении конкретной группы нужно учитывать международные, государственные и региональные стандарты.
Определенную роль играют и требования, установленные самим предпринимателем. Однако на практике ориентируются всегда на самые высокие стандарты.
Критерии, установленные предпринимателем, актуальны только в отсутствие региональных. Точно также между региональными и государственными стандартами приоритет – последние.
Когда плательщик вносит сумму НДПИ, 40% средств идет в федеральный бюджет. Большая часть – 60% – поступает в бюджет субъекта РФ. Стоит отметить, что это не относится к добыче углеводородного сырья, а также общераспространенных ископаемых, таких как глина или песок.
Если добыча ведется на территории автономного округа, который считается частью региона, средства распределяются на основании договора, заключенного между областью и автономной зоной.
При извлечении углеводородного сырья, вся сумма налога перечисляется в федеральный бюджет. Если выплата осуществляется по добыче общераспространенных ископаемых, все деньги перечисляются в доход субъекта.
При ведении разработок за пределами территории РФ, а также под эти условия попадают континентальный шельф и исключительная экономическая зона, средства идут в федеральный бюджет.
Налог на добычу полезных ископаемых относится к обязательным выплатам.
Налоговой базой в зависимости от вида ресурсов считается стоимость или количество полученных продуктов. Налог начисляется для каждого вида полезных ископаемых в отдельности.
Плательщики НДПИ – это индивидуальные предприниматели и организации, занимающиеся разработкой недр и извлечением определенных ресурсов.
Налог на добычу полезных ископаемых достаточно специфичен. Смотрите КБК НДПИ 2017 в таблице и особенности перечисления налога.
Плательщики НДПИ - организации, которые добывают полезные ископаемые на основании лицензии на право пользования недрами (ст. 334 НК РФ). Физические лица не вправе пользоваться недрами, так как им не выдают лицензии. Следовательно, они и не могут быть плательщиками этого налога.
Объект налогообложения - это полезные ископаемые (ст. 336 НК РФ). С каких из них надо платить налог, а с каких нет, смотрите в таблице ниже.
Объект налогообложения НДПИ. Таблица
Облагаются НДПИ | Не облагаются НДПИ |
---|---|
Полезные ископаемые, добытые в России | Общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления |
Полезные ископаемые, которые получили из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию | Добытые минералогические, палеонтологические и другие коллекционные материалы |
Полезные ископаемые, добытые за пределами России | Полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение Полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь), если при добыче они облагались в общеустановленном порядке |
Налоговый период - календарный месяц (341 НК РФ). Платежи надо перечислять в налоговую по месту учета юридического лица (п. 3 ст. 343 НК РФ). Налог за прошлый месяц необходимо заплатить не позднее 25-го числа следующего месяца.
Если крайний срок уплаты налога совпадает с нерабочим днем, то последний день уплаты переносится на следующий рабочий. Например, 25 марта 2017 года - суббота. Следовательно, налог можно перечислить в понедельник 27 марта. Если не уложиться в срок, инспекторы начислят пени. Периоды уплаты налога мы перечислили в таблице.
Сроки уплаты НДПИ в 2017 году
Наименование платежа | КБК для налога | КБК для пеней | КБК для штрафов |
---|---|---|---|
Нефть | 182 1 07 01011 01 1000 110 | 182 1 07 01011 01 2100 110 | 182 1 07 01011 01 3000 110 |
Газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья | 182 1 07 01012 01 1000 110 | 182 1 07 01012 01 2100 110 | 182 1 07 01012 01 3000 110 |
Газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья | 182 1 07 01013 01 1000 110 | 182 1 07 01013 01 2100 110 | 182 1 07 01013 01 3000 110 |
Налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых | 182 1 07 01020 01 1000 110 | 182 1 07 01020 01 2100 110 | 182 1 07 01020 01 3000 110 |
Налог на добычу прочих полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде природных алмазов) | 182 1 07 01030 01 1000 110 | 182 1 07 01030 01 2100 110 | 182 1 07 01030 01 3000 110 |
Налог на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе России, в исключительной экономической зоне РФ, при добыче полезных ископаемых из недр за пределами территории России | 182 1 07 01040 01 1000 110 | 182 1 07 01040 01 2100 110 | 182 1 07 01040 01 3000 110 |
Налог на добычу полезных ископаемых в виде природных алмазов | 182 1 07 01050 01 1000 110 | 182 1 07 01050 01 2100 110 | 182 1 07 01050 01 3000 110 |
Налог на добычу полезных ископаемых в виде угля | 182 1 07 01060 01 1000 110 | 182 1 07 01060 01 2100 110 | 182 1 07 01060 01 3000 110 |
Налог компании платят каждый месяц. Суммы налога значительные. Поэтому важно правильно заполнить платежное поручение, чтобы налог поступил в бюджет. Иначе инспекторы могут начислить пени и штрафы. Образец платежки смотрите ниже.