С введением в 2019 году новых критериев выбытия ОС произошли изменения в порядке списания. В статье мы рассказываем о том, как организовать работу ликвидационной комиссии, провести техническую экспертизу ОС и согласовать акты с вышестоящими организациями.
Мы приводим типовые бухгалтерские проводки, отражающие прекращение признания ОС в бухучете казенных, бюджетных и автономных организаций.
В Учетной политике или отдельным нормативным актом следует утвердить Положение о постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию ОС, состоящее из разделов:
Положение определяет правила списания основных средств в бюджетных учреждениях:
Перед тем, как принять решение, ликвидационная комиссия должна:
Порядок формирования и работы комиссии для учреждений, финансируемых из федерального бюджета, определены в ПП РФ от 14.10.2010 года № 834. Для организаций, получающих средства региональных бюджетов, порядок списания основных средств в 2020 году определяют региональные органы власти.
Не определяйте сами справедливую стоимость нефинансовых активов, которые нужно принять к учету. Это должна делать комиссия учреждения. Мы четко разграничили обязанности комиссии по поступлению и выбытию активов в
На основании ПП 834 организации госсектора имеют следующие полномочия в отношении ОС, закрепленных за ними на праве оперативного управления:
По региональному и муниципальному имуществу, переданному учреждениям по договорам оперативного управления, правила согласования списания определяют органы власти региона и местное самоуправление.
В ПП 834 не установлены четкие критерии обязательного обследования ОС, подлежащих списанию, приглашенными экспертами. В нем сказано, что это необходимо, если в учреждении нет штатных сотрудников с необходимыми знаниями и навыками.
При списании техники в бюджетной организации нужно руководствоваться ведомственными приказами или нормативными актами субъектов РФ и муниципалитетов. Например, в приказе Минтруда от 27.08.2018 года № 556н утвержден список документов, представляемых на согласование. В пакете на списание ОС дороже 200 тыс. руб. должно быть заключение независимых экспертов.
Если министерство, ведомство, органы местной власти не выдвигают подобных требований, решение принимает председатель комиссии. Экспертом не может быть работник организации, в чьем подотчете находятся ОС. Если привлекаются специалисты из сторонних организаций на возмездной основе, составляется договор, и оплата проводится по КВР 244 , КОСГУ 226 .
Для протокола заседания комиссии, принявшей решение о списании ОС, унифицированной формы нет. Бланк можно утвердить в приложении к Положению о постоянно действующей комиссии. В документе должны содержаться следующие сведения:
Если принято решение о прекращении признания ОС в бухучете, комиссия должна составить акт списания основных средств. В приказе Минфина от 30.03.2015 года 52н утверждены унифицированные формы, скачайте их бесплатно:
К оформленным актам прикладываются копии инвентарных карточек 0504031:
Образцы заполнения форм смотрите в Системе Госфинансы с подсказками по заполнению:
Если нужно согласование, подбирается пакет документов по требованию вышестоящей организации. На основании акта с подписью руководителя бухгалтер выполняет проводки, отражает эти записи в разделе «Отметки бухгалтерии о списании» и вносит сведения о выбытии в инвентарную карточку.
В п.8 СГС «Основные средства» утверждается, что на балансовых счетах 101 00 учитываются ОС, соответствующие критериям признания в качестве актива. Учреждение должно получать экономическую выгоду или полезный потенциал от эксплуатации. При невыполнении этих условий материальные ценности учитываются на забалансовом счете 02. Если в отношении ОС комиссией составлен акт о списании, но документы направлены на согласование, возможно два варианта учета:
В письме Минфина от 20.09.2018 года № 02-07-08/67685 разъясняется, что до согласования акта не разрешается списание с баланса или забаланса и выполнение мероприятий, предусмотренных комиссией: разборка, демонтаж, утилизация и пр.
При списании основных средств в бюджетном учреждении выполняются проводки в соответствии с Инструкцией 174н .
Примечание |
||
Для автономных организаций действует Инструкция 183н . Проводки приведены в таблице.
Примечание |
||
списана сумма амортизации, начисленная за время эксплуатации |
||
списан убыток от обесценения ОС (если было начисление) |
||
списана остаточная стоимость на доходы от выбытия активов при выбытии ОС с износом менее 100% |
||
увеличение счета 02, если ОС не используется, но акт не согласован или еще не проведены мероприятия по демонтажу и утилизации |
||
уменьшение счета 02 после выполнения мероприятий, предусмотренных комиссией. |
||
получены МЗ от разборки ОС (например, запасные части для автомобиля) |
||
оприходованы МЗ от разборки ОС |
При оформлении списания ОС в казенном учреждении нужно руководствоваться Инструкцией 162н .
Примечание |
||
КРБ 1 104 хх 411 |
КРБ 1 101 хх 410 |
списана сумма амортизации |
КРБ 1 114 хх 412 |
КРБ 1 101 хх 410 |
списан убыток от обесценения ОС |
КДБ 1 401 10 172 |
КРБ 1 101 хх 410 |
списана остаточная стоимость при выбытии ОС с износом менее 100% |
увеличение счета 02, если ОС не используется, но акт не согласован или еще не проведены мероприятия по демонтажу и утилизации |
||
уменьшение счета 02 после выполнения мероприятий, предусмотренных комиссией. |
||
КРБ 1 106 34 34Х |
КДБ 1 401 10 172 |
получены МЗ от разборки ОС |
КРБ 1 105 36 346 |
КРБ 1 106 34 44Х |
оприходованы МЗ от разборки ОС |
Значками ХХ помечены группа и вид синтетического счета по учету ОС. Для казенных учреждений в первых 17 позициях счетов нужно указать КРБ (ГРБС, раздел, подраздел, целевая статья и вид расхода) или КДБ (код главного администратора доходов, код вида дохода и код подвида доходов). На счете 02 ОС учитываются по решению комиссии в условной оценке 1 руб.
С 2018 года ОС стоимостью до 10000 руб. при вводе в эксплуатацию списываются на забалансовый счет 21 «Основные средства в эксплуатации» по цене, сформированной при поступлении. Со счета 21 списание выполняется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию ОС и акта ф. 0504104 (п.373 Инструкции 157н).
Как списать основные средства с забалансового счета 21
На основании п.13 ст. 250 НК РФ, стоимость материалов либо иного имущества, полученного в результате демонтажа списанных ОС, включается в состав внереализационных доходов и облагается налогом на прибыль. Это актуально для всех типов учреждений: казенных, бюджетных и автономных. Если, например, при списании автомобиля комиссия приняла решение о сдаче металлолома, с вырученной суммы следует платить налог. Казенное учреждение должно полностью полученный доход перечислить в бюджет, для уплаты налога следует запросить ЛБО у ГРБС по соответствующему коду бюджетной классификации.
В бюджетных и автономных учреждениях в отношении ОС, используемых в деятельности, приносящей доход, расходы на работы по ликвидации могут быть признаны при расчете налога на прибыль. Для этого они должны быть подтверждены документально. Если учреждение применяет метод начисления, расходы на ликвидацию учитываются на дату подписания акта о списании. При кассовом методе – на дату оплаты. Недоначисленную амортизацию можно учесть в составе расходов на дату подписания акта независимо от того, какой метод используется.
Если подрядчик, выполнявший работы по ликвидации ОС, в выставленной счет-фактуре предъявит НДС, в казенном учреждении налог следует включить в стоимость услуг (п.4.1 ст.146 НК РФ). В бюджетных и автономных учреждениях при списании ОС, использовавшихся в приносящей доход деятельности, входной НДС можно принять к вычету (п.6 ст.171 НК РФ).
Списание основных средств - это процедура, при которой имущественный объект не может использоваться в работе и подлежит снятию с учета. Разберем ключевые правила списания основных средств в бюджетных учреждениях 2020 года.
Любой объект НФА организации может прийти в негодность в силу материального или физического износа, поломок и прочих факторов. Продолжать учитывать непригодные для эксплуатации основные средства на балансе не имеет смысла. Объекты, которые невозможно эксплуатировать в дальнейшем, необходимо списать.
Ключевые задачи бухгалтерии в отношении учета нефинансовых активов:
Стандартный порядок списания основных средств не позволяет снять с бухучета все нефинансовые активы буджетного учреждения. На некоторые виды объектов придется получить особое разрешение собственника или учредителя.
Собственником нефинансовых активов учреждений бюджетной сферы является государство. По п. 9 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ от 12.01.1996, основные фонды бюджетных учреждений закрепляются за ними на праве оперативного управления. Различают следующие виды бюджетного имущества:
Право распоряжения |
|
Недвижимое |
|
Любые здания, сооружения, помещения и прочее |
Операции по данному виду ОС без официального согласия собственника недопустимы |
Движимое |
|
Особо ценное имущество, переданное или закрепленное учредителем за бюджетным учреждением, а также купленное за счет субсидий |
Для осуществления операций по данным ОЦИ требуется согласие собственника |
Особо ценное имущество, приобретенное бюджетным учреждением за счет собственных доходов от оказания предпринимательской и иной деятельности |
БУ вправе самостоятельно распоряжаться данным ОЦИ Исключения, в которых требуется согласие учредителя:
|
Прочее движимое |
Исчерпывающий перечень ОЦИ, а также порядок определения ОС как ОЦИ определяет собственник — учредитель бюджетного учреждения. ОЦИ — объекты, без которых осуществление основных видов деятельности госучреждения становится невозможным или затруднительным.
Законодатели определили ключевые правила по распоряжению имущественными активами госучреждений. Объем прав зависит от типа организации:
Бюджетные организации вправе самостоятельно распоряжаться только движимым имуществом, приобретенным за счет собственных средств. Автономная организация, помимо движимых ОС, купленных за счет предпринимательской деятельности, может распоряжаться и недвижимостью, приобретенной за счет собственных активов.
Казенные не имеют такого права, так как все средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, должны быть направлены в государственный бюджет.
Порядок действий, как списать основные средства с баланса, подразумевает в первую очередь выявление причин, по которым имущество должно быть снято с бухучета учреждения. Ситуации, в которых требуется списание с бухгалтерского учета:
Списывайте активы, которые морально устарели при строительстве, реконструкции, модернизации и техническом перевооружении предприятия в целом либо его отдельных структурных подразделений.
Списание проводится и в тех случаях, когда провести восстановление актива невозможно либо это требует внушительных финансовых затрат, что будет расценено как нецелесообразное, нерациональное и нецелевое использование бюджетных средств.
Какие еще есть основания для списания ОС с бухгалтерского учета:
Списанию не подлежат объекты, находящиеся во временной консервации, например, те, что в настоящий момент не используются в производственном цикле. Также не списываются НФА, находящиеся на реконструкции и модернизации, и эксплуатация которых временно приостановлена.
Если имущество передается из одного структурного подразделения в другое, движение отражается внутренним перемещением. Заполняется акт приемки-передачи НФА. Если же объект передается от одного обособленного подразделения в другое или в головной офис при условии, что подразделения выделены на отдельный баланс, то соблюдается порядок безвозмездной передачи ОС.
Завершение срока полезного использования ОС не является основанием для его списания с бухгалтерского учета.
В организации должна быть создана постоянная комиссия, которая уполномочена на принятие решений по аналогичным вопросам. Состав специальной комиссии закрепите отдельным распоряжением руководителя госучреждения или определите в учетной политике.
Кого включать в комиссионный состав:
Включайте в состав специальной комиссии работников, деятельность которых непосредственно связана с учетом, контролем и экспертизой ОС. При рассмотрении претендента на списание необходимо оценивать не только внешний вид и технические характеристики ОС, но и документацию, например технический паспорт, поэтажный план, схемы и прочее. Это необходимо для сравнения фактических показателей заявленным техническим характеристикам.
Комиссия должна обозначить следующее:
Протокол заседания может быть составлен в произвольном виде. Специального бланка для документации нет. Учреждение вправе разработать и утвердить самостоятельный бланк для использования в работе.
Документальное оформление списания основных средств выглядит так:
Форма акта определяется в индивидуальном порядке, в зависимости от категории списываемого ОС.
При списании особо ценного или недвижимого имущества требуется получить согласие учредителя. Чтобы собственник принял решение, помимо заключения комиссии, необходимо собрать полный пакет документов, которые подтверждают материальный или физический износ (утрату) объекта. Исчерпывающий перечень подтверждающей документации устанавливает учредитель.
Не все ОС должны отражаться на балансовых счетах учреждения. Нормы ведения бухгалтерского учета учреждений государственного сектора предусматривают особые правила ведения учета малоценных активов. К таковым относят основные фонды стоимостью до 100 000 рублей.
В зависимости от стоимости актива определяется норматив отражения в бухучете. Если цена малоценного основного НФА ниже 10 000 рублей включительно, то его нельзя учитывать на балансовом счете 0 101 00 000 бухгалтерского и бюджетного учета. Такие ОС подлежат одновременному списанию на забаланс, где должны учитываться на специальном забалансовом счете 21 «Основные средства в эксплуатации».
Отразите выбытие малоценного основного НФА стоимостью до 10 000 рублей включительно соответствующим решением специальной комиссии. Спишите активы на основании первичного документа (акта на списание) по той стоимости, по которой они были приняты к забалансовому учету.
Основные фонды стоимостью до 100 000 рублей, но более 10 000, учитываются на балансовом счете 0 101 00 000. Но их первоначальная стоимость сразу списывается на амортизационные отчисления. Простыми словами, первоначальная цена ОС в размере 100 % списывается на амортизацию — счет 0 102 00 000 бухгалтерского учета.
Даже 100 % начисления амортизации по конкретному объекту основных фондов не дает оснований для выбытия его с бухгалтерского учета. Следовательно, списать с баланса ОС стоимостью от 10 000 до 100 000 рублей нельзя.
Такой актив можно будет убирать с баланса только при определенных основаниях: моральном и(или) физическом износе, ликвидации, утрате или порче, невозможности восстановления, нерациональности и нецелесообразности проведения модернизации. Либо если имущество решено передать в лизинг или аренду (с отражением на балансе получателя), продать, пожертвовать или передать безвозмездно.
Операция |
||
Списана накопленная амортизация по выбывшему объекту |
||
Списана остаточная стоимость основного фонда по причинам: |
||
При недостаче или уничтожению |
||
При стихийных бедствиях |
||
Прочие причины |
||
Оприходованы материалы, образовавшиеся после демонтажа (разборки) ОФ |
||
Отражены произведенные затраты на списание объекта |
Задавайте вопросы, и мы дополним статью ответами и пояснениями!
1. Особенности учета основных средств в бюджетной организации:
1.1. Определение, классификация и оценка основных средств
1.2.Учет поступления и перемещения основных средств
1.3 Амортизация основных средств
1.4. Инвентаризация имущества
1.5. Выбытие основных средств
2. Особенности учета основных средств в коммерческой организации:
2.1. Определение, классификация и оценка основных средств
2.2. Учет поступления и перемещения основных средств
2.3. Амортизация основных средств
2.4. Инвентаризация имущества
2.5. Выбытие основных средств
2.6. Сравнительная характеристика
2.7. Задача по теме: « Учет доходов и расходов в лесном хозяйстве»
Заключение
Список литературы
Введение
Бюджетные учреждения для выполнения работ наделяются основными средствами. Надлежащая организация учета основных средств играет важную роль в обеспечении их эффективного использования.
К основным средствам относятся материальные объекты, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг, либо управленческих нужд учреждения, независимо от стоимости объектов основных средств со сроком полезного использования более 12 месяцев.
Основными задачами бухгалтерского учёта основных средств является правильное документальное оформление и своевременное отражение в учётных регистрах поступление основных средств, их внешнего перемещения и выбытия; правильное исчисление и отражение в учёте сумм износа основных средств; точное определение результатов при ликвидации основных средств; контроль за затратами на ремонт основных средств; за их сохранностью и эффективностью использования.
Для организации учёта основных средств, отвечающего поставленным выше задачам, важное значение имеет:
наличие научно-обоснованной классификации основных средств;
установление принципов оценки основных средств;
установление единицы учёта предметов основных средств.
Применяется единая типовая классификация основных средств, в соответствии с которой их группируют по отраслевому признаку, назначению, видам, принадлежности, использованию.
Группировка основных средств по отраслевому признаку (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т.д.) позволяет получить данные об их стоимости в каждой отрасли.
По назначению основные средства предприятий подразделяются на: производственные основные средства основной деятельности; производственные основные
средства других отраслей; непроизводственные основные средства.По видам основные средства предприятий подразделяются на следующие группы: здания; сооружения; передаточные устройства; машины и оборудование; транспортные средства; инструмент; производственный инвентарь; хозяйственный инвентарь; рабочий и продуктовый скот; многолетние насаждения; капитальные затраты по улучшению земель; прочие основные средства.
К основным средствам относятся также капитальные вложения в арендованные объекты, относящиеся к основным средствам.
I. ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1. Определение, классификация и оценка основных средств
Бюджетному учреждению на праве оперативного управления принадлежит государственное имущество, находящееся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 298 ГК РФ учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. Право оперативного управления имуществом возникает с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами (ст. 299 ГК РФ). Восемнадцатому разряду счета по учету основных средств, переданных учреждению собственником имущества или приобретенных за счет бюджетных ассигнований, должно присваиваться значение 1.
Основные средства могут быть приобретены бюджетным учреждением и за счет средств от предпринимательской деятельности, если в соответствии с учредительными документами учреждение имеет право на осуществление такой деятельности. Счета по учету основных средств, приобретенных за счет приносящей доход деятельности, в восемнадцатом разряде имеют значение 2.
Кроме того, основные средства могут быть получены безвозмездно или приобретены за счет целевых источников. Счетам по учету таких основных средств в восемнадцатом разряде присваивается отличительный признак 3.
Единицей бюджетного учета основных средств в соответствии с п. 19 Инструкции № 70н является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющий собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, смонтированных на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. Надворные постройки, пристройки, ограждения и другие надворные сооружения (сарай, забор, колодец и др.). обеспечивающие функционирование здания, составляют вместе с ним один инвентарный объект.
Самостоятельными инвентарными объектами являются:
1) несколько частей одного объекта, имеющие разный срок полезного использования;
2) здания, примыкающие друг к другу и имеющие общую стену, каждое из которых представляет собой самостоятельное конструктивное целое;
3) наружные пристройки к зданию, имеющие самостоятельное хозяйственное значение, отдельно стоящие здания котельных, а также капитальные надворные постройки (склады, гаражи и т. д.);
4) надворные постройки, пристройки, ограждения и другие надворные сооружения, обеспечивающие функционирование двух и более зданий.
Каждому самостоятельному объекту основных средств независимо от того, находится ли он в эксплуатации, в запасе или на консервации, присваивается инвентарный номер. При этом соблюдаются следующие условия (п. 19 Инструкции № 70н):
1) присвоенный инвентарному объекту номер может быть обозначен материально ответственным лицом в присутствии руководителя учреждения или его заместителя и работника бухгалтерии путем прикрепления жетона, нанесения краской или иным способом, обеспечивающим сохранность маркировки;
2) каждый элемент сложного инвентарного объекта должен иметь тот же инвентарный номер, что и основной объединяющий их объект;
3) инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения в данном учреждении;
4) инвентарные номера списанных с бюджетного учета объектов основных средств не присваиваются вновь принятым к бюджетному учету объектам;
5) инвентарные номера не присваиваются:
а) объектам стоимостью до 1000 руб. включительно;
6) объектам мягкого инвентаря, посуды независимо от стоимости.
Эти объекты маркируются материально ответственным лицом в присутствии руководителя учреждения или его заместителя и работника бухгалтерии специальным штампом несмываемой краской без порчи внешнего вида предмета, с указанием наименования учреждения, а при выдаче предметов в эксплуатацию производится дополнительная маркировка с указанием года и месяца выдачи их со склада. Маркировочные штампы должны храниться у руководителя учреждения или его заместителя.
Учет основных средств ведется в соответствии с классификацией, установленной Общероссийским классификатором основных фондов (далее - ОКОФ) на следующих счетах Плана счетов бюджетного учета.
Классификация основных средств по видам положена в основу их аналитического учета.
По принадлежности основные средства подразделяются на собственные и арендованные, а по признаку использования – на находящиеся в эксплуатации (действующее); в реконструкции и техническом перевооружении; в запасе (резерве); на консервации. Эта группировка обеспечивает исчисление сумм амортизации.
Группировка основных средств осуществляется в соответствии с классификацией, установленной Общероссийским классификатором основных фондов:
010101000 "Жилые помещения";
010102000 "Нежилые помещения";
010103000 "Сооружения";
010104000 "Машины и оборудование";
010105000 "Транспортные средства";
010106000 "Производственный и хозяйственный инвентарь";
010107000 "Библиотечный фонд";
010108000 "Драгоценности и ювелирные изделия";
010109000 "Прочие основные средства".
Кроме того, в составе основных средств подлежат бюджетному учету:
ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также самородки драгоценных металлов и драгоценные камни, слитки и бруски золота, серебра, платины и палладия, а также монеты из драгоценных металлов (золота, серебра, платины и палладия), за исключением монет, являющихся валютой Российской Федерации, находящиеся в составе государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, на счете 010108000 "Драгоценности и ювелирные изделия"; виды специальных (военных) основных средств по соответствующим счетам аналитического учета счета 010100000 "Основные средства"
Оценка основных средств
Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости.
Первоначальной стоимостью основных средств признается сумма фактических вложений учреждения в приобретение, сооружение и изготовление объектов основных средств, с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, приносящей доход, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством Российской Федерации).
Но и средствами труда в государственных и казенных учреждениях. Причем в бюджетных организациях их учет является еще более важным фактором, чем в иных компаниях.
Все бюджетные учреждения получают финансирование от бюджетов различных уровней. Это и определяет особенности их ОС. Признаки средств, причисляемых к основным, в данном случае следующие:
В состав ОС у «бюджетников» входит:
И учитывается оно в соответствии с классификацией:
Учет основных средств в бюджетных учреждениях детально описан специалистом в этом видео:
Они заложены в плановой схеме финансирования этого вида учреждений. В приобретении ОС здесь можно выделить несколько этапов:
Правовые основы по приобретению, учету и «бюджетниками» заложены вот в этих документах:
Для данного типа учреждений, в нормативных актах заложено некоторое отличие в отношении к ОС по сравнению с коммерческими компаниями. Это:
Задачами учета ОС в бюджетных учреждениях является:
Учет ОС можно разделить на три этапа:
Для идентификации поступившего имущества как объекта ОС необходимо определить его:
Стоимость определяется в разных случаях с учетом:
Срок эксплуатации можно определить:
При поступлении объекты отражаются в счете в нефинансовых активах по трем группам:
Ос могут быть приняты к учету в виде:
Поступление каждого инвентарного объекта или обособленного комплекса оформляется формой ОС-1, после чего на него:
Поступление каждого инвентарного объекта оформляется ОС-1 независимо от степени его использования.
Учет амортизации основных средств в учреждениях государственного муниципального типа — тема видео ниже:
Амортизация госучреждениями начисляется равномерными ежемесячными суммами, разнесенными пропорционально на весь период полезной эксплуатации объекта. В исключительных случаях в момент начала учета ОС в 100% размере. Это:
Выбытие в бюджетных учреждениях ОС может быть по следующим причинам.
До 1 октября 2005 года органы государственной власти, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления и бюджетные учреждения должны перейти на новый порядок бюджетного учета (инструкция от 26.08.2004 № 70н). О том, как учитывать основные средства в соответствии с новым планом счетов, рассказывает преподаватель Академии бюджета и казначейства Минфина России Т.В. Емельянова.
Отражение операций при ведении бюджетного учета учреждениями осуществляется в соответствии с Планом счетов бюджетного учета.
Номер счета бюджетного учета состоит из 26 разрядов.
1-17 разряд - код классификации доходов, ведомственной, функциональной классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицита бюджетов.
18 разряд - код вида деятельности:
19-20 разряд - код синтетического счета Плана счетов бюджетного учета.
22-23 раздел - код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета.
24-26 разряд - код Классификации операций сектора государственного управления.
Структура номера счета приведена в таблице 1.
Таблица 1. Структура номера счета плана счетов бюджетного учета
Рассмотрим более подробно структуру формирования счета бюджетного учета на примере раздела 1 "Нефинансовые активы" (см. табл. 2).
Таблица 2. Пример формирования номера счета бюджетного учета
Счет "Нефинансовые активы" имеет код синтетического счета 100. Кодов аналитического счета и классификации операций сектора государственного управления нет, поэтому в разрядах 22-26 указывается пять нулей.
Счет "Основные средства" имеет код синтетического счета 101. Кодов аналитического счета и классификации операций сектора государственного управления нет, поэтому в разрядах 22-26 указывается пять нулей.
Счет "Основные средства" подразделяется на аналитические счета.
"Жилые помещения" - код синтетического счета 101, код аналитического счета 01, кода классификации операций сектора государственного управления нет, поэтому в разрядах 24-26 указывается три нуля. Кроме того, аналитический счет (например, 101.01 "Жилые помещения") подразделяется на коды классификации операций сектора государственного управления:
Аналогично приведенному примеру формируются счета в разделе 1 "Нефинансовые активы". В коде синтетического счета (19-21 разряд) первая цифра 1 говорит о том, что этот счет относится к первому разделу бюджетного плана счетов "Нефинансовые активы".
В состав нефинансовых активов в бюджетном плане счетов отнесены основные средства, непроизведенные и нематериальные активы, амортизация, материальные запасы, вложения в нефинансовые активы, нефинансовые активы в пути.
Органами государственной власти, органами управления государственных внебюджетных фондов, органами управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органами местного самоуправления разрешается введение в код аналитического счета Плана счетов разрядов для получения дополнительной информации, необходимой внутренним пользователям.
Основные средства в бюджете учитываются на счете 0.101.00.000 "Основные средства".
Для выполнения уставных функций бюджетному учреждению необходимы основные средства (средства труда). Они многократно участвуют в процессе производства, частями переносят свою стоимость на создаваемый продукт, не изменяя при этом своей вещественно-натуральной формы.
К объектам основных средств в бюджетном учете относятся материальные объекты, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждения, независимо от стоимости объектов основных средств со сроком полезного использования более 12 месяцев. К основным средствам, в частности, относятся жилые и нежилые помещения, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь, драгоценности и ювелирные изделия, прочие основные средства.
Задачами бюджетного учета основных средств являются:
Для учета основных средств и их амортизации предназначены счета:
Для правильного отнесения на счета бюджетного учета основных средств необходимо использовать Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ). Основные средства разнообразны по составу и группируются по определенным классификационным признакам, приведенным в таблице 3:
Таблица 3. Классификация основных фондов.
Кроме объектов, входящих в состав ОКОФ, подлежат бюджетному учету в составе основных средств:
По назначению и функциональной роли основные средства делятся на производственные и непроизводственные. В составе производственных основных средств выделяют их активную часть - машины, оборудование, транспортные средства. К непроизводственным основным средствам относятся те, которые не связанны с основной деятельностью учреждения (объекты социального характера - жилые дома, спортивные сооружения и др.).
По степени использования основные средства подразделяются на действующие (находящиеся в эксплуатации), находящиеся в запасе (резерв), бездействующие (в том числе находящиеся на консервации).
По принадлежности основные средства делятся на собственные, (принадлежащие учреждению); находящиеся в оперативном управлении или хозяйственном ведении; полученные в аренду.
Для отражения в учете основные средства подлежат оценке по первоначальной, восстановительной и остаточной стоимости.
Первоначальной стоимостью основных средств признается сумма фактических вложений учреждений в приобретение, сооружение и изготовление объектов основных средств. Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости.
Вложениями на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются:
Вложения на приобретение и сооружение основных средств определяются (уменьшаются или увеличиваются) с учетом суммовых разниц, возникающих в случаях, когда оплата производится в валюте РФ в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). Под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой, выраженной в иностранной валюте (условных денежных единицах), кредиторской задолженности по оплате объекта основных средств, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия ее к бухгалтерскому учету, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату ее погашения.
Первоначальной стоимостью основных средств, полученных учреждением по договору дарения (безвозмездно), признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования.
Текущая рыночная стоимость - сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к бухгалтерскому учету.
Драгоценные металлы и драгоценные камни, содержащиеся в объектах основных средств, должны учитываться в порядке, установленном Минфином России.
Изменение первоначальной стоимости объектов основных средств производится лишь в случаях переоценки, достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.
Восстановительная стоимость определяется по результатам переоценки основных средств на определенную дату. С момента переоценки восстановительная стоимость основных средств считается первоначальной.
Учреждения проводят переоценку стоимости объектов основных средств, за исключением активов в драгоценных металлах, по состоянию на начало отчетного года путем пересчета их первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости, если данные объекты переоценивались ранее, и сумм амортизации, начисленной за все время использования объектов.
Результаты проведенной по состоянию на первое число отчетного года переоценки объектов основных средств подлежат отражению в бухгалтерском учете обособленно. Результаты переоценки не включаются в данные бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года и принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года.
Остаточная стоимость основных средств определяется как разность между первоначальной или восстановительной стоимостью и суммой начисленной амортизации.
Учет основных средств ведется в полных рублях. Суммы копеек необходимо отнести на увеличение прочих расходов.
Единицей бюджетного учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно-сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, смонтированных на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
В случае наличия у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
Если здания примыкают друг к другу и имеют общую стену, но каждое из них представляет собой самостоятельное конструктивное целое, они считаются отдельными инвентарными объектами.
Надворные постройки, пристройки, ограждения и другие надворные сооружения, обеспечивающие функционирование здания (сарай, забор, колодец и др.), составляют вместе с ним один инвентарный объект. Если эти постройки и сооружения обеспечивают функционирование двух и более зданий, они считаются самостоятельными инвентарными объектами.
Наружные пристройки к зданию, имеющие самостоятельное хозяйственное значение, отдельно стоящие здания котельных, а также капитальные надворные постройки (склады, гаражи и т. д.) являются самостоятельными инвентарными объектами.
Каждому объекту, кроме объектов стоимостью до 1 000 рублей включительно, а также мягкого инвентаря, посуды независимо от стоимости, независимо от того, находится ли он в эксплуатации, в запасе или на консервации, присваивается уникальный инвентарный порядковый номер.
Когда инвентарный объект является сложным, т.е. включает те или иные обособленные элементы, составляющие вместе с ним одно целое, на каждом таком элементе должен быть обозначен тот же инвентарный номер, что и на основном объединяющем их объекте.
Присвоенный инвентарному объекту номер может быть обозначен материально ответственным лицом в присутствии руководителя учреждения или его заместителя и работника бухгалтерии путем прикрепления жетона, нанесения краской или иным способом, обеспечивающим сохранность маркировки. В тех случаях, когда инвентарный объект имеет несколько частей, имеющих разный срок полезного использования и учитывающихся как самостоятельные инвентарные объекты, каждой части присваивается отдельный инвентарный номер.
Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения в данном учреждении.
Инвентарные номера списанных с бюджетного учета объектов основных средств не присваиваются вновь принятым к бюджетному учету объектам.
Предметы мягкого инвентаря маркируются материально ответственным лицом в присутствии руководителя учреждения или его заместителя и работника бухгалтерии специальным штампом несмываемой краской без порчи внешнего вида предмета, с указанием наименования учреждения, а при выдаче предметов в эксплуатацию производится дополнительная маркировка с указанием года и месяца выдачи их со склада. Маркировочные штампы должны храниться у руководителя учреждения или его заместителя.
Арендованные основные средства учитываются у арендаторов на забалансовом счете 01 "Арендованные основные средства" под инвентарными номерами, присвоенными им арендодателем.
Не учитываются в составе основных средств:
Счет 010400000 "Амортизация" предназначен для отражения данных, характеризующих степень изношенности основных средств учреждения. Расчет годовой суммы начисления амортизации основных средств производится линейным способом исходя из первоначальной (восстановительной) стоимости основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта. В течение отчетного года амортизация на основные средства начисляется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы.
В течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизации не приостанавливается, кроме случаев перевода его на консервацию на срок более трех месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев.
Срок полезного использования объектов основных средств определяется при принятии объектов к бухгалтерскому учету в соответствии с классификацией объектов основных средств, включаемых в амортизационные группы, установленной Правительством РФ.
Для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается учреждением в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей.
В случаях улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств в результате проведенной достройки, дооборудования, реконструкции или модернизации учреждением пересматривается срок полезного использования по этому объекту.
Начисление амортизации на объекты основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета.
Начисление амортизации не может производиться свыше 100 % стоимости объектов основных средств и нематериальных активов.
Начисление амортизации на объекты основных средств прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта или списания этого объекта с бухгалтерского учета.
Начисленная амортизация в размере 100 % стоимости на объекты, которые пригодны для дальнейшей эксплуатации, не может служить основанием для списания их по причине полной амортизации.
По объектам основных средств амортизация начисляется в следующем порядке:
Учет основных средств (приобретение, передача, выбытие) ведется в бюджетном учете по унифицированным формам первичных учетных документов и регистрах бюджетного учета приведенных в таблице 4.
Таблица 4. Унифицированные формы первичных учетных документов и регистров бюджетного учета.
Код формы |
Наименование формы документа |
0306001 | Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) |
0306002 | Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств |
0306003 | Акт о списании объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) |
0306004 | |
0306030 | Акт о приеме-передаче здания (сооружения) |
0306031 | Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) |
0306032 | Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств |
0306033 | Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) |
0315006 | Требование-накладная |
0504210 | Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения |
0306003 | Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) |
0306004 | Акт о списании автотранспортных средств |
0504143 | Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря |
0504144 | Акт о списании исключенной из библиотеки литературы |
0511106 | Инвентарная карточка учета основных средств |
0511109 | Инвентарная карточка группового учета основных средств |
0511110 | Опись инвентарных карточек по учету основных средств |
0511113 | Инвентарный список основных средств |
0511126 | Оборотная ведомость по нефинансовым активам |
0511808 | Оборотная ведомость |
0511204 | Книга учета материальных ценностей |
0511206 | Карточка учета материальных ценностей |
0511325 | Книга регистрации боя посуды |
0511802 | Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов |
0511815 | Книга учета материальных ценностей, оплаченных в централизованном порядке |
0511834 | Акт инвентаризации (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов |
0511835 | Акт о результатах инвентаризации |
Коды классификации операций сектора государственного управления, используемые для учета основных средств и амортизации:
1. Формирование первоначальной стоимости объектов основных средств. Увеличение капитальных вложений:
Дебет 0.106.01.310 "Увеличение капитальных вложений в основные средства" Кредит 0.302.17.730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств" - приобретены основные средства (основное средство получено, а затем произведена оплата поставщикам); Дебет 0.106.01.310 "Увеличение капитальных вложений в основные средства" Кредит 0.302.07.730 "Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг" - начислены суммы оплаты труда лицам, не состоящим в штате учреждения, по договорам гражданско-правового характера; Дебет 0.106.01.310 "Увеличение капитальных вложений в основные средства" Кредит 0.303.02.730 "Увеличение кредиторской задолженности по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации" - начислен ЕСН; Дебет 0.106.01.310 "Увеличение капитальных вложений в основные средства" Кредит 0.302.03.730 "Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате транспортных услуг" - начислены суммы по счетам расчетов с поставщиками за транспортные услуги по доставке основных средств.
2. Принятие к учету объектов основных средств:
Дебет 0.101.04.310 "Увеличение стоимости машин и оборудования" Кредит 0.106.01.410 "Уменьшение капитальных вложений в основные средства" - приняты к учету машины и оборудование; Дебет 0.401.01.280 "Прочие расходы" Кредит 0.106.01.410 "Уменьшение капитальных вложений в основные средства" - суммы копеек отнесены на прочие расходы;
3. Списание средств со счета бюджета на основании выписок с лицевых счетов, предоставляемых органом, организующим исполнение бюджета.
Дебет 0.302.17.830 "Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основные средства" Кредит 0.304.05.310 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов по приобретению основные средства" - списаны средства со счета бюджета в уплату счетов поставщиков за полученные основные средства; Дебет 0.201.04.510 "Поступления в кассу" Кредит 0.304.05.226 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов по оплате прочих услуг" - списаны средства со счета бюджета на получение наличных средств в кассу на оплату труда лицам, не состоящим в штате учреждения, по договорам гражданско-правового характера; Дебет 0.303.02.830 "Уменьшение кредиторской задолженности по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации" Кредит 0.304.05.212 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов по начислениям на выплаты по оплате труда" - списаны средства со счета бюджета в уплату ЕСН; Дебет 0.302.03.830 "Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате транспортных услуг" Кредит 0.304.05.222 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов по оплате транспортных услуг" - списаны средства со счета бюджета в уплату счетов поставщиков (транспортные услуги).
1. Списание средств со счета бюджета на основании выписок с лицевых счетов предоставленных органам, организующим исполнение бюджета:
Дебет 0.206.08.560 "Увеличение дебиторской задолженности по выданным авансам за приобретение основных средств" Кредит 0.304.05.310 "Расчет по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов по приобретению основных средств" - списание средств со счета бюджета в счет перечисленных авансов поставщикам (оплата 20% стоимости основных средств).
2. Формирование первоначальной стоимости объектов основных средств:
Дебет 0.106.01.310 "Увеличение капитальных вложений в основные средства" Кредит 0.302.17.730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств" - увеличены капитальные вложения по приобретению основных средств.
3. Списание авансовых платежей на расчеты с поставщиками и подрядчиками при принятии к учету основных средств
Дебет 0.302.17.830 "Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств" Кредит 0.206.08.660 "Уменьшение дебиторской задолженности по выданным авансам за приобретение основных средств"
4. Принятие к учету объектов основных средств:
Дебет 0.101.06.310 "Увеличение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря" Кредит 0.106.01.410 "Уменьшение капитальных вложений в основные средства" - объекты основных средств (хозяйственного инвентаря) приняты к учету; Дебет 0.401.01.208 "Прочие расходы" Кредит 0.106.01.410 "Уменьшение капитальных вложений в основные средства" - суммы копеек отнесены на прочие расходы.
5. Списание средств со счета бюджета на основании выписок с лицевых счетов предоставляемых органом, организующим исполнение бюджета:
Дебет 0.302.17.830 "Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств" Кредит 0.304.05.310 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов по приобретению основных средств" - списаны средств со счета бюджета в уплату счетов поставщика.
При проведении инвентаризации могут быть выявлены излишки ОС, в частности, производственного и хозяйственного инвентаря.
Дебет 0.101.06.310 "Увеличение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря" Кредит 0.401.01.180 "Прочие доходы" - оприходованы излишки основных средств, выявленные при инвентаризации, по рыночной стоимости.
1. От других бюджетов бюджетной системы РФ
Дебет 0.106.01.310 "Увеличение капитальных вложений в основные средства" Кредит 0.401.01.151 "Доходы от поступлений от других бюджетов системы Российской Федерации"
2. От негосударственных организаций
Дебет 0.106.01.310 "Увеличение капитальных вложений в основные средства" Кредит 0.401.01.180 "Прочие доходы"
3. От наднациональных организаций и правительств иностранных государств
Дебет 0.106.01.310 "Увеличение капитальных вложений в основные средства" Кредит 0.401.01.152 "Доходы от перечислений наднациональных организаций и правительств иностранных государств"
1. Государственным организациям
Дебет 0.104.00.410 "Уменьшение стоимости основных средств за счет амортизации" Дебет 0.401.01.241 "Расходы на субсидии государственным организациям"Кредит 0.101.06.410 "Уменьшение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря"
2. Негосударственным организациям
Дебет 0.104.00.410 "Уменьшение стоимости основных средств за счет амортизации" Дебет 0.401.01.242 "Расходы на субсидии государственным организациям" Кредит 0.101.06.410 "Уменьшение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря"
3. Другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации
Дебет 0.104.00.410 "Уменьшение стоимости основных средств за счет амортизации" Дебет 0.401.01.251 "Расходы на субсидии государственным организациям" Кредит 0.101.06.410 "Уменьшение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря" Дебет 0.205.09.560 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от реализации активов" Кредит 0.401.01.172 "Доходы от реализации активов" - начислены доходы от реализации основных средств по цене их реализации; Дебет 0.104.00.410 "Уменьшение стоимости основных средств за счет амортизации" Дебет 0.401.01.172 "Доходы от реализации активов" Кредит 0.101.00.410 "Уменьшение стоимости основных средств" - объекты основных средств списаны с баланса; Дебет 0.401.01.172 "Уменьшение доходов от реализации активов" Кредит 0.401.01.200 "Расходы учреждения" - списаны расходы по реализации имущества.
1. При не полностью начисленной сумме амортизации
Дебет 0.104.00.410 "Уменьшение стоимости основных средств за счет амортизации" Дебет 0.401.01.172 "Доходы от реализации активов" Кредит 0.101.00.410 "Уменьшение стоимости основных средств"
2. Одновременно производится запись на оприходование стоимости материалов, полученных от ликвидации основных средств
Дебет 0.105.00.340 "Увеличение стоимости материалов" Кредит 0.401.01.172 "Доходы от реализации активов"
3. При полностью начисленной сумме амортизации
Дебет 0.104.00.410 "Уменьшение стоимости основных средств за счет амортизации" Кредит 0.101.00.410 "Уменьшение стоимости основных средств"
4. Одновременно производится запись на оприходование стоимости материалов, полученных от ликвидации основных средств
Дебет 0.105.00.340 "Увеличение стоимости материалов" Кредит 0.401.01.172 "Доходы от реализации активов" Дебет 0.401.01.271 "Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов" Кредит 0.104.00.410 "Уменьшение стоимости основных средств за счет амортизации"
В данном случае речь идет о машинах и оборудовании.
Дебет 0.101.04.310 "Увеличение стоимости машин и оборудования" Кредит 0.101.04.310 "Увеличение стоимости машин и оборудования"
Примечание: данная проводка выражает мнение автора. Инструкция по бюджетному учету (утверждена приказом Минфина России от 26.08.2004 № 70н) не предусматривает отражения внутреннего перемещения основных средств на балансовых счетах (см. п. 21 "Выдача основных средств в эксплуатацию оформляется изменением материально ответственного лица в регистрах аналитического учета объектов основных средств").
Дебет 0.104.04.410 "Уменьшение стоимости машин и оборудования за счет амортизации" Дебет 0.401.01.273 "Чрезвычайные расходы по операциям с активами" Кредит 0.101.04.410 "Уменьшение стоимости машин и оборудования" Дебет 0.209.01.560 "Увеличение дебиторской задолженности по недостачам основных средств" Кредит 0.401.01.172 "Доходы от реализации активов" - начислены доходы в связи с недостачей, хищениями, отнесенными за счет виновных лиц, по рыночной стоимости; Дебет 0.104.04.410 "Уменьшение стоимости машин и оборудования за счет амортизации" Дебет 0.401.01.172 "Доходы от реализации активов" Кредит 0.101.04.410 "Уменьшение стоимости машин и оборудования" - объекты основных средств списаны с баланса
В данном случае рассматривается хозяйственный и производственный инвентарь.