Компенсация внешних эффектов важная функция государства. Компенсация за внешние эффекты экономической деятельности

Инвестиции

Теория внешних эффектов

Внешние эффекты, или экстерналии, возникают в ситуации, когда часть выгод или издержек, связанных с конкретным видом деятельности или фактором производства, достается посторонним лицам, то есть когда на значение функции полезности индивида или производственной функции предприятия непосредственно влияет производственное или потребительское поведение других лиц или организаций.

При отрицательных экстерналиях индивид или фирма перекладывает на других часть издержек. Наиболее очевидный пример – загрязнение атмосферы предприятиями или автомобилями, что представляет собой внешние издержки, поскольку снижает благосостояние окружающих.

При положительных экстерналиях посторонние лица бесплатно получают некоторые выгоды. Например, если человеку сделана профилактическая прививка от инфекционного заболевания, вероятность заболеть снижается не только для него лично, но и для тех, с кем он контактирует.

Регулирование внешних эффектов. Общие ресурсы Понятие внешнего эффекта. Внешние эффекты в потреблении и производстве. Внешние эффекты и потери эффективности.Способы государственного регулирования внешних эффектов. Проблема выбора способа воздействия. Коузианский и гоббсианский подходы. Характеристика общих ресурсов: неисключаемость и соперничество. Трагедия общин Проблемы регулирования доступа к общим ресурсам Разбор задачи: «Правовые режимы и эффективность» Рабочие материалы к теме: Справочный материал:

Внешние эффекты – последствия действий, оказывающие воздействие на благосостояние других индивидов или прибыль фирм и не находящие отражения в рыночных ценах. В общем случае, действия за которым не следует компенсации

Налоги Пигу – компенсации, устанавливаемые государством тем, кто страдает от отрицательных внешних эффектов, берущиеся с тех, кто производит отрицательные внешние эффекты

Коузианский подход к решению внешних эффектов – рецепт судьям: четко установите права собственности, а субъекты сами разберутся какой размер компенсации нужно выплачивать друг другу за причиняемый вред.

Суд отвечает только на один вопрос – Кто виноват?

Гоббсианский подход к решению внешних эффектов – рецепт судьям: четко установите права собственности и определите размер компенсации, который нужно выплачивать за причиняемый вред.

Суд отвечает на два вопроса – Кто виноват? Что делать?

Последствия внешних эффектов

1. Отрицательные издержки производства. Предположим, что химзавод расположен выше по течению реки, чем пивзавод. В этом случае производство химической продукции накладывает дополнительные издержки на производителя пива (дополнительная очистка воды и т.п.).

Это значит, что предельные общественные издержки производства химической продукции превышают предельные частные издержки на величину внешних предельных издержек. Следовательно, уровень производства товаров, которые создают отрицательные экстерналии, будет избыточным.

Рис. 4.1 показывает традиционные кривые спроса и предложения. В отсутствие экстерналий результирующее рыночное равновесие Q m является эффективным. При наличии экстерналий кривая предложения химзавода не будет отражать предельных общественных издержек, а только предельные частные издержки.


Рис. 4.1. Последствия отрицательных внешних эффектов производства

Р Количество (предельная выгода); MPC – (предельные частные издержки); MSC – Предельные общественные издержки

Эффективность требует, чтобы предельные общественные издержки равнялись предельной полезности от увеличения выпуска: производство должно находиться в точке Q e , на пересечении кривой предельных общественных издержек и кривой спроса. Эффективный уровень производства ниже, чем уровень рыночного равновесия.

2. Положительные экстерналии производства. Одним из примеров такой ситуации могут быть финансируемые какой-либо фирмой исследования и разработки.

Если их результаты становятся доступными другим фирмам, то они имеют чистый выигрыш, не неся никаких затрат на его получение. Предельные общественные издержки исследований и разработок, следовательно, меньше, чем предельные частные издержки. Ведь не несущие расходов компании за счет бесплатного доступа к результатам исследований и разработок добиваются снижения своих издержек.

На рис. 4.2 кривая предельных общественных издержек (MSC) ниже кривой МРС (превышение МРС над MSC составляет предельные внешние выгоды – MEB). Объём исследований и разработок, обеспечиваемый несущей расходы на них фирмой, устанавливается в т. Q m , т.е. оказывается меньше общественно эффективного уровня Q e .


Рис. 4.2. Последствия положительных внешних эффектов производства

Q e Q m Количество D (предельная выгода) MPS (предельные частные издержки) MCS Предельные общественные издержки

Принимая во внимание тот факт, что финансирующая исследования и разработки фирма получает только частные выгоды, она не будет заинтересована осуществлять их в объёме, равном общественно эффективному.

3. Отрицательные внешние эффекты потребления. Если предположить, что поселок расположен вдоль шоссе, то автомобили проезжающих через него дачников приносят жителям этого поселка различного рода неудобства в виде загрязнения воздуха, шума, перегруженности дороги.

На рис. 4.3 изображены предельная полезность и цена использования автомобиля для его владельца.


Рис. 4.3. Последствия отрицательных экстерналий потребления

Число поездок на дачу автомобилистом составит Q m , то есть установится там, где MРВ = P (где цена есть стоимость бензина, масла, износа покрышек и т.п. на одну поездку). Общественно эффективное количество поездок, однако, было бы меньше Q m , а именно, - Q е, то есть соответствовало бы такому количеству, при котором MSB = Р.

Здесь превышение MРВ над MSB есть MEC (для потребителей).

4. Положительные внешние эффекты потребления. Если снова обратиться к использованному выше примеру, то можно утверждать, что в случае, когда многие дачники станут пользоваться электричкой вместо автомобилей, жители расположенного на шоссе посёлка выиграют. В результате предельные общественные выгоды поездки на электричке окажутся больше, чем предельные частные выгоды. Для представления такой ситуации на рис. 4.3 достаточно поменять местами MРВ и MSB.

В таком случае превышение MSB над MРВ и есть MEB.

5. Общий ресурс. В проблеме общих ресурсов предельные общественные выгоды меньше, чем предельные частные выгоды.

Рассмотрим озеро, в котором общее количество пойманной рыбы возрастает с числом рыбацких лодок, но непропорционально, так что количество пойманной рыбы, приходящейся на одну лодку, с увеличением числа лодок, уменьшается.

Предельная общественная выгода от дополнительной лодки, таким образом, меньше, чем средний улов с каждой лодки. Как показано на рис. 4.4, часть рыбы, пойманной с дополнительной лодки, была бы и так поймана с какой-то другой.

Частный доход для дополнительного индивидуума, решающего, покупать ли лодку, представляет собой просто средний доход, который гораздо выше, чем предельный общественный доход (поскольку со всех лодок на одном озере ловят одно и то же количество рыбы).


Рис. 4.4. Последствия особого класса внешних эффектов – «общего ресурса»

(СУЛ – средний улов на лодку; ЭКЛ – эффективное количество лодок; РР – рыночное равновесие; КЛ – количество лодок; ИЛ – издержки на лодку; ПОО – предельная общественная отдача; УЛ – улов на лодку)

Таким образом, поскольку равновесие частного рынка влечет за собой равенство средних доходов и затрат на одну лодку (принятыми постоянными), общественная эффективность требует, чтобы предельный общественный доход равнялся затратам на одну лодку.

Подводя итоги рассмотрению внешних эффектов, можно сформулировать следующие выводы.

Во-первых, всегда, когда имеют место отрицательные внешние эффекты, производится или потребляется слишком много.

Во-вторых, всегда, когда имеют место положительные внешние эффекты, производится или потребляется слишком мало.

И, наконец, очевидно, что в каждом из случаев наличия внешних эффектов рынок не выравнивает MSB и MSC.

В ряде случаев рыночная система сталкивается с так называемыми внешними эффектами (экстерналиями). Они представляют собой издержки и выгоды, связанные с производством и потреблением какого-либо блага, но выпадающие на долю третьей стороны, то есть лиц, не являющихся участниками данной рыночной сделки. Эти эффекты (издержки) не отражаются в цене произведённого товара и не получают на рынке адекватной денежной оценки. Следовательно, рыночное равновесие нарушается, и государство призвано это равновесие восстановить.

Внешние эффекты бывают положительными и отрицательными и, соответственно, приносят третьим лицам прибыли или убытки.

В качестве примера отрицательных внешних издержек можно привести Загрязнение окружающей среды. Производитель, скажем, древесины загрязняя атмосферу ядовитым дымом, или сливая вредные отходы в реку, переносит часть своих издержек на жителей данного региона, никак эти издержки не компенсируя. Следовательно, фактические затраты производителя, учтённые в цене готового товара, оказываются меньше полных издержек (так как отрицательные последствия загрязнения воды и воздуха здесь не учтены). В данном случае государство должно учесть последствия отрицательного внешнего эффекта и компенсировать жителям внешние издержки, связанные с загрязнением.

5. Регулирование рынка труда.

Такое регулирование проводится, как правило, по двум основным направлениям.

    Первое - регулирование уровня и продолжительности безработицы. Сюда относится: организация и совершенствование системы информации о свободных рабочих местах, развитие профессионального обучения и переквалификации, осуществление постоянного контроля над состоянием рынка рабочей силы, финансирование исследований проблемы занятости.

    Второе - социальная защита безработных. Политика государства в этой области должна, с одной стороны, материально обеспечить людей потерявших работу, а с другой - учитывать реальные возможности экономики и стимулировать стремление человека к трудоустройству. Поэтому государственная социальная помощь должна быть избирательной, адресной и экономически обоснованной.

6.Антиинфляционное регулирование.

Различают антиинфляционную стратегию и антиинфляционную тактику.

    Антиинфляционная стратегия включает в себя ограничение денежной массы, сокращение дефицита государственного бюджета, совершенствование налоговой системы, а так же устранение инфляционных ожиданий.

    Антиинфляционная тактика включает поддержку формирования новых рынков, разумную приватизацию государственной собственности, понижение уровня ликвидности сбережений путём повышения ставок процента по вкладам, а так же повышение курса национальной валюты. К радикальным тактическим мерам относится и денежная реформа конфискационного типа, которая хотя и не способна устранить причины инфляции, но может на сравнительно короткое время снизить текущий спрос.

7. Обеспечение экономической безопасности.

Обеспечению экономической безопасности способствуют поддержание оптимальной структуры производства, равномерное социально-экономическое развитие регионов, предотвращение криминализации хозяйственной деятельности внутри страны, расслоения общества, а также стремления промышленно развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать складывающуюся в стране ситуацию в своих экономических и политических целях.

План семинара по теме 2.1.

Необходимость, сущность, принципы и основные направления государственного регулирования экономики.

– это дополнительные выгоды или издержки, возникающие как побочный эффект от деятельности других лиц или организаций. Экстерналии не являются результатом деятельности тех, кто их получает.
В основе внешних эффектов лежит явное или скрытое использование (присвоение) какого либо ресурса без принятия на себя издержек в размере его альтернативной стоимости (3).
В качестве примера отрицательных внешних эффектов можно привести совершение экологических правонарушений и преступлений, когда субъект рынка фактически снижает издержки свой деятельности путем нанесения ущерба окружающей среде. Совершение подобных общественно опасных деяний облегчается в том случае, если отрицательные внешние эффекты носят неосязаемый характер, то есть не проявляются на рынке.
Другим примером неосязаемых внешних эффектов является потребление наркотических средств, других товаров и услуг с отрицательными и не проявляющимися непосредственно на рынке последствиями.
Для компенсации внешних эффектов используются различные средства, одним из наиболее значимых из которых является государственное регулирование. Так, государство устанавливает правовой запрет на немедицинское потребление наркотиков, предусматривая уголовную ответственность за их незаконное производство, распространение, хранение, а в ряде случаев и потребление. Аналогичные действия предпринимаются в сфере защиты экологии.
Однако несовершенство законодательства, относительно низкие издержки сокрытия правонарушений и преступлений в сочетании с высокой экономической выгодой от их совершения при ориентации субъекта на максимизацию прибыли является криминогенным обстоятельством, внутренне присущим рынку.
5. Неспособность рынка обеспечить социально приемлемые границы неравенства в рыночной экономике. Рыночный механизм нейтрален в существующим в обществе социальным и моральным требованиям и имеет тенденцию к неоправданной дифференциации доходов и имущества между участниками рыночных отношений.
Даже в условиях государственного вмешательства в распределение доходов проблемы остаются, поскольку реализуемая политика распределения может не соответствовать нормам принятым в обществе, в отдельных социальных группах либо отдельными индивидами. Высокий уровень дифференциации доходов и имущества в сочетании с восприятием распределения как несправедливого способно явиться важным условием для морального самооправдания при совершении имущественных правонарушений и преступлений. Это относится, в частности, к уклонению от обязательных платежей и незаконному получению прав на льготы, компенсации и другие трансферты за счет бюджета и внебюджетных фондов. Наличие морального самооправдания является, по мнению криминологов, необходимым условием совершения мошенничества (4).
Ограничение изъянов рыночного механизма осуществляется посредством государственного вмешательства в действие рыночных сил и регулирование экономических отношений. Далеко не всегда изъян рынка может быть компенсирован эффективным вмешательством государства. Часто изъяну рынка соответствует изъян государства и устранение первого влечет усиление негативных последствий второго. Оптимальное решение существует не всегда.
Изъяны или дисфункции государства также могут быть использованы в криминальных целях для получения незаконной выгоды. Рассмотрим важнейшие изъяны государства и их криминогенный потенциал.
6. Ограниченность объективной информации для принятия решений является важным условием, способствующим путем манипулирования информацией получать у государства необоснованные преимущества в сфере налогообложения, льготного кредитования, дотирования, субсидирования, квитирования, лицензирования.
Бюрократизм в принятии экономических решений проявляется в сложной и длительной процедуре согласования принимаемых решений между различными ведомствами. Возможность государственных служащих оказывать влияние на сроки и результативность принятия решений создают спрос на незаконные услуги со стороны заинтересованных лиц и организаций, что создает условия для коррупции.
7. Несовершенство политического процесса – серьезный изъян современного государства, состоящий в том, что в современном демократическом обществе принятие экономических решений увязано с политическими интересами властных структур и организаций.
Характерными особенностями современного политического процесса выступают рациональное неведение избирателей, возможность принятия произвольных и манипулируемых решений, влияние групп специальных интересов и погоня за рентой. Это создает реальные возможности для навязывания обществу экономических решений, противоречащих его интересам. Большинство форм общественно опасного поведения в политическом процессе некриминализованы, за исключением наиболее откровенных форм коррупции.
8. Недостаток мотивации к эффективному и рациональному ведению дел в государственной управленческой или производственной структуре. В качестве примера можно привести нелояльное поведение менеджмента государственной организации, состоящее в заключении убыточных для предприятия сделок. Другим примером может быть неэффективное управление государственной собственностью, вложенной в предприятия, что проявляется, в частности в практически полном отсутствии прибыли либо ее доли, распределяемой по дивидендам.
9. Ограниченные возможности контроля над государственным аппаратом признается наиболее значимым "провалом" государства. В силу профессионализации управленческих функций и ряда других причин высшие государственные структуры, особенно исполнительные органы, приобрели относительную автономность от общества. В сочетании с широкими дискреционными полномочиями государственных служащих в сфере регулирования экономики это является фактором, способствующим коррупции.
10. Самодетерминация криминальной экономической деятельности. Совершение противоправных деяний, сокрытие их от государственного контроля ведет к совершению новых правонарушений и преступлений. Это объясняется как невозможностью использовать легальный институты для защиты экономических интересов, так и возникновением специфического криминального риска. Информация о скрытой деятельности становится инструментом торга и шантажа в отношениях с вымогателями и криминальными покровителями.
Сокрытие экономической деятельности создает условия для заключения незаконных соглашений по распределению скрытого дохода. Экономическая природа этого явления может быть объяснена на основе теоремы Р.Коуза, посвященной рыночным способам урегулирования проблемы внешних эффектов.
Таким образом, любая скрываемая от контроля государства информация потенциально создает криминогенную ситуацию путем превращения ее в предмет незаконных соглашений и вымогательства.
Результаты незаконного соглашения по поводу информации могут принимать различную форму: либо рыночного типа (получение выгоды, выраженной в денежной форме), либо нерыночного институционального типа, когда платой за неразглашение информации является принуждение к совершению каких-либо действий либо к соблюдению неформальных норм какой-либо группы или сообщества, например, реализация принципа Blutkit, укрепляя членство в группе соучастием в нарушении правового запрета.
Существует тесная связь между явлениями скрытого производства нормальных товаров и услуг и криминализацией экономических отношений. Исследования показывают, что при передаче крупных сумм наличных, без которых невозможно теневое производство, как правило, возникают контакты с криминальными структурами. От разовых услуг по неформальной защите отношения с преступниками приобретают систематический характер. Кризисные предприятия чаще прибегают к услугам преступных организаций для защиты и разрешения экономических споров. Аналогичные отношения могут быть установлены и с коррумпированными государственными служащими.
В свою очередь, криминализация экономики, вытеснение государственных институтов криминальными становится самостоятельной причиной роста сектора теневой экономики. Высокая криминализация и коррумпированность экономических отношений побуждает предприятия формировать неформальные фонды денежных средств для осуществления не предусмотренных законодательством платежей.
Согласно проведенным выборочным обследованиям предприятий Тульской, Иркутской областей и Удмуртской Республики доля теневых платежей в общих расходах предприятия составили для малого бизнеса около 23%, для крупных и средних предприятий – 18% (5). Государство не может обеспечить отсутствие произвола со стороны собственных чиновников в рамках официальных, легальных процедур, связанных с регулированием рынка. В результате предприятия вынуждены решать свои проблемы с помощью взяток, для которых им требуются неучтенные наличные.
Рассмотренный фрагмент демонстрирует одно из многочисленных проявлений тесной взаимосвязи и взаимодетерминации скрытого производства и криминальной деятельности. Установление этого факта делает необходимым включение в рассмотрение детерминант криминальной экономической деятельности также и причин сокрытия производства нормальных товаров и услуг.
Для понимания причин криминализации важно не только уяснение ее причинной связи с сокрытием, но и неизбежности сокрытия некоторых значимых аспектов экономической деятельности и информации о ней от официального контроля. Это обусловлено следующими причинами.
В целях минимизации издержек функционирования экономической системы (трансактных издержек) в экономике формируются институты, которые включают в себя как формальные правила и неформальные ограничения (общепризнанные нормы поведения, достигнутые соглашения, внутренние ограничения деятельности), так и определенные характеристики принуждения к выполнению тех и других (6).
Формальная и неформальная системы регулирования находятся в противоречии, что обусловлено различием их функций. По мнению В.М.Рейсмена (W.M.Reisman), идеальная нормативная система, закрепленная в праве, которую он называет мифом, выполняет своеобразную интегративную функцию, обеспечивая стабильность существования различных социальных групп и общества в целом. Она отражает ключевые ценности общества и отдельных его социальных групп.
Система операционального, или делового кодекса поведения обеспечивает эффективное достижение практических целей, минимизацию издержек. Ее большая рыночная эффективность может быть обусловлена перекладыванием части издержек на общество или другие группы экономических агентов.
Нормативная система более стабильна, консервативна, в то время как операциональная более динамична и эффективна.
Несоответствие операциональной и идеальной нормативной систем существует всегда, но в отдельные периоды может принимать значительные масштабы и трактоваться как нарушение закона. В этих условиях преступное, но эффективное с групповой точки зрения экономическое поведение может стать в ряде случаев неотъемлемым элементом операционального кодекса, получить молчаливое или явное групповое одобрение и скрываться от формального контроля.
Обусловленная несовершенством рынка и государства неэффективность системы регулирования экономических отношений способна усилить противоречие между формальной и неформальной нормативными системами, стимулируя рост теневой экономики и ее криминализацию.
С точки зрения экономического подхода к деятельности институтов регулирования экономики полное пресечение всей противоречащей формальным нормам деятельности не только невозможно, но и нецелесообразно. Усилия и издержки по обеспечению контроля должны быть таковы, чтобы совокупные издержки, состоящие из затрат по обеспечению контроля и ущерба от нарушения формальных норм, были минимальны. Постановка задачи полной ликвидации отклоняющегося поведения потребует несоразмерного увеличения издержек. Этот вывод в целом согласуется с предыдущими рассуждениями о различных функциях формальной и неформальной нормативных систем в регулировании экономического поведения.
Таким образом, рынок и государство обладают принципиально неустранимыми изъянами (несовершенствами), которые создают возможность для совершения общественно опасных деяний в сфере экономики и криминальной деформации экономической системы. Несовершенство и внутренняя противоречивость нормативного регулирования экономической деятельности порождает тенденцию к сокрытию значимой информации от официального контроля и возможность криминализации скрытой экономики. Данные особенности являются детерминантами криминальной экономики на уровне хозяйственной системы рыночного типа.
Отмеченные неустранимые несовершенства рынка и государства усиливаются как в условиях чрезмерного усиления роли государства, так и при необоснованном устранении государства от осуществления присущих ему функций.
Масштабы и конкретные формы участия государства в экономической деятельности определяются проводимой социально-экономической политикой, которая также может создать специфические возможности для криминализации экономической системы. Это так называемые конкретные, или специфические причины совершения экономических преступлений, которые будут рассмотрены ниже.
Поскольку сокрытие от государственного контроля также является криминогенным фактором, то среди причин криминализации экономики следует изучать и те, которые способствуют выталкиванию экономической деятельности за пределы контролируемой государством сферы.
В заключении отметим еще несколько специфических детерминантов криминальной экономической деятельности.
11. Анонимность и коллективность жертв также является немаловажным криминогенным фактором. Эти преступления вызывают меньше страха и раздражения у общественности, так как виктимизация происходит постепенно в течение долгого периода времени по сравнению с разовым причинением вреда традиционными преступлениями.
При совершении преступлений против корпораций одним из основных криминогенных факторов является психологический механизм деперсонализации корпораций в сознании преступника: так, для служащего кража – это лишь "взятие взаймы". Возмещение ущерба в таких случаях, как правило, переносится на плечи потребителей путем поднятия цен на товары и услуги.
Немаловажным фактором является несовершенство законодательства, высокая латентность экономических преступлений, сложность их выявления и расследования. Мягкость наказания способствует тому, что корпорации, как правило, избегают негативных последствий для себя, так как оплата штрафов списывается как деловой риск или переносится на потребителей при помощи поднятия цен.
Одним из факторов, способствующих совершению преступлений, признается то значение, которое традиционно придается материальному успеху и власти как основе положения в обществе.
12. Устройство рыночной экономической системы, создающее возможность практически безнаказанно распределять ущерб от криминальной деятельности на неопределенный круг лиц. Современная институциональная система создает для этого благоприятные возможности.
Так, торговцы, потерпевшие от экономических преступлений, перекладывают потери на покупателей, страховщики – на страхователей, кредитные организации на заемщиков и вкладчиков, государство – на налогоплательщиков и потребителей трансфертов, общественных благ. Неплатежи бюджету превратились в эффективное средство переноса бремени кредиторской задолженности и нехватки оборотных средств лоббирующих групп специальных интересов реального сектора на общество.
Ущерб от деятельности компактной группы специальных интересов, добившихся существенных льгот за счет государственного бюджета, будет практически неощутим для каждого отдельного налогоплательщика или получателя бюджетных ресурсов. Значительный ущерб, нанесенный торговой организации, может выразиться в весьма незначительной наценке к цене товара. Потребитель может совершенно не придать значения этому небольшому изменению цены.

КОМПЕНСАЦИЯ ЗА ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(compensation for externalities) Принцип, в соответствии с которым те, чья деятельность вызывает негативные внешние эффекты (externalities), должны выплачивать компенсацию пострадавшим. Такую компенсацию можно рассматривать в двух различных аспектах. Экономическая выгода от "принуждения загрязнителя платить" состоит в том, что у предпринимателей возникает стимул избегать загрязнения среды, за исключением тех случаев, когда им дешевле платить за загрязнение, чем поддерживать экологически чистое производство. В результате данный внешний эффект экономической деятельности интернализируется (трансформируется во внутренний), что способствует повышению экономической эффективности вне зависимости от того, доходят ли уплаченные загрязнителем суммы до пострадавших от загрязнения. В тех случаях, когда жертвы загрязнения многочисленны, их идентификация и последующая выплата компенсаций либо невозможны, либо требуют слишком высоких затрат. Тогда принцип компенсации пострадавших основывается на требовании справедливости (equity), но не имеет никакого отношения к эффективности. В действительности компенсация сама может стать причиной неэффективности: в условиях, когда пострадавшие могут с относительно небольшими издержками предотвратить нанесение себе ущерба путем изменения своего поведения, выплата компенсаций за фактически причиненный им ущерб ведет к тому, что они почти не пытаются избежать его. С точки зрения эффективности если уж жертвы внешних эффектов экономической деятельности получают компенсацию, то она должна выплачиваться лишь за тот ущерб, избежать которого было невозможно.


Экономика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2000 .


Экономический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "КОМПЕНСАЦИЯ ЗА ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" в других словарях:

    внешние эффекты - экстерналии внешняя экономия внешние издержки Те виды дополнительной экономии или дополнительных издержек, которые не зависят от деятельности данного предприятия, но влияют на ее результаты. Например, если при строительстве металлургического… … Справочник технического переводчика

    Внешние эффекты, экстерналии - (внешняя экономия, внешние издержки,) те виды дополнительной экономии или дополнительных издержек, которые не зависят от деятельности данного предприятия, но влияют на ее результаты. Например … Экономико-математический словарь

    ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ, экстерналии - (англ. externalities) – виды дополнительной экономии или дополнительных издержек, которые не зависят от деятельности данного предприятия, но влияют на ее результаты. Напр., если при стр ве металлургического з да «сэкономят» на устройстве… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    Макроэкономическая статистика - (Macroeconomic statistics) Понятие макроэкономической статистики, виды статистических показателей Информация о понятии макроэкономической статистики, виды статистических показателей Содержание >>>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

    I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

    Китайская Национальная Нефтегазовая корпорация - (CNPC) Китайская Национальная Нефтегазовая корпорация это одна из крупнейших нефтегазовых компаний мира Китайская Национальная Нефтегазовая корпорация занимается добычей нефти и газа, нефтехимическим производством, продажей нефтепродуктов,… … Энциклопедия инвестора

Поскольку внешние эффекты существуют в экономике длительное время, к решению их проблем привлекают государство.

Решить проблему непропорционального распределения ресурсов, связанную с наличием выгод и издержек перелива возможно следующими способами:

1) принятием соответствующих нормативных актов, которые обязывали бы производителя нести затраты по снижению отрицательных побочных эффектов;

2) стимулированием производителей, занимающихся производством товаров, обладающих положительным побочным эффектом;

3) стимулированием и прямым финансированием потребителей, предъявляющих спрос на товары с «положительным побочным эффектом»;

4) государство может само выступить в роли производителя соответствующих товаров и услуг.

Наиболее часто применяемыми формами государственного регулирования внешних эффектов являются:

1) Административно-командные методы – связаны с прямым запретом или требованием выполнения экономическими субъектами определенных действий. Государственные органы устанавливают уровни предельно допустимых концентраций вредных и токсичных веществ и облекают их в виде административных приказов.

2) Корректирующие налоги (налоги А. Пигу) – налоги на выпуск товаров или услуг, которые поднимают предельные индивидуальные издержки до уровня предельных общественных издержек и приводят к сокращению производства. Налог Пигу устанавливается в размере, равном предельным внешним издержкам на каждую единицу продукции.

3) Корректирующие субсидии – это платежи потребителям или производителям товара, который создает положительный внешний эффект. Такие субсидии предназначены для интернализации внешних эффектов посредством воздействия на цену потребляемого товара, которая увеличивает объем его производства до эффективного уровня.

Теорема Коуза

Не все решения в сфере регулирования внешних эффектов происходят при непосредственном участии государства. Исследование, предпринятое Рональдом Коузом, показало, что добровольные переговоры между заинтересованными сторонами при определенных условиях могут привести к эффективному результату.



При нулевых трансакционных издержках и четком установлении прав собственности, независимо от того, как эти права собственности распределены между экономическими агентами, частные и социальные издержки будут равны. Регулирование отрицательных внешних эффектов может производиться без участия государства в форме компенсаций источником отрицательных внешних эффектов пострадавшей стороне.

Общественный выбор и государственные решения

Каждый раз, когда речь заходит о теории общественного выбора, первым делом вспоминают имя нобелевского лауреата по экономике 1986 года Дж. Бьюкенена. Этот экономист был в числе авторов, выбравших абсолютно новое направление экономического анализа – нерыночные отношения. Первая его статья на тему «Чистая теория общественных финансов: предполагаемый подход» была опубликована еще в 1949 году. Лишь в конце 80-х годов ХХ века за этим направлением закрепилось собственное название – теория общественного выбора.

Теория общественного выбора – это изучение политики с применением инструментов и методов экономики в отношении коллективных или нерыночных решений. В связи с этим теория общественного выбора имеет сегодня и другое название – новая политическая экономия.

Согласно представлениям Дж. Бьюкенена, эта новая дисциплина строится на двух методологических постулатах:

1) Индивид преследует свои собственные интересы;

2) Политический процесс, с помощью которого индивид реализует свои интересы, рассматривается как разновидность обмена.

Постулату индивидуализма отводится при этом главное место. Политические и другие институты оцениваются в соответствии с тем, насколько хорошо они позволяют индивидам преследовать собственные интересы. Индивидуализм, выбранный Бьюкененом в качестве предпосылки анализа, как раз и позволяет осмыслить политический процесс как взаимовыгодный процесс обмена. Идеалом является установление таких общественных институтов, которые подобно конкурентному рынку позволят преследующим индивидуальные интересы индивидам одновременного обеспечивать и общественные интересы.

Общественный выбор – представляет собой процесс объединения частных предпочтений в коллективные решения. Однако, в отличие от рынка частных благ, политический рынок, где решения принимаются коллективно, становится все менее эффективным с ростом числа участников. Общественное решение может быть эффективным, если за него проголосовали единодушно. Если же число участников сделки увеличивается, то вероятность единодушия сокращается до нуля, так же как и возможность установить эффективное состояние.

Рынок частных благ имеет более высокую способность к «точной настройке» – человек может выбрать между многочисленными разновидностями одного блага. Общественный выбор осуществляется из малого набора взаимосвязанных альтернатив. По этой причине, коллективные решения являются чаще всего принудительными, по сравнению с частными решениями, и принимаются в основном правительством.

В рамках теории общественного выбора для объяснения процесса выбора рассматриваются различные методы принятия коллективных решений.

Единодушие

Многие социальные деятели и экономисты подчеркивают преимущества решений, принятых при всеобщем согласии и единодушии. При этом подходе необходимо, чтобы все и каждый были согласны с принятым коллективным решением.

Ни одно решение не может быть принято без согласия каждого члена общества, что означает, что все решения должны повышать доход каждого члена общества. Избирательная система, основанная на единодушии, будет гарантировать, что все принятые решения будут эффективными. Кроме того, так как каждый избиратель согласен с любым решением, при такой системе не будет принуждения меньшинства большинством.

Но всеобщее согласие требует огромной энергии и значительного времени. Избирательная система, основанная на единодушии, настолько бы увязла в бесконечных переговорах и отсрочках, что практически ни одно решение не могло бы быть выполнено. При управлении по принципу единодушия вероятно сохранение равновесия, независимо от того, благоприятно оно или нет.

Правило большинства

Практически все демократические органы власти при принятии решений основываются на правиле большинства.

Закон или правило считается принятым только тогда, когда за него проголосовало более половины избирателей.

Свойства правила большинства:

1) правило большинства не гарантирует эффективности;

2) правило большинства может привести к «тирании большинства». Большинство может вынуждать меньшинство принять его политическую волю с помощью дискриминации, перераспределения дохода или жестоких законов. В условиях единодушия такая тирания невозможна.

Очевидно, что недостатки политического рынка и принятия решений по правилу большинства определяют склонность теоретиков общественного выбора отдавать первенство частному рынку перед государством везде, где это возможно. Однако, как быть там, где частный рынок не работает или работает крайне неэффективно и требуются коллективные решения?

Дж. Бьюкенен предложил решение этой проблемы, получившей название «конституционная экономика». Для того, чтобы политический механизм стал по своей сути и эффективности подобным рынку совершенной конкуренции, все индивиды должны быть, во-первых, участниками одного и того же контракта, во-вторых, как уже отмечалось, этот контракт должен быть заключен единодушно. И этот контракт – Конституция.

В государствах с демократическим устройством политический курс определяется, как мы выяснили, в конечном счете, не предпочтениями отдельного индивида (монарха или диктатора), а результатами всеобщих выборов, а также голосований в центральных, региональных и местных представительных органах.

Голосование представляет собой процедуру коллективного выбора. Понятно, что от свойств процедуры может во многом зависеть принимаемое решение. Процедура в данном случае призвана служить поиску вариантов, в наибольшей степени приемлемых для всех, кто участвует в голосовании. Процедуры голосования базируются на принципе приоритета большинства.

При анализе проблем, возникающих в ходе коллективного выбора, обычно в качестве примера используется простейшая процедура голосования, а именно попарное сравнение альтернатив на основе правила большинства.

Рассмотрим пример, в котором каждый член общества расположит три варианта в таком порядке, который соответствует её или его предпочтениям, а потом сделает наиболее предпочтительный выбор. Это значит, что каждый участник голосования заявит, например, что он предпочитает 1-ый товар 2-ому, 2-ой третьему. Затем мы можем попытаться, используя процедуру голосования, определить общий профиль предпочтений в обществе. Точнее говоря, может быть сделан выбор одного из любых двух общественных товаров, а победивший в этом состязании соревнуется с третьим общественным товаром.

Допустим, городские власти имеют не использованные средства для строительства либо нового стадиона, либо театра, либо больницы. Решение должно быть принято путем опроса граждан или голосования депутатов местного представительного органа. Как среди граждан, так и среди депутатов имеются по три равные по численности группы. Члены первой группы более всего предпочитают театр, на втором месте для них стоит больница, а на третьем – стадион. Для второй группы характерны несколько иные предпочтения: на первом месте больница, на втором - стадион, на третьем - театр. Наконец, предпочтения третьей группы располагаются в таком порядке (по убыванию): стадион, театр, больница.

Сведем эти предпочтения в таблицу, характеризующую данный профиль предпочтения (табл. 1).

Таблица 1

Профиль предпочтения избирателей

Больница против стадиона: «победила» больница (большинство избирателей предпочитают больницу стадиону);

Стадион против театра: «победил» стадион (большинство избирателей предпочитают стадион театру).

Таким образом, мы определили, что большинство избирателей в обществе предпочитают товар стадион театру и больницу стадиону. Поэтому может показаться логичным вывод: общество предпочитает больницу театру. Но на самом деле это не так.

Если рассмотреть прямой выбор между товаром больницей и театром, мы увидим, что большинство избирателей предпочтут театр больнице.

Таким образом, решение зависит от порядка сравнения альтернатив. Если этот порядок выбирается случайным образом, то и окончательное решение окажется случайным. Если же определение порядка сравнения (формирование «повестки дня») находится в распоряжении одной из групп, то она способна без труда обеспечить победу наиболее устраивающей ее альтернативы.

Суть данной проблемы в том, что наши решения в этом случае голосования не обладают свойством транзитивности. Последнее предполагает, что если при сравнении альтернатив А и В побеждает А, а при сравнении В и С побеждает В то, сравнивая А и С, мы заведомо отдадим предпочтение А. Когда выбор не является транзитивным, его невозможно признать рациональным. В самом деле, мы вряд ли признали бы рациональным поведение домохозяйки, которая, выбирая покупки, сначала отдала предпочтение товару А перед товаром В, затем признала, что C ещё хуже, чем В, а в конечном счете купила бы именно товар С, заявив, что он лучше, чем А. В коллективном же выборе подобные ситуации, как мы видели, могут встречаться.

Выводы:

1. Все участники экономического процесса преследуют свои собственные интересы и стараются при этом действовать рационально. Следовательно, данное положение можно применить и к исследованию целей и социальных процессов, определяющих направления государственной деятельности. При этом государство обладает общепризнанным и исключительным правом принуждения и убеждения.

2. Государственное регулирование экономики в условиях рынка предполагает систему мер законодательно-исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях приспособления социально-экономической системы к существующим условиям. Воздействие государства на экономические процессы предполагает сочетание рыночного саморегулирования с государственными регуляторами и основано на использовании прямых и косвенных методов.

3. Зачастую складываются ситуации, когда рыночный механизм не способен эффективно распределить ограниченные ресурсы (провалы рынка), поэтому направлениями государственного регулирования являются: защита конкуренции, производство общественных благ, минимизация отрицательных и поощрение положительных внешних эффектов (экстерналий), осуществление социальной политики.

4. Общественные блага являются противоположностью чистых частных благ, обладая свойствами несоперничества в потреблении, неделимости в потреблении и неисключаемости. Правительство берет на себя обязательство их производства или финансирования, чтобы не допустить возможного возникновения дефицитного выделения ресурсов в эту сферу. Источником оплаты общественных благ являются налоги, взимаемые с частных лиц и корпораций, с зарплаты, с продаж потребительских благ и т.д.

5. Воздействие экономических субъектов, участвующих в данной сделке, на третьих лиц, не принимающих участие в сделке проявляется в наличии внешних эффектов, оказывающих положительное или отрицательное влияние на благосостояние людей. Суть внешних эффектов состоит в неэффективном размещении и использовании ресурсов и продуктов в экономике в результате несовпадения индивидуальных и общественных издержек или индивидуальной и общественной полезности.

6. При принятии правительственных решений возникает ряд проблем, которые могут быть рассмотрены в русле теории общественного выбора. Общественный выбор – представляет собой процесс объединения частных предпочтений в коллективные решения. Для объяснения процесса выбора рассматриваются такие методы принятия коллективных решений как единодушие, правило большинства и парадокс голосования

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите типичные «провалы рынка» и причины их возникновения?

2. Классифицируйте основные функции государства?

3. Охарактеризуйте чистое общественное благо?

4. По каким причинам регулирование внешних эффектов является функцией государства?

5. Охарактеризуйте методы определения общественного выбора с точки зрения эффективности принимаемых решений?